НОД по реализации образовательной области «Коммуникация» в средней группе. Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок. Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему Иллюстрации к рассказ

Когда Саше и Алёше исполнилось три года, мама первый раз привела их в детский сад.

Алёша боится, за маму прячется, а Саша впереди стоит, на ребят смотрит.

Подошла Вера Ивановна, говорит:

Здравствуйте, Саша и Алёша! Раздевайтесь скорее. Пойдёмте в игрушки играть. Вот, Алёша, твой шкафчик, а это Сашин; сюда будете вешать пальто, на полочку класть шапку, а вниз ставить валенки, как все ребята. Чтобы вы не перепутали шкафчики, мы наклеим на них картинки.

Вера Ивановна приклеила на Сашин шкаф самолёт, а на Алёшин - лошадку.

Теперь пойдёмте к ребятам.

Вы идите, - говорит мама Саше и Алёше. - И я пойду, а то на работу опоздаю. Не шалите, не скучайте, вечером я за вами приду.

Разве так играют?

Пришли Саша с Алешей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть ракета и спутник. Все есть в кукольном уголке, всего много.

Смотрит Алеша и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все захотел взять.

Подбежал он к кукольному уголку - мишку под мышку, зайчика в кармашек. И ракету берет, и посуду берет, и собачку к себе тянет - все в одну кучу складывает:

Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют?

Как ребята построили дом

Начали ребята дом из кубиков строить. Алёшу тоже позвали.

Возит Алеша на машине кирпичи - ребятам помогает. А Саша на ковре около игрушек сидит один. На игрушки не смотрит, на ребят глядит. Скучно ему, очень хочется с ними поиграть. Он потихоньку встал, подошел к ним и просит:

Можно я буду с вами играть? Я тоже помогать могу.

Стали играть все вместе. Построили большой дом. Вера Ивановна украсила дом красными флажками.

Посмотрите, как красиво!

Про снежный колобок

Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки - сделал глаза; нашёл палочки - сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.

Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика - лужа. Что такое?

Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап-кап, кап-кап - вода капает.

Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

А колобок где?

Как ребята встретили Леночку

Леночка была больна и долго не ходила в детский сад.

Наконец пришла. Выбежали ребята в переднюю, обступили Леночку. Все ей помогают раздеваться: шапку сняли, пальто убрали, калоши в шкафчик поставили. Взяли за руки и повели в малышовую группу, прямо в кукольный уголок. А в кукольном уголке на маленьком стульчике сидела незнакомая девочка, похожая на куклу.

Встала она, подошла к Леночке, протянула руку и говорит:

Здравствуй! Меня зовут Светлана.

Леночка взяла Светлану за руку, и они пошли здороваться с игрушками.

Вот так помог!

Сели малыши обедать. Рядом с Сашей села Леночка. Леночка была хорошая девочка, а ела она очень плохо. Ложку супа съест - и на всех смотрит.

А Саша ест хорошо: ложку за ложкой, ложку за ложкой, - самый первый кончил.

Я весь суп съел, моя тарелка пустая!

Стал Саша смотреть на Леночку; смотрел, смотрел, а потом взял ложку и давай есть из Леночкиной тарелки, быстро-быстро.

Леночка закричала, заплакала:

Саша мой суп ест!

Саша обиделся:

Я суп не ем, я Леночке помогаю.

А Леночка говорит:

Не надо мне помогать, я сама есть умею.

Налили ей супу в другую тарелку. Взяла она ложку и так быстро съела, что все удивились.

Тема: Рассказ Н.Калининой «Про снежный колобок»

Программное содержание:

Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, понимать содержание текста

Продолжать учить отвечать на вопросы, рассказывать,развивать связную речь

Развивать познавательно-исследовательскую, коммуникативную деятельность, память, воображение

Воспитывать интерес к художественной литературе

Предварительная работа:

Наблюдение за свойствами снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий;

сыпится, кружится, таит, лепится

Беседа на тему: «Снежные забавы»

Игровая деятельность на прогулке: «Постройки из снега- снеговик, колобок, горка»

Виды детской деятельности:

Игровая

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы рассказ Н.Калининой «Про снежный колобок»

Методы и приемы:

Словесные: чтение, рассказывание, беседа

Игровые: физкультминутка

Наглядные: наблюдение за снежным колобком

Ход НОД

Дети стоят в кругу

Воспитатель: -Дети, какое сейчас время года?

Дети: - Зима

В.:-Как вы узнали,что на дворе зима?

Д.:-На улице идет снег, холодно, морозно

В.:- А вы знаете, ребята, что снег может идти, кружится, падать и таять.

Что с ним происходит, когда он падает на теплую ладошку?

Д.:- Таит

В.:- Дети, посмотрите, что у меня в ведерке

Д.:-Снег

В.:-Садитесь на стульчики и послушайте рассказ Натальи Калининой «Про снежный колобок»

(Текст рассказа)

«Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, легли после обеда спать, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает.

Поглядел Алеша в карман – а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

Смотрит Алеша на всех, спрашивает:

Где мой колобок?

А колобок где? Как вы думаете?»

Д.:- Расстаял

В.:- А почему он расстаял?

Д.:- Потому что, колобок был в тепле

Физкультминутка

Дети встают в круг.

В.: -Давайте поиграем.

Приготовили ладошки, будем лепить снежки.

Раз,два,три,четыре

Мы с тобой снежки слепили (лепят ладошками снежки,меняя положение рук)

Круглый,крепкий,очень гладкий (показать кулачок одной руки, поглаживая другой)

И совсем –совсем не сладкий (пригрозить указательным пальчиком)

Раз подбросим

Два-поймаем

И в корзину побросаем (имитация движений)

Дети садятся на стульчики, а воспитатель задает вопросы по содержанию текста

В.:- Что сделал Алёша на прогулке?

Почему колобок расстаял?

Зачем Алеша взял колобок в садик?

Куда он положил колобок?

Что происходит со снегом в тепле?

В.: -Молодцы, дети, вы правильно ответили на все вопросы!

А давайте вспомним, как называется рассказ?

Д.: -Про снежный колобок!

В.:-А теперь посмотрите, что у нас с вами в ведерке?

Д.:- Снег начал таять.

В.: -А почему?

Д.:-Так как в нашей группе тепло!


Тема: Рассказ Н.Калининой «Про снежный колобок»

Программное содержание:

Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, понимать содержание текста

Продолжать учить отвечать на вопросы, рассказывать,развивать связную речь

Развивать познавательно-исследовательскую, коммуникативную деятельность, память, воображение

Воспитывать интерес к художественной литературе

Предварительная работа:

Наблюдение за свойствами снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий;

сыпится, кружится, таит, лепится

Беседа на тему: «Снежные забавы»

Игровая деятельность на прогулке: «Постройки из снега- снеговик, колобок, горка»

Виды детской деятельности:

Игровая

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы рассказ Н.Калининой «Про снежный колобок»

Методы и приемы:

Словесные: чтение, рассказывание, беседа

Игровые: физкультминутка

Наглядные: наблюдение за снежным колобком

Ход НОД

Дети стоят в кругу

Воспитатель: -Дети, какое сейчас время года?

Дети: - Зима

В.:-Как вы узнали,что на дворе зима?

Д.:-На улице идет снег, холодно, морозно

В.:- А вы знаете, ребята, что снег может идти, кружится, падать и таять.

Что с ним происходит, когда он падает на теплую ладошку?

Д.:- Таит

В.:- Дети, посмотрите, что у меня в ведерке

Д.:-Снег

В.:-Садитесь на стульчики и послушайте рассказ Натальи Калининой «Про снежный колобок»

(Текст рассказа)

«Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, легли после обеда спать, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает.

Поглядел Алеша в карман – а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

Смотрит Алеша на всех, спрашивает:

Где мой колобок?

А колобок где? Как вы думаете?»

Д.:- Расстаял

В.:- А почему он расстаял?

Д.:- Потому что, колобок был в тепле

Физкультминутка

Дети встают в круг.

В.: -Давайте поиграем.

Приготовили ладошки, будем лепить снежки.

Раз,два,три,четыре

Мы с тобой снежки слепили (лепят ладошками снежки,меняя положение рук)

Круглый,крепкий,очень гладкий (показать кулачок одной руки, поглаживая другой)

И совсем –совсем не сладкий (пригрозить указательным пальчиком)

Раз подбросим

Два-поймаем

И в корзину побросаем (имитация движений)

Дети садятся на стульчики, а воспитатель задает вопросы по содержанию текста

В.:- Что сделал Алёша на прогулке?

Почему колобок расстаял?

Зачем Алеша взял колобок в садик?

Куда он положил колобок?

Что происходит со снегом в тепле?

В.: -Молодцы, дети, вы правильно ответили на все вопросы!

А давайте вспомним, как называется рассказ?

Д.: -Про снежный колобок!

В.:-А теперь посмотрите, что у нас с вами в ведерке?

Д.:- Снег начал таять.

В.: -А почему?

Д.:-Так как в нашей группе тепло!

Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

(старшая группа)

Білім беру салалары /Образовательная область/Educational area: «Коммуникация».

Бөлік/Раздел/ Section: Развитие речи.

Тақырып /Тема/Subject: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

Мақсатты/Цель/ T arget: Умение детей последовательно и связно пересказывать рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок».

Міндеттер/Задачи/ Tasks: Учить детей целенаправленно овладевать материалом рассказа, передавать художественный текст связано, последовательно, опираясь на вспомогательные картинки. Упражнять в подборе подходящих по смыслу определений, глаголов; активизировать в речи однокоренные слова: снежинки, снег, снегопад, снежок, снежный ком, снежная баба. Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать бережное отношение к природе, вырабатывать эстетическое чувство к прекрасному.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, составление описательного рассказа о зиме по опорной схеме, чтение стихов, рассказов, сказок о зиме, рассматривание иллюстраций об этом времени года.

Екі тілдік компонент (Билингвальный компонент): қыс-зима- winter, желтоқсан-декабрь-de c ember, қантар-январь- january , ақпан -февраль- february , қар-снег- snow, ұлпаққар-снежинка.

Сөздік жұмыс/Словарная работа/ Dictionary work: снежный колобок.

Құралдар/Оборудование и материалы/Equipment and materials: картинки по тексту рассказа, снежок, снежинки голубые и серебристые, картинки-подсказки для составления загадки, «волшебное» зеркало, дерево и сугроб из картона, прищепки, карточки, простой и цветные карандаши, лента-картинка о месяцах зимы.

Ход занятия:

I .Этап. Мотивациялық –қозғаушы. Мотивационно- побудительный.

1.Круг радости:

Здравствуй, солнце золотое! (руки поднять вверх)

Здравствуй, небо голубое! (руки отводим в стороны)

Здравствуйте, мои друзья! (берёмся за руки)

Очень рад вас видеть я! (руки прижимаем к груди)

Ребята, мы очень рады видеть наших гостей, которые к нам пришли на занятие.

Давайте поздороваемся с ними и подарим наши улыбки:

Здравствуйте. Салеметсіз бе . Hellow .

2.Предлагает отправиться в гости. –Ребята, у меня в руках «волшебное» зеркало. Давайте мы в него посмотрим и скажем волшебные слова:

«В зеркале я отражусь.

Где захочу, там и появлюсь.

Перенеси нас зеркало

В гости к зимушке-зиме»

(Дети произносят волшебные слова, педагог переворачивает зеркало с

изображением зимы).

I І. Этап. І здену –ұйымдастырушы. Организационно – поисковый.

1.Беседа.

Ребята, у какого времени года мы оказались в гостях? (у зимы)

Қыс -зима- winter.

Ребята, назовите зиму ласково, чтобы она нас не заморозила. (Зимушка-зима, волшебница-зима, матушка- зима, кудесница-зима, художница-зима).

Ребята, назовите зимние месяцы и расскажите о них, используя наши схемы-подсказки.

Как называется первый месяц зимы? (декабрь)

Желтоқсан-декабрь-de c ember

(Дети по картинках-подсказкам рассказывают о декабре). Небо хмурое, серое. По небу плывут тяжёлые снежные облака. Солнце холодное, тусклое, неяркое. Поэтому этот месяц люди называют «хмурень». Дни становятся короче, а ночи длиннее. Холодно и голодно птицам. Люди наряжают ёлку, готовятся к новогоднему празднику.

Как называется второй месяц зимы? (январь)

Қ антар-январь- january ,

(Дети рассказывают об январе по картинкам-подсказкам). В народе январь называют «лютень». Часто идёт снег. Это природное явление называется «снегопад». На земле лежат высокие, снежные сугробы. Мороз рисует на стёклах свои красивые узоры. Солнышко поднимается всё выше и светит ярче.

Как называется третий месяц зимы? (февраль)

Ақпан -февраль- february

(Дети рассказывают о феврале). Февраль в народе называют «снеговеем». Дуют сильные ветры. Метели и вьюги наметают большие, снежные сугробы. Воробьи собираются стайками и весело чирикают. Люди прощаются с зимой и готовятся встречать весну.

2.Загадывает загадку. – Ребята, зимушка-зима приготовила для вас подарок. А что это за подарок, мы с вами узнаем, когда с помощью картинок-подсказок составим о нём подарок.

Белый, но не сахар.

Круглый, но не мяч.

Холодный, но не мороженое.

Мы можем слепить его только зимой.

Что это? (снежок)

Воспитатель демонстрирует подарок.

Из чего снежок? (из снега)

Қ ар-снег- snow

Ребята, какой снежок? (маленький, холодный, круглый, белый, снежный).

Ребята, а из чего состоит снег? (из снежинок)

Ү лпаққар-снежинка.

3 . Упражнение для коррекции зрения «Снежинка».

Ребята, а теперь мы поиграем со снежинками: мы снежинки увидали, со снежинками поиграли.

Возьмите снежинку. Вытяните руку вперед перед собой, сфокусируйте на ней взгляд. Вы готовы?

Мы снежинки увидали

Со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели (Отводят снежинку вправо, прослеживают движение взглядом).

Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели. (Отводят снежинку влево, прослеживают движение взглядом).

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал (Поднимают снежинки вверх и опускают их вниз).

Глазки смотрят вверх и вниз,

Вверх и вниз.

Все. На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем (Закрывают ладошками глаза)

Глазки отдыхают.

4.Дидактическая игра «Подбери правильно».

Скажите, а что снежинки умеют делать? (летают, кружатся, ложатся, сверкают, танцуют в воздухе, порхают, скрипят под ногами).

Ребята, у кого в руках синие снежинки, вы постройте снежный сугроб. А у кого серебристые снежинки, мы ими украсим наше дерево, оденем его в серебристый красивый наряд. (Дети выполняют задание).

5.Знакомство с рассказом.

а) Введение в тему.

Ребята, а кто из героев русской народной сказки похож на наш снежок, такой же круглый, маленький, вылеплен из теста? (колобок)

Назовём наш снежок колобком, вы согласны?

Теперь он не простой колобок, а какой? (снежный колобок).

Ребята, пусть наш снежный колобок полежит. После занятия мы с ним обязательно поиграем. А я вас сейчас познакомлю с интересным рассказом «Про

снежный колобок». Написала его Н. Калинина. Рассказывает об авторе.

б) Воспитатель читает рассказ.

в) Беседа по содержанию:

Ребята, вы внимательно слушали, тогда вы сумеете ответить на мои вопросы. Давайте вспомним, о чём этот рассказ:

Что ребята и Алёша делали во дворе?

Чем украсил Алёша свой снежный колобок?

Куда пошли ребята после того, как поиграли?

Что сделал Алёша, когда ребята пошли в детский сад и почему?

Что сделал Алёша со своей шубой, когда пришёл в детский сад?

Ребята, где остался лежать снежный колобок?

О чём вспомнил Алёша, когда проснулся?

Куда Алёша и ребята побежали и что они увидели около шкафчика?

Что увидели ребята, когда открыли дверку и посмотрели?

Что увидел Алёша, когда поглядел в карман?

Что лежало в мокром кармане?

Ребята, а колобок где, как вы думаете?

А как должен был поступить Алёша, чтобы сохранить свой колобок?

(предположения детей).

г) Физминутка «Морозная зима».

Солнце землю греет слабо (руки вверх, вниз).

По ночам трещит мороз (наклоны в стороны).

Во дворе у снежной бабы (руки на поясе, повороты вокруг себя).

Побелел морковный нос (дети показывают пальчиком на нос).

В речке стала вдруг вода (прыжки на месте).

Неподвижна и тверда (замереть).

Вьюга злиться, снег кружиться,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром (взмахи вправо-влево, опускают руки вниз).

д) Повторное чтение рассказа воспитателем.

Сегодня мы с вами будем пересказывать этот рассказ и у нас есть помощники–картинки-подсказки. Я ещё раз вам прочту рассказ. Вы внимательно его послушайте. Глазками рассматривайте картинки-подсказки, а ушками запоминайте рассказ.

е) Предлагает детям по желанию пересказать рассказ Н.Калининой «Про снежный колобок». (Выслушивает рассказы 2-3 детей).

III.Этап. Рефлексивті –коррекциялаушы. Рефлексивно – корригирующий

- Ребята, вспомните, чем мы с вами занимались в гостях у зимушки-зимы? –Как называется рассказ? -Кто автор рассказа? –Чем вам сегодня понравилось заниматься? –Ребята, нам пора попрощаться с зимушкой-зимой. Я беру «волшебное» зеркало. Давайте скажем такие волшебные слова:

«В зеркале я отражусь.

Где захочу, там и окажусь.

Перенеси нас зеркало в детский сад».

(Дети смотрят в зеркало и произносят волшебные слова).

Ребята, мы вернулись не с пустыми руками, а с подарками. Что же нам подарила зимушка-зима? (снежный колобок). Поиграем с ним. Что случилось? (снежный колобок растаял). Что нам нужно было сделать, чтобы сохранить снежный колобок ?

(дети высказывают свои предположения). Не огорчайтесь, у зимушки-зимы есть ещё

для вас подарок. Что это? Это тоже колобки, но только сладкие, вкусные. Они не успеют растаять. Ребята, нам пора попрощаться с нашими гостями. (Дети прощаются с гостями)

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: автора рассказ, его название, содержание; знакомые слова на казахском и английском языках.

Понимают: об изменениях в природе в зимний период времени.

Применяют: полными предложениями отвечают на вопросы по содержанию текста; делятся впечатлениями от нового произведения. Умеют связно, последовательно пересказывать рассказ, с помощью вспомогательных картинок; подбирают подходящих по смыслу определения, глаголы, однокоренные слова.