Конспект урока изготовление тряпичной куклы. Конспект занятия «Тряпичная кукла Закрутка. Вступительное слово педагога

Тема: Мир кукол

Цель: познакомить ребят с разнообразием видов кукол, активизировать словарь по теме;расширение и систематизация словарного запаса, развитие фонематических представлений; грамматического строя речи .

Оборудование: белая ткань, длинная нитка, цветные карандаши, вата.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня у нас начинаются занятия по кукловождению. Хотите узнать, о чем оно? (да). Чтобы узнать, о чем оно, давайте прослушаем песенку. (звучит песня про куклу)

Воспитатель: Ребята скажите, о чем пелось в песенке? (ответы детей). Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о куклах)

Воспитатель: Правильно, о куклах. У вас есть куклы дома? Скажите, пожалуйста, какие они? (активизация словаря именами прилагательными)

Воспитатель: Молодцы! У каждого из вас есть очень красивые и хорошие куклы. Сегодня мы отправимся в кукольный театр. В мире много кукольных театров, но самый известный – это кукольный театр «Образцово», который находится в городе Москве. (показ презентации – шапито на экране)

Воспитатель: В каждом кукольном театре есть разные виды кукол. Хотите узнать какие? (да)

воспитатель раздаёт детям пазлы, один пазл на парту, (дети работают в группе.)

Воспитатель: Что у вас получилось? (куклы). Молодцы! Правильно у каждого из вас получилась своя кукла.

Воспитатель: сейчас поиграем в игру «Опишите куклу» (дети по очереди описывают получившихся кукол)

. (показ в презентации кукол из собранных пазлов)

1 Куклы – варежки

2 Тростевые куклы

3 Конусные куклы

4 Пальчиковые куклы

5 Шагающие куклы

6 Напольные куклы

7 Перчаточные куклы

8 Куклы живой руки

9 Куклы марионетки

10 Матрешки

11 Куклы Бибабо

12 Тряпичные куклы (педагог подробно рассказывает про каждую куклу индивидуально, и картинки кукол появляются на презентации в шапито)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо поработали, давайте отдохнем

Проводится музыкальная физминутка (в сопровождении презентации дети выполняют движения)

Воспитатель: Отдохнули? У каждого из вас на парте лежит белая перчатка. Давайте сделаем из неё куклу Машу. Оденьте её на правую руку. Большой и средний палец – это руки нашей куклы. Указательный палец - Это наша кукла Маша. Давайте ей нарисуем лицо. Глаза – круги, носик – треугольник, ротик – полуовал (выполняют в сопровождении педагога).

Посмотрите, у нас получилось красивая кукла Маша.

Давайте, сейчас выполним пальчиковую гимнастику с куклой Машей.

Проводится физминутка для кистей рук
Стала Маша гостей собирать: Хлопки в ладоши - то правая, то левая рука сверху
- И Иван приди, Кончик полусогнутого указательно­го пальца правой руки
И Степан приди, закрепляет по очереди кончики полусогнутых остальных пальцев Да и Андрей приди, и мягко покачи­вает их. Указательный палец 4 р.качает мизинец левой.
Да и Матвей приди,
А Митрошечка -
Ну, пожалуйста.
Стала Маша гостей угощать: Хлопки в ладоши - то правая, то левая рука сверху
- И Ивану блин, Левую руку развернуть тыльной стороной ладони кверху:
И Степану блин, большой палец правой руки нажимает на подушечки пальца левой
Да и Андрею блин, начиная с большого
Да и Матвею блин,
А Митрошечке - Большой палец правой руки нажи­мает на мизинец четыре раза.

Мятный пряничек! Хлопки в ладоши - то правая, то левая рука сверху.
Стала Маша гостей провожать:
- Прощевай, Иван! Пальцы руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, Три первых пальца правой руки лас­ково поглаживают
Моя крошечка, мизинец левой сверху донизу.
Да ты побудь со мной
Еще немножечко!

Воспитатель: Молодцы, наши пальчики отдохнули. Сейчас мы с вами будем делать куклу тряпичную. (процесс изготовления куклы сопровождается показом презентации, также и воспитатель показывает готовую куклу, и показывает как её делать). У каждого из вас на парте лежит длинная нитка, шарик ваты, и ткань.

Когда сделаете куклу, нарисуйте фломастерами лицо вашей куколки. Придумайте имя вашей куклы. Чем вы будете заниматься

Самостоятельная деятельность (индивидуальная помощь).

Обобщение.

Воспитатель: Молодцы. У вас получилась своя тряпичная кукла. На следующем занятии, мы будем учиться водить нашу куклу. А сейчас давайте вспомним:

Воспитатель: - О чем говорили сегодня на занятии?

С какими видами кукол мы познакомились?

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть небо, но на нем нет звездочек. Кому понравилось наше занятие – приклейте желтую звездочку, кому не понравилось синюю звездочку.

Конспект

совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы из цикла занятий проекта «Мир кукол»:

по теме «Путешествие в мир кукол»

(воспитатель ИЗО Анисимова Марина Александровна)

Цель:

Воспитание любви к народной культуре через знакомство дошкольников с образом народной куклы. Задачи:

Обучающие

Научить основным технологическим приемам изготовления народной куклы;

Закрепить полученные знания и умения на практике.

Развивающие

Формировать у детей творческие способности в создании народных тряпичных кукол;

Развивать креативное мышление

Совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков)

Расширять словарный запас: коллекционная, театральная куклы, «зернушка», «травница», «пеленашка».

Воспитательные

Развивать коммуникативные навыки;

Воспитывать бережное отношение к народной культуре, интерес к народному творчеству, через изготовление кукол из ткани;

Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

Методы и приемы

информационно – рецептивный

словесный

наглядный

рассматривание, образец воспитателя

беседа, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово.

сотворчество педагога с детьми, выполнение работы детьми.

Материалы : ноутбук, видео «сказочной бабушки», магнитофон, схемы –слайды последовательность изготовления куклы, разнообразные современные куклы (коллекционная, интерактивная, сенсорная, образцы тряпичных кукол (зернушка, травница, пеленашка).

Раздаточный материал

Ткань х/б белого цвета 20 x 20 (для туловища)

Ткань х/б разноцветная с крупным рисунком (для грудок)

Ткань треугольной формы цветная для косынки

Ножницы, вата, розовые шерстяные нитки, ножницы.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Мне подсказали, что здесь дружные добрые и отзывчивые дети. И мне захотелось познакомиться с вами. А этот чудесный мешочек поможет нам.

Меня зовут Марина Александровна (передаем мешочек по кругу, дети по очереди называют с в ои имена )

– (нажимаю на мешочек раздается смех ) Сколько наших добрых улыбок собралось в этом мешочке.

- (раздается аудиозапись ). Дорогие дети и уважаемые взрослые приглашаем Вас посетить необычную выставку кукол.

Давайте посетим и полюбуемся разнообразием кукол.

А у кукол этих чудных не бывает выходных

Ведь они все ждут на полках посетителей своих.

Как много разных кукол и у каждой своя история.

Эти куклы коллекционные, у них добрые выразительные глаза, милые улыбки – этими куклами любуются и украшают свои дома.

(фарфоровая кукла)

Эта кукла не просто игрушка

Это и дочка для вас и подружка

Даже вопрос ей можно задать

Песенку спеть и стихи рассказать.

(интерактивная кукла )

Кукла клоун с работой справляется

Согласно сценарию роль исполняется.

Она умеет двигаться… (кукла-клоун-марионетка)

– С этим персонажем сказки вы наверно все знакомы, кто это? Это тоже кукла, только она необычная. Давайте хлопнем в ладоши. ( кукла электронная –Баба Яга - смеётся )

Оглянитесь все вокруг вот компьютер – верный друг

Он наверно нам поможет, окунуться в сказку сможем.

(нажимаю на мышку появляется фрагмент к сказке )

(Говорит бабушка с экрана компьютера )

Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Приготовила я для вас сундучок не простой, а живут в нем необычные куклы В старину на Руси кукол делали для разных случаев. таких кукол не купишь в магазинах, сделаны они своими руками откройте и посмотрите.

- Спасибо тебе бабушка. (открываю сунду чо к).

Как много кукол Я расскажу о некоторых из них. Названия кукол были очень просты и наивны.

Вот Кукла – зернушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Её обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным.

А маленькому малышке мама делала куклу – пеленашку. Куколка вкладывалась в ладошку, чтоб малыш мог ей играть.

А вот эта кукла «Кубышка – травница» её изготавливали для лечения людей, у неё в юбочке лекарственные травы.

Давным – давно таких кукол делали не для продажи, а для себя. Их мастерили, сматывали, скручивали, сворачивали, неспешно, обстоятельно. С надеждой, а главное с большой любовью.

А сейчас поиграем : (физ.минутка )

Бабушка Танюшке куклу подарила

Глазки голубые и румянец милый

Светлая головка, маленькие ножки

Платье кружевное, красные сапожки

Жил с Танюшкою вместе котик полосатый

Он качал ей люльку лапочкой мохнатой.

Хотите попробовать сами смастерить вот такую куклу?(показываю образец куклы ). Эта кукла – подружка. С ней можно поиграть, её можно подарить, её можно рассказывать свои секреты, а когда укладывались детки с ней спать мама пела песенку: «Сонница – бессонница не играй с моим деткой, а играй с этой куколкой».

Садитесь за столы, открывайте свои сундучки, а поможет нам в этом компьютер. (включаю презентацию, дети самостоятельно выполняют работу)

Давайте полюбуемся на ваших куколок. В старину никогда куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по дому их берегли. Кукол разрешалось брать в гости.

Сегодня Вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вам понравилось делать кукол? Вы увидели результат своего труда.

Какой прямо сейчас хочется поиграть? Какую куклу хочется подарить лучшему другу? А какую, хочется взять с собой в кроватку?

Какие куклы Вам запомнились?

На память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие буклеты с помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол.

Тема: «Обереговая кукла «Колокольчик»»

Методическая разработка занятия по ФГОС по изготовлению куклы-оберега «Кукла-колокольчик». Конспект адресован для воспитателей школ, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

Тема занятия: « Обереговая кукла «Колокольчик»».

Концепция занятия:

Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности:

Умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;

Умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.

Цель занятия:

Формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

Задачи: способствовать -

✓ воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

✓ бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;

✓ расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;

✓ развитию эстетического и художественного вкуса;

✓ развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

Объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

Самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;

Учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

Учиться планировать практическую деятельность на занятии;

С помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

Работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

Развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли;

Слушать и понимать речь других;

Вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой деятельности.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.

Оборудование и материалы:

1. Три лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см.

2. Лоскуток белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук.

3. Лоскуток треугольной формы для платка.

4. Кусочек ваты или другой наполнитель.

6. Ножницы.

7. Тесьма для украшения (по желанию).

8. Мультимедиа.

9. Презентация кукол.

10. Иллюстрации народных кукол.

11. Сундучок с обереговыми куклами.

Вступительное слово педагога:

На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет».

Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Тряпичная они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа. Бергиня - от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».

Малышей с пяти лет учили самих делать таких кукол, передавая им опыт и представления о жизни предков. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.

Изготовить простейшую куклу-берегиню «Колокольчик», не сложно, потребуются лишь лоскутки-остатки тканей, вата и нитки. Берегиня «Колокольчик» оберегает дом от дурных вестей, помогает поддерживать хорошее настроение.

Согласно народным традициям, по изготовлению любой обереговой куклы нельзя пользоваться ножницами и иглой. Также нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).

Ход работы: пошаговый процесс изготовления куклы

1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.

2) Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем ниткой.

3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.

4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.

5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.

6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.

7) На голову кукле повязываем платок.

8) Всё, кукла готова. Можно оформить рукава, пояс декоративной тесьмой.

Куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.

А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, «Просвещение» 2011

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. Ю. Тишков, «Просвещение» 2011.

3. Д. В. Григорьева, П. В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников», «Просвещение»2011.

4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.

5. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. - М: Культура и традиции, 2007;

6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб: Паритет, 2006;

7. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006;

Татьяна Коршева

Введение

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла ? В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека , она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям. Каждая девочка любит играть в куклы , да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье : «Чем дольше девочка играет в куклы , тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы , в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек , так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы , тем спокойнее была атмосфера в семье.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла . В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети , пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.

Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

Однако все славянские куклы обереги были похожи в одном : у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. Кукла изготовлялась быстро : туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова .

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов . Было большое многообразие кукол.

Цели :

Развивающая : воспитание в учениках любви к Родине, ее истории и национальной культуре. Приобщение к традициям семейного уклада наших предков.

Дидактическая : Знакомство учащихся с многообразием традиционных русских кукол – оберегов.

Воспитывающая : Развитие творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.

Задачи урока :

Сформировать понятие о народной кукле , ее разновидностях и типах.

Научить простейшим приемам изготовления куклы без использования иголки.

Вид урока : комбинированный – Теоретическая часть и практическая работа.

Объект работы : Кукла – пеленашка , выполненная из натуральных тканей без использования иголки.

Материально-техническое оснащение :

Презентация, проектор, экран;

Куклы различных типов ;

Хлопчатобумажная ткань различных расцветок и белая, суровая нить, тесьма или ленточка.

Ход урока:

Теоретическая часть :

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня мы познакомимся с замечательным видом народного творчества и на практике освоим приемы работы по изготовлению кукол – оберегов.

С самого раннего детства вас окружают игрушки, большинство из них изготовлены на заводе. Чаще всего такие игрушки изготовлены из синтетических материалов, они имеют стандартную форму и окраску. А вот игрушки, которые мы сейчас увидим, все разные, потому что они сделаны вручную . С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа . Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию : считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой . По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая. Большинство кукол на Руси были оберегами. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Сейчас мы с вами познакомимся с такими куклами .

Пеленашка - Когда женщина ждала ребенка, изготавливала куклу и клала в люльку , что бы та согревала ее. А когда рождался ребенок, подвешивала пеленашку над люлькой, чтобы малыш смотрел на неё и не плакал, пока мама занята делами по хозяйству.

Неразлучники - Муж и жена - две половинки одного целого. Их дарили молодым на свадьбу. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.

Крупеничка - эту куклу делали полной с большим животом. Она символизировала богатство - хороший урожай хлеба. Поэтому и набивалась кукла пшеницей или гречей .

Вепсская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла , символизирующая плодородие и достаток. Она охраняла ребёнка с колыбели. С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней : смотрели, как парень берет эту куклу , на что обращает внимание, готов ли к женитьбе.

Закрутка-Кувадка (или Кувадка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

День и Ночь – связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и белая, позже – синяя и белая, подвешивались к потолку. Они упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.

Домашняя Масленица– её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. "Домашняя Масленица ’’символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, "Домашней Масленицей’’встречали жениха и невесту.

Мартинички- раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания"весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами : из белых ниток– символ уходящей зимы, из красных– символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.

Некоторые обрядовые куклы были лечебные . Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав : тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по– своему . Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

Десятиручка - кукла , предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж) . Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы , соломы, лыка и красиво оформляли.

Лихоманки- куклы особенные ,это своего рода приманки. Их роль – привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Верили наши бабушки, что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них. Поэтому кукол Лихоманок делают из ярких, очень бросающихся в глаза тканей.

Слайд № 9, 10, 11.

Практическая часть :

А теперь ребята я вам предлагаю самим сделать куклу пеленашку . Демонстрация схемы изготовления куклы и пошаговая инструкция.

Эта кукляшка - пеленашка делается быстро и очень просто. Отрываем полоску ткани шириной не более 5см. Цвет ткани : от белого, до бежевого,

Пелёночку делаем размером немногим больше самой скатки - лялечки. Подойдёт ситец с мелким рисунком или однотонный. Детали все отрываем, не режем

Укладываем лялюшечку прямо посередине пелёночки.

Верхним срезом пелёночки огибаем голову нашему младенчику. Край можно чуть-чуть подогнуть, чтобы не свисала бахрома. Все складочки на пелёнке формируем симметрично, равномерно.

Заключение :

С обрядовыми куклами никогда не разрешалось играть. В крестьянской семье скапливалось до 500 обрядовых кукол. Хранились они в ларце или туеске подальше от чужих глаз. И если в дом приходила беда, доставали определенную куклу и просили у нее благополучия, а потом снова убирали на место.

Литература

1. Берстенева Е. В, Н. В. Догаева, «Кукольный сундучок» , Белый город, 2010 г.

2. Дайн Г. Л., М. Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла » , Культура и традиции, 2007 г.

3. Даль В. И Толковый словарь живого великорусского языка. - М, 2009.

4. Забылин М. «Русский народ » , М, 1992;

5. Котова И. Н., Котова А. С. "Русские обряды и традиции. Народная кукла " - СПб. ,2006;

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М, 1996.

7. Ушаков Д. Н. Толковый словарь. - М, 1998.

8. И. Н. Котова, А. С. Котова. «Русские обряды и традиции. Народная кукла » . Санкт-Петербург. «Паритет» . 2003г




МОУ «Ерлинская ОШ»

Конспект урока по технологии в 5-м классе.

Народная тряпичная кукла.

Изготовление куклы «Выхвалка».

Составила: Мачигина И.Л

2016 год.

Раздел: создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Тип занятия: открытие новых знаний.
Вид занятия : урок творчества.
Формы работы учащихся: работа в группах, просмотр, слушание, анализ, рассуждение.
Цели урока:

Образовательные - расширять кругозор учащихся, познакомить с народными обычаями и традициями.

Воспитательные - воспитывать уважение к народным обычаям и традициям, эстетический и художественный вкус, аккуратность.

Развивающие - развивать интерес к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, творческие способности, самостоятельность, фантазию.

Методы обучения: устное изложение нового материала с использованием презентация, беседа, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов, использование игровых моментов.

Задачи.
Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «Выхвалку».
Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к обычаям русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Воспитывающая – воспитывать любовь и уважение к русской культуре и традициям.

Межпредметные связи: технология, история, математика.
Оборудование: лоскуты, нитки, тесьма, ленты, ИКТ (презентация), образцы кукол.

Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
уметь осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;
осуществлять совместную практическую деятельность;
анализировать свою деятельность;

слушать учителя.
Предметные результаты:
понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить;

осваивать способы работы с лоскутом;
применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя тему урока и собственную цель;
выявлять собственные затруднения;
находить способы выхода из затруднений;
организовывать свою деятельность;
контролировать и анализировать собственную деятельность.
Познавательные УУД:
искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы;
конструировать новое знание;
применять знание на практике;
излагать свое мнение;
способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

Коммуникативные УУД:
умение вести познавательный диалог по теме урока;

анализировать изделие;
уметь слышать товарища, не перебивать его;
уметь отстаивать свою позицию.

Структура занятия:
1. Организационный этап (Самоопределение к деятельности).

3. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи). 4.Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности («открытие» детьми нового знания).
5. Этап проверки понимания урока.

6.Этап практической работы.
7. Рефлексия.
8.Заключительный этап.

Ход занятия

1.Организационный этап .
Здравствуйте, девочки. Меня зовут Мачигина Ирина Львовна.

Я работаю в школе, которая находится в старинном селе Ерлино. Сегодня я проведу у вас урок технологии. У вас на столах лежат стикеры, напишите на них свои имена и нам будет легче общаться.
Приглашаю вас по дорожке сказочной в путь-дорогу дальнюю, в старину глубокую! А кого мы встретим на этой дороге, вы узнаете, ответив на мои вопросы.

Словарь С.Ожегова: «Детская игрушка в виде фигурки человека», что это за игрушка?

Словарь В.Даля: «Сделанное из трепья, кожи, бумаги, дерева и пр. подобие человека...»

Ответы детей.

Учитель: правильно, тема нашего урока: «Кукла». Но не простая кукла, купленная в магазине. Посмотрите (открываю сундучок с лоскутами и лентами) какую куклу можно сделать из этих материалов?
Ученицы: ответ, дискуссия.
Учитель: правильно, тряпичную куклу из лоскутков и ленточек.

2.Актуализация субъективного опыта.
Цель: Актуализация субъектного опыта учащихся в решении проблемной ситуации.
Учитель: Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин утверждал: « Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа».
Народная кукла – это игрушка или подружка? Подумайте, а потом ответите на поставленный вопрос.
Кукла сопровождала человека от рождения до последних дней жизни. Были куклы для младенцев, дети росли – появлялись новые куклы, собирались замуж или жениться – их сопровождали другие куклы, у женщин, и даже у бабушек были свои куклы. Сегодня мы познакомимся с девичьими куклами и научимся изготавливать одну из них.

3. Этап постановки целей и задач занятия (проблема – формулировка задачи)
Цели этапа:
развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к истории русского народа; воспитать любовь к русской культуре и традициям.

Давайте решим, что вы хотите узнать, чему научиться сегодня на уроке.(Цели вывешиваются на доске)
Ответы учениц, постановка цели и задач: я хочу узнать традиции русского народа, я хочу научиться делать тряпичную куклу, я хочу узнать способы использования лоскутков…

4.Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности .

Учитель. (Показ образцов) во время ожидания ребенка женщина делала первую куклу для него. «Кувадка». Их делали несколько и развешивали над колыбелью. И сейчас осталась традиция развешивать игрушки на веревочке над коляской или кроваткой, сейчас это просто игрушки, а кувадки оберегали колыбель и младенца.

Мама ждала рождения дидятки и появлялась другая кукла. Это «Пеленашка». Она берегла колыбельку пока не появлялся ребенок, потом становилась игрушкой для него.

Затем мама делала «Зайчик на пальчик». Уходя из дома, родители надевали на пальчик дочке зайчика, чтобы не скучала.

В возрасте 5 лет девочка уже сама мастерила простую куколку «Отдарок» на подарок. Эту куклу она дарила родителям со словами благодарности. Девочки учились уважать родителей, дорожить их вниманием.

В возрасте 7 лет девочке дарили куклу « Каша». В этом возрасте крестьянские дети уже помогали родителям вести хозяйство. Эта кукла ростом с чугунок, по ножки насыпали крупу, по пояс наливали воды, по шейку получалось каши, своего рода мерный стаканчик. Мама дарила куклу без одежды. А после «первой каши» девочке доверяли сшить ей платье.

В 11-12 лет девочка делала куклу « Выхвалку». Она была экзаменом по шитью и рукоделию. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на «посиделки». Эта кукла была проводником из детства на другой возрастной уровень. Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Традиционная кукла "Выхвалка" для того, чтобы ею хвалиться. Традиция хваления куклами существовала у русских девочек, которые шили их сами. Величина куклы определялась размером ладони девочки. Весной, после Пасхи, девочки гуляли по деревне, хвастались куклами.

Тряпичная кукла «На вывалку» - эта кусок ткани, свернутый в «скалку», и обтянутое белой тряпицей лицо, лицо не рисовали, такая безликая кукла переживала радости и невзгоды с хозяйкой. Делали её без иголки и без ножниц. Нельзя было ни уколоть, ни порезать.

Кукла «Перевертыш» знакомила девочку с отличиями девичьего и женского костюма, с традициями русского народа.

В каждой семье было около ста кукол, их бережно хранили, девушки забирали их в дом мужа.

Так, кто же она, народная кукла, просто игрушка или подруга, помощница и почему? Ответы детей.

5.Этап проверки понимания
Мы познакомились с девичьими куклами. А какую куклу делали девочки в вашем возрасте? («На выхвалку»)
Учитель: «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?
Ученица: нужно браться за работу, даже если сначала страшновато.
Учитель: правильно.

Физкультминутка.
(Смена вида деятельности).

Для того чтобы выполнить данную работу рассмотрите инструкционную карту и приступаем к работе.

Выберите ткань понравившейся расцветки. Обратите внимание, какой формы лоскуток нужен для юбки, а какой для платочка.

6.Этап практическая работа.
Цель этапа:
Изготовить куклу своими руками.
Учиться работать с инструкционной картой.
Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Ход выполнения изделия.
Обсуждение последовательности изготовления куклы.
Индивидуальное изготовление куклы.
Самостоятельная работа.
УДД Личностные (установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью).

Познавательные (искать подходящие способы для решения поставленной цели).

Коммуникативные (уметь вести диалог, отстаивать свою точку зрения).

7.Рефлексия.
Цели этапа:
Зафиксировать новое содержание, изучение на занятии;
оценить собственную деятельность на уроке;
поблагодарить одноклассников, которые помогли;
зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Учитель: девочки, давайте вернемся к теме и цели урока. Как вы думаете, ваша цель достигнута? (кластер)


Ученицы: (Ответ...)
Учитель: что вы сегодня узнали нового?

Учитель: скажите, что получилось у вас хорошо, что не получилось?
Учащиеся: (Ответ...)

Учитель. Куклы «Выхвалки» готовы,

Покажите нам обновы,

Похвалитесь рукоделием,

Мастерством своим, умением.

Анализ кукол, оценки.

8.Заключительный этап.

А закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Александра Сергеевича Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», так давайте же будем любить и бережно относиться к культуре нашего народа, к своим родовым корням, ведь только из прошлого произрастает будущее!
Учитель: девочки, спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы.

Уборка рабочих мест.

Ресурсы.

2. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: традиционные народные куклы. О. Я. Воробьева. –Волгоград: Учитель, 2009г.

3. Мы - славяне! Мария Семенова. «Азбука-классика», 2006г.

4. Русская тряпичная кукла. Галина и Мариня Дайн. Культура и традиции. 2008г.

5. Традиции русской народной культуры. Е.А. Гурбина, М.В. Гурко, С.А. Лёвина. – Волгоград: «Учитель», 2007г.

6. Отрывок из статьи с сайта // http://webdesign. Perm. Ru/014/08/

7. // http:// www. Screen.ru/galleru/Russian/5a.htm.