Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков. Доктор педагогических наук ргуфксмит марина жийяр: когда ставлю двойки, студенты мне говорят «спасибо! Блюда и напитки

«SCIENCE TIME КАК ПРИВЛЕЧЬ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ? Голубятникова Марина, Центр педагогического образования Новокузнецкого филиал института...»

SCIENCE TIME

КАК ПРИВЛЕЧЬ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ?

Голубятникова Марина,

Центр педагогического образования

Новокузнецкого филиал института

Кемеровского государственного университета,

г. Новокузнецк

E-mail: [email protected]

Аннотация Бадминтон является новым направлением в развитии физического воспитания студентов. Введение его в занятия физической культуры ВУЗов, может стать не только решением вопроса по привлечению студентов к урокам физкультуры, но и оздоровления молодежи в целом.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, физическое состояние, студенты, бадминтон, ВУЗ, здоровый образ жизни.

В последнее время стал вопрос о модернизации предмета физическая культура на основе включения в учебный план по физическому воспитанию дополнительных видов спорта, способствующих увеличению двигательной активности обучающихся в ВУЗах, повышению оздоровительной направленности уроков физической культуры, а также видов спорта повышающих интеллектуальную активность подрастающего поколения, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом.

В настоящее время, бадминтон вводится в учебные планы по физическому воспитанию за счет третьего часа физической культуры на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г.


№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», а также методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной

SCIENCE TIME

нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой личности студента. В то же время она способствует оптимизации его физического и психологического состояния.

Поэтому тема данной работы очень актуальна, так как затрагивает две важные проблемы: почему студенты неохотно посещают уроки физического воспитания как их можно заинтересовать посещать этот предмет. Многие не понимают важности этого занятия. Ведь физкультура уменьшает депрессию и поднимает настроение благодаря выработке эндорфинов-гормонов счастья. Независимо от того, насколько плохо вы себя чувствуете перед упражнениями, безусловно, ваш взгляд на жизнь станет оптимистичнее после их выполнения.

Так почему же занятия физического воспитания остаются второстепенными и нежеланными, а каждый четвертый студент имитирует болезнь, обманывает родителей и преподавателей, а 15 процентов подделывают записку с просьбой освободить их.

Ответы, на мой взгляд, очень просты и прозаичны. Это, во-первых, неуверенность в своих силах (каждая третья опрошенная студентка сказала, что стесняется своей фигуры), во-вторых, отсутствие заинтересованности и мотивации.

Решение данной проблемы я вижу в введении такого способа проведения занятий, который бы заинтересовал всех – и девушек, и юношей. Я думаю, занятия бадминтоном могут хоть не полностью, но частично решить этот вопрос.

В бадминтоне реализуется два важных качества - игра и польза. По мнению спортивных экспертов, бадминтон имеет ряд преимуществ, которые могут быть с успехом использованы в образовании - он доступен, увлекателен, не сложен в освоении на начальном уровне, а также способствует общему физическому развитию, улучшению координации движений, развитию интеллекта.

В высших учебных заведениях массовое развитие бадминтона, как вида спорта, помогает решить основную задачу, стоящую перед физкультурным движением: добиться физического совершенства студентов, укрепить их здоровье, отвлечь от пагубных привычек, привить навыки здорового образа жизни.

Все физические качества - быстрота, гибкость, сила и выносливость, а так же координация - в гармоничном сочетании с разносторонним творческим мышлением развиваются и совершенствуются в этой игре.

Бадминтон очень компактный вид спорта, не требующий больших финансовых затрат на приобретение игровой экипировки. Площадку для игры можно оборудовать в любом, даже самом маленьком зале, площадке во дворе или в парке. Его можно проводить в спортивном зале при наличии

SCIENCE TIME

соответствующих условий и с соблюдением правил безопасности. Возможно так же проведение уроков комбинированного вида, например, легкая атлетика бадминтон. Допускается проводить занятия по обучению игре в бадминтон в осенне-весенний период на открытом воздухе. Эта игра подкупает своей простотой. Уже после первого занятия студент практически овладевает основами игры и может самостоятельно вести её.

Однако чем больше играешь, тем яснее становится потребность в совершенствовании игры. И это привлекает. Деятельность бадминтониста благоприятно влияет на его анатомо-физиологическую структуру. Простота, доступность дают возможность заниматься бадминтоном студентам любого пола, разной физиологической подготовки. Зрелищность, эффективное воздействие на организм предопределили включение этого вида спорта в систему физического воспитания обучающихся в ВУЗах. Широкая возможность вариативности нагрузки позволяют использовать бадминтон, как реабилитационное средство, в различных группах общей физической подготовки. Так же важным является и проведение соревнований среди студентов - это не определение лучших и худших, а обучение и развитие физических качеств.

Они должны логически продолжать и дополнять учебный про-цесс, увеличивая время на освоение и совершенствование изучаемых на уроках действий и упражнений.

Студентов необходимо учить играть и участвовать в соревно-ваниях.

Сколько бы мы не учили их элементам игры на занятиях, они никогда не научатся, если не будет участво-вать в соревнованиях. Студенты будут значительно лучше разбираться в правилах и тонкостях игры, более уверенно чувствовать себя на площадке и, что очень важно, при любой возможности стремиться играть в бадминтон.

Участники соревнований серьезнее относятся к изучению на занятиях техники и тактики игры, так как соревнователь-ные игры позволяют им понять, почему технические при-емы надо выполнять именно так, а не иначе.

Почему надо определенным образом держать ракетку, а не так, как привык во дворе и т.п.

Студенческие соревнования - необходимый и обязательный элемент учебного процесса.

Нельзя не отметить, что в бадминтоне возникло, своего рода, медицинское направление, так как игра в волан применяется в лечебных целях. Так, в Кисловодском курорте бадминтон широко используют для лечения людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями обмена веществ и нервной системы. Достоинства этой игры в том, что очень легко постепенно повышать физические нагрузки – от минимальных до более основательных. Эта игра не

SCIENCE TIME

тяготит пациентов, а доставляет радость. Наверное, тот, кто придумал эту игру, был хорошим психологом. Физиологи утверждают, что занятия спортивными играми помогают подрасти.

Игра в волан – это прекрасное средство от усталости. Прекрасно снимает напряжение. Слежение за порхающим воланом – полезная гимнастика для глаз.

Как отметил директор ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гемгольца Владимир Нероев, такая игра как бадминтон действительно является эффективным способом как профилактики, так и лечения глазных заболеваний. «Проблема в том, что достичь желаемого лечебного эффекта можно, но играть надо часто. И польза от игр на уроках раз в неделю будет минимальна. Есть смысл подумать над тем, чтобы проводить уроки физкультуры чаще, чем один-два раза в неделю».

Как вид спорта, его также можно рекомендовать людям, которые хотят сбросить лишние килограммы или просто потерять калории. Для этого они занимаются шейпингом, аэробикой, бегают кроссы и т.д. Эти занятия достаточно нудные и быстро надоедают. И вообще, заставить себя регулярно бегать очень сложно. А вот бадминтон – очень азартная и интересная игра, в которой надо много двигаться. В процессе увлечения самой люди они не чувствуют усталости и того, что теряют лишние килограммы. Здесь важно заметить, что все трудности, связанные с физической нагрузкой, отодвигаются на второй план психологическими эмоциями и переживаниями, вызываемыми самой игрой .

Бадминтон – очень демократичный вид спорта. Им можно заниматься в любом возрасте. Конечно, при этом серьезных успехов в профессиональном спорте не добиться, но вот значительно поднять уровень игры можно, так как освоение технических элементов доступно каждому.

Эта игра - является одной из самых массовых игр. Вряд ли найдётся семья в которой не были бы ракетки и воланы. Практически каждый человек когдалибо прикасался к этим спортивным снарядам. Она общедоступная и полезная игра.

Итак, можно сделать вывод, что бадминтон является новым направлением в развитии физического воспитания студентов. Введение его в занятия физической культуры ВУЗов, может стать не только решением вопроса по привлечению студентов к урокам физкультуры, но и оздоровления молодежи в целом.

Задание 31

Номер примера

Задание 32

Номер примера


Вариант 1

29. Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.

ПЧЕЛОВОДСТВО

Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем – прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.

В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства – бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались.

Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки – пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.


Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл – пчеловодство.

1) Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева?

2) При каком типе ульев удаётся максимально сохранить численность пчелиной семьи?

3) Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)

30. Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Примерный суточный водный обмен человека (в л)

1) Сколько жидкости потребляет организм человека в течение суток?

2) В составе каких веществ вода выделяется из организма?

3) Почему количество поступившей воды несколько меньше, чем воды, выделившейся из организма?

31. Используя данные таблиц (с.11-12), выполните задание:

Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом . Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите студентке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки. При выборе учтите, что Марина всегда заказывает омлет с ветчиной .

В ответе укажите : энергозатраты спортсменки, рекомендуемые блюда, которые не должны повторяться; количество белков; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки.

32. Почему человеку следует ограничивать себя в потреблении сахара? Приведите не менее двух аргументов

Критерии оценивания заданий варианта 1.

Задание 29

Баллы

элементы:

Ответ на первый вопрос.

1) Колоды.

Ответ на второй вопрос.

2) Разборные рамочные.

Ответ на третий вопрос.

3) Пчелиный яд или маточное молоко

Ответ включает в себя три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

Задание 30


Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

2) Моча, кал, выдыхаемый воздух, пот.

3) В таблице не учтена метаболическая вода

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

Задание 31

Баллы

Верно указаны следующие элементы ответа :

Энергозатраты во время тренировки – 618 ккал.

Заказанные блюда: омлет с ветчиной, салат «Цезарь», чай без сахара.

Количество белков – 35 г; калорийность заказанного
обеда – 600 ккал

Верно указаны энергозатраты во время тренировки, приведено заказанное меню, указаны содержание белков и калорийность обеда

Верно указаны энергозатраты во время тренировки; приведено меню, соответствующее условию задания по калорийности; указаны калорийность обеда и содержание белков, но в меню не учтено требование, что в него должен входить омлет с ветчиной.

Верно указаны энергозатраты во время тренировки; приведено меню, соответствующее условию задания, но не указаны или указаны неверно калорийность обеда и/или содержание белков

Верно указаны только энергозатраты во время тренировки

Ответ неправильный

Максимальный балл

Задание 32

Ответы обучающихся на задания варианта 1

Задания 32

32 . Какой отдел нервной системы обеспечивает регуляцию обмена жиров? Как обеспечивается такая регуляция?

Вариант 1

29. Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.

ПЧЕЛОВОДСТВО

Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем – прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.

В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства – бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались.

Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки – пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.

Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл – пчеловодство.

1) Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева?

2) При каком типе ульев удаётся максимально сохранить численность пчелиной семьи?

3) Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)

30. Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека», ответьте на следующие вопросы.

=Таблица

Примерный суточный водный обмен человека (в л)

1) Сколько жидкости потребляет организм человека в течение суток?

2) В составе каких веществ вода выделяется из организма?

3) Почему количество поступившей воды несколько меньше, чем воды, выделившейся из организма?

31. Используя данные таблиц (с.11-12), выполните задание:

Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом. Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите студентке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки. При выборе учтите, что Марина всегда заказывает омлет с ветчиной.

Температура тела, ºС %
потери
в весе
в период
активности
во время
спячки
в период
активности
во время
спячки
Ёж 75 25 35,5 3,1 31,2
Летучая мышь 420 16 37,5 2,6 33,5
Хомяк 175 13 38,5 4,5 35
Жёлтый суслик
225 12 37,0 1,4 43 1) Опускается ли температура тела животных ниже 0 ºС во время спячки?
2) Кто из перечисленных животных в норме больше тратит энергии в период их активности?
3) Кто из перечисленных животных больше остальных теряет в весе за время спячки и почему?
31.
Светлана, студентка театрального училища , всегда следит за своей фигурой и три раза в неделю занимается ритмической гимнастикой в фитнес- клубе. После полуторачасового занятия Светлана заходит в ресторан быстрого питания, чтобы перекусить. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите девушке оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты во время полуторачасового занятия. При выборе учтите, что
Светлана выбирает блюда с наименьшим количеством углеводов и пьёт чай без сахара.
В ответе укажите: энергозатраты во время занятия гимнастикой; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность обеда и количество углеводов в нём.
32. Что такое пищевые волокна? Почему пищевые волокна полезны для организма?

55
Критерии оценивания заданий варианта 2.
Задание 29

(допускаются иные формулировки ответа , не искажающие его смысла)
Баллы
Ответ на первый вопрос.
1) Образование материков около экватора и создание мелких прибрежных районов.
Ответ на второй вопрос.
2) Ткани и органы; независимость размножения от воды; образование семян.
Ответ на третий вопрос.
3) Панцирные рыбы – костные рыбы – кистепёрые рыбы – земноводные – первые пресмыкающиеся (котилозавры) – современные пресмыкающиеся.
3
ИЛИ
2
ИЛИ
1
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Задание 30
Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Ниже 0 ºС температура тела животных не опускается.
2) Больше энергии тратит летучая мышь.
3) Суслики живут в степях и полупустынях. При засухах пища заканчивается летом, поэтому они уже в это время года впадают в спячку и спят до следующей весны

56
3
ИЛИ
Ответ включает три из названных выше элементов , но содержит негрубые биологические ошибки
2
ИЛИ
1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл
3
Задание 31
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Энергозатраты во время занятия гимнастикой – 585 ккал.
Заказанные блюда: салат «Цезарь», картофель по-деревенски и чай без сахара.
Калорийность заказанного обеда – 565 ккал; количество углеводов – 53 г
Верно указаны энергозатраты во время занятия гимнастикой; приведено заказанное меню, указаны калорийность обеда и содержание углеводов в нём
3
Верно указаны энергозатраты во время занятия гимнастикой; приведено меню, соответствующее условию задания по калорийности; указаны калорийность обеда и содержание углеводов, но в меню не учтено требование, что в него должен входить чай без сахара.
ИЛИ
Верно указаны энергозатраты во время занятия гимнастикой; приведено меню, соответствующее условию задания, но не указаны или указаны неверно калорийность обеда и/или содержание углеводов
2
Верно указаны только энергозатраты время занятия гимнастикой
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3

57
Задание 32
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В ответе должны быть указаны следующие элементы:
1.
Волокна – неперевариваемые компоненты оболочек растительных клеток (клетчатка).
2. Может быть приведён любой из следующих аргументов:
– волокна связывают некоторые токсические вещества и желчные кислоты;
– волокна снижают уровень холестерина и глюкозы в крови;
– волокна стимулируют выведение желчи, нормализуют функционирование желчевыводящих путей
Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок
2
Ответ включает один названных выше элементов, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2

58
Учащийся №5
Баллы эксперта:
Номер задания
Балл
29 30 31 32

59
Учащийся №6
Баллы эксперта:
Номер задания
Балл
29 30 31 32

60
Эталоны оценок экспертов по работам варианта 2
Учащийся №5
Номер задания
Балл
29 2 30 2 31 0 32 0
Учащийся №6
Номер задания
Балл
29 2 30 3 31 2 32 1

61
Вариант 3
29. Используя содержание текста "Строение стебля древесного растения", ответьте на следующие вопросы.
СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ ДРЕВЕСНОГО РАСТЕНИЯ
Стебель древесного растения снаружи защищён покровными тканями.
У молодых стеблей весной клетки покровной ткани покрыты тонкой кожицей. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице у молодых побегов имеются устьица, а позже образуются чечевички – крупные, рыхло расположенные клетки с большими межклетниками.
К покровной ткани прилегает кора, образованная разными тканями.
Наружная часть коры представлена слоями клеток механической ткани с утолщёнными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани.
Внутренняя часть коры образована клетками механической и проводящей ткани и называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идёт нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев. Ситовидные трубки состоят из клеток , соединённых концами в длинную трубку. Между соседними клетками имеются мелкие отверстия.
Через них, как через сито, передвигаются органические вещества. Кроме ситовидных трубок в состав луба входят лубяные волокна и клетки основной ткани.
К центру от луба в стебле расположен другой слой – древесина. Он состоит из сосудов и древесных волокон. По сосудам идёт восходящий ток: вода с растворёнными в ней веществами передвигается от корней к листьям и цветкам. Между древесиной и лубом находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления клеток камбия стебель растёт в толщину. Клетки камбия делятся вдоль своей оси. Одна из дочерних клеток отходит к древесине, другая – к лубу.
В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, – это сердцевина.
1) Что такое луб?
2) В чём сходство и различие в функционировании ситовидных трубок и сосудов?
3) На пне спиленного дерева обнаружилось, что сердцевина находится не в центре спила, а смещена. По одну её сторону слой древесины толще, а по другую тоньше. Как можно объяснить такое явление?
30. Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», ответьте на следующие вопросы.

62
Таблица
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи
организма человека (в %)
Составные вещества
Плазма
крови
Первичная
моча
Вторичная
моча
Белки, жиры 7–9
Отсутствует
Отсутствует
Глюкоза 0,1 0,1
Отсутствует
Натрий (в составе солей) 0,3 0,3 0,4
Хлор (в составе солей) 0,37 0,37 0,7
Калий (в составе солей) 0,02 0,02 0,15
Мочевина 0,03 0,03 2,0
Мочевая кислота 0,004 0,004 0,05 1) Концентрация какого вещества максимально возрастает по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какие вещества и почему отсутствуют в составе первичной мочи здорового человека?
31. Используя данные таблиц (с.11-12), выполните задание:
Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом.
Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут.
После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания.
Используя данные таблицы 1 и 2, предложите студентке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки. При выборе учтите, что Марина всегда заказывает омлет с ветчиной.
В ответе укажите: энергозатраты спортсменки, рекомендуемые блюда, которые не должны повторяться; количество белков; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки.
32. Почему человеку следует ограничивать себя в потреблении сахара?
Приведите не менее двух аргументов

63
Критерии оценивания заданий варианта 3.
Задание 29
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Ответ на первый вопрос.
1) Луб – это внутренняя часть коры, образованная механическими и проводящими тканями.
Ответ на второй вопрос.
2) Сходство в том, что и ситовидные трубки, и сосуды способны к проведению воды и растворённых в ней веществ. Различие в том, что по ситовидным трубкам перемещается раствор органических веществ от листьев, а по сосудам – минеральные вещества, растворённые в воде, из корня.
Ответ на третий вопрос.
3) Это объясняется освещением ствола дерева: с освещённой стороны клетки древесины более крупные, чем с неосвещённой.
Поэтому слой древесины становится с одной стороны более толстым, чем с другой.
Правильный ответ содержит все перечисленные элементы при отсутствии биологических ошибок
3
Ответ содержит два из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ содержит три из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок
2
Ответ содержит один из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ содержит два из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок
1
Ответ содержит один любой из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Задание 30
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы

64
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Мочевина.
2) Белки, жиры.
3) Их отсутствие связано с особенностью фильтрации в капсулах нефронов. Крупные молекулы этих веществ задерживаются клетками нефрона.
Органические вещества важны для жизнедеятельности организма
Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок
3
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
2
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл
3
Задание 31
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Верно указаны следующие элементы ответа:
Энергозатраты во время тренировки – 618 ккал.
Заказанные блюда: омлет с ветчиной , салат «Цезарь», чай без сахара.
Количество белков – 35 г; калорийность заказанного обеда – 600 ккал
Верно указаны энергозатраты во время тренировки, приведено заказанное меню, указаны содержание белков и калорийность обеда
3
Верно указаны энергозатраты во время тренировки; приведено меню, соответствующее условию задания по калорийности; указаны калорийность обеда и содержание белков, но в меню не учтено требование, что в него должен входить омлет с ветчиной.
ИЛИ
Верно указаны энергозатраты во время тренировки; приведено меню, соответствующее условию задания, но не указаны или указаны неверно калорийность обеда и/или содержание белков
2
Верно указаны только энергозатраты во время тренировки 1

65
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Задание 32
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В ответе должны быть указаны следующие аргументы:
1. Избыточный сахар приводит к нарушению обмена веществ, например к ожирению.
2. Избыточный сахар в конечном счете может привести к развитию сахарного диабета
Ответ включает два названных выше аргумента, не содержит биологических ошибок
2
Ответ включает один названных выше аргументов , ИЛИ ответ включает два названных выше аргумента, но содержит негрубые биологические ошибки
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2

66
Учащийся №7
Баллы эксперта:
Номер задания
Балл
29 30 31 32

67
Учащийся №8
Баллы эксперта:
Номер задания
Балл
29 30 31 32

68
Учащийся №9
Баллы эксперта:
Номер задания
Балл
29 30 31 32

69
Эталоны оценок экспертов по работам варианта 3
Учащийся №7
Номер задания
Балл
29 2 30 3 31 3 32 2
Учащийся №8
Номер задания
Балл
29 2 30 2 31 3 32 2
Учащийся №9
Номер задания
Балл
29 1 30 0 31 0 32 0

70
Вариант 4
29. Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.
ПЧЕЛОВОДСТВО
Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем – прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.
В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства – бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались.
Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки – пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье.
Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.
Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл – пчеловодство.
1)
Какой тип улья позволял частично сохранить пчелиную семью?
2)
Какое устройство имел улей типа "борти"?
3)
Почему рамочный разборный улей оказался более экономически выгодным , чем улей-колода?
30. Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», ответьте на следующие вопросы.

71
Таблица
«Выживание куропаток»
(по Швердпфегеру, с упрощениями)
Возраст,
годы
Количество особей
Смертность,
%
Доля самок
в популяции
живых к началу
возраста
погибших
в данном
возрасте
0 1000 850 85 0,50 2 112 31 28 0,46 4 57 18 32 0,32 6 26 9 35 0,23 8 11 4 35 0,27 10 5 2 35 0,20 12 2 1 50 0 13 1 1 100 0 1) Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?
2) Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются осёдлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Сэндвич с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

Сэндвич с мясной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, говядина)

Сэндвич с куриной котлетой

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

Омлет с ветчиной

Салат овощной

Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки)

Картофель по-деревенски

Маленькая порция картофеля фри

Мороженое с шоколадным наполнителем

Вафельный рожок

Сладкий сильногазированный напиток

Апельсиновый сок

Чай без сахара

Чай с сахаром (две чайные ложки)

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки (г/кг)

Жиры (г/кг)

Углеводы (г)

Энергетическая

потребность (ккал)

16 и старше

Таблица 2 Энергозатраты при различных видах физической активности

Виды физической активности

Энергетическая

стоимость

Прогулка -5 км/ч; езда на велосипеде -10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная

4,5 ккал/мин

Прогулка на велосипеде 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный)

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика; прогулка быстрым шагом - 6,5 км/ч; езда на велосипеде 16 км/ч; каноэ - 6,5 км/ч; верховая езда быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки 15 км/ч; спортивная ходьба 8 км/ч; езда на велосипеде - 17,5 км/ч; бадминтон соревнования; большой теннис одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой; езда на велосипеде 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде

9,5 ккал/мин

Задача №1

16-летняя Марина в каникулы посетила Калининград. Перед экскурсией в Музей янтаря она

перекусила в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность первого завтрака, если Марина питается четыре раза в день.

Предложите школьнице оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Марина обязательно закажет овощной салат. В ответе укажите: калорийность первого завтрака при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность первого завтрака, и количество белка в нём.

Задача №2

17-летняя Дарья в осенние каникулы посетила Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна». Перед началом экскурсии Дарья позавтракала в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе на первый завтрак следующие блюда и напитки: омлет с ветчиной, маленькую порцию картофеля фри, овощной салат и стакан сладкого сильногазированного напитка. Определите: рекомендуемую калорийность первого завтрака, если Дарья питается четыре раза в день; реальную калорийность первого завтрака; количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.

Задача №3

Тринадцатилетний Николай вместе со своими родителями вечером посетил кафе быстрого

питания. Масса тела Николая составляет 56 кг. Рассчитайте рекомендуемую калорийность и количество белков, жиров и углеводов (в г) в ужине Николая с учётом того, что подросток питается четыре раза в день.

На основе расчётов, проведённых в задании 31, предложите Николаю наиболее оптимальное по калорийности и соотношению жиров меню для ужина из перечня предложенных блюд и напитков.

При выборе учтите, что подросток обязательно закажет картофель по-деревенски, а также один из напитков. Блюда в меню не должны повторяться. В ответе укажите блюда, калорийность ужина и количество жиров в нём.

Задача №4

Алексей и Иван страстные поклонники спокойных пеших прогулок. В один из солнечных летних дней они решили совершить очередной выход на природу. Второпях ребята забыли приготовленный с вечера сухой паёк. Ребята пробыли в лесу около 4 часов и, голодные, смогли добраться до ближайшего придорожного кафе только к вечеру. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите одному из них оптимальное по калорийности, с максимальным количеством углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков, которые помогут компенсировать затраты от многочасовой пешей прогулки (5 км/ч). При выборе учтите, что каждый из ребят обязательно закажет сэндвич с ветчиной и апельсиновый сок, но при этом откажется от мороженого с шоколадным наполнителем.

В ответе укажите: энергозатраты пешей прогулки; заказанные блюда, которые не должны

повторяться; калорийность ужина, которая не должна превышать энергозатраты во время прогулки, и количество углеводов в нём.

Задача №5

Денис профессионально занимается футболом и является членом футбольного клуба. После игры, которая длилась 2 тайма по 45 минут с дополнительным временем 3 минуты, спортсмен пошёл поужинать в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите юноше предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты во время игры.

При выборе учтите, что Денис обязательно закажет сэндвич с ветчиной. В ответе укажите:

энергозатраты спортивного матча; заказанные блюда, которые не должны повторяться; количество углеводов; калорийность ужина, которая не должна превышать энергозатраты во время футбольного матча.

Задача №6

17-летний Николай в зимние каникулы посетил Самару. Перед экскурсией в Самарский

художественный музей он позавтракал в местном кафе быстрого питания. Подросток заказал себе на первый завтрак следующие блюда и напитки: омлет с ветчиной, апельсиновый сок и порцию картофеля по-деревенски. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите: рекомендуемую калорийность первого завтрака, если Николай питается четыре раза в день; реальную энергетическую ценность заказанного завтрака; количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.

Задача №7

Евгений 19-летний студент первого курса в летние каникулы посетил Владивосток. После

продолжительной экскурсии на остров Русский он решил поужинать в местном кафе быстрого питания. Молодой человек заказал себе следующие блюда и напитки: омлет с ветчиной, картофель по-деревенски и стакан чая с сахаром (одна чайная ложка). Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите рекомендуемую калорийность ужина для Евгения, если он питается четыре раза в день; реальную энергетическую ценность заказанного ужина, количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к его суточной норме.

Задача №8

Гарик активно занимается настольным теннисом. После утренней тренировки он решил

перекусить в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите

Гарику оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из

перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты, во время

тренировки, если её продолжительность составила 130 минут. При выборе учтите, что Гарик обязательно закажет омлет с ветчиной. В ответе укажите: энергозатраты спортсмена во время тренировки; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность завтрака, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки, и количество углеводов в нём.

Задача №9

Любовь мастер спорта по стрельбе из лука. В течение последнего месяца она активно готовится к спортивным соревнованиям, проводя в тире по 6 часов в день. После одной из утренних тренировок, продолжавшейся 3 часа 20 минут, она решила с подругами пообедать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите спортсменке оптимальное по калорийности и количеству жиров меню из перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты во время очередной тренировки. При выборе учтите, что Любовь обязательно закажет картофель по-деревенски, блюда с минимальным содержанием жиров и напиток. В ответе укажите: энергозатраты спортсменки во время тренировки; заказанные блюда, которые не должны повторяться; количество жиров в них; калорийность блюд, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки.

Задача №10

Иван Петрович работает почтальоном и любит велосипедный спорт, поэтому

корреспонденцию он развозит на велосипеде со скоростью 10 км/ч. В первую половину дня он работает 4 часа и затем идёт на обед в ресторан быстрого питания. Используя данные

таблицы 1 и 2, предложите мужчине оптимальное по калорийности, с максимальным

компенсировать свои энергозатраты на четырёхчасовую езду на велосипеде. При выборе

учтите, что Иван Петрович очень любит картофель по-деревенски и обязательно закажет две порции. В ответе укажите: энергозатраты почтальона; заказанные блюда; количество

углеводов; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время езды на велосипеде.

Задача №11

В воскресенье 15-летний Александр посетил Третьяковскую галерею

в Москве, а в обед он решил перекусить в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность обеда, если Александр питается четыре раза в день. Предложите Александру оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что он обязательно закажет сэндвич с ветчиной, мороженое с шоколадным наполнителем и апельсиновый сок. В ответе укажите: калорийность обеда при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическая ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность обеда, и количество углеводов в нём.

Задача №12

Алексей увлекается катанием на горных лыжах и занимается в Горнолыжной школе «Столица». Три раза в неделю он ходит кататься на Воробьёвы горы. После двухчасовой энергичной тренировки Алексей заходит в ресторан быстрого питания немного отдохнуть, пообщаться с друзьями и пообедать.

Используя данные таблицы 1 и 2, предложите юноше оптимальное по калорийности, с

максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты двухчасовой тренировки. При выборе учтите, что Алексей всегда заказывает сэндвич с мясной котлетой и две чашки чая с сахаром. В ответе укажите: энергозатраты спортивной тренировки; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки, и количество белков в нём.

Задача №13

12-летний Николай вместе с родителями в каникулы посетил древний Суздаль. После экскурсии в Суздальский Кремль семья решила поужинать в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина Николая, если он питается четыре раза в день. Предложите подростку оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Николай обязательно закажет омлет с ветчиной и чай с одной ложкой сахара. В ответе укажите: калорийность ужина при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность ужина, и количество углеводов в нём.

Задача №14

11-летний Николай в зимние каникулы посетил Санкт-Петербург. Перед экскурсией в

Петропавловскую крепость он решил перекусить в местном кафе быстрого питания.

Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность второго

завтрака, если Николай питается четыре раза в день. Предложите школьнику оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием жиров меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Николай обязательно закажет стакан сладкого

сильногазированного напитка. В ответе укажите: калорийность второго завтрака

при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их

энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность

второго завтрака, и количество жиров в нём.

Задача №15

В воскресенье утром 15-летний Константин побывал в историческом музее, а в ужин посетил ресторан быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина, если Константин питается четыре раза в день. Предложите школьнику оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Константин обязательно закажет омлет с ветчиной. В ответе укажите: калорийность ужина; заказанные блюда, которые не должны повториться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность ужина, и количество углеводов в нём.

Задача №16

15-летний Николай в зимние каникулы посетил Государственный природный заповедник

«Столбы» в Красноярске. После экскурсии он поужинал в местном кафе быстрого питания. Николай заказал себе следующие блюда и напитки: сэндвич с ветчиной, картофель по-деревенски и стакан сладкого сильногазированного напитка. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите рекомендуемую калорийность ужина, энергетическую ценность заказанных блюд, количество поступивших с пищей углеводов и отношение количества поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.

Задача №17

Андрей и Пётр поехали на выходные кататься на велосипеде за город. На обратном пути

после 182-минутной небыстрой прогулки (13 км/ч), они решили перекусить в одном из

ресторанов быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите одному из ребят оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков, чтобы компенсировать энергозатраты от велосипедной прогулки. При выборе учтите, что каждый из них обязательно закажет сэндвич с мясной котлетой и апельсиновый сок. В ответе укажите: энергозатраты велосипедной прогулки; заказанные блюда, которые не должны повторяться; количество белков в них; калорийность блюд, которая не должна превышать энергозатраты во время велосипедной прогулки.

Задача №18

Николай и Василий любители игры в большой теннис (одиночный разряд). Каждое воскресенье они соревнуются в этом виде спорта. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите Василию оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков, чтобы компенсировать его затраты в игре, которая продолжалась 2 часа 5 минут. При выборе учтите, что он обязательно закажет сэндвич с мясной котлетой и сладкий сильногазированный напиток. В ответе укажите: энергозатраты при игре в теннис; заказанные блюда, которые не должны повторяться; количество углеводов и калорийность, которая не должна превышать энергозатраты во время игры.

Задача №19

Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом. Каждый день после

института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит

перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите студентке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки. При выборе учтите, что Марина всегда заказывает омлет с ветчиной. В ответе укажите: энергозатраты спортсменки, рекомендуемые блюда, которые не должны повторяться; количество белков; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки.

Задача №20

Фёдор, нападающий в футбольном клубе, после вечерней игры решил поужинать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Фёдору оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты во время футбольного матча, продолжавшегося для спортсмена 89 минут. При выборе учтите, что Фёдор обязательно закажет сладкий сильногазированный напиток. В ответе укажите: энергозатраты спортсмена; заказанные блюда, которые не должны повторяться; количество углеводов; калорийность ужина, которая не должна превышать энергозатраты во время матча.

Задача №21

10-летний Александр вместе с родителями посетил Великий Новгород. Перед пешеходной

экскурсией по древнему городу семья решила перекусить в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность первого завтрака Александра, если он питается четыре раза в день. Предложите школьнику

оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня

предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Александр обязательно закажет чай без сахара. В ответе укажите: калорийность первого завтрака; при четырехразовом питании заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность первого завтрака, и количество углеводов в нём.

Задача №22

14-летний Пётр в зимние каникулы посетил Казань. Перед экскурсией в Казанский Кремль он позавтракал в местном кафе быстрого питания. Подросток заказал себе на завтрак следующие блюда и напитки: сэндвич с куриной котлетой, салат овощной, маленькую порцию картофеля фри. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите рекомендуемую калорийность первого завтрака Петра, если он питается четыре раза в день; реальную энергетическую ценность первого завтрака; количество углеводов в блюдах и напитках завтрака, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.

Задача №23

17-летняя Полина в каникулы посетила Нижний Новгород. После посещения Нижегородской ярмарки она решила поужинать в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина, если Полина питается четыре раза в день. Предложите подростку оптимальное по калорийности, с минимальным содержанием жиров меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Полина обязательно закажет апельсиновый сок. В ответе укажите : калорийность ужина; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность ужина, и количество жиров в нём.

Задача №24

14-летняя Софья в зимние каникулы посетила Псков и его окрестности. Перед экскурсией в

Государственный Пушкинский заповедник она позавтракала в местном кафе быстрого

питания. Девушка заказала себе на второй завтрак следующие блюда и напитки: сэндвич с

ветчиной, маленькую порцию картофеля фри и стакан сладкого сильногазированного напитка.

Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите рекомендованную калорийность второго

завтрака, если Софья питается четыре раза в день, реальную энергетическую ценность

заказанных блюд второго завтрака, количество углеводов в блюдах и напитках, а также

отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.

Задача №25

Анастасия мастер спорта по горнолыжному спорту. В течение последнего месяца она

активно готовится к спортивным соревнованиям, проводя на горных склонах по 4 часа в день. После одной из вечерних тренировок, продолжавшейся 121 минуту, она решила поужинать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Анастасии оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты после очередной тренировки. При выборе учтите, что Анастасия обязательно закажет апельсиновый сок и откажется от мороженого. В ответе укажите: энергозатраты спортсменки; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность ужина, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки,

и количество углеводов в нём.

Задача №26

18-летняя Елизавета в студенческие зимние каникулы посетила Хабаровск. Перед началом

экскурсии «Хабаровск столица Дальнего Востока, история и современность» она пообедала

в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки:

сэндвич с мясной котлетой, маленькую порцию картофеля фри, салат «Цезарь» и стакан

сладкого сильногазированного напитка. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите

Задача №27

Егор, участник соревнований по гребле на каноэ, решил перекусить в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Егору оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня блюд и напитков для того,

чтобы компенсировать энергозатраты во время соревнований, продолжавшихся 75 минут. При выборе учтите, что Егор обязательно закажет апельсиновый сок. В ответе укажите: энергозатраты спортсмена во время соревнований; заказанные блюда, которые не должны повторяться; количество углеводов в них; калорийность блюд, которая не должна превышать энергозатраты во время соревнований.

Задача №28

Александр, любитель катания на роликовых коньках, поехал в двухчасовую прогулку по улицам Нижнего Новгорода. После он решил перекусить в одном из ресторанов быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Александру оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков, чтобы компенсировать его энергозатраты на прогулке на роликовых коньках. При выборе учтите, что Александр обязательно закажет сэндвич с ветчиной и мороженое с шоколадным наполнителем. В ответе укажите: энергозатраты на прогулке на роликовых коньках; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность, которая не должна превышать энергозатраты на прогулке, и количество белков в них.

Задача №29

17-летняя Татьяна в студенческие зимние каникулы посетила Тобольск. Перед началом

экскурсии «Тобольский кремль шедевр каменного зодчества» она пообедала в местном

кафе быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: маленькую

порцию картофеля фри, сэндвич с ветчиной, салат «Цезарь» и апельсиновый сок. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите: рекомендуемую калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день; энергетическую ценность заказанного обеда; количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.

Задача №30

16-летний Иван в каникулы посетил Астрахань. Перед экскурсией в Астраханский Кремль он

перекусил в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность второго завтрака, если Иван питается четыре раза в день.

Предложите ему оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Иван обязательно закажет маленькую порцию картофеля фри. В ответе укажите: калорийность второго завтрака при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность второго завтрака, и количество белков в нём.

Задача №31

Пётр, защитник баскетбольной команды, после вечерней тренировки решил поужинать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Петру оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты во время тренировки, продолжавшейся 1час 40 минут. При выборе учтите, что Пётр обязательно закажет омлет с ветчиной. В ответе укажите: энергозатраты спортсмена во время тренировки; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность ужина, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки, и количество углеводов в нём.

Задача №32

Николай и Василий любители игры в большой теннис (одиночный разряд). Каждое воскресенье они соревнуются друг с другом в этом виде спорта. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите Николаю оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков, чтобы компенсировать его энергозатраты в игре, которая продолжалась 2 часа. При выборе учтите, что он обязательно закажет омлет с ветчиной и стакан сладкого сильногазированного напитка.

В ответе укажите: энергозатраты при игре в теннис; заказанные блюда, которые не должны

повторяться; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время игры, и количество белков в нём.

Задача №33

Константин, защитник хоккейной команды, после вечерней тренировки решил поужинать в

ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Константину

оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня

блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты во время тренировки,

продолжавшейся 1 час 30 минут. При выборе учтите, что Константин обязательно закажет

омлет с ветчиной. В ответе укажите: энергозатраты спортсмена во время тренировки;

заказанные блюда; калорийность ужина и количество углеводов в нём.

Задача №34

Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером) активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.

При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно закажет мороженое с

шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Ольгу

потреблять блюда с наибольшим содержанием белка. В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.

Задача №35

Светлана, студентка театрального училища, всегда следит за своей фигурой

и три раза в неделю занимается ритмической гимнастикой в фитнес-клубе. После полуторачасового занятия Светлана заходит в ресторан быстрого питания, чтобы перекусить. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите девушке оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты во время полуторачасового занятия.

При выборе учтите, что Светлана выбирает блюда с наименьшим количеством углеводов и пьёт чай без сахара. В ответе укажите: энергозатраты во время занятия гимнастикой; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность обеда и количество углеводов в нём.

Задача №36

Антон увлекается катанием на водных лыжах и каждый год на всё лето вместе с друзьями ездит на Чёрное море, где они активно тренируются. Каждый день юноша катается в течение трёх часов (утром, после обеда и вечером по часу). В свободное время после утренней и дневной тренировок Антон заходит пообедать в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите юноше оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белка меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты двухчасового катания на водных лыжах. При выборе учтите, что Антон любит апельсиновый сок и обязательно его закажет. В ответе укажите: энергозатраты двухчасовых тренировок; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировок, и количество белков в нём.

Задача №37

Спортсменка Наталья каждый день во время утренней тренировки час занимается спортивной ходьбой со скоростью 8 км/ч, потом час идёт прогулочным шагом со скоростью 5,5 км/ч. После тренировки она иногда обедает в ресторане быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите девушке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты утренней двухчасовой тренировки. При выборе учтите, что Наталья любит сладкий сильногазированный напиток. В ответе укажите:

энергозатраты спортсменки; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки, и количество углеводов в нём.

Задача №38

14-летняя Зинаида принимала участие в однодневной экскурсии, а вечером поужинала в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина, если девушка питается четыре раза в день. Предложите Зинаиде оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Зинаида обязательно закажет порцию картофеля по-деревенски и чай с сахаром. В ответе укажите: калорийность ужина при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность ужина, и количество углеводов в нём.

Задача №39

Владимир занимается ритмической гимнастикой, после одной из тренировок он решил

поужинать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите

Владимиру оптимальное по калорийности, с минимальным содержанием жиров меню из

перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки

продолжительностью 2 часа 30 минут. При выборе учтите, что Владимир обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем и сладкий напиток. В ответе укажите: энергозатраты Владимира; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность ужина, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки, и количество жиров в нём.

Задача №40

14-летний Артём в зимние каникулы посетил Сочи. Перед началом экскурсии по олимпийским объектам он позавтракал в местном кафе быстрого питания. Подросток заказал себе на второй завтрак следующие блюда и напитки: сэндвич с куриной котлетой, омлет с ветчиной, маленькую порцию картофеля фри и стакан сладкого сильногазированного напитка.

Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите: рекомендуемую калорийность второго завтрака, если Артём питается четыре раза в день; реальную энергетическую ценность заказанного второго завтрака; количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.

Задача №41

Девятилетняя Наташа вместе с родителями посещала Ярославль. После экскурсии в

Ярославский художественный музей-заповедник семья решила перекусить в местном кафе

быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую

калорийность ужина Наташи, если она питается четыре раза в день. Предложите девочке

оптимальное по калорийности, с минимальным количеством жиров меню из перечня

предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Наташа обязательно закажет

мороженное с шоколадным наполнителем. В ответе укажите: калорийность ужина при

четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их

энергетическую ценность и количество жиров в них.

Задача №42

15-летняя Светлана в весенние каникулы посетила Кострому. После экскурсии в Ипатьевский монастырь она решила перекусить в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность обеда, если Светлана питается четыре раза в день. Предложите девушке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Светлана обязательно закажет сэндвич с мясной котлетой и апельсиновый сок. В ответе укажите: калорийность обеда; заказанные блюда при четырёхразовом питании, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность обеда, и количество белка в нём.

Задача №43

17-летний Степан в каникулы посетил Рязань. После посещения древнего Рязанского Кремля он решил поужинать в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина, если Степан питается четыре раза в день. Предложите подростку оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Степан обязательно закажет апельсиновый сок. В ответе укажите: калорийность ужина при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность ужина, и количество белков в нём.

Задача №44

Тамара участвовала в городских соревнованиях по бадминтону, а после решила поужинать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Тамаре оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты во время соревнований, продолжавшихся для девушки 2,4 часа. При выборе учтите, что Тамара обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем. В ответе укажите: энергозатраты Тамары во время соревнований; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность ужина, которая не должна превышать энергозатраты во время соревнований, и количество белка в нём.

Задача №45

17-летний Фёдор в зимние каникулы посетил Москву. Перед экскурсией в Третьяковскую галерею он решил перекусить в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность второго завтрака, если Фёдор питается четыре раза в день. Предложите школьнику оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием жиров меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Фёдор обязательно закажет маленькую порцию картофеля фри и стакан чая без сахара. В ответе укажите: калорийность второго завтрака; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность второго завтрака, и количество жиров в нём.

Задача №46

12-летняя Ольга вместе с родителями в каникулы посетила Владимир. После посещения Золотых ворот семья решила поужинать в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина Ольги, если она питается четыре раза в день. Предложите подростку оптимальное по калорийности, с минимальным содержанием жиров меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Ольга обязательно закажет салат «Цезарь» и стакан чая с одной ложкой сахара. В ответе укажите: калорийность ужина при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность и количество жиров в нём.