Роскошь или необходимость охраны детских садов? Курс повышения квалификации среднего медицинского персонала В результате обучения Вы будете

Охрана здоровья детей и подростков в СССР - это система государственных и общественных мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и гармоническое физическое и духовное развитие детей и подростков, предупреждение и снижение их заболеваемости и смертности.

В целях воспитания здорового, всесторонне развитого поколения в СССР организована широкая сеть детских лечебно-профилактических учреждений, детских дошкольных учреждений, лесных школ, пионерлагерей (в том числе санаторных) и других учреждений.

Медпомощь детям и подросткам обеспечивается лечебно-профилактическими учреждениями. Всей работой по проведению профилактических и лечебных мероприятий среди детей и подростков до 14 лет включительно руководит детская (или детское отделение в поликлинике для взрослых); на селе - сельская участковая больница; в районном центре - районная больница. Подростки 15-17 лет включительно получают лечебно-профилактическую помощь в поликлиниках для взрослых (имеются врачи-терапевты подростковых кабинетов) или в соответствующих кабинетах медсанчастей предприятий. Непосредственно в школах всю лечебно-профилактическую помощь школьникам (I - X классов) оказывает медперсонал , находящийся в штатах детских поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов и др. Врачи и детских поликлиник, обслуживающие дошкольные учреждения и школы, проводят всю работу в тесном контакте и при участии всех специалистов и участковых врачей поликлиники. В детских дошкольных учреждениях и школах создаются необходимые условия для сохранения, укрепления здоровья и гигиенического воспитания детей.

Работа медперсонала дошкольных учреждений направлена на создание условий для правильного психофизического развития детей, организацию физического воспитания, рационального питания, предупреждение заболеваний, в том числе инфекционных, привитие детям гигиенических навыков и т. д.

С 1959 г. началось объединение детских яслей и детских садов в единое дошкольное учреждение - ясли-сад, в котором находятся дети от 2 мес. до 7 лет. В яслях-садах обеспечивается преемственность в обслуживании и воспитании детей разных возрастов, а также подготовка их для последующего обучения в .

Медпомощь детям в яслях-садах обеспечивается врачами детских поликлиник, к которым они прикреплены, а также средним медперсоналом непосредственно в яслях-садах (см. Ясли, ясли-сад).

Учебно-трудовая нагрузка и режим занятий детей в школах разрабатываются и осуществляются при участии органов здравоохранения. Контроль за охраной здоровья детей и проведением оздоровительных мероприятий в детских дошкольных учреждениях и школах осуществляют органы и учреждения здравоохранения совместно с органами и учреждениями народного образования при участии общественных организаций. Медперсонал школ организует и проводит все санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей, успешному их обучению и воспитанию. План и график работы школьного врача и медсестры согласуются с директором школы и утверждаются главным врачом поликлиники.

Все школьники систематически (по графику) проходят , в который включаются и антропометрические измерения, проверка остроты зрения, состояния зубов. Все данные анамнеза, осмотра и рекомендации по оздоровлению заносятся в индивидуальную карту школьника; дети распределяются по группам для занятий , производится отбор детей с отклонениями здоровья в специальные медицинские группы и группы корригирующей гимнастики. В случае необходимости при проведении медосмотра привлекаются врачи других специальностей, работающие в поликлинике. Все школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья (угрожаемые по ревматизму, больные , туберкулезом, реконвалесценты, длительно и часто болеющие и др.), берутся на диспансерное наблюдение, им проводится необходимое лечение ( , профилактическое и противорецидивное медикаментозное лечение, и другие лечебные мероприятия), принимаются все меры по их оздоровлению (в школе, дома, в поликлинике); при необходимости дети направляются в санатории, где продолжают учебу.

Для предупреждения инфекционных заболеваний школьникам в установленные сроки проводят профилактические прививки (против туберкулеза, оспы, дифтерии, коклюша, и др.), медперсонал школы выявляет инфекционных больных, детей, контактировавших с ними; совместно с осуществляет противоэпидемическую работу и санитарный надзор за содержанием помещений и соблюдением санитарных и гигиенических норм и правил в школе, контролирует работу школьных буфетов, столовых; санитарно-гигиенические условия работы учащихся в трудовых мастерских; организует санитарно-просветительную работу среди учащихся, педагогов и родителей. Школьный врач осуществляет медицинское наблюдение за детьми, находящимися в школах, в том числе и за детьми в группах продленного дня, контролирует соблюдение режима и питание детей в них.

В детских поликлиниках проводятся проф. консультации, где учащимся-подросткам рекомендуют ту или иную форму производственного обучения в зависимости от состояния здоровья. Детские поликлиники проводят работу по организации и проведению летней оздоровительной кампании. Проводят осмотры и отбор детей в санаторные, туристские и общего профиля . Организуют медицинское наблюдение за детьми, находящимися в оздоровительных учреждениях, принимают меры по профилактике инфекционных заболеваний и предупреждению их распространения. Охрана здоровья работающих подростков - см. .

Вся научно-исследовательская работа по вопросам охране здоровья детей и подростков сосредоточена в научно-исследовательских институтах , гигиены детей и подростков, соответствующих кафедрах медвузов, где изучаются режимы учащихся общеобразовательных школ: их нагрузка, распорядок дня, физическое воспитание, состояние здоровья, разрабатываются различные нормативы, санитарно-гигиенические требования к различного типа детским учреждениям (школы, школы-интернаты, детские дошкольные учреждения, пионерские лагеря и др.). Роль среднего медперсонала в охране здоровья детей и подростков очень значительна. Особенно важна деятельность патронажной сестры в детской консультации и медсестры в школе. Задачей школьной медсестры является проведение наряду с врачом санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий в школе. Медсестра или фельдшер, работающие в школе, помогают врачу в проведении медосмотров, санитарно-просветительной работы среди детей, педагогов, родителей, технического персонала, контролируют совместно с педагогами выполнение правил личной гигиены школьниками, режима дня и питания в школе.

См. также Детский дом, Детский сад, Дом ребенка, Здравоохранение, Консультация, Лесная школа, Охрана материнства и детства, Пионерские лагеря, Ясли, ясли-сад.

Охрана здоровья детей и подростков - система государственных и общественных мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и гармоническое развитие физических и духовных сил детей и подростков, предупреждение и снижение детской заболеваемости и смертности.

В дореволюционной России не было государственной системы охраны здоровья детей и подростков. Незначительные мероприятия по санитарному просвещению и элементарному санитарному надзору проводились с 1905 г. врачебно-санитарными частями учебных заведений. Советская система охраны здоровья детей и подростков возникла в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции. Советское правительство издало ряд декретов, направленных на сохранение жизни и укрепление здоровья детей, усиление их питания, на борьбу с детской беспризорностью. Начали создаваться детские профилактические амбулатории, рассчитанные на контингенты в возрасте от 4 до 18 лет и имевшие главной задачей всестороннее обследование физического и психического состояния детей и подростков.

Лечебную помощь детям и подросткам оказывали и общие поликлиники. Детей до 4-летнего возраста обслуживали учреждения охраны материнства и младенчества. В дальнейшем в Москве и ряде крупных городов были созданы научно-исследовательские институты охраны здоровья детей и подростков, которые стали методическими центрами для детских лечебно-профилактических амбулаторий и всех педиатров. Одновременно началась организация оздоровительных детских площадок (см.), лесных школ (см.), пионерских лагерей (см.), дневных и ночных санаториев (см. Санаторий-профилакторий), диетических столовых и др.

В 30-х и 40-х годах структура органов охраны здоровья детей и подростков претерпела ряд реорганизаций. Так, в 1935 г. были созданы детские поликлиники. В 1947 г. в связи с объединением больничных и поликлинических учреждений детские поликлиники и детские консультации были объединены с детскими больницами или с детскими отделениями больниц для взрослых. Эта система функционирует и поныне. В детском поликлиническом отделении больницы детей всех возрастов наблюдает и лечит педиатр данного единого врачебного участка.

В детских поликлиниках-консультациях сосредоточены врачи школ и детских садов, которые обеспечивают медицинское наблюдение за детьми, находящимися в школах и детских садах.

В своей работе медицинский персонал школ и детских садов использует все вспомогательные диагностические и специализированные кабинеты детской поликлиники. Руководит работой врачей школ и детских садов главный врач детской поликлиники. Медперсонал школ осуществляет в школе санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия, содействующие укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей, успешному их обучению и воспитанию. План и график работы школьного врача согласуется с директором школы и утверждается главным врачом поликлиники. Все школьники один раз в году проходят медицинский осмотр с антропометрическими измерениями, флюорографией, проверкой остроты зрения, слуха, состояния зубов. Все данные осмотра, анамнез и рекомендации по оздоровлению заносятся в индивидуальную карту школьника. Совместно с преподавателем физической культуры врач распределяет школьников по группам для занятия физической культурой, производит отбор в группы корригирующей гимнастики, контролирует проведение физических упражнений. Школьный врач организует осмотр больных учеников консультантами-специалистами, оказывает первую помощь учащимся, заболевшим в школе, берет на диспансерный учет детей, больных ревматизмом, туберкулезом, реконвалесцентов, длительно и часто болеющих и др. и проводит их лечение. Для предупреждения инфекционных заболеваний среди школьников в установленные сроки проводят профилактические прививки (против оспы, дифтерии, туберкулеза, полиомиелита), выявляют инфекционных больных, контактных с ними. Детские поликлиники совместно с санэпидемстанциями проводят противоэпидемическую работу в школе. Медперсонал школы осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим содержанием помещений школы, работой учащихся в мастерских, питанием учеников, проводит санитарно-просветительную работу с учащимися, педагогами, родителями. В детских поликлиниках организованы так называемые профконсультации, где учащимся рекомендуют ту или иную форму производственного обучения в зависимости от состояния их здоровья. Школьный врач осуществляет медицинское наблюдение за находящимися в группах продленного дня учениками 1-4-х классов, контролирует питание в этих группах.

Детские поликлиники проводят работу по организации и проведению летней оздоровительной работы среди детей; осматривают детей, направляемых в пионерские лагеря, организуют медицинское наблюдение за детьми, находящимися в пионерских лагерях, принимают меры по предупреждению заноса инфекционных заболеваний в оздоровительные учреждения и распространения их.

Врачи детских поликлиник осуществляют медицинский осмотр детей, направляемых в школы-интернаты. Медицинское наблюдение за школьниками школ-интернатов возложено на врачей, находящихся в штатах этих школ. Врачи и медсестры, работающие в детских садах, находятся в штатах детских поликлиник или детских отделений при поликлиниках для взрослых. Свою работу медперсонал проводит в тесном контакте с участковыми врачами и специалистами поликлиник. Работа медперсонала детских садов направлена на создание необходимых условий для правильного психофизического развития детей, внедрение физического воспитания, предупреждение заболеваемости среди них, привитие гигиенических навыков, предупреждение инфекционных
заболеваний и т. д. (см. Детский сад). С 1959 г. началось объединение детских яслей и садов в единое дошкольное учреждение - ясли-сад, в котором содержатся дети от 2 месяцев до 7 лет. Эти учреждения находятся в ведении органов народного образования, организация их проводится согласно положению о работе яслей-садов, утвержденному Министерством просвещения. В яслях-садах обеспечивается преемственность в обслуживании и воспитании детей разных возрастов. При такой системе улучшаются и бытовые условия семьи, поскольку родителям, имеющим 2 и более детей, предоставляется возможность воспитывать в одном учреждении детей и ясельного, и дошкольного возраста.

Вся научно-исследовательская работа но вопросам охраны здоровья детей и подростков сосредоточена в научно-исследовательских институтах педиатрии, гигиены детей и подростков, школьной гигиены, где изучаются режимы учащихся общеобразовательных школ, распорядок дня, физическое воспитание, состояние здоровья, физическое развитие, разрабатываются различные нормативы, санитарно-гигиенические требования к различного типа детским учреждениям (школы, школы-интернаты, детские сады, пионерские лагеря и т. д.).

Экзаменационные вопросы

для цикла

"Охрана здоровья детей и подростков"

I. Система и политика здравоохранения в Российской Федерации .

1. Основы законодательства в здравоохранении. Основы медицинского страхования. Принципы и виды медицинского страхования.

2. Федеральные и региональные целевые программы в области охраны здоровья.

3. Организация, содержание, планирование и учет работы фельдшера школы. Основная медицинская документация в соответствии с установленными формами.

4. Функциональные обязанности фельдшера школы, ССУЗ, подросткового кабинета.

5. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Роль, задачи, принципы первичной медико-санитарной помощи.

6. Роль санитарного просвещения в охране здоровья школьников и подростков. Пропаганда здорового образа жизни. Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании.

7. Медицинская этика и деонтология в работе фельдшера школы, подросткового кабинета, ССУЗа.

II. Валеология детей и подростков .

8. Физическое и половое развитие подростков. Функциональные особенности органов и систем подростка. Акцелерация, ретардация роста и развития.

9. Возрастная периодизация детей и подростков. Основные закономерности их роста и развития.

10. Физическое развитие и факторы его определяющие. Современные методы оценки физического развития. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, обуславливающих особенности их поведения и способность к обучению.

11. Психофизиологические особенности детей старшего возраста и подростков.

12. Физическое воспитание и медицинский контроль за его проведением.

13. Принципы физического воспитания. Основные средства и формы физического воспитания.

14. Показания к распределению учащихся на физкультурные группы. Медико-педагогический контроль за занятиями физической культурой и спортом.

15. Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Виды вакцинальных препаратов. Активный и пассивный иммунитет. Календарь профилактических прививок для детей школьного возраста. Показания и противопоказания к вакцинации.

16. Приказы, нормативные документы по прививочной работе. Основные положения по организации и проведению прививок.

17. Принципы составления плана прививок. Оценка годности сывороток и вакцин. Принцип "холодовой цепи". Местные постпрививочные реакции. Общие постпрививочные реакции.

18. Наркомания и токсикомания – комплексные медико-социальные проблемы. Причины развития наркомании, токсикомании. Эпидемиология наркомании и токсикомании. Единая конвенция о наркотических средствах.

19. Формы наркоманий. Признаки наркотического опьянения, абстинентного синдрома. Лечение наркоманий и токсикоманий. Профилактика. Работа фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ, подросткового кабинета по выявлению лиц, склонных к злоупотреблению наркотическими и токсикоманическими средствами.

III. Заболевания в школьном и подростковом периоде .

20. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми. Комплексная оценка состояния здоровья учащихся.

21. Новые принципы организации углубленных медицинских осмотров учащихся, скрининг-программа, ее содержание. Роль среднего медицинского персонала в ее реализации.

22. Неревматические заболевания сердца и сосудов. Вегето-сосудистые дистонии. Врожденные пороки сердца. Распространенность, причины, методы диагностики, клиника, принципы лечения. Профилактические прививки. Диспансеризация. Физкультурная группа, вопросы профессиональной ориентации.

23. Ревматизм. Этиология, патогенез, основные клинические проявления, принципы лечения. Профилактика. Диспансеризация. Профилактические прививки. Допуск к занятиям физкультурой и спортом. Вопросы профессиональной ориентации.

24. Неспецифические заболевания органов дыхания (бронхит , пневмония). Распространенность, этиология, патогенез, методы диагностики, основные клинические проявления. Лечение и реабилитация, диспансерное наблюдение, профилактические прививки.

25. Неинфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвенная болезнь, ДЖВП). Распространенность, методы диагностики, клиника, лечение и реабилитация. Диспансерное наблюдение, возможность допуска к занятиям физкультурой и спортом, профилактические прививки, вопросы профессиональной ориентации.

26. Пиелонефрит, гломерулонефрит. Распространенность, патогенез, клиника, методы диагностики, лечение и реабилитация. Диспансерное наблюдение, профилактические прививки, допуск к физкультуре, профессиональная ориентация.

27. Заболевания кожи и венерические болезни (сифилис, гонорея, чесотка, дерматомикозы). Распространенность, методы диагностики, клиника, лечение, диспансерное наблюдение. Профилактика кожных и венерических заболеваний среди детей школьного и подросткового возраста.

28. Заболевания эндокринной системы (сахарный диабет, тиреотоксикоз, ожирение). Распространенность, методы диагностики, лечение, диспансерное наблюдение, допуск к физкультуре, профессиональная ориентация.

29. Заболевания нервной системы и психические отклонения. Распространенность, методы диагностики, лечение, диспансерное наблюдение. Профилактические прививки, допуск к физкультуре, профессиональная ориентация.

43. Оборудование и оснащение мест трудового обучения учащегося; организация рабочих мест, предупреждение травматизма.

44. Основы рационального питания детей и подростков.

45. Организация питания школьников. Задачи медицинского персонала в организации рационального питания школьников. Санитарные требования к транспортировке, хранению и кулинарной обработке пищи. Правила выдачи блюд питания детям.

46. Гигиеническая экспертиза продуктов и готовность пищи. Гигиенические требования к планировке пищеблока. Оборудование пищеблока, санитарные требования к качеству обработки тары, посуды, инвентаря, оборудования. Личная гигиена сотрудников пищеблока.

47. Пищевые отравления и их профилактика. Основные источники и пути передачи заражения пищи патогенными микробами.

48. Сеть летних оздоровительных учреждений для детей и подростков. Лагеря труда и отдыха, оздоровительно-спортивные, оздоровительные. Гигиенические требования к участку, площади, оборудованию помещений. Режимы дня, гигиенические требования к организации жизни и разнообразных видов деятельности детей в летних лагерях.

49. Гигиенические вопросы организации сезонных пионерских лагерей санаторного типа. Организация режима и лечебно-оздоровительной работы в них.

50. Гигиенические требования, предъявляемые к мебели в основных помещениях учреждений для детей и подростков. Основные принципы подбора мебели и способы ее маркировки.

51. Гигиенические требования, предъявляемые к микроклимату учебных помещений (температура, влажность , естественное и искусственное освещение).

V. Инфекционная безопасность и инфекционный контроль .

52. Профилактическая и противоэпидемическая работа фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ, подросткового кабинета.

53. Понятие о дезинфекции, дезинсекции, дератизации, стерилизации . Роль фельдшера в организации дезинфекционных мероприятий в очагах различных групп инфекций. Дезинфекция изделий медицинского назначения. Соблюдение карантинных мероприятий при выявлении лиц с инфекционными заболеваниями в соответствии с приказами.

54. Эпидемиологический процесс, структура, пути передачи инфекционных болезней.

55. Основные воздушно-капельные инфекции (корь, коклюш, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, менингит, тиф). Противоэпидемические мероприятия. Наблюдение в очаге за контактными. Сроки диспансерного наблюдения после инфекционных заболеваний.

56. Основные кишечные инфекции (дизентерия, вирусные гепатиты). Профилактика. Нормативные документы. Мероприятия в очаге.

57. ВИЧ-инфекция. История появления болезни. Возбудитель ВИЧ-инфекции, его свойства. Пути передачи. Симптомы болезни. Правила забора материалов, транспортировка и хранение сыворотки крови. Правила работы с больными ВИЧ-инфекцией. Профилактика. Меры профилактики ВИЧ-инфекции в медицинском учреждении . Основные регламентирующие приказы, инструкции.

58. Туберкулез. Этиология, эпидемиология. Клиника, наблюдение за реконвалесцентами. Специфическая и неспецифическая профилактика. Прогноз. Диспансерное наблюдение.

IV. Неотложная помощь. Медицина катастроф .

59. Определение понятий "чрезвычайная ситуация" и "катастрофа".

60. Служба медицины катастроф и ее задачи.

61. Обязанности медицинских работников при чрезвычайной ситуации.

62. Виды терминальных состояний.

63. Определение понятия "сердечно-легочная реанимация".

64. Методика сердечно-легочной реанимации.

Стандарт действий медицинской сестры при:

65. - термических и химических ожогах;

66. - отморожениях;

67. - поражениях электрическим током;

68. - утоплении;

69. - анафилактическом шоке;

71. - стенокардии, инфаркте миокарда;

72. - гипертоническом кризе;

73. - бронхиальной астме;

74. - гипо - и гипергликемической коме;

75. - острых отравлениях;

76. - сердечной астме и отеке легких;

77. - синдроме длительного сдавления;

78. - травмах черепа;

79. - травме грудной клетки;

80. - травме живота;

81. - травме позвоночника;

82. - травмах конечностей;

83. Правила наложения транспортных шин.

84. Виды кровотечений, способы временной остановки кровотечений.

85. Правила наложения артериального жгута.

Информация о проведении очно – заочного цикла повышения квалификации для средних медицинских работников. Тема: « Охрана здоровья детей и подростков. Оказание неотложной доврачебной медицинской помощи детям и подросткам».

ЧУ ДПО «Центр медико – гигиенического образования и услуг», лицензия на образовательную деятельность серия 65Л01 №0000087 от 01 февраля 2013 года, выданная Министерством образования Сахалинской области, доводит до Вашего сведения, что проводится очно – заочный цикл повышения квалификации для средних медицинских работников, занимающихся вопросами организации медицинского обслуживания детей и подростков (медицинские сёстры, фельдшера, фельдшера ФАП, ДОУ, СОШ, поликлиник и др.). Тема особенно актуальна для медицинских работников, принимающих участие в летней оздоровительной компании для детей и подростков.

Тема: «Охрана здоровья детей и подростков. Оказание неотложной доврачебной медицинской помощи детям и подросткам».

В программу цикла включены следующие блоки вопросов:

1. Законодательная база вопросов охраны здоровья детей и подростков.

2.Нормативно – правовое регулирование обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия в сфере образовательной деятельности. Организация медицинской деятельности в ДОУ.

3. Алгоритмы оказания помощи :

Алгоритмы оказания помощи при укусах насекомых.

Алгоритмы оказания помощи при укусах змей.

Алгоритмы оказания помощи при укусах животных.

Алгоритмы оказания помощи при травмах (политравмах).

Алгоритмы оказания помощи при тепловом ударе, ожогах, отморожениях.

Алгоритмы оказания помощи при нарушениях дыхательной системы (остановка дыхания, отек Квинке, утопление).

Алгоритмы оказания помощи при нарушениях сердечно – сосудистой системы.

4. Алгоритмы действия при нарушениях эндокринной системы(диабет: гипергликемия, гипогликемия).

Охрана детских садов – специфический вид физической охраны, который предъявляет исполнителю и заказчику ряд требований. Это касается специальных знаний, опыта, оборудования территории.

Почему нужна охрана в ДОУ?

Организация работы с детьми в дошкольных общеобразовательных учреждениях (далее – ДОУ) подразумевает не только обеспечение воспитательного и учебного процесса, питания, режима, но и безопасности детей. Относиться к этому формально не стоит, иначе жизнь и здоровье детей может оказаться в опасности.

Вот лишь некоторые виды угроз, с которыми могут столкнуться дети, находясь в ДОУ:

  1. Похищение с целью выкупа или по другим мотивам.
  2. Появление на территории посторонних людей, которые могут нанести физическую или психологическую травму детям.
  3. Нежелательные контакты с бродячими животными.

По данным правоохранительных органов, ежегодно пропадает 15–18 тыс. детей. Каждого пятого ребенка из этого числа не находят или находят мертвым – это 3–3,5 тыс. ежегодно или в среднем 100 детей ежедневно. Но даже пребывание некоторое время без присмотра взрослых в кругу незнакомых людей с враждебными намерениями или асоциальным поведением негативно сказывается на психике ребенка.

В последнем случае похищение необязательно. Достаточно группе пьяных лиц зайти на территорию детского сада, начать скандалить, хамить на замечания воспитателей. Это сильно врежется в память детей, наблюдающих за поведением взрослых дядей и теть необычной внешности и поведения.

Немало хлопот доставит агрессивное животное, которое забежит на территорию ДОУ.

Агрессия нанесет вред здоровью, психике малышей. Правильное поведение сотрудника агентства – это не только защита имущества детского сада, но охрана здоровья детей в детском саду.

Что можно предупредить?

Наличие охранника на территории детского сада позволяет в 99% предупредить эти негативные моменты:

  1. Осложняет процесс похищения, заставляет злоумышленников отказаться от намерений.
  2. Заставит пьяную группу искать беседку для отдыха в другом месте.
  3. Забежавшая собака покинет территорию из-за одного треска электрошокера, которым экипирован сотрудник частного охранного предприятия (ЧОП).

Для противостояния киднеппингу территорию ДОУ нужно оборудовать видеокамерами, охранными системами. Как правило, организаторы преступления хорошо мотивированы, вид охранника их не заставит отказаться от намерений. Но сочетание с охранными системами, регулярно проезжающей мобильной группой охранного агентства может изменить планы преступников, а при возникновении опасной ситуации – предупредить ее развитие.

Особенности охраны детских садов

Основное отличие охраны ДОУ от других объектов – наличие детей. Это обязывает ЧОП подбирать сотрудников, которые:

  1. Имеют навыки правильного общения с детьми дошкольного возраста, понимают их психологию.
  2. Могут обнаружить угрозу задолго до наступления критического момента.
  3. Имеют приятный внешний вид, который не пугает детей.

Охранник постоянно находится на территории детского сада, контактирует с детьми, педагогическим коллективом. Важно, чтобы своим видом, словом и поведением он не напугал, не обидел малышей. Иначе это может стать одной из причин, по которой ребенок будет отказываться посещать свою группу.

В задачу ЧОП входит тщательный отбор сотрудников для ДОУ, их тщательная проверка, подготовка, экипировка и инструктаж. В свою очередь, руководство детским садом обязано заранее, до заключения договора на охрану:

  1. Обговорить все требования, которые предъявляются к охраннику и предприятию.
  2. Внести эти требования в пункты соглашения.

В дальнейшем заведующий или директор ДОУ осуществляет регулярный контроль над выполнением ЧОП пунктов договора, немедленно обращает внимание на недостатки в организации охранной службы.


Организация

Сотрудник ЧОП, который периодически совершает обход территории, – это вершина айсберга. Охрана детских садов представляет собой комплекс мероприятий, перечень которых зависит от предпочтений, пожеланий руководства детского сада и родителей. На последних ляжет обязанность оплачивать услуги ЧОП.

Нередко, с целью экономии, родители отказываются от установки видеооборудования либо экономят на его качестве. Так поступать нельзя, потому что техническое обеспечение:

  1. Значительно повышает безопасность детей ДОУ.
  2. Повышает эффективность расследований неприемлемого поведения педагогического коллектива.

Наличие видеокамер заставляет злоумышленников искать объект менее защищенный. При жалобе ребенка на действия воспитателя или няни его слова можно проверить через записи на видеокамерах. Заведующий ДОУ и родители могут своевременно сделать организационные выводы.

Камеры видеонаблюдения устанавливаются как по периметру территории, так и внутри помещений. Слежение за ними может быть круглосуточным или в какой-то установленный промежуток времени. Например, днем осуществляется наблюдение за частью территории и за помещениями внутри, а ночью – только за периметром.

Дополнительное техническое оснащение

Кроме видеонаблюдения устанавливаются:

  1. Системы оповещения, действующие в автоматизированном режиме.
  2. Противопожарные датчики, системы.

Сотрудник охраны может находиться только в дневное время или круглосуточно. Все зависит от криминогенной обстановки, наличия ценного оборудования в ДОУ, предпочтений заведующего с родителями.


Желательно организовать пропускной пункт, который позволяет контролировать входящих и выходящих. По периметру ДОУ необходимо установить или починить забор, который предупредит:

  1. Несанкционированное попадание на территорию посторонних лиц.
  2. Убегание детей с ДОУ.

Договор и инструкция

К выбору и составлению соглашения с ЧОП на предоставление услуг охраны нужно подходить ответственно. Руководство охранных предприятий специально предоставляет типовой договор, который максимально снимает с него ответственность. Результат – при возникновении нештатной ситуации, в случае воровства или другого чрезвычайного происшествия добиться от ЧОП возмещения причиненного ущерба не получится.

Чтобы этого не произошло, необходимо четко прописывать в договоре:

  • · объект охраны;
  • · обязанности и ответственность сотрудника агентства;
  • · в каких случаях она наступает;
  • · требования к посетителям ДОУ;
  • · режим работы;
  • · порядок урегулирования споров.
  1. Разъяснения, как лучше записать отдельные пункты соглашения.
  2. Образец договора, который направлен на защиту интересов руководства, персонала и воспитанников детского сада.

В самом договоре может прописываться инструкция по охране детского сада. Но она может идти отдельным приложением к основному договору. В ней прописывается:

  1. Права и обязанности охранника.
  2. Правила ведения служебной документации.
  3. Порядок действий при возникновении нештатной ситуации, задержании нарушителей.
  4. Личная ответственность сотрудника ЧОП.

Одно или несколько охранных агентств

На предоставление услуг технической охраны можно заключить дополнительное соглашение, включить эти пункты в основной договор или прописать отдельно в дополнении к нему. Лучше всего разделять каждый документ – это позволяет гибко реагировать на любые изменения.

Например, качественная техническая охрана с мобильной группой предоставляется более серьезными агентствами. Но у более мелких фирм стоимость физической охраны ниже, а вот техническое обеспечение они не предоставляют либо оно некачественное.

Поэтому лучше разделять, заключая договор на техническое обеспечение и мобильную группу с крупными ЧОП, а физическую охрану заказывать у небольших агентств. Это позволит оптимизировать расходы при высоком качестве предоставляемых услуг.

Охрана детских садов – это не роскошь, а необходимость, которая позволяет родителям малышей защитить их от разных неприятностей. Стоимость одного поста физической охраны составляет, в зависимости от региона, от 40 до 70 тыс. рублей. Если в ДОУ около 100 детей, родителям эти услуги обойдутся по 400-700 рублей в месяц. А это не высокая цена за безопасность детей.