Основные этапы развития отечественной педиатрии. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития. Периоды возрастного развития

План лекции

1. Педиатрия, как наука. Этапы развития. Вклад отечественных педиатров в развитие науки.

2. Структура педиатрической службы в Российской Федерации.

3. Демографические показатели в РФ.

  1. Роли медицинской сестры в условиях реализации «Национального проекта в здравоохранении».

Педиатрия – это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста. Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: paid – ребенок и iatria – врачевание.

В становление педиатрии в России существенный вклад внес профессор-акушер Н.М. Максимович-Амбодик. В своей работе «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» он описал отдельные болезни новорожденных и дал рекомендации по уходу за ребенком после рождения.

Первый русский профессор-терапевт С.Г.Забелин в своих трудах описал правила вскармливания ребенка грудью и показал значение грудного вскармливания для развития здорового ребенка.

Следующий этап развития педиатрии в России связан с организацией детских больниц и изданием первых руководств по педиатрии. Первые больницы были открыты в Петербурге в 1834 году и в Москве – в 1842 году. В последующем им обеим было присвоено имя выдающегося русского педиатра Н.Ф.Филатова.

Основателем отечественной педиатрической школы считается С.Ф. Хотовицкий, который выделил педиатрию в отдельную отрасль медицины. Он первым начал читать курс детских болезней студентам Медико-хирургической академии в Петербурге. В 1847 году Хотовицкий впервые в России написал руководство по детским болезням «Педиятрика». Ему принадлежат известные слова: «Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого, ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам».

Дальнейшее развитие педиатрии связано с открытием кафедр детских болезней в 1865 году в Петербургской Медико-хирургической академии и в 1873 году в Московском университете с детской клиникой. В этот период педиатрия выделилась в самостоятельную специальность. В 80-х годах XVIX века кафедры детских болезней и детские клиники стали постепенно открываться во многих городах России: Казани, Томске, Саратове, Юрьеве и т.д.

Большой вклад в развитие педиатрии внес ученый, клиницист, педагог Н.Ф.Филатов, создавший школу педиатров в Москве. Им было написано несколько трудов по педиатрии: «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях», где описал наиболее характерные признаки детских инфекционных болезней: особенности скарлатинозной сыпи (бледный носогубный треугольник Филатова), «скарлатинозное сердце», ранний признак кори, симптом железистой лихорадки и т.д. В 1892 году он возглавил в Москве общество детских врачей.

Выделение педиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину в России произошло в XIX в. Прежде детей лечили лишь на дому и самые общие вопросы тактики выхаживания детей излагали акушеры или терапевты. В России наиболее известными являются публикации С. Г. Зыбелина «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа» (1775), «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящего в неприличной пищи, даваемой младенцам в первые месяцы их жизни» (1786); А. И. Данилевского «Слово о необходимых средствах к подкреплению слабого младенческого возраста для размножения в отечестве нашем народа» (1814). В конце XVIII и начале XIX веков в России издано несколько переводных книг по педиатрии, наиболее ценными из них были; «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней» Н. Розен фон Розенштейна (1764, перевод -- 1794 г.) и «Руководство к познанию и лечению детских болезней» А. Генке (1809, перевод-1827 г., под редакцией и с добавлениями Е. `О. Мухина). Стоит подчеркнуть, что уже в момент зарождения педиатрии в России была четко осознана необходимость медицинского образования населения, популяризации медицинских знаний. Примерами могут служить изданные Вольным экономическим обществом обстоятельные книги для родителей Кондратия Ивановича Грума: «Наставление по лечению важнейших детских болезней такими лекарствами и средствами, которые доступны и для не врачей» (1839), «Друг матерей» (1840), «Руководство по уходу, воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» (три тома, 1841 -- 1846).

Система организации медицинской помощи детям. Исторически так сложилось, что первые ростки организации медицинской помощи детям связаны с призрением подкинутых детей и относятся к XVIII в. В 1706 г. новгородский митрополит Иов организовал «Дом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев», а в 1764 и 1771 гг, по инициативе крупного государственного деятеля того времени Ивана Ивановича Бецкого (1704 -- 1795) открыты крупные воспитательные дома для «несчастно рожденных» детей (подкинутых и сирот) в Москве и Петербурге. Воспитательные дома при открытии состояли из ряда помещений для детей, маленького лазарета и родильного госпиталя. Позднее в их структуре появились оспенные дома, больницы для детей и служащих (1799). В конце XVIII в., помимо Московского и Петербургского, было еще 25 воспитательных домов в разных городах России. Хотя воспитательные дома и характеризовались огромной заболеваемостью и смертностью (выживало не более 20 -- 25%, а с 1764 по 1797 г. лишь 11% поступивших детей), попытки совершенствовать их работу и снизить высокую смертность можно считать первыми усилиями осмыслить принципы организации помощи детям. Многие основоположники начал русской педиатрии получали свой первый врачебный педиатрической опыт в воспитательных домах (Н. М. Максимович-Амбодик, С. Ф. Хотовицкий, К. A. Раухфус и др.).

Первая в мире детская больница была открыта в Париже (1802). Первые детские койки (палата на 6 кроватей) в России были учреждены в Санкт-Петербурге в открытой 8 февраля 1806 г. 30-коечной терапевтической клинике первого ректора Медико-хирургической академии (МХА) Иоганна Питера (Ивана Петровича) Франка, но через 3 года по решению следующего руководителя МХА Я. В. Виллие (писал: «солдаты не беременеют и не родят») детские койки были ликвидированы. Первая детская больница в России была открыта в 1834 г. в Петербурге -- Николаевская больница позднее детская больница имени Н. Ф. Филатова. Вторая детская больница учреждена в Москве в 1842 г. на Малой Бронной улице (в настоящее время она находится на Садово-Кудринской и также носит имя Н. Ф. Филатова). В том же году 10-коечная детская клиника для детей до 3 лет была открыта в составе женской и акушерской клиники МХА. Третья детская больница в России была создана в Петербурге в 1844 г. (Елизаветинская больница для малолетник детей, в дальнейшем -- детская больница имени Л. Пастера). Все перечисленные больницы размещались в приспособленных помещениях и в дальнейшем неоднократно перемещались или закрывались.

Первой детской больницей в России, построенной по специальной программе, составленной К. А. Раухфусом, была больница принца П. Г. Ольденбургского, открытая в Петербурге 30 сентября 1869 г. К. А. Раухфус был с момента открытия до 1908 г. ае главным врачом и в настоящее время больница носит его имя (детская больница М 19 имени К. А. Раухфуса). По его же проекту построена детская больница св. Владимира в Москве, открытая 15 июля 1876 г. (ныне Владимирская детская больница). Во второй половине XIX века это были лучшие детские больницы Европы. К началу ХХ века в России было 25 детских больниц на 2646 коек. Из общего коечного фонда 77% было сосредоточено в Петербурге и Москве.В 1998 г. число детских коек в больницах составило 170 981 (59,4 на 10 000 детского населения).

Амбулаторно-поликлиническая помощь детям. Поликлиническую помощь детям до революции оказывали в амбулаториях при больницах и клиниках. В течение первого года работы Николаевской больницы через «залу оказания помощи приносимым детям» прошло 922 ребенка (в 1904 г.-- 46 650 посещений в год). С 1836 г. амбулаторный прием больных детей вели и в Военно-Медицинской Академии (тогда МХА). В 1902 г. в Петербурге начали открывать городские лечебницы для приходящих больных, где принимали (в том числе и больных детей) думские врачи. В 1901 г. Русское общество охранения народного здравия в Петербурге открыло первое в России учреждение «Капля молока», которое по существу представляло примитивную молочную кухню, где, кроме выдачи простых молочных смесей, давали врачебные советы матерям, проводили санитарно-просветительные беседы. В 1908 г. Г. Н. Сперанский организовал консультацию для матерей по уходу за грудными детьми при Абрикосовском родильном доме в Москве. После Октябрьской революции охрана материнства и детства была объявлена государственной задачей и развернута широкая сеть яслей, молочных кухонь, домов матери и ребенка, консультаций детей грудного и раннего возраста, детских профилактических амбулаторий и поликлиник. Если в 1918 г. в РСФСР насчитывалось всего 28 учреждений по охране материнства и детства, то к 1927 г. -- 2475 [Абросимова М. Ю. и соавт., 2000]. После Великой Отечественной войны (в 1949 г.) консультации для грудных детей и поликлиники объединены в детские поликлиники (не объединенные и объединенные со стационаром). В 1998 г. в России имелось 491 детская поликлиника.

Педиатрия как раздел медицинской науки, система педиатрического образования. Возникновение педиатрии в России как самостоятельной медицинской специальности тесно связано с историей старейшего высшего медицинского образовательного учреждения -- МХА (ныне Российская Военно-Медицинская Академия), основанной в Петербурге в декабре 1798 г. по указу императора Павла 1 и медицинского факультета Московского университета (ныне Медицинская академия имени И. М. Сеченова и Российский государственный медицинский университет).

Петербургская школа педиатров

Предтечей отечественной педиатрии (также как и основоположником отечественного акушерства) следует считать профессора Повивального института Максимовича-Амбодика Нестора Максимовича (1744 -- 1812), который в 1784 -- 1786 гг. опубликовал обширную книгу «Искусство повивания, или наука о бабичем деле…». Пятая часть этого труда, «…содержащая краткое объяснение всего того, что воспитывающим детей ведать и делать должно -- касательно их природных свойств, воспитания, попечения от самого рождения до отроческого возраста; описание болезней, младенцам приключающихся; примечания и наставления о врачевании оных и надежные средства, к облегчению и предохранению детей от немочей способствующие», объемом 140 страниц, содержала три раздела; 1) о новорожденных младенцах, их качествах, природных свойствах, содержании, попечении и воспитании; 2) о причинах, препятствующих выражению и воспитанию младенцев; 3) о болезнях младенческих вообще.

В мыслях Н. М. Максимовича-Амбодика, изложенных в этом труде, можно найти многие характерные черты отечественной медицины и педиатрии в частности. Это: Профилактическая направленность. Это видно уже из заглавия пятой части, но приведем и некоторые цитаты -- «Впускать воздух в детскую горницу полезно по меньшей мере дважды в день, чаще надо выносить детей на свежий воздух, особенно в хорошую погоду. Прогулки детей на свежем воздухе предохраняют детей от многих болезней». И далее: «Неумеренная теплота, духота ослабляют весь телесный состав. Надлежит заблаговременно приучать детей к холоду и ко всем воздушным переменам. Холодный воздух укрепляет тело», то есть речь идет, как бы мы сейчас сказали, о закаливании. Вероятно, труды Нестора Максимовича были одним из корней, на котором выросла мысль Н. И. Пирогова: «Будущее принадлежит медицине профилактической». Медицинское образование народа и этика. Н. М. Максимович-Амбодик пишет о важности знания женщиной особенностей питания, поведения, одежды во время беременности -- «беременная жена, как скоро почувствует, что она в своей утробе зачала, сугубо обязывается всячески соблюдать добропорядочную жизнь и благоповедение во всем ее состоянию приличное; ибо она должна пещися не токмо о предохранении собственного здравия, но еще иметь попечение и о соблюдении носимого ею утробногоплода».

Нестор Максимович категорически возражал против физического наказания детей и указывал, что «телесное наказание вселяет в детей подлость, робость, неоткровенность, ложь и прочие пороки. Побои, без сомнения, обращаются во вред здоровью». Он считал, что «Полезно приучать детей к сношению боли… Внедрять в них ласковость, жалость, человеколюбие, вкоренять в их нежное сердце все, что есть доброго и похвального, не допускать детей мучить и убивать неповинную тварь, птичек, бабочек, портить вещи, поступать худо с презрением с рабами».

Безопасное (нетравматичное) акушерство. Н. М. Максимович-Амбодик, являясь отцом русского акушерства, в то же время писал: «Поистине счастливы жены, кои с пособием природы рожают детей благополучно сами, не имея нужды в помощи чужой». Он страстно боролся против предрассудков, суеверий, невежеств в акушерстве, понимая, какой большой вред с далеко идущими последствиями может причинить неумелое акушерское пособие.

Естественное вскармливание. «Материнское молоко -- полезнейшее, надежнейшее, ничем не заменимое питание» -- писал Н. М. Максимович-Амбодик, считая, что прикорм в виде кашки из сухарей или крупы следует давать лишь после пяти месяцев и вводить всякую новую пищу осторожно, постепенно, избегая резких перемен. К сожалению, в середине прошлого века педиатры отошли от этих рекомендаций, но лишь в 80 -- 90-х годах к ним вернулись.

Рациональная фармакотерапия. Два века тому назад Н. М. Максимович-Амбодик пришел к заключению: «Чем проще, чем короче будут врачебные предписания, чем менее много сложны будут аптекарские составы и чем больше с природою согласно будет врачевание болезней, тем больше успехов от врачебной науки и вящей пользы ожидать можно… Ко врачеванию младенческих болезней едва требуются лекарства. По крайней мере, следует выбирать из них самые легчайшие, да и то только при необходимой нужде». К этим словам нечего добавить, и в них заложены основы клинической фармакологии.

Любовь к больному -- как необходимое условие врачебной профессии.

Гражданственность. А. Ф. Тур (1967) писал о Н. М. Максимовиче-Амбодике: «Нельзя не отметить, что этот оригинально мысливший русский ученый и практический врач, горячо любивший свою родину и свой народ, выдерживал нелегкую борьбу с иностранцами, стремившимися захватить русскую науку в свои руки и насаждавшими спекулятивные принципы во врачебной практике». Он практически создал русскую анатомическую, клиническую и ботаническую терминологию, одним из первых начал преподавать, читать лекции на русском языке и эпиграфом к вышеназванному основному труду своей жизни поставил следующую мысль: «Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, прилежном соблюдении новорожденных детей, чем продажей и населением необработанной земли неизвестными чужеземными пришельцами». Разве в настоящее время эта мысль не актуальна в России?

Хотовицкий Степан Фомич (1796 -- 1885), профессор МХА, был избран заведующим кафедрой «акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» в 1836 г. С этого времени он начал впервые в высшей школе

России читать систематический курс детских болезней, не ограничиваясь болезнями новорожденных и детей первого года жизни (как это обычно делали профессора акушерства), а как полный курс педиатрии, излагая физиологию и патологию детей всех возрастных периодов детства, а также детские инфекции.

Лекционный курс, читаемый С. Ф. Хотовицким, был первым в мире курсом педиатрии, который входил в число обязательных для студента МХА дисциплин (за рубежом эти курсы читались как приватные лишь для врачей, желающих совершенствоваться в педиатрии).

Главной заслугой С. Ф. Хотовицкого следует считать то, что его научные труды знаменовали возникновение в России во второй четверти XIX века начало подлинно научной педиатрии. С. Ф. Хотовицкий ясно сформулировал право педиатрии на самостоятельное существование (как раздела медицины), а также -- цели и задачи педиатрии. Это дает основание считать его первым русским педиатром. Свои научные взгляды С. Ф. Хотовицкий систематизировал в первом оригинальном русском руководстве по педиатрии «Педиятрина» (СПб., 1847, 858 с.), где он сначала выделил следующие положения, лежащие в основе научной педиатрии:

Отличие детского организма от организма взрослого заключается не в меньшей величине его органов и меньшей силе отправлений, свойственных человеческому организму, но в особенностях самого состава его органов и их действий, как в здоровом состоянии, так и в период его болезни.

Органические и функциональные особенности ребенка не неизменны: напротив, в ходе развития детский организм ни на один момент не остается в одном и том же состоянии: количественные и качественные изменения в строении и отправлениях детского организма совершаются непрерывно («от утробы до могилы»).

Изменения в тех или иных органах происходят не в одно и то же время: каждая ткань, каждая часть тела имеет свои периоды развития.

Вместе с тем «по окончании каждого отдельного развития не только орган развившийся, но и целый организм, и жизненный процесс его вступают в новое состояние, вовсе отличное от прежнего». Эта целостность организма подчеркнута С. Ф. Хотовицким в его диссертации (1823): «я держу перед глазами все функции организма и не могу рассматривать их изолированно».

В основе изменений детского организма, течения и проявлений заболеваний лежат возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Поэтому изучение и знание органических и динамических (т. е. функциональных) свойств детского организма, его реакции, семиотики и учет всех этих отличий необходимы при профилактике, распознавании и лечении детских заболеваний. При этом должна быть принята во внимание индивидуальность («самоособость») заболевшего ребенка, большая значимость для детского организма внешних влияний и легкость возникновения общих реакций, нередко маскирующих основное заболевание.

Предварительное изучение и знание особенностей детского организма и его реакций, детской семиотики, методики обследования и учет всех этих особенностей необходимы при распознавании и лечении детских заболеваний.

В 1836 г. при кафедре терапии Медико-хирургической академии был открыт амбулаторный прием детей. С. Ф. Хотовицкий постоянно стремился к созданию акушерской и детской клиник и довел этот вопрос до реального осуществления в 1842 г., когда детская клиника (10 коек для детей до 3 лет) в составе женской и акушерской клиники (на 34 койки) была повторно открыта в МХА. Таким образом, уже на первых этапах становления педиатрии как самостоятельной учебной дисциплины появились отечественные традиции в методике преподавания -- единение теоретического и практического обучения студентов у постели больного. С. Ф. Хотовицкий впервые вкратце описал и обобщенный образ детского врача (смотри эпиграф к разделу «Деонтология педиатра»).

До выхода в отставку в 1847 г. курс детских болезней читал С. Ф. Хотовицкий, а после него эпизодически преподавали в течение 1 -- 2 лет Александр Моисеевич Хоменко, Евгений Венцеславович Пеликан (впоследствии видный судебный медик), Иван Михайлович Балинский (впоследствии известный психиатр и невролог), Антон Яковлевич Крассовский (крупный акушер-гинеколог). К сожалению, все эти ученые вели лишь лекционный курс.

С февраля 1861 г. детское отделение расширили до 20 коек (2 палаты) и заведование клиникой, чтение лекционного курса, руководство практическими занятиями студентов было поручено Радецкому Ивану Ивановичу (1835 -- 1904), который в том же году после успешной защиты диссертации («Патология катарального воспаления легких у новорожденных и грудных детей») был избран приват-доцентом, то есть в 1861 г. была создана первая в России клиническая доцентура по курсу детских болезней.

С весны 1862 г. преподавание педиатрии в МХА было передано приват-доценту Зеленскому Михаилу Самуиловичу (1829 -- 1890), который начинал свой курс с изложения гигиены детского возраста, диететики, ухода за новорожденными, подробного ознакомления с естественным и искусственным вскармливанием ребенка, особенностями женского молока и его количественными и качественными изменениями в зависимости от различных физиологических и патологических состояний. Раздел «Болезни нервной системы» разработан в программе М. С. Зеленского с исчерпывающей на то время полнотой, и его по праву считают первым в России педиатром-неврологом.

Флоринский Василий Маркович (1834 -- 1899), профессор МХА (акушер-гинеколог), с сентября 1865 г. приступил к чтению систематического курса педиатрии, объединив теоретический курс педиатрии с заведованием клиникой детских болезней в одних руках. В связи с тем, что в 1865 г. в МХА было организовано систематическое клиническое преподавание педиатрии, этот год в отечественной литературе считают годом основания первой в России кафедры детских болезней.

Быстров Николай Иванович (1841 -- 1906), первый в России профессор-педиатр, докторскую диссертацию на тему «Действие бромистого аммония на животный организм и терапевтическое употребление его в детской практике» защитил 11 января 1869 г. Осенью 1870 г. Н. И. Быстров после возвращения из заграничной командировки по поручению Конференции Академии приступил к чтению курса педиатрии и заведованию клиникой детских болезней. В 1874 г. кафедра детских болезней МХА получила постоянную базу (где и размещается по настоящее время) и официальный статус. Заслугой Н. И. Быстрова является и то, что он впервые в России вводит в свое изложение вопросы детского здравоохранения и организации детских лечебных учреждений. Соответствующий пункт программы гласил: «Смертность детей первого возраста в России и других странах. Критический разбор условий, увеличивающих и уменьшающих смертность детей, устройство воспитательных домов, детских больниц, приютов, школ».

В ноябре 1879 г. по инициативе Н. И. Быстрова Конференция МХА, «имея в виду важное значение обязательного изучения детских болезней», постановила ввести в экзамен лекаря и испытание по детским болезням.

В 1885 г. по инициативе и под руководством Н. И. Быстрова в Петербурге было организовано первое в России (и второе в мире) Общество детских врачей.

Раухфус Карл Андреевич (1835 -- 1915) выдающийся отечественный педиатр, ибо он был:

  • 1) первым в России детским патологоанатомом (за 10 лет работы в Воспитательном доме вскрыл трупы более 1000 детей);
  • 2) первым в России отоларингологом (создал гортанное зеркало и еще 17 усовершенствований для диагностики и лечения ЛОР-патологии, описал отек гортани, связок и подсвязочного пространства как следствие инфекционного ларингита, и др.);
  • 3) выдающимся реформатором и знатоком строительства детских больниц, и созданная по его проекту больница принца Ольденбургского, открытая в 1869 г. и бывшая на то время лучшей детской больницей в Европе (что закреплено золотой медалью, полученной в 1878 г.

На выставке в Париже), носит в настоящее время его имя (главн м врачом этой больницы он был в течение 38 лет и впервые в России выделил в ней карантинное отделение, дезкамеру, клиническую и биохимическую лаборатории и др.);

  • 4)первым в России детским кардиологом, так как уже его докторская диссертация была посвящена врожденным порокам сердца у детей, а в дальнейшем его больница была местом оказания наиболее квалифицированной помощи детям с врожденными пороками сердца;
  • 5)наблюдательным и вдумчивым клиницистом, описавшим, в частности, укорочение перкуторного тона на стороне здорового легкого при выпотном плеврите (треугольник Раухфуса);
  • 6) одним из творцов отечественной системы образования и воспитания педиатрических кадров (врачей первый ввел институт врачей-ассистентов, фельдшериц, нянь), воспитавшим целую плеяду крупных русских педиатров, в том числе и профессоров (В. Е. Чернов, А. А. Кисель, П. М. Аргутинский, А.А. Русов, И. И. Лебединский, Н. И. Лунин и др.).

Гундобин Николай Петрович (1860 -- 1907) -- ученик Н. А. Тольского и Н. И. Быстрова, профессор и заведующий кафедрой детских болезней ВМА. Н. П. Гундобина по праву считают основоположников русской научной педиатрии, ибо за 11 лет руководства Н. П. Гундобиным кафедрой детских болезней на ней выполнено 112 докторских диссертаций, обобщенных им в капитальном труде «Особенности детского возраста», опубликованном в Санкт-Петербурге в 1906 г., книге, которая сразу же вошла в золотой фонд русской и мировой педиатрии и являлась настольным руководством для педиатров на протяжении десятилетий. Сознавая важную роль аппаратных и лабораторных методов диагностики, Н. П. Гундобин все же говорил в своих лекциях: «Только клиническое наблюдение у постели больного научит Вас ставить диагноз и предсказание, назначить больному правильную терапию и оценить по достоинству как главные признаки болезни, так и особенности данного случая. Химия, микроскоп, бактериология определяют болезнь, но не дают никаких указаний на ту почву, на которой развивается данное заболевание… Одно лечить болезнь, и совершенно иное лечить самого больного. А в последнем обстоятельстве и заключается вся обязанность врача и клинициста». Н. П. Гундобин активно участвовал в создании Союза борьбы с детской смертностью (1904 г.), был председателем отделения гигиены воспитания и образования, а также школьной гигиены русского Общества охраны народного здравия (1900 г.). Николай Петрович писал: «Молодое поколение -- это надежда и будущность нации. Правильное развитие и воспитание детей -- залог роста и развития всей страны». Н. П. Гундобин -- автор неоднократно переиздававшегося фундаментального труда «Общая и частная терапия болезней детского возраста» (СПб., 1896, 1900, 1906) и пользовавшейся широкой популярностью у матерей научно-популярной книги «Воспитание и лечение ребенка до семилетнего возраста» (1907, 1909, 1913).

В день 200-летия ВМедА (1998 г.) ее начальник, в дальнейшем министр здравоохранения РФ, академик РАМН Ю. Л. Шевченко напомнил слова Николая Петровича: «Врачи одинаково нужны в городах и селах, в народе и в войсках. Они должны служить, и служат не только целителями, но и проповедниками полезных и практических сведений из гигиены и медицины… Необходимые силы для того, чтобы целыми годами, изо дня в день видеть перед собой болезни и страдания во всех слоях общества, можно почерпнуть только из искренней преданности и любви к человечеству. Без любви к человечеству нет врача».

Шкарин Александр Николаевич.(1876 -- 1921), профессор, в 1909 -- 1921 гг.-- начальник кафедры детских болезней ВМедА, внес весомый вклад в изучение особенностей различного вида обмена веществ, диететики больного и здорового ребенка, аномалии конституции. В начале прошлого века ежегодно он читал курсантам 8 лекций по диететике и издал их в виде книги: «О кормлении здорового и больного ребенка» (СПб., 1909, 1912). Кроме того, А. Н. Шкарин в 1910 -- 1913 гг. впервые в истории педиатрических русских клиник организовал молочную кухню, отделение и амбулаторные приемы для грудных детей.

Уход за детьми, особенно за новорожденными, лечение и их посильное предупреждение - один из древнейших видов медицинской деятельности. Педиатрия исторически развивалась как раздел акушерства и лишь позднее стала отпочковываться от нее. Лишь в конце прошлого столетия завершился этот процесс, и педиатрические клиники отделились от акушерских в качестве самостоятельных.

Тяжелейшие условия жизни народа в царской России явились следствием того, что детская смертность была крайне высокой. Это очень волновало передовых людей России, особенно ученых. Так, большое место в постановке и разработке вопросов охраны здоровья детей, в борьбе с детской заболеваемостью и смертностью принадлежит М. В. Ломоносову. Среди своих многообразных занятий и интересов не прошел мимо основных вопросов охраны народного здоровья. Особое внимание в своих работах он уделял детям. Проблему борьбы с огромной детской смертностью он выдвинул как важнейшую государственную задачу. Именно этой проблеме и посвящена большая часть одного из писем М. В. Ломоносова графу Шувалову.

И. И. Шувалов - фаворит императрицы Елизаветы, меценат, покровитель наук и искусств. В день рождения Шувалова, 1 ноября 1761 г., М. В. Ломоносов написал ему специальное послание по основным государственным вопросам - улучшения земледелия, торговли, обороны страны. На первое место среди этих проблем - это весьма примечательно! - он выдвинул широко разработанную проблему сохранения детских жизней, которую назвал «О размножении и сохранении российского народа».

«...Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит могущество и богатство всего государства...» Среди предлагаемых Ломоносовым мероприятий на первое место выдвигаются:

1) меры к увеличению количества рождающихся,
2) меры к сохранению рождающихся.

М. В. Ломоносов первый обобщил причины, связанные с высокой смертностью населения России, особенно детского, он объединил их как вопросы, решающие единую проблему. Великий русский ученый не только разработал рациональные мероприятия по борьбе с детской заболеваемостью и смертностью и подвел под них научное обоснование, но и пропагандировал их с пылом подлинного просветителя XVIII в.

На протяжении многих последующих лет мы видим, как свои знания и талант вкладывали в борьбу за снижение детской смертности видные врачи России: Н. М. Амбодик, который первый в России стал преподавать акушерство на русском языке, К. Грум, выпустивший трехтомное «Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» (1841 - 1846 гг.) - первое серьезное научно-популярное русское издание по охране здоровья детей; И. Р. Лихтенштедт, получивший первую премию на конкурсе Вольноэкономического общества за книгу «О причинах большой смертности детей на первом году их жизни и мерах к ее отвращению» (1840 г.); С. Ф. Хотовицкий, издавший в 1847 г. руководство по педиатрии под названием «Педиятрика».

Высокая детская смертность в России тревожила и великого русского хирурга Н. И. Пирогова. В 1879 г. в «Дневнике старого врача», написанном «не без задней мысли, что, может быть, когда-нибудь прочтет и кто другой», Н. И. Пирогов выразился так: «Цифра смертности малолетних кошек разве немногим чем ниже смертности детей, даже в те периоды времени, когда они свободны от дифтерита».

Передовые деятели медицины понимали, что борьба за снижение детской смертности в России - сложная задача, которую можно решить, лишь объединив усилия не только врачей, но и общественных и государственных организаций. В 1906 г. Обществом русских врачей в Москве была учреждена Комиссия по борьбе с детской смертностью, которая в своей работе руководствовалась выработанными Обществом планом изучения и способами борьбы за снижение детской смертности. По инициативе Комиссии при Обществе русских врачей в Москве на X Пироговском съезде была создана специальная секция по борьбе с детской смертностью. Вот что было сказано на торжественном заседании соединенных обществ, устроенном правлением Пироговского общества председателем комиссии Д. Е. Гороховым (главным врачом Софийской детской больницы):
«Комиссия по борьбе с детской смертностью, состоящая при Обществе русских врачей в Москве, преклоняется перед памятью Н. И. Пирогова, лучшего гражданина земли русской, гиганта в науке и величайшего общественного деятеля, борца за освобождение Родины, за жизнь человека!..

В мрачную эпоху невежества он ратовал за свободу совести, слова, печати...

25 лет тому назад он сошел в могилу, но душа его, идеалы его - живы, будут жить вечно, они бессмертны. Верный в них путь - в труде, науке и неразрывной с ними жизни общественной на пользу страждущего человека, измученной страны, беспомощных, гибнущих в массе детей...

Да послужит нам колоссальная энергия, неиссякаемая любовь к человечеству этого величайшего русского врача, имя которого мы благоговейно произносим, благородным образцом в работах по борьбе с таким тяжким общественным недугом, каким является детская смертность у нас в России! Мы все давно уже знаем, что борьба с детской смертностью должна вестись всеми творческими силами страны на почве социальных реформ. Доблестный борец за жизнь человека вдохновляет нас на неослабную, упорную борьбу...»

Активное внимание ученых к проблеме детской смертности не пропало даром. Одним из выражений на практике повышенного внимания к вопросам охраны здоровья детей явилось создание в 1834 г. специальной Николаевской земской больницы в Петербурге - первой детской больницы в России, третьей в Европе (первая детская больница в Европе была создана в 1769 г. при диспансере Амстронга в Лондоне, вторая - в 1802 г. в Париже).

Вслед за открытием первой - Николаевской - детской больницы в Петербурге, первым директором которой был К. Раухфус, создаются детские больницы в Москве - Софийская (ныне детская больница № 13 им. Н. Ф. Филатова) в 1842 г., Владимирская (ныне детская больница № 2 им. Русакова).

Московская школа клинической педиатрии связана с именем крупнейшего отечественного педиатра Нила Федоровича Филатова (1847 -1902). В тот период наша отечественная педиатрия благодаря Н. Ф. Филатову и его ближайшим ученикам занимает видное место в мировой педиатрии.

Проработав несколько лет за границей и являясь учеником лучших европейских педиатрических школ, Филатов затем, в свою очередь, влиял на европейскую педиатрическую мысль. В широком понимании слова Н. Ф. Филатов был учителем для многих русских педиатров конца XIX в. и первой четверти XX в.

Что же касается советского - наиболее яркого и плодотворного периода становления и роста отечественной педиатрии, то с ним вы ознакомитесь в специальной рубрике «Из родословной...»

В истории отечественной педиатрии выделяют два периода. Первый охватывает период от возникновения педиатрической деятельности до второй половины 19 века. Ко второму периоду относится развитие отечественной педиатрии от момента возникновения самостоятельных клинических школ и одновременно элементов общественной педиатрии (Общество борьбы с детской смертностью и другие начинания в рамках земской, городской и фабрично-заводской медицины) до советского периода. Третий период - это развитие практической и теоретической медицины после Великой Октябрьской социалистической революции.

Заболеваемость и смертность детского населения в России были очень высокими. Организованная медпомощь детям практически отсутствовала. Этим занимались невежественные бабки и знахарки. По указу Петра I в 1714 г. в Петербурге была организована богадельня-приют для подкидышей и беспризорных детей. В 1721 г. был издан сенатский указ об устройстве в Москве госпиталей для помещения незаконнорождённых детей. Так, М. В. Ломоносов в своих работах особое внимание уделял охране здоровья детей. Среди предлагаемых им мероприятий он выдвигает на первое место «меры по увеличению количества рождающихся и меры к сохранению рождающихся».

В 18 веке большую роль в становлении педиатрии сыграл И. И. Бецкой. По его проектам в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома, разработаны указания по организации этих учреждений, правила по уходу за детьми и их воспитанию. Содержались эти дома на средства благотворительности; смертность детей в них была огромная, и поэтому они получили название «фабрики ангелов».

Основоположником научной педиатрии в России следует считать С. Ф. Хотовицкого, который составил первое оригинальное русское руководство по педиатрии, названное им «Педиятрика». Это лекции по детским болезням, которые он читал в Петербургской медико-хирургической академии. С. Ф. Хотовицкий впервые высказал мысль, что ребёнок - это не уменьшенная копия взрослого, а организм, который растёт и развивается по присущим ему законам. Он вёл объединённую кафедру акушерства, женских и детских болезней.

После открытия детских больниц, создания педиатрических кафедр, клиник отечественная педиатрия вступает в новый период развития и утверждается как самостоятельная дисциплина. В 1834 г. в Петербурге по инициативе передовых врачей была открыта вторая в Европе специальная детская больница на 60 коек, которая содержалась на благотворительные средства и пожертвования. В 1842 г. в Москве тоже на благотворительные средства была открыта детская больница на 100 коек.

Во второй половине 19 века значительное влияние на развитие педиатрии оказала деятельность К. А. Раухфуса. По его проектам в Петербурге (1869) и Москв* (1876)были построены специальные детские больницы, причём Московская была первой больницей, созданной по павильонной системе. К.А. Раукфус разработал режим больниц, ввёл дезинфекцию, обязательное ношение халатов и присутствие в больнице матерей, кормящих грудью. Являясь прекрасным клиницистом, он описал клинику врождённых пороков сердца, гнойных артритов и др.

В России впервые наряду с обязательным преподаванием педиатрии на медицинских факультетах в 1861 г. И. И. Радецким была введена клиническая; доцентура по курсу детских болезней, с 1862 г. эту доцентуру продолжал М. С. Зеленский. В 1865 г. в Медико-хирургической академии была организована первая кафедра детских болезней, которую вначале возглавлял В. М. Флоринский, а с 1870 по 1896 г. - Н. И. Быстрое. В 1866 г. в Московском университете была создана вторая кафедра с клиникой на 11 коек и небольшой амбулаторией при ней, руководителем которой вначале был Н. А. Тольский, ас 1891 г. -Н. Ф. Филатов.

Клиники Н. Ф. Филатова и Н. И. Быстрова, а также детская больница К. А. Раухфуса стали центрами научной педиатрии и подготовки врачей с соответствующими знаниями по детским болезням. Значительно позднее были созданы кафедры педиатрии и в других крупных городах России: в Киеве (1887), Казани (1891), Томске (1892), Харькове (1892), Одессе (1903).

В конце 19 - начале 20 вв. отмечается подъём в развитии отечественной педиатрической науки, чему в значительной мере способствовала плодотворная деятельность Н. Ф. Филатова в Москве и Н. П. Гундобина в Петербурге. Труды Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы и быстро поставили её в один ряд с зарубежной, насчитывающей тогда уже многие годы существования. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку врачей-педиатров.

Работы Н.П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях у детей. Он организовал при клинике молочную кухню, консультацию для грудных детей грудного возраста, что позволило расширить обработку вопросов физиологии и патологии детей этого возраста.

К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3000, причём для грудных детей коек было очень мало.

Больше больниц было сосредоточено в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций. 7,5 тыс. родильных коек. На окраинах России сеть детских лечебных учреждений развивалась очень медленно или эти учреждения вообще отсутствовали.

Заболеваемость и смертность среди детей были очень высокими.

Создание после Великой Октябрьской социалистической революции первой в истории государственной системы по охране материнства и детства и охране здоровья детей и подростков потребовало усиленной подготовки практических, научных и педагогических кадров и стимулировало развитие педиатрии как науки.

В 1922 г. в Москве был создан Государственный институт охраны материнства и младенчества. Первым директором этого института был ученик Н. Ф. Филатова, выдающийся советский педиатр Г. Н. Сперанский. В 1925 г. в Ленинграде открылся Институт охраны материнства и младенчества, который в связи с потребностью во врачах-педиатрах в 1935 г. был реорганизован в Ленинградский педиатрический медицинский институт.

В 1927 г. в Москве был основан Институт охраны здоровья детей и подростков, позднее преобразованный в Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Министерства здравоохранения РСФСР.

В 1979 г. в Москве открыт Всесоюзный научно-исследовательский центр по

охране здоровья матери и ребёнка Министерства здравоохранения СССР. Он возглавляет все фундаментальные научные исследования по охране здоровья матери, плода и новорожденного. Успехи в развитии системы охраны здоровья детей в СССР обусловлены достижениями отечественной педиатрической науки.

В центре внимания ученых всегда находились исследования по научным основам организации лечебно-профилактической помощи детям, изучение динамики физического и психомоторного развития, а также заболеваемости детей, научная разработка форм и методов педиатрической помощи, в том числе недоношенным детям и новорожденным, детям с рецидивирующими и хроническими заболеваниями органов дыхания, аллергическими заболеваниями, болезнями почек, желудка и кишечника, обменными нарушениями. Эти исследования послужили основой для разработки и внедрения противоэпидемических мероприятий, системы пульмонологической, аллергологической, медико-генетической служб, создания специализированных центров.

В педиатрии значительно шире изучаются физиологические особенности организма, роль возрастных факторов и влияние окружающей среды на развитие, и рост ребенка.

Большое внимание советскими педиатрами уделено всестороннему изучению вопросов возрастной физиологии, особенностей развития высшей нервной деятельности, возрастной морфологии, закономерностей становления реактивности организма и физического развития, вопросов возрастной гигиены.

Система воспитания детей дошкольного возраста, разработанная советскими педиатрами и физиологами, получила мировое признание, она послужила основой построения работы детских учреждений в нашей стране и в ряде зарубежных стран.

Весьма ценными достижениями советской педиатрии нужно считать изучение вопросов вскармливания здорового и больного ребенка. На основе научных исследований разработаны и внедрены новые молочные смеси, предназначенные для вскармливания детей раннего возраста, предложены обогащенные пищевые концентраты, диетические продукты для детей с различными заболеваниями.

Разработка основ физиологии и патологии раннего детского возраста позволила обосновать и внедрить комплекс эффективных мероприятий по снижению детской смертности, выяснены многие важные особенности внутриутробного развития, взаимоотношений организма матери и плода, влияние на развивающийся плод различных факторов внешней и внутренней среды. Было установлено значение различных токсических влияний на развитие эмбриона и плода в так называемые критические периоды.

Большое внимание ученые уделяют вопросам родовой травмы новорожденных и ее последствий, разработке принципов лечения и профилактики поражений мозга при асфиксии плода, при заболеваниях матери, наследственных болезнях обмена веществ; предложены новые биохимические и инструментальные методы диагностики родовой травмы, методы интенсивной терапии гипоксии и реанимации новорожденных, тактика лечения дыхательных расстройств и пневмопатий новорожденных.

За годы Советской власти произошли существенные сдвиги в состоянии здоровья детей, среди которых принципиальное значение имеет резкое снижение детской смертности; ликвидация таких заболеваний, как натуральная оспа, холера, массовых вспышек полиомиелита, дифтерии. Значительно снижена заболеваемость туберкулезом. Заболеваемость коклюшем по сравнению с 1940 г. снизилась почти в 40 раз, корью - в 5 раз. Изменили свое течение и не представляют существенной угрозы для жизни ребенка скарлатина, кишечные инфекции, ревматизм, реже встречаются тяжелые формы рахита, гипотрофии.

Важное значение имели научная разработка методов массовой профилактики заболеваний путем иммунизации детского населения, улучшение диагностики болезней детского возраста, их выявление на самых ранних этапах, а в ряде случаев доклиническая диагностика, внедрение новейших методов лечения; изыскание новых методов интенсивной терапии неотложных состояний у детей; научная разработка и внедрение методов хирургической коррекции врожденных пороков развития.

На ранних этапах организации медицинского обслуживания детей были созданы детские консультации, которые в 1948 г. объединены с детскими амбулаториями в единые детские поликлиники. Развивается специализированная помощь, организуются специализированные отделения, в которых на высоком уровне находятся диагностика, лечение, выхаживание больных детей, создаются отделения интенсивной терапии и реанимации, это сочетается с укреплением основного звена всей лечебно-профилактической работы - детской поликлиники.

Значительно вырос удельный вес педиатрии в системе медицинского образования. Изучение педиатрии является обязательным, и преподавание ее введено во всех медицинских институтах.

В нашей стране, кроме педиатрических факультетов медицинских институтов имеются два педиатрических института - в Ленинграде и Ташкенте. Это позволило в широком масштабе развернуть подготовку врачей-педиатров и разработку научных проблем. Большое внимание уделяется подготовке среднего медицинского персонала для детских больниц. Издаются учебники и монографии. Многие труды советских педиатров переведены на иностранные языки. В 60-е гг. 20 века вышло свет десятитомное руководство по педиатрии, в котором отражены основные достижения советской педиатрической науки и практики здравоохранения.


План изложения материала:

1. Педиатрия, как наука. Цели и задачи.

2. История развития педиатрии. Вклад отечественных ученых.

3. Структура педиатрической службы. Профилактическая педиатрия.

4. Демографические показатели в РФ. Современные достижения педиатрии.

5. Медицинская этика и деонтология в педиатрии.

Цель занятия: Сформировать у студентов знания по этапам развития педиатрии, вкладу отечественных ученых в развитие науки, структуре педиатрической службы, особенностям сестринского процесса при уходе за здоровым и больным ребенком, современным достижениям педиатрической науки, особенностям этики и деонтологии в педиатрии.

Педиатрия, как наука. Этапы развития, цели и задачи. Вклад отечественных педиатров в развитие науки (С.Ф. Хотовицкий, Н.П. Гундобин, Н.Ф. Филатов,М.С. Маслов, А.Ф. Тур и другие). Структура педиатрической службы в Российской Федерации. Проблемы профилактической педиатрии (планирование семьи, безопасное материнство, воспитание здорового образа жизни, вакцинопрофилактика, совершенствование диабетической службы). Медицинская этика и деонтология.

После изучения темы студент должен:

Представлять и понимать :

1. Структуру педиатрической службы в Санкт-Петербурге.

2. Роль медицинской сестры в воспитании здорового ребенка, в профилактике различных заболеваний у детей разного возраста.

3. Особенности медицинской этики и деонтологии в педиатрии.

4. Роль медицинской сестры в оказании помощи детям в условиях стационарного и амбулаторного лечения.

Знать :

1. Демографические показатели в Российской Федерации:

Рождаемость

Заболеваемость детей и подростков

Младенческая и детская смертность

2. Вклад отечественных ученых в развитие педиатрии. Современные достижения педиатрии.

3. Проблемы профилактической педиатрии.

4. Обязанности медицинской сестры на этапах сестринского процесса при уходе за здоровым и больным ребенком.

Педиатрия - это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста. Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: paid - ребенок и iatria - врачевание.

Путь развития и утверждения педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был сложным и длительным. Первый в истории труд «О природе ребенка» был написан родоначальником медицины Гиппократом в IV веке до нашей эры. В последующем о детях, об уходе за ними и их воспитании напишут Цельс, Соран, Гален (I, II век).

Ребенок долгое время рассматривался, как уменьшенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснованные правила ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяжении многих веков были очень высокими.


В XVI, XVII, XVIII веках пробуждается интерес к ребенку, к функциональным особенностям развития детского организма, стали описываться болезни, присущие только детскому возрасту. В 1650 году появился научный труд английского врача Глиссона о рахите , вслед за ним английский врач Эдуард Дженнер посвятил свою работу детским инфекционным заболеваниям. В 1764 году шведским врачом Розен фон Розенштейн впервые было написано руководство по педиатрии.

2. Соблюдать доброжелательное отношение с детьми и их близкими.

3. Уметь выслушать ребенка и его родителей, понять их пе-реживания.

4. Поддерживать ребенка и его родителей в трудных ситуа-циях, своевременно снимать психоэмоциональное на-пряжение.

5. Одинаково ровно относится ко всем детям.

6. Сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Контрольные вопросы :

1. Что такое «педиатрия»?

2. Когда началось развитие педиатрии в России?

3. Кто считается основателем педиатрической школы в России?

4. Какой вклад в развитие педиатрии внес Н.Ф.Филатов?

5. Как развивалась педиатрия в годы Советской власти?

6. Какие главные направления деятельности среднего медицинского персонала выделены на I съезде медицинских сестер?

7. Какие деонтологические проблемы возникли в России в последние годы?

8. Что включает государственная программа улучшения здоровья детей?

9. Что такое этика и медицинская этика?

10. Что такое мораль и профессиональная медицинская мораль?

11. Какие этические принципы включает «Кодекс медицинской сестры»?

12. Что такое деонтология и медицинская деонтология?

13. В чем состоит долг медицинского работника?

14. Какие правила регулируют поведение медицинской сестры и взаимоотношения с окружающими?

15. Каковы основные принципы взаимоотношения медицинской сестры с больным ребенком и его родителями?

Источники информации:

Учебник Святкиной К.А., стр. 4 - 15.

Учебник Ежовой Н.В., стр. 5 - 16.

Учебное пособие Севостьяновой Н.Г., стр. 5 -35.

Учебное пособие Тульчинской В.Д., стр. 3 -7.