Семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов способствующая просвещению и укреплению семейных ценностей. Семейная гостинная материал на тему Что такое семейная гостиная

Семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов способствующая просвещению и укреплению семейных ценностей .

Педагог-психолог,

воспитатели,

музыкальный руководитель,

старший воспитатель Н. П Озерина,

МОУ детский сад № 000

Команда педагогов хотела бы представить опыт работы с родителями в форме семейной гостиной, где дети, родители, педагоги являются активными участниками встречи, создателями единого воспитывающего, эмоционально благополучного образовательного пространства для развития гармоничной личности ребенка.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

К сожалению не все родители осознают это предназначение, не обладают достаточными знаниями и навыками эффективного взаимодействия с детьми. Семья в наше время становится нестабильной, конфликтной, разрушается культура семьи, теряются навыки материнского и родительского поведения. Педагоги, сталкиваясь с проблемами ребенка, понимают, что за ним стоит его семья и вместе они составляют единое целое. И чтобы помочь нужно входить в контакт с этим сложным организмом и влиять на него. Как это осуществить в современных условиях общественного воспитания, учитывая особенности современной семьи?

В течение веков в России общество вырабатывало систему воспитания и обучения детей, подростков, молодежи. Она должна была обеспечить передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью неписанной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, семьи; предполагалось также привить умение правильно использовать досуг. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.


Именно поэтому педагоги в наше время ищут новые подходы и методы использования национальных ценностей народной педагогики

Одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ является возрождение семейно-родовых ценностей, традиций и культуры родного края. Мы ставим для себя задачу выбрать и представить то, что составляет непреходящую ценность, что сохранилось, считалось важным, что предавалось будущим поколениям вопреки реальным будням. Мы обращаемся к золотому фонду культуры, к кладезю мудрости, опыта, хранителю национального сознания.

В сложившейся системе работы ДОУ используются разнообразные формы взаимодействия детей, педагогов и родителей – это семейные календари, газеты, выставки поделок, проекты, родительские клубы, викторины, гимнастика с мамами, эстафеты. В последние годы популярными стали семейные гостиные, в которых участвуют все – дети, их родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, творческая команда детского сада.

Семейная гостиная - это альтернатива родительскому собранию, в которой психолого-педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников, самих воспитанников и педагогов.

Цели и задачи семейной гостиной:

Просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста в лучших традициях русской культуры и современной психолого-педагогической практики.

· Информирование родителей о закономерностях развития детей дошкольного возраста, об эффективных стратегиях внутрисемейных отношений.

· Содействие развитию творческого взаимодействия детей и взрослых, в процессе подготовки и проведения семейной гостиной.


· Получение опыта позитивного, интересного общения детей, родителей, педагогов.

· Презентация опыта семейного воспитания в организации досугов, сохранения истории семьи, продолжения семейных традиций.

· Актуализация воспитательного потенциала семьи через совместную деятельность.

Семейная гостиная дети-родители-педагоги решает 3 важные функции:

1.Познавательная функция. Получение знаний становится инициативой

самого человека, упор делается на самообразование.

2. Коммуникативная функция - это общение. Доброжелательная среда формирует добровольные, открытые, эмпатийные взаимоотношения .

3. Преобразовательная функция - это творческий подход в решении проблемы.

Мы разработали содержание 5-ти семейных гостиных, в которых мы основываемся на опыт традиционного русского воспитания и на теорию и практику современно и психологии:

1) «Играйте вместе с нами: семейный театр!»

2) «Как мы трудимся: посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер!»

3) «Наши самые родные: посвящение семье!»

4) «Любимым мамам и бабушкам: хранительницы семейного очага!»

5) «Мужчины моей семьи: русские богатыри!»

Структура встреча в семейной гостиной:

l Встреча-вступление

l Выступления родителей и детей с опытом семейного воспитания (театр, песня, стихи, газета, мультимедийная презентация, видеоролик).

l Совместная деятельность детей и взрослых.

l Ритуал расставания, совместная фотография

Семейная гостиная способствует взаимопроникновению и взаимовлиянию образовательного пространства ДОУ и семьи, созданию оптимально-благополучных условий для воспитания и развития личности ребёнка. В качестве критерий оценки успешности встреч в семейной гостиной для нас стали позитивные изменения во взаимоотношениях родителей с детьми: понимание и доброжелательность; интерес родителей к совместному творчеству в семье и детском саду; инициативность, находчивость и фантазия детей и родителей в подготовке к встрече; активное участие в семейной гостиной.

Команда детского сада находится в постоянном поиске форм работы с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества, включения родителей в воспитательно-образовательный процесс. На протяжении ряда лет мы сотрудничаем с в рамках программы «Воспитание маленького волжанина», образовательной программы для родителей «Мудрая мама» и одной из самых привлекательных сторон этого сотрудничества - возможность принципиального изменения взаимоотношений детского сада и семьи. Мы понимаем, что путь этот труден и не все всегда получается, но радостно осознавать, что преодолеваем эти трудности мы вместе, с семьями наших воспитанников, и сейчас нам есть чем гордиться.

Мы не останавливаемся на достигнутом, мы стремимся и делаем многое для взаимного обогащения друг друга всем самым лучшим, ценным в воспитании и развитии наших детей. И в этом поиске мы не одни, с нами мамы, папы, бабушки, дедушки наших воспитанников, мы – семья.

Родительский клуб как форма взаимодействия с семьей в ДОУ

Многие годы воспитание в нашей стране из семейного превращалось в преимущественно общественное. Однако в настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Необходимость работы с родителями диктуется не столько потребностью помощи детскому саду со стороны пап и мам, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка.
Родители сейчас, не смотря на обилие информации, а может и вопреки ей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Им необходимы точные, однозначные ответы на вопросы о развитии своих малышей, о том, как с ними взаимодействовать, что читать, о чем говорить, как себя вести в сложных ситуациях.

Консультации необходимы родителям всех социальных групп. Даже если никаких особых проблем во взаимодействии с ребенком у родителей нет, им хочется узнать что-то новое о своем чаде, научиться чему-то новому, послушать других родителей и педагогов. Родителям не нужны долгие лекции, сложные научные выкладки, им интересно познакомиться с основными этапами развития самооценки и саморегуляции, психических процессов, разных структур личности ребенка; знать, какими способами можно развивать своего малыша, как помочь ему в общении с другими детьми, обучении и личностном росте.

Некоторые из родителей, приводя ребенка в группу детского сада, проявляют интерес к вопросам воспитания, но при этом в каждом конкретном случае педагогического взаимодействия оказываются в растерянности и затрудняются сделать необходимый выбор.

Именно поэтому в нашем детском саду созданы клубы «Ступеньки роста» и «Школа родительской мудрости»» для родителей воспитанников.

Клуб создает условия для организации регулярных содержательных встреч, поэтому каждое занятие клуба обозначено определенной темой с согласия участников и в соответствии с имеющейся программой

Клубная форма взаимодействия обеспечивает преемственность и непрерывность во встречах педагогов, психологов, родителей.

При наличии развитых форм клубной работы встречи в клубе могут проводиться в форме дискуссий, тренингов, развивающих игр и пр. В клубе руководитель выступает в качестве организатора и эксперта, находясь на втором плане обсуждений. Обмен родительским (педагогическим) опытом – главное и основное, что организуется в наших Клубах.

Для удовлетворения потребностей родителей в психолого-педагогических знаниях в настоящее время лекционная форма работы перестала себя оправдывать. Это можно объяснить тем, что лекционная информация воспринимается современными родителями как давление со стороны педагогов. При этом известно, что в процессе пассивного слушания усваивается только 10-20% информации, да и мотивация участников снижается, поскольку, как правило, лектором не учитывается жизненный опыт участников и их личный запрос к специалисту.

Главным условием нашей работы с родителями стало сотрудничество, а средством - общение, несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми.

Но методы общения и взаимодействия были выбраны активные:

лекция - диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;

дискуссия – “круглый стол”, совместное обсуждение какой-либо проблемы;

психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т.д.);

диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания).

На встречах с родителями для усиления их эффективности мы используем анкеты, рисуночные пробы, цветодиагностика и многое другое.

Основные этапы работы по организации клубов в учреждении :

1.Теоретический- Изучение опыта работы клубов для родителей социально-психологической направленности в городе и регионе,

2.Подготовительный

2.1 Работа специалистов ДОУ

Мотивационный семинар по вопросу организации родительского клуба

Поиск эффективных форм работы с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания детей; развитие отношений взаимопонимания и сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями

2.2 Работа с родителями

Мотивационные встречи с родителями в группах ДОУ

Проведение тематических встреч с родителями, изучение их мнения о целесообразности организации в ДОУ клуба для родителей

3. Организационно-методический

Создание творческой группы по руководству Клубом.

Разработка положения о Клубе.

Разработка тематического плана работы

4. Теоретико-практический (апробирование деятельности родительского клуба)

Разработка сценариев тематических встреч

Проведение тематических встреч с родителями дошкольников

Анализ предварительных результатов

5. Научно-методический

Анализ результатов проведения родительского клуба в ДОУ

Описание этапов работы

Обобщение опыта работы

Основные функции групповой работы :

Коммуникативная – создание и сплочение родительского коллектива как субъекта педагогической деятельности.

Личностно-ориентированная - раскрытие родительского и педагогического потенциала участников.

Содержательная - решение проблем, возникающих в межличностных детско-родительских отношениях.

Инструментальная - выработка у родителей умений и навыков анализа, саморефлексии.
В начале каждого года мы проводим анкетирование родителей по вопросу работы клуба. Это позволяет выявить наиболее интересные темы для обсуждения, время заседаний, ожидания родителей от работы Клуба.

72% родителей желают посещать заседания Клуба. Основными условиями, которые необходимы для этого, были названы: вечернее время проведения – 46%, наличие свободного времени – 35%, интересные темы – 9%.

Наиболее интересными формами проведения заседаний были выбраны: обсуждение – 42%, дискуссия – 20%, круглый стол – 14%.

Также родители указывают темы, которые были бы им интересны, исходя из этих запросов и были выбраны темы для заседаний Клуба.

Во время наших заседаний мы пришли к следующим выводам о том, как повысить эффективность групповой работы:

1. Ориентироваться на интеллектуальные и эмоциональные ресурсы родителей.

2. Учитывать предпочтения и пожелания участников.

3. Выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решений.

4. Обсуждаемая проблема должна приниматься и осознаваться участниками.
5. Оказывать помощь друг другу в решении проблем детей.

4. Формат свободного общения, вопросов и ответов, обмена мнениями позволяет не учить родителей педагогике и психологии, а дать им возможность самим придти к разрешению своих сомнений.

5. Темы для обсуждения выбираются из предложенных самими родителями, таким образом, в рамках Клуба реализуется социальный заказ.

Правила взаимодействия участников Клуба:

1. Уважение мнения каждого участника.

2. Активная работа всех членов Клуба

3. Краткое, четкое формулирование своего мнения о проблеме.

4. Обсуждение ПРОБЛЕМЫ, а НЕ личности!!!

5. Взаимная помощь и поддержка.

6. Говорим только от себя и за себя.

7. Помогаем друг другу становиться мудрее и увереннее в роли родителей.

Правильно организованные встречи специалистов детского сада с родителями помогают позитивному общению, способствуют выработке единой стратегии воспитания детей той или иной возрастной группы, анализу и коррекции поведения детей.

Педагог-психолог 1 кв. категории Коковина А.А.

Конференция: Современные педагогические технологии

Организация: МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие»

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Семья – это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека, где осуществляется первичная социализация ребенка, становление его как личности, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. Однако рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обуславливает значительные изменения в жизни самой семьи и ее функционирования. Такая семья чаще всего попадает в изоляцию, испытывает недостаток знаний в воспитании и развитии особого ребенка.

На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач становится поиск вариативных способов организации образовательной деятельности детей с ОВЗ и созданием условий для участия родителей в образовательной деятельности, обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Помимо специализированных образовательных учреждений, в состав уже действующих ДОУ вводятся новые формы дошкольного образования для детей с разными стартовыми возможностями. Для детей, которые по каким - либо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, создаются центры игровой поддержки развития (ЦИПР), консультативные пункты, группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», службы ранней помощи, деятельность которых направлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Одним из таких вариативных форм оказания помощи детям и их семьям является лекотека. Лекотека - это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Здесь родители – полноправные участники воспитательно – образовательного процесса: ониполучают полную информацию о перспективах развития ребёнка, принимают участие при обсуждении индивидуально-ориентированной программы, вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком, обучаются приёмам формирования в семье психолого - педагогических условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

Учитывая тот факт, что лекотеку посещают дети разного возраста и с разными образовательными потребностями (с нарушениями опорно – двигательного аппарат, зрения, интеллектуальной сферы и т.д.), учителю – дефектологу очень сложно организовать качественную и направленную работу с каждым родителем.

Применение традиционных форм работы с родителями в условиях лекотеки затрудняется и тем, что у специалиста много времени уходит на работу с каждым ребенком и применение только консультаций, устных форм работы недостаточно удовлетворяют запросам родителей. Но, в то же время, учитывая тот факт, что в лекотеке дети постоянно находятся с родителями, у учителя – дефектолога есть большие возможности использовать это для их непосредственного участия в работе с детьми.

С целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки нами была разработана программа, где встречи с родителями проходили в форме «Семейных гостиных».

« Семейная гостиная» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, их сплочению, передаче опыта в воспитании детей, укреплению института семьи.

Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика встреч варьируется в зависимости от запроса родителей. Каждый родитель имеет возможность высказать свои пожелания, предложения, касающиеся организации и содержания работы. Такое сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Программа делится на 3 этапа: подготовительный, основной и этап закрепления (заключительный). Основными задачами программы по взаимодействию с семьей являются:

  1. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи, воспитывающих детей с ОВЗ и повышение педагогической грамотности родителей.
  2. Гармонизация детско – родительских отношений, развитие продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.
  3. Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.
  4. Повышение потенциала взаимного доверия между образовательной организацией и семьей.
  5. Актуализация в сознании родителей о ценности дошкольного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.

Сотрудничество учителя - дефектолога, родителя и ребенка с особыми образовательными потребностями по программе предполагает работу участников воспитательно – образовательного процесса по схемам «педагог - родитель», «педагог – ребенок - родитель» и «родитель – ребенок».

Содержание работы по схеме «педагог – родитель» направлен на оказание специалистами консультативной помощи семьям детей с ОВЗ. Эта работа носит как индивидуальный (когда педагог консультирует родителя по результатам диагностического обследования ребенка, особенностей его развития, заполняет тетради для домашних заданий) или групповой характер (родительские собрания, групповые консультации, тренинги, семинары и т.д.).

Кроме этого, консультационный материал для родителей был в устной (семинары, консультации, деловые игры и т.п.) и в письменной форме (буклеты, памятки, рекомендации, выставка специальной литературы и т.п.).

Педагогическое сопровождение семьи по схеме «педагог - родитель – ребенок» осуществлялось в ходе совместной игровой деятельности педагога иребенка и непосредственно образовательной деятельности, где родитель являлся непосредственным участником образовательного процесса.

Вся программа состоит из встреч в «Семейной гостиной», которые проводятся в течение 10-ти недель. Встречи проходили 2 – 3 раза в неделю. Продолжительность встреч составляло от 30 минут до 1 часа. Увеличение времени происходило за счет включения в «Семейную гостиную» самостоятельной игровой деятельности детей, а также педагогов и родителей с детьми. Необходимо отметить, что учитывая неоднородность группы по видам нарушения и возрасту детей, при реализации этой программы предполагалось активное сотрудничество учителя-дефектолога, педагога – психолога и воспитателя группы при организации «Семейных гостиных»

Участие в работе «Семейной гостиной» помогает родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей, и у детей. Появляется желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону. Повышается психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию равноправных и равноответственных партнёров.

Таким образом, учитывая один из важных аспектов требований ФГОС ДО о необходимости создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, мы предполагаем, что в условиях лекотеки наиболее продуктивной и информативной будет организация работы с родителями в форме «Семейной гостиной».

Список литературы

  1. Закрепина А. В. Психолого – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С.94 – 101.
  2. Марченко Т. М. Детско – родительские группы как одна из форм психологической помощи семье, воспитывающей детей с нарушениями в речи // Дефектология. – 2014. - № 1. – С. 45 – 52.
  3. Павлова Н. Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 3. - С. 42 - 47.
  4. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2005. - № 1 – С.3 – 10.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 28 февраля 2014 года №08-249.
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Рубцова Анна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР -д/с №108"
Населённый пункт: г.Сыктывкар, Республика коми
Наименование материала: статья
Тема: "Семейная гостиная -как эффективная форма работы с родителями"
Дата публикации: 28.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Статья из опыта работы по взаимодействию с семьями по теме

«Семейная гостиная» - новая и эффективная форма работы с родителями

в МАДОУ в рамках проведения тематических недель и проектов.

Новая и эффективная форма работы

с родителями в МАДОУ - «Семейная

гостиная»

совместная

взаимодействия

музыкального

руководителя Романовой Натальи Владимировны, воспитателя Рубцовой Анны

Васильевны,

родителей группы № 11

в рамках проведения тематических

недель и проектов.

Семейная

го с т и н а я

возможно сть

родителя м

н ау ч и т ь с я

взаимодействовать

ребенком

музыкально-художественной

деятельности,

совместную

музыкально-театрализованную

деятельность понять его чувства и переживания, увидеть достижения своего

продемонстрировать

творческие

способности

р од и т е л е й

музыкально-художественной деятельности.

проводимые

форме музыкальных

праздников,

позволяют

организовывать

равноправное

родителей

музыкально-

художественной,

театральной

деятельности.

р е з ул ьт а т е

т а к о г о

взаимодействия

родителями

происходят

положительные

изменения

отношениях.

Детско-родительские

отношения

приобретают

конструктивный характер. Это особенно важный результат работы семейной

гостиной.

Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены

привлеченные

специалисты

(педагог-психолог,

медицинские

работники,

изодеятельности

встречам

семейной гостиной готовятся все участники: педагоги, дети и родители.

Положительный

эмоциональный

удовлетворения от совместной музыкально-художественной деятельности

помогают создать музыкальные игры с детьми и родителями, выступления

родителями

родителей

выставки

детского

творчества, музыкальное оформление. Но главное – это общий настрой всех

участников.

Итоговые мероприятия, проведенные в рамках работы семейной гостиной:

«День Матери» (ноябрь, 2015)

праздника

«Воспевание

женщины-матери,

женщины-рукодельницы, женщины-хранительницы семейного очага». В ходе

родители

удивляют

творческими талантами. Вок. ст. мал. «Домисолька» радовала своих мам

чудесными песнями, папы рисовали мамин портрет на воздушных шариках,

были выступления семейного дуэта «Вдохновения», а так же вок.гр.мам

«Берегиня».

«Рождественские встречи» (январь, 2016)

«Широкая масленица» (апрель, 2016)

Основная цель этих праздников – это возрождение забытых национальных

ценностей, погружение в истоки национальной культуры.

«Мамин день» (март, 2016)

концерта,

родители

порадовали

присутствующих

концертной программой, в которой принимали

участие не только дети и

родители, но и бабушки были активными участниками. Тепло и с восторгом

воспринимали зрители номер семейного вокального ансамбля «Элис».Свой

номер представила танцевальная группа мам «Сударушка». Дети с восторгом

и гордостью смотрели на своих замечательных мам в танце. Благодаря таким

мероприятиям дети и их родители погружаются в разные формы музыкально-

художественной деятельности.

Конкурс – шоу «Минута Славы» (май, 2016).

зрелищное

мероприятие

выявление

творческих

способностей

родителей

деятельности (танец, песня, чтение собственных стихов, различные виды

фигурное

тхэквондо,

художественная

гимнастика,

акробатика, а также иллюзионисты-фокусники). Эти способности надо было

представить через музыкально-художественную деятельность. Результатом

родитель

«Вечер поэзии» (октябрь, 2017).

Самым эмоциональным и трогательным стал «Вечер поэзии» - основной

которого

проявление

родителями

литературного

творчества

музыкально-художественную

деятельность.

посвященные

танцевали

«Домисолька» дарила свой музыкальный подарок мамам – песня «Смешной

человечек»-солист

Лужецкий.

придуманы

муз.конкурсы

различные

Подарком

аппликация созданная детьми «Птица счастья».

семейной

гостиной

признание

стороны детей, родителей, педагогов МАДОУ.

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи.

Мастер-класс для педагогов «Родительская гостиная»

Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.
Описание: В статье представлен опыт работы с родителями в форме родительской гостиной, где педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится совместная детско-родительская творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ по теме гостиной. Данный материал будет полезен всем, кто работает с детьми и кому необходимо взаимодействовать с родителями воспитанников.
Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Задачи:
1. Показать необходимость творческого взаимодействия педагогов с родителями.
2. Познакомить с формой взаимодействия с родителями в виде гостиной, показать ее отличительные особенности.
3. Познакомить педагогов с проведением родительской гостиной по теме «Развитие мелкой моторики».
4. Показать эффективность внедрения данной формы взаимодействия с родителями.
Оборудование:
1.Мультимедийная система.
2.Презентация 17 слайдов.
3. Цветы красной и желтой окраски по количеству педагогов.
4. Магнитофон с записью латышской польки, музыки Е.Макшанцевой «Разминка»
5. Кисточки по количеству детей.
6. Мягкая игрушка - медведь средней величины.
7. Круги из картона, пластилин, природный материал для украшения, влажные салфетки.
Ход мастер-класса.
Слайд 1. Обозначение темы.
Взаимодействие с родителями – важное направление профессиональной деятельности педагогов.
Слайд 2. Необходимость взаимодействия с семьей.
Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин:
1. Тесная эмоциональная связь ребенка с семьей и ее влияние на поведение ребенка.
2. Неизбежность совместных усилий родителей и педагогов при оказании помощи ребенку в его нормальном развитии или при возникновении проблем.
3. Признание родителями полезности пребывания ребенка в образовательной организации для его общего развития и признание педагогами важности родительской компетентности в воспитании ребенка.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в образовательной организации будут напрасными.
Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Для этого педагоги должны расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Слайд 3. Родительская гостиная.

Педагоги нашего детского сада используют разнообразные формы взаимодействия с родителями. Наиболее эффективной, на наш взгляд, выбрана “Родительская гостиная”.
«Родительские гостиные» - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком.
На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ.
Слайд 4. Отличительная особенность родительских гостиных.
Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Подготовка каждой семьи к встрече.
Родители делятся своим опытом решения проблем воспитания.
Согласование единых принципов в воспитании между педагогами и родителями.

Слайд 5. Цель данной формы работы: добиться высокого уровня взаимодействия детского сада и семьи путем активного участия родителей в педагогическом процессе.
Слайд 6. Задачи.
- Организовать консультации специалистов, просвещение родителей в области педагогики и психологии;
- Изучить и распространить семейный опыт в воспитании детей;
- Информировать родителей о жизни детей в группе;
- Формировать позицию “любящего взрослого”;
- Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.
Слайд 7. Темы творческих гостиных.
Исходной предпосылкой подбора тематики встреч в наших “Родительских гостиных”, является многолетний мониторинг родителей детского сада по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
Темы творческих гостиных на учебный год:
- Давайте познакомимся!
- В здоровом теле – здоровый дух!
- Развивающие игрушки
- Учимся красиво говорить
- Развитие мелкой моторики
- Фейерверк добродетелей (конференция с награждением)
Слайд 8. Участники гостиных.
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- инструктор по физкультуре;
- музыкальный руководитель;
- дети группы
- родители воспитанников;
- воспитатели группы.
Сейчас предлагаем разделиться на родителей и детей и поучаствовать в одной из гостиных «Развитие мелкой моторики». Для этого предлагаю каждому взять по одному цветку. Те, у кого окажутся желтые цветы будут детьми, а те, у кого красные – родителями.

Слайд 9. Родительская гостиная «Развитие мелкой моторики».
Цель: взаимодействие детского сада и семьи.
Задачи: расширить психолого-педагогические знания родителей об играх, упражнениях, развивающих мелкую моторику детей раннего возраста, создать благоприятные условия для развития позитивных эмоциональных отношений между родителями и детьми раннего возраста.
Слайд 10. Цитата В.А.Сухомлинского.
Сообщение «Что такое мелкая моторика».
Психолог: Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, зрительно-пространственное восприятие, зрительная и двигательная память, речь.
На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук, идет развитие речевой функции. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться хорошего уровня развития речи не удастся. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Слайд 11.Игры и пособия для развития мелкой моторики.
Обзор пособий и игр, развивающих мелкую моторику.
«Родители» - те, кто взял красный цветок, - передают друг другу какой-либо предмет для массажа рук и рассказывают, как дома со своим ребенком они развивают мелкую моторику. Затем воспитатель описывает наиболее интересные игры, которые есть в детском саду.


Слайд 12.Сюрпризный момент.

Приветственная песенка «Здравствуйте».
«Дети» - те, кто взял желтый цветок, выходят из музыкального зала, а затем заходят и подходят к «родителям». «Родители» вместе с «детьми» садятся на стулья, стоящие полукругом.
Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом. Я буду петь приветственную песенку "Здравствуйте" под музыку латышской польки, а вы повторяйте слова и движения за мной. Первый раз строчку я пою одна, а потом мы повторяем ее вместе.

Здравствуйте, глазки, глазки!
Здравствуйте, ушки, ушки!
Здравствуй, носик, носик!
Здравствуй, ротик, ротик!
Здравствуйте, ручки, ручки!
Здравствуйте, ножки, ножки!
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Все мы вместе потянулись
И друг другу улыбнулись!


Слайд 13. Подвижная игра «Птички».
Подвижная игра «Птички»
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем – превратимся в птичек. Покажите, как птички летают, клюют зернышки. Вдруг налетел злой ветер, закапал дождик «Тук-тук-тук». Прячьтесь, птички, в домик! (дети садятся на корточки, соединяют руки над головой). Дождик закончился, опять птички летают, зернышки клюют.
Когда я скажу: «Бегите к маме, папе!», «дети» побегут к «взрослым» (игра повторяется 2-3 раза).


Слайд 14. Значение и виды массажа.

Сообщение о значении массажа.
Психолог: Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что массаж рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Регулярный массаж большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга и тонизирует весь организм. Указательного - активизирует деятельность желудка. Среднего - активизирует деятельность кишечника. Безымянного - нормализует функцию печени. Мизинца - стимулирует работу сердца.


Игровой массаж.
Воспитатель. Давайте выполним игровой массаж. Большим и указательным пальцами одной руки растирайте каждый палец руки ребенка. Растирайте и разминайте пальцы рук от кончиков пальцев и обратно.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
А теперь повторим массаж на другой руке.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Теперь под музыкальное сопровождение Е. Макшанцевой «Разминка» давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Родители, помогайте детям сделать пальчиковую гимнастику.
Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко. Легкие хлопки
Похлопаем в ладошки – очень хорошо! перед грудью. (2 раза)
Вращая кистями
И пальчики попляшут у маленьких ребят! медленно поднимают
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, обе руки вверх и
А девочки и мальчики все ровненько сидят. опускают их.
Тук-тук молотком - Стучат кулачками
Мы построим птичкам дом. друг о друга.
Тук-тук молотком -
Поселяйтесь птички в нем. (2 раза)
Бум-бум барабан! Стучат по коленкам
Что за шум и тарарам? указательными пальчиками.
Бум-бум барабан –
Просыпайтесь по утрам! (2 раза)
Ду-ду-ду, ду-ду-ду перебирают пальчиками
Вот какая дудка! обеих рук, имитируя игру
Ду-ду-ду, ду-ду-ду на дудочке
Вот какая дудка! (2 раза)
Поехали потихонечку, Медленно попеременно хлопают
Поехали потихонечку! ладошками по коленкам.
И быстренько, Быстро, весело хлопают по коленкам
И быстренько! (5-6 раз)
Игра с кисточкой.
Воспитатель: Возьмите по одной кисточке и делайте в соответствии со словами (дети сидят на коленях у родителей).
Вышла кисточка гулять, водим по ладошке ребенка, кисточкой
Стала пальчики считать затем по каждому пальчику
Раз, два, три, четыре, пять от основания к кончикам
Раз, два, три, четыре, пять загибаем пальчики, проводя кисточкой
по их тыльной поверхности
Вышли пальчики гулять разжимаем пальчики
В домик спрятались опять сжимаем кулачки.
И решили рисовать. свободные движения кисточкой по телу ребенка.


Игровое упражнение «Поиграем с мишкой».
Психолог вносит в зал игрушечного медведя.
Психолог: Ребята посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости! Поздоровайтесь с ним, погладьте медведя ладошкой. Покажите, как мишка ходит (дети изображают) , подойдите к маме и покажите как мишка сердится (дети и взрослые показывают мимикой).
Слайд 15. Угощение для мишки.
Лепка «Угощение для мишки».
Психолог: Мишка хочет пригласить друзей в гости и просит помочь ему приготовить угощение. Поможем ему?


Для угощения надо растереть пластилин на картоне и украсить бусинами, косточками, пуговицами (во время работы родители обмениваются впечатлениями о встрече, о том, что понравилось, что хотели бы еще узнать).

После изготовления угощения, психолог подходит к каждому ребенку, благодарит от имени медведя за угощение, берет малыша за ручки и поет на прощание:
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания, будем вместе мы играть.
Психолог: Наша встреча в родительской гостиной подошла к концу, и мы все становимся опять педагогами.
Слайд 16. Результат.
Психолог: «Родительские гостиные» способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.
При проведении регулярных родительских гостиных родители становятся более заинтересованными в воспитании детей, сплоченными с педагогами детского сада, создаются единые установки на формирование у детей ценностных ориентиров.

Заседание семейного клуба в детском саду