Службы раннего вмешательства форма работы. Принципы организации программ раннего вмешательства. Центры раннего вмешательства на территории СНГ

Раннее вмешательство – залог успешного развития детей

Куклина Наталья Вячеславовна – педагог-психолог ГБОУ Республики Марий Эл «ЦЛПДО с.Русские Шои»

На современном этапе развития одним из актуальных направлений психологии и педагогики во многих странах мира является контроль за психическим здоровьем детей с самого раннего возраста, который осуществляется специальными государственными службами.

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения.

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики в России, как и во всем мире. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка - дошкольный и школьный - уже, можно сказать, педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания и обучения детей с разными типами нарушений развития. Что же касается периода от рождения до 3 лет, он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает прежде всего здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не сенсорное, умственное и эмоциональное развитие.

Предполагается, что раннее воспитание - дело родителей, однако педагогическая неграмотность большинства родителей никак не способствует успешному воспитанию ребенка с отклонениями в развитии в домашних условиях. Чтобы успешно делать это, необходимо располагать определенными специальными знаниями. Но родителям негде получить такие знания, некуда обратиться за советом: в стране до сих пор нет системы психолого-медико-педагогических консультаций, куда можно было бы прийти с ребенком и получить квалифицированные рекомендации от специалистов.

Важнейшей причиной актуальности проблемы ранней коррекции нарушений развития является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками развития неуклонно увеличивается. По мнению американских специалистов, они составляют около 40% всех рождающихся детей. Наши педиатры считают, что число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 85 % новорожденных.

Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.

При обсуждении проблемы раннего воспитания и ранней коррекции часто говорят о важности и необходимости использования сензитивных периодов в развитии различных функций. При этом обычно принято считать, что сензитивные периоды в развитии психофизиологических функций и психических процессов у детей с недостатками физического и умственного развития и у нормально развивающихся совпадают по их отнесенности к возрасту ребенка.

Хорошо известно, что и среди нормально развивающихся детей существует некоторый разброс показателей времени созревания нервных структур.

Поэтому очень важно не упустить сензитивный период развития той или иной функции.

Сензитивные периоды развития ребенка

Помните сказку про Машеньку и трех медведей? Машенька пошла погулять в лес вопреки предостережениям родителей. Заблудившись, она увидела в лесу домик и вошла в него. На столу стояли три чашки с кашей. Усталая и голодная Машенька попробовала ее. В первой чашке каша была слишком холодной. Во второй- слишком горячая. А в третьей- в самый раз. Потом Машенька прошла в комнату и попробовала посидеть на каждом из стоявших там трех стульев. Первый стул был слишком жестким, второй- слишком мягким, зато третий – в самый раз. И, наконец, в спальне тоже третья кровать оказалась «в самый раз». Мы, как педагоги и родители должны создать среду, в которой все для ребенка было «в самый раз».

Все: мебель, учебные занятия, социальные отношения. Одежда. Распорядок, ритуалы, -все должно быть в самый раз, чтобы каждый ребенок смог полностью реализовать свой потенциал. Никто не знает, что побудило Машеньку отправиться в лес. То, что побуждает детей познавать мир, Монтессори называла «сенситивными периодами». Каждый из них побуждает ребенка искать в окружающей среде предметы, явления, отношения, которые помогут развить его уникальные задатки.

Каждый ребенок может стать «Моцартом» или «Пикассо», если, конечно все в среде, окружающей ребенка, будет «как раз».

У Монтессори-педагогов есть три мощных средства, позволяющих все сделать «как раз». Первое- знание сенситивных периодов. Второе- знание о том, как создать среду, способную удовлетворить каждый сенситивный период. Третье- умение наблюдать.

Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще –вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса в течении некоторого узкого промежутка времени.

Человеку никогда более так легко не удается овладеть определенными знаниями, так радостно учиться, как в соответствующий сенситивный период.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей или нет.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности:

  1. знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;
  2. предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент.

Отсюда следует необходимость динамической диагностики развития детей, определения индивидуальных особенностей развития ребенка в определенный период времени.

Протекание каждого сенситивного периода характеризуется более или менее медленным началом, которое довольно трудно заметить, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»; затем наступает этап наибольшей интенсивности, который наблюдать довольно просто; и более или менее медленный спад интенсивности.

Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

От рождения до шести лет

Ребенок от рождения до трех лет (Мария Монтессори характеризовала его как «духовный эмбрион») представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.

В обычной, житейской ситуации этот процесс, к сожалению, часто пускается взрослыми на самотек, хотя им предоставлена уникальная возможность целенаправленно воспользоваться знаниями о нем.

И если необходимость «подготовки ребенка к школе» в целом понятна для родителей, воспитателей и учителей, то важно осознать, что столь же важная задача есть и на период «подготовки ребенка к детскому саду». Речь здесь ни в коем случае не идет о каких-либо знаниях, которыми надо «напичкать» ребенка перед детсадом. Важно знать и учитывать законы его развития и не нарушать их.

В возрасте от трех до шести лет ребенок, согласно Марии Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. При благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню способности к различению может достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир намного тоньше, чем взрослый (если ребенку предоставить необходимые упражнения для органов чувств.

Сензитивный период развития речи

Длится в среднем от рождения до шести лет, начинаясь до появления ребенка на свет.

В возрасте около года сознательно выговаривает первое слово.

С данного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.

Поэтому в этом возрасте важно постоянно разговаривать с ребенком, читать ему. При этом речь взрослого должна быть грамотной, ясной, четкой. Речь взрослого – это образец речи для детей. Ребенок должен знать, к чему нужно стремиться. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать в общении с ребенком «сюсюканье», придумывание упрощенного «детского» языка.

Около 1,5 лет ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он непосредственно, без обиняков, говорит о том, чего хочет и чего не желает.


В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно.


Наконец, в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.

Основная мысль Марии Монтессори состоит в том, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т.е. под принуждением (учится читать, писать и т.д.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Сензитивный период восприятия порядка

Длится от рождения до трех лет, наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. Монтессори говорит: «для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».


Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. На его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе.

В возрасте 2-2,5 лет он испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, который необходим ему в трех сферах: в окружающей его среде (помещении), во времени, в отношениях со взрослыми*.

Сензитивный период сенсорного развития

Длится от рождения до 5,5 лет. Высокий уровень развития органов чувств возможны лишь при специальной тренировке.

В это время проходят более короткие периоды, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон того или иного органа чувств. И он в разное время становится более восприимчив к цвету, форме, размерам предметов.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

От 1,5 до 5,5 лет этот период часто доставляет взрослым немало волнений: ребенок смело манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. А на само деле ребенка интересует проблема целого и части, он получает удовольствие от того, что на его глазах фарфоровая чашка при ударе об пол распадается на несколько частей. Таким образом, он ощущает, что мир делим и состоит из все более мелких частей.


Взрослые могут придать позитивный характер этому процессу, предоставив ребенку, например, упражнения в нанизывании на нитку бобов, плодов каштана с проделанными отверстиями, проталкивании бусин в отверстие в крышке баночки и т.п.

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить.

Еще в утробе матери ребенок начинает двигаться. После рождения он приобретает целый ряд двигательных умений и навыков: удерживает голову, удерживает игрушку, учится ползать, затем ходить и т.д. И каждый этап ребенок должен пройти – это заложено природой, и так или иначе скажется на его дальнейшем развитии. /беседа о ходунках/. В связи с этим дети не ползают, и как следствие – плохо говорят, так как ребенком не были освоены рецепрокные движения. В итоге даже в более позднем возрасте необходимо научить ребенка ползать – пассивно. (стулья – игрушка)

Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.


Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т.д.

На XX Международном психологическом конгрессе в Токио в 1972 г. подлинный фурор произвел доклад «Чтение до говорения». В нем были представлены материалы эксперимента, в ходе которого детям, начиная с первого года жизни, многократно демонстрировались буквы алфавита, что сопровождалось звучанием соответствующих фонем. Крупные изображения букв, кроме того, развешивались в кроватке ребенка и над ней. В результате такой подготовки дети начинали читать слова сразу же, как только овладевали их значением и произношением.

В своей знаменитой книге "Метод научной педагогики, применяемой к детскому воспитанию в домах ребенка" М Монтессори отмечает, что, начиная развивать какую-либо функциональную систему ребенка с опозданием, т. е. частично или полностью упустив сензитивный период, мы рискуем вообще никогда не добиться того уровня ее развития, который может быть достигнут при условии своевременной работы. Если же соответствующие воздействия применяются до начала сензитивного периода, они не вызывают интереса и активности ребенка и не приведут к ожидаемому эффекту. Напротив, они могут создать отрицательное отношение к занятиям.

Завершая обсуждение вопроса о психолого-педагогическом использовании сензитивных периодов, следует, очевидно, признать, что наиболее важным фактором развития в раннем возрасте при разных нарушениях развития является возможно более частая, сильная (в пределах оптимума) и длительная (но не истощающая) стимуляция функций, а также возможно более постоянное и полное подкрепление реакций детей на внешнюю стимуляцию.

Особое внимание должно быть обращено на помощь детям в возрасте 1 -2 лет, которая должна оказываться преимущественно в условиях семьи.

ЧТО ТАКОЕ РАННЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Раннее вмешательство строится на замечательных научных открытиях о формировании мозга и психики. Оказалось, что уже у новорожденного действуют сложные программы общения с другими людьми, а также программы наблюдения и исследования среды. С помощью этих программ ребенок получает и организует информацию. У него формируются понятия и правила, касающиеся как внешнего мира, так и собственного поведения. Создается и начинает использоваться язык.

Обнаружено также, что связи между нейронами высших отделов мозга, реализующих обработку информации, генетически заданы. Они создаются в период бурного роста мозга, который начинается у ребенка примерно в двухмесячном возрасте. Но для сохранения и укрепления этих связей необходимо поступление соответствующей информации. Иначе эти связи быстро разрушаются. Таким образом, и структура, и объем мозга, и интеллект ребенка

критически зависят от жизненного опыта, получаемого им в период первых трех лет жизни.

Понятно, что для общения необходим партнер. Таким партнером и является обычно мать ребенка. Она же определяет характер и разнообразие среды, в которой живет ребенок. Получается, что материнское поведение имеет решающее значение для раннего психического (интеллектуального, речевого, социального) развития ребенка. А само материнское поведение зависит от взглядов и знаний матери, от ее чувств к ребенку, от условий существования семьи и т.д.

Значит, - рассудили американские политики, - помощь детям надо начинать с раннего возраста, тогда она будет наиболее эффективной главным элементом ее должна стать оптимизация материнского поведения. Так возник Закон о раннем вмешательстве, Р199-457, принятый Конгрессом США в 1986 г.

Интерес к раннему вмешательству существует сейчас во всех развитых странах. На это есть две причины:

Современные технологии требуют от работника достаточно высокого интеллекта;

Число детей, которым грозит умственная отсталость или нарушения слуха, зрения, движений, высоко и продолжает расти.

Это, в большой мере, связано с тем, что медики научились теперь спасать те категории новорожденных, которые раньше погибали.

Специалисты в США считают, что наилучшим решением было бы применение такого подхода, который позволил бы оценивать развитие всех детей. Такой подход, в принципе, существует, основан он на том, что оценка развития базируется на информации, собираемой не психологом, а родителями ребенка. Родители отвечают на подробный вопросник относительно умений ребенка, наблюдая за его поведением в естественных домашних условиях.

Использование этого подхода в США тормозится тем, что он не может использоваться для опроса родителей с низким культурным уровнем, например, для тех, кто вообще не умеет читать.

Каждому ребенку требуется обычно помощь нескольких специалистов. Наилучшим подходом считается такой, когда специалисты объединены в одну команду (трансдисциплинарная модель раннего вмешательства), и все они вместе, с участием матери, обсуждают ребенка и вырабатывают индивидуальный план услуг семье.

Считается, что такой подход позволит обеспечить наиболее быстрое формирование нового типа специалистов - специалистов по детскому развитию, владеющих знаниями и навыками во всех областях развития ребенка. Совершенно очевидно, что такие специалисты срочно необходимы. Обязательное требование к ним: уметь вовлекать в работу родителей.

Практическое применение междисциплинарного знания, создание на государственном уровне в странах Запада системы «раннего вмешательства» характеризует одно из успешно развивающихся направлений деятельности ученых и педагогов последней четверти прошлого столетия. Реализация вариативных программ «раннего вмешательства» позитивно повлияла не только на развитие системы специального образования, но и коренным образом изменила жизнь людей, получивших возможность стимуляции развития в раннем возрасте. Сравнительные исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя медико-психолого-педагогическая помощь ребенку в условиях семьи с привлечением родителей в процессе коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в общество человека со специальными потребностями как равноправного члена. Одним из следствий такого прогресса является то, что подавляющее большинство детей с инвалидностью в западных странах воспитываются в условиях семьи (родной, ее заменяющей, специально организованной), а не в специализированных учреждениях вне дома.

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики в России, как и во всем мире. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка - дошкольный и школьный - уже педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания детей с разными типами нарушений развития. Что же касается периода от рождения до 3 лет, он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает прежде всего здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не сенсорное, умственное и эмоциональное развитие.

Одним из главных направлений развития и модернизации системы специального образования России является стабилизация деятельности существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений на основе создания в них специальной психологической службы и организации постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка. Традиционно существовали психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), которые занимались комплектованием специальных учреждений для детей с различными нарушениями развития. Хотя в работе комиссий участвовали квалифицированные специалисты, организация и условия их работы (ограниченность во времени обследования детей, невозможность при одноразовых обследованиях проследить динамику развития, отсутствие в их составе психологов и др.) не обеспечивали качества медицинской и психолого-педагогической диагностики. Нередки были случаи ошибочных диагнозов. На протяжении многих лет велись поиски путей, дополняющих работу психолого-медико-педагогических комиссий, разрабатывались критерии и методы психолого-педагогической диагностики и помощи.

Диагностикой на основе анализа факторов риска активно пользуются как специалисты лечебных и профилактических учреждений здравоохранения, так и службы ранней помощи семье с проблемным ребенком, созданной в образовании. Это обусловлено тем, что одной из задач в работе службы ранней помощи является своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем. Стремление дефектологов (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, Ж.И. Шиф и др.) были направлены на то, чтобы сделать изучение детей более объективным. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выгодского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о «зоне актуального развития» и о профилактике вторичных дефектов, «социального вывиха» оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в той области специального образования, которая затрагивает раннюю диагностику и стимуляцию развития младенцев и детей раннего возраста из групп медицинского, генетического и социального риска, а также имеющих врожденные дефекты развития. В основе всей коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями лежит положение о неразрывности психологии и педагогики. Основной принцип психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением был сформулирован известными отечественными исследователями Л.С. Выгодским, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожец, А.Н. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др. Эти теоретические положения являются основой для разработки методического обеспечения для работы с такими детьми. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сенситивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Однако в практически в ранние периоды развития дети с умственными и физическими недостатками лишь в единичных случаях получают необходимую психолого-педагогическую помощь.

При обсуждении проблемы раннего воспитания и ранней коррекции говорят о важности и необходимости использования сенситивных периодов в развитии различных функций. Хорошо известно, что и среди нормально развивающихся детей существует некоторый разброс показателей времени созревания нервных структур. Значительно больше такая неравномерность выражена среди детей с различными недостатками развития. При этом важно иметь в виду, что у этих детей сроки созревания разных структур задержаны в разной мере, в связи с разными формами и разной степенью выраженности органического повреждения, вызывающего то или иное нарушение развития.

В результате этой неравномерности значительно изменяются по сравнению с нормой не только сроки созревания отдельных функций, но и порядок соотношения их созревания во времени, что имеет важнейшее значение при формировании высших психических функций.

При формировании сложных функций при частичном дефекте одной из составляющих возможна опора не столько на обходные, сколько на вспомогательные пути. И в том и в другом случае необходима специально организованная коррекционная педагогическая работа. Рассчитывать на спонтанное развитие высших психических функций в случае нарушения развития какой-либо из более простых ее составляющих не приходится. Все сказанное о развитии высших психических функций в той или иной мере реализуется в практике специального обучения, однако, это делается в большинстве случаев без достаточно полных знаний о начале и длительности сенситивных периодов развивающих функций, а во-вторых, такая работа с детьми, имеющими недостатки развития, начинается слишком поздно.

Реальные обстоятельства создания службы психолого-педагогического сопровождения подчинены тем закономерностям, которые определились в исследованиях отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии в различные времена и в разных странах. Отражением этого отношения являются национальные системы специального образования как государственные институты. При этом развитие «национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориетациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогическим процессом» Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 1997. - № 4. - С.3-15.. Необходимо обязательное выполнение данных условий, несоблюдение каких-то из них приводит к сложностям в организации службы. Однако их применение ограниченно отсутствием государственной целостной системы выявления, учета, ранней диагностики и комплексной ранней помощи.

Деятельность служб ранней помощи является высокоэффективной, а вложенные в их создание и содержание затраты экономически оправданными, поскольку ориентированны на уменьшение количества детей, которые по достижении школьного возраста нуждаются в специализированном обучении. Эти службы обеспечивают образовательную и социальную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников, создают возможности для получения многими из них цензового образования. В результате коррекции в раннем возрасте до 30% детей, имеющих перинатальную патологию, к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект, на основе которого в период дошкольного детства возможна интеграция ребенка в коллектив сверстников.

Комплексная помощь в рамках раннего психолого-педагогического сопровождения как средство профилактики детской инвалидности.

Раннее психолого-педагогическое сопровождение - это новая область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии. Младенцы стали рассматриваться не как объекты деятельности, беспомощные, пассивные существа, рефлекторные реакции и поведение которых односторонне формируются в прямой зависимости от действий и поведения взрослых, но как активные субъекты совместной деятельности, развивающиеся в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, прежде всего с родителями, жадно ищущие этого социального взаимодействия и интенсивно участвующие в процессе своего развития.

Основные цели создания системы ранней помощи:

охват всех детей раннего возраста с ограниченными возможностями и их семей специализированной профессиональной помощью.

диагностика и коррекция отклонений в развитии детей, предупреждение возникновения вторичных нарушений.

подготовка детей к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения:

обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи.

определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего образования.

обучение и консультирование семьи.

оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца.

целевая работа по развитию сенсо-моторной сферы ребенка.

психологическая и правовая поддержка семьи.

ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.

координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенку в рамках индивидуальной программы развития.

Ценность:

компенсация недостатков развития.

реабилитация и социальная адаптация ребенка к реалиям окружающего мира.

концентрация внимания на личности ребенка, индивидуальный подход к его развитию.

Принципы:

сотрудничества, партнерства, открытости системы, коррекционной направленности.

комплексности, систематичности сопровождения, онтогенетический.

служба медико-психолого-педагогического сопровождения.

моделирование, проектирование и конструирование организационной, содержательной и методических сторон, профилактической, коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

психолого-педагогическая диагностика.

разработка и реализация индивидуальных программ развития детей.

дифференциация и индивидуализация обучения, индивидуальная коррекционная работа.

личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегративной основе.

коррекционные занятия специалистов.

интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей педагогов, врачей, родителей.

О проблемах психолого-педагогического сопровождения детей с комплексными нарушениями в развитии.

Изменилось отношение к детям наиболее тяжелой категории детей, имеющих комплексные нарушения. По мере развития специальной педагогики и психологии проблема сложных нарушений привлекает все более пристальное внимание отечественных и зарубежных исследователей. За последние года издан ряд нормативных документов, регламентирующих организацию содержания коррекционно-педагогической работы с данной категорией.

Результаты многочисленных исследований Данные исследований приводятся в статье М.В. Жигоревой. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии. // Коррекционная педагогика. Теория и практика. - № 5, 2007. свидетельствуют о том, что система оказания коррекционной помощи детям с множественными отклонениями, не обеспечивает должного развития. Сопоставительный анализ полученных данных показал, что в силу сложности структуры нарушения, дети данной категории не могут обучаться по специальным коррекционным программам, соответствующим какому-либо ведущему дефекту. Большинство педагогов выборочно используют имеющиеся программы. Большинство психологов за основу при обследовании детей с комплексными нарушениями в развитии берут разработанные диагностические материалы. Немногие пытаются составить индивидуальную диагностическую карту, выборочно прибегая к имеющимся диагностическим материалам. Педагоги и психологи проходят долгий путь, прежде чем определиться, как работать с ребенком, так как наблюдается дефицит разработок по их обследованию и обучению. Обнаруживается явная недостаточность осведомленности всех специалистов о существующих современных технологиях обучения и воспитания детей указанной категории.

Даже то, что создается специалистами, остается в пределах того учреждения, где они работают, в то же время созданное имеет кустарный характер и применяется хаотично, что естественным образом сказывается на результатах в целом.

Проблема по оказанию реальной своевременной помощи детям с комплексными нарушениями в развитии усугубляется еще и тем, что наблюдается некоторая односторонность в работе со стороны педагога и психолога. Работа психолога в специальных учреждениях сводится в настоящее время в основном к диагностической деятельности, как бесспорно очень важному этапу в работе с любым ребенком с отклонениями в развитии. Следует отметить, что из общего числа психологов, только треть регулярно проводят занятия, остальные либо проводят эпизодически, либо не проводят вообще. Высокий показатель в работе педагогов в отношении проведения занятий скорее всего свидетельствует о том, что дети занимаются в общем составе группы, однако результаты обучения детей с комплексными нарушениями весьма низкие. Соответственно такие дети нуждаются в индивидуальном подходе и определении путей коррекционной работы согласно их возможностям.

Анализ данных по вопросу организации работы с родителями детей с нарушениями развития позволяет выделить значительные расхождения: показатели в группе педагогов выше, чем показатели в группе психологов. Это объясняется прежде всего тем, что пребывание ребенка в специализированном учреждении и соответствующей группе так или иначе обуславливают определенный контакт с родителями педагогов. Одной из причин, снижающей эти показатели по данному вопросу является то, что многие дети находятся в учреждении интернатного типа и соответственно на долгое время остаются без внимания со стороны родителей, в свою очередь это приводит к эпизодическим встречам специалистов и родителей, а именно в момент посещения учреждения, чтобы сопровождать ребенка домой и обратно. Показатель эпизодического сотрудничества с родителями психологов связан в большей степени лишь с диагностическим этапом работы с детьми.

Ключевой фигурой, обеспечивающей качество образовательного процесса, является хорошо подготовленный специалист. Дети со множественными нарушениями имеют специфические особенности, в силу которых знания и умения специалиста приобретают большое значение, что требует от педагога и психолога дополнительной подготовки, включающей овладение разнообразными технологиями обучения и воспитания практически всех направлений специальной педагогики и психологии. Особое внимание следует уделить проблеме подготовки специалиста с данной категорией детей. Наряду с теми личностными и профессиональными характеристиками, знаниями, умениями и установками педагога и психолога, которые существенны для стимулирования развития детей, имеющих различные сочетания нарушений, особую значимость приобретают такие особенности, как широта и масштабность мышления, склонность к обобщению, гибкость в выдвижении разнообразных идей, способность импровизации.

Важнейшим составляющим фактором развития детей с комплексными нарушениями развития являются не только условия обучения, но и особенности семейного воспитания. В связи с этим большой интерес представляет анализ семейного влияния на ход развития ребенка. Важность постановки такой задачи связана с особыми условиями современного этапа развития системы образования, когда в практике обучения так же как и в сознании родителей, присутствуют понятия ценности отношения к обучению детей, предполагающие иное понимание своего предназначения в жизни ребенка. Пропаганда знаний о целях, задачах и содержании работы родителей становится частью коррекционной работы. Правильно построенная деятельность родителей может оказывать влияние на формирование мотивационно-личностных установок ребенка, способствовать в достижении определенных целей.

поведение младенец ранний вмешательство

Принципы организации программ раннего вмешательства. Одними из наиболее важных черт программ раннего вмешательства являются семейно-центрированность и групповой, командный принцип работы ее сотрудников.

Семейно-центрированность. Результаты исследований в области младенчества, взаимодействия младенца и матери, семей младенцев с риском отставания в развитии привели к осознанию необходимости разрабатывать программы, направленные не только на детей, но и на семьи, в которых происходит их развитие, или по крайней мере на диады «мать--младенец». Обобщение множества данных о влиянии качества раннего взаимодействия на формирование привязанности младенца и матери и последующее социально-эмоциональное развитие и формирование личности ребенка привело к созданию семсйно-центрированных программ раннего вмешательства, ориентированных на организацию первичного социального окружения ребенка, на взаимодействие матери и младенца.

В настоящее время общепризнано, что программы обслуживания детей с особыми потребностями должны концентрировать свое внимание не только на ребенке, но и на всей семье, учитывать, что семья является наиболее важным, оказывающим решающее влияние на рост и развитие ребенка окружением. Персонал служб раннего вмешательства работает в партнерстве с людьми, окружающими ребенка не только дома, но и в других местах, а программа направлена на поддержку и поощрение матери или другого ухаживающего за младенцем человека.

Акцентирование внимания на семье привело профессионалов раннего вмешательства к необходимости выработки стратегии и процедур оценки семьи. Цели оценки семьи в пределах программ раннего вмешательства близки тем, которые обычно устанавливаются для оценки ребенка:

* определить потребности и сильные стороны семьи;

* установить адекватные кратковременные и долговременные цели;

* выявить службы вмешательства, определить направления оценки эффективности программы.

Очевидно, что развитие адекватных стратегий оценки семьи потребует от профессионалов раннего вмешательства знакомства с проблемами развития семьи в такой же степени, как они знакомы с проблемами развития ребенка, введения в состав персонала профессионалов по работе с семьей.

Наиболее эффективными считаются программы раннего вмешательства, которые имеют возможность реализации широкого диапазона семейно-центрированного обслуживания. Наиболее часто обслуживание состоит из следующих элементов:

а) обеспечение информацией;

в) включение в программы образования или обучения;

г) помощь в организации взаимодействия родителя и ребенка;

д) помощь в использовании возможностей других организаций.

Одним из наиболее существенных положений семейно-центрированного подхода к обслуживанию младенцев групп риска является то, что родители и другие члены семьи входят в команду раннего вмешательства, считаются важными членами, становятся центральными фигурами в процессе определения слабых и сильных сторон ребенка и семьи, разработки и последующей реализации индивидуального плана обслуживания. Таким о6разом, содействие развитию младенцев групп риска проводится через поддержку функционирования семьи как первичного окружения ребенка путем включения членов семьи в командную работу профессионалов и их участия на каждом из этапов семейно-центрированного раннего вмешательства.

Командная работа сотрудников. Обычно используются три модели организации групповой, командной работы сотрудников программы раннего вмешательства, описанные в литературе как мультидисциплинарная, междисциплинарная и трансдисциплинарная. Мультидисцпплинарная модель подразумевает, что члены команды представляют различные дисциплины и работают непосредственно с ребенком или семьей независимо друг от друга, исполняя свою роль и обязанности практически без взаимодействия и пересечения профессиональных границ. Слабой стороной такого подхода считается отсутствие совместных наблюдений, недостаточное взаимодействие и, как следствие, неполное использование возможностей профессионалов. Особенно очевидным это становится при необходимости более полной оценки и представления профиля развития ребенка, понимания его сильных и слабых сторон.

В отличие от предыдущей модели работа членов междисциплинарной команды проходит в условиях установленных каналов взаимодействия и характеризуется большей степенью координации и интеграции обслуживания. На этапе оценки уровня развития ребенка они могут проводить как отдельное, каждый в своей области, так и совместное обследование. Интерпретация и интеграция информации, определение диагноза проводятся на совместной встрече и основываются на результатах работы каждого члена команды. В результате группового обсуждения определяют цели и направления работы и разрабатывают план вмешательства, включая рекомендации в каждой из областей развития ребенка. Когда команда, а не отдельный профессионал, ответственна за проведение обследования, формулирование диагноза и разработку плана вмешательства, по крайней мере один из членов команды должен иметь опыт интегрирования результатов обследования в различных областях. В зависимости от потребностей ребенка и семьи члены команды могут выполнять обязанности ведущего групповое обсуждение попеременно.

На этапе проведения раннего вмешательства специалисты работают обычно отдельно друг от друга; координация обслуживания и контакт с семьей поручаются социальному работнику. Наряду с высоким уровнем квалификации в своей области одним из основных требований к члену междисциплинарной команды является отход от позиции узкого видения в рамках одной дисциплины в сторону знакомства с работой в других областях. Приоритетами становятся знакомство с навыками и вкладом в групповую работу других сотрудников, развитие навыков межличностной коммуникации, желание высокого уровня сотрудничества и способность к компромиссу для эффективного функционирования всей команды. Очевидно, что для организации междисциплинарной модели требуется не только подбор по областям и объединение под одной крышей представителей различных дисциплин, не только их активное обучение навыкам групповой работы, не только теоретические знания и индивидуальный опыт переживания взаимоотношений в группе, но и обращение особого внимания на мероприятия но сохранению команды, поддержанию ее в рабочем состоянии, на возможности разрешения внутригрупповых конфликтов.

Отличительной чертой трансдисциплинарной модели является пересечение профессиональных границ, заключающееся во взаимозаменяемости профессионалов в исполнении ролей и обязанностей, возможности обучения друг друга, передачи членами команды информации, знаний и навыков работы одному из своих коллег. В этом случае, в силу расширения функциональных возможностей, каждый профессионал может действовать в качестве лидера команды, проводить оценку уровня развития ребенка в нескольких областях, определять слабые и сильные стороны ребенка и семьи и при соответствии специализации основной потребности ребенка выступать в качестве исполнителя индивидуального плана обслуживания. В случае необходимости остальные члены команды могут консультировать обслуживающего семью профессионала.

Трансдисциплинарная модель командной работы позволяет более гибко встроить терапевтическое вмешательство в жизнь семьи и ребенка, она не исключает индивидуального обслуживания со стороны других специалистов, однако в данном подходе это используется менее часто. Считается, что компетентность членов трансдисциплинарной команды во многих областях позволяет обслуживать больше семей, решать задачи раннего вмешательства меньшим числом люден п что данная модель является более оптимальной по сравнению с мульти- и междисциплинарной организацией работы команд профессионалов. В то же время для организации эффективной трансдисциплинарной работы, обучения профессионалами друг друга, консультирования и обсуждения случаев требуется дополнительное рабочее время.

Программы раннего вмешательства США. В 1986 г. на основании результатов значительного числа исследований в различных областях развития детей Конгресс США пришел к заключению, что для уменьшения вероятности отставания в развитии и повышения способности семей удовлетворять особые потребности детей от рождения до трех лет из групп медицинского, генетического и социального рисков необходимо развивать всестороннюю, скоординированную, многодисциплинарную, межведомственную программу служб раннего вмешательства. Службы раннего вмешательства - это службы развития, действующие при общественном наблюдении, бесплатно для семьи (за исключением некоторых специально оговоренных случаев), созданные для удовлетворения потребностей развития детей. Раннее вмешательство включает в себя такие области, как:

* всесторонняя система обнаружения младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающая раннюю идентификацию;

* скрининг и направление в места обслуживания;

* определение уровня развития младенца;

* тренинг и консультации семьи, визиты домой;

* специальное образование;

* речевая патология и аудиология;

* адаптация младенца к окружающей среде и организация адекватной потребностям младенца окружающей среды;

* развитие движения;

* психологическая служба;

* социальная работа;

* координация всех достижимых источников обслуживания ребенка и семьи;

* медицинское обслуживание, которое входит в программы раннего вмешательства только в целях диагностики и оценки младенца;

* вспомогательный уход за ребенком.

Основным документом, регулирующим проведение раннего вмешательства, является индивидуальный план обслуживания семьи, разрабатываемый командой профессионалов совместно с родителями. План содержит данные о потребностях ребенка и семьи, включая информацию об уровне развития ребенка в различных областях. В нем приводятся направления обслуживания и для каждого направления конкретные мероприятия, требуемые для удовлетворения отмеченных потребностей. В плане указываются данные о сотрудниках, принимающих участие в реализации программы, выделяется сотрудник, профессиональная направленность которого наиболее соответствует потребностям ребенка и семьи и который координирует выполнение индивидуального плана обслуживания. По согласованию с семьей указываются место (посещение семьей учреждения и/или визиты домой), частота и длительность встреч сотрудников программы и семьи, виды и методы обслуживания, предполагаемая длительность программы. Утверждаются процедуры, критерии и периодичность оценки результата. По мере реализации в план вносятся даты встреч с ребенком и семьей и основные достигнутые результаты.

Центральным этапом реализации программы является проведение мероприятий и процедур раннего вмешательства. В своем большинстве социально-педагогические программы обслуживания ребенка и семьи основаны на использовании специально создаваемых для этих целей руководств (ситси1ит). В каждом руководстве описаны этапы развития и умения, которыми должен овладеть ребенок в младенческом и раннем возрасте. В руководствах приведены цели и задачи, стоящие перед специалистом в области раннего вмешательства, и спланированная последовательность обучающих и способствующих развитию ребенка действий. Большинство из них включают в себя описание развития и программы действия в познавательной, социальной, эмоциональной областях, в области развития языка и речи, крупной и мелкой моторики, самообслуживания. В основном руководства разрабатываются на основании точки зрения, что дети с особыми потребностями проходят те же этапы развития, что и нормально развивающиеся дети. Среди наиболее распространенных можно выделить «Руководство Портейдж» и руководство, созданное в Университете штата Северная Каролина. В то же время созданы руководства для детей определенных групп риска, например с отставанием в двигательном развитии, с синдромом Дауна, сенсорными нарушениями.

По окончании программы раннего вмешательства сотрудники должны предусмотреть организационные, социальные и психологические мероприятия, способствующие более легкому переходу ребенка и семьи в следующую программу. Для большинства детей с особыми потребностями и их родителей смена окружения является стрессовым фактором, успешное преодоление которого возможно при планировании перехода и совместной работе сотрудников раннего вмешательства, членов семьи и персонала следующей программы.


КПР, ЗАМЕЧАНИЕ ОБЩЕГО ПОРЯДКА 7 (2005 год) Осуществление прав ребенка в раннем детстве Дети младшего возраста должны быть признаны в качестве активных членов семей, общин и общества в целом со своими собственными проблемами, интересами и взглядами. Дети с умственными и физическими недостатками (статья 23). Дети младшего возраста никогда не должны помещаться в специализированные учреждения только лишь на основании их неполноценности. Первоочередной задачей является обеспечение равных возможностей для их полноценного участия в образовании и жизни общины… Неполноценные дети младшего возраста имеют право на соответствующую помощь специалистов, в том числе на помощь их родителям… С детьми-инвалидами следует всегда обращаться, уважая их достоинство и поощряя их самостоятельность.


Раннее вмешательство в детстве – научные основы Ранний опыт и умственное развитие, чувствительные периоды, пластичность мозга Взаимоотношения в раннем возрасте, теория привязанности Взаимодействие и общение (коммуникация в отличие отформирования условных рефлексов) Раннее когнитивное развитие – ученый в колыбели Ребенок в качестве субъекта самореализации в отличие от пассивного объекта заботы


Примеры Чувствительные периоды – младенцы с потерей слуха Пластичность мозга – младенцы с поражением мозга Взаимоотношения в раннем возрасте – младенцы в домах ребенка (пагубное воздействие в связи с помещением в специализированные учреждения в раннем возрасте)


Цели раннего вмешательства Для мира в целом: нормализовать жизнь ребенка и семьи помочь родителям создать оптимальные условия для развития и воспитания младенца/ребенка младшего возраста Конкретно для России: предотвратить помещение в специализированные учреждения младенцев и детей младшего возраста


Основные элементы программ раннего вмешательства Коллективная работа междисциплинарной группы с семьями и детьми Оказание психологической поддержки семьям Оказание информационной и юридической поддержки семьям Социальная интеграция семей и детей Переход в дошкольные учреждения Поддержка инклюзивного дошкольного образования Переход в школу





Преимущества раннего вмешательства для: Младенцев и детей младшего возраста с ограниченными возможностями Родителей и членов семей детей младшего возраста с ограниченными возможностями Нормально развивающихся детей младшего возраста Родителей нормально развивающихся детей младшего возраста Воспитателей и персонала обычных дошкольных учреждений Детских неврологов и педиатров Государственных и региональных бюджетов Общества в целом


Различия при Методологии РВ Нормализация жизни ребенка и семьи В центре внимания – семья Родители как партнеры Ребенок как личность В основе программы – сильные стороны ребенка и семьи Дефектологическом подходе Излечение или исправление дефектов и приведение в норму ребенка В центре внимания – ребенок В родителях видят помеху или пациентов Подход к ребенку через призму категории/вида дефекта В основе программы – слабые стороны ребенка


Проблемы перехода от дефектологического подхода к методологии РВ: Сильная традиция медицинской модели в отношении ограниченных возможностей, убежденность в том, что медицинский диагноз полностью предопределяет развитие Традиция разделять детей на обучаемых и необучаемых и на группы с высоким и низким уровнем реабилитационного потенциала Убежденность в том, что помочь детям могут только профессионалы, отсутствие уважения и доверия к возможностям семьи Узкая специализация услуг по реабилитационному и коррективному обучению в зависимости от диагноза ребенка Недостаток знаний в отношении развития и воспитания детей младшего возраста и методов физиотерапии, трудотерапии, а также альтернативных и дополнительных форм коммуникации


Родильные дома (скрининги) pp Детские больницы (кувез и т. п.) Детские поликлиники (скрининги) Специализированные медицинские центры: медико-генетические аудиологические офтальмологические Центры реабилитации Службы раннего вмешательства (НПО, системы здраво- охранения, образования, социальной защиты) Обычные дошкольные учреждения (скрининги) Специальные дошкольные учреждения Общественные центры


Службы РВ – дошкольные учреждения – школы Из опыта Минска, Беларусь М., 10-летняя девочка с синдромом Дауна, учится в 3-м классе общеобразовательной школы, по русскому языку является одной из лучших среди одноклассников, в возрасте с 1 до 3 лет посещала центр РВ, с 3 до 7 лет – инклюзивное дошкольное учреждение. Е. и Д., 8-летние сестры-близнецы, родившиеся недоношен- ными, этой осенью пойдут в школу. Е. имеет дефекты зрения и слуха (ей имплантирована улитка внутреннего уха), а также легкие нарушения моторики. Д. страдает корковым параличом, эпилептическими припадками и ослабленным зрением. Обе могут самостоятельно передвигаться, разговаривать, читать, писать и считать. Первые месяцы жизни они провели в больнице, с 10 месяцев – в центре РВ, с 4,5 лет – в дошкольном учреждении.


Как найти общий язык между Семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями Экспертами в области медицины и социальной защиты Педагогико-медико-психологической комиссией Службами раннего вмешательства Обычными дошкольными и школьными учреждениями Системой специального образования Службами здравоохранения Социальными службами Местным сообществом Может быть – при посредстве Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья детей и подростков (МКФ-ДП)?


ИРВ как центр знаний по вопросам раннего вмешательства Оказание поддержки региональным и муниципальным органам власти при разработке программ РВ Подготовка междисциплинарных групп по РВ Подготовка специалистов в области физиотерапии, трудотерапии, коммуникации в раннем возрасте, альтернативных и дополнительных форм коммуникации, специального обучения детей младшего возраста, психического здоровья младенцев, методов оценки (развития, зрения, слуха младенцев и детей младшего возраста), работы с семьями, инклюзивного дошкольного образования и т. д.

"Раннее вмешательство" -

поддерживая семьи и развитие ребенка

В ближайшие дни Правительством РФ будет принят Проект распоряжения "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года".

Проект разработан Фондом поддержки детей в трудной жизненной ситуации на основе технологии Раннего вмешательства, принятой ЮНИСЕФ, Минздравом, Минобрнауки, экспертным сообществом.

В связи с принятием Концепции, как сообщает "Известия", в каждом регионе России будет создана своя система раннего вмешательства, будут приняты новые стандарты оказания услуг раннего вмешательства и разработаны новые правила межведомственного взаимодействия в рамках новой Концепции. Также каждый регион определит департамент или ведомство, которое будет создавать службы Раннего вмешательства и поддерживать их работу.

Что такое технология "Раннего вмешательства" (early intervention), или ранней помощи, и какую опасность для целостности традиционной российской семьи представляет собой технология "Раннего вмешательства"?

Технологии Раннего вмешательства относятся к стратегиям профилактики, получившим широкое распространение на Западе в последние две десятилетия. Стратегии профилактики имеют общие качества - отличаются размытость критериев, оценок рисков безопасности, бездоказательностью и высокой инвазивностью по отношению к личной жизни и личному пространству индивидуумов.

Как же определяется "Ранее вмешательство"? К примеру, Европейская Ассоциация Раннего вмешательства Eurlyaid (1993), а также негосударственный международный центр дают такое определение:

«Раннее вмешательство - это все виды мероприятий, ориентированных на развитие ребенка, а также на сопровождение родителей, которые осуществляются непосредственно и незамедлительно после определения состояния и уровня развития ребенка. Раннее вмешательство направлено как на ребенка, так и на родителей, семью и его социальное окружение».

Главный лоббист в России технологии Раннего вмешательства - Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации - в качестве публичного фасада этой технологии выставляет профилактику отставания детей в развитии и/или инвалидизации ребенка.

Как сообщается в "Ранее вмешательство: ключевые аспекты и международный опыт", новаторская концепция Раннего вмешательства была разработана в США в 60-ых гг 20 века и прежде всего получила развитие в Германии в начале 70-ых годов как вид услуг "социальной педиатрии".

Именно в те годы в Западной Европе вновь начали массово применяться социальные технологии, основанные на мальтузианстве, неомарксистской идеологии. И если присмотреться к концепции Раннего вмешательства внимательнее, то очевидно, что она глубоко затрагивает суверенитет семьи.

В англоязычной технология Раннего вмешательства

"Раннее вмешательство является системой поддержки и обучающей системой для очень маленьких детей от 0 до 3 лет, которые стали жертвами, или которые имеют высокий риск жестокого обращения с детьми и/или пренебрежения, а также детей с задержками и нарушениями развития.

В некоторых государствах и регионах предпочли направить эти услуги на детей с отклонениями в развитии или задержкой развития, но раннее вмешательство не ограничивается детьми с этими нарушениями."

То есть очевидно, что технология "Раннего вмешательства" является очередной социальной технологией сопровождения семьи, ничего не имеющая с реальным врачебным предупреждением инвалидности ребенка.

"В фокусе внимания специалистов раннего вмешательства находится не столько ребенок, сколько его семья. "

Из Фонда поддержки детей, стр.8

В брошюре Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации, лоббирующего технологии Раннего вмешательства, разъясняется, что технологии Раннего вмешательства могут применяться к семьt и ребенку в том числе и при отсутствии медицинского диагноза , то есть - только на основании чьих-либо предположений о том, что ребенок отстает в своем развитии.

Поэтому вместо квалифицированной врачебной помощи семье на добровольно-принудительной основе предложат работу "межведомственной команды" с сомнительным уровнем знаний и квалификаций.

Под предлогом развития ребенка - крайне субъективной категории, учитывая, что каждый ребенок развивается индивидуально - "межведомственная команда" проведет серьезные вмешательства в жизнь семьи и "научит жить правильно".

Ключевой аспект технологии - выявление с рождения у ребенка "отставания в развитии" и дальнейшее сопровождение некими специалистами его и его семьи.

В брошюре Фонда поддержки детей допускается, что отставание в развитии может быть проведено в том числе на дородовой стадии.

Работа служб Раннего вмешательства предполагает, что сообщить о своих подозрениях, о возможном отставании в развитии ребенка или возможных проблемах с его здоровьем может любой - работники роддомов, яслей и детсадов, медработники, сами родители, члены семьи "и частные лица".

Выявлять отставания в развитии у ребенка, в соответствии с Концепцией Раннего вмешательства, будут не только среди тех детей, у кого есть видимые проблемы со здоровьем.

Целевой группой являются также дети, у которых МОГУТ РАЗВИТЬСЯ стойкие нарушения здоровья и дети из семей в социально опасном положении.

По опыту других стран, описанных в брошюре ЮНИСЕФ, можно описать дальнейшую процедуру после выявления у ребенка "отставания в развитии" происходит следующее:

1. После выявления ребенка с неким отставанием в развитии, его данные направляют в службу Раннего вмешательства, семья ставится на учет, ребенку и его семье назначается КООРДИНАТОР УСЛУГ.

Из брошюры Фонда

2. Экспертами службы Раннего вмешательства ребенку и его семье проводится СКРИНИНГ.

"Скрининг (от англ. «to screen» - просеивать) - быстрый, доступный, приблизительный метод обследования с целью выявления нуждающихся в более точной диагностике или помощи."

"Скрининг уровня развития ребенка должен осуществляться с помощью нормативных шкал. Данные шкалы обязательно должны пройти процедуры стандартизации и валидизации. Поскольку скрининг должен быть быстрой, простой и дешевой процедурой, это могут быть либо специальные скрининговые шкалы (например, Денверская шкала), либо шкалы, основанные на вопросниках для родителей."

Брошюра Фонда поддержки детей, стр.5

3. Не позднее 45 дней после выявления, семье назначается обязательный для выполнения Индивидуальный план, предусматривающий частое посещение семьи и работу экспертов службы в семье.

"Особенностью программ раннего вмешательства является то, что они носят длительный характер. Это означает, что если семья попала в программу, то специалисты будут сопровождать семью на протяжении достаточно продол- жительного времени."

Брошюра Фонда поддержки детей, стр.9

Опыт западных стран демонстрирует, что невыполнение такого Плана квалифицируется как невыполнение родительских обязанностей и ведет к насильственному помещению ребенка в сиротское учреждение или фостерную семью.

Нельзя не отметить, что раздутый бюджет Фонда поддержки детей, получающего баснословные бюджетные средства, с созданием по всей России служб Раннего вмешательства потребует еще большего увеличения.

Создание и работа служб Раннего вмешательства, которые зачем-то должны дублировать работу настоящих детских поликлиник, логопедов, хирургов, педиатров, неврологов и физиологов - это дорогостоящее дело.

К примеру, в 2011 году в США из федерального бюджета на работу служб Раннего вмешательства было выделено 438.5 млн долларов - в пересчете на наши деньги это больше 28 миллиардов рублей в год.

Работой служб Раннего вмешательства в 2011 году было охвачено 337 000 детей в США. Учитывая, что службы Раннего вмешательства нацелены на группу детей самого младшего возраста, то это каждый 6-7 малолетний американский ребенок.

В материалах ЮНИСЕФ особо говорится о том, что стойкой проблемой технологий Раннего вмешательства являетсяотсутствие или недостаток квалифицированных специалистов, недостаток научно-обоснованных программ, что в целом позволяет сделать вывод об откровенно шарлатанском, профанирующем характере данных социальных служб Раннего вмешательства , подменяющих собой квалифицированную неонатальную и педиатрическую помощь лженаучными услугами "социальной педиатрии".

К примеру, даже в Москве крайне мало врачей, работающих с детьми, имеющими расстройства аутического спектра. Это заболевание сложно диагностируется и не диагностируется вообще в раннем возрасте.

Однако все это не мешает службам Раннего вмешательства даже в слабо развитых регионах выявлять таких детей и брать их семьи на сопровождение: Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации уже сейчас распределил гранты на продвижение технологий Раннего вмешательства в 20 регионах России в качестве пилотных.

Получили эти гранты и отработали обычные региональные муниципальные соцслужбы и социально ориентированные НКО, отнюдь не имеющие специалистов по аутизму. Тем не менее именно их опыт будет представлен как обоснование эффективности работы служб Раннего вмешательства при принятии Правительством Концепции ранней помощи.

Можно допустить, что кому-то сотрудники служб Раннего вмешательства обязательно помогут, учитывая факт, что у нас в стране стабильно 2% детей являются инвалидами. Но вспомним, что идеология служб Раннего вмешательства нацелена совсем не на детей-инвалидов, а на очередную профилактику - профилактику инвалидности. Поэтому, без особых умствований, можно заключить, что с принятием Концепции желание шарлатанов выявлять по методичкам среди всех семей и детей будущих жертв своей профилактики только усилится, а количество этих шарлатанов, желающих долго и навязчиво "сопровождать" семьи законодательно увеличится.