Приметы и обряды Пасхи Хорошо на Пасху (и во всю Пасхальную неделю) покататься на качелях. Христос воскресе! (о пасхальных традициях) Покататься на лошадях

1:502 1:507

Считалось, что перезвон колоколов в день Христова воскресения наделен по-настоящему волшебными силами - ударив в колокол, верующие люди просили хорошего урожая, мира и лада в семье, а девушки красивого и богатого жениха. Если человек говорил свою просьбу от чистого сердца, то она обязательно сбывалась.

1:1068 1:1073

На Руси каждый год в день этого великого праздника в каждом доме ставили около икон кувшинчики с медом, которые назывались канунчики. Хозяева зажигали в них свечи и поминали ушедших из этого мира родных и друзей, чтобы и они могли порадоваться тому, что Христос воскрес. После праздника, на пасхальной неделе, эти кувшинчики относили на кладбище и оставляли на могилах умерших. Также на кладбище брали с собой три пасхальных яйца красного цвета и сказав на могиле "Христос воскрес", крошили крашенки птицам.

1:2004

1:4

Как только в Пасхальное воскресенье начинали звонить колокола, люди крестились и трижды приговаривали: «Христос воскрес, а моей семье здоровья, моему дому богатства, моему полю урожай. Аминь».

1:363 1:368

Хорошо на Пасху (и во всю Пасхальную неделю) покататься на качелях. Это ритуал овевания. Говорят, все грехи сдувает.

1:584 1:589

Если в Пасхальную ночь зачерпнуть воды из родника или реки , то, по народному поверью, она будет обладать особенной силой.

1:816 1:821

Так, тот кто первым увидит восход Солнца на Пасху, тот будет не знать бед весь год.

1:976 1:981

Девушки, чтобы выйти замуж , должны были во время церковной службы на Пасху нужно сказать про себя: «Воскресение христово! Пошли мне жениха холостого!».

1:1263 1:1268

Если ребенок родился в пасхальное воскресенье, то он станет известным, знаменитым человеком. Тот же, кто родился на пасхальной неделе, будет обладать крепким здоровьем. Великие люди, которые могут даже изменить ход истории, рождаются не просто в Пасхальное воскресенье, а еще в полдень и в рубашке.

1:1818

1:4

Смерть в Пасху – это особый знак. Человек, скончавшийся в этот день, Богом отмечен. Его душа сразу устремится в рай, ко святым угодникам. Хоронят покойного с красным яичком в правой руке.

1:349 1:354

После утренней службы нужно как можно быстрее добраться до дома и приняться за праздничную трапезу: чем быстрее это сделать, тем успешнее пойдут дела.

1:636 1:641

А чтобы малыш рос крепким и сильным, утром в Пасхальное воскресенье его надо поставить ножками на топор и сказать: "Как сталь крепка, так и ты будь крепок и здоров. Аминь.

1:955 1:960

Если ваш малыш медленно развивается, на Пасху поводите его босиком по деревянному полу. И зубки быстрее прорежутся, и ножками скорее самостоятельно пойдет, и заговорит раньше.

1:1288 1:1293

Вербой, принесенной на вербной неделе, обмахивали детскую комнату, выгоняя тем самым напасти и хвори.

1:1485 1:1490

Хорошая примета на Пасху услышать кукушку - это предвещает прибавление в семействе, а молодым девушкам - скорое замужество.

1:1724

1:4

Наши прадеды обязательно крошили кусочек освященного кулича птицам , призывая таким образом удачу и богатство.

1:214 1:219

Плохой приметой считается, если во пасхальной службы в церкви гаснет свеча, а вот если она догорела до конца службы и человек сам ее потушил, то это к добру.

1:511 1:516

В праздник Пасхи и на протяжении всей недели за ней церковь не венчала молодых - отвлекаться на мирские праздники считалось большим грехом.

1:778 1:783

В Великий, или как его еще называют чистый, четверг каждая хозяйка устраивала в доме генеральную уборку и дочиста вымывала всю грязь. В народе говорят, что в грязный дом праздник не приходит.

1:1137 1:1142

Если вы испытываете постоянные трудности с деньгами , на Пасху обязательно подайте нищему монетку - весь год вы не будете знать нужды.

1:1392 1:1397

Девушки в этот день наводили красоту - освященное красное пасхальное яйцо клали в воду, а потом этой водой умывались.

1:1617 1:4

Влюбленные пары трепетно относились к поцелуям на Пасху. Плохой приметой считалось поцеловаться на пороге - это сулило разлуку. Также если во время поцелуя услышать карканье ворона, то влюбленные могли скоро разойтись. А вот если поцелуй происходил под деревом, то это сулило радостную жизнь.

1:546 1:551

Мамы защищали своих детей следующим образом - начиная с Пасхи и всю Пасхальную неделю малышам натощак давали сначала кусочек освященного кулича, а потом только кормили остальной едой.

1:895 1:900

А чтобы в семье был мир, лад и никто не ссорился между собой , пасхальную трапезу обязательно нужно начинать всей семьей и каждый должен в первую очередь съесть по кусочку кулича и яйца, которые были освящены в церкви.

1:1301 1:1306

Женщина, у которой никак не получается забеременеть , на Пасху должна поставить рядом с собой лишнюю тарелку положить туда кусочек пасхи со словами: "Кулич для детишек!". После трапезы этот кусочек крошили птицам.

1:1699

1:4

На Пасху, как и на Благовещение, в знак весенней свободы отпускались на волю птиц . Выпуская, загадывали желание - считалось, что птица это небесное создание, и она передаст его всевышнему.

1:351 1:356

Свечи, купленные на Пасху в церкви хранили весь год - ими благословляли молодых, ставили их возле тяжелобольных, изгоняли с их помощью нечистую силу из домов.

1:650 1:655

Люди в возрасте всю Пасхальную неделю, расчесывая волосы, говорили следующие слова: «Пошли мне, Господи, столько же внуков, сколь волос на расческе».

1:933 1:938

Остатки воска от пасхальных свечей хранили до следующей Пасхи - по народным приметам это служило оберегом дому от пожара, а семье от проклятий.

1:1206 1:1211

Муж и жена должны за завтраком в пасхальное воскресенье ударить крашеные яйца друг об друга , у кого яичко не разбилось, тот и будет "главой" семьи весь год.

1:1499

1:4

Если ваш ребенок капризен и плаксив , в Пасху родители должны обязательно пойти в церковь замаливать свои грехи.

1:215 1:220

Чтобы урожай не пострадал от града, засухи или ливней, крестьяне на Пасху зарывали в землю на поле скорлупу от пасхальных яиц.

1:458 1:463

Плохой приметой считалось проспать на Пасху утреннюю службу - это пророчило неудачи.

1:625 1:630

Если на пасхальной неделе вы увидели во сне умершего родственника это значит, что в будущем году в семье никто тяжело не заболеет и не умрет;

1:893 1:898

Если в доме кто-то находится при смерти, то в церкви в Пасхальное воскресенье нужно было постараться взять пасхальное яйцо из рук батюшки. Уходя из церкви, надо подойти к иконе Богородицы и позвать ее с собой: «Матушка Богородица, идем со мной ко мне домой. С нами ночевать, раба (имя больного) врачевать». Дома нужно было хотя бы часть принесенного яйца скормить больному. Тогда, по народному поверью, он в этот год не умрет.

1:1675

1:4

И, конечно же, люди обращали внимание и примечали погоду в этот светлый праздник.

1:158

Хорошая погода на Пасху считалась предвестником жаркого лета, облачная погода означала холодное засушливое лето;

1:372

Если на небе было видно много звезд, это означало, что еще будут заморозки;

1:512

По народным приметам если на Пасху уже весь снег растаял, значит урожай в этом оду будет богатый.

1:693

Также зажиточный год предвещали сильные дожди на пасхальной неделе.

1:823

Гроза на пасхальной неделе считалась приметой поздней и сухой осени;

1:954

Увидеть на Пасху разноцветный закат считалось отличным предзнаменованием и сулило большую удачу.

1:1139 1:1144

Приметы и заговоры к Пасхе

1:1202

С праздником Светлой Пасхи связано большое количество примет и заговоров.

1:1341
  • Если умыться водой, в которую опускали крашенное яйцо, то человек будет здоровым и пригожим.
  • Бодрствование в ночь перед Пасхой защищает от болезней, обеспечивает удачное и счастливое замужество, богатый урожай и охотничью удачу.
  • Если на на Пасху сделать семь подарков или совершите семь добрых дел, тогда Господь будет покровительствовать вам в течение целого года.
  • В Пасху муж с женой при всех не христосуются - это к разлуке. Родители и дети могут трижды поцеловаться.
  • Если на Пасху с левой руки и босиком дать поесть яиц и кулича тому, кто в доме болен, больной быстрее выздоровеет.
  • Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье» - выздоравливает даже тяжелобольной человек.
  • Чтобы жить богато, разменяйте на Пасху три раза подряд деньги. Когда разменяете их в последний, третий раз, бросьте мелочь в угол со словами: «Катись в красный угол серебро, Нам на богатство и на добро. Аминь.»
  • В канун Пасхи положите в каждый угол своей дома крашеное яичко и денежку, говоря при этом: «Как пасхальное яичко с рублем не выйдут из этого угла, так чтобы из моего дома не выходили деньги никогда. Христос воскрес, а моим словам Аминь.» Яйца на другой день съедают, а вот деньги нельзя тратить, пока не пройдет пасхальная неделя.

Казанбаева Ксения

Связь традиций одного народа с православными традициями, и сохранившимися в народе язычискими обрядами

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ташкирменская основная общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

«Пасха и качели»

Руководитель: Сидорова Марина Терентьевна, учитель истории и обществознания МБОУ Ташкирменской ООШ Лаишевского МР РТ

2017

Введение

  1. Праздник праздников.
  2. Качели и Пасха.
  3. Заключение.

Введение.

Родной край. Такое простое и емкое понятие. Исток всех начал. Родина начинается с отчего дома, родной улицы, города, села. Родной край - частица Родины. Нужно хорошо знать свою малую родину. Знать, чтобы полюбить ее. А нельзя любить то, что не знаешь. «Без прошлого - нет будущего», - сказал однажды мудрый человек и к этому остаётся добавить: «Необходимо знать и ценить историю своей малой родины, только в этом случае можно принести пользу себе и своему отечеству!»

На мой взгляд, исследование истории родного села через истоки его возникновения, через историю жизни его жителей открывает новые перспективы для развития.

Цель исследования – рассмотреть особенности проведения пасхальных обрядов кряшен с. Ташкирмень.

В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Выявить и описать основные традиции народа, связанные с проведения пасхальных обрядов
  2. Рассмотреть основные проблемы сохранения обрядов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Изучение, сравнение исторических источников.
  2. Проведение опроса жителей села Ташкирмень.

Были исследованы материалы Ф.С.Баязитова «Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении», Москва, «Наука», 1986г. Ю.Г. Мухаметшин «Татары-кряшены», Москва, издательство «Наука», 1977г. Использованы интернет ресурсы.

Проведенная мной работа показала, что источники описывают традиции проведения праздника в общих чертах, присущих кряшенам в целом. Мы хотим показать особенность проведения праздника в нашем селе. Это и обуславливает новизну нашего исследования.

Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в учебно - воспитательном процессе школы.

  1. Праздник праздников.

В христианской традиции Пасха занимает особое место «Праздника праздников». Подготовка к нему предполагает последовательное соблюдение ряда религиозных предписаний. Но существует и иная, «народная», традиция отношения к Пасхе, в рамках которой множество примет, суеверий и обычаев сосуществуют, а порой и переплетаются, с элементами церковной традиции, и вместе с тем создают свою сеть значений.

С Пасхой, как и с предшествующим ей Великим четвергом, связывался комплекс очистительных обрядов. Утром было принято умываться водой, в которую были опущены серебряные крестики, - «лицо глаже будет». С Пасхой связывались представления о святости воды в этот день. Одной из особенностей подготовки к Пасхе было украшение божницы и дома на праздник. При этом дом украшали не как обычно, развешивая в простенках полотенца, но и изготавливали специальные атрибуты и украшения.

Изучая тему, я обратилась за помощью к старожилам села. Они много мне рассказали о том, как идет подготовка к празднованию Пасхи. Как оказалось, мы до сих пор придерживаемся тех обычаев, которые были заложены нашими предками.

В традиции кряшен нашего села наибольшую значимость имеет крестный ход вокруг церкви и «встреча Христа», время первого произнесения пасхального приветствия «Христос воскресе!». Моя бабушка, Кузнецова Мария Ивановна, рассказывает, что раньше, в годы ее детства, пасхальная ночь, единственная в течение года, на которую распространялся запрет спать. Нарушался обычный распорядок времени, что имело особый символический характер. Праздничным обычно считалось всё время Пасхальной недели - от воскресенья до воскресенья. В Пасху запрещалась любая работа. Неделя перед пасхой была особенной: нужно дом помыть, все вычистить. А еще в эту неделю, начиная с понедельника, хозяйка считала, сколько яиц снесут курицы в этот день. Каждый день отводился кому- нибудь из домочадцев и, если вдруг куры сносили больше яиц, чем обычно, говорили, что этого человека Бог любит и год у него сложиться хорошо. Для детей в любой исторический отрезок Пасха особенный праздник и детям в этот праздник отводится важная миссия. Начнем с того, что на Пасху дети одевали все новое. Затем мальчики и девочки обязательно собирали крашенные яйца в красивые мешочки, сшитые специально для этого праздника. А первых вошедших в дом детей хозяйка сажала на подушку и дети говорили: «Йомыркагыз күп булсын, тавыкларыгыз исен булсын, чыбышләрегез исен-сау, матур булсын». Хозяйкам особенно нравилось, когда первыми в дом приходили мальчики. Это сулило много яиц и хороший приплод цыплят. Когда дети обойдут всех родственников они собираются на пригорке, считают, кто сколько яиц собрал, обедают и начинают играть: катать яйца с горы: у кого дальше прокатится, тот и выиграл. Или яйцом стараются сбить другие. Что заденешь - то твоё. Эти традиции в нашем селе поддерживаются до сих пор. Обычно до обеденного времени хозяйки ждут детей, а затем и сами начинают ходить друг к другу в гости.

  1. Качели и Пасха.

В моем родном селе Пасха не проходит без качелей. Качели устанавливают в день перед Пасхой. Занимаются этим молодые парни. Установка качелей дело сложное, сопряженное с тяжелой физической нагрузкой. Сегодня в селе Ташкирмень отведено специальное место для качелей, а раньше их устанавливали в разных местах и были они не такими большими, как сегодня. Катание на качелях – это забава молодежи. Но самое интересное, что качели ставили на определенный период. Вот меня и заинтересовало, как связаны качели и Пасха?

Изучив литературу, интернет источники, я не нашла информации о том, какие еще народы ставят качели на Пасху. Не найдя в литературе нужной информации, я опять обратилась к старожилам нашего села.

Самый старый житель нашего села Ануфриева Мария Ивановна, которой 93 года рассказала, что качели были всегда. Ставили их даже вовремя Великой Отечественной войны, но были они небольшими. Назначение качелей доподлинно никто не помнит. Одни говорят, что качели – это всего лишь молодежная забава, другие - связывают качели с весной, с солнцем, а третьи утверждают, что качели это некий символ перехода природы из состояния зимы, и призыв солнца. Ведь катались на качелях отчаянно, выделывая «солнышко» или «полусолнце». Тем не менее, качели у кряшен нашего села это одновременно и символ Пасхи, хвала воскрешения Иисуса Христа и его вознесения, и символ весны.

Отрадно, что качели устанавливают и в наше время. Процесс это довольно трудоемкий. Необходимо подготовить 7 бревен, не толстые, но длинные. Самым подходящим деревом является сосна. Парни за неделю готовят бревна, обтесывают их.

А в субботу, перед Пасхой, весь день занимаются их установкой. С двух сторон устанавливают по три бревна, крепко связывают их сверху канатом.

И начинается катание на качелях!!! Правда, бабушки предупреждают, что кататься на этих качелях нужно только в послепасхальную неделю. А дальше качели могут навредить духовному состоянию человека, ухудшить его благосостояние.

Заключение.

Качели на Пасху – это отголосок язычества кряшен. Однако, сегодня этот символ стал атрибутом православного праздника Пасха в кряшенском селе Ташкирмень. В данной работе мной выявлено, что кряшены села Ташкирмень не просто помнят обычаи своих предков, но используют их в современной жизни. «Необходимо знать и ценить историю своей малой родины, только в этом случае можно принести пользу себе и своему отечеству!» Я полностью согласна с этим высказыванием. И для меня моя малая Родина – это качели на Пасху.

Список использованной литературы.

  1. Ф.С.Баязитова «Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении», Москва, «Наука», 1986г.
  2. Максим Глухов-Ногайбек «Судьба гвардейцев Сеюмбеки» Казань, издательство «Ватан», 1993г.
  3. Ю.Г. Мухаметшин «Татары-кряшены», Москва, издательство «Наука», 1977г.
  4. Интернет ресурсы
  5. Воспоминания старожилов села.

В авожский район расположен на юго-западе Удмуртской Республики в бассейне реки Вятки. Это традиционно удмуртская территория, на которой русские поселения появились не ранее XVIII века. Русские переселенцы из Вятского, Сарапульского и Елабужского уездов Вятской губернии обосновывались вблизи удмуртских деревень, а иногда и в самих деревнях, но обязательно через символическую границу (за логом, за речкой и т. д.), а также осваивали территории, дотоле пустовавшие. Значительное количество среди них составляли старообрядцы.

На территории Вавожского района сохранилось несколько песенных реликтов, в том числе уникальные образцы качельных песен. В других районах Удмуртии с качанием на качелях обычно связано исполнение лирических и шуточных песен, припевок и частушек, но только в Вавожском районе бытовали специальные песни, сопровождающие этот процесс. Термин «качельные песни» является условным, поскольку традиционного названия для данных песен зафиксировать не удалось. Однако стоит упомянуть, что из уст исполнителей по отношению к ним всё же прозвучало слово присказульки . Как удалось выяснить, на территории Вавожского района все жанры музыкального фольклора делятся на собственно песни и присказульки . Последними исполнители называют образцы фольклора несерьезного содержания, исполняющиеся особым образом, близким к мелодекламации.

Качание на качелях - обряд весеннего цикла, истоки которого лежат в мифологических представлениях дохристианской эпохи о весне как о переходном времени пробуждения, обновления жизни. Качание на качелях в этот период должно было стимулировать плодородные силы природы, благотворно влиять на урожай, на появление потомства у людей и животных. Сами качели, сооружение и разборка которых регламентировались определенными сроками, являлись материальным символом конкретного - весеннего - календарного периода. Качели (качель ) ставили каждый год заново мужчины и парни непосредственно в день Пасхи на открытом пространстве посреди деревни или за околицей, на опушке ближайшего леса. Как правило, качели стояли с Пасхи до Вознесения, однако в деревнях со старообрядческим населением их разбирали сразу после пасхальной недели.

Способы изготовления качелей были разными. Обычно в землю врывали два огромных столба, укрепленных деревянными распорками. Сверху между столбами прикручивалась или прибивалась большими железными штырями перекладина, к которой привязывали длинные, достаточно толстые веревки. Между ними укладывали широкую доску. Чтобы веревки не скользили, на доске вырезали зазубрины. В большинстве описанных вариантов доску располагали перпендикулярно перекладине. В качестве опоры могли использоваться и близко расположенные друг к другу стволы деревьев, тогда перекладину клали в естественные пазы между стволом и крепкой веткой. В некоторых случаях веревки привязывали непосредственно к толстым веткам, растущим горизонтально. Позднее, по воспоминаниям информантов, «качели-то некому стало делать вот, в войну-то, так по лабазам ужо делали. Там переводы большие, новые веревки кладовшик-от даст, привязывают-от и качались».

Время начала качания на качелях строго регламентировано: «С утра, значит, с красными яйцами христосовались, а потом в середине дня начиналось уже качание на качелях». В последующие дни пасхальной недели качаться можно было уже в любое время суток, но, как правило, ближе к вечеру.

У качелей обычно собиралась местная молодежь и подростки, привлеченные желанием поиграть, побалагурить, покрасоваться друг перед другом. Девушки надевали лучшие платья, причем на Пасху было принято надевать всё новое. Парни стремились продемонстрировать свою ловкость и силу, раскачивая девушек все выше и выше, «чуть ли не до солнышка». Ситуация солнышка , весьма опасная, возникала в том случае, когда качели проворачивались вокруг своей оси.

На доске качелей усаживалось несколько девушек, обыкновенно двое, спинками друг к другу, а двое парней раскачивали их, встав по обеим сторонам доски и держась за веревки. Главная интрига этого действия заключалась в возможности узнать у девушек имя их симпатии. Раскачивали девушек до тех пор, пока они не откроют свой секрет, не скажут имя жениха. Получив ответ, парни останавливали качели.

Все действие сопровождалось смехом, возгласами, и, конечно, песнями. Важно отметить, что в Вавожском районе именно с Пасхи начинали водить хороводы, а открывали хороводный цикл качельные песни: «Начинали с «Красного яичушка». Начинали с качелей и все уже хороводные пели». Если сведения о качании на качелях зафиксированы повсеместно, то песни, сопровождавшие это действие, удалось записать далеко не везде, поскольку помнят их лишь немногие.

Первым опубликованным образцом качельных песен, записанным на территории Удмуртии, считается текстовая запись Г.Е. Верещагина, датируемая началом XX века. Указание на место записи отсутствует, однако вопрошающий зачин, который присутствует во всех зафиксированных на территории Вавожского района образцах, позволяет отнести эту запись к вавожской традиции.

Красное яичко!
Скажи жениха.
Не скажешь ты его -
Закачаем тебя.
До верхнего до бревна,
До высокого коня.

По мнению исследователя, «красным яичком» «называется боязливая девушка, которая просит качать легче или остановиться. «Красным яичком» считается более приличным называть девушку во всю светлую Седмицу (на неделе Святой Пасхи)» [см. Библиографию, № 1, с. 208].

Яйцо - древнейший символ плодородия, весеннего солнца, несущего жизнь. С яйцами совершают обрядовые действия на Пасху - кладут их на божницу, катают с гор, обмениваются ими и т. д. Этот символ дополнен мотивом качания, которое, как и всякое действие, изображающее подъем, наделяется продуцирующими свойствами.

В вышеприведенном тексте обращают на себя внимание этнографические подробности качания - до верхнего бревна, высокого коня , то есть до конька крыши.

В другом образце мотив качания связан с брачной тематикой, заигрыванием парня с девушкой:

Закачаем, залучаем,
За себя взамуж возму.

Употребленное здесь слово залучать выступает в значении завлекать, заманивать .

Практически во всех текстах качельных песен устойчиво присутствует брачная тема. Появляется образ голубка - влюбленного молодца, уронившего сапог и просящего девушку его поднять. Используется в тексте и свадебный термин дары , девушка должна успеть их вышить ко времени проведения базара, на котором традиционно проходила «ярмарка невест». Качество вышитой одежды играло не последнюю роль в ситуации выбора невесты.

Летел голубок,
Уронил сапожок.
- Подай, девица, сапог,
Подай, красная, сапог,
- Недосуг подавать,
Надо дары вышивать,
Надо дары вышивать,
На базар поспевать.
[Женихов выбирать].

Обращает на себя внимание цветовая палитра песен. Красный, желтый и зеленый цвета даются в разных сочетаниях.

Красненько яичушко,
Желтенько желтышушко...

Красненькё яичушко,
Зелёненькё желтышушко...

Подобное сосредоточение в небольшом по масштабу тексте названий цветов может выражать особые, ярко эмоциональные переживания участников качельного действа:

В красненькой рубашке,
В зелененьких штанишках,
На березовом сучке -
Тут и твой женишок.

Березовый сучок, упоминаемый в данном тексте, указывает на то, что деревом, на котором устанавливались качели, могла быть береза. Кроме того, этот образ может быть истолкован и с точки зрения эротической символики.

Мотив вопрошания, присутствующий во всех качельных песнях, сближает их с другими календарно приуроченными песнями, весенне-летними игровыми хороводами, а также с песнями святочных гаданий «Имею».

Таким образом, тексты качельных песен, в которых с этнографическими подробностями описывается качание на качелях, восходящее к обрядовым практикам, и наличествует брачная тематика, соответствуют основным характеристикам календарного жанра, а диалогический характер изложения, наряду с использованием некоторых малоупотребительных, устаревших слов свидетельствуют об их достаточно раннем происхождении.

Записанные тексты качельных песен поются на один напев, основанный на вариантном повторении интонационно-ритмического звена. В его основе лежит тетрахорд в кварте. Равномерная ритмика, продиктованная производимым действием - качанием, организует поэтический текст, образуя построения восьмивременной протяженности. В зависимости от объема поэтического текста песни содержат от 6 до 17 построений.

Стоит отметить, что в песенной традиции Вавожского района на напев качельных песен исполняются тексты еще одного календарного жанра - святочных гаданий «Илею».

Между гаданиями «Илею» и качельными песнями обнаруживаются аналогии не только в звуковом плане, но и в кинетическом. Исполнение и тех и других сопровождается длительным равномерным движением. В качельных песнях это раскачивание, а в святочных гаданиях - трясение собранных в специальную емкость колец.

Пели качельные песни молодые девушки, как сидевшие на качелях, так и наблюдавшие за процессом. С точки зрения интонирования этих песен единства не существует, однако в большинстве случаев оно приближено к тонированно-речевому. Следующий за основным текстом вопрос «Скажи, кого любишь?» или «Скажи, кто твой жених?» произносится говорком.

Интересно отметить, что на территории Кизнерского района, граничащего с Вавожским, исследовательницей Р.А. Чураковой зафиксировано существование аналогичного жанра в удмуртской песенной традиции. Качели в удмуртских деревнях также ставили молодые парни на Пасху, выбирая для них возвышенное место. Вечерами вплоть до Троицы молодежь качалась на них с пением песен. Специальные качельные песни (зезиран гур ) были обнаружены только в д. Вичурка. В текстах записанных песен содержатся образы, имеющие эротический смысл. Явно просматриваемое сходство в бытовании и оформлении качельных песен у русских и удмуртов может свидетельствовать о том, что рассматриваемая территория была общим для обоих народов пространством, в котором складывался жанр качельных песен.

Традиция качания на качелях с пением песен на сегодняшний день ушла из живого бытования, оставшись только в воспоминаниях старожилов, но сами качели пока не забыты, на них еще с удовольствием качаются и дети, и молодежь. Иногда еще можно встретить ситуацию, когда парни у девушек в процессе качания допытываются: «Ну-ка, скажи, кого любишь?»

Пасха – это совершенно особенный праздник. Вы обращали внимание, что в пасхальную ночь в храмы устремляются даже те, кто почти никогда туда не ходит? Можно, конечно, посетовать на то, что храм стал для этих людей пустой формальностью. Порою священники с упреком называют их «пасхальными христианами».
Но давайте задумаемся, так ли это плохо. Лучше прийти в храм хотя бы на Пасху, чем не прийти ни разу! Иногда люди и сами не очень отдают себе отчет в том, что именно влечет их на пасхальную службу. Что-то таинственное и неведомое, к чему хочется прикоснуться душой...

Что такое Пасха?

Изначально Пасха была не христианским, а иудейским праздником. За 1500 лет до Рождества Христова древние иудеи начали праздновать Пасху в память о счастливом исходе из Египта под предводительством пророка Моисея. Дело в том, что египетский фараон очень долго не соглашался отпустить израильтян в Землю Обетованную. За это Бог посылал на Египет все новые и новые ужасные бедствия – «казни». И лишь последняя «казнь» заставила фараона отпустить иудеев. Бог возвестил, что Он «пройдет посреди Египта; и умрет всякий первенец в земле Египетской». Для того, чтобы спасти своих первенцев, иудеи должны были пометить косяки своих дверей кровью жертвенных агнцев (ягнят). Так все и произошло. Бог «прошел мимо» иудейских домов, и сохранил жизни первенцев из иудейских семей. Само слово «Пасха» (точнее, Песах) по-древнееврейски означает «прохождение мимо», ибо смерть прошла в ту ночь мимо израильтян. Ветхозаветная Пасха была символом избавления от египетского рабства.

Новозаветная, христианская пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и воскресения Иисуса Христа – как праздник победы над смертью. К V веку церковь разработала правила и сроки празднования Пасхи, упорядочила обряды и каноны и окончательно утвердила их на Вселенских соборах на все времена. Было установлено, что христианская Пасха – это праздник Воскресения Христова и празднуется отдельно от иудейской, в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха – праздник переходящий, его дата определяется каждый год заново. Однако из-за разницы в церковных календарях православные и католики празднуют Пасху в разное время.

Великая неделя

На Руси праздник Святой Пасхи всегда был самым радостным и торжественным. Не случайно и назывался он «Велик день». Вся неделя, предшествующая этому дню, называется Великой, или Страстной неделей. И каждый ее день – особый. Вспомним о событиях тех далеких времен. В четверг, после Тайной Вечери, Христос с учениками отправился в Гефсиманский сад и там, оставив их, стал один молиться Отцу. Здесь Иисуса схватили стражники и предали суду. В пятницу Он принял крестную смерть. Об этих событиях и говорят последние дни Страстной недели: Великий Четверг – духовное очищение, принятие таинства Причащения; Страстная Пятница – страдания Иисуса Христа, погребение Его тела; Великая Суббота – день печали и ожидания Воскресения Христова; и, наконец, – Светлое Воскресение Христово.

У наших предков существовало множество обычаев, приуроченных к дням Великой Недели.
В Великий Четверг, который в народных традициях называют «чистым», каждый православный человек стремится духовно очиститься, принять таинство Причащения. В народе этот день отмечался и водным очищением – купанием в проруби, реке, озере. Не случайно в этот же день полагалось убирать в доме, наводить чистоту и блеск перед Великим праздником. В четверг же красили яйца к пасхальному столу. Вечером обычно совершалась утреня с чтением Страстей Господних. Выслушав это чтение в храме, верующие после службы несли из храма домой страстную четверговую свечу. К ней относились с особым почтением и старались, чтобы по дороге домой она не погасла.
Весь вечер Великого Четверга и в Страстную Пятницу в домах православных христиан пекли куличи и делали сырные пасхи, а в Страстную Субботу освящали их. В Страстную неделю принято было совершать добрые дела. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогают снять с души грех. Так, в России было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы. Малоимущие люди выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить беззащитное существо на волю. Именно об этом обычае писал Пушкин:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
(«Птичка», 1823)

Символы Святой Пасхи

Даже те, кто и христианами себя не считает, стараются, чтобы на Пасху в доме непременно были куличи, сырные пасхи и крашеные яйца. Что это за атрибуты Великого Светлого праздника? Безусловно, в них есть и языческие элементы, однако Церковь не отрицает их, а наполняет новым смыслом.

Конечно, не случайно Воскресение произошло именно весной, когда воскресает сама природа – оживают деревья, и земля пробуждается ото сна. И пасхальные традиции имеют самое прямое отношение к этому обстоятельству.

Вот, к примеру, в чем смысл праздничного кулича? Человек собирал остатки прошлогоднего урожая и в память и благодарность о трудах, которые успешно завершены, пек хлеб – иногда в форме птиц (отголоском этой традиции стали знаменитые «жаворонки», которые до сих пор пекут на Благовещенье), иногда в форме столбика (такая форма принята и сейчас).
Сырная пасха – это спрессованный сладкий творог с эмблемами воскресшего Христа: ХВ – Христос Воскрес. Пасху делают в форме усеченной пирамиды (одни источники называют ее символом Гроба Господнего, другие – символом Голгофы, на которую взошел Христос).
А крашеные яйца! Яйцо было одним из древнейших языческих символов воскресения из мертвых, ведь оно по виду похоже на мертвый камень, гладкое, неподвижное, но в нем бьется новая жизнь.

Обычай дарить на Пасху яйцо, притом, желательно, красное, связывают с именем св. Марии Магдалины. Подобно апостолам, она прошла через многие страны, проповедуя Евангелие (потому ее и называют равноапостольной). В Риме Мария предстала перед императором Тиберием и, поднеся ему яйцо, сказала «Христос воскрес!» С этих слов и началась ее проповедь. В древности иудеи, как и многие другие народы, дарили друг другу яйца в знак уважения в новый год, в день рождения и в других важных случаях. С этими подарками следовало идти на поклон к вельможам и богачам. И потому не удивительно, что бедная Мария, «не носившая, – как пишут о ней святые отцы, – ни сребра, ни злата», пришла в гордый Рим проповедовать Благую Весть и предстала перед императором с… обычным даром бедняков.
Говорят, Тиберий усомнился в ее словах и сказал, что никто не может воскреснуть из мертвых, в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо из белого стало превращаться в красное.
Вслед за Марией Магдалиной и древние, и нынешние христиане дарят друг другу на Пасху красное яйцо. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир рождается заново через Воскресенье Христово. Красный цвет знаменует радость воскресения, возрождения рода человеческого. Но это еще и цвет пролитой на кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

Светлое Воскресенье

На Пасху принято христосоваться – приветствовать друг друга с поцелуями и восклицанием «Христос воскресе!» Считается, что так приветствовали друг друга сами апостолы и другие ученики Христа в первые дни по Воскресении Спасителя.
«Да памятуем и те святые целования, которые, при благоговейных объятиях, даем друг другу», – напоминал своей пастве св. Иоанн Златоуст.

Поскольку день этот был особенным, с ним связывалось множество примет и обычаев. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновенье. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!

В Тамбовской губернии считали, что мороз или гром на первый день Пасхи предвещают хороший урожай льна. А в Пинежье крестьяне говорили: «Как дождь или непогоды в первый день Пасхи, дак весна дождлива будет».
Особые пасхальные приметы были у стариков. На Пасху старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, а старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.
Во время пасхальной службы девушки тихонько шептали: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в портчонках!» или «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!» Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девушка ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый, если в щи упадет таракан или муха – к свиданию, губа чешется – к поцелуям, бровь станет чесаться – к свиданию с милым. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой.

Светлая седмица

Вся Светлая Пасхальная неделя была одним большим праздником. Она была заполнена праздничными службами в церкви, различными играми, развлечениями, хождением в гости.
Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц. Для этого заранее готовились специальные желобки (деревянные лоточки с невысокими бортиками). Желобки наклонно устанавливали на земле или другом ровном месте. Игроки поочередно пускали крашеные яйца по лотку, и тот, чье яйцо прокатывалось дальше, выигрывал. Если яйцо, пущенное кем-то из игроков, задевало уже находящиеся внизу яйца, то их отдавали этому игроку.

Игра в «кучки» считалась девичьей. Насыпалось несколько кучек песка – не меньше двух на каждую девушку. Затем под одну из кучек прятали яйцо. Девушки должны были угадать, где спрятаны яйца. Иногда кучки заменялись шапками.

С Пасхой связано и катание на качелях. Едва ли не в каждом дворе устанавливали для ребятни качели, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т.п.) заранее возводились большие общественные качели.
Вот что пишут об этом очевидцы:
«… на качелях катаются решительно все, возле качелей образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи: одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями».

На Святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляно,
Зимой повенчаюся.
Скоро Пасха придет,
Кто нас покачает?
Как у ноненших ребят
Веревок не бывает!

В русских западных губерниях на Пасху совершался еще обход дворов, напоминающий святочное колядование (нередко он еще назвался «зелеными святками»). Его исполняла группа мужчин-волочебников:

Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдемте в тое село,
Поздравим их с праздником,
Их с праздником,
с Христовым днем,
С Христовым днем, красным яйцом!

В песнях доброму хозяину сообщали радостные новости о начале посевных работ, о приплоде скота, о грядущем достатке в доме. Волочебникам принято было выносить яйца, сало, деньги, пироги, молоко и пр. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:

Кто не даст нам яйца – околеет овца,
Не даст сала кусок – околеет телок,
Нам не дали сала – коровушка пала.

На Пасху нередко посещали кладбища – ходили «христосоваться» с покойниками. На могилах оставляли крашеные яйца, немного хлеба и пива.

Как празднуют Пасху в других странах

Пасху празднует весь христианский мир – католики, православные, протестанты… И народные традиции, поверья в каждой стране по-своему украшают этот светлый праздник.
Так, по всей Италии принято дарить друг другу «голубку» – булочку в форме птички, усыпанную зернышками сахара. А в Англии пасхальные булочки hot cross buns обязательно перед выпечкой крестообразно надрезают сверху. В Португалии в воскресный день священник весь день ходит по сверкающим чистотой домам прихожан, разнося пасхальные благословения, и его угощают голубыми и розовыми драже, шоколадными яйцами, печеньем и стаканчиком настоящего портвейна. А в Польше существует «oblewany ponedzialek» – в понедельник после Пасхи парни и девушки обливают друг друга водой. Кстати, на Украине тоже есть подобный обычай. Правда, водой там принято окатывать не всех подряд, а лишь того, кто проспит Пасхальную заутреню.

Кипр
На Кипре накануне Пасхи хозяйки выпекают сырный пирог «флаунес» и красят яйца. Вечером в субботу дети ходят от дома к дому, распевая песни, и получают по традиции куски пирога и пасхальные яйца. Ближе к полуночи около церкви сжигается чучело Иуды, и начинается торжественное богослужение.

В Греции, как и в России, сильны православные традиции, и Пасхе там предшествует очень строгий пост. Для того, чтобы легче было выдержать пост, греческие хозяйки выпекают из пресного теста «госпожу Саракости» (слово «саракости» в переводе и означает «пост»). У нее нет рта (ведь она постится), ее глаза закрыты и руки скрещены в молитве, а на голове крест – как у церкви. А еще у «госпожи Саракости» семь ножек, по одной на каждую неделю Великого поста, включая и Страстную неделю. Каждую субботу у нее отрезают по ножке, а последнюю ножку прячут в сушеный инжир. Считается, что тот, кто найдет эту ножку, будет счастливым. В небольших греческих городах и по сей день жива традиция – в каждом доме весь год должна гореть лампада, зажженная от пасхального огня.

Швеция
Жители Швеции украшают к Пасхе свои дома особыми цветниками – желтого, зеленого и белого цвета. Еще одно традиционное украшение – желтые цыплята в обрамлении цветных нарядных перьев. Никаких специальных пасхальных блюд шведы не готовят, но зато налегают на конфеты и другие сладости. Пасхальные яйца часто делают из картона, а внутрь каждого яйца кладут по большой красивой конфете.

Германия

Задолго до Страстной недели все витрины и окна домов немецких горожан почти одновременно желтеют. Повсюду появляются первые бутоны весенних цветов. Немцы называют их остерглоккен – пасхальные колокольчики, расцветающие на Пасху независимо от погодных капризов. Это хорошо известный нашим садоводам желтый нарцисс с махровой сердцевиной. Его цвет и форма, напоминающие солнце, стали лейтмотивом весеннего праздника. И, конечно, утки, гуси, барашки, божьи коровки, а самое главное – пасхальные зайцы – заполоняют собою на это время все пространство. Почему зайцы? Видимо, зайцы, как и кролики, столь плодовиты, что тоже стали символом плодородия и жизни.

В восточных землях в один из дней накануне Пасхи обвязывают соломой огромные тележные колеса, вечером их поджигают и пускают с горы. Считается, что, если колесо докатится до долины и не погаснет, быть хорошему урожаю. В одних деревнях устраиваются пасхальные костры и праздники, связанные с целебной силой воды, освободившейся ото льда. В других – проходят красочные конные шествия – всадники и кони в средневековых нарядах под звон колоколов разъезжают по округе. Но в Страстную пятницу все замирает. Во многих городах закрываются не только магазины, но и рестораны, и пивные. В некоторых германских землях в этот день не работают даже театры и увеселительные заведения.
Так же, как и в России, в Германии на Пасху принято красить яйца. Правда, в церкви яйца не освящают. Раскрашивают их всей семьей накануне Пасхального воскресенья. Посреди гостиной ставят огромный букет из свежих веток и его украшают цветными яйцами, как рождественскую елку. А оставшиеся прячут в саду, у кого он есть, или просто в укромных уголках дома.

Утром в Пасхальное воскресенье семья собирается за традиционным праздничным завтраком. Накануне родители прячут корзины со сладостями, пасхальными яйцами и небольшими подарками. После завтрака они говорят детям: «Пасхальный зайчик спрятал для вас подарок, вы должны его найти». Поиск подарка, как известно, особое удовольствие! Во второй половине праздничного воскресенья принято ходить к друзьям и родственникам и обмениваться подарками.

Америка
В Пасхальное воскресенье американцы стараются побывать на службе в церкви. Служба обычно сопровождается коллективным пением. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофеля, фруктового салата и овощей. Дети получают корзинки от «пасхального зайчика», который еще ранним утром наполнил их разноцветными яйцами, шоколадом и конфетами.
В Америке на Пасху очень популярна игра – катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются – кто дальше и без остановки сможет прокатить свое яйцо. Самое большое соревнование происходит на газоне близ Белого Дома в Вашингтоне. Сотни детей приходят со своими пасхальными корзинками, наполненными ярко раскрашенными яйцами, и катают их вниз по лужайке около президентского дворца.

Кто приносит пасхальные подарки?

В Бельгии детворе приносит подарки пасхальная шоколадная курица. Обычно она обитает в саду, и малыши сразу после праздничного завтрака устремляются на ее поиски. В Германии, Голландии и Франции пальму первенства удерживают пасхальные зайцы-кролики (тоже, кстати, шоколадные). Во Франции существует еще поверье, что на Святую неделю церковные колокола улетают в Рим, а возвращаясь, они оставляют в садах на радость ребятишкам сахарные и шоколадные яйца, курочек, цыплят и кроликов из шоколада. В Люксембурге тоже верят в воздушные путешествия «пасхальных колоколов», поэтому в Страстную пятницу дети ходят по улицам с трещотками, «заменяя» отсутствующие колокола.

Традиционное угощенье

В России, конечно, это кулич, сырная пасха и крашеные яйца. Обычно на Пасху, ко времени возвращения семьи из церкви от заутрени уже был накрыт богатый стол. Отныне снимался запрет на скоромную пищу, и стол уставляли всевозможными яствами для разговения – поросенком, бужениной, холодцом, ветчиной, разнообразными сырами, молочными продуктами и пр.
В большинстве стран на праздничном столе обязательно должно присутствовать блюдо из ягненка. И это не случайно. Ведь ягненок – древнейшая составляющая пасхального торжества, которая присутствовала еще в еврейской, дохристианской Пасхе. Теперь, правда, эта составляющая наполняется новым смыслом – она символизирует жертву, принесенную за человечество. В Германии ягненка запекают в тесте или жарят баранью ногу. Во Франции, Нидерландах, Великобритании и Ирландии к праздничному столу молодого барашка подают с ранними овощами. В Италии традиционны блюда из молочного ягненка, который иногда заменяется молочным козленком. Иногда готовят и сладкие пироги или кексы в форме ягненка. Сверху их покрывают белым кремом – словно белой пушистой шубкой.

Как видите, народные традиции празднования Святой Пасхи богаты и разнообразны. Может быть, какие-то понравившиеся вам обычаи приживутся и в вашей семье? Почему бы нет?

Приметы и обряды Пасхи Хорошо на Пасху (и во всю Пасхальную неделю) покататься на качелях. Это ритуал овевания. Говорят, все грехи сдувает. Вербой, принесенной на вербной неделе, обмахивали детскую комнату, выгоняя тем самым напасти и хвори. Если ваш малыш медленно развивается, на Пасху поводите его босиком по деревянному полу. И зубки быстрее прорежутся, и ножками скорее самостоятельно пойдет, и заговорит раньше. Ребенок, родившийся в Пасхальную неделю, или, тем более, в Пасху, будет не только удачлив и отменно здоров, но и достигнет высоких чинов. Понедельник В этот день начинается большая приборка. Дом очищается от старых, громоздких вещей. Вторник Закупаются продукты для Пасхи. Женщины готовят лечебные настои. Мужчины же не должны даже касаться трав, настоек, порошков. Среда Это день стирки и всяких протираний. В среду желательно тщательно вымыть, выскоблить полы, выбить ковры. Четверг (Великий четверг) Править волосы пора! В этот день впервые стригли младенцев. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы. С утра в Четверг начинали печь куличи, бабы, мелкие изделия из пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Вечером готовили пасху. В этот день готовят четверговую соль: ее прокаливают на сковороде, и соль приобретает лечебные свойства. Желательно эту соль освятить в Храме. Следует всем в семье взять по горстке соли и ссыпать в один пакет. Эту соль убирают и хранят, и называется она «четверговая соль». Ею раньше лечили себя, а также своих родных и близких. Из этой же соли делали обереги для семьи, скота, огорода, дома. Четверговая соль, собранная с трех дворов - излечивает даже смертельные болезни. В Чистый четверг необходимо пройтись по своим знакомым и друзьям и попросить по маленькой горсти соли. Можно не просить соль ни у кого, а высыпать пачку соли на сковороду и жарить ее, постоянно помешивая. При этом необходимо постоянно читать молитву «Отче наш». Когда соль будет готова - вы почувствуете сами. Если соль на сковороде начинает трещать и стрелять, в этом случае - соль необходимо жарить столько времени, пока она не «успокоится». И не забывайте, что все это время вам необходимо читать молитву. В Чистый четверг убирают, стирают, моют все в доме. Вымой окна и двери той водой, в которой лежит мелочь - весь год деньги будут приумножаться. После того, как вы вымоете все окна и двери в вашем доме или квартире, мелочь необходимо вынуть и положить на неделю в самый дальний угол в вашем доме, но только после того, как вы там уберете. А воду необходимо вылить под любое дерево, которое вам понравится. А после этого можно приступать к уборке всего помещения. Если в Чистый четверг переставить много предметов с одного места на другое, то проблем с деньгами не будет. Можно сделать перестановку в доме, если хотите, чтобы ваши желания сбылись. Одним ударом вы и реализуете свое желание, и привлечете к себе удачу. Условие одно - уборка на первом месте. Принято было собирать и сжигать ветви можжевельника для окуривания жилища. Считается, что целебный можжевеловый дым защищает человека от нечисти и болезней. В Чистый четверг умоешься с серебра - нечистая сила не тронет. Считается, что если в сосуд с водой положить на ночь любую серебряную вещь, а утром этой водой умыться, то никто в течение всего года не сможет нанести вам никакого вреда. Особенно необходимо умывать, таким образом, ребенка, которому еще не исполнился годик. Начиная с четверга из дома до Пасхи не отдают и не выносят ничего. В этот день нужно пересчитать все деньги три раза, чтобы потом весь год «водились» деньги. Деньги пересчитывают на восходе и в обед. Никто, даже домашние, не должны видеть это. Только после Чистого четверга начинают печь куличи и красить пасхальные яйца. Эта примета придумана тоже не с проста. У тех, кто не соблюдает правила Чистого четверга, и пасхи не поднимутся Пятница Кулинария в этот день спорится. Продолжали печь и готовиться к празднованию Пасхи. «Ангелы помогают», - говорят набожные люди. Обметают углы тряпкой. По приметам эта тряпка помогала избавиться от болей в пояснице, если ею обвязать себя. Этой же тряпкой вытирали ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели. Зола, взятая из печи в пятницу перед Пасхой, помогала вылечиться от алкоголизма, черной тряски, от сглаза и от смертной тоски. В пятницу смотрят в окно, примечая, кого увидят в первую очередь: если мужчину, то к благополучию на три месяца. Если в это время человек заболеет, то быстро выздоровеет. Любая проблема легко разрешится. Если увидите женщину старую, то будут чередой три месяца неудачи и болезни. А если первой увидите женщину молодую - будете эти три месяца жить без проблем. Если вам повезет, и первой перед глазами появится семья - это к миру в вашей семье, к примирению тех, кто в ссоре. Собака по приметам - к тоске, кошка - к прибыли, птицы - к новому знакомству и приятным вестям. Суббота Последняя (тихая) приборка. Еще можно красить яйца. В этот день готовят общие праздничные блюда. В Субботу несли в церковь освящать крашеные яйца, куличи, пасхи и другие изделия. И перед тем, как в пасхальную ночь идти на службу, оставляли на столе угощение, чтобы потом можно было разговеться. Правда ели понемногу - только символически, после чего шли спать. Зато поздним воскресным утром начинался настоящий пир, который продолжался всю неделю. Воскресенье (Пасха) Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц, должны быть закончены до Светлого Воскресенья. Утром, в Пасху, умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Такое умывание принесет красоту и богатство. Если девушка никак не может выйти замуж, то нужно полотенце, которым она вытиралась в Чистый четверг, отдать вместе с крашенками и куличом тем, которые просят милостыню. Тогда желанный брак должен быстро состояться. Для замужества - в Пасху, во время церковного служения, надо сказать такие слова: «Воскресенье Христово! Пошли мне жениха холостого!» Начинают праздник Пасхи в семье все без исключения со слов: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес». На Пасху муж с женой при всех не христосуются - это к разлуке. Родители и дети могут трижды поцеловаться. Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье», - выздоравливает даже тяжело больной человек. Девушки на выданье и вдовицы говорили: «Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь». Убранству стола и кушаньям именно в праздник Пасхи уделяется особое внимание. Как будто сама весна, радостная, со звоном колоколов и щебетаньем птиц, накрывает праздничные столы. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости. Вместе с утром настанет праздник Пасхи. В каждом доме чистота. За пасхальным столом собираются родные, друзья, знакомые, так давно не видевшие друг друга: ведь в пост не принято наносить друг другу визиты.