Семейный уклад. Внутренний уклад семьи. Достоинства такой семейной модели

Главная > Документ

Традиционный уклад семейной жизни и духовно-нравственные традиции семьи

Тришкова С. П.

Семья - это малая социальная группа, члена которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью, это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанные на любви и обеспечивающие продолжение человеческого рода и передачу накопленного жизненного опыта от поколения к поколению.

Русский философ Иван Александрович Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры». В семье ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Семья раскрывает все заложенные в человеке способности, силы и дарования. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. Для каждого из своих членов семья является школой любви постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви. Семья, по представлениям народов Олонецкой губернии, являлась важнейшим условием нравственности человека, его материального благосостояния, общественного признания. Пребывание в браке рассматривалось как неизбежность, как моральный долг. Ценностные воззрения крестьян на брак и семью определяли поведение, внутрисемейные отношения, отношение к детству. Для крестьянской семьи была характерна многопоколенная структура, строгая половозрастная дифференциация прав и обязанностей. Основной целью воспитания являлась подготовка к семейной жизни, которая достигалась через решение задач нравственно-религиозного, трудового и эстетического воспитания. Семья воспитывала детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось от предыдущих поколений. Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в жизнь по мере сил и способностей. Девочка перенимала у матери стиль поведения в семье, училась строить взаимоотношения с другими членами семьи, подчиняясь безусловному авторитету мужчины - главе семьи. Врожденный инстинкт материнства развивался благодаря участию в воспитании детей. С раннего детства девочка заботилась о будущей семейной жизни, готовила приданое - пряла, ткала, вышивала. В девушках ценились смирение, доброта, хозяйственность, трудолюбие, здоровье. Мальчик также с детства осознавал ответственность за семью, включался в трудовую деятельность, входил в сложившуюся систему взаимоотношений. В 7 лет он участвовал в обработке пашни, в 8-9 - убирал хлеб и кормил скот, в 14 - владел косой, серпом, молотом. Достоинствами юноши считались ловкость, сила, трезвость, трудолюбие, ум и смекалка - качества, необходимые для успешного труда. Таким образом, дети осваивали в семье трудовые обязанности, овладевали практическими умениями, осознавали свои функции во взрослой жизни. Родительская семья служила для них прообразом будущего жизненного устройства. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как необходимое условие благополучного взросления. Особенно большое влияние на детей имели отцы. Отец детьми был особенно уважаем, в нем видели источник всего полезного, хорошего. Авторитет отца поддерживала мать. Уклад крестьянской семьи воспитывал в детях любовь к родине, уважение к истории своей страны, толерантность. Приютить странника, накормить солдата, подать нищему считалось нравственной обязанностью. Калеки и убогие почитались в народе, их одевали, кормили всем миром. Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций. Духовным воспитанием детей занимались старики, они передавали юным все лучшее, что приобрели за свой долгий век. Рассказывали сказки и жития святых, давали наставления о поведении, учили молитвам.

Слово «традиция» (от лат. tratitio - передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и культурную традицию. - Духовно-религиозные традиции имеют целью пробудить личность ребенка, сформировать чувства, основанные на традиционных исконных представлениях о добре и зле, основных христианских заповедях. Воспитывают у детей чувства благоговения к святыням, учат бережному отношению к окружающему миру – великому творению. - Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей. Ответственность семьи заключается, прежде всего в передаче всего языкового богатства от старших поколений младшим, от родителей - детям. Освоение национальной культуры, родного языка через колыбельные песни матери, потешки, сказки бабушки. Обучение родному языку - святой долг родителей, наукой доказано, что ребенок рождается с готовностью мыслить и говорить на языке своих родителей. В противном случае затормаживается мыслительная деятельность и как следствие - отставание в умственном развитии. - Культурные традиции представляют собой нравственные законы и принципы человеческих взаимоотношений, выработанные данной культурой. Именно в культурных традициях семейного воспитания находят отражение правила межличностного взаимодействия, которые передаются от родителей к детям. Таким образом, в культурных традициях народа закрепляются законы социального взаимодействия, на которые опираются взрослые члены семьи в процессе социализации детей. Использование национальных традиций и обычаев народов, переданных ненавязчиво, без прямого назидания, иносказательно, но с подтекстом, является настоятельной необходимостью в наших условиях. Национальные традиции народов, духовно-нравственный опыт предшествующих поколений обладает большим потенциалом для воспитания детей в семье.

Конец формы

  1. Отчет орезультатах самообследования По специальности 032015 (050717) Специальная дошкольная педагогика и психология По состоянию на 09. 2008 года

    Публичный отчет

    Отчет выполнен по результатам самообследования на факультете дошкольной и социальной педагогики и психологии проводившегося в течение 2007-2008 учебного года.

  2. Нравственная культура семьи основа здорового образа жизни

    Документ

    10-11 сентября 2008 года Союз женщин России в Год Семьи и 100-летия Первого Всероссийского женского съезда, ставшего уникальным и крайне важным событием в истории женского движения России, совместно с администрацией Белгородской области провел в г.

  3. Духовно-нравственное развитие обучающихся Белгородской области

    Документ

    В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс

  4. Слайд 1 Духовно-нравственные основы семьи в формировании личности Марии Цветаевой Слайд 2 Цель Слайд 3 Задачи

    Документ

    Семья - одно из величайших достояний человечества, та непреходящая ценность, с которой наша жизнь обретает особый смысл. Это тот духовный родник, который питает нас силой, любовью и добротой, дает опору и веру в будущее.

  5. Духовно-нравственные основы патриотического воспитания

    Документ

    Лушников В.И. – к.п.н., заведующий кафедрой педагогики и коррекционной работы ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Семейный уклад

Дворянская семья во все времена имела определенный, традиционный уклад, регламентированный на законодательном уровне.

Мы уже кратко рассмотрели этот регламент, и теперь настала очередь взглянуть на дворянскую семью глазами ее членов.

Для этой цели мною были отобраны источники личного происхождения, а именно дневники и воспоминания дворян, по временным рамкам охватывающие, как первую, так и вторую половину XIX века.

Семейный уклад представляет из себя стиль семейного поведения. Семейный уклад зависит от положения семьи, ее сословной принадлежности и уровня благосостояния. Семейный уклад – это ритм жизни семьи, динамика ее развития, устойчивость духовно-нравственных начал, психологический климат, эмоциональное благополучие.

Каковы же были общие черты дворянского семейного уклада?

В первой половине XIX века в дворянской семье господствовали: патриархальность и иерархия.

Главой семейства всегда признавался отец – чьими стараниями и жила семья, обеспеченная во многом именно его усилиями в финансовом и нравственном отношениях.

В записках П. И. Голубева, питерского чиновника 30-х годов, мы находим, что он усердно служил, а все средства и милости, привносил в семью. Супругу свою он называл на «вы» и по имени и отчеству, она же в свою очередь относилась к нему с уважением и всюду следовала за ним.

В то время, пока он пропадал на службе, жена занималась домом и детьми.

Детей у них было двое – мальчик и девочка. Как пишет П.И. Голубев:

«Я занимался только с сыном, мать – собственно с дочерью». По вечерам семейство любило устраивать беседы, также они ходили в церковь, усердно вкладывали силы и средства в дальнейшую жизнь детей – сыну дали университетское образование, дочь выдали замуж.

Разделение семьи на мужскую и женскую иерархии можно проследить в женских мемуарах. М.С. Николева и А.Я. Бутковская в своих воспоминаниях постоянно упоминают, что их круг общения, всегда составляли либо сестры, либо кузины, либо многочисленные тетушки и знакомые их матерей, свекровей и т.п. В семейном доме или в гостях, комнаты, отведенные им, всегда подразумевали «женскую половину» и были отдалены от мужских покоев.

Но это вовсе не значит, что они сторонились мужчин-родственников, братья и кузены также составляли круг их общения, но в самой малой мере. Все дело в роли мужчин – они занимались делами, либо отсутствовали по долгу службы. Братья М.С. Николевой довольно продолжительное время провели вдали от семьи, так как находились в действующей армии и воевали против французов. Аналогичная ситуация складывалась и у других родственниц Николевой. Вот что она пишет о сыне своей тетушки, кузене Петре Протопопове:

«Петр Сергеевич, проведя 30 лет на службе, отвык от женского общества и потому казался дикарем и оригиналом. До 45 лет он лишь изредка наезжал на краткое время в свою семью. – Второй брат, Николай Сергеевич служил в Петербурге по министерству, был набожен, принадлежал к масонской ложе, редко бывал у родителей».

После смерти мужа А.Я. Бутковская писала:

«В 1848 году, мой муж, занимавший в чине инженер генерал-лейтенанта должность директора морского Строительного департамента внезапно скончался от апоплексии. Конечно, и в протекшие годы были у нас тяжелые семейные утраты, но это событие было мне особенно чувствительно, и совершенно изменило мою жизнь.

Я удалилась в свое имении и меньше стала принимать участия в общественной жизни. В венгерском походе, восточной войне, двое из моих сыновей были в действующих войсках, и я по неволе интересовалась ходом военных событий»

Юные женщины, в отличие от своих родных, мужского пола, практически всегда находились под сенью родительского дома, на попечении маменьки, либо старших родственниц или компаньонок, нянек, гувернанток. И лишь после замужества они сбрасывали с себя столь суровые оковы чрезмерной опеки, хотя и переходили под крыло свекрови или родственниц супруга.

Патриархальность в отношении женщины имела и, свои исключения из правил. Если мужчина – глава семьи, то после его смерти это главенство переходило, как правило, к его вдове, либо к старшему сыну, если он не был занят на службе.

«Более свободным было поведение вдов, на которых возлагались обязанности статуса главы семьи. Порой, передав фактическое управление сыну, они удовлетворялись ролью символической главы семьи. Например, московский генерал – губернатор князь Д. В. Голицын даже в мелочах должен просить благословения своей маменьки Натальи Петровны, которая в шестидесятилетнем военачальнике продолжала видеть несовершеннолетнего ребенка».

Помимо роли жены, наиболее важной считалась роль матери. Однако после рождения ребенка, между ним и матерью сразу же возникала дистанция. Это брало начало с самых первых дней жизни младенца, когда из соображений приличия, мать не смела, кормить своего ребенка грудью, эта обязанность ложилась на плечи кормилице.

П.И. Голубев, писал, что из-за обычая отлучать ребенка от материнской груди, он и его жена потеряли двоих малышей. Первая дочь умерла от неправильного кормления, пока они искали кормилицу, второй сын умер, заразившись от своей кормилицы болезнью.

Наученные горьким опытом, они отошли от обычая и, супруга его, вопреки приличиям, сама кормила последующих детей, благодаря чему те остались живы.

Но обычай отлучать детей от материнской груди, сохранялся вплоть до конца XIX века.

Охлаждение к ребенку, как к личности, обуславливалось его социальной ролью в будущем. Сын был отчужден от матери, так как его готовили к служению родине и круг его интересов, занятий, знакомых, находился в ее ведении лишь до его семилетнего возраста, затем уходил к отцу. Мать могла лишь следить за успехами сына. В девочке же видели будущую жену и маму, а из этого вытекало особое к ней отношение семьи – из нее пытались сделать идеал.

В.Н. Карпов в своих воспоминаниях писал:

«В те годы «женского вопроса» (вопроса об изменении роли женщины, в т.ч. и в семье) совсем не существовало. Родилась девочка в мир – и задача ее жизни была проста и не сложна. Девочка росла и развивалась для того, что бы в семнадцать лет расцвести пышным цветком и выйти замуж»

Из этого вытекает еще одна характерная черта дворянского, семейного уклада первой половины XIX века - это охлажденные отношения детей и родителей. Общепризнанная цель семьи – подготовить своих чад к служению отечеству или семье супруга. На этой цели и выстраивались взаимоотношения между родителями и детьми. Долг перед обществом становился превыше родительских чувств.

В семьях состоятельных дворян, ведущих светский образ жизни, где супруги находили либо при дворе, либо супруг занимал высокопоставленную должность, и вовсе, свидания с детьми становились редким явлением. Такие дети оставались либо на попечении нянек, либо отправлялись в престижные учебные пансионы.

А. Х. Бенкендорф пишет в своих воспоминаниях о том, как родители (отец - премьер-майор, мать – бывшая придворная) поначалу отослали его в пансион в Пруссии, затем недовольные его учебными успехами, отдали в частный пансион уже в Петербурге. В юности он оставался на попечении у родственников отца:

«Я проживал у дяди – брата отца; моя тетушка - превосходная женщина – взяла всю заботу обо мне лично на себя».

Практика передачи родственникам заботы о своем чаде была довольно распространенным явлением в дворянской среде. Это происходило по разным причинам – сиротство, светская жизнь, либо бедственное положение родителей.

М.С. Николева описывала следующий случай в семье своей тетушки:

«В числе родственников у Протопоповых был некто Кутузов с девятью дочерьми и сыном. Дочери были все хороши собою. Мать, женщина капризная, своевольная, оставшись вдовою, не взлюбила одну из дочерей, Софью Дмитриевну, и не давала ей приюта, кроме девичьей, где в обществе прислуги она сиживала на окне и вязала чулок. Тетка моя, видя нелюбовь матери к ребенку, взяла ее к себе в дом. Кузины очень полюбили ее, начали учить, каждая чему могла...

Когда брат Петр вышел в отставку, он нашел Сонечку 15-ти, лет живущую в его семье, как родная...

Мать совсем ее забыла и не виделась с нею, так что и по смерти тетки она осталась в доме Протопоповых»

Можно прийти к выводу, что в рассматриваемый нами промежуток времени сущность дворянских детей заключалась в неизбежном служении в социальной иерархии. Патриархальность диктовала какие нежелательные и незаслуживающие особого внимания эмоции ребенка следует подавлять. «Ни одна эмоция - страх, жалость, даже материнская любовь - не считались надежными руководителями в воспитании»

Поэтому, брак между дворянами заключался, как и по любви, так и по расчету. Неизменным было обстоятельство, что вопросы брака контролируют родители, руководимые одной лишь практической выгодой, а не чувствами своих детей. Отсюда и ранние браки девочек с мужчинами, в два, а то и три раза старше.

К.Д. Икскуль в «Женитьба моего деда», приводит возраст жениха в двадцать девять лет, а невесты в двенадцать.

М.С.Николева пишет о том, что ее кузен Петр по сильной любви женился на воспитаннице их матери Софье, которой было всего пятнадцать лет, он же был в два раза старше.

А.Я. Бутковская в своих «рассказах», описывает, как ее тринадцатилетняя сестра стала женой обер-прокурора, которому было сорок пять лет.

В дворянской культуре брак считался естественной потребностью, и являл собой одну из смысловых структур жизни. Безбрачная жизнь порицалась в обществе, на это смотрели как на неполноценность.

Родители, в особенности мамочки, подходили со всей ответственностью к воспитанию дочери, как в вопросах поведениях, так и в вопросах брака.

Графиня Варвара Николаевна Головина в своих мемуарах писала относительно дочери Прасковьи Николаевны:

«Моей старшей дочери в это время было почти девятнадцать лет, и она начала выезжать в свет...

Ее нежная и чувствительная привязанность ко мне предохраняла ее от увлечений, так свойственных молодости. Внешне она была не особо привлекательна, не отличалась ни красотой, ни грацией и не могла внушать опасного чувства, а твердые убеждения нравственности предохраняли ее от всего, что могло ей повредить»

Графиня М.Ф.Каменская, вспоминая свою кузину Вареньку, писала:

«Я очень любила Вареньку, и мы с нею много лет сряду были очень дружны, но стеснительная, недоверчивая манера тетушки в обращении с дочерью мне совсем не нравилась. Екатерина Васильевна держала Вареньку около себя точно на веревочке, ни на шаг от себя не отпускала, говорить свободно ни с кем не позволяла и целые дни не переставала дрессировать ее на великосветский манер»

Е.А. Ган описала в своем произведении «Суд света» всю сущность женщины в браке:

«Бог даровал женщине прекрасное предназначение, хотя не столь славное, не столь громкое, какое указал он мужчине, - предназначение быть домашним пенатом, утешителем избранного друга, матерью его детей, жить жизнью любимых и шествовать с гордым челом и светлою душою к концу полезного существования»

Если отношение женщины к браку менялось, то у мужчин оно сохранялось без изменений на протяжении всего XIX века. Мужчина обзаводился семьей с целью обрести наследников и хозяйку, сердечного друга или доброго советчика.

Примечательна судьба генерал-лейтенанта Павла Петровича Ланского. Первый брак был им заключен в 1831 году с бывшей женой сослуживца, Надеждой Николаевной Масловой. Мать Ланского была категорически против этого союза и после свадьбы разорвала с сыном отношения. А уже спустя десять лет, родив двоих детей, дражайшая супруга сбежала от него, с любовником в Европу. Известно, что бракоразводный процесс тянулся около двадцати лет. И став свободным, Павел Петрович женится во второй раз на бедной родственнице бывшей супруги, престарелой Евдокии Васильевне Масловой. Мотивом брака послужило благородное сердце Ланского, пожелавшего скрасить одиночество старой девы.

А.С.Пушкин в письме Плетневу написал после своей женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой, знаменитые строки:

«Я женат – и счастлив; одно желание мое, что б ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился»

Не менее красноречиво описывал свои чувства в связи с женитьбой А. Х. Бенкендорф:

«Наконец, более ничто не мешало моим планам жениться, у меня было время их хорошо обдумать в течении тех восьми месяцев, пока я был разлучен со своей суженой. Я часто колебался, опасения потерять свободу в выборе любви, которой я раньше пользовался, боязнь причинить несчастье замечательной женщине, которую я столь же уважал, сколь и любил, сомнения в том, что я обладаю качествами, требуемыми верному и рассудительному мужу – все это пугало меня и боролось в моей голове с чувствами моего сердца. Тем не менее, надо было принимать решение. Моя нерешительность объяснялась лишь боязнью причинить зло или скомпрометировать женщину, чей соблазнительный образ следовал за мной вместе с мечтой о счастье»

«Слишком две недели прошло, что я не писал тебе, верный друг мой» - писал И.И. Пущин своей жене.

«Друг мой сердечный» - обращались к женам в письмах, С.П.Трубецкой и И.И.Пущин.

Если не брать в расчет дела сердечные, то для мужчины – семья, еще и дело весьма дорогое, поскольку требовало немалых материальных вложений. Он должен был обеспечить жену и детей кровом, едой, одеждой и надлежащим окружением. Таков был его долг, в глазах общества.

Поэтому родители всегда отдавали предпочтение состоятельному кандидату с хорошей репутацией.

М.А.Кретчмер в своих воспоминаниях как раз описывает подобный случай, произошедший с его отцом и матерью в молодости:

«...познакомился с семейством матери моей, людьми хорошей фамилии, Массальскими, и при том очень богатыми. В семействе этом было два сына и три дочери; две из них замужние, третья моя мать, девица 16-ти лет, в которую мой отец влюбился и которая ему тем же отвечала. Отец задумал жениться, но так как он и в г.Краков вел жизнь самую расточительную и при том не совсем похвальную, то родители моей матери наотрез ему отказали».

Отношения в семье редко строились на взаимоуважении, в основном они опирались на подчинение младших старшим и почитание этих самых старших.

Старшим в семье был отец, за ним следовала мать, нельзя забывать и об авторитете бабушек, дедушек, тетушек и дядюшек, а так же крестных родителей, младшими же всегда были дети. Распоряжение судьбами детей в руках безответственных отцов превращалось в кошмарные реалии, столь красочно подхваченные литераторами.

И если у мужчин оставался хоть какой-то шанс отклониться от родительской опеки – поступить на службу, уехать из отчего дома на обучение, то у девушек в первой половине XIX века, такого шанса не было. Они до последнего оставались на попечении родителей и не смели противиться их воле, а порой жертвовали своей личной жизнью из глубокой преданности родным.

М.С.Николева даже описывает два случая в семье своих родственников Протопоповых:

«Братья Протопоповы были, понятно, на войне; с нами же оставались из мужчин лишь мой отец и больной дядя, при котором неотлучно находилась кроме жены, старшая дочь Александра. Она не оставляла отца ни днем, ни ночью и если на минуту выходила, больной начинал плакать как ребенок. Так продолжалось много лет, и бедная кузина моя не видела молодости (дядя умер, когда ей было уже тридцать пять лет)»

«Из пяти сестер Протопоповых ни одна не вышла замуж; хотя навертывались соответствующие женихи, но они предпочли не расставаться и жить дружно одной семьей, а когда Петр Сергеевич (их брат – прим. С. С.), будучи в отставке полковником, женился, они посвятили себя воспитанию его детей»

Семейный уклад дворянской семьи строился не только на патриархальных основах, но еще и на почитании традиций. Так любое уважающее себя семейство посещало церковь, отличалось религиозностью, устраивало семейные празднования и посиделки, а так же довольно часто посещало родных, живущих вдалеке, засиживаясь у тех в гостях месяцами.

Патриархальность, иерархичность, традиционность, подчинение старшим и авторитетам, святость брака и семейных уз – вот на чем формировались внутрисемейные отношения дворянства в первой половине XIX века. Господство долга преобладало над чувствами, родительская власть была не зыблема, как и власть супруга.

Но что происходит с семейным укладом во второй половине XIX века?

Воспоминания дворянина С.Е.Трубецкого ярко обрисовывают этот стык на рубеже смены поколений:

«Отец и мать, деды и бабки были для нас в детстве не только источниками и центрами любви и неприкасаемого авторитета; они были окружены в наших глазах еще каким-то ореолом, который не знаком новому поколению. Мы, дети, всегда видели, что к нашим родителям, к нашим дедам, не только мы сами, но и многие другие люди в первую голову многочисленные домочадцы, относятся с почтением...

Наши отцы и деды были в наших детских глазах и патриархами и семейными монархами, а матери и бабки семейными царицами»

Со второй половины XIX века в дворянскую семью проникает ряд нововведений. Возросла роль и авторитет женщин, поиски новых, прибыльных источников средств к существованию, развивались новые взгляды на брак и детей, гуманизм проникал в сферу семейных отношений

Наталья Гончарова-Ланская (вдова А.С.Пушкина), в письме ко второму супругу пишет относительно брачной судьбы своих дочерей:

«Что касается того, что бы пристроить их, выдать замуж, то мы в этом отношении более благоразумны, чем ты думаешь. Я всецело полагаюсь на волю Божию, но разве было бы преступлением с моей стороны думать об их счастье. Нет сомнения, можно быть счастливой и не будучи замужем, но это значило бы пройти мимо своего призвания...

Между прочим, я их готовила к мысли, что замужество не так просто делается и что нельзя на него смотреть как на игру и связывать это с мыслью о свободе. Говорила, что замужество – это серьезная обязанность, и надо быть очень осторожной в выборе»

Дворянские женщины стали активно заниматься воспитанием и образованием своих дочерей, поощрять их к отходу от традиционно уготованной роли жены, замкнутой в среде семейных отношений, пробуждали в них интерес к общественной и политической жизни, воспитывали в дочерях чувство личности, самостоятельности.

Что касается родительского отношения вообще, общество выступило за

партнерские, гуманные отношения между родителями и детьми.

Ребенок стал рассматриваться как личность. Стали порицаться и запрещаться телесные наказания.

О. П. Верховская писала в своих мемуарах:

«Прежнего страха перед отцом дети уже не испытывали. Никаких розог,

никаких наказаний, а тем более истязаний не было и в помине. Очевидно, крепостная реформа оказала свое влияние и на воспитание детей».

Отношения между супругами стали приобретать эгалитарный характер, то есть основываться не на подчинении, а на равенстве.

Однако старое поколение, воспитанное в патриархальных традициях, шло на конфликт с поколением новым – своими же детьми, перенявшими передовые, европейские идеи:

«...в этот промежуток времени, от начала 60-х до начала 70-х годов, все интеллигентные слои русского общества были заняты только одним вопросом: семейным разладом между старыми и молодыми. О какой дворянской семье не спросишь в то время, о всякой услышишь одно и то же:

родители поссорились с детьми. И не из-за каких-нибудь вещественных, материальных причин возникли ссоры, а единственно из-за вопросов чисто теоретических, абстрактного характера»

Свобода выбора повлияла на устои дворянского общества – возросло количество разводов и неравных браков. В этот период у женщин появляется возможность заключения брака по собственному усмотрению, что довольно часто использовалось дворянками, как средство достижения независимости в рамках фиктивного супружества.

Брак давал девушкам возможность выйти из-под опеки родителей, путешествовать за границу, вести желаемую жизнь, без обременения супружескими обязанностями.

Дворянка Е.И. Жуковская, в воспоминаниях отмечает, что и она и ее сестра, замуж вышли по расчету, желая вырваться из под опеки родителей, но с мужьями не жили.

По внутрисемейному укладу, отношения между супругами можно было классифицировать по трем типам - наряду с все еще господствующей «старой дворянской семьей», появляются «новая идейная дворянская семья» основанная на идеях гуманизма, и «новая практическая дворянская семья» практикующая эгалитаризм.

Кризис противоречия поколений, также породил три типа родительского отношения - «старые родители», «новые идейные» и «новые практические».

Можно сделать вывод, что вторая половина XIX века характеризуется кризисом патриархальной семьи. Дворянская семья эволюционирует, разделяется на «новую» и «старую». С модернизацией жизни новые идейные течения пошатнули традиционные устои, заставив большую часть общества в семейных отношениях отойти от патриархальных норм.

Дворянство служило обществу, а семья являлась средством для служения отечеству. Личность одного члена семьи была ниже, чем семья, в иерархии ценностей. Идеалом на протяжении всего XIX века оставалось самопожертвование во имя интересов семьи, особенно в вопросах любви и брака.


Философская Энциклопедия. В 5-х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. М, 1960-1970. Интернет портал словарей [электронный ресурс]: http://www.gramota.ru/slovari/online/

Голубев П.И. Записки петербургского чиновника старого времени (Петра Ивановича Голубева) // Русский архив, 1896. – Кн. 1. – Вып. 3. – С. 422

Голубев П.И. Указ.соч// Русский архив, 1896. – Кн. 2. - Вып. 5. – С.90.

Там же – С.97

Голубев П.И. Указ.соч// Русский архив, 1896. – Кн. 2. - Вып. 5. – С.101

Николева М.С. Воспоминания Марии Сергеевны Николевой // Русский архив, 1893. – Кн. 3. – Вып. 9. – С. 107-120// Бутковская А. Рассказы бабушки // Исторический вестник, 1884. – Т. 18. - № 12. – С. 594-631.

Николева М.С. Воспоминания Марии Сергеевны Николевой // Русский архив, 1893. – Кн. 3. – Вып. 9. – С. 118

Дочери, выходя замуж, освобождались от власти отца и поступали под власть тестя. Брак обычно совершался по предварительной договоренности отцов семейств. Будущего мужа выбирал для дочери отец. Часто обручение совершалось еще в детском возрасте. Юноша мог вступить в брак по достижении четырнадцати лет, для девушки брачный возраст был установлен в двенадцать лет. На практике девушка выходила замуж между 13 и 18 годами. Юноша женился еще позже, так как проходил обучение и военную службу. Торжественные обряды совершались, если девушка выходила замуж впервые. В случае второго брака просто заключался брачный договор.

Римляне женились, выходили замуж и вступали в повторные браки по прихоти своих отцов до дней правления Марка Аврелия к концу II века н. э., когда были введены ограничения на право отца расторгать брак своих детей. Отцы не лишались этого права полностью, поскольку они могли все еще расторгнуть брак, если смогут доказать, что имеют на то "вескую причину", а найти такой предлог всегда было легко. Сын, однако, мог сам расторгнуть свой брак, хотя его жена не могла этого сделать. Отец мужа при жизни имел неограниченную власть также и над всеми своими внуками, поэтому у родителей не было никаких юридических прав на своих собственных детей до самой смерти деда. Однако со временем диспатия отца уменьшается, а роль других членов семьи возрастает. Выбором жениха или невесты стали руководить чувства. И часто молодые люди жили вместе, но не женились (в зависимости от социального и финансового положения практиковались различные формы союза, от формальных до простого сожительства).

К сожалению, не сохранилось ни одной картины или описания того времени римского семейства у себя дома, ни одного романа, письма или пьесы, передающих живое ощущение личных отношений в обычном семейном кругу. Существуют немногочисленные описания пышных обедов и случайные вставки семейных сцен в письмах Цицерона, у которого было двое детей, и Плиния Младшего, который был бездетным знатным вельможей. Отсюда и из других неполных источников исследователи составляют картину римской жизни, зачастую противоречивую. Складывается впечатление, что римляне были серьезным народом, обладающим чувством собственного достоинства, заслуживающим скорее уважения, чем привязанности, что подтверждается некоторыми греками, чей живой, сочувственный, любвеобильный характер и чья любовь к красоте и преклонение перед культурным превосходством составляли заметный контраст суровым, прозаичным римлянам. Полибий в середине II века до н. э. говорил, что в Риме никто никогда никому ничего не дает. Почти через триста лет другой грек, наставник будущего императора Марка Аврелия, сказал, что нет такого латинского слова, которое могло бы выразить заботливую, нежную любовь родителей к детям, которая передается греческим словом "philostrogos". Он говорил, что в Риме вы никогда не встретите человека, которого можно назвать таким словом, и что он не верит, что такого рода привязанность существует в Риме. Мне кажется, что в греческие философы преувеличивали. Верность мужа жене, их привязанность к детям, рабам и домашним животным описываются на многих страницах римской литературы и запечатлены на многих могильных камнях и памятниках, сохранившихся до наших дней. Лукреций писал:

После того как жена, сочетавшись с мужем, единым

Стала хозяйством с ним жить, и законы супружества стали

Ведомы им, и они свое увидали потомство,

Начал тогда человеческий род впервые смягчаться.

Сам Цицерон, чья забота и любовь к своим двум детям должна поразить любого, прочитавшего его письма, заявлял в своем трактате "Об обязанностях", что фундаментом общества являются семейные узы сначала между мужем и женой, а затем между родителями и детьми. Он полагал, что "природа силой разума сближает человека с человеком... и прежде всего внушает ему, так сказать, особенную любовь к потомству..." . Конечно, Цицерон не был жестоким и корыстным отцом для своих сына и дочери. Наоборот, он понял, правда, когда уже было слишком поздно, что был чересчур занят собственной карьерой и общественными делами, чтобы уделять им все то внимание, в котором они нуждались, и, по-видимому, испортил их чрезмерной снисходительностью. В обычных семьях, вероятно, все обстояло по-другому. Случайные изображения римских детей обычно представляют их в школе или помогающими своим родителям в ежедневных заботах по дому, в поле и со скотом. Такова и живая картинка, запечатленная Вергилием, изображающая мальчика, очень рано влюбившегося в маленькую соседскую девочку, которую он видел рано по утрам собирающей яблоки в саду со своей матерью. Несмотря на то, что подобные свидетельства обрывочны, они указывают на то, что в римской семейной жизни было много того, что могло бы показаться нам абсолютно нормальным сегодня.

Несомненно, авторитет отца семейства, его власть над супругой и детьми были долгое время непререкаемы. Он был суровым судьей всех проступков, совершенных домочадцами и считался главой семейного суда. Он имел право лишить сына жизни или продать в рабство, хотя на практике это было исключительным явлением. И несмотря на все это, даже в период когда отношения между членами семьи становятся более открытыми, семья и воспитание на протяжении всей истории Рима оставалось за цель и главную суть жизни гражданина.

Казенное учреждение

«Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»

Основы семейного уклада

Семейный уклад,

как динамическая система

Материалы подготовила:

Учитель-логопед

Нижневартовск, 2017

Уважаемые родители!

В этой части лекции мы расскажем вам

об устоявшихся стилях семейного поведения, о динамике развития семьи, об отношениях членов семьи друг к другу.

Если Вы хотите подробно познакомиться

с различными аспектами семейного уклада,

обратитесь к следующей литературе:

Авдеева типа привязанности ребенка к взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и Доме ребенка) / , // Психологический журнал. - 1999. - № 1. Андреева роль отца и становление дочери / , // Вестник СПбГУ.- 2011. - Сер. 12. - Вып. 1. - С.188-194. Берсенева старшеклассников и учителей к традиционному укладу жизни в России/ // Вестник СПбГУ. – Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2008. - № 2. - С. 309-320. Гришина ориентации личности: семья и поколение / , // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12, Психология. Социология. Педагогика. - 2008. - Вып. 3. - С. 113–123 Дружинин семьи / . – М.: КСП, 1996. – 160 с. браз домашней жизни семьи и типовая квартира / Ю. Круусвалл // Человек и среда: психологические проблемы /Под. Ред. Т. Нийта, М. Хейдметса и Ю. Круусвалла. Таллин, 1995. – С. 144-149 Куницына особенностей семейного уклада на возникновение у ребенка застенчивости / , (Погольша) // Психологические проблемы индивидуальности. – Л., 1985. - с. 307-311. Олифирович семейных кризисов / , -Куземкина, - СПб.: «Речь», 2006. – 360 c. Яничева о семье у современной молодежи / , // Семья в современном мире / Сост. и науч. ред. . СПб.: Изд-во С - Петерб. Ун-та, 2010. С. 68-76

Семья - важный социальный феномен, довольно сложное социальное образование, в котором проходит большая часть жизни людей, а также их первичная социализация. Именно в семье происходит становление индивида личностью. Социальный институт семьи несёт в себе множество функций, начиная репродуктивной и заканчивая психологической, эмоциональной поддержкой своих членов.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью, это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанные на любви и обеспечивающие продолжение человеческого рода и передачу накопленного жизненного опыта от поколения к поколению. Семья не может существовать без семейного уклада.

Семейный уклад - это устойчивые формы отношений членов семьи друг с другом, суть которых заключается в сохранении целостности семьи и передаче ценностей, устойчивых образцов поведения от старших поколений к младшим, реализуемые в предметной среде дома.

Семейный уклад зависит от того, в каком цикле находится семья: молодая она, среднего возраста или состоящая из пожилых людей, от того, сколько поколений живут одной семейной жизнью.

Семейный уклад рассматривается, как совокупность следующих компонентов:

– обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);

– традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);

Отношения (сердечные чувствования и настроения);

– правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки);

– распорядок (установленный порядок в течение дел) дня, недели, года.

Социально-образовательное значение семейного уклада для конкретного ребенка, заключается в том, что в процессе жизнедеятельности семьи, жизненного воздействия всего семейного уклада и семейного коллектива у детей складывается представление о семье, о брачно-семейных отношениях, формируются навыки и привычки деятельности и поведения в семье, умения и способы разрешения семейных ситуаций.

Семья воспринимает, поддерживает и передаёт из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и культурную традицию:
- духовно-религиозные традиции имеют целью пробудить личность ребенка, сформировать чувства, основанные на традиционных исконных представлениях о добре и зле, основных христианских заповедях. Воспитывают у детей чувства благоговения к святыням, учат бережному отношению к окружающему миру – великому творению;
- национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей.

Ответственность семьи заключается, прежде всего, в передаче всего языкового богатства от старших поколений младшим, от родителей - детям. Освоение национальной культуры, родного языка через колыбельные песни матери, потешки, сказки бабушки. Обучение родному языку - святой долг родителей, наукой доказано, что ребенок рождается с готовностью мыслить и говорить на языке своих родителей. В противном случае затормаживается мыслительная деятельность и как следствие - отставание в умственном развитии.
- культурные традиции представляют собой нравственные законы и принципы человеческих взаимоотношений , выработанные данной культурой. Именно в культурных традициях семейного воспитания находят отражение правила межличностного взаимодействия, которые передаются от родителей к детям. Таким образом, в культурных традициях народа закрепляются законы социального взаимодействия, на которые опираются взрослые члены семьи в процессе социализации детей.

Семейный уклад оказывается взаимосвязанным с внешним по отношению к семье общественно-экономическим укладом. С другой стороны, уклад семьи, отражаясь в сознании ребенка, способствует формированию нравственного склада личности и ее устойчивости по отношению к различным воздействиям извне.

Семейный уклад связан с доминирующими ценностями, семейным самосознанием, распределением ролей в семье. Высокая согласованность ценностей, ролевых ожиданий во вновь сформировавшейся семье способствует выработке семейного уклада и образа семьи как целого в сознании каждого ее члена. Рассогласование же по любому из этих параметров неизбежно ведет к конфликтам и, при самом плохом раскладе, - к распаду семьи. Семейный уклад претерпевает изменения в течение жизненного цикла семьи и ему присущи, подобно личности, критические периоды.

Для понимания особенностей уклада семьи необходимо рассматривать ее не только с точки зрения отношений, но и с точки зрения той среды, в которой эти отношения развертываются. В укладе семьи выделяется, таким образом, два уровня проявления: физический (дом, внешний мир) и социально-психологический.

Семейный уклад, будучи динамической системой, претерпевает определенные преобразования. На основании того, что он связан со структурой семьи, изменения структуры семьи приведут к изменению и семейного уклада. Когда происходят изменения?

Этап формирования семьи - проблема взаимодействия укладов двух семей.

Этап разрастания семьи - появление детей.

Этап отделения - уход взрослых детей в самостоятельную жизнь.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка , его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям.

Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности.

Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг - звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития.

Задача родителей состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития, и формирования личности детей - инвалидов.

Родителям необходимо помнить, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Нужно сделать все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

    Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами. Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас. Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками. Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную. Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе! Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты. Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание. Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой - способствует правильной организации всей лечебно­коррекционной работы . Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи. Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой - и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все. Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

Таким образом, семейный уклад – это ритм жизни, динамика развития, устойчивость духовно-нравственных начал, психологический климат и эмоциональное благополучие семьи.

________________________________________

МОУ «Оболенская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок социального педагога

Л.П.Аншукова: «Чтобы чудесная песня почаще звучала в их сердцах »

Классный час в 7 «б» классе (14 человек)

Тема: Уклад семейной жизни

Социальный педагог: Аншукова Людмила Петровна

В классе вывешены: плакат (на котором изображена семья – мать, отец, дети) и цитаты из высказываний великих людей на тему семьи («Семья начинается с детей» А.И.Герцен; «Нет места милее родного дома» Цицерон).

Цель: Воспитывать человека-семьянина. Задача: Содействовать повышению интереса учащихся к истории своей семьи и семейным традициям (побудить учащихся к размышлениям об отношениях в семье; развивать чувство ответственности за семью и стиль семейно-повседневного общения, основанного на любви и взаимоуважении всех ее членов).

После деления на команды (3 по 4-5 человек) – моё вступительное слово :

Атмосфера семейной жизни: уклад, традиции, праздники. Разговор об условиях, которые помогают людям понимать лучше друг друга в семье.

Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа, мама, бабушка, дедушка, это сестры, братья.

Из словаря С.И. Ожегова:

Семья группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми)

Уклад- устройство, установившийся порядок организации чего-нибудь (быта)

Семья — это связь поколений.

Корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. В семье формируется культура поведения и культура общения.


Три команды. Вступительное слово перед работой: введение в проблему

Зачитываю высказывания наших учеников о семье (в этом месяце проводила анкетирование в этом классе, в последний день перед занятием решила зачитать высказывания детей, т.к. они написали лучше, чем в словарике).

«Семья — это на кого можно положиться и любимые люди»

«Семья — это самые близкие люди, самые родные и готовые в любую минуту помочь тебе, отдать за тебя и тебе все!»

«Семья — это «золотое», то без чего жить нельзя».

«Семья — это тогда когда родственники, это опора и друзья. Где все понимают руг друга».

«Семья – это родные любимые люди, которые помогут и в беде, и в горе. Которые, не смотря не на что помогут, успокоят».

«Семья — это очень близкие любимые люди, самые родные, самые-самые для каждого человека. Кроме твоих родителей ты никому не нужен на Земле».

«Семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети».

«Семья – это моя крепость, моя защита и опора».

«Семья – это коллектив людей, которые любят друг друга и их жизнь строится на доверии».

Затем раздаю детям листочки разноцветные и прошу написать по одному слову на них, связанные с темой «Моя семья» и, скрутив их, положить в пакет (в конце урока хотелось, чтобы дети написали стихи о семье со словами из листочка, который они вытянуть из пакета, – очень жаль, что времени на это не хватило).

1 задание. «Счастливый случай»

Посыльные выбираются по считалочке.

Предлагаю вспомнить членам каждой команде счастливые случаи из истории семьи (недавнего прошлого) и самим в команде определить, чей рассказ выбрать для озвучивания (Самый-самый). Время – 2 минуты.

Поясню, что класс третий год знаком с работой в группках, и поэтому ученики без промедления стали делиться впечатлениями, чтобы определить, кому дать слово. В итоге все отобранные рассказы – по одному от каждой команды – слушались с явным интересом.

Лично мне из трех команд больше всего понравился рассказ Ким Жени (как они весело встречали родных, приехавших с Камчатки).

Леша Мысенко рассказывает другим командам свой счастливый случай, произошедший в их семье

2 задание. Посыльным дается на команду один большой лист, который надо разбить на графы в соответствии с традиционным составом семьи. А потом распределить по этим графам листочки, на каждом из которых было указано по одной из обязанностей по дому (на полоски был разрезан перечень из 22 пунктов).

Сварить обед

Помыть посуду

Вынести мусор

Пришить пуговицу

Сходить в магазин

Проверить почту в почтовом ящике

Прибраться в квартире

Почистить пылесосом ковры

Посидеть с малышом

Сходить в аптеку

Сделать ремонт в квартире

Почистить до блеска вилки, ложки Постирать белье

Помыть окна в квартире

Погладить белье

Починить испорченный кран на кухне

Почистить обувь

Сходить за малышом в детский сад

Погулять с малышом во дворе

Начистить картошки на суп

Поставить горчичники больному

Но пункты можно было добавлять и свои. Некоторые ребята так и сделали: были добавлены, например, «Уход за домашними животными».

Команда должна распределить эти обязанности между членам семьи и наклеить их в графах. Время – 30 секунд .



Команда за распределением обязанностей по дому

3-я команда увлечённо работает, не обращая внимание на гостей, пришедших на «открытый урок»

В конце работы определялась команда, которая смогла расклеить все 23 листочка. Она вслух зачитывала свой вариант распределения обязанностей.



Хочу отметить, что у половины детей из этого класса – неполные семьи (то есть воспитываются они только мамами). Я думаю, это был очень хороший повод лишний раз задуматься о том, что домашняя работа должна распределять в семье честно – поровну.

В результате дети во всех командах всё так и распределили.

3 задание. «Семейный ужин»

Составить меню на ужин семье из трех человек (мама, папа, ребенок) – 2мин .

Посыльный Рома из первой команды неправильно понял задание, и команда написала раскладку меню из картошки и мяса, но зато они первыми выполнили задание. Остальные 2 команды написали отличные меню.

4 задание . «Семейные мудрости»

На листочках несколько пословиц и поговорок о семье, разрезанных на две половинки. Надо за 1 минуту их соединить. Кто собрал — зачитывают дружным хором одну из 6.

Где мир и лад, там и Божья благодать.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Не красна изба углами, красна пирогами.

Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет, так и горя нет.

Получилось так, что команды выбрали одну и ту же пословицу. Это мы выяснили, когда пришел черед второй команде. Поэтому пришлось дать дополнительно еще 30 секунд на выбор другого варианта.

Теперь уже дружно звучали совсем разные пословицы.

5 задание . Любимые занятия семьи

Посыльным даётся пол-листа ватмана на каждую команду. Нужно перечислить любимые занятия в семье. Уложиться ровно в три минуты .

Когда время истекло – переход всех команд по часовой стрелке за другой стол (в соседнюю команду). Всем нужно добавить в листочках соседей ненаписанные ими занятия.

Итак, за каждым столом команды что-то дописывали, чтобы вернувшись за свой стол – подсчитать, сколько всего «интересных дел» оказалось у них перечислено на листе. И молча, поднять пальцев столько же, сколько пунктов в перечне.

Оказалось у одной команды – 5 дел, у второй-10 , а у третьей —21 . У кого больше всех, зачитали вслух, другие команды слушали.

Добавления других команд включало такие варианты:

прогулка

игра в домино

приготовление общего ужина

поход в лес

купание в аквапарке

разговор

уход за домашними животными

поход в магазин

уборка

посмотреть вместе кино

чаепитие

помыть посуду

В списке третьей команды были указаны и такие варианты: игра в монополию, лото, домино . Эти формулировки добавил Ишмуратов Ильшат потому, что по его мнению девочки предлагали и вписывали в список только свои – девичьи – дела. Вот он громко и возмутился: «Что вы всё девичьи дела пишите!?» Я краем уха услышала и тут же поддержала его: «Конечно, надо и мальчишечьи дела перечислять – это справедливо будет».

И признаюсь, что хотя я и планировала, чтобы во время «фронтального» зачитывания команды добавляли себе в листочек новые варианты дел, но – совсем забыла! Зато, когда команды пришли на свои места, сообразила предложить всем командам написать пожелания тем ребятам, которые дополняли их листочки. Записи были очень доброжелательны. «Спасибо! Обязательно воспользуемся вашими советами» и т.п.

6 задание . Семейные игры, соревнования и развлечения

Через посыльных сообщаю: Вспомнить развлечение, конкурс или игру семейного праздника. И нужно будет, разучив один из вариантов, провести эту игру с другой командой. Время на обсуждение, выбор и подготовку – 2минуты .

Вспоминать игры – оказалось сложнее всех заданий. Первая команда научила всех играть в игру «Скульптура — замри », вторая и третья команды сначала придумали такие игры, которые (как они потом сообразили) нельзя провести в помещении. Пришлось дать буквально 30 дополнительных секунд на обдумывание нового варианта игр.


Разучивание игры, предложенной одной из команд. Гости повскакали с мест и схватились за фотоаппараты

Показ-сдача выученной игры

И вот команда выходит и зовёт одноклассников в круг. Игру объявляет Таня Корнеева: «Я знаю 5… » – и называет по порядку разное (так игра уже началась). Что только ученики не перечисли «по пять» (названия профессий, название школьных предметов, имена девочек и т.д.)

Все 14 человек проявили творчество, никто не повторил сказанного, все были увлечены, слушая друг друга внимательно и с интересом.

Подведение итогов

Резюме : Мы с вами обсуждали, что в своих семьях надо жить дружно и весело, помогать друг другу. Что такой стиль жизни сближает нас с нашими родными.

Предлагаю спеть песню о семье «Родительский дом » (слова М.Рябинина, музыка В.Шаинского ) . Раздаю листочки с текстом, включаю фонограмму.


Семиклассники и гости под фонограмму Л.Лещенко поют «Родительский дом»

И все, сидя на местах, дружно поют очень хорошую песню. Гости с удовольствием подтягивают классу. Под фонограмму Льва Лещенко звучат все три куплета, неспешно перемежаемых задушевным припевом.

♦●♦●♦●♦

Урок закончен.

Прощаясь с детьми, желаю, чтобы они берегли своих близких, делали побольше добрых дел…

И чтобы мелодия чудесной песни почаще звучала в их сердцах.

Людмила Петровна Аншукова

________________________________________________

Из впечатлений педагога-огранизатора Старшовой Юлии Сергеевны

об открытом уроке социального педагога

Аншуковой Л.П.