Проект работа с родителями финансирование проекта. Проектная деятельность как современная форма взаимодействия педагогов и родителей. Нормативная проектная деятельность

Приоритетной функцией сотрудничества дошкольного учреждения и семьи являются приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования, информирования их о задачах, содержании и методах воспитания в детском саду. Передовыми педагогами-практиками понятие «сотрудничество» с родителями усиливается понятием «взаимодействие» как категорией, отражающей процессы воздействия объектов друг на друга, взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

Думается, что действенной формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения – метод проектов.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

Современные исследователи – психологи (В.П. Бедержанова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их».

По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, педагоги Л.С. Киселева, Г.С. Лагода и М.Б. Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:

Вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль взрослого);

Активизация искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе со взрослым);

Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практический опыт).

В старшем дошкольном возрасте это:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленных задач;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах; консультант, материально-техническая поддержка и др.

Становятся традиционными фестивали, выставки и конкурсы семейного проектирования.

Семейное проектирование – шаг к повышению компетентности родителей и возможность продуктивного взаимодействия взрослых и детей.

Примерное распределение совместных проектных действий родителей и детей на этапах проектирования.

Этапы проектирования

Действия родителей

Деятельность детей

Подготовительный

Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем) и сроки.

Планируют предстоящие дела и определяют средства.

Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации.

Аналитический

Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам.

Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели –аналога.

Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения.

Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования.

Основной

Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения и т.д).

Готовят сюрпризы и призы втайне от других.

Проводят совместные и индивидуальные репетиции.

Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях.

Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо.

Презентационный

В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности.

Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных.

Рефлексивный

Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?

Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов.

Алгоритм разработки проектов (по Е.С. Евдокимовой)

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания.

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта.

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерии успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение, консультации.

Выполнение

Выполнение проекта.

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы).

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов

(успехов и неудач).

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке.

Наблюдение. Направление процесса анализа

(если необходимо).

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста.

Этап проектной

деятельности

Возраст

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Подготовительный

Интегрирующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы.

Выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон.

Выделение проблемы (детьми либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

Целеполагания

Определение взрослыми цели проекта, его мотивация.

Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.

Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.

Планирования

Привлечение детей к участию планирования деятельности и реализации намеченного плана.

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого, как партнера), определение средств реализации проекта.

Исполнительский

Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных несложных поручений.

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.

Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижения договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.

Презентационный

Представление продукта проектной деятельности.

Представление продукта проектной деятельности.

Рефлексивный

Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.

Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач.

Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач.

Проектировочный

Совместно с детьми определение перспектив проектирования.

Определение перспективы развития проектирования.

Используемая литература:

1. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2010г.

2. А.А. Майер, О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.

3. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.

Эльмира Рязапова
Использование проектной деятельности в работе с семьей

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и семьи это использование активных форм и методов.

Ведь мы все знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.

Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

И ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы педагоги ДОУ. Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие между детским садом и семьей мы строим , как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. И поэтому каждый педагог в такой позитивной роли становится как равноправный партнер в воспитании.

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучение в школе. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.

Для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать о своих волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка, спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию, надо искать новые методы и формы работы с родителями .

Метод проектов оказался удачной для меня находкой. На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике.

Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность , а в работе с семьей - через совместную деятельность .

Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи .

Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель - Дети» .

Основная цель моей работы - это разработка модели сотрудничества ДОУ и семьи на основе идеи использования активных современных форм таких как, например, метод проектов .

Задачи :

Создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую развитию личности ребенка;

Формировать систему поддержки важных социальных функций семьи : воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.

Обеспечение методического, материально – техническое сопровождения данного направления в деятельности дошкольного образовательного учреждения;

Расширении представления и обогащения знаний родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности ;

Гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.

Благодаря проектной деятельности интересы детей объединились с интересами педагогов и родителей в разработке проектов разных видов и организации совместной работы над ними .

Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации проектов я распределила по нескольким этапам :

Этапы :

Первый этап.

На данном этапе происходит, что родители фиксируют свое внимание лишь на негативные проявления развития и поведения ребенка. Я постаралась и показала родителям положительный образ ребенка, благодаря чему между нами стали складываться доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

На втором этапе использовала различные формы и методы работы с родителям . На смену собраниям пришли семейные гостиные, родительский клуб по интересам, творческие мастерские, совместные досуги, праздники, конкурсные программы, групповые тематические выставки детских работ , проекты .

Третий этап привел к тому, что родители, которые приняли участие в проектной деятельности стали налаживать более тесный контакт с коллективом родителей и детей группы. Они стали не только узнавать, чем занимается ребенок в детском саду, но и приняли непосредственно активное участие в жизни группы.

Таким образом, можно сказать установление доверительных отношений с родителями приводит к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка.

Очень важно для меня стало, что в совместных проектах дети , родители и педагоги выступали на равных. Атмосфера совместной деятельности дала возможность раскрыться, глубже узнать друг друга.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Привлекая родителей к работе над проектом , я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта , расширения возможностей реализации проекта . Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

В своей группе «Семицветик» были проведены следующие проекты

Проект : «Лес – наше богатство»

Тип проекта : познавательный.

Продолжительность : долгосрочный.

Участники : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Обоснование проблемы : взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.

Цель проекта : углубить и расширить знания детей о лесе, его флоре и фауне.

Задачи :

1. Уточнить и расширить знания детей об окружающем мире.

2. Формировать у детей осознанное отношение к природе.

3. Учить детей выделять свойства природных объектов, устанавливать их сходства и различия, видеть связь между условиями обитания растений и животных и их внешним видом.

4. Создать условия для исследовательской деятельности .

5. Обогащать словарный запас детей по теме.

6. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников .

7. Развивать зрительную память, внимание, речь детей.

8. Развивать логическое, системное мышление у детей, умение самостоятельно устанавливать причинно - следственные связи.

9. Воспитовать познавательный интерес к окружающему миру.

10. Воспитовать у детей бережное отношение к природе, желание охранять наши леса.

Актуальность :

Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал : из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Поэтому охранять природу - и значит беречь не только животных, но и её растительность! Давайте, сохраним наши леса! (Приложение 2)

Проект : «Путешествие по сказкам»

Тип проекта : ролево-игровой

Продолжительность : долгосрочный

Участники : дети 2 младшей группы «Семицветик» , воспитатели, родители.

Обоснование проблемы. Наблюдая за детьми 4-го года жизни, мы выявили, что дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Актуальность

Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению со сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. A.M. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей -дошкольников. Образы народных сказок - и положительные и отрицательные - прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. (Приложение 2)

Подводя итоги : Можно сказать, что родители вместе с детьми, которые участвовали в проектной деятельности , проявили творческую активность в познании окружающего мира, в познании традиции своей семьи и семьи своих друзей . Стали активно общаться в детско-родительском коллективе, обсуждать совместный план действий.

Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.

На достигнутом я не останавливаюсь. Я всегда нахожусь в творческом поиске.

Анна Саввинова
Взаимодействие с семьей через проектную деятельность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовал от нас пересмотра содержания дошкольного образования. ФГОС направлен на :

Социализацию детей.

Индивидуализацию в развитии детей.

Сотрудничество образовательной организации и семьи .

Дошкольное образование является первым уровнем системы образования в Российской Федерации.

Образование является содержательным и смысловым контекстом развития и может быть определено как индивидуально структурированное информационно-образовательное пространство.

Такое понимание образования задает и востребует другие технологии организации жизни воспитанников – технологию индивидуализации образования детей дошкольного возраста, среди которых одним из ведущих является метод проектов .

Семья и детский сад - два самых важных института социализации дошкольников. В свете реализации ФГОС ДО отношения детского сада и семьи определяется понятиями «сотрудничество» , «взаимодействие » , «партнерство» .

Актуальность определяется тем, что существующие тенденции и нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Поэтому педагоги придумывают все новые формы вовлечения родителей в обучение и воспитание их собственных детей. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность .

Опыт нашего детского сада связан с тем, что возникали противоречия в работе педагогов с родителями. Мы были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным. Мы стали задаваться вопросами : как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? На решение этих вопросов мы стали привлекать родителей к взаимодействии через проектную деятельность . Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей , так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности , но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности , формированию целостного чувственного опыта.

Цель : Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья » в процессе проектной деятельности .

Для достижения данной цели поставили ряд задач :

Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;

Создавать условия для обмена опыта традиций и обычаев в семье ;

Создать атмосферу взаимопонимания , эмоциональной взаимоподдержки , интересов педагогов, родителей и детей;

«Перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образовательных отношений.

Иными словами, проектная деятельность , как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей со взрослыми , их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта , являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом , но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

Организация взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность может осуществляться наиболее эффективно, если :

Разработать модель взаимодействия детского сада и семьи , основанную на идее единства воспитательного воздействия;

Реализовать систему активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;

Использовать интерактивные формы взаимодействия участников педагогического процесса.

Для достижения высокой результативности нами была разработана модель взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность . Концептуальная идея модели основана на современном понимании взаимодействия как совместной , взаимодополняющей деятельности субъектов , каждый из которых в полной мере использует потенциал детского сада и семьи . Можно выделить три основных направления во взаимодействии детского сада и родителей при реализации модели :

1. Мероприятия детского сада с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и развития : консультации, родительские собрания, информационные буклеты, папки передвижки, брошюры, практические занятия для родителей.

2. Мероприятия детского сада, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, определить средства эффективного общения : открытые занятия для родителей с включением их в образовательный процесс, совместные праздники и досуги с участием родителей.

3. Мероприятия, с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизнедеятельности детского сада : выставки совместного творчества по заданной тематике; фотоальбомы («Моя семья » , «Папа, мама, я – счастливая семья и др ., совместное создание предметно - развивающего пространства (создание рукотворных игрушек и др.)

Наша работа началась с проведения анкетирования на тему «Считаете ли вы нужным сотрудничество детского сада и семьи ?». Анализ ответов показал, что 60% опрошенных родителей ответили положительно, 30% не видит необходимости в этом, а 10% вообще не дали ответ.

Для реализации, разработанной нами модели мы провели работу по вовлечению родителей в совместную деятельность по следующим направлениям :

Информационно – аналитическое : С целью изучения семьи , выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями в детском саду начинается с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи » . Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Наглядно – информационное : Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Консультации : При выборе консультаций для родителей мы провели тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбрали оптимальный вариант. Темы консультаций также были приурочены к различным мероприятиям детского сада.

Совместные мероприятия через проектную деятельность . В тесном взаимодействии с семьями воспитанников мы провели интересные совместные мероприятия, досуги и развлечения через проектную деятельность .

Был организован проект «Моя семья » . Где дети совместно с родителями рисовали древо своей семьи , рассказывали о семейных традициях и увлечениях. В результате этого проекта все родители создали совместно с педагогами портфолио своего ребенка, которая будет пополняться с каждым годом всей жизни ребенка. Составление родословной служит сплочению членов семьи , что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение традиций и обычаев семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду.

К Дню космонавтики была организована выставка работ детей совместно с родителями и педагогами «Космические просторы» .

В рамках проекта «Я, ты, он, она - вместе целая страна» , приуроченного к Дню Единства народов была организована выставка рукотворных кукол разных национальностей, созданных нашими родителями.

Традиционный проект «Байанай» стал у нас долгосрочным, его мы продолжаем каждый год. Родителями изготавливаются папки-передвижки, проводятся совместные выставки рисунков. Мальчики со своими отцами, дедушками, братьями соревновались в конкурсе «Булт абылана» .

Для сохранения национальной самобытной культуры и традиций народа саха был разработан долгосрочный проект «Мини-музей» где экспозиции с каждым годом пополняются силами родителей.

В рамках долгосрочного проекта «Спортивная семья » проводятся различные спортивные досуги, эстафеты с участием родителей. В результате родители со своими детьми становятся активными участниками спортивных мероприятий школы, села, района.

В рамках проекта «Улусы РС (Я) » родители совместно с детьми провели исследовательскую работу, в результате которого сделали презентацию своей работы.

«Новогодняя суета» самый популярный проект , в котором и дети, и родители активно участвуют, проявляют творческие успехи. В результате этих совместных работ дети стали участниками Всероссийского творческого конкурса «Самая красивая ёлочка» , получили дипломы лауреатов 1,2,3 степени. Родители активно участвуют в новогодних праздниках.

С помощью родителей обновляется развивающая предметно-пространственная среда в группе, где основное место занимают рукотворные игрушки из бросовых материалов. Так день за днём выстраивается наша взаимосвязь с семьей , которая строится на взаимопонимании , доверии и взаимопомощи . Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы.

После проведения работы по взаимодействии с родителями через проектную деятельность , мы попросили родителей ответить на тот же вопрос повторно. И результат показал, что 90% опрошенных родителей дали положительный ответ, 10% не видит необходимости в этом.

Мы пришли к выводу, что метод проектной деятельности во взаимодействии с родителями является эффективным. Опыт работы свидетельствует, что проведенная работа показала свои итоги : родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности , эмоционально поддерживать своего ребенка. Посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности .

Таким образом, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

В конце работы было решено проведение мониторинга удовлетворенности родителей проведенной работы, полученные результаты представлены в виде диаграммы.

Глубоко изучить тематику проекта , подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом .

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта ; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом , создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Проект по взаимодействию с родителями

«Детский сад и семья- настоящие друзья».

Никифорова С.С

Детский сад и семья- два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». Не оправдывают себя и традиционные методы и формы работы с родителями. Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта.

База реализации проекта : МБДОУ№ 72 г. Каменска- Уральского, вторая младшая группа №1.

Цель проекта : У становление сотрудничества и партнерских отношений с родителями

Задачи :

1.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей

2.Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников.

3.Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.

4.Создание творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение различных мероприятий.

5.Выявление эффективности данного проекта.

Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, педагоги ДОУ, медицинский работник.

Срок реализации проекта : долгосрочный, 1 год.

Вид проекта : творческий, практико-ориентированный.

Форма педагогического планирования : план мероприятий

Принципы взаимодействия воспитателя с родителя

- родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;

- единство в в понимании педагогами и родителями понимания целей, задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;

Взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов;

Доброжелательный стиль общения;

Индивидуальны й подход к ребенку и семье на основ учета их индивидуальных способностей и интересов.

Формы работы с родителями: - анкетирование;
- тематические консультации;

Тематические выставки;

Консультации специалистов;
- беседы;
- родительское собрание;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения.
- почтовый ящик;

Совместные экскурсии;

Создание стенгазет.

Ожидаемый результат:

1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами,

2.Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов,увлечений.

3.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

5.Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.

Этапы работы :

I этап. Подготовительный.

Цель: Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта.

Педагогическая деятельность :

    изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.

    Создание плана совместной деятельности.

Взаимодействие с родителями:

Проведение анкетирования

Проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их психолого- педагогической компетентности.

    Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.

Работа с детьми:

    изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга

    наблюдения за детьми и беседы с ними.

II этап Практический

Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.

Педагогическая деятельность:

- проведение ряда запланированных мероприятий

Организация встреч с участниками данного проекта;

Обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.

Взаимодействие с родителями:

Тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников.

Практическая совместная с детьми деятельность.

Работа с детьми:

Проведение совместных мероприятий с родителями.

План совместной деятельности.

Сроки проведения

Название мероприятия

Участники

Ноябрь

1. Тематическая консультация «Поговорим о правильном питании дошкольников»

2.Наглядная агитация «уголок здоровья»

3. Консультация «Права и обязанности родителей».

4. Развлечение «Осенины»

5.Тематическая консультация «Как правильно наказывать ребенка».

6. Выставка рисунков «Моя семья»

7.Создание и оформление альбомов «Золотая осень»

Педагоги, родители

Педагоги, родители

Педагоги, родители

Педагоги, дети, родители.

Педагоги, родители, психолог.

Педагоги, родители.

Педагоги, родители, дети.

Декабрь

1. Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей»

2.Тематическая консультация «Игры зимой».

3. Беседа «Рука развивает мозг»

4.Экскурсия «Путешествие в зимний лес».

5. Утренник «Здравствуй праздник новогодний».

5. Беседа о правилах поведения на празднике

Педагоги, родители

Педагоги, родители.

Родители, психолог.

Педагоги, родители, дети.

Педагоги, родители, дети.

Педагоги, дети.

Январь

1. Тематическая беседа «Профилактика гриппа среди населения»

2.Изготовление уголка ряжения

3.Консультация «Витаминная азбука».

Педагоги, родители

Педагоги, родители.

Родители, медицинский работник.

Февраль

1. Изготовление стенгазеты «Мой папа самый лучший»

2.Индивидуальна беседа «Как приучать малыша самому одевать и раздеваться».

3.Беседа «Можно, нельзя, надо».

Родители, дети.

Педагоги, родители.

Педагоги, дети

Март

1. Беседа «Правила этикета».

3. Фотовыставка «Мамы разные нужны»

4. Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».

Педагоги, дети.

Педагоги, родители, дети.

Педагоги, родители.

Педагоги, родители.

Апрель

1. Развлечение «День смеха».

2. Создание альбомов «Я и мой питомец».

2. Подведение итогов, создание презентации.

Педагоги, родители.

Родители, дети

Педагоги.

III этап Заключительный.

Цель : Выявление эффективности реализации данного проекта.

Критерии эффективности:

Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий

Согласованность действий родителей и педагогов;

Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.

Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.

Продукты проектной деятельности:

- Анкеты;

Семейные стенгазеты;

Декорации, костюмы;

Папки «Консультации с родителями».

Фотоматериалы

Презентация.

Таким образом можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.

Надумова Валентина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №37 "Колокольчик"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Роль родителей в проектной деятельности в ДОУ."
Дата публикации: 20.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Роль родителей в проектной деятельности ДОУ.

педагогов

родителями

воспитанников

остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого

действенных

сотрудничества,

необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы

научиться понимать мир своего ребёнка, педагогам - чтобы эффективнее

оказывать в этом помощь родителям. И сегодня речь идет уже не просто об

информацией

родителями

педагогами

развитии,

трудностях

ребёнка. Цель

создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями,

вовлечение семьи

образовательное

пространство,

установление

доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.

Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с

семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения

родителей.

Актуальность

определяется

существующие

тенденции

нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании,

требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в

Особенно

актуальным

становится

совместной

деятельности

взрослых (педагогов и родителей) и детей. И здесь удачной

находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает всё

более широкое распространение в дошкольных учреждениях.

проектов

способствует

развитию

самостоятельности

мышления,

помогает

сформировать

уверенность

собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения,

когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения

спланированных

практических

обучение

поисково-познавательную

деятельность,

направлена

результат,

который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов

позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает

творческие

умственные

способности,

способствует

развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы,

возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и

самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь

темы проектов рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов

характерна групповая деятельность.

проектов

становится

способом

организации

педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей

и воспитанников между собой и окружающей средой.

Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности:

Разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть

решена прямым действием. Например, ребёнок решил нарисовать какой-

нибудь предмет и через рисунок передать своё отношение к этому предмету,

перед ним возникает проектная задача, связанная с исследованием и поиском

форм передачи своего отношения к предмету.

Участники проектной деятельности должны быть мотивированы.

адресный

характер.

Поскольку

проектной

деятельности

выражает

отношение,

адресата,

которому обращено его отношение, оформленное в виде продукта.

Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются

совместную

деятельность

педагогами

выполняя

некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как

провести

совместная

проектная

деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают

возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже

подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его

родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно.

Д о 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском

уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в

полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее

активная

принадлежит

взрослому.

Внимательное

отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без

определить

проблему,

«заказываемую»

показывает

практика,

удовольствием

выполняют

предлагаемые

воспитателем. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения

разнообразных интересов ребенка; реализации его потребностей в активной

деятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью со

взрослым.

Алгоритм действий

1-й шаг - интригующее начало, отвечающее потребностям детей,

обозначение проблемы педагогом.

2-й шаг - определение взрослым цели проекта, его мотивация.

З-й шаг - привлечение детей к участию в планировании деятельности

и реализации намеченного плана.

4-й шаг - совместное движение взрослых и детей к результату.

совместный

выполнения

переживание

результата.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо

замечать

поощрять,

придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!»

Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает

правильно, где допускает ошибки.

накапливают

определенный

социальный

позволяющий

на новый, развивающий

проектирования.

возрасте

продолжает

развиваться

самостоятельность,

способен

терпеливо

выслушивать

педагога

сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже

обращаются

просьбами,

активнее

организуют

совместную

деятельность

сверстниками,

развивается

самоконтроль;

способны достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и

сверстников.

Принимают

проблему,

уточняют

способны

необходимые средства для достижения, намеченного результата.

Алгоритм действий

1-й шаг - выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей

потребностям детей или обеих сторон.

совместное

определение

предстоящей

деятельности, прогнозирование результата.

З-й шаг - планирование деятельности детьми при незначительной

помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4й шаг - выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь

взрослых.

5-й шаг - обсуждение результата, хода работы, действий каждого

выяснение причин успехов и неудач.

совместно

определение

перспектив

проектирования

Можно видеть, что на втором этапе активность педагога несколько

снижается. Он не столько формирует свои идеи, сколько подключается к

реализации

воспитанников.

Взрослому

увлечься

интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.

Дошкольники не только проявляют готовность участвовать в проектах,

предложенных взрослым, но и подсказывают проблемы и темы возможных

исследовательских, приключенческих и других проектов.

Темы проектов могут быть самими различными,

однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую

мотивацию и более успешное обучение.

Воспитатель, который прислушивается к детям, задает им вопросы о

том, что их интересует, находит много тем для организации проектов. Не

произошло

сообществе

какого-либо

которым заинтересовалась вся группа? Не родился ли в семье кого-либо из

детей маленький братик или сестренка? Не приехал ли в город цирк? Если

происходит

какое-нибудь

волнительное

цирка, дети могут выбрать его темой своего совместного проекта. Тему цирка

можно разрабатывать в одной группе в течение месяца или даже дольше.

Продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени,

заинтересованности

большинства

заинтересованности определяется воспитателем.

Один из наиболее эффективных способов разработки тематических

проектов связан с использованием, так называемой модели трех вопросов».

Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

воспитатель

начинает

обсуждение,

выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По

мере того, как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на

большом листе, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы

всех детей и указывать рядом с ними их имена. Затем воспитатель задает

второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова записываются на

большом листе бумаги. Ответы детей определяют содержание тематического

записываются

независимо

глупыми или нелогичными они могут показаться.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти

ответы, на вопросы?»

Способы сбора информации могут быть различными: чтение книг,

обращение

родителям,

специалистам,

проведение

экспериментов,

тематических экскурсий и многое другое.

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой

«Что мы узнали?».

Можно задать детям следующие вопросы:

Кто узнал что-то новое для себя?

Узнали ля вы что-нибудь, чего не знали раньше?

Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

Какое из занятий в проекте понравилось вам больше всего?

По результатам реализации проекта педагог может принять решения

об улучшении и расширении таких проектов в будущем.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческие,

исследовательские и информационные - каждый из которых обладает своими

особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

Исследовательские

индивидуальный

характер

способствуют

вовлечению

ближайшего

окружения

интересов.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить

следующие этапы .

Предполагает

создание

ситуации,

самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

Педагог создаёт проблемную ситуацию для всех детей, а затем

наблюдает за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого

Создаётся

ситуация,

помогает

сформулировать

исследовательскую

привлечь

родителей

создания проекта.

Оформление

Родители

помогают

организатором является ребёнок.

Совместно

родителями

рассказывает, как проводилась работа.

Организуется

выставка,

окончании

выставки

находятся свободном доступе.

обогащают

дошкольников

знаниями,

стимулируют их познавательную активность.

творческой

проектной

деятельности

создаётся

творческий

осуществляется

коллективно

совместно

родителями.

Отличается

предыдущего

долгосрочностью.

творческой

проектной

деятельности

можно

выделить

следующие этапы.

Обсуждение тем проектов вместе с детьми и родителями.

Определяются

предстоящей

деятельности, их отношении к нему.

Дети высказывают свои идеи реализации проекта. Педагог по

высказываний

отмечает

наиболее

оригинальные

дальнейшем, если дети их не воспроизведут, напомнить их.

Предложить

зарисовать

подумать,

необходимо для реализации этих идей.

рассказывают

рисунках,

отвечают

педагога и сверстников. В заключение этого этапа проводится выбор лучшей

Информация для родителей. Вывешивается рисунок проекта и

название.

Педагог организует рабочие группы для выполнения проекта, а

родители решают технические вопросы.

Педагог с детьми решают, как лучше представить полученный

Осуществляется презентация продукта творческого проекта.

проектная

деятельность

направлена

показать

ребёнку значимость его усилий для окружающих.

информационно

практико

ориентированной

проектной

деятельности.

Дети

собирают

информацию

реализуют

ориентируясь

собственные

интересы

(оформление

группы,

отдельных

уголков

прочее).

Этапы информационной проектной деятельности:

Выявление первоначальных знаний детей.

Информация

родителей

предстоящей

деятельности.

Помощь родителей в подборе художественной и научной литературы.

Подбор дидактических, сюжетно – ролевых игр. Подбор опытов

для проведения экспериментальной деятельности.

Оформление

(совместно

родителями

самостоятельно). Осуществляется презентация продукта проекта.

В театральной проектной деятельности

необходимо

знать

уметь

воспитателю

организации

театральной деятельности?

выразительно

рассказывать,

смотреть

слушать и слышать, быть готовым к любому превращению.

Эмоциональное

отношение

происходящему,

искренность и неподдельность чувств, интонация голоса.

Проектная

деятельность

может

вестись

нескольким

направлениям.

В форме непосредственной образовательной деятельности.

Во время занятий: внимательно выслушать ответы и предложения

детей; если они не отвечают, то не настаивать. Дать детям возможность

самим поиграть с персонажем из произведения, спросить, у кого получилось,

похоже, и почему.

В форме игры.

Постоянное включение театрализованных игр в педагогический

Сотрудничество детей и взрослых, как при организации игры, так

и вовремя.

Все игры и упражнения должны быть подобраны в сочетании с

движениями, речью и мимикой, пантомимой.

В форме педагогических ситуаций.

1.«Погружение в сказку».

2.Совместное чтение и анализ сказок.

3.Проигрывание отрывков из сказки.

4.Режиссёрская

строительным

дидактическим

материалом).

5.Рисование.

6.Словесные, настольные и подвижные игры.

факторов

успешного

планирования

проектов

представления их

является

профессиональный

воспитателя.

Некоторые темы имеют особую важность для большинства детей в возрасте

от З до 7 лет. Список таких тем включает в себя семью, домашних животных,

младенцев,

автомашины,

справедливость,

музыку, поход в магазин за покупками. Одним словом, те вещи, с которыми

дети непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.

организовать

учебно-воспитательный

наиболее

эффективно,

необходимо

педагога

группы, но и их родителей.

Именно с помощью родителей обновляется развивающая предметно-

пространственная среда в группе. Где основное место занимают рукотворные

бросовых

материалов.

Родители,

педагоги

принимают

совместной

деятельности,

результат

совместного

способствует

эмоциональному

сближению,

формированию

целостного

чувственного

родители,

участвуя

реализации

являются

источниками

информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе

проектом,

становятся

непосредственными

участниками

образовательного процесса.

Обогащают

педагогический

испытывают

сопричастности и удовлетворения в этом.

Существует такая разновидность проектов, как семейные.

Например:

генеалогическое

семейные

традиции», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и др. Они

обладают

огромным

развивающим

потенциалом

осуществления участие родителей просто необходимо.

желательно

обсудить

достоинства

недочеты и обязательно отметить реальные достижения ребенка.

Список литературы:

1.Проектная

исследовательская

деятельность

дошкольном

образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических

материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. -

2.Проектный

деятельности

дошкольного

учреждения:

Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 -

3.Прокофьева

качество

образования

методологического

Л.Б.Прокофьева,

Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.

Проектная

деятельность

С.И.Сапранова

Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.

5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения /

А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6.

6.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. -

СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

7.Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка.

Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.

8.Штанько

Проектная

деятельность

старшего

дошкольного

возраста

И.В.Штанько

Управление

дошкольным

образованием. - №4. – 2004

Управление

инновационными

процессами

Методическое пособие / А.А.Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. - 128 Пахомова

Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1.

С.42.Педагогическое

проектирование

развития

дошкольного

образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.