Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников. Коллекционирование как средство развития познавательных интресов детей старшего дошкольного возраста Влияние коллекционирования на познавательную активность

В каком бы возрасте не находился ребенок от его «зачем» и «почему» взрослым нет покоя. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

Мы взрослые должны постоянно удовлетворять потребность ребенка в новых впечатлениях, развивать в детях активность к познанию нового.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Что же такое коллекционирование?

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами.

Настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно прививают патриотизм к стране. Таким образом, получается, что мы воспитываем патриотов чужих стран?

Вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Подобные вкладыши собирали еще наши бабушки и прабабушки, но тогда это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров. На них были животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. И они воспитывали, прививали знания и любовь к отечеству.

Анализ современных программ показал, что в условиях внедрения новых федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе, коллекционирование как вид детской деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников, становится все более актуальным. В программе «Детство», по которой работает наш детский сад, обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.

С.Н. Николаева в парциальной программе «Юный эколог» отмечает, что «дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании». Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором «могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Возможно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал».

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в условиях обновления содержания воспитательно-образовательной деятельности при реализации ФГТ. В рамках проведения тематической недели мы вместе обсуждали, какие коллекции будем создавать вместе, с какими семейными коллекциями познакомимся.

Почему именно коллекционирование стало темой нашего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь.

Во-вторых, в детстве, наверное, каждый из нас увлекался коллекционированием. Как и многие дети, мы собирали марки, открытки, календари с самыми различными сюжетами, фантики от шоколадок. У меня есть дети и от моих «коллекций» мало что осталось. Но, однажды, забирая дочку из детского сада остановилась с ней возле детей своей группы. А Прасковья взяла с собой остатки моей коллекции оберток от шоколадок и дети попросили показать, что там у нее. Они рассматривали старые обертки и очень удивились, когда я сказала, что собирала их я. На другой день я была засыпана вопросами: что, где, когда я собирала, куда это все делось. Затем дети начали приносить свои коллекции.

Дети сами и по нашей просьбе стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой.

Новый всплеск нашего увлечения коллекционированием совпал по времени с реализацией ФГТ в современной образовательной деятельности детского сад. С детьми мы начали собирать гербарии. Но однажды получилась так, что на экскурсии за территорией детского сада один из детей подобрал камешек. Во время прогулки все мы с удовольствием рассматривали его необычную окраску. Обыкновенная галька вызвала необыкновенный интерес. Затем одна из девочек робко сказала, что у нее дома есть то же красивый камешек, который они с родителями привезли с морского побережья. И понеслось, а в случае с нашими камнями можно сказать посыпалось. Собиранием камней увлеклись дети нашей группы, их родители, да и мы, педагоги не отставали от детей по части собирания и рассматривания камней.

Тогда мы с детьми договорились собрать в группе общую коллекцию из камней и ракушек. Собирая эту коллекцию, мы закрепили с детьми названия животных, которые имеют раковины-дома, уточнили места их обитания, использовали экспонаты коллекции непосредственно в образовательной деятельности для развития внимания, закрепления количественного и порядкового счета (детям предлагались игры «Кого не стало», «Четвертый лишний», «Кто на каком месте стоит» и др.).

Во время прогулок, в игровой деятельности, представили с детьми, что мы пираты, которые ищут клад. Проводя «раскопки» вместе с детьми обнаружили несколько белых гладких камешков. Откуда они могли взяться? И почему они такие гладкие? Вечером прочитали с детьми сказку «Хозяйка медной горы», после этого стали называть нашу коллекцию «Сокровища из Малахитовой шкатулки». Наша коллекция пополнялась после прогулок и после выходных, после отдыха детей на море.

В сад теперь дети шли в сопровождении пап, по большей части, и несли новые экспонаты для нашей коллекции.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Интересно было ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу. Я предложила нам с детьми провести интересные игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства.

Но коллекционирование – это не стихийная деятельность, им надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь следующих образовательных областей «Познание», «Труд», «Художественное творчество».

Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

В этой работе я постаралась собрать и объединить материал, который мог бы помочь воспитателям, родителям и главное- детям без особых усилий найти новое увлекательное занятие, к которому относится создание коллекций, офрмление мини- музеев, выставок. В процессе работы можно и нужно глубоко изучать тему, т.е. начинаем учить учиться. Данную проблему можно развивать по-своему, главное, чтобы это было интересно и соответствовало возрасту ИССЛЕДОВАТЕЛЯ! Если возникнут вопросы или какие- либо претензии, готова ответить, помочь, разобраться!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

НОД «Научная экспедиция «По морям по волнам»

Цель: Познакомиться с людьми – коллекционерами морских раковин из разных стран

Задачи образовательных областей:

Познание:

1.Узнать, что в разных морях обитают моллюски, выяснить сходства и отличия в зависимости от среды обитания.

2.Люди независимо от языка, на котором общаются, национальности, места проживания коллекционируют ракушки и обмениваются ими.

4. Развивать познавательный интерес, ощутить свою принадлежность к мировой истории.

Безопасность:

1.Формировать патриотические чувства принадлежности к мировому сообществу.

2.Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для людей ситуациям, о безопасном поведении с незнакомыми моллюсками у водоемов.

Социализация:

1.Создать мотивацию к применению собственных умений и навыков, воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым.

2. Заложить основу уважительного отношения к культуре других народов через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Коммуникация:

1.Формировать умение размышлять; воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими, используя моделирование.

Здоровье:

  1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  2. Обогащать двигательный опыт детей, развивать координацию, внимательность, умение играть в коллективе.

Музыка:

Развивать способность вслушиваться в звуки мелодий других народов.

Художественное творчество:

Развивать умение совместной деятельности между детьми и взрослым.

Интеграция: П, Б, С,К, З, М,ХТ.

Предметно - развивающая среда:

Карта мира, глобус; географический атлас для детей «Мир вокруг нас»; дидактическая игра: «Кто, где живёт», книжка со стихами А. Усачёва «Весёлая география»; морские коллекции, ракушки; ноутбук, проектор, экран, набор для рефлексии.

Планируемый результат:

  1. Знания детей о музеях ракушек в разных странах у разных народов.
  2. Умение использовать ракушки в различных видах деятельности.

Ход НОД.

Сегодня мы собрались на очередное заседание Научного Совета мини- музея « По волнам по волнам».

Давайте за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся,

ждут нас дальние края

и открытия, друзья.

Для пополнения наших музейных экспонатов и обновления коллекций предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по материкам. Посмотрите на глобус: это уменьшенная модель нашей Земли. Земля круглая, на Земле 4 океана и 6 материков, на которых расположено много разных стран.

Воспитатель: - Какие материки вы уже знаете?

Дети: На свете очень много стран,

Так много, что не счесть…

А вот больших материков

Мы насчитаем шесть:

Дети: Африка, Америка

/Северная и Южная /

Австралия, Евразия,

Антарктида вьюжная.

Занимаясь в нашем мини-музее «По волнам по морям», вы узнали, что моллюски распространены по всему земному шару. Обитают в морях, пресных водах и на суше. Ракушки холодных морей имеют серую, коричневую или белую окраску. Разнообразием цветов и оттенков поражают раковины теплых морей. Моллюски насчитывают около 130 тыс. современных видов и являются вторыми по численности после насекомых. Люди издавна собирают раковины моллюсков для разных целей, а одна из них – коллекционирование.

И представьте себе – на каждом материке есть морские музеи ракушек. А чтобы в этом удостовериться, мы воспользуемся достижениями науки – телемостом с жителями городов, где есть музеи ракушек. Таких музеев много, а мы познакомимся лишь с несколькими.

Алло! Это Америка?

Yes, they are.

Мы, дети группы «Незабудка» хотим узнать о вашем музее морских раковин.

Такой музей у нас есть. Находится он в главном городе Северной Америки – Вашингтоне. Это Национальный музей естественной истории. В нем собрана одна из крупнейших в мире коллекций раковин моллюсков.

В своем детском саду мы любим играть в игру « Американский треугольник».

Разновидность пятнашек, начинается игра с того, что трое из четырех играющих встают в круг, дети, держась за руки, раздвигают руки как можно шире. Один – оставшийся вне круга – водящий . Его задача - запятнать одного из трех в кругу, стоящего напротив (оббегая, подпрыгивая, подлезая). Задача детей в кругу – не допустить этого. Если водящий запятнал, то происходить смена водящего или игрока напротив .

Молодцы! За это мы вам для вашего мини-музея пришлем в подарок одну из раковин из нашего музея. Это Венус. Она самая древняя ракушка на Земле, занесена в книгу рекордов Гиннеса.

Спасибо вам, наши американские друзья.

Теперь в эфире Австралия город Мельбурн.

Педагог показывает Австралию на карте, дети рассматривают ее (на что похожа, какого цвета). Педагог рассказывает стихотворение А. Усачева:

Заброшена Австралия почти на край Земли,

Поэтому Австралию не так давно нашли.

А чтоб не потеряли их на век или на сутки,

Все жители Австралии с собою носят сумки.

Большие или маленькие, авоськи или сетки,

Ведь важно, чтобы маленькие не потерялись детки.

Проводится подвижная игра “Кенгуру”.

За то, что вы играете в наши австралийские игры и знаете об особенностях материка Австралии, мы для вашего музея дарим вам видеофильм «Большой Барьерный риф».

Жители Австралии гордятся редкой раковиной - неуловимой " золотистой " ципреей . Эти раковины до сих пор используют как деньги на островах Океании. Улитка конус живет на Большом Коралловом рифе, который тянется вдоль восточного побережья Австралии. Она прячет во рту ядовитый гарпун, которым можно мгновенно убить жертву. Об этом знают ныряльщики за конусами и стараются быть осторожными.

Вот эти раковины мы и получаем в дар нашему мини-музею.

На связь с нами выходят жители Китая город Далянь.

Музей раковин находится неподалеку от Ущелья бабочек. Музей расположен под землей, поэтому спуск в него несколько напоминает погружение в морские глубины, прекрасные и таинственные. Это один из самых больших музеев морских раковин в КНР. Здесь в четырех залах, посвященных четырем океанам, представлено более ста видов уникальных морских моллюсков. А вам, ребята, группы «Незабудка» мы дарим маленькую раковину тридакны.

В Даляньском музее представлена изумительная тридакна, огромная раковина с двумя волнообразными створками. Ее длина – четыре метра. Она по праву считается самой огромной ракушкой в мире. Вес живых тридакн может достигать 400 килограмм. Тридакна – это не просто житель темных глубин, это герой множества легенд и преданий, уходящих корнями в средние века. Тогда рыбаки и мореплаватели верили, что живет на дне моря ракушка, питающаяся живыми людьми. Что своим зловещими створками способна схватить она ныряльщика за руку или за ногу и увлечь вниз, съесть и переварить. Кстати, и тридакну тогда знали лишь под именем «Ловушка смерти». Этот предрассудок существовал очень долгое время. На самом же деле тридакны питаются водорослями и даже эту легкую траву очень долго и медленно переваривают своими мягкими тканями в силу общей недоразвитости кишечника. Увидеть тридакну можно в тропических морях на глубине более ста метров.

Предлагаем вам научиться играть в китайскую подвижную игру «Поймай дракона за хвост».

Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впереди стоящего за пояс. Они изображают дракона . Первый в колонне - это голова дракона, последний - хвост . По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача головы - поймать хвост . А задача хвоста - убежать от головы . Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки хвоста можно выбрать новую голову и новый хвост .

Спасибо, наши китайские друзья.

На связь выходит Африка.

Африка предлагает принять участие в конкурсе «Самый лучший африканский танец».


Вам потребуются бубны, маракасы, африканские соломенные юбки и много-много позитивных эмоций.

Сейчас мы возьмем атрибуты в виде африканских музыкальных инструментов. Все участники должны разуться и надеть африканские костюмы. Задача участников, наигрывая африканский мотив на маракасах, танцуя, ощутить себя африканцами, гуляющими по пляжам города Джеффрис Бей. Этот город Южной Африки известен своими богатыми залежами ракушек, большим разнообразием морепродуктов, в том числе кальмаров. На территории городского Музея ракушек хранится более 600 видов морских раковин, собранных со всего мира, отчего данная коллекция признана одной из самых больших в Южной Африке. Таким образом, город Джеффрис Бей привлекает любителей ракушек со всего земного шара.

В сентябре в городе проводится «Фестиваль ракушек». Этот фестиваль организовывается здесь уже более 20 лет, и стал уже традицией. Многие местные путешественники и семьи со всех концов страны приезжают в этот маленький город, чтобы полюбоваться таким природным явлением, как ракушки всевозможных форм, размеров и способов их применения людьми. Приезжайте к нам на фестиваль.

Большое спасибо за интересный рассказ и приглашение на фестиваль.

В следующий раз мы познакомимся интересными Музеями морской ракушки на острове Пхукет в Таиланде.

Макарска музей в Хорватии.

Музей раковин Литва

Сегодня мы с вами узнали, что на разных материках Земного шара живут разные люди: в Америке – американцы; в Китае – китайцы, в Австралии – австралийцы, в Африке – африканцы. Все говорят на разных языках, но это не мешает дружить. Всех нас объединяет интерес к чудесам природы – ракушкам. Люди разных стран создают Музеи морских раковин, коллекционируют раковины и дают возможность увидеть все это другим людям. Что мы сегодня и сделали.

А сейчас предлагаю вам выразить свое отношение к нашему путешествию: если вам понравилось, отпустите «крабика» в теплое море, а если не понравилось – оставьте «крабика» на берегу.

В каждой стране, где побывали, мы играли в любимые игры детей тех стран. Предлагаю поиграть в одну из любимых народных игр русских детей «Ручеек». (Под музыку дети выходят из зала).

Заключение.

Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Для выяснения позиции родителей мы провели анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в 79% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календарики, стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики), 15% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 26% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 68%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…” или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.

Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им была предложена классификация видов коллекционирования, консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности..

Список литературы

  • Обитатели прудов и аквариумов: исследуем подводный мир – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
  • Буруковский Р. О чем поют ракушки – М., 1998.
  • Кочеткова Н.И. , Парамонова И.М. Они должны жить. – С-П., 1998.
  • Харченко В. Слезы моллюска. Журнал “Химия и жизнь”, № 11, 1979.
  • Рыжова Н.А. , Логинова Л.В., Данюкова А.И . Мини- музей в детском саду. –М. Линка- Пресс, 2008.
  • Рыжова Н.А. “Как стать коллекционером” (журнал “Игра и дети” №4-2004г.)
  • Интернет- ресурсы.


Актуальность В старшем возрасте формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Почему? Во- первых, это из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребенку интересно и что хотелось бы им собирать. Современные дети коллекционируют наклейки, фишки, продаются они набором, в основном они Китайского производства и герои мультфильмов тоже зарубежные, потерялся интерес к Российским предметам, вообще к самому коллекционированию. Коллекционирование – это всегда поиск, а не покупка готового набора.




Задачи: Расширять кругозор, развивать познавательную активность; Развивать внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать; Приучать ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом; Развивать творческий потенциал, любознательность.










Планируемый результат Повышение продуктивности интеллектуальной деятельности дошкольников. Формирование креативности, самостоятельности дошкольников, интегративных качеств личности. Формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи. Воспитание культуры познания.




Перспективный план кружковой работы по коллекционированию значков о спорте. Подготовительная группа. Задачи: - показать детям значимость движения для здоровья, пользе подвижных игр и занятий спортом; - знакомить дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения древности и современности как достижения общечеловеческой культуры; - расширять у детей представление и знание о разных видах спорта; - развивать физические качества и формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников; развивать умение самостоятельно организовывать разные по степени подвижности игры и выполнять упражнения; содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания;


Перспективный план кружковой работы по коллекционированию значков о спорте. Подготовительная группа. Октябрь Тема: «В здоровом теле - здоровый дух» Беседа: «Наше здоровье в наших руках». Заучивание пословиц о здоровье Подвижная игра: «Проведи мяч точно по дорожке». Беседа о вредных привычках. Ситуация: «Что будет, если…». Эстафета «Передал, садись». Ноябрь Тема: «Двигайся больше, проживешь дольше» Беседа: «Кто спортом занимается». Рисование: «Дети делают зарядку». Беседа о футболе. Малоподвижная игра: «Футбол» (если ведущий поднимает красный флажок, дети кричат гол, синий – мимо, 2 флажка- штанга). Игра: «Забрось мяч в обруч».


Перспективный план кружковой работы по коллекционированию значков о спорте. Подготовительная группа. декабрь Тема: «Зимние виды спорта» Беседа о зимнем виде спорта хоккее. Подвижная игра: «Загони льдинку». Игра: «Стоп – замри, фигуру покажи». Беседа о лыжном виде спорта. Загадки об инвентаре для зимних видов спорта. Январь Беседа о фигурном катании. Беседа: «Зимние виды спорта». Рассматривание значков, иллюстраций по теме. Пантомима на тему: «Мой любимый зимний вид спорта». Подвижная игра: «Ударь мяч и догони» (дети ударяют мяч ногой, догоняют его и возвращаются на место). Загадки про зимние виды спорта.


Перспективный план кружковой работы по коллекционированию значков о спорте. Подготовительная группа. Февраль Тема: «Все спортом занимаются» Рассказ воспитателя о безопасном поведении зимой. Чтение О.Высотская: «На санках. К.Утробина: «Все спортом занимаются». Беседа об истории Олимпиады. Рассматривание значков, иллюстраций по теме. Дидактическая игра: «Назови спорт по показу». Презентация: «Зимние виды спорта». Март Тема: «Движение + движение = жизнь Беседа: «Художественная гимнастика». Дидактическая игра: «Собери рюкзак для гимнастки». Рисование: «Мы видели выступление гимнасток». Подвижная игра: «Ловишки с ленточкой». Про баскетбол Подвижная игра: «Прокати мяч между кеглями» Рисование на тему баскетбол.


Перспективный план кружковой работы по коллекционированию значков о спорте. Подготовительная группа. Апрель Тема: «Летние виды спорта» Велоспорт. Рассматривание иллюстраций, значков по теме. Правила безопасности езды на велосипеде. Рисование на тему: «У меня есть велосипед». Чтение стихотворения: «Велосипедист». Дидактическая игра: «Найди, что нужно велосипедисту». Бадминтон. Изучение правил игры. Игра: «Найди картинку про бадминтон». Рисование на тему: «Бадминтон». Подвижная игра: «Попади воланом в корзинку». Май. Тема: «Чтобы крепким и здоровым быть, надо спорт всем полюбить» Дидактическая игра: «Угадай вид спорта». Презентация: «Летние виды спорта» Выставка детских работ: «Мы со спортом дружим».


Планируемые результаты по кружковой работе: «Его величество - спорт» Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры; Сформирована потребность в двигательной активности; Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни; Имеет сформированные представления о значении двигательной активности в жизни человека.

Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников - страница №1/1

Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников

Н.Ю. Немцева

В каком бы возрасте не находился ребенок от его «зачем» и «почему» взрослым нет покоя. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

Мы взрослые должны постоянно удовлетворять потребность ребенка в новых впечатлениях, развивать в детях активность к познанию нового.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Что же такое коллекционирование?

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами.

Настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно прививают патриотизм к стране. Таким образом, получается, что мы воспитываем патриотов чужих стран?

Вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Подобные вкладыши собирали еще наши бабушки и прабабушки, но тогда это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров. На них были животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. И они воспитывали, прививали знания и любовь к отечеству.

Анализ современных программ показал, что в условиях внедрения новых федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе, коллекционирование как вид детской деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников, становится все более актуальным. В программе «Детство», по которой работает наш детский сад, обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.

С.Н. Николаева в парциальной программе «Юный эколог» отмечает, что «дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании». Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором «могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Возможно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал».

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в условиях обновления содержания воспитательно-образовательной деятельности при реализации ФГТ. В рамках проведения тематической недели мы вместе обсуждали, какие коллекции будем создавать вместе, с какими семейными коллекциями познакомимся.

Почему именно коллекционирование стало темой нашего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь.

Во-вторых, в детстве, наверное, каждый из нас увлекался коллекционированием. Как и многие дети, мы собирали марки, открытки, календари с самыми различными сюжетами, фантики от шоколадок. У меня есть дети и от моих «коллекций» мало что осталось. Но, однажды, забирая дочку из детского сада остановилась с ней возле детей своей группы. А Прасковья взяла с собой остатки моей коллекции оберток от шоколадок и дети попросили показать, что там у нее. Они рассматривали старые обертки и очень удивились, когда я сказала, что собирала их я. На другой день я была засыпана вопросами: что, где, когда я собирала, куда это все делось. Затем дети начали приносить свои коллекции.

Дети сами и по нашей просьбе стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой.

Новый всплеск нашего увлечения коллекционированием совпал по времени с реализацией ФГТ в современной образовательной деятельности детского сад. С детьми мы начали собирать гербарии. Но однажды получилась так, что на экскурсии за территорией детского сада один из детей подобрал камешек. Во время прогулки все мы с удовольствием рассматривали его необычную окраску. Обыкновенная галька вызвала необыкновенный интерес. Затем одна из девочек робко сказала, что у нее дома есть то же красивый камешек, который они с родителями привезли с морского побережья. И понеслось, а в случае с нашими камнями можно сказать посыпалось. Собиранием камней увлеклись дети нашей группы, их родители, да и мы, педагоги не отставали от детей по части собирания и рассматривания камней.

Тогда мы с детьми договорились собрать в группе общую коллекцию из камней и ракушек. Собирая эту коллекцию, мы закрепили с детьми названия животных, которые имеют раковины-дома, уточнили места их обитания, использовали экспонаты коллекции непосредственно в образовательной деятельности для развития внимания, закрепления количественного и порядкового счета (детям предлагались игры «Кого не стало», «Четвертый лишний», «Кто на каком месте стоит» и др.).

Во время прогулок, в игровой деятельности, представили с детьми, что мы пираты, которые ищут клад. Проводя «раскопки» вместе с детьми обнаружили несколько белых гладких камешков. Откуда они могли взяться? И почему они такие гладкие? Вечером прочитали с детьми сказку «Хозяйка медной горы», после этого стали называть нашу коллекцию «Сокровища из Малахитовой шкатулки». Наша коллекция пополнялась после прогулок и после выходных, после отдыха детей на море.

В сад теперь дети шли в сопровождении пап, по большей части, и несли новые экспонаты для нашей коллекции.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Интересно было ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу. Я предложила нам с детьми провести интересные игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства.

Но коллекционирование – это не стихийная деятельность, им надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь следующих образовательных областей «Познание», «Труд», «Художественное творчество».

Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

Развитие познавательного интереса способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди возможных средств развития познавательного интереса дошкольников особого внимания заслуживает коллекционирование. Коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников. Эта тема актуальна в наше время, так как в процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». А также этот вид деятельности имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей. Дети всегда пытливы и любознательны, часто, практически постоянно, задают взрослым множество вопросов. Зачастую об интересных им вещах, которые кажутся для них необычными, новыми или просто чудными.

Психолого-педагогический анализ литературы показывает, что исследователи познавательные интересы детей связывают с их познавательной активностью, и относят в особую область интересов человека. По мнению П.Ф. Захаревич, П.К. Постниковой, А.И. Сорокиной, Г.И. Щукиной «сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них»». М.И.Лисина и А.М.Матюшкин разделяют точку зрения, что «познавательный интерес есть состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.» А.А. Люблинская подчеркивает, что в процессе формирования у дошкольников познавательного отношения к окружающему вскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов, в которых явственно выражено единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности.

Анализ современных базисных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательных интересов и активности дошкольников. Авторы программы «Истоки» считают, что стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда. Однако коллекции, как составляющая часть развивающей среды, не указываются. В «Программе обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Васильевой, в разделе «культурно-досуговая деятельность», ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства)» В программе «Детство» обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе «большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций». С. Н. Николаева в парциальной программе «Юный эколог» отмечает, что «дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании». Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором «могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Возможно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал .

У ребёнка формируется истинный интерес к окружающей среде, эмоциональное отношение к окружающему в процессе коллекционирования. Когда человек чем-то интересуется, удовлетворяется познанием этого объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост детского интереса безграничен. Творческая личность развивается, если существует стойкий интерес. Когда ребенок чем - либо интересуется, у него появляется желание лучше изучить этот предмет, узнать о нём больше. Взрослые должны внимательно относиться к увлечениям их детей, а также поддерживать их, развивать - это важный фактор для формирования познавательной активности дошкольника.

Предметы, являющиеся объектами коллекции, должны быть осязаемыми и реальными. Например, можно использовать открытки, картинки, фотографии, изображения людей, игрушки, печатные издания. Можно выделить в отдельную группу экспонаты, выполненные своими руками детьми вместе со взрослыми. Сюда могут включаться такие детские изделия, как рисунки, поделки своими руками, книжки и коллажи. Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования: книжки, открытки, магнитики с картинками, листья и цветочки для гербария, модельки машин, диски с песнями и т.п. Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям. Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира. Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное.

Познавательный интерес в процессе развития детей дошкольного возраста проявляется многозначно. Можно выделить следующие его особенности. Во-первых, он выступает как средство живого и увлекающего ребенка обучения. Во-вторых, как сильный мотив к интеллектуальной и длительной познавательной деятельности. В-третьих, как предпосылка формирования готовности личности к дальнейшему образованию. Условия развития познавательного интереса - это исследовательские и практические действия ребенка. Важное и первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями .

Таким образом, познавательный интерес является обширным и многогранным понятием. Благодаря ему человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач; у человека создается уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. Формирование и развитие познавательного интереса часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Невозможно переоценить роль познавательного интереса в жизни ребенка. Необходимость его формирования и развития не вызывает сомнений и имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.