Методики разговорной речи, или как научить маленького ребенка правильно говорить? Когда стоит обратиться к логопеду? Сколько слов должен знать годовалый малыш

Первое слово, сказанное малышом, для большинства родителей является невероятно важным событием. Да и для самого ребенка это значительный шаг в развитии, ведь с него начинается взрослое общение с окружающим миром.

Некоторые детки говорят его раньше, некоторые – позже. Если ребенок не говорит «мама» и папа» в 11 месяцев, не нужно делать из этого трагедию. Дети не могут развиваться по определенной таблице, и с ними нужно просто больше общаться, чтобы они смогли ответить родителям тем же.

Конечно, хотелось бы научить говорить свое чадо как можно раньше, ведь хочется услышать долгожданное «мама» в награду за все усилия и бессонные ночи. Но многие родители допускают в таких попытках серьезные ошибки, тем самым только усложняя себе жизнь. Чтобы их избежать, следует подробнее разобраться в том, что же происходит в маленьких головках на тот момент, когда они составляют свой собственный словарь и начинают выговаривать первые связные слова. Кроме того, ниже будут приведены советы, которые помогут подтолкнуть малыша к началу «взрослого» общения.

Чего не стоит делать в попытках научить ребенка разговаривать

Чтоб научить малыша разговаривать, потребуются некоторые усилия. Он не может просто взять и заговорить. Советы о том, как делать это правильно, будут предоставлены ниже.

Не спешите
Многие полагают, что чем раньше малыш научится разговаривать, тем лучше. С одной стороны – это утверждение правильное, ведь ранняя речь малыша свидетельствует о его развитии. Многие родители любят хвастаться, что малыш сказал первое «мама» в 10 месяцев, а то и раньше. Но не стоит сильно расстраиваться, если это важное событие произойдет в годик с лишним. В этом нет ничего страшного.
Все дети разные, как и взрослые. Одни разговорчивые, другие замкнутые. Некоторым трудно удержать язык за зубами в силу своей повышенной активности, а другие просто ленятся и не считают нужным тратить себя на лишнюю болтовню. Прежде чем делать какие-то выводы о том, почему малыш не в годик все еще не разговаривает, следует рассмотреть особенности характера родителей.

Конечно, приятно, когда чадо начинает говорить раньше своих сверстников, но не стоит относиться болезненно к тому, что того не происходит. К одному году дети в среднем говорят 3-4 слова. Но, опять же, это – средний показатель, а не обязательное условие.

Первое слово – это не обязательно «мама»
Для большинства детей первым словом является действительно «мама». Но это – только 40 процентов малышей. Практически все
остальные говорят «дай», а потом уже учатся выговаривать другие слова. «Папа» не говорит в этот момент почти никто из малышей, потому не стоит их заставлять это делать. Наверняка родители, столкнувшиеся с этим явлением задумывались, почему так происходит.

Все дело в том, что для детей наиболее насущной проблемой является необходимость что-то получить от взрослых. Это может быть бутылка с молоком, какое-то лакомство или красивая вещь, которой малышу непременно хочется завладеть. И он не видит более эффективного способа заявить взрослым о своем желании, кроме как сказать им об этом. Вопрос состоит в том, откуда ребенок знает, что именно нужно сказать. Ответ прост: он берет эту информацию из личного опыта. Чада наблюдает за взрослыми и запоминает, какие слова они говорят в той или иной ситуации. Кроме того – они запоминают слова, с которыми к ним обращаются окружающие.

Пассивный словарь
Каждый малыш начинает формировать в своей памяти пассивный словарь. Проще говоря, дети могут не выговаривать слов, но их смысл они отлично понимают. Этот словарь формируется еще в возрасте 8-9 месяцев. К 10-11 месяцам они уже могут сказать первое слово. И если это происходит – малыши очень активно начинают осваивать последующие слова и выражения. Часто бывает так, что ребенок долгое время не говорил вообще, а затем начал поражать взрослых своей разговорчивостью.

Вывод прост, нужно больше общаться с малышом и просто – разговаривать в его присутствии. Так он быстрее запомнит большое количество слов, и начнет раньше их выговаривать. Это может быть «мама», или «дай», не важно. Главное чтоб первое слово было сказано. Как показывает практика, у разговорчивых родителей дети начинают говорить раньше, и дело здесь не только в наследственности.

Сюсюканье – это плохо
Мы рефлекторно старается говорить с малышами мягким, спокойным голосом, пуская в обиход только нежные, ласковые слова. И так должно быть, младенец с самого рождения должен чувствовать в своем окружении как можно больше позитива. Но не нужно доходить до крайностей, то есть – коверкать слова, разговаривать слишком слащавым тоном… Проще говоря – сюсюкать с ним. Иногда от этого довольно сложно удержаться. Но при этом родители допускают серьезную ошибку, в результате которой чадо довольно долго не может сказать «мама» или еще что-нибудь.

Мы
уже отмечали важное значение пассивного словаря. Формируя его, малыш ссылается на общение окружающих его людей и то, как с ним разговаривают другие. Понятно, что взрослые общаются между собой нормальным тоном, да и так разговаривает большинство. А если мама, папа или другие члены семьи говорят с ним на каком-то непонятном языке, то есть – выговаривают слова не так, как малыш привык их слышать, ему намного сложнее запомнить одни и те же выражения, сказанные по-разному. Как следствие – то и говорить их начинает значительно позже.

Учим малыша говорить слово «мама»
Даже когда чадо уже умеет говорить какие-то слова, но долгожданное «мама» так и не сорвалось с его маленьких губок, малыша этому довольно просто научить.
Но порой возникает ситуация, когда малыш долгое время не хочет говорить вообще ничего. В этом случае нужно набраться терпения и приложить как можно больше усилий для того, чтоб он начал говорить простейшие слова.
Слова, которым нужно обучать ребенка
Мама, папа, дед, баба, ам-ам, пи-пи и все в этом роде. Малыш воспринимает эти слова на слух и понимает, что они означают, когда взрослые говорят их полностью. Но самому их проще сказать в сокращенном виде.

Чтоб научить ребенка говорить, надо почаще с ним общаться посредством именно этих слов. Что значит общаться? Следует садиться перед ним и показывать, что означает то или иное понятие. Например – мама кормит малыша, показывает ему тарелку с кашкой, набирает еду в ложечку и повторяет при этом: ма-ма. Это же нужно делать по отношению к родственникам и предметам.

Соответственно, чтобы научить говорить ребенка мама, нужно этим словом называть себя, хорошо, если папа в присутствии малыша будет называть маму именно этим словом, и чтобы она при этом отзывалась.

Игры с малышом
Научить малыша говорить мама, и в целом – простимулироавть его речь, помогут различные игры. Самая простая – вопрос-ответ. К примеру, папа спрашивает у ребенка: «Кто это?». Если малыш не отвечает, папа это делает сам. И так – несколько раз. Мама тоже принимает в игре активное участие.

Игру можно разнообразить. Спрашиваем: «Где мама?». Она при этом прячет лицо за ладонями. Когда малыш указывает на нее, мама весело открывает лицо. Не забываем при этом хвалить ребенка, возможно – даже даем ему что-то вкусненькое. Такие игры доставляют массу удовольствия как малышу, так и родителям. Но главное – это польза подобных упражнений. Они развивают речь, логическое мышление, любовь к общению. В общем, такие простые развлечения активно стимулируют малыша к раннему развитию.

Конечно, таким же образом можно научить малыша говорить и другие слова. В центре игры могут быть не только родственники, но и предметы, окружающие малыша. Таким образом формируется активный словарь ребенка, и он будет употреблять все больше слов в процессе общения со взрослыми. Но главное – он будет понимать, что это весело, и в произношении слов нет ничего сложного.

Вывод
Чтобы научить говорить ребенка «мама», «папа», или любой другое слово, не нужно жалеть личного времени на общение с ним. Упражнения и игры очень быстро принесут свои плоды. При этом ребенок не просто будет учиться разговаривать, но и будет активно развиваться в целом. Общение с близкими – это незаменимый опыт, помогающий ребенку быстро адаптироваться в окружающем мире.

Но главное – это теплота отношений между родителями и малышом. Ребенок, который чувствует, что его любят, учится очень быстро и делает это с удовольствием.

Как научить ребенка разговаривать? Начните с ним учить стихи, проговаривать буквы. Как это делать? Читайте дальше…

Как научить ребенка говорить?

Как утверждают эксперты по раннему развитию, умение говорить в раннем возрасте является важнейшим фактором, определяющим всё дальнейшее развитие ребёнка. И то, насколько оно будет гармоничным, напрямую зависит от самих родителей. Именно поэтому многие сегодня так стремятся научить своего ребёнка говорить как можно раньше. К тому же это один из лучших способов сделать жизнь малыша ещё более интересной.

Важно уже в раннем возрасте учить детей грамотно выражать свои ощущения и эмоции, правильно строить предложения. Конечно, мы не помним, как и когда учимся говорить сами, и поэтому кажется, что процесс обучения всегда лёгок и прост. Но так ли это на самом деле? Действительно ли просто научить ребенка говорить?

Только в том случае, если вы выбрали правильную методику!

Компания «Умница» предлагает уникальные методики раннего развития, созданные специально для того, чтобы научить ребенка говорить, читать, считать и быть самостоятельным. Хотите узнать больше? Мы расскажем вам как научить ребенка правильно говорить слова. Выбирайте лучшее для своих детей!

Приводим несколько способов того, как быстро научить ребёнка говорить.

С самого рождения уделяйте внимание установлению эмоционального контакта с крохой. Ловите его взгляд, улыбайтесь, разговаривайте. Пойте, говорите с переменами интонации. Ваша речь должна быть чёткой, правильной, разнообразной.

Рассказывайте малышу о том, что происходит вокруг, чем вы с ним сейчас будете заниматься. При этом делайте паузы, чтобы кроха мог вам ответить на своём языке. Обязательно поддержите разговор, повторяя вслед за ребёнком его звуки или эмоционально вопрошая: «Ты вправду так считаешь?».

Целенаправленно ходите по дому или по улице и рассказывайте малышу про различные предметы. Когда кроха сам научится указывать пальчиком на интересующую его вещь, ваши беседы станут дольше и содержательней.

Развивайте речь малыша, обучая чтению целыми словами. Заниматься можно начать как с рождения, так и после 2–3 лет. Сначала показывайте ему карточки со словами, затем переходите к совместному чтению детских книг из комплектов «Книжная разминка» – часть 1 и часть 2. Для активного пополнения словарного запаса крохи мы также рекомендуем использовать программу «Говорим с пелёнок».

Дополняйте слова малыша. Например, он научился говорить «Ба», показывая на собаку. Ответьте ему: «Правильно, это собака, собачка говорит «Гав». Активно пользуйтесь звукоподражанием животным, это приносит малышу особенное удовольствие.

Выберите несколько предметов одного цвета, и покажите крохе со словами: «Вот колечко, оно синее, вот кубик, он тоже синий, и коробка синяя. Все эти вещи синие». После изучения основных цветов можно переходить к знакомству с оттенками цветов.

Рассказывайте малышу стихи и пойте песенки, благодаря ритмичности они прекрасно запоминаются ребенком. Когда стихотворение будет прочитано много раз, давайте крохе возможность самому закончить строчку, или же заканчивайте ее намеренно неправильно, чтобы малыш ее исправил.

Используйте специальные стихи-игры: ладушки, сороку-ворону, гуси-гуси, которые к тому же развивают мелкую моторику рук. Все они, а также другие прибаутки, считалочки, умывалочки, просыпалочки, шагалочки есть в комплекте «Букварь с пелёнок». Будут полезны для занятий и уникальные «книжки-листалки», которые входят в состав системы «Говорим и читаем с пелёнок»
К слову о мелкой моторике. Уже давно доказано, что ловкость пальчиков и развитие речи связаны прямо пропорционально, поскольку за них отвечают соседние участки мозга. Поэтому постоянно давайте крохе играть разными по фактуре и форме предметами.

Вот такие полезные и весёлые занятия по развитию речи - точный ответ на вопрос, как научить ребенка говорить. В процессе обучения малышу никогда не будет скучно, ведь его самое любимое занятие сейчас - это учиться и познавать мир. Общайтесь с крохой с удовольствием, и вы не только научите его разговаривать, но и установите тесный эмоциональный контакт с вашим самым близким маленьким человечком.

Развитие речи ребенка от 1 до 2,5 лет

Чтобы ваш малыш заговорил, используйте различные стимуляторы. Это могут быть ваши эмоции, или же слова из лексикона детей и взрослых. Давайте детальней рассмотрим варианты стимуляции речи малыша.

  1. Положительно реагируйте на любые попытки ребенка произнести что-то новое , даже если слово прозвучало не идеально.
  2. Используйте такие слоги и буквы: ааа, га-га, да-да, ма, па, ба.
  3. Выделите 5 основных слов и используйте их часто в речи, либо же отдельно.Это могут быть следующие слова: мама, папа, бабушка, дедушка, собака.
  4. Используйте слова-подражания :- спать – ааа,- скушать – ням-ням,

    — сдождик – кап-кап,

    — ссобака – гав-гав,

    — сгусь – га-га,

    — слягушка — ква-ква,

    — сдать – дам-дам,

    — супал – бах-бах,

    — барабан – бам-бам.

  5. Используйте слова из лексикона взрослого : трава, собака, часики, смотри и т.д. Ребенок может их повторять по-своему. Например: тава, бабака, титики, моти. Упрощать слова естественно для деток в возрасте от 1 до 2,5 года.

Помните о том, что обучение чему-то новому должно вызывать у ребенка положительные эмоции. Играйте с малышом, часто говорите ему “да” вместо “нет” и скоро ваш ребенок заговорит.

Логопедические стихи для детей, считалки на согласные звуки: В, Г, Т, Д, Б

Считалки

В

Воробьи, вороны, совы,
Волки, львы, волы, коровы.
Кто сумеет повторить?
Не сумел – тебе водить!

В небе паровоз летает,
В море плавает вагон,
Волк по воздуху шагает,
Кто не верит – выйди вон!

Стихи

Г

Гром гремит, грозит, грохочет –
Напугать гроза нас хочет!

Небо было голубое –
Стало грозное, стальное…

Град горошинами бьет,
Град гулять нам не даёт!
Но гроза всё дальше, тише,
Глуше гром, и небо чище…

Загорелась полукругом
Радуга – дуга над лугом!

Друг за другом выбегаем –
В догонялки мы играем!

Гомоним, галдим, гогочем,
Прыгаем, гремим, грохочем!

Т

Собаке Лайке гость
Принес большую кость.
Открыла лайка пасть,
Схватила кость и шасть
Под Настину кровать,
Чтоб кот не мог достать.
Собака: хрусть да хрусть,
Но вдруг – какая грусть! –
Застряла в пасти кость
И колет, словно гвоздь!
Котенок крикнул: «Насть!
Раскрой собаке пасть!».
Схватил когтями кость
И спас собаку гость.
Котенок, Костя, Настя
Сияют все от счастья!
Весь день котёнок Вася
Учил собаку Насти:
«Жадных, знай, никто не любит,
Жадность, знай, тебя погубит!».

Т-К

Татке надели
Тапки на лапки.
Тапки – на Татке.
На тапках – заплатки.

Скинула Татка
Тапки в заплатках.
— Дайте носочки!
— Дайте чулочки!

Наденьте сапожки
На Таткины ножки!
Наденьте перчатки
На рученьки Татки!

Накиньте платочек
В синий цветочек!
Теперь всё в порядке
У модницы Татки.

Д

Бездельники

Ходили, бродили,
Судили, рядили,
Галдели, гудели
Без дела, без цели.

Недели проходят,
Года пролетели…
Бездельники бродят
Без дела, без цели…

Дразнилка

Жадина, жадина,
Съела шоколадину,
Съела виноградину,
Смородину – громадину,
Съела девять видиков,
Девятнадцать ходиков,
Девяносто гвоздиков,
Десять пароходиков!

Б

Робин – Бобин – Барабек
Съел барана на обед,
Съел быка, балык, бобы,
Борщ, бульон, блины, грибы
Яблоко, арбуз, бананы,
Кабачки и баклажаны,
Съел клубнику и бруснику,
Барбарис и голубику,
Съел батон, бисквит, буханку,
Булку, бутерброд, баранку!

… Бедный Робин говорит:
— Невелик мой аппетит.
Я обедом недоволен…
Может быть, я очень болен?

Музыканты

Барабан, баян и трубы,
Балалайка, бубен, тубы.
Мы играем, бьем, бренчим,
Барабаним и трубим!

Логопедические стихи и скороговорки на согласные звуки: Р, ̕P̕

Вертолет

Вот готовится в полет
Винтокрылый вертолет.
Ни разгона, ни разбега:
Раскрутили винт – и в небо.

Трамвай

Трамвай гремит,
Трамвай звонит,
По рельсам быстро мчится.
В любую сторону домчит.
Кто хочет прокатиться?

*****
Метро

Нам проехать не хитро
Через город на метро:
Нет машин и пешеходов,
Перекрёстков, переходов –
Путь проложен под землей
Самый быстрый и прямой.

Корабль

Посмотри:
Корабль старинный
С парусами,
С мачтой длинной,
У штурвала – рулевой,
Ветер дует за кормой.
Ветер парус надувал,
По морям кораблик гнал.

Троллейбус

Затормозил
У тротуара
Синий троллейбус,
Круглые фары.
Вошли пешеходы,
Лишь двери открылись,
И в пассажиров
Все превратились.

По небу летит ракета.
По дороге едет карета.

На лугу пасется корова
У царя золотая корона.

На березе сидит ворона.
Во дворе открыты ворота.
*****

Задали Мише урок
Со словами: дорога, порог,
Ворона, сорока, бараны,
Воробей, караси, барабаны.

Мама с сыном успели
Рассказ сочинить за неделю.
Мама сказала сыну:
— Представь такую картину:

Вот озеро. В нём караси.
Над озером дождь моросит.
Растут у дороги ромашки
И ароматные «кашки».

По дороге корова идёт,
Ароматную «кашку» жуёт.
Идёт по дороге баран,
Несёт баран барабан.

Воробей на дороге пирует,
Горох и корки ворует.
Стоит конура у забора,
Дворняга рычит на вора.

Сорока сидит на воротах,
Ждет деток своих, зовет их
(Сорока кашу варила,
А деток еще не кормила).

А розовые поросятки
(Совсем расшалились ребятки)
Корыто с водой опрокинули
И в озеро рыбам кинули!

Ворона над ними летает
И каркает – их ругает!
Миша учил старательно,
Но не очень внимательно,

И вот какая картина
Получилась в рассказе сына:
«По озеру, как пароход,
Корыто с бараном плывёт.

От радости этот баран
Рогами стучит в барабан!
По дороге идут караси
(Самый важный едет в такси!).

Из конуры корова
Мычит воробью: — Здорово!
Пируй, дорогой, на здоровье
И пей молоко коровье!

Над порогом дворняга летает
И очень старательно лает.
Поросята сидят на воротах
И песню поют о сороках:

— Сорок сорóк воровали горох,
Сорок ворон обокрали сорóк.
Воробей вызывает ворону
На разговор к телефону».

Спорили, ссорились
Андрей с Григорием:
— Я – говорит Андрей, —
Переговорю тебя быстрей!

— А я – говорит Григорий, —
Быстрей тебя переспорю!
А рядом стоял Кирилл,
Смотрел на них, говорил:
— Помирились, Андрей, с Григорием!
Григорий, с Андреем не ссорься!
Андрею Григория не переговорить,
Не переспорить Григорию Андрея.
Я один сумею вас уговорить,
Помирить, передружить сумею!

Скороговорки

Постой-ка, постройка
Простую постройку.
Постой на простой постройке,
Постой на пустой постройке,
Постой на пустой,
Постой на простой,
На пустой, на простой постройке!

Мандаринки у Иринки,
У Иринки мандаринки.

Фонари на двери.
На двери фонари.

Тетерев на дереве,
На дереве тетерев.

Логопедические стихи на согласные звуки: К, Г, Р, В, М, Н

Котя-котя, кыс-кыс-кыс,
Ты ловил сегодня крыс?
Крыски вышли погулять.
Котик, нужно их поймать!

Кашу варим каждый день.
Кушать кашу нам не лень.
Каша нам дает все силы,
С кашей будем мы красивы.

Гуси-гуси, га-га-га!
Гонят их все со двора.
Гуси вышли на газон.
«Га-га-га!» — кричат на нем.

Гоша в городе гулял.
Гену Гоша там искал.
Где живет его друг Гена,
Год назад сказала Лена.

«Р-р-р, — тигренок зарычал, —
Разных я зверей встречал.
Но тигрята р-р-р-рычат
Лучше всех зверей-ребят!»

Радуга красками небо
Вдруг разукрасила смело.
Радостно вновь по дорожке
Прыгают Ромка с Антошкой.

Восемь вежливых медведей
Вместе кашу всю доели.
Всех перепугав соседей,
Благодарно заревели.

Вася, Вова и Виталик
Взяли с краской синей валик.
Валиком ворота красить
Им доверил папа Васи.

Восемь вафель и ватрушек
Вова будет с Васей кушать.
Вася быстро съел все вафли.
Вова будет рад навряд ли.

Маша мыла руки с мылом,
Заодно помыла сливу.
Маша Милу угостила,
Мила улыбнулась мило.

Мама, можно мне гулять?
Меня Маша может ждать.
Мы хотели вместе с Машей
Мелом рисовать с Наташей.

Ночью нужно нам всем спать,
Чтобы сны все повидать.
Ночью Нину-Антонину
Навещает фея Нила.

«Ню-ню-ню, — сказала Нина,-
Обзываться некрасиво.
Нужно нам всем маму слушать
И не обижать Настюшу».

Логопедические стихи на согласные звуки: З-С, Д-Т, В-Ф, Б-П, Ж-Ш

За соской Зося вниз пошла,
Но соски Зося не нашла.
Заснуть у Зоси не выходит,
И Зося соску ищет, ходит.

Саша с Зоей в сад за сливой
Шли, держась за ручки мило.
Зоя Саше вслух сказала:
«Краше сада я не знала!».

Взрыв салюта – сильный звук.
Сразу исчезает слух.
Ушки ты свои закрой.
Тише звук – слух чище твой.

Дятел долбит для детей
Дом-дупло уж девять дней.
Дети дятла будут там
Долбить дырки по утрам.

«Дотёр до дыр я тряпку дома, —
С досадой Диме сказал Тёма, —
Вот, Дима посмотри на дыры!
Я не дочистил половины!»

Сидит дятел долбит дуб.
В этом деле дятел крут!
Дятел деток долбить учит.
Детки дятла не конючат.

Вафли с кофе во дворе –
Фросин завтрак по весне.
Вот бы Фросю попросить
Вафлями всех угостить.

В руки я флажок возьму,
Всем флажком я помашу.
Вот какой флажок в руке!
Всем флаг виден вдалеке.

Финики возьму в дорогу.
Заверну в фольгу немного.
По два финика нам всем.
Финики всегда я ем.

Бык по полю быстро ходит,
Бык пыхтит, бык к нам подходит.
Быстро с Петей побежали.
Бык, похоже, бежит с нами.

Боря и Петя пошли на борьбу.
Боря хотел раз устроить пальбу.
Но Петя у Бори забрал пистолет:
Умел он бороться, Борис – пока нет.

Бобов чуть больше половины
Отсыпал нам по-братски Дима.
Бобов побольше нам бы кушать,
Побольше бы нам папу слушать.

По жаре шоссе шипит.
«Жарко, шумно, — говорит, —
Жутко быстро все машины
По жаре сжигают шины».

Шажок один, шажок другой.
Прыжок и снова шаг ногой.
Шагаю живо, широко.
Шагать с желаньем так легко.

Жутко шумно жук жужжал.
Шум жужжаньем создавал.
Подошел я сам к жуку.
«Тише, жук!» — сказал ему.

Логопедические стихи на гласные звуки: Ы, О, А, И, У, Е

Рыба к рыбе подплыла:
«Я в Крыму вчера была.
Крабы и дельфины в море
Отдыхают на просторе».

Есть у Димы две машины,
Есть и мячик из резины.
Если б был батут у Димы,
Был бы он совсем счастливый.

Рысь рычала на рысенка:
«Ты вчер-р-ра дразнил сестрёнку,
А ведь вы дружить должны.
Сёстры, братья всем нужны!»

Очень скучно во дворе –
Оли с Толей нет нигде.
Олю увезли на море.
С бабушкой уехал Толя.

Ехал паро-паровоз.
Он дрова в деревню вёз.
Очень часто паровозик
В ту деревню что-то возит.

«Очень хочется на море, —
Говорит подружке Соня, —
Я люблю на Черном море
Загорать и плавать вдоволь».

Астры Ася очень любит
И выращивать их будет.
А потом все астры Ася
Девочкам подарит в классе.

Арбузы бабушка купила,
Сначала их так много было.
Но Аля быстро все их съела,
Заметить даже не успела.

Зайка собирал мозайку,
А енот читал Незнайку.
Ёж в альбоме рисовал,
Братец лис ворон считал.

Синий иней всё покрыл –
Им морозец наследил.
Зимушка-зима пришла,
С собой иней принесла.

Сливы синие висели,
Приглашали, чтоб их ели.
Сливы в миску собираю,
Иру, Вику угощаю.

Лилия и просто Лиля –
Лишь одно и то же имя.
Так же Рита-Маргарита,
Виталина – это Вита.

У меня уроков много.
Позову сестру в подмогу.
Выучить уроки дружно
Много времени не нужно.

У кукушки кукушонок
Говорит «ку-ку» спросонок.
Кукушонку утро любо,
Гусениц он съел бы блюдо.

У Ульяны есть юла.
Кукла есть, и не одна.
Дональд Дак, утенок, есть –
Всех игрушек нам не счесть.

Еле-еле душа в теле,
Черепашка поползла.
Шаг ее всегда размерен,
Не спеша живет она.

Елена любит полениться,
Лениться Лене не годится.
Лентяйкой Лене стыдно быть,
О лени нужно ей забыть.

Ежедневно у енота
Есть одна только забота:
Находить себе еду,
Полоскать еду в пруду.

Логопедические стихи на согласные звуки: Т, Д, С, Б, П

Трём-потрём, трём-потрём,
Чистой тряпкой всё протрём.
Убираем всё, метём.
А потом гулять пойдём.

Тётя Таня, посмотри,
Я котлет съел целых три.
А теперь я тортик буду –
Приготовь большое блюдо!

Три котенка так играли,
Что игрушки растеряли.
Ищут тут и смотрят там…
«Попадёт от мамы нам!»

В дудочку, ду-ду, ду-ду,
Песенку дудеть могу.
Дважды в день её беру
И играю: «Ду-ду-ду».

Дайте яблочка две дольки:
Долька – мне и долька – Тольке.
С другом поделюсь всегда.
Не был жадным никогда!

Даша, Дина и Дарина
Дружат с Даней, дружат с Димой.
В садик вместе они ходят,
Дружно время все проводят.

Сорока прилетела в сад.
Садовник этому не рад.
Стащить сорока может сливы,
А сливы сладкие на диво.

Сорок семь сомов поймал
Наш сосед рыбак Иван.
Всем селом ему сказали:
«Столько рыбы не видали!»

Сашу Сонечка спросила:
«Сколько сушек всего было?»
Саша быстро посчитала,
«Семь» — уверенно сказала.

Бабушка блины пекла,
Внука Борю позвала.
Боря ел блины с грибами,
А с брусникой блины — маме.

«Баю-бай, баю-бай,
Бегемотик, засыпай» —
Пела мама-бегемот,
Королева всех болот.

У барашка – барабан.
Барабанит по утрам.
У бычка есть балалайка,
Ну-ка нам, бычок, сыграй-ка.

Пароходик по реке,
Плыл так плавно, налегке.
В порт зашел наш пароход —
Пассажиров он везёт.

Полю покатать на пони
Папа в парк привел с утра.
Пони милую в попоне
В парке ждет вся детвора.

Паучок сплел паутинку.
Паутинка как картинка.
Он в нее поймает мушек.
Будет паучок их кушать.

Чистоговорки на звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Ша-ша-ша-ша,
Наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо,
И поет хорошо.
Шу-шу-шу-шу,
Поет песню малышу.
Ши-ши-ши-ши,
Любят песни малыши.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Ча-ча-ча-ча,
На столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо,
Ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу,
Я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи,
Пламя сдую у свечи.

Ща-ща-ща-ща,
В дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу,
Зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще,
Буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё,
И в сапожках еще.

ПЕСНЯ МАЛЫШУ

Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шу-шу-шу-шу,
Поем песню малышу.
Ши-ши-ши,
С нами пели камыши.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.

Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае , независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки . Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки . Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый . Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.

  • Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики . На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

Причина Решение
1. Наследственность Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
2. Особенность характера и темперамента Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
3. Отсутствие необходимости в речи Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
4. Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
5. Чрезмерный напор родителей Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
6. Отсутствие интереса Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
7. Отсутствие социума Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

(10 оценок, среднее: 4,70 из 5)

Обычно первые слова в речи ребенка появляются после года жизни. Примерно к двум годам малыши начинают разговаривать очень активно, с каждым днем пополняя свой словарный запас. Вообще развитие речи имеет две направления: активное, подразумевающее процесс говорения, и пассивное - понимание речи. Пассивная речь, как правило, опережает активную. До определенного момента число понимаемых ребенком слов намного превышает число активно употребляемых, но зачастую у некоторых деток этот период значительно затягивается.

Бывают случаи, когда до 2,5-3 лет ребенок упорно молчит, при этом развиваясь абсолютно нормально, а есть малыши, которые уже в 1,5 года рассказывают стихи наизусть. Такие существенные индивидуальные различия не дают установить даже примерные нормы речевого развития у детей. Но если ребенок понимает обращенную к нему речь, лепечет на своем языке, а родители создают все необходимые для его нормального роста условия, рано или поздно малыш непременно заговорит. Правда, в силах родителей ускорить этот процесс. Как? Давайте это обсудим.

Многие считают, что речь ребенка формируется из подражания звукам взрослого: повторяя за ними, малыш усваивает речь и таким образом учится разговаривать. Подражание действительно играет роль в развитии речи ребенка, но не является основным методом. Дети могут запросто повторять слова за взрослыми, но при этом не использовать их в самостоятельной речи, из чего делается вывод, что воспроизведение чужих слов еще не означает появление собственных.

В это же время очевидно, что первые слова у малыша появляются в общении с взрослыми. Но следует понимать, что за каждым словом стоит предмет, а именно его значение. Если предмета нет, сколько с ребенком не разговаривай, первые слова появятся не скоро. Соответственно для успешного речевого развития ребенка необходима потребность в общении с кем-то взрослым и потребность в предметах, которые необходимо называть.

Задача родителей, играя с ребенком, проговаривать все действия и называть предметы своими именами, побуждать кроху просить их и обозначать словами. Без развитой потребности в общении с взрослыми людьми речь сформироваться не может, поэтому общайтесь и играйте с ребенком как можно чаще. Для игр отлично подойдут мячики, кубики, фигурки, пирамидка. Однако, даже не смотря на постоянное общение родителей с детьми, благополучное появление и развитие речи появляется далеко не у всех детишек.

Каковы причины задержки речевого развития детей?

Основной причиной задержки речевого развития у детей в наше время является изменение социально-культурных условий жизни. Большинство родителей из-за занятости на работе и усталости после нее зачастую не успевают уделять время своим детям, вследствие чего ребенок недополучает общения. Главным источником получения впечатлений об окружающем мире для малышей служит такая техника, как телевизоры и планшеты, что крайне негативно влияет на формирование речи у ребенка.

Хотя, сидя перед телевизором, ребенок и слышит речь людей, он не воспринимает ее, как адресованную ему. Дети раннего возраста не вслушиваются в речь с экрана, и соответственно для них она лишь фон. Малышам, только начинающим осваиваться в мире речи, вовсе не безразлично, кто произносит слова и как. Важен не только произносимый звук, но и мимика, внимание, эмоциональная выразительность говорящего. Получить это можно только при живом общении.

Но иногда задержка речевого развития у детей наоборот случается из-за взрослых, а точнее их повышенного понимания лепетной речи малыша. Вместо того чтобы стимулировать ребенка называть предметы правильно, родители зачастую договаривают слова за него, угадывая малейшие желания. Взрослые понимают своего ребенка и то, что он хотел сказать своими ку-ка, бу-бу и т.д., тем самым не давая ему научиться разговаривать нормально.

К тому же многим мамам и папам даже нравится использовать в общении с детьми лепетные слова и выражения, ведь это так умилительно, хотя на самом деле лишь тормозит формирование человеческой речи. Сюсюкать можно только с младенцами, которые не вникают в значение произносимых взрослыми слов. С года использовать в общении с детьми подобную речь крайне нежелательно, потому что если к 3-4 годам ребенок будет все еще говорить детскими словами, впоследствии в его речи возможно появление нарушений, связанных с неполным овладением звуков, их смешением или заменой. В школе такие детки имеют проблемы с правописанием, поскольку пишут так, как слышат.

Достаточно серьезным препятствием для формирования речи ребенка может стать его чрезмерная активность и непослушание. Такие детки очень подвижны, импульсивны, постоянно куда-то несутся, неусидчивы и не реагируют на замечания взрослых. Даже протестуя против чего-то, они кричат или ругаются как бы в пустоту, а не обращаясь к родителям.

Признак отсутствия важных связей с взрослыми также проявляется в желании все делать самостоятельно, не нуждаясь в ком-то старшем как в партнере или образце для подражания. Индивидуальные игры малышей с предметами, безусловно, должны иметь место быть, но они никак не сказываются на речевом развитии, ведь потребность в общении и обращении отсутствует.

Еще одной распространенной проблемой, прямо противоположной предыдущим, является стремительное развитие речи у ребенка. Ее смысл в том, что первые слова ребенок произносит с огромным опережением, и, например, в год и три вдруг начинает говорить развернутыми предложениями, недетскими словами, с правильной дикцией.

Такие детки вызывают огромную гордость у своих родителей, ведь, по их мнению, их ребенок чуть ли не вундеркинд. С малышом начинают заниматься еще активнее, развивать его речь, учить стихам и песням, и он все понимает, с удовольствием слушает и запоминает. Но зачастую случается так, что чуть позднее у подобных детей начинаются проблемы со сном, появляются детские страхи и фобии, заикание, а сами малыши становятся капризными и вялыми.

Это случается потому, что неокрепшая нервная система ребенка не может справиться с тем потоком информации, который на него обрушился. Ему на самом деле весьма трудно резко перестроиться из младенца во взрослого человека, способного четко вести беседу и запоминать большой объем данных. Гиперактивность, повышенная импульсивность или наоборот вялость, ночные кошмары, заикание - все это свидетельствует об утомлении нервной системы малыша.

Когда надо бить тревогу?

Обычно до трех лет детей, владеющих только лепетной речью, предпочитают не изнурять походами к логопеду, надеясь на то, что ребенок заговорит сам. Но, к сожалению, ожидания оправдываются не всегда, а наверстать упущенное время становится сложнее. Отсутствие квалифицированной логопедической помощи в дошкольном возрасте приводит к целому ряду речевых нарушений, что, безусловно, сказывается и на успеваемости и на общении со сверстниками, провоцируя трудности адаптации в коллективе и овладении школьной программой.

Влияние речевого недоразвития на процесс становления личности можно значительно ослабить, если начать занятия как можно раньше. Эффект имеет помощь, оказываемая в возрасте от 2,5 до 5 лет, когда как раз идет процесс активного формирования речевой функции. Логопеды не столько корректируют речь ребенка, сколько направляют ее в нужное русло, тормозя негативные проявления и развивая положительную динамику. Итогом занятий должна стать исправление речевого недоразвития до поступления ребенка на обучение в школу. Чем раньше вы обратите внимание на формирование речи вашего малыша, тем эффективнее будет оказана помощь в случае необходимости.

Как помочь ребенку заговорить?

Обращаю ваше внимание, что описанные методы будут приемлемы только для детей с нормальным физическим слухом и двигательной активностью, но имеющих задержку речевого развития.

1. Массаж пальчиков

Движения пальцев рук, которые совершенствовались из поколения в поколение, тесно связаны с развитием речи человека. Выполнение руками все более тонкой и сложной работы способствовало постепенному увеличению площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Таким образом, развитие функций рук и речи у людей шло одновременно. Примерно также происходит и речевое становление у ребенка.

Ученые, исследующие деятельность детского мозга и психическое развитие детей, пишут о значительном стимулирующем влиянии функции руки. Поначалу у детей развиваются тонкие движения пальчиков рук, затем возникает артикуляция слогов, и впоследствии все усовершенствования речевых реакций напрямую зависят от натренированности пальцев рук. Данный факт должен непременно учитываться при работе с детьми, у которых речь развивается согласно возрасту и с теми, у кого отмечается задержка в речевом развитии.

Тренировать пальцы рук малыша можно, начиная с 6-7 месячного возраста. В этот период достаточно легких поглаживаний кистей рук, сгибания и разгибания пальцев, слабых надавливаний в направлении от кончиков пальцев до запястья. Массировать пальчики необходимо всего пару минут в день, но ежедневно. Примерно с 10 месяцев следует начать уже более активную тренировку пальцев ребенка. Можно использовать разные приемы, главное, чтобы в движения вовлекалось как можно больше пальчиков и движения были энергичными.

К примеру, давайте малышу рвать бумагу на мелкие кусочки, катать шарики из пластилина или теста для лепки (для этого требуется значительное усилие и задействованы все пальцы рук), перебирать мелкие предметы или крупу (обязательно под вашим присмотром, чтобы малыш не взял ничего в рот и не подавился), нанизывать кольца пирамидки, пользоваться сортером, складывать предметы один в другой.

С полутора лет задача усложняется, становятся существенны силовые отношения. Ребенок учится застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, закручивать и откручивать крышки, играть со шнуровкой, завязывать и развязывать узелки. Отличную тренировку пальцев рук обеспечивают обычные народные игры с пальчиками: Сорока-ворона, Пальчики в лесу, Этот пальчик хочет спать и др.

2. Правильная человеческая речь

Не заменяйте в разговоре с ребенком человеческие слова языком мамочек и нянь, не говорите с ним сокращенными кач-кач, бо-бо, би-би и т.д. Для формирования нормальной речи малышу необходимо слышать правильные слова и звучание. Общаясь с крохой, произносите отдельные слова четко и ясно, стараясь привлечь его внимание к их артикуляции и добиться внятного произношения.

3. Избегание излишнего понимания невнятной речи ребенка

Старайтесь делать вид, что не понимаете малыша, если он общается с вами автономными словами и не достаточно внятно. Создавайте для ребенка речевую задачу, побуждая его называть нужные ему вещи правильно.

4. Зрительный контакт с малышом при разговоре

Дети всегда повторяют за взрослыми. При разговоре ребенку важен зрительный контакт, то, как вы произносите слова, ваша тональность, тембр, артикуляция. Чем четче и яснее будет ваша речь, обращенная к малышу, тем быстрее он сможет понять вас и заговорить сам.

5. Использование простых и понятных слов

Маленький ребенок не способен понять и запомнить очень длинные и сложные словосочетания и предложения, поэтому в общении с детьми важно использовать понятную и простую речь. Желательно говорить короткими фразами: принеси мяч, положи на стол кружку и т.д. Простые фразы легче врезаются в память.

6. Использование медленного потока слов

Ребенку трудно начать говорить, если он постоянно слышит речь взрослых, в которой невозможно выделить что-то конкретное из-за быстрого потока слов. Старайтесь общаться с ребенком на понятном ему языке и произносите слова, обращенные к нему, достаточно медленно, чтобы ему было проще их запомнить.

7. Проговаривание ваших действий вслух

Хорошо, когда с самого рождения родители имеют со своими детьми тесный контакт и постоянное речевое взаимодействие. Рассказывайте ребенку обо всех ваших действиях, будь то готовка или мытье посуды. Но не увлекайтесь слишком сильно, здесь необходим баланс, поскольку есть риск того, что кроха привыкнет к постоянному «заднему фону» и не будет обращать на вашу речь внимание.

8. Чтение книг

Выделите хотя бы 10 минут в день для чтения книг малышу. Выбирайте ярко иллюстрированные книги с короткими текстами. Можете задавать ребенку вопросы по прочитанному, просить показать героев пальчиком, назвать их и т.д. Поддерживайте интерес детей к чтению и не отказывайтесь почитать им, если они приносят вам книгу. Относитесь с терпением, если ребенок просит читать все время один и тот же текст, как говорится, повторение - мать учения. Когда малыш слышит одни и те же слова и объяснения, он быстрее их запомнит и начнет произносить первыми.

9. Прослушивание детских песен и сказок

Детские песни и другие музыкальные произведения весьма полезны для пополнения словарного запаса ребенка и развития его слухового внимания. Старайтесь чередовать медленные и быстрые мелодии. Очень хорошо слушать песни, которые можно сочетать с движениями (например, Е.Железновой), таким образом, тренируется слухо-моторная координация. Здорово, если у мамы или папы есть слух, и он будет петь песни вместе с ребенком. Дети ловят движения губ взрослых, их мимику, что помогает им в итоге запоминать те или иные слова лучше.

10. Ограничение времяпрепровождения перед ТВ и компьютером

Не стоит использовать технику, как средство для успокоения малыша. Зависимость от экрана развивается очень быстро, к тому же это вредно для зрения. Телевизор и гаджеты учат детей не разговаривать, а слушать и молчать, что негативно сказывается на формировании речевых навыков.

11. Стимулирование к играм с эмоциональным контактом

В случае повышенной импульсивности ребенка и нежелании слушать взрослых полезно стимулировать малыша к играм, в которых присутствует эмоциональный контакт: например, ласково погладить кроху по головке, назвать его по имени, показать на пальчиках «сороку-ворону» или поиграть в «ку-ку», ладушки.

Целью является налаживание контакта с ребенком для получения ответной реакции. Укладывайте кукол спать, гладьте и выгуливайте зверушек, собирайте вместе конструктор и постарайтесь сократить игры, в которые ребенок может играться один. Если заинтересованности от ребенка не последует, организуйте на его глазах общую игру с другим человеком.

Допустим, мама и папа могут перекидывать друг другу мячик, при этом радуясь и веселясь. Наверняка малышу захочется присоединиться или занять место одного из взрослых. Очень полезны игры с имитацией звуков животных, трактора, стука и т.д. Подобные игры и занятия отвлекут ребенка от бессмысленной беготни и помогут развить содержательное общение.

11. Свобода от речевых впечатлений

При повышенной нервозности ребенка, связанной с чрезмерной речевой нагрузкой на неокрепшую нервную систему, необходимо обеспечить малышу покой и свободу от излишних впечатлений, прежде всего речевых. Чтобы предотвратить нервозное состояние, необходимо чаще гулять с ребенком на свежем воздухе, играть в подвижные игры, стимулировать общение с ровесниками и не перегружать новой информацией.

Подводя итоги, хочется еще раз отметить, что необходимость, а впоследствии и потребность в нормальной человеческой речи может возникнуть только при достаточном общении взрослых с ребенком. Занимайтесь с малышами, и результаты не заставят себя ждать!

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека? Это четыре составляющие:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

1. Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию - малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал - повод проверить слух.

2. Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами. Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом».

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка. Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами.

Возраст около года (12–14 месяцев) - устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Уголок для чтения в Инфант-классе Монтессори-школы LePort

3. Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать (подробнее об этом в статье «О чём говорить с детьми»);
  • следить за грамотностью и красотой речи.

4. У детей должно быть ж елание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах (подробнее о них в статье «О чём говорить с детьми»):

1) Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».

2) Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».

3) Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Мария Монтессори писала: «В возрасте одного года ребёнок произносит первое слово намеренно. Он лепечет, как и раньше, но теперь у этого лепета есть цель, и эта преднамеренность является доказательством его способности к пониманию. Ребёнок начинает ещё в большей степени осознавать, что язык имеет отношение к его окружению, и в нём появляется ещё большее желание овладеть языком сознательно», - Мария Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка», гл. 11.

Педагог и малышка рассматривают картину в Тоддлер-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Речевое развитие детей от года до трёх лет

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Около трёх лет происходит важное событие - в речи и сознании маленького человека появляются слова «я», «моё» и «я сам». Родители должны удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха.

Конечно, на то, в каком возрасте ребёнок начинает говорить предложениями, влияет множество факторов, и возрастные границы довольно условны. И всё-таки задача родителей - создавать условия, о которых мы писали выше, и устранять препятствия, к которым можно отнести:

  • Сюсюканье (оно не даёт детям правильный образец ни со звуковой, ни с просодической, ни с лексической сторон языка).
  • Отсутствие речи, направленной на малыша.
  • Отсутствие движения (для развития зон мозга, отвечающих за развитие речи, детям необходима свобода движения, которая исключает ходунки, манежи и прочие приспособления и предполагает ползанье, лазанье, качание).
  • Постоянное присутствие соски во рту.
  • Отсутствие твёрдой пищи.
  • Эмоциональные, интеллектуальные перегрузки.
  • Шум (тяжёлая музыка и т. п.).
  • Телевизор, планшеты (важно помнить, что только человеческая речь и коммуникация являются для детей условием формирования и развития языка).
  • Излишняя предупредительность взрослых и, как результат, отсутствие усилий маленького человека.

Чтение в Тоддлер-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Почему ребёнок не начинает говорить

К сожалению, за последние годы число детей, имеющих сложности в речевом развитии, выросло в несколько раз. Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:

  • осложнения во время беременности и родах;
  • генетика;
  • поражение органов слуха;
  • нехватка микроэлементов;
  • проблемы нервной системы;
  • социальные факторы.

Важно понять, относятся ли они к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.

Родители могут проанализировать поведение крохи с точки зрения четырёх составляющих речи, чтобы попробовать определить, где именно возникают сложности.

Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие ему разговаривать. И совсем другая ситуация, когда, например, двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их. Но если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем - это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.

Верхнее фото сделано в Нидо-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»