Консультация для родителей детского сада "педагогическая диагностика детей дошкольного возраста" консультация на тему. Диагностики для работы с родителями. материал на тему Как знакомить родителей с результатами педагогической диагностики

Диагностики в работе с родителями.

Предварительная диагностика

Анкета «Знакомство с родителями.
Заочное знакомство с ребенком»

1 вариант

  1. Каково ваше первое впечатление о школе и педагогическом коллективе, где предстоит учиться вашему ребенку?
  2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
  3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?
  4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
  5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

2 вариант

  1. С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время?
  2. С кем из взрослых в семье ваш ребенок бывает более всего откровенен?
  3. Как ваш ребенок реагирует на похвалу?
  4. Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже?
  5. Как ваш ребенок реагирует на порицание?
  6. Какие формы порицания оказываются наиболее действенными?
  7. Есть ли у ребенка постоянные обязанности по дому? Какие?
  8. С кем дружит ваш ребенок?
  9. Как часто в доме бывают друзья вашего ребенка?
  10. Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?
  11. К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет наибольшую склонность?

3 вариант (методика незаконченных предложений)

  1. Когда родился мой ребенок, то…
  2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
  3. О его здоровье могу сказать…
  4. Когда встал вопрос о подготовке ребенка к школе, …
  5. Его отношение к школе было …
  6. * Первые годы он учился ….
  7. * Ему больше нравились такие предметы, как …
  8. *Отношения с учителями (классным руководителем) были…
  9. Общаясь с одноклассниками, мой ребенок …
  10. Трудности в его воспитании сейчас связаны с …
  11. Мы бы хотели, чтобы педагоги обратили внимание на …

Методика для изучения традиций и обычаев семей учащихся,
нравственных ценностей семьи
(методика незаконченных предложений)

Предлагается для учащихся и родителей (цель: найти совпадения и расхождения во мнениях родителей и детей)

Для учащихся:

Я радуюсь, когда …
- Я огорчаюсь, когда …
- Я плачу, когда …
- Я злюсь, когда …
- Мне нравится, когда …
- Мне не нравится, когда …
- Я верю, когда …
- Если у меня хорошие новости, то я …
- Если у меня плохие новости, то я …
- Если у меня что-то не получается, то я …

Для родителей:

Я радуюсь, когда мой ребенок …
- Я огорчаюсь, когда мой ребенок …
- Я плачу, когда мой ребенок …
- Я злюсь, когда мой ребенок …
- Мне нравится, когда мой ребенок …
- Мне не нравится, когда мой ребенок …
- Я верю, когда мой ребенок …
- Я не верю, когда мой ребенок …
- Я верю, когда говорят, что мой ребенок …
- Если у моего ребенка хорошие новости, то я …
- Если у моего ребенка плохие новости, то я …
- Если у моего ребенка что-то не получается, то я …

Оперативная диагностика

Методика незаконченных предложений
для объективной диагностики взаимоотношений
(предупреждения или предотвращения развития конфликтных ситуаций)

Для учащихся:

Школа для меня – это …
- Класс, в котором я учусь – это …
- Учителя для меня – это люди, которые …
- Мои одноклассники – это …
- Уроки для меня – это …

- Предметы, которые мне нравятся, - это …
- Предметы, которые мне не нравятся, - это …

Для родителей:

Школа, в которой учится мой ребенок, – это …
- Класс, в котором учится мой ребенок – это …
- Одноклассники моего ребенка – это …
- Уроки для моего ребенка – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …
- Предметы, которые нравятся моему ребенку, - это …
- Предметы, которые мне не нравятся моему ребенку, - это …

Анкета на выявление уровня заинтересованности
родителей учебой ребенка
(тест)

1. Сколько учебных предметов у вашего ребенка в этом учебном году?
а) 8 б) 10 в) 12 г) ____

2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом учебном году?
а) все или пропустила(а) одно;
б) пропустил (а) два;
в) не посетил(а) ни одного по различным причинам

3. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете?
а) всех; б) некоторых; в) только классного руководителя

4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники ребенка?
а) систематически б) периодически в) ни разу

5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам и вы не способны ему помочь, что вы предпримете?
а) обращусь за помощью к учителям и другим людям;
б) пойду к директору школы;
в) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы.

6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе?
а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для
занятий;
б) я их принимаю, несмотря на то, что мне это мешает;
в) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один.

Ключ для обработки результатов:

Подсчитайте, под каким пунктом чаще всего совпадают ваши ответы:

А) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.

Б) 4-6 ответов. Вас не очень волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако помните, что неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.

В) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы – это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все сделать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно и уверенно дать ответы под буквой А.

Итоговая диагностика

Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(адаптированная методика Е.Н. Степанова)

Критерий оценки:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен

Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным
4 3 2 1 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно
4 3 2 1 0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку
4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией школы
4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с педагогами школы
4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с классным руководителем
4 3 2 1 0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка
4 3 2 1 0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями
4 3 2 1 0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка
4 3 2 1 0

В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку
4 3 2 1 0

В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок
4 3 2 1 0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания
4 3 2 1 0

В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка
4 3 2 1 0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка
4 3 2 1 0

Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития творческих способностей нашего ребенка
4 3 2 1 0

Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни
4 3 2 1 0

Обработка результатов:

Удовлетворенность родителей работой учебного заведения определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент равен 3 или более этого числа, Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности.

Если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности.

Если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.


Любовь Порошина
Презентация «Ознакомление родителей с результатами обследования психических процессов у дошкольников»

Мы живем в таком ритме, что не можем уделить достаточно времени своим родным, любимым. Помимо этого, очень много информации, которая сваливается на нас как ливень. Я предлагаю Вашему вниманию доведение информации до родителей в виде индивидуальных листов, в которых отображены результаты обследования педагогом- психологом . Листы выдаются родителям лично в руки на консультации педагога-психолога , либо воспитателем группы под подпись в «Листе ознакомления » .

В приёмной группы вывешивается «Сводная таблица по результатам обследования психических процессов ».

График консультаций располагается в приемной группы. Запись родителей на консультацию совершается следующим образом :

1. Педагог-психолог заполняет дату и время предполагаемых консультаций в первую графу.

2. Родители выбирают время , удобное для себя, записываются во второй графе и берут отрывной талон с собой.

В приемной группы также располагается папка педагога-психолога с рекомендуемыми играми на развитие психических процессов .

Индивидуальный лист с результатами обследования ребенка

Уважаемые родители !

Довожу до Вашего сведения результаты диагностики психических процессов .

У *** на высоком уровне сформированы :

представление пространства ребёнок владеет навыками ориентирования, обнаруживает знания и определения «впереди» , «сзади» , «слева» и «справа» , как по отношению к посторонним предметам, так и в отношении своего положения. Осмысленно отвечает на вопросы.

Наглядно-действенное мышление

Зрительная память.

Наглядно-образное мышление.

Сформированы согласно возрастной норме :

Зрительное восприятие

Слуховое восприятие

Слухоречевая память

Но следует уделить внимание развитию представления о времени – допускает ошибки, как при определении дней недели, так и при определении времени суток.

Если у Вас есть вопросы, рада буду Вам помочь.

С уважением педагог-психолог Л . А. Порошина

Публикации по теме:

Коррекция основных психических процессов в ходе коррекционного блока на внеурочных занятиях в школе-интернате I-II вида Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Проводим диагностику по методике "Экспресс диагностика в детском саду" Павлова Н. Н. Руденко Л. В. Диагностируем уровень развития психических.

Дидактическая игра как инструмент успешного развития основных психических процессов ребенка Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания.

Игры для развития психических процессов ребенка Развитие психических процессов в дошкольном возрасте. Дошкольное детство - важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием.

Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Ознакомление ребёнка с художественной литературой начинается с младенческого возраста. Мама, качая ребёнка, читает малышу пестушки, потешки.

Мастер-класс для родителей «Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 151 города Тюмени Мастер-класс для родителей на тему:.

Практикум для родителей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре» Изучение национальной.

Воспитатель сам должен быть воспитан .

Анкета для родителей №1.

1. Какие положительные качества характерны для Вашего сына (дочери)?

2. Какие отрицательные качества характерны для Вашего сына (дочери)?

3 . Какие качества Вы стараетесь воспитать у Вашего ребёнка и насколько это вам удаётся?

4 . Имеет ли Ваш ребёнок постоянные обязанности по домуи как он их выполняет?

5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствует, защищает?

6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?

Анкета для родителей №2.

1. Ваш ребёнок при получении оценки по учебному предмету , как правило :

а ) переживает , волнуется , реагирует эмоционально ;

б ) спокоен в своих реакциях по поводу оценок , не переживает ;

в ) переживает только тогда , когда оценки связаны с любимыми и нелюбимыми предметами ;

г ) совсем равнодушен .

2. Оказывают ли влияние оценки Вашего ребёнка на

а ) ваше собственное настроение ДА НЕТ

б ) на отношение в семье ДА НЕТ

3 . Как Вы реагируете на полученные Вашим ребёнком оценки :

"5""4""3""2"

Ответ поставьте , пожалуйста , под оценкой .

4. Как реагируете на " плохие " оценки ? Наказываете ли его в этом случае ?

5. Как поощряете за успехи в учении и " хорошие " оценки ?

6. Всегда ли Ваш ребёнок знает , за что выставлена та или иная оценка ?

7. Мотивируют ли учителя выставленные Вашему ребёнку оценки ?

Анкета для родителей №3.

Достаточно ли Вы осведомлены о школьной жизни Вашего ребёнка?

Сколько времени уделяете ребёнку ежедневно?

Сколько времени уделяете ему в выходные и праздничные дни?

Обращаетесь ли Вы к классному руководителю или учителю за советом в проблемных ситуациях, связанных с воспитанием ребёнка?

Удовлетворяет ли Вас кружковая работа в школе? Ваши предложения по улучшению её работы.

Устраивает ли Вас организация питания в школе? Ваши предложения.

Устраивает ли Вас взаимоотношения Вашего ребёнка с одноклассниками? Ваши пожелания.

Анкета для родителей №4

Цель: выявить уровень педагогической культуры родителей и формы взаимодействия семьи и школы (нужное подчеркнуть)

Ваше мнение о степени педагогической подготовленности к воспитанию детей в семье?

O а) вполне достаточное;

O б) не совсем достаточное;

O в) недостаточное;

O г) затрудняюсь ответить.

Наиболее важные для Вас источники пополнения педагогических знаний:

O а) индивидуальные консультации учителей4

O б) посещение занятий для родителей в школе по вопросам воспитания детей;

O в) передачи по радио и телевидению;

O г) материалы газет и журналов;

O д) специальная педагогическая литература;

O е) другие источники.

В каких случаях Вы посещаете школу?

O а) приходите на собрания, лекции, практические занятия ;

O б) являетесь по вызову учителя;

O в) сами обращаетесь к учителю за советом;

O г) участвуетев воспитательных делах класса;

O д) другие причины.

Наиболее рациональным в работе школы с родителями Вы считаете проведение:

O а) классных собраний;

O б) лекций, бесед;

O в) индивидуальных консультаций;

O г) практических занятий.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №5

(микроисследование по нормализации учебной нагрузки учащихся)

Уважаемые родители!

С целью изучения объема учебной нагрузки вашего ребенка просим выразить ваше отношение в оценках

3 – ДА2 – НЕ СОВСЕМ 1 – НЕТ

1. Считаете ли вы, сто вашему ребенку легко учиться в школе?__________

2. Устает ли ваш ребенок после дня учебных занятий в школе?___________

3. Наблюдаете ли вы признаки переутомления у вашего ребенка к концу учебной недели?____________

4. Удовлетворяет ли вас режим работы школы:

6-дневной учебной недели?___________

5-дневной учебной недели?___________

5. Считаете ли вы, что объем домашних заданий оптимален для вашего ребенка?___________

6. Считаете ли вы, что в качестве домашних заданий имеет место выполнений трудоемких, но малоэффективных видов работ?______________

7. Замечаете ли вы регулировку учителями-предметниками домашних заданий с учетом профильности обучения?____________

8. Имеет ли ваш ребенок достаточно времени для занятий по интересам?__________

9. Реагируют ли учителя на ваши замечания и предложения по вопросам учебной нагрузки?___________

10. Есть ли жалобы у вашего ребенка на нехватку времени для отдыха и подготовки к следующему уроку во время перемены?__________

ТЕСТ "ХОРОШИЙ ЛИ ТЫ ОТЕЦ?"

Давайте проверим себя, отвечая на вопросы этого теста. Кстати, эти же вопросы вполне могут задать себе и матери.

ДА

ИНОГДА

НЕТ

1. Отделываешься ты от ответа на вопрос ребенка словами вроде: "Я тебе объясню, когда ты подрастешь".

2. Считаешь ли ты, что ребенку на "карманные расходы" следует давать не определенную разумную сумму, а в зависимости от его "потребностей".

3. Стараешься ли ты объяснить ребенку, почему ты запрещаешь ему что-либо?

4. Позволяешь ли ты ребенку помогать по дому, даже если эта помощь дает немного или ничего не дает.

5. Считаешь ли ты, что невинная ложь ребенка допустима?

6. Используешь ли ты каждую возможность, чтобы развивать в ребенке наблюдательность?

7. Разрешаешь ли ты себе саркастические замечания в отношении собственного ребенка?

8. Придерживаешься ли ты взглядов, что хорошая трепка никогда еще не вредила ребенку?

9. Считаешь ли ты, что раннее посвящение ребенка во "взрослую жизнь" вредно?

10. Читаешь ли ты книги о воспитании?

11. Считаешь ли ты, что у детей могут быть собственные секреты?

12. Бранишь ли ты ребенка, если он оставляет еду в тарелке?

13. Даешь ли ты ребенку возможность развивать веру в собственные силы и самостоятельность?

14. Радуешься ли ты успехам своего ребенка, даже если ты хорошо видишь его недостатки?

15. Охотно ли ты проводишь время со своим ребенком, доставляет ли тебе удовольствие его общество или ты испытываешь удовлетворение от чувства исполненного долга?

16. Осуждаешь ли ты суровость и строгость в воспитании детей, приводящее к скованности и неестественному поведению ребенка?

17. В состоянии ли ты сохранить абсолютное спокойствие, когда твой ребенок злится?

18. Можешь ли ты приказать так решительно, чтобы это приказание было выполнено почти немедленно?

19. Легко ли ты устанавливаешь дружеские отношения с друзьями (подругами) своего ребенка?

20. Считаешь ли ты достаточной причиной для осуждения чего-либо у твоего сына (дочери) то обстоятельство, что когда ты был в его возрасте, ты этого не делал или этим не интересовался?

21. Решаешь ли ты за своего уже повзрослевшего ребенка жизненно важные вопросы (выбор работы, профессии), обрывая спор словами: "я знаю лучше, что ему в жизни нужно7"

22. Считаешь ли ты, что твой ребенок не может иметь тайн от тебя и не вправе чувствовать себя обиженным, если ты, например, вскроешь письмо, которое он получил?

23. Могут ли сын или дочь в споре переубедить тебя? Случается ли, что ты смягчаешь свое первоначальное решение, поняв, что оно слишком сурово или неправильно?

24. Извиняешься ли ты перед ребенком, если ты несправедливо его наказал или подозревал или лишил удовольствия?

25. Забываешь ли ты о своих обещаниях ребенку, особенно таких, которые для него награда за что-нибудь трудное или очень трудное?

26. Можешь ли ты оторваться от срочной работы или интересной телепередачи, если твой ребенок просит у тебя совета или помощи в чем-либо для него действительно важном?

Результаты теста.

Если, сложив все цифры, полученные за ответы на вопросы, сумма будет:

130 – ты идеальный отец (настолько идеальный, что мы сомневаемся, на все ли вопросы ты ответил искренне).

100-129 – ты очень хороший отец, сознающий важность своих обязанностей.

80-99 – в общем, ты хороший отец, хотя допускаешь ошибки, ослабляя собственное влияние на процесс воспитания детей.

60-79 – к сожалению, во многих вопросах ты оказываешься неважным отцом. По-видимому, твои дети не чувствуют себя с тобой достаточно хорошо.

Менее 59 – увы… Ты непоследователен в своих делах и поступках, слишком часто "иногда" делаешь то, что должен делать постоянно или делаешь постоянно то, чего не должен делать вообще. Дети не знают, когда и в чем они могут рассчитывать на тебя.

Менее 30 – мы сочувствуем твоим детям.

Тема контроля: «Оценка уровня взаимодействия педагога с родителями».

Цель тематического контроля: оценить уровень коммуникабельности педагога с родителями.

Педагогам предлагается ответить на 16 вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

    Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

    Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

    Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

    Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

    Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

    Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

    Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

    Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

    Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

    Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

    Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

    Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

    Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

    У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

    Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

    Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков. Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Раздел III

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Глава 1

Правила и способы получения, использования и представления результатов тестирования


§ 1 Правила получения и использования диагностической информации

В области тестирования и психодиагностики разработан свод пра­вил и предписаний, призванных защитить права личности индивидов, подвергаемых диагностированию. Они затрагивают вопросы этики практической работы, поскольку любое психодиагностическое обсле­дование способно нанести моральный ущерб человеку, существенно повлиять на его дальнейшую судьбу. Это в полной мере относится и к детям.

Этические правила и предписания регламентируют многие профес­сиональные действия психолога, в том числе такие, как получение пси­ходиагностической информации, ее использование, хранение, предо­ставление различным заинтересованным лицам (например, учителям, родителям, самим учащимся) и т. д. Они адресуются к таким принци­пам, как «обеспечение тайны личности» (добровольность), «объектив­ность», «конфиденциальность», «психопрофилактическое изложение информации» .

Принцип обеспечения тайны личности (добровольности) гласит - человека нельзя подвергать обследованию обманным путем.

Любая методика таит в себе опасность посягательства на тайну лич­ности, поскольку раскрываются некоторые ее особенности. В большей степени это относится к личностным методикам, позволяющим вскры­вать эмоциональные и мотивационные особенности, установки и чер­ты характера индивида таким образом, что он не осознает этого. Одна­ко и тесты интеллекта не являются в этом случае исключением. Они могут обнаружить такие недостатки в мыслительных навыках и уме­ниях, такие пробелы в знаниях, о которых учащийся мог и не знать или которые предпочитал скрывать от окружающих. Совершенно очевидно, что если это произойдет, то ему будет нанесен психологи­ческий вред, который проявится в разных формах в снижении само­оценки, в повышении тревожности вплоть до возникновения депрес­сивного состояния, во фрустрации и др.

Из всего сказанного вытекает, что от испытуемого нужно получить согласие на участие в обследовании. В том случае, если обследованию подвергаются дети до 16 лет,такое согласие должны дать родители, опекуны или общественные организации, отстаивающие права детей.

Право как детей, так и родителей отказаться от участия в диагнос­тическом обследовании осложняет работу психолога и повышает тре­бования к его квалификации. В первую очередь он должен уметь уста­навливать отношения сотрудничества с участниками эксперимента и заинтересованными лицами, демонстрируя свою доброжелательность, уважение и профессиональную компетентность. Кроме того, психолог обязан предоставить ясную и четкую информацию о целях и общем смысле обследования, о том, кто будет иметь доступ к результатам и какие решения могут быть приняты.

Необходимо особо подчеркнуть, что психолог, давая информацию о предполагаемом диагностическом обследовании, не должен зара­нее показывать образец методики или отдельные ее задания, не дол­жен сообщать, как будут оцениваться ответы, какие индивидуальные особенности будут вскрыты. Например, не следует говорить, что при­меняемые в обследовании методики направлены на диагностику интеллектуального (умственного) развития. Часто словосочетания «интеллектуальное развитие», «умственное развитие» пугают детей, вызывают у них излишние напряжение и тревогу, а многие родители дают им неправильное истолкование, а именно как проверку «ума» (в житейском понимании «умный-глупый»). Поэтому и детям, и роди­телям в предваряющем объяснении следует сказать, что применяемый тест в общих своих чертах выявляет умения рассуждать, анализиро­вать, сравнивать, обобщать. Нужно особо отметить, что представлен­ные в нем задания отличаются от тех, которые даются в школе, и успех выполнения может быть обусловлен не тем, как ребенок учится, какие имеет оценки по учебным предметам, а тем, насколько развита у него наблюдательность, сообразительность, умение подмечать общее в раз­ных вещах и различное в сходных. Как правило, подобные объяснения приводят к согласию большинства на участие в диагностическом обследовании.

В связи с проблемой обеспечения тайны личности рассматривают­ся конкретные цели, с которыми может проводиться диагностическое обследование. В рамках школьной практики это может быть индиви­дуальное консультирование, контроль за динамикой психического развития детей с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, экс­пертиза в интересах учебного заведения (селекция).

При индивидуальном консультировании, когда сам учащийся обра­щается к психологу с просьбой провести с ним диагностический экс­перимент, проблема тайны личности снимается, так как он сам добро­вольно посвящает психолога в эту тайну, поскольку ожидает помощи от него и ради этого хочет раскрыть о себе все, что для этого необходи­мо. Но даже в этих условиях учащийся должен быть предупрежден о том, что в ходе диагностирования он может получить такую информа­цию о себе, о которой не подозревал или в которой не отдавал себе отчета. Все сказанное относится и к тем случаям, когда за помощью к психологу обращаются родители.

Диагностическое обследование с целью контроля за умственным развитием детей и оказания своевременной коррекционно-развиваю­щей помощи в общих своих чертах ориентировано на самого ребенка, ему во благо. Однако в этом случае происходит определенное посяга­тельство на тайну личности, поскольку ребенок подвергается тестиро­ванию не по своей инициативе. Психолог должен уметь донести до понимания ребенка и родителей полезность и перспективность такой работы и получить их согласие.

Когда диагностирование проводится с целью экспертизы (напри­мер, отбор в специализированные классы, гимназии, лицеи, перевод из класса с углубленным преподаванием какого-то предмета в обыч­ный или наоборот), оно обеспечивает главным образом интересы об­щества или какого-либо его звена (учебного заведения), поскольку определяет будущее место человека в системе социальных и профес­сиональных групп и слоев общества. Поэтому учащийся должен быть полностью информирован о том, как будут использоваться его резуль­таты. При этом желательно также объяснить ему, что правильная оценка будет выгодна самому диагностируемому: если он не согласит­ся предоставить о себе нужную информацию или постарается иска­зить ее, он может занять то место, на которое у него в дальнейшем не хватит знаний, умений, сил, и в итоге он все равно будет признан не­пригодным (исключен из гимназии, переведен в другой класс и пр.). Таким образом, если диагностика проводится с целью экспертизы, психолог не имеет права использовать диагностические результатыв интересах учреждения, если клиент не даст своего согласия на это. Но согласие должно быть осознанным, полученным при условии, что диагностируемый осведомлен о цели и способах употребления диаг­ностических результатов (информированное согласие по терминоло­гии, принятой в Этических стандартах практических психологов) .

Принцип, касающийся объективности, гласит: диагностическое об­следование должно быть беспристрастным.

Недопустимо проявление симпатии или антипатии по отношению к отдельным лицам. В процессе эксперимента отношение психолога к обследуемым должно быть корректным и доброжелательно-нейтраль­ным. Полностью исключаются всевозможные подсказки и другие фор­мы прямой помощи, искажающие результаты. Однако в случае, когда ошибки испытуемого вызваны непониманием инструкции, возможно повторное объяснение. При этом недопустимы проявления раздраже­ния, гнева со стороны психолога. Тактичность и терпимость - вот те качества, которые профессионально необходимы психологу.

Принцип конфиденциальности касается доступа к информации, по­лучаемой в процессе диагностического обследования заинтересованных лиц. Информация должна быть доступна только тем лицам, для кого она изначально предназначалась и о ком был предупрежден испытуемый.

В рамках школьной практики к таким лицам обычно относятся сам учащийся, родители, учителя.

Психологи признают безусловное право индивида иметь доступ к результатам своего обследования. Это обратная связь, и она является важным и эффективным инструментом в познании самого себя.

Родители несовершеннолетних детей также имеют право на полу­чение диагностических результатов своего ребенка. Такая информа­ция иногда проясняет те или иные проблемы ребенка и потому необ­ходима родителям.

Что касается учителя, психолог передает ему диагностическую ин­формацию в том случае, если учитель в ней заинтересован. Если он не запрашивает информацию о ребенке, а психолог опасается, что эта информация приведет к ухудшению положения ученика в классе, то психолог имеет право вообще не сообщать ее учителю.

Трудности возникают, когда диагностические результаты, уже по­лученные кем-либо, затем запрашиваются посторонними людьми. Например, наниматель или колледж, в который намерен поступить ученик, просит предоставить данные диагностического обследования, проведенного в школе. В таких случаях требуется дополнительно по­лучить согласие индивида на передачу данных.

Таким образом, для всех лиц, не оговоренных заранее с обследуе­мым, его родителями или представляющими его лицами, доступ к ин­формации должен быть закрыт. Психолог отвечает за неразглашение информации об индивиде и делает это ради благополучия, психи­ческого и физического здоровья ребенка.

Принцип, касающийся психопрофилактического изложения диаг­ностических результатов, подразумевает такой способ их предъявле­ния, который не наносит вреда самооценке испытуемого и не имеет других нежелательных последствий (например, в виде негативных ре­акций родителей или учителей).

Предъявляя результаты обследования родителям или учителям, психолог в первую очередь должен думать о том, чтобы положение ребенка в семье или школе не ухудшилось. Он должен преподносить свою информацию в форме, снижающей риск обострения отношений между ребенком и значимыми взрослыми. При этом психолог также не должен задевать чувства родителей или профессиональные амби­ции учителей. У всех заинтересованных лиц (у учащихся, родителей, учителей) должно быть ясное понимание того, что выявленные у ре­бенка недостатки умственного развития могут носить временный ха­рактер, поскольку они поддаются коррекции, изменению.

Информация о полученных результатах должна предъявляться всем заинтересованным лицам по следующей схеме:

  • сначала упор делается на позитивных сторонах умственного раз­вития ребенка; это демонстрируется на конкретных примерах вы­полнения заданий теста;
  • далее рассматриваются проблемные зоны развития, анализиру­ется характер допущенных в тесте ошибок, высказываются гипо­тезы относительно причин их возникновения (отсутствие знаний в той или иной области, несформированность логического мыш­ления в целом или отдельных мыслительных приемов и т. п.);
  • обсуждаются меры, которые могут эти пробелы ликвидировать, и степень участия в этом психолога, учителя, родителей.