Сожительство основные черты и распространенность. Сексуальные отношения в царской России. Снохачество и проституция. Узнавать друг друга предстоит всю жизнь

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

К сожалению, далеко не все имеют возможность быть рожденными в православной семье. Большинство людей узнают о том, что «Бог существует» лишь на закате своих дней. Людям свойственно винить в том своих родителей, которые сами, в свое время, так же не получили должного православного воспитания от своих же родителей, а те – от своих, и так до бесконечности…

Человек так устроен, что обвиняя других, он складывает вину с самого себя, и тем самым, получает для себя малую частицу утешения. Но это временное облегчение быстро проходит. Душа-христианка ищет для себя духовности, этого поиска ей не избежать, следовательно, нас всегда будет мучить советь, задавая постоянно один и тот же вопрос – почему мы не с Богом?

Господь всегда ждет нас. Другое дело, что мы не хотим к нему идти. Потому что где Господь, то там любовь, всепрощение, самопожертвование, смирение, кротость, терпение. Все это слишком сложно и неудобоприятельно для нас. Поэтому, нам гораздо проще жить без Бога, оправдывая себя тем, что в детстве мы не получили должного христианского воспитания.

Ну хорошо, детство прошло, наступила пора зрелости, но мы опять продолжаем жить без Бога. Кто же нам мешает жить с Богом? Никто. Просто мы сами этого не хотим. Это слишком сложно, и, опять таки, в нашем современном мире – неудобоприятельно.

Например, что касается брака. Храмы открыты. Господь ждет. Но мало кто спешит к Господу за благословением на доброе и верное супружество. Таинство Венчания, к сожалению, очень редко становится первым шагом на пути к тихому семейному счастью.

Без Бога невозможно построить ничего хорошего. Брак без Божьего благословения – это эквилибристика канатоходца на безумной высоте без всякой страховки. В любую минуте вы можете сорваться вниз и погибнуть, и обратной дороги не будет!

Отвергая Божию помощь, люди пытаются строить свои отношения без Бога, наивно полагая, что справятся сами, без Него… Таинство Венчания воспринимается, скорее, как очередное празднование свадьбы, нежели, как Величайшее Таинство единения двух сердец.

Огромное заблуждение считать, что перед тем, как связать себя узами брака, надо «пожить вмести, узнать друг друга»! Это является большим грехом уже хотя бы потому, что человек умышленно, и вполне осознанно, пытается строить свою жизнь без Бога, отворачивается от Него, отказывается от Его Божественного благословения.

Живя в гражданском браке, без Таинства Венчания, без Божьего благословения, люди не учатся самому главному, что есть в семейной жизни – ответственности друг за друга, взаимной любви, умению друг друга тяготы носить!

Напротив, сожительствуя друг с другом, мужчина и женщина привыкают использовать друг друга в своих интересах, а потом безжалостно выбрасывать, как ненужную в обиходе вещь.

«Церковь, языком духовной жизни, говорит нам о том, что если этот грех совершен и нераскаян, то мы за него обязательно расплатимся. Чем? Изменами, скандалами, разводом… Что построено на грехе, то не будет крепким и здоровым!

Если люди в этом состоянии живут, то им срочно нужно каяться и, естественно, заключать законный брак, если любят друг друга, или – если любви нет – расстаться!

Это никому ничего хорошего не даст, об этом говорят не только служители Церкви, но и серьезные психологи и юристы. Сожительство – совершенно бесплодный, тупиковый путь.

Чтобы создать счастливую семью – одну и навсегда – необходимо руководствоваться правилами, собственно, не нами придуманными, а частично заложенными в Священном Писании, частично – в большом опыте семейной жизни традиционной русской семьи, и, безусловно, собственным здравым смыслом» (Священник Павел Гумеров).

Многие начинали строить свою семейную жизнь без Бога, без Божьего благословения просто потому, что на тот период своей жизни они действительно забыли о существовании Бога и просто не знали, что для того, чтобы семейная жизнь приносила счастье и радость, необходимо Божие благословение.

Неужели для них все потеряно, и поиски так и не найденного, но обещанного на свадьбе семейного счастья, так и останутся незаконченными?

Конечно, нет. Господь всегда нас ждет. И до своего последнего дыхания мы еще можем обратиться к Нему! Никогда не поздно обвенчаться, в каком бы вы не были возрасте, сколько бы лет не прожили вместе и каких бы ошибок вы не натворили!

Господь всегда нас ждет. И в наших силах прямо сегодня, прямо сейчас, начать строить свою жизнь заново, по другому – вместе с Богом, ради Бога и для Бога!

Обсуждение: 2 комментария

    Как православный человек должен поступить вот в такой ситуации? Допустим, ко мне в гости едет мой родственник со своей «сожительницей». Должна ли я разместить их в одной комнате (ведь до факту они уже живут вместе) , или же я должна проигнорировать факт сожительства и разместить их раздельно? В первом варианте я потокаю внебрачным отношениям, поощряю блуд, но подчёркиваю, что воспринимаю их, как семью. Во втором варианте я беру на себя грех осуждения и ко мне эти люди вряд ли приедут снова, но зато пресекается страшный грех — прелюбодеяние (хоть и на несколько дней всего лишь). Как выбрать наименьшее из двух зол и не навредить этим людям ещё больше?

    Ответить

    1. Марина, добрый вечер!
      Мы посоветовались с духовником нашего сайта, священником Димитрием, и пришли к следующему ответу-совету:
      Неженатых людей нужно поместить в одной комнате, но на разных спальных местах. То есть, Вы и их не обидите, и сделаете некий тонкий намек на то, что Вы не признаете их сожительство.
      Если же они зададут прямой вопрос, почему их кладут порознь, тогда можно мягко пояснить. И это пояснение не будет осуждением. Если же они решат спать вместе, в таком случае не нужно им запрещать.
      Примерно таков ответ был о. Димитрия.

      Ответить

Установление истинного отцовства в древней Руси ввиду отсутствия генетической экспертизы и вообще каких-либо представлений о генетике было довольно сложной задачей. Обычно оно основывалось на каких-то догадках родителей или внешних признаках ребенка. И поскольку эти критерии являются довольно зыбкими, ошибки случались постоянно.

Когда отец определял, что ребенок его по крови

Обычно гарантией кровного родства считалась внешняя схожесть малыша с предполагаемым родителем. Если у крохи были папины нос «картошкой», большие голубые глаза, светлые волосы или какие-то другие подобные признаки, отец вздыхал спокойно: ребенок рожден от него.

И совершенно напрасно. Эти черты в большинстве случаев были общеродовыми, поэтому генетическим отцом малыша с той же долей вероятности мог быть и брат, и даже отец мужчины. Такое «общее сожительство» было довольно частым явлением в русских семьях.

Одним из самых частых случаев измены являлось так называемое «снохачество». Главы семейств довольно часто сожительствовали с женами собственных сыновей. Обычно это делалось по принуждению, но иногда свекор мог задобрить невестку подарком или посулом более легкой работы. В ход шли все средства. Естественно, дети, рожденные от таких связей, походили и на мужа женщины, и на ее свекра, ведь оба мужчины являлись ближайшими родственниками.

Что могло стать поводом для отказа мужчины от отцовства

Случались и прямо противоположные ситуации, когда мужчина сомневался в своем истинном отцовстве из-за внешней несхожести ребенка, но при этом малыш был действительно его родным. Древние славяне даже не подозревали о таком понятии, как «рецессивный ген», поэтому все на похожие на папу дети отбраковывались. Женщина могла быть сурово избита или понести другое серьезное наказание за измену, которой на самом деле не совершала.

Рецессивным называется ген, который находится как бы «в меньшинстве» и в обычных условиях подавляется доминантным геном. Но если рецессивный ген, например, карих глаз у голубоглазой матери встречается с таким же рецессивным геном у голубоглазого отца, то у этой супружеской пары из четырех-пяти детей один малыш с высокой долей вероятности будет кареглазым. Естественно, на таких деток в русских семьях отцы смотрели косо, считая их ублюдками, то есть внебрачными.

Современные методы

Все эти сложности с установлением отцовства давно в прошлом. Сейчас достаточно провести генетическую экспертизу, чтобы с 99,99999%-ной вероятностью установить родство между папой и сыном или дочерью. Специалисты могут выделить ДНК из образца слюны, волоска, обрезка ногтя, капли крови на носовом платке или даже фрагмента ушной серы. Все эти вещи содержат наши генетические маркеры.

Проведение такой экспертизы часто практикуется в судебной практике для установления родства, например, при подаче иска на наследство. Анализ ДНК на отцовство доступен абсолютно всем, но по вполне понятным причинам не каждый его проводит. По статистике, около 30% российских мужчин воспитывают не своих детей, даже не догадываясь об этом.

Истина может всплыть совершенно случайно. Нередко она обнаруживается во время разных операций, когда ребенку требуется переливание крови. Любящий отец всегда предложит свою, но вот тут-то и может обнаружиться, что он своему малышу - чужой человек. Для одних мужчин такое известие становится настоящей трагедией, для других - возможностью научиться прощению и продолжать любить маленького человека как своего родного, невзирая на показания генов.

Рост популярности добрачных сожительств – одно из наиболее важных демографических изменений ХХ века, касающихся семьи . При этом исследования, проведенные в начале нынешнего века в странах, намного более развитых, чем Румыния, уже позволяют прийти к выводу, что совместное проживание до брака приводит к ухудшению отношений молодых после вступления в брак, к низкой удовлетворенности браком, высокому уровню насилия в семье и повышению вероятности развода.

Когда говоришь молодым, которые редко ходят в церковь, что жить вместе до свадьбы – это нездоровый выбор, они, не задумываясь, причисляют тебя к фанатикам, не желающим открыто взглянуть в глаза реалиям наших дней. Совместное проживание до заключения брака или «пробный брак» кажется одним из самых надежных способов лучше узнать друг друга. И действительно, разве не самое главное для будущих супругов – перед вступлением в брак как можно ближе узнать друг друга? В этом мире, где события развиваются с такой головокружительной быстротой, где все находится в непрестанном изменении, мы как будто нуждаемся в какой-то гарантии, в какой-то пробе, которая подтвердила бы нам, что мы совершаем правильный шаг, соединяемся с хорошим человеком. Да и народная мудрость вроде как тоже подтверждает этот современный взгляд на отношения между людьми, уча: чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли.

Сожительство ослабляет прочность привязанности

Долгое время даже специалисты – психологи и социологи – утверждали, что для будущего семьи важно заранее узнать привычки, предпочтения и недостатки любимого человека, чтобы понять, сможем ли мы ужиться с ним. Однако, сделав выбор в пользу сожительства до брака, можно оказаться в следующих ситуациях.

Можно прийти к выводу, что, сожительствуя, ты пользуешься всеми преимуществами брака, но при этом у тебя остается свобода выбора. Так что чем дольше продолжаются отношения, даже если они удовлетворительны с точки зрения обоих или хотя бы одного из партнеров, тем труднее сделать шаг в сторону женитьбы. За этим откладыванием брака может скрываться и чувство нашей неуверенности, и ожидание того, когда определенные моменты, которые нас не устраивают, и определенные проблемы разрешатся, чтобы тогда уже пойти на следующий шаг.

Другим возможным вариантом может оказаться такой: ища подходящего партнера (партнершу), мы попадем в порочный круг поисков по типу проб и ошибок, которые в конечном итоге измотают нас, и наша энергия исчерпается, а радостность и непосредственность отношений уйдут. И мы снова и снова будем приходить к выводу: «Он (она) мне тоже не подходит… Ах, да и я ведь всего лишь пробовал(а)».

Не останавливаясь на мнениях, обоснованных с психологической, нравственной и религиозной точек зрения, приведем некоторые выводы социологических исследований. Эти исследования наглядно демонстрируют, что, вопреки распространенному мнению о необходимости периода пробного сожительства, это приводит к нежелательным последствиям.

Социологи подсчитали, что в настоящее время отношения добрачного сожительства распространены очень широко: сожительство предшествовало 60% браков, а более или менее конкретные планы вступить в брак имеются у 75% сожительствующих пар. Но если мы обратимся к конкретной действительности, то увидим, какая пропасть между реальностью и общераспространенными представлениями о пользе сожительства. Результаты исследований, проведенных в университетах Канады, Швеции, Новой Зеландии и Соединенных Штатов, доказывают: ожидания того, что добрачные отношения приведут к укреплению семьи, не оправдываются. Полученные данные свидетельствуют, что от 50 до 80% супружеских пар, вместе живших до брака, разводятся, и этот показатель значительно выше, чем у супругов, не сожительствовавших до брака.

Исследователи заговорили об «эффекте сожительства», который заключается в том, что прочность привязанности у таких пар с течением времени ослабевает, конфликтов становится все больше, растет напряженность в отношениях, в итоге все это приводит к разводу, число которых все увеличивается. Одна из причин этого следующая: сожительствуя до брака, партнеры привыкают договариваться между собой и разрешать разногласия не очень здоровым способом, основывающимся на контроле и манипулировании другим.

Социологи указывают на бесполезность добрачного сожительства

Профессор Джей Тичмэн из Университета Западного Вашингтона утверждает, что «одной из самых очевидных является корреляция между добрачным сожительством и последующим распадом брака». В то же время в браках, которым не предшествовало пробное сожительство, отношения между супругами строятся по позитивной модели, а их взгляд на будущее оказывается более оптимистичным.

Так что отношения сожительства диктуют нам следующее: «Я не очень уверен(а) в тебе. Но можно попробовать: посмотрим, что из этого выйдет», в то время как брак означает: «Я хочу тебя всего (всю) без изъятий, с твоими плюсами и минусами, и всего (всю) себя отдаю тебе». Как видим, речь идет о совершенно разных вещах, которые никак не могут проистекать друг из друга; социологические же исследования приходят к выводу, что идея сожительства до брака – идея ущербная и неестественная.

Понятие «гражданский брак» с точки зрения действующего законодательства означает официальный, зарегистрированный в государственных органах ЗАГС, брак. Но в обществе почему-то распространилось неправильное понятие гражданского брака, говоря гражданский брак, мы имеем в виду «фактическую семью» или «сожительство». Сожительство означает совместное проживание гетеросексуальных людей вне брака.

Еще каких-нибудь тридцать лет назад сожительство считалось запретным, а если возникали такие случаи, то общество достаточно негативно реагировало на это, и находящимся в добрачной связи людям жилось очень нелегко. Сейчас все стало достаточно просто. Для современного брака любовь является превыше всего. Развод стал обычным и доступным явлением, которое практически не влечет за собой неодобрения в обществе. Люди полностью осознали хрупкость брака, поэтому стали принимать меры предосторожности. Современные женщины очень счастливы, чувствуя себя свободными от социального гнета, который заставлял вступать в брак. Ведь теперь у них есть выбор в организации своей жизни и сексуальных отношений. Можно ли сделать брак более счастливым, сократить количество разводов путем начала сексуальных отношений с испытательного срока? По данным проводимых социологических опросов можно сделать вывод, что сожительство вовсе не является хорошей подготовкой к браку или предотвращением разводов. Кроме того, выяснилось, что добрачная семейная жизнь серьезно ослабляет институт брака, снижает шансы вступить в брак или увеличивает риск неудачного союза. Исследования социологов показали. Что пары, достаточно долгое время проживающие до брака совместно, становятся менее склонны вступать в брак и заводить детей. Кроме того, сожительство представляет угрозу возникновения жестокости и насилия, как физического, так и эмоционального, по отношению к женщине и детям. Также супружеские пары более счастливы и благополучны в браке, чем неженатые.

Каждая современная женщина хочет выйти замуж и завести детей. Многие молодые люди видят в сожительстве некий тест на супружескую совместимость, считая необходимым пожить в свое удовольствие без обременения какими-либо обязательствами. Да, действительно, гражданский брак не накладывает каких-либо серьезных обязательств, как официальный. Зная о том, что у тебя есть выбор, дает ощущение внутренней свободы, уверенности в себе и психологической независимости. В своем желании жить совместно до брака молодые люди руководствуются увеличением количества разводов в современно обществе. Ведь всегда можно разъехаться при неудачной попытке. Порой добрачный опыт совместного проживания помогает в будущем найти подходящего человека для вступления в брак, поскольку сожительство является хорошим способом узнать лучше друг друга. Но с другой стороны, люди, которые готовы к добрачной совместной жизни, по сравнению со сторонниками официального брака, менее ответственны. Поэтому такие люди более склонны к нарушению брачного союза, если вдруг брак стал докучать. Можно сделать вывод, что сожительство выбирают определенный тип людей, которым такая форма совместной жизни подходит по натуре. Сожительство негативно сказывается на последующем браке. У супругов, имеющих неудачный опыт добрачного совместного проживания, увеличивается риск появления желания расторгнуть последующие отношения. Поскольку толерантность снижается, люди разрывают отношения, которые при других условиях можно было бы сохранить. Совместное проживание вне брака изменяет отношение партнеров к брачному союзу, тем самым, уменьшая перспективы на стабильность брака.

Что же движет женщинами, которые вступают в гражданский брак? Как выяснилось, женщины вступают в добрачное сожительство с мужчиной с целью временного решения своих проблем: бытовых, материальных, вопроса жилплощади, сексуальных, ради получения помощи в воспитании детей и т.п. Для некоторых женщин ценность представляет хотя и временный, но социальный статус, то есть наличие мужа, хотя и не официального. Бывают ситуации, когда женщины, принявшие любовь за легкую влюбленность, находясь в сожительстве, понимают, что это не так, тем самым предотвращают ненужную свадьбу и скорый развод. Гражданский брак предполагает также наличие, как у мужчины, так и у женщины прав на свободу. И как бы не перечисляли женщины множество преимуществ сожительства, внутри каждой из них таится страх быть брошенной. Из-за этого у женщины развивается комплекс неполноценности, она считает, если партнер не говорит о свадьбе, значит, не планирует долгих отношений. Чувства обиды и неуверенности часто способствуют смене настроения, появлению депрессии, срывы. В конечном итоге все это накаляет обстановку в доме. Особо «замарачиваться» по этому поводу не стоит, поскольку, если партнер не планирует длительных отношений, то никакой штамп в паспорте не сможет их укрепить. Чтобы предотвратить такие ситуации, лучше всего заранее обговорить все условия, а также сроки гражданского брака.

Встречаются люди, которые так уверенные в своих чувствах, доверяют друг другу, что брак для них - чистая условность. В этом и заключается один из серьезных минусов сожительства - не узаконенные официально права супругов приводят к различным неприятным последствиям. Например, на старость лет один из них внезапно остается на улице и т.п. Поэтому, если вы по каким-либо причинам решили вступить в гражданский брак, заранее оговорите с партнером условия совместного проживания: распоряжение деньгами, совместным имуществом и т.п. Не стоит жить по принципу "мы любим друг друга, чего об этом думать..." Кроме того, необходимо знать, что если вы заключили с сожителем брачный договор, он вступает в силу лишь после официальной регистрации брака в отделе ЗАГСа, а после смерти сожителя, сожительница имеет право только на те вещи, которые он завещал ей.

Необходимо знать, что существуют некие модели сожительства, которые не нужно путать. Это так называемое предбрачное сожительство, когда люди планируют брак друг с другом в ближайшем будущем, отличается от сожительства, как альтернативы брака. Кратковременное сожительство до брака не оказывает негативного влияния на брак, поскольку оно продолжается лишь период от назначения даты до самой свадьбы. Но такое утверждение менее обосновано, если один из партнеров уже имел опыт гражданского брака. Тоже самое можно сказать о случаях, когда один из партнеров имеет ребенка. Только 60 % людей, которые вели добрачную совместную жизнь, в последствии вступают в брак. В последнее время число альтернатив браку увеличивается, что должно вызвать обеспокоенность в обществе, так как сожительство не только подрывает институт брака, но и является менее удовлетворительным, чем супружеская жизнь. Исключением можно назвать кратковременный предбрачный тип отношений, а также сожительство пожилых людей и пенсионеров, которые по материальным соображениям не вступают в официальный брак.

Между сожительством и браком существуют значительные различия. Внебрачные союзы менее стабильны и счастливы, по сравнению с официальными. Кроме того, супружеские пары имеют более высокие показатели физического и психического здоровья, производительности труда. Это можно объяснить длительностью брачных отношений, прочностью союза, что способствует эмоциональной привязанности, хорошим условиям развития навыков, специализации, обобщению материальных и социальных ресурсов. У сожителей нет таких преимуществ, поэтому в жизни они сталкиваются с большим количеством трудностей. Кроме того, депрессии возникают у людей, живущих гражданским браком, гораздо чаще, чем у супругов. Кроме того, установлен факт, что замужние женщины гораздо реже подвергаются жестокости и насилию, чем женщины, живущие в гражданском браке.

С рождением ребенка у родителей, состоящих в гражданском браке, возникают другого рода проблемы. Как зарегистрировать ребенка, на чью фамилию? В основном ребенок получает фамилию матери. Естественно, когда он подрастает, начинает задаваться вопросом, почему у него фамилия мамы, не отца, как у всех его сверстников. Ребенку в такой ситуации живется достаточно нелегко, поскольку определение «незаконорожденный», как правило, преследует его многие годы. Не вступая в брак, женщина находится в зависимом положении от более сильного и материально обеспеченного партнера, у которого свои методы воспитания и образования детей. Бывают случаи, когда такие отцы не признают ребенка, который родился вне брака, либо оспаривают свое отцовство. В этом случае женщине очень сложно отстоять свои интересы в суде.

Также дети, проживающие совместно с матерью и ее сожителем, имеют низкий уровень успеваемости, проблемы с поведением, по сравнению с детьми из полных семей. Кроме того, жестокое обращение с детьми, мать которых находиться в сожительстве с мужчиной, становится очень распространенной проблемой.

Подводя итоги, можно сказать, что личные права женщины, в том числе имущественные, которая официально состоит в браке, находятся под защитой закона. В гражданском же браке женщина фактически бесправна. Здесь большую роль играют моральные качества партнера, а это, согласитесь, не всегда является надежной защитой от неприятностей.

В настоящее время в условиях постоянно меняющегося мира нельзя говорить только исключительно о зарегистрированном союзе мужчины и женщины (полных семьях; неполных семьях, образовавшихся в результате вдовства или развода супругов, отношения которых были зарегистрированы), когда существуют различные альтернативные семейные стили, наиболее распространенный из которых - сожительство.

В российской социологии под сожительством понимается «незарегистрированный союз мужчины и женщины, живущих вместе и состоящих в сексуальных отношениях»1

В западных социологических источниках сожительство - это «совместное проживание мужчины и женщины как мужа и жены, но без официального оформления брака»2

В законодательстве понятие сожительство определяется как фактический или незарегистрированный брак, часто ошибочно называемый «гражданским», который подразумевает под собой отношения между мужчиной и женщиной, не оформленные в установленном законом порядке.

Само понятие «фактический брак» в российском законодательстве не предусмотрено. Законодатель сознательно не предусмотрел такое понятие в юридическом лексиконе, так как браком признается только союз мужчины и женщины, зарегистрированный в органах гражданской власти, т.е. в органах записи актов гражданского состояния, и именно такой брак называется «гражданским браком», признается государством и порождает юридические последствия для супругов и их детей.

Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака. Однако на деле права детей, рождённых в незарегистрированном сожительстве, приходится специально доказывать в судах. Законодательством некоторых зарубежных стран признаётся на правах конкубината

В современном западном и российском обществах, несмотря на ряд связанных с сожительством юридических проблем, оно получает всё большее распространение и, соответственно, общественное признание. В наше время фактический брак занимает все более значимую социальную роль в институте семьи. Всё чаще молодые люди предпочитают фактическое сожительство друг с другом и не узаконивают свои отношения в юридическом плане. Поэтому фактический брак, который был инцидентом, из ряда вон выходящим, постепенно становится распространённым социальным явлением и получает всё меньше общественного осуждения.

Но в то же время с точки зрения традиционной морали, сожительство идёт вразрез с её устоями. В таких религиях, как иудаизм и христианство, сожительство квалифицируется как грех блуда.

В настоящее время принято условно выделять следующие формы сожительства:

Конкубинат - «в римском праве, регулировавшееся законом фактическое сожительство мужчины и женщины с целью установить брачные отношения. Широко применялся после строгих законов Августа о браке (18 г. до н.э.). Несмотря на распространенность, конкубинат не влек правовых последствий: женщина (concubina) не разделяла общественного положения сожителя, который наряду с конкубинатом мог состоять в браке, в то время как конкубинат жены представлял собой измену (адюльтер). При принципате правовое понятие конкубината было распространено на все случаи, когда невозможно супружество (напр., из-за социального неравенства). Лишь христианские императоры формулируют конкубинат как правовой институт, как некий брак второго сорта, но тем не менее строго моногамный; улучшается и правовое положение детей, рожденных в конкубинате. В Византии конкубинат был отменен в IX, на Западе прекратился в XII в. В XIX-XX вв. конкубинат был преступлением, известным ряду западных уголовных кодексов»1.

Пробный брак - временное сожительство в целях выяснения совместимости либо с последующей регистрацией, либо расставанием.

Пробный брак также можно назвать браком по договоренности. Мужчина и женщина «договариваются» пожить вместе какое-то время, прежде чем вступить в законный брак. Это своего рода репетиция семейной жизни. Люди понимают, что пока они просто встречаются, у них может быть все хорошо, но это вовсе не означает, что их совместная жизнь будет такой же безоблачной и замечательной. Вот поэтому некоторые пары хотят сначала попробовать пожить вместе как муж и жена, не оформляя отношений официально, а уж потом решать, стоит ли им действительно отправляться в загс для узаконивания отношений.

Корни такого типа отношений восходят к Средним векам, когда в деревнях Западной Европы существовал интересный обычай -- девушка, достигшая половой зрелости, должна была выбрать из нескольких ухажеров того, кто ей больше по сердцу, и этот счастливец имел право посещать ее по ночам. Деревенский этикет требовал, чтобы он пробирался к своей возлюбленной через окно под крышей, кстати, родители специально селили дочь в самой дальней комнате дома.

Сначала влюбленные только болтали по нескольку часов, шутили и забавлялись, постепенно невеста позволяла заставать себя в полураздетом виде, а спустя какое-то время разрешала практически все, но последний рубеж, опять-таки по местным правилам, жених должен был взять, прибегнув к насилию.

Ночные посещения продолжались до тех лор, пока обе стороны не убеждались в своей пригодности к браку или пока девушка не забеременеет. После этого парень официально сватался, и помолвка и свадьба очень быстро следовали друг за другом. Девушка не рисковала потерять свою репутацию, если расходилась с парнем после пробных ночей. Вскоре появлялся другой ухажер, готовый начать с ней роман. Беременную же девушку парень покидал очень редко, поскольку навлекал этим на себя презрение всей деревни.

Этот вид брака имеет как свои минусы, так и свои плюсы. К его недостаткам можно, пожалуй, отнести лишь то, что с точки зрения морали и нравственности этот союз не совсем безупречен. Да и отдельные представители разных вероисповеданий будут против такой формы взаимоотношений.

Но при этом преимуществ у этого брака довольно много. К одним из них можно причислить то, что двое людей сразу смотрят на брак не с романтической точки зрения, а с рациональной, а именно, зачем тратить кучу денег на проведение свадебных торжеств, а затем, если не сложится семейная жизнь, снова тратить деньги и нервы на развод и раздел имущества.

Срок проживания в таком браке не ограничен никаким рамками. Он оговаривается обеими сторонами и зависит только от их решения. Все зависит от того, насколько люди хорошо знают друг друга, насколько сильно их обоюдное желание проверить свои чувства и насколько объективно они оценивают сложившуюся ситуацию. Главное, чтобы, проживая в этом браке, они не забывали о цели своего эксперимента.

Временная жена - термин, обозначавший в Японии конца XIX века тип отношений между иностранным подданным и японской подданной, согласно которому на время пребывания иностранца в Японии, он получал в пользование (и содержание) «жену». Сами иностранцы, в частности русские офицеры, называли таких «жён» мусумэ (мусуме), от японского -- девушка, дочь.

«Институт «временных жён» возник в Японии во второй половине XIX века и просуществовал вплоть до войны 1904--1905 годов. В то время российский флот, базировавшийся во Владивостоке, регулярно зимовал в Нагасаки, и на время пребывания там, некоторые русские офицеры «покупали» для сожительства японских женщин»1

«Мусумэ, как правило, были девочки-подростки, не достигшие тринадцатилетнего возраста. Зачастую бедные японские крестьяне и ремесленники сами продавали своих дочерей иностранцам; иногда для бедной японской девушки такой способ был единственной возможностью заработать на приданое (и выйти впоследствии замуж)»2