Обратного пути после измены нет. Кадыровцы подвергли пыткам молодую чеченку, обвиненную в супружеской измене Женщины чечни которые изменяют своим мужьям

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Андрей Бабицкий.

Александр Гостев: На этой неделе сразу две крупные западные газеты "Нью-Йорк таймс" и "Гардиан" опубликовали статьи о судьбе молодой чеченской женщины Малики Солтаевой, подвергнувшейся изощренным издевательствам со стороны сотрудников чеченской милиции. Основываясь исключительно на заявлении мужа Солтаевой о ее измене с российским военнослужащим, милиционеры несколько часов избивали женщину и издевались над ней, снимая собственное зверство на камеру мобильного телефона. Видеозапись была распространена в Чечне.

Андрей Бабицкий: Крайне популярным занятием среди кадыровцев уже давно стала рассылка снятых обычно на камеру мобильного телефона пыток, издевательств, даже убийств. Подобные съемки гуляют по Чечне тысячными тиражами. Вот как описывает корреспондент "Нью-Йорк таймс" Си Джей Чиверс содержание видеозаписи, на которой кадыровцы издеваются над женщиной, которую заподозрили в связи с российским военным: "Над беременной чеченкой Маликой Солтаевой, подозреваемой в супружеской измене, издевались свирепо и жестоко. 23-летней Солтаевой не было дома около месяца, и семья заявила о ее исчезновении. Когда она возвратилась, муж обвинил ее в измене и выгнал из дома. Местные власти нашли Малику в доме ее тети, сказали, что у них есть несколько вопросов. То, что за этим последовало, менее всего напоминало расследование. В здании правоохранительных органов в Аргуне, чеченском городке, мужчины - сотрудники аргунской милиции - сбрили ей волосы и брови, выкрасили голову в зеленый цвет, цвет ислама, на лбу жирно нарисовали крест. Ее вынудили сделать признание, приказали раздеться и начали избивать деревянными палками, хлыстами по ягодицам, рукам, ногам, животу и спине. Дальше велели ей одеться и повезли во двор мужа, где заставили танцевать перед соседями. Несколько человек принялись бить ее тяжелыми черными ботинками. Через два дня у нее случился выкидыш, и с тех пор на люди она почти не показывается".


Записи сцен насилия, пыток много, но, может быть, именно в данном случае роль полиции нравов, присвоенная сотрудниками чеченской милиции, хотя бы отвечает потребностям чеченского общества, совпадает с национальными традициями и нормами мусульманского общежития? Я говорил об этом с Силахой Мусаевой, чеченской журналисткой, проживающей ныне в Германии.

Силаха Мусаева: Одна из самых популярных пословиц есть: проще и лучше сжечь мечеть, чем оскорбить женщину.

Андрей Бабицкий: Это не попытка, пусть даже изуверскими способами, установить контроль над нравственным поведением граждан Чечни, утверждает Силаха. Жестокость и беспредел помогают держать людей в страхе, а повод можно найти любой, главное для них - продемонстрировать, что они могут безнаказанно пытать, издеваться и убивать без всяких ограничений.

Силаха Мусаева: Без всякого сомнения, это произвол и извращенное абсолютно понимание вины, наказания, это абсолютно превратное, извращенное понимание чеченских институтов наказания и, конечно, без всякого сомнения, в чеченском обществе это не только не является нормой, это шокирует всех. Когда мы видим такие вещи и говорим о них, нужно исходить из того, что эти люди... у них первейшая задача - это устрашение населения. Сегодня они нашли повод, они обвиняют эту женщину в том, что она сбежала с русским. Вчера - также были видеозаписи - избивают женщину, повод - что она сестра боевика. Позавчера - то же самое, они избивают женщину якобы за то, что она обозвала их предателями. Разве не из одного и того же ряда то, что они выкладывают в интернет, то, что они издеваются прилюдно над трупами чеченских президентов? Соотносится с этим, как они выкладывают в интернет убийства какого-то пленного мальчика, который умоляет их не стрелять, и они хладнокровно стреляют в голову. А другая запись, недавно выложенная в интернет, как они отрезают голову какому-то боевику?! Я рассматриваю это все, как звенья одной цепи. Научите сегодня человека безнаказанно убивать, потом научите его торговать трупом убитого им человека, научите его пытать пленных боевиков, немедленно, к вечеру того же дня, вы получите человека, который не чувствует разницы между виноватым и невиновным, между женщиной и боевиком, между ребенком и боевиком, он просто удовлетворяет свою варварскую потребность в убийстве.

Андрей Бабицкий: Если говорить о положенном по шариату наказании за измену, то шариат - это публичное право, предусматривающее судебное разбирательство и возможность защиты для обвиняемого. Говорит чеченская журналистка…

Силаха Мусаева: Другой вопрос - рассматривать ли этот случай с девушкой с точки зрения ислама? Насколько позволяют мои скудные познания в исламе, с точки зрения шариата, чтобы наказать человека, женщину, которую подозревают в измене, не важно, с кем, - с русским или с чеченцем, или еще с кем-то, с инопланетянином, нужно свидетельство в суде четырех человек. И только после доказательства имеется право наказать эту женщину, и то наказывать имеют право только компетентные люди.

Андрей Бабицкий: Адат, то есть обычное право, не предполагает вмешательства никаких посторонних людей. Такие дела должны разрешаться исключительно родственниками, которые, по возможности, стараются избегать позора и огласки. Силаха Мусаева...

Силаха Мусаева: Даже если она сбежала с русским человеком, с русским военным, я не знаю всех обстоятельств дела, но не было и нет в чеченском обществе такого, чтобы наказание совершали чужие люди. В этой связи мне вообще интересна роль мужа этой женщины, который внутрисемейное дело отдал на откуп каким-то военизированным людям. То есть очень жалкая роль у этого человека. Ни в коем случае, даже если она виновна, даже если это вопрос каких-то национальных несоответствий, не имеют права эти люди решать, не имеют эти люди права наказывать, не говоря уже о том "а судьи кто?".

Андрей Бабицкий: Позволю в завершении процитировать еще один фрагмент статьи из "Нью-Йорк таймс": "Наталья Эстемирова, сотрудница грозненского офиса "Мемориала", частной правозащитной организации, говорит, что пыталась донести это дело до чеченских властей, но они пригрозили Солтаевой уголовными обвинениями за ложные показания о похищении".

Мое имя Ибрагим, мне 33 года. Сам я чеченец, но женился на русской, так как любили друг друга, пошёл против всех родных. В браке мы 5 лет, есть сынишка, ему 3 года. Как-то раз лазил в интернете и прочитал про одну фишку… Есть такое приложение Whatsapp, думаю, все знакомы. Так вот, если удалить приложение и снова восстановить, оно восстановится вместе с удалёнными сообщениями)) По своей работе у меня частые командировки, и я готов был брать жену с ребёнком с собой, чтобы быть вместе, но она не захотела. По её словам, любила больше жизни…))

Сам я к изменам отношусь крайне неодобрительно, мысли были, конечно, сходить налево, но был верен во всём. И вот, моя командировка заканчивается, я прилетаю домой, отсутствовал две недели, в это время сын был у моих родителей в Чечне. Прилетел, тёплая встреча, всё как положено, и она мне заявляет, что идёт на Д.Р. к своей подруге. Мне предложила сходить с ней, но я уставший был, думал, высплюсь нормально.

Она ушла в душ купаться. А она это делает очень долго) В это время я взял её телефон, сделал, как и было сказано в интернете… И что вы думаете, я там нашёл?)) Её переписка с каким-то Камилем… Там такое было, что мне даже писать неудобно. В подробностях, места, где они этим занимались, они всё это обсуждали) Прочитал много чего, скинул весь чат себе на почту, подчистил следы и пошёл отдыхать. Тем временем она ушла уже (кстати, на встречу к нему). Можете меня осудить, что я ничего не сделал, но я ждал следующего дня, так как узнал о месте встречи) Конечно же, не спал, поначалу такое равнодушие проснулось, не потому, что оно было уже изначально, а лишь потому что прочитал всю эту грязь, как-то всё во мне умерло.

Она пришла в 4 часа утра домой, искупалась и спать легла рядом) Можете мне поверить, лёжа рядом с ней после такого… Ничего отвратительнее нет… Ну, да ладно, я сжал нервы в кулак и в конечном итоге уснул. На следующий день, придя с работы, она заявила, что поедет в салон красоты, что-то там с лицом делать)) Я не соображаю в этих делах. Проводил её, сам быстро оделся и поехал на место встречи. Там было много машин, поэтому я не знал, кто из них Камиль, но вскоре я увидел свою супругу, которая стояла у входа в кафе, и, конечно же, сразу понял, кто он, так как она села к нему в машину.

По специфике своей работы я знаю, что такое слежка и как это всё происходит) Я, конечно же, поехал за ними, на расстоянии, естественно, так как машина у меня немаленькая, и она прекрасно могла увидеть. Ехали долго. В итоге остановились у парка, а там рядом была парковка, где было тоже немало машин. Они припарковались. Время было уже 11 вечера, на улице темно. Я взял телефон, включил съёмку))) Снимал, чтобы в будущем не было вопросов об опеке над ребёнком. И медленно подошёл к машине, а там во всём великолепии картина, как она заглатывает у него… ну вы поняли)

Я стоял и снимал с минуту, наверное, потом я начал истерично смеяться, и, конечно же, они в шоке уставились на меня. Жена меня увидела, и, наверное, лицо цвет поменяло раз 30))) Я открыл дверь, вытащил его из машины и пару раз ударил. Но ему хватило, т.к. потерял сознание. В это время моя супруга сидела в машине и истерично рыдала, я три раза повторил, чтобы она вышла из машины, в итоге пришлось её за волосы вытаскивать. Женщин не бил никогда и не думал, что шанс предоставится, но влепил я такую звучную пощёчину ей, что она слегла рядом с ним.

Я поехал домой и дальше сидел тупо смотрел в выключенный телевизор, думал о сыне. Я очень его люблю, и сам он точная моя копия. Думал, как дальше жить. Она пришла через два часа домой, пару раз позвонила в дверь, я открыл и сказал, что «Ты больше тут не живёшь», и закрыл. Они сидела часов до 5 утра рядом с дверью, и соседи выходили, и суматоха была, но меня это совершенно не трогало. Но всё же впустил, сказал, что даю ей время до 12 дня собрать вещи, уехать, и чтобы я больше о ней не слышал.

Конечно же, истерика, слёзы, дважды сознание теряла, мне совершенно плевать было. В 12 она уехала, за ней приехал этот самый Камиль))) Насчёт сына я, конечно же, сразу сказал, что может забыть о нём… В итоге был суд, конечно же, адвоката я очень серьёзного нанял, и я выиграл дело. Сын остался у меня…

Я к чему всё это… Я весьма богат, очень прилично зарабатываю, три квартиры в Москве, две машины. Недвижимость заграницей. Поэтому мораль такова: если женщина б**дь, она даже с табуреткой трахаться будет, невзирая на всё, что у неё есть. Было всё, осталась ни с чем. Мужики, тяжело переносить такое, но идите дальше. Если жена хоть раз вам изменила, обратного пути нет, не принимайте и не прощайте. Это грязь. Даже если любите… Нельзя такое прощать. После этого вы не мужчины. Мира вам) Не изменяйте.

8 июля в России отметили День семьи, любви и верности. О семье и любви в этот праздник как обычно говорилось на каждом углу, а вот о верности почему-то позабыли. Хотя именно эта добродетель - залог крепкой семьи. Неверность супруга служила безоговорочным поводом для развода практически у всех народов России. Однако пользовались им далеко не все и не всегда.

Часто потому что супружеская неверность становилась . В Чечне и горных районах Дагестана муж, заставший жену с любовником, имел полное право убить обоих на месте и ни перед кем за это не отвечал. Однако, если муж убивал только одного участника адюльтера, то он становился кровником родственников убитого.

Если женщину не убивали, то позорили - сажали задом наперед на ишака, обмазывали сажей и водили по всему селу.

Практически у всех народов измена мужчины не считалась чем-то из ряда вон выходящим и за ней не следовало какого-либо наказания или осуждения со стороны общества. Однако свободолюбивые черкешенки , обнаружив неверность мужа, могли наказать его - вернуться в отчий дом, забрав с собой калым. Но все-таки прибегали к этому способу не все, поскольку, даже если измена мужа была доказана, дети оставались в отцовском роду, и женщина могла больше их не увидать.

Измена жены у адыгов однозначно воспринималось как посягательство на честь мужа и всего его рода и влекла за собой физическое наказание или возвращение с позором в родительский дом.

У славянских народов прелюбодейство однозначно служило поводом к разводу. Правда в допетровские времена у обманутых женщин права подать на развод не было.

Самой распространенной реакцией обманутых мужей были побои и мучения неверных жен. Более того, в крестьянском обществе нежелание мужа наказывать неверную жену могло вызвать осуждение и насмешки. Это воспринималось как постыдная слабость и неспособность быть главой семьи.

У донских казаков на свободу поведения замужней казачки в обществе смотрели довольно снисходительно, но супругу все-таки предписывалось ее наказать.

От побоев казачку могло спасти публичное признание вины перед честным народом. Если женщина шла на это, казаку полагалось простить виновную и даже растить прижитых ею на стороне детей как своих собственных.

Известно, что у народов Севера в на протяжении многих веков почиталось за честь, если гость вступит в интимную связь с женой хозяина. Это связано в первую очередь с проблемами замкнутой этнической группы, где приходилось тщательно искать супруга, поскольку нельзя вступать в близкую связь.

Однако одно дело - спасение рода, и совсем другое - измена с кем-то из своих.

У хантов для женщины считалось грехом сожительство с другим мужчиной - за это боги карали ее трудными родами. Гулящую женщину осуждали больше, чем гулящего мужчину. Но при этом измена обычно не рассматривалось как серьезная причина для развода. В худшем случае неверность наказывалась серьезными побоями.

А как дела обстоят сейчас? Изучая межнациональные браки, ученые узнали, что измену считают непростительной как для мужчины, так и для женщины 62,5% опрошенных башкир и 59,9% русских . А вот у представителей татарского этноса результаты получились противоречивые.

37,5% респондентов считают, что измена непростительна никому. Столько же опрашиваемых мужчин и женщин считают, что измена простительна мужчине "из-за его природы".

Только 15% опрошенных считают, что оправданием измены могут являться различия в национальных, религиозных традициях и обычаях, остальные 85% считают, что оправданий для измены нет.

В подготовке материала использовались работы, опубликованные на сайте научной библиотеки КиберЛенинка

Анна Брызгалова