Развитие интеллекта у детей школа. Способы развить интеллект самостоятельно. Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Интеллект - качество не только врождённое, но и приобретённое. Психолог Ричард Нисбетт даёт советы о том, как его приобрести, улучшить и передать своему ребёнку

Ричард Нисбетт: способыспособов и правил, которые помогут вам повысить интеллектуальный уровень своего ребёнка

Интеллект - качество не только врождённое, но и приобретённое. Психолог Ричард Нисбетт даёт советы о том, как его приобрести, улучшить и передать своему ребёнку.

Долгое время считалось, что интеллект целиком определяется наследственностью. Воспитание и образование если и оказывают какое-то влияние на интеллектуальные способности, то несущественное. Школы и университеты передают определённый набор знаний и помогают освоить специфические операции вроде счёта и письма, но не делают людей умнее. Если ты умный, то это у тебя «гены такие». Сегодня этот взгляд полностью опровергнут.

Многие выводы о главенстве наследственных факторов были основаны на банальных ошибках. К примеру, учёные сравнивали близнецов, которые с самого раннего возраста воспитывались в разных семьях. Различие в уровне интеллекта между ними было минимальным. Из этого следовал вывод: воспитание и окружение не имеют большого значения. Но исследователи не учли, что семьи, которые берут на своё попечение приёмных детей, тоже почти не отличаются друг от друга - всё это семьи с достаточно высоким доходом и уровнем образования.

Люди становятся умными не потому, что у них «гены такие», а потому, что у них была возможность такими стать.

Это совсем не означает, что наследственность ни на что не влияет, или что ребёнок - «чистая доска», на которой семья и окружение могут изобразить то, что им вздумается. Врождённые способности имеют значение. Но то, как вы будете их использовать и развивать - не менее важно.

Основываясь на многочисленных исследованиях психологического развития детей, известный психолог Ричард Нисбетт из Мичиганского университета (США) в книге «Что такое интеллект и как его развивать» предложил несколько способов и правил, которые помогут вам повысить интеллектуальный уровень своего ребёнка .

Интеллект формируется до наступления периода зрелости, но поддерживать его необходимо и в более позднем возрасте, поэтому эти правила будут полезны и взрослым.

1. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Хотя будущие мамы могут волноваться, что физические упражнения рискованны, есть данные, что они повышают интеллект новорожденного без всякого риска, как для матери, так и для ребёнка.

В прекрасно организованном исследовании 40 беременных женщин, привыкших часто и активно выполнять физические упражнения, половину из них учёные попросили энергично упражняться не менее трех раз в неделю - бегать, заниматься аэробикой, кататься на лыжах. А другой половине предложили ограничить нагрузки ходьбой.

К пяти годам IQ детей занимавшихся женщин был на 9 пунктов выше. Исследование, пожалуй, имеет смысл повторить, так как такая разница кажется неправдоподобно большой.

Физические упражнения полезны для ребенка, для будущей матери и вообще для всех. Тренировка крупных мышечных групп действительно способствует более интенсивному росту нейронов, а эксперименты - по крайней мере, на животных - показывают, что физические упражнения улучшают кровоснабжение головного мозга. Упражнения положительно влияют на интеллект, даже если начать заниматься относительно поздно.

У пожилых людей, которые занимаются физкультурой, способности к решению задач сохраняются на неизменном уровне дольше, чем у тех, кто ведет менее активный образ жизни.

<...> Силовые тренировки в сочетании со специальными нагрузками для сердца полезнее, чем только специальные упражнения . Те, кто регулярно занимается физкультурой в зрелом возрасте, в три раза реже становятся жертвами болезни Альцгеймера в возрасте старше 70 лет по сравнению с теми, кто не занимается. Даже начав заниматься после 60 лет, вы снижаете риск болезни Альцгеймера вполовину!

2. ТРЕНИРОВКА ПОДВИЖНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Вопреки распространённому мнению, компьютерные стрелялки не снижают, а иногда даже повышают уровень интеллекта.

Улучшить подвижный интеллект можно при помощи разных видов деятельности, причём не только в детском возрасте.

Вспомните, что такое подвижный интеллект: это способность к решению нестандартных задач, где выученные ранее правила и понятия могут оказаться бесполезными.

К задачам такого типа относятся Прогрессивные матрицы Равена. В этом тесте испытуемому предлагаются геометрические фигуры, изменённые определенным образом, и он должен оперативно вывести правило, на основании которого можно будет предсказать следующий этап трансформации этих фигур. К занятиям, стимулирующим развитие подвижного интеллекта, относятся компьютерные игры, тренирующие контроль внимания и рабочую память.

Нейрофизиолог Розарио Руэда и ее коллеги описали несколько типов игр, которые способствуют развитию подвижного интеллекта у маленьких детей . Один из них - так называемые прогностические упражнения. Вариант игры этого типа, который использовали Руэда с коллегами, заключался в том, что дети должны были угадать, где вынырнет утка, которая перед этим нырнула в пруд. С помощью джойстика дети управляли на экране кошкой, передвигая её туда, где, как они предполагали, должна появиться утка.

Тренировка подвижного интеллекта при помощи таких упражнений помогает детям справляться с Прогрессивными матрицами Равена, которые требуют хорошего контроля внимания и рабочей памяти. Эти функции подвижного интеллекта играют особенно важную роль в обучении детей, которые ещё не достигли подросткового периода.

3. САМОКОНТРОЛЬ

Знаменитый эксперимент Уолтера Мишела с маршмеллоу.

Наиболее достоверные из имеющихся данных свидетельствуют в пользу того, что у детей с уровнем самоконтроля выше среднего интеллект обычно также достаточно высо к, а кроме того, при любом интеллекте у них весьма высока успеваемость.

Личностный психолог Уолтер Мишел и его коллеги проводили исследование в детском саду при Стэнфордском университете, куда ходили дети преимущественно из обеспеченных семей среднего класса, и обнаружили, что те, кто был способен вытерпеть отсрочку вознаграждения и в результате получить не одно печенье сейчас же, а два, но позже, в подростковом возрасте имели более высокие оценки и значительно более высокие баллы по SAT .

Такая же зависимость была выявлена при наблюдении за детьми из семей бедных меньшинств в Нью-Йорке: чем больше терпения проявлял ребёнок в опыте с отсроченным вознаграждением, тем выше были его школьные оценки.

Оказывается, корреляция между уровнем самоконтроля и средним баллом в два раза выше, чем между IQ и средним баллом.

Здесь мы уже можем говорить о наличии причинно-следственной связи. Самоконтроль практически наверняка дает дополнительные преимущества, позволяя достигать большего, чем можно ожидать на основании показателей интеллектуального развития человека.

К сожалению, нам пока неизвестны эффективные пути развития самоконтроля у детей, но некоторые исследования все-таки дают понять, в каком направлении стоит двигаться. Мы знаем, что если перед глазами ребёнка пример взрослого, вознаграждающего себя независимо от реального успеха, то ребёнок с большой вероятностью станет поступать так же. А если ребёнок видит, как взрослые позволяют себе справедливое вознаграждение только за хорошо проделанную работу, то и он старается следовать тем же правилам.

4. УЧИТЕ ДЕТЕЙ ГИБКОСТИ - И ХВАЛИТЕ ЗА УСЕРДИЕ

Для родителей очень важно внушить детям, что их интеллект - в их власти. Азиаты очень склонны считать, что способности нужно развивать. Неудивительно, что американцы азиатского происхождения прилагают больше усилий для достижения лучших результатов во время обучения, чем евроамериканцы. Причем неудачи больше, чем успех, служат для них стимулом для еще более упорного труда.

Очень важно внушать ребёнку: если что-то не получается с первого раза, нужно постараться ещё.

Вероятно, не стоит вознаграждать детей за их ум. Лучше отмечать и поощрять усердную работу, которая напрямую зависит от их воли. Если ребенка хвалят за то, что он проявляет ум, он специально старается продемонстрировать свои возможности, выбирая задачи, с которыми успешно справляется, и стараясь уклониться от тех, которые не даются ему так легко. Другими словами, если ребёнка хвалят за ум, он стремится избегать трудностей и даже не пытается браться за то, что могло бы дать ему какие-то новые знания и опыт.

В одном весьма интересном эксперименте, иллюстрирующем это соображение, возрастные психологи Клаудия Мюллер и Кэрол Двэк говорили детям, что они очень хорошо справились с заданиями теста прогрессивных матриц Равена, и награждали их как за сообразительность, так и за усердие. Затем они предлагали детям выполнить другие задания - либо простые («значит, я легко с ними справлюсь»), либо сложные, требующие усилий и нестандартного подхода («значит, я многому научусь, пусть и не буду выглядеть умнее всех»).

Из тех детей, кого хвалили за ум, 66% выбирали легкие задания, благодаря которым могли еще раз продемонстрировать свою сообразительность; а из детей, которых награждали за усердие, более 90% выбирали более сложные задания, выполнение которых помогало им узнать нечто новое.

Если ребёнок достигает успеха благодаря способностям , он не хочет рисковать и обнаруживать, что, может быть, не такой уж он и умный. Если результат достигается усердным трудом , то ребёнок стремится и дальше браться за задачи, которые позволят ему проверить пределы собственных возможностей и приобрести больше разнообразного опыта. <...>

Те, кого хвалили за способности , меньше стремились продолжать работу и реже говорили о том, что им интересно решать другие задачи, в сравнении с теми, кого хвалили за упорный труд. Те, кого изначально хвалили за интеллект , справлялись с меньшим количеством задач, чем те, кого хвалили за старание. Мораль: вознаграждайте прилежание, а не ум.

5. НЕ НАГРАЖДАЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА ТО, ЧТО ДОСТАВЛЯЕТ ИМ УДОВОЛЬСТВИЕ

Неправильно обещать ребёнку вознаграждение за то, что он сделает что-то, что вы хотите поощрить, если ребёнку это и так интересно.

Совместно с возрастными психологами Марком Леппером и Дэвидом Грином я наблюдал за воспитанниками детского сада, которые занимались новым для них делом - рисовали «волшебными» маркерами.

Большинству детей очень нравилось это занятие. Потом мы пообещали некоторым детям награду, если они нарисуют маркерами что-нибудь для нас, что они с радостью и сделали. Затем, пару недель спустя, детям снова предложили маркеры. Дети, которых до этого награждали за рисунки, стали рисовать меньше, чем те, кого не награждали, и рисунки их были хуже.

Получается, что заключенный с детьми «контракт» превратил игру в работу.

Мы похвалили рисунки других детей, которым не обещали вознаграждения, и впоследствии эти дети рисовали маркерами больше, чем те, которые не получили ни награды, ни похвалы. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок делал что-то, хвалите его за уже сделанное. Не нужно обещать награду за то, что он сделает.

Однако иногда вознаграждение оправдано. Если ребёнок не собирается сам сделать что-то без вознаграждения, тогда, возможно, стоит заключить с ним договор. Если его начальный интерес к деятельности низок, обещание награды может побудить ребёнка заняться этим, а затем, возможно, он сам заинтересуется этим делом.

6. ЭФФЕКТИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО

Воспитывая своих детей, постарайтесь держать в голове правило «пяти С» Марка Леппера (control, challenge, confidence, curiosity, context): поощряйте в ребёнке ощущение контроля, ставьте перед ним сложные задачи, внушайте ему уверенность, возбуждайте его любопытство и, давая ему задание, соотносите его контекстом: с реальным миром или ситуациями из кинофильмов и ТВ-программ.

Кроме того, не нужно заострять внимание на небольших ошибках, например, если ребёнок забыл поставить знак «-»; старайтесь предотвращать ошибки, за исключением тех случаев, когда из них можно извлечь урок; не упрощайте материал ради самооценки ребёнка, а лучше измените способ его подачи; задавайте наводящие вопросы; и не захваливайте ребёнка сверх меры.

7. ШКОЛЫ

Наконец, некоторые соображения по поводу школ. Насколько это в ваших силах, постарайтесь определить вашего ребёнка в класс с лучшими учителями, особенно в самом начале обучения.

Избегайте неопытных учителей. Если в школе, где учится ваш ребёнок, не используются эффективные компьютерные программы для обучения чтению, математике и естествознанию, попробуйте обсудить с администрацией возможность их применения. <...>

Если в школе не используются методики кооперативного обучения, при которых дети работают над решением задач и приобретением знаний совместно, предложите использовать их в школе. Выясните, в курсе ли директор вашей школы, кто из учителей имеет наилучшую квалификацию, и узнайте, есть ли возможность поощрять лучших. Если таких возможностей нет, попробуйте воздействовать на общественный совет школы, чтобы это стало возможным.

Высказывайтесь против пристрастного отношения к наличию у учителей разного рода сертификатов и учёных степеней.

Нет никаких доказательств, что учителя с сертификатами и степенями лучше работают с детьми. Учителя должны уделять больше времени наработке педагогических навыков с помощью коллег и специалистов, которые наблюдали бы за их работой и обеспечивали поддержку и обратную связь.опубликовано .

Олег Матфатов

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Интеллект – это термин, смысл которого можно интерпретировать по-разному. Является ли умным человек, вычисляющий самые трудные математические примеры? Или ум более развит у того, кто обладает хорошими творческими способностями, вербальными навыками и т.д.? О чем идет речь? Как развить интеллект взрослому человеку и ребенку?

Что такое интеллект?

В соответствии со специалистами, интеллект – это здравомыслие, умение самостоятельно разрешать ситуации, способность изучать новые вещи на основе собственного опыта, адаптироваться, правильно определять основные контексты и отношения (в т.ч. социальные), посредством которых решаются повседневные проблемы. Интеллект – это умственная развитость, мыслительная способность, характерная для человека и животных.

Степень интеллекта чрезвычайно важна для жизни. Это ключевой фактор успеха в работе, отношениях, учебе, бизнесе, а также в развлечениях (шахматы, судоку и т.д.). Уровень развитости разума можно измерить с помощью теста IQ (эта аббревиатура означает коэффициент интеллекта).

Определение

Говоря об интеллекте, нельзя игнорировать одну важную, относительно новую, концепцию – теорию типов разума Говарда Гарднера. Гарднер определяет интеллект следующим образом: «…это способность решать проблемы или создавать продукты, имеющие определенную ценность в одной или нескольких культурных средах». Поэтому он подчеркивает, что важность интеллекта всегда находится в широком культурном контексте, тесно связана с реальной жизнью. Интеллект он разделяет на ряд относительно независимых аспектов:

  • языковой – возможность использовать язык для убеждения других людей, умение применять речь для запоминания, объяснения информации, способность контролировать свою деятельность, думать о себе самом;
  • музыкальный – способность восприятия мелодий, ритмов, тонов;
  • логико-математический – область логики и научного – исследовательского – мышления (от объектов к утверждениям, от деятельности к отношениям, от абстракции к конкретным образам);
  • пространственный – способность трансформировать и изменять первоначальные восприятия, формировать из собственного визуального опыта новые идеи (креативность);
  • телесно-двигательный – способность подвижности, умение двигаться плавно с минимальным прерыванием после обработки входящих стимулов (спорт, танцы, актерство, мануальные навыки);
  • персональные формы – внутриличностные и межличностные – двойственная формация, возникающая как предмет исследования 2-х психологических направлений и в социальной психологии:
    • внутриличностная форма – наиболее важным компонентом является осознание себя, выражающееся культурно обусловленным равновесием внутри человека, созданное на основе внутренних чувств, влияния других людей,
    • межличностная форма – способность распознавать и понимать других людей, их настроение, темперамент, мотивы, намерения; умение различать их, работать с ними.

Нельзя игнорировать ни один из этих пунктов. Это связано с тем, что определенная гармония и целостность может вырабатываться только тогда, когда личность человека гармонизирована. Сбалансированная и гармоничная личность – эмоционально стабильна, чувствительна к социальным процессам, восприимчива сама к себе.

Как интеллект влияет на жизнь?

Обсуждения вокруг коэффициента интеллекта (IQ) часто очень бурные. Иметь IQ 120 хотят все (кстати, максимум среди зарегистрированных результатов равен 250-300). Но у большинства людей взрослого (и даже пожилого) возраста он составляет около 100. Люди, у которых уровень интеллекта меньше, считаются глупыми. Общественность часто воспринимает IQ неправильно. Знаете ли вы, что один не именуемый, но всемирно известный режиссер с репутацией гения в своей области, в тесте IQ достиг среднего результата? Объяснение простое. В своей работе режиссер использует совершенно иные навыки, которые тест не учитывает. Например, творчество и общение.

Альберт Эйнштейн, величайший гений человечества, имел посредственные знания в области французского языка. Следовательно, высокий уровень IQ не гарантирует успехов или счастья в жизни. Фактически, одинаково успешными могут быть люди с любым IQ, поэтому уровень интеллекта на качество жизни влияет менее, чем мы склонный считать.

Как можно улучшить интеллект?

Чтобы повысить интеллект и развить память вспомните правило о трёх «учиться». Для максимальной концентрации необходимо спокойствие, но также постоянная умственная деятельность, желание исследовать, рассмотрение проблем, сочетание возможных решений, постоянное использование своего мозга.

Помните: интеллект – это врожденное качество, которое, однако, развивается в течение жизни. Вопреки распространенному мнению, ум у недоношенных детей не отличается от малышей, рожденных в срок. Он зависит от окружающей среды и отношения родителей.

Работайте в прохладной среде

Для максимального действия ума температура в рабочем помещении должна быть на 1-3°C ниже, чем та, при которой вы обычно сидите перед телевизором. Легкий дискомфорт побуждает организм к улучшению производительности. Идеальная рабочая температура индивидуализирована, но для мужчин обычно рекомендуется диапазон 17-20°C, для женщин – 19-22°C.

Кислород и стресс

Для развития интеллекта и мышления необходимо достаточное количество кислорода. Он положительно влияет на активность мозга, следовательно, улучшает мыслительные процессы.

Работа при умеренном стрессе может повлиять на увеличение интеллекта лучше, чем полное спокойствие. Путем преодоления стрессовых ситуаций, минимизации их негативного воздействия, вы можете приобретать полезные навыки.

Ешьте шоколад

Шоколад – это приятный метод повышения сопротивляемости организма, устранения усталости. Это лакомство также является способом развития интеллекта. Благодаря шоколаду в теле высвобождается вещество, вызывающее приятные ощущения.

Бонус: шоколад способствует улучшению настроения, обеспечивает расслабление.

Пейте кофе и стимулирующие напитки

Запланируйте работу на удобное время

Определите, когда для вас удобно работать, а когда – отдыхать. Сравните количество работы, которую вы делали в час в сопоставимых условиях в разные части дня.

Употребляйте продукты, полезные для мозга

Рацион должен быть максимально разнообразным. Его дополнение пищей, полезной для мозга, – это хороший способ для тренировки мозговой деятельности, следовательно, улучшения интеллекта. Такие продукты включают:

  • брокколи;
  • цветную капусту;
  • грецкие орехи;
  • карри;
  • сельдерей;
  • красное мясо;
  • чернику.

Мотивируйте себя, ставьте цели

Исследователи из Университета Филадельфии продемонстрировали мотивацию в эксперименте, в ходе которого попросили студентов пройти тест IQ. Половине студентов пообещали финансовые награды в случае лучших результатов. Мотивированная часть исследуемых показала в среднем на 20 пунктов высшие показатели.

Бесконечная проверка аккаунта в соцсетях, создание идеального профиля, постоянный контроль лайков значительно уменьшают мотивацию, необходимую для достижения лучших результатов (идеализированное видение самого себя настолько удовлетворяет человека, что он не хочет достичь более сложных целей).

Расслабьтесь

Способность сосредоточиться на решении проблемы, устранить нежелательные и отвлекающие влияния, является одним из самых полезных навыков в развитии интеллекта.

Существует множество публикаций о методах релаксационных упражнений. Изучите их и начните практиковать.

Сделайте шпаргалку

Да, создание шпаргалки – это хороший практический способ развить интеллект у взрослого человека и подростка (применяется, например, в экзаменационный период). Записывая ее, вы повторяете и изучаете вещи, укладываете их в памяти.

Проходите тесты IQ, читайте книги

В интернете есть бесчисленное количество тестов IQ, которые помогут не только определить, но и повысить уровень интеллекта. Подготовка к тестам, поиск ответов на тестовые вопросы повысят мыслительные способности.

Постройте стратегию

Первая стадия, с которой должно начинаться прохождение теста IQ, включает рассмотрение всех задач. Затем решайте задачи, которые вам лучше всего даются, излишне не задерживайтесь над вопросами. Не бойтесь иногда угадывать ответы. Контролируйте время, но не беспокойтесь о том, что не успеете пройти тест. IQ тесты составлены таким образом, что обычно невозможно не успеть.

Занимайтесь спортом

Хороший способ развить подвижный интеллект – регулярные занятия спортом. Физическая активность благотворно влияет не только на состояние тела, но и на функциональность мозга. Например, студентам для улучшения способности к обучению рекомендуется тренироваться в беге. Физическая активность способствует притоку крови к части мозга, отвечающей за память и обучение, поддерживает производство новых мозговых клеток.

Учащиеся средней школы Напервиль (Naperville) в Чикаго начинают каждый школьный дня с пробежки. По словам учителей, с началом утренней тренировки существенно улучшились результаты экзаменов.

Играйте в игры

Современные карточные, логические игры развивают умственные способности. Игры также имеют социальный эффект, т.к. речь идет о забаве для всей семьи. Забудьте о кроссвордах, играйте в скрабл и судоку. Кроссворды улучшают память, но «обученная» память действует только на время решения кроссворда. Творческие логические игры, поддерживающие развитие интеллекта, включают шахматы, крестики-нолики.

Решайте головоломки

Регулярное мозговое напряжение над викторинами, ребусами, головоломками поможет достичь состояния, при котором человек способен поддерживать долговременную умственную нагрузку. Это повышает производительность ума и уровень интеллекта.

Тренировка функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это сочетание знаний и навыков, позволяющих человеку ориентироваться в мире, понимать и не бояться его, интегрироваться в общество, общаться с окружающими. Только функционально грамотный человек может быть умным, независимо от показателя IQ.

Постоянно учитесь

Мир постоянно меняется, требуя новых навыков и способов решения проблемных ситуаций. Для понятия новых технологий, производственных процессов и современного общества, обучение человека не должно прекращаться в течение всей жизни.

Говорят, что жизненный опыт важнее всех профессий, и во многих отношениях это утверждение верно. Благодаря богатому опыту «дилетант» может решать проблемы легче профессионала без оного.

Потребление йода

Существует известная связь между отсутствием йода у беременных матерей и последующими интеллектуальными проблемами их детей, проявляющимися уже в первые годы жизни. Потребляйте брокколи, вишню, шоколад, используйте йодированную соль.

Не бойтесь сказать «Я не знаю»

Иногда не обидно признавать, что вы что-то не понимаете. Не бойтесь спросить, это лучше притворного понимания проблемы.

Ищите компанию. От друзей и новых знакомых вы можете получить много ценных советов, информации.

Комбинируйте, сочетайте вещи в контекст

Информацию, полученную из разных источников, комбинируйте во взаимный контекст. Интеллект означает не только знание большого количества информации, но и умение использовать ее в нужное время.

Не бойтесь инноваций

Время от времени поменяйте значки на рабочем столе, выберите другой путь на работу – изменение обычных действий поможет уйти от стереотипного мышления.

Достаточный, качественный сон

Потребность во сне индивидуальна. Наполеон спал всего несколько часов в день, кому-то нужно спать 9 часов. Попробуйте выделить для сна разное время после одинаково напряженного дня и оцените самочувствие.

Научитесь молчать

Эта пословица – на вес золота. Подумайте, прежде чем сказать что-нибудь. Если вы промолчите, вас посчитают умным человеком, несмотря на отсутствие осведомленности в конкретной сфере.

Учитесь разговаривать и дискутировать. Это важно в моменты, когда невозможно просто молчать. Важно научиться работать с неизвестной аудиторией.

Будьте активными

Пассивный подход не принесет успеха в жизни. Поэтому интересуйтесь событиями вокруг вас. Интеллект также определяется как увеличение активности мозга.

Мыслите творчески

Благодаря творческому мышлению человек имеет способность передвигаться в нескольких отдельных областях знаний (например, в мире техники, технологий и торговли), мыслить классически и нетрадиционно, взаимно объединяя эти стили.

Способы повышения интеллекта детей

Можно ли развить интеллект ребенка, или это свойство «дано сверху»? Обе возможности действительны. Основа детского ума предопределяется генетически. Однако научные исследования показывают, что все не совсем безнадежно. Хотя врожденные способности – это «отправная точка» для развития мыслительных навыков, способность детей мыслить эффективно и логически может развиваться.

Логические игры

Кроссворды, криптограммы, головоломки, шашки, судоку, шахматы – это способы развлечений и одновременно простой метод повышения интеллекта. Такие игры подходят для учеников начальных и старших классов, т.е., практически, для всех возрастных групп. Игроки должны планировать, строить стратегии, решать сложившиеся ситуации, принимать решения.

Видеоигры

Конечно, речь не идет о бессмысленных «стрелялках», но о стратегических играх. С их помощью дети набираются опыта, тренируют творчество, ищут возможности, планируют, формируют коалиции, учатся групповому сотрудничеству, развивают наблюдение.

Как продемонстрировало исследование, проведенное в Рочестерском Университете Нью-Йорка, игроки видеоигр способны быстрее воспринимать визуальные стимулы в повседневной жизни.

Игра на музыкальном инструменте

Если у вашего ребенка имеется хоть минимальный музыкальный слух, запишите его (хотя бы на пару лет) в музыкальную школу. Исследования Университета Торонто убедительно показали, что игра на музыкальном инструменте увеличивает IQ. И чем дольше дети играют, тем больше польза для мозга. Маленькие музыканты были более успешными студентами университета в старшем возрасте, чем дети, никогда не занимавшиеся игрой на музыкальном инструменте.

Чтение

Чтение – это простой, недорогой, но проверенный и эффективный метод поддержки мозга, повышения интеллекта.

Несмотря на то, что в последнее время, из-за присутствия других современных, динамичных высокотехнологичных методов, чтение начало недооцениваться, оно значительно улучшает способность учиться. Чтение развивает логику, воображение, причем, это относится к детям всех возрастов.

Эксперты согласны с тем, что, если родители поддерживают любознательных детей, побуждают их придумывать новые пути решения повседневных задач, они дают им четкий сигнал: знание важно.

Поэтому не закатывайте глаза при очередном вопросе «Почему?», поддерживайте различные детские увлечения, хобби, интересы.

Похвала

«У тебя все получится!». Это предложение ребенок должен слышать так часто, как это возможно. Родительская поддержка мотивирует детей. Но она должна попадать в границы, данные врожденными способностями.

Физическая активность

Старый, но проверенный совет. Исследование Университета Иллинойса показало тесную связь между физической активностью и интеллектуальными способностями, особенно среди детей младшей школы. Занятия коллективными видами спорта повышают уверенность в себе, учат командной работе, тренируют лидерские способности. Об этом свидетельствует тот факт, что 81% женщин, занимающих руководящие должности, в детстве занимались коллективным спортом.

В заключение

Не каждый человек может быть гением, но важно знать, что гены не в полной мере влияют на уровень интеллекта. Образ жизни, воспитание, мотивация – это факторы, способствующие повышению интеллекта, успехам, достижениям в жизни.

Развитие интеллекта ребенка начинается с самого рождения. Ребенок уже способен слышать, видеть, испытывать вкусовые, обонятельные ощущения. Таким образом малыш получает информацию до двух месяцев, а позднее учиться чувствовать и различать целостные объекты, в основном людей. Малыш оживляется при виде матери или знакомого человека, услышав знакомый голос.

Развитие интеллекта ребенка с рождения до трех месяцев

Развитие ребенка 4 недель:

Ребенок успокаивается если его возьмут на руки и укачивают;
оживляется при звуке голоса мамы или другого близкого человека (или наоборот замирает);
о своих потребностях сообщает плачем. Когда проголодался или хочет спать;
если общаться с ребенком достаточно близко – внимательно разглядывает лицо человека;
на поставленный перед ним предмет тотчас обращает внимание. Внимательно его разглядывает.

Развитие ребенка в 2 месяца:

Во время кормления грудью может ненадолго остановиться чтобы рассмотреть мамино лица, посмотреть в глаза;
улыбается в ответ на улыбку;
когда с ним разговаривают произносит звуки, гулит;
трясет вложенной в руку погремушкой;
за движением следит глазами;
открывает рот, когда чувствует близость груди матери и при виде бутылочки.

Развитие ребенка в 3 месяца:

Узнает лица знакомых людей;
когда с ребенком разговаривают, оживляется и смеется в ответ;
разглядывает игрушки, свои ручки и пальчики.

Как развивать интеллект ребенка с рождения

Мелкая моторика

В это время развиваются слуховое внимание, кожная чувствительность – умение распознавать разные по фактуре предметы.
Малышам очень нравится, когда их гладят мягкой игрушкой, лучше если эта игрушка издает различные звуки. Погладьте малыша игрушкой и спрячьте её, ребенок начнет искать игрушку, беспокоиться, продолжите игру.

Пройтись по животику малыша указательным пальцем и мизинцем приговаривая:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Кто кашку не ел,
Молочка не пил, —
Того забодает, забодает.

Вы увидите какой бурный восторг вызовет эта знаменитая коза у ребенка.

Самый первый объект пристального внимания грудничков - это их собственные ручки. Находясь в кроватке, малыши внимательно изучают их, рассматривают пальчики, пробуют на вкус. Это очень важное занятие, которое помогает лучше чувствовать свои руки, что способствует формированию мелкой моторики что важно для развития участка коры головного мозга ответственного за развитие речи.

Чаще играйте с малышом в пальчиковые игры, Разминайте каждый пальчик, гладьте по ладошкам, потирайте ладошки малыша друг о друга, подуйте на них. При этом говорите ласковые слова или небольшие стишки, например:

Хлоп – Хлоп,
Ты ладошечка!
Хлоп – хлоп,
Моя крошечка!

Развивайте наблюдательность младенца

Для развития наблюдательности необходимо регулярно пополнять предметный мир младенца незнакомыми предметами. Потому как до трех месяцев малыш все свое время проводит в основном в кроватке, обязательно устройте для него традиционное развлечение – подвесные игрушки.

Не обязательно покупать мобиль с игрушками над кроваткой, обычные игрушки на шнуре, шарики и ленточки даже предпочтительней, ежедневно можно менять игрушки. Игрушки должны располагаться так чтобы ребенок не мог до них дотянуться, а только рассматривал их.

Больше всего ребенок любит наблюдать за движущимися объектом, сейчас не сложно найти такой мобиль, но можно соединить ручку или ножку ребенка с игрушками ленточкой, как движущийся объект готов!

Готовьте малыша к овладению речью

Всем нам с детства знакомы произведения, в которых дети, воспитанные в лесу животными в последующем, адаптируются в социуме. Надо сказать, что эти произведение не имеют под собой и толики реальности. Дети, оставшиеся без человеческого общения, в дальнейшем не смогут овладеть человеческой речью и как следствие понятийным мышлением, в своем психическом развитии они так и останутся на уровне животного.

Готовить малыша к овладению ручью необходимо с первых дней жизни. Постоянно разговаривайте, общайтесь с ребенком – когда гуляете, купаете, одеваете ребенка. Говорите с ним, объясняйте свои поступки, обозначайте предметы, которые используете.

Побуждайте младенца подражать вам, произносите звуки, для начала певучие гласные «а», «о», «у» и повторяющиеся слоги «ма-ма», «ля-ля-ля», «да-да-да». Или же делайте наоборот, как только ребенок начнет гулить, повторяйте те же звуки за ним. При этом желательно чтобы ребенок видел ваше лицо, движения ваших губ.

Замечено, что раньше других начинают говорить дети, родители некоторых немедленно реагировали на плачь младенца, приходили тотчас к ребенку что бы ликвидировать источник плача и просто успокоить.

Важнейшие качества – активность и предприимчивость

Подлинные интеллектуалы люди любознательные, способны отлично усваивать чужой опыт, а также генерировать новые идеи. Поэтому нужно всегда поощрять развитие интеллекта, познавательную деятельность младенца.
Младенцу интересно все. А в первую очередь конечно люди, которые его окружают, их лица и голоса. Поиграйте с малышом, стройте гримасы, смешные рожицы. Он может улыбаться в ответ или попробовать повторить вашу гримасу.
Что бы малыш научился сосредотачивать внимание на звуках, можно повесить над кроваткой несколько колокольчиков или популярный по фен-шуй талисман «музыка ветра».
Для развития чувственности кожных покровов предложите малышу кусочки разных материалов – различных тканей, губка, резина, кожа, шерсть. Ими можно поглаживать ручки или тело малыша.
Уже в младенческом возрасте можно начинать заниматься с малышом по методике Николая Зайцева, построенной на принципе «все и сразу». Первоначально можно развесить таблицы, петь склады демонстрируя их малышу.

Развитие интеллекта ребенка напрямую зависит от его памяти, поэтому память необходимо тренировать и с этим хорошо справится стихи, рассказы, сказки, картинки и прочее.

Память ребенка очень необычная вещь, она может работать на полную до 7 лет. Это связано с тем, что мозг у ребенка очень пластичен и способен очень многое запоминать в дошкольном в возрасте. Поэтому очень важно развивать ребенка, тем самым помогая ему узнавать больше нового и полезного.

Есть несколько упражнений, которые способны не только развить интеллект ребенка, но и память. И лучше всего превратить эти упражнения в увлекательную игру, которая вызовет большой интерес у ребенка.

Для того чтоб ребенок полюбил книги, родители должны заранее позаботиться о детской библиотеке у себя дома. Необходимо приобрести много ярких иллюстрированных книг и читать малышу их с самого раннего возраста. Пусть он пока их не очень понимает, но он слышит интонацию голоса, рассматривает яркие картинки, потихоньку привыкая к книгам и к чтению.

Для того чтоб начать упражнения с книгами, необходимо взять книгу наугад, и прочитать первые слова в каждой строчке. Затем попросить ребенка вспомнить эти слова. Начинать можно с пяти слов, постепенно увеличивая их количество.

Цепочка слов

Для этого необходимо сесть перед ребенком и назвать ему десять случайных слов, которые совершенно несвязаны друг с другом. Лучше всего если эти слова будут хорошо знакомы ребенку. Например: телефон, мультики, кукла, чашка, дом, кошка, качели, магазин, озеро, диван. Затем необходимо попросить ребенка повторить эти слова, если у него не получится, то количество слов в цепочке необходимо сократить до пяти. Когда он с легкостью будет справляться с цепочкой слов, можно усложнить задание, попросить назвать слова в обратном порядке. Разбавить слова можно числами, только числа не должны быть большими, и малыш должен быть с ними знаком.

Парные ассоциации

Необходимо придумать для ребенка парные слова ассоциации (озеро – вода, курица – яйцо, небо – облако и прочее). Ребенок должен их запомнить, для лучшего эффекта, слова можно повторить несколько раз. Затем необходимо назвать только одно слова, чтоб ребенок сказал самостоятельно второе слово.

Такая игра поможет ребенку создавать ассоциации, придумывая с чем можно сравнить определенное слово, которое необходимо запомнить. Придумывать ассоциации, один из самых действенных и эффективных метилов для того чтоб развить память.

Развитие зрительной памяти

Для ребенка очень важна зрительная память, потому что в возрасте 6-7 лет ему необходимо идти в школу, где большинство информации в процессе обучения ребенок воспринимает глазами. Поэтому родителям необходимо заранее заняться тренировкой зрительной памяти, наблюдательности и внимания.

Для начала родителям необходимо знать, как у ребенка развита зрительная память. Хорошо ли он запоминает лица людей, дорогу, когда с ним идут в незнакомое место. Может ли ребенок рассказать из чего состоит его комната и что в ней находится и где стоит. Может ли он по памяти описать какой-либо предмет, в деталях рассказать о нем и о его цветах.

Даже если ребенок со всем этим справляется легко, не прилагая особых усилий, все равно необходимо заняться развитием зрительной памяти, чем она острее, тем легче ребенку будет даваться учебный материал в школе.

Некоторые детки обладают хорошей фотографической памятью с рождения. Только лишь взглянув на картинку они с легкостью могут в мельчайших деталях рассказать, что на ней изображено. Фотографическую память у ребенка можно и развить и чем раньше родители этим займутся, тем лучше и быстрее будет результат у их ребенка.

Воображаемая картина

Необходимо посадить ребенка и поставить перед ним определенный предмет, например, какую-нибудь игрушку. Пусть малыш внимательно на неё посмотрит в течении 20-30 секунд, затем закроет глаза и попробует представить эту игрушку в подсознании. С первого раза у ребенка может не получиться представить картинку с игрушкой. Для этого пусть он опять откроет глаза и посмотрит на игрушку. Для того чтоб это упражнение у ребенка получалось все лучше и лучше потребуется время, ежедневные тренировки помогут малышу четко видеть картинку. Для того чтоб ребенку было интересно желать это упражнение, можно придумать сказку про то что сыщики постоянно используют этот метод, и он помогает им раскрыть преступления.

Взрослым так же полезно вместе с малышом тренировать зрительную память.

Рисунок по памяти

Рисунок по памяти - это продолжение предыдущего метода, только после того как ребенок нарисовал у себя в голове изображение, необходимо убрать игрушку и попросить ребенка изобразить на бумаге то что он увидел у себя в голове. Если рисунок получится не очень похожим это не важно, родителей должны интересовать не схожесть игрушки с оригиналом, а точность деталей, таких как цвет, понимание размеров и другое. Если ребенок не хочет рисовать, то можно попросить его рассказать словами о картинке что находится у него в голове, чтоб он как можно детальней описал предмет.

Словесный портрет

Необходимо попросить малыша вспомнить лица близких ему людей, с которыми он часто бывал в контакте. Пускай он постарается описать их лица, или хотя б детали лица (цвет волос, глаз, форму лица). Если у него это не получится, то можно перед ним разложить фотографии чтоб он внимательно на них посмотрел и запомнил детали лица каждого человека. Вначале пусть он запоминает только некоторые детали, а уже со временем все лицо. Это ему поможет в будущем хорошо запоминать лица людей, с которыми ему придется учится и работать.

У девочек, запоминать лица получается гораздо лучше, потому что они внимательней к деталям внешности человека.

Соревнования в наблюдательности

Для этой увлекательной игры необходимо взять пять разных предметов и накрыть их полотенцем или другой тканью, затем на 10 секунд убрать полотенце чтоб малыш мог запомнить предметы, затем снова накрыть. Потом необходимо попросить малыша назвать предметы, которые он видел и как можно точнее описать их. Со временем количество предметов можно увеличивать. Играть можно с несколькими участниками, для того чтоб они соревновались в своей наблюдательности. Такая игра хорошо подойдет для детей в дороге, в очереди к врачу, в гостях.

Так же можно вместо предметов использовать различные карточки с рисунками, игральные карты, костяшки домино. И чтоб он по памяти рассказал, что было изображено или сколько знаков он увидел.

Речевой слух

К четырем годам у ребенка полностью сформировывается слух. Он уже умеет вслушиваться в чужую или свою речь, выделять при этом звуки в слогах. Понимает где находится та или иная буква (где стоит буква Ш в слове коШка, в начале, середине или конце?), без труда из звуков может составить слово.

Родители должны уделять большое внимание речевому развитию ребенка, особенно это касается тех деток, которые не способны в 4 года определять звуки в словах, и у которых имеются нарушения речи.

Стоит обратиться к логопеду, если у малыша имеются нарушения:

— Малыш заменяет звуки в речи, такие как о – у, ц – ч – щ, р – л, й – ль, парных согласных – глухих и звонких, свистящих и шипящих.

— Ребенок пропускает буквы в словах или заменяет её похожей по звучанию.

— В возрасте 5 лет ребенок не говорит букву Р.

— Ребенок допускает очень большие оговорки в предложениях, при этом в некоторых буквах сильно запинается.

Баланс и развитие интеллекта ребенка

Не нужна стремится учить ребенка чтению, письму, счету, иностранным языкам слишком рано. За все эти занятия отвечает левое полушарие ребенка, у детей в возрасте до 7 лет больше должно доминировать правое полушарие, так как оно отвечает за мышление, эмоции и воображение. Если ребенка совсем в младшем возрасте начинать активно развивать, это может привести только к плохим последствиям.

Родителям важно обеспечить гармоничное развитие своего малыша, поэтому не стоит учить его читать в возрасте 4 лет, ведь глазки малыша ещё не способны к такой зрительной нагрузки. И в столь раннем возрасте читать сказку для ребенка очень большой труд, что он не в состоянии понять смысл прочитанного. Лучше если чтением займутся родители, а ребенок у себя в голове представит сказку.