Ребенок сбежал из детского дома. «Самовольный уход из детского дома. Но мы в отряде всегда исходим из того, что, находясь на улице, ребенок подвергается огромному количеству опасностей, о которых он даже просто-напросто не имеет представления

https://www.сайт/2018-02-09/iz_detdoma_sbezhal_podrostok_iz_za_kotorogo_na_mnogodetnogo_otca_zaveli_ugolovnoe_delo

Из детдома сбежал подросток, из-за которого на многодетного отца завели уголовное дело

Валерий Звонарев / Комсомольская правда - Челябинск

Новый поворот в истории многодетного отца Игоря Мотыгина из Октябрьского района, который воспитал порядка 60-ти сыновей из детских домов и оказался фигурантом уголовного дела о присвоении денег одного из приемных мальчиков. Игорь Мотыгин сообщил о том, что подросток, который проходит по его уголовному делу потерпевшим и у которого приемный отец якобы украл 360 тыс. рублей, сбежал из детдома в Бакале, куда мальчик был помещен после изъятия из приемной семьи.

«Мне запрещено с ним общаться, но он на связи со сводными братьями, — говорит Игорь Мотыгин. — Сегодня он ушел из детдома, сказал, что пойдет пешком домой в Октябрьский район. Но там кругом лес, холодно. Через пацанов я убедил его вернуться. В общей сложности он отсутствовал всего час, его даже не успели потерять. Скорее всего, он сбежал из-за того, что завтра его должны были везти на экспертизу в рамках уголовного дела, проверять на вменяемость. Такое никому не приятно, вот и решил убежать».

Опека не нашла нарушений в семье многодетного отца, обвиненного в краже денег сына

История с преследованием Игоря Мотыгина разворачивается уже почти год. Началось все с того, что из дома убежал трудный подросток, недавно взятый из детдома. Органы опеки убедили мальчика подписать отказ от приемной семьи. Потом он отказался от своего заявления, но процесс уже был запущен. Ребенка забрали в детдом, а суд отказал Мотыгину в правах на приемного сына. Затем органы опеки написали заявление в следственный комитет, заявив, что Мотыгин похитил деньги приемного сына, которые накопились с пенсии по потере кормильца. В отношении приемного отца было возбуждено уголовное дело, сам он помещен под домашний арест.

«Я уже предоставил следствию все чеки, я не отрицаю, что снимал деньги, но тратил их на мальчика, покупал ему вещи, телефон, все подтверждается чеками, — говорит Игорь Мотыгин. — Кроме того, сын сам написал заявление при усыновлении, что не против того, чтобы я снимал его пенсию и тратил ее на его нужды. Это же прописано в постановлении о передачи его под опеку. Но следствие продолжается. Уже несколько месяцев, как у нас изъяты компьютеры, их возили на экспертизу в Екатеринбург, сейчас они вернулись в Челябинск. Следователь из Октябрьского района никак не может доехать и забрать их, чтобы вернуть нам».

№1 для умственно отсталых детей»

Мини-лекция

«Самовольный уход из детского дома.

Причины, последствия, способы преодоления желания самовольного ухода»

Подготовила:

педагог-психолог

Тема: Самовольный уход из детского дома

Цели: информирование воспитанников о последствиях самовольных уходах, об опасностях на улицах, о безопасных способах преодоления желания самовольного ухода из детского дома.

Сегодня мы с вами рассмотрим причины побегов, что делать, если возникло желание сбежать, и какие последствия может иметь самовольный уход из детского дома.

Почему воспитанники сбегают?

1) ссоры с воспитателями, учителями;

2) чтобы "отомстить" воспитателю, с которым поссорился;

(например, если ты обиделся на воспитателя, за то, что он тебя наругал, прежде, чем мстить, подумай, может быть ты совершил плохой поступок и тебе стоит просто извиниться?)

3) конфликты с другими воспитанниками;

4) тоска по родственникам, знакомым;

5) надоело подчиняться правилам детского дома, выполнять обязанности;

6) побег от скуки (когда нечем заняться).

7) желание испытать новых впечатлений, любопытство;

8) подражание другим, уход "за компанию" (но не нужно смотреть на других, и делать так же, как они. Может лучше попробовать отговорить друга от побега?);

9) чтобы показать свою "смелость";

10) желание проверить себя, на что способен;

Какие же бывают последствия побегов из детского дома?

· Ставят на учёт в полиции,

· Взрослые перестают доверять,

· Администрация детского дома, педагоги становятся более строгими к воспитанникам,

· Это плохой пример для других детей,

· На улице можно попасть в беду или в неприятную ситуацию,

· Может произойти несчастный случай на дороге, на трамвайных путях (можно попасть под машину или под трамвай),

· Часто бродягами, бомжами становятся сбежавшие воспитанники детских домов (в детском доме у вас есть все условия для жизни, о вас заботятся, на улице таких условий нет),

· Можно попасть в плохую компанию (которая способна заставить совершать преступления для их выгоды)

· Можно стать жертвой преступников (которые способны обмануть, обокрасть, избить и т. д.)

Я нашла в интернете информацию о несчастных случаях, которые произошли с воспитанниками интернатов и детских домов.

1. В Пермском крае расследуют уголовное дело по факту гибели 16-летнего мальчика. Инцидент произошел 2 января . Воспитанник Осинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, вышел на улицу без верхней одежды. Его заметила в поле местная жительница, которая сообщила о ребенке в полицию. Однако к тому моменту, когда сотрудники полиции доехали до подростка, он замерз насмерть.

2. Жертвой преступника стал воспитанник государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интерната N67 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Он родился в 1995 году и учился в девятом классе. 18 мая вечером мальчик сбежал из интерната и стал жертвой преступника. Ему было нанесено колото-резаное ранение грудной клетки. У мальчика также имелись ссадины в области лба, переносицы и губы. Он был найден на одной из городских улиц (между домами N35 и N37 по улице Ленинградской в Пушкинском районе).

3. В Курганской области утром 25 января 2016 года в приемном покое ГБУ "Далматовская центральная районная больница" от переохлаждения скончалась 14-летняя воспитанница Далматовского детского дома, которая накануне вместе с двумя другими воспитанниками детского дома самовольно покинула указанное учреждение".

Дети любят рисковать. Они знают, что многие люди погибают, но им кажется, что несчастные случаи могут происходить «с кем-то, но не с ними», а несчастные случаи могут произойти с любым.

Как вы думаете, ребята, побег из детского дома стоит вашей жизни?

Что вы можете сделать, если у вас появится желание уйти из детского дома?

1. Например: если ты поссорился с другим воспитанником, нужно помириться с ним или пойти поговорить с воспитателем, психологом, о том, что тебя беспокоит.

3. Если же произошёл конфликт с воспитателем: можно поговорить с психологом, с другом, отвлечься каким-нибудь делом.

4. Если тебе скучно:

· Можно порисовать,

· Записаться в какие-нибудь кружки,

· Поиграть в футбол,

· Заняться полезным делом, помочь своему воспитателю.

Почему выгодно быть хорошим, не нарушать правила поведения?

· потому что к тебе хорошо относятся педагоги,

· тебя уважают другие воспитанники,

· с тобой приятно общаться,

· воспитатели спокойны за тебя,

· ты не попадешь на улице в беду или неприятную ситуацию.

Сбежал ребенок из детдома?!

На сайт часто приходят вопросы о том, как помочь детдомовцу. Спрашивают люди, обычно ставшие случайными собеседниками выпускника детдома, или волонтеры в детдомах, чьи подопечные скоро выйдут в жизнь. А люди, работающие с бепризорниками, нередко сталкиваются с беглецами из сиротских учреждений, и тут встает вопрос: как быть. Взять к себе в дом? Вернуть туда, откуда сбежал? Поискать подходящий монастырь или православный приют?

За комментариями мы обратились к выпускнику детского дома Александру Гезалову.

Александр, вот вопрос от нашего читателя: парень, 1993г. рождения, отца нет, мать лишена родительских прав. До 1-го сентября воспитывался в школе-интернате, выделялся отчуждённостью от других детей и систематическими побегами из интерната (из-за таких же побегов, только из дома, он и был передан на воспитание в интернат). Когда не мог сбежать - под разными предлогами ложился в разные больницы. С сентября сего года он должен обучаться в ПТУ и жить в общежитии при ПТУ, однако ничего этого фактически не происходит: занятия не посещает, где живёт - неизвестно. Такое поведение объясняет конфликтами со сверстниками. Ясно, что в нашем маленьком городе жить и учиться он не будет. Что делать, как ему помочь?

Это частая история. Часто люди искренне желающие помочь выпускнику детского дома или школы-интерната, заходят в тупик, начиная реально понимать, что не знают, как это сделать. Он не желает учиться, живет непонятно где, выпивает, исчезает из поля зрения и так далее. Использует вас для решения своих задач. Уровень его подготовки к жизни очевидно низок. Вы видите, что он комплексует, нет мотивации к учебе, неразумно тратит свои денежные средства, избегает принятия простых и важных решений. Его уважительное отношение - часто имитация для достижения краткосрочного успеха. Бравирует, интригует, шантажирует и манипулирует, впрочем, как это делал и в детском доме, только теперь объект уже другой.

Вы начинаете помогать ему и видите, что что-то не получается или даже есть вред от вашей помощи. Часто это происходит от избыточного желания помочь, не основанного на опыте и знаниях, это действительно вредит и вам и выпускнику.

Что делать? Скажу сразу - универсальных способов изменить ситуацию нет, все зависит от уровня подготовки помогающей стороны и того, каков сам выпускник.

Главное - наладить минимальный контакт с ребенком, не односторонний (существующий лишь за счет того, что это надо вам), а обоюдный, за счет ваших с ним взаимных интересов. Также важно подготовиться к тому, что результат появится не сразу, и не сразу будет очевиден вам и ребенку. Но когда будут видны первые изменения, надо будет вместе оценивать их как путь, правильное ли у них направление.

Постарайтесь понять, какие ресурсы у вас есть для ведения планомерной работы по созданию условий устойчивости выпускника. И поймите, кто вы для сироты, как он вас воспринимает? При этом помните, что необходима и ваша устойчивость, чтобы работа с сиротой не вредила ситуации в семье, на работе. Сколько личного времени вы можете потратить на подопечного, как часто вы сможете взаимодействовать?

Начните с того, что не требуйте от выпускника детского дома всего и сразу. Не навязываете ему мысль о том, что вы будете его поводырем, постарайтесь объяснить ему, что вы «костыль на время», до того момента, пока «проблемный пожар» совместными усилиями не будет потушен.

Найдите такую форму общения, чтобы это не стало повторением ситуации детского дома «воспитатель-воспитанник», результат от такой формы участия будет нулевым.

Ставьте перед ним различные формы целеполагания, от простого к сложному. Чтобы он начинал учиться планировать свой день, свои успехи, постепенно научите его ставить цели на сейчас, сегодня, завтра, чтобы он ощущал себя участником своего же личностного и жизненного роста.

Постарайтесь совместно изучить его жизненную историю, жизни до детского дома, в детском доме и периода после выпуска. Наладьте связь с детским домом, людьми, которым он доверяет и с кем идет на общение, определите ближний и дальний круг его приоритетов в отношениях между людьми. Надо комплексно изучить паренька, так как и он сам не знает, что ему с собой и всем тем, что он получил в интернате, делать. Он в пустыне самого себя, необходимо оросить ее надеждой, уважением, минимальным участием.

Поговорите с ним в сравнительной форме о жизни в детском доме и после, чтобы он осознал, что им уже многое достигнуто. Чаще приводите ему примеры из своей жизни, как вы (или кто-то) учились, как это вам помогло в жизни. Как бы между делом говорите о пользе занятия спортом, вреде курения и винопития, не в режиме лектория, к которому детдомовский ребенок привык, а как это бывает в семье и жизни. Если у вас доверительное общение, то ребенок вас услышит. Если есть пример успешного выпускника детского дома, донесите этот положительный опыт до вашего подопечного. Ему будет на кого равняться и куда стремится.

Всегда остро стоит проблема проживания выпускника детского дома в общежитии, часто они просто уходят жить к кому-то знакомому, часто - к бывшему содетдомовцу, воспроизводя уже во взрослой жизни «детский дом». Это неумение преодолевать возникающие трудности необходимо менять во время совместного труда, создавая искусственные трудности, чтобы выпускник искал пути решения проблемы. Не давайте ему готовых ответов, а спросите: а как ты думаешь, какой путь решений того или иного вопроса.

В форме теста-общения постараться изучить восприятие последетдомовской свободы, от которого зависит жизненное самоопределение. Постепенно ваш тесный контакт должен ослабевать и переходить в дружеское общение с взимоинформированием о том, что удалось создать и сделать, что еще сделать для своего будущего.

И самое главное со временем вовремя отойти от того, кого вы опекаете, чтобы он продолжил свой путь самостоятельно, созидая своими руками.

А если человек столкнулся с беглецом из детдома, что ему предпринять?

Проблема побегов детей-сирот из детских домов - давняя и довольно острая. Мотивы побегов - разные. Бегут не только от насилия, бегут посмотреть мир, развлечься, порой - дать себе волю и совершить противоправные поступки. И если рядом с вами оказался такой ребенок, будьте готовы к тому, что непременно придется проявить знания, опыт, потратить свое время на решение проблемы. Прежде всего, если вы приютили сбежавшего ребенка, вы должны знать, что он непременно находится в розыске: детский дом дает милиции т.н. «ориентировку» на его поиск и скорейшую поимку. Максимум что далее может предпринять поймавший сироту милиционер - это поместить ребенка в специальный приют. Иных форм системной помощи государства «бегункам» из детских домов нет.

Так что прежде чем спасать беглецов из сиротского учреждения, надо серьезно это обдумать, чтобы принять важное решение:

1. Подумайте, готовы ли вы привести в свою квартиру ребенка (возможно, не одного), которого (которых) вы не знаете?

2. Если вы все же решились взять беглеца (беглецов) в дом - прежде всего надо помыть и накормить ребят (это располагает и к беседе, и к доверительным отношениям),

3. Самое главное - поговорить с детьми о сложившейся ситуации, узнать (чтобы ничего не забыть, хорошо приготовить опросник):
- откуда они родом и из какого детского дома сбежали,
- причину побега (эта информация еще подлежит проверке),
- количество побегов (если скажут),
- имя и фамилию директора детского дома или воспитателя, которым они доверяют,
- возможные телефоны и/или адрес сиротского учреждения,
- есть ли контакты с их родственниками/родителями,
- поговорите с ними о жизни в детском доме, обсудите с ними их видение своей жизни в детском доме,
- вспомните из своего близкого окружения врача, общественника, журналиста и обратитесь за советом к ним - возможно, они уже знают что-то про данный детский дом, встречались с такими случаями
- не спешите с выводами, полагаясь только на слова ребят: если ребенок бегает систематически, увы, он будет откровенно лгать, чтобы вызвать у вас сочувствие,

5. Затем вам предстоит принять решение о дальнейших действиях

Путь первый:

Если вы не чувствуете уверенности в том, что можете принять участие в судьбе увиденного вами "бегунка", просящего подаяние, расставайтесь с ним, просто купив ему хотя бы немного продуктов. Не берите на себя больше, чем можете понести. Если вы видите, что ребенок болен, находится в критической ситуации - вызывайте милицию и скорую помощь. На этом ваше участие будет завершено.

Путь второй:

Если вы хотите помочь ребятам, но не готовы взять на себя ответственность оставить их у себя - честно им скажите о том, что они временно находятся на вашей территории. Объясните детям, что в любом случае они даже при побеге остаются воспитанниками того или иного детского дома. Скажите им, что вы вынуждены обратиться в ближайшее отделение милиции с информацией, что у вас находятся сбежавшие дети. И далее можно передать их наряду милиции. Желательно, чтобы в это время были свидетели из числа соседей, дети могут повести себя неадекватно - их можно понять - но ваша безопасность также важна.

Путь третий:

Если после выяснения общей ситуации, вы принимаете решение сохранить отношение с детьми и даже оставить их у себя, то необходимо связаться с общественной организацией и провести консультации по данному вопросу. Найти знакомого журналиста и подготовить материал о вашей позиции по отношению к прибившимся к вам детям. Надо договориться с ребятами, что какое-то время они побудут в приюте, пока вы будете решать вопросы опеки или патроната над ними, связаться с директором детского дома и предложить ему решить проблему "проблемного ребенка" с вашим участием. Просить директора выйти с инициативой в органы опеки предоставить вам возможность опеки над "бегунком". Далее можно начинать собирать необходимые для установления опеки документы. Приготовьтесь к тому, что будет не просто, возможно очень сложно, так как ребенок очень долго является частью «системы» детдомов и любые вопросы, связанные с ним, можно решить только через сотрудничество с детским домом и органом опеки по месту жительства сироты или через суд. Иногда такие побеги происходят из-за тяжелой обстановки в детском доме. Возможно, что после того, как информация о ситуации в том или ином детском доме станет доступна Уполномоченным по правам ребенка и будет проведена проверка работы детского дома, то... дети от этого пострадают и побеги продолжатся. Ведь главное в оказание помощи такому ребенку - не навредить ему, постараться вернуть ему доверие к людям. Почему бегут дети-сироты из детского дома, описано в различных книгах. Я тоже попробовал рассказать об этом в эссе "Соленое детство".

Пишите: [email protected]

В последнее время все чаще в социальных сетях и в том числе Кандалакшских СМИ и все чаще стали появляться ориентировки на пропавших детей. На текущей неделе произошел очередной случай, когда двое воспитанников детского дома «Берег» пропали на несколько дней, и их искали полиция и неравнодушные граждане.

Почему дети сбегают из детского дома? С таким вопросом мы обратились к Валентине Смирновой - заместителю председателя комиссии по делам несовершеннолетних.

Причин ухода очень много. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Основная - дети поступают в детский дом, в основном, в возрасте старше 10 лет, то есть когда асоциальное поведение уже сформировалось. По причине того, что дети длительное время проживали в социально опасных условиях в тех семьях, в которых находились. Чаще всего это неблагополучные семьи. Дети, уже имея опыт асоциальной жизни, поступают с уже сформировавшимися своими привычками, а самое главное - без понимания что есть нормы поведения в обществе. Поступают в государственное учреждение, где первое, с чем подростки сталкиваются - это с требованиями, с правилами проживания в обществе, которым они должны подчиняться.


Работники нашей редакции решили встретиться с выпускниками детского дома Кандалакши, чтобы узнать из первых уст возможные причины ухода детей из государственного учреждения.

Анастасия, 25 лет:
Я выпускница нашего кандалакшского детского дома «Берег». Соглашусь, что нередко подростки убегали из детского дома, когда я там находилась, а прошло уже более 7 лет. Меня совершенно не удивляет, что это происходит и сейчас. Зачастую ребята просто хотят свободы, вседозволенности. И уходя на улицу они ее получают. Если честно, то у меня никогда не возникало мыслей уйти и не вернуться. Я занималась в различных кружках, старалась хорошо выполнять домашние задания, гуляла с друзьями. В принципе, мы жили в детском доме как большая семья. Отношения с воспитателями и сверстниками у меня были хорошие. Причин для побега у меня не было.

Ольга, 30 лет:
Убегали и будут убегать. Не все, разумеется. Единицы. Это было всегда, никого в детском доме этим не удивишь. Гуляют, употребляют спиртные напитки, курят. Это называется подростковая свобода. Что хочу, то и делаю. Своеобразный протест против системы, в которой они воспитываются. Ты мне никто - я тебя слушать не буду. Никогда не убегала из детдома. Могла, конечно, припоздать. Но с кем не бывает?

Руслан, 24 года:
В свое время я тоже убегал из детского дома. Где я только не был. И по городам области ездил, и в Кандалакше у друзей жил, иногда к матери приходил. Искали меня вечно, приведут, а я опять уйду. Не хотел я там жить. Домашним никогда не понять судьбу «баторских».

Александр, 19 лет:
Почему убегают? У каждого - свои причины. Кто -то просто «потусить» хочет, кто-то с ребятами конфликтует. За всех не скажешь. Я ни разу не пытался сбежать, на выходных разрешали у матери остаться. Тогда я мог и подольше погулять. Бывало забудешься и опаздываешь, но все всё понимают. Поругают немножко и успокаиваются. Воспитателей тоже понять можно, они за нас ответственность несут. Мало ли что - отвечать им. Хотя такие прогулки для детдомовцев оканчиваются проблемой с полицией. Но кто постоянно убегает уже ничего не боится. Смеются в лицо всем и опять уходят. «По приколу» может, внимания к себе хотят. Не знаю даже, что еще и добавить.
Как видно, слова Валентины Смирновой и бывших воспитанников детского дома сходятся. Следовательно, можно сделать вывод, не всегда нужно, например, обвинять работников государственных учреждений в доведении детей до побега. Все подобные случаи индивидуальны и каждая ситуация должна рассматриваться специалистами по работе с проблемными подростками. Ведь именно их задача помочь ребенку в трудных жизненных ситуациях и направить в «нужное русло».

Как поясняет Валентина Смирнова, в последнее время участились случаи, когда дети из, казалось бы, приличных семей сбегают на улицу и занимаются бродяжничеством. О причинах такого их поведения читайте в нашем следующем материале в ближайшее время.