Основные аспекты и значение русской народной вышивки. Эскиз полотенца с народной вышивкой Полотенце по мотивам народной вышивки

Ольга Выборнова
Сценарий педагогического мероприятия. Декоративное рисование по мотивам народной вышивки «Вышитое полотенце»

Цель.

Развивать связную речь, коммуникативные и изобразительные навыки, умение самостоятельно выбирать композиционные и цветовые решения. Продолжать знакомить с традициями русского народа, творчеством народных мастеров.

Предварительная работа:

Знакомство детей с вышивкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Рассматривание в мини-музее «Русская изба» вышитых изделий.

Составление узора из геометрических фигур на бумаге прямоугольной формы.

Заучивание пословиц и поговорок о труде и рукоделии. Рассказ родителей об истории появления в доме вышитых полотенец.

Материал и оборудование:

Предметы быта русской избы: печь, лавка, стол, сундучок, люлька, (колыбелька) , вязаные половики, тканный половик и т. п. Полотенце (белая накрахмаленная ткань 15х50см) , фломастеры и маркеры, зеркало – на каждого ребёнка.

Ход:

Дети входят в изостудию. Проводиться игра-приветствие «Эстафета дружбы».

Дети образуют круг, берутся за руки и передают рукопожатие друг другу.

Звучит аудиозапись русской народной песни «Позолоченная прялица». Дети, взявшись за руки, переходят в мини-музей «Русская изба»

Воспитатель. Где мы с вами оказались? Какие предметы вам здесь знакомы? Что вы о них знаете? Что делает убранство избы особенно красивым? (Ответы детей)

Подводит детей к столу, на котором разложены полотенца.

Воспитатель. Среди предметов, которые украшают избу, вы назвали и вышитые полотенца. На Руси этот предмет обихода называли по-разному: рукотёрник, ручник, утирник, полка, ширинка. Из украинского языка к нам пришло знакомое всем слово «рушник». Чем рушник отличается от обычного полотенца, которым вы умываетесь после умывания? (Это полотенце украшено яркими узорами) . Верно, кроме этого, оно сделано из льняного холста – ткани, которую хозяйка ткала дома на ткацком станке. Мы рассматриваем вышитые полотенца как произведения народного искусства, а когда то ими пользовались ежедневно. Каждая женщина должна была уметь ткать полотенце и украшать его вышивкой, лентами и кружевом.

Какие предметы в избе украшены полотенцами? Отличаются ли вышивки на разных полотенцах? (Ответы детей)

Вышивка – один из самых удивительных видов русского народного искусства. Яркими узорами мастерицы-вышивальщицы украшали скатерти, женские и мужские рубахи, головные уборы. Кроме того, вышитое полотенце было оберегом. Как вы думаете, что такое оберег? (Это предмет, который оберегает от всякого зла и дурного глаза.) Вышитые полотенца вешали на иконы, окна и двери, дарили на свадьбу молодожёнам. Рушниками украшали дом к празднику. Расскажите, какие узоры вышили мастерицы на наших рушниках, где они их расположили, нитки каких цветов они использовали?

Дети (по желанию) рассказывают об элементах оформления каждого полотенца.

Воспитатель.

Горница у нас большая

Да красивая такая.

Вот в углу сундук стоит,

Много он добра хранит.

Давайте заглянем в сундучок.

Дети открывают сундук, в котором лежат игла с ниткой, пяльцы, лоскуты ткани, фломастеры и маркеры.

Воспитатель. Вам знакомы эти инструменты? Для чего они нужны? (Ответы детей)

Дети. Ткань, пяльцы, иглы и нитки нужны мастерицам для вышивки. Они подбирали цветные нитки и вышивали им яркие узоры.

Воспитатель. (закрепляет ткань на пяльцах, вышивает) Мастерицы обращались с иголкой аккуратно. Почему, как вы думаете?

Дети. Иголка острая, ею можно уколоться. Иголка маленькая, её можно потерять.

Воспитатель достаёт из сундука полотенца (белую накрахмаленную ткань) и раздаёт их детям.

Воспитатель. Давайте украсим эти пролотенца красивыми узорами. Мастерицы их вышивали, а вы нарисуете. Сейчас распишите один край полотенца, а в группе в свободное время продолжите работу.

Как располагается узор на полотне? (узоры украшают концы полотенца) Сложите полотно пополам и прогладьте ладонью середину. Помните: узоры на разных концах полотенца должны быть одинаковыми.

Звучит запись спокойной музыки. Дети садятся за столы, расписывают одну часть полотна. По ходу работы воспитатель следит за осанкой детей, при необходимости оказывает индивидуальную помощь, вспоминает пословицы и поговорки о труде и рукоделии.

Воспитатель. Хотите посмотреть, как у вас будет выглядеть полотенце после завершения работы? (Раздаёт детям зеркала)

Проводится опыт с зеркалом.

Дети приставляют зеркало к расписанной части работы и рассматривают отражение узора.

Воспитатель. Вы молодцы, мастера и рукодельницы! Красивые у вас полотенца получились. Узоры на них как пожелания счастья, здоровья и достатка, оберег от всякого зла. Кому вы их подарите? (Ответы детей)

Под аудиозапись весёлой русской народной мелодии дети берут рушники и выходят из помещения изостудии. Во второй половине дня в свободное время в уголке творчества дети завершают работу.

Публикации по теме:

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи в средней группе «Тарелочка» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать у детей интерес.

Проект (сценарий) педагогического мероприятия. Интегрированная НОД «Умка в весеннем лесу» на основе ФГОС Составитель: Зяблова Светлана Викторовна Проект педагогического мероприятия: интегрированная НОД по экологическому развитию, развитию речи,.

Сценарий педагогического мероприятия «Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» (средняя группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Кристаллик» комбинированного вида» ул. Ямальская 23а,.

Сценарий педагогического мероприятия «Поможем Мишутке найти свою семью» Цель: стимулировать поиск решения проблемно-поисковой ситуации на физкультурных занятиях исследовательским путём. Задачи: формировать.

Сценарий педагогического мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Светофор» Проблема: незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на улице и на дороге, световых сигналов светофора.

Сценарий развлечения для детей младшей группы «Путешествие с Колобком» по мотивам русской народной сказки Ведущий. Вот и весна наступила. Пробуждается от зимнего сна природа, да и у нас с приходом весны светлое, хорошее настроение, верно? Давайте.

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Тип урока : комбинированный

Цель урока : Знакомство с символическим значением полотенца.

Задачи:

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.

Оснащение урока : Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).

У ученика: бумага, фломастеры, краски, кисти, белая бумага, ножницы.

Ход урока:

Организационный момент:

    Приветствие.

    Проверка готовности к уроку.

    Проверить отсутствующих в классе.

    Сообщение темы и целей урока.

Основная часть:

    Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.

    Постановка художественной задачи.

    Практическое выполнение задания.

    Подведение итогов, выставка работ.

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.

Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.

Ребёнка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта- полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».


Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.


Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Основными цветами в вышивках были красный и белый.

Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.

Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.

Постановка художественной задачи.

Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Практическое выполнение задания.

Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.

Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс- выставка готовых работ

Литература

Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М., 1983.

Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

Велесова книга. М., 1995.

Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.

Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.

Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.

Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.

Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.

Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

Мифы народов мира. М., 1997.

Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.

Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.

Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.

Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.

Вышивка на полотенце помогает достичь нескольких целей. Компания получает брендированную вещь, которая раскручивает товарный знак и повышает престиж. Спортивная команда становится более сплоченной благодаря такому аксессуару. Что уж говорить о том, каким приятным и индивидуальным подарком становится полотенце с вышивкой! Оно создаёт уют и настроение, выражает ваши чувства.

Что ещё влияет на цену? Заказать нашивки с зашитым фоном стоит дороже, чем с незашитым, но выглядят они солиднее. Дороже стоит вышивка металлизированными нитками, а так же люминесцентными или флуоресцентными. Снизить стоимость можно, использовав меньше цветов при вышивании. Чем больше заказ - тем ниже цена за 1000 стежков.

Что ещё влияет на сроки? При загруженности нашего производства сроки могут быть больше, о чём вам обязательно сообщат заранее. Возможен заказ срочной вышивки : за доплату вы получите её уже сегодня! Для постоянных клиентов срочная вышивка может выполняться без наценки.

Производство полотенец с вышивкой

В большинстве своём полотенца изготавливаются из ворсистой ткани, которая отлично впитывает влагу. Это, конечно, затрудняет процесс вышивания рисунка. Чтобы сделать вышивку на полотенце с высоким ворсом, мы используем водорастворимые стабилизаторы. Они не дают стежкам рисунка проваливаться под ворс и удерживают его на месте. Поэтому наши полотенца с вышивкой смотрятся так роскошно!

Есть ещё несколько нюансов. Полотенца - это предмет личной гигиены, они должны подвергаться особой обработке в процессе использования. Машинная вышивка на полотенцах не боится высоких температур и надолго сохраняет свой первоначальный вид, потому что мы используем немецкие нитки Gunold из высококачественной вискозы.

Возможности вышивки на полотенцах

Материал . Мы вышиваем на полотенцах из хлопка, бамбука, микрофибры, льна, гидрохлопка, кашемира. Наша машинная вышивка на махре получается аккуратной и долговечной. При создании дизайна мы учитываем характеристики материала, чтобы получить привлекательное и аккуратное изображение.

Размер и место нанесения . Максимальный размер машинной вышивки - 36х45 см. Принеобходимости мы выполняем стыковку, и тогда длина достигает 2 метров. Не рекомендуем покупать текст меньше 5 мм в высоту, его будет трудно прочитать. При вышивке на ворсистом полотенце лучше отказаться от мелких деталей и мелкого текста, они могут "утонуть" в ворсе. Если всё-таки нужна мелкая проработка, лучше сделать нашивки на заказ или шевроны на полотенца.

Цвета и особые нитки . В одном изображении используется до 12 цветов, предлагаем посмотреть каталог ниток . Использование большего количества цветов сильно усложнит технологию машинной вышивки, но мы можем это сделать за дополнительную плату. Чтобы сделать полотенце с индивидуальной вышивкой необычным, стоит использовать нестандартные нитки. Предлагаем металлизированные, светящиеся в темноте, светящиеся в ультрафиолете и меланжевые нитки - с ними вышитые полотенца становятся по-настоящему оригинальными.

Вышивка на полотенцах в Москве

Вышитый узор на полотенце для салона красоты "Maverick"

Вышивка на махровом полотенце на заказ "RAN3". Вышивка на махре

Уход за полотенцем с вышивкой . Мы используем немецкие нитки из вискозы Gunold, они не линяют и не бояться влаги. Такое полотенце можно смело стирать в машинке при температуре не выше 60°С. При соблюдении правил ухода вышивка прослужит дольше, чем само полотенце.

Вышивка на полотенце на заказ

Что вы получаете, заказывая вышивку на полотенцах?

Свобода творчества . Вы ничем не ограничены, сами выбираете рисунок, цвета, расположение, сочетание элементов. По сути - вы становитесь дизайнером! Стильным ходом будет добавить золотую и серебряную нитки.

Индивидуальное решение. . Вы получите именно то, что хотели. То самое полотенце нужного вам цвета и размера. Мы заботимся о комфорте наших клиентов и делаем заказ вышивки максимально удобным и простым.

Долговечность . Вышивка на полотенце на заказ не линяет, спокойно переносит влагу и стирку, не выцветает со временем и не деформируется во влажной среде.

В итоге у вас - презентабельная и долговечная вещь, которая поднимет ваш престиж, поможет создать стиль или порадует близких сердцу людей.

Вышивка на вафельном полотенце

Вышивка на вафельном полотенце - оригинальный подарок, интересная деталь интерьера кухни и способ создать хорошее настроение. Также купить вышивку на полотенце - хорошая идея для домов отдыха и гостиниц, такой ход повысит престиж заведения.

Мы перенесём на вафельное полотенце любую картинку или надпись. Вы можете выбрать любое изображение или фотографию, даже нарисовать от руки! Ваши фантазии с нашей помощью станут первоклассной вышивкой.

Вафельные полотенца с вышивкой не полиняют, цвета останутся такими же яркими спустя годы.

Особую сложность представляет вышивка на махровом полотенце. Это связано с длиною ворса, чем он длиннее - тем сложнее сделать так, чтобы вышивка на топорщилась и смотрелась аккуратно.

Однако мастера машинной вышивки с этим справляются на "отлично"! Грамотно составленный макет и верно подобранные стабилизаторы позволяют преодолеть любые трудности. Вышивка на махровом полотенце будет аккуратной, красивой, долговечной. А для комплекта можно заказать вышивку на халатах . Вопрос о классном подарке решён!

Русская вышивка на полотенце

Набирает популярность народная вышивка на полотенцах. Когда-то она была мощным оберегом и имела особое сакральное значение. В наши дни это просто красивый узор, но многие придают ему сверхъестественную силу. Часто свадебные полотенца с вышивкой - рушники - делаются по старинным образцам как оберег для молодой семьи. Также такая вышивка в интерьере квартиры создаёт особую атмосферу любви к старине.

Орнамент вышивки полотенец состоит либо из геометрических фигур, либо из растительных мотивов. Неправильно думать, что старинная вышивка на полотенце делалась крестиком. Вышивка крестом вошла в обиход лишь во второй половине XIX века. Настоящая древнерусская вышивка на полотенце делалась другими стежками.

Современная вышивка на полотенце в Москве может как повторять аутентичные старинные узоры, так и создавать псевдонародную вышивку крестиком. Вы можете заказать вышивку на полотенцах в народном стиле по вашим эскизам или по готовым схемам вышивки. В отличии от ручной работы, вышивка на полотенце срочно делается в течение одного дня!

УРОК № 5 1ч.5кл.
Тема: « ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ

РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ ».

Цель: познакомить с русской народной вышивкой; закрепить

навыки создания художественного образа в декоративной

композиции.

Задачи:
  • познакомить учащихся с символическим значением

поло­тенца, мотивами орнамента на нем;

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и
    искусству, любовь к Родине и ее культуре;

  • развивать творческую активность, навыки работы в
апплика­ции, эстетический и художественный вкус;

  • познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; познакомить с символикой идеограмм;
Оборудование и материалы:

Для учителя :

Динамическая таблица «Древние образы русской вышивки», альбом.

Мультимедийная презентация – материал с образцами русских народных вышивок.

Музыкальное сопровождение: народная музыка.

Для учащихся : альбом, листок в клеточку, фломастеры: красный и черный.

Схемы-таблицы с мотивами орнаментов; таблица с изображением знаков-символов; иллюстрации с изображением вышитых полотенец.


Задание:

в традициях русских народных мастеров.

План урока


  1. Организационный момент

3. Актуализация знаний. Просмотр видеофрагмента «История русской вышивки».

4. Формирование новых знаний. Демонстрация мультимедийной презентации «Русская народная вышивка».

5. Закрепление знаний.

6. Выполнение практической работы.

7. Подведение итогов.
МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Организационный момент

Повторение пройденного материала

Как ты думаешь, что роднит различные произведения крестьянского искусства?

Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве?

Какие черты свойственны крестьянским мастерам?

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначенный для украшения различных предметов обихода, архитектурных сооружений, предметов декоративно – прикладного искусства.

Еще далекие наши предки украшали свои изделия простейшими рисунками. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, защититься от злых, и делалось это при помощи определенных ритуалов, которые нашли отражение в искусстве. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала.

Вышивка - один из древнейших и наиболее распространенных видов народного искусства. Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками. С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия. Но самое большое распространение вышивка получила в русской деревне, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта. Ведь для этого не надо было сложных приспособлений: небольшой кусок ткани и два плотно облегающих друг друга обруча. Холст, нитки и игла обязательно были в каждом доме. Учиться вышивать начинали с 7- Вышивать начинали 8 лет и уже с детства готовили себе приданое. Зимой пряли и ткали, а когда наступала пора долгих и светлых дней начинали вышивать. Это было время прилета птиц, которые, как верили, приносили тепло, а с ним и новый урожай – основа и благополучие крестьянской семьи. (видеофрагмент)

Вышитыми узорами украшались самые разнообразные предметы крестьянского обихода и костюма. Холщевые отбеленные полотенца и скатерти, рушники, женские и мужские рубахи, пояса, головные уборы.

Вышивка на одежде имела особое значение. Ей украшали ворот, рукава, низ рубахи.

В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Актуализация знаний .

Просмотр видеофрагмента «История русской вышивки».


Формирование новых знаний.

Демонстрация мултьимедийной презентации

«Русская народная вышивка».
Знаковая символика в вышивке.

Солнце, по народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому, нечистому. Оно почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком. Но, так как вышивали в основном по счету нитей, оно изменило форму на косой крест с загнутыми концами – солярный знак и означало солнцеворот (смену дня и ночи, времен года). Это символ присутствовал почти на всех вышивках: полотенцах, рубахах, головных уборах.

Земля , в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать- сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль участвовать в передвижении солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье, влекомой гусями-лебедями. Часто можно было увидеть коней и птиц по сторонам цветущего древа. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Мотивы, используемые в вышивке.

Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица , представленная то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам. Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме.

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки Вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Животворящая сила воды , питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих птиц, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Вторая природная стихия – огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила, так же изображался в образе птицы с блестящими радужными красками оперенья и роскошным хвостом, пышущим жаром.

Русская вышивка отличается необыкновенным разнообразием швов и приемов вышивания. Известно, что каждая область имела свои приемы вышивки, мотивы орнамента, цветовое решения.


Значение цвета в русской вышивке.

Вслушайся в слово «узор»: оно звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. Не потому ли на серебристо-белом полотне рдеет как заря вышитый орнамент!

Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Видимо, не случайно фон на тканях называли мастерицы Русского Севера «земля». Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.

Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Красный цвет, впустив другие цвета-нити, сохранил право быть главным в вышивке.

Закрепление знаний.

В чем секрет красоты народной вышивки?

Почему на протяжении многих веков женщины украшали вышивкой тканые изделия?

Задание:

Вот и мы с вами сегодня тоже попробуем научиться мастерству составления узоров для вышивания. Только мы будем не вышивать, а рисовать. На уроке обществознания вы рисовали герб своей семьи. А на нашем уроке попробуйте составить оберег для своей семьи из символов, которые мы с вами сегодня выучили. Если вы будете составлять узор в технике глади, то рисуем на альбомном листе. Если в технике крестика, то на листочке в клеточку.

Выполнить эскиз узора вышивки на полотенце

в традициях русских народных мастеров
Подведение итогов.



А) Полотенце

Б) Рукотерник

В) Рушник

Г) Ручник


… Баба-яга истопила баньку. Андрей выпарился, вымылся, достал женину ширинку и стал ею утираться.

Баба-яга спрашивает:

Откуда у тебя ширинка ? Ее моя дочь вышивала.

Твоя дочь мне жена, мне и ширинку дала…

Русская народная сказка «Поди туда – не знаю куда принеси то – не знаю что»


Какое название вам больше нравится?

  • русское полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка;
  • украинское рушник;
  • белорусское рушнік, уціральнік;
  • болгарское ръченик, пошь, рута, обрус, пешкир, тестемел, чевре, кесария.

Полотенце - резное украшение вдоль окон, по краям крыши у деревенских изб.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка

Полотенце

Толковый словарь русского языка С. Ожегова

Полотенце - бельевое изделие в виде удлиненного полотнища для вытирания, обтирания.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка

Полотенце - Узкая и длинная полоса ткани, преимущ. льняной или бумажной, для вытиранья частей тела или посуды.

Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова



Какими инструментами и материалами пользуются вышивальщицы?

Желательно, чтобы отвечали мальчики.


  • Как выполняли узоры на ткани?
  • Какие цвета использовали в вышивке?
  • Какой смысл несли вышитые узоры?

Виды вышивок

По идущим из глубины веков заветам все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься украшением тканей все свободное время. Кто может назвать названия вышивок? В чем их характерные особенности и отличия? Рабочая гиперссылка (изображения вышивки) на слайды 10,12,14



  • Гладь счетная - это одна из наиболее древних техник вышивания. Характерной ее особенностью является то, что вышивание ведется по счету нитей ткани параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить.
  • Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.


  • Вышивка крестом – это наиболее распространенный вид народного искусства. Точно неизвестно о том, когда и где впервые начали вышивать.
  • Но история возникновения вышивания предположительно идет вместе с появлением первого стежка, который был сделан каменными иглами при шитье одежд из шкур животных…



  • Пред вами один из видов народного промысла.
  • Как называется этот вид вышивки?
  • Какие цвета ниток используют?
  • Вспомните основные мотивы славянской символики…

Растительность – символизировала идею цикличности, смену времен года. Раздаточный материал.




Богиня Макошь – мать урожая. С поднятыми руками и символизировала весенний солнцеворот (весеннее солнце). С опущенными руками – осенний солнцеворот (осеннее солнце). Лада – богиня любви, браков, плодородия, часто изображалась верхом на коне.

Сформулируйте тему урока. Составьте предложение (можно менять окончания, добавлять предлоги).

Вышивка Мотив Орнамент Образ Русская Народная

Закончите предложения

  • Сегодня на уроке я…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Самым интересным сегодня на уроке было…
  • Самым сложным для меня сегодня было…
  • Сегодня на уроке я почувствовал…
  • Сегодня я понял…
  • Сегодня я научился…
  • Сегодня я задумался….
  • Сегодняшний урок показал мне…
  • Я хочу узнать больше о …