Конспекты занятий к кружку «Умелые ручки» средняя группа. Образовательная программа объединения по интересам умелые ручки Занятие в кружке умелые ручки коллективное творчество

Республика Калмыкия

Яшалтинский район

МБОУ «Веселовская СОШ»

Разработка занятия по внеурочной деятельности.

Кружок «Умелые руки»

Руководитель: учитель ИКРК Ученова А.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования имеет цель - в связи с модернизацией содержания общего образования - это гуманистическая направленность образования, это развитие творческого потенциала ребенка. Что же такое творчество?

Творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Основная задача внеурочной деятельности учащихся - формирование практических трудовых навыков, творческой активности, воспитание художественного вкуса. Внеурочная деятельность занятий кружка «Умелые руки» открывают детям прекрасный мир народного творчества, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Данное занятие дополнительного образования развивает в детях способности замечать красоту изготавливаемой поделки, желание и умение создать эту красоту, увидеть конечный результат работы.

Занятие

Тема: Объемный цветок Ромашка.

Цель: изготовление цветка из ватных дисков.

Задачи: развивающие : развивать творческие способности, мелкую моторику рук, уверенность в своих силах и способностях. образовательные : закреплять умение и навыки работы с бумагой, с ватными дисками, клеем, ножницами, выполнять последовательные действия. воспитательные : воспитывать умение работать в коллективе, трудолюбие, эстетические чувства, аккуратность при выполнении работы.

Изготовление данной поделки рассчитано на два занятия.

Оборудование и материалы:

мультимедийная техника, мультимедийная презентация поэтапного изготовления цветка , образец готового объемного цветка ромашки, альбомы, фломастеры, ватные диски, клей ПВА, цветная бумага желтого цвета, белые нитки для шитья, ножницы. План-конспект: 1. Организационный момент. 1) Приветствие; 2) Проверка готовности рабочего места: у каждого на парте: альбом, фломастеры, ватные диски, нитки для шитья, ножницы, клей ПВА, цветная бумага желтого цвета. 2. Мотивация занятия. Отгадайте загадку. Этот цветик любят все. Он растет в степи везде, Любят бабочка, букашка, А зовут цветок…(ромашка) 3. Сообщение темы и актуализация знаний.

Педагог читает загадку о ромашке:… Ученики говорят отгадку. Правильно, ребята, это ромашка. Посмотрите на доску, (на доске фотография ромашки). Это цветок ромашка, очень красивый и полезный цветок. Им лечат больное горло, кашель, различные воспаления. Послушайте стихотворение Николая Санжиева на калмыцком языке «Камб - ромашка» Учащиеся повторяют слова за учителем:

Камбин үнр каңкнна,

Күүкд камб таслна -

Олн цаһан делвнь

Олнд олзан күргнә.

А теперь, ребята, нарисуйте в альбоме ромашку и раскрасьте ее. Дети рисуют. Молодцы, ребята, вот какие красивые ромашки вы нарисовали. А теперь мы с вами сделаем такие ромашки своими руками.

Физминутка.

В степи цветет ромашка (разводят руками)

А к ней летит букашка. (машут руками, как крылышками)

На ромашку села, (присели)

Нектар она поела, (руками машут)

Слайд № 4.

Прежде, чем мы приступим к работе, давайте повторим т/б при работе с ножницами. 1. Храни ножницы в чехле или подставке 2. На столе ножницы должны лежать сомкнутыми лезвиями, кольцами, направленными к себе. 3. Передавай ножницы кольцами вперёд. 4. По окончании работы ножницы необходимо убрать в коробку.

Педагог показывает готовую поделку и объясняет, что ромашка изготовлена из ватных дисков. А теперь посмотрите на экран. Перед вами на слайдах поэтапное изготовление цветка. Ученики знакомятся с изготовлением поделки.

Вы будете повторять за мной все мои действия, будете поэтапно изготавливать ромашку.

Сначала изготовим отдельные лепестки, из которых потом и соберем ромашку.

Слайд № 5. Для этого возьмем один диск и завернем его вот таким образом:

Нижний край полученной заготовки плотно обмотаем ниткой белого цвета, чтобы получилось основание лепестка. Для цветка понадобится сделать 16 таких заготовок, основания которых обмотайте нитью. Сделав 8 лепестков, разложите их по кругу

Слайд №6. Теперь займемся серединкой цветка. Для этого вырежьте два круга из желтой бумаги: один большой, другой - меньше.

Слайд №7. На большой круг наклейте лепесток, так последовательно приклейте по кругу восемь лепестков.

Слайд №8. Итак, у нас получился первый ряд лепестков ромашки.

Слайд №9. Затем между лепестками первого ряда приклейте таким же образом второй ряд лепестков.

Слайд № 10. Заключительным этапом будет приклеивание серединки на полученный цветок.

Слайд № 11. Такие незатейливые, но оригинальные ромашки можно, прикрепив к атласной тонкой ленте, пустить вертикально по шторам или же «рассыпать» полянкой по обоям.

Мы, ученики школы, будем такими цветами украшать центральную стену актового зала школы.

Ребята, какие замечательные цветы получились у вас. Молодцы, ребята!

Ваши ромашки украсят нашу школу!

О бразовательная область «Технология» предоставляет немалые возможности для развития творческих способностей учащихся начальных классов. Однако часов, отведенных учебным планом основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования на уроки технологии недостаточно, для удовлетворения потребности обучающихся . Решить проблему можно посредством разработки и реализации

Это полезно знать
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Образовательная организация принимает на себя обязательства по дополнительного образования, разработке календарно-тематического плана проведения занятий, определению форм и порядка промежуточной аттестации учащихся.

Кружок, привычный нам еще с детства, остается формой реализации дополнительных общеразвивающих программ. Кружковые занятия, как и любая другая форма, — это форма организации деятельности обучающихся в соответствии с их потребностями и интересами. Такая направленность дополнительных общеразвивающих программ особенно актуальна в свете недавно утвержденной Концепции развития дополнительного образования детей, которая ориентирует образовательные организации на интеграцию дополнительного и общего образования. Заявляется развитие дополнительного персонального образования как ресурса, мотивирующая личность к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту как необходимое условие «социальной ситуации развития» детей.

Назначение программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе

Во многих школах сохраняется устойчивый интерес учащихся к ручному творчеству: лепке, вышиванию и т. п. Разработанные дополнительные общеразвивающие программы, в этой сфере интереса учащихся, позволяют компенсировать недостаточный объем аналогичной деятельности, осуществляемой обучающимися на уроках технологии. Примером такой программы может стать дополнительная общеразвивающая программа кружка «Умелые ручки» в начальной школе (далее — Программа; см. приложения 1-2.

В рамках Программы учащиеся получают дополнительные сведения по трудовому обучению; знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно-прикладного искусства (вышивка, шитье, работа с мехом и т. д.), с изобразительными материалами и техникой работы с ними. Деятельность учащихся направлена на решение и воплощение в материале разнообразных творческих замыслов, изготовление вначале простых, затем более сложных изделий и их последующим художественным оформлением.

В процессе реализации Программы обучающиеся знакомятся с профессиями дизайнера, художника-оформителя, архитектора, швеи, портного, скульптора. Уже в младшей школе дети могут попробовать себя в роли специалиста той или иной профессии. Обучающиеся фантазируют, учатся выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Это закладывает основы предпрофессиональной подготовки учащихся, необходимой для дальнейшего формирования и развития у них активной гражданской позиции.

Организация занятий кружка «Умелые ручки» в начальной школе

Работа кружка проводится в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Занятия кружка способствуют решению общеобразовательных задач, способствуют трудовому и нравственному воспитанию учащихся.
Организуемые во внеурочное время занятия тесно связаны с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, окружающего мира. На занятиях используются различные формы и методы педагогического взаимодействия: традиционные (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии) и современные, отвечающие положениям системно-деятельностного подхода в образовании (проекты, виртуальные экскурсии, мастерские).

Общая цель Программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе — создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения младших школьников, их творческой самореализации. В достижение этой цели решаются следующие задачи:

  • формирование практических умений при изготовлении поделок и сувениров с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материалов;
  • расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии; развитие социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, воспитание самостоятельности, уважения к труду; развитие проектных способностей младших школьников;
  • развитие воображения и фантазии, внимания, памяти, терпения, трудолюбия, интереса к истории родного края, его культуре; воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности;
  • формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умение распределять трудовые задания между собой.

Направленность содержания программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе

Программа предусматривает не только практические упражнения по выполнению художественных работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно, но и овладение умениями и навыками исследовательской и проектной деятельности.

Содержание программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе вариабельно. В зависимости от потребностей учащихся и их родителей (законных представителей) Программа может быть рассчитана на все четыре года освоения ООП начального общего образования и сопровождать ее либо реализовываться в течение одного учебного года. При желании можно извлечь из Программы отдельный модуль и сделать его дополнительной образовательной программой ознакомительного уровня (краткосрочную дополнительную общеразвивающую программу).

Этапы реализации Программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе

Остановимся на особенностях реализации Программы четырехгодичного цикла.

В первом классе определяется содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с народным искусством — вышивкой. При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия «материал» и «инструмент», поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с народным искусством — сувениры из меха.
Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.

В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз. Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, т. е. фактически обсуждают вопросы рационализации труда. Знакомятся с пастелью.

К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений либо его вообще нет, есть только техническое задание. Четвероклассники составляют план работы самостоятельно.

Виды деятельности учащихся по программе кружка «Умелые ручки» в начальной школе

В работе кружка используются все виды деятельности, развивающие личность:

  • игра,
  • труд,
  • учение,
  • общение,
  • творчество.

При этом соблюдаются следующие правила:

Виды деятельности учащихся должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы; деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чье влияние благотворно; необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.

При определении содержания деятельности по программе кружка «Умелые ручки» в начальной школе учитываются следующие принципы:

  • воспитывающего характера труда;
  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.);
  • связи теории с практикой;
  • систематичности и последовательности; учет возрастных и индивидуальных особенностей личности;
  • доступности и посильности;
  • осознанности и активности;
  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Ожидаемые результаты программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе

Ожидаемые результаты реализации Программы:

Личностные: в рамках кружка «Умелые руки» у ребенка должно измениться отношение к самостоятельной творческой трудовой деятельности как социально значимой необходимости жизни общества.

Метапредметные:

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • согласовывать потребности;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • работа с различными информационными источниками.

Предметные:

знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • применение линогравюры, монотипии, туши;
  • применение чеканки в жизни;
  • способы и приемы обработки различных материалов.

уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по модели, рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • выполнять работу в любой изученной технике рисования;
  • самостоятельно выполнять чеканку.

К четвертому классу, работая по программе кружка «Умелые ручки» в начальной школе обучающиеся могут самостоятельно анализировать конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений либо его вообще нет, есть только техническое задание.

Оценка эффективности Программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе

Эффективность Программы определяется посредством технологии портфолио на основе участия ребенка в конкурсах, выставках, ярмарках, презентациях индивидуальных проектов и исследовательских работ. Итоговое оценивание учащегося проводится в ходе защиты индивидуального и (или) группового творческого проекта.

Формы подведения итогов реализации Программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе:

  • фестивали мастерства,
  • стендовые доклады с фоторепортажами,
  • проведение выставок работобучающихся в классе и в школе (ежегодный районный конкурс «Новогодние фантазии»,
  • межшкольные конкурсы проектов и исследовательских работ,
  • ярмарки, презентации индивидуальных проектов, экономические игры).

Подробнее и конкретнее познакомиться с содержанием и ожидаемыми результатами программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе можно в Приложениях 1 и 2 .

Вложенные файлы

  • Документ №1.pdf
  • Документ №2.pdf

Тема занятия : «Умелые ручки»

Цель :

формирование художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи :

Образовательные :

Способствовать формированию представления детей о работе кружка;

Ознакомить учащихся видами ручных работ;- обобщить и расширить представления детей о рукоделии; - ознакомление техникой безопасности на занятиях при работе с инструментами.

Развивающие :

Развитие интереса к ручному труду

Развитие творческого мышления;

Воспитательные :

Воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение:

    Образцы объектов труда

    фонограмма с записью музыки.

Оборудование и инструменты: шаблоны, ножницы, карандаши, клей ПВА, природный материал, кусочки ткани.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

    Рассказ

    Демонстрация готовых работ

    Беседа с объяснением нового материала

    Самостоятельная работа

Методы обучения :

Беседа, показ образцов, обсуждение, диалог, просмотр слайдов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент .

Психологический настрой.

Педагог: -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Николаевна. Я сегодня проведу у вас занятие кружка «Умелые руки».

Я рада вас приветствовать на нашем занятии.

Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный зимний денек!

Ребята, я хочу вас ознакомить с работой кружка «Умелые руки»,т. е.

с тем, чем можно заниматься на занятиях этого кружка и о чем этот кружок.

2. Введение в тему.

А корни кружка уходят глубоко в древнюю историю человечества.

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Народное творчество зародилось очень и очень давно. Случилось это, скорее всего, когда первый мыслящий человеко- предок с поэтическим именем Петя Кантроп, завалив мамонта каменной дубиной, выразительно произнёс с некоторым кайнозойским акцентом:

Петя Кантроп

мамонта хлоп!

Это и было началом.

Вместе с развитием человечества развивалось и народное творчество. В некоем году очередного столетия стали появляться русские народные сказки. А чтобы при рассказывании детям сказки получались интересные, древний человек сначала рисовал героев сказок на камне в пещере, затем вылепливал из глины, вырезал из дерева, шил из кожи зверей, а затем из ткани. Так появилось рукоделие.

А что такое рукоделие? (ответы детей: Рукоделие – это то, что можно делать самим из бумаги, из ткани, из природного материала.)

Правильно. Рукоделие – это вид деятельности человека, по-другому занятость . Также можно сказать, что рукоделие – это увлечение, творчество своими руками или по-другому хобби. Каждый из вас когда-нибудь да что-то делал своими руками. Например, рисовал природу за окном. И пусть ты не умеешь рисовать, но ты передал своим трудом то, что видишь, как ты понимаешь красоту этого мира. Через свои работы мы передаем всю любовь, красоту и доброту.

Скажите, ведь приятнее дарить подарки, сделанные своими руками, чем те, что ты купил в магазине. Так что на занятиях кружка «Умелые руки» мы будем изготавливать различные поделки своими руками. А уже свою работу вы можете подарить любимому человеку на какой–нибудь праздник или просто так, что бы сделать приятное.

А сейчас я покажу, какие поделки можно изготавливать на занятиях кружка, какие поделки делают ребята, которые уже посещают этот кружок.

3. Кружок «Умелые руки». Просмотр слайдов о кружке.

4. Практическое задание. Работа в группах.

1. - А сейчас, ребята, вы побудете в роли русских мастеров. Работать будете в группах. Каждая группа изготовит свою поделку.

Умеете работать в группах?

А как нужно работать в группах?

Давайте вспомним правила работы в группах

Правила работы в группах:

1. Выбираем командира группы.

2. Работаем сообща, дружно.

Сейчас, каждая группа посовещавшись, выберет своего командира. (дети выбирают)

Готовы? (ответы)

Тогда смело приступаем к работе.

2. - Командиры групп выходят и выбирают образец поделки, которую будут изготавливать. (выбор)

А что еще нужно для вашей работы? (ответы)

Верно. Весь материал вы выбираете на следующем столе в соответствии с вашим образцом.

Можете пофантазировать, добавить в изготавливаемый предмет что-то своё.

Физкультминутка.

(На мотив песни «Вместе весело шагать по просторам») .

Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам,

И конечно припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором.

Раз присели, два присели, отдохнули,

Раз привстали, два привстали, потянулись.

Раз направо, два налево повернулись

И друг, другу добродушно улыбнулись.

5. Практическая работа.

Каждая группа приступает к выполнению поставленной задачи. Работаем быстро и дружно.

6. Выставка работ детей.

7. Подведение итогов.

Посмотрите, какие замечательные поделки у вас получились.
- Сегодня вы увидели, как много умеют ваши руки. Вы побывали в роли русских мастеров и у вас это получилось. Каждая группа справилась с заданием и справилась очень хорошо.

Но в мире так много того, чему можно ещё научиться, а этому могут научить занятия кружка «Умелые руки».

Вот и подошло к концу наше занятие.

Спасибо всем за занятие, за общение. Я желаю вам успехов.

- Кто получил удовольствие, изготавливая поделку своими руками?

- Почему?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение «Детский сад «Пчелка»»

с.Александров-Гай Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области

Кружок «Умелые ручки»

2015-2016 уч.год.

Воспитатель:

Мамешева Р.Д.

Кружок «Умелые ручки»

Программа дополнительного образования

Пояснительная записка

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькина С. Ю., Афонькиной Е. Ю. “Игрушки из бумаги”, Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Волчковой В.Н., Степановой Н.В. “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО”, Давыдовой Г.Н. “Детский дизайн. Пластилинография”, Казаковой Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники”, Малышевой А.Н., Ермолаевой Н.В. “Аппликация в детском саду”, Петровой И.М. “Объёмная аппликация”, Рябко Н.Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика”, Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” .
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Новизна

Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках с дополнительным образование, опыт работы детских садов, выявлено, что работа ведётся в узком направлении: либо это занятия по рисованию, либо по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала).Программа “Умелые ручки” – комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Цель программы

Основная цель программы - создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи программы

Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи
предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Программа “Умелые ручки” рассчитана на 1год (старший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять не более 10 человек. Кружок “Умелые ручки” посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность занятий с группой - не более 20 минут – в старшей группе.

Формы проведения занятий

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- выставки детских работ в детском саду;
- составление альбома лучших работ;
- участие в конкурсах художественно -
эстетической направленности;
- презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;

Учебно-методический план дополнительной образовательной программы:

1 год обучения


N п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

Ручной труд
“Ёжик”.

Нетрадиционное рисование
“В саду созрели яблоки”.

Аппликация
“Пароход”.

Рисование
“Осеннее дерево”.

Аппликация
“Осеннее дерево”.

Нетрадиционное рисование.
“Ветка рябины”.

Рисование
“Щенок. Котёнок”.

Рисование
“Пасмурный осенний день”.

Аппликация (объёмная)
“Лилия”.

Нетрадиционное рисование
“Осенние листья”.

Рисование
Композиция “Два весёлых гуся”.

Рисование
“Мамочка милая моя”.

Аппликация
“Чудо-ёлка”.

Нетрадиционное рисование
“Нарядная ёлочка”.

Рисование
“Еловые шишки на ветке”.

Рисование
“Сказочный дворец”.

Ручной труд
“Ангелочек”.

Нетрадиционное рисование
“Подводный мир”.

Рисование
“Снежинка”.

Рисование
“Что тебе больше всего понравилось на празднике?”

Ручной труд
“Валентинка”.

Нетрадиционное рисование
“Зимняя ночь”.

Рисование
Композиция “Царевна – ёлочка”.

Рисование
“Пограничник с собакой”.

Аппликация
“Корзина с цветами в подарок маме” .

Нетрадиционное рисование
“Хмурый день”.

Аппликация
“Цветы”.

Рисование
“Добрый сказочный герой”.

Лепка
“Кактус”.

Нетрадиционное рисование
“Чудесный букет”.

Рисование
Композиция “Луговые цветы”.

Рисование
“В космосе”.

Аппликация
“Рыбка”.

Нетрадиционное рисование.
“Звёздное небо”.

Аппликация.
Итоговое занятие.

Итоговая выставка за учебный год.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1 год обучения

Тема занятия

Программное содержание

Материал и оборудование

1.Работа с природным материалом
“Ёжик”.

Создавать образ животного с помощью природного материала – сухие берёзовые листья. Дополнять аппликацией детали – глаза, яблоко. Развивать умение работать по шаблону. Воспитывать аккуратность.

Картон голубого цвета, цветная бумага, шаблоны, ножницы, просушенные и ломаные берёзовые листья, принадлежности для аппликации.

2. Нетрадиционное рисование
“В саду созрели яблоки”. (тычок)

Учить рисовать яблоки на ветках, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Расширять знания детей о фруктах, побуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.

Альбомный лист, гуашь, две кисточки (мягкая и жёсткая), палитра для проверки цвета,

3.Аппликация“Пароход”.

Учить создавать образную картину,упражнять в вырезании одинаковых частей,закреплять умение красиво рас полагать изображение на листе.

Белая бумага формат А-4, ножницы.

4.Рисование
“Осеннее дерево”.

Учить детей располагать предметы на широкой полосе земли “ближе” и “дальше”; учить передавать в рисунке строение дерева – соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга; упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы дерева приёмом вертикального мазка.

Альбомный лист, тонированный на 1/3 зелёной краской, гуашь, принадлежности для рисования.

5.Аппликация
“Осеннее дерево”.

Учить детей выполнять дерево, листву, землю приёмом обрывания; закрепить навык работы с клеем.

Картон голубого цвета, цветная бумага, принадлежности для аппликации.

6.Нетрадиционное рисование
“Ветка рябины”.
(рисование ватными палочками)

Учить анализировать натуру, выделять её признаки, особенности. Учить рисовать ягоды рябины ватными палочками, с умеренным нажимом на неё. Закреплять умение рисовать приёмом примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, восприятия.

Ветка рябины, альбомный лист, гуашь, ватные палочки, принадлежности для рисования.

7.Рисование
“Щенок. Котёнок”.

Познакомить детей со способом рисования щенка , выделяя форму его частей, пропорции; делать набросок (голова - круг, туловище – овал, лапы – вспомогательные линии)...

Бумага формат А4,карандаш, принадлежности для рисования.

8.Рисование
“Пасмурный осенний день”.

Продолжать развивать у детей передавать в рисунке связное содержание; развивать представление о том, что через набор красок (колорит) можно передать в рисунке определённую погоду и настроение; закреплять умение рисовать предметы на широкой полосе земли.

Серые листы бумаги с широкой полосой земли, гуашь, принадлежности для рисования.

9.Объёмная аппликация
“Лилия”.

Учить детей делать объёмный цветок, вырезая детали (лепестки, лист) по шаблону. Совершенствовать навык работы с шаблонами, ножницами. Учить закруглять кончики листев с помощью ножниц, украшать серединку цветка пшеном.

Картон зелёного цвета, белая бумага, шаблоны, простой карандаш, пшено, принадлежности для аппликации.

10.Нетрадиционное рисование.
“Осенние листья” (отпечаток листьев).

Познакомить детей с техникой печатания листьев. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампонах при печати.

Лист тёмного цвета, гуашь, поролоновые тампоны, принадлежности для рисования.

11. Рисование
Композиция «Два весёлых гуся».

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги; продолжать знакомить детей с произведениями русского фольклора.

Бумага, принадлежности для рисования.

12.Рисование
“Мамочка милая моя”.

Познакомить детей с портретом – одним из видов изобразительного искусства. Учить рисовать портрет мамы, стараясь передать сходства (цвет волос и форма причёски, цвет глаз, одежда и т.д.). познакомить с пропорциями и симметрией человеческого лица. Закреплять умение делать лёгкий набросок простым карандашом, а затем рисовать акварелью. Пробудить в детях желание отразить в рисунке чувство нежности, любви к маме.

Альбомные листы, простые карандаши, акварель, кисти.

13. Аппликация
“Чудо-ёлка ”.

Учить вырезать елку и украшения для нее (шары, гирлянды, зверюшек), используя знакомые приемы.

Принадлежности для аппликации.

14.Нетрадиционное рисование
“Нарядная ёлочка”.

Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки в технике акварель + восковые мелки для украшения ёлочки. Закреплять умение украшать различные геомтрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками.

Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь, акварель, ёлочные игрушки.

15.Рисование
“Еловые шишки на ветке”.

Еловые шишки на ветке Тычок жесткой кистью. Передача в рисунке строения ветки ели с шишками, прорисовка контуров простым карандашом.

Принадлежности для аппликации .

Рисование
“Сказочный дворец”.

Учить создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решётки, балконы, различные колонны и т.д.), подчеркнуть возможности необычной формы окон, колонн, дверей, красивых куполообразных крыш; учить делать набросок простым карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью.

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, палитра, принадлежности для рисования.

17.Ручной труд
“Ангелочек”.

Учить детей делать объёмную игрушку из неполного круга. Учить работать с ватой. Закреплять умение работать по шаблону. Развивать интерес к оформлению.

Шаблоны, бумага синего, белого, жёлтого цвета, ножницы, простой карандаш, вата, принадлежности для аппликации.

18.Нетрадиционное рисование
“Подводный мир”

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике – восковые мелки+акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать выражение, чувство композиции.

Голубой или белый лист формата А-3, восковые мелки, акварель, эскизи, иллюстрации принадлежности для рисования.

19.Рисование
“Снежинка”.

Цель: учить «снежинки»

Принадлежности для рисования.

20.Рисование
“Что тебе больше всего понравилось на празднике?”.

Учить детей отражать в рисунке свои впечатления от новогоднего праздника. Учить рисовать несколько предметов, объединённых общим содержанием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их харакерные особенности. Учит детей красиво располагать изображение на листе бумаги. Развивать воображение, творческую активность.

Альбомный лист, простые и цветные карандаши, гуашь, акварель, принадлежности для рисования.

21.Ручной труд
“Валентинка”.

Учить детей делать “Валентинку”. Закреплять навык работаты по шаблону. Учить украшать “Валентинку” по контуру яичной скорлупой, придавая ей выразительность и объёмность.

Шаблоны, красный артон, мелкая яичная скорлупа, принадлежности для аппликации.

22.Нетрадиционное рисование
“Зимняя ночь” (чёрно-белый граттаж).

Познакомить с новой техникой – чёрно-белый граттаж. Учить передавать настроение тихой зимней ночи, упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Полукартон, свеча, тушь или гуашь чёрного цвета, жидкое мыло, заострённая палочка, эскизы.

Рисование по готовой форме .

Принадлежности для рисования.

24.Рисование
“Пограничник с собакой”.

Учить детей создавать в рисунке образ воина-защитника, передавать характерные особенности одежды, оружия, позы человека. Закреплять умение рисовать крупно стоящую собаку, красиво располагая изображение на листе. Учить использовать навыки рисования простым карандашом, фломастерами. Воспитывать интерес и уважение к защитникам Отечества.

Альбомные листы, простые и цветные карандаши, фломастеры, акварель, принадлежности для рисования.

25.Объёмная аппликация
“Корзина с цветами в подарок маме”.

Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать бъёмную композицию из цветов. Развивать чувство прекрасного, желание сделать подарок своими руками.

Голубой картон, цветная бумага, гофрированая бумага, принадлежности для аппликации.

26.Нетрадиционное рисование.
“Хмурый день” (пластилинография).

Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне. Воспитывать аккуратность и творчество в работе.

Картон, доска, пластилин, стеки, вода, тряпочка, губка.

Создать модульную обрывную аппликацию из цветной бумаги своими руками.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, принадлежности для аппликации.

28.Рисование.
“Добрый сказочный герой”.

Познакомить детей с книжной графикой, с художниками-иллюстраторами, учить детей создавать образ сказочного героя, декоративному оформлению образа, прорисовке деталей костюма. Учить передавать образ добра красоты через цвет и костюм.

Гуашь, акварель, цветные карандаши (по выбору), иллюстрации к сказкам, принадлежности для рисования.

29.Лепка
“Кактус в горшочке”.

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством лепки, продолжать знакомить детей со свойствами пластиина: мягкий, податливый, способный принимать заданную ему форму. Учить использовать возможности бросового материала (н-р зубочистки) для придания объекту завершённости и выразительности.

Набор пластилина, зубочистки, принадлежности для лепки.

30.Нетрадиционное рисование
“Чудесный букет”.

Закреплять знания о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.

Альбомный лист, гуашь, кисти, эскизи, иллюстрации принадлежности для рисования.

31.Рисование
Композиция “Луговые цветы”.

Учить детей рисовать, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.

Принадлежности для рисования.

32.Рисование
“На далёкой планете”.

Закрепить навык работы гуашевыми красками по цветному фону, умение рисовать ракету, планеты, космонавта и т.д. Развивать фантазию, воображение при рисовании космоса. Закреплять умение рисовать одним цветом по другому по мере высыхания, дополнять рисунок интересными и необычными деталями. Учить использовать пространство переднего и заднего плана.

Альбомный листы, тонированные разными цветами, гуашь, палитры, принадлежности для рисования.

33.Аппликация
“Рыбка” (украшение конфетти).

Учить вырезать рыбку по шаблону, придавать ей завершённость и выразительность через конфетти. Воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца.

Картон голубого цвета, разноцветное конфетти, шаблоны, цвтная бумага, принадлежности для аппликации.

34.Нетрадиционное рисование.
“Звёздное небо”.

Учить создавать образ звёздного неба, используя смешание красок, набрызг и печать потрафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью техник – набрызг, печать поролоном по трафарету.

Альбомный лист, трафареты, поролоновый тампон, зубныя щётка и палочка для набрызга, эскизы, иллюстрации, принадлежности для рисования.

35Аппликация.

Итоговое занятие.

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Детские работы, выполненные за учебный год.

36.Итоговая выставка за учебный год.

Подвести итог работы за учебный год.