Оздоровительная работа в доу. "Растим здоровых детей" (физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ) Все виды оздоровительных работ в детском саду

Методическая работа .

Цель: совершенствовать уровень знаний педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы, изучить программные требования по физическому развитию в каждой возрастной группе по программе «От рождения до школы»; побуждать принимать активное участие в улучшении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с детьми.

ПЛАН:

Анализ программных требований по физическому развитию в каждой возрастной группе по программе «От рождения до школы»;(работа по программе)

Презентация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

Особенности проведения занятий по физическому развитию;

Практическое задание: создание маршрутов «тренировочные дорожки» во 2мл, средней гр.; работа в группах

Презентация домашнего задания: картотека маршрутов пеших переходов по возрастным группам 2 мл.- старшая гр.;

картотека физкомплексов для детей группы раннего возраста.

Одной из основных задач, определенной Законом Украины «О дошкольном образовании», является сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Показателями физического здоровья ребенка является уровень морфофизиологического развития (нормальное функционирование всех органов и систем организма, их рост и развитие), которые определяются и подтверждаются возрастными антро– и биометрическими показателями (длина, масса тела, объем грудной клетки, работа сердца, дыхание, опорно-двигательный аппарат, осанка, состояние кожи, острота зрения, запаха, слуха, вкуса и другое).

Показатели психического здоровья – уровень развития психических процессов (чувства, восприятие, внимание, память, представление, мышление, речь, воля), эмоциональной сферы, сбалансированных психических состояний, умение осмысленно руководствоваться своим поведением, адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, регулировать отношения из социальной, природной и предметной средой и собственным «Я».

Показатели духовного здоровья – уравновешенное общение со сверстниками и другими детьми, взрослыми людьми, быстрая адаптация в среде, направленность на общественно-полезное дело, культура пользования материальными благами.

Условиями целостного развития ребенка является использование в дошкольных учебных заведениях здоровье сберегающих и здоровье формирующих технологий, которые реализуются комплексно через создание безопасного простора, полноценного медицинского обслуживания, питания, оптимизации двигательного режима, системного подхода к формированию у детей ценностного отношения к собственному здоровью и мотивации по отношению к здоровому образу жизни, придерживание гармоничных, доброжелательных отношений между педагогом и воспитанником, самими детьми.

В процессе жизнедеятельности детей в дошкольных учебных заведениях используется комплекс разных средств: физические упражнения (гимнастика, игры, элементы спорта и туризма), природная среда (воздух, солнце, вода), гигиенические факторы (режим питания, сна, занятий и отдыха, гигиена одежды и обуви, оборудования и т.д.). Вместе с традиционными средствами физического воспитания, оздоровления дошкольников в практике работы дошкольных заведений находят место другие,

Неоспорим тот факт, что здоровье ребенка является базисной основой его воспитания, обучения и развития. Вот почему принцип оздоровительной ориентации образовательно- воспитательного процесса выделяется как один из стратегических в современной системе дошкольного образования. Таким образом безусловной необходимостью является надобность осуществления мониторинга состояния детей с помощью различных процессов жизнедеятельности малышей в детском саду.

С целью полноценного физического развития дошкольное учебное заведение обеспечивает системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы, а именно: организацию двигательной активности в повседневной жизни и проведение занятий с физической культуры.

К физкультурно – оздоровительной работе можно отнести такие формы: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультурные минутки, паузы, закаливающие процедуры.

Двигательную активность в повседневной жизни обеспечивают подвижные игры, физические упражнения на прогулках, походы за пределы дошкольного заведения (детский туризм), физкультурные праздники и развлечения, самостоятельная двигательная деятельность, дни и недели здоровья, индивидуальная работа по физическому воспитанию.

Занятия по физической культуре рассматриваются как целенаправленная и нормированная форма организованной учебно-познавательной деятельности, которая ставит цель - оптимизация двигательного режима, формирование и закрепление двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, предоставление детям специальных знаний по физической культуре.

Физкультурно-оздоровительная работа.

Утренняя гимнастика – обязательная составляющая организации жизнедеятельности детей в дошкольном учебном заведении. Она способствует углублению дыхания, усилению кровообращения, обмену веществ, развитию разных групп мышц, правильной осанке, расторможению нервной системы после сна, вызывает положительные эмоции.

Главное требование к гимнастике в летний период- проведение ее на свежем воздухе, а зимой – в хорошо проветренном помещении. Для повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным климатическим условиям одежда во время выполнения упражнений должна быть легкой.

Подбор упражнений для комплексов определяется с учетом возрастных возможностей и состояния здоровья детей, а также их индивидуальных особенностей. Упражнения должны быть простые и доступные для выполнения, целесообразно включать бег, ходьбу, прыжки, другие упражнения для разных групп мышц.

Продолжительность утренней гимнастики: для детей раннего возраста – 4-5 минут, младшего дошкольного возраста – от 6 до 9 минут. Комплексы утренней гимнастики разучиваются на занятиях по физической культуре, действуют 2 недели с усложнением на второй.

На протяжении года уже знакомые комплексы периодически повторяются, увеличивается нагрузка за счет разнообразия упражнений, повышения интенсивности выполнения.

Гимнастика после дневного сна проводится после постепенного подъема детей в спальне, групповых комнатах или зале. Комплекс такой гимнастики включает общие развивающие упражнения на разные мышечные группы с изменением исходных положений и специальные упражнения для формирования стопы и фигуры. Продолжительность от 6 до 9 минут в зависимости от возраста детей.

Физкультурные паузы (динамические перемены) проводятся в перерыве между малоподвижными видами деятельности и организованными занятиями с целью снятия утомляемости детей через использование несложных двигательных упражнений. Их продолжительность -5-10 минут.

Физкультурные минутки проводятся во время организованных занятий в виде кратковременных комплексов физических упражнений, что дает возможность уменьшить утомляемость детей и возобновить их трудоспособность для дальнейшей успешной работы. К комплексам физкультурных минуток входит 3-4 упражнения, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Их продолжительность 1-2 минуты.

Закаливающие процедуры – система мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма детей, развитие у них способности быстро без ущерба для здоровья приспособиться к изменениям условий окружающей среды.

В дошкольных учебных заведениях применяется два вида закаливающих мероприятий: ежедневные и специальные. К ежедневным относятся: соответствующий температурный режим, применение широкой аэрации, использование прохладной воды для мытья рук, лица, полоскание рта, горла.

Специальные закаливающие процедуры – воздушные и солнечные ванны, разнообразные водные процедуры (например: сухое и влажное обтирание тела махровой рукавичкой, обливание ног, тела), сон при открытых окнах и другие. При использовании водных процедур температура воды постепенно снижается согласно установленным нормам.

Проводятся и другие закаливающие (ходьба босиком по росистой траве, глине, камням, влажному песку другое) и специальные лечебно-профилактические процедуры (фитотерапия, аромотерапия, лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические процедуры другое), которые включаются в систему оздоровления по назначению врача и согласием родителей с учетом индивидуальных показателей состояния здоровья и самочувствия детей.

Педагоги дошкольного учебного заведения должны побуждать детей к двигательной деятельности, регулировать их активность, поощрять попытки проявления самостоятельности, волевые усилия. При этом важно учитывать двигательный опыт каждого ребенка, присущий им темп, уровень подвижности, природные возможности и способности.

В рамках подвижного двигательного режима ежедневный объем двигательной активности составляет от 3 часов для детей раннего возраста, 3-4 часа для младшего дошкольного возраста, 4-5 часов – для старших дошкольников.

Вспомним формы организации двигательной активности в повседневной жизни.

(таблица) работают воспитатели.

Важная составляющая жизнедеятельности детей – ПРОГУЛКА. Обязательное условие их проведения – сбалансирование взрослыми программных требований с желаниями воспитанников. Содержание работы в ходе прогулки??? зависит от погоды, образовательных задач, общей атмосферы в группе, настроения и интересов детей другое.

На прогулке продолжительность упражнений и подвижных игр для детей раннего возраста -20–35 мину, младшего – 35-45 минут, старшего – 45-60 минут. Двигательную активность детей следует снижать в конце прогулки (за 10-15 минут) до ее окончания, чтобы обеспечить спокойный переход к другому режимному моменту.

Учитывая ведущую роль игровой деятельности в личностной росте детей, значительное место во время организации двигательного режима отводится ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ. При их подборе учитываются такие показатели: возраст детей, время года, погодные и природные условия, место игр на протяжении дня, наличие необходимого физкультурного оборудования и инвентаря.

Подвижные игры включаются в разные формы работы с детьми (занятия, праздники, развлечения, походы другое) после их предварительного разучивания.

Их проводят во всех возрастных группах ежедневно: во время утреннего приема (одна-две игры малой и средней подвижности), на прогулках (две-три игры малой, средней и большой подвижности), вечером предлагаются одна-две игры средней и малой подвижности. Всего на протяжении дня проводится пять-шесть подвижных игр, а летом – шесть-семь.

На протяжение дня следует проводить подвижные игры разных видов: сюжетные и бессюжетные, игры соревновательного типа, с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, городки, бадминтон, настольный теннис, хоккей с мячом и шайбой) и спортивных упражнений (езда на велосипеде, катание на санках, коньках, ходьба на лыжах), развлечения (серсо, кольцеброс, кегли) другое. Обучение элементов большинства спортивных игр и упражнений спортивного характера осуществляется на занятиях по физкультуре, а закрепление на прогулках.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА прогулках – одно из основных средств физического развития детей. Благодаря им формируются навыки жизненно важных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание другое), развиваются физические качества (сила, быстрота, ловкость, выдержка, координация движений, гибкость).

Физические упражнения также широко используются в разнообразных организационных формах (утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, подвижные игры и т.д.).

ПОХОДЫ ЗА ПРЕДЕЛЫ ДОШКОЛЬНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ) проводятся с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Воспитатель должен тщательно готовиться к их проведению: продумать маршрут движения и способ передвижения, определить и выучить места остановок и отдыха, учитывая при этом все природные условия для проведения упражнений с усовершенствованием двигательных навыков (наличие ручейков, горок, поваленных деревьев другое). К месту назначения дети могут идти свободно, группируясь по желаниям; построение парами используется при переходах улиц, шоссе.

Продолжительность перехода в одну сторону (от дошкольного заведения до конечной остановки) составляет для детей 4 года жизни 15-20 минут, пятого года жизни -20-25минут, шестого года – 25-30минут.

Во время переходов используются упражнения с основных движений, подвижные игры с использованием мелких физкультурных снарядов и природных условий, а также предусматривается проведение наблюдений в природе и окружающей действительности, элементарные беседы, краткие рассказы природоведческого, экологического направления, дидактические игры другое. Нельзя подменять походы за пределы дошкольного заведения целевыми прогулками и экскурсиями – они занимают самостоятельное место в образовательном процессе как форма ознакомления детей с природным, предметным и социальным окружением. Основная цель детского туризма в условиях дошкольного заведения – оздоровление детей, предупреждение гиподинамии, оптимизация двигательного режима, усовершенствование двигательных навыков.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ проводятся дважды на год, начиная с младшего дошкольного возраста. Оптимальная продолжительность мероприятия для детей этого возраста – 40-50минут, для старшего возраста – 50-60минут. Физкультурные праздники организовываются в первой или во второй половине дня, в музыкальном или физкультурном зале, на площадке, в бассейне и другое. Если праздники проводятся в помещении, необходимо позаботиться об организации полноценной прогулки в этот день.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ проводятся, начиная с раннего возраста (3-ий год жизни) один-два в месяц, как правило, во второй половине дня. Продолжительность физкультурных развлечений для детей раннего возраста – 15-20минут, младшего – 20-30минут,старшего возраста – 35-40минут. Местом их проведения может быть физкультурный или музыкальный зал, групповая комната, физкультурная или игровая площадка, лесная или парковая лужайка, берег водоема другое. Обязательным должно быть участие каждого ребенка в развлечении. ДНИ ЗДОРОВЬЯ организовываются один раз в месяц, начиная с 3-его года жизни. Этот день насыщен разнообразными формами: закаливание и лечебно-профилактическими процедурами, детский туризм, физкультурные праздники или развлечения, подвижные игры на прогулках физкультурные занятия другое. Большинство из них желательно проводить на свежем воздухе.

В день здоровья вся образовательная работа связывается с темой здоровья и здорового образа жизни (беседы, чтения художественной литературы, игровая, познавательная, трудовая, самостоятельная художественная деятельность, другое). Программа дня здоровья предусматривает как общие для всего дошкольного заведения, так и рассчитанные на отдельную возрастную группу.

НЕДЕЛИ ФИЗКУЛЬТУРЫ организовываются также как и дни здоровья, проводятся ежеквартально. Программа рассчитана на несколько дней.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ как форма организации двигательного режима проводится с детьми ежедневно во время утреннего приема, дневной и вечерней прогулки, другое. Она может разворачиваться как в помещении, так и на площадке. Организовывая самостоятельную двигательную деятельность, следует учитывать индивидуальные особенности здоровья и физическое развитие, функциональное возможности организма конкретного ребенка.

Необходимые условия: систематическая предварительная работа с детьми с целью формирования у них необходимого двигательного опыта, учет уровня физической подготовки, осведомленности о технике выполнения движений, правил подвижных игр и способов взаимодействия между участниками, назначение и использование физкультурного и спортивного инвентаря, оборудование, другое; создание предметного окружения, которое бы привлекало детей к подвижной деятельности, конкретизировало ее содержание, обеспечивало динамическое изменение самостоятельных занятий упражнениями и играми в зависимости от интереса, желаний, замыслов воспитанников. Целесообразно периодически изменять предложенный набор оборудования и инвентарь, вносить новые компоненты в предметное окружение, обеспечить детям возможность свободного доступа к выбранным предметам и использование их в самостоятельной двигательной деятельности, не мешая другим детям.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ проводится в свободное время, отведенное для самостоятельной деятельности детей, индивидуально или подгруппами по двое-четверо детей. Цель – ознакомление, углубленное разучивание или закрепление навыков их выполнения, удаление отставаний в развитии физических качеств. Учитывая состояние здоровья, физическое развитие, подготовленность и интересы детей, педагог определяет цель индивидуальной работы, подбор необходимого оборудования, инвентаря.

Предлагаемая модель двигательной активности в ДОУ так же имеет дозировку по каждой возрастной группе. (прил.1)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ

Важное условие для обеспечения полноценного развития детей – создание предметно – игровой среды. Она должна быть развивающей, рационально оборудованной, в определенной мере насыщенной и не только служить фоном для эпизодических двигательных действий, а быть стимулом, способствовать разворачиванию и активизации детской двигательной деятельности (организованной педагогом и самостоятельно).

В каждом групповом помещении желательно создать центр физкультурно-оздоровительной активности (гимнастическая стенка, лестница, гимнастическая скамья, кубы, мячи, обручи, сухой бассейн, «дорожка здоровья», фитоподушки, разные игрушки- автомобили, тележки и т.д.). Размещение оборудования должно обеспечивать свободный доступ к нему и способствовать двигательной активности детей, закреплению у них приобретенных умений и навыков.

Большое внимание уделяется на создание условий для двигательной активности детей на территории детского сада .

Создана тропа здоровья.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Занятия рассматриваются как целенаправленная и нормированная форма организованной учебно-воспитательной деятельности по физической культуре и формирование основ здорового способа жизни. Они дают возможность систематически, последовательно формировать, закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать физические качества, давать детям специальные знания, и вырабатывать потребность в повседневных занятиях физической культурой, оптимизировать двигательную деятельность.

Каковы же особенности проведения занятий по физкультуре? Каким должно быть занятие, чтобы детям было интересно? (ответы воспитателей)

Остановлюсь на одном из видов занятий.

Круговая тренировка обеспечивает максимально высокую моторную плотность - в старших группах до 85 - 90%. В связи с тем, что круговая тренировка предполагает выполнение упражнений или основных движений поочередно, переходя от одной «станции» к другой необходимо придерживаться следующих требований:

    подобрать для выполнения несложные упражнения с движениями, которыми дети уже овладели;

    рационально использовать площадь зала или спортивной площадки и двигательных «станций»;

    предусматривать удобство перехода от «станции» к «станции»;

    определить место педагога – рядом с теми детьми, которые выполняют упражнения, требующие страховки;

    продумывать последовательность выполнения упражнений, которая обеспечивала бы, последовательную нагрузку на все основные группы мышц;

    регулировать нагрузки, учитывая индивидуальные особенности детей.

Круговая тренировка обеспечивает системное влияние на организм ребёнка:

    Активизирует работу всех систем организма

    Способствует развитию физических качеств – быстроты, ловкости, гибкости, силы, выдержки

    Позитивно влияет на воспитание у детей базовых черт личности – самостоятельности, дисциплинированности, настойчивости.

Ещё одной формой повышения двигательной активности детей является использование тренировочных дорожек, которые содержат в себе различные виды движений в зависимости от возраста детей. Маршрут дорожки составляется на карточке, которую можно использовать как часть планирования физзанятия, утренней гимнастики и др. видов ДА.

Показ образца. Объединение 2 гр. Выполнение практического задания.

«Создание тренировочной дорожки для 2мл. и средней группы. (15-20 мин).

Презентация своих проектов.

Список литературы.

    Воспитание и обучение детей раннего возраста. Под редакцией Л.Н. Павловой - Москва “Просвещение”

    Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г.Голубева - Москва “Просвещение”

    Дошкольное воспитание №6 2006г

    Ради здоровья детей. Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток - Москва “Просвещение”

    Ребенок в детском саду -№5, 6 2002г

    Укрепляйте здоровье детей. Е.Н. Вавилова - Москва “Просвещение”

Приложение 1.

Модель двигательной активности ДОУ

средняя группа

старшая группа

Утренняя гимнастика (ежедневно)

6 - 8мин.

8-10мин.

10-15мин.

Физ. занятие в помещении
(2 раза в неделю)

20 мин.

25 мин.

30 мин.

Физ. занятие на воздухе
(1 раз в неделю)

20 мин.

25 мин.

30 мин.

Физминутки (ежедневно)

2мин.

2мин.

4мин.

Подвижные игры (ежедневно не менее 2- 4 раз)

6 -10 мин.

10 -15мин.

15-20 мин.

Спортивные упражнения
(1 раз в неделю)

10 мин.

15мин.

20 мин.

Игровые упражнения на прогулке (ежедневно)

5 мин.

5мин.

5мин.

Бодрящая гимнастика (ежедневно)

5-10мин.

5 -10 мин.

5-10 мин.

10.

Пешие прогулки (1 раз в неделю)

25 мин.

30 мин.

11.

Индивидуальная работа (ежедневно)

5 мин.

до 7-8мин.

до 10мин.

12.

Оздоровительные игры (2 раза в неделю)

10 мин.

10 мин.

15 мин.

13.

Спортивные игры (1 раз неделю)

15 мин.

20 мин.

14.

Самостоятельная двигательная деятельность (1раз в неделю)

15 мин.

20 мин.

25 мин.

15.

Спортивные развлечения
(1 раз в месяц)

20 мин.

30 мин.

30мин.

16.

Спортивнные праздники (2 раз в год)

20 мин.

40 мин.

60 –90 мин.

17.

День здоровья

2 раза в год

Приложение 2.

ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗЗАНЯТИЯМ

Организованные занятия в форме физкультурных занятий проводятся, начиная с третьего года жизни. Продолжительность занятий для детей раннего возраста – 15-20минут, младшего -20-30минут, старшего – 30-40минут.

Продолжительность частей занятия (вступительной, подготовительной, основной и заключительной) и объем материала не постоянны, они изменяются в зависимости от образовательных задач, условий проведения занятий.

Обязательные условия проведения занятий по физической культуре: влажная уборка зала, проветривание помещения, подготовка физкультурного оборудования и инвентаря. Оборудование и инвентарь должны быть безопасными в использовании, эстетически привлекательными и соответствовать возрасту воспитанников по размеру, весу, и другое. Одежда и обувь детей подбирается с учетом места проведения занятий и времени года.

По образовательным задачам, соотношении нового и знакомого программного материала физкультурные занятия делятся на:

-смешанные (подается новый двигательный материал и закрепляются раннее приобретенные умения и навыки); соотношение знакомого и нового материалу на таких занятиях составляет 3:1 или 4:1);

- занятия на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, или тренировочные (строится на более или менее знакомых упражнениях);

-контрольные (проводятся при необходимости в конце месяца или квартала, полугодия с целью проверки уровня сформированности двигательных умений и навыков, специальных знаний, развития физических качеств, другое).

По содержанию двигательных задач и методикой проведения различают:

Комплексные, или интегрированные, смешенные (включают строевые, обще-развивающие упражнения, основные движения, подвижные игры и другие физических упражнений; проводятся с использованием комплекса наглядных, словесных, практических методов и приемов обучения в зависимости от возраста детей);

-сюжетны е (строятся, как правило, по типовой структуре, но в форме «двигательного рассказа», где все двигательные задачи связанны общим сюжетом и выполняются в интересных игровых ситуациях, на имитациях и другое);

-игровые (все образовательные задачи решаются только с помощью игр (3-5): сначала проводятся 2-3 игры малой и средней подвижности, потом – 1-2 игры большой подвижности, по окончании – малоподвижная игра; игры подбираются так, чтобы по двигательному содержанию они отвечали содержанию всех структурных частей типового занятия; проводятся на закрепление приобретенных двигательных навыков или с контрольной целью);

-доминантные (направлены на реализацию определенных образовательных задач, применение определенных способов физического развития, другое, например: занятие на развитие быстрых - силовых качеств, или на овладение элементами спортивной игры или упражнения, с преобладающим использованием определенного вида физкультурного оборудования, инвентаря, другое).

Физкультурные занятия должны быть ежедневными:

Дважды в неделе они проводятся в отведенное для этого время в физкультурном зале или на площадке (при благоприятной погоде в период с апреля по октябрь);

В другие дни недели проводятся два занятия физическими упражнениями на свежем воздухе (во все времена года при соответствующих погодных условиях) и один раз в неделю проводится поход за пределы дошкольного заведения, если есть соответствующие природные условия для организации детского туризма.

Занятие на свежем воздухе проводит воспитатель группы или инструктор по физической культуре с помощью воспитателя. К их проведению, как и к занятиям в зале, могут привлекаться музыкальный руководитель, помощник воспитателя.

Все занятия на свежем воздухе имеют такую же продолжительность, что и занятия в зале. Однако, если они проводятся в холодную погоду или с уклоном на овладение элементами спортивных игр или упражнений их продолжительность может несколько увеличиться (до5 минут). Поскольку такие занятия проводятся во время проведения прогулки, то важно правильно выбрать период их проведения: в холодное время их целесообразно организовывать под конец пребывания детей на воздухе, чтобы избежать переохлаждения организма после получения физических нагрузок; в теплое время такие занятия следует начинать через 10-15 (до 20) минут после выхода на площадку, чтобы дети успели адаптироваться к погодным условиям и чтобы физиологические показатель – частота пульса и дыхание – достигли соответствующего для активной двигательной деятельности уровня.

Особого внимания педагогов и медицинского персонала требует обеспечение оптимальных общих нагрузок на детей в процессе физкультурных занятий.

совокупность физических, психических и эмоциональных нагрузок на детей во время занятий физической культурой.

– величина влияния физических упражнений, выполняемых во время занятий, на функциональную деятельность всех органов и систем детского организма. Пик таких нагрузок должен выпадать на подвижную деятельность в основной части занятия.

Для регулирования (увеличения или уменьшения) физических нагрузок можно включать в содержание занятия более сложные или простые упражнения (больше всего нагрузку на организм обеспечивает работа больших, а не мелких групп мышц); изменять их количество и дозировку, темп выполнения, амплитуду, количественные параметры движения (высоту, длину, другое) и инвентаря (сеи или размер предметов). Важно следить за степенью напряжения мышц при выполнении; сокращать паузы между упражнениями, простой детей за счет предварительной подготовки разметки, оборудование и продумывания способов оперативной расстановки (уборка оборудования, раздача) сбор инвентаря, рациональная расстановка детей во время выполнения движений, целесообразный подбор методов и приемов работы с воспитанниками.

Психические нагрузки – влияние физических упражнений во время занятий на психику детей: внимание, память, мышление, восприятие, представление, воля, другое. Самая большая психическая нагрузка должна выпадать на начало основной части занятия, когда разучиваются новые или выполняются более сложные по технике, недостаточно усвоенные детьми упражнения по основным движениями.

Регулировать уровень психических нагрузок, предостеречь перегрузку детской памяти, мышления, представления помогут: рациональное объединение нового и знакомого, хорошо и недостаточно усвоенного программного материала; периодическое изменение или обновление обстановки, среды, места проведения занятия (оборудование, атрибутов и инвентаря; перенос занятий из зала на площадку, в природные условия); насыщенность занятий соответствующим поставленным образовательным задачам количеством практических методов и игровых приемов; активизация познавательной, мыслительной деятельности детей.

определяется величиной влияния физических упражнений на эмоциональное состояние, настроение детей. Максимальная эмоциональная нагрузка, как правило, выпадает на подвижную игру в основной части занятия.

Регулировке эмоциональной нагрузки в ходе занятий по физической культуре помогут бодрый, деловой при этом доброжелательный тон, активность педагога; целесообразны и педагогически оправданы привлечение детей к движениям; эстетически привлекательные, разнообразные пособия в достаточном количестве), однако много их на занятии приводят к психическому утомлению); музыкальное сопровождение определенных частей занятия; любимые упражнения и игры детей, другое.

Оптимальное объединение всех нагрузок обеспечивает более высокую работоспособность детского организма и не вызывает у детей переутомление. Умеренное утомление активизирует обновляющие процессы в организме, оживляет темы и улучшает показатели физического развития.

Педагоги должны следить за внешними признаками реакции детей на предложенную им общую нагрузку как такие: цвет кожи лица, потливость лба, щек, головы, спины, способ и ритмичность дыхания (через нос или рот, появление отдышки), качество выполнения движений, состояние осанки, дисциплина, уровень детского внимания, интереса, малая активность или большая подвижность, другое. При первых признаках переутомления или преждевременной утомляемости, следует предпринять способы ее предупреждения и поддержание здорового тонуса; внести изменения в содержание занятия, методику его проведения, дозировку упражнений, ввести дополнительные паузы для отдыха, другое, в отношении всех группы, подгруппы, отдельных детей. Основной показатель реакции организма на общую нагрузку- частота пульса. Проводя пульсометрию у детей, следует учитывать такую ориентировочную динамику изменений частоты пульса сравнительно с состоянием покоя: на протяжение вступительной части занятия она возрастает на 10-15%, подготовительной- 20-25%, под конец основной –на 60-80%, в заключительной части снижается приблизительно до уровня вступительной, а возвращается к норме через 3-5 минут завершения занятия.

С регулировкой нагрузки тесно связаны общая и моторная плотность физкультурных занятий.

Общая плотность занятия – это соотношение педагогического оправданного времени до продолжительности всего занятия. Педагогически оправданным является время, определенное педагогом на объяснение и разъяснение, показ действий, указания, замечания, поощрения, оценки, дополнительные действия(построение и перестроение детей, раздача и сбор атрибутов, установка и сбор оборудования), непосредственное выполнение детьми упражнений, другое. Время, использованное на разговоры с коллегами, не целесообразные объяснения и поучения, длинные беседы, анализ действий и поведение детей, длительное ожидание ими своей очереди при выполнении упражнений или при подготовки места занятия, оборудования и инвентаря, лишнее перестроение, повороты другое, является педагогически неоправданным и при определении общей нагрузки занятия не учитывается. Поэтому все ключевые моменты организации и проведения занятий следует тщательно продумывать, чтобы время занятия было педагогически оправданным, и от этого общая нагрузка занятия приблизится к 100%.

Моторная плотность рассматривается как отношение времени, проведенного детьми в движении, к продолжительности занятия. Оно определяется методом индивидуального хронометража и имеет ориентированные возрастные нормы: для детей 4-го года жизни – 55-60 (до 65)%, 5-го года жизни – 60-65 (до70)%, 6-го года жизни – 65-70 (до75)%, для 7-го года жизни – 70-75 (до80)%. Эти показатель могут колебаться в определенных рамках, поскольку зависят от ряда причин: типа занятия (например, моторная плотность смешанных занятий меньше, чем занятие-тренировка), сложности движений, степени их усвоения, уровня двигательной подготовленности, организованности детей и другое.

Существуют разные пути регулирования моторной плотности занятия, а именно:

Выбор рациональных способов организации детей для выполнения движений и целесообразное объединение разных способов организации на протяжении занятия. При этом, следует учитывать, что фронтальный способ организации обеспечивает моторную плотность на уровне 75-88%, групповой – 66-76%, поточный – 62-70%, смешанный – 58-66%, метод круговой тренировки – 72-84%, а индивидуальный – 18-24%;

Объединение упражнений с основных движений в комплексы-связки (особенно удобно при поточном, сменном, иногда - при индивидуальном, групповом способах организации;

Заполнение пауз во время ожидания детьми своей очереди при смене оборудования простыми дополнительными движениями, которые не требуют тщательного контроля взрослого;

Размещение и максимальное (возможно многоцелевое) использование на занятии большого и мелкого оборудования;

Обеспечение достаточного количества пособий и инвентаря, использования оборудования, удобного для одновременного выполнения одних и тех самых движений детьми (это дает возможность избежать длительного ожидания детьми своей очереди);

Педагогически оправдано использование словесных и наглядных приемов (прежде всего объяснений, показа, оценок и другое);

Организация выполнения движений под счет или музыкальное сопровождение (речь идет о движениях, которые можно выполнять в общем ритме и темпе, например: ходьба, бег подскоки, обще-развивающие упражнения).

Кроме занятий по физической культуре, в дошкольных учебных заведениях, где есть бассейны, проводят занятия по плаванию, что является уникальным средством влияния организм ребенка, усовершенствование движений, развитие физической выдержки, самостоятельности и другое.

Работа дошкольного учебного заведения в целом должна быть направлена на поддержание, сохранение и развитие здорового способа жизни дошкольников, формирования мотивации здорового образа жизни. Детей необходимо знакомить с понятиями о гигиене тела, гигиене деятельности; здоровье и болезни, внешность, тело, основные органы, а также о половой индентификации и дифференциации, развитие организма, безопасности организма и деятельности. При этом важно придерживаться принципов последовательности, систематичности, индивидуального подхода. Такая работа проводится в процессе всей жизнедеятельности детей в дошкольном учебном заведении.

Занятие – основная организационная форма обучения физическим упр.. Прово-ся ежед-но на протяж. календ.г. Типы занятий: по содержанию: комплексные; с акцентом на определённый вид учебного материал. По поставленным задачам: по изучению нового материала (фор-е двиг. У, воспит. показ-ет, страхует, оценивает); по закреплению усвоенных ф.у. (формирование УиН.); смешанного типа(закрепление, совершенствование); контрольные занятия. Типы физкультурных занятий по содержанию и по задачам: учебно-тренировачные; сюжетные физкультурные занятия; игровые занятия, построенные на основе подвижных игр; физкультурно-познавательные занятия (интегрированные); тематические занятия (посвященные 1 виду спорта); контрольные занятия; занятии я элементами (хатха-йоги, ушу и т.д.). Структура и содержание занятия. Содержание: учебный материал программы; деятельность педагога; деятельность детей. Структура занятия (постоянная).

Подготовительная часть: Цель: создать бодрое настрой, мотивацию, сфор-ть и закрепить правильную осанку, развивать двигательные качества, строевые упражнения. Физиологическое значение: достижение готовности организма к выполнению более сложных движений. Содержание: строевые упражнения; ходьба обычная и имитационная; различные виды бега; подскоки; упражнения на ориентацию в пространстве; танцевальные упражнения и комплекс ОРУ. Продолжител-ьность – 7-12 мин. Методика: воспитатель выстраивает детей в колонну или шеренгу, дает четкие указания, распоряжения.

Основная часть. Цель –усовершенствовать основные движения. Содержание: упражнения спортивного характера. Мл.гр. – 2-3 основных движения. Ср.гр. – 3-4 основных движения. Ст.гр. – 3-5 основных движений. Каждое движение повторяется не менее 5-8 раз. Объяснение движений должно быть чётким и понятным. Подвижная игра не должна дублировать движения, которые разучивались на занятии. Игра повторяется 3-5 раз. Продолжительность – 12-15 мин.

Заключительная часть. Цель – обеспечить постепенный переход детей от сос-я возбуждения, к спокойствию. Может быть проведена малоподвиж. игра, ходьба в мед-ом темпе или упр. на дыхание. Начиная со средней группы воспитатель подводит итог занятия. Продолжительность – 1-5 мин.

Общая продолжительность занятия: Мл.гр. – 20-25 мин. СР.гр. – до 30 мин. Ст.гр. – до 35 мин.Повышенное внимание на занятии уделяется детям с откл-ми в состоянии здоровья, задержкой развития, часто болеющим. Индивидуальный подход для тех, кто пришёл после болезни. Важно соблюдать санитарно-гигиенические условия.

Общая плотность занятия – отношение педагог-и оправданного времени ко всей продолжительности занятии, помноженная на 100%. Педагогически оправданное время – упраж-я, сообщение целей и задач, помощь, страховка, консультации. Педагогически не оправданное время – разговоры с другими людьми, поход за инвентарём. Моторная плотность – отношение времени, затраченного на выполнение физ. упр-й ко всему времени занятия, * на 100%.

Способы организации детей на занятии: индивидуальный способ –выполнение движений одним ребёнком. Фронтальный способ – движения выполняются всеми детьми. Преимущественно высокая моторная плотность. Поточный способ – выполнение по очереди одного и того же движения чаще с построением в колонну. групповой способ – дети в каждой подгруппе имеют свои задания (2-4 подгруппы). сменный способ – движения выполняются одновременно несколькими детьми (3-5), а остальные ждут своей очереди. круговая тренировка – детей распределяют на 4-5 подгрупп. Каждая из которых за отведённое время выполняет основное упражнение. Инвентарь распределяется таким образом, чтобы он занимал практически всю площадь зала и дети двигались по кругу. Чаще используется в старшей группе.

Занятия физической культурой на свежем воздухе. 3раза в неделю зимой и в межсезонье. Значительную часть времени занятий на воздухе составляют упражнения интенсивного характера, метание, общеразвивающие упражнения для рук, туловища могут выполняться в процессе ходьбы, с использованием оборудования участка, при этом дети должны быть в соответствующей одежде. Занятие на воздухе может быть построено: как комбинация основных движений (типа полосы препятствий); занятия игрового типа; упражнения или игры спортивного характера; пеший переход или занятие с элементами туризма.

Особенности проведения занятий в разных возрастных группах Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя знания программы в умения быстро ориентироваться в выборе путей решения одинаковых задач применительно к детям разного возраста и уровня облученности. Обучение в такой группе организуется в виде занятий трех типов:1) со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных подгрупп; 2) со всеми детьми по разным разделам обучения); 3) с одной возрастной подгруппой (другая в это время самостоятельно играет).При фронтальном способе организации, дети выполняют упражнения одного вида, но сложность их различна для каждой подгруппы. При этом дети размещаются так, чтобы воспитатель мог непосредственно помогать малышам. Например, упражнение в равновесии - ходьба по скамейке: длина 4 м, высота 30-40 см - для старших; длина 2 м, высота 20-25 см - для младших.При групповом способе организации детей делят на подгруппы (2-3), каждая из которых выполняет свое задание. Но если в одновозрастной группе подгруппы через некоторое время меняются местами, то в разновозрастной группе этого не происходит. Малыши составляют первую подгруппу, которая действует под непосредственным руководством воспитателя. Подгруппа (2-я и 3-я) старших детей выполняет упражнения относителъно самостоятельно. Иначе говоря, контроль со стороны воспитателя за старшими детьми преимущественно визуальный. Поэтому упражнения должны быть знакомы детям и не требовать страховки. Важно, чтобы они имели характер конкретных заданий и способствовали формированию у ребят умения планировать и оценивать свои действия. Применение индивидуального способа организации имеет различные мотивы и согласуется с фронтальной и групповой организацией.1 мл.гр. (3 г.ж.) Ориентировка на фронтальный способ организации. Дети должны выполнять упражнения с удовольствием. Занятия проводятся по подгруппам. А во второй половине года со всей группой.ОРУ – имитационные.В комплекс включаются 3-4 упр. Повтор 4-5 раз, прыжков – 8-10. Разучивается 2 основных движения. Завершается подвижной игрой; игра повторяется 3-4 раза. Продолжительность 15-20 мин.

Воспитательно–образовательная оздоровительная работа в ДОУ.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. Проблема оздоровления детей эта ежедневная целенаправленная, систематически спланированная работа образовательного учреждения.

Здоровьесберегающий вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Основные задачи укрепления и сохранения здоровья детей:

Оздоровительные:

Охрана и укрепление здоровья детей;

Закаливание;

Развитие движений.

Воспитательные:

Формирование нравственно-физических навыков;

Формирование потребности в физическом совершенстве.

Образовательные:

Формирование двигательных умений и навыков;

Развитие физических качеств;

Получение элементарных знаний о своем организме.

Основные формы и методы технологии сохранения и стимулирования здоровья детей это -

1) Проведение Утренней гимнастики - Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.

2) Динамические паузы - физкультминутки – проводятся во время образовательной деятельности, 1-2 мин., по мере утомляемости детей. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала.

3) Пальчиковая гимнастика – проводится индивидуально либо с подгруппой детей - ежедневно. Проводится в любое удобное время.

4) Подвижные и спортивные игры – как часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, используются на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Проводятся ежедневно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. (В группе имеется картотека подвижных и малоподвижных игр).

5) Дыхательная гимнастика применяется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используется как основной элемент при проведении образовательной деятельности с детьми по физическому развитию.

6) Обеспечение проветривания помещения (проводится согласно режима ).

7) Закаливающие процедуры : принятие воздушных ванн, хождение по массажным коврикам, принятие водных процедур.

8) Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре проводится 1 раз в неделю в спортивном зале, 1 раз в бассейне и 2 раза на улице. Перед образовательной деятельностью хорошо проветривается помещение спортивного зала или групповой комнаты. (В группе имеется пособие для профилактики плоскостопия, резиновые коврики, массажная дорожка. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей. Для проведения физической культуры имеются мешочки с песком для метания, канат для физических упражнений, гимнастические ленты по 2 шт. на каждого ребенка, мячи, обручи).

Так же образовательная деятельность предполагает проведение ряда бесед с детьми: о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

9) Прогулка проводится в соответствии с рекомендациями СанПиН. Во время пребывания на участке или на улице с детьми ежедневно проводятся подвижные и малоподвижные игры. (В группе имеется выносной материал: лопаты на каждого ребенка, ведра, мячи).

10) Музыкотерапия – используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

11) Проводится работа с родителями по здоровьесберегающей деятельности в виде консультаций, бесед, рекомендаций, изготовлению буклетов, памяток.

Елена Побирей
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

Автор – воспитатель Побирей Е. Н. МДОАУ ДС № 14 г. Благовещенск Амурская область

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Задачи сохранения и укрепления здоровья получили своё отражение в нормативно – правовых документах современного общества: Законе РФ: «Об образовании в Российской Федерации», СанПиНе 2.4.1.3049-13, «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указе президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенции о правах ребенка» и т. д.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ - это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения, рассчитанная на длительный срок. Которая строится на разделе образовательной области «Физическое развитие», примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Цель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Охрана и укрепление здоровья детей

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка

с учётом его индивидуальных особенностей. Развитие физических качеств

Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

Обеспечение физического и психического благополучия

Начинать решать эти задачи надо с самого рождения. Известно, что дошкольный возраст – решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Работа педагога проходит через все ведущие виды деятельности ДОУ - режимные моменты, игры, непосредственно-образовательную деятельность, взаимодействие с семьёй.

Основывается физкультурно-оздоровительная работа на ведущих принципах педагогики : гуманизации, индивидуальности, системности, последовательности, доступности, комплексности, взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, успешности.

В систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ входят : создание материально-технических условий в ДОУ, выполнение санитарно-гигиенических требований, организация полноценного питания и рационального режима дня, создание оптимальной двигательной деятельности детей, организация профилактических, оздоровительных и закаливающих мероприятий, диспансеризация и медицинский контроль, работа по формированию здорового образа жизни, работа с родителями.

Значение физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ

Двигательная деятельность - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека в движении. Она способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно сосудистой, дыхательной, физическому и нервно-психическому развитию.

К ней относится:

Утренняя гимнастика

Физическая культура

Плавание

Подвижные игры

Гимнастика после дневного сна

Спортивные игры и упражнения

Лечебная физкультура (по назначениям врача)

Физкультурные досуги

Физкультурные праздники

День здоровья

Каникулы

Олимпиада

Прогулки-экскурсии

Занятия - хореографией

Занятия по ОБЖ

Спортивные праздники

Развлечения

Спортивные досуги

Занятия ЛФК и т. д.

Профилактические мероприятия - совокупность мер по сохранению и укреплению здоровья людей, предупреждения и снижения заболеваемости, которые способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления.

К ним относятся:

Витаминотерапия

Физиотерапевтические процедуры: кварцевание, ингаляции, общее УФО, УВЧ, Электрофорез, «Тубус-кварц» и т. д.

Кислородные коктейли

Лечебная физкультура

Для часто болеющих детей

Для детей с ортопедическими нарушениями

Смазывание носа чесночным маслом, оксолиновой и бороментоловой мазью

Полоскание горла солёным раствором и настоями трав

Гимнастика для глаз и т. д.

Коррекционно-развивающие занятия у психолога

Занятия по валеологии и экологии

Занятия по ОБЖ

Традиционные формы оздоровления повышают устойчивость человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды; позволяют детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места. К ним относятся:

Оздоровительный бег,

Общий массаж

Оздоровительный массаж

Расслабляющий массаж

Гидромассаж стоп

Фитотерапия:

а) полоскание горла отварами трав

б) фито чай витаминный

в) фитоадептогены (женьшень, элеутерококк)

Фитонцидотерапия (лук, чеснок)

Коррекционные физкультминутки,

Коррекционная гимнастика,

Ходьба на лыжах,

Катание на коньках.

Подвижные игры с элементами основных видов движений,

Спортивные игры с элементами футбола, баскетбола и т. д. ,

Нетрадиционные формы оздоровления помогают мгновенно поднять уровень своей энергетики, быстро улучшить самочувствие, активизировать защитные силы организма.

Музыкотерапия

Аутотренинг

Психотерапия

Психогимнастика

Пальчиковая гимнастика

«Дорожки здоровья»

Элементы дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой

Релаксация

Эстетикотерапия

Игрогимнастика

Игротанец

Креативная гимнастика

Фототерапия

Аэроионотерапия

Ароматотерапия

Гимнастика с элементами хатка- йога и ушу и др.

Закаливание - это комплекс мероприятий с использованием естественных факторов природы, которые формируют и совершенствуют функциональные системы организма, направляют их на повышение иммунитета. Дети меньше болеют, легче переносят заболевания.

Солнечные ванны

Контрастные воздушные ванны

Обливание

Ходьба босиком

Облегченная одежда детей

Мытье рук, лица, шеи прохладной водой

Топтание в тазу

Контрастный душ в бассейне (при наличии бассейна)

Сон без маек

Полоскание горла настоями трав

Вхождение в воду контрастной температуры (ср. возраст)

Погружение ног в прохладную воду

Обтирание тела и др.

Мониторинг, диспансеризация - система медицинского контроля за ростом и развитием детей.

Лечебное питание

Давно доказано, что ведущая роль в сохранении и укреплении принадлежит правильному питанию детей . Оно обеспечивает нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, устойчивости к воздействию инфекций.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим дня укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешно чередует разнообразную деятельность, предохраняет от переутомления

Физкультурно-оздоровительная работа не могла состояться без создания специальных условий в ДОУ: материально – технической базы и предметно развивающей среды: пищеблок, медицинский блок с подсобными помещениями; физкультурный и музыкальный зал, спортивная площадка, уголки физической культуры, прогулочные участки, оснащенные необходимым спортивным оборудованием и инвентарём для двигательной активности детей, проведения закаливающих процедур; «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.

Вопросы оздоровления ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей .

От того, как правильно организован режим дня дошкольника, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

Работа с родителями - это консультирование родителей по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, анкетирование, тематические родительские собрания, совместные досуги, развлечения и т. д.

Главное в работе педагога - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В. А. Сухомлинский

Оздоровительная работа в детском саду

По программе Е.Ю. Александровой

«Остров Здоровья»

Использование нетрадиционного оздоровления

  1. Элементы точечного массажа
  2. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
  3. Дыхательная и звуковая гимнастика Стрельниковой
  4. Психогимнастика по М Чистяковой
  5. Игровой массаж Уманской и Дейнеки
  6. Антистрессовый массаж и интеллектуальный Фрица Ауглина
  7. Проведение здоровьесбережения через все виды деятельности (психологический фон занятий, длительность, методы и формы, санитарно – гигиенические условия).
  8. Организация работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья в ДОУ и семье.

Нетрадиционные формы оздоровления

  1. Элементы точечного массажа
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Дыхательная и звуковая гимнастика
  4. Психогимнастика по М. Чистяковой
  5. Игровой массаж Уманской, Дейнеки
  6. Антистрессовый массаж

Направления работы

Рациональная организация двигательной деятельности:

а. Физкультурные занятия

б. Самостоятельные физкультурные занятия

в. Интегрированные занятия с другими видами деятельности

г. Праздники и развлечения

д. Гимнастика после сна

е. Режим прогулок

ж.Двигательная активность с атрибутами и пособиями;

з. Создание развивающей среды

и. Проведение утреней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

к. Занятия по формированию здорового образа жизни.

1.Босохождение

2. Обширное умывание

3. Воздушные ванны в облегченной одежде

4. Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года

  1. Постоянный контроль осанки детей
  2. Контроль за нагрузками для переболевших детей, и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.)
  3. Подбор мебели, соответственно роста
  4. Потребление фитонцидов после консультации с родителями (чеснок, лук).

Структура внедрения

Здоровьесберегающих методк и технологий.

Физкультурно – оздоровительная работа.

  1. Подвижные игры и физкультурно - дыхательные упражнения на свежем воздухе.
  2. Утренняя гимнастика с обязательным бегом и дыхательными упражнениями.
  3. Дыхательная гимнастика во время режимных моментов в течение дня.
  4. Дыхательная гимнастика после сна.
  5. Релаксация.
  6. Спортивные игры и соревнования.
  7. Босохождение в теплый период года.
  8. Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения.

Формы и методы оздоровления детей.

Формы и методы

Обеспечение здорового образа жизни

Щадящий режим (адаптационный режим.

Гибкий режим.

Физические упражнения

Утренняя гимнастика

Физкультурные занятия

Подвижные игры

Профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки).

Спортивные игры

Гигиенические и водные процедуры

Умывание

Мытье рук

Обеспечение чистой среды

Свето – воздушные ванны

Проветривание помещений

Прогулки на свежем воздухе

Обеспечение температурного режима

и чистоты воздуха.

Активный отдых

Развлечения, праздники, игры, забавы

Дни здоровья

Каникулы

Светотерапия

Световое сопровождение средыи учебного процесса

Музыкотерапия

Музыкосопровождение режимных моментов.

Музыкальное оформление фона занятий

Музтеатральная деятельность

Аутотренинг и психогимнастика

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

Игры на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний

Коррекция поведения

спецзакаливание

Босоножье, игровой массаж

Дыхательная гимнастика

Вид занятийи форма двигательной деятельности

Особенность организации

  1. Физкультурно – оздоровительные мероприятия

1.1 Утренняя гимнастика

Ежедневно в зале или на свежем воздухе 10 – 12 мин

1.2 Двигательная разминка во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз)

Ежедневно 7 – 10 мин

1.3 Физкультминутка

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, 3- 5 мин

1.4 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно на утренней прогулке 20 – 25 мин.

1.5 Оздоровительный бег

2 раза в неделю, группами по 5 – 7 человек на утренней прогулке, длительностью 3 – 7 мин.

1.6 Гимнастика после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, длительность не более 10 мин.

Модель двигательного режима

2.Специально организованные занятия в режиме дня

2.1 По физической культуре

2 раза в неделю, 1 на прогулке

2.2 Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Ежедневно под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

3. Физкультурно – массовые занятия

3.1 Неделя здоровья

(каникулы)

2 раза в год- в конце декабря и в конце марта

3.2 Физкультурно - спортивные праздники

2 – 3 раза в год (40 мин) (руководитель по физкультуре)

3.3Физкультурный досуг

1-2 раза в месяц (30 мин) (воспитатели)

4.Совместная физкультурно – оздоровтельная работа детского сада и семьи

4.1 Домашние задания

Определяет воспитатель

4.2 Участие родителей в мероприятиях

Подготовка и проведение досугов, праздников, дней здоровья

Планирование

по использованию оздоровительной системы

В режиме дня.

Утренняя гимнастика:

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Обще - развивающие упражнения

Использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем.

Перед занятиями:

Точечный массаж

Интеллектуальный массаж.

Физкульт минутки на занятиях:

- дыхательные упражнения

Пальчиковая гимнастика

Утренняя прогулка:

Дыхательная гимнастика

- оздоровительная ходьба, бег

Перед сном:

Релаксация, саморегуляция

После сна:

Гимнастика пробуждения

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Перед ужином:

Массаж по профилактике простудных заболеваний

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГРИППА И ОРВИ.

Что такое грипп и какова его опасность?

Грипп - это инфекционное заболевание, заболеть которым может любой человек. Возбудителем гриппа является вирус, который от инфицированных людей попадает в носоглотку окружающих. Большинство людей болеют гриппом всего лишь несколько дней, но некоторые заболевают серьёзнее, возможно тяжёлое течение болезни, вплоть до смертельных исходов. При гриппе обостряются имеющиеся хронические заболевания, кроме этого, грипп имеет обширный список возможных осложнений:

§ Лёгочные осложнения (пневмония, бронхит). Именно пневмония является причиной большинства смертельных исходов от гриппа.

§ Осложнения со стороны верхних дыхательных путей и ЛОР-органов (отит, синусит, ринит, трахеит).

§ Осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы (миокардит, перикардит).

§ Осложнения со стороны нервной системы (менингит, менингоэнцефалит, энцефалит, невралгии, полирадикулоневриты).

Чтобы избежать возможных осложнений, важно своевременно проводить профилактику гриппа и правильно лечить само заболевание.

Обычно грипп начинается внезапно. Возбудители гриппа, вирусы типов А и В, отличаются агрессивностью и исключительно высокой скоростью размножения, поэтому за считанные часы после заражения вирус приводит к глубоким поражениям слизистой оболочки дыхательных путей, открывая возможности для проникновения в неё бактерий.

Среди симптомов гриппа - жар, температура 37,5–39 °С, головная боль, боль в мышцах, суставах, озноб, усталость, кашель, насморк или заложенный нос, боль и першение в горле.

Грипп можно перепутать с другими заболеваниями, поэтому чёткий диагноз должен поставить врач, он же назначает тактику лечения.

Что делать при заболевании гриппом?

Самому пациенту при первых симптомах нужно остаться дома, чтобы не только не заразить окружающих, но и вовремя заняться лечением, для чего необходимо немедленно обратиться к врачу. Для предупреждения дальнейшего распространения инфекции заболевшего нужно изолировать от здоровых лиц, желательно выделить отдельную комнату.

Важно!

Родители! Ни в коем случае не отправляйте заболевших детей в детский сад, школу, на культурно-массовые мероприятия. При гриппе крайне важно соблюдать постельный режим, так как при заболевании увеличивается нагрузка на сердечно-сосудистую, иммунную и другие системы организма.

Самолечение при гриппе недопустимо, и именно врач должен поставить диагноз и назначить необходимое лечение, соответствующее состоянию и возрасту пациента.

Для правильного лечения необходимо строго выполнять все рекомендации лечащего врача и своевременно принимать лекарства. Кроме этого, рекомендуется обильное питьё - это может быть горячий чай, клюквенный или брусничный морс, щелочные минеральные воды. Пить нужно чаще и как можно больше.

Важно!

§ При температуре 38 - 39°С вызовите участкового врача на дом либо бригаду «скорой помощи».

§ При кашле и чихании больной должен прикрывать рот и нос платком или салфеткой.

§ Помещение, где находится больной, необходимо регулярно проветривать и как можно чаще проводить там влажную уборку, желательно с применением дезинфицирующих средств, действующих на вирусы.

§ Общение с заболевшим гриппом следует ограничить, а при уходе за ним использовать медицинскую маску или марлевую повязку.

Как защитить себя от гриппа?

Согласно позиции Всемирной организации здравоохранения, наиболее эффективным средством против гриппа является вакцинация, ведь именно вакцина обеспечивает защиту от тех видов вируса гриппа, которые являются наиболее актуальными в данном эпидемиологическом сезоне и входят в её состав.

Введение в организм вакцины не может вызвать заболевание, но путём выработки защитных антител стимулирует иммунную систему для борьбы с инфекцией. Эффективность вакцины от гриппа несравнимо выше всех неспецифических медицинских препаратов, которые можно принимать в течение зимних месяцев, например иммуномодуляторов, витаминов, гомеопатических средств, средств «народной медицины» и так далее.

Вакцинация рекомендуется всем группам населения, но особенно показана детям начиная с 6 месяцев, людям, страдающим хроническими заболеваниями, беременным женщинам, а также лицам из групп профессионального риска - медицинским работникам, учителям, студентам, работникам сферы обслуживания и транспорта.

Вакцинация должна проводиться за 2–3 недели до начала роста заболеваемости, делать прививку можно только в медицинском учреждении специально обученным медицинским персоналом, при этом перед вакцинацией обязателен осмотр врача.

Противопоказаний к вакцинации от гриппа немного. Прививку против гриппа нельзя делать при острых лихорадочных состояниях, в период обострения хронических заболеваний, при повышенной чувствительности организма к яичному белку (если он входит в состав вакцины).

Сделав прививку от гриппа, вы защищаете свой организм от атаки наиболее опасных вирусов - вирусов гриппа, но остается ещё более 200 видов вирусов, которые менее опасны для человека, но также могут явиться причиной заболевания ОРВИ. Поэтому в период эпидемического подъёма заболеваемости ОРВИ и гриппом рекомендуется принимать меры неспецифической профилактики.

Правила профилактики гриппа:

§ Сделайте прививку против гриппа до начала эпидемического сезона.

§ Сократите время пребывания в местах массовых скоплений людей и общественном транспорте.

§ Пользуйтесь маской в местах скопления людей.

§ Избегайте тесных контактов с людьми, которые имеют признаки заболевания, например чихают или кашляют.

§ Регулярно тщательно мойте руки с мылом, особенно после улицы и общественного транспорта.

§ Промывайте полость носа, особенно после улицы и общественного транспорта

§ Регулярно проветривайте помещение, в котором находитесь.

§ Регулярно делайте влажную уборку в помещении, в котором находитесь.

§ Увлажняйте воздух в помещении, в котором находитесь.

§ Ешьте как можно больше продуктов, содержащих витамин С (клюква, брусника, лимон и др.).

§ Ешьте как можно больше блюд с добавлением чеснока и лука.

§ В случае появления заболевших гриппом в семье или рабочем коллективе - начинайте приём противовирусных препаратов с профилактической целью (по согласованию с врачом с учётом противопоказаний и согласно инструкции по применению препарата).

§ Ведите здоровый образ жизни, высыпайтесь, сбалансированно питайтесь и регулярно занимайтесь физкультурой.

«Организация оздоровительной работы в ДОУ»

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. Поэтому одной из основных задач детского сада является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование культуры, основ личной гигиены и здорового образа жизни.

Ведущие цели оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Совершенствование условий для обеспечения физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО, СанПиНа. Комплексный подход и реализация физкультурно-оздоровительных мероприятий в контакте со всеми участниками педагогического процесса (педагоги, медицинские работники, родители, дети). Вся работа по физическому воспитанию детей проводится с учетом их состояния здоровья инструктором ФИЗО и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинской сестрой и администрации ДОУ. В детском саду разработаны инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников, составлен перечень бесед по охране жизни и здоровья воспитанников. В каждой возрастной группе оформлены папки с этими материалами.

В нашем детском саду выполняются все виды здоровье сберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения педагогов дошкольного образования; просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Элементы медико-профилактической технологии

· организация мониторинга здоровья дошкольников,

· организация и контроль питания детей дошкольного возраста,

· физического развития дошкольников,

· закаливания,

· организация профилактических мероприятий в детском саду,

· организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН,

· организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Элементы физкультурно-оздоровительной технологии

· развитие физических качеств, двигательной активности

· становление физической культуры дошкольников,

· профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

· воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

· ритмика

Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении.

Психолого -педагогическое сопровождение ребенка ведет психолог. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает помощь, направленную на индивидуальное развитие.

Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОУ доводится до соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, и обеспечивают физкультурно-оздоровительную работу. В детском саду есть спортивно-музыкальный зал. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:

· различный спортивный инвентарь: (гимнастические маты, гимнастические мячи и т.д.);

· спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;

· физкультурные уголки (во всех группах);

· кабинет медицинского работника;

· кварцевые лампы;

· п одбор и маркировка мебели согласно физиологическим особенностям детей.

С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.

Профилактическая работа включает в себя:

Облегченную одежду для детей в детском саду

Соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.

Соблюдение температурного режима в течение дня

Соблюдение режима проветривания

- гимнастику после сна

Мытье прохладной водой рук

Правильную организацию прогулки и ее длительность

Неспецифическую профилактику респираторных заболеваний (витаминизация третьих блюд, аромотерапия – лук, чеснок).

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий.

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включаются коррегирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия. Во время организованной образовательной деятельности проводятся двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции и т.п.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна , который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены»; разминка в постели - дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений; дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку.

В течение года, ежемесячно, на производственных совещаниях, на педсоветах проводится анализ заболеваемости и посещаемости.

Адаптация детей к условиям детского сада проходит в спокойной форме. У 93% детей она протекает в легкой и средней степени тяжести.

Во время адаптационного периода для детей создается щадящий режим:

Сокращенный день для малыша

Присутствие мамы в группе

Повышенное внимание со стороны персонала группы.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой. Составляется план работы на год, включающий в себя консультации для воспитателей, родителей, выступления на педагогических советах, совещаниях. Медицинская сестра учит педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Все медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей оказываются постоянно. Прививки: реакция Манту, профилактические прививки по возрасту АКДС, полиомиелит, РВ-кори, РВ-паротита, детям подготовительной к школе группы БЦЖ, против гриппа. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми. Дети с нарушениями направляются на консультацию специалистов. Особое внимание медсестра уделяет адаптационному периоду при поступлении детей в детский сад.

В системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха педагоги учитывают климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Темы праздников самые разнообразные «Мы – спортсмены», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна» и т.д. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

Уже традиционно в ДОУ проводятся неделя здоровья. В проведении этих мероприятий принимает участие весь коллектив, тщательно продумывается план проведения каждого дня, учитывая время года и погодные условия. В организацию работы с детьми включаем разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения, спортивные соревнования, туристические прогулки-походы в близлежащий парк. В театрализованной или игровой форме легче усваиваются двигательные навыки и гигиенические знания. При организации активного отдыха воспитателями красочно оформляются места проведения (группа, спортивная площадка) в соответствии с намеченным содержанием мероприятий, а также используется музыкальное сопровождение. Все мероприятия проводятся в присутствии мам и пап, дедушек и бабушек. Родители остаются довольны такими мероприятиями, высказывают пожелания проводить их чаще.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются организованная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления. В процессе ознакомления с окружающим миром формирует представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни. На занятиях экологической направленности формируем представления детей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
При воспитании культурно-гигиенических навыков формируем привычку правильно: умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.Расширяем представления о ЗОЖ через: сюжетно-ролевые игры « Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы: «Сказка про ногти», Грязнуля Витя» И.Губина, «Птичка Тари», «Зубик-Зазнайка», «Сказка про трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Продолжаем знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём. Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков используем настольные и дидактические игры («Аскорбинка и её друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.) Считаем, что к моменту выпуска детей в школу они получают необходимые представления о ЗОЖ и
имеют стойкие навыки и привычки сохранения своего здоровья.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Мы включаем в меню фрукты, соки, напитки, лимонный чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Основными принципами организации рационального питания является обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающих физиологическим потребностям детского организма:

· Выполнение правил технологии приготовления блюд;

· Соблюдение режима питания (питание по санитарным нормам);

· Введение второго завтрака;

· С-витаминизация блюд;

· Замена продуктов для детей аллергиков;

· Организация питьевого режима;

· Сервировка стола;

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются такие формы работы, как информационные уголки здоровья «Здоровые дети », «Как я расту», проводятся консультации, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, анкетирование. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Детский сад осуществляет преемственную связь с МОУ СОШ № 2. Экскурсии, физкультурно-оздоровительные мероприятия направлены на развитие у дошкольников и младших школьников элементарных представлений о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены. Выпускники детского сада, поступив в школу, посещают разнообразные спортивные секции: волейбольную, баскетбольную, танцы, школу бокса. И в дальнейшем планируется систематизировать работу по преемственности детского сада со школой и другими общественными организациями в вопросах воспитания здорового поколения.

Положительный эффект укрепление физического здоровья детей даёт использование в работе нетрадиционных форм оздоровления таких, как: дыхательная гимнастика, релаксация, музыкотерапия, цветотерапия, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры, музыкально-ритмические движения, психогимнастика, и гропластика, игры-путешествия.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно- оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной.

Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается и сегодня.