Пути развития патриотической культуры дошкольников. Русская народная народная сказка как средство патриотического воспитания детей Роль сказки в нравственно патриотическом воспитании

Разделы: Работа с дошкольниками

Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического...
Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие "правды от кривды".
И.А.Ильин

Данная работа включала в себя следующие этапы:

Сбор сведений

  • Изучение методической литературы.
  • Сбор экспонатов для организации мини - музея "в гостях у сказки"
  • Подбор русских народных сказок для старшего дошкольного возраста.
  • Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
  • Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста через потенциал русских народных сказок.
  • Исходя из поставленной цели были определенны следующие задачи:

Актуальность. Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.

Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима

Воспитывать патриотических чувства у детей, любовь к родине мы решили, через сказку - самое доступное и любимое детьми.

Образовательная область:

Формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок.

Воспитательная:

  • Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
  • Обучающая : Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
  • Развивающая : Развивать эмпатию и таллерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.

Паспорт проектной деятельности

Возраст детей, на которых рассчитан проект:6-й год жизни

Направленность развития детей, в рамках которых поводится работа по проекту: комплексное (разные виды деятельности: ручной труд, слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятельность, криативные виды деятельности: лепка, рисование.)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы№10,воспитательгруппы № 10 Китайкина Оксана Владимировна, педагог-психолог Семина Эллада Иосифовна, родители

Вид проекта: практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность и место реализации: Программа рассчитана на один полный учебный год

Место реализации: МДОУ-детский сад №8 ,подготовительная к школе группа №10.

Формы работы:

  • беседы
  • экскурсия в музей г. Балаково.
  • показ спектаклей и сказок
  • продуктивная деятельность детей
  • праздничные мероприятия
  • выставки творческих работ детей и родителей.

Предполагаемый результат:

К моменту выхода детей из детского сада, они должны иметь сформированные представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

Нормативно-правовая база:

  • Подпрограмма Министерство образования РФ государственной программы "
  • "Патриотическое воспитание граждан РФ";
  • Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года,
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Презентация проекта: Родина в русских народных сказках.

Этапы Формы работы с детьми и родителями Задачи Время Ответственный
I Занятие с детьми по знакомству с русскими народными сказками. Формировать представление о любви к родине воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. В течение года воспитатель
II Сказкатерапия Способствовать формированию эмоциональных чувств процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать навыки доброжелательного, заботливого поведения. В течение года Педагог-психолог
III Изготовление атрибутов Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность. В течение года Воспитатель
IV Театрализованные представления Побуждать детей к творческой самореализации. 1 раз в квартал Воспитатель, педагог - психолог.
V Работа с родителями Создать родительский клуб "семейный очаг", привлечь родителей к созданию экспонатов. В течение года Воспитатель, педагог- психолог

Перспективный план

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

-"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

-"Гуси-лебеди"

-"Теремок"

Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.
-"Крылатый, мохнатый да масленый"

-"Жихарка"

-"Курочка, мышка и тетерев"

Цель: Показать детям силу коллективизма("там, где трудно одному, сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаиморвыручку чувство товарищества.
-"Лисичка со скалочкой"

-"Лисичка-сестричка и серый волк"

-"Лиса и журавль"

-"Золотое веретено"

Цель: Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.
-"Каша из топора" Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.
-"Хаврошечка"

-"Снегурочка"

-"Морозко"

Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.
-"Заяц-хваста"

-"У страха глаза велики"

Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту.
-"Царевна-лягушка"

-"Сивка-бурка"

Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.
-"Мужик и медведь" Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.
-"Два мороза" Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).

ПРЕДАНИЯ И БЫЛИНЫ РУССКОГО НАРОДА

Актуальность. Современный период совершенствования процесса патриотического воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному процессу, включающему разностороннее воспитательное воздействие на личности.

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации

Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста велась по двум направлениям.

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

Для более осозного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе использовалось многообразие методов и приемов. Разнообразные формы работы: беседы, занятия, сказкатерапия, креативные виды деятельности, игры-драматизации, развлечения, помогали детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры,любить и уважать своих родных,ценить труд человека,а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину. Работа проводиться как на специально организованных занятиях, так и вечерние отрезки времени.

Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач и целей.

Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы решали такие задачи как:

  • Сообщение детям знаний о традициях русской культуры.
  • О местах проживания наших предков.
  • О быте русских людей.
  • Об истории мужской и женской одежды.
  • Об истории русской кухни.
  • О народных праздниках.
  • О народных приметах.
  • О героизме русского народа.

Например: познакомив детей со сказкой, Никита Кожемяка, организовали и провели беседу о традициях русской культуры, о героизме народа. Прослушав цикл бытовых сказок, беседа с детьми выстраивалась по вопросам касающихся, русских народных промыслов,одежды, утвари.

С помощью таких сказок как, Семилетка, Снегурушка, знакомили детей с семейной иерархией на Руси.

Основная работа с детьми проводилась на специально организованных занятиях.

С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принцип.

  • Что такое хорошо
  • Добро всегда побеждает
  • Уважать старших
  • Слушать родителей

Динамика занятий предполагает постепенное погружение в единый сказочный сюжет. Содержание сказок было специально подобранно таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты. с героическими поступками. НА занятиях по криативные видам деятельности дети рисовали, лепили аппликатировали сюжеты сказок, характеры героев, их поступки. Педагогом-психологом проводиться цикл занятий по сказкетерапии.Разнообразные игры, психогимнастические этюды, использование музыкальных произведений, все это попугает детям почувствовать и научиться понимать эмоции сказочных персонажей, анализировать их ошибки. Работа воспитателя и педагога - психолога в применении игр-драматизаций, прежде всего, была направлена на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. Некоторые сказки были представлены в виде спектаклей для родителей и детей младших групп. Исполняя роли, дети передавали настроение героев, отражали их поступки. Детям была предложена и такая форма работы как посещение музея дети посетили выстовычный центр "Радуга" где вниманию детей была предложена выставка работ художника А. А. Горстка. После выставке с детьми была проведена беседа на тему: "Краски художника при рисовании родины".Детям было предложено нарисовать посещение музея. В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для мини-музея. Была предложена вниманию родителей серия консультаций подготовленных воспитателем и педагогом-психологом по работе со сказкой и как с помощью русских народных сказок, прививать любовь к Родине. Итогом нашей работы было обогащение развивающий среды группы за счёт создание в группе мини-музея "В гостях у сказки", и уголка "Город мастеров".В изготовлении атрибутов для мини-музея в "Городе мастеров" принимали участие дети и их родители.

Арчелкова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад "Голубок"
Населённый пункт: город Сорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Сказка как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников".
Дата публикации: 24.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Развитие у детей нравственно - патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении: - развитие чувства собственного достоинства как представителя своего народа или нации; - формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны; - формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей; - развитие нравственно – духовных качеств и характеристик человека. Дошкольный возраст - важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Ведь это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и страну. И это должно начинаться с семьи, с отношения к самым родным и близким людям – к матери, отцу, бабушке и дедушке. Немаловажно, что видит перед собой ребенок, чем восхищается, чему удивляется… И пусть многие впечатления не совсем осознаны им, но пройдя через детское восприятие, они играют значимую роль в становлении личности патриота. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, страну, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно – прикладному искусству и народному творчеству. Ведь в чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или игрушке, ясно – это идет от души. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка, будь она народной или авторской. Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом обязательна. Цель любой сказки – не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до дошкольников. По своей сущности сказка близка мышлению и представлению детей. Но она не дает прямых наставлений: «Слушайся родителей», «Уважай старших», однако в ее содержании всегда заложена мораль, которую они со временем воспринимают. Сказки помогают малышам разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Она развивает в детях нравственные качества, доброту, трудолюбие, правдивость, а также расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Дошкольники нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая
помогает обучать и воспитывать ребенка так, чтобы он об этом не догадывался. В одних сказках воспевают находчивость, смелость, взаимопомощь и дружбу, в других высмеиваются безделье, жадность и другие человеческие недостатки. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, отвагой,упорством в достижении цели, честностью и другими ценными качествами. Подобного рода персонажи являются для ребенка идеалом, к которому он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимого героя. Такой своего рода идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность. Ребенок должен отдаваться радости со всей своей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», подчеркивала А. М. Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность. Формирование патриотических качеств – это сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в дальнейшей жизни. Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего детства, мы не получим нового поколения людей, достойных граждан России.

Выполнила:Копина А.Н.

Название проекта:

Тип : социально-педагогический

Вид: ролево-игровой, межпредметный

Продолжительность проекта : долгосрочный

Возраст участников проекта: дети старшей группы

Партнёры: воспитатели, родители

Характер контактов:

Форма работы : групповая, фронтальная

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

Актуальность проекта

Гипотеза

  • дружба помогает победить зло
  • зло наказуемо

Цель проекта:

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

-

-

  • Пробуждать интерес к сказкам;

Линии развития личности:

  • речевое развитие;
  • эстетическое развитие;

Ожидаемый результат:

Обеспечение проекта:

Теоретическое обеспечение:

Методическое обеспечение:

  • «Методические рекомендации»
  • дидактические игры;

  • компьютер, магнитофон.

Методы проекта:

1 этап. Подготовительный

2 этап. Основной

Организационные формы работы

Разделы проекта

Виды деятельности воспитателя

Виды деятельности детей

Настольный кукольный театр

«Кот в сапогах»

Варежковый театр

Озвучивают действия героев

Пальчиковый театр

Развивают мелкую моторику рук

Инсценировка сказок

«Коза дереза»

Игровая деятельность

«Собери сказку»

Изобразительная деятельность

Работа с родителями

Рефлексивно-оценочный этап:

В конце проекта организовали

Результативность проекта:

как образцов патриотизма.

«Сказка как средство нравственно–патриотического воспитания»

Выполнила:Копина А.Н.

Название проекта:

«Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»

Тип : социально-педагогический

Вид: ролево-игровой, межпредметный

Продолжительность проекта : долгосрочный

Возраст участников проекта: дети старшей группы

Партнёры: воспитатели, родители

Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы

Форма работы : групповая, фронтальная

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

Актуальность проекта

Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Гипотеза

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • дружба помогает победить зло
  • добрые и миролюбивые побеждают
  • зло наказуемо

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

  • Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
  • Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;

Развивающие:

  • Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
  • Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
  • При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств;

Воспитательные:

- Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;

- Воспитывать у детей уважение к самому себе;

  • Пробуждать интерес к сказкам;
  • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости;

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Линии развития личности:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие;
  • эстетическое развитие;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта позволит:

  • заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
  • приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Обеспечение проекта:

Теоретическое обеспечение:

  • журналы: «Дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду» 2009 №2, «Детский сад от А до Я» 2008 №3, «Современный детский сад» 2009 №3, Л.П. Стрелкова «Уроки сказок».М., 1989

Методическое обеспечение:

  • создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);
  • «Методические рекомендации»
  • Диагностико-дидактическое обеспечение:
  • дидактические игры;
  • дидактическое пособие «Играем в сказку»;

Материально–техническое обеспечение:

  • компьютер, магнитофон.

Методы проекта:

познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.

Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов

1 этап. Подготовительный

Диагностика и определение уровня развития детей (характеристика речевых способностей; наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка).

Чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.

2 этап. Основной

Организационные формы работы

Разделы проекта

Виды деятельности воспитателя

Виды деятельности детей

Художественно – речевая деятельность

Занятие по ФЭМП, развитию речи и

художественной литературы, по окружающему миру

Рассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знания

Настольный кукольный театр

Показ сказок «Смоляной бычек»,

«Кот в сапогах»

Обыгрывание ролей, распределение ролей; вывод: какой урок извлекли, какими моральными качествами наделены герои

Варежковый театр

Показ сказки, «Волк и семеро козлят»помогает детям делать выводы

Озвучивают действия героев

Пальчиковый театр

«Гуси - лебеди» показывает технику пальчикового театра

Развивают мелкую моторику рук

Инсценировка сказок

«Коза дереза»

Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы

«Превращение» в изображаемых персонажей, формулируют своё отношение к героям, делают выводы: чему учит сказка

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Узнай сказку»

«Собери сказку»

«Кто лишний». Воспитатель «вводит в сказку», используя «волшебный элемент»

Размышляют, думают над вопросами; развивают память, мелкую моторику

Изобразительная деятельность

Организует выставку работ, оказывает практическую помощь

Выражают своё собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и поделок

Работа с родителями

Помогает в организации совместного досуга

Инсценировка сказки «Кот петух и лиса», совместный досуг «Путешествие по сказкам»

совместная изобразительная деятельность, изготовление поделок;

сочинение сказок на патриотическую тему

Рефлексивно-оценочный этап:

В конце проекта организовали

Совместный досуг: «Путешествие по сказкам». Дети демонстрировали, что сделали своими руками: рисунки к сказкам, поделки; отвечали на вопросы викторины «Закончи сказку», высказывали своё мнение, что нового они узнали, чему научились.

Результативность проекта:

Дети научились понимать смысл сказок

Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины

Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев

Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в старшем возрасте.

- Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказка как средство нравственно–патриотического воспитания»

Выполнила:Копина А.Н.

Название проекта:

«Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»

Тип : социально-педагогический

Вид: ролево-игровой, межпредметный

Продолжительность проекта : долгосрочный

Возраст участников проекта: дети старшей группы

Партнёры: воспитатели, родители

Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы

Форма работы : групповая, фронтальная

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

Актуальность проекта

Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Гипотеза

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • дружба помогает победить зло
  • добрые и миролюбивые побеждают
  • зло наказуемо

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

  • Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
  • Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;

Развивающие:

  • Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
  • Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
  • При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств;

Воспитательные:

- Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;

- Воспитывать у детей уважение к самому себе;

  • Пробуждать интерес к сказкам;
  • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости;

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Линии развития личности:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие;
  • эстетическое развитие;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта позволит:

  • заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
  • приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Обеспечение проекта:

Теоретическое обеспечение:

  • журналы: «Дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду» 2009 №2, «Детский сад от А до Я» 2008 №3, «Современный детский сад» 2009 №3, Л.П. Стрелкова «Уроки сказок».М., 1989

Методическое обеспечение:

  • создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);
  • «Методические рекомендации»
  • Диагностико-дидактическое обеспечение:
  • дидактические игры;
  • дидактическое пособие «Играем в сказку»;

Материально–техническое обеспечение:

  • компьютер, магнитофон.

Методы проекта:

познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.

Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов

1 этап. Подготовительный

Диагностика и определение уровня развития детей (характеристика речевых способностей; наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка).

Чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.

2 этап. Основной

Организационные формы работы

Разделы проекта

Виды деятельности воспитателя

Виды деятельности детей

Художественно – речевая деятельность

Занятие по ФЭМП, развитию речи и

художественной литературы, по окружающему миру

Рассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знания

Настольный кукольный театр

Показ сказок «Смоляной бычек»,

«Кот в сапогах»

Обыгрывание ролей, распределение ролей; вывод: какой урок извлекли, какими моральными качествами наделены герои

Варежковый театр

Показ сказки, «Волк и семеро козлят»помогает детям делать выводы

Озвучивают действия героев

Пальчиковый театр

«Гуси - лебеди» показывает технику пальчикового театра

Развивают мелкую моторику рук

Инсценировка сказок

«Коза дереза»

Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы

«Превращение» в изображаемых персонажей, формулируют своё отношение к героям, делают выводы: чему учит сказка

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Узнай сказку»

«Собери сказку»

«Кто лишний». Воспитатель «вводит в сказку», используя «волшебный элемент»

Размышляют, думают над вопросами; развивают память, мелкую моторику

Изобразительная деятельность

Организует выставку работ, оказывает практическую помощь

Выражают своё собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и поделок

Работа с родителями

Помогает в организации совместного досуга

Инсценировка сказки «Кот петух и лиса», совместный досуг «Путешествие по сказкам»

совместная изобразительная деятельность, изготовление поделок;

сочинение сказок на патриотическую тему

Рефлексивно-оценочный этап:

В конце проекта организовали

Совместный досуг: «Путешествие по сказкам». Дети демонстрировали, что сделали своими руками: рисунки к сказкам, поделки; отвечали на вопросы викторины «Закончи сказку», высказывали своё мнение, что нового они узнали, чему научились.

Результативность проекта:

Дети научились понимать смысл сказок

Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины

Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев

Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в старшем возрасте.

Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.


Анна Хлызова
Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанного на православных традициях

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки . Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить : он знакомит детей с окружающим миром , нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно : ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна . Она поднимает вопросы самые важные : о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа , сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании , становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок . Язык сказок , насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок . А русские мыслители – И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

«Представляется несомненным – сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству», – писал Е. Н. Трубецкой.

В наш век духовного обнищания сказка , как и другие ценности традиционной культуры , утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки , превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки .

Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков . Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций . Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и , рассказывая их внукам , передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Поэтому наша программа стремится вернуть в детскую жизнь «бабушкины сказки » .

Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы Православия . Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок . Многие сказки издавна использовались в православном воспитании для освоения христианских ценностей, понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Воспитание христианских добродетелей создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации : развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка, которые в полной мере определяют его внутренний мир.

Все это вместе определило актуальность, теоретическую и практическую значимость разработки специальной программы «Воспитание сказкой » в нашем ДОУ.

Общие цели программы :

1. Создавать условия для формирования у детей основ православного мировосприятия , развития нравственных и патриотических чувств , представлений (эталонов, норм социальных отношений и моделей поведения.

2. Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным и патриотическим содержанием сказки .

3. Содействовать развитию познавательной сферы детей , формированию представлений о месте каждого человека в истории и культуре своего народа, гармонизации психоречевого развития.

4. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки , используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты .

Занятия программы предполагают использование :

– малых жанров фольклора : загадок, пословиц, поговорок, былин,

– познавательных рассказов из круга детского чтения.

В начале учебного года берутся простые и небольшие русские народные сказки , во втором полугодии – длинные авторские сказки , более глубокие по содержанию и сложные по восприятию .

Приведем пример планирования занятий со сказкой в течение учебного года.

Учебно-тематическое планирование

(32 часа, 1 час в неделю)

1. «Репка» «Там, где дружат – живут, не тужат»

2. «Колобок» «Лесть без зубов, а с костьми съест»

3. «Теремок» «В тесноте, да не в обиде»

4. «Кот и петух» «Друг познается в беде»

5 «Муравей и голубка» «Сам погибай, а друга выручай»

6. «Маша и медведь» «Глупый киснет, а умный все промыслит»

7 «Гуси-лебеди» «Придет беда – не купишь ума»

8 «Каша из топора» «Смекалка – второе счастье»

9. Проверочное занятие Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме

10. «Два Мороза» «С трудом и мороз не страшен» , «Труд согревает»

11. «Лисичка-сестричка и волк» «Первой касатке не верь» , «Догадаешься, как проиграешься»

12. «Морозко» «Как проживешь, так и прослывешь»

13. Рождественский праздник

14. «Двенадцать месяцев» «Доброму Бог помогает»

15. «Зимовье зверей» «Согласного стада волк не берет» , «В согласии жить – никто не одолеет»

16. «Заюшкина избушка» «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай»

17. «Летучий корабль» «Добро в век не забудется»

18. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Умей обождать» , «Мир не без добрых людей»

19. Проверочное занятие Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме : загадки, музыкальные викторины, инсценировки.

20. «Стойкий оловянный солдатик» «За честь хоть голову снесть»

21. «Как рубашка в поле выросла» «За один раз дрова не срубишь» , «Дело шутки не любит»

22. «Сказка о рыбаке и рыбке » «Чего нет, того и хочется» , «Кто многого желает, тот и мало не видает»

23. «Сивка-бурка» «Храброму смерть не страшна» , «За добро добром платят»

24. «Царевна-Несмеяна» «Долг платежом красен»

25. «Царевна-лягушка» «Покорись беде и беда покорится»

26. «Иван-царевич и серый волк» «Что кому на роду написано, то тому Бог и даст»

27. «Спящая красавица» «Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал»

28. Посещение спектакля театра кукол

29. Былина «На заставе богатырской» «Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст»

31. «Цветик-семицветик» «Для милого дружка и сережка из ушка»

32. Итоговое занятие

Структура занятий традиционна . Каждое занятие включает в себя ряд этапов :

1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

В сочетании с музыкой воздействие сказки на ребенка усиливается : музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.

2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки , выяснение основной идеи .

Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал : книжные иллюстрации в стиле И. Билибина, репродукции картин В. М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки , образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

3. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.

4. Организация художественно-продуктивной деятельности : рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки .

Художественно-продуктивная деятельность, разыгрывание детьми ключевых сюжетных сцен реализует деятельностный принцип психического развития детей : желание и потребности ребенка выразить свои отношения и представления создают реальные психологические условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений, нравственных и патриотических качеств личности ребенка. Обеспечивается не формальное усвоение духовно-нравственных представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (семьей и сверстниками) .

Постепенное включение родителей в активное воспитание детей средствами народной и авторской сказки идет от принятия детских работ в виде подарков до подготовки совместных (детско-родительских) спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях. Так, в конце первого полугодия устраивается для детей и их родителей семейное празднование Рождества Христова. В конце второго полугодия планируется семейное посещение Театра кукол.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 290 г.о. Самара

Сообщение на тему:

«Нравственно – патриотическое воспитание детей

через русскую народную сказку»

(из опыта работы)

Коляева Татьяна Вячеславовна

г.о. Самара

Нравственно – патриотическое воспитание детей

через русскую народную сказку

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

В.А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа».

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

ЦЕЛЬ нашей работы: Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно:

Обучающие задачи:

Сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

С помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;

Развивающие задачи:

Сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

Содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;

Сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

Развивает у детей социальные умения и навыки поведения;

Сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

Содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;

Сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

Воспитательные задачи:

- сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

Сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

Воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Особенности сказки как воспитательного источника

Очень красив язык сказок : он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказках много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и др. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго – герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа, в которой нет полутонов, а присутствуют глубокие яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.

В сказке присутствует яркая образность . Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что – то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны – лягушки, ни Кащея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир и не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра.

Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд , который положительно влияет на весь процесс обучения. Для этого, безусловно, необходимо давать дополнительные задания детям, которые, не нарушая общего замысла сказки, повышают ее обучающий потенциал: привлечение в сказку загадок, пословиц; продолжение сказки, оценка поступков сказочных героев.

«Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказка приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту, обогащает его личный опыт половой дифференциации и взаимодействия.

Увлекательность сюжета делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Необходимо акцентировать внимание дошкольников на том, что учиться лучше не на своих ошибках, а на опыте других. В этом плане особо следует отметить роль героев сказок, которые учат тому, что каждый поступок приводит к тем или иным последствиям, далеко не всегда положительным как для себя, так и для других. Необходимо доносить до детей следующие положения, подтвердив их примерами сказок: для того, чтобы чего – то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относится к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; нужно уметь делиться тем, что у тебя есть; любое дело легче делать сообща, чем одному; только хорошее поведение, хорошие дела помогают найти настоящих и верных друзей; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе и т.д.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка позволяет формировать у ребенка представление о том, что добро побеждает, но не само по себе, а путем преодоления трудностей.

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно : ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о предназначении человека в жизненном пути.

Работать со сказкой можно как индивидуально, так и со всей группой. Эту работу можно проводить и дифференцированно. В этом случае у нескольких ребят может быть одна проблема в поведении или деятельности, а потому они могут работать над одной и той же сказкой.

Особенности ознакомления детей со сказкой:

Выразительное чтение (в младшем возрасте лучше рассказывать);

Знакомство со сказкой на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования;

Обсуждение действий и поступков различных персонажей, поиск и оценка их ошибок, путей их исправления;

Выдвижение возможностей дальнейшего развития сюжета сказки, традиций народа.

В своей деятельности с детьми мы используем следующие формы работы со сказкой: чтение; рассказывание; пересказ; драматизация; разучивание; рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями; обсуждение литературной стороны произведения; обыгрывание (инсценирование) произведения; настольный (кукольный, пальчиковый и т.п.) театр по произведению; самостоятельная театрализованная деятельность; пополнение групповой библиотеки (книжного уголка).

Основной формой является чтение сказки . Одним из главных требований к воспитателю здесь является ее выразительность речи, чтобы дети могли понять не только смысл, но и глубину художественных образов. Читать сказку следует неторопливо, выразительно, как бы отвлекаясь от реальной обстановки, в которой проходит непосредственная образовательная деятельность. Но в работе с младшими дошкольниками сказку лучше рассказывать наизусть. Это вызывает особый у детей интерес. Воспитатель, рассказывая сказку, может видеть лица детей, оценивать их реакцию, а используя мимику и жесты для большей убедительности, образности восприятия происходящего действия, сюжета, ситуации, повышать ее художественно - образную значимость.

Для содействия образному восприятию сказок используем иллюстративный материал: в стиле И. Билибина, репродукции картин В.М. Васнецова, которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно – прикладного искусства.

При проведении непосредственно образовательной деятельности в практической части используем различные виды художественной деятельности: рисование, аппликацию, лепку. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

В художественно – продуктивной деятельности, при разыгрывании детьми ключевых сюжетных сцен реализуется деятельностный принцип психического развития детей: желание и потребность ребенка выразить свои отношения и представления, создают реальные психологические условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивые позитивные межличностные отношения и нравственные качества личности ребенка. Обеспечивается не формальное усвоение духовно – нравственных, представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (с семьей и сверстниками).

Наиболее активными формами работы со сказкой являются инсценирование сказок, постановка спектаклей по ним. В течение года мы постоянно готовим и показываем кукольные спектакли по сказкам, выступаем перед родителями и детьми младших групп. Очень важно, чтобы в подготовке спектакля участвовали все дети группы. Это дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело»: кто – то играет, поет песенки, читает текст, готовит пригласительные билеты, встречает гостей и т.д. Ничто так не стимулирует учебную деятельность детского коллектива, как успех. Его никогда не бывает много.

От нас зависит, насколько ребенок будет заинтересован и активен. Поэтому мы обязаны найти слова благодарности и поощрения действиям каждого ребенка, принявшего участие в празднике сказки, отметить не только значимость вложенного труда в общее дело, но и раскрыть дальнейшие перспективы их совместной работы, обучении, добрых и полезных дел.

Работу со сказкой следует строить на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования. Дети, зная полный текст, могут активно обсуждать действия и поступки различных персонажей, искать и оценивать их ошибки, пути их исправления, выдвигать и обсуждать возможность дальнейшего развития сюжета сказки, усваивать традиции, обычаи, язык народа.

Организация работы со сказкой должна носить развивающий характер. Для того чтобы дети усвоили новые слова, например, ухват, веретено, скарб, изба, пастбище и др., необходимо дать доступное пояснение, обязательно познакомить с их изображением; предложить вспомнить в каких еще сказках используются данные слова и попробовать самим нарисовать данные предметы. В соответствии с этим в нашей группе огромное значение уделяется созданию и постоянному пополнению предметно-развивающей среды, имеется уголок русского быта «Русская изба».

Для лучшего восприятия сказки используем музыкальное сопровождение, народные песенки. Необходимо привлекать к музыкальному оформлению сказки родителей, по возможности владеющих инструментом. Очень интересно проходят викторины не только по названиям сказок, но и по репликам героев.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Влияние сказок на духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Большую помощь оказывают родители, которые принимают активное участие во всех начинаниях и предложениях воспитателей. Руками родителей пошиты костюмы, изготовлены пособия. Совместно с детьми родители делают иллюстрации к сказкам, рукописные книги, альбомы пословиц, поговорок и потешек.

В группу при помощи родителей были приобретены книги русских народных сказок, создана библиотека, которой постоянно пользуются дети (рассматривают иллюстрации, обсуждают услышанные сказки, а научившись читать устраивают коллективное слушание сказок, где сами вслух читают.

Интерес к сказкам постоянно возрастает, расширяя кругозор у детей и интерес к истории России и русского народа.