Развитие речи литературный калейдоскоп старшая группа. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп. Ход образовательной деятельности


Предмет: Развитие речи. Для детей старшей группы ДОУ
Метапредметные задачи:
1. Учить действовать по плану или инструкции
2. Закреплять умение распределять задания между членами команды.
Предметные задачи:
Закреплять умения в составлении сказки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
В: А как ещё можно поздороваться?
Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
В: Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее). И у меня тоже хорошее настроение.
- Ребята посмотрите, у меня в руке мяч хотите в одну игру поиграть? (Да) Игра называется «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы придумайте слова -"наоборот", слова с противоположным значением.
Добро –зло
Храбрость – трусость
Трудолюбие –ленивость
Страшный – красивый
Слабый – сильный
Смелый, скромный – хвастливый
Трудно –легко
Сердитый – ласковый
Начало –конец.
В группу приходить письмо от Незнайки: «Ребята помогите, пожалуйста. Дело в том, что я в сказочной стране, а домой вернуться, не могу пока не придумаю свою сказку. Как надо придумывать сказки вам расскажет воспитатель»
- Ребята поможем Незнайке? (Да)
- А вы сможете? (Да)
Проходите за столы
- Скажите мне, пожалуйста, с чего нужно начать, чтобы последовательно вспомнить сюжет?
- Конечно, сначала нужно составить план. Давайте попробуем.
-Напомните, из каких частей состоит сказка? (Начало, середина, концовка.) - Ребята у вашей сказки должно быть сказочное начало.
-Ребята как вы понимаете сказочное начало? Как обычно сказки начинаются?(Жили-были…В некотором царстве, в некотором государстве…Это случилось давно…)
- Еще о чем говорится в первой части? (О героях и главной теме.)
- Кто расскажет о средней части, чем она отличается от других частей? (Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями.)
- А какие герои появляется в сказке (добрые и злые)
- Ребята каких добрых и злых героев сказок вы знаете?(Баба –Яга, Кощей бессмертный, Добрый молодец.)
- В сказке должно, быть всегда какое волшебство? Какое волшебство вы знаете? Как можно это зарисовать?
- Что же такое концовка? (В ней рассказывается о том, чем всё закончилось.)
- А какими словами заканчивается? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!)-А теперь ребята все подошли все ко мне я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников. Давайте скажем волшебные слова: «Вправо-влево повернись и в сказочников превратись!» Ну вот, теперь вы настоящие сказочники.
-А ребята сказки мы сегодня с вами будем придумывать в командах.
Вот на этом столе лежат круги, берем круг и подходим к столам и находим свое место и свою команду.
- Придумываем название команды, а я запишу на доске.
- Ребята начинаем работу. Не забудьте про наш план.
- Ребята заканчиваем придумывать сказку.
-Уважаемые сказочники, теперь договоритесь, кто от каждой команды будет рассказывать сказку. А я буду записывать ее, чтобы отправить Незнайке.
Первыми закончила команда …. Давайте послушаем
(По очереди заслушиваются сказки, придуманные всеми подгруппами, воспитатель по необходимости предлагает членам подгруппы дополнить рассказывание.)
Анализ:
- Ребята у вас получилось выполнить задание? Давайте проверим, составлена ли ваша сказка по плану. Затем воспитатель отмечает, были ли учтены при составлении жанровые особенности сказки и по плану.- Давайте, ребята Незнайку тоже научим сочинять сказки. Ребята, напомните, из каких частей состоит сказка, о чем говорится в каждой части, с чего начинается работа. Я уверена, что теперь Незнайка по нашему плану сам сможет стать сказочниками.
А каждый из вас по своему личному плану может рассказать её своим родителям дома.


Приложенные файлы

Литературный калейдоскоп по зарубежным сказкам во 2 младшей группе "Путешествие по сказкам"

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Программное содержание:

Образовательные задачи: Учить детей составлять рассказы по картине (по плану воспитателя); закреплять умение связно, последовательно рассказывать по картине; учить употреблять в речи существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода (упражнять в словообразовании). Расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о сказках. Уточнять и расширять словарь по теме "Сказки".

Развивающие задачи: развивать монологическую и диалогическую формы речи, интерес к рассказыванию. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображённом на картине. Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к зарубежным сказкам

НОД: В гости приходит Белоснежка и просит детей расколдовать сказки. Злая волшебница перепутала все сказки.

Воспитатель: Вы согласны помочь Белоснежке.

Воспитатель: Но для того чтобы отправиться в страну Сказок, нам нужно быть в хорошем, прекрасном настроении, а для этого нам нужно встать в круг и улыбнуться друг другу. Молодцы ребята. Теперь закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Дибри- карабли- бум». Вот ребята мы и оказались в стране Сказок. Ой, посмотрите, что это за сказка, выставляется иллюстрация из сказки «Коза- дереза». (200x200)

Правильно, ребята, это сказка «Коза- дереза». Дети рассказывают сказку по вопросам воспитателя.- О ком эта сказка? Что случилось с козой? Правильно, эту сказку вы расколдовали?

Вот и еще сказка встретилась на пути: « Петух и лиса».(661x716) Также выставляется картинка и задаются вопросы по содержанию.- Как называется эта сказка? Что случилось с петушком? Почему? Кто спас петушка?(дети рассказывают сказку). Вот мы с вами и отгадали сказку?

Вот на пути встречается другая сказка, которую заколдовала злая волшебница. Выставляется картина из сказки «Два жадных медвежонка».
(480x220) Дети рассматривают картину и называют сказку. Задается несколько вопросов по содержанию. О ком эта сказка? Что случилось с медвежатами? Вот мы с вами и отгадали сказку?

Вот и еще сказка встретилась на пути: «Пых».(421x502) Дети рассматривают картину и называют сказку. Задается несколько вопросов по содержанию. О ком эта сказка? Что случилось с ежиком? Вот мы с вами и отгадали сказку?

Вот на пути встречается другая сказка, которую заколдовала злая волшебница. Выставляется картина из сказки « Упрямые козы». (384x288) Дети рассматривают картину и называют сказку. Задается несколько вопросов по содержанию. О ком эта сказка? Что случилось с козами? Вот мы с вами и отгадали сказку?

Вот и еще сказка встретилась на пути: «У солнышка в гостях».
(567x510) Дети рассматривают картину и называют сказку. Задается несколько вопросов по содержанию. О ком эта сказка? Что случилось с солнышком? Кто пошел искать солнышко? Вот мы с вами и отгадали сказку?

Молодцы, ребята, все сказки отгадали и помогли Белоснежке назвать правильно сказки. А на память о путешествии в страну Сказок Белоснежка вам дарит маленькие медальки. А нам пора возвращаться в группу. Давайте встанем в круг и произнесем волшебные слова. Вот мы и в нашей группе.

Валентина Чуденко
Литературный калейдоскоп - занятия по развитию речи в старшей группе

МБДОУ №18 "Колосок"

"Литературный калейдоскоп "

Конспект

Занятия по развитию речи в старшей группе

Подготовила и провела воспитатель Чуденко Валентина Сергеевна

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Дети заходят в зал, везде стоят стеллажи с книгами.

Загадать детям загадку :

«Не дерево, а с листами,

Не рубашка, а сшита,

Без языка, а рассказывает!» (ответы детей)

Правильно, это - книга.

Ребята! Наш зал сегодня необычен. Он сегодня очень напоминает… Что он напоминает? Как называется удивительный дом, в котором живут ваши друзья- книги. Как называется этот дом? Правильно, библиотека. Кто может сказать, что такое библиотека? (ответы детей)

(На одной из полок воспитатель обнаруживает игрушку-калейдоскоп . Рассмотривает его, смотрит в него и удивляется, какие красивые узоры и как они сменяют друг друга. Спрашивает детей : что это? Кто знает? Дети : калейдоскоп . Почему здесь оказался калейдоскоп – узнаем позже ).

В библиотеке много интересных книг. Молчаливые, они тихонько стоят на книжных полках и ждут своих читателей. Подойдёт читатель к полке, возьмёт книгу в руки, откроет первую страницу, и начнёт книга рассказывать…

Говорят, книга-это наш друг. А почему?

Правильно, потому что с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас , учат и помогают разобраться в самых разных вопросах.

В библиотеке много книг и все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить , какими бывают книги. Взгляните на эти книги. (Показывает детям книги) . Что в этих книгах?

Дети :сказки. Почему же мы любим читать и слушать сказки? Сказка-это не просто развлечение . Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу. Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо.

А кто скажет, какие бывают сказки? Правильно, сказки бывают народные, сказки о животных и авторские сказки.

А почему сказки называются народными?

Правильно, потому что их придумал народ. Один человек придумывал сказку,рассказывал другому, тот человек, что-то добавлял от себя, пересказывал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть «народная» .

Какие народные сказки вы знаете? (ответы детей.)

Вокруг нас там и тут сказки разные живут.

На полянке есть загадки.

Отгадайте без подсказки.

Назовите посмелей этих сказочных друзей!

Загадываю загадки, а дети отгадывают.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна лягушка.)

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

(Гуси – лебеди) .

В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живёт старушка .

Метлой она не пол метёт,

Метла – старушкин самолёт .

(Баба Яга.)

Это герои народных сказок.

Показываю детям книги о животных.

Кто нарисован на обложках? (Звери : кот, лиса, заяц,петух) .

Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие? (Сказочные : они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом.)

В сказках о животных, животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими – либо человеческими чертами : хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью. Недаром говорится (называю начало фразеологизма, делаю паузу, дети называют хором концовку):

Хитёр как….(лиса) .

Голоден как (волк) .

Труслив как… (заяц) .

Болтлив как… (сорока) .

Беру с полки книгу и начинаю читать : «Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая…. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку….» Вы догадались, ребята, какую книгу мы раскрыли? А знаете, кто её написал? (Шарль Перро.)

Это сказка уже не народная. А почему? Да потому, что у неё есть автор. Сказки, которые написал один человек, и нам известно его имя, называются авторскими или литературными . Литературные сказки писали многие русские и зарубежные писатели. У вас есть, наверное, любимые книжки и любимые писатели. Назовите их. Ответы детей.

Многие писатели и поэты пишут сказки в стихах. А что такое стихотворение? Кто знает? Стихотворение – небольшой рассказ, который написан в рифму.

Вы уже слышали сказку о добром докторе Айболите , но не все, наверное, знают, что написал её очень хороший детский писатель К. И. Чуковский.

Муха, муха, цокотуха

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

Из какой это сказки? А написал её кто?

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по морю идёт,

Бочка по морю плывёт.

(А. С. ПУШКИН «Сказка о царе Салтане«).

Посуду никогда не мыла,

Совсем не подметала пол,

И вся посуда убежала –

Тарелки, ложки, чашки, стол.

(К. И. ЧУКОВСКИЙ» Федорино горе»).

Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки…

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

Кто это такой? Правильно – это Рассеянный с улицы Бассейной. А написал это произведение С. Я. Маршак. Многие дети очень любят стихотворения Маршака. Он много написал сказок, песен, загадок. А какие ещё произведения Маршака вы знаете? («Двенадцать месяцев «, «Кошкин дом» , «Вот какой рассеянный» ).

Беру с полки книгу А. Л. Барто «Игрушки» (читаю загадку) .

Я мячик в речку уроню,

Я шерстку причешу коню;

Качаясь по доске пройду,

А я… я заблужусь в саду.

В любимой книжке мы живём,

Но мы её не назовём!

Ответьте нам, друзья – подружки,

Как книжку эту звать?.

(«Игрушки)

Кто написал эту книгу? Да, верно,детская поэтесса Агния Львовна Барто. Это её короткие стихи об игрушках стали вашими первыми стихами, которые вы читали наизусть, порой, ещё не умея выговаривать звуки. Давайте их вспомним. Кто хочет прочитать эти стихи?

Дети по желанию читают стихи А. Л. Барто.

У зарубежных поэтов есть тоже интересные и весёлые стихи.

Ребята, кто знает какое -нибудь произведение зарубежных поэтов,прочтите, пожалуйста.

Ребёнок читает стихотворение Джеймса Ривза «Шумный Ба – Бах»

В какой республике мы живём? Правильно, мы живём в Адыгее.

У адыгейских поэтов очень много стихов написано для детей.

Ребёнок читает стихотворение ДжафараЧуяко «Ласточка «.

А теперь давайте поиграем в замечательную народную игру «Птички и птицелов.

Но прежде, чем начать игру нам нужно выбрать водящего. А как это сделать? Правильно, нам надо произнести считалку, то есть, посчитаться. Считалка является одним из жанров устного творчества народа. Считалка помогает распределять роли в играх.

Предложить кому – либо из детей выбрать водящего.

Ну, вот мы с вами поиграли, а теперь давайте продолжим наше путешествие по другим литературным жанрам .

В нашей библиотеке есть несколько сборников пословиц и поговорок. И поверьте, читать эти книги очень интересно. Пословицы и поговорки несут в себе накопленный поколениями опыт, а также украшают нашу речь и делают её более выразительной. Вспомним пословицы!

Дети рассказывают пословицы и поговорки, знакомые им.

А есть ещё один литературный жанр – загадки . Загадка – краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки. Все ребята любят загадки. Послушайте и постарайтесь отгадать загадки . Загадываю загадки, а дети отгадывают.

У нас сегодня с вами получился целый литературный калейдоскоп . Так вот почему на нашей полке сегодня появился калейдоскоп . Как узоры сменяются в калейдоскопе , так литературные жанры сменялись один за другим на нашем занятии . Какие литературные жанры мы сегодня вспоминали? (ответы детей)

А теперь, ребята, наше путешествие по литературным жанрам закончилось . Мне было очень приятно с вами путешествовать. Я хочу, чтобы вы запомнили :»Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.» На память о нашем путешествии я хочу подарить вам книги сказок. Стоит вам открыть их, и вы вновь окажетесь в стране добра и мудрости.

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают,что значит поэт.

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире

Ислыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна – недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Программное содержание:

Уточнить знания детей по теме «Сказки», дать понятие «народная сказка», «авторская сказка», познакомить с историей возникновения русских народных сказок. Развивать умение с помощью движений передавать характерные особенности сказочных героев, учить импровизировать в танце. Закреплять умение находить части и целое, упражнять в порядковом счете в пределах 10, решать простые примеры на сложение и вычитание.

Материалы и оборудование : интерактивная доска SMATboard и программа Smart Notebook, предметы из сказок (хрустальная туфелька, перо жар-птицы, аленький цветочек и т.д.)

Воспитатель:

Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы поздороваемся с ними и подарим им свою улыбку, чтобы у всех у нас было хорошее настроение.

Ребята, я знаю, что вы любите сюрпризы, и что в вашей группе есть большие фантазёры и выдумщики, которые любят придумывать сказки и играть в них. Так ведь это? (ответы детей) Любите вы сказки?

Тогда проходите, я покажу вам волшебное зеркало, в котором живут сказки! Хотите посмотреть? (Подводит к интерактивной доске SMARTboard , на ней идет заставка «В гостях у сказки», дети смотрят стоя).

Воспитатель комментирует:

Мы все - и взрослые, и дети очень любим сказки. Вы познакомились с ними еще совсем малышами, когда вместе с родителями рассматривали книжки со сказками, когда мама читала их вам перед сном. Из них, вы впервые узнали, что есть положительные и отрицательные герои, добро и зло. Сказки будят и развивают воображение, учат думать, чувствовать, сопереживать. Без них наша жизнь была бы намного скучнее. Давайте присядем, и поговорим о них подробнее.

Воспитатель: (познавательная информация): Ребята, сказки бывают разные. Есть сказки, которые сложили в народе. Как вы думаете, как называются такие сказки? Правильно - народные.

Русская народная сказка пришла к нам из глубины веков. После тяжелого трудового дня наши предки долгими вечерами, при зажженной в избе лучине складывали и слушали сказки, а потом пересказывали их друг другу. Так они передавались из уст в уста, из поколения, в поколение и дошли до нас с вами.

Какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей, несколько иллюстраций на экране) . А так же народные сказки были сложены не только на Руси, но и в других странах. Как вы думаете, если сказка было придумана в Китае, как мы ее назовем? (китайская народная сказка), а если в Молдавии? (молдавская народная сказка и т.д.)

А есть сказки, которые написаны одним или несколькими людьми - это авторские сказки. Каких авторов сказок вы знаете? (ответы детей, на экране несколько портретов)

Вот это портрет великого русского поэта, писателя, сказочника - Александра Сергеевича Пушкина. Какие сказки он написал?

Воспитатель:

В этом волшебном зеркале живут герои сказок. Предлагаю поиграть в игру и отгадать некоторых из них.

Игра в программе Smart Notebook (игра коллекции LAT на интерактивной доске) -

карточки-флипперы (на одной стороне описание героя, на другой изображение самого героя, детям зачитывается описание, ребенок, первый отгадавший правильный ответ, выходит к доске и с помощью касания переворачивает карточку, на обратной стороне которой правильный ответ).

· Как звали сказочную героиню, у которой были голубые волосы?

· Какой сказочный герой жил на крыше?

· Какая сказочная героиня появилась из цветка?

· Какой сказочный герой приносил разносил почту в деревне Простоквашино?

Воспитатель: Молодцы! Отгадали всех сказочных героев!

А с каких слов обычно начинается сказка, кто знает - быстро руку поднимает? А с каких заканчивается? (ответы детей )

Молодцы, предлагаю вам самим сделать сказку, побыть сказочными героями из сказки и поиграть в игру. Мальчики превратятся с отважных рыцарей в доспехах, а девочки в прекрасных сказочных фей.

Посмотрите на картинки. Как вы думаете, какие движения должны быть у рыцарей? Правильно - резкие, тяжелые, они в таких доспехах тяжелых. А у фей? Легкие, воздушные, грациозные, изящные.

Физкультминутка «Рыцари и феи»

Воспитатель: Вот какие молодцы, как здорово изобразили сказочных героев. А теперь я предлагаю вам вернуться на свои места и выполнить волшебные задания. Хотите?

В нашем волшебном зеркале перепутались все буквы. Нужно поставить все буквы по порядку, чтобы получились слова! Первое слово - сказка.

Составление слов на интерактивной доске (коллекция LAT , анаграммы). (слова: Сказка, книга)

Воспитатель: ребята, а какие бывают книги по содержанию? Ответы детей: мудрые, познавательные, содержательные, поучительные, нравоучительные . Вот сколько слов мы подобрали, вот какое волшебное слово - КНИГА! Предлагаю вам разобрать это волшебное слово по буквам и звукам!

Звуко-буквенный анализ слова «КНИГА»

Сколько букв в слове? Сколько в нем согласных звуков? Назовите их. Сколько гласных? Назовите их. Давайте посчитаем, сколько в этом слове слогов. Молодцы. А теперь кто ответит, какой первый звук в слове КНИГА? Давайте вместе произнесём вслух это слово и послушаем. Правильно - К - это звук согласный, а твердый или мягкий? Правильно - твердый, обозначаем синим значком в виде вот такого маленького прямоугольника. Второй звук? Правильно - Нь - согласный и мягкий, обозначаем зеленым значком. Третий - И - гласный - обозначаем красным значком. Четвертый - Г - согласный и твердый. И - А - гласный - обозначаем красным значком!

Вот какое волшебное слово КНИГА, но теперь мы раскрыли все его секреты! А нашим глазкам пришла пора отдохнуть.

Давайте привстанем и сделаем специальную гимнастику для наших глазок, чтобы они никогда не болели!

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Мы так весело играли,

Наши глазоньки устали!

Отдохнуть, чтоб нашим глазкам,

Начинаем снова сказку.

Глазки-часики - тик-так,

Влево, вправо смотрим в такт.

Вверх и вниз теперь поскачем,

Наши глазки словно мячик!

Прыг-скок, вверх-вниз,

Глазки скачут - не ленись!

В миг в колёса превратились -

И по кругу покатились.

Смотрим все теперь в окошко,

Ну а после, на ладошку.

Влево, вправо повернули —

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель:

Теперь наши глазки отдохнули, и мы можем продолжить выполнять волшебные задания. А вы хотите помочь нашим сказочным героям, которые никак не могут справиться с математическими заданиями! Поможете?

Дети выполняют математические задания на интерактивной доске :

Дидактическая игра «Помоги Незнайке назвать соседние числа»

Ребята, первый сказочный герой, которому нужно помочь - это Незнайка. В школе ему задали домашнее задание - назвать соседние числа. Он опять не слушал учителя на уроке и никак не может справиться с заданием. Давайте поможем ему!

Дидактическая игра «Реши примеры с Мальвиной»

А теперь Мальвина хочет проверить наши знания. Нужно найти целое и части и написать равенство. Кто первый сможет выйти и выполнить это задание?

Дидактическая игра «Помоги Буратино попасть на остров Сокровищ»

Ребята, а теперь Буратино просит нас о помощи! Нужно помочь ему попасть на остров Чудес. Для этого необходимо решить математическую цепочку, и получится мостик, по которому Буратино сможет попасть туда.

Воспитатель:

Молодцы! Вы так здорово выполнили все задания! Ребят, а вы знаете, что сказка окружает нас всегда и везде, в каждой вещи своя сказка, на что ни посмотришь - сразу сказку вспомнишь. Я предлагаю вам пойти и поискать вещи из сказок.

Дети под легкую музыку свободно передвигаются по группе, находят предметы из сказок и говорят название сказки и ее автора (золотой ключик, хрустальная туфелька, луковица, золотое яичко, аленький цветочек, золотая рыбка, красная шапочка, перо жар-птицы….и т.д.)

Сюрпризный момент.

Воспитатель показывает детям волшебную палочку. Спрашивает детей :

Дети, а это что за сказочный предмет? Правильно, волшебная палочка! Что можно сделать с её помощью? (ответы детей ). Правильно, с её помощью можно совершать любые чудеса! И я сейчас очень хочу совершить ЧУДО! Не только в сказках, но и в жизни добро побеждает зло и все люди радуются! Я хочу зажечь на сказочном небе наши звездочки, чтобы получилось созвездие доброты, и оно засияло и подарило радость, свет и тепло всем людям!

Воспитатель на интерактивной доске с помощью волшебной палочки зажигает звездочки с фото каждого ребенка.

Ребята, посмотрите, какое замечательное созвездие ДОБРОТЫ у нас получилось! Теперь вы всем подарили частичку своей радости и доброты!

Www.topauthor.ru/kakie_bivayut_skazki_e069.html

Развлечения для старшей группы

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».

Воспитатель Морозова И.Б.

Образовательная область: Чтение художественной литературы

Возрастная группа: 5 лет

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость.

Программное содержание

Развивающие:

Развивать слуховое восприятие, внимание, участвовать в инсценировках.

Способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Расширять кругозор знания детей о сказках и о героях этих сказок.

Развивать мышление и память, объяснительную речь.

Воспитательные:

Воспитывать выдержку, терпение. Воспитывать интерес к сказкам, воспитание добрых чувств.

Предварительная работа: Чтение сказок, инсценировка произведений, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию сказок

Словарная работа:

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, маски героев сказок, сюжетные картинки, раскраски, пазлы.

Методы и приемы.

Показ презентации, рассказ воспитателя, создание проблемной ситуации, художественное слово, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей, анализ.

(Звучит музыка «В гостях у сказки»)

Воспитатель: -Ребята вы любите слушать сказки? Предлагаю вам отправиться в путешествие к героям сказок. Пора отправляться в путешествие. Произносим магические слова:

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы!

Раздаётся шум за ширмой. Что это за шум? Ребята, я посмотрю, что там происходит. (звучит музыка - тревожная). Выходит Баба-Яга.

Б.Я. Ну, что не ждали. Я теперь ваша воспитательница. А Любовь Анатольевна теперь будет охранять мой домик на курьих ножках. Согласны? (Нет)

А может, согласитесь? (Нет) Ну, хорошо я верну вам её, но с одним условием. Вы должны выполнить мои задания. Если выполните все мои желания и ответите на все вопросы правильно. Может, и верну вам вашу воспитательницу. Договорились!

Первое задание. Отгадайте мою загадку.

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка) (Шарль Перро)Автор кто?

(Звучит песня «Про Красную Шапочку»)

Ребята посмотрите на экран, вы правильно отгадали? Да! Тогда одна группа выбирает иллюстрации к этой сказке. А другая собирает пазлы.

Подойдите детишки к столу, выберете иллюстрации к этой сказки, (дети выбирают по ходу рассматривания задаются вопросы «Б-Я» - Кто герои? Что произошло? Что ты помнишь из этой сказки? Кто тебе из героев понравился?)

Б-Я: (обращает внимание на оставшуюся иллюстрацию). Почему вы оставили эти картинки?

Потому что в этой сказке Бабы -Яги нет..

— Молодцы, правильно.

— Ребята, у Красной Шапочки в корзинке не пирожки для бабушки, а задания для вас. Второе задание называется «Рифмы» вспомните известные рифмованные сказочные выражения, Например: Волчок - серый бочок.

Волк - ...(зубами щелк)

Ежик - ... (не головы, не ножек)

Мышка - ...(норушка)

Сивка - Бурка -...(вещая каурка)

Волчище -...(серый хвостище)

Баба - Яга - ...(костяная нога)

Зайчишка - ...(трусишка)

Конек - ...(Горбунок)

Сорока -..(белобока).

Зайка - …(побегай-ка).

Лягушка - …(квакушка).

Б.Я . -Отлично! Но следующее моё задание очень сложное. Вам его никак не отгадать.

Вот третье задание . Сегодня я хочу рассказать вам новую сказку. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать её название. (звучит спокойная музыка)

“Коктейль сказок”

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку.

Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Красная Шапочка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”.

Желание исполнилось: вырос цветик - семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке - золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Баба-Яга . Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте тогда вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке. Я вам на экране буду показывать героев сказок если они были в моей сказке то вы говорите «да» и хлопаете. Договорились. На экране появляются герои сказок.

(Дети называют сказки: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Колобок”“По щучьему веленью”,(рус.нар.) “Волк и лиса”“ Золотой ключик”, (в обраб. Толстого), “Баба Яга”, “Красная Шапочка”, “Золушка”(Шарль Перро), “Цветик - семицветик”(Катаев Валентин Петр.), “Дюймовочка” (Г. Х. Андерсен), “Карлсон, который живет на крыше”Астрид Линдгрен:)

Б-Я . Да, какие вы умные. Но вот четвёртое задание наисложнейшее. Игра называется «Словечки». Я назову вам слово, например: дом, а это маленький домик, а как ещё можно назвать ласково домишко, это большой домище,

волк - волчонок - волчище. Корзина - корзиночка - корзинище, лапа - лапка - лапище, кот-котёнок-котище.

— Молодцы, ребята понравилось мне с вами играть. Но у меня ещё есть пятое задание, но оно очень сложное. Я думаю вам не справиться. Покажите мне отрывок из сказки «Волк и лиса»,(лиса собрала рыбу и повстречался волк) «Цветик-семицветик»(девочка выполняет последнее желание)

Как замечательно, у вас получается. Вы выполнили все мои задания. Хорошо сейчас вам верну вашу Любовь Анатольевну. Закрывайте глаза и произнесите все вместе фрекс-пекс. (Звучит музыка выход воспит.)

Л.А. Спасибо, вам ребята, что спасли меня. Если б вы не ответили на вопросы Бабы-Яги, осталась бы я у неё. Я вам благодарна, что вы были находчивые, дружные и артистичные. Я вам хочу подарить картинки, где нарисованы герои из сказок, которые надо будет разукрасить.