Почему мы празднуем не только Новый год, но и Старый Новый Год? Простор.net - центр христианских ресурсов Празднование Старого Нового Года


История и традиции празднования Нового года в разных странах всегда была и остается одной из интересных тем для обсуждения, особенно это актуально в пору предстоящих новогодних праздников, которые мы все с нетерпением ожидаем, как какого-то Чуда. Сколько стран, столько и традиций празднования этого замечательного новогоднего торжества. Истоки этих традиций относятся к далекому прошлому.Но хотелось бы остановиться на истории празднования нового года на Руси. Ведь знать свои народные традиции это не менее важно, чем знать традиции других зарубежный стран.

Вкратце можно разделить историю празднования нового года на Руси на четыре исторические вехи:

Дохристианский новый год;

Прежде всего нужно отметить, что все изменения связанные с празднованием нового года связаны с важными историческими событиями, но при этом древние обычаи сохранились до наших дней.

Остановимся на каждом из этапов немного подробнее.Дохристианский новый год относится к глубокой древности. Ему были присущи различные богослужебные обряды, торжественные приношения и забавы. Почти все христианские праздники возникли на месте старых языческих обрядов. Так по одной из версий, день рождение солнца, по старому стилю он праздновался 24 декабря, перешел в канун Рождества Христова. Святки или Святые вечера также изначально имеют дохристианское происхождение. К святочному периоду готовили новогоднее обрядовое печенье, с характерными названиями: «коровки», «каракульки», «крендельки» и другими шуточными названиями. Но обрядовый новогодний ужин у древних славян – это отдельная интересная тема, которую мы сейчас затрагивать не будем. Несомненно, нужно отметить, что в этот период зародился обряд колядования, который сохранился и по наши дни. Детвора, в то время ходила по домам, поздравлять хозяев с новым годом. Войдя в дом, мальчишки кланялись хозяину и посыпая зерном пол, приговаривали: на счастье, на здоровье, на новое лето. Взамен их угощали различными сладостями с особым радушием, так как по поверию стариков они приносили в дом богатство и счастье.

Как известно, становление христианства на Руси произошло в X веке, проще говоря, ознаменовало Крещение Руси. Вместе с христианством был принят Юлианский календарь, применявшийся в Византии. Новое летоисчисление, стали вести со дня сотворения мира, и новый год его начинался первого марта.

У земледельческих народов, празднование нового года было связано с началом полевых работ. Нужно отметить, что в Средней и Северной России март никогда не был началом весенних полевых работ, связанных с посевом и уходом за ним. Такое несоответствие мартовского нового года трудовым процессам формировало в русской народности чуждое средиземноморское явление. Возможно поэтому, этот период характеризуется полным отсутствием каких-либо обрядов, связанных с мартовским новым годом.

Поговорим о переносе нового года на 1 сентябряПо одним сведениям в конце XV века, а по другим в середине XIV православная церковь, в соответствии с определениями Никейского собора, осуществила перевод начала года на 1-ое сентября. Расхождение во мнениях, связано с тем, что в XIV веке еще не было единого государственного образования как такого, и проследить повсеместный переход к празднованию нового года с 1 сентября не представляется возможным. К концу XV века завершилось создание централизованного государства, и перевод на осеннее время года стал прослеживаться более отчетливо, подтверждение чему можно найти в письменных источниках. Такое летоисчисление продолжало оставаться до реформы Петра I, который своим указом от 15 и 19 XII 1699 года ввел летоисчисление от Рождества Христова, а начало года с 1 января. Здесь важно отметить, что православная церковь по сей день отмечает 1-ое сентября как начало нового года. Поэтому существует двойная система отсчета года: церковная и официальная.

Это событие связано с подписанием декрета СНК РСФСР от 24 января 1918 после Великой Октябрьской Социалистической революции, провозгласивший введение Григорианского календаря. Он был общепринят в европейских государствах, с поправкой на 13 суток. С этого времени в России Новый год считается одним из самых веселых, долгожданных и радостных праздников.А вот обычай наряжать новогоднюю и рождественскую ёлки пришел к нам из Германии еще во времена Петра I. Ёлка доставляет всем, а особенно детям, особенное радостное препровождение времени, разноцветные игрушки и гирлянды не могут оставить равнодушным никого. И как приятно обнаружить ранним утром подарок под новогодней Ёлкой. Все это празднество просто зачаровывает и создает чудесную атмосферу волшебства!

Все обо всем. Том 3 Ликум Аркадий

Почему мы празднуем Новый год?

Встреча Нового года - один из самых старинных на свете обычаев. Когда это началось? Некоторые считают, что первыми отмечать этот праздник начали китайцы, другие приписывают это древним германцам, а третьи полагают, что это были римляне. Мы знаем, что китайцы всегда устраивают по случаю Нового года, который у них наступает позже, чему нас, большие торжества, которые продолжаются в течение нескольких дней.

Древние германцы установили празднование Нового года по причине смены времен года. Зима у германцев начиналась примерно в середине ноября. В это время они собирали урожай. Поскольку в это время все собирались вместе и поскольку после сбора урожая они могли отдохнуть от работы, то они и устраивали по этому поводу веселый праздник. Хоть это и был всего лишь ноябрь, они считали его началом нового года!

Когда римляне завоевали Европу, они перенесли время праздника на первое января. Для них наступление Нового года было символом начала новой жизни и надежды на будущее. Обычай праздновать Новый год и значение этого праздника остались неизменными до наших дней. Мы радостно встречаем Новый год и надеемся на то, что он принесет с собой хорошую новую жизнь!

Я поздравляю вас с Праздником Нового Года! Но только не подумайте, что я поздравляю с новым календарным годом! Нет! Христиане должны быть далеки от сказочной глупости мира, который в каждом последующем календарном году ищет «потерянный рай»! К сожалению, такие поиски похожи на ежегодное пробуждение обессиленного путника, который напрягает последние силы, чтобы устремляться в сторону призрачных силуэтов близко-далекого миража в безжизненной пустыне!

Сегодня мы празднуем Знаменательное Событие, Которое направляет нас не вперед, а назад! Когда мы смотрим на последний листок уходящего года или видим на календаре 1 января, то должны возвратиться по раскрученной Спирали Спасения на несколько тысячелетий назад. Давайте прочитаем, что говорит об этом наша Библия. Прочитаем Лук. 2:4-7: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.» И еще Лук. 2: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.»

Первый прочитанный нами Библейский текст является свидетельством о Рождестве Иисуса Христа; второй – Его Именинами. К сожалению, в нашей культуре нет разделения между понятиями «днем рождения» и «именинами». Но в древнем мире только что физически рожденный ребенок мог «родиться» и стать частью народа после определенного обряда. Например, в Израиле, как это было в случае с Младенцем Иисусом, нужно было восьмидневного мальчика обязательно обрезать. Только в этом случае он мог получить свое имя. А оно должно было напоминать о Завете Господа Бога с Авраамом и его потомками. Об этом написано в Быт. 17:4-13: «Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.»

В связи с создававшейся веками христианской традиции, мы привыкли больше внимания обращать на событие Рождества Христова, нежели на факт Его обрезания. А ведь, нужно обязательно учитывать важность легализации Рождества Господа Иисуса Христа, чтобы в полной мере праздновать Новый Год. Мы читаем в Гал. 4:4-5: «… когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.» Прочитанный нами Библейский текст подчеркивает три важных действия, чтобы «официально» произошло Рождение Спасителя и началась раскручиваться временная Спираль Спасения:

Триединый Бог в Лицах Бога, Слова и Духа, отправляет через Боговоплощение Своего Представителя, «Сына» жить на земле,
- Поселение Бога Слова-Сына в человеческом обществе произошло через непорочное зачатие и физическое рождение от девы Марии,
- Рожденный Богочеловек Слово-Сын подчинился требованию Закона; был обрезан по еврейскому обычаю и получил Свое Имя-Предназначение «Иешуа» (или «Иисус»), которое означает: «Спаситель».

Оказывается, мы должны наше физическое летоисчисление раскручивающейся временной Спирали Спасения не от Рождества Христа, а от Его Именин! Ведь, слово «именины» происходит от сокращенного выражения «имя данное ныне». Поэтому, когда Младенца обрезали, и дали Ему имя «Иисус», с того памятного часа начался отсчет Времени Спасения! Стало исполняться сказанное ангелом Иосифу, мужу Марии: «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.»

Если мы отмечаем Праздник Нового Года, то нужно праздновать Праздник Спасения, как написано: «ныне день Спасения». А для этого нужно войти в этот «день Спасения и покоя». В Евр. 4:10-11 мы читаем: «Посему для народа Божия еще остается субботство (то есть «Спасение»). Ибо, кто вошел в покой Его (то есть в «день Спасения»), тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный (то есть «день Спасения»), чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.»

Как же мы можем войти в Божий Покой Нового Года и пользоваться даруемым временем Спирали Спасения «ныне»? Есть для этого только одно условие. Мы читаем о нем в Евр. 4:3: «А входим в покой мы уверовавшие…» Другими словами, без веры Богу угодить невозможно, и стать новым творением. Ведь, «кто во Христе, тот новое творение; древнее прошло, а теперь – все новое»! Поэтому вне Христа и Его благодати мы не можем, по настоящему, войти в «новое», в том числе в новый календарный год, чтобы не превратить сразу же «новое» в «старое»! Вне Христа нас ждут только очередные разочарования нашей личной спирали тщетных ожиданий. И все будет происходить так же «все по старому», если не хуже, как это было в прошлом и позапрошлом годах,… или, например, десять лет назад!

Верующий во Христа не должен искать чего-то «новенького» в начале каждого нового календарного года. Он уже пребывает на границах действия «нового» с момента рождения от Бога. Поэтому христианин исповедует не новизну чего-то «новенького», а обновление имеющегося во Христе. Например, нам нужно радоваться, что милость Божья обновляется каждое утро. Также мы можем обновлять свои взаимоотношения с Богом проходя путь исповедания и очищения от всего греховного и плотского. Например, можно использовать благовестие самому себе, состоящее из четырех важных исповеданий на уровне нашего духа:

Насколько Бог свят по Своей Божественной природе, на столько я грешен по своей человеческой греховной природе;
- Даже один грех в мыслях уже разделяет меня с Богом, хотя я Его дитя;
- Иисус Христос готов соединить меня с Отцом, какой не была пропасть межу мной и Им, при условии честного признания в том, что я подумал, сказал или сделал;
- Я принимаю дар благодати во Христе, мое восстановление, чтобы этот дар раздавать другим и прощать их, как Бог во Христе простил меня.

Так же очень полезно для «обновления нового» заниматься очищением своего душевного мира, начиная с чистки своей близлежащей памяти. Для этого упокоившись, нужно закрыть глаза и смотреть своей душой, какие звуковые образы и картинки всплывают из нашего сознания. Если что-то из «увиденного» или «услышанного» не соответствует стандартам Слова Божьего или не славит Его святое Имя, то тогда следует зафиксировать «нежеланных гостей» в нашей памяти, отделить и в молитве освобождения отправить мысленно, в Духе верою, всю обнаруженную нечисть на Крест. Потом мы попросим Спасителя Иисуса Христа, чтобы Он омыл рану в нашем сознании от причиненного нам зла. Примем верою поток очищающей Крови Христа. Затем обратимся к Святому Духу, чтобы Он помазал Своим исцеляющим елеем очищенную Кровью Христа рану. Примем верой исцеление со стороны Святого Духа, и в нашем сознании не останется никакого следа от прошлой нечистоты!

Если мы уже заговорили об «обновлении нового», то тогда нужно сказать несколько слов о молитве обновления, связанного с нашим телом, а не только с душой. Например, когда мы пробудились утром, очень полезно «вспомнить» и поблагодарить мужчине, что Бог создал его мужчиной, а женщина должна выразить свое признание Богу, как Творцу, что она сотворена женщиной. Такое исповедание настраивает мужчину быть «настоящим мужчиной», а женщину занять место «настоящей женщины». Далее, полезно поблагодарить Господа за то, что, по Его милости, наши глаза видят, руки наши могут брать разные вещи и что-то делать, а ноги могут ходить. Так же нужно не забыть поблагодарить за ясность мышления и разнообразие чувств нашего сердечного мира. К перечисленному следует добавлять благодарные слова Богу за другие физиологические процессы, которые происходят в нашем теле.

Мы привели только несколько практических советов, связанных с нашим «обновлением нового», которые мы взяли из Библейского учения. Но их намного больше. Однако и их достаточно, чтобы переживать наше «новое обновление» не только в начале нового календарного года, но и каждый день. Итак, мы призываем не просто подражать мирскому обычаю самообмана, который называется «Встречей Нового Года», а следовать призыву Господа, как написано в Евр. 4:7: «"ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших".» Ведь, с памятного события в Израиле, когда не было хора ангелов и других чудесных событий, Спаситель мира, Совершенный Бог и Совершенный Человек, был обрезан человеческой рукой, которая пророчески указала на Его Распятие на Кресте другими человеческими руками, как подтверждение того, что уже начался «раскручиваться», как заводная пружина, Спираль Нового Года – Времени Всеобщего Божьего Спасения во Христе для всех верующих в Него! Аминь.

Игорь Гриненко

В ночь с 13 на 14 января граждане, в основном, Украины и России отмечают Старый Новый Год - праздник, непонятный для многих иностранцев

Чем Старый Новый Год отличается от традиционного никто толком объяснить не может, однако есть несколько версий: изменение даты начала Нового года на Руси и упрямство Русской Православной церкви, не пожелавшей перейти на Новый стиль.

История Старого Нового Года

В языческие времена Новый год отмечался на Руси 22 марта – в день весеннего равноденствия, и связано это было с земледельческим циклом. С принятием христианства на Руси византийский календарь начал понемногу вытеснять старый, и теперь уже Новый год начинался 1 сентября. Долгое время еще сохранялся разнобой, и в некоторых местах Новый год продолжали отмечать весной. Только в конце 15 века на Руси официально определили начало Нового года – 1 сентября.

По указу Петра I в 1699 г. Новый год был перенесен на 1 января по старому стилю, то есть на 14 января по новому стилю. После революции в 1918 г. большевики «упразднили» еще 13 дней в году, которые составляли разницу между нашим летосчислением и европейским. Так образовались два празднования Нового года - по новому и старому стилю.

Церковь про Старый Новый Год

Обычай встречать Старый Новый Год в ночь с 13 на 14 января связан с тем, что Русская православная церковь продолжает встречать и Новый год, и Рождество Христово по юлианскому календарю, разнящемуся пока с общепринятым григорианским календарем на 13 дней. Но уже с 1 марта 2100 года эта разница составит 14 дней, так как разница между юлианским и григорианским календарями увеличивается на один день каждые 100 лет, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем. С 2101 года Рождество и Старый Новый Год будут отмечаться на день позже.

Для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста, во время Святочных гуляний.

Мнения ученых про Старый Новый Год

Старый Новый год - ненаучная дата, считают астрономы. По их утверждению, строгая механика движения планет заставляет людей вносить изменения в летоисчисление. Юлианский календарь, действовавший в нашей стране до 1918 года, на 13 суток отстает от григорианского, по которому живет Европа. Дело в том, что Земля оборачивается вокруг своей оси не ровно за 24 часа. Дополнительные к этому времени секунды, постепенно набегая, складываются в дни. К началу двадцатого столетия они превратились в 13 суток, которые и составляли разницу между старой юлианской и новой григорианской системами. Новый стиль более точно отвечает законам астрономии.

Празднование Старого Нового Года

Несмотря на то, что этот день не для всех является праздником и даже не является выходным, популярность Старого Нового Года растет. С каждым годом количество желающих праздновать Старый Новый Год увеличивается и составляет уже более 60%. Среди тех, кто собирается отмечать «старый» Новый год – большинство учащихся и студентов, рабочих, предпринимателей, домохозяек и в целом лиц моложе 40 лет, со средним специальным и средним образованием, с относительно высокими доходами.

Традиции на Старый Новый Год

Этот день в старину носил название Васильева дня, и имел решающее значение для всего года. На Васильев день отмечали праздник земледелия , который связывали с будущим урожаем, и совершали обряд обсевания – отсюда название праздника «овсень» или «авсень». Этот обряд отличался в разных регионах страны: например, в Туле дети рассыпали по дому яровую пшеницу, при этом произнося молитву о богатом урожае, а хозяйка потом собирала её и хранила до времени сева. Украинские обряды отличались весельем, плясками и песнями.

И ещё был своеобразный обряд – варение каши . В новогоднюю ночь, в 2 часа, старшая из женщин приносила крупу из амбара, а старший мужчина приносил воду из колодца или реки. Готовили кашу в печи, затем ее доставали и внимательно рассматривали. Если горшок был просто полным, а каша - наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая – такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из горшка, либо горшок трескался – это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, и тогда ожидали беды, а кашу выбрасывали.

Интересен обряд хождения по домам , чтобы угощаться блюдами из свинины. В ночь на Василия гостей непременно надо было накормить пирогами со свининой, варёными или запеченными свиными ногами и вообще любыми блюдами, в которые входит свинина. На стол также обязательно ставили свиную голову. Дело в том, что Василия считали «свинятником» - покровителем свиноводов и продуктов из свинины, и верили, что если в эту ночь на столе будет много свинины, то эти животные будут плодиться в хозяйстве в изобилии, и приносить хозяевам хорошую прибыль.

А вот традиция лепить на Старый Новый год вареники с сюрпризами появилась не так давно – никто точно не помнит, где и когда, однако многие её с удовольствием соблюдают. В некоторых городах их лепят почти в каждом доме – с семьёй и друзьями, а потом устраивают весёлое застолье и едят эти вареники, с нетерпением ожидая, кому и какой попадётся сюрприз. Это шуточное гадание особенно нравится детям; иногда на местных пищевых предприятиях часто выпускают такие вареники – именно под Старый Новый год.

ФОТО Getty Images

Мы возрождаемся. «Времена года можно уподобить как времени суток, так и периодам нашей жизни, - утверждает Владимир Баскаков. - Ведь в природе все циклично». И если весна - это утро и детство, то получается, что зима - это ночь и смерть. Новый год отличается от всех остальных праздничных дней года в первую очередь тем, что это вовсе не «день» - мы начинаем праздновать поздним вечером 31 декабря, а Новый год наступает в полночь. И хотя формально Новый год завершает лишь первый зимний месяц, для многих он знаменует собой середину холодного времени года. И вот в самом центре этой тьмы, холода и покоя возникает яркая точка жара, активности, жизни - праздник, веселье. Мы северная страна, у нас на Новый год холодно, и с танатотерапевтической точки зрения это очень удачно, потому что так обеспечивается максимальный контраст, и тем ярче мы переживаем свою жизненную силу и способность к возрождению».

Мы участвуем в ритуале. Елка, гирлянды, салат оливье, фильм «Ирония судьбы», речь президента, бой курантов, шампанское, подарки… Порядок действий в новогоднюю ночь предсказуем. В этом смысле его можно считать ритуалом. «Латинское слово ritualis означает «знаемую последовательность известных действий, которая гарантированно приводит к знаемому результату», - напоминает Владимир Баскаков. Необходимость заботиться о результате таким образом отпадает, и мы можем со всей полнотой отдаться переживаниям каждого настающего момента. У ритуала есть объединяющая функция - мы все вместе, и знакомые, и незнакомые, выполняем одни и те же действия, и это сплачивает группу, будь то семья, дружеский круг или общество в целом. И, поскольку успех нам «гарантирован» (ведь Новый год обязательно наступит), это на символическом уровне укрепляет нашу уверенность в том, что и другие наши действия приведут к желаемым результатам.

Кстати, рост тревожности, который ощущают некоторые из нас в преддверии новогодних праздников, может быть связан с неустойчивостью ритуала, с непониманием своего места в нем. Тогда, может быть, следует продумать все заранее, написать план? «Не стоит, - не соглашается Владимир Баскаков. - Мы и так все время обдумываем свои поступки и ставим себе сознательные цели… Во время праздника нам незачем опасаться провала: как бы «неправильно» мы ни поступали, все равно за 31 декабря придет 1 января. Так что у нас есть возможность безопасно попробовать другой способ действия и восприятия: открыться происходящему и прислушиваться к своей интуиции, пусть она сама подскажет, что делать».

Мы расстаемся с прошлым. «В наполненный до краев бокал не нальешь еще шампанского, - замечает Владимир Баскаков, - так что если мы хотим получить нечто новое, это значит, что мы должны освободить для него место, расставшись с чем-то». Но расставание не всем дается легко. Сама эта ситуация может вызывать тревогу и даже страх - причем независимо от того, с хорошим или плохим мы расстаемся. «Я иногда предлагаю упражнение, с помощью которого можно понять, как мы переживаем расставание, - рассказывает Владимир Баскаков. - Два человека становятся лицом друг к другу на расстоянии примерно десяти шагов. Потом один из них немного поворачивается боком к другому, как бы собираясь уходить. Он еще не ушел, только обозначил направление, а у «остающегося» это вызывает сильную реакцию, он испытывает печаль. Тогда я спрашиваю: «А вы хотите, чтобы он ушел?» И часто ответ: «нет». Тогда я предлагаю спросить «уходящего», а хочет ли он уходить. Может быть, он сам хочет остаться? После вопроса он останавливается». В этой точке возникает возможность выбора, когда мы можем повлиять на происходящее, можем взаимодействовать - в приведенном примере с другим человеком, но так же и с обстоятельствами - вступать в диалог, высказывать свои пожелания. В Новый год мы вспоминаем прошедшие события, заново оцениваем их, решаем, что нам хочется взять с собой в будущее, а что оставить в прошлом.

А если мы все же теряем что-то, что было нам дорого? «Возможно, в этом случае мы будем грустить. И наша грусть будет свидетельством ценности того, что у нас было». Психотерапевт напоминает историю Франциска Ассизского, который горевал о своем умершем друге и сказал так: «Я безмерно несчастлив, оттого что потерял его, но я безмерно счастлив, что у меня был такой друг». Жизнь состоит из дуальностей: вдох-выдох, день-ночь, радость-грусть. Это и есть жизнь. «Принимая свою грусть, мы открываем себе возможность переживать радость», - подчеркивает Владимир Баскаков.

Мы возвращаемся в детство. Не буквально, конечно, а символически. «Мы всегда покупаем живую елку, - признается Владимир Баскаков. - Даже если ее приходится искать, как в этот раз, мы купили ее в Подмосковье, она пушистая и пахнет настоящей смолой. Мир детства - это мир запахов. В детстве пахнет все, пластилин, карандаши. Запах - это машина времени, он мгновенно возвращает нас в ту обстановку, где мы с ним встретились впервые». А если у кого-то в детстве была искусственная елка? Тогда, возможно, на первый план выступят какие-то другие впечатления. Важно то, что мы оживляем свои детские воспоминания и свежесть тогдашнего мировосприятия. Мы можем даже немного играть в беззаботность и веселье, создавать «театр праздника», где у каждого есть своя роль. «Мы только ставим елку, - продолжает Владимир Баскаков, - а наряжать ее приезжает наша взрослая дочь. Она специально едет ради этого с другого конца города. Это традиция и повод собраться вместе». Исполняя обычаи и поддерживая семейные привычки, которые передаются из поколения в поколение, мы придаем событиям повторяемость, а жизни устойчивость, и становимся участниками вечного цикла обновления.