Основные принципы диспансеризации детского населения. Особенности детской диспансеризации Что такое диспансеризация в поликлинике для детей

Первый этап диспансеризации детей включает несколько взаимосвязанных периодов:

Первый период - антенатальная охрана плода, осуществляется участковой педиатрической службой в контакте с акушером-гинекологом женской консультации.

В этом периоде основной задачей является организация преемственности в деятельности женской консультации и детской поликлиники, которая должна осуществляться в виде постоянной информации, поступающей в детскую поликлинику, о каждой беременной женщине, взятой под наблюдение. Для этого применяют такие формы работы, как школа молодой матери и дородовые патронажи (в 28 и 32-36 недели беременности). Дородовый патронаж, как правило, выполняет участковая медицинская сестра. Педиатр проводит патронаж беременных с нормально протекающий беременностью на приеме в поликлинике, а при неблагоприятно протекающей беременности и отягощенном анамнезе на дому. Следует отметить, что при втором патронаже, проводящемся в 32-36 недель беременности, будущая мать должна получать необходимые сведения по уходу и организации условий жизни ребенка. Рождение здорового ребенка является в известной степени показателем эффективности и качества антенатальной профилактики.

Второй период - динамическое наблюдение за новорожденным, которое проводит участковый педиатр совместно с медицинской сестрой. Качественно важным моментом при этом должна стать оценка особенностей течения беременности и родов у матери, раннего постнатального онтогенеза, т.е. выявление возможной принадлежности ребенка к группе риска. Уже при первом патронаже новорожденного можно в известной степени прогнозировать состояние здоровья ребенка и назначить соответствующие корригирующие и оздоравливающие мероприятия, в соответствии с состоянием здоровья ребенка и группой риска. При первом патронаже целесообразно также собирать генеалогический анамнез для того, чтобы проводить по показаниям своевременные лабораторные методы исследования. Задачи и цели динамического наблюдения за новорожденным заключаются в том, чтобы дать матери определенную систему знаний с учетом конкретных условий семьи, ее санитарной грамотности в вопросах воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний.

Третий период - ежемесячное динамическое наблюдение за ребенком на протяжении 1-го года жизни. Следует помнить, что физическое и нервно-психическое развитие, а также уровень состояния здоровья ребенка в первые 3 месяца жизни могут быть показателем эффективности и качества наблюдения ним в периоде новорожденности. При оценке качества наблюдения в течение 1-го года жизни необходимо большое значение придавать комплексной оценке уровня развития и состояния здоровья в декретированные для ребенка этого периода жизни возрасты: 3, 6, 9 и 12 месяцев. Врач, делая заключение о состоянии здоровья ребенка в эти возрастные периоды, пишет этапный эпикриз, в котором отражает развитие и здоровье ребенка за прошедший период, оценивает уровень его физического развития, для чего пользуется местными стандартами определения гармоничности развития, важно оценить уровень нервно-психического развития. Решающее значение для оценки состояния здоровья имеет факт наличия или отсутствия заболеваний в момент обследования, а также частота и длительность острых заболеваний, перенесенных ребенком, в предыдущий квартал.

Кратность и длительность заболеваний косвенно отражают состояние реактивности организма ребенка.

Четвертый период - динамическое наблюдение за ребенком в возрасте от 1 года до 7 лет. Такое наблюдение, как известно, проводит участковый педиатр в том случае, если ребенок не посещает детское дошкольное учреждение, а воспитывается в семье. В возрасте 5-7 лет это обследование совмещают с комплексным осмотром перед поступлением в школу. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о необходимости проведения осмотра детей в возрасте 3 и 5 лет с целью профилактики хронических заболеваний всеми врачами-специалистами: ЛОР, окулистом, хирургом-ортопедом, невропатологом, стоматологом, логопедом.

Для всех детей дошкольного возраста большое значение имеют комплексная оценка состояния здоровья. У детей 2-го и 3-го года жизни обязательно оценивают нервно-психическое развитие. Поскольку участковый врач ввиду ограниченности времени заниматься оценкой нервно-психического развития ребенка на приеме и поликлинике не может, эта функция возложена на медицинскую сестру кабинета здорового ребенка. Данные указанной оценки следует заносить в «Историю развития ребенка» с тем, чтобы врач на приеме, составляя свое комплексное заключение, мог бы учесть показатели нервно-психического развития ребенка. Таким образом, на протяжении первых 7 лет жизни ребенок находится под наблюдением участковой педиатрической службы и специалистов детской поликлиники.

Следует отметить, что состояние здоровья ребенка при поступлении в школу является показателем качества и эффективности такого наблюдения.

Детей, у которых выявляются отклонения в состоянии здоровья или заболевания в любом периоде, берут под дифференцированное наблюдение участкового врача или врача-специалиста. Для этого ребенку назначается необходимый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, т. е. осуществляется третий этап диспансеризации.

Получив необходимые данные, участковый педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья, которая дает более широкое представление о состоянии здоровья каждого ребенка и контингента наблюдаемых детей в целом, чем только диагноз. Кроме того, она позволяет выделить «угрожаемый» контингент детей. При комплексной оценке состояния здоровья ребенка учитывают:

§ наличие или отсутствие хронической (и том числе врожденной патологии;

§ функциональное состояние органов и систем;

§ резистентность и реактивность организма;

§ уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

В результате научных исследований, проведенных в детских лечебно-профилактических учреждениях ряда территорий страны, предложено 5 групп здоровья. К I группе относят здоровых детей; ко II группе - здоровых, но с наличием риска возникновения патологии; к III, IV и V группам - хронически больных детей в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации патологического процесса.

Дети I группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей. Врачебные назначения детям этой группы включают в профилактические, общеоздоровительные и воспитательные мероприятия.

Дети II группы здоровья с наличием риска возникновения патологии нуждаются в особом внимании педиатра, так как профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проведенные своевременно и целенаправленно, дают наибольший эффект по предупреждению формирования у них хронической патологии. Сроки наблюдения за данной группой детей устанавливает врач индивидуально для каждого ребенка в соответствии со степенью риска в отношении формирования хронической патологии, выраженности функциональных отклонений и степени резистентности. Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др., относятся ко II группе здоровья, в период реконвалесценции их берут под особый контроль. Врачебные назначения детям этой группы включают не только профилактические, воспитательные и общеоздоровительные, но и специальные лечебно-оздоровительные мероприятия. Лечебно-оздоровительные мероприятия детям II группы здоровья назначает не только педиатр, но и врачи-специалисты.

Дети III, IV, V групп здоровья находятся под диспансерным наблюдением у педиатра и соответствующих специалистов и должны получать необходимое лечение в зависимости от имеющейся у них патологии. Объединение детей в однородные группы здоровья позволяет обеспечивать дифференцированное обслуживание контингентов детей и более рационально планировать медицинскую помощь.

Организация медицинского контроля за состоянием здоровья школьников предусматривает ежегодное проведение профилактических осмотров, которые проводятся поэтапно: первый этап - скрининговые исследования, второй этап - обследование детей, отобранных при помощи тестов; третий этап - обследование специалистами школьников, направленных врачом школы на консультацию. Эти принципы организации массовых медицинских осмотров обеспечивают не только повышение эффективности самих осмотров, но и совершенствование организационных подходов медицинского обслуживания учащихся. В частности, они способствуют повышению роли среднего медицинского персонала в контроле за состоянием здоровья детей; рациональному использованию рабочего времени врача школы и врачей-специалистов для дифференцированного контроля за состоянием здоровья школьников; более широкому проведению лечебно-профилактических мероприятий среди детей с начальными формами отклонений.

Всех детей, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья, берут на диспансерный учет, и на каждого из них заводится «Контрольная карта диспансерного наблюдения». Кроме врача детского учреждения, эти дети наблюдаются врачами-специалистами поликлиники и участковыми педиатрами. Сроки их осмотров зависят от тяжести и течения патологического процесса.

В дошкольных учреждениях и школах силами медицинских работников этих учреждений и детской поликлиники должны быть обеспечены консервативное лечение хронических заболеваний ЛОР - органов, санация зубов, занятия корригирующей гимнастикой и лечебной физкультурой.

Врач школы совместно с администрацией и педагогами составляет комплексный план профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, который предусматривает организацию рационального учебного и трудового режима, питания, физического воспитания, проведение закаливающих процедур, выполнение санитарно-гигиенических требований. План обсуждается на педагогическом совете и утверждается директором школы, а также заведующим детской поликлиникой, в районе деятельности которой находится школа.

Большие задачи стоят перед персоналом дошкольных учреждений и школ по широкой пропаганде медицинских и педагогических знаний среди родителей, организации практической помощи семьям в решении задач физического воспитания детей, снижению заболеваемости. В этом плане особую важность имеет вовлечение детей в регулярные занятия физической культурой, спортом, туризмом.

Успешное проведение диспансеризации во многом зависит от четкого оформления и ведения медицинской документации. Основным документом, содержащим все сведения по диспансеризации, является «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф.025/у), «История развития ребенка» (ф.112/у), «Карта учета диспансеризации» (ф.131/у) и «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф.030/у).

Диспансеризация - это метод систематического врачебного наблюдения за состоянием здоровья определенных групп здорового населения или больных хроническими болезнями с целью предупреждения и раннего выявления заболеваний, своевременного лечения и профилактики обострений.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года № 116 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей », во исполнение приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.122012 года № 1346 н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в порядке и в период обучения в них » и от 11.04.2013 года «Об утверждении Порядка диспансеризации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью» РГБУЗ «Прикубанская ЦРБ» участвует в проведении данных мероприятий .

Целью диспансеризации является:

Раннее выявление патологических состояний, заболеваний детей-сирот и детей находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью, а также несовершеннолетних всех возрастных категорий;

Обеспечение мониторинга за состоянием здоровья детского населения всех категорий;

Разработка комплекса мер по профилактике заболеваемости;

Проведение лечебно- оздоровительных мероприятий;

Оказание медицинской помощи по восстановительному лечению;

Отбор детей на оказание специализированной и высокотехнологической медицинской помощи в бюджетных учреждениях Федерального уровня.

Мероприятия по диспансеризации всех категорий детского населения проводятся в районной поликлинике Прикубанской ЦРБ, так же широко используется выездной характер работ: педиатры, бригада узких специалистов, лаборанты, врачи функциональной диагностики. Врачи ведут прием в населенных пунктах района, согласно плана- графика.

За период с 2013 по 2017 годы увеличилось количество детей охваченных медицинскими осмотрами несовершеннолетних в 2 раза, в 2017 году планируется осмотреть 5600 детей всех возрастных категорий, в 1 квартале- 1818, охват 100%.

Порядок проведения диспансеризации детского населения:

В день поведения профилактического медицинского осмотра несовершеннолетний в возрасте до 15 лет является в медицинское учреждение в сопровождении законного представителя, старше 15 лет- возможно самостоятельно.

Перед проведением профилактического осмотра заполняется форма добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство.

По итогам проведенных осмотров все данные вводятся в систему электронного мониторинга диспансеризации детей.

С результатами медицинских осмотров законные представители информируются врачом.

Общая продолжительность 1 этапа профилактического осмотра должна быть не более 10 дней, при назначении дополнительных консультаций, исследований и (или) необходимости получения информации о состоянии здоровья несовершеннолетнего из других медицинских организаций общая продолжительность профилактического осмотра увеличивается до 45 рабочих дней.

Заболеваемость наибольшая в возрастной категории категории от 15- 17 лет и равняется 101 616,1, что коррелирует с общей заболеваемостью подростков по обращаемости.

Заболеваемость в возрастном диапазоне от 0 до 17 лет в целом- 48 035,7 на 100 000 детского населения.

Структура общей заболеваемости по итогам осмотров в 2016 году:

1. Болезни органов пищеварения

2. Болезни нервной системы

В первичной заболеваемости:

1. Болезни нервной системы, в том числе перинатального генеза;

2. Болезни глаз и придаточного аппарата

3. Болезни органов пищеварения.

Диспансеризация детей, оставшихся без попечения родителей, проводится с 2013 года, % охвата от подлежащих 100% . Проводится в районной поликлинике в июне, для удобства населения в субботний день.

Заболеваемость данной категории детей высока- 192 307,2 на 100 000

Структура заболеваемости:

1. Болезни органов пищеварения и кровообращения

2. Болезни нервной и эндокринной системы

3. Болезни глаз и придаточного аппарата.

За истекший период 2017 года , по результатам профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, направлены на оказание специализированной медицинской помощи 4 детей, 1 на оказание высоко- технологической медицинской помощи в Федеральные государственные бюджетные учреждения.

Получили оздоровление в амбулаторных условиях- 702 ребенка, оздоровлены в стационарных условиях- 25 детей.

Диспансеризация детей, имеющих хронические заболевания

Кто подлежит диспансерному наблюдению:

Диспансерному наблюдению подлежат дети, с выявленными хроническими заболеваниями.

Дети, имеющие хронические заболевания подлежат наблюдению в III -V группе здоровья.

В настоящее время наиболее часто на диспансерном учете состоят дети с хроническими заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, с болезнями моче - половой системы, с болезнями эндокринной системы, нервной системы, органов зрения и прочими заболеваниями.

Кто проводит диспансеризацию детей с хроническими заболеваниями:

Детей, подлежащих диспансеризации, выявляют врачи всех специальностей при проведении профилактических осмотров, на амбулаторных приемах, при оказании помощи на дому, при стационарном обследовании.

Врач, впервые выявивший ребенка, подлежащего диспансеризации, обязан взять его на диспансерный учет, если выявленное заболевание соответствует профилю специальности врача, или передать его под наблюдение врачу соответствующей специальности.

Диспансеризацию больного ребенка проводят участковые врачи и специалисты.

Основными медицинскими документами для детей, взятых на диспансерное наблюдение, являются история развития ребенка (учетная форма № 112) и контрольная карта диспансерного наблюдения.

Амбулаторные карты всегда должны находиться в поликлинике.

Большое значение для реабилитации диспансерных больных имеет тот факт, что в поликлинике в настоящее время работают все необходимые специалисты: окулист, отоларинголог, детский хирург, детский уролог- андролог, ортопед, невролог, детский эндокринолог.

Наши возможности при проведении диспансеризации:

В течение последних лет значительно улучшилась материально- техническая база поликлиники.

Для уточнения диагноза возможно использование клинико - биохимической лаборатории, УЗИ, ЭКГ, ЭХО- КГ, МРТ, КТ в рамках ОМС, холтеровское мониторирование сердечного ритма и АД.

Сроки наблюдения, объем обследования и критерии эффективности диспансеризации:

Участковый врач совместно со специалистами вырабатывает индивидуальный план диспансерного наблюдения ребенка.

План диспансерного наблюдения предусматривает комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий на текущий год, периодичность осмотра ребенка участковым врачом, частоту консультации специалистами в зависимости от стадии и характера заболевания.

Родители должны ознакомиться с планом диспансеризации и выполнять рекомендации врача.

Как правило, в первый год после установления диагноза хронического заболевания, диспансерное наблюдение проводится ежеквартально (по показаниям чаще), а в последующие годы, в основном, 2 раза в год (весна - осень) с углубленным обследованием ребенка, назначением противорецидивного лечения.

Участковая медицинская сестра приглашает больных на диспансерный осмотр и дополнительное лабораторное и инструментальное обследование.

В районной поликлинике выделен день и часы для проведения диспансеризации детей с хроническими заболеваниями- вторник.

По окончании календарного года участковый врач составляет эпикриз, в котором отражает динамику заболевания, эффективность проведенных лечебных мероприятий и дается общая оценка: выздоровление, улучшение, без перемен.

Снятие больного ребенка с учета осуществляют при обязательном участии участкового врача и специалиста, у которого ребенок состоит на учете.

Если больного не снимают с диспансерного учета, то одновременно составляется план диспансеризации на следующий год.

Наши дети - очень благодарные пациенты!

Эффективность диспансерного метода обслуживания во многом зависит от того, насколько своевременно и полно проводятся диагностические и лечебно - профилактические мероприятия, позволяющие не только выявить ранние признаки болезни, но и своевременно контролировать ее течение.

Что надо помнить родителям детей, состоящих на диспансерном учете:

Участковый педиатр, врач — специалист осуществляет диспансерное наблюдение детей в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке на амбулаторном этапе, по индивидуальному плану.

Задача и обязанность родителей неукоснительное выполнение рекомендаций лечащего врача по обследованию и лечению ребенка.

Продуктивное содружество врача и пациента поможет достичь оптимальных результатов в плане лечения и реабилитации детей, имеющих серьезные хронические заболевания.

Организм ребенка - пожалуй, одна из самых хрупких систем в природе. В течение тех лет, пока наше чадо растет и развивается, мы неизбежно сталкиваемся с различными детскими недугами. Большая часть из них отступит к совершеннолетию, но до тех пор придется на личном опыте постигать особенности течения и лечения самых разных патологий - от кишечных колик и ветрянки до плоскостопия, близорукости или пролапса митрального клапана. Ничего не поделаешь: жизнь любящих мам и пап проходит в неусыпных хлопотах о здоровье ребенка.

Цели детской диспансеризации: предупрежден - значит вооружен

Что же представляет собой детская «болячка»? Непредсказуемое явление? Или все же есть возможность встретить детские недуги во всеоружии? Современная медицина предоставляет такую возможность. Именно с этой целью в здравоохранении введена система детской диспансеризации, подразумевающая регулярные профилактические осмотры и обследования маленьких пациентов - начиная с первых дней их жизни и заканчивая этапом перевода во «взрослую» поликлинику.

Как известно, не все заболевания проявляются сразу - особенно у детей младшего возраста, которые не в силах подробно объяснить родителям и врачам, что их беспокоит. Поэтому главная задача диспансеризации - выявить скрыто протекающие патологии, а также предрасположенность к ним. Кроме того, доктор должен оценить соответствие физического и психологического развития малыша возрастным нормам и при необходимости дать рекомендации родителям о том, как скорректировать то или иное отклонение. Бояться этого не надо, ведь все дети растут в своем индивидуальном темпе, самое важное - не пропустить серьезную болезнь, скрывающуюся под маской мнимого благополучия.

Основным документом, регламентирующим прохождение детской диспансеризации, является приказ Минздрава РФ от 21 декабря 2012г. № 1346н. Там обозначен порядок обследования ребенка - с перечислением специалистов, видов анализов и процедур, рекомендованных в зависимости от возраста, и всех необходимых бумаг, которые оформляет врач-педиатр по итогам этого мероприятия. Важно знать, что каждый гражданин России имеет право на бесплатную диспансеризацию, но может по своему усмотрению пройти ее в частном порядке в любой клинике, имеющей соответствующую лицензию.

Из приказа родители детей школьного возраста могут узнать, по каким принципам формируются «группы здоровья» для занятий физической культурой, и какие обследования ребенок будет проходить в рамках школьных медосмотров.

Чем болеют наши дети?
Эксперты отмечают, что чаще всего в повседневной практике педиатры сталкиваются с такими заболеваниями, как различные виды проявлений аллергии, бронхиальная астма и, разумеется, острые и хронические простудные заболевания. Нередко врачи выявляют у своих подопечных избыточный вес - следствие неправильного питания в семье, а также снижение зрения, что закономерно объясняется чрезмерным увлечением различными гаджетами и длительным просмотром фильмов, передач и роликов.

Когда ребенку необходимо пройти процедуру?

Нет ничего зазорного в том, чтобы почаще показывать малыша врачам - но важно соблюдать периодичность прохождения углубленных осмотров в рамках детской диспансеризации. Так, на первом году жизни такое мероприятие должно иметь место каждые три месяца: наряду с педиатром пациента осмотрят невролог, детский хирург, ортопед и офтальмолог. Плановые же посещения проходят ежемесячно.

Масштабное исследование ожидает кроху по достижении им 12-ти месяцев : в этот срок ему сделают первую электрокардиографию, а свои заключения дополнительно к основным специалистам (невролог, офтальмолог, хирург-ортопед, педиатр) вынесут детский стоматолог, ЛОР и психиатр.

Далее до трех лет никаких «крупных» осмотров - если у врачей и родителей отсутствуют веские причины для беспокойства - не предвидится. С года до двух малыша нужно будет показать врачам четырежды, с двух до трех лет - всего два раза. В 3 года - очередной всесторонний осмотр с участием детского гинеколога и уролога-андролога, а также логопеда и психолога: это нужно, чтобы оценить готовность ребенка посещать детский сад.

Потом до самой школы - водить ребенка в поликлинику на осмотр допустимо раз в год. За несколько месяцев до первого звонка здоровье будущего первоклассника вновь оценят узкие специалисты, а диагностические процедуры помогут выявить возможные хронические заболевания. После этого развернутая диспансеризация проводится в 10, 14, 15, 16 и 17 лет . Столь усиленное внимание врачей в последние годы перед совершеннолетием объясняется важностью переходного возраста, когда организм подростка претерпевает многочисленные внутренние и внешние изменения.

Как формируется программа диспансеризации

Почему в каждый определенный возрастной период ребенка осматривают разные врачи и от чего зависит «набор» анализов, которые ему предстоит сдать? Продумывая программу диспансеризации, врачи отталкивались от статистики патологий, которые чаще выявляются на каждом этапе развития организма, и того, какие ключевые изменения в результатах лабораторных и инструментальных методов обследования позволяют сделать заключения о возможных отклонениях от нормы.

К примеру, большинство проблем со слухом у детей выявляются на первом году жизни - поэтому в это время врачи неоднократно проводят им аудиологический скрининг. А вот оценивать развитие половой системы в отсутствие очевидных пороков развития до наступления трех лет, как правило, нецелесообразно - по этой причине гинеколог и уролог привлекаются к диспансеризации только в этом возрасте.

Несмотря на то, что каждый диспансерный осмотр имеет свою программу, в случае выявления у малыша любых заболеваний она может быть значительно расширена и дополнена. Сейчас, когда многие нарушения в развитии диагностируются еще на этапе внутриутробного развития, врачи имеют возможность скорректировать подход к ведению ребенка в зависимости от ситуации. Так, крохи с аномалиями в строении сердца регулярно навещают детского кардиолога, а малыши с неврологическими симптомами чаще других осматриваются неврологом.

Порядок диспансеризации детей разных возрастов

Не стоит опасаться, что вы как родитель забудете показать свое чадо кому-то из специалистов: за выполнением программы диспансеризации будет следить участковый педиатр. Он же обязан вовремя напоминать вам, что пришло время для очередного развернутого обследования и выдавать направления в кабинеты к врачам и на анализы.

Обычно диспансеризацию можно пройти за 1–2 дня (в зависимости от того, сколько времени займет подготовка результатов анализов), но строгих требований тут нет: вы имеете право посещать всех врачей без спешки. Другое дело, что в соответствии с законом общая продолжительность основного этапа диспансеризации в поликлинике не должна превышать 10-ти дней, а при необходимости пройти дополнительные уточняющие процедуры в других медицинских учреждениях - 30-ти дней. Это означает, что медикам нельзя затягивать осмотр, даже ссылаясь на отсутствие на местах узких специалистов или большие очереди на обследования. В таких случаях вы можете пожаловаться на нарушение регламента главному врачу поликлиники, в страховую компанию или местный департамент здравоохранения.

Напоследок - давайте еще раз уточним, в каком возрасте и зачем проходить детскую диспансеризацию:

От 0 до 3 лет

  • Решаемые задачи : оценить соответствие возрастным нормам физического и психического развития малыша, вовремя диагностировать врожденные пороки развития.
  • Особенности : упор - на обследования у педиатра и невролога.
  • : педиатр, невролог, детский хирург, офтальмолог, ортопед, оториноларинголог, психиатр (для детей старше года), детский стоматолог.
  • Основные анализы : скрининговые тесты на врожденные заболевания (в роддоме), проверка слуха, УЗИ брюшной полости, сердца и тазобедренных суставов, нейросонография, анализы крови и мочи.

От 3 до 7 лет

  • Решаемые задачи : подготовка ребенка к посещению детского садика и школы, контроль лечения ранее диагностированных заболеваний.
  • Особенности : выявление и коррекция нарушений речи, оценка психического развития, стрессоустойчивости, готовности к занятиям в коллективе.
  • Посещение каких врачей предполагается : в этот возрастной период детей дополнительно осматривают психолог и логопед, а также гинеколог и уролог. Не забывайте, что перед школой каждый ребенок должен получить справку по форме 026/у, которая включает заключения хирурга, логопеда, невролога, ЛОРа, дерматолога, психолога, офтальмолога, стоматолога и педиатра, а также результаты анализов и сведения о вакцинации.

Школьный возраст

  • Решаемые задачи : контроль за влиянием учебных нагрузок на здоровье и отслеживание динамики полового созревания.
  • Особенности : в этот период некоторым детям назначают углубленное обследование у эндокринолога и офтальмолога, а определение группы здоровья поможет подобрать ребенку подходящую спортивную нагрузку.
  • Посещение каких врачей и сдача каких анализов предполагается : в школьные годы учащихся должны осматривать педиатр, невролог, гастроэнтеролог, ЛОР, окулист, ортопед, стоматолог, психолог и эндокринолог, гинеколог или уролог. Иногда может потребоваться сдать анализы крови на гормоны. С 15-ти лет школьникам показана флюорография органов грудной клетки.

Мало кто из нас любит посещать больницы - а уж дети так и вовсе в большинстве своем с тревогой относятся к людям в белых халатах. Однако реалии современной жизни таковы, что профилактика заболеваний - выгодная альтернатива их лечению. С ранних лет привить малышу мысль, что ходить к доктору нужно для того, чтобы удостовериться в том, что все в порядке, - значит научить его ответственно относиться к здоровью и во взрослой жизни.

В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения. Активно внедряемый в практику советского здравоохранения дородовой патронаж привел к тому, что в последние годы матери 80-85% новорожденных находились на дородовом патронаже (А. С. Бойцова, 1974).

Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.). Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы развития, воспитания и оздоровления детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.

Дети первого месяца жизни не менее 3 раз осматриваются медицинской сестрой и 2 раза врачом (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.

Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами, позволяющими обучить мать правилам гигиены, режима кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.

К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых происходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатии и др.) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период новорожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей в виде гипоплазий и аплазий. Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.

Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса, а затем его осложнений.

В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.

В истории развития ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей. Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний. При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей с кариесом зубов»).

Начиная с трех лет детей осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, .

Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог, хирург-ортопед, логопед и психоневролог. Осмотр стоматолога, если он производится впервые, для 70% детей в этот период бывает запоздалым. Такие осмотры позволяют до поступления ребенка в школу провести лечение выявленной патологии и коррекцию установленных отклонений в развитии.

На седьмом году жизни ребенок готовится к поступлению в школу. В индивидуальную карту развития ребенка все специалисты-педиатры вносят свои записи на основании обследования ребенка и формулируют рекомендации (форма № 26, утверждена МЗ СССР 16/VII 1945 г.).

В школе углубленный осмотр детей производит ежегодно школьный врач с участием специалистов.

Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям - функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами-специалистами, а в заключение школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.

Участие стоматологов в проведении этой работы необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить санацию полости рта. Такой подход к роли стоматолога в профилактических осмотрах неправильный. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьника. Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков МЗ СССР, в качестве критериев физического развития детей и подростков при комплексной оценке ее выдвигается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов (Е. П. Стромская и др., 1974).

Исходя из указанного, участие стоматолога в профосмотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (компенсированная, суб- и декомпенсированная форма); состояние прикуса, при наличии аномалии с указанием активнодействующих причин и факторов риска, состояние пародонта и гигиенический индекс.

Именно эти данные составляют основу определения физического развития ребенка и группы здоровья. Сведения о том, что ребенок нуждается в лечении аномалии прикуса или санации полости рта доводятся до сведения участкового стоматолога, обслуживающего детей данной школы.

Стоматологи участвуют в диспансеризации детей с рядом хронических заболеваний, таких, как ревматизм, нефропатии, заболевания желудочно-кишечного тракта, хронические тонзиллиты и т. д. Больного ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указав активность развития процесса (кариес, гингивит, пародонтоз), тяжесть патологии (аномалии и деформации прикуса), количество прорезавшихся постоянных зубов, гигиенический индекс. Необходимо здесь же обосновать периодичность диспансеризации у стоматолога. Нужно подчеркнуть, что у стоматолога на диспансерном наблюдении находятся все дети участка, это же группа наблюдается со специальной периодичностью, учтенной при отборе детей на диспансерный учет. Ребенок, направленный педиатром, должен быть осмотрен и санирован. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.


Диспансеризация - метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда; больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания; лицами, имеющими факторы риска.

Этот метод направлен на предупреждение заболеваний, активное их выявление в ранних стадиях и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Диспансеризация населения в настоящее время из метода работы отдельных учреждений превратилась в систему работы всех лечебно-профилактических учреждений страны. Каждое из них в соответствии с профилем своей работы осуществляет диспансеризацию различных групп населения и определенных контингентов больных.
Основная цель диспансеризации состоит в сохранении и укреплении здоровья детей, увеличении продолжительности жизни путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и оздоровления быта, широкого проведения комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий.
Методы проведения диспансеризации здоровых и больных в основном едины.

Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное физическое развитие, укреплять здоровье, выявлять и устранять факторы риска возникновения различных заболеваний путем широкого проведения общественных и индивидуальных социальных и медицинских мероприятий.

Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить начальные формы заболеваний, изучать и устранять причины, способствующие их возникновению, предотвращать обострение процесса и его прогрессирование на основе постоянного динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Основными задачами диспансеризации населения являются:

1. определение состояния здоровья каждого индивида ежегодным осмотром и оценка здоровья с учетом возрастных, половых и профессиональных особенностей;

2. дифференцированное активное динамическое наблюдение за здоровыми; лицами, имеющими факторы риска, и больными; постепенный переход от наблюдения за отдельными лицами к посемейному наблюдению;

3. выявление и устранение причин, вызывающих заболевания; содействие устранению вредных привычек и обеспечение здорового образа жизни;

4. своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

5. повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкого участия врачей различных специальностей, внедрения новых организационных форм, дальнейшего технического обеспечения и использования ЭВМ.

Этапы диспансеризации:

Первый этап. Планирование работы по диспансеризации населения: проведение переписи населения на участке, выделение списка лиц подлежащих активному динамическому наблюдению в условиях лечебного учреждения, определение очередности приглашения на медицинские осмотры и индивидуальной программы обследования.

Второй этап. Обследование по обращаемости и во время профилактических осмотров. Проведение лечебно-диагностических мероприятий, оценка состояния здоровья, определение группы здоровья.

Третий этап. Активное приглашение на прием больных, находящихся под диспансерным наблюдением, проведение лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Оценка качества проведения диспансеризации.

По состоянию здоровья все осмотренные жители разделяются на три группы диспансерного наблюдения.