Когда ребенок самостоятельно ложится спать. Когда и как часто следует пользоваться методом Фербера? Причины плохого сна у ребенка

Нередко родители сталкиваются с проблемой, когда малыш не хочет укладываться спать и засыпать в одиночестве. В этой статье мы разберемся, когда нужно учить детей засыпать самостоятельно, как это правильно делать, и почему ребенок плохо засыпает.

Когда ребенок должен засыпать сам

Грудной малыш до 1-1,5 лет нуждается в том, чтобы постоянно находиться рядом с мамой. В этом возрасте еще рано начинать учить малыша засыпать одному в кроватке. Отметим, что грудничок до 7-8 месяцев с большим трудом может заснуть сам. Если малыш не готов спать один в кроватке до года, не заставляйте.

Подходящим возрастом педиатры называют 2-3 года, когда младенец уже готов к самостоятельному сну. В два-три года ребенка начинают приучать к определенному порядку действий перед сном. Важно, чтобы приучение к кроватке сопровождалось положительными чувствами. Важно также и выработать график. К четырем-пяти годам малыш уже должен самостоятельно засыпать в определенный час.

Приучение к кроватке следует начинать в два года, однако засыпать малышу самому без укачивания можно научить уже в один-два месяца. Это подготовит ребенка и облегчит процесс засыпания в отдельной кроватке. Засыпать малыша самостоятельно нужно научить до года.

Если малыш не спит самостоятельно в кроватке в 1-2 года, нет ничего страшного. Критический возраст – пять лет. Если до этого возраста малыш так и не научился спокойно спать один в кроватке, в дальнейшем таких детей ожидают расстройства сна и бессонница. Таким образом, засыпать самостоятельно без укачивания и колыбельных грудничок должен до года, а спать в отдельной кроватке – до пяти лет. А теперь давайте узнаем, как приучить ребенка засыпать самостоятельно.

Как научить грудничка засыпать самостоятельно

Приучать малыша к полноценному сну ночью и самостоятельному засыпанию можно после одного-двух месяцев. В первое время применяйте различные методы, которые помогут грудничку сразу заснуть без капризов и плача. Что для этого можно использовать:

  • Пеленание. Сегодня врачи пропагандируют свободное пеленание, при котором кроха сможет двигать ручками и ножками во сне. Но при этом пеленание дает грудничку спокойствие и ощущение безопасности, что особенно важно для новорожденного. Как правильно пеленать грудничка, смотрите ;
  • Тихие колыбельные, объятия и укачивания оказывают успокаивающее действие на ребенка;
  • “Белый шум” часто помогает малышу заснуть сразу. Используйте тихие спокойные звуки, наподобие шипения, бегущей воды, записи водопада и пр.;
  • Не приучайте к засыпанию во время прогулок с коляской или при поездке на машине, так как дети быстро привыкают к такому способу укачивания и в дальнейшем будут плохо засыпать в домашних условиях.

После трех месяцев ребенка нужно отучать от укачивания и колыбельных, в этом возрасте малыш уже должен начинать засыпать самостоятельно. Причем научить этому нужно до года.

Чтобы младенец сразу уснул, используйте эти методы:

  • Ребенок должен бодрствовать 1,5-2 часа перед сном. Учтите, что он должен устать, но не переутомиться, иначе заснуть малышу будет еще труднее;
  • Покормите малыша перед сном и поменяйте памперс, можно сделать легкий расслабляющий . Когда уложите малыша, приглушите свет, не включайте телевизор и музыку (но можно использовать тихие колыбельные или “белый шум”). Ребенок должен понимать, что пришло время сна;
  • Не разрешайте младенцу засыпать у груди в течение дня, чтобы не превратить это в привычку. В дальнейшем уснуть без груди и без пустышки ребенку будет тяжело.

К полугоду ребенок должен засыпать самостоятельно. Не вставайте к ребенку по первому зову, подождите, пока он успокоится сам. Многих родителей волнует вопрос, почему ребенок плохо засыпает, не хочет спать или сразу просыпается. Причин этому может быть множество.

Если малыш плохо спит или не хочет засыпать

Малыша может беспокоить голод, грязный подгузник или боли. Поэтому важно перед сном устранить моменты, которые могут принести дискомфорт ребенку. Обязательно покормите кроху и поменяйте подгузник, перед сном выключите или приглушите свет и музыку.

Кроме того, заснуть малышу может помешать перевозбуждение или привычка к соске или груди. О плюсах и минусах использования пустышки читайте по ссылке . Не используйте активные игры перед сном. Лучше сделать расслабляющий массаж, провести прогулку или спокойное купание перед сном.

После четырех месяцев причины беспокойного и плохого сна кроются в прорезывании зубов. Снизить дискомфорт помогут специальные прорезыватели и безопасные детские гели. Иногда малыш плачет из-за нехватки внимания. Можно встать и недолго покачать малыша. Напоминаем, что не нужно подходить к ребенку по первому зову!

Нарушение сна часто вызывает малая активность ребенка днем. Не забывайте о зарядке, прогулках, играх и различных упражнениях. Кроме того, для комфортного сна в детской комнате должна быть подходящая температура, которая составляет 18-22 градусов. Регулярно проветривайте помещение и следите, чтобы воздух не был слишком сухим или слишком влажным.

10 способов научить ребенка засыпать самостоятельно

  • Важно наладить единый алгоритм подготовки ко сну. Каждый день повторяйте одинаковые процедуры с малышом перед тем, как лечь спать. Такой график может включать вечернее купание, чтение сказки или колыбельной, поцелуй на ночь. Причем последовательность действий должна быть одинаковой. Единый алгоритм поможет понять ребенку, что пора спать;
  • Укладывайте грудничка до того, как он уснет на руках или у груди. Чтобы малыш спокойно спал один в кроватке, нужно научить его засыпать именно в ней. Когда ребенок засыпает в своей кроватке, это способствует здоровому и крепкому сну;
  • Чтобы уложить ребенка спать сразу и днем, и ночью, постройте график так, чтобы первая половина дня была наиболее активной и насыщенной, а вторая – более спокойной;
  • , особенно с мамой, успокаивает малыша, благоприятно влияет на развитие психики и нервной системы. Однако важно вовремя начать отучать младенца от совместного сна. Делать это нужно в 2-3 года;
  • Если ребенок просыпается, начинает плакать и звать маму, не спешите откликаться. Подождите, пока он успокоится сам. Дети часто могут успокоиться и без помощи родителей. Но периодически заходите в комнату, чтобы ребенок не чувствовал себя покинутым. Постепенно сокращайте количество заходов и время пребывания в детской;

  • Используйте соски и погремушки только в крайних случаях. Не давайте крохе играть в кроватке, применяйте ее только по назначению (для сна). Игрушки и пустышки только усложняют задачу. В дальнейшем вам придется не только приучать малыша засыпать самостоятельно, но и отучать его от любимых игрушек и атрибутов;
  • Укладывайте ребенка всегда в одно и то же время. Организм привыкает к определенному режиму, и кроха сам будет чувствовать усталость. Не поддавайтесь искушению уложить малыша спать пораньше, чтобы отдохнуть самим. Это нарушает режим, кроме того, младенец проснется слишком рано на следующее утро;
  • Обязательно соблюдайте условия для засыпания. Как уже говорилось, проверьте подгузник и покормите малыша, обеспечьте тихую обстановку и полумрак в комнате. Подберите удобный матрас и гипоаллергенное белье, проверьте, ровно ли лежит простынка. Малышу должно быть комфортно в кроватке;
  • Многие малыши не могут заснуть из-за страха. Доказано, что в два года уже могут появиться первые кошмары. Постарайтесь выяснить, почему малышу страшно. Не смотрите страшные мультфильмы и не читайте страшные сказки перед сном, оставляйте на ночь ночник. При необходимости обратитесь к детскому психологу.
  • Не ругайте ребенка и не угрожайте, если он не хочет спать и капризничает. Всегда разговаривайте ласково и спокойно! Объясняйте, почему он должен сейчас спать, почему должен спать в отдельной кроватке. Как вести себя, если грудничок не слушается родителей и постоянно капризничает, читайте в статье .

Метод засыпания Фербера-Эстивиля-Спока

Это довольно жесткая и спорная методика, которая, однако, быстро дает результаты. Учтите, что методику можно применять только для здоровых детей старше полугода! Кроме того, у малыша уже должен быть выработан четкий распорядок дня. Важно, чтобы грудничок находился в комнате один, и по соседству никто не спал.

Такая методика предполагает, что ребенка оставляют одного в комнате и заходят в комнату через определенное время после плача. В таблице подробно указаны интервалы ожидания.

Через сколько минут подходить к грудничку, когда он заплакал
День 1ый раз 2ой раз 3ий раз и последующие
Первый 1 минуту 3 минуты 5 минут
Второй 3 минуты 5 минут 7 минут
Третий 5 минут 7 минут 9 минут
Четвертый 7 минут 9 минут 11 минут
Пятый 9 минут 11 минут 13 минут
Шестой 11 минут 13 минут 15 минут
Седьмой 13 минут 15 минут 17 минут

Таким образом, если малыш заплакал в первый день начала обучения, то мама может подойти через минуту. Если младенец заплакал снова, то она уже ждет три минуты, в следующий раз – пять минут. И так время расписано для каждого дня.

Действительно, это жесткая методика, и далеко не все родители готовы к такому способу приучения. Но, как показывает практика, он реально может научить ребенка засыпать за одну неделю.

Метод Фербера-Эстивиля-Спока нельзя использовать, если малыш заболел! Кроме того, если ребенок постоянно плачет более 10 минут, это может говорить о каких-либо проблемах со здоровьем.

Для большинства современных родителей становится настоящим вызовом проблема приучения малыша к самостоятельному сну. Капризы и истерики, устраиваемые крохой по вечерам, могут свести с ума. Какие же меры следует предпринять, если малыш отказывается укладываться сам? Читайте далее, и вы узнаете, как научить ребенка засыпать самостоятельно в 1,5 года.


Для начала рассмотрим, какие причины могут провоцировать у ребенка такое поведение.

. Самой распространенной причиной является нежелание расставаться с мамой и папой. Каждый ребенок испытывает потребность чуть ли не в круглосуточной заботе и любви. По этой причине расставание хоть и не на продолжительный отрезок времени может стать настоящим стрессом.


. Если вы разбаловали свое чадо, круглосуточно нося на ручках, нечего удивляться протестам, которые он устраивает перед сном.


. Может быть, ребенок перевозбужден. Очень важно придерживаться режима дня, предусматривающего дневной сон. Как известно, деткам, которые спят в дневное время, проще уложиться спать вечером.


. Возможно, малыш пережил какой-либо неприятный опыт, связанный со сном в одиночку. Если ему однажды приходилось просыпаться испуганным, голодным или замерзшим, боязнь наверняка отразится на сне.


. Может быть и такое, что кроха не так сильно устал.


Первое, чем необходимо запастись родителям при столь нелегком деле, как приучение ребенка засыпать самостоятельно, это спокойствие, выдержка и терпение. Как же добиться того, чтобы ребенок засыпал сам? Малыши крайне любят делать что-либо в строго определенное время. Воспользуйтесь этим фактором и придумайте целый ритуал подготовки крохи ко сну. Он может состоять из водных процедур, чтения сказки, переодевания, кормления, вручения любимой игрушки и, конечно же, пожелания спокойной ночи.


Выделяют немало внешних факторов, влияющих на сон малыша. Это могут быть громкие разговоры, посторонние шумы, слишком яркий свет. Родителям следует быть внимательными к таким вещам и стараться создать для ребенка идеальные условия для сна.


В возрасте год-полтора зачастую сами родители препятствуют ребенку научиться засыпать самостоятельно. Маме становится жалко свое ненаглядное чадо, и она бежит погладить его по головке, взять на ручки, укачать, приласкать, спеть колыбельную. Если вы преследуете цель добиться, чтобы ребенок засыпал один, ни в коем случае нельзя совершать вышеуказанные действия, как бы вам этого не хотелось. Куда целесообразнее будет вызвать у ребенка какую-то положительную ассоциацию с подушкой или игрушкой. Присутствие этой сакральной вещицы в непосредственной близости от ребенка будет знаменовать час, когда пора укладываться спать. На какое-то время постарайтесь оставить малыша в тишине и спокойствии. Не заглядывайте в его комнату каждые две минуты, иначе он будет считать, что вы решили с ним позабавиться. Если малыш среди ночи заплакал, не стоит сломя голову бежать к нему. Выждите пару минут, возможно, он сам успокоится. Если же он продолжает капризничать, подойдите к нему, однако включать свет или брать его на ручки не следует. Старайтесь научиться настойчивым спокойным тоном убеждать кроху уснуть вновь. Дайте ему его любимую игрушку.


Крепкий и правильный сон ребенка является залогом его здоровья. Если неправильно приучить малыша ко сну, это может привести к развитию бессонницы. Здоровый малыш без просыпаний может спать на протяжении двенадцати часов. Поэтому каждый родитель обязан знать, какими способами можно обучить свое чадо к самостоятельному засыпанию. Желаем удачи!

Вашему малышу уже исполнилось два года? Вам казалось, что все проблемы со сном он уже должен был «перерасти» и , но вы все еще в бою за укладывания на ночной и дневной сон?

Вы не одиноки. Среди наших клиентов много мам двухлеток и вот ряд типичных проблем, с которыми они сталкиваются:

  • Малыш долго засыпает
  • Малыш не умеет засыпать самостоятельно, не «отпускает» маму при засыпании, приходится сидеть, пока не заснет
  • Ребенок часто пробуждается ночью и с трудом засыпает
  • Приходы в родительскую постель посреди ночи или рано утром
  • Ребенок «задержался» в родительской кровати, не получается закончить совместный сон
  • Очень ранние утренние пробуждения
  • Отказ от дневного сна

С чего начать решение сложностей с детским сном у двухлеток?

Начинать стоит с поиска причины - почему малыш так засыпает и спит? Что ему мешает засыпать и спать самостоятельно и непрерывно? И причины могут крыться на разных уровнях

Причины могут скрываться в здоровье малыша или его мамы, в условиях сна, которые организованы в его спальне. Либо в неверной организации режима сна и бодрствования. Часто слишком поздние укладывания негативно влияют на скорость укладывания и продолжительность и непрерывность сна ребенка. Эмоциональное состояние мамы и эмоциональная перегрузка малыша могут быть причиной долгого засыпания и ночных пробуждений.

Но одной из главных причин плохого сна у малышей старше 2-х лет является отсутствие навыка самостоятельного засыпания. Малыш просыпается через каждый цикл сна и зовет маму, чтобы она помогла ему заснуть.

Именно поэтому так важно научить ребенка засыпать самостоятельно!

Сложности в обучении сну и особенности возраста

Обучение малыша засыпать в возрасте старше 24 месяцев может стать настоящей проблемой для родителей. Ребенку в таком возрасте уже гораздо интереснее бодрствовать, чем спать, а привычки на сон хорошо закрепились. Малыш каждый день проверяет границы и правила родителей на прочность, он уже может выражать протест словами, быть достаточно мобильным, чтобы вылезти из кровати или даже убежать из спальни.

Кроватка малыша, из которой он легко может выйти (кровать без бортиков или родительская кровать) может создать дополнительные сложности. Не стоит торопиться с переходом в кроватку без бортиков детям, у которых не сформирована ещё привычка самостоятельного засыпания. Сначала научите малыша самостоятельно засыпать, а потом решайтесь на перестановку. В кроватке без бортиков вам будет сложнее научить вашего сообразительного товарища соблюдать правила сна.

Если вы перевели малыша в до того, как научили его засыпать самостоятельно, то лучше сделать шаг назад и вернуть кроватку с бортиками. Так процесс обучения сну пройдет быстрее и легче.

Восстановите бортики, пока сон не улучшился.

Волшебство и мотивация

Как же научить ребенка засыпать и спать непрерывно? Малышу в возрасте 2 лет и старше уже можно объяснить простые правила, а также взять его в союзники. Самым эффективным способом обучения такого взрослого малыша самостоятельному засыпанию станет волшебство. Пишите письма с заданиями от Феи Сна или его любимого героя и кладите письма под подушку. В письмах можно включить правила сна - когда пора ложиться спать, когда вставать, опишите какого поведения вы ждете от малыша. Пусть малыш думает, что правила вводит волшебный герой, а вы не имеете отношения к этим новым правилам. Так оспорить их будет сложнее J

Наглядность и мотивация играют большую роль. Как сделать правила Феи Сна наглядными:

  • используйте
  • пропишите в нем все требования Феи Сна, например: Федя должен по просьбе мамы надевать пижаму и идти чистить зубы; мама рассказывает Феде на ночь только одну сказку и поет только одну песенку; Федя тихонько лежит в своей кроватке и засыпает сам;
  • разместите плакат на видном месте в спальне ребенка
  • проговорите правила, объясните малышу, какое поведение от него требуется и что он получит за выполнение заданий
  • за каждое выполненное задание награждайте малыша наклейкой или мелким подарком (конфеткой, маленькой игрушкой, сюрпризом)

Если малыш выполнял все правила в течение недели и все ячейки заполнены наклейками - пообещайте ему более значимый подарок или небольшое приключение, например заказ пиццы или поход в парк. Такие просты правила поведенческой терапии помогут малышу освоить навык засыпать самостоятельно.

Дополнительные сложности в возрасте 2 года

В возрасте старше 2-х лет дети сталкиваются с целым рядом сложностей со сном:

Отказ от дневного сна.

Чаще всего в этом возрасте происходит ложный малыш сопротивляется дневному сну, который так нужен его нервной системе для перезагрузки и качества ночного сна. Чтобы засыпать днем было легче:

  • Старайтесь сохранить дневной сон как минимум до возраста 4-х лет, а лучше до школы.
  • Проследите, нет ли факторов, отвлекающих малыша от сна днем - слишком высокая активность перед сном, стимулирующая окружающая обстановка, шум, старшие дети.
  • Мягко, но настойчиво продолжайте предлагать малышу дневной сон каждый день. Даже если малыш не смог заснуть, лежа в кроватке поможет ему отдохнуть от излишней внешней стимуляции и не переутомиться ко времени вечернего сна.

Приучение к горшку.

Приучение к горшку - это важный этап развития ребенка, который может негативно влиять на ночной и дневной сон или даже сопровождаться регрессом сна. Малыш просыпается на горшок, зовет маму на помощь.

  • Включите «сидение на горшке» в ритуалы до сна (дневного или ночного), и в ритуал «на пробуждение», но на время снов оставьте подгузник, до тех пор пока ребенок не станет регулярно просыпаться сухим
  • Если ребенок просится на горшок, чтобы потянуть время во время подготовки ко сну, отведите его на горшок один раз, и только один раз, и сделайте это максимально «скучно».
  • Нет необходимости сначала учить ребенка спать всю ночь, а потом «путать» его тем, что будить на горшок ночью. Навык «терпеть всю ночь» разовьется с возрастом. А вот привычка ходить ночью в туалет может закрепиться.

Ночные кошмары.

Ночные кошмары - это плохие, страшные сны. Кошмары возникают во второй половине ночи, в стадии быстрого сна. Ребенок просыпается с плачем, пытается рассказать, что его напугало и ИЩЕТ МАМИНОЙ ЗАЩИТЫ. Ночные кошмары обычно возникают у детей от 2-х лет, а их пик приходится на возраст 3 года. В большинстве случаев кошмары проходят к 5-ти годам.

Детские кошмары - это нормальный физиологический процесс незрелой и неразвитой нервной системы. Это временная особенность головного мозга малыша, которая заключается в неспособности переключиться от стадии перевозбуждения на стадию торможения. Ночные кошмары не являются наследственной особенностью ребенка.

  • Исключите страшные, пугающие книги, мультики и фильмы
  • Читайте сказки про детей и животных, без страшных и вымышленных персонажей
  • Быстро реагируйте на крик
  • Не давайте витамины перед сном
  • Убедитесь, что ребенок не переутомлен и высыпается!

Подготовка к саду и выход мамы на работу.

Чаще всего в этом возрасте дети начинают посещать детский сад, так как мамы выходят на работу. Конечно же необходимо помочь ребенку сделать этот шаг. Малыш к этому моменту уже должен научиться пользоваться горшком, ему необходимо иметь опыт засыпания в своей кровати не только с мамой, а лучше обучить малыша засыпать самостоятельно.

Мы никак не можем повлиять на режим дня в детском саду, но придерживаясь рекомендаций Спи, Малыш дня у вас не будет больших разногласий.

  • Старайтесь заранее подстроиться под режим детского сада (заранее сместите время подъема утром, время дневного сна)
  • Не меняйте режим в выходные дни и на каникулах
  • Старайтесь максимально уделить время малышу вечером и утром, чтобы он не испытывал дефицита общения с родителями
  • Постарайтесь сохранить !

Если вы видите, что ребенок утром вялый, хочет ещё полежать в кровати, то вечернее время укладывания на сон надо сместить на полчаса ранее, значит, ребенок не выспался. Для ребенка в возрасте 3 лет лучшее время для засыпания на ночной сон в 19:30, строго не позднее 20:00.

Переход в кровать без бортиков.

Если переход в кровать без бортиков происходит вместе с переездом в детскую комнату, то постарайтесь сделать его максимально радостно-спокойным.

Как же это устроить? В течение дня больше времени проводите в детской, рассматривайте, обсуждайте, обращайте внимание на предметы мебели в ней, целуйте ребенка. Малыш должен полюбить свою комнату через положительные ассоциации с ней.

Желательно на первое время позаботиться о Бортик защитит от случайного скатывания и даст уют «укромной норки». Во время бодрствования всячески хвалите ребенка и удивляйтесь тому, что он стал таким взрослым, что уже готов пойти с родителями выбирать новую кровать и постельное белье. Устройте маленький семейный праздник. Может быть, выбор новой кровати придется на время празднования трехлетия, тогда волнительная пора наполнится ощущением своей взрослости и значимости.

Если у вас не получается справиться со сном вашего малыша самостоятельного, обращайтесь за Наши консультанты научат вас сонным хитростям и помогут наладить сон вашего ребенка.

С появлением первенца у новоиспеченных родителей возникает не только огромное количество приятных забот, но и немало вопросов. Особенно беспокоит проблема детского сна. Ведь все надежды на то, что младенцы засыпают самостоятельно и спят часами, рушатся уже в первую неделю общения с новорожденным. Одним приходится часами укачивать ребенка, а другим - лежать рядом с ним в течение всей ночи. А ведь вопрос детского сна можно решить без особых проблем. Нужно лишь набраться немного терпения!

Сон - важный элемент гармоничного развития

Качественный сон играет большую роль в жизни любого человека. Взрослые проводят в царстве Морфея треть своей жизни. Очень важен правильный сон также и для младенца, который бодрствует всего 6-7 часов в сутки. Если маленький ребенок не хочет засыпать в течение дня, значит его что-то беспокоит. У здорового малыша обязательно должен присутствовать дневной отдых.

Сон является обязательной составляющей в умственном и физическом развитии маленького человека. Именно во время отдыха вырабатывается гормон роста. Особенно важной является фаза глубокого сна. В это время в организме появляются новые клетки, а мозг отдыхает. Поэтому если ребенок не засыпает сам днем, то ему обязательно стоит помочь. Нужно рассказать сказку или спеть песенку малышу.

Гиперактивность детей часто может являться следствием недостатка ночного сна. Недосып приводит к тому, что младенец не может контролировать свои эмоции. В результате появляется чрезмерная плаксивость и капризность. Многие родители стараются исправить ситуацию с помощью медицинских препаратов. А ведь единственное, что нужно сделать - это наладить правильный сон ребенка.

Особенности сна у малышей

У малышей, как и у взрослых, сон делится на фазы. Многим кажется, что они непрерывно спят с вечера до утра, а на самом деле им приходится просыпаться несколько раз за ночь. Разница лишь в том, что взрослые без труда могут засыпать самостоятельно и часто даже не помнят своих ночных пробуждений. А вот ребенок не засыпает самостоятельно до Если он уже проснулся, ему может понадобиться помощь мамы или папы.

Старше одного года становится уже более похожим на взрослый. Многие дети уже могут спать без помощи родителей всю ночь. Некоторые даже - в отдельной комнате. Но часто все же бывает так, что ребенок не хочет засыпать без родителей. Несмотря на это, после года малыша можно уже приучать к самостоятельному спальному месту.

и сна у младенца

Новорожденные малыши на грудном вскармливании едят практически постоянно. Материнская грудь для них - это не только источник питания. Младенец с помощью сосания быстро успокаивается и засыпает. Это не является проблемой для матерей, которые придерживаются схемы естественного родительства. Они предлагают грудь ребенку по первому же его требованию.

Уже давно доказано, что грудное молоко не нагружает детский желудок. Питаться ребенок может даже во время сна. А вот родителям, малыши у которых находятся на искусственном вскармливании, к вопросу организации сна и питания следует отнестись с особым вниманием.

Дети, вес которых уже превышает 6 кг, вполне могут спать всю ночь без кормлений. Родители должны с раннего возраста приучить ребенка к тому, что вечером процесс пищеварения прекращается. Исключением, конечно, является грудное вскармливание. Давать малышу смесь желательно не позже, чем за час до ночного сна. Если это правило не соблюдать, не стоит удивляться тому, что ребенок не засыпает после кормления.

Если малыш все же просыпается ночью, можно предложить ему попить воды. Всего несколько дней - и о ночной бессоннице можно будет забыть.

Польза и вред совместного сна

Психологи мира не устают твердить, что играет огромную роль в его психоэмоциональном развитии. Малыш всегда чувствует себя в безопасности, поэтому и спит спокойно. Кроме того, совместный сон позволяет наладить лактацию с первых же дней. Несмотря на это, многие родители еще до родов задаются вопросом о том, как научить ребенка засыпать самому. При этом некоторые сразу же предпочитают поселить младенца в отдельной комнате.

До трех месяцев каждый малыш нуждается в тесном контакте с матерью. Ему жизненно необходимо чувствовать ее запах, ощущать тепло ее тела. Поэтому совместный сон в этом возрасте особенно важен. Если ребенок засыпает с истерикой, его обязательно стоит класть в свою кровать!

Мамам, которые спят рядом с ребенком всю ночь, удается прекрасно выспаться. Ведь нет необходимости вставать для кормления. Малыш может самостоятельно найти грудь лежащей рядом матери. При этом можно контролировать температуру тела младенца, а также реагировать на любые его потребности. Совместный сон способствует также быстрому физическому развитию ребенка.

Иногда все же приходится задуматься над тем, как приучить ребенка засыпать самостоятельно. Слишком чувствительные мамы могут бояться навредить своему чаду. В этом случае сон нельзя будет назвать качественным. Не лучшим вариантом является совместный сон с обоими родителями, если отец не отказывает себе в употреблении спиртных напитков. Алкоголь значительно уменьшает чувствительность, а значит возникает вероятность удушения младенца во сне.

Ребенок засыпает с грудью

Многие дети с раннего возраста привыкают засыпать во время кормления. Мам не тревожит этот момент до определенного времени. Сосание является одним из важнейших рефлексов новорожденного. Поэтому даже если ребенок не голоден, он быстро засыпает, всего несколько минут пососав грудь. Это очень удобный и быстрый способ уложить младенца спать.

Иногда все же приходится отучить ребенка засыпать с грудью. Бывает так, что малыш не отпускает материнскую грудь в течение всего сна. При этом мать совершенно не высыпается. В этом случае грудь можно предлагать лишь тогда, когда малыш действительно голоден. А вот укладывать младенца спать поможет простая пустышка.

Сегодня практически нет педиатров, которые бы не говорили о ее вреде. Заменитель материнской груди, конечно, не несет пользы младенцу. Но и вредным он не является, если использовать его разумно. Стоит предлагать пустышку ребенку только лишь перед сном. Давать соску малышу старше года не желательно.

Польза и вред укачиваний

Еще с древних времен эффективным способом успокоить младенца считалось укачивание. Делали это вручную или же с помощью специальных детских люлек. Укачивали младенцев наши бабушки и мамы. Современные родители также используют такой метод. Но есть и те, кто считает укачивание вредным. Они отчасти правы.

У многих родителей, которые привыкли укачивать, ребенок засыпает только на руках. Переложить его в кроватку даже после засыпания бывает достаточно сложно. Любой, на первый взгляд незначительный, раздражитель может разбудить младенца. При этом процесс укачивания приходится повторять снова.

Дети до года имеют слабый вестибулярный аппарат. Быстрое укачивание может приводить к замедлению работы мозга малыша. То, что родители принимают за сон, может оказаться потерей сознания. В этом случае научить ребенка засыпать без укачивания очень важно для его физического здоровья.

Несмотря на это, благодаря нежному колыханию новорожденный чувствует ласку родителей. А старики утверждают, что люди, которых укачивали в детстве, вырастают умными и спокойными.

Как научить ребенка засыпать без укачивания?

Тем, кто приучил свое чадо засыпать при укачивании, придется запастись терпением. Ведь привыкнуть к самостоятельному засыпанию малышу удастся не с первого раза. Процесс должен быть постепенным. В теплое время года дневной сон можно совместить с прогулкой на улице. Свежий воздух способствует быстрому и спокойному засыпанию. Малыши спят в коляске долго и крепко.

Если же ребенок засыпает только на руках даже на улице, на помощь придет слинг. С этим приспособлением мама не только будет спокойна за своего младенца, но и успеет сделать множество дел. Слинг делает родителей более мобильными, а детей - спокойными.

Как приучить ребенка засыпать самостоятельно, если на улице непогода? Перед сном младенец должен максимально потратить свою энергию. Следует активно проводить время с малышом. Можно заниматься с ним гимнастикой или играть в развивающие игры. Отправлять ребенка спать нужно лишь тогда, когда он действительно устал. В этом случае вероятность самостоятельного засыпания увеличивается в несколько раз.

Следует быть готовым к тому, что укачивание будет заменено другим ритуалом. Можно перед сном младенцу рассказать сказку или спеть песенку. Таким образом малыш отучится от родительских рук и станет спать гораздо крепче.

Когда переводить ребенка в отдельную комнату?

Когда дети сами засыпают в своей комнате, у родителей появляется гораздо больше свободы. Супруги могут уделить внимание друг другу или решить важные вопросы. Но переселить малыша с первых же дней в собственную комнату получается не у всех. Да и в этом нет необходимости. Ведь тесный контакт матери с ребенком в первые годы жизни особенно важен.

Многие родители задаются вопросом о том, когда и как приучить ребенка засыпать самостоятельно и в отдельной комнате. Универсального совета по этому поводу не существует. Каждый ребенок индивидуально реагирует на события, которые происходят вокруг него. Некоторые дети готовы к самостоятельному существованию в отдельном пространстве уже с первых дней жизни. Но есть и такие, которые боятся оставаться наедине с собой даже в школьном возрасте.

Родители должны выработать собственную тактику переселения малыша в отдельное пространство. Первое время придется находиться с ребенком, пока тот не заснет. Время пребывания с сыном или дочерью ежедневно нужно будет сокращать. Не стоит переживать, если процесс протекает слишком медленно. И уж точно нельзя кричать на ребенка, который боится оставаться наедине с собой.

Переселение в отдельную комнату - это стресс для малыша. Родители должны сделать все, чтобы он смог быстро преодолеть собственные страхи.

Бессонница у ребенка

Мамы и папы, которые задаются вопросом о том, как научить ребенка засыпать самому, могут столкнуться с проблемой детской бессонницы. Малыш, который боится оставаться один, на подсознательном уровне подготавливает себя к длительному бодрствованию. Ведь именно в это время можно максимально быстро среагировать на опасность. Привычка также может стать причиной отказа от сна. У малыша уже сформировалось определенное видение жизни. Укачивают - пора спать, дают грудь - пора есть. Поломать такие привычки достаточно сложно.

Можно искать также и в других раздражителях. Малыш никогда не уснет, если он голоден, хочет пить или испытывает боль. При этом он будет не только бодрствовать, но и вести себя беспокойно. В таком случае процесс отселения ребенка в отдельную комнату придется перенести. Любые перемены в жизни малыша должны происходить тогда, когда он полностью здоров и сыт.

На детский сон влияет также атмосфера в комнате. Вечером обязательно стоит проветрить помещение. Оптимальной считается температура 18-20 градусов по Цельсию. Если в комнате слишком жарко, заснуть ребенок точно не сможет. Холод также не способствует крепкому и длительному сну.

Сбой в и бодрствования

Родителям, которые не знают, как приучить ребенка засыпать самостоятельно, часто приходится сталкиваться с проблемой нарушения режима детского сна и бодрствования. Младенцы подолгу спят днем, а ночью просыпаются и долго "гуляют". Проблема решается достаточно просто. Днем нужно как можно дольше не давать малышу спать. Это, конечно, нелегко. Придется придумывать различные забавы и отвлекать малыша самыми интересными способами. Но всего несколько дней - и режим будет восстановлен.

Помогают наладить правильный распорядок и способствуют быстрому засыпанию некоторые ритуалы. Необходимо изо дня в день перед сном выполнять одни и те же действия. Это могут быть водные процедуры, затем кормление. Непосредственно перед сном играть с малышом в активные игры нежелательно. А вот почитать книжку с яркими картинками можно.

Режим питания также имеет значение в вопросе налаживания сна. Предпоследнее кормление перед ночным отдыхом должно быть недостаточно сытным. Тогда непосредственно перед сном ребенок поест сытно и надолго уснет. При этом кормить ребенка позже, чем за час до засыпания, не стоит. Пища должна усвоиться и не мешать полноценному отдыху всего организма.

Ребенок, который уже перешел на единоразовый дневной сон, должен засыпать не позже полудня. В этом случае еще до вечера он успеет набраться новых впечатлений и сможет быстро и самостоятельно заснуть вечером.

Научить малыша спать самому не так уж и просто. Торопиться в этом вопросе не стоит. Придет время - и чадо пожелает всем спокойной ночи и без проблем отправится в свою кровать. А пока стоит наслаждаться близким контактом с маленьким и таким родным человечком.

Ниже приведены выдержки из книги Светланы Бернард “100 простых способов уложить ребенка спать” о том, как научить ребенка засыпать самостоятельно и как делать это с самого рождения, рассмотрен вопрос создания ритуала укладывания. Освещена тема: как отучить малыша вылезать из своей кроватки. Не обошла автор вниманием метод Фербера и метод тайм-аута.

Почему дети не хотят ложиться спать

Одна из важнейших предпосылок спокойного и продолжительного ночного сна малыша – это умение засыпать самостоятельно в своей кроватке. Но как его к этому приучить?

Почему даже очень усталый, засыпающий у вас на руках малютка начинает плакать, когда вдруг оказывается в кроватке один ? И отчего более старший ребенок редко пойдет спать сам и иногда погружается в сон прямо во время игры, можно сказать, против своей воли?

  • Каждый малютка жаждет больше всего близости своих родителей . Оказаться одному в постели означает для него расстаться с родителями, не чувствовать больше их успокаивающей близости и родного тепла. Разумеется, редкий малыш согласится на это без протеста, тем более если он днем избалован родительским вниманием и «не сходит с рук». Малыш наслаждается вниманием мамы, которая каждый вечер по нескольку раз возвращается в комнату и успокаивает его.
  • Зачастую малютка засыпает во время кормления грудью или на руках у мамы. Заметив однажды, что стоит ему уснуть, как мама пытается осторожно переложить его в детскую кроватку, малыш будет в следующий раз изо всех сил сопротивляться сну, чтобы не пропустить этот момент. Заснув же, он будет спать очень чутко. Почувствовав, как вы перекладываете его в кроватку, он сразу проснется и выразит свое несогласие громким криком. Попробуйте-ка сами уснуть, если вы знаете, например, что как только вы закроете глаза, кто-нибудь стащит у вас одеяло…
  • Может быть, малютке случалось просыпаться ночью в кроватке мокрым, замерзшим, голодным или испуганным страшным сном. Он чувствовал себя одиноким и забытым, и ему приходилось дольше ждать прихода мамы, чем это бывало днем. После такого опыта малыш может испытывать подсознательный страх перед сном и протестовать, оказавшись один в своей кроватке.
  • Очень часто малыш, которого мы пытаемся уложить спать, просто еще недостаточно устал . Старшие дети засыпают охотнее, если им разрешить ложиться на час позже. Но тут надо помнить о биологических часах.
  • Для старшего ребенка лечь спать означает расстаться с каким-то интересным занятием , закончить игру, попрощаться с сидящими в соседней комнате гостями и т. д.
  • Зная, что родители или старшие братья и сестры еще не ложатся спать , малыш не хочет согласиться с такой «несправедливостью».
  • Некоторые дети боятся темноты. В этом случае можно купить детский ночник.
  • Некоторые дети боятся тишины. Многих малюток успокаивает открытая дверь в детскую, стук посуды, плеск воды и шум кипящего чайника – эти звуки означают, что мама рядом и, значит, можно спокойно спать…
  • Иногда дети не хотят ложиться спать просто потому, что мы избаловали их . Ребенок использует вечерние уговоры родителей, чтобы протянуть время, или они служат ему поводом для самоутверждения.

Как с самого начала приучить малютку засыпать самостоятельно

Научить малыша засыпать без помощи родителей и без каких-либо вспомогательных средств можно в любом возрасте. Но наиболее легко привыкают к этому дети в возрасте от 1,5 до 3 месяцев. Поэтому начинать с приучением лучше постепенно с самого рождения, пока ребенок еще не привык к разного рода неблагоприятным ритуалам, от которых его потом не так просто отучить. Если такие привычки уже сложились, родителям потребуется несколько больше терпения, потому что малыш вряд ли откажется от них добровольно. Но и в этом случае задача вполне решаема, и на ее решение потребуется скорее всего не больше недели!

  • Чтобы научить грудного ребенка засыпать самостоятельно, нужно с самого начала как можно чаще класть его одного в детскую кроватку, оставаясь тем не менее рядом с ним. Если вы целый день носите малютку на руках или укачиваете его днем в коляске, то, оказавшись один в неподвижной кроватке, он будет чувствовать себя неуверенно. Это ощущение будет для малыша непривычным, и он вряд ли сможет спокойно заснуть. Привыкший же к кроватке малыш чувствует себя там спокойно, а в привычной обстановке любой ребенок засыпает лучше.
  • Класть младенца одного в кроватку не означает оставлять его там на долгое время, тем более если он плачет . Нет, конечно, плачущего ребенка нужно успокоить . Но как только он перестал плакать, не носите его на руках. Положите его снова так, чтобы он видел вас или слышал ваш голос. Говорите с ним, пойте ему, но оставьте его в кроватке, чтобы он постепенно к ней привыкал. Кроме всего прочего, ребенок научится таким образом заниматься сам с собой: рассматривать свои ручки или играть с ними, смотреть по сторонам, прислушиваться к звукам вокруг него и пр. Ну а вы сами успеете переделать больше дел, чего никак не успели бы, если бы малютка все время находился у вас на руках.
  • Если младенец в первое время засыпает только у вас на груди, ничего страшного. Не нужно его будить. Для начала будет достаточным, если он привыкнет к своей кроватке во время бодрствования. Когда же у него появится режим с определенным временем сна, нужно постепенно начать разделять еду и сон. Любящих заснуть на груди или с бутылочкой малышей лучше кормить, когда они проснутся или, по крайней мере, за какое-то время до сна. А ко времени, когда малыш обычно засыпает, нужно укладывать его одного в детскую кроватку. К этому времени он уже устал и его «внутренние часы» переключились на сон, поэтому ему будет легче заснуть без вашей помощи.
  • Поначалу не обязательно укладывать ребенка одного в кроватку перед сном каждый раз. Можно начать с одного или двух раз в день, в то самое время, когда малыш, по вашему опыту, засыпает легче всего . Для большинства детей это вечер, но есть дети, которые быстрее засыпают утром или днем. Главное – чтобы вы и малыш почувствовали, что самостоятельное засыпание в принципе возможно. Потом оно войдет в привычку – это только дело времени.
  • А что делать, если вы перед сном положили кроху в кроватку и он начинает горько плакать? Попробуйте сначала успокоить его, не беря на руки . Погладьте его, спойте песенку, поговорите с ним, расскажите, как вы его любите. Объясните, что пришло время спать, чтобы набраться новых сил, что вы рядом и будете оберегать малыша, пока он спит. Если ребенок по-прежнему плачет, возьмите его на руки. Но как только он успокоится, положите его снова в кроватку. Плачет опять – постарайтесь еще раз успокоить, не беря на руки, и только потом, если все напрасно, возьмите малютку из кроватки. Может быть, он еще слишком мал и стоит подождать пару недель, чтобы потом опять осторожно начать приучать его к самостоятельному засыпанию. А с полугодовалого возраста уже можно перейти к методу доктора Фербера.
  • Некоторым ребятишкам помогает уснуть соска-пустышка. Но как только малыш крепко уснул, осторожно выньте соску у него изо рта, иначе он проснется, когда потеряет ее во сне . А если малыш, проснувшись ночью, ищет соску и плачет, то она сможет стать действенной помощью только тогда, когда он научится сам ее находить. В такой ситуации обычно выручает связка из сосок – хватаясь за веревочку малыш одну то, да найдет. Только не делайте веревочки слишком длинными, чтобы малыш не запутался или, не дай бог, не обмотал себе шею.
  • Младенцы в первые месяцы жизни спят лучше, если они упираются верхней частью головы в свернутую роликом пеленку, подушку или защищенную одеялом спинку кроватки. Это напоминает им ощущение в утробе матери.
  • Можно также потуже перепеленать малютку перед сном, что тоже напомнит ему тесноту до рождения. А когда малыш станет постарше, ему может помочь спальный мешок или мамина рубашка, завязанная снизу узлом. Однако многие дети не любят, когда что-то ограничивает свободу движений – тут надо экспериментировать.
  • Мамин запах вообще успокаивающе действует на младенцев, и вы можете просто положить рядом с головкой малыша что-то из маминой (ношеной) одежды.
  • Но не забудьте, что главное условие для того, чтобы научить ребенка засыпать самостоятельно, – это правильно выбранное время укладывания. Малыш должен действительно устать, иначе попытки уложить его не увенчаются успехом. Легче всего вам это удастся, если вы уже ввели строгий распорядок дня. В этом случае вы знаете заранее, когда «внутренние часы» ребенка переключатся на сон. Если нет, то вам придется положиться на свою интуицию и опыт. Уставший малыш начинает зевать, тереть глазки или капризничать без причины. Попробуйте подгадать самый удачный момент, когда его глазки уже закрываются сами собой, чтобы положить его одного в кроватку. Помните, вдоволь выспавшись днем, малыш вечером не будет уставшим.

Чем раньше вы начнете приучать малютку к самостоятельному засыпанию, тем проще вам будет сделать это!

Ритуалы засыпания

Вы значительно облегчите малышу засыпание, если позаботитесь, чтобы его последний час перед сном прошел в спокойной, привычной, полной любви обстановке. Это время перехода от активной части дня к спокойной, от новых впечатлений к знакомому уюту, от шума и подвижных игр к тишине и покою…

Успокоиться и настроиться на сон ребенку поможет введение так называемого ритуала засыпания – действий, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности и вырабатывающих у малыша своего рода условный рефлекс – установку на сон. Элементами такого ритуала могут стать, например, купание, массаж, пеленание, одевание пижамы, чистка зубов, чтение сказки, любимая колыбельная, кукла или мягкая игрушка, «ложащаяся спать» вместе с малышом, и т. д. И, конечно, нежность родителей и любимый мамин голос, который будет вспоминаться малышу всю жизнь!

У детей, привыкших к определенному вечернему ритуалу, знакомая мелодия или любимая игрушка в кроватке вскоре начнут ассоциироваться со сном. А близость и любовь родителей в это время наполнят душу малыша уверенностью, что он желанный и любимый, и с этой уверенностью малютке будет гораздо проще уснуть одному.

Детишкам же, привыкшим засыпать только с помощью разного рода вспомогательных средств (бутылочка, укачивание на руках, в коляске и пр.), введение ритуала засыпания поможет отказаться от них. Новый ритуал как бы заменит прежнюю привычку и облегчит переход к моменту, когда малютка окажется в своей кроватке один.

Ритуалы засыпания важны как для младенцев, так и для старших детей, поэтому их содержание должно изменяться в соответствии с возрастом и потребностями ребенка.

  • В первый год жизни малыша рутинная часть ритуала (подготовка ко сну) еще тесно переплетается с родительской нежностью, ласковыми словами и прикосновениями. Купая, пеленая или переодевая малютку вечером, вы можете гладить его, делать ему массаж, петь песенки, рассказывать о прошедшем и новом дне. Не забудьте делать это каждый день в одной и той же последовательности, чтобы малыш заранее знал, что будет дальше. Только в этом случае эти действия станут для ребенка ритуалом и сигналом ко сну. Укладывая малютку в кроватку, нужно обязательно говорить одну и ту же фразу, которая станет для него привычной, например: «а теперь пора спать, чтобы набраться сил для нового дня» (или какую-то другую, которая даст малышу понять, что наступило время сна). Задергивание занавесок, выключение света (включение детского ночника) и нежный поцелуй со словами: «Спокойной ночи, сыночек (доченька)! Я тебя очень люблю!» – станут заключительным пунктом ритуала, после которого вы должны выйти из комнаты. И действуйте уверенно , потому что, почувствовав неуверенность в ваших действиях или вашем голосе, малыш обязательно попытается удержать вас обиженным плачем. (О том, что делать, если ребенок плачет, мы поговорим в разделе «Если ребенок не хочет ложиться спать один (метод Фербера )»).
  • Чтобы проследить за тем, уснул ли малыш, используйте радионяню . Включив ее, вы сможете спокойно передвигаться по дому, а не стоять на цыпочках под дверью, прислушиваясь к каждому шороху за ней.
  • Для более старших детей рутинную подготовку ко сну можно сократить до необходимого минимума, зато уютную часть с мамой или папой в детской комнате стоит немножко растянуть. Это то время, когда малыш наслаждается безраздельным вниманием своих родителей, – полчаса, принадлежащие ему одному. Вы можете, посадив ребенка на колени, почитать ему книжку или просто рассматривать вместе картинки, называя вслух то, что на них изображено. А может быть, вы споете малышу или расскажете ему добрую историю. Многие люди и в зрелом возрасте помнят мамины сказки и колыбельные. Или можно негромко включить кассету и покачаться с ребенком, например, в кресле-качалке. Если малыш привык засыпать с любимой игрушкой, вы можете вовлечь ее в вечерний ритуал. Пусть зайчик, мишка или кукла скажут потом ребенку, что пора ложиться спать, и спросят, разрешит ли он им сегодня спать вместе с ним. Дайте волю вашей фантазии в эти минуты. Но помните о том, что все ваши действия должны стать для малыша привычкой и повторяться изо дня в день, даже если вам это покажется скучным. Только в этом случае уютные минуты перед сном будут ассоциироваться для ребенка с засыпанием.
  • Выбирая вечерний ритуал, очень важно заранее определить его временные рамки и предупредить о них малыша. Если вы не сделаете этого, ребенок не захочет остановиться и попытается всеми силами растянуть приятное занятие («еще одну историю, мама, ну пожа-а-а-луйста…!»). Проще всего провести границу сразу и договориться с малышом, что прочитаете ему, например, только одну историю или только одну детскую книжечку. Можно показать на часы в комнате и сказать, что будете читать, пока вот эта стрелка не дойдет вот до этой цифры. Даже не знающему цифр малышу это покажется наглядным и логичным. Определив границы, оставайтесь тверды и не нарушайте их даже в качестве исключения. Почувствовав слабинку, ребенок постарается воспользоваться ей, чтобы оттянуть время сна. Он поймет: достаточно поканючить, и он получит желаемое. Вы же станете нетерпеливы, малыш, почувствовав это, начнет капризничать, и весь ритуал уже не будет иметь желаемого действия.
  • Заключительный пункт ритуала для старших детей тот же, что для маленьких (задернутые занавески, выключенный свет, нежный поцелуй с ласковыми словами на ночь). Если вы использовали для определения временных рамок часы, то сейчас как раз нужный момент, чтобы указать ребенку на них. Например, со словами: «Ну вот, смотри – маленькая стрелка уже дошла до цифры „семь“», – вы убираете книжки с игрушками и укладываете малыша в детскую кроватку.

Все приведенные в этой главе элементы ритуала примеры . Вы можете использовать их или придумать свои собственные, неповторимые. Ведь вы лучше других знаете своего ребенка – что он любит, в чем нуждается, что его успокаивает.

Даже если у вас целый день не было возможности заниматься с малышом, вы можете наверстать упущенное во время вечернего ритуала. Используйте эти драгоценные минуты для близости и ласки, бесед, секретов и спокойных игр. Именно эти счастливые мгновения останутся в памяти ребенка на всю жизнь!

Если ребенок не хочет ложиться спать один (метод Фербера)

Но вот вы ввели ритуал засыпания и четкий режим, подобрали время укладывания, когда ребенок действительно устал, но ваш малыш по-прежнему наотрез отказывается засыпать один (и обычно, как следствие этого, часто просыпается ночью).

Что делать, если ваша усталость достигла предела? Что, если у вас больше нет сил вставать по ночам? Как быть, если вы вечером больше не можете носить на руках невероятно уставшее, но не желающее укладываться в кроватку существо?

В этом случае вы можете как последний выход испробовать метод американского профессора Ричарда Фербера. Будучи врачом детской клиники города Бостона, Ричард Фербер основал там специальный центр по изучению детского сна. Фербер предлагает последовательно укладывать ребенка в кроватку одного, оставаясь при этом поблизости (например, в соседней комнате), и, если малыш плачет, возвращаться к нему через определенные небольшие промежутки времени, утешая его, но не вынимая из кроватки. Так малютка очень быстро поймет, что криком ему желаемого не достичь, и научится засыпать самостоятельно.

Только не слушайте знакомых, рекомендующих оставить кричащего ребенка одного, пока он не уснет. Уснуть-то он уснет – что же ему еще останется сделать, если его долгие отчаянные призывы на помощь останутся без ответа ! (В пору, когда наши бабушки и дедушки были молодыми, детей обычно так и укладывали, и они прекрасно спали всю ночь.) Но что происходит в маленьком существе, на крик которого никто не отзывается? Как чувствует себя такой малыш и какие выводы он сделает для себя на будущее? Он чувствует себя одиноким, всеми забытым и никому не нужным. Он смирится с этим и уснет, но страх одиночества и неуверенность в себе останутся, скорее всего, на всю жизнь. А если вы не выдержите и после долгого крика все же вынете малютку из кроватки, он усвоит и еще одну истину: «Если достаточно долго кричать, то в итоге добьешься своего». Эту истину малыш попробует применить и в следующий раз.

Поэтому для успешного применения метода Фер-бера очень важно не оставлять плачущего ребенка одного долгое время. Возвращаясь в детскую через короткие промежутки времени и с любовью утешая малыша, вы покажете ему, что вы рядом и любите его, просто настало время сна, и он должен заснуть один.

Идеальный вариант – это, конечно, укладывать ребенка спать без слез. Метод Фербера рекомендуется только в том случае, если вам это по какой-то причине не удается и если у вас действительно нет больше сил. Ведь вы знаете, что состояние родителей, особенно матери, мгновенно передается малышу. Так что же лучше – день изо дня носить его на руках, падая от усталости, или выдержать детский плач несколько дней, чтобы потом, ежедневно отдыхая и высыпаясь, с радостью посвящать себя ребенку? Решать вам. Для тех, кто захочет испробовать метод Фербера, описываем его подробнее.

Для успеха в использовании метода Фербера очень важны следующие предпосылки.

  • К моменту, когда вы начнете применение метода, ребенок должен быть старше 6 месяцев и здоров.
  • В ближайшие недели не должно планироваться поездок, визитов с ночевкой или других резких изменений в жизни малыша. Пока новая привычка не стала постоянной, ребенок должен спать дома в своей кроватке. Изменение окружающих условий во время применения метода может помешать успеху предприятия.
  • А вот перемена места сна (например, из спальни родителей в детскую комнату ) непосредственно перед тем, как вы начнете следовать методу, наоборот, может помочь малютке в приобретении новой привычки.
  • Малыш должен быть приучен к определенному режиму и засыпать в одно и то же время. В момент, когда вы укладываете ребенка в кроватку, он обязательно должен быть уставшим, его «внутренние часы» должны уже переключиться на сон.
  • Вы должны быть уверены в своих действиях и готовы довести начатое до конца.
  • Важной предпосылкой для применения этого метода является единогласное решение обоих родителей . Ведь если мама укладывает малютку в кроватку, а папа через 2 минуты вынимает из нее (или наоборот), то успеха, как вы понимаете, не будет.

Подробнее о методе Фербера

Определите заранее, через какие промежутки времени вы будете заходить к малышу, чтобы успокоить его. Составьте точный план, которому вы потом будете следовать. Основное правило: в первый раз время ожидания составляет пару минут, потом оно постепенно увеличивается. Определяя временные промежутки, положитесь на свою интуицию и не делайте ничего против внутреннего голоса. Время ожидания может варьироваться от 1 минуты до получаса (многим слишком большие промежутки, предложенные Фербером, кажутся неуместными).

Начать применять метод лучше всего вечером – в то время, когда ребенок обычно засыпает, или немного позже. Проведите последние минуты перед сном вместе с малышом, постарайтесь подарить ему в это время все ваше внимание и нежность. Очень хорошо, если у вас уже есть сложившийся вечерний ритуал, к которому ребенок привык и который означает для него переход ко сну.

Откажитесь на этот раз от всех «помощников» , ранее облегчавших малышу засыпание (бутылочка, грудь, ношение на руках, укачивание в коляске и пр.). Все это должно происходить минимум за полчаса до сна. После вечернего ритуала объясните ребенку, что он уже большой и должен теперь учиться засыпать самостоятельно; потом поцелуйте его, положите в кроватку, пожелайте ему спокойной ночи и покиньте комнату. Укладывая малыша, говорите каждый день одну и ту же фразу, например: «А теперь, мой родной, настало время спать». А выходя из комнаты, вы можете, к примеру, сказать: «Спокойной ночи! Я тебя очень люблю!».

Поскольку ребенок не привык засыпать один, он, скорее всего, начнет плакать. В этом случае действуйте согласно составленному плану и подождите несколько минут перед тем, как вернуться в его комнату. Можно начать с 3 минут, потому что обычно родители не в состоянии в первый раз выдержать дольше. Но и 3 минуты могут показаться невероятно долгими, если стоишь за дверью и слышишь плач любимого крохи, поэтому многие предпочитают начать ожидание с 1 минуты. Обязательно смотрите на часы, потому что собственное ощущение времени в эти минуты растягивается до невероятности.

Если ребенок по-прежнему плачет, зайдите на пару минут в комнату и постарайтесь успокоить его, не вынимая из кроватки. Вы можете поговорить с малышом или погладить его. Старайтесь говорить спокойным, твердым голосом, потому что ребенок прекрасно почувствует любую неуверенность в ваших действиях. Очень важно также, чтобы голос звучал без раздражения и нетерпения, с любовью. Повторите снова, что настало время спать, что малыш уже большой и должен учиться засыпать один. Скажите, что мама поблизости и любит его. (Даже если малютка еще не понимает слов, он почувствует тепло и любовь, а также уверенность в вашем голосе.) С этими словами снова покиньте комнату, даже если малыш еще плачет. Важно, чтобы ваше пребывание в комнате не длилось слишком долго. Ни в коем случае не давайте ребенку бутылочки и не берите его на руки.

Если он встал в кроватке, положите его, перед тем как выйти из комнаты (но только 1 раз).

Некоторые дети реагируют на появление родителей еще более возмущенным криком. В этом случае пребывание родителей в комнате может быть еще короче. Но возвращаться в комнату через определенные промежутки времени обязательно, чтобы малыш не почувствовал себя покинутым.

Выйдя из комнаты, следуйте составленному плану: пережидайте установленное вами время, после чего возвращайтесь в детскую, повторяя прежние действия, и так до тех пор, пока малыш не уснет. Если ваше присутствие в комнате не успокаивает ребенка, то время ожидания можно несколько растянуть.

На следующий день действуйте так же, увеличив только количество минут согласно плану. Максимальное время ожидания (10 минут) лучше не превышать. Заходите к ребенку, только если он действительно плачет. Хныкающий малыш часто успокаивается самостоятельно. Поэтому в этом случае лучше немного подождать.

Если периоды ожидания кажутся вам очень длинными, можно сократить их, начиная с 1 минуты и не оставляя ребенка одного дольше чем на 5 минут. Даже в этом случае вышеописанный метод увенчается успехом.

Какой бы план вы ни выбрали, главное – чтобы вы были в состоянии осуществить его до конца. Если вас грызут сомнения, выберите лучше самый мягкий вариант. Только если вы будете уверены в том, что делаете, ваши действия дадут желаемый результат. Ребенок почувствует вашу уверенность и не будет долго сопротивляться. По этой же причине не рекомендуется изменять длительность периодов ожидания больше одного раза. Частые отклонения от плана внесут в ваши действия неуверенность и непредсказуемость. Старайтесь придерживаться одной линии. Зная, что делать дальше, вы будете чувствовать себя спокойнее.

Если вы боитесь оставлять малыша одного (есть мнение, что страх разлуки может иметь негативные последствия для развития и будущей жизни ребенка), то можете, выйдя из комнаты, разговаривать с ребенком из-за закрытой или приоткрытой двери . Так он будет уверен, что вы поблизости и не покинули его. Повторяйте, что любите своего кроху, но что пора спать, что он должен научиться засыпать в кроватке один, а завтра вы пойдете с ним гулять… (и дальше в том же духе).

Ну а если вам кажется суровым и этот совет,то вы можете оставаться в комнате, пока малыш не уснет. Но действуйте и в этом случае по плану, подходя к малышу только время от времени, чтобы утешить его. Затем найдите в себе силы отойти и сесть, скажем, на стул вдали от кроватки ребенка, но так, чтобы он вас видел. Сделайте вид, что читаете или чем-то заняты (свет обязательно должен быть приглушенным). Если ребенок при этом плачет, то вы, по крайней мере, можете быть уверены, что он плачет не от страха, а просто потому, что не получает того, чего хочет. Главное – чтобы малыш самостоятельно уснул в своей кроватке, без вашей помощи, без бутылочки или других прежних «помощников засыпания». Конечно, в этом случае вам понадобится гораздо больше терпения и времени, пока он начнет засыпать самостоятельно. А если ваше присутствие в комнате не помогает и ребенок все равно плачет каждый день, то стоит подумать, не перейти ли к обычному плану, описанному выше (если, конечно, ваш внутренний голос не будет возражать).

Во время применения метода очень важно будить ребенка утром и днем в то время, когда он обычно просыпался раньше . Если малыш, заснув позже обычного, имеет возможность наверстать это время потом, то весь режим нарушится, и к моменту укладывания ребенок не будет достаточно усталым. В этом случае метод самостоятельного засыпания действовать не будет.

Мама и папа могут сменять друг друга, укладывая малыша в кроватку (но лучше не в одну и ту же ночь). Начать должен тот, кто более уверен в необходимости применения метода и кто сможет довести начатое до конца.

Почему же метод Фербера действует?

Привыкший засыпать с вашей помощью малыш поначалу протестует, перестав ее получать. Он кричит, пытаясь криком достичь желаемого. Но что происходит? Мама или папа время от времени утешают его, не давая, тем не менее, того, чего он хочет. Малютка ужасно устал, ведь утром его разбудили в обычное время. «А стоит ли кричать дальше, – думает он, – если все равно от этого нет никакого толку? Я только зря трачу силы, уж лучше поспать самую малость…» Потребность в сне побеждает в итоге над старой привычкой, которую малыш хотел восстановить.

Поскольку время ожидания родителей постепенно увеличивается, малыш понимает, что кричать дольше тоже бесполезно. Этим он все равно не добьется от родителей того, чего хочет.

Засыпая от усталости день ото дня, ребенок привыкает погружаться в сон самостоятельно, это постепенно входит в привычку. А ставшая привычной ситуация перестает вызывать у малыша тревогу и заменяет в подсознании прежнюю неблагоприятную привычку.

Когда и как часто следует пользоваться методом Фербера?


Какие проблемы могут возникнуть?

  • Некоторые дети склонны к рвоте и реагируют ею на долгий плач. Если рвота возникнет во время применения метода самостоятельного засыпания, то зайдите сразу же к малышу, переоденьте его, уберите комнату, смените постельное белье и следуйте плану дальше, как было предусмотрено. Если вы будете по-прежнему спокойны и уверенны, ребенок быстро поймет, что рвота не влияет на ваше решение, и научится засыпать самостоятельно.
  • В случае если один из родителей не в состоянии выдержать детский плач , он может пойти погулять или надеть наушники с музыкой, пока ребенок не заснет. Вы можете даже, чтобы избежать ненужных ссор, воспользоваться этим методом, например, пока муж в командировке, и потом удивить его готовыми результатами.
  • Если детская кроватка стоит в вашей комнате и вы хотите, чтобы малыш засыпал самостоятельно также по ночам, то вы можете на время переставить кроватку в другую комнату или повесить перед ней занавеску.
  • Братья или сестры в одной комнате с малышом тоже значительно усложнят дело, а также будут просыпаться от плача младшего ребенка. Попробуйте переселить их на время в другую комнату.
  • Если малыш во время следования методу Фербера заболеет, то применение метода обязательно нужно прервать. Во время болезни не может быть и речи об изменении привычек. Когда ребенок поправится, начните все заново. Это возможно и в том случае, если малыш уже научился засыпать самостоятельно, но из-за болезни вернулся к старым привычкам. К плану самостоятельного засыпания можно возвращаться не один раз, и с каждым разом обучающий эффект будет проявляться быстрее.

Когда же будут заметны первые успехи?

Это зависит от темперамента ребенка, от того, с какой энергией он сопротивляется новым обстоятельствам и какие «уроки» ему приходилось «учить» в своей еще совсем недолгой жизни.

Первые дни будут в любом случае испытанием и для вас, и для малыша. Но некоторые детишки не плачут дольше 15 минут и через 2-3 дня засыпают в кроватке самостоятельно. Другие же не могут успокоиться поначалу час или два, и родителям приходится по десять раз или чаще заходить в их комнату со словами: «Я здесь, я люблю тебя, но тебе пора спать. Ты уже большой и должен засыпать один в своей кроватке».

Однако если вы будете терпеливо и последовательно применять составленный вами план, то вы можете ожидать первого улучшения, а иногда даже решения проблемы уже на третий день . Ведь дети учатся гораздо быстрее взрослых и умеют довольно быстро приспосабливаться к новым ситуациям.

Некоторым детишкам требуется несколько больше времени. Но приобретение новой привычки редко длится дольше недели и только в отдельных случаях дольше двух недель. После того как вашему малышу удалось десять раз подряд заснуть самостоятельно, вы можете считать, что самое сложное позади ! Вы можете откинуться на спинку дивана и с облегчением вздохнуть.

Время, которое вы раньше тратили на укладывание ребенка, лучше провести вместе с ним за уютным вечерним ритуалом!

А за несколько сложных дней, которые вам понадобятся, чтобы приучить малыша засыпать самостоятельно, вы будете вознаграждены спокойным вечером и беспробудной ночью.

Если ребенок вылезает из кроватки

Хорошо, если вам удалось научить ребенка засыпать самостоятельно, пока он был маленький и не мог выбираться из своей кроватки. А что, если в момент, когда вы читаете эту книгу, боковины кроватки уже перестали быть для малыша непреодолимым препятствием? Или если малютка, раньше засыпавший без вашей помощи, научился садиться, а потом и вставать в своей кроватке и уже пытается закинуть ногу на верхнюю перекладину? Теперь вы не можете оставить его одного и просто выйти из комнаты. Желая последовать за вами, малыш удвоит свои силы и рано или поздно «возьмет барьер».

Дожидаться исхода этого опасного предприятия однозначно не стоит. Если вы уже опустили матрас в самое нижнее положение и даже спальный мешок больше не в силах удержать маленького скалолаза от первых попыток восхождения, то настало время обеспечить малышу более безопасную возможность «выхода на свободу». Чтобы предотвратить падение с большой высоты, вам придется опустить переднюю боковину кроватки или вынуть из нее несколько вертикальных перекладин.

Получив возможность беспрепятственно вылезать из кроватки, ребенок обрадуется новой возможности открывать мир вокруг себя. Все, что раньше было для него недоступным, покажется вдруг близким и интересным, и малыш не замедлит отправиться в «исследовательское путешествие». Думаете, теперь он спокойно ляжет спать? Легко ли оставаться в кровати, когда вокруг столько всего нового, волнующего и, главное, с недавних пор доступного? И почему бы, проснувшись ночью, не попытаться забраться в уютную родительскую постель?

В этот переломный момент изобретательности родителей нет цены. Если более старших ребятишек можно как-то уговорить оставаться в постели, то младших придется приучать с помощью терпения и последовательности.

  • Пока малыш только встает в кроватке, но еще не может вылезти из нее, вы можете пользоваться методом Фербера, укладывая малютку каждый раз, когда заходите в комнату или покидаете ее (но только один раз). Если кроха, едва коснувшись головой подушки, вновь играет в ваньку-встаньку, оставьте это на сей раз незамеченным и выйдите из комнаты по плану.
  • Когда и кроватка перестает быть для малыша препятствием и он настойчиво выскакивает из комнаты вслед за вами, можно попробовать установить барьер в дверном проеме детской комнаты. Тем самым вся детская комната как бы становится детской кроваткой. И цель ваша в том, чтобы ребенок заснул там один, без вашей помощи. Вы можете следовать методу Фербера, регулярно заходя в комнату на короткое время, чтобы успокоить малыша и уложить его в постель. Если он снова вылезает из кроватки или продолжает плакать, вы должны (по методу Фербера) все равно выходить из комнаты на несколько минут по заранее составленному плану, давая ребенку шанс заснуть самостоятельно. (Не забудьте, что речь идет только о случае, когда у родителей больше нет сил и все их попытки действовать другим образом не увенчались успехом.)
  • Вполне может случиться, что малыш в ваше отсутствие заснет от усталости, но не в своей постели, а где-нибудь на полу или на диване. Ничего страшного – отнесите его осторожно в кроватку и закройте одеялом. Как бы там ни было, он заснул самостоятельно, без вашей помощи. Рано или поздно он сам поймет, что засыпать в кровати уютнее, чем на холодном полу.
  • Если у вас нет барьера (или ребенок уже научился перелезать через него), но есть еще немного терпения, попробуйте относить малыша назад в детскую кроватку, пока он не останется в ней добровольно . Однако этот метод может функционировать, только если вы в состоянии сохранять внутреннее спокойствие. Малыш должен чувствовать, что засыпать одному в своей комнате – важная необходимость, а не наказание и не результат гнева родителей . А в противном случае вся «процедура» превратится в борьбу за власть. Тогда она не увенчается успехом, а только нарушит доверительные и нежные взаимоотношения между вами и ребенком!!!
  • Очень хорошо работает этот метод ночью, когда у малыша нет сил повторно забираться в родительскую постель и он легче смиряется с тем, что вы относите его обратно. Хотя есть ребятишки, которые и ночью отличаются удивительной настойчивостью. Если вы уверены, что ребенок пришел к вам ночью не из-за страха или боли, а просто по привычке, то вы можете достигнуть желаемого результата, относя его в детскую кроватку с необходимой регулярностью и последовательностью.

    Рекомендуется делать это не бессловесно, а вначале объяснить малышу , что ваша кровать слишком узка и в ней недостаточно места для всех, что иначе утром все будут усталыми и невыспавшимися и, что вы с удовольствием ждете утра, когда снова сможете тискать и ласкать своего малютку. Конечно, не нужно читать ребенку проповеди каждый раз. В следующий раз будет достаточно напомнить ему: «Ты же знаешь, что для нас всех в кровати нет места».
  • После того как малыш справился с задачей и заснул в своей комнате самостоятельно, вы обязательно должны похвалить его . Он будет сам гордиться собой и с большей охотой согласится повторить этот опыт на следующий день.
    Поощрения же и подарки, наоборот, в этом случае не подходят. Ребенок должен осознать, что речь идет о необходимости, о чем-то нормальном и само собой разумеющемся, а не об одолжении с его стороны, требующем награды. Иначе ваш маленький хитрюшка быстро сделает сон в своей кроватке «источником дохода», каждый раз шантажируя вас и требуя все новых поощрений.
  • Ну а что делать, если малыш настойчиво выходит из комнаты, едва вы уложили его, и у вас нет ни барьера, ни терпения и сил, чтобы по двадцать раз относить его обратно? В этом случае профессор Фербер рекомендует метод открытой или закрытой двери в детскую комнату. Дело в том, что любой ребенок останется в комнате один охотнее, если не будет чувствовать себя отрезанным от внешнего мира закрытой дверью. Голоса родителей или бытовой шум в соседней комнате успокаивают и усыпляют, наполняют уверенностью и прогоняют страхи.
    Открытая или приоткрытая дверь – как бы мостик к родным людям, до которых в случае необходимости рукой подать. Этот мостик открыт для малыша, если он остается в своей кроватке, и закрыт, если он из нее вылезает. Таким образом, ребенок своим поведением сам контролирует ситуацию. Открыта дверь или закрыта, зависит от него одного . Конечно, эта причинная связь должна быть ребенку ясна, поэтому для применения данного метода ребенку должно быть минимум 2 года и у него не должно быть проблем в языковом развитии. (Кроме того, этот метод, конечно, не подходит для детишек, страдающих ночными кошмарами, болями или болезненным страхом расставания с родителями.)

    Укладывая малыша в постель, повторите ему, что пришло время самостоятельно засыпать в своей кроватке. Скажите, что, если он будет лежать спокойно, дверь останется открытой, а если он будет из нее вылезать, вы дверь закроете. Старайтесь говорить спокойно и уверенно. Ребенок не должен думать, что это наказание, но и не должен сомневаться в вашей решительности . Тон ваших слов играет решающую роль для успеха предприятия.
    Выходя из комнаты, оставляйте дверь открытой или приоткрытой. (Можете спросить малыша, как ему больше нравится. Он будет доволен тем, что его мнение для вас важно.)
    Если ребенок вылезает из кроватки, вернитесь в комнату, уложите его обратно и выйдите со словами: «Что ж, значит, мне придется дверь закрыть». Закрывая дверь, не запирайте ее на ключ! Подождите пару минут, перед тем как вернуться в детскую комнату (даже если малыш уже вернулся в кроватку). С плачущим ребенком вы можете разговаривать через дверь или сказать что-то, когда снова откроете ее.
    Время ожидания за дверью не должно быть слишком долгим. Иногда достаточно всего одной минуты, чтобы убедить малыша в вашей решительности. Если при вашем возвращении он уже лежит в своей кроватке, то вы можете похвалить и приласкать его. В этом случае дверь в его комнату останется открытой. Если же он опять вылез, отнесите его назад и повторите свои прежние действия, и так до тех пор, пока ребенок не останется в постели. В этом случае время ожидания можно постепенно увеличивать от одной до нескольких минут. Каждый раз, выходя из комнаты, повторяйте, что дверь останется открытой, если малыш будет спокойно лежать в своей кроватке, то есть все зависит только от него.

Если вы будете действовать уверенно и последовательно, то решение проблемы не займет больше нескольких дней. А вы, обнаружив, что любимое создание спокойно дремлет в своей кроватке, воскликнете: «Ну надо же, наконец-то у меня появилось вечером свободное время!»

Дети слушаются охотнее, если у них есть выбор. Объяснив им, какие последствия для них будет иметь то или иное решение, вы тем самым подтолкнете их к правильному выбору. Ведь гораздо лучше остаться в кроватке при открытой двери в детскую комнату, чем вылезти из нее, оказавшись отрезанным от внешнего мира закрытой дверью…

Метод “Тайм-аут”

Упорно вылезающий из кроватки малыш пытается уже в раннем возрасте меряться силами со своими родителями. Поэтому закрытая на короткое время дверь в детскую комнату может стать для него одной из первых границ, очень важных в детском воспитании. Граница означает: «Стоп! Дальше нельзя!». Чтобы научиться жить в обществе людей, ребенок обязательно должен знать, что существуют границы дозволенного поведения.

Барьер, дверь или просто пространственное отдаление от малыша лучше всего символизируют понятие границы, которую не следует переступать. Это касается, конечно, не только отхода ко сну, но и поведения ребенка днем. Поэтому в случае, когда малыш делает что-то недопустимое (бьет младшего братика или сестричку, кидается едой, бросается на пол в приступе гнева и пр.), психологи советуют пользоваться методом, называемым «тайм-аут».

Метод тайм-аута, показывает ребенку, что он переступил границу допустимого поведения, но что он не безразличен родителям и любим ими. Для этого, заметив поведение малыша, громко скажите: «Стоп!» Посадите ребенка на стул в другом углу комнаты со словами: «Этого делать нельзя. Сейчас ты должен посидеть один». Если он слезает со стула, отнесите его в соседнюю или в детскую комнату. Для маленьких детишек достаточно барьера, для старших необходимо закрыть дверь.

Старайтесь не кричать, но действовать решительно. Ребенок должен понимать, что это не наказание, а логическое следствие его собственного поведения. И что в его власти изменить ситуацию. Для этого достаточно прекратить нежелательное поведение. Поэтому тайм-аут не должен быть долгим. Как и в методе открытой или закрытой двери, он не должен превышать нескольких минут. Потом вы открываете дверь или приближаетесь к барьеру и делаете ребенку «мирное предложение». Вы можете спросить: «Ты понял, что так делать нельзя?». Или: «Ты не будешь больше так поступать?». И потом: «Мы снова друзья?».

Обычно дети быстро успокаиваются и ведут себя хорошо, слишком уж непривлекательна перспектива остаться одному за закрытой дверью. Но может случиться, что ваши действия только разожгли гнев ребенка, он стучит в дверь, бьет в нее ногами и т. п. В этом случае стоит обождать, пока он не успокоится и агрессивное поведение не перейдет в жалобный плач. Тогда вы можете повторить предложение о мире и утешить малыша. Если он при вашем появлении вновь ведет себя агрессивно, то тайм-аут нужно повторить, снова закрыв дверь на несколько минут . Только когда ребенок успокоился и согласился сотрудничать с вами, он может покинуть свою комнату. Важно, чтобы малыш понимал, что выбор за ним и что он изменением своего поведения в любой момент может закончить неприятную для него ситуацию.

Некоторые дети не любят, когда их относят в угол или другую комнату, и предпочитают идти туда самостоятельно. Если ребенок действительно идет туда, куда вы ему сказали, и остается там некоторое время – замечательно. Это первый признак того, что он сознает недопустимость своего поведения. Если же ребенок, обещая уйти в комнату, попытался обмануть вас и, едва вы выпустили его, спрятался, то не повторяйте эту ошибку еще раз.

Очень важно, чтобы тайм-аут удался в первый раз . Впоследствии может оказаться достаточным напомнить малышу об этом или спросить, не хочет ли он прогуляться в свою комнату, чтобы ребенок добровольно перестал «дебоширить».

Какой бы символ границы вы ни выбрали, главное – чтобы ребенок знал, что дальше нельзя. Границы нужны не только родителям, чтобы дети «не сели им на голову», но и в первую очередь самим малышам, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Границы, проведенные родителями с любовью и строгостью, дают детям ощущение уверенности и защищенности!

Любите себя, работайте над собой, приводите в порядок свою жизнь, и ваши дети будут спокойны, счастливы и послушны!