Рисование с чего начинается родина. Долгосрочный проект: "С чего начинается Родина". I этап - подготовительный, включает в себя

Задачи:

Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства, памятных местах, местах отдыха, занятий спортом, как одном из «уголков своей Родины».

Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору).

Развивать изобразительные умения детей, творческое воображение, способности к композиции.

Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины.

Материалы, оборудование, инструменты:

Белые листы бумаги, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, фотографии г. Одинцово, открытки, рисунки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок, открыток с изображением мест отдыха, занятий спортом, городского совета. Беседы о родном городе. Экскурсии с родителями по улицам города, посещение детских площадок, городских праздников.

Воспитатель включает детям запись первого куплета песни «С чего начинается Родина».

После прослушивания песни педагог проводит краткую беседу на тему:

Дети, как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас?

Ответы детей.

Да, дети, вы хорошо и правильно говорили, что Родина для вас – это место где вы живете, где живут ваши родители, друзья, детский сад.

В какой стране мы с вами живем? (в России).

В России много городов. Назовите города, которые вы знаете. (Ленинград, Сочи, Тула, Чехов, Ярославль, Казань и т.д.).

Какой самый главный город? (Москва) – столица нашей Родины.

В России живут люди разных национальностей (русские, белорусы, украинцы, татары, узбеки и др.).

Все кто живет в России и имеет российский паспорт – россияне.

Как называется город, в котором мы живем? (Одинцово)

Что интересного есть в нашем городе? (Дворец спорта, Ледовый дворец, Детский парк, Галерея, Новые магазины, почта, школы, детские сады, детские площадки)

Город очень красивый, много цветов, деревьев.

У каждого города есть свой флаг и герб. Какой наш герб и флаг?

В нашем городе проходят разные праздники: «День молодежи», «День города» и др.

На большие праздники – праздничный салют.

Давайте мы с вами нарисуем, где и как мы живем. Например: свой дом, свой сад, парк. А может кто-то захочет нарисовать Красную площадь и праздничный салют.

Вначале нарисуем землю, где будет стоять дом или будут расти деревья. Затем нужно решить, где и что вы будете рисовать.

Дома прочные, красивые, стены ровные.

Главные части дома: стены, крыша, двери, окна.

Крыши бывают : плоские, покатые, треугольные, в форме трапеции.

Окна могут быть : круглые, квадратные, прямоугольные.

Для рисования контура предложить детям простые карандаши. После этого раскрашиваем весь рисунок целиком, начиная с самых крупных частей и заканчивая мелкими деталями.

Напомнить детям, что штриховать предметы нужно ровно используя разный нажим карандаша. Затем обвести контур предметов ярче в тон штриховки.

После окончания занятия вывесить детские работы и рассмотреть.

Какие разнообразные рисунки вы нарисовали. Видно как вы любите свою Родину, свой город.

Отметить кому из детей что лучше удалось изобразить в рисунке (небо яркое, красочный салют, красивые деревья, расположение предметов в рисунке и т.д.).

Мы еще много будем рисовать, рассказывать и читать о нашей Родине, городе.

Конспект НОД в подготовительной группе по рисованию «Моя малая Родина»

Задачи:
- Создать условия для отражения в рисунке представления о городе Гай, как об одном из уголков своей Родины.
- Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору).
- Развивать творческое воображение, способности к композиции.
- Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины.
Предварительная работа: беседа о Родине, о родном городе; рассматривание фотографий и открыток с видами города ГАЙ; оформление обложки для коллективного альбома « Моя малая Родина».
Материалы, инструменты, оборудование: альбомные листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков; простые карандаши, фломастеры, ластики.

Ход занятия

Звучит песня «С чего начинается родина? » (муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского) .
Воспитатель читает детям стихотворение Татьяны Боковой «Родина»
Родной мой край-просторы голубые.
Родной мой край- деревни вдоль.
Меня растили зори золотые,
Водой святой поили родники.

Проснусь, как прежде, раннею зарею
И с песней встречу утренний рассвет.
Умоюсь бодрой, свежею росою.
Мой край родной,милее тебя нет!

Иду я лесом, подпеваю птицам,
Иду я полем, кланяюсь траве.
У родника напьюсь живой водицы,
И помолюсь я небу в тишине.

В своих мечтах взлетаю словно птица,
Таю любовь в душевной глубине.
Горжусь я тем, что довелось родиться
В святой российской славной стороне.

Воспитатель: Ребята. что значит Родина для автора этого стихотворения?
Дети: Мама, папа…
Воспитатель: А что значит Родина для вас?
Дети: дом, родители, детский садик…
Воспитатель: Родина – это место, где ты родился, вырос, где живут твои друзья, твоя семья. Это твой город, твоя страна, природа, что окружает тебя.
Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем?
Дети: Россия
Воспитатель: Да, наша Родина – Россия.
Воспитатель: А как называется главный город в нашей стране?
Дети: Москва
Воспитатель: Мы с вами живем в великой стране России, и всех нас объединяет одна Родина. Но у каждого из нас есть своя малая родина, это то место где ты родился, живешь. В каком городе мы с вами живем?
Дети: в городе ГАЙ.
Воспитатель: Правильно, наша малая родина – это город ГАЙ
Ребята, я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему родному городу, пройти по наиболее любимым местам и рассказать о них. А помогут нам в этом фотографии
Воспитатель: : Что изображено на этой фотографии?


Дети: Дворец культуры.
Воспитатель: Да. Это «Дворец культуры. Ребята, ДК является культурным учреждением города, центром культурного досуга горожан. Как вы думаете, что происходит в этом здании, а кто из вас там был, а что вы там делали? В этом здании проходят различные концерты, спектакли, театры, праздники. Работает детская студия по хореографии, бальные и эстрадные танцы и многое другое.
Воспитатель: Еще одно любимое место отдыха горожан – Центральный городской парк с аттракционами и зелеными аллеями, с памятником воинам- защитникам.
Воспитатель: Дети, а это место вам знакомо?

Дети: Да, это Дворец спорта. Воспитатель: Правильно. Здесь проходят спортивные состязания. Это - универсальный спортивно комплекс, основной деятельностью которого является организация и проведение спортивных, культурных, зрелищных и развлекательных мероприятий.

Воспитатель: А это храм «Храм Божий Святого Праведного Иоанна Кронштадтского» Люди туда ходят, чтобы помолиться, поставить свечку, а кто-то может послушать службу, купить церковную книгу и свечи.
Воспитатель: - Мы с вами совершили небольшое путешествие по городу ГАЙ. Это лишь малая часть нашего родного города
Физминутка.
Мы устали, засиделись, Одна рука вверх, другая вниз,
Нам размяться захотелось. Рывками менять руки.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, Повороты корпусом.
А потом наоборот.
Приседания начинаем, Приседания.
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. Дети садятся.
А теперь я предлагаю нарисовать, все, что вы увидели. Каждый из вас отобразит в своем рисунке самое любимое место нашего города.
Самостоятельная работа детей.
Дети выбирают материалы для рисования по желанию и под песню «С чего начинается родина? » (муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского) .приступают к выполнению задания.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием, у вас получились замечательные картины. Мы устроим выставку ваших работ и в дальнейшем составим альбом из ваших рисунков « Моя малая Родина», и будем любоваться видами нашего города. Наш город - это Родина, самое родное место на земле. Мы с вами его жители и именно от нас зависит, каким будет наш город в будущем. Давайте будем его любить и заботиться о том, чтобы он становился с каждым годом все лучше. .

ЛЮДИ СТРОИЛИ ГРАД
Средь простора степей
Люди строили град.
Среди кос – ковылей,
Да на новый всё лад,

А назвали они
Град любимый свой – Гай
Был началом ему –
месяц май.

И живут в граде том,
Люди сильные.
Богатыри –
Не былинные.

Называются –
Все шахтёрами.
Небо выткали,
Да капёрами.

Где росла трава,
Да ковыльная,
В глубину идёт –
Шахта длинная.

И растёт Гай теперь
Во все стороны,
А живут в нём –
Люди добрые!

Среди мрачных мыслей и черных предчувствий, оккупирующих голову и душу при знакомстве с детскими рисунками, собранными активистами «Сути времени», есть все-таки одно светлое пятно, луч надежды на то, что еще не вечер. Это рисунки на тему «Моя страна». Все же дети, особенно маленькие, не смотрят новости по телевизору, а также другие «познавательные передачи» типа «Дежурная часть». И поэтому не подвергаются еще массированной пропагандистской обработке, которой подвергаются взрослые, уже 20 лет как подсевшие на бесконечный сериал «Где найдешь страну на свете гаже родины моей?».

Конечно, это еще впереди - они вырастут, повзрослеют и, возможно, тоже станут смотреть этот сериал - если к тому времени у врагов России не отпадет необходимость его показывать - в результате отсутствия самой России. Но сейчас они свободны от вражеского воздействия хотя бы в этой сфере - формирования образа своей страны и, следовательно, формирования собственной идентичности.

И образ Родины формируется у наших детей так же, как и у всех детей мира во все времена: из образов жизни семьи, детских игр, прогулок и поездок с родителями, привычных пейзажей и необычных пейзажей, из детских книг и школьных уроков.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Очень интересно наблюдать, как с возрастом (или взрослением) расширяются границы картины мира детей - это очень хорошо видно по их рисункам.

Совсем маленькие дети чаще всего воспринимают «страну» как свой дом, свою семью, своих друзей. «Моя страна - все люди, которых я знаю», - написано на одном из рисунков.

Потом границы мира расширяются: свой дом оказывается вписан в пейзаж - деревенский или городской. Потом начинают рисовать уже не свой дом, а свою деревню, свой город - и это теперь «моя страна». И затем появляются очень показательные «просто пейзажи» - характерные черты окружающего ландшафта и природы становятся для детей основой идентичности, образа «своего», образа Родины. Поразительно, но во многих рисунках детей видны прямо-таки левитановские сюжеты и мотивы! - как будто бы все они насмотрелись на картины великого русского пейзажиста. А ведь нет! - просто дети и Левитан - соотечественники, у них общая Родина.

Потом к образам, непосредственным впечатлениям прибавляется еще и образование - границы снова раздвигаются - и дети начинают рисовать карты России и виды страны из космоса - на шарике Земли.

А затем наступает время символического освоения понятия «моя страна»: Кремль (у нас 227 рисунков с Кремлем, включая 2 смоленских и 1 нижегородский), церкви как символ России, государственная символика (характерно, что флаг встречается довольно часто, а вот герб - практически отсутствует), и - березы. Огромное количество берез, которые дети сознательно используют как символ нашей страны: они рисуют березы не только в пейзажах, но и в сюжетах, которые совсем их не предполагают.

И только потом - и это очень редко - появляются рисунки, связанные с властью: Путин, просто Президент, какое-то заседание, где выступает Президент...

Общее распределение сюжетов рисунков на тему «Моя страна» выглядит следующим образом:

Главная тема %

Города и села 25%

Пейзажи 17%

Дома и дворы, детские площадки 11%

Земной шар или глобус 8%

Сюжетные рисунки 4%

Флаг и герб 4%

Семья и друзья 2%

Президент 0,3%

Основа представления %

Место жительства 36%

Символ 23%

Пейзажи 17%

Географическое представление 15%

Национальные достижения 5%

Фантазия 4%

Помните песню из фильма «Щит и меч»? Разглядывая детские рисунки, понимаешь, как точно Михаил Матусовский отразил в своих стихах формирование российской идентичности.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина?..

Что же касается клятвы... Хотелось бы, чтобы она была принесена.

Пока же, хоть рисунки страны внушают много больше оптимизма, чем рисунки героев и будущего, все же надо признать, что это - результат своего рода идеализации образа страны в детском сознании, которую, к сожалению, очень легко подорвать и разрушить. Глядя правде в глаза, надо сказать, что эти же дети - авторы собранных рисунков - всего через несколько лет с большой вероятностью растеряют весь свой идеализм, превратятся в фанатов каких-нибудь зарубежных поп-групп, будут поглощены потребительством, жадностью, завистью, несвободой, станут мечтать о том, чтобы уехать из «рашки»…

Но пока... они еще дети. И любят свою страну бескорыстно, радостно и вполне самостоятельно. И всеми силами стараются эту любовь «оправдать». (Что демонстрирует, что и до них докатываются волны ведущейся против народа России информационно-психологической войны. Конечно, основная цель этой войны - взрослые: 25 лет уже идет непрерывная пропагандистской кампании по дискредитации СССР, направленная на обесценивание утраты великой страны и углубление кризиса национальной идентичности, вызванного этой утратой. Но дети пока активно не хотят этого всего знать.) Россия в рисунках детей предстает в исключительно позитивном, жизнеутверждающем свете.

Поразительно, но только в 3 рисунках из более чем 2000 присутствует хоть какое-то негативное содержание: это нападение на страну паука в рисунке 5-летней девочки, арест террориста с гранатой около Кремля в рисунке 9-летнего мальчика и подготовка к войне с Францией. Все остальные рисунки либо формальны, либо очевидно позитивны и даже идеализированы. Детское сознание не может примириться с навязываемыми оценками убогости и отсталости своей страны так же, как до определенного возраста ни один ребенок не признает, что его мать не самая красивая на свете.

Из какого же материала дети строят свои позитивные образы России (дети, а не взрослые, рожденные в СССР)? Из используемых «строительных материалов» в современной России произведены только спортивные достижения, изображенные на двух рисунках, трое Путиных и одни выборы! Весь остальной «позитив» не имеет совсем никакого отношения к сегодняшней России и делится на 4 группы:

1) природа (грибы, рыбалка, животные), семья, друзья;

2) советское наследие - космос, Победа, лозунги («Мир во всем мире!», «Миру мир!»), кремлевские звезды, братство народов (как оно изображалось в садово-парковой скульптуре: негр, китаец и русский), памятник Ленину;

3) фантастическое будущее (небывалые города с летающими домами, новым транспортом и летающими тарелками);

4) национальная история и культура: национальный костюм, памятники архитектуры (Кремли и православные храмы).

Очень интересно, что православная тематика оказалась очень тесно связанной с советской. В группе детей, которые в рисунках страны рисовали храмы, в рисунках героя гораздо чаще, чем у других детей, встречаются космонавты (именно СССР), а в рисунках будущего гораздо чаще изображаются фантастические города и космические путешествия.

Скажем больше. Во многих современных социологических исследованиях (с глубоким удовлетворением) подчеркивается, что роль советских ценностей и стереотипов в ощущении себя русским и гражданином России носит остаточный, рудиментарный характер и проявляется главным образом у старших поколений. Но по нашим данным этот вывод не подтверждается даже для детей младшего школьного возраста, рожденных через 10-15 лет после распада СССР: роль советских образов и символов очень значима для них, что проявляется как в рисунках страны, так и в рисунках героев и будущего.

Главные советские достижения национальной истории - Победа, Атом и Космос - являются важнейшими и неустранимыми слагаемыми национального самосознания, актуальность и роль которых будет только возрастать в связи усилением напряженности вокруг грядущей войны «за русское наследство».

Что же касается роли современной России, то можно сделать очень важный и вполне обоснованный собранным материалом вывод: вклад современной, постсоветской эпохи в формирование национальной и гражданской идентичности наших детей близок к нулю. То есть за почти уже четверть века не было создано ничего, что могло бы служить основанием для построения образа страны - даже для очень маленьких детей.

У этой «медали» (которой вполне по праву может быть награждена современная Россия), как и у любой, две стороны. Хорошо, что ложные, пустые и лживые «месседжи» нашей действительности и пропаганды не воспринимаются нашими детьми. Плохо, что формируемая в этом духовном вакууме национальная идентичность - свято место пусто не бывает! -- слаба, неустойчива и потенциально легко подвержена враждебным воздействиям. И если не произойдет резкого изменения национальной политики, то и это поколение граждан, пока еще светло и открыто любящих Родину, будет потеряно для России.

Не хотелось бы заканчивать наше краткое описание исследования рисунков детей, проведенного Движением «Суть времени», на это пессимистической ноте. Поэтому давайте обратим внимание на еще один, чрезвычайно важный вывод. Под толщью нашей «нормальной» жизни: потреблятства, поддельной политики, пропаганды, бесконечного забалтывания всего и вся, есть другой, тихий (и часто внесознательный) уровень существования - повседневной семейной жизни, работы, ежедневных забот... И на этом уровне Россия сохраняется (и охраняется), она жива. И никакие штормы «на поверхности жизни», какими бы громкими и страшными они ни были, пока не смогли с этим ничего сделать. А раз страна жива - не все еще потеряно!

Юлия Крижанская

Тема: «С чего начинается Родина?»

Цель: формировать у детей представление о России как о родной стране

Задачи:

Познавательные: формировать уважительное отношение к государственным символам ; закрепить названия народных промыслов.

Развивающие: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине

Воспитытельные: воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Материалы:

Карта мира, надувной мяч в виде глобуса, куклы в русских национальных костюмах, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, нарисованный на ватмане военный самолет , цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

Предварительная работа:

Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход занятия:

Воспитатель. У каждого человека есть родная земля, то место , где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна. Как называется наша родная страна? (Ответы детей) Родная страна - это место , где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушайте песню (Воспитатель включает запись песни «С чего начинается Родина»)

Воспитатель. В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Родину-мать учись защищать.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

Воспитатель. А сейчас послушайте ребята стихотворение, которое называется «Родная земля».

Ребенок читает стихотворение:

Родная земля

Холмы, перелески ,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.

Воспитатель. Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает). Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много , а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других. Реки России большие и полноводные. Какие реки вы уже знаете? (ответы детей) Дон, Обь, Енисей, Лена, Волга. Ребята, самое глубокое озеро находится в России и называется Байкал. Населяют Россию люди разных национальностей. А мы сейчас поиграем и узнаем, людей каких национальностей вы знаете, воспитатель бросает мяч, а ребенок ловит его и дает ответ)

Воспитатель. Всех их объединяет язык общения – русский. А хотите, ребята, больше узнать о России? Тогда я предлагаю отправится в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Первая остановка называется «Историческая». Посмотрите, ребята, это куклы Ваня и Маша, а какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей).

Воспитатель. На голове женщины носили головной убор, который называется кокошник. Кокошники носили замужние женщины, а девушки- венки, ленточки и повязки.

Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан.

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой. Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость.

Основными частями мужского костюма были - косоворотка, порты, онучи, лапти.

Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»).

Вниз костюма одевали брюки.

Как они назывались – порты.

На ноги наматывали онучи и обували лапти.

Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером , мехом; у бедных - узкий).

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
– Следующая загадка.

Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.

Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться , но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Селезень и утка». А вы, ребята, какие знаете русские народные игры? (дети перечисляют)

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Станция называется «Государственная». Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва)

Стихотворение:

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И Кремлевских курантов бой.
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (В.В. Путин)

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

Стихотворение:

Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)

Стихотворение:

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад , на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.

(Прослушивание отрывка гимна.)

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. А теперь мы приехали на станцию «Праздничная»

– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)

– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки.)

Ребенок читает стихотворение:

Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.

Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода.
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков своих.

Воспитатель. В годы войны была традиция у наших летчиков и танкистов за каждый сбитый танк или самолет рисовать звездочку на своей боевой машине. Я предлагаю вырезать из бумаги звездочки и наклеить их на наш самолет.

Работа детей.

Дети складывают и вырезают (по схеме вырезания пятилучевой звезды) из бумаги звездочки и наклеивают их на самолет.

Итог занятия:

Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №50 «Огонёк».

141860 МО, Дмитровский район, посёлок Икша, ул. Комсомольская, д. 15

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С Чего начинается Родина» (Подготовительная группа)

Подготовил воспитатель: Тимошина Дарья Борисовна

2015-2016 учебный год

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С Чего начинается Родина»

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…»

М. Матусовский

Актуальность.

Малая Родина. У каждого человека она своя. Край, где родился и вырос - именно это необходимо каждому человеку. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.

Знакомство детей с родным посёлком: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного посёлка, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;

3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города, района;

4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном районе, городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

Формы работы с детьми:

Непосредственно образовательная деятельность;

Тематические беседы;

Календарные праздники;

Развлечения, досуги;

Пополнение развивающей среды,

* выставки детских работ, семейных коллекций

Ожидаемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

Освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

Расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;

Расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

Сформированности системы понятий духовных семейных ценностей,

самовыражение творческих способностей детей;

Обогащение знаний детей о музейной культуре;

Сформированности элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

Повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

Активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.

Обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.

Развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;

Сформировано желание сотрудничества с детским садом;

Укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

Целевые участники проекта:

Дети подготовительной группы (6 -7 лет).

Родители воспитанников.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

1. Беседа с родителей

2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края, города, района,

II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).

III этап - итоговый, включает в себя:

1. итоговое диагностирование детей (беседа)

2. Беседа с родителями родителей.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, трудовая деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

3.Этап

Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь

    Беседа «Что я знаю о своей семье»,

    Выставка детских рисунков «Моя семья»;

    Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

    Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;

Октябрь

    Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

    Изготовление поделок на день Матери.

    Участие в субботнике по уборке территории детского сада.

Ноябрь

    Беседа: «История и достопримечательности посёлка Икша»

    Фотовыставка «Осень в нашем посёлке»

    Конструирование: «Улицы нашего посёлка».

    Выставка рисунков: «Осенняя природа».

    Беседа: «Любимые места в районе»

    «О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

    Составление рассказов «Биография моей улицы»

Декабрь

    Беседа: «Инфраструктура посёлка Икша».

    Беседа: «Спорт, культура и отдых в Икше».

    Беседа: «Самые главные профессии людей, занятых на производстве» (устный рассказ)

    Чтение художественной литературы: «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях). «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

    Беседа: «Спорт в родном районе».

    Конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».

Январь

    Беседа: « Моя малая Родина! Что это?»

    Выставка фотографий природа посёлка Икша

    Беседа «Что такое парки»

    Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

    Заучивание стихов о малой Родине.

Февраль

    Беседа «Изучаем памятные места нашего посёлка»;

    «Если бы я был главой посёлка, что бы я сделал для Икши?» - беседа-рассуждение

    Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»

    Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,

    Рисунки «Они защищали нашу Родину»

Март

    Рассматривание иллюстраций посёлка Икша.

    Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка)

    Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)

    Рисунки на тему: « Мой родной посёлок» .

    Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым посёлка Икша.

    Беседа: «Жемчужина России – посёлок Икша»

Апрель

    Беседа: «Известные люди посёлка Икша»

    Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

    «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»

    Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного посёлка;

    Отгадывание загадок и ребусов о животных области;

    Дидактическая игра: «Кто где живет?»

    Лепка животных и птиц области;

    «Конкурс знатоков флоры и фауны посёлка Икша

    Изготовление гербария лекарственных растений области;

    Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;

    Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям;

    КВН «Знатоки родного края»

    Формы проведения:

    Рассказ о детях-героях войны;

    Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

    Итоговое занятии: Беседа « Мой любимый посёлок»