Презентация - ручные стежки и строчки. Вышивка отделочными швами Инструкционная карта по выполнению тамбурного шва

Слайд 1

Ручные стежки и строчки

Слайд 2

Тема предыдущего урока?

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Цель: Изучение приемов выполнения ручных швов
Задачи: -Познакомить учащихся с видами ручных швов. - Формировать первоначальные навыки выполнения ручных стежков и строчек. -Показать сферу применения ручных швов. - Развивать воображение и фантазию. - Воспитывать эстетический вкус.

Слайд 6

Основные понятия
Стежок
Строчка
Шов
Законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Ряд повторяющихся стежков на ткани.
Ниточное соединение деталей.
Длина стежка
Расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Слайд 7

По способу выполнения:
ручные
машинные
По назначению:
соединительные
отделочные

Слайд 8

Терминология ручных работ
Сметывание- временное соединение двух или более деталей
Приметывание- временное соединение мелких деталей с крупными

Слайд 9

Заметывание- временное закрепление подогнутого края детали, складки
Обметывание- закрепление среза детали с целью предохранения от осыпания
Подшивание- прикрепление подогнутого края изделия постоянными потайными стежками
Пришивание- прикрепление одной детали к другой или фурнитуры к основной детали

Слайд 10

Виды ручных стежков
Стежки временного назначения
Стежки постоянного назначения
Отделочные ручные стежки
1
2
3

Слайд 11

Отделочные ручные стежки
«Вперед иголку» 5. «Шнурок» «Назад иголку» 6. Косые стежки «Стебельчатый» 7. Петельный «Тамбурный»

Слайд 12

* «вперед иголка»
Шов представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Это самый простой шов. Проложенной по прямой нитью можно вышивать различные декоративные бытовые предметы - портьеры, скатерти, дорожки, салфетки, диванные подушки.

Слайд 13

* «назад иголка»
Этот шов с лицевой стороны похож на шов «вперед иголку», а с изнаночной стороны, за счет различной техники выполнения, отличается от него. Прокладывается шов справа налево одинаковыми стежками и с равными расстояниями между ними. Шов может заменять машинную строчку.

Слайд 14

* «стебельчатый»
Стебельчатый шов напоминает шов «назад иголку». Стебельчатым швом в растительных орнаментах вышивают стебельки цветов, листьев, бутонов. Этим швом можно вышить полностью узор или обшить контур детали, уже выполненный другими швами.

Слайд 17

Выполняется в два приема. Вначале по прямой линии «вперед иголку». После этого иглу с ниткой (обычно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань.Таким швом можно украсить одежду, полотенце, скатерть, салфетку.
* «шнурок»

Слайд 18

* Шов «козлик»
Шов «козлик» составляется из дважды (как минимум) перекрещивающихся стежков, располагающихся между двумя линиями. Он может быть частым, выполненным, как говорят, «укол в укол» (рис.1, 2), и редким (рис. 3, 4). Причем частоту и высоту ряда можно изменять до получения шва, подобного стебельчатому. Применяется для подшивания края изделия и как отделочный.

Слайд 19

Инструменты
Ручные иглы
Напёрсток
Ножницы
Булавки
Портновский мел

Слайд 20

* Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. * Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости
Организация рабочего места

Слайд 21

Правильная посадка во время работы заключается в следующем: * Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение. * Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд. * Голову слегка наклонить вперёд. * Нельзя опираться грудью о стол. * Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см. * При работе не следует ставить локти на стол. * Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см. * В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

«Полевые цветы» - Из истории Русской вышивки. Передавать ножницы ручкой вперёд. Что можно сделать, используя ленту. Техника безопасности. Вышитое полотенце использовали и в быту,и в ритуальных праздниках. Стебельчатый шов. Картина «Полевые цветы». Не шить ржавой иглой. Шов «узелки». Перед работой проверить исправность ножниц.

«Вышивка гладью» - Шов штопка. Выполняется шов рококо с помощью тонкой длинной иглы без утолщения в области ушка. Подбирают напёрсток по размеру среднего пальца правой руки. Краску можно закрепить уксусом. Тамбурный шов – это непрерывная цепочка из петелек, выходящих одна из другой. Материалы для вышивки. Вышивки. Двустороннюю гладь лучше вышивать ниткой в одно сложение.

«Нитяная графика» - Шить с наперстком. Приёмы работы должны быть доступнымию. Рефлексия. Пик популярности нитяной графики приходится на конец XIX века. Сломанные иглы сдать учителю. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Ножницы передавать, держась за сомкнутые лезвия, кольцами от себя. Хранить ножницы на столе сомкнутыми лезвиями от работающего.

«Картины из лент» - Потом прямыми ленточными стежками вышивается климатис а затем из пресобраных лент делаются маки. Вместо веток используется шпагат на котором вышиты соцветия прямыми ленточными стежками. История вознекновения. Здесь вышита глициния. Рассказ о прекрасном. Вышивка лентами. Полное собрание моих робот. Потом фиолетовым цветом сделаны полосы на самом цветке и светло зеленой краской окрашены бутоны.

«Счётная гладь» - Цели и задачи. Правила БЖ при вышивании. Виды глади (прямая, косая, качалочковая). Виды счетной глади. Презентация «Композиция вышивки». Презентация 3. «Вышивка крестом». Презентация 2. «Композиция вышивки». Презентация 1 «Вы умеете создавать картины на ткани?». Представление своих работ на сайте в виртуальном музее.

«Вышивка Изонить» - 2. Эскиз рисунка открытки. Материалы и инструменты. 1. Готовая открытка. Цветы и бутоны одуванчика прошиваются по правилам прошивания, дуги треугольниками. Получались ажурные изделия для украшения жилища. По одному эскизу. Из истории изонити. Готовые работы можно украсить бусинками, бисером, дополнить аппликацией, рисунком.


Шов "иголку вперед" Иголку с ниткой пропускают в материю через 3-5 мм все время вперед. Шить можно, набирая на иглу сразу несколько стежков. Шить можно, набирая на иглу сразу несколько стежков.


«Строчной" служит для более плотного соединения материалов. Иглу вкалывают на одинаковом расстоянии за и перед нитью, причем проколы должны попасть в конец последнего стежка. С лицевой стороны шов имеет ровные сплошные стежки и напоминает шов при шитье на машинке. С изнанки - похож на шов "за иглу", но более частый.


Шов "за иглу" применяется для плотного соединения материалов. Расстояние, на которое игла выходит перед нитью, должно быть в 2 раза больше длины стежка. Расстояние, на которое игла выходит перед нитью, должно быть в 2 раза больше длины стежка. На лицевой стороне получаются ровные, аккуратные стежки с промежутками. На изнаночной - наезжающие друг на друга стежки. На лицевой стороне получаются ровные, аккуратные стежки с промежутками. На изнаночной - наезжающие друг на друга стежки.


Шов "тамбурный" (или "цепочкой"). Этот шов применяют для вышивки и для отделки различных изделий 1. Прокалываем материал с изнаночной стороны. Протаскиваем нить на лицевую сторону, делаем петельку, придерживая ее большим пальцем. 2. Вводим иглу в место первого прокола и выводим ее примерно в середину петли. 2. Вводим иглу в место первого прокола и выводим ее примерно в середину петли. 3. Протаскиваем нить и затягиваем, получилась петелька с ниткой посередине. 3. Протаскиваем нить и затягиваем, получилась петелька с ниткой посередине. Продолжаем работу в том же порядке. Продолжаем работу в том же порядке.


«Петельный " шов «Петельный " шов. Его применяют для обработки края материалов. Шьют слева направо, при этом край изделия находится внизу. Прокалываем материал с лицевой стороны на изнанку и направляем острие иглы в образовавшуюся петлю. протаскиваем иглу через петлю и тянем нитку вниз на себя. Затягиваем петлю на краю материала так, чтобы он не сборился. Уголки изделия (верхний рисунок) обрабатываем тремя проколами в одну точку.


В шве "крестиком" В шве "крестиком" стежки выполняем под наклоном сначала в одну сторону. Затем прокладываем их в противоположном направлении, точно попадая иглай в старые проколы. Швом "крестик" можно вышивать. Для вышивки чаще всего применяют материал "канва".


Шить начинаем снизу вверх. Стежки располагают слева направо, чередуя проколы вверху и внизу. Расстояние между проколами одинаковое. Шов "козлик" Шов "козлик" применяется при обработке подгибов и как отделка






1. Отступив от каждого края 1,5 см, выдернем из ткани по нитей с каждой стороны. 2. Каждый угол салфетки будет выглядеть так. 3. Обрабатываем внутненние края получившихся полос слева направо, "от себя". На иглу набираем от 3 до 5 нитей. Протаскиваем нитку и оттягиваем ее в сторону ткани. Образовавшийся столбик снова обвиваем нитью слева направо и прошиваем, захватив 2 -3 нитки ткани. Образовавшийся столбик снова обвиваем нитью слева направо и прошиваем, захватив 2 -3 нитки ткани.

Дополнительное образование детей по образовательной программе дополнительного образования детей “Дизайн игрушки и декоративная отделка изделий”.

Учебник-программа:

Основные:

Новопашина Л.А. Ручная вышивка. - В сб.: Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып.8.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003, с. 82-88.

Дополнительные:

  1. Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.30-32.
  2. Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД.
  3. - М.:ООО “ДОД”, 2007, с. 37-45, 106-110.

Тип учебного занятия:

Учебное занятие по изучению нового материала.

Формирование навыков ручного шитья способом “Вперед иголку”.

  1. Изучить способ ручного шитья “Вперед иголку”;
  2. научить детей обрабатывать края ткани (бахрома, мережка);
  3. изготовить декоративную салфетку с помощью способа ручного шитья “Вперед иголку” и оформления края ткани;
  4. развивать навык работы с иголкой;
  5. развивать моторику мелких мышц рук;
  6. формировать основы народной культуры на примере образцов вышивки с использованием шва “Вперед иголку”;
  7. воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, трудолюбие, внимание, умение доводить начатую работу до конца.

Оборудование:

  • Ткань хлопчатобумажная или льняная (мережка или двунитка) размером 15х15 см (односторонняя, однотонная),
  • ножницы,
  • иголки для ручного шитья,
  • нитки мулине или толстые хлопчатобумажные (№ 10),
  • атласные ленты разного цвета шириной 0,5-1 см,
  • линейка,
  • наперсток,
  • карандаш.

Раздаточный материал:

Музыкальное сопровождение учебного занятия:

Легкие классические произведения Моцарта, Чайковского, Штрауса.

Ход учебного занятия:

I часть – изучение нового материала, индивидуальная работа (40 мин.).

  1. Организационный момент (2 мин.);
  2. Изучение нового материала (25 мин);
  • Из истории русской вышивки (2 мин.)
  • Понятие шва “Вперед иголку” (2 мин.);
  • Техника безопасности при работе с инструментами (3 мин.);
  • Индивидуальная работа по изученному новому материалу (18 мин.);
  1. Физ. минутка (3 мин.);
  2. Формирование мини – выставки готовых работ (4 мин.);
  3. Подведение итогов (3 мин.).

II часть – коллективная работа: изготовления салфеток и скатерти, используя шов “Вперед иголку” (40 мин.).

1. Организационный момент (2 мин.);

2. Распределение по группам 2-4 человека, группировка столов (2 мин.);

2.1. Распределение ролей в группе (2 мин.);

2.2. Изготовление основ комплекта салфеток и скатерти, используя шов “Вперед иголку” (17 мин.);

2.3. Игровая пауза (3-4 мин.);

2.4. Пары сменного состава (8 мин.);

2.5. Подведение итогов работы (5 мин.).

3. Самостоятельная работа: изготовить салфетку при помощи ниток мулине и атласных лент разных цветов.

Конспект учебного занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
  3. Вступительная бесед об истории русской вышивки.
  4. Сообщение целей урока.

    Сегодня мы с вами будем учиться шить шов “вперед иголку”. Давайте сначала поговорим об истории вышивки на Руси. (Учитель сопровождает рассказ слайдами презентации.) Археологи находят фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Эти находки относятся к IX-ХII векам. Золотым шитьем в те далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и драгоценными камнями вышивали церковные облачения, шелковую и бархатную одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь. А с XVIII века этот вид рукоделия входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились работы XIX века. Вышивка делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская не имела прочных традиций, так как изменялась под влиянием моды, а народная вышивка была связана с обычаями и традициями русских крестьян.

    Говорили, что крестьянские девочки к 13-15 годам должны были сами для себя приготовить приданое к свадьбе: вышить скатерти, полотенца, рубашки и всякие другие вещи. Без этого их замуж не брали. Перед свадьбой делали выставку приданого, чтобы все видели, какая невеста хорошая мастерица.

    Русская вышивка имеет свои национальные особенности. Большую роль в вышивке играют геометрический орнамент и стилизованные изображения растений и животных. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла и жизни. Женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, а птица символизировала приход весны (показывает фотографии образцов вышивки). Эти символы очень древние, потому что они еще и в глиняных фигурках были их просто перенесли в вышивку.

    Русские народные вышивки можно разделить на две группы: северную и среднерусской полосы . На севере чаще всего использовали крест, роспись, вырезы, белую строчку и гладь. Обычно узоры вышивали красными нитками по белому фону или наоборот. Вышивки среднерусской полосы чаще всего многоцветные . Там вышивали цветной перевитью, росписью, козликом, крестом, счетной гладью и мережками.

    Различные швы, применяемые в ручной вышивке, могут быть разделены на 2 большие группы. К первой группе относятся так называемые счётные вышивки , т.е. вышивки, которые выполняют по счёту нитей ткани, ко второй - свободные вышивки , выполняемые по свободному, заранее нарисованному контуру. Наиболее древними являются счётные вышивки. Выполнялись они на холсте с очень чётким, ровным переплетением нитей. Вышивки по свободному контуру (тамбурный шов, верхошвы, гладь, стебельчатый шов и др.) возникли значительно позже. Счётные вышивки, в свою очередь, делятся на сквозные , называемые строчкой, и вышивки, которые выполняют по поверхности ткани и называют счётными швами. Строченая вышивка расположена не на поверхности ткани, а в самой ткани, как бы изменяя её структуру. К строчевым швам относятся: различные мережки, мелкая строчка, строчка с цветным контуром, крестецкая строчка, гипюры, цветная перевить и др.

  5. Изучение шва “вперед иголку”

Я надеюсь, что и мы когда-нибудь научимся таким сложным приемам, а пока начнем с более простого. На нашем занятии мы научимся правильно выполнять один из наиболее простых ручных швов - шов “вперед иголку” (Далее учитель показывает, как выполнить шов “вперед иголку”).

Шов “Вперед иголку” чаще всего используется не для вышивки, а для временного скрепления частей одежды. Этот шов ещё называют смёточным. Когда его используют для этих целей, то на нитке делают узелок, поэтому здесь нет никакой ошибки. А когда вы будете вышивать, то узелок делать не нужно.

Шов "вперёд иголку" (рис.1). Представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Нитка закрепляется у правого края ткани, делая стежок 5 мм (5-6 нитей ткани). После закрепления нитки игла вводится в точку второго прокола и протаскивается вместе с петелькой на изнаночную сторону. Пропустив столько же нитей, игла выкалывается на лицевую сторону и делается второй стежок и т.д. Стежки шва и пропуски выполняются одной длины и располагаются в направлении справа налево. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками. Длина стежка может быть разной. Так в белой глади этим швом обводится контур узора, выполняя стежки длиной от 1 до 2 мм. В счётной вышивке (шов набор) стежки могут иметь длину 3-4 мм, а в узорах, полностью выполняемых этим швом, - 6-8 мм. Шов может выполняться как по счёту нитей, так и по рисованному контуру. Стежки могут располагаться в два (рис.2) и более рядов (рис.3)

(Приложение 1).

Вопрос на закрепление: “Что вы можете сказать о стежках, глядя на схемы и образцы?”

Правильный ответ: “Стежки должны быть одинаковой длины. Шов длинной 1 см. А когда вышивают, узелки никогда не делают. Нитку закрепляют тем, что делают с изнанки несколько мелких стежков”.

4. Индивидуальная работа по изученному новому материалу.

Скажите, пожалуйста, какие нитки мы выберем для вышивки? (мулине).

Правильно. Нитки бывают швейные, вышивальные, вязальные и штопальные. Для вышивания используют хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные нитки. Самые красивые - мулине. Их делают из лучших сортов хлопка и красят в разные цвета. Мулине начинает блестеть после специальной обработки - мерсеризации. Каждая прядь (пасмо) мулине состоит из 6 тонких ниточек, которые легко отделяются друг от друга. Мулине еще делают из штапельного волокна. Штапельное мулине блестит без обработки, красивое, но не такое прочное, как обыкновенное мулине из хлопка.

Именно мулине мы с вами и будем использовать для вышивания, потому что хлопчатобумажными, шелковыми или шерстяными нитками вышивать труднее. А какого цвета нитки вы выберете для вышивания? (Надо взять такие, которые хорошо видно на ткани ).

Да, и не только, чтоб их было видно на ткани, а ещё надо, чтобы они еще по цвету гармонировали. Например, зеленый листочек можно по контуру вышить темно-зелеными нитками. Видишь, на рисунке оранжевый цветочек на желтом фоне вышит красными нитками. Они подходят по цвету и хорошо видны. Черные нитки тоже были бы хорошо заметны, но это было бы совсем не красиво. А желтые нитки гармонируют, но их было бы не видно. Можно брать нитки такого же цвета, как и рисунок, но другого оттенка. Швом “вперед иголку” можно вышивать не только нитками мулине, но и атласными лентами разных цветов шириной 0,5-1 см.

А какой может быть ткань для вышивки? (Лучше всего подойдет ткань совсем без рисунка, одноцветная, однотонная).

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте вспомним технику безопасности. Кто напомнит?

  1. Ни в коем случае нельзя оставлять иголки в незаконченной работе;
  2. Иголки лучше хранить с продетой ниткой, т.к. при этом становится более заметнее и легче найти.
  3. Особенно опасна привычка, держать иголки в зубах во время работы.
  4. Нитку надо брать правильной длины. Это приблизительно 50 см. Все нужно делать очень аккуратно, чтобы никого не уколоть.
  5. Нельзя оставлять иголку, воткнутую в скатерть, в столе или просто на столе, а именно хранить её в игольнице.
  6. Иголки нужно класть только в игольницу, вкалывать в подушечку.

Как можно оформить края лоскутка? (Можно сделать бахрому).

Как? (Можно вытащить несколько ниток по краям, чтобы получилась бахрома. Сделать ее одинаковой со всех сторон. Получится вышитая салфетка. Ее можно подарить маме на 8 марта. Можно по краям пришить таким же швом тесьму, как рамочку для картины. Рядом с бахромой можно сделать шов "вперед иголку" с перевивом, тогда еще лучше будет).

5. Практическая работа “Вышивка салфетки швом “вперед иголку” нитками мулине и атласными лентами. Обработка края изделия мережкой”.

Разметка шва: - отмеряем от края по 2 см (1 см на бахрому, мы же не сразу с бахромы начинаем вышивать?). Карандашом намечаем линию, на этой линии будет расположен наш шов. Вставить нитку в иголку, завязать узелок:

Нам для начала нужно отмерить нитку. Как мы отмерим? (По локоть)

Затем вставим её в иголку.

Завязываем узелок.

Показ учителем и дети выполняют. Сейчас мы выполним шов вместе.

Постарайтесь оформить края так, чтобы у вас получилась законченная работа.

Давайте попробуем самостоятельно вытащить 4 нитки по каждому краю. Бахрома должна быть равна 1 см, но её вы сделаете дома.

Дети выполняют задание самостоятельно.

  1. Физическая минутка (упражнения для глаз).
  2. Коллективная работа “Вышивка скатерти швом “вперед иголку” нитками мулине и атласными лентами. Обработка края изделия мережкой и (или) бахромой”.
  3. Учащиеся начинают оформлять скатерти для школьной столовой по единому эскизу. Размер одной скатерти 150х150 см. Учащиеся работают в группах по 2-4 чел.

    Продолжительность работы 35 мин. После 20 минут проводится вторая физкультминутка для рук.

  4. Формирование мини-выставки готовых работ.
  5. Подведение итогов учебного занятия.