Особенности развития недоношенных детей. Особенности развития недоношенного ребенка. Как оно происходит по месяцам

Ребенок, родившийся раньше положенного срока, требует пристального к себе внимания и очень бережного отношения. Такие дети в перспективе редко отстают от своих сверстников в развитии, однако в первые месяцы некоторое отставание все же есть. В нашей статье мы поговорим о том, какими особенностями физического и умственного развития обладают недоношенные дети. Развитие по месяцам представлено ниже, но вначале расскажем общие сведения о недоношенности.

Общие сведения о недоношенных детях

Недоношенным новорожденным называют ребенка, родившегося на свет в срок с 21 по 37 неделю. У них есть ряд особенностей:

  1. Малыш отстает в физическом развитии от своих сверстников на несколько месяцев;
  2. Если вес при рождении менее 1,5 кг, то малыша помещают в специальный кювет, где его выхаживают;
  3. У недоношенного ребенка еще не сформирована нервная система, потому им жизненно необходимо чувствовать внимание, ласку и любовь.

Различают также несколько степеней недоношенности, где учитывают вес, рост ребенка. Самая тяжелая степень - 4-я, при которой ребенок рождается весом менее 1 кг. Но сейчас медицина шагнула далеко вперед, и даже таких деток врачи спасают.

Развитие недоношенных детей по месяцам: таблица

Особенности развития недоношенных детей

Рассмотрим календарь развития недоношенного ребенка по месяцам.

Первый месяц

На протяжении первого месяца малыш еще плохо набирает вес, что связано с недоразвитием сосательной активности. Малютке тяжело сосать материнское молоко, потому маме часто приходится сцеживать его и кормить малыша через специальный зонд. Питанию недоношенного ребенка уделяется особое внимание. Дома ребенок нуждается в постоянном уходе. Ему нельзя болеть, потому в помещении следует постоянно поддерживать комфортную температуру.

Глубоко недоношенный ребенок, родившийся на сроке от 21 недели, в первый месяц и в последующие 3-4 нуждается в присмотре врачей.

Недоношенный малыш мало активен, мышечный тонус у него ослаблен. Все, что он умеет - самостоятельно дышать и глотать еду. Очень важен телесный контакт с мамой.

Второй месяц

Сосательный рефлекс по-прежнему развит слабо, возможно кормление сцеженным молоком из бутылочки. Расчет питания производится согласно весу ребенка. Уже в два месяца врачи советуют маме выкладывать малыша на животик. Наблюдается быстрая утомляемость, частый сон. Головку такие крохи еще не держат самостоятельно. Несмотря на набор веса малыш все еще отстает в развитии и очень слаб.

Третий месяц

В этом возрасте ребенок больше всего любит покушать и поспать. В положении лежа следует следить за поворотом головы малыша - обязательно нужно класть ребенка, поворачивая его головку то влево, то вправо. Малыш уже может фиксировать взгляд на маме, пытается немного приподнимать голову. Пробует хватать предметы перед собой, что является хорошим знаком. Вес должен к этому времени удвоиться.

Четвертый месяц

В 4 месяца ребенок уже сам держит головку и может издавать звуки, хватать игрушку. Рекомендован массаж для снятия мышечного тонуса и прогулки на свежем воздухе. Некоторые детки в этом возрасте уже умеют улыбаться.

Несмотря на свое развитие ребенок по-прежнему нуждается в материнском молоке, потому прекращать лактацию не стоит.

Пятый месяц

Малыш уже умеет удерживать игрушку в ручке. У него появляется заинтересованность в том, что его окружает, умеет поворачивать головой в сторону звука. Так, ребенок, услышав мамин голос, моментально повернет на него голову. В этом возрасте у малыша первая осознанная улыбка. Нервно-психологическое развитие недоношенного ребенка в этот период идет очень активно.

Шестой месяц

К этому времени вес недоношенного ребенка должен утроиться. В 6 месяцев малыш самостоятельно пробует перевернуться со спины на животик. Его развитие уже мало отличается от сверстников, родившихся в срок. Многие врачи рекомендуют в этом возрасте вводить прикорм. Малышу все интереснее общаться со взрослыми и следить за их реакциями, играть в игрушки, гулить.

Седьмой месяц

Малыш очень активен, общителен, уже умеет сам переворачиваться на животик и пробует ползать. Пока это получается только назад, или как бы таская себя по полу вперед руками. Это говорит о том, что в скором времени ребенок начнет уверенно ползать. Умеет самостоятельно брать предмет в руку, хотят научиться кушать сами из ложки. У некоторых малышей появляются первые зубки.

Восьмой месяц

В этом возрасте недоношенный ребенок уже пробует садиться самостоятельно. Он очень активен, постоянно в движении, всем интересуется, понимает обращенную к нему речь взрослых. Если просят что-то показать - показывает на тот самый предмет. В 8 месяцев ребенку интересны сказки, стишки, потешки, ему нравится рассматривать картинки. Умеет вставать на четвереньки и раскачиваться.

Девятый месяц

Ранее недоношенный ребенок уже ничем не отличается от других малышей. Он сидит, пытается ползти вперед на четвереньках, очень нуждается в общении. Родителям следует как можно больше разговаривать с малышом, объясняя ему все свои действия на словах. Некоторым деткам удается самостоятельно вставать, держась об опору. Ребенок уже спит меньше, больше играет с игрушками. Можно услышать первые слоги: «ма», «ба».

Десятый месяц

Малыш хорошо стоит сам у опоры, но ползать пока любит больше. Реагирует на свое имя, а также на внешние звуки. Уверенно сидит, держа спину ровно. В этом возрасте ребенку интересны игрушки. Способные привлечь внимание звуками или цветами. Ребенок хочет попробовать взрослую пищу, показывая к ней интерес.

Одиннадцатый месяц

По-прежнему ребенок активно ползает, некоторые детки уже сами пытаются делать первые шажочки. В этом возрасте малышу интересны игрушки, умеющие двигаться, а также различные пирамидки, кубики. Очень любит общаться с близкими. Появляются новые слова и звуки в речи.

Двенадцатый месяц

В год уже нельзя сказать, что ранее этот ребенок был недоношенным, поскольку его развитие соответствует нормам. Врачи отмечают, что физическое развитие у недоношенных детей идет быстрее, нежели психическое, что опять же является нормой. Движения могут быть нескоординированными, однако, это не мешает детям быть любознательными и очень подвижными.

Выше мы рассказали о том, как растут недоношенные дети. Развитие по месяцам наглядно показывает то, что к году эти детки догоняют своих сверстников, даже могут опережать их в физическом плане. Да, недоношенные дети могут быть более эмоционально неустойчивы, плаксивы. Речь развивается медленнее, им труднее запоминать новый материал. Но при правильной поддержке родителей такому малышу будет легче адаптироваться в окружающем мире. Главное - это терпение и спокойствие, а также внимание к своему малышу.

Мы уже разговаривали о недоношенных малышах, но у нас осталось еще очень много вопросов, на которые хочется получить ответ. Прежде всего – это как растет и развивается недоношенный крошка, в чем отличия его физического и нервно-психического развития, будет ли он отставать от сверстников? Об этом и поговорим подробнее.

Как он развивается физически.
Если малыш поторопился родиться раньше времени, закономерно то, что он будет отличаться от своих сверстников при рождении и далее, его рост и развитие будет осуществляться по другому плану. Но, это не значит, что они будут болеющими или гипотрофичными (с низким ростом и весом). Обычно существует закономерность, что недоношенный малыш растет быстрее своих ровесников, рожденных в срок, то есть – они пытаются быстренько нагнать то, что им не удалось досидеть в животике. Но это правило работает только при небольшой недоношенности от 32 и более недель. При глубокой степени недоношенности, когда ребенок находится на аппаратном и кювезном выхаживании, развитие его идет другими темпами. Тогда прирост веса и роста в первые недели будет небольшим, потому, что недоношенные дети сильно теряют в весе первоначально, не сразу могут усваивать питание – им нужно сначала восстановить то, они теряли, а потом уже начать прибавлять.

Еще одной сложностью в наборе веса и приросте является сложность с питанием – если дети с небольшой недоношенностью обычно могут сосать грудь или кормиться с бутылочки, то глубоко недоношенные дети питаются через зонд или даже парентерально (то есть, им через пупочные сосуды вводят питательные вещества прямо в кровь). По мере созревания у детей сосательного и глотательного рефлекса их начинают кормить грудью или с соски, тогда прирост веса улучшается. Самым сложным в выкармливании и выхаживании малыша является первый месяц, в этом месяце настраиваются все ферментные системы и дозревает пищеварение для внеутробного способа питания, если малыш начал усваивать питание – обычно дела быстро идут на лад, и он начинает прибавлять и расти, округляться и копить подкожный жирок.

Отмечается такая закономерность – дети ко второму-третьему месяцу удваивают свой вес от рождения, к полугоду утраивают, а к годику – увеличивают вес от четырех до восьми раз, причем чем более маленькими родились, тем более значительное прибавление будет. Но, это не значит, что килограммовый крошка к году должен догнать того, кто родился в срок с весом в 3.5 кг. Конечно, недоношенные малыши будут меньше, и в год для них очень хорошо весить 7-8 кг. Если будет больше – отлично, если чуть меньше – постараемся питаться покалорийнее.

В среднем динамика прибавок у недоношенных малышей такова:
В первый месяц это 150-300 грамм,
Второй – 400-800 грамм,
Третий – 500-700 грамм,
Четвертый – 500-800 грамм,
Пятый – 500-700 грамм,
Шестой – 500-600 грамм, и далее они прибавляют по закономерностям детей, рожденных в срок, к году имея добавку в весе в плюсе от 5500 до 7500 г к исходному весу тела.

В любом случае – не сравнивайте своего недоношенного малыша с соседским доношенным, его закономерности роста и веса будут другими, вы должны ориентироваться на динамику развития вашего малыша. в среднем - чем больше степень недоношенности, тем позже он догонит ровесников по росту и весу – этот срок врачи устанавливают на границе от 3 до 7 лет, в любом случае к школе они сравняются абсолютно все. Но в 12-17 лет дети по результатам исследований не отличаются никак, родились ли они с весом в 1000 или в 4000 г.

Закономерности роста.
Рост и вес тела крошки - взаимозависимые процессы, и рост ребенка определяется его сроком и массой тела. Динамика роста будет зависеть от того, как малыш начнет прибавлять вес. Первые месяцы, примерно до полугода, малыш будет расти быстро, его рост будет пребывать на 3-6 см в месяц, к году этот показатель будет составлять от 25 до 38 см, и к году малыши обычно имеют около 70-80 см роста. Во второй год жизни они растут помедленнее, примерно по 1-2 см за месяц.

Не менее интенсивно подрастают окружности тела, и очень важно следить особенно за приростом головки, чтобы не пропустить развитие патологий, которые более свойственны для недоношенных. Голова ребенка по размеру должна быть больше груди в первые полгода, прибавки размеров в среднем прибывают на 1-2 см, за полгода прирастает до 12 см, второе полугодие не столь интенсивно в росте. Грудка ежемесячно также должна подрастать на 1-2 см, и к полугоду грудь и головка должны сравняться в размерах.

Кроме того, у недоношенных малышей сдвигаются сроки прорезывания зубов – они будут задерживаться примерно на столько месяцев. сколько малыш не досидел в животике мамы, то есть по сроку гестации нужно рассчитывать и появление зубов.
То есть – если малыш родился после 35 недель – у него зубки можно ждать после 7-8 месяцев,
При родах в сроки с 30 до 34 недель зубки можно ждать ближе к 9 месяцам, при глубокой недоношенности и сроке менее 30 недель зубы имеют право появиться после 10-12 месяцев.
Кроме того, на сроки прорезывания зубов влияет наличие рахита, анемии и дефицита кальция, которые у недоношенных малышей встречаются гораздо чаще и их надо учитывать. Поэтому, не переживайте и не пугайтесь – зубки обязательно будут, но попозже.

Кроме этого, всегда развитие идет по своим закономерностям и небольшие отклонения вовсе не означают патологии. Однако, физическое развитие недоношенных малышей требует более пристального внимания педиатров.

А как с навыками?
Очень часто родители недоношенных детей слышат страшилки о глубокой умственной отсталости и неполноценности малышей. Только эти рассказы – не правда, либо правда очень частичная. Конечно. выхаживание недоношенных – вещь сложная и нервная система малышей более ранима, но это не значит – что недоношенный это равноценно тому, что инвалид. Больной ребенок может родиться и доношенным и недоношенным. Недоношенность сама по себе это только особенность малыша, это не диагноз и не приговор.

Чем отличается развитие.
Конечно, свои отличия в нервно-психическом развитии будут – малыш ведь поторопился и не досидел положенные внутриутробные этапы. Значит, ему надо наверстать сначала их. Навыки по возрасту они осваивают чуть позже, по сравнению с доношенными малышами, но они проходят все те же этапы – сначала держат головку, потом ползают и переворачиваются, сидят, встают на ножки и ходят. Но они обязательно начнут это делать – обычно навык сдвигается на то количество недель, сколько крошка недоношен.

Ваш крошка попозже будет состредотачиваться на слуховой и зрительный раздражители, попозже начнет удерживать головку, гуление начнется попозже, улыбка тоже задержится. Но она обязательно появится, как и все остальные навыки.
Если ребенок родился на сроке более 32 недели – навыки задержатся на месяц-полтора, если он родился еще раньше – задержка может доходить до трех месяцев. но дети с небольшими сроками недоношенности к концу года догоняют сверстников, глубоко недоношенный малыш чуть отстает и догонит своих сверстников к возрасту двух-трех лет, это те кто родился в весом 500-1000 г. Если ребенок родился болезненным, у него есть пороки развития или нет за малышом должного ухода (в доме малютки, например), нервно-психическое развитие будет тормозиться сильнее. Поэтому – как будет развиваться ваш недоношенный крошка – зависит от вас – ваши с ним занятия – это стимул к развитию.

Чтобы контролировать нервно-психическое развитие малыша с недоношенностью. Пользуются специальными таблицами развития НПР у таких малышей. Там обычно указаны границы появления того или иного навыка в сравнении с возрастом для доношенных, а также очерчиваются границы колебаний появления новых навыков – то есть когда надо начинать беспокоиться родителям.

Как узнать – нормально ли развитие?
Врач, когда оценивает развитие малыша сравнивает его умения по факту, с теми, что он должен уметь по его возрастным критериям. Причем умением считают то, что малыш делает уверенно, например, держит хорошо голову и гулит. Потом определяется индивидуальный темп развития – замедлено ли, в норме, ускорено или дискоординировано развитие. Проблемой считают, если малыш отстает от положенных сроков на 1-2 и более месяцев, причем более чем по 2-3 умениям.

Естественно, мы никогда не ровняем малышей, которые недоношены с детьми, которые рождены по срокам – они будут очень сильно различаться по развитию. Но общие закономерности развития мамы и папы малышей знать, безусловно, должны. Это поможет родителям сориентироваться, что что-то идет не так и обратиться за помощью к медикам.

Сроки развития в карточке обычно указывают – паспортный срок и срок с поправкой на недоношенность, то есть срок гестации и сколько недель. Постепенно навыки начнут приближаться к таковым у доношенных малышей и тогда поправки перестанут быть актуальными. К сроку в 12-15 месяцев переходят на ориентир обычных доношенных детей.

Если ребенок вызывает у вас подозрения или вы переживаете по поводу его развития – не медлите и не старайтесь искать советов в интернете или у подруг, спросите лучше врача – раннее установление проблем в здоровье и развитии позволит вам быстро и правильно скорректировать все отклонения. Тогда ваш малыш будет крепеньким и здоровеньким, даже не смотря на то, что он недоношен.


Иногда дети появляются на свет раньше положенного срока. Родителям надо знать, как происходит развитие недоношенного ребенка по месяцам. Ведь таким малышам требуется больше внимания. В большинстве случаев прогноз благоприятный, и уже до конца первого года жизни они нагоняют сверстников. Вовремя замеченное несоответствие нормам позволит выявить проблему и с хорошей вероятностью ее преодолеть.

Особенности недоношенных детей

В зависимости срока рождения, веса и роста ребенка выделяют 4 степени недоношенности.

  1. Малыш, родившийся на сроке от 34 недель до 37 относится к первой степени, вес его при этом более 2 кг.
  2. От 32 до 34 недели - вторая степень, вес около 1,5 кг.
  3. В период от 29 до 32 недели появляются на свет малыши третьей степени недоношенности, весят они немногим более килограмма.
  4. Глубоко недоношенными считаются дети, которые родились до 29 недели и весом менее килограмма. Это четвертая степень.

Конечно, новорожденный в 34 недели отличается от крохи 27 недель. Но в любом случае внешне такие дети выделяются. Кожа у них темно-красная и морщинистая, подкожного жира почти нет. Не сформированы до конца и внутренние органы.

  • Нервная система. У малышей продолжают образовываться оболочки вокруг нервов, из-за чего нарушается восприятие импульсов некоторыми органами. У глубоко недоношенного ребенка может не быть сосательного рефлекса. Тогда приходится совершать действия, помогающие его стимулировать.
  • У рано появившихся на свет детей могут возникать различные дыхательные расстройства, связанные с тем, что легочная ткань не полностью расправилась. Таких новорожденных держат на аппаратах, поддерживающих дыхание, пока они не начнут дышать самостоятельно.
  • Сердечно-сосудистая система также работает несовершенно. Даже небольшой испуг у таких детей способен вызвать заметное повышение артериального давления. Поэтому недоношенного ребенка надо особенно беречь.
  • У преждевременно рожденных малышей чаще проявляется дисбактериоз из-за незрелости пищеварительной системы. Нарушение в двигательной функции кишечника приводит к регулярным запорам. Нормализация процесса переваривания пищи займет больше времени, чем у доношенного ребенка.
  • Костная система формируется рано, но может быть не закончена минерализация костей, что приводит к повышенному риску возникновения рахита.

Развитие на первом году жизни

Особенности недоношенного ребенка не могут не влиять на его развитие. После года разница между детьми, рожденными на разных сроках беременности, практически исчезает. Чтобы понять, правильно ли развивается малыш, нередко рекомендуется ориентироваться на его гестационный возраст. Например, если он появился на свет в 34 недели, то от реального возраста надо отнимать месяц. Вес и рост такой карапуз набирает ускоренно, догоняя ровесников. Поэтому таблица прибавок для доношенных ему не подходят.

Все дети развиваются в индивидуальном темпе, на каком бы сроке они ни родились. Но существуют определенные нормы для недоношенных малышей без выраженных патологий, которые помогают оценить состояние. Значительное отставание от них может свидетельствовать о каких-то проблемах. Поэтому необходимо каждый месяц первого года жизни внимательно наблюдать за грудничком.

  • 1-й месяц

Первый месяц очень непростой для младенца и его мамы. Ребенок может быть совсем неактивным, особенно если он рожден до 34 недели. Вес набирается медленно, возможно, будет компенсирована только потеря массы при рождении. Нередко грудничок нуждается в искусственной вентиляции легких. А если у него нет сосательно-глотательного рефлекса, то питание происходит с помощью специального зонда.

  • 2-й месяц

Вес начинает набираться стремительно, прибавка часто выше нормы у доношенных детей. Но малыш все еще слаб и быстро устает от малейшего усилия, даже от кормления. Питания он требует много, лучше всего подходит материнское молоко. Любое подозрительное поведение - это повод обратиться к врачу. Тревогу должен вызвать резкий крик в ответ на прикосновение, тем более судорожный синдром. В этот период появляется первое маленькое достижение - кроха пытается приподнять голову, когда лежит на животе.

  • 3-й месяц

Вес уже может удвоиться. Вероятно, малыш начнет фиксировать взгляд на предмете, у него начнут появляться мимические реакции. Мама должна особенно тщательно ухаживать за младенцем: одевать его по погоде, не допуская переохлаждения или перегрева, регулярно проветривать комнату, не давать подолгу спать в одной и той же позе.

  • 4-й месяц

Самое время для массажа. В этом возрасте младенец способен удерживать головку, улыбаться и задерживать на чем-то взгляд. Если подобного не происходит, то нужна консультация врача. Возможно, понадобятся дополнительные обследования. С ребенком нужно гулять длительное время.

  • 5-й месяц

У малыша приходит сильное напряжение ручек и ножек. Он двигает конечностями, улыбается, издает различные звуки, реагирует на шум, поворачивая голову, пробует захватить игрушку.

  • 6-й месяц

Вес к полугоду должен утроиться. Игрушку карапуз держит уверенно, он радостно смеется и гулит. Ориентируется на звук, даже если его источника нет в поле зрения. Дети, рожденные после 34 недели, способны к этому моменту догнать ровесников.

Не стоит торопить события и преждевременно усаживать малыша или ставить на ноги. Это может повредить неокрепшему позвоночнику.

  • 7-й месяц

Теперь за ребенком нужен глаз да глаз - он учится переворачиваться. Нельзя оставлять его на диване или родительской кровати одного. Идет активное психоэмоциональное развитие. Он начинает узнавать близких людей, различает предметы, с удовольствием играет и много гулит. Может пробовать ползти, взрослым стоит стимулировать эти попытки.

  • 8-й месяц

Малыш все больше двигается. Он пробует разные позиции, старательно подползает к заинтересовавшей его игрушке по-пластунски или на четвереньках, пробует сесть. Если мама попросит подать определенную вещь, то карапуз способен это сделать. Гуление все так же активно. Можно приучать к кормлению с ложечки.

  • 9-й месяц

Мышцы ребенка становятся все более сильными. Теперь он может сесть, хотя, скорее всего, ему пока нужна для этого опора. Также он пробует вставать на ножки, придерживаясь за что-либо. Следить за малюткой в это время нужно обязательно, из-за неуклюжести возможны частые падения.

  • 10-й месяц

Теперь у малыша хорошо получается стоять и даже понемногу ходить, придерживаясь за опору. Он проводить манипуляции с разными предметами, с интересом играет матрешками и вкладышами. Узнает свое имя, появляются новые звуки и даже слова. Стоит делать упражнения для речевого развития, много разговаривать с ребенком, читать стихи.

  • 11 месяцев

Карапуз свободно передвигается ползком, садится, когда захочет, учится стоять и делать первые шаги. Его интересуют логические игрушки. Прогрессирует и речь: появляются звукоподражания животным, малыш способен выполнять простые просьбы взрослых.

  • 12 месяцев

До года ребенок нагоняет своих сверстников по физическому и психическому развитию. Вес и рост лишь незначительно отличаются. Хотя если он был глубоко недоношен, то может потребоваться больше времени.

Как помочь полноценно развиваться преждевременно рожденному малышу?

Чтобы развитие недоношенного ребенка происходило согласно нормам, о нем надо усиленно заботиться. Тактильный контакт с мамой особенно важен для таких детей, он хорошо влияет на нервную систему. Необходимо поддерживать в помещении подходящий температурный режим и одевать малышей соответственно погоде. У них еще плохо работает система терморегуляции, а потовые железы еще не функционируют. Чтобы уберечь их от респираторных заболеваний, стоит ограничить в первые месяцы круг общения.

Важно обеспечить хорошее питание для новорожденного, ведь ему надо интенсивно наращивать вес и рост. Лучшая еда для недоношенного ребенка - это материнское молоко. Его проще переварить. Кроме снабжения питательными веществами грудное молоко помогает в выработке иммунитета, защищая малыша. Маме лактацию может быть непросто наладить, особенно когда грудничок так слаб, что у него не получается сосать, или находится в палате интенсивной терапии. Но существует множество примеров того, что регулярное сцеживание способствует выработке молока в достаточных количествах. При желании получится добиться длительного вскармливания, так необходимого младенцу. Также могут понадобиться специальные добавки, чтобы новорожденный получал все нужные витамины и микроэлементы.

Родители должны помогать ребенку нормально развиваться. Этому способствуют следующие условия.

  • Длительные прогулки на свежем воздухе. Если погода позволяет, то на улице рекомендуется проводить не менее 3 часов.
  • Массаж. Необходимо ежедневно проводить массаж и гимнастику самостоятельно, а каждые 2 месяца обращаться к профессионалам. Особенно важно делать это в течение первого года.
  • Много времени проводить с малышом: разговаривать, петь песни и рассказывать стихи, почаще брать на руки и выкладывать к себе на живот.
  • Выполнять рекомендации врача: проходить вовремя обследования, при необходимости принимать назначенные лекарства.

Даже при четвертой степени недоношенности у новорожденных хорошие шансы на полноценное развитие, хотя сначала им придется побыть в больнице. До года происходит нормализация работы всех органов и систем. Постепенно малыши восстанавливаются, набирают вес и нагоняют других детей.

Какие дети являются недоношенными?
Недоношенный ребенок – это ребенок, рожденный между 28-й и 37-й неделями беременности, масса тела которого составляет 1000-2500 г, а рост – 35-46 см. Следует заметить, что масса тела до 2500 г нередко наблюдается и у доношенных детей, особенно в случае рождения двойни, при пороках развития или при употреблении матерью спиртных напитков и табака.

Признаки недоношенности

Недоношенные дети имеют более короткие ноги, их ушные раковины очень мягкие, способны легко подворачиваться внутрь. Подкожный жировой слой у таких детей отсутствует, на многих частях тела наблюдается усиленный рост пушковых волос. Передний родничок имеет большие размеры, мозговой череп преобладает над лицевым. Лобные и теменные бугры увеличены.

Функциональные признаки недоношенности

Недоношенные дети имеют незрелые органы и системы. В первую очередь это относится к центральной нервной системе. Кроме того, у недоношенных детей наблюдается аритмия дыхания, в некоторых случаях дыхание вообще может остановиться, после чего наступает смерть. Если у доношенного ребенка с первым криком легкие сразу расправляются и остаются в таком состоянии, то у недоношенных, расправившись, легкие могут вновь опасть. Очень часто происходит срыгивание, переходящее в рвоту, а также беспокоят боли в животе и задержка стула: дело в том, что у таких детей не хватает ферментов, которые способствуют перевариванию пищи. Недоношенные дети быстро переохлаждаются и перегреваются, так как система терморегуляции у них еще плохо налажена.

Развитие недоношенных детей: особенности

Если недоношенный ребенок здоров, он развивается довольно быстрыми темпами, как бы догоняя своих ровесников. Прибавление массы тела происходит тоже быстро: дети, имеющие при рождении массу 1500-2000 г, удваивают вес к трем месяцам, а по достижении года масса тела увеличивается в 4-6 раз. То же происходит и с ростом: за первый год рост недоношенного ребенка увеличивается на 27-38 см, а в течение второго года – каждый месяц на 2-3 см. Когда недоношенному ребенку исполняется год, его рост составляет 70-77 см. Окружность головы увеличивается на 1-4 см к 6 месяцам, к году – еще на 0,5-1 см.

Что касается психомоторного развития, оно несколько отстает у недоношенных детей с массой тела при рождении до 2000 г по сравнению с доношенными. Если недоношенный ребенок часто болеет или в силу каких-либо обстоятельств не получает надлежащего индивидуального ухода, его психомоторное развитие отстает еще больше.

На первом-втором месяце жизни недоношенные дети много спят и мало двигаются, быстро устают. После полутора месяцев активность несколько усиливается, как и напряжение конечностей. Пальчики почти постоянно крепко сжаты в кулачок, с трудом выпрямляются, причем большой палец не отводится. Чтобы это положение не сохранилось надолго, с ребенком необходимо проводить специальные упражнения.

Незрелость нервной системы проявляется в поведении недоношенного малыша: иногда он подолгу спит, а иногда с криком просыпается без всякой причины, пугается и вздрагивает при резких звуках или включении света, громком разговоре окружающих.

Необходимо помнить, что недоношенные дети, развитие которых отстает по сравнению с их сверстниками, имеют минимальную устойчивость против различных заболеваний: у них наблюдается предрасположенность к кишечным расстройствам, отиту, респираторным инфекциям.

Не следует думать, что недоношенный ребенок глубоко болен или обречен: современная медицина научилась сохранять жизнь даже тем малышам, масса тела которых меньше килограмма. Немедленно после появления на свет таких деток помещают в специализированные отделения детских больниц и внимательно наблюдают за их состоянием. Выписывают детей только тогда, когда масса их тела достигает 2000-2300 г и исчезает угроза их жизни и здоровью.

Развитие недоношенных детей и уход за ними

Общаться с недоношенным малышом необходимо, начиная с самого раннего возраста. Врачи ограничивают посещение ребенка в первые часы и дни после рождения, так как ему необходим покой, однако вы можете просто находиться поблизости и наблюдать за его движениями через стеклянную стену палаты. Спустя несколько дней врачи разрешат маме брать ребенка на руки. Теперь важен как можно более тесный контакт с мамой: таким образом, как бы «завершается» рано прерванное внутриутробное развитие. Нужно разговаривать с младенцем, поглаживать ручки, ножки и спинку, петь ему песенки… Это жизненная необходимость для малыша: чем больше эмоциональный контакт между ним и матерью, тем быстрее проходит физическое и психическое развитие ребенка. Даже если малыш никак не реагирует на ваши действия – это не значит, что он ничего не ощущает, просто он еще слишком слаб, чтобы проявлять реакцию. Пока малыш только накапливает приятные впечатления от маминого голоса и прикосновений, но уже через 3-5 недель вы увидите первые плоды своих стараний. Как только вы заметите его оживление – обязательно дайте понять, что его реакция вам приятна, похвалите его.

Развитие недоношенных детей будет происходить быстрее, если вы будете его стимулировать: можно дать послушать малышу негромкую музыку, запись голосов его близких, повесить в кроватку яркие игрушки, надеть ему на ножки цветные носочки.

Критерии нормы поведения недоношенного ребенка

Недоношенные дети, развитие которых несколько отстает от сверстников, нуждаются в наблюдении психологов. Специалисты обычно применяют два критерия, говоря о норме:
– что умеет делать ребенок;
– как он это делает.

Недоношенные дети обычно чувствительны к новым ситуациям, тяжело концентрируются и быстро утомляются. Занимаясь с малышом, следует дробить каждое задание на несколько этапов и контролировать выполнение каждого из них. Необходимо часто чередовать занятия, перемежая требующие умственной нагрузки подвижными играми и физическими упражнениями.

Если возникли тревожные симптомы…

Не стоит впадать в панику при первых признаках вялости, апатии, проявлении капризов. Часто недоношенные дети реагируют таким образом даже на изменение погоды. Однако существуют симптомы, которые должны вызвать беспокойство:

– частое отсутствие ответного взгляда, если ребенку больше двух месяцев и он имеет нормальное зрение;
– болезненная реакция (плач, крики, судороги) на прикосновение взрослого или звуки у ребенка старше полутора-двух месяцев.

Эти признаки могут говорить об особом психическом состоянии – раннем детском аутизме. Стоит отметить, что глубоко недоношенные дети относятся к группе риска в отношении аутизма. Если симптомы, которые вы наблюдаете, достаточно явные – срочно проконсультируйтесь с врачом (психологом или психиатром).

Разговаривайте с врачами, настаивайте на получении полной информации о состоянии своего ребенка. Если вам непонятны термины – настаивайте на их разъяснении. Не стесняйтесь задавать вопросы. Лечащий врач обязан держать вас в курсе развития вашего ребенка и прогнозов его дальнейшего развития, отвечать на все ваши вопросы.

Сегодня преждевременные роды встречаются нередко. В большинстве развитых стран этот показатель относительно стабилен и составляет 5-10 % от общего числа рожденных детей.

Прогноз для жизни у недоношенных детей зависит от многих факторов. В первую очередь от срока беременности и веса при рождении. В случае рождения ребенка в сроке 22-23 недели прогноз зависит от интенсивности и качества терапии.

Отдаленные последствия недоношенности (вероятность возникновения данных осложнений опять же зависит от многих факторов; при прочих благоприятных условиях данные осложнения довольно редки). Среди недоношенных детей риск формирования умственной и физической неполноценности выше, чем среди доношенных детей.

Понятие недоношенности.

Недоношенным является ребе-нок, родившийся до окончания нормального срока беремен-ности.

Обычно к недоношенным принято относить детей, масса тела которых при рождении меньше 2500 г. Однако определе-ние недоношенности только по массе при рождении не всегда соответствует действительности. У многих детей, родившихся преждевременно, масса тела бывает и больше 2500 г. Чаще это наблюдается у новорожденных, матери которых больны сахар-ным диабетом.

Вместе с тем среди доношенных, родившихся при сроке беременности 38-40 нед, встречаются дети, масса тела кото-рых при рождении меньше 2000 г и даже 1500 г. Это в первую очередь дети с врожденными пороками развития и внутри-утробными заболеваниями, а также от многоплодной бере-менности и больных матерей. Поэтому более правильно в ка-честве основного критерия для определения недоношенности считать продолжительность беременности. В среднем, как из-вестно, нормальная беременность длится 270-280 дней, или 38-40 нед. Длительность ее принято исчислять от первого дня после последней менструации до наступления родов.

Недоношенным считается ребенок, родившийся на сроке беременности до 38 нед. Детям с массой тела при рождении больше 2500 г диагноз недоношенности, согласно Междуна-родной номенклатуре (Женева, 1957), ставится, если они ро-дились раньше 37 нед.

Дети, родившиеся на сроке беременности 38 нед и больше, независимо от массы при рождении (больше или меньше 2500 г), являются доношенными. В спорных случаях вопрос о доношенности решается по совокупности признаков: срок беременности, масса тела и рост ребенка при рождении.

Роды ранее 28 нед беременности считаются выкидышем, а новорожденный с массой при рождении меньше 1000 г (от 500 до 999 г) - плодом. Понятие «плод» сохраняется до 7-го дня жизни.

Степень недоношенности детей (внутриутробная гипотрофия)

Степень внутриутробной гипотрофии определяем по дефи-циту массы тела. За нормальную массу тела условно принима-ем нижнюю границу предела, соответствующего данному гес-тационному возрасту, указанного выше. Отношение дефицита массы тела к минимальной для этого гестационного срока массе тела в процентах показывает степень внутри-утробной гипотрофии.

Выделяем 4 степени внутриутробной гипотрофии: при I де-фицит массы тела составляет 10 % и меньше; при II - от 10,1 до 20 %; при III - от 20,1 до 30 % и при IV - свыше 30 %. Приведем примеры:

  1. Ребенок с массой тела 1850 г родился на сроке 35 нед. Дефицит массы составляет (2000-1850) :2000 X 100=7,5 %. Диагноз: недоно-шенность I степени, внутриутробная гипотрофия I степени.
  2. Ребенок с массой 1200 г родился на сроке 31 нед. Дефицит массы составляет (1400-1200): 1400 X 100 = 14,3 %. Диагноз: недо-ношенность III степени, внутриутробная гипотрофия II степени.
  3. Ребенок с массой 1700 г родился на сроке 37 нед. Дефицит массы составляет (2300-1700):2300 Х 100= 26 %. Диагноз: недо-ношенность I степени, внутриутробная гипотрофия III степени.
  4. Ребенок с массой 1250 г родился на сроке 34 нед. Дефицит массы составляет (1800-1250): 1800 X 100 = 30,5 %. Диагноз: недо-ношенность II степени, внутриутробная гипотрофия IV степени.

Особенности недоношенных детей

Внешний вид недоношенных детей имеет отличительные признаки, которые находятся в прямой зависимости от срока беременности. Чем меньше гестационный возраст, тем больше таких признаков и в большей степени они выраже-ны. Некоторые из них могут быть использованы в качестве дополнительных тестов для примерного определения геста-ционного возраста.

  1. Малые размеры. Низкий рост и пониженное питание свойственны всем недоношенным, за исключением детей, родившихся с массой тела свыше 2500 г. Несмотря на по-ниженное питание, недоношенные, даже самые маловес-ные, не производят впечатления истощенных, дистрофич-ных детей, так как их масса соответствует длине тела, они просто выглядят миниатюрными. Наличие при рождении морщинистой, дряблой кожи характерно для детей с внут-риутробной гипотрофией, а в дальнейшем наблюдается у больных недоношенных, которые по разным причинам да-ли большую потерю массы или имеют плоскую весовую кривую.
  2. Непропорциональное телосложение. У недоношенного ребенка относительно большие голова и туловище, короткие шея и ноги, низкое расположение пупка. Эти особенности отчасти обусловлены тем, что темп роста нижних конечностей увеличивается во второй половине беременности.
  3. Выраженная гиперемия кожных покровов. В большей степени свойственна плодам.
  4. Выраженное лануго. У маловесных недоношенных мяг-кие пушковые волосы имеются не только на плечах и спине, но обильно покрывают лоб, щеки, бедра и ягодицы.
  5. Зияние половой щели. У девочек вследствие недоразви-тия больших половых губ зияет половая щель и хорошо виден клитор.
  6. Пустая мошонка. Процесс опускания яичек в мошонку происходит на 7-м месяце утробной жизни. Однако по разным причинам он может быть задержан. У глубоко недоношенных мальчиков яички часто не спущены в мошонку и находятся в паховых каналах или в брюшной полости. Присутствие их в мошонке свидетельствует, что гестационный возраст ребенка превышает 28 нед.
  7. Недоразвитие ногтей на руках. К моменту рождения ногти, даже у самых маловесных детей, достаточно хорошо сформированы и полностью покрывают ногтевое ложе, однако часто не доходят до кончиков пальцев. Последнее используют в качестве теста для оценки степени развития ногтей. По дан-ным зарубежных авторов, ногти достигают кончиков пальцев на сроке беременности 32-35 нед, а на сроке свыше 35 нед выступают за их края. По нашим наблюдениям, ногти могут достигать кончиков пальцев уже на 28-й неделе. Оценка прово-дится в первые 5 дней жизни.
  8. Мягкие ушные раковины. Вследствие недоразвития хрящевой ткани у маловесных детей ушные раковины нередко подворачиваются внутрь и слипаются.
  9. Преобладание мозгового черепа над лицевым.
  10. Малый родничок всегда открыт.
  11. Недоразвитие грудных желез. У недоношенных детей отсутствует физиологическое нагрубание грудных желез. Ис-ключение составляют дети, гестационный возраст которых превышает 35-36 нед. Нагрубание грудных желез у детей с массой тела ниже 1800 г свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.

Характеристика недоношенных детей.

При оценке любого недоношенного ребенка необходимо отметить, в какой степени он соответствует своему гестационному возрасту, что можно отнести только за счет самой недоношенности, а что является проявлением различных патологических состояний.

Общее состояние оценивается по общепринятой шкале от удовлетворительного до крайне тяжелого. Крите-рием тяжести в первую очередь является выраженность патологических состояний (инфекционный токсикоз, пора-жение ЦНС, дыхательные расстройства). Сама недоношен-ность в «чистом» виде, даже у детей с массой тела 900- 1000 г, в первые дни жизни не является синонимом тяже-лого состояния.

Исключение составляют плоды с массой тела от 600 до 800 г, которые в 1-2-й день жизни могут производить вполне благоприятное впечатление: активные движения, неплохой тонус конечностей, довольно громкий крик, нормальная окрас-ка кожных покровов. Однако спустя некоторое время их состо-яние резко ухудшается за счет угнетения дыхания, и они до-вольно быстро погибают.

Сравнительная характеристика проводится только с недо-ношенными данной весовой категории и гестационного возра-ста. При отсутствии у недоношенных IV-III степени синдро-ма угнетения, выраженной неврологической симптоматики и значительных дыхательных расстройств их состояние можно расценивать как средней тяжести или употреблять более обте-каемую формулировку: «состояние соответствует степени не-доношенности», «состояние в основном соответствует степени недоношенности».

Последнее означает, что у ребенка, помимо недоно-шенности, имеются умеренные проявления ателектаза или легкая форма энцефалопатии.

Недоношенным детям свойственно по мере клинического проявления патологических синдромов спустя несколько часов или дней после рождения ухудшать свое состояние. Некоторые врачи, чтобы избежать упрека в недооценке ребенка, огульно почти всех недоношенных детей расценивают как тяжелых, что отражается трафаретной записью: «Состояние ребенка при рождении тяжелое. Тяжесть состояния обусловлена сте-пенью недоношенности и его незрелостью». Такая запись, с одной стороны, не способствует клиническому мышлению, а с другой - не дает достаточной информации для объектив-ной оценки ребенка на последующих этапах выхаживания.

Под зрелостью новорожденного подразумевают морфологическое и функциональное соответствие ЦНС геста-ционному возрасту ребенка. Эталоном зрелости является здо-ровый доношенный ребенок. По сравнению с ним все недоно-шенные считаются незрелыми. Однако каждому гестационно-му возрасту недоношенного соответствует своя степень зрелости (гестационная зрелость). При воздействии на разви-вающийся плод различных повреждающих факторов (инфек-ционные и соматические заболевания матери, токсикоз бере-менной, криминальное вмешательство и т. д.) зрелость ре-бенка при рождении и в последующие дни может не соответствовать его возрасту. В этих случаях следует говорить о гестационной незрелости.

Понятия «зрелый» и «здоровый» новорожденный нетождественны. Ребенок может быть болен, но его зре-лость - соответствовать истинному возрасту. Это относится к патологическим состояниям, не сопровождающимся угнете-нием ЦНС. При тяжелой патологии определять зрелость ре-бенка не имеет смысла.

Определение зрелости проводится не только при рождении ребенка, но и в последующие дни, на протяжении 1-3-й неде-ли жизни. Однако в этот период функциональное угнетение ЦНС часто обусловлено постнатальной патологией (инфекци-онный токсикоз), поэтому в нашем изложении понятие «геста-ционная незрелость» трактуется более широко. Оно отражает морфологическое недоразвитие головного мозга, а также функ-циональное поражение ЦНС внутриутробного и постнаталь-ного генеза. Точнее, мы определяем не столько гестационную зрелость, сколько соответствие данного ребенка недоношен-ным детям аналогичной массы тела и возраста.

Для сравнительной характеристики можно использовать двигательную активность, состояние мышечного тонуса и реф-лексов новорожденного, способность удерживать температуру тела, выраженность сосательного рефлекса. При равных условиях также могут начинать раньше и ак-тивнее сосать.

Помимо незрелости, угнетающее действие на сосательный рефлекс оказывают выраженная гипоксия, различные пораже-ния ЦНС, инфекционный токсикоз. Совокупность этих факто-ров приводит к тому, что многие недоношенные дети длитель-ное время не способны сосать из рожка. Длительность этого периода у детей с массой тела 1800 г и больше обычно не превышает 2,5-3 нед, у детей с массой 1250-1700 г - 1 мес и у детей с массой 800-1200 г- 1‘/ 2 мес.

Более продолжительное отсутствие сосания, которое нель-зя объяснить генерализованной или вяло текущей инфекцией, выходит за рамки просто гестационной незрелости и должна настораживать в отношении органического поражения цент-ральной нервной системы, даже если в этот момент нет невро-логической симптоматики.

Угнетение сосания у детей, которые до этого активно соса-ли, почти всегда связано с появлением очага инфекции.

По нашим данным, дети с массой до 1200 г в первые 2 мес жизни увеличивают свой рост за месяц на 1-2 см, дети с боль-шей массой - на 1-4 см.

Увеличение окружности головы у недоношенных детей всех весовых категорий в первом полугодии в среднем за месяц составляет 3,2-1 см, а во втором полугодии - 1-0,5 см. За первый год жизни окружность головы увеличивается на 15- 19 см и в возрасте 1 года в среднем равняется 44,5-46,5 см [Ладыгина В. Е., 1972].

Физическое развитие недоношенных детей

Представляет интерес физическое развитие наиболее ма-ловесных детей с массой при рождении от 800 до 1200 г. По нашим данным, средняя масса тела этих детей в возрасте года равна 8100 г при наиболее частых колебаниях от 7500 до 9500 г. Сопоставляя весовые показатели в годовалом возрасте в зависимости от полового признака, мы не наблюдали у детей с массой при рождении до 1200 г разницы между массой тела у мальчиков и девочек.

Средняя прибавка массы за 2-й год жизни у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, состав-ляет 2700 г, и в 2 года их масса в среднем равняется 11000 г при наиболее частых колебаниях от 10 000 до 12 000 г.

Средняя масса тела у мальчиков в возрасте 2 лет состав-ляет 11 200, а у девочек- 10 850 г.

Темпы увеличения роста у детей с массой при рождении от 800 до 1200 г также достаточно высоки. По нашим данным, дети этой весовой категории к году увеличивают свой первона-чальный рост в 2-2,2 раза, достигая в среднем 71 см при колебаниях от 64 до 76 см. За первый год жизни они в среднем вырастают на 38 см при колебаниях от 29 до 44 см.

В отличие от весовых показателей средний рост мальчиков с массой тела при рождении до 1200 г в годовалом возрасте был выше, чем у девочек,- соответственно 73 и 69,5 см.

За 2-й год жизни дети с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, увеличивают свой рост в среднем на 11 см и в 2 года достигают 81 см при колебаниях от 77 до 87 см.

Интересные данные получены Р. А. Малышевой и К. И. Козьминой (1971) при изучении физического разви-тия недоношенных в более старшем возрасте. Исследуя детей в возрасте от 4 до 15 лет, они обнаружили, что после того как к 3-4 годам жизни недоношенные дети по массе тела и росту сравниваются с доношенными сверстниками, в 5-6 летнем возрасте, т. е. в период первого «вытягивания», они вновь по этим показателям, особенно по массе тела, начинают отста-вать от доношенных детей. К 8-10 годам показатели роста снова выравниваются, но разница в массе тела между доно-шенными и недоношенными мальчиками сохраняется.

С приближением пубертатного периода повторяется та же закономерность: второе «вытягивание» у недоношенных детей наступает на 1-2 года позднее. У доношенных мальчиков рост между 11 и 14 годами в среднем увеличивается на 20 см, у де-вочек- на 15 см, у недоношенных детей эти показатели со-ответственно меньше- 16 и 14,5 см. Доношенные мальчики увеличивают массу тела за этот период в среднем на 19 кг, девочки-15,4 кг, недоношенные соответственно-на 12,7 и 11,2 кг.

Прорезывание зубов у недоношенных детей начинается в более поздние сроки. Имеется зависимость между массой тела при рождении и временем появления первых зубов. По некоторым данным, у детей с массой при рождении от 2000 до 2500 г прорезывание первых зубов начинается в 6-7 мес, у детей с массой от 1501 до 2000 г - в 7-9 мес и у детей с массой от 1000 до 1500 г - в 10-11 мес. По нашим данным, у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г первые зубы появляются в возрасте 8-12 мес, в среднем - в 10 мес.

В заключение коснемся вопроса, который часто возникает у врачей детских поликлиник: следует ли всех недоношенных рассматривать как детей с гипотрофией на первом году жизни.

Физическое развитие недоношенных детей имеет свои осо-бенности и зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний и конституциональных особенностей ребенка. Оценка показателей массы тела должна проводиться только в сравнении с таковыми у здоровых недоношенных детей дан-ной весовой категории. Поэтому совершенно неправильно ре-бенка, родившегося с массой 950 г, у которого в возрасте года она равняется восьми кг, расценивать как больного гипотро-фией. Диагноз: недоношенность у такого ребенка объясняет временное отставание в физическом и психомоторном раз-витии.

Психомоторное развитие недоношенных детей: последствия

Основные психомоторные навыки у большинства недоно-шенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доно-шенных. Отставание в психомоторном развитии зависит от степени недоношенности и больше выражено у детей с массой тела при рождении до 1500 г. У детей этой весовой категории появление психомоторных навыков на 1-2-м году обычно задерживается на 2-3 мес, а у детей с массой тела от 1501 до 2000 г - на 1 - 1 1 / 2 мес.

К концу первого года большинство детей с массой при рождении от 2001 до 2500 г по психомоторному развитию догоняют своих доношенных сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные.

Данные о психомоторном развитии недоношенных детей по месяцам представлены в табл. 1.

Таблица 1 Некоторые показатели психомоторного развития у недоношенных детей на 1-м году жизни в зависимости от массы тела при рождении (данные Л. 3. Кунькиной)

Время появления в месяцах в зависимости от массы тела при рождении

Зрительно-слуховое сосредоточение

Удерживает голову в вертикальном положении

Поворот со спины на живот

Поворот с живота на спину

Самостоятельно:

Начинает произносить слова

Таким образом, по психомоторному развитию недоношен-ные дети сравниваются со своими доношенными сверстниками раньше, чем по показателям роста и массы тела.

Однако, чтобы ребенок хорошо развивался, с ним нужно много индивидуально заниматься (массаж, гимнастика, показ игрушек, разговорная речь).

У длительно болеющих недоношенных и у детей, которые были лишены нужного индивидуального ухода, отставание в психомоторном развитии выражено в большей степени.

Последствия недоношенности, прогноз (катамнез)

Перспектива выхаживания недоношенных детей во многом зависит от их дальнейшего психомоторного развития. В этом плане ранний и отдаленный прогноз приобретает большое значение.

Литература, посвященная данному вопросу, противоречи-ва. Это прежде всего объясняется неодинаковым континген-том обследуемых детей, различием тестов, используемых для определения полноценности ребенка, а также количеством специалистов (невропатолог, психиатр, окулист, логопед), участвующих в осмотре.

Некоторые авторы весьма пессимистично оценивают нерв-но-психическое развитие недоношенных детей. В качестве при-мера приведем высказывание видного финского ученого Ильппё: «Психическое развитие недоношенных детей в первые годы жизни заметно отстает от нормы. К сожалению, значительная часть этих дефектов интеллекта сохраняется на всю жизнь. Недоношенные дети гораздо чаще обнаруживают более или менее выраженную психическую неполноценность. Интеллек-туальные нарушения часто сочетаются с гемиплегией, пара-плегией, болезнью Литтля» (Фанкони Г, Вальгрен А, 1960). В исследованиях многих авторов отмечается большой процент тяжелых поражений ЦНС у не-доношенных.

Р. А. Малышева и соавт., обследуя 255 недоношенных детей в возрасте 3-4 лет, у 32 из них (12,6 %) наблюдали тяжелые органические поражения ЦНС и у 50 % отмечали небольшие отклонения в нервно-психическом развитии.

По данным С. Drillien, почти у 30 % недоношенных детей, родившихся с массой до 2 кг, обнаруживаются умеренные или серьезные нарушения в психомоторном и физическом развитии.

А. Янус-Кукульска и С. Лис при исследовании 67 детей с массой при рождении до 1250 г в возрасте от 3 до 12 лет у половины из них установили отставание в физическом и ум-ственном развитии, у 20,9 % обнаружили тяжелые поражения ЦНС.

Обращает на себя внимание частота различных пораже-ний органа зрения. В исследованиях А. Янус-Кукульской и С. Лис у 39 % детей с массой при рождении до 1250 г были выявлены различные дефекты зрения: близорукость, косогла-зие, астигматизм, атрофия зрительного нерва, отслоение сет-чатки. На высокий процент врожденной близорукости (30 %) у недоношенных детей указывают и другие исследователи [Григорьева В. И. и др., 1973].

К. Раре и соавт. (1978), изучая катамнез 43 детей, ро-дившихся с массой до 1000 г, у 12 из них обнаружили тяжелые поражения глаз, в том числе у 7 - ретролентальную фибро- плазию (РЛФ) и у 2 - полную потерю зрения.

S. Saigal и соавт. (1982) при исследовании 161 ребенка с массой при рождении до 1500 г у 42 детей обнаружили РЛФ, у 12 из них она протекала в тяжелой форме.

Вместе с тем другие авторы при катамнестическом обсле-довании недоношенных детей отмечают более благоприятный исход. В наблюдениях Н. Р. Ботерашвили частота поражений ЦНС колебалась в зависимости от степени недоношенности от 3,8 до 8,5 %. Л. 3. Кунькина, исследуя совместно с невропа-тологом 112 недоношенных детей в возрасте 3 лет, у 4 из них (3,6 %) обнаружила задержку нервно-психического развития, у 7 (6,2 %) -невротические реакции в виде беспокойства, нарушения сна, логоневроза и у 2 (1,7 %) - эпилептиформ-ные припадки [Кунькина Л. 3., 1970].

J. Hatt и соавт. (1972), наблюдая 26 детей с массой при рождении 1250 г и меньше в возрасте от 2 до 12 лет, у 77,8 % из них отмечали нормальное психическое развитие.

S. Saigal и соавт. (1982) исследовали в течение 3 лет катамнез у 184 детей, родившихся с массой до 1500 г. У 16,8 % были неврологические нарушения, в том числе у 13 % - детский церебральный паралич.

По данным A. Teberg и соавт. (1977) и К. Раре и соавт. (1978), среди детей с массой при рождении 1000 г и меньше у 67,5-70 % отсутствовали отклонения в неврологическом статусе.

Анализируя литературные данные и собственный матери-ал, можно отметить следующее:

  1. у недоношенных детей значительно чаще по сравнению с доношенными наблюдаются органические поражения ЦНС.

Они обусловлены патологией внутриутробного периода, ос-ложнениями в родах и повреждающими факторами в раннем постнатальном периоде (гипероксемия, гипербилирубинемия, гипогликемия);

  1. у недоношенных с гестационным возрастом меньше 29 нед и массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется большая предрасположенность к раз-витию РЛФ. Именно у этого контингента детей в основном и наблюдается эта патология;
  2. за последние годы у недоношенных детей отмечается склонность к учащению заболеваний детским церебральным параличом. Кстати, это характерно и для доношенных детей. Такую тенденцию можно объяснить двумя причинами: во- первых, в настоящее время имеется больше возможностей для сохранения беременности, протекающей с угрозой прерыва-ния: во-вторых, прогресс в организации специализированной помощи новорожденным и создание реанимационной службы в родильных домах способствуют выживанию детей с асфик-сией и внутричерепными кровоизлияниями;
  3. перспективность психофизического развития недоно-шенных детей во многом зависит от того, насколько патогене-тически обоснованной и щадящей (ятрогенные факторы) была терапия на 1-2-й неделе жизни и как рано и последовательно на последующих этапах проводилась реабилитационная по-мощь.

В связи с тем, что легкие формы детского церебрального паралича выявляются не сразу, а нередко только во втором полугодии первого года жизни, а некоторая патология зрения педиатрами не диагностируется вообще, после выписки из отделения недоношенных дети с отягощенным анамнезом и массой тела до 1500 г должны наблюдаться невропатологом, а также пройти осмотр окулиста.

Исходя из вышеуказанного, недоношенные дети должны оставаться под систематическим наблюдением врачей-неонатологов с момента рождения и до периода, когда их здоровье будет вне угрозы, а организм станет готовым к самостоятельной жизни.

Доктор медицинских наук, Александр Ильич Хазанов (Санкт-Петербург)