План работы школы с семьи тжс. Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания

О.А. Мальчихина

Специалист по работе с семьёй отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района"

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в СОП и ТЖС, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

Эффективные методы работы специалиста:

Наиболее эффективные и широко применяемые методы работы специалиста по работе с семьёй: консультации, индивидуальные консультации, патронаж, убеждение, внушение, порицание, побуждение, воспитывающие ситуации, инструктирование.

Методы социальной работы – совокупность технологий, исследовательских и терапевтических процедур, способов, с помощью которых осуществляется социальная работа.

Большое место в социальной практике занимают педагогические методы: формирование сознания личности (понятия, суждения, убеждения , оценки); организация познавательной, практической деятельности в поведении (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); стимулирование деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение , порицание и др.); психолого-педагогическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация.

Метод социального патронажа . Во время патронажа специалист посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети. Уловить психо-эмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке. Основная цель социального патронажа - комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации.

При проведении патронажа специалист должен быть в хорошем настроении, всем своим поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее членам. Специалист не должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы; следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у клиентов осталось приятное ощущение того, что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный отзыв, высказывание о семье при встрече специалиста с ребенком, выражение удовлетворения от знакомства с его домом. В практике при осуществлении патронажа социально неблагополучных семей нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к специалисту (брань, угрозы и т.д.). В этих случаях рекомендуется: не отвечать грубостью, не повышать голос на собеседника; вести себя тактично; патронаж семьи осуществлять двумя специалистами либо в союзе с представителями ОМВД, КДН, органов опеки и попечительства. Специалист должен помнить, что его главный аргумент – защита прав и интересов несовершеннолетних.

Метод информирования в социальной работе – самый распространенный. Его назначение состоит в передаче клиенту актуальной для него информации. Это может быть информация юридического, медицинского, нравственно – эстетического, психолого – педагогического, социально – бытового хварактера.

Метод консультирования. Это ориентация членов семьи, особенно детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы семейного благополучия. По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным. Консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.

Метод убеждения. Метод достигает своей цели, когда у личности сформировалась готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятель­ность. Этот метод обеспечивает развитие общечеловеческих морально-этических качеств. Убеждать - значит разъяснять, применяя эмоционально-словесное воздейст­вие, опираясь на внушение, т.е. сочетая просьбу с разъяснением и внушением.Убеждение может проходить в форме беседы, лекции, рассказа, объяснения, диспута, примера, внушения.Сильнодействующий метод убеждения - пример.Пример может быть реализован через рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и (или) жизненного факта, личности. Возможности этого метода велики: с его помощью можно иллюстрировать, конкретизировать проблему, связывать теорию с практикой, имеющимся опытом.

  • Убеждать - значит активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого следует выполнять ряд условий:

Показывать индивиду ошибочные и положительные стороны его поведения;

Ставить человека в такие условия, где он мог бы проявить свои лучшие качества, при этом, не имея возможности или искушения совершить ошибочные действия;

Вовремя подмечать и поощрять положительные стороны индивида;

Метод внушения. Состоит в аргументированном словесном воздействии на членов семьи с целью изменения их мнения, установок и отношений. Усиливают эффект внушения использование определенного эмоционального фона. Внушение имеет эмоционально-волевую окраску и основывается на доверии.

Из истории семьи Ситниковского сельского поселения.

Семья неполная, состоит из трёх человек: мать, сожитель (биологический отец ребёнка, в свидетельстве о рождении не числится), несовершеннолетний 8 лет. Мать самоустраняется от выполнения родительских обязанностей, совместно с сожителем употребляли спиртные напитки, трудового стажа не имеют, мать не приспособлена вести домашнее хозяйство, в квартире часто бывает грязно, беспорядок. С момента рождения воспитанием ребёнка не занималась, должным образом не ухаживала за ними, продукты питания в недостаточном количестве, постельные принадлежности отсутствуют, несовершеннолетний ходил в грязных вещах. В связи с чем, ребёнок стал отставать в своём развитии, стал склонен к простудным заболеваниям, заразился инфекционным заболеванием микроспорией. Для ребёнка существовала угроза для жизни и здоровья. Ребёнок от матери получал недостаточное педагогическое воздействие, так как мать малограмотна, навыки самообслуживания в семье не привиты. Несовершеннолетний по причине болезни долгое время не посещал образовательное учреждение.

Семья поставлена на учет в отделение профилактики, как семья, находящаяся в социально опасном положении.

Специалистами Центра проводились следующие мероприятия:

Социальный патронаж;

Помещение несовершеннолетнего в детское отделение БУЗОО «Нижнеомская ЦРБ» для прохождения лечения,

Применялись методы работы специалистов Центра: метод убеждения, внушения, метод консультирования, метод социального патронажа (психолог, социальный педагог, специалист по работе с семьёй);

Индивидуальные профилактические консультации по любой проблеме,

как в отделении, так и на дому;

Неоднократное оказание материальной помощи б/у вещами;

Длительное время семья подготавливалась к добровольному лечению от алкогольной зависимости. Неоднократно применялись методы внушения, убеждения, приводились примеры из опыта семей,прекративших употребление спиртного. В итоге, было оказано содействие в избавлении от алкогольной зависимости матери.

Проводились мероприятия, направленные на формирование мотивации к работе, учёбе.

После проведения реабилитационных мероприятий с семьей микроклимат в семье улучшился, мама прошла курс лечения от алкогольной зависимости, стала больше уделять внимания воспитанию, содержанию, обучению ребёнка. Улучшены санитарно – гигиенические условия проживания несовершеннолетнего. Мать и сожитель подрабатывают у односельчан на подворьях.

Результат: используя методы социального патронажа, консультирования, информирования, убеждения, внушения семья снимается с банка данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении с положительной динамикой.

Метод побуждения. Главное здесь - нацелить человека на деятельность в соот­ветствии с его интересами и потребностями. Побуждение - важнейший метод воспита­ния, который определяет рамки поведения личности в соответствии с принятыми норма­ми. Побуждение в межличностных отношениях социального работника с клиентом или по отношению к подчиненному выражается в форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению организации жизни.

Метод поощрения. Методы поощрения и порицания используются также и для оценки деятельности людей. В поощрении отражается положительная оценка деятельно­сти индивида. Меха­низм действия поощрения основан на возбуждении положительных эмоций, которые все­ляют уверенность, создают приятный настрой, повышают ответственность клиента. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность или просто пожа­тие руки.

Метод порицания. Порицание - это реакция на нежелательные деятельность и по­ведение. Для того, чтобы этот метод был эффективным, необходимо соблюдать ряд педагогических требований:

а) конкретность порицания - за определенную деятельность или поступок;

б) индивидуальный подход - необходимо учитывать характер совершенного по­ступка в связи с личностью индивида;

в) нельзя высказывать порицание, находясь в состоянии раздражения;

г) требуется своевременность и обязательность в применении порицания, формула «проступок - наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

Из истории семьи Хомутинского с/ поселения:

Семья состоит из 5-ти человек: мать, сожитель (биологический отец детей, в свидетельстве о рождении детей не числится) и трое детей. Даная семья приезжая и практически сразу была поставлена на учет, как семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации. Мать не имела представления о жизни в деревне, не умела топить печь, сажать огород, не могла вести домашнее хозяйство, поддерживать порядок в доме, стирать одежду. В доме наблюдались антисанитарные условия. С семьей проведена огромная реабилитационная работа. Специалисты отделения установили с мамой контакт.

В работе с мамой применяются методы работы: методы побуждения, поощрения, порицания. Работа была направлена на то, что дома необходимо поддерживать порядок, специалисты Центра совместно с мамой делали уборку в доме, учила ее стирать вещи, сажать огород, ухаживать за домашними животными. Семье неоднократно оказывалась вещевая гуманитарная помощь, как для детей, так и для матери.

Специалисты отделения поддерживают связь с мамой по мобильному телефону в любое время и всегда дают необходимый совет. Мама принимает любую помощь, легко идет на контакт, делится своими достижениями, старается исправить ситуацию, в случае необходимости сама выходит на связь со специалистами, принимает любую помощь.

Результат: работа с данной семьей продолжается, хотя значительно улучшилась обстановка в семье.

Инструктирование : наиболее мягкий метод организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование). Наиболее широко применяется инструктирование по профилактике детского травматизма, в летний период «Соблюдение мер предосторожности на водных объектах», «Предотвращение несчастных случаев на водных объектах», в зимний период инструктирование по технике пожарной безопасности. Раздаются наглядные методические пособия, буклеты.

Приёмы – это подход, действие, направленное на осуществление поставленных целей.

- Воспитательные мероприятия могут включать организацию в семье трудовой деятельности, семейного вечера и праздника (Пасха, Масленица, Рождество и пр.), семейного чтения. (Мероприятия: «Детство без слёз», «Какой я родитель?», «Лучик солнца - доброта», «Здоровье детей – забота родителей»).

Проводятся «круглые столы», которые раскрывают значение семьи в формировании личности ребенка, учат взглянуть на семью глазами ребенка, проблемы здоровья детей, общения родителей и детей, непослушание ребенка, проблемы «дети и деньги», беспокойных подростков и другие, предлагают способы перехода от противостояния к сотрудничеству родителей и детей.

Наш опыт показал, что очень сложно добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи, находящиеся в социально опасном положении. Этот показатель напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений. Но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи, недостаточность детских внешкольных организаций и т.п.).

В нашей практике есть положительные результаты работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. После длительной совместной работы специалистов центра, КДН и школ в семьях кардинально менялась ситуация: родители излечивались от алкоголизма, трудоустраивались, детям в семье стало уделяться достаточно внимания, в результате чего разрешались их школьные и поведенческие проблемы. Регулярный патронаж, социальный контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и центра позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.

Самое главное – нужно любить свою профессию, несмотря на порой возникающие затруднения, которые встречаются на профессиональном пути!

Мальчихина Ольга Александровна

Специалист по работе с семьёй отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района".

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический

государственный университет»

г. Мурманск, Россия

РАБОТА С СЕМЬЯМИ,

НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, принципам и направлениям работы социальных служб, ведущих патронажную деятельность в данных семьях.

Ключевые слова: семья, трудная жизненная ситуация, типология трудных жизненных ситуаций, социальная поддержка.

I . A . Kulikova ,

FSBEI HE «Murmansk state

arctic university»

Murmansk, Russia

WORK WITH FAMILIES,
IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Annotation. This article deals with the peculiarities of working with families in difficult life situations, the principles and directions of social services, leading nursing activities in these families.

Keywords: family, a difficult life situation, the typology of difficult life situations, social support.

Причин попадания семьи в трудную жизненную ситуацию множество, и самые распространённые – ухудшение социально-экономического и материального положения, нарушение семейных традиций и нравственных устоев. На фоне этих трудностей происходит разрушение психологического микросоциума семьи, изменяются отношения родителей к детям и наоборот, воспитательная функция ослабевает или сходит на нет, микроклимат семьи не позволяет вести нормальную жизнь. Часто члены таких семей оказываются не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений .

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнь человека по следующим причинам: неспособность к самообслуживанию (преклонный возраст, болезнь, инвалидность), потеря близких, работы, жилья, малообеспеченность, конфликты, жестокое обращение, негативные привычки членов семьи (алкоголизм, наркомания, игромания), заключение кого-либо из родственников под стражу .

Потенциал решения проблем во всех семьях разный: некоторым достаточно указать на проблему и помочь выработать пути её решения, другим – в силу скудных интеллектуальных, моральных или финансовых ресурсов – необходимо длительное сопровождение специалистов (психологов, юристов, социальных работников), постоянный контроль за ситуацией в семье.

Рассмотрим типы семей по статусу и специфике социально-психологических проблем родителей и детей :

1. Неполная неблагополучная семья

2. Алкоголизированная (наркоманизированная) семья

3. Малообеспеченная неблагополучная семья

4. Конфликтная семья

5. Неблагополучная семья, имеющая ребёнка с ограниченными возможностями

6. Неблагополучная опекунская семья (семья, имеющая приёмных детей).

Для выявления степени реагирования и необходимости включения специалистов данные семьи распределены по целевым группам (при определении степени трудности в первую очередь учитываются интересы ребёнка/детей данной семьи) :

1. Социальное неблагополучие (определённые экономические, юридические, психолого-педагогические проблемы, не повлекшие нарушение прав ребёнка);

2. Риск (экономические, юридические, психолого-педагогические проблемы, повлекшие нарушение прав ребёнка без угрозы его здоровью и жизни);

3. Социально опасное положение (экономические, юридические, психолого-педагогические или медицинские проблемы, повлекшие за собой нарушение прав ребенка, а также представляющие угрозу его здоровью и жизни).

На первом этапе проводится посещение семей с целью обследования условий проживания, а также воспитания несовершеннолетних, знакомство с семьями, диагностика детско-родительских отношений, консультации специалистов. На втором этапе также осуществляется патронаж семей, проводятся индивидуальные и семейные консультации; выявляются неустранённые проблемы, определяются пути реализации следующих шагов для оптимизации ситуации; при необходимости добавляются ресурсы к достижению цели (обычно это консультатции и помощь конкретных специалистов или должностных лиц). На третьем этапе обязательным остаётся патронатное посещение, консультации специалистов, подключение к решению проблем органов самоуправления, работников культуры, медицины, вовлечение в деятельность членов семьи, при необходимости – изъятие детей из семьи .

Необходимо отметить, что работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, должна включать в себя несколько уровней: консультации социального педагога, материальное обеспечение несовершеннолетних детей и создание им жилищно-бытовых условий для проживания, трудоустройство родителей, посещение семьи специалистами. Отслеживание результатов происходит путём бесед, анкетирования членов семьи, опроса соседей, учителей, общественных лиц, диагностики детско-родительских отношений.

В настоящее время система социальной поддержки имеет главную цель: создание условий, способствующих реализации прав детей разных возрастов на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди приоритетов государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации отметим следующие : обеспечение реального доступа к получению образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах: обеспечение эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам условий для полноценного духовного и физического развития.

Реалии современной жизни требуют развития новых типов и видов образовательных, социозащитных учреждений, обновления функций действующих, появления в их структуре новых служб социально-педагогической направленности. Необходимо расширение потенциальных возможностей образовательных учреждений в разработке и использовании эффективных технологий социально-педагогической профилактики, социально-педагогической реабилитации, адаптации, консультирования детей, использования ресурсов социальных партнёров.

Считаем нужным отметить, что система социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, складывается как межведомственная (предполагает взаимодействие учреждений образования, культуры, социальной защиты, медицины), и трудностью в работе становится ее обусловленность региональной (муниципальной) спецификой, когда учитываются демографические, социальные, исторические, экономические и другие особенности.

Также определённой трудностью в данном направлении работы мы видим возникновение новых форм отклоняющегося поведения членов семьи, таких как игромания, компьютерная зависимость. Трудность заключается сравнительной «молодости» этих явлений, отсутствию наработанных и эффективных форм и методов работы в данном направлении. А между тем, компьютеро- и игромания всё чаще и чаще становятся причинами серьёзных нарушений в здоровой жизни семьи; известны случаи трагических последствий этими современными увлечениями.

Выделим ряд основных направлений по обеспечению социальной поддержки семьям :

    пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

    изучение, диагностирование, конструктивное разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

    выявление запросов, потребностей детей с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

    индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;

    индивидуальное сопровождение ребенка;

    организация досуговой деятельности несовершеннолетних;

    организация реабилитационных учреждений для дезадаптированных детей;

    проведение летних профильных смен;

    организация летнего оздоровительного отдыха детей из необеспеченных, многодетных, асоциальных семей;

    организация работы с одаренными детьми;

    поощрение и поддержка социального партнёрства, введение в штат образовательных организаций дополнительных единиц для психологов и социальных педагогов: любую проблему, создавшуюся в обществе, невозможно решить без объективного понимания всей ситуации в совокупности её составляющих. Эффективная работа возможна только тогда, когда чётко выстроена сама система.

Необходимо создание определённого «банка данных» семей (особенно в которых есть дети) во всех муниципалитетах для возможности оперативного реагирования, а для этого, в свою очередь, нужна система скоординированных действий социальных партнёров по осуществлению целого комплекса мероприятий для успешного преодоления семьёй трудной жизненной ситуации.

Список литературы:

    Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.

    Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей//Социальное обслуживание. – 2004. – № 3. – С. 50-85.

    Власова Н., Снурникова Н., Хольмберг Б. Мобилизация социального окружения детей и семей в кризисной ситуации. – М. : Стокгольмский Университет, ГУ СРЦ «Отрадное», 2005.

    Канкин В.Г. Неблагополучная семья в социальном контексте современной России: Дис. ... канд. социол. наук. Краснодар. 2005. 137 с.

    Крылова Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. – М., 2010. 47 с.

    Методы и технологии работы с семьей: практики разрешения семейных проблем / под науч. ред. Е. В. Куфтяк. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010.

    Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально- педагогическая поддержка детей группы риска. – М. : Академия, 2004.

    Российский статистический ежегодник //http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078, дата обращения 21.02.2016.

    Склюева Т.А. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении / Под ред. Н.П. Федоровой, Н.М. Малаховой. - Тюмень: ГУСО «Областной центр социальной помощи семье и детям», 2004.

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературе. Дается следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую человек не может преодолеть самостоятельно.

Сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и бездомные дети; дети-инвалиды; дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;дети, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным (отклоняющимся от нормального) поведением; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Как правило, причина кроется в нежелании (реже невозможности) взрослых людей, находящихся рядом с ребенком (семья, родственники, учителя и др.), услышать, понять и помочь ребенку в решении сложных жизненных ситуаций. Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений, поэтому необходимо организовать и вести систематическую работу по преодолению данных ситуаций.
Необходимо применять коррекционно-развивающую программу по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Цель моей деятельности как социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.

Задачи я ставлю перед собой следующие:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:

    Взаимопонимание,

    Конфиденциальность,

    Доверие,

    Единство действий,

    Гуманность,

    Разумная требовательность,

    Вариативность.

Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.

В своей работе я придерживаюсь следующего функционального алгоритма:

1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.

В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Создание банка данных осуществляется совместно с классными руководителями, психологом и администрацией школы и инспекторами ОДН РОВД.

Банк данных составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.

С помощью диагностических методик происходит

    выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,

    определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,

    положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях.

    изучение интересов, способностей и склонностей ученика,

    изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,

    выявление уровня социального благополучия ребенка,

    выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе

Мой диагностический инструментарий как социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.

Правильное и полное изучение личности ребенка, его окружения, семьи помогает правильно и полно выполнить третью функцию алгоритма.

3. Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания. По результатам диагностики мы определяем суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбираем психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.

Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении, они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психологи, классные руководители, педагоги школы.

На каждого несовершеннолетнего, подростка, находящихся в социально опасном положении или семью составляется карта индивидуального сопровождения. В ней ведется учет сведений о проведенной работе.

4. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних . Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей.

Ведущими методами, которые включены в этот план являются: социальный патронат, беседы, консультирование, и т.д.

В рамках индивидуальной профилактической работы происходит планирование деятельности по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних, поэтому необходимо:

    распределение (сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон;

    определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей;

    способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;

    предупреждение отклонения в поведении обучающегося

    содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;

    продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;

    осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики;

    продумывание вовлечения обучающихся в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней,

    необходимо предусмотреть изменения характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

    способствование изменению условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы), привлекая для этой цели службы и ведомства системы профилактики.

Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.

Все проблемы детей возникают в семье. Вовремя выявить проблему и попытаться решить её – основная задача работы классного руководителя, социального педагога, школы в целом.

ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ
Ф.И.О. ученика г.рождения,
зарегистрированной по адресу:______________________________
проживающей по адресу:_________________________________________
Причина постановки на учет:
Дата постановки на учет:
Состав семьи:

1.
Посещение семьи, составление актов обследования санитарно-гигиенического и материального состояния.
2 раза в год
Соцпедагог
Кл.руководитель

2
Наблюдения за социально-психологическим климатом в семье, выявление проблем семейного воспитания. Оказание своевременной психолого-педагогической помощи в решении возникших проблем.
Отслеживание санитарного состояния семьи, жилья.
Систематически.
Соцпедагог
Кл.руководитель

3
Индивидуальные беседы с родителями с целью формирования у них ответственности за воспитание ребёнка и формирования основ здорового образа жизни семьи:
-Поощрение и наказание в семье;
-Здоровое питание-основа здоровья ребенка;
- Права и обязанности родителей;
-Личный пример и авторитет родителей;
- Материально-бытовые условия как фактор гармоничного развития ребенка;
-Как организовать совместный досуг в семье;
-Вредные привычки родителей;
-Что мешает семейной гармонии;

1 раз в месяц
Соцпедагог
Кл.руководитель
Психолог

5.
Приглашение родителей в школу с целью знакомства с успеваемостью дочерей
по необходимости
Кл. руководитель,
воспитатель

6.
Организация встреч родителей со специалистами школы с целью психолого-педагогического консультирования.
по необходимости
Кл. руководитель,
Педагог психолог,
Социальный педагог

7.
Приглашение родителей на классные мероприятия, общешкольные праздники, выставки, собрания с целью включения их в образовательный процесс.
по плану работы школы,
классного рук.
Кл. руководитель,

8
Осуществление контроля:
- за обеспечением ребёнка школьными принадлежностями, одеждой;
- пропусками школьных занятий без уважительной причины;
-за здоровьем ребенка;
систематически
Кл. руководитель,
Социальный педагог

9.
Поддерживать связь с ОКДН при администрации Нижнеивкинского г/поселения, с КДН и ЗП Куменского района, с Центром социальной помощи семье и детям Куменского района, с администрацией Кучелаповского с/поселения с целью своевременного оповещения о выявленных недостатках в семье
систематически
Социальный педагог

Социальный педагог
Педагог-психолог
Классный руководитель
Директор школы


Приложенные файлы

Отчет о работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (образец).

Предоставить:

Программу индивидуального сопровождения.

Диагностику.

2 акта обследования семьи (начало и конец года).

Характеристику.

Участие в классных часах, проектах, спортивных мероприятиях.

Социальную карту работы с семьей.

Социальную карту работы с обучающимся.

Лист проблем.

Карту интересов.

Характеристика на ученика 3-го класса

МОУ Бурмакинской средней общеобразовательной школы №2 Некрасовского муниципального округа ________________________.

Родился _______________ года. По национальности русский. Проживает по адресу:_______________________________ В МОУ Бурмакинской средней общеобразовательной школе №2 обучается с 1 сентября 201_ г. До школы посещал детский комбинат.

За время обучения проявил себя с положительной стороны. Второй класс закончил с тройками по основным предметам (математика, русский язык, окружающий мир). Мальчик требует к себе большого внимания, задает много вопросов. На учебных занятиях активен, но часто отвлекается. Самостоятельно работать умеет, но нуждается в поддержке. Проявил интерес к таким предметам как математика, литературное чтение, окружающий мир. Все поручения учителя выполняет, часто сам предлагает свою помощь. Участвует в школьных конкурсах.

Мальчик очень подвижный, общительный, у него много друзей. Часто у Максима возникают конфликты с одноклассниками, но они всегда мирно разрешаются, т.к. он, если виноват, умеет просить прощение. Реакция на замечания и похвалу адекватная.

С первого класса посещает 10 кружков, предусмотренных по ФГОС. К взрослым относится уважительно. Физически развит. Физкультурная группа II основная.

Все необходимое для учебы у Максима имеется. Без уважительных причин школу не пропускает. Живет у бабушки. Мама периодически посещает школу и интересуется успехами сына.

Классный руководитель: Лещёва С.Н

Программа индивидуального сопровождения

обучающегося 3 класса _________________________________

_____________________________________________

решением методического объединения классных руководителей был поставлен на внутришкольный контроль в связи с невыполнением мамы ___________________ своих родительских обязанностей.

Время проведения

Создание благоприятных условий для развития личности.

Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках по предметам.

Работа с классным журналом и дневником.

Привлечение к участию в школьных и районных конкурсах.

Вовлечение в спортивные дела класса и школы.

Контроль над посещением занятий, кружков.

Контроль за ведением личного портфолио.

В течение всего года.

Укрепление положения в классном коллективе, помощь в выполнении общественных поручений.

Формирование нравственных качеств характера: товарищество, законы дружбы, доброжелательность, вежливость, культуру поведения.

Тест «Хороший ли я друг».

Ежемесячно.

Контроль за дежурством по классу.

Выставление оценок по поведению.

Еженедельно.

Диагностика:

«Опросник мотивации»

Методика «Оцени себя»

Анкета «Оцени поступок»

Методика «Кто я»

Задание «Дорога к дому».

Сентябрь

Привлечение к участию в классных часах и праздниках:

«Праздник Осени»

Праздник «День Матери»

«Новогодняя елка»

«А, ну-ка, мальчики!»

«А, ну-ка, девочки!»

КВН «Знатоки природы»

Праздник «Прощание с 3 классом!»

Посещение семьи. Изучение взаимоотношений в семье.

Осенние каникулы.

Изучение интересов и способностей. Тест.

Изучение организации свободного времени.

Распределение поручений.

Составление плана воспитательной работы с учащимися.

Вовлечение в кружковую деятельность. Кружки:

1 Мастерская Самоделкина.

2 Зеленая планета.

3 Клуб Почемучек.

4 Юные музееведы.

5 Юные инспектора дорожного движения.

6 Здоровый образ жизни.

7 Школьный театр.

8 Подвижные игры и массовый спорт.

9 Я - гражданин России.

10 Дорогою добра (проектная деятельность).

Сентябрь

Изучение читательских интересов. Посещение библиотеки.

Заполнение индивидуальных листов достижений по предметам, по кружкам.

Агитация в летний пришкольный лагерь.

Написание характеристики на ученика.

Апрель - май

Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания

дата обследования: _____________________ г.

Ф.И.О. должность специалиста (специалистов), проводивших обследование:

________________________________________________________________________________

Проводилось обследование условий проживания несовершеннолетнего:

Ф.И.О, дата рождения, ученика класса ____ МОК Бурмакинской СОШ №2 ___ "

1. Сведения о родителях (опекунах)

Мать: Ф.И.О. дата рождения, место работы

Отец: Ф.И.О. дата рождения, место работы

2. Сведения о несовершеннолетних

2.1 Состояние здоровья: физическое развитие детей соответствует возрасту, внешних признаков наличия заболевания не выявлено (выявлено). Признаки физического или психического насилия над детьми отсутствуют (присутствуют).

2.2 Внешний вид: дети чистые, ухоженные, имеют необходимую одежду и обувь для дома, посещения образовательного учреждения, прогулок. Все вещи в хорошем состоянии, соответствуют возрасту детей, имеется верхняя одежда по сезону и времени года.

2.3 Социальная адаптация: во время посещения дети (ребенок) спокойны, доброжелательны, заинтересованы (безразличны) визитом постороннего человека. Во время беседы идут на контакт (стесняются), ответы на вопросы полные (односложные). Отношения с другими членами семьи хорошие, доброжелательные (напряженные, конфликтные). Характер отношений построен на доверии, доброте (обидах, замкнутости). Помогаю или нет в домашних делах, отношение к поручениям родителей ответственное, проявляют инициативу (выполнение обязанностей формальное, без инициативны).

2.4 Воспитание и образование: успеваемость хорошая (если низкая, чем объясняется: пед.запущенностью, отсутствием условий, недостатком развития познавательных процессов или других нарушений). Какие имеются трудности, что предпринимается для исправления и коррекции. Отношение к трудностям других членов семьи.

3. Жилищно-бытовые условия:

3.1 Семья проживает в ____ квартире улучшенной планировки (хрущевка, "гостинка"), приватизирована или нет, общая площадь ____ кв.м

3.2 Дом, в котором проживают несовершеннолетние в хорошем состоянии, подъезд чистый, отремонтированный (ремонт проводился давно, в подъезде не убирают).

3.3 В квартире чисто, уютно, отсутствуют неприятные запахи (грязно, не убрано, накурено, запах алкоголя, ацетона или др.) Имеется у детей (ребенка) отдельная комната, место для учебы и отдыха, школьно-письменные принадлежности (мягкая мебель, уголок школьника, ремонт в квартире и в комнате детей, шкаф для хранения одежды).

4. Приблизительный доход семьи, требуется ли оказание материальной помощи, в каком виде.

1. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные (неудовлетворительные)

2. кем осуществляется уход и надзор над детьми, выполнение родительских обязанностей осуществляется в полном объеме (частично, не выполняются родительские обязанности)

3. Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения (конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, стили родительского воспитания, контроль за выполнением дом.заданий, информированность родителей об успехах ребенка в школе, внеурочной занятости ребенка, семейных праздниках, традициях).

1. Обеспечить уход за детьми

2. Уборка квартиры, комнаты ребенка

3. Помощь в подготовке дом.заданий

4. Оформление материальной помощи (по необходимости)

Диагностика ученика 3 класа ______________________.

Дата

Проводимая диагностика

Результат

«Опросник мотивации»

Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач.

Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личным интересом)

3 - стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений («Олег друг, приятель, друзья должны помогать» и наоборот)

Методика «Оцени себя»

Уровень самооценки совпадение с адекватной оценкой учителя.

Анкета «Оцени поступок»

Сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4.

Рефлексивная самооценка учебной деятельности.

Самооценка завышенная.

Методика «Кто я»

Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

Задание «Дорога к дому».

Низкий уровень - узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

Задания на выявление уровня моральной децентрации (Пиаже)

Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации

Методика «Кто прав?» (Цукерман)

Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия)

Не сразу приступает к решению задачи, не всегда самостоятельно записывает краткую запись. В последовательности решения допускает ошибки, которые исправляет при поддержке учителя.

Лист проблем

учени____ «____» класса _________________________

1. С каким настроением ты обычно идёшь в школу?

С хорошим

Радостным

2. Нравится ли тебе учиться в школе?

Не очень

3. Устаёшь ли ты в школе?

4. Помогают ли тебе родители готовить уроки?

5. Какие предметы тебе нравятся? Отметь их.

Математика

Русский язык

Иностранный язык

Физкультура

Трудовое обучение

Окружающий мир

6. Есть ли у тебя друзья в классе?

7. Дружный ли у вас класс?

Не очень

8. Помогите мне:

Найти друзей

В подготовке домашних заданий

Стать внимательным

Я плохо запоминаю

Я очень стеснительный

Я всего боюсь

Я очень переживаю за________________________

Помогите мне _______________________________

Карта интересов ребёнка.

Лист ответов.

Дата__________. Фамилия, имя_________________

Обработка результатов.

Направленность интересов младшего школьника.

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

1. математика и техника;

2. гуманитарная сфера;

3 художественная деятельность;

4 физкультура и спорт;

5 коммуникативные интересы;

6 природа и естествознание;

7 домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Лист вопросов.

1. Нравится ли решать логические задачи и задачи на сообразительность.

3. Нравится ли петь, музицировать.

4. Нравится ли заниматься физкультурой.

5. Нравится ли вместе с другими детьми играть в различные коллективные игры.

7. Нравится ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8. Нравится ли играть с техническим конструктором.

9. Нравится ли изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

10. Нравится ли самостоятельно рисовать.

11. Нравится ли играть в спортивные, подвижные игры.

12. Нравится ли руководить играми.

13. Нравится ли ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными.

14. Нравится ли ходить в магазин за продуктами.

16. Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17. Нравится ли самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18 Нравится ли соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19. Нравится ли разговаривать с новыми незнакомыми людьми.

20. Нравится ли ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им, лечить их.

21. Нравится ли убирать за собой книги, тетради, игрушки.

22. Нравится ли конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей.

23. Нравится ли знакомится с историей (посещать исторические музеи).

24. Нравится ли самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

26 Нравится ли объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать своё мнение).

27. Нравится ли ухаживать за домашними растениями.

28. Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.д.).

30. Нравится ли знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31. Нравится ли участвовать в постановке спектаклей.

32. Нравится ли заниматься спортом в секциях и кружках.

33. Нравится ли помогать другим людям.

34. Нравится ли работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35. Нравится ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Обработка результатов.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Сведения об участии в проектной деятельности

Класс

Дата участия

Название работы

Уровень

Памятка «Правила поведения в школе».

Классный

Книга «Осенние загадки».

Классный

Русское народное творчество «Глиняная игрушка».

Школьный

Плакат «Опасная сигарета».

Классный

Подарок маме.

Школьный

Лепим из снега «Зимняя сказка».

Школьный

Подарок ветерану.

Школьный

«Мой домашний любимец».

Классный

Сведения об участии в областных, районных, школьных и классных

мероприятиях.

Класс

Дата участия

Название мероприятия, праздника

Уровень

Экскурсия «Красота родного края».

Классный

«Где и как переходить улицу».

Классный

Концерт к Дню Учителя.

Школьный

Праздник Осени.

Школьный

«Семенов день».

Классный

День матери.

Школьный

«О вреде курения».

Классный

Новый год

Школьный

Игра «Путешествие на остров сокровищ».

Классный

Праздник «Я - будущий солдат».

Классный

КВН «Любимые сказки».

Классный

«А ну-ка, девочки».

Классный

Праздник Азбуки.

Классный

День птиц.

Школьный

Праздник книги.

Школьный

День Победы.

Школьный

Праздник «Вот и стали мы на год взрослей».

Школьный

Сведения об участии в спортивных мероприятиях.

Название конкурса.

Призёр. Участник.

Уровень ОУ:

1. Конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия».

2. Конкурс поделок «Зимняя сказка» (номинация «Художественная обработка древесины»).

3. Конкурс рисунков «Мы - вместе!»

Участник

Муниципальные конкурсы:

1. Конкурс детской самодельной игрушки «Игрушечные мастера» (номинация «Мягкая игрушка»).

Конкурс детской самодельной игрушки «Игрушечные мастера» (номинация «Традиционная игрушка»).

Участник

Региональные конкурсы:

1. . Областная выставка технического и прикладного творчества. Номинация «Художественная обработка древесины».

Участник

Всероссийские конкурсы:

Общее количество конкурсов: 5

Общее количество баллов: 145

Карта индивидуальной работы с учащимся, состоящим на учете

Учащийся (Ф.И.)___________________________________________________________ Класс_____________

Дата начала заполнения карты________________________________________________

Классный руководитель______________________________________________________

Работа с учащимся.

Результат

Работа с родителями.

Классный руководитель:_________ Лещёва С.Н