Праздник в доу встреча зимы. Сценарий праздника «Встреча Зимы» для начальной школы. «добрый дедушка мороз, подними свой красный нос!»

В простом народе почитались они еще как хранители кур, отчего сельская Русь называла этот день еще и куриным праздником. Обязательно жарили курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой, веря, что курочки потом не будут болеть

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Лукоморье»

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности на тему:

«КУЗЬМИНКИ – ВСТРЕЧА ЗИМЫ»

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК

Образовательные области:

«Речевое развитие» (развитие речи);

«Познание» (ознакомление с миром природы»);

«Художественное творчество» (музыка);

для детей старшей группы (дети 5-7 лет)

Воспитатель:

Вождаева Татьяна Владимировна

2016 года

«КУЗЬМИНКИ – ВСТРЕЧА ЗИМЫ»

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК

Задачи:

  • Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.
  • Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Элементы русской избы

Народные шумовые музыкальные инструменты

Народные стилизованные костюмы для детей и тетушки Арины

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин-рукодельниц.

1музыка

ТЕТУШКА АРИНА НАКРЫВАЕТ НА СТОЛ. ГОСТИ – ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ – СИДЯТ В ЗАЛЕ.

ТЕТУШКА АРИНА (ставит угощение на стол – пироги, самовар, чай – после праздника это будет угощение для всех собравшихся у тетушки Арины )

Ох, и вкусные пироги у меня получились! Сегодня у нас посиделки. Ребятишки, да и взрослые, решили осень проводить, а заодно и праздник Кузьмы и Демьяна отпраздновать. Кузьма и Демьян были ремесленники. Люди мастеровые. За свою работу денег не брали. За это их и прозвали бессребрениками. А угощали их за работу всегда кашей.

А вот и гости идут.

2музыка

РУССКАЯ МУЗЫКА – ФОН – ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ ВЫХОДЯТ В ЦЕНТР ЗАЛА.

ДЕТИ:

Доброго денечка, тетушка Арина! Вот решили принять твое приглашение на посиделки!

А что делать: не по домам же сидеть да в окно глядеть.

Правильно, не будем печалиться и туманиться. Будем осень провожать.

ТЕТУШКА АРИНА : Вот и молодцы. Я рада видеть вас у себя в гостях. Ждет нас праздник большой, праздник радостный.

Посмотрите-ка на мой стол: видите, у меня все готово.

ДЕТИ: Да и мы не с пустыми руками – тоже готовились, стихи, да песни учили.

ТЕТУШКА АРИНА

Ото всех дверей, ото всех ворот,

Проходи скорей, торопись народ!

Хороводная игра: “Здравствуй, осень” (Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Внутри круга противоходом движется девочка в осеннем венке)

Здравствуй, Осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла,у тебя мы, Осень, спросим

что в подарок принесла?

(Дети останавливаются. Осень стоит в центре круга.)

Осень (девочка):

Принесла я вам муки!

Дети: (“Пекут пирожки”)

Значит будут пироги!

Осень (девочка):

Принесла вам гречки!

Дети: (“Варят кашу”)

Каша будут в печке!

Осень (девочка):

Принесла вам овощей!

Дети: (Отводят в сторону сначала одну руку,потом другую,

Раскрыв ладони кверху.)

Для салата и для щей!

Осень (девочка):

Принесла и Меду!

Дети : (Поднимают руки вверх и через стороны опускают их вниз.)

Полную колоду!

Дети: Дети идут по кругу вокруг Осени.

Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба принесла.

3музыка

Сразу исполняется хороводная игра «Дударь».

В центре круга водящий – Дударь.

Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)

Старый, старый старичище,

Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)

Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)

Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)

Станешь ты пригожим:

Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)

И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)

Дударь, дударь, что болит?

Нога!

Если Дударь сказал: «Все болит!» все разбегаются, а Дударь ловит играющих.

ТЕТУШКА АРИНА

Но и этим не ограничивалось покровительство Кузьмы и Демьяна. В простом народе почитались они еще как хранители кур, отчего сельская Русь называла этот день еще и куриным праздником. Обязательно жарили курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой, веря, что курочки потом не будут болеть. А еще варили лапшу – это было почетное угощение. Под утро, расправившись с угощением, парни отправлялись воровать соседских кур. К кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно, а если бранились, то только для порядка.

Наших парней я тоже приглашаю повеселиться, сыграть в петушиные бои.

4музыка

Игра «Петушиный бой».

В очерченный круг выходят игроки. Руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из очерченного круга.

Хозяйка приговаривает: Давай, давай, себя испытай!

Слаб ты или силен?

Нам узнать занятно,

Всем потешиться приятно!

А теперь я объявляю конкурс для наших взрослых гостей: «Собери пословицу». Сейчас я проверю, как вы знаете русские пословицы, приметы. На карточках слова из пословиц, каждая пословица разбита на две части. Они перемешаны, вам нужно найти две половинки одной пословицы и соединить их, а затем прочитать всем.

Зашифрованные пословицы:

1. Кур пасти – добро не обрести.

3. Какие труды, такие и плоды.

4. Под лежачий камень вода не течет.

5. На печи заседать – хлеба не видать.

6. Труд человека кормит, а лень портит.

7. Скуден день до вечера, если делать нечего.

ТЕТУШКА АРИНА Ведь именно с Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?

ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ РАССКАЗЫВАЮТ (вязание, шитье, вышивание, прядение, ткачество).

ХОЗЯЙКА

Вот и мы сейчас с вами порукодельничаем. Выходите, кто смелый. Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли.

Ищите! Как найдете, передавайте быстрее по рядам нашим мастерам.

ПЕРЕДАЮТ ПРЯЖУ, КОТОРАЯ НА ЗАДНЕМ РЯДУ В КОРЗИНЕ.

Кто быстрее смотает клубочки, тот и молодец!

ВЫЗЫВАЕТ ДВУХ ДЕВОЧЕК – ИГРА «СМОТАТЬ КЛУБОЧКИ»

5музыка « ДУНЯ – ТОНКОПРЯХА».

ИГРА – ДЕТИ И РОДИТЕЛИ.

6музыка

ТЕТУШКА АРИНА

Ну, а где же удальцы? Умелые кузнецы?

Как куется, так и песня льется,

Как песня льется, так и куется.

Сегодня праздник кузнецов.

Воспоем хвалу кузнечному ремеслу, добрым словом святых Кузьму и Демьяна помянем, как говаривала моя бабушка, они за работу охотно брались, но денег не брали, только ели досыта.

ТЕТУШКА АРИНА

Ну, молодцы – удальцы! Готовы ль вы показать свое мастерство? Тогда пожалуйте ко мне!

МАЛЬЧИКИ ДОЛЖНЫ ЗАБИТЬ ГВОЗДИ В ДЕРЕВЯННЫЕ ПЛАШКИ.

Игра 7музыка

ТЕТУШКА АРИНА

Молодцы! Ну а теперь нужно ножки размять, наши предки любили в игры играть, себя потешить.

Игра 8музыка

(Проводится игра бег в калошах)

ТЕТУШКА АРИНА Ну, вы просто молодцы, а теперь давайте поиграем. (Игра «Заря-зареница»)

Все встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, солнцева сестрица
По небу ходила, лучи обронила,
Лучи золотые, Ленты голубые,
Раз, два не воронь
Беги как огонь!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу, их задача первому занять освободившееся место в кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется. (Можно один раз с родителями )

И как полагается по старинному русскому обычаю, всем гостям подарим оберег, в этот день дарим Кузьму и Демьяна, пусть оберегают ваш дом от бед, невзгод и дом Ваш будет полная чаша.


Сценарий развлечения: «Зимние спортивные соревнования. Как Зима с Весной силушкой мерялись» для старшей группы

Историческая справка:

«В Сретение Весна-красна с Зимушкой встречается» говорили крестьяне. Чтобы оказать помощь весне, крестьяне устраивали обрядовые кулачные бои - зимоборы. В день Сретенья, 15 февраля, мужики для боев наряжались в весеннюю одежду (кафтаны) и в зимнюю - шубы, выходили на улицу и дрались на кулаках. Если побеждали те, кто был одет в шубы, то говорили о долгой зиме. А если победа была за теми, кто в кафтанах, то ликовали, ведь весна преодолела зиму и быть ей солнечной, да ранней.

Цель:

Приобщить детей и взрослых к русской традиционной культуре, познакомить с обрядами, которые существовали на Руси.

Задачи:

Обучающие:
Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения в зимнюю пору, поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
Закреплять знание детьми характерных признаков зимы и весны, тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок, разучить русские народные игры, формировать активную речь.
Развивающие:
С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности.
Воспитывающие:
Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным зимним традициям, играм и развлечениям.
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о традиционном праздновании Сретенья.
Разучивание музыкального репертуара с детьми (русские народные игры, пословицы, заклички, поговорки и т.д.).
Действующие лица: Ведущая, Весна, Зима, две команды детей «Капелька» и «Льдинка» (у детей – соответствующие медальоны).
Оборудование: Все участники развлечения – в русских народных костюмах.
Оформление зала: Зал стилизован под деревенскую улицу: заборы с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные ленточками, птицами; колодец возле дома; пенечки. Центральная стена оформляется цветами, на полу – «зеленая трава».

Ход развлечения:

(Дети входят в музыкальный зал под русскую народную музыку,
встречает их ведущая в народном костюме).

Ведущая: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник, который по народному календарю называется «Сретенье». Крестьянские дети с утра обращались к солнышку и просили его поскорее взойти, и весну принести. Если оно проглядывало через тучки, то дети радостно сообщали всем о состоявшейся встрече зимы с весной.
- Давайте и мы с вами весну, да солнышко позовем, для этого песенку споем!
(Дети поют, приговаривают.)

Народная закличка: «Солнышко-ведрышко…»

Солнышко-ведрышко, выгляни, красное, из-за царь-горы!
Выгляни, солнышко, до вешней поры!
Видело ль ты, ведрышко, красную весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Видело ли, солнышко, старую ягу.
Бабу ли ягу - ведьму зиму?
(Под лирическую музыку в зал входит Весна) .
Весна: Здравствуйте, детушки малые!! Услышала я, как вы меня зовете, да и в гости к вам пришла! А не надоела ли вам зима-зимушка, злющая и сердитая?
Дети: - Надоела!!!
Ведущая: - В народе праздник Сретенье издавна воспринимался, как первая встреча весны, когда «зима с весной встретились», «старая зима с молодой весной борются», - на Руси устраивали игрища -«зимоборы», когда сходились молодцы на борьбу силой помериться, а народ – посмотреть, кто из молодцев без шубы останется, тому кафтан доставать, да, Масленицу встречать.
Сегодня здесь весну встречаем,
И с поклоном приглашаем!
Всех, кто любит веселиться,
И смеяться, и резвиться!

(Раздается завывание ветра, и в зал вбегает Зима).
Зима: Ах, вы, неблагодарные! Сами веселитесь, а меня не позвали! А ведь радовались моему снегу, на санках с горки катались! (Гневается, топает ногой). Но я еще сильна! Испорчу вам праздник! Не пущу тебя, Весна, на землю!
Ведущая: - Не страшны нам, Зима, твои угрозы! Не боимся мы тебя!
Дети: - Не боимся!
Зима: - А я вот сейчас проверю! Заморожу! (дует на детей).
Ведущая: - Ребята, выходите! Давайте погреемся!
(Дети строятся парами вокруг Зимы, ходят по кругу и говорят слова).

«Согревалочка»

(Под русскую народную мелодию).
Идем-идем с тобой вдвоем (идут парами по кругу)
Идем дорогой длинною!
К зайчишкам, мишкам, снегирям (идут парами по кругу),
Идем дорогой зимнею, (друг к другу лицом - выполняют движения по тексту) ,
Мы руками хлоп-хлоп, (хлопают руками) ,
И ногами топ-топ, (топают ногами),
Головою круть-круть, (крутят головой),
Постучали в грудь, в грудь. (греются)
А на улице мороз (обнимают себя руками),
Отморозит деткам нос (трут нос),
Отморозит ушки (греют ушки),
Щечки, словно плюшки (надувают щечки и «протыкают» пальчиками),
Не страшен холод и мороз, (дразнят Зиму),
Когда с тобою вместе мы (грозят пальцем Зиме),
Мы в теплый шарфик спрячем нос (закрывают нос рукой),
И нам поможет песенка! (приплясывают).
Зима: - Не берет их мороз и стужа! И правда, озорники, меня не боятся!
Весна: - Давай, Зима, мы с тобою силушкой померяемся! Устроим состязание!
Зима: - Давай! Только я тебя, все равно, сильнее!
Ведущая: - Ты, давай, Зима, не хвались! Недаром говорят: «Зима весну пугает, да все равно тает!»
Зима: - Ничего, посмотрим, чья возьмет! Я еще покажу себя, как закружу, как заморожу! Все снегом засыплю. Вон и слуги мои, сосульки, висят! Значит мое еще время!
Ведущая: - Давайте договоримся, кто из вас выиграет, в честь того и будем праздничный хоровод водить. Согласны?
Зима, Весна: - Согласны!
(Зима и Весна, совместно, проводят игры-состязания, для этого создаются две команды).

Игра «Сорви сосульку».

(Дети делятся на две команды)
Зима и Весна поднимают веревку, с подвешенными на ней «бумажными сосульками» на высоту 1,5 метра. Команды выстраиваются в две шеренги. Участвуют по два ребенка от каждой команды. Кто быстрее и больше сорвет «сосулек», подвешенных на шнурках (надо подпрыгнуть и снять бумажную сосульку) , тот и выиграл. Побеждает та команда, у которой больше «сосулек».
Зима: - Сейчас, следующая игра! Я себе сейчас лучших помощников выберу!

Игра «Попади снежком в корзину...»

Дети делятся на две команды. Необходимо кинуть «снежок» и попасть в цель (корзину) . Выигрывает та команда, у которой больше попаданий.
Ведущая: - А теперь, ребята, давайте немного отдохнем! Отгадайте загадки, которые вам загадают Зима и Весна!
Весна: Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март).
Зима:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Бело-коса, белолица.
Как махнула рукавом
Все покрылось серебром (Зимние месяцы).
Весна: У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник).
Зима: Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей (Снеговик).
Весна: - Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна).
Зима: Дел у меня немало
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня... (Зима).
Ведущая: - Хоровод-игра «Ручеек» - это старинная игра, которая символизирует таяние снега. Солнышко греет землю, тает снег, всюду бегут журчащие ручейки. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеек. (Под музыку ведущий входит в «ручеек», и берет себе пару. Кто из детей остался один, тот и водит, и далее, игра продолжается).

Хоровод-игра «Ручеек».

Ребенок: читает стихотворение.

Подснежник


Маленький подснежничек
Вышел в первый раз
В новом синем платьице,
Людям напоказ.
А травинка острая
Сверлит уж давно
В прошлогодних листиках
Скважину-окно.
И в саду у старенькой,
Сломанной бадьи,
В лужицах полощатся
Крошки-воробьи.
Опоздал подснежничек
И бежит скорей,
Приподнявши платьице,
На простор полей...

Ведущая: - Ребята послушайте, какие пословицы придумал народ про февраль:
- Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет!
- Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает!

- Февраль - ветродуй, вьюговей, бокогрей и сечень!

Игра «Собери подснежники»

Подснежники распределить (разбросать) по всему музыкальному залу. По сигналу начинается игра, нужно добежать до цветка, взять один подснежник, добежать до корзинки, положить цветок в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет подснежники.
Зима: - Если так дело пойдет, Весна выиграет, позову-ка я свою помощницу – Бабу-Ягу! Что, страшно!
(Ребенку одевают на голову шапочку Бабы-Яги).

Игра: «Баба-Яга».

Водящий - Баба Яга – находится в центре воображаемого круга. Дети ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:
В темном лесу
Избушка стоит задом-наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
У нее глаза большие,
Дыбом волосы стоят.
Ух, и страшная какая,

Наша Бабушка Яга!

На последнем слове, дети входят в круг, и прикасаются к «Бабе Яге». Она старается кого-нибудь поймать. Пойманный ребенок становится «Бабой Ягой». Игра повторяется несколько раз.
Зима: - Ну, что ж победили вы меня, видно и вправду мне пора уходить.
(Зима кланяется Весне в пояс).
Зима:

Совсем скоро придет твое время!
Царствуй Весна на славу!

Ведущая: - Попрощаемся с Зимой, помашем ей рукой!
Ну, а мы заводим веселый весенний хоровод!
(Дети и гости заводят хоровод под русскую народную музыку).
Ведущая: - На Сретенье всегда пекли печенье не простое, а в виде разных домашних животных. Это печенье раскладывали в сараях, чтобы скотина водилась, не болела. В кладовых – чтобы много припасов было; в доме, на окнах, чтобы оно оберегало от сглаза, от болезней, несчастья.
- Вот и мы с вами пойдем чай пить с бубликами! Весну и гостей приглашаем!

Задачи : совершенствовать двигательные способности детей, формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества (силу, быстроту, выносливость); воспитывать целеустремленность; учить отгадывать загадки; доставить детям чувство радости.

Оборудование : ёлка; два мяча; две клюшки; «снежки» (комочки ваты, обтянутые марлей с блёстками).

Действующие лица: Снежная Баба, Зима, Волк (их роли исполняют взрослые).

Ход праздника

Инструктор.

Снег на полях, лёд на реках.

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

Правильно, зимой. Сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник Русской Зимы.

1-й ребёнок.

Здравствуй, гостья Зима! Просим милости к нам.

Песни Севера петь по полям и лесам.

2-й ребёнок.

Есть раздолье у нас, где угодно гуляй.

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

3-й ребёнок.

Нам не стать привыкать, пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит.

4-й ребёнок.

Белые деревья, белые дома!

По дорожкам белым к нам пришла Зима!

Входит Зима, исполняет танец.

Зима . Здравствуйте, дети! В сугробах огромных,

На вьюгах примчалась я к вам быстроходных.

Спешите на праздник успеть в детский сад,

Порадовать дружных, весёлых ребят.

Инструктор.

Спасибо, Зимушка-Зима!

Спасибо, что на праздник к нам пришла!

Ребята так рады встрече с тобой.

5-й ребёнок.

Белым снегом все покрыто: и деревья, и дома.

Свищет ветер легкокрылый! Здравствуй,

Зимушка-Зима.

3има . А теперь, ребятки, отгадайте мою загадку:

Ох и пляшет она ловко.

Не простой нос, а морковка!

Уголечки вместо глаз,

Вместо шляпы - медный таз. Кто это?

Входит Снежная Баба.

Снежная Баба . Здравствуйте, ребята! Пришла я посмотреть, что это вы тут делаете? Все почему-то считают меня неповоротливой. Ну а я теперь посмотрю, какие вы быстрые и ловкие.

Инструктор. Давайте, ребята, покажем нашу ловкость и смелость.

Снежная Баба . Но сначала попробуйте разгадать мои загадки. Здесь вам меня не победить!

Кто, друзья, с большим трудом

Спрятал речку подо льдом?

По утрам в рассветной мгле

Кто рисует на стекле?

Дети. Мороз!

Снежная Баба.

На дворе горой, а в избе водой.

Бел, да не сахар, ног нет, а идёт.

Дети . Снег!

Инструктор. Да, Снежная Баба, наши дети не только быстрые и ловкие, но и умные и сообразительные. А теперь поиграй с нами.

Дети становятся в круг, посередине - Снежная Баба и Зима.

6-й ребёнок.

Нам мороз - не беда, не страшны нам холода.

Ходим в шубах и ушанках и катаемся на санках.

3има. А как?

Дети. А вот так (имитируют катание на санках).

Снежная Баба . А потом?

7-й ребёнок . А потом на лыжи станем и с горы кататься станем.

3има . А как?

Дети. А вот так (имитируют езду на лыжах).

Снежная Баба . А ещё?

8-й ребёнок. А ещё берём коньки и бежим мы на катки.

3има. А как?

Дети. А вот так (имитируют езду на коньках).

Снежная Баба . А потом?

Дети. А потом в снежки играем, очень метко попадаем.

3има . А как?

Дети. А вот так (имитируют игру в снежки, Зима и Снежная Баба увёртываются).

Снежная Баба . Да, теперь мы знаем, что вы не будете зимой скучать.

3има . А теперь пришла пора показать вашу ловкость

Эстафеты.

Дети делятся на две команды.

За одну команду болеет Зима, за другую - Снежная Баба.

1. «Кто быстрее».

Дети по очереди ползут по-медвежьи до ёлки, обратно - бегом.

2. «Зайцы и волк»

Дети (по очереди каждая командаj прыгают па обеих ногах (как зайцы) до ёлки (под ёлкой сидит Волк). Обратно - бегом, а Волк догоняет.

3. «Хоккеисты».

Клюшкой дети по очереди ведут мяч до ворот, стараются попасть мячом в ворота и бегом возвращаются назад. Передают мяч и клюшку следующему члену команды.

Дети бросают по очереди «снежок» на дальность, поднимают его, обратно - бегом.

5. «Чей кружок быстрее соберется?».

Зима и Снежная Баба расходятся в разные концы зала, а дети под музыку бегают по залу. Когда музыка перестаёт звучать, одна команда собирается в кружок вокруг Зимы, другая - вокруг Снежной Бабы. Когда музыка снова звучит - команды меняются местами.

Инструктор . Видите, Зима и Снежная Баба, какие у нас ловкие и быстрые ребята!

Зима . Молодцы!

Снежная Баба . Как же я рада, что познакомилась с вами!

Общий танец.

Дети выходят из зала под музыку.

Зимний праздник в ДОУ. Сценарий

Спортивный праздник для детей старшей группы "Встреча Зимы"

Семеновых Лариса Николаевна, инструктор по физической культуре МАДОУ "Детский сад № 90"г. Стерлитамака Республики Башкортостан

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста "Встреча Зимы". Данный материал будет полезен как инструкторам по физо, так и воспитателям дошкольных учреждений.
Задачи:
- совершенствовать двигательные способности детей,
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать физические качества (силу, быстроту, выносливость);
- воспитывать целеустремленность; учить отгадывать загадки;
- доставить детям чувство радости.
Оборудование: ёлка; два мяча; две клюшки; «снежки» (комочки ваты, обтянутые марлей с блёстками).
Действующие лица: Снежная Баба, Зима, Волк (их ро¬ли исполняют взрослые).
Инструктор.
Снег на полях, лёд на реках.
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
Дети отвечают
Инструктор
Правильно, зимой. Сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник Русской Зимы.
1-й ребёнок.
Здравствуй, гостья Зима!
Просим милости к нам.
Песни Севера петь по полям и лесам.
2-й ребёнок.
Есть раздолье у нас, где угодно гуляй.
Строй мосты по рекам и ковры расстилай.
3-й ребёнок.
Нам не стать привыкать, пусть мороз твой трещит,
Наша русская кровь на морозе горит.
4-й ребёнок.
Белые деревья, белые дома!
По дорожкам белым к нам пришла Зима!
Входит Зима, исполняет танец .
Зима.
Здравствуйте, дети!
В сугробах огромных,
На вьюгах примчалась я к вам быстроходных.
Спешила па праздник успеть в детский сад,
Порадовать дружных, весёлых ребят.
Инструктор.
Спасибо, Зимушка-Зима!
Спасибо, что на праздник к нам пришла!
Ребята так рады встрече с тобой.
5-й ребёнок.
Белым снегом все покрыто: и деревья, и дома.
Свищет ветер легкокрылый!
Здравствуй, Зимушка-Зима.
3 и м а.
А теперь, ребятки, отгадайте мою загадку:
Ох и пляшет она ловко.
Не простой нос, а морковка!
Уголечки вместо глаз,
Вместо шляпы - медный таз. Кто это?
Входит Снежная Баба.
Снежная Баба. Здравствуйте, ребята! Пришла я посмот¬реть, что это вы тут делаете? Все почему-то считают меня неповоротливой. Ну а я теперь посмотрю, какие вы быстрые и ловкие.
Инструктор. Давайте, ребята, покажем нашу ловкость и смелость.
Снежная Баба. Но сначала попробуйте разгадать мои загадки. Здесь вам меня не победить!
Кто, друзья, с большим трудом
Спрятал речку подо льдом?
По утрам в рассветной мгле
Кто рисует на стекле?
Дети. Мороз!
Снежная Баба.
На дворе горой, а в избе водой.
Бел, да не сахар, ног нет, а идёт.
Дети. Снег!
Инструктор . Да, Снежная Баба, наши дети не только бы¬стрые и ловкие, но и умные и сообразительные. А теперь поиграй с нами.
Дети становятся в круг, посередине - Снежная Баба и Зима.
6-й ребёнок.
Нам мороз - не беда, не страшны нам холода.
Ходим в шубах и ушанках и катаемся на санках.
3 и м а . А как?
Д е т и. А вот так (имитируют катание на санках) .
Снежная Баба . А потом?
7-й ребёнок. А потом на лыжи станем и с горы кататься станем.
3 и м а. А как?
Д е т и. А вот так (имитируют езду на лыжах) .
Снежная Баба . А ещё?
8-й ребёнок. А ещё берём коньки и бежим мы на катки.
3 и м а. А как?
Дети. А вот так (имитируют езду на коньках).
Снежная Баба. А потом?
Дети. А потом в снежки играем, очень метко попадаем.
3 и м а. А как?
Дети. А вот так (имитируют игру в снежки, Зима и Снежная Баба увёртываются) .
Снежная Баба . Да, теперь мы знаем, что вы не будете зимой скучать.
3 и м а. А теперь пришла пора показать вашу ловкость
Эстафеты.
Дети делятся на две команды.
За одну команду болеет Зима, за другую - Снежная Баба.

1. «Кто быстрее».
Дети по очереди ползут по-медвежьи до ёлки, обратно - бегом.
2. «Зайцы и волк» .
Дети (по очереди каждая команда) прыгают на обеих ногах, (как зайцы ) до ёлки (под ёлкой сидит Волк) . Обратно - бегом, а Волк догоняет.
3. «Хоккеисты» .
Клюшкой дети по очереди ведут мяч до ворот, стараются попасть мячом в ворота и бегом возвращаются назад. Передают мяч и клюшку следующему члену команды.
4. «Кто дальше бросит снежок».
Дети бросают по очереди «снежок» на дальность, поднимают его, обратно - бегом.
5. «Чей кружок быстрее соберется?».
Зима и Снежная Баба расходятся в разные концы зала, а дети под музыку бегают по залу. Когда музыка перестаёт звучать, одна команда собирается в кружок вокруг Зимы, другая - вокруг Снежной Бабы. Когда музыка снова звучит -команды меняются местами.
Инструктор. Видите, Зима и Снежная Баба, какие у нас ловкие и быстрые ребята!
Зима. Молодцы!
Снежная Баба. Как же я рада, что познакомилась с вами!
Общий танец.
Дети выходят из зала под музыку.

Сценарий праздника для детей средней группы «Встреча Зимы», во время которого дети отгадывают загадки про зиму, играют в интересные игры, поют веселые зимние песенки, раскрывают секреты Зимы, пляшут со Снежной Бабой и радостно встречают Зимушку-Зиму.

Цель:

Воспитывать эмоционально-устойчивое, положительно-окрашенное отношение детей к музыке. Учить передавать в движении содержание текста песни, развивать чистоту интонирования, умение петь без крика. Способствовать развитию ритмического и звуковысотного слуха детей, а также их творческих способностей.

Костюмы:

Костюмы снежинок, Костюм Бабы Снежной, костюм Зимы, костюм Зайца, костюм Лисы, костюм Волка.

Оборудование:

Варежки для всех детей, снежки (маленькие шарики, сделанные из ваты), послание от Зимы, снежинки с секретами от Зимы, «волшебная палочка», петушки-леденцы, снежный ком (шар в диаметре 15 см, сделанный из ваты или синтепона).

Украшение помещения:

На центральной стене панно «Зима», стены зала украшены гирляндами из снежинок.

Действующие лица:

Снежинки, Баба Снежная, Зима, ведущая (воспитатель), автор (ребенок средней группы), Волк (ребенок средней группы), Лиса (ребенок средней группы), Зайчик (ребенок средней группы).

Ход праздника

Ведущая:

Сегодня у нас праздник, а праздник не совсем обычный, веселый, озорной. Мы собрались, чтобы встретить Зимушку. Дети, а вы любите зиму? За что вы ее любите? (ответы детей). А хотите, чтобы Зимушка-зима пришла к нам на праздник? Тогда давайте дружно ее позовем.

Все вместе:

Зима, зимушка, зима

Приходи на праздник к нам!

Ведущая:

Не слышит Зима, далеко, наверное, она.

Давайте песенку веселую споем,

Зимушку на праздник позовем.

Песня «Зимушка-зима»

Ведущая:

Не идет Зима к нам в гости. Не слышит нас. Что же делать? Придумала! Дети, давайте закроем глазки и представим, что в воздухе кружатся снежинки и тихонечко опускаются нам на ладошки. (Дети закрывают глаза и вытягивают руки вперед, в это время начинает звучать нежная музыка и в зале появляются девочки-снежинки).

«Танец снежинок»

Снежинки:

Мы белые снежинки-

Посланники Зимы.

От снежной милой зимушки

Мы весть вам принесли.

(Отдают ведущей снежинку, к которой прикреплено послание от Зимы).

Ведущая (читает):

«Здравствуйте, ребятки!

Напишу все по порядку.

Не могу пока прийти,

Задержалась я в пути.

Все леса, сады и парки

Нужно мне укрыть снежком.

Уложить спать косолапых

И все реки сковать льдом.

Чтобы долго не пришлось вам ждать

Нужно все мои секреты разгадать.»

Первый секрет – отгадайте мои загадки.

Ведущая читает детям загадки про зиму (подобрать, учитывая возраст детей).

Второй секрет —

Слепите, дети, снежный шар,

Потом поменьше парочку.

Затем поставьте ком на ком

И кто-то выйдет вам знаком.

Глазки сделайте с угля,

Из морковки носик.

Ну а шляпу – из ведра.

Возник такой вопросик:

Разгадали мой секрет?

Догадались вы иль нет,

Кого же нужно вам слепить?

Добрую и нежную…

(ответы детей)

Конечно – Бабу снежную.

Ведущая:

Молодцы, дети, разгадали и второй секрет Зимушки. Давайте побыстрее слепим Снежную бабу.

Песня-танец «Мы лепим бабу снежную»

В конце песни в зале появляется Снежная Баба.

Снежная Баба

Я – Баба Снежная,

К ребятам нежная.

Вы слепили меня ловко.

Вместо носа – тут морковка,

Вместо глазок – угольки.

А в руках моих метелка:

Вы детишки – молодцы.

Мне, признаться, надоело

Тут одной стоять без дела.

Бабуля я не простая,

Любопытная, озорная.

А скажите мне, ребята,

Чем занимаетесь зимой?

Ведущая:

Дети не только расскажут, что они делают зимой, а еще и покажут.

Игра «Что мы делаем зимой»

Дети:

Нам мороз не беда,

Не страшны нам холода.

Ходим в шубах и ушанках

И катаемся на санках.

Снежная Баба: Как?

Дети: А вот так!

Имитируют езду на санках.

Снежная Баба: А потом?

Дети: Потом на лыжи встанем и с горы кататься станем.

Снежная Баба: Как?

Дети: А вот так!

Имитируют езду на лыжах.

Снежная Баба: Молодцы! А ещё?

Дети: А ещё берём коньки и бежим мы на катки.

Снежная Баба: Как?

Дети: А вот так!

Имитируют катание на коньках.

Снежная Баба: А потом?

Дети: Потом в снежки играем, очень метко попадаем.

Снежная Баба: Как?

Дети: А вот так!

Имитируют игру в снежки.

Баба Снежная: Я очень люблю играть в снежки! Поиграете со мной?

Ведущая: Постой Снежная Бабуля. А как детки будут играть в снежки?

Баба Снежная: Как? Как и все – руками. Вот так, берешь снег, лепишь и кидаешь. (показывает)

Ведущая: Но, на улице мороз, снег холодный, руки у детишек замерзнут. И они могут заболеть.

Баба Снежная: Ой, а об этом я и не подумала…Все, игра в снежки отменяется.

Ведущая: Вовсе нет. Дети, что нужно надеть, чтобы руки не замерзли?

Дети отвечают .

Ведущая: Да, конечно же варежки. Посмотрите, у каждого из вас на стульчике лежит одна варежка, а вторая находится у меня. Видите, кто-то поозорничал и все варежки перепутал. Отыщите пару к своей варежке.

Игра «Найди пару»

Под веселую музыку дети подбегают к ведущей и ищут пару своей варежке. Кто нашел, одевает обе варежки на руки и садится на стульчик. Игра заканчивается, когда все пары найдены.

Ведущая: Вот какие у нас дети молодцы! Все справились с заданием. А что еще одевают зимой, когда идут на улицу?

Ответы детей

Баба Снежная: Ну, все, теперь-то вы готовы поиграть в снежки?

Дети: Готовы!

Мальчики встают напротив девочек, им всем раздается по паре снежков.

Дети поют песню, исполняя соответствующие движения и на слова «А теперь в меня бросай» перекидываются снежками.

Песня «Игра в снежки»

Мы в снежки играем смело, (делают вид, что лепят снежки)

Ах, какое это дело,

Любим мы морозный день, (имитируют игру в снежки)

Нам играть в снежки не лень.

Хлоп, хлоп, не зевай, (хлопают в ладоши)

Ты от нас не убегай. (кивают пальчиком)

Хлоп, хлоп, не зевай, (хлопают в ладоши)

А теперь в меня бросай. (показывают на себя руками)

  1. Пусть зима морозит нас, (растирают круговыми движениями щеки)

Мы погреемся сейчас: («согревают руки» — трут рука об руку)

Ручками похлопаем, (хлопают в ладоши)

Ножками потопаем! (топают ногами)

Баба Снежная :

Молодцы, детишки, поете вы красиво и снежки бросаете ловко. А танцевать умеете?

Дети: Да!

Баба Снежная :

Повеселите меня, потанцуйте.

«Веселый танец» (за выбором музыкального руководителя)

Баба Снежная :

Какие вы молодцы. И поете, и танцуете. Хорошо с вами играть и веселиться. Но, мне пора идти. Много важных дел меня ждет. Нужно Дедушке Морозу помочь. До свидания, дети. (Уходит)

Ведущая:

Интересно, какой еще секрет нам нужно разгадать. Сейчас посмотрим.

(Берет в руки снежинку, читает):

Вот и третий мой секрет:

Ну-ка дети угадайте,

Почему зимою

Ходят в белых шубках зайки?

Ответы детей.

Ведущая:

Все задания Зимы мы выполнили. Значит скоро она будет здесь. Давайте прислушаемся, может она совсем уже рядышком.

Слышно звуки метели, завывание ветра, в зале появляется Зима.


Зима:

Здравствуйте, а вот и я!

Рада видеть всех ребят.

Замела в полях дорожки,

Снега сыпнула немножко

На сады и на леса,

Белым-бела вся земля.

Ведущая:

Здравствуй, Зимушка. Мы тебя очень ждали, все секреты узнали, задания выполнили.

Зима:

Неужели дети знают, почему зимой у зайца шубка белая?

Ведущая:

Конечно знают! Они даже сказку могут тебе рассказать. Хочешь послушать?

Зима:

Конечно же, послушаю с удовольствием.

Дети показывают сказку «Почему у зайца зимой шуба белая»

Грустит зайка на лужайке,

Столько снега намело.

В серой шубке бедный зайка,

А все кругом белым-бело.

Зайчик (трясется от страха):

Видно меня на снегу

Нигде спрятаться не могу.

Сидит Зайка и дрожит –

Глядь, к нему Лиса бежит.

Лиса:

Что, замерз, небось, косой

В летней шубке и босой?

Пойдем, обедом накормлю,

Чайком с малиной попою.

Зайчик:

Знаю, знаю твой обед,

Мой ответ: конечно нет! (убегает)

Хоть до хвостика продрог,

Но, пустился со всех ног.

Хотел под елку, а там волк.

Все зубами щелк да щелк.

Волк:

Пока по лесу мотался

Очень я проголодался!

Да и ты замерз, косой,

А пойдем ко мне домой.

Как никак мы же соседи –

Угощу тебя обедом.

Зайчик:

Нет, нам с тобой не по пути! (Убегает)

Волк:

Ну-ну, Заяц, погоди! (бежит за Зайчиком)

Сел Зайка под кустик, слезы льет –

Вдруг мимо Зима идет.

Зима:

Не плачь, заюшка, родной,

А пойдем-ка ты со мной.

Слышь, не вешай, Зайка, нос.

Помогу тебе в мороз.

Вот нашла в своей избе

Шубку белую тебе.

А в придачу валенки,

Надевай, мой маленький.

Как обрадовался Зайка —

Можно бегать по лужайке.

Даже, если снега намело

И все кругом белым-бело.

Зима:

Вот ответ на мой вопрос:

Так оно и повелось.

Летом Зайка в шубке серой,

А зимою в теплой, белой.

Молодцы, дети, порадовали меня. Я очень рада тому, что вы меня ждали, задания выполняли. А песенки и стихи про меня вы знаете?

Ведущая:

Конечно же, Зимушка, наши детки готовились к празднику учили стихи и песенки. Присаживайся, отдохни, а мы тебя повеселим.

Дети рассказывают стихи про зиму.

Песня «Здравствуй, Зимушка» (за выбором музыкального руководителя).

Зима:

Молодцы, детишки. Видно, что вы меня ждали, готовились. Я очень хочу поиграть с вами.

Игра «Снежный ком» (Зима предлагает стать детям в круг и достает из корзинки «снежный ком». Знакомит детей с правилами игры: пока звучит веселая музыка, дети должны передавать «снежный ком» по кругу, когда остановится, то у кого в руках окажется ком, должен спеть или затанцевать).

Слова:

Ты катись, снежный комочек,

Быстро-быстро по рукам.

У кого снежный комочек,

Тот станцует (споет) сейчас нам.