Презентация на тему "социальное сиротство". Презентация социального педагога на тему "истоки и причины социального сиротства в россии" Социальный проект презентация на тему сиротство

Cлайд 1

Родительское собрание «Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия»

Cлайд 2

Cлайд 3

Дети из неполных семей 81 20% 72 19% 77 21% 100 27% 96 25,3% 99 25,3% 101 26 % Дети из Неблаго- получных семей 4 0,98 % 8 1,6 % 6 1,6 % 6 1,6 % 10 2,6 % 10 2,5 % 12 3% Дети, стоящие на учете ОДН 5 1,2% 1 0,29% 2 0,55% 1 0,27% 3 0,7% 2 0,5% 2 0,5% Дети, стоящие на ВШУ 8 1,9% 13 3,5% 8 2,2% 7 1,9% 8 2,1% 7 1,8% 8 2%

Cлайд 4

Показатели неблагополучия в семье Структурные нарушения семьи: Юридически и фактически неполная семья. Юридически полная, но фактически неполная семья. Юридически неполная, но фактически полная (отсутствие брачных отношений).

Cлайд 5

2. Нарушения экономического и материально-бытового характера. Родители не обеспечивают нужд ребенка. Родители имеют высокий доход, но не воспитывают ребенка.

Cлайд 6

3. Нарушения воспитательных позиций Родители не могут воспитывать детей (заняты на работе). Родители не умеют воспитывать детей. Криминогенная ситуация в семье. Алкоголизм родителей. Аморальное поведение родителей.

Cлайд 7

Классификация неблагополучных семей: 1.Семьи группы риска – это семья, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальном уровне развития. Родители в этих семьях – это люди, Выбитые из колеи жизни.

Cлайд 8

2.Неблагополучные семьи. В этих семьях противоречия между членами семьи и окружением обострены до критического уровня. Это семьи педагогически несостоятельные, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе детей.

Cлайд 9

Семьи группы риска классифицируются: по количеству родителей (неполная, опекунская, приемная) по количеству детей(многодетная) по материальному положению (малообеспеченная)

Cлайд 10

Неблагополучные семьи классифицируются: Семья алкоголиков Безработная семья Криминогенная семья Лишенная родительских прав

Cлайд 11

Cлайд 12

Семья – самая маленькая ячейка общества (по В.Гюго Семья-это кристалл общества), дающая ребенку бесценный опыт социализации. Семья – это глубоко запечатлеваемый опыт, который воспринимается детьми не только разумом, но и чувствами. Основа нравственности будущей личности закладывается в раннем детстве под доминирующим воздействием семьи...

Cлайд 13

Кодекс РФ об административных нарушения Статья 5.35 Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних – влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116 – ФЗ).

Cлайд 14

Статья 6.10 Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготовленных на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ. Вовлечение несовершеннолетних в употреблении пива и напитков, изготовленных на их основе, - влечёт наложение административного штрафа от ста до трехсот рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)Вовлечение несовершеннолетних в употреблении спиртных напитков или одурманивающих веществ – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ).3. те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних – влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 №116-ФЗ).

Cлайд 15

Семейный кодекс РФ Статья 63 Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.2.Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования… Статья 64 Права и обязанности родителей по защите прав и законных интересов детей1.Ззащита прав и законных интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий…

Cлайд 16

Статья 65 Осуществление родительских прав1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление им эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность … Статья 69 Лишение родительских прав. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.- отказываются без уважительной причины взять своего ребёнка из родильного дома, либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений.- злоупотребляют своими родительскими правами;- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Cлайд 17

Уголовный кодекс РФ Статья 150 Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления ч. 2 Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное родителем, педагогом либо другим лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, - наказывается лишением свободы сроком до шести лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет или без такового… Статья 151 Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий ч. 2 Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством родителем педагогом либо другим лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, - наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы сроком до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью до трёх лет или без такового…

Cлайд 18

Статья 156 Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, - наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до двухсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. Статья 157 Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, - наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех

Cлайд 19

Статья 150 Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления ч. 2 Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное родителем, педагогом либо другим лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, - наказывается лишением свободы сроком до шести лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет или без такового… Статья 151 Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий ч. 2 Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством родителем педагогом либо другим лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, - наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы сроком до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью до трёх лет или без такового…

Cлайд 20

Статья 156 Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, - наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до двухсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. Статья 157 Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей 1. Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, - наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех Социальными факторами становления несовершеннолетних на путь преступления являются недостаточное внимание и отсутствие контроля со стороны семьи. Нередко причиной преступления становятся: - житейские трудности; - социальная неустроенность быта; - отсутствие жизненного опыта; - отсутствие самостоятельности в оценке действий и поступков. У подростка, подвергающегося насилию со стороны взрослых, складывается убеждение, что грубость – норма отношений между людьми.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Не рождаются трудными дети – Просто им вовремя не помогли…»

Социальное сиротство.

Понятие социального сиротства. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях

«Скрытое» социальное сиротство Обнаружилось качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Причины социального сиротства. В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: · добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. · принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. · смерть родителей.

Пути преодоления данного социального явления Назовем главные: 1. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе. 2. Возрождение духовной культуры нации. 3. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства. 4. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение "воспитания" в учебные заведения. 5. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений. 6. Совершенствование системы устройства детей-сирот.

Чем может помочь семье общеобразовательная школа

Рекомендации по работе с тревожными детьми (шпаргалка для учителя) Избегайте состязаний и каких-либо работ на скорость Не сравнивайте ребёнка с окружающими Используйте физкультминутки Старайтесь, чтобы во время внеклассных мероприятий он был ближе к Вам Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите, но так, чтобы он знал, за что Обращайтесь к ребёнку по имени Демонстрируйте образцы уверенного поведения Не предъявляйте к ребёнку завышенные требования Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний Наказания не должны унижать ребёнка Не допускайте, чтобы ребёнка обижали другие дети

Только полноценная семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье

Уважаемые коллеги! Желаю вам благополучия, здоровья, творческого удовлетворения от работы Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих стран. Небывалый духовный, экономический, политический, социаль...

Социальное сиротство

«Из человеческих бедствии, которым числа несть, самое подлое и неизвиняемое - сиротство при живых родителях»...

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и п...

П Л А Н работы общественного инспектора по профилактике социального неблагополучия и социального сиротства, по охране прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2012 - 2013 учебный год

План работы с опекаемыми детьми по пяти направлениям....

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Детский сад 250 Педагог - психолог, член комиссии по защите прав и интересов несовершеннолетних детей Бодунова Вера Владимировна г.




Социально-экономический кризис, - вынужденная миграция, - прогрессирующие тенденции разрушения нравственных устоев семьи, - увеличение внебрачной рождаемости, - прогрессирующие тенденции асоциального образа жизни (алкоголизация родителей, уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка, насилие в семье), - рост числа детей с отклонениями в развитии. Причины сиротства в современных социально-экономических условиях: По международным данным около трети всех детей сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходятся на долю России (Tobis, 1999), что обусловливает задачу интеграции детей-сирот в общество как наиболее приоритетную национальную проблему.




Меры предупреждения социального сиротства: -усиление заботы о семье, повышение ее благосостояния, -преодоление социальной дезадаптации, -возрождение авторитета семейного воспитания (поднятие социального престижа женщины-матери), -формирование отношения к семье как к одной из основных ценностей в жизни каждой отдельной личности и государства в целом












Направлена на профилактику детской беспризорности и безнадзорности, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности детей, на профилактику правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия. Программа «Предупреждение социального сиротства»


Совершенствование системы предупреждения социального сиротства в районе; - раннее выявление семейного неблагополучия; - улучшение взаимодействия учреждений, осуществляющих профилактическую работу с семьями в районе - обеспечение приоритета семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цели и задачи программы: - создание системы ранней профилактики семейного неблагополучия и реабилитации семей «группы риска»; - социально-психологическая помощь семьям «группы риска»; - защита прав и законных интересов детей; - предупреждение безнадзорности несовершеннолетних; - профилактика алкоголизма, наркомании и тунеядства среди родителей; - укрепление института семьи; - повышение престижности семейных форм воспитания детей.


Социальное сиротство

Работа по профилактике

социального сиротства

МБОУ СОШ № 52


Феномен социального сиротства напрямую связан

с семейным неблагополучием.

Цель профилактики социального сиротства:

сохранение ребёнку его кровной семьи.


Типология семей с учетом детско-родительских отношений

Социально здоровая семья

Р ЕАБИЛИТАЦИЯ

Проблемная семья

Кризисная семья

Асоциальная семья

Граница сохранности семьи

Аморальная семья

Антисоциальная семья


Социальный паспорт МБОУ СОШ №52

Год

Число уч - ся школы

06/07

07/08

всего

девочки

08/09

мальчики

09/10

Социальный состав родителей

10/11

Рабочие

11/12

466

12/13

Служащие

Военнослужащие

454

286

13/14

Предприниматели

64

505

268

14/15

112

Неработающие

427

241

58

107

151

47

Пенсионеры

268

399

264

Домохозяйки

62

94

23

41

407

29

87

34

101

18

231

Статус семей

429

35

85

27

58

279

Многодетные

447

64

Одинокие матери

64

36

113

257

78

20

471

Вдовы - вдовцы

138

262

17

48

101

36

14

Опекаемые *

134

44

89

35

Дети инвалиды

54

88

13

123

20

55

Родители инвалиды

127

20

136

Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении

137


год

2005

Общее количество детей, устроенных под опеку

Из них соц.сирот

4

2006

2

2007

2

2008

2

3

3

2009

3

6

2

2010

1

6

2011

-

2

2012

2

1

2013

2

2

2014

3

-

всего

28

2

20


Направления работы по профилактике социального сиротства

Профилактика пролонгированного действия

Собственно профилактика


Первичная профилактика семейного неблагополучия –

работа с семьями на ранней стадии:

Составление социальных карт классов, социального паспорта школы

Раннее выявление семейного неблагополучия

Выявления проблемы и причин возможного неблагополучия в семьях

  • проведение «Родительской недели»
  • запросы в ДОУ и детскую поликлинику
  • посещение семей с целью обследования жилищно-бытовых условий

Карта обследования несовершеннолетнего

Общие характеристики условий воспитания

  • Фамилия, имя, отчество ____________________________________________
  • Год рождения ____________________________________________________
  • Здоровье: хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патология (2), хронические болезни (1)
  • Поведение в школе: примерное (5), хорошее (4), удовлетворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в полиции (1).
  • Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных дел (3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует, дезорганизует коллективные мероприятия (1).
  • Отношение к учебе: охотное (5), избирательное (4), равнодушное (3), неохотное (2), крайне неохотное (1).
  • Состав семьи: полная, полная (повторный брак), одинокая мать, неполная развод, семья опекуна.
  • Количество детей в семье __________________________________________
  • Образование родителей: высшее (5), незаконченное высшее (4), средне специальное (3), общее среднее (2), неполное среднее (1).
  • Социальная категория семьи: многодетная, малоимущая, родитель-инвалид, и т.п.
  • Характеристика родительского отношения к воспитанию и обучению детей
  • отец:_____________________________________________________________
  • мать:_____________________________________________________________

12) Степень выраженности аморальных проявлений в семье:

5 – семья ведет здоровый образ жизни;

4 – один из родителей склонен к выпивкам, скандалам;

3 – у родителей эпизодические запои, семейные скандалы;

2 – частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей;

1 – повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей, необходимость в лишении родительских прав и изъятии детей.

  • Направленность семьи: общественно направленная, индивидуалистическая, асоциально направленная
  • Характер эмоциональных отношений в семье:

5 – атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки;

4 – отношения ровные, но без эмоциональной близости;

3 – эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность;

2 – эмоционально-холодные, отчужденные взаимоотношения;

  • Характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками:

5 – на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, увлечений спортом, коллекционированием, др.;

4 – досуговые группы с совместными формами отдыха и общения;

3 – общение на основе пустого времяпрепровождения;

2 – асоциальные группы: выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство;

1 – криминогенные группы, состоящие на учете в полиции за различные правонарушения: мелкие кражи, угоны, бродяжничество и др.

Показатели социального развития подростка

  • Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений
  • Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности
  • Коллективистические проявления, способности считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни
  • Способность критически, с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих друзей, сверстников, одноклассников:

1 – открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам;

2 – в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих;

3 – равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений;

4 – способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать и одобрять их;

5 – активное непринятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.

  • Самокритичность, наличие навыков самоанализа:
  • Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении
  • Внешняя культура поведения
  • Отношение к алкоголю
  • Отношение к курению
  • Культура речи

Собственно профилактика семейного неблагополучия:

Реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении:

  • вскрытие конфликтных ситуаций;
  • проведение профилактических мероприятий по улучшению микроклимата в семье, устранение негативных явлений,
  • изучение и контроль обстановки в семье, наблюдение за ответной реакцией как родителей, так и других членов семьи в частности.
  • сопровождение семьи с целью стабилизации ситуации в ней.
  • принятие административно – правовых мер воздействия к родителям, уклоняющихся от воспитания детей.

Педагог - психолог

Совместная работа по выявлению и устранению проблем выявленной семьи

Воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 57»

Социальный педагог

МБОУ СОШ № 52

КСЗН

ОДН ОП № 1

Детская поликлиника

Отдел опеки и попечительства

Карта оценки риска семейного неблагополучия дошкольника

Первичное наблюдение в условиях детского сада

Систематическое опоздание в детский сад, Ребёнка поздно забирают из д/с. За ребёнком приходят дальние родственники, знакомые, соседи Частое беспричинное отсутствие в д/с Неопрятный внешний вид ребёнка, Отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви Следы побоев у ребёнка Родители приходят в д/с в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически)

Оценка санитарно-гигиенических условий воспитания ребёнка в семье

Общий хронический беспорядок, грязь, паутина, разбросанные вещи. Плохое состояние квартиры (повреждение входной двери, оборванные обои, разбитые окна) Антисанитарные условия в кухне (грязная посуда, пустые бутылки, отсутствие необходимых бытовых предметов). Антисанитарное состояние спальных мест (неубранные постели, отсутствие отдельного спального места у ребёнка)

1 1 2

Оценка условий воспитания, атмосферы семьи

1 2 3

3

Отсутствие игрушек, книг Отсутствие места для игр ребёнка (нет ковра, др.) Отсутствие необходимой мебели для хранения иг­рушек, одежды ребёнка Нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии Следы побоев у членов семьи (у взрослых, у детей) Наличие в доме родственников с тяжёлыми формами физических и психических заболеваний Недоброжелательное отношение к посетителям Недоброжелательные, конфликтные отношения членов семьи друг к другу

3

3 2 2

3 2

2

3

2 3

Индекс 1 - необходимо выяснить причины данных симптомов

Индекс 2 - необходимо углублённое изучение ситуации в семье

Индекс 3 - необходимо применение комплекса социально-педагогических мер по профилактике и коррекции семейного неблагополучия


Преемственность между МБ ДОУ «Детский сад № 57» и МБОУ СОШ № 52

МБ ДОУ «Детский сад № 57»

МБОУ СОШ № 52

  • Комплексный диагностический пакет (диагностика уровня развития ребенка, диагностика психического развития ребенка)
  • Диагностический пакет (проективные методики, «рисуночные тесты», диагностика уровня общешкольной тревожности, диагностика определения склонности к отклоняющемуся поведению)
  • Наблюдение адаптации ребенка в детском саду с целью выявления уровня тревожности;
  • мотивация на формирование положительного образа собственной семьи
  • выявление причин тревожности у ребенка;
  • диагностика социальной активности и нравственных ценностей
  • разработка индивидуальной коррекционной программы

Профилактика пролонгированного действия

  • Профилактика предотвращения риска формирования социально неблагополучной семьи
  • Профилактика вторичного сиротства, помощь в преодолении наследования социального сиротства

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ И АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

__________________________________________________________________

Фамилия имя отчество несовершеннолетнего

Дата начала работы ________________

Дата окончания ___________________

Причина индивидуальной реабилитации и адаптации _____________________________

Диагностические мероприятия

Сроки

Изучение индивидуальных особенностей несовершеннолетнего:

Тематика

  • Наблюдение, тестирование
  • Беседы
  • Анкетирование
  • Диагностика личности и его социальных связей

Наблюдение в различных ситуациях:

Ответственный

и совместно с ним

Изучение медицинской документации:

  • Учебные занятия
  • Участие во внеклассных мероприятиях
  • Досуговые предпочтения
  • Анамнез
  • Результаты медосмотров

Изучение семьи

Определение положения в коллективе (выявление социометрического статуса в классе)

Выявление характера и особенностей ближайшего окружения.

Профилактические мероприятия

Оказание помощи в организации жизнедеятельности:

  • Контроль посещения учебных занятий
  • Контроль успеваемости
  • Организация досуга и каникулярной занятости

Информационная деятельность:

  • Индивидуальные беседы
  • Беседы инспектора ОДН
  • Знакомство с основными законодательными документами о несовершеннолетних
  • Организация кинолектория профилактической направленности

Профилактическая деятельность:

  • Посещение в рамках рейда «Подросток»
  • Мониторинг посещения учебных занятий
  • Выявление проблем в учебной деятельности и оказание необходимой помощи
  • Проведение тематических встреч и бесед с инспекторами ОДН, врачом и психологом ПНД № 5, работниками медицинских и других учреждений по проблемам асоциальных явлений
  • Организация участия в мероприятиях правовой направленности
  • Организация консультаций для родителей психологом, соц. педагогом, медработником, педагогами.
  • Проведение тематических встреч и бесед родителей с инспекторами ОДН, врачом и психологом ПНД № 5, работниками медицинских и других учреждений по проблемам асоциальных явлений

Социальный педагог

Родителям

Психолог

Учителям

Классный руководитель

Врач


Заключение.

  • Реабилитационный потенциал: высокий, удовлетворительный, низкий
  • Реабилитационный прогноз: благоприятный, относительно благоприятный, неясный, неблагоприятный
  • Реабилитационно – адаптационное заключение: полная реабилитация, частичная реабилитация, не подлежит реабилитации (обоснование)


Актуальность исследованияАКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Увеличение масштабов социального
сиротства, злободневность и тяжесть его
последствий
Необходимость комплексного осмысления
феномена социального сиротства
Несовершенство государственной семейной
политики в области профилактики
социального сиротства

Объект и предмет исследования

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
дети-сироты и
Объект
исследован дети, оставшиеся
без
попечения
ия
родителей
Предмет система
исследован профилактики
социального
ия
сиротства

Цель и задачи исследования

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – изучение причин социального
сиротства и основных способов его профилактики
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность явления социального сиротства и его
причины.
2. Выделить проблемы интеграции детей-сирот в общество.
3. Рассмотреть возможные способы профилактики социального
сиротства.
4. Выявить психологические особенности и жизненные ценности
детей-сирот.
5. Выявить причины попадания детей-сирот в интернат.
6. Рассмотреть факторы, способствующие социальному сиротству.
7. Выделить способы профилактики социального сиротства.

База исследования

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
База исследования – ФГБОУ
«Ивановская школа-интернат для
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, имени Е.Д.
Стасовой».
Опрошены:
20 социальных работников
100 воспитанников интерната

Понятие «социальные сироты»

ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ СИРОТЫ»
Социальные сироты – это дети,
родители которых лишены
родительских прав, и семейное
окружение которых не взяло на себя
ответственность за их воспитание, в
результате чего они оказались на
попечении государства.

Классификация детей-сирот

Дети, проживающие вне родной семьи:
- дети, помещенные в семью;
- дети, находящиеся в интернатных
учреждениях
Дети, проживающие в родной семье, но
их родители плохо исполняют свои
обязанности
2
1
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Основной Контингент ивановской школы-интерната

ОСНОВНОЙ КОНТИНГЕНТ ИВАНОВСКОЙ ШКОЛЫИНТЕРНАТА
Дети из
алкоголизированных семей
Дети из семей, имеющих
криминальную
социализацию
Дети, родители которых
ограничены в родительских
правах

Интернат для детей-сирот

ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
По гендерному признаку
Вариант ответа
Место временного проживания
Второй дом
Место вынужденного
проживания
Затруднились с ответом
Количество
ответов, %
По возрасту
Мальчики
Девочки
7-12 лет
13-17
лет
46
26
20
30
16
24
13
11
10
14
20
9
11
8
12
10
4
6
7
3

Любимые развлечения детей-сирот

ЛЮБИМЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Вариант ответа
Количество
ответов, %
По гендерному признаку
По возрасту
Мальчики
Девочки
7-12 лет
13-17 лет
Спорт
11
7
4
5
6
Прослушивание музыки,
просмотр телевизора
24
18
6
10
14
Чтение
20
5
15
13
7
Активный отдых на
природе
15
7
8
10
5
Общение с друзьями
1
1
0
1
0
Общение с малышами
20
6
14
13
7
Компьютер
9
6
3
3
6

Жизненные траектории детей-сирот

ЖИЗНЕННЫЕ ТРАЕКТОРИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Вариант ответа
Количество
ответов, %
Стаж педагогической работы
2-5 лет
5-10 лет
Более 10
лет
Отказ матери – государственное учреждение –
училище – пьянство, тунеядство, отказ от воспитания
собственных детей, алкоголизированная семья
65
25
15
25
Неблагополучная семья – лишение родителей прав –
приют, детский дом – училище, притон,
беспорядочная жизнь, алкоголизм – суицид, криминал
– тюрьма
12
4
6
2
Неблагополучная семья – оформление опеки
бабушкой – отказ (отмена) от опеки в подростковом
возрасте – приют, детский дом – училище –
благополучная среда – собственная благополучная
семья
23
10
8
5

Типичные характерологические особенности родителей группы риска по социальному сиротству

ТИПИЧНЫЕ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ГРУППЫ РИСКА ПО СОЦИАЛЬНОМУ
СИРОТСТВУ
Стаж педагогической работы
Вариант ответа
Количество
ответов, %
2-5 лет
5-10 лет
Более 10
лет
Разрушенные семейные связи
3
2
1
0
Алкоголизм
54
13
18
23
Тунеядство
32
12
10
10
Низкий уровень образования
1
0
1
0
Отсутствие мотивации к изменениям
2
1
1
0
Наличие семейных девиаций в
семейном анамнезе
5
2
1
2
Семейная неуспешность в нескольких
поколениях
3
1
2
0

Факторы низкой эффективности работы государственных органов

ФАКТОРЫ НИЗКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Ведомственная
ограниченность и
межведомственная
разобщенность
Постоянное
запаздывание действий
при работе с семьей,
детьми
Направленность на
реабилитацию детей без
реабилитации
биологической семьи

Способы профилактики социального сиротства

СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Социальный
патронаж
Консультирование
Тренинги
Психологическая
помощь
Просвещение родителей
Специализированн
ые подразделения
в СРЦН
Семейные и семейновоспитательные группы
Отделения дневного
пребывания
Разработка
реабилитационной
программы для
семьи
Мотивация семьи
Наличие доверительных
отношений
Активное и
заинтересованное
участие семьи