Слабое физическое развитие нарушение. Причины нарушений физического развития у детей. Физическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений физического развития

Прежде чем говорить об основных причинах нарушения развития организма у детей, важно разобраться с ключевыми понятиями, связанными с этой, к сожалению, часто встречающейся в наши дни проблемой. Под нарушением развития в медицине понимают любые отклонения от нормы, которые могут возникнуть как в младенчестве, так и в процессе взросления ребенка. При нормальном развитии ребенка биологические и психические функции его организма на различных этапах взросления соответствуют предусмотренным специалистами нормативам. Ребенок растет без задержки в развитии, как на физическом, так и на психоэмоциональном уровне. Это означает, что малыш вовремя начинает ходить, разговаривать, а также быстро учиться писать, читать, и овладевает всеми первостепенными навыками, необходимыми для дальнейшей самостоятельной жизни. Существует достаточно причин нарушения развития организма. По результатам исследований мальчики более подвержены нарушениям физического развития, чем девочки. Однако при правильном подходе со временем ребенок начинает развиваться, как следует. Во избежание более серьезных последствий при подозрении на наличие нарушений физического развития у ребенка, родители должны немедленно обратиться к врачу.

Физическое состояние -- интегральный статический показатель основных антропометрических признаков на момент обследования ребенка. Оценка основных антропометрических данных методом индексов физического развития

Индексами называют различные численные соотношения между отдельными антропометрическими признаками (двумя, тремя и более признаками).

Массо-ростовой индекс (Кетле 1) применяется в периоде новорожденности и отражает питание ребенка во внутриутробный период. Вычисляется как отношение массы тела (гр) при рождении к его длине (см). При нормотрофии величина индекса составляет 60-70.

паратрофия ожирение гигантизм нанизм

Снижение этого показателя свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.

Индекс Чулицкой (упитанности) - применяется у детей первого года жизни и отражает питание ребенка в этот период. Вычисляется по формуле:

три окружности плеча (см) + окружность бедра (см)+ окружность голени (см) - рост (см).

При нормотрофии величина индекса составляет 20-25; при гипотрофии - она снижается.

Индекс Эрисмана - применяется во все периоды детства и отражает особенности телосложения (степень развития грудной клетки).

Вычисляется по формуле: окружность груди (см) - полурост (см).

На первом году жизни значение индекса составляет 10- 13 см.

Индексы пропорциональности (длина ноги к высоте верхнего лица и др.)

Гипотрофия расстройство питания, характеризующееся различной степенью дефицита массы тела.

При гипотрофии I степени толщина подкожной клетчатки снижается на всех участках тела, кроме лица. В первую очередь истончается на животе. Дефицит массы составляет 11-20 %

При гипотрофии II степени потеря массы тела составляет 25-30 %. Ребёнок отстает в росте и нервно-психическом развитии. Подкожный слой сохраняется только на лице, особенно истончен он на животе и конечностях

При гипотрофии III степени потеря массы тела составляет более 30 %. Внешне -- крайняя степень истощения, кожные покровы бледно-серого цвета, полностью отсутствует подкожный жировой слой

Паратрофия -- хроническое расстройство питания у ребенка с массой, близкой к нормальной по его возрасту и длине тела.

Этиология

Основной причиной развития паратрофии является неправильное кормление ребенка с нарушением рационального соотношения между основными пищевыми ингредиентами и перекормом углеводами (избыточное количество сладких соков, чая, несколько прикормов из каш в день, злоупотребление бананами, печеньем, использование при приготовлении адаптированных смесей большего количества сухого порошка, чем положено), белками (большое количество цельного коровьего молока, творога, и др.). Способствуют развитию паратрофии лимфатико-гипопластическая и экссудативно-катаральная аномалии конституции, частые инфекционные заболевания, анемии.

С преобладанием массы тела над ростом.

С избыточными массой тела и ростом.

С нормальными массой тела и ростом.

Гипостатура -- это одинаковое отставание роста и массы тела у детей первого года жизни в сравнении со средними нормативными показателями соответствующего возраста.

Длина тела при гипостатуре меньше нормативных данных на 5-10 см (у старших лиц -- на 15-20 см). При этом фактическая масса тела хотя и меньше средних показателей, тем не менее, отвечает росту ребенка.

Причиной гипостатуры чаще всего является недостаточное количество белка и витаминов, начиная с внутриутробного периода и на первом году жизни.

Ожирение -- это хроническое заболевание, проявляющееся избыточным развитием жировой ткани, которое при прогрессирование течения осложняется нарушением различных функций и систем организма.

Детское ожирение - это проблема, которая беспокоит врачей и ученых всего мира. Они проводят многочисленные исследования для того, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. С каждым годом количество детей с избыточным весом значительно увеличивается, что представляет угрозу для подрастающего поколения. Ожирение у детей может развиться в любое время, но чаще всего пик развития приходится на 5-7 лет, а также период полового созревания.

В чем опасность детского ожирения?

В зависимости от массы ребенка выделяют 4 степени ожирения. Первая характеризуется превышением массы от нормы примерно на 15-25%. При второй степени превышение составляет от 26 до 50%. Третья стадия начинается от 51%. Четвертая стадия ожирения - это превышение допустимой нормы более чем на 100%.

Зачастую детское ожирение сопровождается рядом заболеваний, которые ранее считались сугубо взрослыми. У подростков может наблюдаться высокий уровень холестерина, остеоартрит, повышенное давление, диабет. Избыточный вес негативно сказывается на здоровье с возрастом. У девочек возможны в будущем проблемы с зачатием и вынашиванием ребенка. Врачи утверждают, что детское ожирение через 10-15 лет грозит бесплодием, заболеваниями позвоночника и суставов, пищеварительного тракта, варикозным расширением вен, сексуальными расстройствами. Могут быть и другие смертельно опасные осложнения - инсульт, инфаркт миокарда, почечная недостаточность.

Ученые дают печальный прогноз: подростки и дети, страдающие ожирением, не доживут до 60 лет. Статистика показала, что тучные люди живут в среднем на девять лет меньше, чем люди, имеющие нормальный вес. Ожирение может стать одной из главных причин смерти, многие медики считают ожирение даже более опасным, чем курение. Поэтому лечить детское ожирение нужно обязательно.

Главные причины детского ожирения

Избыточный вес у детей связан со многими факторами. Главная причина - это неправильная культура питания. Для ребенка очень опасна пища, содержащая большое количество жиров, а именно такую предлагают всевозможные фастфуды. У любителей сендвичей и выпечки суточная калорийность питания увеличивается до 30%, а при этом энергия почти не расходуется.

Вторая причина ожирения у детей - малоподвижный образ жизни. Гиподинамия - это понятие, которое все чаще встречается в медицине. Отсутствие физических нагрузок, сокращения мышц, ограничение двигательной активности влечет за собой нарушение обмена веществ, уменьшение кровоснабжения тканей, снижение тонуса сосудов. Развитие технического прогресса негативно сказывается на увлечениях детей. Компьютер и телевизор вытесняет активные игры во дворе.

Третьей причиной является генетическая предрасположенность к дефекту обмена веществ. Например, нарушение баланса ферментов липогенеза и липолиза в сторону повышения первых. Кроме того, причиной тучности детей может быть строение и особенность распределения жировой клетчатки, которая также передается по наследству. К наследственному ожирению относятся синдромы Барде-Бидля, Альстрема.

Гигантизм и акромегалия - это два родственных заболевания (точнее, одно заболевание, две возрастных вариации), которые возникают в результате нарушения работы эндокринной системы. Течение болезни хроническое, вызывается аденомой гипофиза, впервые проявляется в подростковом или раннем детском возрасте. При заболевании возникают изменения в органах, которые сводятся к их гиперплазии и истиной гипертрофии, как правило, связано это с разрастанием мезенхимальных тканей. Отмечается разрастание стромы и паренхимы всех органов, легких, печени, сердца, поджелудочной железы, селезенки и кишечника. С развитием заболевания происходят склеротические изменения органов, параллельно развивается их недостаточность. Во всех органах повышается риск развития опухолей, как доброкачественных, так и злокачественных. Гигантизм - это заболевание, проявляющееся в детском возрасте, характеризуется заболевание чрезмерным ростом костей, значительно превышающим физиологические нормы. Увеличиваются органы и мягкие ткани. У подростков после определенного момента происходит окостенение хрящевых тканей и дальнейший рост костей становится невозможен, развивается акромегалия. Тело продолжает расти, но уже не в высоту, а в ширину, растут преимущественно мягкие ткани, масса внутренних органов увеличивается, происходят соответствующие нарушения метаболизма. Акромегалия -- прогрессирующее увеличение размеров кистей, стоп, нижней челюсти, грудной клетки, внутренних органов вследствие чрезмерной секреции СТГ. Развивается по завершении окостенения эпифизарных хрящей. У детей (до завершения остеогенеза) развивается гипофизарный гигантизм.

Этиология

  • * Продуцирующая СТГ аденома гипофиза
  • * Часто аденома вызывает разрушение турецкого седла, что и наблюдают на рентгенограмме черепа в боковой проекции; в других случаях для визуализации опухоли используют КТ или МРТ; иногда опухоль не визуализируется
  • * Гистология: как правило, ацидофильные аденомы
  • * Иммуноцитохимия: соматотрофные клетки
  • * Наследуемые и семейные формы:
  • * соматотрофинома (* 102200, ген SMTN, Ilql3, R): сочетание акромегалии и гигантизма с acanthosis nigricans, галактореей
  • * Розенталя-Клопфера синдром (*102100, R): сочетание акромегалии и гигантизма с пахидермией складчатой (мощные складки кожи шеи и затылка)
  • * Акромегалоидного лица синдром (* 102150,R): утолщённые губы, веки, брови и складки слизистых оболочек, большой нос картошкой
  • * Мутации гена SMTN(l Iql3): развиваются соматотрофинома и последующая акромегалия
  • * Синдром Сотоса(17550, спорадические случаи): умеренная неврологическая и психическая симптоматика, ускоренный рост с чертами акромегалии, высокое содержание в крови валина, лейцина и изолейцина
  • * Гигантизм вследствие избыточной секреции соматолиберина (139190, 20qll.2, ген GHRF, R).

Клиническая картина

Избыточная секреция СТГ вызывает изменения в костях, мягких тканях, сказывается на метаболизме

  • * У детей и подростков избыточная секреция СТГ стимулирует линейный рост длинных трубчатых костей (гипофизарный гигантизм). Скорость роста превышает физиологические границы, однако он сравнительно пропорционален
  • * Рост мягких тканей и непропорциональное увеличение костей у взрослых вызывают отклонения, изменяющие внешность больного: увеличение кистей и стоп (особенно кончиков пальцев), огрубение черт лица, толстые кожные складки, лобные и носогубные морщины, увеличение носа и нижней челюсти, прогнатизм, появление промежутков между зубами
  • * Органомегалии (увеличение сердца, лёгких, печени, селезёнки, почек), утолщение кожи и интерстициальный отёк с опуханием и уплотнением мягких тканей
  • * Туннельные синдромы; особенно часто развивается синдром запястного канала
  • * Остеоартроз (поражаются как периферические суставы, так и позвоночник, проявляется крепитацией, на ранних стадиях -- гипермобильностью, на поздних -- ограничением движений в суставах)
  • * Поражение мышц (проксимальная мышечная слабость, судороги)
  • * Синдром Рейно (25%).

Лабораторные исследования

  • * Снижение толерантности к глюкозе, клинически выраженный диабет наблюдают у 10% больных
  • * Гиперфосфатемия вызвана увеличением канальцевой реабсорбции фосфатов (эффект СТГ)
  • * Гиперкальциурия
  • * Исследование синовиальной жидкости не выявляет признаков воспаления (концентрация лейкоцитов
  • * КФК сыворотки крови не изменена.

Рентгенологическое исследование

  • * Рентгенография черепа
  • * повышенная пневматизация придаточных пазух носа
  • * утолщение кортикального слоя костей свода черепа
  • * турецкое седло: расширение и углубление гипофизарной ямки
  • * Рентгенография суставов
  • * сужение суставной щели
  • * кистозные изменения эпифизов с формированием остеофитов
  • * клочкообртность дистальных фаланг
  • * штриховые тени
  • * следы отложения пирофосфата кальция в тканях сустава
  • * Рентгенография позвоночника
  • * расширение тел позвонков
  • * оссификация связок позвоночника.

Специальные исследования

  • * Электромиография -- без патологии
  • * Офтальмологическое исследование: сужение полей зрения.

Диагноз определяют клинические проявления. Изменения содержания СТГ и/или соматомедина С в крови подтверждают диагноз.

  • * Содержание СТГ определяют утром (в постели)
  • * Уровень выше 10 нг/мл свидетельствует в пользу акромегалии
  • * У здоровых людей через 1-2 ч после приёма 100 г глюкозы содержание СТГ становится ниже 5 нг/мл. У больных с акромегалией этого не происходит, но возможно парадоксальное повышение СТГ. Если базальный уровень СТГ значительно повышен (например, более 30-50 нг/мл), как это часто наблюдают при акромегалии, тест подавления секреции СТГ глюкозой не проводят.
  • * Соматомедин С. Содержание часто повышено у больных акромегалией с нормальным или пограничным уровнем СТГ.
  • * Транссфеноидальная резекция аденомы
  • * Различные виды внешнего облучения -- рентгенотерапия, телегамматерапия гипоталамо-гипофизарной области, облучение гипофиза протонным пучком -- очень медленно снижают уровень СТГ; возможно отсутствие эффекта в течение 3-10 лет от начала лечения, в некоторых случаях нормализации вообще не происходит
  • * Большие дозы эстрогенов (изолированно или в сочетании с андрогенами) снижают секрецию СТГ
  • * Бромокриптин в начальной дозе 2,5 мг 4 р/сут перед едой с -постепенным увеличением (средняя суточная доза 20-30 мг) -при галакторее, в качестве предоперационной подготовки и после лучевой терапии
  • * Октреотид по 0,05-1 мг п/к 2-3 р/сут
  • * при отсутствии эффекта или невозможности проведения операции, лучевой терапии или применения бромокриптина
  • * В перспективе -- препараты соматостатина длительного действия
  • * НПВС -- при поражении суставов. Противопоказания. Бромокриптин противопоказан при эссенциальном и семейном треморе, хорее Хантингтона, тяжёлой форме артериальной гипертёнзии, эндогенных психозах, повышенной чувствительности к алкалоидам спорыньи.

Меры предосторожности

  • * Следует соблюдать осторожность при назначении бромокриптина водителям транспорта, при язве желудка
  • * Следует соблюдать особую осторожность при назначении октреоти-да при сахарном диабете, нарушении фунrций почек, холелитиазе.

Лекарственное взаимодействие

  • * Бромокриптин несовместим с алкалоидами спорыньи, алкоголем
  • * Блокаторы дофаминовых рецепторов (например, производные фенотиазина) ослабляют эффекты бромокриптина
  • * Эритромицин повышает концентрацию бромокриптина в плазме крови
  • * Октреотид изменяет эффекты пероральных противодиабетических средств, глюкагона, инсулина.

Нанизм (nanismus; греч. nanos карлик; синоним: дварфизм, карликовость, наносомия, микросомия) -- патологическое состояние, характеризующееся аномальной низкорослостью (ниже 130 см у мужчин и ниже 120 см у женщин). Нанизм -- проявление и один из симптомов генетически обусловленных нарушений роста, а также нарушений роста при ряде эндокринных и неэндокринных заболеваний. Наиболее частыми причинами гипофизарного Н. обычно являются генетически обусловленные нарушения. Помимо генетически обусловленных форм Н., выделяют церебральный Н., связанный с нарушением центральной регуляции роста в результате врожденных или приобретенных поражений головного мозга, и примордиальный Н., обусловленный нарушением эмбрионального развития.

Симптомы гипофизарного нанизма

Задержка роста выявляется в первые месяцы жизни ребенка, реже - в период полового созревания. Тело сохраняет пропорции, свойственные детскому возрасту.

Отмечаются отставание дифференцировки и окостенения скелета от возраста, задержка смены зубов. Кожа сухая, бледная, морщинистая; слабое развитие подкожной жировой клетчатки, иногда избыточное отложение жира на груди, животе, бедрах. Мышечная система у таких больных развита заметно слабее.

При нанизме отмечается снижение выработки половых гормонов (гипогонадизм), что проявляется в виде недостаточности полового развития. У мужчин, страдающих данным заболеванием, половые железы и половой член уменьшены по сравнению с возрастными нормами, мошонка недоразвита, наблюдается отсутствие вторичных половых признаков. У женщин гипогонадизм проявляется в виде отсутствия менструации, недоразвития молочных желез и вторичных половых признаков.

Умственное развитие нормальное. При неврологическом обследовании могут быть выявлены признаки поражения нервной системы.

Для больных характерно уменьшение размеров внутренних органов, нередки гипотензия (снижение артериального давления), брадикардия (учащение сердцебиения). Возможны явления вторичного гипотиреоза.

Причины гипофизарного нанизма (карликовости)

Большинство форм гипофизарного нанизма относится к генетическим заболеваниям. Большую группу больных составляют больные с различными видами патологий центральной нервной системы, возникшими внутриутробно или в раннем детском возрасте. В основе патологии лежит недоразвитие, киста, атрофия или отсутствие гипофиза. Нанизм может быть также вызван травматическим повреждением гипоталамо-гипофизарной области, что часто возникает при многоплодной беременности. Немаловажную роль в развитии заболевания играет роль инфекционные и токсические повреждения (внутриутробные вирусные инфекции, туберкулез, сифилис, малярия, заболевания в раннем возрасте, менингоэнцефалит, сепсис), которые могут повреждать сам гипофиз, гипоталамус.

Дополнительными факторами, усугубляющими нарушение физического развития при нанизме, могут быть неполноценное, несбалансированное питание и неблагоприятные условия внешней среды, а также хронические заболевания (гломерулонефрит, цирроз печени и др.)

Существует несколько типов гипофизарного нанизма, в число которых входит и пропорциональная карликовость.

Лечение гипофизарного нанизма

С целью стимуляции роста применяют прерывистые курсы лечения анаболическими стероидами.

Больным с клиническими проявлениями гипотиреоза назначают соответствующие препараты для лечения данного заболевания.

Для стимуляции полового развития после закрытия зон роста назначают половые гормоны.

Больным показана диета с увеличенным содержанием белков, витаминов.

Прогноз гипофизарного нанизма

Прогноз заболевания зависит от причин и динамики его основной причины. При генетическом гипофизарном нанизме своевременное лечение значительно улучшает прогноз жизни и трудоспособности больного. Они нередко могут выполнять любую работу, не связанную с физическим и значительным нервно-психическим напряжением.

В тех случаях, когда трудоспособность больных ограничена, то они становятся инвалидами III группы. При очень малом росте и крайней физической слабости устанавливают инвалидность II группы.

В этой статье:

Говорить об отставании в физическом развитии ребенка можно только после того, как врачи проведут ряд необходимых обследований и поставят диагноз. До этого момента родители могут делать лишь предварительные заключения, основанные на наблюдениях за малышом, но ни в коем случае не на сравнении его с другими детьми его возраста.

Важно понимать, что каждый ребенок растет и развивается в своем ритме. Одни опережают сверстников в физическом развитии, другие же, наоборот, демонстрируют некоторое отставание, которое, тем не менее, нельзя считать серьезным отклонением от нормы.

Итак, когда нужно начинать задумываться о том, что физическое развитие малыша не соответствует его возрасту? После года уже можно наблюдать за попытками крохи делать шаги, произносить первые слова. Нормой считается освоение навыков ходьбы до 14 месяцев и начальных речевых навыков до двух лет. Естественно, что небольшие отклонения от нормы не могут послужить поводом для волнения, однако уже в этом случае нужно будет усилить наблюдение за малышом, фиксируя малейшие продвижения вперед.

Что собой представляет задержка физического развития?

О задержке физического развития ребенка принято говорить в случаях, когда налицо отставание его по ряду антропометрических
показателей. Достаточно часто проблема усугубляется отставанием в сфере формирования познавательных и моторных навыков.

Специалисты говорят о задержке физического развития в случаях, когда антропометрические показатели опускаются ниже 3-5 процентиля либо же заметно снижаются за короткий срок. Принято разделять отставание в физическом развитии на вызванное заболеваниями и спровоцированное социальными условиями.

Причины задержки физического развития

На задержку в физическом развитии детей оказывают влияние самые разные причины:

  • педагогическая запущенность;
  • биологические факторы;
  • социальные факторы.

Когда речь идет о педагогической запущенности, то подразумевают серьезные пробелы в воспитании малыша, не связанные
с мозговой деятельностью. В таких случаях дети совершенно здоровы, при этом неспособны усваивать простую информацию, не знают элементарных вещей.

Родители и педагоги просто обязаны приобщать детей к умственной работе, поощряя их даже незначительные достижения. В противном случае способность к обучению и усвоению новой информации у них будет заметно снижаться. Как правило, проблему такого характера можно решить, если правильно выстроить схему работы с малышом.

Несколько иначе дело обстоит с задержкой психического развития, которая также может вызывать отставание в физическом развитии. Обычно такие дети отличаются несоответствующим возрасту поведением, несмотря на то, что работа мозга осуществляется без существенных нарушений. Ребята с ЗПР быстро утомляются, неспособны долго концентрировать внимание и выполнять задание до конца.

На отставание в физическом развитии ребенка также могут влиять и биологические факторы, связанные со сложным протеканием беременности, нарушением правил здорового образа жизни во время вынашивания ребенка матерью, тяжелые роды,
патологии, а также перенесенные внутри утробы или в первые месяцы жизни серьезные инфекции.

И, наконец, социальные факторы, влекущие за собой отставание в физическом развитии, подразумевают за собой тотальный контроль со стороны взрослых, неадекватное отношение к ребенку, а также стрессы, перенесенные в младшем возрасте.

Как определить, что ребенок отстает в развитии?

Как проявляется отставание детей в физическом развитии? Внешние признаки могут быть разными, начиная от задержки роста и набора массы и заканчивая потерей подкожного жирового слоя, облысением и белковым истощением. Чаще всего задержка в физическом развитии проявляется именно отставанием в росте и наборе массы.

Специалисты
определяют уровень задержки, анализируя все антропометрические показатели, соответствующие возрасту ребенка. В процессе учитывают особенности ребенка, степень доношенности, возможные перенесенные им недавно заболевания, способные оказать влияние на процесс развития. У малышей, которые появились на свет недоношенными, допускаются некоторые отклонения в физическом развитии, на которые влияют продолжительность их недоношенности.

Отставание в физическом развитии может быть нескольких типов:

  • легким;
  • умеренным;
  • тяжелым.

Чаще всего первым признаком задержки в развитии является медленный набор массы тела, со временем можно заметить и изменения показателей роста.

Особенности диагностики задержки физического развития

Важно понимать, что лабораторные исследования не дают полную картину, поэтому проводятся скорее для ее дополнения. Чтобы отличить заболевания эндокринного характера от семейной низкорослости, обязательно определяют костный возраст. Дополнительно обследуют щитовидную железу ребенка, проводят МРТ и ряд дополнительных исследований.

Диагностировать задержку физического развития ребенка можно на основании полученных в результате обследования клинических данных, а также по результатам наблюдений за взаимоотношениями в семье и опроса родителей.

Очень важно, чтобы малыш рос в спокойной, дружественной атмосфере, получал достаточное для его возраста питание, а также не имел сложностей с его усваиванием.

Чаще всего малыш не получает достаточного питания из-за некомпетентности родителей в этом вопросе, из-за низкого материального достатка, из-за халатности родителей. В первые месяцы жизни малыш должен получать достаточное количество грудного молока или адаптированной под него смеси каждые 2-3 часа. Врачи обязаны выяснить, какое питание получал ребенок в первые месяцы, через какие
промежутки времени и какой была реакция родителей на беспокойство крохи между кормлениями.

Достаточно часто неспособность малыша усваивать необходимое количество молока в первые месяцы жизни связана с анатомическими аномалиями: увеличенными небными миндалинами, аденоидами, сокращениями мышц полости рта. Именно поэтому, диагностируя отставание в физическом развитии, врачи просто обязаны принимать во внимание возраст малыша и общую клиническую картину, воссозданную на основе подробной беседы с родителями.

Лечение задержки физического развития

Для того чтобы лечение было успешным, необходимо выявить основную причину, которая привела к отставанию развития. Так, например, если причина в вызывающим задержку роста заболевании, то необходимо сосредоточить терапию именно на нем. Если ребенок медленно растет и набирает вес из-за семейной генетики, стоит прекратить попытки воздействовать на процесс, ведь в результате показатели роста будут так или иначе связаны с показателями роста родителей.

Если основная причина задержки физического развития - это дефицит гормона роста, то решением может стать соответствующая терапия с его включением. Правильно подобранная
терапия поможет малышу в первый год прибавить от 8 до 13 см, а в последующие – до 6 см в год.

Независимо от того, какая причина оказала основное влияние на задержку в росте и наборе массы ребенка, необходимо позаботиться о том, чтобы в семье был налажен режим дня, практиковалось правильное питание, преобладала спокойная атмосфера.

Если речь идет о малышах первого года жизни с ярко выраженной задержкой физического развития, связанной с социальными причинами, после 6 месяцев кормить их необходимо преимущественно густой пищей в течение получаса. В это время важно, чтобы ребенок не отвлекался. Дети после года могут есть за общим столом со взрослыми.

Крайне важно не заставлять малыша есть против воли. Вода, соки и другие низкокалорийные продукты в рационе должны быть в меньшинстве, тогда как высококалорийная пища, такая как масло, сыр, сливки, обязательно должна входить в ежедневный рацион.

Каких последствий опасаться?

Во многом осложнения будут связаны с заболеванием, которое стало причиной отставания в физическом развитии. Так, например, если задержка роста связана с болезнью Иценко-Кушинга, то возможны
проблемы с сердечно-сосудистой системой, давлением. Кроме того, осложнения могут проявиться в виде сахарного диабета или остеопороза, язвы желудка и пр.

Если ребенок страдает гипотиреозом, то возможны последствия в виде аритмии, увеличения щитовидной железы, а также общего снижения интеллектуальной деятельности, комплексов, вызванных несоответствием роста нормам.

Для того чтобы ребенок имел нормальный рост, он должен расти в способствующих развитию условиях, получая полноценное питание, необходимое для его возраста количество витаминов и микроэлементов. Отмечая низкорослость детей, важно своевременно обращаться к специалистам, которые помогут выявить причину и назначить программу для коррекции отставания.

Когда стоит думать о госпитализации?

О госпитализации имеет смысл говорить в случаях, когда у детей диагностируют сложную форму истощения, заметное отставание в росте. В стационаре ребенка обследуют для выявления истинной причины отставания в физическом развитии, назначат адекватное лечение. Как правило, срок госпитализации в этом случае не превышает 10 дней, в течение которых медики контролируют рацион детей, следят за их режимом дня.

Основная цель госпитализации - научить детей и родителей составлять правильный рацион сбалансированного питания и придерживаться его для стимуляции роста, независимо от причины отставания в физическом развитии.

О прогнозах

Самым опасным отставание в физическом развитии малыша считается в первый год жизни, независимо от того, какова причина проявления проблемы. Следует понимать, что постнатальный рост головного мозга наиболее активен в первые полгода, поэтому ребенок должен иметь подходящие условия для полноценного развития именно в этот период. У многих малышей, которым поставили диагноз «задержка физического развития», отмечают сбои в развитии эмоциональной сферы и сложности в социальной адаптации.

Если причина задержки - заболевания, прогноз может быть озвучен только после определения степени тяжести болезни и эффективности методики ее лечения. Детей с задержкой физического развития, независимо от причины, необходимо постоянно держать под присмотром, контролируя процесс эмоционального и когнитивного развития, при необходимости применяя коррекционные методы воздействия.

В заключение стоит отметит, что решить проблемы с задержкой физического развития у детей можно, но далеко не во всех случаях. Если дело в генетической предрасположенности к маленькому росту и несоответствующей возрасту массе, то, скорее всего, с этим придется жить всю жизнь.

В отдельных случаях помочь могут хирургическое вмешательство, массаж, сеансы физиотерапии, занятия со специалистами, практикующими работу по раннему развитию мозга. Особенно важной является атмосфера в семье. Родители должны быть уверенными в силах малыша, спокойными и ответственными, практиковать регулярные занятия в рамках программ раннего развития.

Важно понимать, что замедленное физическое развитие не может поставить крест на будущей жизни и судьбе ребенка. Часто именно своевременное определение причины отставания поможет эффективнее устранить проблему и позволит малышу догнать и даже перегнать сверстников с верой в себя, свои силы и навыки.


При первоначальной постановке на воинский учет или при призыве на военную службу данные лица подлежат обследованию эндокринологом. Данные лица признаются временно не годными к военной службе на 12 месяцев. При сохраняющемся недостаточном физическом развитии освидетельствование проводится по пункту «а».

Прохождение медкомиссии: недостаточное физическое развитие

Как правило, оценка физического развития в армии - это стандартная процедура медкомиссии. Врачи фиксируют вес и рост молодого человека, а на основе этих данных будет определяться индивидуальный показатель физического развития (имеется ли отклонения в стороны дистрофии или ожирения). Данный показатель называется индекс массы тела (ИМТ). Как правильно рассчитать и в какую группу относительно вашего возраста вы попадаете, можно узнать на страничке «Призывнику» на нашем сайте.

Кроме того, при оценке физического развития учитывают развитие функциональных особенностей/состояния, к которым относят выносливость, гибкость, ловкость, реакция, мышечная сила. Однако часто можно спутать с физической подготовкой. Конечно, чем лучше призывник подготовлен к будущему военному обучению, то вписаться в рабочий ритм ему будет проще. Если же у молодой человек проводит сидячий образ жизни, то в армии ему придётся не сладко. Поэтому многих интересует вопросы освобождения от армии при слабой физической подготовке и дефиците веса. Подробнее разберём этот вопрос. В Расписание болезней есть статья, по которой в армию не берут при недостаточном физическом развитии, это статья за номером 86. Читаем и видим следующие указания. Непризывную категорию годности «В» (освобождение от армии в мирное время с выдачей военного билета) получают призывники, если их масса тела менее 45 кг и/или рост менее 150 см. То есть о физической подготовке не подразумевается. Для медкомиссии важны количественные показатели (рост, вес, ИМТ), по ним и определяется годность к службе. Если вы подходите под выше описанный критерий, и думаете, что пройдёте медкомиссию с первого раза, то вы ошибаетесь. Для установления категории годности «В» призывника направят на дообследование эндокринологом при первоначальной постановке на учёт. Поэтому сначала присваивают временную категорию годности «Г» сроком до одного года. Если же за указанный промежуток времени молодой человек не устремился ввысь и его рост не превысил минимальный рубеж в 150 см, то он заслуженно получает освобождение от армии. То же самое при сохранении веса менее 45 см - не берут в армию при недостаточном физическом развитии. Для повторного прохождения медкомиссии призывник должен предоставить показатели веса и роста в динамике, то есть наблюдаться в течение года у врача, пройти обследование на наличие сдерживающего развитие заболевание и даже пройти лечение. Если причины не будут найдены, лечение не изменит ситуацию, то призывник останется дома.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА РФ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Карцева Т.В., Дерягина Л.П.,

Тимофеева Е.П.

Физическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений физического развития.

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов

Новосибирск – 2008

Физическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений физического развития.

Карцева Татьяна Валерьевна – д.м.н., доцент, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней НГМУ.

Дерягина Людмила Петровна - к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ.

Тимофеева Елена Петровна – к.м.н., ассистент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ.

Рецензенты:

Щедрина Анна Григорьевна – д.м.н., профессор кафедры восстановительной медицины НГМУ.

Лопушинский Алексей Болиславович – доцент, заведующий методическим кабинетом НГМУ

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов, изучающих курс пропедевтики детских болезней.

I ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..2

II ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1. Закономерности физического развития детей………………………………..2

2. Факторы, определяющие рост…………………………………………………4

3. Изменение антропометрических показателей в процессе роста и развития детей …………………………………………………..….……..8

4.Методы определения физического развития……………………….………..10

5. Соматоскопия…………………..

6. Методика антропометрических исследований………………….………….12

6. Оценка физического развития детей…………………………….…………..17

7. Оценка уровня биологической зрелости…………………………………….20

III ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1. Формирование пола………………………………………………….……….41

2. Гормональная регуляция………………………………………………….….43

3. Половое развитие мальчиков………………………………………….……..44

4. Половое развитие девочек…………………………………………..….…….47

5. Методика исследования полового развития…………………………...……50

6. Оценка полового развития……………………………………………….…..54

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…….70

V СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….70

Предисловие

Кафедра пропедевтики детских болезней на педиатрическом факультете медицинских ВУЗов – одна из первых начинает профессиональную подготовку педиатра. В результате изучения пропедевтики детских болезней у студентов формируются важные профессиональные навыки обследования здорового и больного ребенка, основы клинического мышления, а также медицинской этики и деонтологии.

Учебно-методическое пособие составлено на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040200 «Педиатрия». Учебно-методическое пособие для студентов составлено в соответствии с учетом требований к методическим пособиям педагогических кафедр высших учебных заведений.

Целью настоящего учебно-методического пособия является оказание помощи студентам медицинских ВУЗов в освоении навыков оценки физического развития у детей в связи с учётом их возрастных анатомо-физиологических особенностей, выявления ведущих синдромов нарушения физического развития и их своевременной коррекции.

Цель занятия: Овладеть методикой оценки индивидуального физического развития детей клиническим и антропометрическим методами, определения особенностей телосложения, биологической зрелости детей различного возраста, выявления своевременности появления вторичных половых признаков.

Студенты будут:

1-й уровень – ЗНАТЬ:

    Факторы, оказывающие влияние на физическое развитие.

    Законы увеличения роста и массы детей в различные периоды детства.

    Пропорции тела.

    Сроки полового созревания.

    Признаки нарушения физического развития и факторы, их вызывающие.

    Семиотику нарушений физического развития.

2-й уровень – ПОНИМАТЬ:

    Роль физического воспитания для гармоничного развития ребенка.

    Значение антропометрических измерений в оценке индивидуального физического развития.

    Основные закономерности роста и развития детей.

    Причины нарушений физического развития детей.

3-й уровень – УМЕТЬ:

    Выполнять методику соматоскопии и антропометрии.

    Оценить индивидуальное физическое развитие ребенка по ориентировочной карте, разработанной на кафедре, клиническим и антропометрическим методами, по эмпирическим формулам, центильным методом, методом сигмальных отклонений.

    Оценивать тип телосложения, тип конституции.

    Оценивать биологическую зрелость.

    Оценивать своевременность появления вторичных половых признаков.