Составьте сложный план: Семья как малая социальная группа. Семья как малая социальная группа Обществознание моя семья малая группа

Итак, семью в социологии рассматривают как малую группу и как социальный институт.

Говоря о семье как о социальном институте, важно охарактеризовать систему социальных норм и санкций, регулирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, описать функции института семьи. В качестве основных функций института семьи социологи выделяют:

  • - репродуктивную функцию, предполагающую физическое воспроизводство населения;
  • - воспитательную функцию, обеспечивающую трансляцию культуры и формирование оснований для личностной и социокультурной самоидентификации индивида;
  • - хозяйственно-бытовую функцию, связанную с решением повседневных проблем;
  • - экономическую функцию, предполагающую ведение совместного хозяйства и обеспечение недееспособных членов семьи (детей, стариков, инвалидов);
  • - коммуникативную функцию, в описаниях которой внимание акцентируется на духовном общении членов семьи и на обеспечении семьей эмоциональной поддержки каждому из ее членов.

Кроме перечисленных, функции семьи целесообразно рассмотреть в соотношении с такими сферами семейной деятельности, как социальностатусная, досуговая, эмоциональная и сексуальная .

Характеризуя семью как группу, мы должны рассматривать ее как малую группу, члены которой объединены кровнородственными и супружескими связями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Говоря о родственной структуре семьи как группы, социологи выделяют нуклеарные и расширенные семьи. Ыуклеарной называется семья, представленная супружеской парой с детьми. В расширенной семье, помимо супружеской пары с детьми, проживает также кто-либо из родственников одного из супругов.

В социологии семьи используется ряд иных оснований для выделения типологий семей . Покажем некоторые из них.

По структуре властных отношений выделяют семьи:

  • - патриархальные (для русской культуры, как и, впрочем, для многих других, являющиеся традиционными), существующие по принципу: «муж - глава семьи»;
  • - матриархальные, предписывающие сосредоточение власти в руках женщины;
  • - эгалитарные, характеризующиеся равноправием и совместным принятием решений.

По количеству детей в семьях:

  • - бездетные;
  • - мало-, средне- и многодетные семьи.

По практике наследования :

  • - патрилинеальные (родословная ведется по отцовской линии, наследство передается от отца);
  • - матрилинеальные (учет родословной и наследование ведется по материнской линии);
  • - билинеальные (обе линии родства одинаково значимы).

По месту проживания".

  • - патрилокальные (после заключения брака молодожены поселяются в доме семьи мужа);
  • - матрилокальные (поселяются в доме семьи жены);
  • - неолокальные (молодые пары живут отдельно от родственников).

В каждом обществе культура определяет те правила, на которых строятся отношения между мужьями и женами, родителями и детьми. Роль мужа или жены предписана обществом, и отношения между ними определяются взаимными ожиданиями того, что считается поведением, «подобающим» для мужа или жены. Каждый играет свою роль в пределах предписанных ограничений, в противном случае - подвергается санкциям, применяющимся к инакомыслящим. Таким образом, имеет смысл говорить о социальном

Заметим к тому же, что нет и не может быть универсальных правил и принципов, определяющих бытие семьи. Структура, ценности, роли (мужа/жеиы, родителей/детей) культурно специфичны. К примеру, западное общество сурово осудило бы мужчину, взявшего вторую жену, не разведясь перед тем с первой. При этом в некоторых ближневосточных обществах мужчине разрешено иметь до четырех жен. На Западе семьей считается некая единица, в состав которой входят муж, жена и дети, в то время как во многих иных обществах семья охватывает более широкую группу лиц, включая представителей нескольких поколений и боковых линий родства. Соответственно стоит вести речь и о культурном структурировании семейной жизни.

Что такое семья? Социальный институт из четырех основных. Она позволяет постоянно восполнять количество населения. Это в первую очередь. И вместе с тем, семья как малая группа - это самая стабильная и крепкая ячейка общества. За всю свою жизнь человек может одновременно побывать во многих группах, одни оставлять, в другие уходить, затем возвращаться. И лишь семья остается той, которую он не бросает никогда. Общепринятым считается следующее ее определение. Семья как малая группа основывается или на браке, или на родстве по крови. Ее члены связаны между собой одним на двоих бытом, двусторонней помощью, ответственностью в сфере морали и права друг перед другом.

Кроме того, семья как малая группа имеет такую важнейшую особенность, как способность восстанавливаться в новом поколении. С момента юридического оформления брака она зарождается, а завершает свое существование после официального Это свидетельствует о том, что семья как малая социальная группа состоит из нескольких жизненных циклов. Это цепь последовательных, имеющих значение событий, начиная с регистрации брака до его расторжения. Примером для выделения этапов, составляющих жизненный цикл, ученым послужили семьи, в которых супруги никогда не разводились. Если же этот факт имел место, построить данную схему тяжелее.

Регистрация брака - это и есть начальная стадия семьи, так называемая стадия роста. Она продолжается до того момента, пока не появится на свет последний малыш.

На второй стадии семья как малая группа переживает рождение последнего ребенка. Завершается она отселением первого ребенка, решившего создать свою семью.

Отсоединение повзрослевших детей продолжается на третьей стадии. Ее длительность зависит от разницы в возрасте между детьми. Отец и мать становятся в это время дедушкой и бабушкой, часто занимаются воспитанием внуков. Длительность третьей стадии также зависит от страны, в которой проживает семья. Она завершается с уходом внуков из дома прародителей.

Четвертая стадия длится до дня смерти одного из супругов (или обоих). В этот промежуток времени муж и жена снова остаются одни, как и в момент заключения брака.

Также на основании определенных критериев выделяют различные В первую очередь они бывают классическими (традиционными), состоящими из нескольких поколений, и современными нуклеарными, состоящими из двух поколений.

По количеству рожденных детей они бывают многодетными, бездетными и однодетными.

Еще различают семью происхождения (родительскую) и прокреационную, которую создают уже взрослые дети.

Если в ней господствует муж, - если жена - матриархальная.

Лидерство мужчины в семье делает ее патернальной, женщины - матернальной. Если главой считаются оба супруга на равных, она эквалитарная.

На данном этапе развития социума семья представляет собой его ячейку, состоящую, как правило, из родителей и ребенка. Она называется нуклеарной, так как родители и их дети - это ядро, отвечающее за появление нового поколения. Это центр семьи. Все остальные - тети, дяди, бабушки, дедушки - уже ее периферия. Семья, в которой живут совместно несколько поколений (три-четыре), называется расширенной. Причем ответвления дяди-тети, неродные братья-сестры сюда не относятся.

Родственная группа создается двумя поколениями. Когда дети взрослеют, они отделяются, образуют свои семьи. Потом взрослеют их дети и тоже отселяются, и так продолжается все время. Если молодые остаются жить с родителями, получается расширенная семья. В обоих случаях выделяют семьи двух типов:

1) Первичная (родительская);

2) Вторичная (новообразованная).

Присутствует только в том обществе, где повзрослевшие дети имеют возможность поселиться отдельно.

Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

Характеристика семьи как малой социальной группы

Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.

Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.

Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:

По количеству детей

  • Бездетные – их мало, но они все таки есть.
  • Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
  • Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
  • Многодетные – от трех и более чад.

По составу

  • Полные – в которых есть мама, папа и дети.
  • Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.

По проживанию одного или нескольких поколения на одной жилой площади

  • Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
  • Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.

По характеру распределения семейных обязанностей

  • Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
  • Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
  • Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.

Функции семьи как малой социальной группы

Они выражаются в ее жизнедеятельность, которая имеет прямые последствия для общества.

  • Репродуктивная, самая естественная функция. Это одна из основных причин создания ячейки общества – рождение детей и продолжение своего рода.
  • Воспитательная и образовательная – она выражается в становлении и формировании личности маленького человека. Так дети приобретают первые знания об окружающем мире, усваивают нормы и допустимые модели поведения в обществе, приобщаются к культурным и духовным ценностям.
  • Хозяйственно-экономическая – она связана с финансовым обеспечением, ведением бюджета, доходов и расходов, покупку продуктов, предметов обихода, мебели и техники, всего, что необходимо для комфортной жизни. Эта же функция включает в себя распределение трудовых обязанностей по дому между супругами и подросшими детьми, в соответствии с их возрастом. Так, например, пятилетнему ребенку вводят уже минимальные обязанности – убирать за собой игрушки, посуду, заправить кровать. Хозяйственно-экономическое обеспечение затрагивает также и заботу о престарелых или больных родственниках, опеку над ними.
  • Эмоционально-психологическая – семья является надежным оплотом, тихой гаванью. Здесь можно получить поддержку, защиту и утешение. Установление эмоционально близких отношений между родными способствует развитию доверия и заботы друг к другу.
  • Духовная – связано с воспитанием у младшего поколения культурных, нравственных и духовных ценностей. Это чтение детям взрослыми сказок, стихов и басен, в которых рассказывается о добре и зле, честности и лжи, щедрости и жадности. Из каждой прочитанной сказки нужно делать вывод, как поступать хорошо, а как плохо. Посещать всеми детские кукольные и драматические театры, филармонию, смотреть постановки и концерты. Все эти действия способствуют формированию моральных и нравственных ориентиров, принятых в обществе, приобщает к культуре.
  • Рекреационная – совместный досуг и отдых. Это и обычные повседневные вечера, проведенные в кругу родных, интересные путешествия, экскурсии, походы, пикники и даже рыбалка. Такие мероприятия способствуют сплочению рода.
  • Социально-статусная – передача детям своего статуса, национальности, или принадлежности к какому-либо месту жительства, в городе или сельской местности.

Признаки семьи как малой социальной группы

Как групповое образование она имеет несколько видов признаков – первичные и вторичные.

Первичные

  • единая цель и деятельность;
  • личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
  • определенная эмоциональная атмосфера;
  • свои ценности и моральные устои;
  • сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
  • четкое распределение ролей;
  • контроль за поведение членов фамилии в обществе.

Вторичные

  • Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
  • Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
  • Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.

Особенности семьи как малой социальной группы: что характеризует ячейку общества

Семью, как малую социальную группу, отличают следующие признаки:

  • Рост изнутри – выполняя репродуктивную функцию, она расширяется. С каждым новым поколением количество ее членов возрастает.
  • Закрытость в отношении присоединения взрослых людей. У каждого ребенка есть свои мама и папа, бабушки и дедушки, других уже точно не будет.
  • Каждое изменение, касающееся отдельной яцейки общества, контролируется обществом и фиксируется государственными органами. В день свадьбы в отделе ЗАГСа в официальной книге появляется запись о регистрации брака, при рождении детей выдаются сперва справки, а потом и свидетельство, при расторжении брака также приходится выполнять все юридические формальности.
  • Долговременность существования. Каждый союз в своем развитии проходит определенный закономерный цикл – создание, появление первого ребенка, затем последующих детей, их воспитание и образование, период «пустого гнезда», когда уже взрослые дети сами женятся или выходят замуж и покидают отчий дом. А затем прекращает существовать, когда один из супругов умирает.
  • Семья, как малая соц.группа, в отличие от других, не предполагает наличие единой для всех деятельности. Каждый член выполняет свои обязанности, у всех они разные. Родители работают, финансово обеспечивают всех, следят за порядком в доме. Основная деятельность для детей зависит от их возраста – игровая или учебная. И только в определенные дни все родственники могут быть заняты чем-то одним – совместным досугом, например, или субботником.
  • Динамичные особенности – они выражаются в нормах поведения, идеалах, традициях и обычаях, которая каждая ячейка общества формирует для себя сама.
  • Обязательность эмоциональных отношений. Родители и дети связаны любовью, нежностью и заботой. Эта психологическая вовлеченность носит тотальный характер для всех членов фамилии.

Отличительной особенностью рода может стать и создание своей родословной , генеалогического древа . Работа по оформлению семейного альбома может выполнить сразу несколько задач:

  • Вовлекает каждого члена фамилии в этот процесс, совместную деятельность – маму, папу, детей, бабушек и дедушек.
  • Она способствует укреплению рода, его сплоченности.
  • Формирует уважительное отношение младшего поколения к истории своих предков.

Чтобы сделать генеалогическое древо по всем правилам и не запутаться в научных сложностях, воспользуйтесь услугой, которую предлагает компания «Российский Дом Родословия» в виде родословной книги . Ее авторы разработали уникальную методику, дают подробные рекомендации и инструкции, руководствуясь которыми вы без труда составите документальную историю своей семьи.

Семья — это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Семейные отношения многогранны, как и сам человек, и для того, чтобы наладить комфортный психологический климат в доме, необходимо пройти через цепь компромиссов в отношениях друг с другом.
В современной России насчитывается более 40 млн семей. Среди них есть семьи расширенные (многопоколенные) , которые объединяют под одной крышей два-три поколения (по подсчетам ученых, их не более 20%). Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называют нуклеарной семьей .
Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками). В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и многодетные .
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, традиционно выделяют два типа семьи.
Традиционная, или патриархальная , семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.
К характеристикам партнерской, или эгалитарной, семьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений. Социальные психологи особо отмечают именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаимоуважении, взаимопонимании и эмоциональной потребности друг в друге.

Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия. Рассмотрим некоторые из них.
Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей. В этом проявляется воспитательная функция. Хозяйственно-экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления и проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса (эмоционально-психологическая функция). Ученые особо говорят о рекреационной функции, которая включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени. Кроме того, семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества (социально-статусная функция). Семья регулирует сексуальное поведение людей, определяя, кто, с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения (сексуальная функция).
Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи. Они тесно связаны между собой, хотя их соотношение и удельный вес могут быть различными.

Характеристика моей семьи как малой группы.

Репродуктивная функция.

С точки зрения семьи как малой группы, родители, родив меня или мою сестру, удовлетворили свою потребность в продолжении рода. С точки зрения социального института, моя семья позволит продолжить общий человеческий род, воспроизведя следующее поколение. Без этого невозможно взаимодействие в обществе, оно перестанет существовать. А мы, новое поколение, будем в нем взаимодействовать, поддерживая его развитие.

Воспитательная функция.

Находясь под непосредственным влиянием друг друга, мои родители передают свои знания и опыт себе и детям. Например, моя мама хорошо готовит и обучила на досуге этому супруга (сначала отца, а затем второго супруга, моего отчима). Переходя к семье как социальному институту, можно вспомнить, что родители с детства учат правилам поведения в обществе, передают духовные ценности, учат нормам морали, помогают с выбором профессии.

Хозяйственно-экономическая функция.

Нередко замечаю, как мои родители спорят о распределении семейного бюджета. Также распределяя свой труд, они способствуют процветанию семьи как малой группы. В распределении труда замешан и я, выполняя ту или иную работу по дому, например, мою посуду. С глобальной точки зрения, экономический подъем моей семьи способствует укреплению экономики государства, а значит экономическому развитию общества.

Эмоционально-психологическая функция.

Когда мой отчим приходит с работы, моя мама успокаивает его после долгого и тяжелого дня (на сегодняшний день она в декрете). И наоборот. Каждый из нас уверен, что, находясь в трудной ситуации, он непременно получит поддержку от любого члена нашей семьи. Переходя на общество в целом, можно отметить, что человек, находящийся в постоянном расстройстве, может довести себя до психического заболевания, вследствие чего неподобающе вести себя обществе. Задача семьи не допустить подобного состояния ее членов.

Рекреационная функция.

Мы проводим свободное время вместе, развлекая друг друга. Путешествуем в другие страны, отдыхаем также вместе. Ходим вместе в театры, просвещаясь духовно. С точки зрения социального института семья также помогает каждому члену получить наслаждение, а значит более комфортно и беспроблемно находиться в обществе. Более того, совместное времяпрепровождение помогает освоить новые умения и получить новые знания, а затем применить их среди других людей.

Социально-статусная функция.

После заключения брака, мои родители освоили новые социальные статусы, такие как муж и жена. Затем отец и мать. Мне и моей сестре они также дали социальный статус: сын и дочь. Обладая новыми статусами, доступных, например, после заключения брака, в обществе у родителей появляется новые функции или возможности.

Сексуальная функция.

Родители удовлетворяют себя посредством половых отношений, а также контролируют мои сексуальные связи. Удовлетворение себя и партнера в сексуальной потребности способствует духовному и физическому расцвету, что непременно отразится на взаимодействии человека в обществе.

Классификация по типу семьи:

Гомогамная. Мои родители, в данном случае мать и отчим, являются представителями одной национальности (русские), возраст их также однороден: матери 38, а отчиму 45.

Гомогенная. Оба супруга происходят из одного социального класса.

Матрилокальная. Помимо моих родителей, меня и сестры, в нашей квартире проживают отец и мать мой матери, более того, квартира принадлежит им.

Малодетная. Нас двое: я и сестра. Полагаю, многодетной семьей нас назвать нельзя.

Полная. После того, как моя мама вышла замуж во второй раз, семья стала вновь полной.

Партнерская. И отчим, и мать в равной степени распределяют труд, семейный бюджет, принимают решения в бытовых вопросах. Отчим является добытчиком и единственным занятым профессионально, на работе, но мама в обозримом будущем также выйдет из декрета и трудоустроится.

План урока. 1. Особенность семьи как малой группы. 2. Функция семьи. 3. Гендерное поведение. 4. Воспитание в семье.

1. Особенности семьи как малой группы. o Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью.

Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану): o o первобытное состояние (неупорядоченные половые связи); кровно родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми); парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие) парная демократическая патриархальная традиционная

Типы семейных структур: а) моногамная и полигамная o Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной.

Типы семейных структур: а) моногамная и полигамная o Полигамия - брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами;

Б) Патрилинеальные и матрилинеальные семьи o В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, o в матрилинеальных - по матери;

В) Патриархальные и матриархальные семьи o В патриархальных семьях главой является отец, o в матриархальных - наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

Г) Гомогенные и гетерогенные семьи o В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, o в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

Д) По количеству детей: o малодетные (1- 2 ребенка), o среднедетные (3- 4 ребенка) o многодетные семьи (5 и более детей).

Е) Полные и неполные семьи Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками дедушками).

Традиционная или патриархальная семья o o o предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) - добытчик и кормилец, жена (мать) - домохозяйка и воспитатель детей.

Современные семьи: нуклеарные и расширенные o нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тети и т. д. – относятся к периферии семьи. o Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной (3 4 поколения родственников).

Партнерская или эгалитарная семья (Семьи равных) можно отнести: o справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, o взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.

воспитательная функция o новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей

Хозяйственно-экономическая функция o o охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

Эмоциональнопсихологическая функция o семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, o создает чувство безопасности и психологического комфорта, o обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса

Рекреационная функция o включает в себя духовно эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени.

Социально-статусная функция o семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества

Кризис семьи проявляется: o в росте числа разводов; o в увеличении количества добрачных и внебрачных детей; o во взаимном отчуждении членов семьи; o в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей; o в увеличении числа неполных семей.

Гражданский брак: o Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор. Обсуждение проблемы по вопросам: o Кто и почему вступает в гражданский брак? o Когда такой брак уместен? o Каковы издержки такой формы брачного союза?

Гражданский брак: за или против? Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников) o o o Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни. Гражданский брак может стать временной формой личной жизни. Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5 7 лет распадаются. Отрицательные стороны гражданского брака o o o Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений. Они лишены определенного социального статуса. Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов. Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети. В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права суп ругов и детей

3. Гендерное поведение Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens - род): o во первых, подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями), o во вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Гендерное поведение o Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли, т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению. Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения

Стили воспитания o o o Диктат в семье характеризуется: стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших. Инициатива детей всячески пресекается. Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей. Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Стили воспитания o o Опека в семье - это система отношений, при которых: родители, обеспечивая удовлетворение потребностей, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе

Стили воспитания o Невмешательство - система межличностных отношений в семье, строящаяся на: o признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. o Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию

Стили воспитания o o o Сотрудничество характеризуется: стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самосто ятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.