Конспект нод в старшей группе «эти удивительные камни» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Эти удивительные камни Интегрированное занятие в царстве камней

Воспитатель: Загадка: В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Тяжелый, большой – одному не поднять, А может быть легким – в ладошке лежать. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?» Дети:- Это камень, разные камни. - Сегодня мы будем говорить о камнях. Я думаю, что вы узнаете кое-что интересное о них. -Скажите, а где живут камни? (В море, в речке, в горах) Больше всего камней -в горах. Ведь горы состоят из камней. -А в группе мы можем увидеть где-то горы? - На карте, на глобусе (рассматривание глобуса) - Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни). - Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы). - Кто из вас назовет горы? (Уральские, Кавказ). - Молодцы, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы. Ребята, горы всегда притягивали к себе людей своей величественной силой, своей необычайной красотой, своими богатствами. А как называют профессию людей, которые исследуют горы? (ГЕОЛОГИ). Геологи - это люди, которые извлекают богатства гор на поверхность. Все эти богатства лежат очень глубоко, в земной коре. Земная кора – это кладовая, где находятся минералы, камни, металлы. - С древних времен люди верили, что камни обладают удивительными, волшебными свойствами. Одни из них обладают целительной силой и могут помочь при лечении некоторых болезней. Это камни-врачи, лекари (показать бусы на себе из горного хрусталя). Другие камни оберегают людей от беды, их называют камни-талисманы, камни-обереги, от слова «оберегать». Третьи – словно в чудесную кладовую собирают в себя энергию, а затем отдают ее своему владельцу. Люди заметили еще одно свойство камней. Пользу они приносят лишь чистым, добрым людям, способным понять природу. Камни, добытые нечестным путем, или если они попали в руки к злому, жадному человеку, не приносят счастья. - Вспомните сказку «Морозко». Что обе девочки получили в подарок? Что случилось с драгоценными камнями дочки? (Превратились в груду тряпья и воронов) Почему? Что драгоценности принесли падчерице? (Счастье) Почему? Но не только геологов манят горы, но и поэтов, художников, музыкантов. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Давайте и мы с вами посмотрим на горы (просмотр фотослайдов). Воспитатель комментирует рассматривание. - Какая красота. Посмотрите, какие бывают горы? (Большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами (а, значит там живут животные и птицы- бараны, козлы, орел, ястреб), горы, извергающие огонь и камни).

Физминутка. А давайте и мы с вами станем геологами. Мы геологами станем Да? – да! (хлопок над головой). Будут все гордиться нами. Да? – да! (хлопок над головой). Что ждет нас впереди? Высокая гора (показывают руками), Бурная река (показывают руками) Ее не обойдешь (топают ногами), Ее не проплывешь (плывут), Ее не пролетишь (крылья), Надо напрямик. Все мы сможем, все сумеем И своей достигнем цели. Да? – да! (хлопок над головой).

А как вы думаете, в горах осторожность нужна? Безопасность: В горах нужно быть очень осторожными, не отлучаться от товарищей, подниматься и спускаться, не торопясь.

А какой сказитель писал произведения о горах, и о каких горах? (Павел Бажов. Об Уральских горах) Мы с вами познакомились со сказами известного сказителя Павла Бажова, который писал сказы об Уральских горах. Что же такое сказ? Это жанр литературного произведения, в котором и волшебство, и быль. Герои сказов- обыкновенные люди. В основе произведения- легенда. В содержании присутствует рассказчик. Присутствуют волшебство и таинственность. Мы с вами познакомились со сказами «Серебряное копытце » , и «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок». По легендам в горах есть своя хозяйка. Так вот она- перед вами (фото хозяйки медной горы) Она живет в горах, охраняет горы и бережет богатства гор). (ГОЛОС ЗА дверью)

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, дети! Я – Хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Я живу среди гор, среди камней. Некоторые мои камни под силой ветра и дождя попадают в реки и моря. А вот сможете ли вы назвать мне самое главное свойство камней? Если вы правильно назовете это свойство, я вам покажу, где его люди используют. Это пригодится вам в вашей будущей взрослой жизни. И вы научитесь правильно использовать мои богатства.

Воспитатель: Ну что, ребята, вы готовы? Тогда я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию. Вы будете исследователями. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием. Итак, исследовать мы с вами будем камни. А камни перед вами- разные - речные и морские. Постарайтесь их различить: морские положите на один поднос, речные- на другой. А чем они отличаются? (Морские камни гладкие, такими их сделали морские волны. Камни в море бьются друг о друга, их края обтачиваются и они становятся гладкими) А речные камни шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами. А почему? В реке нет волн, реки текут спокойно). Посмотрите на камни через лупу. Что вы увидели?

А теперь мы будем проводить различные эксперименты и опыты с нашими камнями. А результаты наших экспериментов мы будем записывать в таблице на доске.

1 опыт. Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Значит, он прозрачный или нет? Запишем первое свойство: НЕПРОЗРАЧНЫЙ.

2 опыт. Возьмите в руку любой камень и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Нет. А почему? Потому что он твердый. Итак записываем- ТВЕРДЫЙ.

3 опыт. Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный. Записываем третье свойство-ПРОЧНЫЙ.

4 опыт. Возьмите камень и опустите его в баночку с водой. Что произошло с ним. Утонул. Почему? Он тяжелый, тяжелее воды. Итак, записываем- ТЯЖЁЛЫЙ.

5 опыт. А теперь проверим, есть ли внутри камня воздух? Поднимались ли пузырьки, когда вы опускали камень в воду? Нет. Значит, в камне не воздуха. Записываем-НЕТ ВОЗДУХА.

6 опыт. Как проверить, есть ли внутри камня вода? Для этого, можно погреть камень ладошками, можно подставить зеркало или стекло – появятся ли капли). Нет, не появились. Значит, внутри камня нет воды. Записываем следующее свойство- НЕТ ВОДЫ.

Таблица. камень непрозрачный твёрдый прочный тяжелый нет воздуха нет воды

Ребята, чтобы закрепить свойства камней, я вам предлагаю поиграть в игру «Правильно- неправильно» Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы - определять, правильно или неправильно я сказала. Я буду играть роль стрелки - стрелка будет указывать, кто из вас будет отвечать. -Камень можно смять, как бумагу. -Камень тонет в воде. -Камень прозрачный, как стекло. -Камень лёгкий, как вата. -Камень легко разбить, как стекло. -Камень можно растянуть, как резинку. -Из камня можно лепить, как из пластилина. -Поверхность морского камня гладкая, а речного камня- шершавая. -В камне нет ни воздуха, ни воды.

А теперь выберите самое главное из этих свойств. Это ПРОЧНОСТЬ. Хозяйка медной горы прислала фотографии, на которых показана прочность камней и их использование человеком. (показ фотослайдов.) Из камней строят фундаменты домов, дома, ограды, мосты, выкладывают улицы, площади.

Камни: _______ Строительные ________ Ценные ________ Драгоценные

Но не только строительными материалами богата Медной горы Хозяйка. У неё есть и ценные камни, которые люди используют для украшения своего жилища. Это мрамор и гранит. Этими камнями оформляется внешняя сторона дома или полы и лестницы внутри. (Фото) Ребята, Всех этих камней, которые мы с вами рассмотрели, коснулась рука человека. Часть своей любви он отдал им. Руки и сердца мастеров дали камням новую жизнь. Камни в ответ на любовь человека дарят нам свое сияние, тепло и чудесные свойства.

Заходит ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ Хозяйка Медной горы: Много в недрах Земли Уральской богатств несметных, камней самоцветных. Да нет такого Данилы-мастера, что создаст красоту рукотворную. Я – Хозяйка горы Медной – призываю всех мастеров взяться за дело и проявить свои таланты смело и умело! В: Дети, как вы понимаете слова «красота рукотворная? » А можем ли мы создать красоту (Ответы) (После ответов предлагаю детям садиться за заранее приготовленные столы. В записи негромко звучит классическая музыка) Мы отправляемся с вами В путешествие за драгоценными камнями. Спросите вы, где их взять? Будем сами рисовать! Хочешь стать волшебником, Но не знаешь, как? Ты меня послушай И сделай точно так! Возьми скорее краску И кисточку с водой, Начнутся превращенья Сейчас у нас с тобой. Зеленый лист – основа, К нему вернулись снова. Всем говорю заранее: Нужны нам аккуратность и внимание. (Все объяснение идет с показом воспитателя и одновременными действиями детей) Кисть в краску все мы опускаем, Ее побольше набираем. Ну а теперь внимание, Особое задание: Рукой придерживаем лист, Невысоко поднимем кисть, Стряхнем! И капли на листе Расположились, что и где! Все снова повторите, В другой уголок листа Еще раз кисть стряхните. Убрали кисть (Убираем на подставки) Красивый лист? (Ответы детей) А мы в него вдохнем и жизнь! Пусть побегут прожилки, (Показываю настоящий камень змеевик и как наклонять лист в разные стороны, чтоб разбегались по листу краски) Соткутся в паутинки, Переплетутся сеткой В овал, круги и клетки. Пусть капельки и точки Мигнут, как огонечки. Для этого мы все вдохнем, Пусть капли побегут бегом. И посильнее будем дуть, Чтоб быстрым был у капель путь. И посильнее будем дуть, Чтоб краски в капельках раздуть. (Дети вдыхают, выдувают воздух на лист) Лист свой сейчас мы повернем, И капли побегут кругом! Слегка лист поднимайте И краску раздувайте. (Во время выполнения рекомендую детям еще набрызгивать капли краски в просветы бумаги, поворачивать бумагу в разные стороны) Кисть промываем! Кверху ворс! В подставке сушат пусть свой хвост! Ребята! Хоть и делали мы с вами Все одно и то же, Но рисунки получились Вовсе не похожи. В чем причина, дети? (Ответы детей) Да в том, что у каждого из нас Разные руки эти (Показ рук) Что увидели в камне ваши глаза? (Ответы детей) Каждый из нас По-своему увидел глазами, По-своему поворачивал лист руками. Как не существует одинаковых рисунков у детей, Так в природе не найти Одинаковых камней! В: Давайте оформим наши камни в красивые рамки. Всех вас приглашаю, подходите, выбирайте рамку с любым героем сказов Бажова, накладывайте рамку с трафаретом на лист, поворачивайте лист в поиске лучшей игры «камня» в вашем изделии – трафарете и любуйтесь! (Воспитатель скрепляет степлером лист и рамку-трафарет в 4-х местах. Дети садятся полукругом) Хозяйка Медной горы: Ну что, творцы и мастеровые! Украшения из камня создали вы какие! А сейчас хочу их оживить, В самоцветы все их превратить! И пополню я запас камней – Изобилие горы – красы моей! (Проходит перед столами и высказывает одобрение и похвалу каждой детской работе) : Ты упорно потрудился – камень славный получился! Ты старался, что есть сил, вдохновенно мастерил! У тебя, красы-девицы, камень вовсе что лучится! А твою поделку, друг, аж не выпустить из рук! Похвалю я молодца, сразу вижу в нем творца! Всем камням здесь малахит, зеленью к себе манит! Сразу видно, мастер мой: дружат руки с головой! Есть характер у мальчонки: яркий цвет, и камень звонкий! Есть способность у девчонки: жилки удались так тонко! Камень будто что дрожит, и олень вот убежит! Вам, друзья-мастеровые, пожелаю: Оставайтесь впредь такие, С умными головами И работными руками, Чтоб своим любимым делом Славить наш Урал умело! Заглянула к вам не зря! Ухожу в свои края! На прощание – подарки, Гор уральских камни ярки. Вот конфеты-самоцветы, Гор уральских всех Приветы! (Обходит всех и из своего волшебного цветка угощает детей конфетами) Я – Хозяйка горы Медной Исчезаю незаметно… (Уходит)

Рефлексия: - Сегодня вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели исследования в нашей исследовательской лаборатории, узнали свойства камней, узнали, какие есть камни в природе. А что интересного вы узнали? Вспомните, о каких камнях я рассказывала, а о других я расскажу на другом занятии. Теперь вы сможете дома подсказать и помочь своим родным в выборе украшений, а, может быть, сумеете дать советы папам по строительству, используя камни или советы по оформлению вашего двора, клумб. Спасибо вам всем за работу. 2012 год.

Цель: познакомить детей со свойствами камней, продолжать знакомство с тем, как человек использует камни;

развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать,

выделять сходство и различия предметов, содействовать формированию

интереса к неживой природе (камням);

познакомить с одним из камней (янтарь), вызвать интерес к

коллекционированию.

Оборудование : наборы камней, деревянных брусков, емкости с водой, деревянные молоточки, картинки - помогалочки, халаты, головные уборы(шапочки, косынки), интерактивная доска для показа презинтаций.

Ход занятия:

I.Введение в тему занятия.

Вос-ль:3дравствуйте, ребята! Я профессор Почемучка. Мне сказали, что в детском саду «Теремок» очень любознательные, сообразительные, умные дети и поэтому я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории?

Ответы детей: (опыты, изучают предметы, их свойства)

Вос-ль: Правильно, в лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов. А что сегодня мы будем изучать, нам поможет узнать ящик ощущений. Сейчас кто-то из вас нащупает предмет в ящике ощущений, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы. Кто- хочет быть ведущем и отвечать на наши вопросы? (Если все дети захотели быть ведущим, ведущего выбирают считалкой) Вопросы: (Если дети не задают вопросы, воспитатель берет инициативу на себя: Можно мне задать вопрос?)

Это живое или неживое?

Это съедобное или нет?

Холодное или теплое?

Плотное или рыхлое?

Тяжелое или легкое?

Этот предмет гладкий или шершавый?)

Дети, вы догадались, что находится в ящике ощущений? Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике ощущений.

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячи лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать.

Тяжелый, большой - одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?(Камень).

Вос-ль: Как вы догадались, что это камень. Что вам помогло, какие строки из стих­отворения? Ответы детей.

Вос-ль Молодцы! А кто из вас знает правила поведения в лаборатории? (Не шуметь, не кричать, аккуратно обращаться с посудой и др. приборами, перед работой необходимо надеть специальную одежду - халат)

Какие вы молодцы все знаете!!! Предлагаю надеть халаты, шапочки и пройти в лабораторию, где мы будем изучать свойства… Чего? (Камней)

(Дети одевают халаты).

II. Основная часть занятия.

Вос-ль: Господа, ученые занимайте свои рабочие места. 1.Форма, цвет, размер.

Вос-ль: у вас у всех лежат камешки. Рассмотрите их внимательно, можно взять в руки, потрогать.. Как вы считаете, они одинаковые или разные.

Ответы детей: (разные),

Вос-ль: А чем же они отличаются? (размером, формой, цветом). Я заранее приготовила для вас специальные картинки- помогалочки, которые помогут запомнить вам свойства камней. На доску вывешивается рисунок 1 (приложение). Давайте, еще раз вспомним, чем отличаются камни, почему они разные а поможет нам картинка- помогалочка. Камни разные потому, что у них разные цвет, форма, размер)

2.Твердость

Вос-ль: Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожжем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей).

Вос-ль: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. (пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней. И эта картинка -помогалочка обозначает, что камни твердые.

На доску вывешивается рисунок 2 (приложение)

3.Прочность

Вос-ль: Ребята, а сейчас мы проверим прочные у нас камни или нет. А как мы можем это проверить. Может какой -то предмет на вашем столе подскажет вам о том, как проверить прочность. (стукнуть молотком) Дети бьют. Вос-ль: И что же произошло?(Камни остались невредимы). Какой вывод мы можем сделать, а картинка - помогалочка (приложение) нам в этом поможет). Камни прочные.

4.Тяжелый.

Вос-ль: Ребята, что произойдет с камнем и бруском дерева, если мы бросим их в воду? (Ответы детей) А почему вы так думаете? Предлагаю с помощью опыта проверить ваши предположения. Опустите в емкость с водой один любой камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый). Я вывешиваю еще одну картинку- подсказку (приложение), а вы сформулируйте свойство камня, которое мы изучили (камень тяжелый).

5. Где используются камни.

Вос-ль: Ребята, а вы знаете где человек использует камни?(в строительстве дорог, украшения, лечение).(ответы детей). Правильно, ребята!

(Просмотр презентации с комментариями воспитателя). Еще давным- давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов. Посмотрите, как красиво смотрятся камни при дизайне приусадебных участков. Камни используют для оформления клумб, альпийских горок, дорожек.

III. Заключительная (закрепление пройденного материала).

Вос-ль: Дети, предлагаю вам снять халаты, пройти к доске, где мы еще раз вспомним о свойствах камней, а картинки -помогалочки нам в этом помогут. Начнем с того, что камни какие? (разные, твердые прочные, тяжелые) и они отличаются? … (по цвету, форме, размеру).

Вос-ль: Молодцы, вы все очень хорошо запомнили. И сейчас мы с вами отправимся отдохнуть на берег Балтийского моря. Располагайтесь поудобнее, чтобы друг другу не мешать, можно прилечь.(вос-ль включает аудиозапись «Шум моря»)

Вос-ль: Закройте глаза. Представьте себе, что мы находимся на берегу моря. Светит теплое солнце. Мы греемся под ним. Наши руки и ноги расслаблены, по телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок (воспитатель касается рук, ног ребенка). Дышим спокойно и глубок, набираем полные легкие воздуха и выдыхаем весь воздух. Вдох - выдох. Нам хорошо и спокойно. Волна набегает за волной, играет камушками. А мы лежим на берегу, и все заботы и тревоги покидают нас. Вдох - выдох (2 раза). Волна набегает за волной и что-то несет к нашим ногам. Откройте глаза. (Воспитатель показывает на ладони янтарный камень). Что это? (камень) Воспитатель: Кто-нибудь знает как он называется? Ответы детей.

Вос-ль: Это камень Янтарь. Янтарь - это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Отличительные особенности камня - золотистый цвет, напоминающий солнечный свет, прозрачность или полупрозрачность. Размеры янтаря колеблются от маленькой песчинки до размера лимона или гусиного яйца. Но изредка встречаются куски большего размера - с голову человека и даже больше.

О происхождение Янтаря существует, очень много легенд, смысл большинства которых сводится к тому, что янтарь это слезы страдания.

Показ презентации с комментариями воспитателя:

Послушайте один из мифов. Фаэтон, сын бога солнца Гелиоса однажды взялся управлять солнечной колесницей своего отца, но не сдержав огненных коней, едва не погубил в страшном пламени Землю. Разгневанный Зевс пронзил Фаэтона молниями, а его тело, подобно комете, упало в реку Эридан. Так горько плакала безутешная мать Фаэтона Климена и его сестры Гелиады, что боги превратили их в тополя. Но и став деревьями, они продолжали плакать, роняя в реку свои янтарные слезы.

Вот с такого маленького камушка и началась моя коллекция изделий из янтаря, которую я принесла вам сегодня показать. Дети рассматривают коллекцию.

Вос-ль: Ребята, на память о нашей встрече я хочу подарить каждому из вас камешек янтарь, который может быть станет началом вашей коллекции.

Вос-ль: Я благодарю вас за хорошую работу и хочу узнать, а что вам больше всего понравилось в нашей встрече, что вы запомнили (ответы детей).

Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебный мир камней" - страница №1/1

Конспект занятия в подготовительной группе

"Волшебный мир камней"

(Познавательное развитие)
Воспитатель: Морозкова Н.В.
Задачи:


  1. Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней.

  2. Создать условия для экспериментирования, пробудить интерес к данной теме.

  3. Развивать любознательность, активность, умение самостоятельно действовать.

  4. Воспитывать интерес к родному краю - Южному Уралу.

Материал к занятию: коллекция камней, украшения (бусы, серьги, кольца), мнемосхемы, шкатулка, кукла-Хозяйка Медной Горы, оборудование для исследовательской деятельности (пластилин, стеки, доски для работы с пластилином, рис), аудиозапись, подарки для детей и угощение.
Предварительная работа: Цикл занятий: «От горы до песчинки», «Нам камни строить и жить помогают», «Камни украшают», «Камни пишут и рисуют», «Камни-помощники»; эксперименты «Как вода камень разрушает», «Тонет – не тонет»; чтение художественной литературы; работа с родителями – пополнение экспонатами мини-музея.
Ход занятия:

1) Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей в круг для игры "Гора-старушка" (игра иллюстрирует процесс разрушения горы)
Стоит гора-старушка- Дети поднимают руки вверх ,

До небес макушка. тянутся на цыпочках,

Её ветер обдувает, обмахиваются кистями рук ,

Её дождик поливает. встряхивают кистями рук ,

Стоит гора, страдает прикладывают ладошки к щечкам и качают головой .

И камешки теряет. Педагог касается нескольких человек, которые,

И каждый день, должны изобразить камешки.

И каждую ночь Дети-камешки рассыпаются – разбегаются в разные

Катятся, катятся стороны любым способом.

Камешки прочь.


Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» раскатятся в стороны. В заключении участники игры говорят хором:

Раскатились камешки,

И с той самой поры

Ничего не осталось

От нашей горы!
2) Воспитатель обращается к детям:

Почему гору называют "Гора-старушка"?

Как она теряет камушки? (Используя мнемосхему, ребёнок рассказывает об образовании камня.)

А за один день может гора потерять камушки? (Дети объясняют свой ответ)


Далее воспитатель и дети подводят итог проделанной работы - собрана коллекция камней. Выясняют совместно, что в группе появился мини-музей. "Мини"- так как маленький, а "музей"- так как в нем представлены разнообразные камни нашего края.
Воспитатель и дети заходят в мини-музей и обнаруживают пропажу куклы - Хозяйки Медной Горы, а вместо неё письмо следующего содержания: "Ребята, если вы выполните все мои задания, то вас ждёт сюрприз..."
1 задание - игра "Волшебная шкатулка"

Дети вытягивают карточки и объясняют свойства камней. (Стучат, тонут в воде, рисуют, пишут, помогают в строительстве, украшают картины, здания)


2 задание - "Назови сказки о камнях"

Дети называют произведения, в которых рассказывалось бы о камнях.

"Серебряное копытце", "Хозяйка Медной Горы", "Легенды Южного Урала - Легенда об изумрудах".
3 задание - "Мой любимый камень"

Дети называют и показывают камни, которые им понравились больше всего, объясняя свой выбор.

3) Звучит аудиозапись и входит Хозяйка Медной Горы .

Хозяйка приветствует детей:

Хорошо справились вы с моими заданиями, много знаете о крае уральском, о богатствах, что в недрах таятся, о людях умелых, которые красоту всем дарят. Заслужили вы подарок отменяя. Но еще хочу вас проверить, ответьте мне на вопрос: «Почему камни бывают разноцветными? Почему в одном камушке два или три цвета увидеть можно?» (Дети отвечают). Чтобы раскрыть эту тайну камней, пройдем за столы и попробуем понять, как же это происходит.
Исследовательская деятельность


  1. Предложить детям скатать каждый кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: «Проходило время… Миллионы лет… Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…» Далее предложить разрезать стекой пластилин и полюбоваться на полосатые срезы.

  1. Дети смешивают несколько кусочков пластилина разного цвета, скатывая все цвета сначала в колбаску, а затем в шарик, по спирали. Вновь разрезаем комочки стекой пополам и любуемся удивительными узорами, сравниваем с узором других детей.

  1. Предложить детям определить, что тверже: крупа или кусочки пластилина? В природе есть камни более твердые, а есть - более мягкие. Представим себе, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней (дети смешивают два кусочка пластилина разного цвета с рисовыми зёрнами).

Затем при посещении «мини – музея» дети сами отыскивают камни, образовавшиеся подобными способами.


Воспитатель:

Камни бывают разные, например, "лунный камень" - защищает от злого человека, от сглаза. Каждому человеку - свой камень, это зависит от того, под каким знаком зодиака вы родились.

Хозяйка Медной Горы:

Настало время наградить вас за ваши знания и руки умелые. Примите от меня коллекцию камней и сладкие камешки разноцветные. (Хозяйка Медной горы вручает подарки и, прощаясь с детьми, уходит)

Овен - аметист, гематит, горный хрусталь.

Телец - агат, сердолик, корнеол.

Близнецы - агат, сердолик, тигровый глаз.

Рак - лунный камень, хризопраз, халцедон.

Лев - хризолит, опал, янтарь, яшма, хрусталь.

Дева - сердолик, оникс, нефрит, жадеит, агат.

Весы - опал, хризолит, аметист, нефрит, хрусталь.

Скорпион - топаз, гематит, сердолик, гранат, малахит.

Стрелец - бирюза, гранат.

Козерог - оникс, агат, кошачий глаз, хризопраз.

Водолей - обсидиан, аметист, гранат, лазурит.

Рыбы - красный коралл, аметист, аквамарин, яшма.

Алла Кошелева
Конспект занятия «Эти удивительные камни»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 28 «Елочка» .

ул. Мира 99- А Брянская область, г. Клинцы, 243145

тел. 8- (48336) 5-09-78,

ОГРН 1023201342328, ИНН/КПП 3203005426/324101001

Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность

по теме : «Эти удивительные камни » .

Воспитатель :

Кошелева А. В.

Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность по теме :

«Эти удивительные камни » .

Старшая группа.

Образовательная область : «Познавательное развитие» .

Цель : Познакомить детей со свойствами камней , расширить представление об использовании камней человеком в процессе познавательно - экспериментальной деятельности.

Образовательные задачи :

1. Познакомить детей со свойствами камней с помощью элементарного экспериментирования.

2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления

о разнообразии камней , умение обследовать их и называть свойства и используя условные обозначения составлять схему.

3. Расшрять знания о том, как и для чего человек использует камни , применив презентацию «Мир камней » (использование ИКТ) и игровые приемы для подачи образовательного материала.

4. Активизировать и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней : твёрдый, лёгкий, прочный, тяжёлый, разноцветный.

5. Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами камней , умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, побуждать детей к полным ответам.

6. Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

7. Актуализировать формы педагогического партнерства в процессе работы с дошкольниками.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое» .

Оборудование и материалы : «коробка ощущений» , наборы камней на каждый стол , деревянные брусочки, тесто для лепки, стаканы с водой, гравий, салфетки, большой камень, молоточек, схема-помогалка, интерактивная доска, коллекция изделий из камня , шапки бакалавров, фонограмма «Маг-недоучка» , презентация «Мир камней » .

Организация детей : подгруппа.

I Введение в тему : воспитатель.

Воспитатель приглашает детей в зал, здороваются со всеми гостями.

Воспитатель :-Ребята я знаю, что вы очень любознательные, сообразительные и умные дети, поэтому мне с вами интересно играть. У меня есть коробка и в ней, что-то находиться. Вы хотели бы узнать, что в ней. Мне нужен помощник. Как определим кто будет мне помогать (Считалочка)

Может из вас кто знает интересную считалочку?

Пожалуйста, (Коля) посчитай и выбери ведущего для игры.

Игра «Коробка ощущений» .

Вы все станете там, где вам удобно, ведущему я предлагаю опустить руку в коробку найти на ощупь предмет, который там лежит, но нам он о предмете не говорит, мы сами будем задавать наводящие вопросы, чтобы отгадать.

Вопросы :

Это живое? Это пушистое (тяжелое, мягкое, холодное?

Вы ещё не догадались, что в коробке лежит?

Тогда я вам помогу, загадку отгадайте.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий -

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Верно, это камень…показываем детям…

Ребята изучение камней проходит в лаборатории, хотите вы туда попасть?

II Основная часть ООД. Воспитатель.

Звучит музыка. Открывается занавес. За рабочим столом Ученый- Воспитатель 2.

Выходит к детям.

Здравствуйте мои юные мыслители. Хотите попробовать себя в роли учёных?

Тогда надевайте шапку бакалавра и занимайте места, сегодня мы будем изучать свойства камней .

Обратите внимание у вас на столе поднос с камнями , возьмите понравившийся камень в руку, потрогайте, рассмотрите.

-Камни одинаковые или разные?

Чем ваши камни ребята отличаются ?. (Они большие и маленькие)

Какого цвета камни у вас ?.

А могут быть другого цвета, как вы думаете (серый, красный, синий, коричневый, зелёный.)

Как одним словом охарактеризовать свойство камня - иметь разную окраску (разноцветный)

Чтобы легче запомнить свойства камней мы с вами будем заполнять схему-подсказку (на доску обращает внимание) .

Как вы думаете на нашей схеме можно условно отобразить первое свойство камня (радуга, потому что она имеет разные цвета) . Предложить ребенку вставить в таблицу этот знак.

Что вы можете рассказать о своём камне ? (Камень показать всем-ответы детей)

Верно, камни разные потому что… . ответы детей (он большой, тяжелый, разноцветный, шероховатый, острые имеет края и тупые, гладкий….) у них разный цвет, размер,форма.

-Ответе мне на вопрос : Если мы сожмём камень в одной руке, а в другой тесто, что произойдет?. (ответы детей)

Давайте проверим наши предположения, возьмите любой камень в одну руку и тесто для лепки в другую, сожмите сильно и посмотрите что произошло?

Почему тесто изменило свою форму?. Тесто мягкое и пластичное.

Что с камнем произошло ?. Правильно ничего, камень не изменил свою форму, он твердый.

Ребята вот мы и узнали ещё одно свойство камней -Твёрдость .

Иди (Сабина) подумай и найди ту карточку которая нам может помочь отметить на схеме свойство твёрдости (твёрдый как гвоздь) .Верно эта картинка означает твёрдость.

Продолжим разговор о камнях…

Как вы думаете, что произойдёт с камнем и деревянным брусочком, если мы их в воду опустим?. (Выслушать полные ответы детей) .

А почему вы так думаете (рассуждения детей)

Предлагаю вам самим убедиться, с помощью опыта, правы вы или нет. Подвиньте к себе экспериментальную тарелку и опустите туда одновременно камень и брусок дерева.

Что произошло?. (ответы деревянный брусок не утонул, он плавает по поверхности,а камень опустился на дно.)

Почему не утонул деревянный брусок? (он легкий) .

А камень почему утонул (Камень утонул потому что тяжелый)

Как мы с вами можем сформулировать это свойство камня… .

-(Иван) ….найдёт нам следующее условное обозначение.

Как ты определил что «Гиря» (добиваться полных и развернутых ответов) .

Верно камень не перо - его ветром не унесёт, камни тонут в воде .

Но есть огромные горы, которые состоят из камней .

Вы могли бы стать как гора (да (дети становятся пирамидой)

Физкультминутка.

Стоит гора старушка (поднимают руки вверх прямые, соединив ладони)

До небес макушка. (тянутся на цыпочках вверх)

Её ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает (встряхивают кистями рук попеременно)

Стоит гора страдает, камешки теряет. (прикладывают ладони к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь

(отбегают дети)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до некоторых детей, которые должны отбежать)

Катятся, катятся камешки прочь. (отбегают дети)

Раскатились камешки и с той поры

Ничего не осталось от этой горы (дети показывают на пустое место) .

Подойдите ко мне и найдите на моём столе самый большой камень.

Как вы думаете, он прочный или хрупкий?.

А как мы сможем проверить?. (пробуют : стать на камень, ударить камень о камень)

Попробуем стукнуть по камню молотком…

Кто желает попробовать (предоставить возможность это попробовать,тем кто не проверял прочность камня )

Какой можно сделать вывод? (камни прочные , он не крошится, не ломается)

Да. Камень остался невредим!

Иди (Степан) выбери последнюю картинку для схемы.

Объясни, почему выбрал замок? (он прочный)

Да, замок позволяет прочно закрывать двери.

Как вы думаете, а камень может человеку быть помощником?. (ответы детей об использовании камня )

Я вам хочу показать, а вы мне поможете рассказать, где человек может использовать камни , пройдите и расположитесь перед экраном, как вам будет удобно на стуле или на полу.

Слайд2 -Камни находятся под землёй, на её поверхности и в водоёмах.

Слайд3- В древние века человек использовал камни как орудия труда и для охоты.

Слайд4- Позднее камнями стали украшать одежду.

Слайд5 –Камни служили украшением , оберегом и просто игрушкой.

Слайд6 –Из камней делали и делают сейчас предметы для интерьера дома.

Слайд7 – Используют камни при строительстве дорог, для тротуаров, лестниц и площадок он не заменим

Слайд8 -Широко его используют дачники на приусадебных участках, создавая вот такую красоту.

Слайд9 – Камень незаменим при строительстве памятников. Вы узнали этот памятник? Да –это памятник Героям Отечества.

Слайд10 – В строительстве фонтанов.

Слайд11 – Мало кто знает,что соль это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.

Слайд 12 – Ура! Есть камни съедобные .

Слайд 13 – Камнями в наше время даже лечатся!

Слайд14 -А ещё камни можно собирать в коллекции, привозя из путешествий!

Слайд15 –Камни красивые необычные и интересные.

Я вам покажу свою коллекцию украшений из камней . (показ коллекции) .

Вам понравилось у меня в гостях?

На память я вам отдаю схему подсказку, вам не составит труда рассказать о том, что сегодня вы узнали о камнях .

На сегодня я прощаюсь и буду снова вас ждать в гости (под музыку уходит) занавес закрывается.

III Заключительная часть ООД.

Выходит воспитатель 1.

Вот и мои ребята! Вы мне не хотите ничего рассказать?

А что у вас в руках?

Кто может рассказать, что нового вы сегодня узнали?

А что интересное с вами происходило?

Расскажите мне о схеме, что она означает?

Подводится итог занятия с дифференцированной оценкой результата.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности

Подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории Пакскина Галина Владимировна
«Волшебные камешки» (для детей подготовительной группы)
Длительность: 30-35 минут.
Интеграция образовательных областей: «Познание»,«Коммуникация»,«Здоровье»,"Художественная деятельность".
Задачи:
- формирование исследовательских навыков детей через объект неживой природы – камни;
- классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности;
- поддерживать интерес к исследовательской работе, видеть красоту природы.
- развивать воображение и творчество.
- способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.
- воспитать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.
Материалы: различные камни, дорожка из камешков, краски, вода, кисточки, мешочек, фартуки. Воспитатель: Сегодня Катя принесла в группу мешочек с разными камешками.
Я приглашаю вас в нашу лабораторию и быть исследователями.
Достаю из мешочка камешки и выкладываю на подносы. Дети их рассматривают.
Воспитатель: Возьмите их. Чем камни отличаются друг от друга?
Опыт 1 . Предлагаю потрогайте камень. Какой он на ощупь. Гладкий или шершавый?
Ответы детей: камень может быть гладким и шероховатым.
Воспитатель: Поднимите руку с камешком вверх, у кого гладкий камешек, протяните руку с камешком перед собой, у кого шероховатый.
Действия детей: поднимают руки с камешком вверх или протягивают перед собой.
Вопрос: какими камни бывают по цвету, форме, размеру?
Ответы детей: камни бывают разные: серые, коричневые, белые, овальные, треугольные, круглые, большие, маленькие, и т. д.
Опыт 2. Демонстрирую теплые камешки (нагрела на батарее отопления).
Воспитатель: Потрогайте разные камни: которые у вас на столе и которые я вам раздала, Что можно сказать?
Ответы детей: один камень теплый другой холодный
Воспитатель: Какой приятнее держать в руке? Зажмите холодный камешек в кулаке, и подуйте на него, стал ли он теплее?

Дыхательная гимнастика:
Дети берут холодный камешек, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот и дуют на камешек, держа его в руке (3 раза).
Воспитатель: Что теперь вы скажите?
Ответы: камешек стал теплым от нашего воздуха. Мы его нагрели.
Вывод: камни могут быть теплыми от нагрева и холодными.
Опыт 3 : «Тонет- не тонет».
Воспитатель: Я предлагаю камешки положить в воду. Скажите, что будет? Он плывет? На дно упал? Какого цвета стали камешки? Ответ: Камешки поменяли цвет, утонули по воде и по воде пошли круги.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, поменяли цвет и стали более яркими.

Воспитатель: Камнями в наше время даже лечатся!
Слайды1-4
Воспитатель: Я сейчас вам скажу пословицу: «Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно».
Вот очень простой способ закаливания, который можно делать каждый день. Это хождение по камешкам.
Воспитатель: предлагаю выложить камешки на полу в ряд и пройти по ним. Когда вы ходите по камешкам: Что чувствуете? Какие камешки?
Ответы детей: камешки твердые и гладкие, наступать надо осторожно, чтобы не было больно.
Получается специальный массаж ступней, можно избежать плоскостопия. Посмотрите, у меня есть специальное полотно для ходьбы по камням.


Физминутка : Дети ходят по дорожке из камешков.
Топают ноги
По прямой дороге.
И поскачут ноги
По прямой дороге.
Скакали, скакали
И встали. Стоп!
По узенькой дороге
Пойдут тихонько ноги
Друг за дружкой побежали
И не сколько не устали.
Воспитатель: Наши предки ходили босиком по земле и были здоровыми. Сегодня о ходьбе босиком даже по траве мы забываем, да и нет для этого условий. Мы боимся поранить ноги. А кто скажет, где все же можно походить босиком?
Ответы детей: в лесу, на поляне, у себя на даче, где нет мусора, стекол.
Воспитатель: посмотрим на экран. В руках умелых людей, мастеров камни превращаются в замечательные предметы и украшения.
Слайд о камнях 5-7(изделия из полудрагоценных камней)
После просмотра. Продуктивная деятельность детей под музыку.
Воспитатель: Давайте и мы «оживим» свои камешки. На выбор предлагаю нарисовать красками на гладких камнях узор.
Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите себе на память. Скажем Кате большое спасибо за удивительные камешки.


Понравилось ли участвовать в исследовании? Что расскажите родителям?
Дети отвечают на вопросы.
Прошу детей навести порядок на столах, помогаю им. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро