Кризис семи лет. Как сделать адаптацию ребенка к школе легче? Начало и этапы кризиса

Зачастую неожиданное поведение ребенка в критические возрастные периоды взрослые воспринимают с большим негативом. «Он стал неуправляем!», «Совершенно отбился от рук», «Он совсем меня слушается!», «Я все для него делаю, а он грубит и хамит!», «Он все делает назло!» — эти и подобные мысли впервые приходят в головы родителей 6-7 летних детей. Книги, журналы, статьи в интернете дают миллионы советов как вести себя с ребенком в тот или иной период, но именно у Вас это не срабатывает или достигается временный эффект. Почему? Означает ли это, что Вы плохой родитель и совершенно бездарный воспитатель? Ну, конечно же, нет!

Все советы и схемы поведения, которым мы следуем по чужой подсказке, без понимая, что происходит с ребенком в данный момент, приносит мало результата. А дети при этом чувствуют неестественность в поведении родителей и практически не воспринимают то, что мы хотим до них донести заученными фразами и навязанными нам действиями. Но даже небольшое осознание причин детского поведения в данный момент дает достаточное понимание необходимых именно сейчас слов или реакций на ситуацию, чтобы вернуть Ваши отношения в правильное русло. Вы становитесь более вариативными и осмысленными в общении с ребенком и достигаете лучших результатов от своих действий.

Заглянем чуть глубже в причины поведения ребенка 6-8 лет

Главной и отличительной особенностью этого периода является появление у ребенка личного мнения и принятия личных решений . Это происходит примерно с 5 до 9 лет. Если в 3 года мы сталкивались с желаниями ребенка делать то, что ему хочется или нравится в данный момент, и эти желания носили ситуативный характер, то ближе к 7ми годам, эти желания становятся именно его личным мнением. Он не просто хочет купить именно эту одежду. Ему нужно ее купить потому, что это модно. Как бы мама не настаивала, не объясняла, что другая вещь более практична и удобна, ребенок уже начинает приводить личные доводы и объяснения своего собственного выбора. И, если сейчас мы его не выслушаем с уважением, обрежем на полуслове фразами: «Мал еще!», «Вот вырастешь, тогда и разговаривать будешь!», тогда у ребенка возникает психологическая травма.

Такими словами Вы формируете будущего безвольного, легко управляемого человека, не имеющего собственного мнения. Такие люди часто не знают как правильно вести себя в конкретных ситуациях, а для выбора стратегии поведения будут наблюдать первых попавших в их поле зрения и копировать слова и поступки других без должного понимания и осмысления. Так люди без собственного мнения в будущем попадают в секты, криминальные группы и т.д. Поэтому очень важно поддерживать в ребенке формирование собственного мнения, но при этом не боимся выставлять границы поведения, чтобы ребенок понимал что такое можно и нельзя, дозволенное и недозволенное.

Очень важно, чтобы в этот период у ребенка появилась своя территория, если ее до этого не было. Это его личная комната или уголок в квартире с его личной кроватью, личным столом, личным стулом и личной полочкой в шкафу. И это именно его территория, куда доступ родителям должен быть ограничен. Хозяином этого пространства будет именно ребенок. Он сам там убирается или не убирается, расставляет предметы или просит помощи, совета родителей. Мы может только предложить, предположить, подсказать, но не принуждать, не навязывать! Сейчас ребенок становится личностью со своим личным пространством. Часто мамочки с врожденным чувством порядка и чистоты здесь не выдерживают и начинают уборку, чем опять же ломают личное мнение своего ребенка и приучают его к лени и безделью. Сами же мамы получают при этом личную психологическую травму, т.к. убирая чужую территорию, ожидают в дальнейшем благодарностей, но не получают их.

Если не прислушиваться к мнению ребенка, заставлять делать, как хотят старшие, наказывать ремнем — все это приводит к протесту. И этот бунт, в зависимости от характера ребенка может достигать двух крайних противоположных поведенческих линий. Произойдет либо полное закрытие его от родителей, либо выльется в открытую демонстрацию своей агрессивности. К тому же в этом случае дети могут начать врать из-за боязни наказания или возможного неуважительного к ним отношения старших. Это важно понять и помнить каждому взрослому, чтобы избежать ненужных конфликтов и не потерять контакта с ребенком.

Также этот возрастной этап связан с началом периода социализации . Сейчас ребенку необходимо принадлежать какой-то группе во дворе или в школе. И очень важно не раствориться в ней, а быть отдельной личностью со своим мнением, вкусом и внешностью. Формируется его позиция и статус в каждой группе.

В этом возрасте в большей или меньшей степени может проявиться детское воровство. Ребенок не осознает до конца насколько такое поведение плохое и неправильное. Им просто нравится какая-то вещь и они ее берут, не понимая, что воруют. Такое поведение необходимо контролировать, опять же спокойно и с уважением к любому действию ребенка. Обязательно нужно объяснять, что это воровство, как к этому относятся другие и к чему это приводит.

Период подготовки к школе

Кризис 7 лет — это период подготовки к школе и начала школьного обучения . Чтобы этот период прошел для ребенка более гладко, с меньшими потрясениями, необходимо заранее позаботиться о его привыкании к школе, если вы видно, что ребенку требуется привыкание к новой обстановке. Очень важно выбирать учебное заведение исходя не из ее престижности, а по уровню квалификации учителя. Психологический и эмоциональный комфорт в этом случае ценнее любой стоимости потраченной на обучение в элитной школе.

Для многих детей будет крайне полезно водить дошкольника на подготовку именно в ту школу, куда планируется его поступление. Это нужно в первую очередь для того, чтобы он понял, принял и привык заранее к новой обстановке, новому социуму, новой жизни. Бывает, что дети просто теряются в школьных коридорах, выйдя, например, с урока по нужде, что опять же приводит к дополнительному стрессу. Для избегания подобных ситуаций желательно заранее прогуляться по школе и изучить расположение классов. Замечательно, если новый школьный коллектив будет формироваться из основного состава группы детского сада, которую посещал ребенок. Это значительно снизит уровень тревоги и напряжения в первые учебные дни.

Часто первоклассник бывает не готов к тому, что в классе он не единственный ученик, а один из 20-30ти таких же школьников. Ему зачастую не понятно, что учитель не может уделять ему все 100% внимания. Отсюда возникают обида, растерянность, ему кажется, что он не достоин внимания. Возможно, что ребенку будет трудно ориентироваться в общении и понимании других детей, когда он поймет, что все они разные, каждый со своим индивидуальным характером и поведением. Чтобы избежать подобных реакций или свести их к минимуму, крайне важно посещать детский сад хотя бы за 2 года перед школой. Только тогда им будет пройден этап социализации, когда отрабатываются и трансформируются в приемлемые стратегии поведения такие проявления как злость, ярость, агрессия по отношению к сверстникам. Если ребенок не пройдет этот этап, то он с большой долей вероятности не будет принят школьным коллективом и станет изгоем в классе.

Для того, чтобы ребенок как можно быстрее привык к школе и ходил туда с большей радостью и воодушевлением, достаточно применять несколько простых правил.

Во-первых, каждое 1-е сентября в начальной школе можно превратить в небольшой семейный праздник: украсить комнату тематическими вывесками и плакатами, устроить семейный ужин с тортиком и обсуждением как прошел этот день, составить план достижений на этот учебный год. Для первоклассников первое время будет большой поддержкой, если родители будут обсуждать с ним абсолютно все, что касается школы.

Так провожая ребенка с утра можно проговорить с ним как он будет сегодня учиться, насколько это важно и нужно для него. Очень важно делать это с хорошим и позитивным настроением, чтобы зарядить ребенка положительной энергетикой на весь учебный день. Встречая школьника после занятий будет очень полезно обсудить то как прошел этот день, какие отметки получил, что смог ответить на уроке, что ответить не удалось, что сегодня понравилось, а что — нет. Замечательно, когда родители обсуждают не только учебные проблемы, но и отношения с другими учениками, с кем ребенку было хорошо, приятно общаться, а с кем — плохо. Обязательно при этом делать конечные выводы. И, конечно же, общаемся с ребенком с уважением, поддержкой и не ругаем за неудачи и промахи.

Очень важно помнить о недопустимости сравнения своего ребенка с другими. Любое его сравнение с кем-то приводит к тому, что он начинает выслуживаться, чтобы получить одобрение и любовь взрослого. Так дети начинают ходить в школу не для того, чтобы учиться и получать знания, а ради хороших отметок. Это отягощается еще и тем, что, оторвавшись от семьи, в школе, дети живут в новом социуме, где их воспринимают по-другому, не как дома. Здесь они не чувствуют той любви и заботы, которую привыкли получать от родителей. Им кажется, что они одиноки и их никто не любит, не понимает. В этом случае большую поддержку и опору ребенку может оказать семья. Для этого достаточно, например, как минимум раз в неделю устраивать семейное чаепитие, где каждый, в том числе и ребенок, рассказывает как у него прошла неделя. И опять же, никогда и никого при этом не осуждаем, не обсуждаем. Это будет очень важный круг семейной поддержки для каждого, и не только ребенка.

Все вышеперечисленное играет большую роль в формировании самооценки ребенка. Кроме того, многие психологи рекомендуют обязательно с 5 лет приобщать детей к спорту. Это не только поможет дополнительно в формировании самооценки, но и разовьет ответственность, навык физической работы и внутреннее состояние полноценности. Можно предложить на выбор несколько спортивных секций, чтобы ребенок сам выбрал себе занятие по душе. Есть родители, которые и здесь совершают ошибки. Часто, отдавая своего ребенка в кружки и секции, взрослые ориентируются только на свое личное мнение и свой выбор. Они выбирают именно то, чем хотели бы заниматься сами, но по каким-то причинам это им не удалось. Теперь же повзрослевший человек стремиться реализовать себя через своего собственного ребенка, ломая его мнение и преступая через его личные желания. Естественно, что дети при этом будут сопротивляться как могут. Либо они не будут заниматься в этих кружках и школах вообще, либо будут их посещать через силу и сохранят ненависть и неприятие к этим занятиям на всю оставшуюся жизнь. Естественно ни о какой пользе от такого обучения ждать не приходится.

Кроме всего уже перечисленного, очень хорошо помогает в выстраивании правильного поведения с ребенком знание и понимание этапов познания мира, согласно его возраста.

Приобщение к труду и обязанностям

В период с 5-ти до 7-ми лет ребенок познает труд. Очень важно приобщать его в это время к работе по дому, помощи на даче. Ребенок уже готов, может и должен уметь выполнять простейшие задания: помыть посуду, накрыть на стол, постирать, застелить кровать, помыть пол и т.д. Можно предложить ему на выбор какую-то работу, которая станет его обязанностью. За выполнение этой работы должен будет следить и отвечать только он.

Обучение и учителя

В возрасте с 7-ми до 9-ти лет, в связи с началом школьного обучения, наступает период познания учебы. Хочется отметить, что в это время ценность учителя, становиться намного важнее ценности родителя. Любое мнение учителя становиться непререкаемым и самым правильным. Большинство родителей это сильно расстраивает, они пытаются сломить этот барьер, но это приведет только к дополнительным ссорам и конфликтам. Не стоит так негативно и остро на это реагировать. Несмотря на такую позицию ребенка, Вы все так же остаетесь его родителем, он все так же нуждается в Вас, в Вашей поддержке, любви и заботе. И это даже больше необходимо сейчас, чем может показаться на первый взгляд.

Период в возрасте 7-ми лет связывают с появлением большого количества страхов и стрессов.

Это может быть связано с началом обучения в школе, так и с его личными особенностями.

В этот период возникает страх плохих оценок. Может появится страх одиночества. Часто возникает боязнь нападения сказочных персонажей. Это связано с чрезмерным увлечением современными мультиками, мистическими фильмами и передачами. В результате может возникнуть так называемая триада страхов: одиночество — темнота — замкнутое пространство. В таких случаях очень опасно наказывать детей, закрывая их в темной комнате. Это может привести к очень негативным психологическим проблемам.

После 5ти лет ребенок начинает осознавать, что все в этой жизни временно, люди — смертны. Появляется страх смерти как своей, так и родителей. Причем намного сильнее и ярче переживается страх за родителей, чем за себя.

Проявляются сомнения в своих способностях и возможностях. Дети боятся не соответствовать общественному мнению, не хотят оказаться «белой вороной». Ребенку кажется, что, если он не будет таким каким хотят его видеть окружающие, то его не будут любить. Если он не сможет преодолеть этот страх, перерасти его, то в будущем у него будут возникать проблемы с публичными выступлениями, он будет сильно зависим от мнения окружающих.

Большое количество страхов, переживаний, большая физическая, психологическая, умственная перегрузки, все это может привести ребенка к стрессу. Следует обратить особое внимание на те признаки, которые указывают на наличие стресса у ребенка:

— частые непринятие, негодование, агрессия, завышенная требовательность

— ребенок возвращается в младенчество (накрываться с головой одеялом, ложиться в позу зародыша, отгораживается от проблем словами «я в домике», меня нет)

— повышенная нервозность

— перепады настроения

— слезы при появлении новых людей

— неожиданная смена гиперактивного поведения на пассивный

Если Вы заметили появление этих признаков в поведении, и они сохраняются продолжительное время, то не стоит заниматься «самолечением», следует обязательно обратится за помощью к квалифицированному психологу.

Для предупреждения стрессов у детей следует воспользоваться следующими советами психологов:

— Больше тишины и спокойствия.

— Максимально оградить ребенка от радио, телевизора, компьютера

— Включить в питание успокоительные чаи, горячее молоко с медом на ночь

— Разнообразить питание яркими цветами. Например, можно добавить в кашу яркую красную ягоду, украсить суп веточкой зелени.

— Много гулять, общаться с животными, наблюдать природу

— Больше времени уделять общению с ребенком. Сейчас ему как никогда нужен Ваш опыт и знания.

Каждый ребенок индивидуален

Стоить отметить, что есть общие рекомендации от психологов, но каждый ребенок индивидуален и обладает своим собственным опытом и набором врожденных психических свойств личности. Один ребенок в 7 лет будет открыт и крайне социально активен, другой будет закрыт и полон страхов. Один быстро привыкает к новым людям и обстановке, а второму будет требоваться длительная адаптация. Это необходимо обязательно учитывать.

Как вести себя родителям? Как помочь ребёнку адаптироваться в школе?

Родители, как правило, особенного внимания подобному явлению не придают, да и, вообще, мало кто верит в существование каких-либо кризисов развития. Все давным-давно запомнили, что страшен только подростковый возраст, мамы с ужасом ожидают этого ужасного полового созревания, порой даже не предполагая, что почва будущих истерик готовится сейчас, в 7—9 лет, и если успешно пройти это испытание природой, то и будущие гормональные изменения не станут такими уж страшными и опасными.

Так что же происходит с ребёнком в этом возрасте? И связан ли этот кризис только с тем, что ребёнок переходит в новый социальный статус ученика? Переход в новый статус очень важен, но ещё важнее те изменения, которым подвергается головной мозг ребёнка в процессе созревания в этом возрасте. В возрастном интервале с 6—7 до 9—10 лет происходят существенные изменения в общем характере взаимодействия полушарий головного мозга, в результате чего ребёнок уже может регулировать своё поведение и переходит от предметной деятельности к умственным действиям (анализ, обобщение, рассуждение, умозаключение и пр.).

К 7 годам ребёнок сильно меняется. Лицо теряет «кукольные» черты, происходит смена зубов, начинается быстрый рост, изменение рациона питания, вкуса, повышается выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. Немалую роль в этом играет центральная нервная система и железы внутренней секреции, новые взаимосвязи в их работе; именно в этом возрасте начинает интенсивно работать щитовидная железа. По мнению многих учёных, именно эта железа повинна в известной эмоциональной неустойчивости и быстрой смене настроений у семилетних детей. Естественно, что основным испытанием для первоклассника являются не эндокринные изменения, но не учитывать их нельзя.

Очень редко кризис 7 лет выражается в прямой агрессии, исходящей от ребёнка, это, наверное, самый тихий возрастной кризис, порой, если родители ведут себя правильно и продумывают свои требования, его можно и вовсе избежать. Необходимо вовремя объяснить ребёнку, если он сам не осознал всей серьёзности ситуации, что именно изменилось в его жизни, помочь малышу сделать правильную переоценку собственных ценностей. Игры, прогулки, мультфильмы — второстепенны, в первую очередь — учёба.

Но всё это легко в теории, на практике одних убеждений мало. Необходимо постоянно напоминать малышу, что он становится взрослым, а значит ответственным, и территория его ответственности лежит в получении знаний. И тут уже придётся самим родителям проявить терпение. В данный период становления ребёнок больше внимания уделяет своим переживаниям, становится крайне эмоциональным, резким в высказываниях и, если взрослые, вместо того, чтобы спокойно и доступно объяснять новые школьные требования, ставить перед ним конкретные задачи, будут обвинять и заставлять, то результат получится даже не нулевым. Стоит ли тратить лишние силы, собственные и своего ребёнка, на то, чтобы на выходе получить минус?

Несколько лет назад Олег, один из моих учеников, став первоклассником, никак не мог понять, почему его заставляют ходить в школу. Первого сентября он честно отстоял на линейке, сфотографировался, подарил учительнице букет, он с удовольствием сходил в школу ещё и второго и третьего, но к концу недели ему это занятие порядком надоело. Правды ради стоит заметить, что детского сада он не посещал, воспитывался в основном бабушкой и об обязанностях взрослеющего молодого человека представления не имел. К такому испытанию, как школа, он был, естественно, не готов. Недели через две он уже категорически отказывался идти в школу, а через месяц заболел, и весьма серьезно. Это не было симуляцией, просто его нервная система дала сбой. И виноваты в этом прежде всего родители. Мало того, что ребёнка никто не подготовил к изменениям в общем течении его жизни, родители, решив, что Олег уже вырос и обязан учиться, пошли «наилегчайшим путём» — не вдаваясь в подробности его переживаний, они просто заставили его ходить в школу и делать домашние задания. Сейчас он учится в десятом классе, кочует с тройки на тройку и имеет бронхиальную астму. И я уверена, что если бы можно было что-нибудь изменить, мама с удовольствием вернулась бы в те времена и вела себя несколько иначе по отношению к сыну. Но тогда она и слышать ничего не хотела — ведь Олег был «должен и обязан», а в условия её задачи входило «заставить и наказать», когда мальчик не слушается.

Ещё одним из проявлений кризиса семилетнего возраста может стать эмоциональная закрытость, придумывание невероятных историй, откровенный обман. Естественно, что не заметить этого вы не сможете, но, прежде чем ругать и призывать к честности, разберитесь, что спровоцировало вашего сына или дочь на подобное поведение.

Один мой ученик, приходя из школы, рассказывал маме о том, как тяжело ему даётся совмещение учёбы с работой. Где и когда он услышал эту фразу, мы не знаем, но выражался он именно так. Причём, как позже выяснилось, работа ему была поручена очень серьёзная — он вытачивал на станке очень важные детали для самолётных двигателей, а в перерыве успевал трудиться над прописями и решать задачки по математике. Поначалу всё это выглядело простой детской фантазией, но к середине учебного года «работа на авиационном заводе» его настолько измотала, что он стал жаловаться на постоянную головную боль, часто плакал и чувствовал себя весьма неважно. Его обман не был просто фантазией — это была потребность достучаться до родителей, попробовать объяснить им, насколько ему не просто даётся учёба, что он нуждается в помощи и сострадании.

Далеко не каждый ребёнок, а особенно мальчик, которому с младых ногтей внушают, что «мужчины никогда не плачут, они сильные, смелые и терпеливые», готов откровенничать со своими близкими. Задача родителей разглядеть проблемы собственных детей и оказать помощь. Иногда достаточным может быть элементарное сочувствие: «Я понимаю, что тебе трудно. Я вижу, что ты стараешься, и не всё получается так, как бы тебе хотелось. Но ведь ты не один, мы любим тебя и всегда готовы помочь».

В период 6—7 лет происходят серьёзные изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Если для дошкольника любая критика его способностей или внешности — «они мною недовольны» и не более того, то для первоклассника любое слово или действие, направленное на негативную оценку его возможностей, убийственно. Нелестные отзывы в этом возрасте могут кардинально повлиять на формирование его личностных качеств в будущем.

Меня всегда удивляет это исключительное право взрослых, «бичевать» собственных детей. Конечно, нам хочется, чтобы наши дети избежали ошибок, чтобы не тратили попусту время, хорошо учились, занимались спортом... Нам хочется всего того, чем мы сами не занимались в детстве, а если и занимались, то недостаточно усердно.

Нам жаль собственных упущенных возможностей, и мы переносим наши желания на детей. Мы, взрослые, хотим лучшего для ребёнка. А чтобы он услышал и понял — кричим. Только, включая «справедливый гнев» и критику, мы, к сожалению, вместо того чтобы призвать собственного ребёнка к новому пониманию школы, выполнению домашних заданий, убиваем в нём на корню любое желание учиться. Мы сами формируем закомплексованного в будущем человека, не верящего в собственные способности и возможности.

Одна моя знакомая, очень симпатичная в детстве девчонка, став девушкой, никак не могла понять того, что молодые люди ухаживают за ней вовсе не потому, что у неё можно списать курсовую работу и не из сострадания к её неказистой внешности. В начальной школе мама очень любила сравнивать её с одноклассницами, и каждый раз, рассматривая фотографии, она с грустью в голосе отмечала: «Как жаль, что у тебя не такие мелкие черты, как у Светы» или: «Вот бы тебе такой нос, как у Тани», заканчивая разговор одной и той же фразой: «Зато у тебя ножки, как у балерины». Годам к двадцати Зинаида осознала, что привлекательна не только стройностью ног, мужчины испытывают к ней чувства, далёкие от сострадания, и ринулась в «настоящую жизнь». Сейчас она уже третий раз замужем и, кажется, счастлива. Но, возможно, жизнь её сложилась бы несколько иначе, если бы мама, вместо того чтобы заниматься оценочной деятельностью, просто радовалась тому, какая красивая и умная у неё дочка.

Первый год учёбы в школе является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки. Но это не говорит о том, что надо «закрывать глаза» на недостаточно ответственное отношение вашего сына или дочери к выполнению обязанностей ученика. Бесконтрольность и безоценочность — это не одно и то же. Нужна золотая середина — нельзя ругать, но и нельзя позволить расслабиться. Оптимальным могло бы стать включение собственной оценки ребёнком. Но я за всю свою достаточно продолжительную педагогическую практику встречала всего двух учеников начальной школы, которые могли «выставлять отметку» собственным стараниям.

Обсуждайте ошибки с ребёнком, но не ругайте и не воспитывайте, сравнивая с другими детьми, пусть в этот момент чужие дети и кажутся вам образцовыми. Ни в коем случае не оценивайте знания и умения, но обязательно обсуждайте его поступки и устремления.

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» — пусть эта пословица станет девизом вашей жизни, поддерживайте активность ребёнка в преодолении трудностей, замечайте малейшие достижения собственного сына или дочери, большие и маленькие победы празднуйте от всей души.

Переход в школьный возраст — это не только изменение деятельности, это ещё и полное изменение распорядка дня, уклада жизни, и не учесть этот очень важный момент в жизни маленького человека нельзя. Ещё совсем недавно он ходил в детский сад, завтракал, обедал в определённое время суток, спал днём, гулял на площадке — жил по точному расписанию, составленному воспитателями детского сада. Но, став учеником, он несколько потерялся — казалось бы свободного времени стало намного больше, в школе он занят не более четырёх часов, выполнение домашнего задания — ещё 3 часа, спать днём не обязательно, гулять не всегда получается, а занять себя чем-то необходимо. И тогда лучшим другом школьника становится компьютер или телевизор.

В начальной школе, когда нагрузки ещё не очень велики, игры на компьютере и мультфильмы нас мало тревожат: «Пусть ребёнок отдохнёт, какая-никакая, а разгрузка». Именно, что никакая и не разгрузка. Давайте не будем обманывать самих себя — первый класс даётся трудно не только детям, но и родителям, поэтому «доверяя свою дочь или сына компьютеру», мы предоставляем, прежде всего, возможность немного отдохнуть самим себе.

Составляйте распорядок дня на неделю. Но только это должен быть не устный план, с разговорами о том, что «хорошо бы сходить в воскресенье в кино, а в среду закончить читать книгу про волшебника». Если по каким-либо причинам распланировать всю неделю вы не можете, пусть это будет расписание на следующий день. Участие ребёнка в обсуждении и составлении этого плана является обязательным.

Можно в комнате у ребёнка повесить большую металлическую доску (подобные доски продаются в канцелярских отделах), по воскресеньям на неё специальным маркером можно наносить «стратегический недельный план». По мере выполнения — пункты стираются, в субботу родители с ребёнком обязательно подводят итоги и обсуждают собственные ошибки.

Чем больше будет эта доска, тем лучше — распорядку необходимы подробности. Самым главным в подобной работе мне видится время на выполнение домашних заданий и школьное расписание. Когда ваш сын или дочь будет знать, что каждый день в восемь утра он должен идти в школу, даже если не хочется или на улице мороз, с 16 до 18 — прописи и примеры по математике, заданные учителем на дом, вопрос «зачем?» отпадёт сам по себе. Помните сказку Экзюпери про Маленького принца? Фонарщик, зажигающий каждый вечер фонари, делал это вовсе не потому, что ему так хотелось — «такой уговор». И уговор этот кажется нам неоспоримым, хоть мы, так же как Маленький принц, знаем, что «на планете, кроме фонарщика, никого нет».

План, составленный на неделю, особенно удобен тем детям, которые помимо школы посещают кружки и спортивные секции. На первый взгляд, кажется, что в подобном совмещении ничего трудного нет. Но постепенно какой-нибудь из видов деятельности «начинает хромать». Дорожите собственным временем, не теряйте его попусту, и этого не произойдёт. Мы взрослые, и нам легко это понять, но для ребёнка, наши разговоры о том, как трудно догонять и восстанавливать упущенное, не информативны. Убедительными могут стать примеры. Войдите в круг интересов собственного сына или дочери, выберите особенно важный для ребёнка персонаж и рассказывайте истории из его жизни, лучше правдивые, пусть и несколько утрированные вами. Обращайте его внимание на художественные образы, на высказывания героев его любимых фильмов. Один из моих учеников, посмотрев очередную серию «Звёздных войн» и услышав фразу: «Жизнь ничто, время — всё!», настолько уверовал в «космическую истину», что проблемы организации выполнения домашних заданий отпали сами собой.

Чётко прописывайте время занятий вне школы, не позволяйте «высиживать» положенные часы, объясняйте (и будьте последовательны в этом), что «не стоит сидеть за письменным столом и делать вид, что ты что-то делаешь».

Приблизительный распорядок дня школьника начальных классов

7.00 — Подъём.

7.00-7.30— Уборка постели, умывание.

7.30-8.00 — Завтрак.

8.30-13.00 — Занятия в школе.

13.30-15.00 — Обед, отдых.

15.00-16.00 — Прогулка или домашние игры (не на компьютере).

16.00-18.00 — Выполнение домашних заданий.

18.00-18.30 — Ужин.

18.30-20.00 — Свободное время.

20.00-20.15 — Подготовка ко сну.

20.15-21.00 — Чтение книг с папой или мамой. (Самостоятельно ребёнок может читать только при условии хорошего освещения.)

Распорядок дня поможет вам легче пройти процесс физиологической адаптации к школе.

Психологи выделяют 3 основных этапа этой адаптации.

1. Этап «физиологической бури» — первые 3—4 недели обучения. Он, как всякая буря, заканчивается значительными энергетическими затратами всех систем организма. Некоторым детям этот этап даётся настолько тяжело, что они могут заболеть, у большинства наблюдается потеря веса.

2. Этап начального или неустойчивого приспособления. В этот период организм ребёнка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3. Этап относительно устойчивого приспособления — напряжение спадает, организм почти приспособился к новому образу жизни.

Обращайте внимание на общее состояние ребёнка в это время. Возможно, что его капризность, нарушение саморегуляции поведения, жалобы на головные боли, отсутствие аппетита объясняются вовсе не тем, что он «лодырь и учиться не хочет». Надо постараться пережить этот период без особых потерь для здоровья, и тут ваша задача не заставлять, а помогать справляться с очень трудной задачей адаптации вашего сына или дочери в новой социальной среде.

В жизни каждого человека, будь то ребенок или взрослый, периодически происходят кризисы. Под кризисом чаще всего имеется в виду переход от прежнего этапа к новому в

У ребенка кризис наблюдается при смене деятельности, поэтому очень часто причиной его возникновения может послужить новый интерес и потребность ребенка: игра, учеба и т.д. Психологи традиционно выделяют несколько у детей - новорожденности, одного года, трех и семи лет. Чаще всего кризис 7 лет родители связывают с занятиями в первом классе. Ведь именно в этом возрасте они на своего ребенка возлагают определенные надежды, поэтому он чувствует себя ответственным за все свои поступки и результаты учебы в школе.

Впервые в семилетнем возрасте у ребенка появляется такое чувство как совестливость, возникновение которого зависит только от целей воспитания, изначально поставленных родителями. Кризис 7 лет напрямую связан с психическими и социальными изменениями, происходящими с детьми данного возраста. Кризис 7-летнего возраста проявляется в изменениях в поведении ребенка и утратой детской непосредственности. В этот период родители в своем ребенке могут заметить какое-то искусственное и наигранное поведение, ведь именно младшие школьники начинают подражать взрослым.

Родители должны серьезно отнестись к любым проявлениям кризиса, поскольку пренебрежительное отношение может очень плохо сказаться на успеваемости школьника, которая является результатом его невнимательности, заниженной самооценки, а также в некоторых случаях иногда развивается невроз. Поэтому заботливые родители в такой период жизни своего ребенка должны всячески его поддерживать и помогать ему.

Характеризуется проявлением раздражительности и беспричинного гнева чуть ли не каждый день. В этом возрасте дети все больше утомляются от однотипных занятий на протяжении некоторого времени. Именно поэтому так важно правильно подготовить своего ребенка к занятиям в школе, что может значительно облегчить кризис 7 лет. Сегодня существует множество подготовительных занятий, направленных на занятиям.

На смену беззаботности, импульсивности и непосредственности семилетнего ребенка приходят интеллектуальная мотивация своих поступков и размышления о последствиях любых своих действий. Он уже способен понимать свои эмоции и переживания, которые формируют его самооценку и самолюбие. Все эти психологические новообразования, к которым еще добавляются посещение школы и требования со стороны взрослых, вызывают кризис 7 лет.

В большинстве случаев ребенку самому удается преодолеть все трудности данного возраста и выйти из кризиса, но все же от родителей тоже во многом зависит самочувствие и состояние ребенка в этот период его жизни. Никогда не стоит вмешиваться в дела ребенка с предложением своей помощи, если он того не просит. Специалисты утверждают, что не существует более эффективной помощи со стороны родителей, чем невмешательство. В воспитании детей 7-летнего возраста важно дать им почувствовать все последствия своих действий или абсолютного бездействия с их стороны.

С первыми посещениями школы обязательно нужно интересоваться успехами своего ребенка, но важно понимать, что в этот момент для него важны не его достижения в учебе, а новые знакомства и появившиеся интересы. Поэтому вопросы о школьных дисциплинах и оценках желательно отложить на более подходящее время. Для 7-летнего ребенка очень важную роль играет возникновение и очень плохо, если она будет заниженной. Здесь ребенку способны помочь родители и близкие люди, которые будут всячески его хвалить и поощрять.

Уверенность ребенка в том, что он любим своими родителями и нужен им, поможет ему легко преодолеть кризис 7-летнего возраста.

Кризис 7 лет

Возрастной кризис – это неотъемлемый этап развития личности ребенка. Это выход на новый этап формирования, когда ребенку открывается новое представление о "взрослости".

Как писал ведущий советский психолог Л.С.Выготский, «в кризисный период развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер".

Детские психологи выделяют четыре основных возрастных кризиса: первого года, трех семи и 13-14 лет.

Кризис 7 лет может начаться задолго до этого возраста (иногда даже в пять лет). У некоторых детей он протекает не столь выраженно и не так остро, как остальные возрастные кризисы, однако, данный кризис приносит много противоречий и новообразований в жизнь ребенка.

Если до 7 лет ведущая роль в жизни малыша принадлежит , то к семи годам она сменяется учебной. Таким образом, заканчивается дошкольный период и начинается новый этап в развития ребенка - младший школьный возраст

Многие родители отмечают, что их ребенок в преддверии школы становится непослушным и упрямым, . Его поведение делается вызывающим и демонстративным.

Сталкиваясь с возрастным кризисом своего ребенка, чаще всего родители испытывают растерянность. Перепробовав все привычные методы воспитания – от поощрений до наказаний, они с ужасом понимают своё бессилие и чувствуют отдаление ребенка. Что же происходит на самом деле? Как понять своего ребенка и как себя с ним вести в этот непростой период?

«Я уже не маленький»

Ребенок до 6 – 7 лет только мечтал о том времени, когда он станет взрослым. Причем его мечты были не слишком ограничены реальностью.

Так, например, малыш может мечтать быть полярником и жить в доме битком набитом обезьянками, попугаями и прочей живностью; или маленькая девочка может представлять себе, что когда она вырастет, то станет генералом, совершенно забывая в этот момент, что во взрослом состоянии ей суждено быть женщиной.

Также малыш дошкольного возраста не имеет своего социального «Я», он просто мамин и папин. Безраздельно принадлежит им. Правильность их слов или действий не подвергается ни малейшему сомнению.

Теперь же ситуация становится кардинально иной. Мышление ребенка приобретает большую критичность и логичность. Он способен более точно анализировать и оценивать окружающую действительность, в том числе, поведение и поступки окружающих людей. Кроме того, в этот период у ребенка рождается социальное «Я».

Теперь на смену неопределенным мечтам о взрослости, приходит желание стать равным взрослому и самому принимать решения – «жить полноценной жизнью». При этом зачастую ребенок противопоставляет собственную позицию позиции родителей и вступает с ними в противоречия, которые иной раз доходят до открытых конфликтов.

Теперь он замечает те мелочи, на которые раньше не обращал внимания, и может применить свои наблюдения в качестве аргумента, когда отстаивает свою точку зрения. «Почему я не могу съесть мороженое на улице? Вот папа, он ходит на работу без шапки, и нет у него никакой ангины!»

Бытовые конфликты.


Особенно часто противоречия возникают на почве привычных бытовых действий и прежних договоренностей.

Теперь у малыша обо всем есть свое мнение. Так ребенок может посчитать мамино требование помыть руки перед обедом бессмысленной придиркой и наотрез отказаться идти в ванную, потому что ОН считает, что его руки чистые. Ребенок будет долго упрямиться, сердиться и объяснять, что «не трогал ничего грязного».

Или он может доказывать, что двадцати минут, положенных ему для игры на компьютере, несправедливо мало, или, что он «совсем не лохматый», и поэтому в причесывании нет никакой необходимости …

В подобных случаях родителям бывает очень трудно удержаться от раздражения или не впасть в уныние. Иногда им может показаться, что всё, что они прививали своему ребенку в предыдущие годы, пошло насмарку, что он намеренно забыл все, чему его учили и специально ведет себя так, чтобы вывести их из себя. И не понятно, где взять столько терпения, чтобы выдержать все эти споры и пререкания.

Как себя вести?

Необходимо помнить, что возросшая строптивость вашего чада объясняется не его ленью, испортившимся характером или желанием испортить вам настроение. Дело в том, что для того, чтобы стать взрослым, человек должен иметь собственную позицию по многим вопросам. Все эти бесконечные споры являются «пробой пера», они помогают ребенку понять: то, что утверждают родители, это на самом деле так? или может быть по-другому? Ребенок как бы заново взвешивает и заново примеряет на себя то, чему вы его учили до сих пор.

Кроме того, вступая в споры и выражая своё мнение, ребенок как бы утверждает для себя и окружающих новый уровень автономии и суверенитета своей личности.

Но суверенитет суверенитетом, но не стоит давать ребенку возможность долго разглагольствовать там, где это является излишним.

- Не вступайте со своим «революционером» в долгие пререкания по бытовым вопросам. Не давайте возникшим противоречиям перерасти в спор.

- Настаивайте на своем требовании твердо, непререкаемым тоном, но без раздражения.

- Не нужно объяснять то, что объяснялось уже не один раз. Ребенок прекрасно помнит все, что вы ему говорили по тому или иному поводу, поэтому повторные объяснения он пропустит мимо ушей и начнет сердиться, что его «не понимают».

- Приводите новые и неожиданные доводы, желательно такие, которые ему будет интересно услышать.

Например, если ребенок отказывается мыть руки, можно рассказать ему про микроскоп. Про его устройство и возможности.

А также про то, что если посмотреть через микроскоп даже на вымытую с мылом руку, то будет видно, что некоторое количество бактерий (в том числе опасных) все-таки осталось на коже (а уж что говорить о немытых руках?!). Можно немного рассказать и про иммунитет организма. Главное, чтобы содержащаяся в доводе информация была новой для ребенка и была на новом, более сложном, чем раньше, уровне.

Рассказывайте все это тоном, отвлеченным от инцидента – «я как ученый ученому хочу Вам сказать…». Ребенок должен чувствовать, что вы рассказываете ему об объективной реальности, а не пытаетесь заговорить ему зубы или запугать, «как маленького».

- Практика показывает, что накал страстей по бытовым и режимным вопросам сильно снижается или отсутствует тогда, когда у ребенка есть достаточный новый простор для проявления своей самостоятельности и адекватные его возрасту «взрослые» обязанности.

Самостоятельность.


Одно из положительных «приобретений» этого периода – самостоятельность. Ребенок стремится к ней, и он уже действительно подрос для того, чтобы раздвинуть рамки его самостоятельности.

Ребенок этого возраста часто придумывает себе какое-нибудь серьезное дело и выполняет его. (Например, он может самостоятельно взяться за наведение порядка в папиных инструментах или на кухонных полках).

Как бы усердно ребенок ни демонстрировал свою взрослость, он очень дорожит мнением родителей. Обычно он готов обратиться к ним за советом или за помощью, и ему особенно важно услышать от них оценку его достижений.


Как себя вести?

Обязательно проявляйте интерес к деятельности ребенка. Не подрывайте оказанного вам доверия!

Старайтесь давать объективную оценку его действиям. За успехи – хвалите, за промахи – старайтесь не укорять. Если что-то у ребенка получилось не слишком удачно, подскажите, в чем причина и, по возможности, помогите исправить ошибку.

Находите новые дела и новые возможности для проявления самостоятельности ребенка, чтобы он мог почувствовать себя взрослее. Договоритесь о его новых домашних обязанностях. В этот период самостоятельность ребенка прямо пропорциональна его самооценке.

Например, вы можете, сославшись на то, что у вас в руках тяжелая сумка, остаться у дверей магазина, а ребенок должен будет сделать необходимые покупки; можно оставлять ребенка немного погулять самостоятельно (договорившись о ненавязчивом присмотре с кем-нибудь из хорошо знакомых мам, которые гуляют в этот момент на площадке); просите его о посильной помощи по хозяйству: помыть посуду, убрать все со стола после обеда, подмести пол, полить цветы; учите готовить несложные блюда.

«Мама, ты плохо сделала»


Как уже упоминалось, ребенок 6-7 лет имеет ряд особенностей: начинает подмечать в поведении других людей то, на что он раньше не обращал внимания, его мышление становится более логичным, он стремится анализировать явления окружающей действительности, старается противопоставить себя родителям. Помимо этого, у него уже хорошо развито чувство справедливости и есть достаточное понимание того, что хорошо, а что плохо.

Вследствие этого, ребенок становится более критичным. Справедливости ради нужно отметить, что пока эта критичность больше относится к другим людям, чем не к нему самому. Ребенок внимательно наблюдает за поведением окружающих его людей, анализирует возникающие ситуации и может высказывать собственное суждение о происходящем.

Иногда под стрелы его критики попадают близкие взрослые. Если раньше в глазах ребенка родители были непогрешимы, то теперь они могут услышать нелестные замечания о своем поведении: «Ты, мама, всегда так долго собираешься, когда меня в садик ведешь! Я каждый раз боюсь, что опоздаю к завтраку», - или, - «Папа, а ты говорил, что нужно за собой посуду убирать, а сам не убираешь!»


Как себя вести?

Не очень-то приятно услышать из уст собственного чада что-то подобное. Так и просится на язык что-нибудь вроде того, что мал еще матери или отцу указывать. И действительно, разве ребенок имеет право судить родителей, которые заботятся о нем? А если его замечание правильное? Сложный вопрос.

Наверное, самое разумное - разобраться, почему ребенок высказал свое замечание, верное ли оно, и какое чувство побудило его на это высказывание.

- Если в интонации и в словах ребенка читается осуждение, то в первую очередь родители должны ему сказать, что человек не должен осуждать других людей, тем более ребенок не должен осуждать взрослых. Потому что он даже не представляет себе весь груз проблем, которые приходится решать взрослому человеку, в том числе, и для того, чтобы обеспечить его – ребенка – благополучное существование.

Но все это нужно проговорить спокойно и доброжелательно. Не демонстрируйте ребенку свою обиду и оскорбленность, иначе он начнет отдаляться от вас и будет стараться избегать откровенных разговоров.

- Если ребенок сделал замечание маме или папе, исходя из того, что он видит, но не по существу (так как в силу своего возраста попросту не владеет проблематикой), то лучше всего объяснить ему своё поведение. Но так, чтобы, с одной стороны, это не выглядело, как будто вы оправдываетесь, а с другой стороны, чтобы не унизить его, ничего, мол, не понимаешь, а нос суешь.

Например:

«Мама, ты по телефону проболтала, а теперь на улице дождик начался, из-за тебя мы не погуляем!»

«Во-первых, так маме нельзя говорить «проболтала». А во-вторых, это на самом деле не было пустой болтовней. Мне очень хотелось, чтобы мы вышли гулять вовремя, но позвонила бабушка. Она болеет, я должна была выяснить состояние ее здоровья и просто поговорить с ней. Ты же понимаешь, что, когда человек нездоров, очень важно, чтобы у него было хорошее настроение».

- Если же ваш ребенок сделал вам замечание по существу, тем более нет смысла оскорбляться. Поблагодарите его. Этим вы научите его достойно принимать критику и извлекать из нее пользу.

«Я ужасно разозлился»

В 6 – 7 лет ребенок утрачивает былую непосредственность. Раньше он открыто проявлял все
свои чувства: если малышу было обидно – он плакал и жаловался маме. Теперь он может за внешним спокойствием скрывать море чувств, которое бушует внутри него.

Ребенок начинает хорошо понимать свои чувства и чувства других людей. Он может сказать про себя или про кого-то другого, что он «сердит», «обрадовался» и т.д.

Семилетний ребенок теряет импульсивность.

Этот период проходит на волне обучения ребенка саморегуляции и произвольности поведения. Теперь он старается управлять своими чувствами и поведением, и задумывается о последствиях своих поступков. И, хотя ещё бывает и действует спонтанно, под влиянием своих эмоций, но уже старается скрыть следы своих «преступлений».

Так, например, если малыш без спроса включил компьютер, то заслышав мамины шаги, он поспешит нажать на кнопку «оf».

Как себя вести?

Перечисленные изменения в личности и поведении ребенка весьма позитивны. Воспользуйтесь его новыми умениями, чтобы научить его ладить с окружающими и избегать ненужных ссор и конфликтов.

- Сейчас, например, он хорошо поймет, и сможет воспользоваться такой «инструкцией»: «Не нужно сразу кидаться в драку или обвинять братишку, что он первым тебя стукнул. Лучше сказать: «Мне было больно и очень обидно, когда ты ударил меня».

- Примерно таким же образом научите его разрешать конфликты и находить общий язык с ровесниками.

Перечисленные в данном разделе возрастные изменения и особенности могут привести к тому, что ребенок в какой-то степени может отдалиться от родителей, станет менее откровенным.

Чтобы избежать этого:

- Делитесь с ребенком своими переживаниями и мыслями.

- Интересуйтесь его переживаниями, делами, играми, отношениями с ровесниками. Но старайтесь избегать назойливости. Сочувствуйте всем радостям и горестям своего ребенка.

Старайтесь не терять с ним контакт.

- Обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные фильмы, события вашей жизни. Делитесь друг с другом чувствами и мыслями, которые они у вас вызвали.

- Каждый день находите время, когда вы с ребенком сможете пообщаться наедине.

Еще несколько слов об особенностях этого возраста

Раньше ребенок быстро забывал о своих радостях и обидах.

Теперь же столкнувшись, например, с отвержением сверстников, он припоминает и прошлые похожие ситуации, анализирует их, делает соответствующие выводы: я никому не нужен. Именно из таких комплексных переживаний и складывается отношение к себе, к другим людям и миру в целом.

Возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают.

В связи с этим ребенок становится особенно восприимчив к критике и замечаниям со стороны взрослых, тяжело переживает конфликты со сверстниками. (В неблагоприятной ситуации в этот период у детей могут возникнуть различные нервные заболевания – тики, заикания, энурезы).

Отношения со сверстниками постепенно приобретают для ребенка все большее значение.

Поэтому в этом возрасте дети стремятся играть в общие, . То, насколько ты ловок, удачлив, сообразителен и честен в этих общих играх, часто определяет положение ребенка в детском коллективе.

- Если вы обнаружили, что ребенок недостаточно ловок и подвижен, что он не умеет достойно проигрывать (начинает играть нечестно или дуется на весь мир), обязательно постарайтесь восполнить эти пробелы (запишите ребенка в спортивную секцию, сами примите участие в каких-то играх, если они происходят в вашем дворе или на даче).

- Если ребенок слишком стеснителен и робеет в большом детском коллективе, помогите ему найти хотя бы небольшое количество товарищей (во дворе, на даче, в кружках).

- Если вы обнаружили, что ваш ребенок столкнулся с неприятием сверстников, постарайтесь разобраться в причинах этой неприязни. Возможно, вы сможете помочь и изменить ситуацию в пользу своего ребенка, ведь иногда дети строят своё отношение к кому-либо, основываясь на непредсказуемых мелочах.

В поведении ребенка появляется демонстративное манерничанье, которое часто раздражает взрослых, так как воспринимается как неискренность.

И еще несколько общих советов

В первую очередь следует понимать, что кризисные периоды, длятся относительно недолго – несколько месяцев, хотя могут тянуться и год, и два. Но в таком затяжном случае кризисный период идет волнами: например, 2 месяца – пик кризиса, потом волна спадает и наступает затишье.

Самое главное условие «безболезненного» прохождения кризисного периода –

Сейчас ребенку очень нужно ваше уважительное отношение к нему! Относитесь к нему, как к равному, давайте больше свободы и станьте более гибкими в воспитательных моментах. Но продолжайте оставаться твёрдыми в важных воспитательных вопросах, обязательно объясняя, почему именно эти правила необходимо соблюдать.

Соблюдайте гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. Ведь взрослость - это не только умение «работать» за компьютером, но и умение развесить свою одежду или убраться в своей комнате.

Родителям надо суметь вовремя приспособиться к взрослости своего ребенка, и не идти с ним на открытые конфликты. Позволяйте ему ошибаться. Ребенок вправе сделать «ошибку» и столкнуться с её последствиями.

Ребенку становятся интересны именно взаимоотношения между людьми, а не предметная деятельность. Поощряйте и поддерживайте интерес ребенка к познанию социального мира.

Именно в кризисный период ребенок как никогда наиболее сильно сомневается в своих способностях. Сохраняйте и оберегайте общее положительное отношение ребенка к самому себе. Хвалите и поддерживайте ребенка.

Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, одинаково труден и для ребенка и для его родителей.

Материал к занятию.