Развитие творчества детей в танце дошкольники. Педагогические условия развития музыкально-игрового и танцевального творчества детей дошкольного возраста. «сюжетный игровой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста со

В течение последних трёх лет я работала над темой «Развитие творческих способностей детей 5 – 7 лет посредством танца». Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в дошкольных образовательных учреждениях. Каждый коллектив любого дошкольного учреждения создаёт свою систему работы по обеспечению гармоничного, личностно-ориентированного развития ребёнка. Хореографическое искусство является частью действенного средства формирования творческих качеств личности. Танец заключает в себе развитие возможностей умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развитие их координации движений, пластики исполнения, грациозности и гибкости. Поэтому я считаю, что моя тема актуальна на сегодняшний день, так как танец является средством развития творческих способностей детей. Свою работу я начала с диагностики хореографических способностей детей (диагностика прилагается).

Критерии диагностики:

  • Развитие музыкальности.
  • Эмоциональная сфера.
  • Творческие проявления.
  • Запоминание музыки и движений.
  • Способность сосредотачиваться на движениях.
  • Скорость реакции.
  • Гибкость, пластичность.
  • Координация.

В результате проведенной диагностики я выявила, что высокий уровень хореографических способностей составил 40 %, средний 47,4 %, низкий 12,6 %. Исходя из диагностики, я разработала перспективный план работы по развитию креативных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по хореографии, для повышения уровня развития хореографических способностей, со следующими задачами:

  • Развивать творческое воображение посредством музыкальных образов;
  • Побуждать детей выражать свои впечатления в танцевально-творческой деятельности;
  • Развивать природную способность детей к танцевальному творчеству;
  • Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества, через импровизацию в танце;
  • Создать в танце предпосылки к формированию творческого мышления;
  • Приобщать родителей к совместной танцевально-творческой деятельности, через занятия, праздники, развлечения.

В плане я разделила материал на два полугодия, подобрала репертуар, творческие задания, работу по взаимосвязи с педагогами, праздничный материал. Развивая танцевальное творчество на занятиях, я старалась уделять внимание тем детям, у которых был низкий уровень хореографических способностей.

Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация. Работа над импровизацией детей веду поэтапно, на первом этапе, использую занятия по пантомимике. Дети с удовольствием повторяют и исполняют различные задания: «Прошу – не надо», «Давай дружить», в упражнении «Баю, баю».

На втором этапе нацеливаю детей на создание своих танцевальных этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных движений, это такие этюды как «Ветер ветерок», «Игра с куклой», «Одуванчики». В этюде «Игра с водой» музыка Ф. Шуберта в начале дети слушают музыку, я спрашиваю у них: « о чем может рассказывать музыка?», выслушиваю их предложения.

«Послушайте ребята, какую сказку рассказала мне эта музыка. И знайте, что участниками этой сказки можем стать и мы с вами (предлагаю детям стать врассыпную лицом ко мне). Однажды погожим утром мы пошли гулять. Солнце светит (поднять голову вверх, слегка зажмурить глаза). Почувствуйте на лице тепло солнечных лучей. Воздух свежий (вздохнуть полной грудью). Но становится жарче (начинаем обмахиваться руками) и вот мы вышли на берег реки. Подошли к краю берега (сделали несколько шагов вперёд). Опустились на колени и погрузили руки в воду. Почувствуйте, какая прохладная, приятная вода, она струится, журчит между пальцам, так и хочется с ней поиграть». Звучит музыка, исполняем первую часть этюда «Игра с водой», обращаю внимание на мягкость рук, движение кистей, направленность взгляда на руки, соотнесение движений с музыкой.

В качестве приёма предлагаю детям послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда руки опускаются вниз, когда поднимаются вверх и т.д. Затем дети пытаются самостоятельно выполнить этюд под музыку. Работу над этюдами, импровизациями веду на протяжении нескольких занятий, усложняя при этом задания для детей.

На третьем этапе, учу детей сочинять импровизации на заданную тему, например, «Платочек» (русская народная мелодия) после прослушивании музыки дети придумывают движения (хороводный шаг, приставной шаг и т.д.), а затем совместно мы объединяем их в простейший рисунок. Я обращаю своё внимание, на выразительность исполнения, постепенно подготавливая детей к постановке танца.

Преобладающий вид деятельности в моей работе - это постановка различных танцев. В зависимости от композиционного построения, использования выразительной лексики и образного содержания детские танцы делятся на следующие разновидности:

  • сюжетно-характерный танец во всех его разновидностях (его часто называют сюжетно-танцевальной миниатюрой);
  • элементы классического танца (соединяющие в себе пластичность исполнения с различными акробатическими и пластическими этюдами);
  • массовый детский танец;
  • ритмические танцы;
  • спортивные танцы (тематического характера);
  • элементы народного танца.

Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому я выбираю наиболее оптимальную форму обучения это игровое общение с детьми. При этом и сама стремлюсь получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой мой настрой способствует эмоциональному «заражению», установление тёплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Когда я предлагаю детям новый материал, заинтересовывая новой композицией, стараюсь сконцентрировать их внимание, активизирую детей с учётом индивидуальных особенностей.

Из моего опыта работы на первых занятиях не все дети могут сразу импровизировать, некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Я подбадриваю детей, стараюсь стимулировать творческую активность, подбираю образные сравнения, характеризующие игровой образ, внушаю уверенность в собственных силах. В процессе наблюдения за детьми на занятии, определяю те виды упражнений, которые вызывают у детей затруднения. Их сразу же показываю в медленном темпе под счет, использую приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затем снова предлагаю детям исполнить всю композицию от начала до конца. Если некоторые сложные движения совсем не получаются у детей, то их заменяю более простыми.

При анализе работы детей, я оцениваю характер движений отражающих музыкально-игровой образ, и показываю приёмы, облегчающие детям освоение упражнений. Предлагаю дошкольникам танцевальные композиции, требующие разных установок, и перевоплощения в различные образы. При постановке композиции «Танц-Класс» я играю в артистов балета, при исполнении композиции «Голубая вода» включаю игру-воображение, представление образов природы, ощущения дыхания ветра, плеска голубой воды. И совсем иную установку делаю на исполнение композиции «Песенка о ремонте» - это обыгрывание ситуации «весело, дружно и энергично делаем ремонт».

Работая хореографом много лет, я сделала выводы, что освоение детьми танцевальных композиций происходит в течение двух-трёх недель. При этом я не ставлю задачу абсолютно точного и синхронного исполнения движений. Дети двигаются кто как может, главное, чтобы с удовольствием.

Работая в системе с различными педагогами (воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, руководитель ИЗО), я даю рекомендации по закреплению танцевальных композиций в разных ситуациях (на зарядке, на занятиях, между занятиями, на прогулке и т.д.). Постепенно осваиваются отдельные элементы различных видов движений, опираясь на которые я ставлю танцы индивидуально или с подгруппой детей, но в этом случае, я акцентирую внимание на качестве, выразительности движений.

Кроме традиционных форм работы я использую нетрадиционные формы работы - танцевальные спектакли. Когда я занималась инсценировкой сказки «Муха-Цокотуха» К.Чуковского, я использовала художественный опыт и знания детей. Предварительно дети с воспитателем читали книгу и рассматривали иллюстрации. Эти же иллюстрации я рассмотрела с детьми на занятии, и мы пришли к выводу, что героев этой сказки можно изобразить в пластической импровизации. В процессе обыгрывания я напоминала детям содержание сказки, спрашивала, кто помнит текст наизусть. Вспоминала с детьми персонажей, их внешний вид. Обсуждая образ Мухи, дети давали ей свою характеристику: «лёгкая», «изящная», «красивая», «хозяйственная», «надоедливая», «жужжащая», «гостеприимная» и т.д. Я отмечала, что образ Мухи получился противоречивым, поэтому в музыкальном портрете должны прозвучать разные оттенки её «непростой» натуры. Для изображения характера Мухи я предложила пьесу В.Гаврилина «Каприччио», подбирала музыку, анализируя вместе с детьми её соответствие характеру персонажа.

После обсуждения музыкального оформления сказки я предложила детям самостоятельно найти выразительные движения для каждой роли. При работе над данной инсценировкой я стремилась к творческому раскрепощению детей, это и есть цель моей работы над танцевальным спектаклем. Результатом работы над инсценировкой сказки явился спектакль «Муха-Цокотуха», который мы показали для родителей и для детей других групп.

Пришлось много работать над развитием творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, чтобы добиться положительных результатов. В ходе проведённой диагностики высокий уровень развития хореографических способностей составил 55%, средний – 42% и низкий – 3% (диагностика прилагается). На протяжении трёхлетней работы заметно улучшились показатели хореографических способностей детей.

Педагоги и родители отметили, что дети стали активнее, легко работают, исполняя различные танцевальные композиции, фантазируют, сочиняют элементы танца, заметно изменились взаимоотношения детей. Мои наблюдения показали, что дошкольники намного стали собраннее, общительнее, добрее по отношению друг к другу. Воспитание и обучение детей носило творческий характер, мною тщательно продуман и подобран дидактический и практический материал, атрибуты к танцам.

Положительным результатом работы считаю участие моих воспитанников в конкурсах, фестивалях. Их выступления не остаются незамеченными.

Развитие детского танцевально-игрового творчества осуществляется в процессе выполнения детьми четырех типов заданий .

1 тип. Воспроизведение музыкально-игрового образа в процессе слушания вокальной и инструментальной музыки.

2 тип. Инсценирование стихов, небольших рассказов с музыкой и без нее.

3 тип. Сочинение плясок различных игровых и сказочных персонажей.

4 тип. Импровизация

Основные задачи танцевально-игрового творчества :

  • настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой деятельности;
  • учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них;
  • вовлекать малышей в сюжетные музыкальные игры, в которые они могли бы выполнять под музыку различные роли и учитывать взаимоотношения в игре;
  • побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх (придумать и показать движения зайца, лисы и т.д. соответствующие характеру персонажа сказки);
  • учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.

Работа над образом идет с постоянным усложнением - от передачи детьми простейших характерных движений игрового образа в раннем возрасте, до сочинения плясок и балетов в старшем дошкольном возрасте.

Развитие музыкально-игрового творчества осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Оно осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и заключается в выразительной передаче детьми особенностей образа.

Система работы педагога в этом направлении включает творческие задания по воспроизведению детьми музыкально-игрового образа:

а) в пении, в пении с движениями;

б) в обучении элементам нотной грамоты и игре на музыкальных
инструментах;

в) в музыкально-ритмических движениях;

г) в слушании инструментальной музыки, дидактических и подвижных
играх;

д) в движении без музыкального сопровождения;

е) в драматизации сказок, постановок опер, балетов.

Творческие проявления детей в ритмике являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать "свой" музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русскую народную мелодию "Как у наших у ворот", у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребенок не чувствует шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеет танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка-импровизация у него не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций и т. д.


Приведенная ниже последовательность творческих заданий способствует творческому развитию детей.

На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю.Литовко и т.д.).

На втором этапе задания усложняют - развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей ("Ворон", русская народная прибаутка; "Всем, Надюша, расскажи", белорусская народная песня; "Сапожник", чешская народная песня и т.д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей ("Котик и козлик", музыка Е. Тиличеевой; "К нам гости пришли", музыка Ан. Александрова; "У медведя во бору", русская народная мелодия и т.д.), найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.).

На четвертом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца ("На мосточке", музыка А.Филипенко; "Жили у бабуси", русская народная песня; "Кто построил дом?", музыка Е.Тиличеевой и т.д.).

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада и конечно в семье нужно целенаправленно учить детей воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в ритмике. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Ребятам предлагают и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться, только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений.

Развитие танцевально-игрового творчества посредством музыкальных игр.

Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество. Музыкальные игры таят в себе большие возможности для творческих проявлений детей. Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьесы. Инсценирование песен связано с их со­держанием. Здесь возможны стереотипные дви­жения, но творческими их можно назвать лишь в том случае, если ребенок придумал оригиналь­ное движение, передавая характерные повадки персонажа в соответствии с музыкой и литера­турным текстом.

Возрастные особенности в музыкально-игровом и танцевальном творчестве дошкольников.

Музыкально-дидактические игры во второй младшей группе более широко, чем ранее, используются с целью развития музыкального слуха и сенсорных способностей. Основной задачей является развитие у детей навыков передачи музыкальных образов, с помощью взрослых и самостоятельно. Для этого возраста используются игровые этюды с музыкой, этюды для передачи контрастных настроений по одному и тому же образу.

Музыкальный руководитель знакомит и разучивает игру, обсуждает с детьми музыкальный образ. Следующим этапом является повторение игры вместе с воспитателем, и на последнем этапе дети уже смогут играть самостоятельно.

В целях развития музыкально-игровой деятельности детям предлагают творческие задания «Солнышко и дождик», «Ходит Ваня», «Птички летают» и др.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Основным задачами детского танцевального творчества этого возраста являются:

Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко - тихо);

Самостоятельно реагировать на начало звучания музыки и ее окончание;

Развивать умение кружиться в парах;

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.

В целях эффективного развития музыкально - ритмических и танцевальных движений целесообразно придерживаться следующих методических рекомендаций: обучение должно начинаться с восприятия музыки танца, разучивание начинается с показа. Следует добиваться правильного и выразительного выполнения движений. Для этого педагог использует образные сравнения («идем как солдаты», «прыгаем как зайцы»), помогающие детям передавать характер движения.

В процессе разучивания музыкально-ритмических и танцевальных движений в этом возрасте следует использовать такие методические приемы, как: выразительное исполнение музыки, игра, упражнения, пояснения, художественное слово, показ.

Репертуар может быть разножанровым: Русские народные мелодии, «Вышли куклы танцевать», «Парный танец» на классическую музыку, и др.

Средняя группа. МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Здесь важно:

Способствовать развитию эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых упражнений и сценок («кружатся листочки», «падают снежинки», «встретились кот и лиса»), используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, волк сердитый).

Обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей («Козлята и волк»).

В среднем за год разучивается 10-12 игр, при этом каждая игра разучивается как на занятиях, так и вне занятий. После того как игра выучена детьми, она переносится в самостоятельную музыкальную деятельность детей.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Основные задачи детского танцевального творчества этого возраста направлены на:

Продолжение формирования навыков ритмичного движения в соответствии с характером музыки;

Умение самостоятельно менять движения в соответствии с 2х-3х частной формой музыки;

Совершенствование танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах;

Умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах;

Умение импровизировать с условием запаса устойчивых двигательных навыков в области музыкально - ритмического движения.

На занятиях, с помощью игровых методов и приемов, необходимо обратить внимание ребенка на характер музыки, добиться более выразительного и эмоционального исполнения. Использование яркой атрибутики сопутствует повышению качества движения, дополняет эмоциональный настрой. Это могут быть танцы с предметами на музыку разного характера («Танец с игрушками», «Танец с цветами», «Танец с платочками», и т.п.).

В этом возрасте детей уже можно учить инсценированию несложных песен и плясок, при этом необходимо вызвать желание у детей проявить свою творческую активность с помощью вышеуказанной атрибутики, состоящей из шапочек, ленточек, и т.д. («Лиса и гуси», «Воробей»).

Старшая группа. МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Важное место продолжает занимать музыкально-дидактическая игра, направленная на умения воспринимать и воспроизводить высоту, тембр и движение музыкальных звуков.

Главной задачей в этом возрасте является:

Научить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера;

Самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни;

Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов («Кот Васька», «На горе –то калина»).

Репертуар может быть самым разнообразным, главное, что разучивание проходит со взрослыми на занятиях, а потом дети играют в нее самостоятельно друг с другом («Узнай песню по вступлению», «Сколько нас поет?», «Игра с бубном» и др.)

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

В этом возрасте развитие танцевального творчества детей направленно на выполнение таких задач, как:

Умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки;

Умение самостоятельно менять движения в соответствии с 3х частной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;

Умение выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг по всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении;

Умение ориентироваться в пространстве;

Умение выполнять простейшие перестроения;

Знакомство с русским хороводом, пляской, танцами других народов. Методика обучения направлена на развитие музыкального восприятия, на формирование любви к танцевальным и ритмическим движениям, и на умение двигаться легко и пластично, получая от этого удовольствие.

Занятия традиционно содержат упражнения для усвоения элементов движений танца («плавные руки», «кто лучше скачет», «шаг и бег»), плясок, хороводов, а также танцевально-игровое творчество. При этом следует следить за осанкой, координацией движений рук и ног, взаимосвязью движений с музыкой, пластичностью, четкостью и легкостью движений. Для преодоления детьми чувства собственной неумелости помогают образные ситуации, например, они не просто ходят в полуприседе, а «идут по низкому проходу, держа в руках фонарик», и т. д.. Помимо упражнений можно использовать сюжетные (под пение или инструментальную музыку, например «Ворон», р.н.п.) и не сюжетные игры (есть правила, задания, элементы соревнования, например «Игра с бубном» муз. М.Красева).

Для активизации творческих проявлений немаловажное значение отводится инсценированию песен и хороводов, которое требует от ребенка умения выразительно двигаться и танцевать. В целях его развития используются творческие задания, которые содействуют продумыванию комбинаций танцевальных движений (хитрая лиса, идущий медведь, и др.)

Подготовительная группа. МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Основные задачи:

Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера движения людей (лыжник, наездник, рыбак), образы животных (сердитый козлик, ласковый котик);

Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни;

Выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов;

Стимулировать развитие фантазии, воображения;

Содействовать проявлению самостоятельности и активности

В этом возрасте музыкально-игровое творчество является эффективным средством формирования:

Звуковысотного («три поросенка»),

Ритмического(«узнай песню по ритмическому рисунку»),

Тембрового («угадай на чем играю»), динамического («громко-тихо запоем»),

И гармонического слуха («какие инструменты звучат»).

Данный вид детского творчества в подготовительной группе опирается на разыгрывании инсценировок, сказок на основе фиксированного сюжета, при этом перед импровизацией необходимо проанализировать музыку и рассказать о персонажах, после чего детям предлагается пересказать сюжет в движениях, полностью придуманных детьми (например «Волк и семеро козлят» муз. А.Рыбникова).

Эти игры разучиваются на занятиях и переносятся в самостоятельную игровую деятельность.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Развитие детского танцевального творчества в этом возрасте нацелено на импровизацию и самостоятельную деятельность. Задачи, которые, стоят перед музыкальным руководителем требуют решения путем обучения:

Выразительным и ритмичным движениям в соответствии с разнообразным характером музыки;

Сочинению и исполнению парного танца;

Сочинению танца по данному плану;

Импровизации пляски, с использованием знакомых элементов народного танца;

Придумыванию вариантов образных движений, свободного танца (классического, народного, современного).

В работе над движением уместно развивать детское творчество, используя различные приемы, например, прослушивание музыки, определение ее характера, настроения и формы. Методом анализа и сопоставления контрастных и сходных структур (оттенков, темповых изменений и др.) музыкального произведения педагог оказывает содействие в передаче детьми своих эмоциональных переживаний через движения, и развитию способности владеть своим телом.

Эффективны упражнения с воображаемыми предметами, упражнения на угадывание, что показывает мальчик, а что девочка («Танец с колосьями», муз. И.Дунаевского). Упражнения «Передача платочков» поможет развить гибкость, устойчивость и слитность движений, ритмическую четкость движений, подготовить к исполнению плавных движений.

Не менее важным остается проблема выбора приемов и методов обучения, призванных создать на занятиях атмосферу увлеченности. Здесь можно использовать игровой метод, например, упражнение «Поедем на каток», согласно которому дети должны изобразить, как они едут, передавая характер движения, а затем показать, как катаются на коньках.

Методом обсуждения можно добиться выполнения задания на сочинение парного танца, нужно научить детей договариваться кто и что будет делать и на какой фразе будет происходить смена движений (хлопать, топать, кружиться и т.д.), но перед этим необходимо прослушать и проанализировать характер и форму музыкального произведения. В качестве репертуара предлагаются «Парный танец» латыш. нар. мелодия, «Плясовая», муз. Т. Ломовой и др.

Музыкальное движение представляет особенный интерес в свя­зи с задачей развития творческих способностей. Он объясняется:

■ во-первых, «двигательной природой» детского воображения
(Л. С. Выготский);


■ во-вторых, максимальной доступностью движения под музыку

для детей па всех возрастных этапах, в том числе на ранних;

■ в-третьих, синтетической природой музыкально-ритмической
деятельности.

Вместе с тем важно отметить, что ребенок начинает импровизи­ровать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, вырази­тельных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками, т. е. если он готов к таким занятиям, обладает опытом осуществления подобной деятельности.

Таким образом, творческие проявления детей в ритмике связаны с их умением импровизировать под музыку на основе имеющегося запаса исполнительских движений.

Кроме того, творческие проявления детей в ритмике во многом обусловлены и рядом других факторов:

■ уровнем развития музыкального восприятия; степенью понима­ния ребенком особенностей развития музыкального образа;

■ качеством педагогического руководства творческими проявле­ниями детей в ритмике;

■ учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их склонностей и интересов.

Важен также подбор музыкального репертуара, поскольку он служит сценарием для творческих проявлений детей в ритмике, ведущее место в музыкально-игровом творчестве занимают про­граммные музыкальные произведения.

Для полноценного творчества ребенка в ритмике необходимо оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым:

■ музыкальным сопровождением;

■ костюмами и атрибутами;

■ музыкальными инструментами;

■ пространством для игр и танцев;

■ возможностью проявить самостоятельность (Г. А. Праслова и др.).

Для развития творчества в ритмике педагогами-музыкантами (М.Л.Палавандишвили и др.) рекомендуется последовательность творческих заданий, предъявляемых детям в несколько эта­пов.

Если в младшем возрасте самые лучшие песни для таких зада­ний - народные, то детям более старшего возраста предлагают и


1-й этап Детям предлагают создать музыкально-игровые образы в движениях отдельных персонажей, отражающие их повадки, особенности, либо имитировать игру на различных музыкальных инструментах и т. п. Педагог при этом дает образец движений, показывая несколько вариантов, из которых ребенок выбирает один, наиболее полно отвечающий, по его мнению, характеру музыки
2-й этап Перед детьми ставятся творческие задания, связанные с передачей динамики развития музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей или передачей характера музыки в различных танцевальных жанрах. Для обогащения творческих проявлений ребенка рекомендуется побуждать его к предварительной словесной характеристике музыкального образа, тогда творческий замысел становится ему более ясным, что помогает практически реализовать опыт усвоенных ранее музыкально-ритмических движений
3-й этап Детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей с контрастными характерами. При этом важно акцентировать их внимание не столько на изобразительной, сколько на выразительной функции движений.
4-й этап Детей побуждают к выполнению более сложных заданий: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца. Переход от подражания к самостоятельности требует от ребенка включения самоконтроля, волевых усилий, психологической раскрепощенности

классическую, и современную музыку. При этом дети должны знать, что сориентироваться в выборе движений для пластической импро­визации им помогут выразительные средства самой музыки: ее интонационно-образный строй, ритм, кульминации, спады, контра­сты и т. д.

Для развития творческих музыкально-двигательных проявлений предлагают также использовать задания на свободное дирижирова­ние (Г. А. Праслова и др.), в ходе которых дети жестами передают характер музыкального произведения, их штрихи, динамику, темп и т. д. Цель этих заданий - воспитание чувства соответствия движе­ний характеру музыки.


Обобщая, следует отметить, что в качестве критериев сфор­мированности творческих навыков детей в области ритмики выде­ляются:

■ самостоятельность в выборе музыкально-ритмических движе­ний, выразительность движений, нестандартность пластических средств выражения;

■ способность двигательно откликаться на переживания, выра­женные в музыке;

■ способность придумывать собственные музыкально-двигатель­ные композиции;

■ увлеченность процессом отражения музыки в движении.

Пьянкова Нонна Валентиновна

музыкальный руководитель

МДОУ №7 «Теремок» г. Коряжма

«Развитие творчества детей в процессе игрового танца»

Танцевальная деятельность способствует развитию творческого потенциала детей и в целом содействует их эстетическому воспитанию.

Многие ученые и педагоги анализировали роль танцевальной деятельности в эстетическом воспитании. Анатолий Фомин ввел понятие «игровой танец», который характеризуется ситуативной изменчивостью, импульсивностью, насыщенной импровизацией, в отличие от зрелищного танца, где обычно доминирует заданная форма. В игровом танце у ребенка происходит целостное видение, чувствование образа, в то время как в зрелищном танце педагог передает исполнителю лишь фрагментарное видение образа (роли).

Игра и движение - любимые занятия детей. Именно это и определило тему для работы, которая звучит «Развитие творчества детей дошкольного возраста в процессе игрового танца».

Изучив различные программы по музыкальному воспитанию детей, раздел «Музыка и дети» программы «Детство», литературу и периодические издания по этому вопросу, я остановилась на разделе «Музыкально - ритмические движения», в частности меня привлек- танец. Работа по обучению детей танцу направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость. Основной целью занятий является пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство детей с танцевальной культурой своего народа и народов других стран; развитие образного мышления и воображения.

Перед собой я поставила цель и определила задачи работы.

Цель:Развивать творческие способности дошкольников посредством игрового танца

Задачи:

    Создавать условия для развития способностей детей дошкольного возраста;

    Развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого потенциала детей дошкольного возраста;

    Познакомить с историей возникновения и развития танца от истоков до наших дней;

    Организация полноценной культурно – досуговой деятельности;

    Привитие навыков здорового образа жизни, снятие мышечного и психологического торможения за счёт танцевального движения.

Я стала целенаправленно работать в данном направлении:

    Изучила литературу.

    Предлагаемые программы по обучению детей дошкольного возраста искусству хореографии.

    Опыт работы разных педагогов по данному вопросу.

    Провела диагностику с детьми по выявлению уровня развития музыкальных знаний, умений и навыков.

И пришла к выводу, что детей в дошкольных учреждениях учат танцевать только зрелищные танцы, которые необходимы для выступлений на утренниках, тематических праздниках, конкурсах фестивалях. И поэтому продуктом именно такого танца является - форма, а не сам процесс сочинительской и исполнительской деятельности.

Работа по данной теме формирует у дошкольников навыки танцевальной техники, превышающие базовую образовательную программу, поэтому развитие творчества детей в процессе игрового танца было организовано на занятиях кружка «Топотушки». Работа осуществляласьпо трём этапам, соответствующим возрастным периодам дошкольного возраста.

    подготовительный (средняя группа) На пятом году жизни формируется навык ритмического движения в соответствии с характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуют танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.

Значительная часть занятий 1-го года обучения посвящена азбуке музыкального движения. Сюда входят различные виды ходьбы, знакомство с некоторыми рисунками танца, упражнения и игры, развивающие гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в пространстве, что подготавливает детей к исполнительской деятельности. Наряду с этим в план включены сюжетные, игровые и народные танцы, развивающие в детях эмоциональность, воображение, актёрское мастерство.

    основной (старшая группа) На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться более подвижным. Успешно овладевает Основными движениями, у него хорошая координация в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Проявляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

    этап совершенствования (подготовительная группа)

Дети седьмого года жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходитьи бегать: легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги на ногу; самостоятельностроить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами;выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения(выставлять ноги вперёд на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружитьсядвигаться вперёд); способны передавать игровые образы различного характера.

Организация занятий выстраивается согласно методических рекомендаций по проведению музыкальных занятий. Занятия хореографией проводятся со средней группы, 1 раз в неделю, во второй половине дня, после дневного сна. Продолжительность занятий соответствует возрастными особенностями детей 4-7 лет 20 минут, 25 минут,30 минут соответственно.

Структура занятия: I часть - задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.II часть - задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.III часть - музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов, приемов и средств. Формы можно условно разделить на основные, дополнительные. К основным формам относятся: прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей в Доме Культуры, музыкальные представления в Детской Школе Искусств, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время. Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные. Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей дошкольного возраста. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Приемы:показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет; выразительное исполнение движения под музыку; словесное пояснение выполнения движения; внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка; творческие задания.

В своей работе наиболее целесообразно применять методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве.

Хореографическая деятельность во время занятия включает выполнение следующих заданий:

музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

пляски: парные народно-тематические


игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические


хороводы:


построения, перестроения


упражнения с предметам: шарами, мячами, цветами, ложкам и др.

задания на танцевальное и игровое творчество


Об успехах детей свидетельствуют положительные отзывы родителей, высокая посещаемость занятий, активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада, участие в городских конкурсах и фестивалях: открытие малых олимпийских игр в ДОУ; открытии конкурса чтецов в ДОУ; городской фестиваль «Созвездие талантов»; городской фестиваль творчества детей – инвалидов «Зажги звезду»; городской фестиваль близнецов; городской фестиваль «Крылья надежды».

По окончании работы я провела диагностику и сравнила ее с результатами начальной диагностики по тем же критериям.

Двигаться под музыку, в соответствии с её характером, ритмом и темпом;
- начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
- исполнять движения, сохраняя при этом правильную осанку;
- различать различные жанры музыкального сопровождения (хоровод, марш, полька и др.);
- овладеть различными видами танцевальных шагов (бодрый шаг с носка, притопы, танцевальный бег, подскоки и др.);
- овладеть правильными позициями ног и положением рук;
- уметь исполнить движения и танцевальные композиции хоровода, народных плясок.

Полученные результаты имеют положительную динамику. Уменьшился % низкого и среднего уровня развития, появился высокий уровень развития детей.

Подводя итог работы в кружке «Топотушки» можно сказать, что она прошла не зря. Игровые танцы, разученные с детьми могут быть представлены:

1. Самостоятельным занятием и полезны мне как музыкальному руководителю.

2. Танцминутками, включенными в занятия физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического и познавательного цикла, используемые воспитателями для снятия мышечного напряжения детей.

3. Педагогу-психологу на занятиях вербального типа, т.к они направлены на раскрепощение личности ребенка.

Творческих

успехов!!!