Простые потешки. Детские потешки. Потешки для массажа спины

СТИШКИ-ПРИБАУТКИ для самых маленьких

ДОЖДИК-ОЗОРНИК

Кап да кап, да кап... С дождем
Не пойти играть с мячом...
И в песочнице песок
Потемнел и весь промок.
До качелей не дойти -
Лужи мокнут на пути.
Ну, а дождик все гуляет,
Уходить не помышляет!
Неужели одному
Хорошо гулять ему?

ЗАССЫПАЛОЧКА

Раз, два, три, четыре, пять!
Мама с Полей (Катей, Мишей...) будут спать.

Раз, два, три, четыре!
Стало тихо вдруг в квартире.

Раз, два, три!
Ничего не говори.

Раз, два!
На подушке голова...

Закрываются глаза и...
Раз! Сладкие сны для нас...

ПРОСЫПАЛОЧКА

Вот и мой сладкий
Проснулся в кроватке!
Дом тебя встречает,
Птички напевают,
Солнышко голубит,
А мама - просто любит!

БУДЬ ЗДОРОВ!

Я шепчу почти неслышно:
"Я люблю тебя, малышка!
Каждый пальчик сладкий твой,
Носик кнопочкой смешной,
Он чихает, как большой!
Будь здоров, мой золотой!"

БЕЛКИ С ХОРОШИМ АППЕТИТОМ

Погляди, к твоей тарелке
Из лесов сбежались белки!
Съели булку, съели кашу
И глядят на дочку нашу!
С аппетитом белки ели
И Полюшеньке (Наташеньке, ...) велели:
(или: И всё Насте (Пете,...) съесть велели!)
Доченька послушала
И всю кашку... скушала!

ЛЮБИМАЯ ВНУЧКА

Нашу детку ласточкой
Называет мамочка.
Нашу детку лапочкой
Называет папочка.
Нашу детку заюшкой
Называет бабушка.
Только дедушка сказал
Строго всем и громко:
"Вы избалуете так
Нашего ребенка!
Ничего особенного
В нашей ляльке нет!"
Только млеет почему-то
Глядючи на внучку дед.
Шарик Мурку увидал
И залаял, закричал:
"Эй, киска, не подходи близко!
А не то сорвусь с цепи,
Догоню тебя в степи"
Отвечала киска: "Ясно,
Только ты грозишь напрасно.
Степью я бежать не стану,
От тебя я чуть отпряну,
Да и кинусь прямо к лесу.
Там на дерево залезу!"
Умывались так:
Водичка, водичка, умой мое личико.
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели,
Чтобы смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Ну, меня прорвало. Всегда думала, что у меня память плохая.
Солнышко-вёдрышко
Всем нам улыбается.
День погожий на дворе
Вёдро называется.

Совсем древнее, еще из моего детства:
Дождик-дождик, пуще.
Дадим тебе гущи.
Дадим тебе ложку.
Хлебай понемножку.

Наш сыночек маленький.
Купим ему валенки,
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Сидит Ваня на диване,
Сидит ворон на дубу.
Сидит ворон на дубу
И дудит в свою трубу,
Говорит он: "Ваня, Ваня,
Что расселся на диване?
Приходи-ка, я тебе ]

Поиграю на трубе".

Еще очень нравился моим стишок про бурундучка, особенно если его еще и показывать или их за щечки легонько потрепать.
Бурундук - смешные щечки.
На спине полосок пять.
А за щечками - мешочки,
Чтобы семечки таскать.
1111

Дождь идёт на улице,
Мне нельзя гулять,
И решил я капельки
На стекле считать.

Капельки, капельки -
Три, четыре, пять.
Капельки, капельки
Мне не сосчитать.
7777
Орешек

Как-то раз, ну просто смех,
Взялся Зайка грызть орех.
Да орешки - не морковка,
Чтобы грызть нужна сноровка.
Толстый Мишка прибегал,
Мишка Зайке помогал.
И сопел он и пыхтел,
А орех остался цел.
Прибегал на помощь Волк,
Да какой от Волка толк?
Видно тоже неумеха:
Не разгрызть ему ореха.
И для Мышки, для соседки,
Был орешек слишком крепким,
Ведь в скорлупке костяной
Рос орех в тиши лесной.
И Лиса разгрызть не может,
Зря старается она.
Кто же Зайчику поможет?
Только Белочка одна.
Ей орешки грызть привычно,
Их грызёт она отлично!
Козушка-Белоногушка
По лесу ходила,
Волка дразнила:
— А я волка не боюсь,
Я серого не страшусь:
Я от серого от волка
Под берёзой схоронюсь.

Ах ты, Домнушка —
Красно Солнышко!
Вставай с печи,
Гляди в печь —
Не пора ли блины печь?

Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
— То-то хорошенький,
То-то пригоженький
— Ходит бочком,
Уши торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!

Пошли коровушки
Около дубровушки,
Овечки — около речки,
Свиночки — около нивочки,
А кошечки — около горочки!

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.

Медведь топучий,
Разгони тучу,
Разгони тучу —
Дам овса кучу.
Разгони туман —
Дам пирог румян!

Гуси, гуси!
— Га! Га! Га!
— Есть хотите?
— Да! Да! Да!
— Ну летите!
— Нет! Нет! Нет!
Серый волк под горой
Зубы точит,
Есть нас хочет!
— Ну летите, как хотите,
Только крылья берегите!

Привяжу я козлика
К белой берёзке,
Привяжу рогатого
К белой берёзке.
— Стой, не бодайся!
Белая берёзка,
Стой, не качайся!

Лиса-лисонька-лиса,
Лиса — рыжая краса,
У амбара пробегала,
Крынку с маслом увидала.
Стоит крынка в холодке
В огороде, в уголке.
— Как бы в крынку влезть,
Как бы масло съесть?

Дай молочка, бурёнушка,
Хоть капельку — на донышко.
Ждут меня котята,
Малые ребята.
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко!

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точёная
— Позолочёная.
Утром он в трубу трубит,
А к ночи сказки говорит.
Сбегаются зверюшки —
Ушки на макушке
Ворона послушать,
Пряничка покушать.

Иголка, иголка,
Ты остра и колка!
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик!

У волка болИ,
У зайца болИ,
У медведя болИ,
А у Ани заживи!

Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
-Морковку нашёл —
Сидит грызёт,
«Ай, кто-то идёт!»

Наша-то хозяюшка
Сметлива была —
Всем в избе работушку
К празднику дала!
Чашечку собачка
Моет языком,
Мышка собирает
Крошки под окном,
По столу котище
Лапою скребёт,
Половичку курочка
Веничком метёт!

Тили, тили, тили бом!
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
А собачка только лает,
Ничего не помогает.

Летели кукушки
Через три избушки.
Как они летели,
Все люди глядели,
Как они садились,
Все люди дивились.

Волк-волчок,
Шерстяной бочок
Через ельник бежал,
В можжевельник попал,
Зацепился хвостом —
Ночевал под кустом.

Тюшки, тюшки!
На горе пичужки.
Подниму дочушку
На крутую горку.
Бух! Покатились —
С горки свалились.

Баю-баюшки-баю,
Живёт мельник на краю;
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят,
И все на лавочке сидят,
Кашу маслену едят,
Каша масленая,
Ложка крашеная;
Ложка гнётся,
Рот смеётся,
Душа радуется.

Ай, люли-люли-люли!
Прилетели журавли,
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип, скрип...
Не будите у нас Аню,
У нас Аня спит, спит.

Кач, кач, кач —
Купим Анечке калач
Да конфетинку —
На заединку!

Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок.
Нарядился,
Воротился,
Стал он люлечку качать: —
Баю-бай, Баю-бай,
Ляг, Анютка, скоренько,
Встань, Анютка, с зоренькой
Ай, баиньки-баиньки -
Купим доче валенки,
Купим доче валенки -
Бегать по завалинке,
А еще сапожки,
Сапожки на ножки
— Бегать по дорожке.

ПЕСЕНКА
Помогает заучивать части тела. Поем и поглаживаем у малыша те части тела, о которых поем.
- Где же наши ручки? А вот наши ручки!
Где же наши ножки? А вот наши ножки!
А вот это Анин нос.
Весь козюльками зарос.
Ну, а это что? Живот.
А вот это Анин рот.
А вот это глазки, а вот это ушки.
А вот это щечки - толстые подушки.
Покажи мне язычок.
Пощекочем твой бочок.

А теперь пляшем с малышом:
- Ай, люли, люли, люли
Тимку маме принесли
Тима маааленький
Тима маааменькин.

НАШИ ПАЛЬЦЫ
Пальцы встали дружно в ряд - покажите ладони.
Десять крепеньких ребят - сожмите пальцы в кулак.
Эти два- всему указка - ударьте указательный палец о указательный
Всё подскажут без подсказки.
Эти два- середнячка - ударяем средний палец о средний.
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны - ударяем безымянные пальцы друг о друга.
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки - ударяем мизинчики друг о друга.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них - ударяем большие пальцы друг о друга.
Два больших и удалых. Во! - показываем Во!

ПТИЧКА
По ладошке стучим указательным пальчиком и говорим:
- Села птичка на ладошку,
посиди у нас немножко.
посиди не улетай.
улетела птичка, ай!
На последнем слове прячем руки за спину.

ПАЛЬЧИКИ
Загибаем пальчики, по порядку начиная с мизинчика:
- Этот пальчик маленький.
- Этот пальчик слабенький.
- Этот пальчик длинненький.
- Этот пальчик сильненький.
- Ну, а это-толстячок.
- А все вместе кулачок

ПРОСЫПАЛКА
Просыпаемся так с самого рождения:
- Мы проснулись, мы проснулись.
Руки в стороны, скрестить.
- Сладко, сладко потянулись.
Тянем ручки вверх
- Маме с папой улыбнулись.
Смеемся.

НА БЛИНЫ
Гостей собирать - хлопайте в ладоши.
И Иван приди - кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца,
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! - указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки.
Стала Маша Гостей угощать - хлопайте в ладоши.
И Ивану блин - Левую кисть поверните ладонью вверх, большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек - большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза.
Стала Маша гостей провожать - хлопайте в ладоши.
Прощай, Иван! - по очереди загибайте пальцы на левой руке.
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
И Митрошечка,
Мой хорошенький!

СТРЕЛКИ
Нужно хотя бы три игрока. Игроки встают в круг и соединяют руки таким образом, что бы правая кисть руки каждого из участников повернутая ладонью вверх была на раскрытой ладони левой руки игрока-соседа. Разобрались? Тогда начинаем. Первый игрок, по договорённости, начинает: хлопает правой ладонью по правой ладони соседа, тот в свою очередь после хлопка, также хлопает своего соседа. И т.д. по кругу при этом все говорят такие слова:
Чёрные стрелки обходят циферблат,
Быстро, как белки колёсики стучат.
В каждой минуте по шестьдесят секунд,
Бегут, бегут колёсики. Бегут, бегут, бегут.
На последнем слове, если не одёрнешь руку и тебя хлопнут по ладони - ты проиграл и выходишь из круга.

ЦВЕТЫ
Наши красные цветки Раскрывают лепестки. - Обе руки кладутся локтями на стол, пальцы собраны в горстки-цветки. Когда цветки раскрываются, то пальцы раздвигаются.
Ветерочек дышит, Лепестки колышет. - Пошевелили пальчиками.
Наши красные цветки Закрывают лепестки. - Пальцы опять собираются в горсти. Головой качают,
Тихо засыпают. - Покачали горсточками и положили их на стол.

МАССАЖ
Укладываем ребенка
на живот и начинаем массаж:
Рельсы, рельсы - рисуем на спине продольные линии
Шпалы, шпалы - рисуем поперечные полосы
Едет поезд запоздалый - стучим легонько кулачками вдоль спины
Из последнего вагона высыпается крупа - стучим пальцами по всей поверхности спины
Куры поклевали - стучим указательными пальцами
Утки пощипали - щиплем всю поверхность спины.
Пришел дворник и все подмел - гладим спину
А из зоопарка сбежали все звери:
Убежали слон, слониха и слоненок - стучим кулаками по спине (на слона сильно, на слоненка совсем легонько)
Убежали медведь медведица и медвежонок - вкручиваем кулаки в кожу.(на медведя сильно, а потом по убыванию)
Убежали заяц, зайчиха и зайчонок - похлопываем по спине (так же от сильных хлопков до более слабых)
Пришел директор зоопарка поставил стол, стул и печатную машинку - с каждым словом похлопываем по спине
И стал печатать: "Я купил себе и сыну просто классную машину" - печатаем пальцами по спине
Вжиик - проводим пальцами поперек спины. Точка - щекочем, вжик, точка.
"А жене и дочке красные чулочки" - снова печатаем
Вжик, точка, вжик, точка.
Написал, запечатал и послал - погладили по спине и хлопнули по попке.

ЧАСИКИ
Ребенок машет прямыми руками вперед назад
Ходят часики вот так:
Тик-так, тик-так.
Не спешат, не бегут.
Ровно в полдень громко бьют:
Топает ножкой.
Бом-бом-бом.

МИРИЛКА

- Мирись, мирись, мирись.
Больше не дерись.
Если будешь драться -
я буду кусаться.
А кусаться не причем
буду драться кирпичом.
А кирпич ломается

МЫШЬ
говорится, когда друзья поссорились. Друзья сцепляются мизинчиками правой руки, трясут ими и приговаривают:
- Мирись, мирись, мирись.
Больше не дерись.
Если будешь драться -
я буду кусаться.
А кусаться не причем
буду драться кирпичом.
А кирпич ломается
дружба начинается. - На этом мизинцы расцепляют.

ЧЕЛОВЕЧЕК
Игра подобная предыдущей.
- Человечек шел, шел, человечек шел, шел
И до Васи (Тимы, Маши и т.п.) дошел.
шагаем по подбородку и губам малыша, как по ступенькам.
- Раз, два, три.
нажимаем на носик:
-дззззииииииииинь!

ПОЕХАЛИ-ПОЕХАЛИ
Ребенок прыгает у мамы на коленках:
- Поехали-поехали в лес за орехами.
По кочкам, по кочкам.
По узеньким дорожкам.
В ямку БУХ!
Раздвигаем колени:
- Раздавили сорок мух!

ГУСЬ
Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу:
- На лугу гуляет гусь.
Головой мотает - показываем, как он это делает.
Я его чуть - чуть боюсь:
- Он за ноги щипает.

ЗАЙЧИК И БАРАБАН
Делаем зайчика: кулачок с поднятыми в верх указательным и средним пальцем:
- Зайчик прыгал по полянке - шевелим заячьими ушками
И увидел барабан.
Он схватил его за лямки,
На траве нашел две палки
И стал бить: тарам-тарам - показываем, как бьют в барабан
Он три круга с ним пропрыгал,
Бил в него, ногами дрыгал - дрыгаем ногами и прыгаем.
А когда, сильнее хлопнул,
Барабан наш взял и лопнул! - хлопаем громко в ладоши

МИШКА КОСОЛАПЫЙ
Показать, как идет, переваливается медведь:
- Мишка косолапый
По лесу идет.
Делаем вид, что собираем шишки в карман:
- Шишки собирает
И в карман кладет.
Вдруг упала шишка
Мишке прямо в лоб.
Стучим кулаком в лоб:
- Мишка рассердился
И ногою - топ!
Рычим и топаем ногой.

ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯЮТ
В этой игре все пальчики обеих рук по очереди, начиная с больших пальцев, согласно стишку прыгают по столу.
Вышли пальчики гулять.
А вторые догонять.
Ну а третьи бегом.
А четвертые пешком.
А мизинчик поскакал и в конце пути упал. - Мизинчики прыгают, а потом ладошки ложатся на стол

ДОМ НА ГОРЕ
На горе мы видим дом - сложите домик из ладоней.
Много зелени кругом - сделайте волнообразные движения руками.
Вот деревья, вот кусты - изобразите руками ветки деревьев.
Вот душистые цветы - сделайте из рук "бутон".
Окружает все забор - покажите руками забор - кольцо рук.
За забором - чистый двор - сделайте разглаживающие движения руками.
Мы ворота открываем - показываем, как открываются ворота.
К дому быстро подбегаем - изображаем пальцами бегущего человечка.
В дверь стучимся: стучим кулак о кулак,
Тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? - приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь.
Мы к вам в гости пришли и гостинцы принесли - сделайте из ладошек горсть, как будто вы что-то несёте.

СОРОКА-ВОРОНА
Водим пальцем по ладошке и приговариваем:
- Сорока-ворона печку топила, кашку варила!
А, теперь начиная с мизинчика трясем пальчики:
- Этому дала!
- Этому дала!
- Этому дала!
- Этому дала!
- А этому не дала!
Ты дров не носил, печку не топил.
Не будет тебе кашки!!!

СОВА
Машем ручками:
- Летела сова.
Большая голова.
Летела, летела
На пенек села.
Приседаем.
- Глазками хлоп-хлоп
Моргаем.
- Ножками топ-топ
Топаем ногами.
- Головой повертела
И дальше полетела.
Вертим головой и машем руками.

ПАУЧОК
Указательный палец правой руки соединяем с большим пальцем левой, а указательный палец левой руки с большим пальцем правой. Получилось? А теперь пытаемся поворачивать руки так чтобы верхнее соединение пальцев оказалось в низу и наоборот. Поворачиваем и говорим:
Паучок из паутинки
Нам плетет свои картинки.
Он плетет, плетет, плетет.
Паутиночка растет.
Вот он сплел большую шаль,
А в ней бабочка - как жаль.
Но мы бабочку спасем!
Паутиночку порвем!
На этом руки разводим в стороны.

РАЗГОВОРЧИК С МАЛЫШОМ
Как папа деньги зарабатывает? - малыш на этот вопрос стучит кулак о кулак.
А как мама их тратит? - малыш показывает, как сдувает купюры с раскрытой ладошки.

СОЛНЦЕ
Солнце ярко-ярко светит, - кисти в кулак, потом растопырить пальцы и снова в кулак - делать быстро быстро.
Не замёрзнем летом мы. - обнять себя
Согревает всё на свете - кисти в кулак, потом растопырить пальцы и снова в кулак
И быстрей растут цветы. - делаем "фонарики"

ПИРОЖКИ
Тесто с бабушкой катаем, - движениями показываем, как катаем тесто скалкой.
С мамой лепим пирожки, - как обычно - ладошка на ладошку в одну сторону в другую.
Ну, а с папой уплетаем
Пирожки за две - указательный палец левой руки на левую щёку - щеки. - указательный правый на правую.

ПРЫЖКИ
Прыгаем где угодно и как угодно. Можно ножками у мамы на коленках:
Прыг-скок, прыг-скок.
Через речку на мосток.
Через поле и лесок.
Прыг-скок, прыг-скок.

КОЗА
Показываем ребёнку "козу" из пальцев и надвигаясь, говорим страшным голосом:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Кто кашу не ест, молока не пьёт -
Забодает, забодает - щекочем малыша.

ЗАЙЧИК
Игра на реакцию.
Мама делает решётку из перекрещенных указательных и средних пальцев обеих рук. И говорит такие слова:
- Зайчик, зайчик, сунь свой пальчик!
Малыш после этих слов должен в решётку засунуть свой указательный пальчик и быстро высунуть, пока мама пальцы не сомкнула. Если удалось, мама снова начинает.

ПЕТУШОК
Соединяем кончики указательного и большого пальцев вместе, изображая клюв. Остальные пальцы распрямляем в разные стороны изображая петушиный гребешок. И стучим "клювом" об стол.
Петушок клюёт зерно
Очень мелкое оно.
Петушок клюёт, клюёт,
Клювом зёрнышки берёт.

ЕДУ-ЕДУ
Одна из вариации на тему: "поехали-поехали".
Ребёнок скачет на коленках у мамы.
Еду, еду
К бабе, деду.
На лошадке
В красной шапке.
По дорожке,
На одной ножке
в ямку - Бух! - раздвигаем колени.
Раздавили сорок мух.

БАРАШКИ
сажаете ребенка перед собой, можно на коленки лицом друг к другу:
- Два барашка на мосту
спорят и ругаются
уступить никто не хочет
целый день бодаются
Бодаем друг друга лбами:
Забодаю, забодаю...
(если малыш еще не сидячий можно его лежачего бодать головой в животик, моему Тимке нравится. Только за ручки его держите, а то не разумное дитя вцепится вам в волосы и никакого бодания не получится).

ЭТОТ ПАЛЬЧИК
Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинчика на каждую новую строчку стихотворения.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел -
Оттого и потолстел!

ЖУК
Под этот стишок можно что-нибудь изображать с пальчиками, сжимать-разжимать кулачки, наклонять ручки в такт строчек про ветер.
На лужайке, по ромашкам,
Жук летал в цветной рубашке;
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

МЫШИ
Игра с одним или несколькими малышами, в год - полтора детки уже понимают, что к чему. Мама выставляет руку ладонью в низ, а малыш ставит свой указательный пальчик маме под ладошку.
- Под моею крышей,
Собралися мыши!
Стала мама их считать:
- Раз, два, три, четыре, пять - на "пять" мама сжимает ладонь в кулак и ловит пальчик, а малыш должен успеть пальчик убрать.

ЗАМОК
На двери висит замок. - Обе ручки складываются в замочек.
Кто его открыть бы смог?
Потянули. - Локти развести в разные стороны и как будто бы потянуть руки, но не разжимать пальцы.
Покрутили. - В этом же положении покрутить сложенные кисти перед собой
Постучали. - Опять свести локти и постучать ладошкой об ладошку, при этом не разжимая пальцев.
И... открыли. - Дунуть на замочек и он откроется, ручки разомкнуться

РУЧКА
Ручка в зеркальце глядит,
Ручка пальчикам велит: - Ладошки кладутся на ребро одна напротив другой.
Загибайтесь. - Сгибаются пальцы в кулачки.
Выпрямляйтесь. - Пальчики выпрямляются.
Снова в горстку собирайтесь - Пальчики обеих рук складываются в горсточки.
Разбегитесь, распрямитесь. - Снова ладошки друг напротив друга, только руки широко разведены.
В кулачки опять сожмитесь.
Кулачок на кулачок. - Один кулак ставится на другой сверху
Вновь ладошки на бочок. - Первоначальное положение
А теперь лежат ладошки,
Отдохнут они немножко. - Руки кладутся на стол ладонями вниз.
Положили их на стол
И конец игре пришёл. - Положили руки на стол ладонями вверх

КОЛЕЧКИ, УШКИ, РОЖКИ,
Она показала мне тестовое упражнение для ребёнка при поступлении в школу. На владение координацией и ещё чего-то там, я уже не помню, а упражнение мне показалось очень забавным, вот делюсь. Говорим:
- Колечки - и при этом на обоих руках соединяем большой и указательный пальцы, синхронно, образуя колечко.
- Ушки - показываем пальцами обеих рук латинскую букву "V", так же синхронно.
- Рожки - руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно.

Упражнение повторять убыстряя темп.

Конфеточки

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)

Широка река,
Высоки берега.
(На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.)

Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками — язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница —
Мама не налюбуется.
(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.
На последней строчке можно поцеловать свое чудо.)

Погремушечки

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Проснулись

— Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
— Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
— Маме с папой улыбнулись.

Потешки для детей до года

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!
(Руки ребенка поднимаем вверх.)

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Пестушка-молчанка

Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.

Потешки на все случаи жизни

Умываемся с потешками

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
– ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Зарядка с Буратино

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
выполняя все движения по тексту.)

Знакомство с пальчиками

(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

Знакомимся с телом

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

(подставляйте имя своего ребенка)

Купаемся

Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Потешки от слёз

Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

Заживляем ранки

У киски болит,
У собачки болит,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.

Делаем массаж

Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
Пришла лисичка,(гладим спинку)
Хвостиком помахала
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол,(изображаем - стол кулаком)
Стул,(стул - щепотью)
Печатную машинку.(печатную машинку - пальцем)
Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил
— Зачем воду не носил!

Пышка, лепёшка
В духовке сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Вдоль по реченьке

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Этот пальчик

(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

Заинька

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

Эту потешку можно петь и выполнять движения вместе с заинькой. А главное, легко самому придумать продолжение потешки и разнообразить движения.

Ладушки-ладошки

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).

Сорока

Сорока, сорока!
Где была?
– Далеко!
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала -
Гостей созывала.

Дарики-дарики!

Дарики-дарики!
Злые комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились!
Кусь!

Сорока, сорока

Сорока, сорока,
На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил – nепленько,
Тут – горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят.

Идет коза рогатая

(Изображаем пальцами «козу»)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, -
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)
мультик

У нашей бабушки

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.

Ручки

Ручки, спляшите разок -
Будет вам завтра пирог!
Ах, вы мои мастерички,
Быстрые ручки-сестрички!
Яблочный будет пирог,
Только спляшите разок.

Этот пальчик хочет спать

Та-ра-ра!

Та-ра-ра! Та-ра-ра!
На лугу стоит гора,
На горе растет дубок,
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

Ой, качи-качи-качи!

Ой, качи-качи-качи!,
Глянь – баранки, калачи,
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи -
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачики,
Нам осталися бара-а-а-ночки!

Раз, два три четыре пять!

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!

З. Александрова

Ножки, ножки, где вы были?

– Ножки, ножки, где вы были?
– За грибами в лес ходили.
– А вы, ручки, помогали?
– Мы грибочки собирали.
– А вы, глазки, помогали?
– Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

Этот пальчик

Шла купаться черепаха

Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь-кусь-кусь-кусь
Кусь-кусь-кусь
Ни кого я не боюсь.

Этот пальчик

(Перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
Этот пальчик - Ванечка.

В первые годы жизни ребенок знакомится с одним из самых интересных жанров детского фольклора — прибаутками. Прибаутки в чем-то сродни потешкам, но в отличие от них имеют уже не прикладное, а самостоятельное значение.

Прибаутки не связаны с конкретными действиями или играми, они предназначены прежде всего для развлечения малыша, а их народное название — «забавушки». Прибаутка, по определению В. И. Даля, — «короткий смешной рассказец, анекдот», это небольшая стихотворная сказочка с ярким динамичным сюжетом.

Как правило, в центре внимания находится одно событие, либо события быстро сменяются, что позволяет удерживать внимание маленького слушателя. Этой же цели служит и ритмическая организация прибаутки: парные рифмы, смысловые и звуковые повторы, отчетливый ритм, звукоподражания.

Эти небольшие рифмованные истории еще больше расширяют представления ребенка об окружающем мире, будят его фантазию и воображение.

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

Ай, лады-лады-лады,

Начерпал медведь воды

Целое корытце,

Захотел помыться!

Надо, надо чистым быть,

Чистым по лесу ходить!

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам -

Всем нальет в стаканчики:

"Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте!"

Сорока-белобока

Жила одиноко,

Скакала, скакала,

Гостей поджидала,

Кашку сварила,

Гостей угостила!

Доры, доры, у Федоры

Птички красили заборы

Перышками, хвостиками,

И просились в гости:

"Чив-чив, квости,

Пусти, Федора, в гости!"

Ква-ква-ква-квакушка,

Пирожки пекла лягушка

Со сладкою начинкой,

Угощала свинку,

А заиньке в пирожок

Положила творожок!

Куд-куда, куд-куда,

Кричат курочки: "Беда!

Петушок упал,

Ножку-крылышко сломал!

Помогите, помогите,

Больно Пете, полечите!"

Хлоп-хлоп, тра-та-та,

Кошка выгнала кота,

Ножкою топнула,

Дверь за ним захлопнула!

Небылицы - перевертыши

Особой разновидностью прибауток принято считать небылицы-перевертыши — песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены. В центре небылицы — заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления. «Всякая небылица в три года пригодится», — гласит народная поговорка. Зачем же она может пригодиться, в чем ценность этого жанра? На этот вопрос подробно отвечает К. Чуковский: «В подобных стихах неправильная координация вещей только способствует утверждению правильной, и путем такой фантастики мы утверждаем детей в их реалистическом представлении о мире». Именно Чуковский ввел термин «перевертыш» и досконально исследовал это жанр.

Он утверждает, что небылицы призваны не только развлекать, забавлять малышей, они созданы, «чтобы стимулировать умственные силы ребенка», а также «воспитать в ребенке юмор». «Любимая интеллектуальная работа трехлетних и четырехлетних детей — изобличать небылицы, делать им очную ставку с реальными фактами», — справедливо замечает Чуковский. Приемы народной небылицы перешли и в авторскую детскую литературу: в изобилии мы встретим перевертыши в сказках К. Чуковского, в стихах С. Маршака, в «Коньке-горбунке» П. П. Ершова, из перевертыша вырастает вся детская парадоксально-игровая поэзия XX века.

Злая кошка громко лает,

Дом хозяйский охраняет:

Стой, тебя она не пустит!

Не послушаешь - укусит!

Снег идет! Жара такая!

Птицы с юга прилетают!

Все вокруг белым-бело -

Лето красное пришло!

Лошадь ехала с рогами,

Плыл козел по мостовой,

Семимильными шагами

Червячок шел с бородой!

Две заботливые ламы -

Лама-папа, лама-мама, -

Бросив деток поутру,

К мышке спрятались в нору!

Африканский крокодил

В море Белое уплыл,

Стал он жить на дне морском,

Там себе построил дом!

Что за гуси пробежали,

Уши и хвосты поджали?

Кто же гонится за ними?

Может, кони на машине?

Нет! Бегут они от страха,

Что догонит черепаха!

Тимошка на ложке

Ехал по дорожке,

Встретил Егора,

Подвез до забора!

Спасибо Тимошке,

Хорош мотор у ложки!

К нам опять весна пришла

С санками, коньками!

Ель из леса принесла,

Свечи с огоньками!

Рассказать вам интерес?

Слон на дерево залез,

Свил гнездо из веточек,

Баюкает деточек!

Посмотрите, посмотрите!

Едет Ваня на корыте!

А за ним ребятки

На дырявой кадке!

А за ними ёж с котом

Погоняют всех кнутом!

Ёжик крыльями махал

И как бабочка порхал.

Заяц, сидя на заборе,

Громко-громко хохотал!

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки — ходунюшки,

А в ручки — хватунюшки,

А в роток — говорок,

А в умок — разумок.

Птички, птички полетели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Птички, птички, птички...

Гуси летели,

Лебеди летели,

Гуси летели,

Лебеди летели...

Гуси летели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Вода тягучая,

Дитя растучее.

С гуся — вода, с тебя — худоба.

Потешки

Особенно важно развивать у младенцев моторику, координацию. Для этого с ребенком играют в старинную игру «Потешки». Потешки — это моторная игра с проговариванием забавных стишков. Во время игры все строчки потешки сопровождаются соответствующими движениями. Хлопают вместе с ребенком в ладошки, поднимают его ручки к головке, перебирают пальчики, сгибают и разгибают ножки, покачивают ребенка, слегка подкидывают его и т. д. Эта игра развивает точные, координированные движения ребенка, способствует развитию мышц, сопровождается элементами массажа. В такую игру с удовольствием включаются как младенцы, так и дети одного — полутора лет.

«Ладушки»

— Ладушки, ладушки,

Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Что пили?

— Бражку.

Поели, попили,

Ручки помыли.

У-У-У — полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

«Кошка»

Та, та, та, та, та, та,

Вышла кошка за кота:

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

«Маленькие ножки»

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ

Топ, топ, топ, топ, топ!

«Сорока»

— Сорока, сорока,

Где была?

— Далеко:

В лесу на опушке,

В маленькой избушке,

Кашу варила,

Деток кормила.

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному — ложечку,

Да другому ложечку,

А милому Ванечке — целую поварешечку.

«Коза-дереза»

Идет коза рогатая

По лесу бодатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто кашу не ест?

Кто молоко не пьет?

Забодаю, забодаю, забодаю!

Можно слегка «пободать» ребенка двумя пальцами, словно рогами. Обычно это вызывает восторг у малыша.

«Сорока-ворона»

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Он в лес не ходил,

Дрова не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил.

Каши не получил!

Во время этой игры вначале по ладошке ребенка делаются круговые движения, а затем по очереди загибаются его пальчики с приговоркой «этому дала», а пятый слегка потеребите. Так проводится массаж ладошки с активизацией физиологических точек, что очень полезно малышу.

Аналогичные цели преследует и игра «Пальчик»

Мальчик-пальчик,

Где ты был?

— С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил.

С этим братцем

Песни пел.

С этим братцем

Игра «Пальчик» не только развивает осознанно контролируемые движения пальцев, но и способствует развитию мышц, задействованных в формировании навыков письма или каких-то точечных действий.

Потешки — забавные игровые стихи. Они помогают ребенку, вслушиваясь в слова, включаться в общую со взрослым деятельность. Ребенок с восторгом повторяет движения, которые называются в потешках.