Логоритмические упражнения для детей 2 3 лет. Логопедическая ритмика для малышей. Понятие логопедической ритмики

Клуб Увлеченных Мам

Логоритмика (логопедическая ритмика) – это игры и упражнения, направленные на разучивание движений под определённые стихи или музыку. Чем полезны логоритмические занятия?

  • Способствуют пополнению словарного запаса
  • Укрепляется мышечный аппарат ребёнка
  • Формируется правильный темп речи и дыхание
  • Развивается внимание и память
  • Развивается чувство музыкального темпа

В этой статье мы обсудим, когда начинать занятия логоритмикой и какие именно логоритмические упражнения стоит включить в ваши занятия с ребенком.

  1. Занимайтесь не чаще 2-3 раз в неделю по 10-15 минут.
  2. Не принуждайте малыша к занятиям и по максимуму предлагайте упражнения в игровой форме. Используйте любимые ребёнком игрушки, песенки и картинки.
  3. Все логоритмические упражнения требуют многократного повторения. Только в этом случае можно добиться желаемого эффекта.

Не относитесь к этим занятиям как к учебно-образовательному процессу. Помните, что самое главное – весело провести с ребёнком время, а польза и результаты не заставят долго себя ждать.

ЛОГОРИТМИКА - ЭТО ЗДОРОВО!

Вам знакома ситуация, когда Ваш ребенок говорит много и без умолку, но большую часть в его речи невозможно разобрать? Или напротив, ребенку исполнилось три года, но он практически не разговаривает? А Вы пробовали заниматься логоритмикой?

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способны побороть самые различные заболевания. Так появилась сначала общая - лечебная, а потом и узкоспециализированная логопедическая ритмика. Логоритмика - это система физических упражнений, активная терапия, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.

Логоритмика - это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движении (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики - устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей.

Логоритмика полезна всем детям. Заниматься логоритмикой можно и в домашних условиях. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает - ребенок повторяет. Заниматься нужно 2 раза в неделю, лучше во второй половине дня. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, все, что доставляет ребенку радость.

Движения выполняются либо под музыку, либо под ритмичное стихотворение. Умение чувствовать музыкальный темп помогает ребенку сохранять нормальный темп речи, а чувство ритма помогает преодолеть трудности в произношении трехсложных и более длинных слов, обращая внимание ребенка на ритмическую основу слов и фраз.

Дыхание. Научить ребенка правильно распределять силу выдоха и его продолжительность очень важно. Выдувать мыльные пузыри или дуть на кораблики в тазу, наполненным водой очень весело и для малыша это увлекательная игра, а никак не специальные упражнения на развитие дыхания.

Артикуляция, мимика и голос. Самое обычное гримасничанье перед зеркалом способствует развития подвижности челюсти, губ, языка, что в свою очередь положительно отражается на звукопроизношении. Ребенок также учится управлять своим голосом, выбирая правильную силу и высоту. «Мы поем громко, как слоник. Мы поем тихо, как мышка». Так что не ругайте ребенка, если он кривляется перед зеркалом.

Умение расслаблять мышцы тела, релаксация. Как правило, в конце занятия делается упражнение на расслабление под спокойную музыку. Так малышам нужно предложить упражнения развивающие умения напрягать и расслаблять определенные мышцы тела без изменения их положения в пространстве, тем самым формируется умение осознанно управлять своим телом.

Правильное звукопроизношение и фонематический слух. От того насколько правильно ребенок различает на слух звуки речи, зависит насколько правильно он сможет их воспроизводить, другими словами: правильно слышит - хорошо говорит.

Слуховое внимание и память. Так как определенный движения нужно выполнять под определенную строчку, то ребенок учится сосредотачиваться и запоминать последовательность, распределять свое внимание между разными видами деятельности. К примеру: «Идет, поднимаясь наверх, идет, возвращаясь назад, и просто на месте идет…». В целом логоритмические упражнения задействуют как слуховое внимание и память, так и моторное, и зрительное.

Творческая фантазия и воображение. Героев, которых малыш изображает в каждом из упражнений, ему нужно вообразить и изобразить. А это уж точно развивает творческую фантазию и воображение.

Расширить словарный запас. Ребенок знакомится с большим количеством новых слов и понятий через песенки и стихи, задействованные в занятиях.

С какого возраста нужно проводить такие занятия? Чем раньше, тем лучше. Наиболее оптимальный возраст для занятий - 2,5-3 года, когда ребенок может выполнять движения и петь самостоятельно.

Можно ли проводить занятия по логоритмике дома? Конечно, можно и даже нужно проводить такие занятия дома. Не отчаивайтесь, если у Вас что-то не получилось с первого раза. Запаситесь терпением, преподнесите малышу это как игру, и результат обязательно Вас порадует.

Логоритмические упражнения

  1. Дождик

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе

Капля два, Еще один прыжок

Очень медленно сперва. 4 прыжка

А потом, потом, потом и прыжки, переходящие в бег

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом,

  1. Садовник

Мы вчера в саду гуляли, Дети идут по кругу, взявшись за руки .

Мы смородину сажали. Изображают, как копают яму и сажают в нее куст

Яблони белили мы Движение правой рукой вверх-вниз .

Известью, белилами.

Починили мы забор, Имитируют удары молотком.

Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр выходит

— Ты скажи, один ребенок. Ведут диалог
Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

— Дам в награду На каждое название фруктов загибают
Слив лиловых , по одному пальцу на обеих руках, начиная
Груш медовых, с больших

Г. Сатир

  1. Овощи

Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

Репа, свекла, редька, лук центре на корточках сидит водящий с

Поиграть решили в прятки, завязанными глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их

Ну а ты иди искать. ищет.

  1. Ёжик и барабан

С барабаном ходит ежик, Дети маршируют по кругу, изображая

Бум-бум-бум! игру на барабане.

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами, Маршируют, спрятав руки за спину.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он, Подносят ко рту то одной, то другой

Бум-бум-бум! рукой воображаемое яблоко.

Барабан в саду забыл он, Разводят руками.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Руки на поясе, выполняют прыжки на

Бум-бум-бум! месте.

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы очень испугались, Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

  1. Капуста

Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмичные удары ребром ладони по

Раздается в доме стук. столу.

Мы капусту нарубили,

Перетерли, Хватательные движения обеими руками

Посолили Указательный и средний пальцы трутся о большой.

И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.

Все теперь у нас в порядке! Отряхивают руки.

Н. Нищева

  1. По ягоды

Мы шли-шли-шли , Маршируют по кругу, держа руки на поясе

Много клюквы нашли. Наклоняются, правой рукой достают

носок левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять , Опять идут по кругу.

Мы опять идем искать. Наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен

Вместе мы капусточку порубили, порубили!

(Руки согнуты в локтях, ладошки сложены, как лопаточка, — ребенок двигает перед собой каждой рукой вниз и вверх по очереди)

Вместе мы капусточку посолили, посолили!

(Руки согнуты в локтях, ребенок собирает пальцы щепоткой и двигает ими так, будто что-то солит)

Вместе мы капусточку славно-славно потерли!

(Руки согнуты в локтях, ребенок сжимает кулачки и трет один об другой)

Вместе мы капусточку славно-славно сжали!

(Руки согнуты в локтях, ребенок сжимает кулачки и, чередуя правую и левую руки, выпрямляет пальцы и снова стискивает их в кулак)

Мы такие умницы - приготовили капусту!

Сколько красивых цветов растет в саду между деревьев! Их узнать и запомнить поможет песенка:

Эти алые цветочки

(Ребенок сгибает руки в локтях, приподнимает над головой, ладони соединяет вместе, показывая «ковшик»)

Все открыли лепесточки

(Дети расставляют пальцы рук по сторонам)

Ветерок легко летает -

Лепесточки колыхает.

(Малыши быстро двигают пальцами)

Эти алые цветочки

Вдруг закрыли лепесточки.

(Ладони опять соединены в виде «ковшика»)

Начали бутонами качать,

(Кисти рук сведены вместе, дети раскачивают ими вправо-влево)

И заснули, просыпаться не хотят.

(Соединенные вместе ладошки крохи прикладывают к щеке, показывают, что спят)

Не менее разнообразен и животный мир. Сколько зверей, птиц и насекомых можно встретить в лесу - логоритмика для малышей поможет с ними познакомиться.

Первыми на пути встречаем жуков-танцоров:

На полянке два жука

(Дети танцуют, руки на поясе)

Танцевали гопака:

Правой ножкой топ, топ!

(Топают правой ногой)

Левой ножкой топ, топ!

(Топают левой ногой)

Ручки вверх, вверх, верх!

(Встают на носочки, тянутся вверх)

Кто поднимет выше всех?

Не обойтись без истории про медведя:

Мишка по лесу бродит, косолапит,

А в берлоге зимой - сосет лапу.

(Детки ходят на внешней стороне стопы, переваливаясь с ноги на ногу)

Летом шишки собирает, и когда везет -

Он частушки сочиняет и потом поет.

(Приседания, малыши собирают шишки)

Одна шишка угодила мишке точно в лоб -

Он страшно рассердился, и лапами - топ-топ!

(Топанье ногами)

И напоследок, еще парочка важных моментов касательно упражнений по логоритмике. Для ребенка это не упражнения, а игра, взаимодействие с мамой или другим взрослым. Поэтому дайте ему время усвоить движения, не заставляйте, выполняйте в хорошем настроении и с улыбкой. Совсем не обязательно сопровождать стишок именно описанными движениями. Вы можете и сами придумать или заменить их своими, лишь бы их мог повторить Ваш малыш и ему это нравилось. По началу ребенок будет выполнять вместе с Вами, позже, когда стишок полюбиться и хорошенечко запомнится, Вы сможете просто читать стишок, а ребенок будет его показывать.

Логоритмика - это вид активной коррекционной терапии различных речевых нарушений при помощи объединения движений, музыкального ритма и слов.

Несмотря на то, что как инструмент коррекционной работы это метод применяется сравнительно недавно, польза ритмичных движений, выполняемых в определенном темпе, отмечалась уже много лет назад.

В последнее время специалисты все чаще отмечают у детей сочетание отставаний в речевом и двигательном развитии. Ритмические движения с произнесением текста идеально справляются с этой проблемой:

  • Развивается моторика и координация движений, улучшается контроль над движениями.
  • Устанавливается правильное речевое дыхание.
  • Тренируется слуховое восприятие - как музыкального слуха, так и фонематического.
  • Нормализуется психическое состояние у детей, улучшается мышечный тонус.
  • Улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  • Развивается речевая моторика, улучшается артикуляция.

Кому нужна логоритмика?

Логопеды широко используют этот метод работы с детьми как достаточно эффективный и не вызывающий затруднений. Как правило, все детишки охотно двигаются под музыку, повторяя за педагогом движения.

Логоритмика показана детям 3-4 лет в случаях:

  • Дизартрии, различных нарушений в произношении звуков.
  • Отставании речевого развития.
  • Заикания.
  • Нарушениях темпа речи.
  • Недостаточно развитой мелкой и крупной моторики, координации движений.

Помимо коррекции речевых нарушений приемы логоритмики показаны также детям, склонным к частым заболеваниям, а также находящимся на стадии активного формирования речи.

Как проводятся занятия по логоритмике с детьми 3-4 лет

  1. Основным принципом является подражательная деятельность. Педагог показывает движения и проговаривает стихотворный текст, а дети повторяют. Предварительно слова не заучиваются, они постепенно запоминаются в процессе занятий.
  2. Никаких сложных танцевальных па или длинных текстов! Отличительная особенность логоритмики - легкость выполнения и доступность для каждого ребенка.
  3. Обычно занятия проводятся пару раз в неделю, но в случае необходимости логопед назначает дополнительные упражнения. К примеру, при заикании придется заниматься немного чаще.
  4. Длительность самого урока - около получаса. Однако в течение занятий сами упражнения не занимают много времени, сменяясь одно другим. Таким образом удается «охватить» все проблемные аспекты.
  5. Обязательно проведение упражнений под музыку. Она задает темп движениям и речи, а также создает положительный настрой у детей.
  6. Занятия должны быть детям в радость. В процессе используются различные игрушки, музыкальные инструменты, элементы костюмирования.
  7. Обязательна опора на лексические темы. Сложность тестов корректируется в зависимости от навыков у детей и должна идти от простого к сложному.
  8. Подбор упражнений подстраивается под индивидуальную необходимость. Здесь нет жесткого набора элементов. Если что-то не получается, берется более легкое упражнение, но увеличивается акцент на данную проблему.

В группе или индивидуально?

Если у ребенка нет ярко выраженных проблем, требующих серьезной коррекции, а логоритмика используется для улучшения моторики и общих речевых функций, заниматься можно и в группе. Дети с удовольствием притопывают и прихлопывают под музыку, поют и проговаривают стихи.

В группе получается веселее и интереснее. Кроме того, коллективные игры могут полезны для социализации детей, не склонных к общению.

Однако в случае, когда ребенку необходим упор на конкретные упражнения, важно чтобы занятия проходили по соответствующей программе. Если вам предлагают индивидуальные уроки логоритмики - не стоит отказываться. В таком режиме план работы всегда корректируется под требования состояния ребенка, а значит и результат будет намного заметнее.

Коррекция речевых нарушений при помощи логоритмики

Речь представляет собой сложный процесс скоординированной работы органов дыхания, слухового и зрительного восприятия, артикуляционного аппарата и нервной системы. Задача логоритмики - сделать работу этой системы целостной и стабильной.

Логоритмические занятия результативны в двух направлениях:

  • речевой активности
  • неречевой активности.

Стимулирование неречевых процессов подразумевает улучшение общей моторики, координации движений, мышечного тонуса, функций высшей психической деятельности - внимания, памяти и т.д.

Для коррекции речевой деятельности ведется работа по развитию дыхания, ритма речи, фонематического слуха, артикуляционной моторики.

Структура логоритмического занятия подчиняется этим задачам, включая все необходимые элементы:

  1. Ходьба, бег, упражнения на общую моторику обеспечивают развитие мышц и координации.
  2. Дидактические игры под музыку или с использованием музыкальных инструментов служат для развития чувства ритма, внимания, памяти и стимулирования активного словаря.
  3. Пальчиковая зарядка, песни с подключением движений рук помогают улучшить мелкую моторику, стимулировать развитие речи.
  4. Артикуляционная гимнастика направлена на улучшение работы речевого аппарата и устранение нарушений в произношении звуков.
  5. Использование чистоговорок и скороговорок в играх, специальных дыхательных упражнений улучшают произношение и контроль за дыханием по время речи.
  6. Игры с элементами словотворчества способствуют развитию активного и пассивного словарного запаса у детей, развивают мышление и чувство родного языка.
  7. Коллективные игры помогают детям социализироваться, развивают эмоциональную и психическую сферы, улучшают настроение.

Замечательное достоинство логоритмики как метода коррекции — это доступность, присутствие положительных эмоций во время занятий и гибкость использования для специалистов. Не все элементы, описанные выше, должны присутствовать на уроке в обязательном порядке. Логопед, ориентируясь на задачи, стоящие перед ним, строит собственный план занятий.

, Коррекционная педагогика

В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребёнка. Слабость и несовершенство этого возраста, по сути, являются его силой и предоставляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности.

Психическое развитие малыша не происходит само по себе по мере роста ребёнка. Для того, чтобы малыш научился воспринимать окружающий мир, радоваться, говорить и думать, нужны специальные условия. Одного ухода недостаточно, чтобы вырастить полноценное человеческое дитя. Начинать обучение следует уже с первых дней жизни ребёнка, двигаясь целенаправленно и обдуманно. Ребёнок развивается очень быстро и физически и умственно, поэтому очень важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии.

Для родителей и всех специалистов, работающих с детьмис 1 года до 2лет, предлагаю эффективную форму коррекционно-развивающей работы интегрированные занятия, объединяющие работу логопеда, воспитателя и музыкального руководителя (цикл занятий “Логоритмика с пелёнок”). Реализация данного цикла осуществлялась в условиях Чайковского дома ребёнка с детьми в возрасте с 1 года до 2 лет имеющих развитие, соответствующие норме, так и с детьми, имеющих задержку психо-речевого развития.

Новизна данной системы работы заключается в попытке систематизировать коррекционно-развивающую работу данных специалистов с целью поэтапного формирования основ речевого и сенсомоторного развития малышей в норме, так и имеющих какие-либо проблемы развития.

Целью занятий является создание условий для развития эмоционального, социального, речевого и интеллектуального потенциала ребёнка. Формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии (если такие имеются).

Система разработанных занятий решает следующие задачи: диагностические, коррекционно-развивающие, образовательные. Диагностические задачи – включают в себя комплексное медико-психолого-педагогическое изучение ребёнка, на основе которого разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка. Комплексное обследование детей с 1-го года до 2-х лет проводится по “Методике диагностики нервно-психического развития детей” под редакцией профессора В.А.Доскина. Коррекционно-развивающие задачи – направлены на развитие компенсаторных возможностей психики и деятельности проблемного ребёнка, на преодоление первичных и предупреждение вторичных отклонений в развитии. Образовательные задачи – включают развитие познавательной активности детей, формирование видов деятельности, характерных для детей 2-го года жизни. Цикл интегрированных занятий для детей с 1-го года до 2-х лет был назван “Логоритмика с пелёнок”.

Логопедическая ритмика – комплексная методика, основанная на использовании связи слова, музыки и движения.

Цель логоритмических занятий для детей раннего возраста – стимулирование развития речевой и мыслительной деятельности, развитие сенсорных процессов и двигательных функций как основы формирования и развития речи. На логоритмических занятиях обеспечивается преемственность в работе специалистов, занимающихся развивающей и коррекционной работой: учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя.

В структуру интегрированных занятий с детьми с 1-го года до 2-х лет включаются элементы логоритмики. Практика показала, что такие виды упражнений как упражнения, регулирующие мышечный тонус, развивающие внимание (слуховое, зрительное), мелкую моторику, координацию движений и другие хорошо осваиваются детьми раннего возраста.

Многие виды упражнений интегрированного занятия (вводное упражнение; упражнение на установление эмоционального контакта взрослого с ребёнком; упражнение, регулирующее мышечный тонус; упражнение на развитие мелкой моторики; упражнения на релаксацию и др.) проводятся под музыкальное сопровождение. Совместно с музыкальным руководителем идёт подбор музыкального оформления занятия. Для детей раннего возраста используем как классическую, так и народную музыку.

Музыкальное воздействие способствует улучшению настроения, снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет малышей, формирует чувство темп и ритма.

Количество детей на одном занятии – не более пяти, предполагает работу в парах: взрослый – ребёнок. Занятие проводят учитель– логопед, музыкальный руководитель. Помогают проводить занятия воспитатели. Активное участие на занятиях так же принимают родители, с ними предварительно проводятся теоретические и практические консультации.

Продолжительность занятий 10–15 минут.

Структура логоритмического занятия с детьми в возрасте с 1-го года до 2-х лет включает: вводное упражнение (ходьба); упражнение на установление эмоционального контакта взрослого с ребёнком; упражнение, регулирующее мышечный тонус; упражнение на развитие координации слова с движением; упражнение на развитие мелкой моторики; упражнение на выработку зрительно-слухового внимания; упражнения на развитие речи (активной и пассивной); игру – забаву с игрушкой; упражнения на развитие предметно-манипулятивной деятельности; танец; заключительное упражнение (релаксация).

Цикл “Логоритмика с пелёнок” состоит из 9-ти занятий: “Куколка Катюшка”, “Зайчик”, “Мишка косолапый”, “Белочка”, “Птичка”, “Собачка”, “Лошадка”, “Кошечка”, “Курочка”. Каждое занятие проводится в течение месяца 2 раза в неделю. Тематическая основа занятия не меняется. Рекомендуется менять дидактическое оборудование и речевой материал каждую неделю (по возможности). Например, тема “Лошадка”. На занятиях используются большая и маленькая игрушки лошадки, пластмассовая и мягкая игрушки лошадки, лошадка – качалка и т.п. Также меняются речевое и музыкальное оформление занятия.

Реализация цикла “Логоритмика с пелёнок” для детей с 1-го года до 2-х лет показала эффективность применения данных занятий. Итоговая диагностика позволяет сделать вывод: уровень психо-речевого развития детей, в результате коррекционно-развивающей работы, увеличился по всем основным линиям развития (в среднем на 2 эпикризных срока). Это позволяет включать данный цикл в систему коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми возможностями здоровья, внедрять в практику работы специалистов, занимающихся с детьми раннего возраста. И, безусловно, эти занятия будут интересны родителям.

Приведу пример интегрированного занятия для детей с 1-го года до 2-х лет.

Тема: Куколка Катюшка.

Задачи:

– стимулировать эмоциональное общение;
– развивать зрительное, слуховое внимания;
– развивать активную речь на основе подражательной деятельности;
– развивать понимание речи в каждой конкретной ситуации;
– развивать предметно-манипулятивную деятельность;
– развивать общую, мелкую моторику.

Оборудование:

– погремушки по количеству детей + 1шт. логопеду;
– куколки (высота 15–20 см) по количеству детей + 1шт. логопеду.

Ход занятия

1. Вводное упражнение (ходьба). Взрослые с детьми входят в музыкальный зал. Упражнение “Научились мы ходить” (сл. и муз. Е. Макшанцевой).

Научились мы ходить,
Ножки поднимаем. (Педагог держит ребёнка за руки, ходит с ним по залу.)
Вот как наши малыши
Весело шагают!

2. Упражнение на установление эмоционального контакта. Дети сидят на стульчиках, взрослые напротив детей.

Упражнение “Ладошечка” (рус.нар.песня “Я на горку шла”).

Дай ладошечку, моя крошечка, (Взрослый гладит руку ребёнка.)
Я поглажу тебя по ладошечке.
На ладошечку, моя крошечка, (Ребёнок гладит руку взрослого.)
Ты погладь меня по ладошечке.

3. Упражнение, регулирующее мышечный тонус “Зарядка” (муз. Е. Теличеевой. Сборник “Музыка в детском саду”, выпуск 2).

Ножками затопали топ – топ – топ, (Движения выполняются согласно.)
Ручками захлопали хлоп – хлоп – хлоп, (Текста, взрослые помогают детям.)
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашку съели.

4. Упражнение на развитие координации слова с движением. Педагоги манипулируют детьми, затем дети самостоятельно выполняют упражнения. Упражнение “Прилетели гули”(рус.нар.мелодия).

Ай, люли – люли (Дети машут руками, имитируя взмахи птиц.)
Прилетели гули!
Прилетели, прилетели, (Ручки опускаются на голову ребёнка.)
На головку сели! (Повтор упражнения 2–3 раза).

5. Упражнение на развитие мелкой моторики “Осенний букет”.

1, 2, 3, 4, 5 – будем листья собирать! (Загибаем каждый палец ребёнка в кулачёк, разгибаем и разминаем каждый пальчик от основания до ногтя, начиная с мизинца.)
Листья берёзы, листья рябины
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём –
Маме осенний букет принесём! (Показываем ладошку (выполняем упражнение с правой и левой рукой.).)

6. Упражнение на развитие зрительного внимания “Кукла Катя”.

К нам пришла в нарядном платье (Логопед показывает куклу, рассматривает.)
С белым бантом кукла Катя. (Её, показывает как она ходит, бегает и т.п.)

7. Игра с куклой. Р.н.м. “Баю-баю”.

Баю-баю, куколку качаю, (Дети убаюкивают куколок.)
Баю-баю, куколку качаю. (Педагоги помогают Р.н.м. “Светит месяц”.)
Вот как кукла Катя пляшет, (Дети выполняют танцевальные.)
И ребяткам ручкой машет. (Движения с куклой (упражнение повторяется 2 раза).)

8. Танец “Ай – да” (рус.нар.мелодия в обработке В. Попатенко). Взрослые с детьми выходят в центр музыкального зала, вместе танцуют для куколок танец.

9. Упражнение на выработку слухового внимания “Погремушечка звенит”. Развитие активной речи на основе подражательной деятельности.

Куколка Катюшка Принесла ребяткам погремушки. (Логопед звенит погремушкой.)
Погремушечка звенит и ребяток веселит: (Громко-тихо, играет быстро-медленно.)
Та-та-та-та……. (Чётко произносит слоги в разном темпе и ритме, обращает внимание детей на произношение слогов.)

10. Развитие предметно-манипулятивной деятельности. Упражнение “Погремушечка” (муз. Раухвергера, сборник “Музыка в детском саду”, выпуск 1) – логопед под музыку играет на погремушке, соблюдая темп и ритм музыки; – педагоги вместе с детьми повторяют упражнение.

11. Заключительное релаксационное упражнение. Дети сидят на коленях у взрослых слушают музыку Шуберта “Аве, Мария”. Дети держат кукол в руках, прижимают их к себе.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №5»

Мастер-класс

по логоритмике

для детей 2-3 лет

« Путешествие в весенний лес!»

Подготовила и провела:

Музыкальный руководитель

Тихонова Ольга Викторовна.

2016г.

Цели и задачи:

Развитие представлений об окружающем мире;

Развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, пространственной);

Развитие слуховых представлений;

Развитие воображения и эмоциональности;

Развитие двигательных навыков, мелкой и крупной моторики, умения ориентироваться в пространстве, координации движений;

Развитие артикуляции и речи;

Развитие чувства ритма и музыкальности.

Ход занятия.

Организационный момент:

Дети заходят в зал и становятся в кружок. Выполняется упражнение на развитие внимания, коммуникативные качества.

Мы играем, мы играем-

Всё вокруг изображаем!

Вот так просыпаемся, (потянулись)

(выполняются движения по тексту)

Вот так умываемся,

Вот так чистим зубки,

Моем тело губкой.

Все друзья и все подружки,

Моют шею, моют ушки!

Вот мы вытираемся,

Вот мы одеваемся и в садик собираемся.

(шагают на месте)

Вот мы шли, шли, шли(3 раза)

В детский сад пришли!
Муз. руководитель:
Ребята, сегодня в гости, к нам пришло очень много гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Приветствие. « ЗДРАВСТВУЙТЕ»- переключение внимания, включая смену движений.
Муз. руководитель:
Ребята, на улице светит солнышко, греет землю, прыгают солнечные зайчики, и мы с вами давайте превратимся в солнечных зайчиков.

Упражнение на развитие внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

« СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»
Муз. руководитель: Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю сегодня отправиться в весенний лес. А чтобы быстрее попасть туда, давайте поедем на автобусе. Занимайте места в автобусе(Дети рассаживаются в импровизированный автобус). Автобус отправляется.

Упражнение на развитие слухового внимания, пространственной ориентации «АВТОБУС»
Ребята, посмотрите вокруг, как изменилось все весной.
Выглянуло яркое, лучистое солнце.
По небу плывут легкие, воздушные, пушистые облака.
Вернулись перелетные, шумливые птицы.

Кто такие птички, птички-невелички? Давайте с вами полетаем как птички.

Упражнение на регулирующие мышечный тонус, мимические движения. Упражнение « Птички – невелички»
Муз. руководитель: Все ожило вокруг весной, звери просыпаются от зимнего сна. Смотрите-ка, медведь лежит в берлоге и не хочет просыпаться.

Храпит в берлоге Мишка,

Ему не до весны,

Ленивый наш Топтыжка,

Досматривает сны!

Давайте его разбудим оркестром, пошумим немножко.

Упражнение на развитие моторики рук, умение соотносить движения с текстом, знакомиться с музыкальными инструментами «Лесной оркестр!»

Муз. руководитель: Молодцы, ребята, разбудили этого лежебоку. Что-то он рычит ничего не понимаю, давай те его поучим правильно произносить слоги.(Дети садятся на колени в круг)

Упражнение для развитие внимания, для жевательно-артикуляционных мышц. Выполняется упражнение « Ну-ка,повтори!»

Мишка(муз.руков.): Спасибо, ребятки что разбудили меня, хочу с вами потанцевать.

Танец « Ладошки покажи» муз. Ю.Степановой-Пинтус.

Муз. руководитель: Попрощаемся с Мишкой и отправляемся в путь.

« АВТОБУС!»

Вот мы и вернулись назад в д/сад. Понравилось вам наше путешествие.

УХОД С ЗАНЯТИЯ МУЗ.КАРТУШИНОЙ.