Нравственное воспитание дошкольников консультация на тему. Консультация для родителей по нравственному воспитанию «посеешь привычку… Родителям о нравственном воспитании дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель воспитания:

  • Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
  • Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Задачи:

  • Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  • Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и

Психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной- «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

В течение года знакомлю детей с народными костюмами. Со старшими дошкольниками классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогаю детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народ: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации.) Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города,(села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут внуки, правнуки.

Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомлю с волшебными

сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.)

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям

Игра «Жизнь в лесу» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Игра «Муравьи» Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)

Игра «Добрые эльфы» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их... Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Театр теней» Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

Игра «Ожившие игрушки» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал. Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольника. Предполагаемый результат: Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, надеюсь достичь следующих результатов:

устойчивость навыков поведения;

сформированность основ ценностных сфер личности;

стабильность психического развития;

целостность восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


Нравственное воспитание ребенка.

Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее – это педагоги, выдающие еще мудрость – в книге. Объединить нас может только высокая культура.

И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет.Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем, культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок, получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познание мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребёнка старшего дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, д/саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать ещё лучше.

Характерным для детей старшего дошкольного возраста является формирующаяся у них общественная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, и в их высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. У ребят этого возраста начинает складываться общественное мнение, на которое в известной мере может опереться воспитатель. Дети могут осудить поведение сверстников – их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу – и высказать одобрение хорошего поведения товарища.

Сумма умений и навыков позволяет поддержать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью и аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой поведения со взрослыми и со сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в д.с); с культурой игры, учебных занятий, выполнение трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).

В процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно и образовательное учреждение и семья. Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения единства в воспитании культуры поведения.

Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре поведения детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной и недостаточно разработанной.

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является наиболее актуальной, ведь придя в школу, первоклассник должен не только иметь навыки чтения, письма и счета, но и уметь общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и понимать.

Нравственное воспитание ребенка является важным фактором в становлении его личности. А значит – положительных изменений в обществе, и снижении безнравственности в стране в самое ближайшее время.

Малыш открыт навстречу окружающему миру, стремится к общению со взрослыми, сверстниками, животными, хочет поделиться с ними своей радостью. Поддержите это чувство.

Ребенок может причинить вред живому существу по разным причинам: это желание лучше узнать заинтересовавший его объект (из чего сделан, что у него внутри), неумение правильно выразить чувство восторга, радости, удивления (может схватить птенца и сделать ему больно), эгоистическое отношение к животному (пеленает котенка, возит его в коляске), сознательная жестокость. Понятно, что реагировать на это тоже необходимо по-разному. Но любое проявление неправильного отношения к животному не должно пройти незамеченным. Помните, что ребенок, бережно относящийся к котенку, щенку, бабочке, никогда не сделает плохо человеку. В общении с животными у него складывается представление об общечеловеческих ценностях.

Жестокое отношение ребенка к животным, как правило, вызывает негодование со стороны других детей. Такого не любят, не принимают в игру. Он остается один в среде сверстников. Вырабатывается общественное мнение: он плохой. Таким образом, отношение товарищей может скорректировать недостатки воспитания: ребенок стремится к общению с ними и изменяет свое поведение.

У дошкольников жестокость проявляется порой не только в отношении к животным, но и к людям. При этом складывается культ силы, искажается понимание мужественности, смелости: смелый - тот, кого все боятся, а не тот, кто защищает слабых. Задумайтесь о причинах детской жестокости. Она никогда не возникает сама по себе и чаще проявляется у детей, испытывающих недостаток любви и ласки. Нередко жестокость - это попытка утвердить себя в том случае, если ребенка не замечают, не ценят или он хочет защититься от навязчивых, нетактичных воздействий взрослых.

Одной из причин детской лжи является то, что ребенку трудно признать свое неумение что-то сделать. Но не торопитесь его за это наказывать. Объясните, что не уметь - не стыдно, стыдно не хотеть научиться.

Причиной лжи ребенка может быть нежелание отвечать за свои поступки, боязнь наказания. Эта ложь в явно выраженных корыстных целях. Она заслуживает безоговорочного, но тактичного осуждения. Поможет ее преодолеть метод естественных последствий: если вещи сами теряются, то пусть сами и находятся; если игрушки сами ломаются, то пусть сами и чинятся.

От детской лжи следует отличать фантазию. Фантазирование всегда сопровождается положительными эмоциями, которые выражаются в улыбке, смехе, разнообразием и богатством сюжетов. Оно всегда бескорыстно. Не спешите заявить ребенку, что так не бывает. Поиграйте с ним: кто придумает интереснее, смешнее и т.д.

Шалости ребенка, причиной которых является его желание узнать окружающий мир, нередко находятся на границе дозволенного. Но сам малыш воспринимает их как веселую игру. Не надо его наказывать. Лучше включитесь в эту игру, покажите, что вы понимаете ребенка и доверяете ему, поручаете ответственное дело. Это сделает поступки малыша ценными для окружающих.

Искренние, доверительные отношения с близкими приводят к развитию сочувствия, сопереживания и связанных с этими чувствами нравственных качеств: заботливости, ответственности, взаимопомощи.

Когда ребенок чувствует себя предметом всеобщего внимания, когда ему все позволено, он становится эгоистом. Причем он может знать нравственную норму и даже некоторым образом ее выполнять, но только в своих интересах. Другие люди для него как бы не существуют и, по его мнению, о них не стоит думать.

Когда ребенок только начинает осваивать новую для него нравственную норму, он стремится выполнить ее во что бы то ни стало, нарушая при этом другие. Объясните в этом случае, в чем он не прав, но покажите, что вас радует его стремление следовать требованию взрослых.

Усвоив нравственную норму, ребенок начинает делать сверстнику замечания, контролировать его поведение, хотя иногда и сам ее нарушает. Здесь могут проявляться жалобы-замечания: ”А Петя пролил воду”, ”А Маша разбросала свои игрушки”. Малыш не ябедничает, а лишь хочет найти подтверждение у взрослого, что правильно понимает норму поведения: воду проливать нельзя, игрушки надо класть на место. Поэтому подтвердите его правоту и предложите помочь нарушителю исправить допущенные ошибки.

Часто ребенок, находясь во власти сиюминутных желаний, совершает отрицательные поступки, не задумываясь о последствиях. Важно, чтобы такое поведение не осталось без внимания взрослого. Необходимо показать малышу, в чем он не прав, дать оценку его действиям. Помните, что плохие поступки закрепляются очень быстро, а для их исправления нужно много времени и сил.

Нравственные качества тем и отличаются от импульсивного поведения, что они проявляются во всех ситуациях. Быть добрым, внимательным, заботливым становится потребностью малыша.

Поэтому, защищая слабых, маленьких, он может преодолеть свой страх, выступить против несправедливости. Поддержка взрослого поможет ему почувствовать себя более уверенно, даст опору в закреплении нравственного поведения.

Сопереживание, сочувствие, любовь к окружающим людям должны проявляться в конкретных действиях ребенка. Побуждайте его оказывать помощь тем, кто в этом нуждается. Поощряйте стремление малыша сделать это по своему желанию.

Желание оказать помощь, ободрить другого у ребенка проявляется не только по отношению к взрослому, но и к сверстнику. Чуткость - очень ценное нравственное качество: малыш понимает состояние другого человека, отказывается от чего-то в его пользу, дает ему возможность порадоваться, заботится о равенстве. Поддержите, оцените маленькие ростки сочувствия, чтобы его проявление стало потребностью, чтобы формировались привычки нравственного поведения. Замечайте и оценивайте каждое проявление нравственности.

Дети нередко ссорятся, хотя и понимают, что этого делать нельзя. Чаще всего ссоры возникают из-за игрушки. Но для детей 5-7 лет важно не просто играть, а играть вместе с другим ребенком. Поэтому ссоры, как правило, непродолжительны. Дети находят способ помириться. И в этом помогает все та же игрушка.

Ссорясь из-за игрушки, дети не хотят уступать друг другу. Нередко они стремятся получить ее в единоличное пользование, потому что не знают, как ею нужно играть вместе. Научить их совместной игре - задача взрослого. Если малышу станет интересен прежде всего сверстник, а не игрушка, тогда он не будет из-за нее ссориться.

Совместная с другими детьми игра - это условие формирования чуткости, взаимопомощи, гуманизма, справедливости, доброжелательности, дружеских взаимоотношений, сочувствия, переживания.

Чем младше дети, тем важнее роль взрослого в организации совместной игры: он руководит ею, распределяет роли или сам принимает в ней участие, показывая образцы поведения и взаимоотношений всех играющих.

Взрослый может советом, примером предотвратить назревающий конфликт между детьми. Здесь важно постараться учесть интересы каждого и научить этому малышей.

Уже в детском возрасте может формироваться и стать устойчивым эгоизм. Он заключается в нежеланием считаться с мнением другого, в зазнайстве, хвастовстве, стремлению к главенству любой ценой. У ребенка эгоизм проявляется при неправильном воспитании: вседозволенности, противоречивых требованиях взрослых.

Чрезмерная опека со стороны родителей приводит к тому, что ребенок перестает стремиться к самостоятельности, появляется эгоизм, жестокость, иждивенчество. Взрослые попадают в зависимость от прихотей, капризов, сиюминутных желаний малыша. Не бойтесь поручить ребенку ответственное дело, показать, что доверяете его самостоятельности, что считаете его взрослым.

Труд учит ребенка делать что-то не только для себя, но и для других, а поэтому особенное ценен для нравственного развития.

Стремление быть взрослым у ребенка не должно стать односторонним (хочу выглядеть как взрослый). Самое главное, чтобы малыш поступал, как большой, стремился проявить положительные нравственные качества и выделял их как существенный признак взрослости.

Выполняя нравственную норму, ребенок не может еще встать на точку зрения взрослого. Отсюда и подарки папе ко дню рождения, нарисованные на обоях, и порезанное мамино платье, чтобы оно было еще красивее. Задумайтесь о причинах таких действий, и вы поймете, что ребенок стремился доступным ему способом порадовать вас. Поэтому сдержите свой гнев, покажите, что вам приятна его забота, а потом объясните, что именно он сделал неправильно.

Тема:

Подготовила воспитатель:

Н. Л. Щербакова

Консультация для родителей

Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Воспитание гуманности как качества личности;

Воспитание коллективизма;

Формирование начал гражданственности и патриотизма;

Формирование отношения к труду и трудолюбия.

Условие нравственного воспитания дошкольников.

Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.

Средства нравственного воспитания.

1. Художественные средства- художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).

2. Природ (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).

3. Собственная деятельность деей- игра, труд, учение, общение.

4.Атмосфера, в которой воспитывается ребенок.

5.Окружающая ребенка обстановка.

Нравственное воспитание дошкольника начинается с 3-4 лет. Однако подготовка к нему ведется с момента рождения ребенка, когда взрослые регулируют его жизнь по социальным правилам.
Как это происходит?

Ребенка кормят, купают, укладывают спать в определенное время, приучая его, таким образом, к режиму дня – организованности. При общении с ребенком родители используют пантомиму, интонацию речи и мимику – поощряя, осуждая или выражая свои требования к его поведению. Конечно же, малыш еще не понимает их значения – но он прекрасно улавливает интонацию голоса и эмоциональное отношение. Важно в это время включать в общение слова можно и нельзя, подкрепляя их эмоциями: улыбкой – «можно», строгим выражением лица – «нельзя». Правильное формирование ориентировки на эмоции родителей приводит к установлению связи поведения, действия и слова, что способствует в дальнейшем эффективному освоению ребенком социальных норм поведения.

К началу дошкольного возраста у детей развиваются память, речь, мышление, восприятие и возникают первые представления об элементарных нравственных нормах – добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
В возрасте 3-4 лет ребенок входит в сферу нравственных отношений между людьми и начинает нести личную ответственность за их несоблюдение или нарушение.

И теперь перед родителями встает главная задача – как сделать так, чтобы ребенок сам хотел соблюдать нравственные нормы. Как мотивировать его к этому ?

Конечно, проще всего чем-то наградить, наказать или заставить. Наказания и награды невероятно разнообразны. Улыбка, слово одобрения, выразительный строгий взгляд – абсолютно все может служить средством награды или наказания. Дети дошкольного возраста ждут одобрения взрослых и страшатся наказания, а потому изо всех сил стараются соблюдать моральные требования и нормы. Стремление получить, сохранить и упрочить положительное отношение взрослых – один из главных нравственных мотивов дошкольников. Мотив этот часто называют мотивом, ориентированным на социальный внешний контроль.
Однако нравственное воспитание дошкольников , базирующееся только на внешнем контроле спорно, так как ребенок соблюдает моральные нормы не потому, что он «добр, честен и справедлив», а потому – что ему выгодно их соблюдать! Что будет, если контроль ослабнет или исчезнет совсем?

А ведь именно так со временем и происходит. В жизни ребенка образуется пространство, недоступное внешнему контролю, где он остается один на один с нравственными нормами. И если его нравственное поведение опиралось только на внешний контроль – с исчезновением последнего может пропасть и нравственность.

Согласно проведенным исследованиям, при внешнем контроле почти все дети от 3-6 лет соблюдают нравственные нормы. Оказавшись же без присмотра взрослых – нарушают их. Поэтому использовать лишь внешний контроль при нравственном воспитании дошкольника – не конструктивно и опасно.

Какие методы воспитания могут заставить ребенка соблюдать нравственные нормы без внешнего контроля?

  • Лучшие результаты дает «метод смены позиции», основанный на предложении ребенку функций «контролера» – когда ребенок сам должен контролировать соблюдение моральных норм взрослыми, сверстниками и им самим. Что происходит в этом случае понять не трудно – меняется нравственная самооценка ребенка, его отношение к самому себе. Ребенок вырастает в своих глазах и стремится оправдать оказанное ему доверие. А это самый лучший нравственный мотив, приводящий к появлению у ребенка положительного представления о самом себе, независимо от его эмоционального отношения к окружающим, симпатий или антипатий – а главное, совершенно независимо от внешнего контроля. Нравственную самооценку у ребенка можно сформировать и иначе – путем обыкновенного общения с ним на позитивной эмоциональной основе. Дети дошкольного возраста, имеющие длительный положительный опыт общения со взрослыми чаще других совершают нравственные поступки.
  • Далее по эффективности следует «метод вины и прощения», основанный на формировании у ребенка желания самостоятельно исправить последствия своих оплошностей в отношениях с окружающим миром. Прощение проступка взрослыми, оказание доверия «нарушителю» – дают ребенку возможность почувствовать себя достойным внимания и доверия.
  • И последнее место занимает «метод нравственного примера».

Однако это не значит, что нужно использовать только один наиболее успешный метод. Нравственное воспитание дает хорошие результаты только при гармоничном использовании всех методов.

В заключение следует отметить, что нравственное воспитание дошкольников строится на сильнейшем восприятии отношения к ним взрослых. Им хочется, чтобы к ним относились внимательно и доброжелательно, понимали и любили. Дети дошкольного возраста , совершая хорошие или плохие поступки, не задумываются о том, хорошие они или плохие. Оценку их действиям дают родители или воспитатели, придавая их поступкам положительный или отрицательный оттенок. ВАЖНО! Ни в коем случае никогда не разрешайте детям делать то, что потом будет запрещено!

Как видите нравственное воспитание дошкольников процесс противоречивый и сложный – он призван формировать не только прагматическое нравственное поведение, но и нравственность, основанную на потребности детей получить, сохранить и упрочить собственный положительный образ – нравственности устойчивой к изменению настроений и симпатий.
Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности – именно они, окрепнув, станут фундаментом личности ребенка и его надежным ориентиром в сложном человеческом обществе.


Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель воспитания:

  • Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией.
  • Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле.
  • Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
  • Вызвать интерес к изучению Православия и познанию отечественной культуры.

Задачи:

  • Воспитывать патриотические чувства.
  • Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства.
  • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и

психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение детей к крестьянской культуре и быту (народные песни, сказки, былины ). Педагоги нашего детского сада совместно с родителями помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом (рисунок, аппликация, декор).

Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства , связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической , так и к народной . Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.

Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно). «Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям

Игра «Жизнь в лесу» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Игра «Муравьи» Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)

Игра «Добрые эльфы» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их... Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Театр теней» Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете - она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.