Основные этапы развития индустрии мод. Современная индустрия моды.Как формируются модные тенденции Индустрия моды ее состояние и развитие

Образовательный профиль в рамках Магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ позволяющей получить необходимые теоретические знания и практические навыки для успешной карьеры в индустрии моды.

Основу программы составляет дизайн одежды и проектирование модной коллекции. Кроме того, слушатели получают представление об устройстве и принципах работы модной индустрии, ее истории и современном состоянии, а также собирают профессиональное портфолио. Курс строится на сочетании теоретической части и практической (разработки и поэтапного осуществления проекта).

Продолжительность обучения - 2 года. По окончании обучения студенты получают диплом магистра государственного образца.

Ключевые дисциплины

1. Креативное проектирование

Проектная работа:

1 год

  • Текстильный дизайн
    Пластическое моделирование

2 год

  • ​Текстильный дизайн
    Пластическое моделирование
    Дизайн-проектирование. Создание 1 предмета одежды (t-shirt или платье-рубашка)
    Дизайн-проектирование. Создание мини-коллекции путем deconstructing fashion (3-5 моделей)

Ряд теоретических и практических занятий, сопровождающих работу над проектом, и проводимых специалистами по следующим направлениям:

  • Индустрия моды. График работы всех департаментов и служб модного дома по сезонам в зависимости от коммерческой направленности дома. Понимание роли каждого из департаментов модного дома в производственном цикле. Взаимосвязь между департаментами. Область ответственности департаментов
  • Работа с коммерческим департаментом. Понятие ассортиментой матрицы. Способы работы с ней
  • Работа с отделом закупок и снабжения. Понятие сырьевой матрицы. Способы работы с ней
  • Работа с производственным отделом. Понятие технического эскиза, технического задания. Коммуникация со специалистами всех профилей производственного департамента
  • Работа по созданию байерского бука коллекции.
  • Работа по созданию фото-каталога коллекции
  • Мерчандайзинг в магазине одежды
  • Понятие форменной одежды. Работа с корпоративными клиентами
  • Создание эскизного проекта форменной одежды
  • Особенности дизайн-проектирования форменной одежды
  • Понятие авторского надзора. Способы ведения
  • Понятие ателье. Работа с индивидуальными клиентами
  • Особенности проектирования одежды по индивидуальным меркам

2. Технологии дизайна

  • Проектирование коллекции одежды
  • Основы кроя и шитья
  • Мерчандайзинг

Учебные курсы по выбору

  • Графический пакет (Adobe Illustrator и Adobe Photoshop)
  • ВЕБ-дизайн
  • 3D-дизайн
  • Анимация
  • Айдентика

3. История и теория искусства и дизайна

Обязательные учебные курсы

  • Общая история искусства
  • История моды

Учебные курсы по выбору

  • История и теория медиа
  • История и теория типографики
  • История кино
  • История стилей

Кураторы

Анзор Канкулов - и звестный журналист, профессионал в области моды, главный редактор Port Magazine Russia, в прошлом — главный редактор журналов OM, Harper’s Bazaar и Black Square.

Екатерина Сычева - дизайнер одежды, экс-арт-директор марки Alena Akhmadullina, автор костюмов для церемонии handover на Олимпиаде в Ванкувере, гастрольного тура Земфиры, фильма Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты» и униформы для авиакомпании S7. Сооснователь марки SESTRA. В настоящий момент руководитель дизайн-бюро компании Rusmoda.

Стоимость и режим обучения

Стоимость платного обучения -300 000 руб. в год с прогрессивной системой скидок и возможностью перевода на бесплатное обучение в зависимости от учебной успеваемости.

Время проведения занятий - 2 будних дня (вечер) и суббота (день). Учебный план составлен из расчета 16-20 аудиторных часов в неделю.

Вступительные испытания

Абитуриенты представляют мотивационное письмо , которое должно включать:

  • описание проекта (1 - 2 страницы текста), который будущий магистр собирается реализовать во время обучения; текст составляется в свободной форме на русском языке;
  • сведения об опыте профессиональной деятельности;
  • описание перспектив и планов реализации полученного образования в будущем.

Критерии оценки проекта: оригинальность идеи, степень проработанности проекта, актуальность.

Так же абитуриент проходит собеседование , в ходе которого ему необходимо защитить идею своего проекта, рассказав о ее актуальности и ответив на вопросы экзаменационной комиссии о собственных предпочтениях в области искусства и дизайна.

Мотивационное письмо и портфолио (оригиналы или копии) предоставляются в приемную комиссию в момент подачи документов и направляются в электронном виде по электронной почте .

Расписание вступительных испытаний

Необходимые документы

  • Ксерокопия документа, удостоверяющего личность (страница с фотографией и регистрацией).
  • Ксерокопия документа государственного образца о высшем профессиональном образовании и соответствующее приложение к нему (для поступающих по конкурсу портфолио - 2 экземпляра).
  • 2 фотографии (размер 3 х 4 см).
  • Полный перечень документов, необходимых для поступления в магистратуру, и их описание вы найдете .

Сроки подачи документов в магистратуру в 2015 году

Ключевые слова

ИНДУСТРИЯ МОДЫ / БРЕНД / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / ВЗАИМОВЛИЯНИЕ / FASHION INDUSTRY / BRAND / MULTIPLIER EFFECT / INTERFERENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Демина Татьяна Андреевна, Климов Артур Викторович, Мерзлякова Александра Николаевна

Мода - это временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни, погоня за новизной. С 1890-х до 1960-х мелкий бизнес по производству модной одежды и аксессуаров постепенно превращается в массовое производство и становится индустрией, т.е. самостоятельным сектором экономики, включающим в себя производство, сбыт и потребление товаров какого-то рода, а также сопряжённые с ним секторы. Большое значение имело разделение экономики моды на товары «от кутюр» и «прет-а-порте». Именно начало массового производства модных (а следовательно, быстро сменяющихся и требующих замены, не дожидаясь физического износа) вещей оказало мощное воздействие на экономику. Индустрия моды росла во всём мире быстрыми темпами, обгоняя другие отрасли экономики, хотя кризисные явления затрагивают и эту сферу. При этом можно говорить о высоком мультипликативном эффекте , оказываемом модной индустрией на экономику. Например, она даёт мощный толчок производству сырья (животного и растительного происхождения) и материалов, красителей, полиграфии и т.д. Продукт индустрии моды специфичен: он является отражением творческой и материальной составляющих. Модные вещи стали знаком принадлежности к определённой социальной группе, что способствует повышению и поддержанию спроса на них. Всё это гарантирует дальнейший стабильный рост всех видов производств, так или иначе связанных с fashion индустрией. К сожалению, любовь россиян к зарубежным брендам тормозит развитие этого бизнеса в России. Однако можно ожидать, что в 2014-2015 годах это положение изменится в связи с резким падением курса рубля. Хотелось бы надеяться, что наши производители модной одежды сумеют разумно воспользоваться шансом для укрепления своих позиций.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Демина Татьяна Андреевна, Климов Артур Викторович, Мерзлякова Александра Николаевна

  • Особенности позиционирования брендов в индустрии моды

    2016 / Конюхова Екатерина Евгеньевна, Кузнецова Евгения Алексеевна
  • Предсказывая неопределённость: как трендхантинговые агентства завоёвывают рынок моды рецензия на книгу: Lantz J. 2016. The Trendmakers: Behind the Scenes of the Global Fashion Industry. London, UK; New York: Bloomsbury Academic. 240 p

    2017 / Кусимова Т.Б.
  • Влияние процессов глобализации на fashion-индустрию

    2013 / Васильева Жанна Викторовна
  • Особенности формирования спроса и предложения в индустрии моды

    2017 / Ямэн Люй
  • Фэшн-блогеры: новые агенты в индустрии моды

    2014 / Ечевская Ольга Геннадьевна, Янке Екатерина Дмитриевна
  • Особенности предпринимательства в индустрии моды

    2017 / Ченчик Анастасия Валерьевна
  • Влияние электронного бизнеса на развитие компаний индустрии моды

    2018 / Лукьянова Анна Васильевна
  • К вопросу реализации методологии творчества в подготовке кадров высшего профессионального образования для индустрии моды

    2014 / Ермаков Александр Станиславович, Сильчева Людмила Владимировна
  • Современные зарубежные исследования психологии потребительского поведения в сфере моды

    2016 / Костригин А.А.
  • Социально-исторические аспекты зарождения фэшн-индустрии в западных странах

    2013 / Кидакоева Нафисет Зауровна, Кубова Анжела Аскеровна

FASHION INDUSTRY AS AN INDEPENDENT SECTOR OF ECONOMY

Fashion is a temporary dominance of a certain style in any sphere of life, the pursuit of novelty. From 1890 to 1960 small businesses for the production of clothing and accessories were gradually turning into mass production and becoming an industry, i.e., an independent sector of the economy, which includes the manufacture, distribution and consumption of goods of some kind, and conjugate sectors. Of great importance was the division of the economy of fashion goods into "haute couture" and "ready-to-wear." It was the beginning of mass production of fashion (and hence rapidly changing and need to be replaced, without waiting for physical depreciation) things had a powerful impact on the economy. The fashion industry has grown around the world rapidly, outstripping other sectors of the economy, although the crises also affect this area. In this case we can speak about a high multiplier effect exerted by the fashion industry on the economy. For example, it gives a powerful impetus to the production of raw materials (animal and plant) and materials, dyes, printing, etc. The product of fashion specific: it is a reflection of the creative and financial components. Fashionable things became symbols of the membership in particular social groups, thereby increasing and maintaining demand. All this ensures further stable growth of all types of production, in one way or another related to the fashion industry . Unfortunately, the Russians" love for foreign brands inhibits the development of this business in Russia. However, it can be expected that in 2014-2015 this can change due to the sharp depreciation of the ruble. There is a hope that Russian fashion producers will be able to take a chance to strengthen their positions.


Мода интересная тема – она находится в вечном круговороте идей и их повторений. Мир моды вращают дизайнеры, фотографы, модели, журналисты и редакторы глянцевых изданий. Дома моды влиятельны и всесильны, они создают моду и конкурируют между собой. И всё это на виду у нас с вами: читателей, зрителей, потребителей, жаждущих шоу и мечтающих о роскоши. Но это только на первый взгляд. На самом деле самые известные и именитые дизайнеры и редактора глянцевых журналов лишь наёмные рабочие. Пока они успешны, они наплаву, как только они допустят ошибку, им сразу же находят замену. Яркий пример тому устаревший Юбер де Живанши, или же скандальный Джон Гальяно. А кроме идей и людей, способных творить, мир моды создают ещё и большие деньги, и возможность их заработать. Мода – это не только творчество, это ещё и бизнес, который временами жесток. Givenchy, Louis Vuitton, Vogue. Не правда ли, говорящие названия? А с чем можно связать LVMH, PPR, Condе Nast? Вряд ли большинству из нас они о чём-нибудь говорят.



Правители индустрии моды - корпорация LVMH.


Но вот, что интересно, читая о том или ином дизайнере, о том или ином Доме мод, и будучи достаточно внимательным читателем, оказывается, что, то и дело можно заметить загадочную аббревиатуру – корпорация LVMH. И если поинтересоваться, то именно этой корпорации принадлежит Дом моды Givenchy, именно ей принадлежит известный во всём мире бренд Louis Vuitton, ей принадлежит Kenzo, ей принадлежит Parfums Christian Dior. Но не только мода, LVMH, к примеру, ещё владеет и известным коньячным французским домом Hennessy. Корпорация LVMH охватывает всё, что касается предметов роскоши и шика.


И действительно, корпорация LVMH продаёт предметы роскоши. В основном это дорогие спиртные и вдобавок легендарные напитки (коньяк, вино) плюс мода. LVMH была образована в 1987 году после слияния Mo?t Hennessy и . И на сегодняшний день LVMH является лидером на мировом рынке предметов роскоши. Конкурентом французской LVMH остаётся разве что итальянская Gucci Group (им, к примеру, принадлежит бренд Alexander McQueen), которая в последнее время стала также французской и подчинена PPR, и швейцарская Cie Financiere Richemont. Вот они, те, кто создают мир роскоши и глянца. Истинные хозяева мира моды.


Первое фото Бернар Арно, второе - Франсуа Пино.




Принадлежит PPR, а PPR – это компания, принадлежащая Франсуа Пино. LVMH принадлежит Бернару Арно. Арно и Пино, вот кого можно назвать королями, а, возможно, и императорами мира моды. Одно время они даже пытались дружить семьями, но из-за борьбы за Gucci их дружеские отношения окончательно разладились. Франсуа Пино по версии журнала Forbes находится на 77 месте среди самых богатых людей планеты. Бернар Арно является самым богатым человеком Франции. Всё же Франция есть Франция, самый богатый человек этой страны занимается модой и вином, всё как положено. А Пино еще принадлежит аукционный дом Christie’s. Бернар Арно же купил третий по величине аукцион Philips. Впрочем, недавно Франсуа Пино вышел на пенсию и разделил свой бизнес между своими четырьмя детьми (его сын Франсуа-Анри возглавляет сейчас компанию PPR), Арно же пока на пенсию не собирается.



Третий крупный игрок в мире роскоши и шика швейцарская корпорация Cie Financiere Richemont была основана в 1988 году южноафриканским бизнесменом Йоханом Рупертом, сыном южноафриканского магната Антона Руперта. Сегодня данной корпорации, к примеру, принадлежит известный на весь мир бренд Cartier, который занимается производством ювелирных украшений и часов, или же известный производитель часов Vacheron Constantin также находится в её собственности.



Индустрия моды и глянцевые журналы – компания Condе Nast.


В мире глянцевых журналов лидирует компания Condе Nast. Мы говорим Glamour, GQ, . И всё это подразумевает Condе Nast. Ведь все эти журналы принадлежат издательскому дому Condе Nast Publications. Основателем этого издательского дома стал американец Конде Монтроз Наст (1873-1942) , юрист по образованию, свою карьеру начал менеджером по рекламе в журнале «Колье». Сегодня Condе Nast активно развивает и своё присутствие в Интернете. Так американский GQ стал первым цифровым журналом, который можно было купить и читать на iPhone. Condе Nast принадлежат и многие сайты о моде, дизайне, бизнесе, к примеру, portfolio.com, или же в России: www.tatler.ru, www.vogue.ru.



Вот так изменилась индустрия моды, глянец и модные бренды за последние годы. Они уже редко принадлежат их создателям дизайнерам и журналистам, а входят в состав крупных корпораций, где каждый участник словно винтик, деталь механизма выполняет свою функцию. Хорошо это или плохо? С одной стороны грустно, что прошли времена великих кутюрье и высокой моды в ее первоначальном понимании, а с другой стороны большие корпорации могут позволить себе намного больше, чем отдельно взятые дома моды. Благодаря этому индустрия все быстрее и быстрее несется вперед – мы получаем новые предметы роскоши, новые технологии и самое главное модная одежда стала доступна практически всем и каждому.


LVMH, PPR, Cie Financiere Richemont и Condе Nast, запомните эти имена, именно им принадлежит современная индустрия моды.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Становление моды как культурной и идеологической системы во Франции, ее регулирование и демократизация во времена революций. Иерархия статусов и норм в современной модной системе. Движущие силы и механизм глобального распространения французской моды.

    книга , добавлен 21.12.2013

    Сущность феномена моды в жизни человека, основные психологические механизмы его формирования. Характеристика и социально-психологические функции моды. Особенности читательской моды. Читательская мода как феномен культуры. Детская читательская мода.

    реферат , добавлен 25.08.2012

    Понятие моды, ее распространение и основные тенденции. Описание элементов европейской моды, присущей эпохе XVIII в.. Особенности ее влияния на моду других стран, в частности, России. Общая характеристика мужского и женского костюма в России в XVIII веке.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2013

    Обновление образа респектабельного Дома моды Диора Д. Гальяно. Его первая коллекция, начало творческой деятельности, придуманный им образ принцессы Лукреции. Самый экстраординарный кутюрье высокой моды, представивший вавилонское смешение стилей культур.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2016

    Рассмотрение основных стилей моды 1980-х годов. Сравнительный анализ конструктивных элементов моды 1980-х годов и современной моды. Характеристика формы лацканов в женской одежде. Покрои рукава, плечевого пояса и оформление горловины в моде 1980-х гг.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Характеристика индустрии моды в период Второй мировой войны. Исследование особенностей гражданской одежды для женщин и мужчин. Анализ мира "высокой моды" в конце войны. Создание театра моды. Описания пальто, костюмов и вечерних платьев военного времени.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2014

    Понятие моды и фазы ее развития. Начало французской моды. Вкус французского двора Людовика XIV и его влияние на европейскую моду. Костюм эпохи Барокко. Особенности мужского костюма и женского платья. Мужская и женская прически. Украшения и аксессуары.

    О том, какие тенденции сегодня отмечаются на российском фэшн-рынке, какие актуальные проблемы и вызовы стоят перед отраслью, с Александром Шумским, учредителем и главой Национальной палаты моды, поговорил Виктор Евтухов, статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли.

    Виктор Евтухов: Интересно послушать мнение эксперта в сфере моды о том, как сегодня развивается этот рынок. Мы редко говорим о моде как о части легкой промышленности. Мы чаще говорим о создании тканей, материалов, о том, что легкая промышленность - это не только производство обуви и одежды, но и отрасль, которая обеспечивает потребности и интересы важных отраслей - сельского хозяйства, строительства, медицины, автомобилестроения, энергетики. При этом мы забываем о моде. Существует ли она в России?.. А ведь модная индустрия - это важно, и, если смотреть историю моды, то, какой она была в Российской империи, СССР, современной России, то мы увидим, что то, как человек выглядит, во что он одет, всегда определяло его отношение к тому или иному социальному классу: крестьяне, рабочие, военные, помещики, правители...

    После Октябрьской революции в России появился новый стиль, рабочий, мода - народу, конструктивизм. Далее мода продолжила меняться вплоть до наших дней. Однако именно после революции произошли изменения и возник тренд, который прослеживается и сейчас: если раньше коллекции отшивались в больших или средних модных ателье, то после революции появились промышленные коллекции, которые отшивались на крупных фабриках.

    Вопрос в том, что сегодня мы должны делать с современным российским рынком моды? Добиваться коллаборации дизайнеров с крупными промышленными предприятиями и отшивать промышленные коллекции или стимулировать малые бизнесы, создающие небольшие сегментоориентированные ателье?

    Александр Шумский: Мода относится к легкой промышленности, но это потребительская ее часть. Если мы говорим о новых материалах, сельском хозяйстве - это все сегменты b2b. А мода работает с конечным потребителем, это потребительский рынок, и так во всем мире. Рынок одежды и аксессуаров в России оценивается примерно в 2-3 трлн рублей, этот рынок и есть весь рынок моды.

    При этом, мне кажется, нельзя ставить вопрос, как лучше сегодня идти: путем коллаборации или развития малого и среднего бизнеса. Это немного разные темы. В России, если говорить о моде как о дизайне, это микро- и малые предприятия, даже средних компаний среди них немного. Поддержка этого сектора так или иначе будет способствовать развитию индустрии моды. С другой стороны, сбрасывать со счетов взаимодействие дизайнерских бюро и ателье с большими промышленными брендами, фабриками, заводами не нужно. Есть два фактора, влияющих на отрасль, - дизайн и цена. Снижение цены обеспечивают крупные промышленники, а дизайн обеспечивают дизайнеры. Это принципиальный момент.

    Сама индустрия моды во всех странах, и в России в том числе, будет строиться от дизайнеров. Ведь когда человек приходит покупать ту или иную вещь, хоть в ГУМ, хоть на рынок, где у нас существует четверть всей торговли одеждой, он так или иначе руководствуется своими представлениями о прекрасном, обращает внимание на дизайн. Покупая даже майку за 100 рублей, он выбирает из ряда предложений, эмоциональный момент все равно присутствует. В этом, собственно говоря, и заключается сила этой индустрии и весь ее психологизм.

    Мы в Национальной палате моды насчитали порядка 3000 российских брендов. Их на самом деле больше раза в два, но заметных брендов - порядка 3000. Их количество удвоилось в последние два-три года. И все они находятся именно в сфере малого бизнеса.

    Российские онлайн-магазины представляют порядка 1000 брендов, которые позиционируются как «Сделано в России». Из них всего 1-1,5% находится в онлайн-магазинах на тех же принципах, что и западные бренды, то есть их закупили. Остальные находятся на консигнации, несут риски продаж, возвратов.

    Виктор Евтухов: Получается, что и бизнесом это не назовешь, сплошные риски?..

    Александр Шумский: Да, риски большие, если, например, возврат большой. Российские бренды не закупают на стоках, как это делают с западными брендами. Вы же понимаете, что «Стеллу Маккартни» никто в Россию не поставит на реализацию, а российские бренды именно так и работают.

    Соответственно, говоря о российском рынке, 3/4 его, а то и больше, это импорт, и никаких мер тут не предпринимается. Конечно, это рынок, и здесь надо быть аккуратнее с регулированием, по большому счету мы не можем и не должны никого ограничивать, но уравнять условия для иностранных и российских производителей надо.

    Виктор Евтухов: Расскажите, пожалуйста, какие еще актуальные проблемы есть в индустрии моды, в частности, при организации бизнеса?

    Александр Шумский: Важен вопрос образования. В Москве порядка 40-50 учебных заведений, которые готовят дизайнеров по образцу 1956 года. Их, конечно, учат работать с соцсетями, но не учат вести бизнес в современной реальности. Эта проблема должна быть решена в ближайшее время. Людей надо учить работать на новых маркет-плейсах, с современными потребителями и их запросами и т.д. Если не готовить дизайнеров соответствующим образом, весь тот креативный потенциал, который есть у российской моды, мы можем просто растерять даже на собственном рынке.



    Виктор Евтухов: Чувствуете ли вы сегодня интерес к российским брендам?

    Александр Шумский: Очень большой. И мы фиксируем во всем мире его. При этом отмечу, что везде сменилась модель потребления одежды: маленькие бренды стали актуальны во многих странах, и этот тренд растет. Да, маленькие бренды никогда не станут гигантами, например, Prada с многомиллиардными оборотами. Но, когда малых дизайнеров становится 300 тыс., они сопоставимы и с Prada.

    Виктор Евтухов: Российские дизайнеры сетуют, что сложно развивать свои коллекции, находить производство для них. С другой стороны, промышленники говорят, что не найти дизайнеров, представивших свои коллекции. Есть ли на российском рынке примеры успешных совместных проектов, коллаборации дизайнеров и промышленных предприятий?

    Александр Шумский: С участием Минпромторга мы делали такие коллаборации, сводили крупных промышленников с дизайнерскими брендами. Успешный пример коллаборации, который мы сделали три года назад, - дизайнер Алена Ахмадуллина и бренд Mona Liza.

    Виктор Евтухов: Он чем-то закончился или развивается?

    Александр Шумский: Он продолжается, они совместно выпускают все новые и новые коллекции.

    Но с промышленниками есть другая проблема. Российским дизайнерам действительно негде производиться - они не могут прийти на фабрику, на ту же «Большевичку», и заказать небольшое количество костюмов даже по большой цене. «Большевичка» может отшить несколько сотен тысяч костюмов. Соответственно, у нас не развито мелкое серийное производство. По сути вся модель организована еще в период до Октябрьской революции, более 100 лет назад. Это были сети надомных швей тогда, и до сих пор мелкое серийное производство представлено таким образом. На такой модели качественно строить индустрию моды бессмысленно.

    Мелкая серия - вообще мировой тренд. В последнее время я часто бываю в Китае на различных форумах моды. Так вот, китайские крупные предприятия стали переориентироваться с крупных тиражей на средние - раньше брали в производство от 10 тыс. единиц, а теперь берут и 100 единиц. Понятно, что они выставят за такой тираж счет как за 2000, но переориентирование идет. Возможно, и у нас есть смысл рассмотреть эту модель.

    Виктор Евтухов: Еще одна важная тема, которую хотелось бы затронуть, - создание модного кластера в Санкт-Петербурге. Об этом было объявлено на ПМЭФ. На ваш взгляд, правильное ли это решение? Может ли стать Санкт-Петербург базой модного кластера, в том числе промышленного производства больших коллекций одежды?

    Александр Шумский: Концепцию модного кластера в Санкт-Петербурге разрабатывала Национальная палата моды. Я уверен, что Санкт-Петербург может стать большой экспериментальной площадкой, ведь там есть и производственные мощности, и большое количество талантливых дизайнеров. Нужно отработать модель взаимодействия креативного класса и производителей, и Санкт-Петербург в этом плане идеально подходит.

    Виктор Евтухов: Многие говорят, что сегодня индустрия моды становится все технологичнее - применяются цифровые технологии, автоматизация. По прогнозам, швейные роботы заменят в ближайшие годы человеческий ресурс в Китае. Ваше мнение - возможно ли это у нас?

    Александр Шумский: Сегодня индустрия моды во всем мире вступила в период технологической революции. Схема производства и распространения одежды, которая применяется сегодня, была разработана 100-200 лет назад. А это порядка $1 трлн. И, конечно, это должно поменяться. В прежнем режиме индустрия не может оставаться и развиваться. Изменения уже происходят стремительно. Роботизация только начинает приходить в индустрию моды, но уже очевидно, что швея - это профессия прошлого.

    Что касается распространения роботизации, то производители оборудования уже готовы предоставить полностью роботизированные решения, но пока фабрики заказывают автоматизацию только того или иного процесса - например, автоматизацию пришивания карманов, пуговиц и т.д. Те или иные процессы дают большой процент брака, и поэтому происходит частичная их автоматизация.

    Виктор Евтухов: При этом любая технология автоматизации на первом этапе повышает издержки.

    Зато потом производитель может вырваться вперед, вырасти, производить более дорогие продукты. Просто этот момент - модернизации, внедрения технологий - нужно пережить.