Нетканый гобелен своими руками для начинающих. Гобелен своими руками: схемы плетения и вышивки. Материалы и инструменты, подходящие для изготовления гобелена ковровым методом

Искусство создания гобелена берет свое начало в творчестве древних народов различных стран и религий. Оно формировалось и развивалось в течение нескольких веков от простых тканых ковров до коллекционных произведений известных мастеров, которые создавали работы по специальным технологиям, ревностно охраняя и передавая их в поколениях от отца к сыну или от мастера к ученикам. Гобеленом принято называть вытканный вручную или при помощи специального оборудования ковер, который имеет нанесенный при помощи переплетения разноцветных нитей рисунок, где стежками создана живописная или орнаментальная композиция.

Основной функцией, которая возлагалась на гобеленовые ковры, являлась защита помещений от сквозняков и морозов. Прочная тканая основа и объёмный шерстяной слой стежков разноцветных нитей позволяла хорошо сохранять тепло и уют в каменных стенах древних домов и замков. Художественное или дизайнерское назначение гобеленов получило широкое применение позже, с развитием технологий производства и потребности человека в окружении себя прекрасным.

Тематические гобелены

Начиная со Средних веков и почти до наших дней при создании гобелена мастера старались придерживаться в изготовлении изделий для помещения одной, определенной темы. Такое направление в творчестве позволяло создавать неповторимые ансамбли, поддерживающие стиль декора и сохраняя единый образ. В состав ансамбля входили не только шпалеры для стен, дизайнерскую тему также продолжали шторы, балдахины, пологи, покрывала. Гобеленовые картины отличались особой техникой исполнения, необычайно точно передавали изображения в цвете, дополняя его объемом, позволяющим подчеркнуть красоту и оригинальность. Такие работы выполнялись в основном на заказ, имели высокую стоимость из-за трудоемкости ткачества, и позволить их себе мог не каждый. Гобеленовые в жанре монументальной живописи часто заказывал королевский двор. Они служили декорацией в царских покоях дворцов и усадеб.

Нетканый гобелен как один из элементов живописи

За время развития технологии производства гобелена мастерами было придуманы многочисленные приемы и методы наложения стежков, при помощи которых создаются удивительные по своей красоте и качеству картины. К ним относятся как метод безворсового одностороннего гобелена или шпалеры, так и особая техника - нетканый гобелен, или ковровая техника. Её результатом является полотно с односторонним мягким ворсом разной длины. Она позволяет при помощи цветных шерстяных или создавать объемные живописные картины. Многие мастера-художники уверены в преимуществе цветной нити или шерсти при нанесении ее на ткань с помощью иглы в сравнении с красками и кистями в работах, выполняемых на холсте.

Материалы и инструменты, подходящие для изготовления гобелена ковровым методом

Нетканый гобелен является широко распространенной техникой изготовления оригинальных украшений интерьера. Техника не требует каких-то особых навыков, терпения или большой сложности в работе. Этот метод чаще применяется в домашнем рукоделии, поэтому для изготовления подойдут материалы, которые легко найти в любом хозяйстве:

  1. Плотное тканевое полотно.
  2. Жесткая рамка для фиксации полотна, кнопки или гвозди.
  3. Специальные полые иглы для коврового нетканого гобелена с разной длинной и с различными внутренними диаметрами.
  4. Шерстяная пряжа или нити из шерсти, шелка или льна различных цветов.
  5. Ножницы, сетка или копировальная бумага, эскиз изображения.

Применяя эти нехитрые инструменты, можно изготовить гобелен любых размеров с различными художественными изображениями и декоративной направленностью.

Основа для нетканого гобелена

Техника нетканого гобелена заключается в нанесении стежков специальной иглой по изнаночной стороне тканевой основы. В результате создается красочная картина с мягким ворсом и объёмным контрастом на лицевой стороне. В качестве основы для такой работы лучше всего подходят крепкие ворсистые полотна с суровым материалом, таким как бортовка. Идеальным вариантом считается с рыхлым переплетением тканевых волокон, позволяющим свободно проходить толстой игле, но в то же время достаточно плотно удерживающим нить.

Цвет для тканевой основы под гобелен надо выбирать темный. Светлая основа при ковровой технике часто просвечивается между петлями, придавая изделию неопрятный вид, в то время как темная позволяет избежать таких неприятностей независимо от цвета нити создаваемого изображения. В любом случае, изготавливая нетканый гобелен ковровым методом, надо придерживаться качественного выполнения стежков. Образованные ими петельки должны плотно прилегать друг к другу, обеспечивая достаточную эластичность ворса изделия.

Как подготовить основу

Для качественного выполнения изображения на полотно основы гобелена наносят рисунок. Это позволяет сохранять точность изображения без деформаций, особенно если рисунок не копируется, а переносится в масштабе. Делать это удобно при помощи скопировав изображение карандашом, а затем перенеся его на ткань, обведя контур с обратной стороны бумаги твердым предметом. Но если рисунок большой, то простого копирования может быть недостаточно.

Чтобы равномерно и без искажений увеличить изображение, лучше всего использовать сетку. Она поможет перенести рисунок небольшими частями с эскиза на ткань основы, не изменив ее основных параметров. Перенесенный на ткань рисунок можно раскрасить в нужные цвета для удобства нанесения стежков в цвете. Если элементы в изображении гобелена крупные, то их можно перенести на ткань при помощи бумаги или картона, предварительно вырезав их и создав шаблоны нужного размера.

Как выбрать иглы для нетканого гобелена

Ковровая техника, при помощи которой изготавливаются гобеленовые ковры, может быть выполнена специальной иглой. Такая игла позволяет оставлять петли заданного размера в полотне основе для нетканого гобелена. Она представляет собой полую иглу с соответствующим заданным параметрам внутренним диаметром, срезанным под углом окончанием, на кончике которого проделано отверстие для свободного движения нити. Как правило, полая игла прикреплена к ручке той или иной формы, которую удобно держать в руке при выполнении стежков, создающих ворс на лицевой стороне полотна.

Иглы могут быть разных диаметров и длины, которая дополнительно может быть отрегулирована ограничителями. Такая конструкция допускает изменение длины изготавливаемого стежками ворса. Для изготовления одного гобелена могут быть использованы разные иглы с разными диаметрами. Чем больше нитей используется в изготовлении изделий, тем ярче и объемнее выглядят создаваемые гобеленовые картины.

Нити для коврового метода

Так как нетканый гобелен является ковровой техникой, то изделия, изготавливаемые по этой технологии, часто носят декоративный характер. Поэтому нити для выполнения работы могут быть любые - от толстых шерстяных до шелковых или золотых и серебряных. При выполнении работ важно учитывать фактуру выбранной нити. Художественный объем в нетканом гобелене зависит не только от толщины нити, но и от степени ее кручения и состава, а устойчивая окраска материала поможет избежать выцветания красок в готовом изделии.

Удобная фиксация полотна (техника "нетканый гобелен иглой")

Фиксировать полотно на жесткой рамке можно после нанесения эскиза. В качестве материала для рамки можно выбрать как металл, так и дерево. Её размеры надо учитывать, исходя из размеров рисунка, нанесенного на основу. Рамка должна немного превышать габариты изображения, которое будет изготавливаться с ее помощью. Если после натяжения основы края рисунка будут с ней соприкасаться, то накладывать стежки иглой будет невозможно.

Рамка может иметь форму пялец, которые удобно держать в руках, либо ее можно расположить на подставке с ножками разной длины. Работать над созданием гобелена на такой подставке для рамки очень удобно. Её можно расположить в определенном месте, специально подготовленном для творческой работы. При этом, если ножки подставки оформить в определенном декоративном стиле, то вся конструкция будет выгодно дополнять интерьер помещения.

Начало работы. Способы нанесения стежков

Прежде чем приступить к выполнению вышивки изображения, надо подготовить иглу для работы. Для этого нужно выбрать нить, с которой будет начата вышивка. Нетканый гобелен может включать в себя нити разных диаметров, поэтому необходимо учитывать это при работе. Нужно продеть нить сквозь полую ручку и иглу, а затем заправить в отверстие на кончике. Далее необходимо определить длину ворса на лицевой стороне гобелена и отрегулировать иглу на нужную длину петли фиксатором.
Накладывать стежки можно двумя способами:

  1. Штриховой метод. Представляет собой параллельное расположение стежков сверху вниз, а затем вверх. Стяжки накладываются строго в заданной последовательности и заполняют все полотно слева направо.
  2. Контурный метод. Заключается в наложении стежков по контуру цветового сегмента. В этом случае срез иглы располагают по ходу движения, направление которого идет сверху вниз по спирали, сужающейся к центру.

При работе иглой не следует оставлять слишком длинную нить во избежание ее спутывания. Если работа по вышиванию сегмента закончена и требуется сменить нить, то, совершив завершающий прокол, надо вынуть иглу и отрезать нить, оставив кончик, длина которого не должна быть меньше одного сантиметра.

Окончание работы. Фиксация формы гобелена

После нанесения вышивки на ткань основы гобелен надо снять с рамки, чтобы закрепить стежки, и обработать края. Для того чтобы изготовленный гобелен служил много лет, на изнаночную сторону надо нанести подготовленный предварительно клей ПВА. Клей разводят водой, а затем при помощи губки пропитывают коврик, хорошо промазывая стежки с изнаночной стороны и не позволяя раствору просачиваться на лицевую сторону. Тщательно обработанный клеем коврик надо хорошо просушить, растянув его на ровной поверхности для фиксации нужной формы. Когда клей высохнет, он надежно зафиксирует стежки и не позволит ворсинкам выпасть. В завершение останется лишь обработать край гобелена крючком - и изделие можно считать завершенным.

Рама, инструменты, исходные материалы
Для образования тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух противоположных направлениях. Вилкой художник прибивает друг к другу прокидки утка. При этом нити основы оказываются закрытыми нитями утка
"Косичка" - переплетение нитей из первого и второго слоев основы - образует верхний и нижний края будущего гобелена
Ворс крепится к двум нитям основы двойным узлом, каждый ряд ворса закрепляется одним-двумя рядами утка
Простое соединение со сцеплением утков между нитями основы: уток одного цвета сцепляется с утком другого цвета и прокидывается обратно. Этот способ не оставляет щелей в ткани шпалеры
"Паласная техника" - завершение противоположных по направлению прокидов утка на разных нитях основы позволяет избежать неравномерного утолщения тканой поверхности

Украшение романтических замков Средневековья и помпезных дворцов барокко - шпалера, гобелен, таписсерия - все три термина одинаково правомерны и распространены, благополучно вписались и в современные интерьеры.

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.

Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основа, а горизонтальные жерди - уток.

Вам понадобится:

Наш гобелен сделан за один день. Исходные материалы и приспособления для его изготовления настолько просты, знакомы и доступны каждому, что трудности с их поиском и подготовкой практически невозможны, все это, кажется, всегда под рукой. Проблема может возникнуть лишь у тех, кто не имеет фантазии. Итак за дело. Нашим учителем в создании гобелена стала известная художница, виртуоз современного текстиля

Наталья Мурадова, а помогала ей Сельби Зарипова.

Итак, попробуем сделать гобелен своими руками в домашних условиях. В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250

Натяните их на станок или, проще говоря, обмотайте ими, как катушку, раму по большей стороне. Именно на этом этапе закладывается ширина нашего гобелена: расстояние от первой до последней нити основы соответствует этому размеру и равно 250 мм. Между нитями следует оставлять интервалы приблизительно в 3 мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили пальцы.

Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму).

Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость.

Рама с подготовленной основой.

Плетение заработки.

Прибивка нитей утка с помощью вилки.

Крепление ворса к нитям основы.

Подстригание ворса после закрепления.

Пасма - небольшой моток шерстяной нити.

Теперь внутрь рамы, между двумя образовавшимися рядами нитей, положим полоску картона размером 50

Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой от 20 до 50 мм. Это уже часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму.

И вот мы впервые встречаемся с принципами простого полотняного переплетения, то есть уже воспетого выше плетня. Особо отметим, что нить, начинающая заработку, привязывается простым узелком к краю основы рядом с косичкой. Теперь мы будем пользоваться пасмой - так художники по гобеленам называют небольшой длины нити, смотанные с бобины в небольшие мотки. С ними удобнее работать, кроме того, пасма может висеть на основе, не разматываясь, если мы захотим использовать уток другого цвета.

Теперь, выбирая одной рукой четные нити основы, другой рукой проденьте за ними пасму, ведя ее до края гобелена и, обернув крайнюю нить, разверните в обратном, горизонтальном направлении, выбирая на этот раз нечетные нити основы. Закончив ряд, прибейте продетые горизонтальные нити (прокидки утка) вилкой для усиления плотности работы. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая - нечетные, и так далее.

Закончив заработку и закрепив ее узелком на основе, переходим к плетению собственно гобелена, используя уже не льняные, а шерстяные нити. Можно работать не одним, а несколькими утками разного цвета, что позволит значительно расширить палитру, сделав гобелен действительно полихромным. Новый уток может вводиться с любого места - его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы. Можно также составлять уток из двух-трех нитей разного цвета, добиваясь тональных и цветовых переходов от светлого к темному, например, от голубого к синему.

Возможно и резкое изменение цвета, для чего один уток не протягивается до края основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении.

Начало работы новым утком.

Прокидка очередной нити утка.

В нашем случае в качестве ворса использован обычный, нарезанный полосками полиэтилен, короткие цветные нитки.

Если вы захотите изменить или сделать еще оригинальнее фактуру гобелена, утком может послужить все, что угодно: газета, лоскуты материи, капрон, проволока.

В конце работы над гобеленом нить закрепляется узелком и снова плетется заработка, на которую затем вилкой опускается «косичка». Наш гобелен практически готов. Осталось обрезать нити основы, освободив его таким образом из плена. Связав концы нитей обычными узелками, можно красиво оформить края гобелена в виде бахромы или кистей.

Поразительно, но все шпалеры, гобелены и таписсерии, сколь бы огромны они не были, сделаны по этим нехитрым и древним как мир правилам.

Гобеленовые картины — это не просто роскошь и радость для глаз. Раньше они были украшением замков. На сегодняшний момент простота домов требует компенсации в виде дополнительной роскоши и именно в этом нам помогут такие картины. О том, как сделать гобелен своими руками со схемами, подскажет наш материал.

Приступаем к работе

Гобелены способны творить чудеса, подарить душевное равновесие, теплоту и уют. Их разделяют на два вида – для улучшения интерьера (декоративные) и искусство музейного плана.

Рассмотрим мастер-класс по изготовлению гобеленовой картины на картоне в виде круга в рамке. Конечно, процесс изготовления гобелена на картоне прост, но наша задача — научиться понимать, хватит ли нашей усидчивости и терпения на изготовления гобелена. Вырезаем плотный картон в форме круга, для этого можно использовать любую тарелку или крышку.

Нитки лучше брать любые, за исключением махровых нитей и акриловых – они тянутся, это нам только помешает в изготовлении.

В произвольной форме мы нарезаем насечки на нашем картоне и закрепляем нитку с помощью узелка в одном из надрезов. Далее подгибаем нить так, чтобы все нитки проходили по лицевой стороне. Следите за натяжением нити, чтобы оно не рвало картон.

Берем иголку, лучше цыганскую. Медленно по кругу мы пропускаем нить за нитью, в одну протягиваем, другую минуем иглой — середина готова. С помощью вилки мы подбиваем пройденный ряд. Чередуя цвета, получится красивый круг. После последнего круга мы обрезаем наши петли и проклеиваем клеем, наш гобелен готов!

Подробную инструкцию можно просмотреть на этом видео:

Картины на тканевой основе

Любая вещь сморится дорого и красиво, если она сделана с душой. В 21 веке из гобелена возможно встретить не только картины, но и игрушки, подушки.

Рассмотрим мастер-класс по изготовлению нетканого гобелена на тканевой основе. Первое, что нам понадобится — это, конечно же, хлопчатобумажная ткань , размер приблизительно 50*50 сантиметров. Крючок для гобелена , любой магазин по рукоделию поможет с покупкой данного изделия. Пяльцы и ножницы , данная вещь у рукодельниц всегда хранится в доме. Разноцветные нити , желательно не натуральные, они легче в работе, да и моль не захочет есть вашу картину. Ручка или фломастер для прорисовки рисунка на изнаночную сторону ткани.

Закрепляем ткань на пяльцах. Продеваем нашу нить в крючок, если нить не проходит, возьмите тоненькую проволоку.

При работе с гобеленовыми картинами не должно быть просветов. Поэтому следите за натяжением вашей нити и возвратно поступательными движениями медленно вводите нитку в ткань до образования петли. Помните, что он не прощает спешки.

Игла идет по рисунку строго вниз и так до конца картины. Обязательно просматривайте обратную сторону картины, на ней не должно быть скосов и перетяжек.

После выполнения рисунка картины край ее можно украсить с помощью плетения косы, набираем нужное количество петель и провязываем их по периметру. Для первой работы стоит выбрать несложный рисунок, в дальнейшем усложняя и увеличивая ваше мастерство. Чем больше петля, тем объемнее рисунок получится. Мода вводит новые тенденции 3Д гобеленов, большинство мастеров прячут свои инициалы на них.

Не вешайте картину на стену слишком высоко, ваши друзья захотят прикоснутся к ней. Положительные эмоции, эстетическое спокойствие им гарантировано.

Нетканые гобелены отличаются так:

  • ткань используется или обычная мешковина;
  • вместо специальной иглы используется обычный крючок.

Если рисунок был неправильным, то кусочек можно убрать с помощью ножниц. По завершению изготовления мы наносим на изнанку клей ПВА тонким слоем и даем просохнуть.

Видео по теме статьи

гобелен своими руками

Гобелен - дело необычайно привлекательное. Для многих это возможность реализовать свои фантазии и способности. Изготовление гобелена требует особой концетрации внимания, сосредоточенности, а также нестандартного взгляда на мир и интуиции. Ткачество - работа трудоёмкая, одновременно воздействующая и на левое и на правое полушария мозга, развивающая как моторику, так и чувство прекрасного. Результат такой работы порой превосходит все мыслимые ожидания.
Украшение романтических замков Средневековья и помпезных дворцов барокко - шпалера, гобелен, таписсерия - все три термина одинаково правомерны и распространены, благополучно вписались и в современные интерьеры.

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.

Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основа, а горизонтальные жерди - уток.

Вам понадобится:

Небольшая деревянная рама 750 × 500 мм;
льняные и шерстяные нитки;
ножницы;
вилка;
полиэтилен, разрезанный на кусочки 10 × 50 мм;
полоски газетной бумаги размером 5 × 70 мм.

Наш гобелен сделан за один день. Исходные материалы и приспособления для его изготовления настолько просты, знакомы и доступны каждому, что трудности с их поиском и подготовкой практически невозможны, все это, кажется, всегда под рукой. Проблема может возникнуть лишь у тех, кто не имеет фантазии. Итак за дело. Нашим учителем в создании гобелена стала известная художница, виртуоз современного текстиля Наталья Мурадова, а помогала ей Сельби Зарипова.

В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 × 250 мм, то рама должна быть примерно 750 × 500 мм, т. е. ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Итак готовим основу. Составляющие ее нити должны быть льняными, то есть достаточно прочными и не тянуться.

Натяните их на станок или, проще говоря, обмотайте ими, как катушку, раму по большей стороне. Именно на этом этапе закладывается ширина нашего гобелена: расстояние от первой до последней нити основы соответствует этому размеру и равно 250 мм. Между нитями следует оставлять интервалы приблизительно в 3 мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили паль

Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму

Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость.


Теперь внутрь рамы, между двумя образовавшимися рядами нитей, положим полоску картона размером 50 × 300 мм. Делается это для того, чтобы косички, то есть первый и последний горизонтальные ряды, сплетенные из нитей первого и второго ряда основы, объединяющие их в одну плоскость, были ровными. Нижняя косичка так и будет покоиться на полоске картона, тогда как верхнюю следует отодвинуть наверх деревянной рейкой размером 300 × 50 × 20 мм до завершения работы. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные. Кроме того, она позволяет до некоторой степени регулировать натяжение нитей: чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот.

Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой от 20 до 50 мм. Это уже часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму.

Плетение заработки.


Закончив заработку и закрепив ее узелком на основе, переходим к плетению собственно гобелена, используя уже не льняные, а шерстяные нити. Можно работать не одним, а несколькими утками разного цвета, что позволит значительно расширить палитру, сделав гобелен действительно полихромным. Новый уток может вводиться с любого места - его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы. Можно также составлять уток из двух-трех нитей разного цвета, добиваясь тональных и цветовых переходов от светлого к темному, например, от голубого к синему.

Теперь, выбирая одной рукой четные нити основы, другой рукой проденьте за ними пасму, ведя ее до края гобелена и, обернув крайнюю нить, разверните в обратном, горизонтальном направлении, выбирая на этот раз нечетные нити основы. Закончив ряд, прибейте продетые горизонтальные нити (прокидки утка) вилкой для усиления плотности работы. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая - нечетные, и так далее.

Прибивка нитей утка с помощью вилки.



Освоив метод простого полотняного переплетения, перейдем к ворсу. Ворс крепится на основу двойным узлом. Следует отметить, что после ряда ворса необходимо проложить один-два ряда обычного утка, чтобы защитить ворс от распускания. После прокладки нескольких рядов ворса, его можно подрезать ножницами до нужной длины согласно вашему замыслу.

В нашем случае в качестве ворса использован обычный, нарезанный полосками полиэтилен, короткие цветные нитки.
Крепление ворса к нитям основы.



Подстригание ворса после закрепления.

И вот мы впервые встречаемся с принципами простого полотняного переплетения, то есть уже воспетого выше плетня. Особо отметим, что нить, начинающая заработку, привязывается простым узелком к краю основы рядом с косичкой. Теперь мы будем пользоваться пасмой - так художники по гобеленам называют небольшой длины нити, смотанные с бобины в небольшие мотки. С ними удобнее работать, кроме того, пасма может висеть на основе, не разматываясь, если мы захотим использовать уток другого цвета.

Пасма - небольшой моток шерстяной нити.


Возможно и резкое изменение цвета, для чего один уток не протягивается до края основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении.
Начало работы новым утком


Прокидка очередной нити утка


Использование в качестве утка полоски газетной бумаги.


Продевание пасмы сквозь основу.

В конце работы над гобеленом нить закрепляется узелком и снова плетется заработка, на которую затем вилкой опускается "косичка". Наш гобелен практически готов. Осталось обрезать нити основы, освободив его таким образом из плена. Связав концы нитей обычными узелками, можно красиво оформить края гобелена в виде бахромы или кистей.
Последний узелок и гобелен готов.


Косичка прибивается к заработке обыкновенной вилкой.


Срезание готового гобелена с рамы.

Оформление краев гобелена бахромой.

Поразительно, но все шпалеры, гобелены и таписсерии, сколь бы огромны они не были, сделаны по этим нехитрым и древним как мир правилам

Основные техники плетения гобелена:


Для образования тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух противоположных направлениях. Вилкой художник прибивает друг к другу прокидки утка. При этом нити основы оказываются закрытыми нитями утка


Косичка" - переплетение нитей из первого и второго слоев основы - образует верхний и нижний края будущего гобелена


Ворс крепится к двум нитям основы двойным узлом, каждый ряд ворса закрепляется одним-двумя рядами утка


Простое соединение со сцеплением утков между нитями основы: уток одного цвета сцепляется с утком другого цвета и прокидывается обратно. Этот способ не оставляет щелей в ткани шпалеры


"Паласная техника" - завершение противоположных по направлению прокидов утка на разных нитях основы позволяет избежать неравномерного утолщения тканой поверхности

Источникhttp://www.ivd.ru/document.xgi?id=4023&gid=394&oid=184

Еще можно про гобелен посмотреть здесь http://www.dv0r.ru/forum/index.php?topic=3113.0

Может кого-нибудь вдохновит!!

Добавлено в закладки: 0

Человеческая потребность украшать свое жилище издавна порождала различные формы прикладного мастерства. Гобелены же считаются предметом роскоши, потому,что это не просто картины, а шикарный элемент декоративного оформления интерьера. Гобелен — это разновидность ковра, сделанная вручную. Гобелен известен со времен Древнего Египта и плетется на специальных станках вручную.

Мастера используют различные техники плетения: гладкое, узелки, петельки, косички, кисти, египетское, греческое плетение и другие, что делает изделие объемным и рельефным. Тематика картин самая разнообразная- пейзажи, портреты, абстракция.Большую роль играет цветовое решение.

Для изготовления гобелена используется шерсть, хлопок, искусственные волокна. Создание гобелена требует не только времени и аккуратности, но и полета фантазии и нестандартных решений. Сегодня гобелен очень популярен и при дизайне интерьера могут творить настоящие чудеса, создавая тепло, уют, красоту и стиль вашего дома.

А могут стать центром декора и подчеркнуть социальный статус ее владельца. Процесс этот очень трудоемкий и длительный (например, в год ткач изготавливает 1,5 метра гобеленового полотна). Это жизнь, воспроизведенная в полотне.

Для примера предлагаем подборку самых различных видов гобелена.

Варианты идей для плетения гобелена осень, деревья, весна

Гобелен на станке

Оригинальные идеи плетения рисунки для гобеленов