Технологии по экологии в доу фгос.  Консультация "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников". «инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации фгос

Статья «Современные подходы в экологическом воспитании дошкольников»

Малявина Вера Николаевна воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ.
Цель: Формирование представлений о современных подходах в экологическом воспитании.
Описание: Статья предназначена для воспитателей детских садов. В дошкольном учреждении можно создать оптимальные условия для экологического образования и воспитания. В ДОУ есть возможность неоднократно, в течении дня возвращаться к теме, причем в разных вариантах.
«Экология» - в переводе с греческого языка – наука о доме. «Ойкос» - дом, «логос» - наука. В наше время экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлимой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. И, несмотря на это, система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, на орудийную деятельность, на манипуляцию объектами материального мира.
В дошкольном учреждении можно создать оптимальные условия для экологического воспитания. В ДОУ есть возможность неоднократно, в течении дня возвращаться к теме, причем в разных вариантах: в игре, наблюдениях, индивидуальной работе, опытах и экспериментах и т.п.
Существуют такие понятия:
1. «Экологическое воспитание».
2. «Природоохранительное воспитание».
3. «Ознакомление дошкольников с природой».
Чем они отличаются друг от друга?
« Экологическое воспитание » - новое направление в педагогике дошкольников.
Цель экологического воспитания – становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Человек, животное, растение – все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на наши различия.
Отличие новых подходов в экологическом воспитании от традиционных:
Экологическое воспитание.
Человек - часть природы.
1. Человек – мера вещей - уникальность жизни (экоцентризм).
2. Согласование человеческих потребностей экологическим требованиям.
3. Уважение ко всем формам жизни.
Традиционный подход.
Мир для человека.
1. Человек - мера вещей (антропоцентризм).
2. Технократический расчет пользы природы, ее улитарная ценность.
3. Человек - "хозяин", "царь" природы.
Оценочные суждения по отношению к объектам должны быть исключены («вредные животные», «безобразные»). Называем мы их «вредными», потому, что они приносят неудобства человеку. А в природе являются звеном экологической цепочки. Взрослые нередко позволяют себе в присутствии ребенка, у которого еще не сформировалось собственное отношение к объектам природы выражение неприязни, брезгливости: «фу, какая гадость, какой неприятный, брось его» (лягушки, дождевые черви). И эмоциональное неприятие у детей к этим животным переходит в практическую плоскость: гадкий червяк – его нужно раздавить.
Вывод: в присутствии детей свои эмоции нужно сдерживать.
С точки зрения экологического воспитания крайне важно сформировать у ребенка бережное отношение ко всем живым существам без исключения, независимо от того, нравится оно ему или нет.
Наша цель на примере экосистем (лес, луг, водоем, степь и др.) – показать ребенку, что любой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.
Экологи выделяют три группы факторов, определяющих особенности жизни живых существ:
1. Абиотический (климат, почва, химический состав воды, воздуха).
2. Биотический (растения, животные, микроорганизмы, которые оказывают влияние на существование организмов).
3. Антропогенный (воздействие человека на природу).
Эти факторы никогда не действуют изолированно, а всегда неразрывны друг с другом. Эта связь компонентов природного сообщества называется геобиоцинозом – экосистемой.
Энергия солнца, фитосинтез – растения – растительноядные животные – животные, мелкие хищники – животные, крупные хищники – бактерии, грибы, разлагающие трупы животных – питательные вещества – растения.
Экосистемы (лес, луг, степь, водоем…).
С детьми можно рассматривать связи и зависимости.
Дикая природа живет по собственным законам, обходясь без помощи человека.
- Что же, - спросите вы, - мы не должны учить детей помогать природе? Нужно помогать животным, растениям, обитающим рядом с нами, заботиться о них. Это деревья возле дома, растения, обитающие рядом с нами, голодающие зимой птицы, те, кто зависит от нас.
Природа с точки зрения экологически воспитанного человека должна рассматриваться как:
1. Среда обитания всех существ, включая человека.
2. Объект познания.
3.Объект удовлетворения эстетических потребностей.
4. Объект человеческих потребностей.
Мы должны охранять природу не потому, что она нам что – то дает, а потому, что она самоценна.
«Концепция общего экологического образования» ставит перед нами следующие задачи экологического воспитания:
- формирование у детей понимания самоценности природы;
- осознание ребенком себя, как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
- формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость;
- понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из взаимосвязей ведет за собой другие изменения, происходит как бы цепная реакция;
- понимание того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать;
- формировать у детей желание сохранять окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоение основ экологической безопасности;
- усвоение первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов (вода, электроэнергия).
- формирование навыков экологически – грамотного поведения в повседневной жизни.
Поворот к экологическому воспитанию детей - два взаимосвязанных направления:
1. Проблема воспитания детей.
2. Проблема развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих детей.
Взрослые – решающий фактор в экологическом воспитании.
Три аспекта личности воспитателя :
1. Понимание экологических проблем и причин их порождающих, желание и готовность их изменить.
2. Профессионализм и педагогическое мастерство (владение методикой, понимание целей и задач, реализация конкретных технологий, творческий поиск и совершенство своей деятельности).
3. Общая ориентация и применение гуманистической модели воспитания.
Создание в ДОУ условий для экологического воспитания:
1. Предметно – развивающая среда.
2. Методический фонд.
3. Наглядно – иллюстрированный материал.
Предметно – развивающая среда .
1. Групповые уголки природы.
2. Использование свободного пространства в помещении ДОУ:
а) зимний сад (коридоры, холл, лестничная площадка)
б) картинная галерея (коридор)
в) мини – огород на окне.
3. Искусственное создание мини – экосистем (моделирование, видовой состав, преобладающие фито и зооценозы местных лесов, многоярусность лесной экосистемы, пищевые цепи, факторы воздействия человека на экосистему. Правила поведения человека в лесу. Лес, как источник сырья). Папки – раскладушки. Водоем – как экосистема. Луг – экосистема, и др.
4. Моделирование ландшафтов:
а) пустыня
б) горно – равнинная местность
в) берег Ледовитого океана, Арктика
5. Сбор и оформление коллекций.
6. Дидактические игры.
7. Создание мини – лабораторий.
8. Организация и оборудование экологического пространства с описанием объектов наблюдения, уголки нетронутой природы, огород, клумбы, посадки лекарственных растений.
Чему способствует развивающая среда:
1. Познавательному развитию.
2. Эколого – эстетическому развитию.
3. Оздоровлению.
4. Формированию нравственных качеств.
5. Формирование экологически правильного поведения.
6. Экологизации разных видов деятельности.
Формы организации деятельности:
Непосредственно – образовательная деятельность .
- экскурсии;
- занятия;
- наблюдение за животными и растениями (распознающее – за одним объектом, сравнительное – с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием);
- изобразительная деятельность экологической тематики;
-ознакомление с трудом взрослых в природе;
-обучение детей труду по уходу за растениями;
- развитие речи (составление рассказов о природных явлениях и объектах, придумывание экологических сказок, этические беседы);
- формирование обобщающих представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятия в форме дидактической игры);
Совместная деятельность педагога и детей :
- наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна;
- целевые прогулки в природу;
- игры (дидактические, интеллектуальные, сюжетные, подвижные);
- рассказ педагога, чтение детской художественной литературы;
- беседы с детьми на экологические темы по их интересам;
- сбор коллекций семян, камней, осенних листьев;
- опыты, поисковая деятельность;
- труд в уголке природы и на участке;
- просмотр видеофильмов;
- работа с моделями;
- ведение календарей природы;
- создание книг – самоделок;
- экологические досуги и праздники.
Самостоятельная деятельность детей:
Самостоятельная активность детей (разные виды игр); экспериментирование; уход за растениями, работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование; изготовление моделей, книжек – самоделок, поделок из природного материала, цветочных композиций; театрализованная деятельность.
Используемая литература:
И.А.Рыжова «Наш дом – природа».

Выступление на тему "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учреждении"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости!

Слайд 1.

Тема моего выступления – «Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учреждении».

Слайд 2.

"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину".

Михаил Пришвин.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.

Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в том, что деятельность человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста, ведь дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Слайд 3

Один из принципов ФГОС говорит о том, что реализация программы по экологическому воспитанию должна проходить, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.

Основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирование определенного отношения к природе, экологического сознания.

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС дошкольного образования.

Слайд 4

Работа по экологическому воспитанию должна быть правильно организованна, систематически осуществляться в образовательном учреждении под руководством воспитателя, обладающего экологической культурой .

Детский сад – место, где ребёнок проводит значительную
часть своей жизни, поэтому одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметной пространственной развивающей среды в группе, на участке и территории детского сада, которая должна способствовать развитию ребенка в целом, как личности.

Слайд 5, 6, 7

Как вы уже заметили, что территория нашего детского сада на 70% озеленена.

На территории детского сада и участка имеются различные деревья и кустарники, цветники и клумбы, за которыми мы с детьми наблюдаем и ухаживаем.

Слайд 8, 9, 10, 11

Созданы две экологические тропы, по которым мы с ребятами совершаем игровые путешествия к водоему, к клумбам, на огород, на луг, на фито-огород и т. д.

Работая во второй младшей группе, я уделила большое внимание вопросам экологического воспитания.

Слайд 12, 13

Так, эколого-развивающая среда в группе представлена в виде уголка природы, где расположены комнатные цветы, лейки, «огород на окне», календарь природы и погоды. В доступном месте находятся художественная литература, журналы, энциклопедии, иллюстрации животных и растений, открытки о природе, рисунки, календари, диски со звуками природы, природный материал, различные коллекции, муляжи овощей и фруктов, настольно-печатные и дидактические игры.

В своей работе мы используем различные формы экологического воспитания: экскурсии, поисковую деятельность, экологические праздники, знакомство с природой в повседневной жизни и образовательные события,которые проходят в игровой форме и чаще всего на улице. Эстетический фон для образовательных событий создают стихи, загадки, песни. Они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что делает их запоминающимися для детей.

Для того чтобы работа по экологическому воспитанию стала эффективной и интересной для детей мы разработали комплексно-тематическое планирование работы на летний период и на учебный год, которое разбито на тематические недели с элементами экологической направленности. Их вы видите на слайде.

Слайд 14

«Безопасное лето», «Домашние и дикие животные и птиц», «Насекомые», «Будь здоров, малыш!», «Во саду ли, в огороде», «Волшебница - водица» и «Камешки-ракушки».

Каждая тематическая неделя имеет цель и итоговое событие.

Такие тематические недели как «Волшебница - водица» и «Камешки-ракушки» мы реализовали как проект.

Слайд 15

В первом проекте «Волшебница - водица» мы знакомили детей 2 младшей группы со значением воды в жизни людей, животных и растений, со свойствами воды через исследовательскую деятельность, воспитывали бережное отношение к воде и к своему здоровью.

Слайд 16

Реализуя проект, решала задачи через все образовательные области.

Тема проекта проходила через все виды деятельности детей.

Слайд 17, 18

Так решая задачи художественно-эстетического развития , мы с детьми рисовали мелками, карандашами, красками, лепили в технике пластилинография, слушали шум дождя, песенки про дождик, читали стихи, потешки, сказки.

Слайд 19,20

Задачи образовательной области «Познавательного развития» решали через образовательные события, где обогащали словарный запас детей, ребята задавали интересующие их вопросы «Куда бежит вода из крана?», «Как цветочки пьют воду?» т.д.

Рассматривали иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем, различных явлений природы и водоемов, формируя тем самым представления о том, где живет вода и для чего она нужна. Наблюдали за дождем, за рыбками в аквариуме. Проводили опыты с водой, на которых дети себя чувствовали волшебниками и открывали много интересного и неизведанного для себя. Через игровые ситуации «Сварим компот», «Приготовим суп», «Купание куклы» и др. практически знакомились со свойствами воды.

Слайд 21, 22

Создавая игровые ситуации посредством игр-забав, сюжетно-ролевых и дидактических игр учила играть вместе, общаться, делиться игрушками. Дети с удовольствием выполняли трудовые поручения (приносили мыло, полотенце, ванночку, носили для купания кукол воду, для полива цветов на клумбах). Когда дети мыли руки, учила их закрывать кран после умывания, говоря о бережном отношении к воде. Дети обращали внимание на знак «Закрой кран, чтобы вода не капала зря»

Слайд 23

Решая вопросы речевого развития, играли в речевые, дидактические и пальчиковые игры, пальчиковые игры в воде, беседовали, делились впечатлениями, выполняли логоритмические упражнения и упражнения на дыхание.

Слайд 24

Активизируя двигательную деятельность детей, играли в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Перепрыгни через ручеек, лужу» и др.

Слайд 25

На подготовительном этапе я познакомила родителей с проектом и его задачами. Родители были активными участниками, приносили фото для создания фотоколлажа и вместе с детьми выполнили совместную работу на тему «Аквариум».

Слайд 26

Фотоколлаж «Для чего нужна вода» закрепил знания детей о значении воды для человека и живой природы.

Слайд 27, 28

Итоговым мероприятием проекта стало развлечение «Волшебница - водица», где ребята играли, пели, танцевали, исследовали и экспериментировали.

Еще долгое время эти игры, песни, танцы оставались в памяти маленьких исследователей, а мы, воспитатели, запомнили их радостные, счастливые и любопытные лица.

Слайд 29

Второй проект «Камешки, ракушки» был реализован также летом.

Всю информацию о нем вы видите на слайде.

Слайд 30

В ходе этого проекта дети познакомились с объектами неживой природы – камнями, ракушками, их свойствами и внешними признаками.

На подготовительном этапе был составлен план реализации проекта (игры, беседы, продуктивная деятельность, экспериментирования), подобран необходимый материал. А также заинтересовали родителей.

На основном этапе провели цикл бесед о камнях и ракушках: «Удивительные камни», «Где живут ракушки», в ходе бесед читали стихи.

Слайд 31

При рассматривании дети называли внешние признаки - цвет, форму, величину, находили их сходства и отличия.

Играли с детьми в д/и « На что похожи?», «Что исчезло?» и музыкальную игру, которая вызвала много эмоций «Каменный оркестр».

Слайд 32

Особый интерес и развитие познавательной активности у детей вызвало экспериментирование: опыты «Плавучесть» (тонет – не тонет), «Камни художники» (рисование камнями).

Также в рамках проекта осуществляли взаимодействие с родителями.

В семейных поездках на море они вместе с детьми подобрать красивые камешки и ракушки для коллекции и поделок.

Слайд 33-34

Ещё родителям было предложено совместное с детьми творческое домашнее задание: рисование «Каменные шедевры»

Слайд 35-36

Результат совместной продуктивной деятельности явилось коллективное панно «Удивительные камни» и выставка «Удивительный мир камней и ракушек».

Участие в проектной деятельности стало для детей интересным и увлекательным процессом. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании, к поиску источников информации. Таким образом, я считаю, что проектная деятельность является современным и инновационным подходом в обучении детей, а также интересной формой в развитии экологических представлений у дошкольников, которую мы будем реализовывать дальше.

Слайд 37

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Слайд 38 Спасибо за внимание.


Методическая работа

Выступление на педсовете. Март 2017 г.

(Слайд № 1 .) Тема выступления.

(№2 .) Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете за последнее время стремительно исчезают различные виды уникальных растений и животных. Окружающая среда загрязняется с каждым днем все больше и больше.

Чтобы предотвратить столь варварское отношение к окружающей природе, стоит начинать с самых малых лет воспитывать экологическую культуру.

(№3) . Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

(№4) .Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания. (№5) . Экологическая культура поведения формируется на основе знаний , практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать, сохранять, любить всё живое. Не уничтожать, а созидать окружающий мир. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

(№6). Значение экологического воспитания для дошкольников очень велико.

  • вырабатывает ответственность за сохранение природы;
  • воспитывает чувства прекрасного — способность видеть природную красоту;
  • дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;
  • предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;
  • направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.

(№7) . Целью экологического воспитания является:

— Формирование с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Задачи :

  • развивать познавательный интерес к миру природы.
  • направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
  • воспитывать экологическое сознание, нравственное на гуманное отношение к миру природы.
  • формировать у детей экологические знания, культурное отношение к природе.

(№8). Существует множество форм работы по экологическому воспитанию и образованию :

  • Проведениеэкологических праздников
  • Наблюдения на прогулках
  • Занятия
  • Календари природы
  • Работа с родителями
  • Игровая деятельность
  • Музыкальная деятельность
  • Поисково-исследовательская работа.
  • Экскурсии в природу
  • Художественная деятельность
  • экологические сказки;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • выставки;
  • методы:
  • беседы;
  • наблюдения;
  • рассматривание объектов;
  • сюрпризный момент;
  • художественное слово;
  • динамические паузы;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Проблемные ситуации;
  • Сюжетные игры;
  • Моделирование;
  • Игры- медитации;
  • метод проектов, игровых обучающих ситуаций.

Методы экологического воспитания дошкольников сегодня во многом отличаются от устаревших стереотипов, они призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт дошкольника с природными объектами.

В работе с детьми используются различные формы и методы экологического воспитания и образования, они уже стали традиционными.

Но сегодня обратим внимание на использование инно­вационных форм и методов работы с дошкольниками.

(№9) . Всё большую популярность приобретают Компьютерные технологии и мультимедийные презентации

Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно — образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

В процессе ознакомления детей с природой, мы используем разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи. При этом дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Мы использую следующие виды иллюстартивно-наглядных материалов на электронных носителях:

  1. звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;
  2. экранные материалы – это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;
  3. презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;
  4. медиазанятия, которые проводим в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном;
  5. в процессе моделирования;
  6. в случае, если необходимо дать какую-то виртуальную познавательную информацию.

Мультимедийные экологические игры можно включать как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физкультминутки, пальчиковые игры.

В своей деятельности мы на занятиях использовали презентации:

«Деревья нашего леса», «Как мы воспитывали головастиков» (о стадиях развития лягушки, созданная на личном наблюдении) – для старших дошкольников. В I младшей группе на занятиях по ознакомлению с домашними животными – презентация «Из жизни кошек», «Кто сказал мяу» — с аудио озвучиванием голосов животных.

(№10). Ещё одна новая форма работы по экологическому воспитанию – это Природоохранные акции. Они недавно вошли в нашу жизнь и успешно зарекомендовали себя.

Природоохранные акции - это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Проводятся совместно с родителями, с привлечением широкой общественности.

В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей к проблеме экологии. Ведь дети дошкольного возраста очень впечатлительны и восприимчивы, они копируют поведение взрослых, учатся у родителей отношению к окружающему, и то, что они видят воплощают в жизни. Поэтому природоохранные акции помогают родителям самим научиться правильно относиться к природе и показать правильный пример своим детям. Дети и взрослые совместно участвуют в различных природоохранных мероприятиях и получают незабываемый опыт.

А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

(№11) . Наши дети и родители участвовали в таких акциях:

«Покорми птиц зимой»

Экологический субботник «Зелёная весна 2015»

«Весенняя неделя добра»

«Чистый берег»

«Декада сбора вторичных материальных ресурсов»

«Цвети земля»

(№12). Наш огород на окне для детей I младшей группы является целой акцией. Они изучали свойства земли, что она бывает сухая и влажная. Посадили первое в своей жизни зёрнышко, поливали, наблюдали за ростом, охраняли не портили, любовались красотой. Получали первый свой опыт. Дети посадили фасоль, лук, пшеницу, огурцы, петрушка, перец. А ещё наш огород создан из бросового материала: стаканчики из-под сметаны – плошки, грядки из контейнеров для торта и пирожных. Лужайка сделана из картонной коробки, озеро – коробочки из-под творога, лебедь вырезали из пластикового флакона, плетень – это газетные трубочки, дерево сделали из втулки от пищевой плёнки.

(№13) . Вывод.

Экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, потому что в этом возрасте впечатления самые яркие. Дети легко усваивают правила и нормы, учатся доброте, заботливости. И что мы заложим в детскую душу сейчас, какими мы воспитаем наших детей, таким и будет наше будущее.

Консультация

на тему: « Инновационные технологии экологического образования дошкольников»

Подготовила воспитатель

МБДОУ № 46 «Калинка»

Черней Галина Анатольевна

Наша задача - научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте.

В своей работе я поставила цель и задачи экологического воспитания детей:

Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

1.Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей посредством организации непосредственного общения с живой природой и широкого использования психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания в различных видах деятельности дошкольников.

2. Формирование базисных основ экологической культуры у детей:

Овладение элементарными экологическими знаниями о природе родного края, отражающими связь живых организмов со средой их обитания;

Получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования (хозяйственные воздействия на природу), охраны природы;

Получение начальных представлений о человеке, как живом организме, об экологии человека (понимание отдельных проявлений зависимости здоровья детей и взрослых от условий среды, в которой они живут);

Воспитание у детей позитивно-деятельностного отношения к объектам и явлениям природы, с которыми они вступают в контакт.

3. Раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка в процессе общения с природой родного края.

Проблема экологического воспитания достаточно освещена в различных методических рекомендациях. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Все это вам знакомо.

Я же хочу обратить внимание на использование инно­вационных форм и методов работы с дошкольниками.

Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, я стараюсь реализовать задачи экологического воспитания через интегрированный подход в обучении.

Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и ис­следовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительно­му искусству и музыкальных занятиях.

Игровая деятельность

Ролевая игра - метод, при котором детьми разыгрывается жизненная ситуация (реально происходившая или смоделированная). Сценарий игры не описывается, а задаётся лишь ситуация. Дети сами моделируют своё поведение, выстраивают отношения. В ролевых играх активно формируются социальные компетентности ребенка. Ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования.

Игры для детей - способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие)дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответст­венности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу - своего края, и всей планеты.

Кейс-технологии

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Идеи технологии:

Предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

Развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д.- цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации

Информационно-компьютерные технологии прочно входятв систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Я использую следующие виды иллюстартивно-наглядных материалов на электронных носителях:

2. экранные материалы - это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;

3. мультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;

4. медиазанятия, которые провожу в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном;

5. в процессе моделирования;

6. в случае,если необходимо дать какую-то виртуальную познавательную информацию.

Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

Экологический театр, использование народной мудрости (сказок, легенд на экологическую тематику)

Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости - сказок, ле­генд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.

Одной из форм нетрадиционногоэкологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.

В организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, а становятся помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).

Хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр - новое направление в работе детского сада, открывающие широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.

Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

Конкурсы, викторины, брейн-ринги, развлечения, праздники, экологического характера

Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы-друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп»,также помо­гает детям ощутить себя частью природы, детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.

Природоохранные акции

В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

Виды акций:

· «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц).

· «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц).

· «Ёлочка - зелёная иголочка».

· «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя,

наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).

· «Любимый - чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем).

· «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников).

· «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).

· «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками).

· «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).

Экологическая тропа

Во время работы с натуральными природными объектами важно формировать у детей потребность в самостоя­тельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологическо­го направления, в которой ребенок мог бы познавать окру­жающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явления­ми неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

Один из важнейших компонентов экологической разви­вающей среды — экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном, приобретённые знания о природе, дети выражают в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.

Кружковая работа

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, представляют большие возможности для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.

Поэтому инновационным в своей работе могу считать создание кружка по экспериментальной деятельности «Любознайки», где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования.

О человеке;

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево и пр.);

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода и т.д.);

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);

О предметном мире.

Активные формы работы с семьёй

Проблему формирования экологической культуры решаем с по­мощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологи­ческого содержания, на которых они были не просто зрителями, а и актив­ными участниками. Были проведенытакие мероприятия, как экологический поединок «Дети против родителей», КВН «Знатоки природы». А также давались домашние задания, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; помощь в создании развивающей среды; благоустройство участков на территории детского сада; сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях (которые были описаны выше).

Для родителей на протяжении нескольких лет я выпускаю ежемесячную газету экологической направленности «Капитошка», из которой родители узнают о работе нашей группы в данном направлении, а также узнают много интересных и забавных рассказов о живой и неживой природе; а также выпускаются тематические буклеты: «Всё о цветах», «Всё о правильном питании детей», «Зимние прогулки», «Подвижные игры на прогулке», «Чистый город - наш город» и др.

Вывод:

В процессе работы были замечены такие изменения:

Дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;

Возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;

Появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохране­ние ценностей природного мира.

А в заключении мне бы хотелось провести с вами игру, используя один из методов экологического воспитания: «Компьютерные технологии и мультимедийные презентации».

· Игра называется «Узнай по объявлению».

С экрана дети дают объявление от лица какого-нибудь животного, а вы должны будете отгадать, от какого животного поступило объявление?

Ольга Мокшина
Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял : «Прикоснуться к природе можно только сердцем»

Гвездослов

«Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», – заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. По мнению Дмитрия Медведева, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретает экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. И первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве .

Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно в условиях воздействия экологических опасностей и рисков , разумно относится к природным ресурсам и их приумножению. Задача педагога : сформировать у детей ответственное отношение к природе, чувство сопричастности ко всему живому. Это сложный и длительный процесс, который предполагает взаимодействие детей с природой , ее явлениями, разнообразием животного и расти-тельного мира. Поэтому рядом должен быть воспитатель – источник внимания и поддержки, партнер по игре и труду, носитель знаний об окружающем при-родном мире.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, способных осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющих жить в относительной гармонии с природой.

Актуальность и перспективность опыта , его значение для

совершенствования воспитательно -образовательного процесса

В настоящее время экологическое воспитание , как никогда, является од-ной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди . Почему?

Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог правильного его поведения в будущем, когда он станет взрослым.

Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте природы.

В – третьих, дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.

Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна , так как детский сад является первой ступенькой к освоению детьми "азбуки природы». Ребенку необходимо научиться осознанно ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.

Для воспитания экологической культуры у дошкольников были пересмотрены все формы детской деятельности .

Из-за отсутствия социального опыта , далеко не всё может быть правильно понято детьми при общении с природой, не всегда при этом правильно формируется отношение к живой природе. И это давно тревожит педагогов и родителей.

Актуальность опыта состоит и в том , что природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, запах цветов, пение птиц, шелест травы, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки – всё это привлекает внимание детей , позволяет чувствовать природу, служит богатым материалом для их развития и формирования положительного отношения к ней.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Именно в дошкольный период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и об окружающем мире, формируется основа экологического мышления .

Опыт работы имеет большое значение в совершенствовании воспитатель -но-образовательного процесса. Его внедрение необходимо для :

Обновления содержания работы по формированию экологической куль-туры ;

Применения современных технологий и методических подходов;

Развития экологических представлений и осознанного поведения в при-родном окружении;

Развития творческих способностей, совершенствования познавательных интересов и речи детей ;

Становления и развития личности ребенка как субъекта общественных межличностных отношений;

Развития предметно-развивающего пространства;

Роста личностных достижений всех субъектов воспитательно -образовательного процесса (детей-педагогов-родителей ) .

Выбранный проектный метод направлен на использование таких организационных форм адекватных возрасту и развитию детей , которые способствуют формированию экологической культуры у дошкольников и осознанного от-ношения к природе.

Условия формирования ведущей идеи опыта , условия возникновения, становления опыта

Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование , являются начальным звеном системы образования в нашей стране. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников , где экологическое воспитание прослеживается в интеграции с другими направлениями и не выделяется как самостоятельное.

В соответствии с ФГОС ДО на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирования у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности .

Возникновение опыта обусловлено реализацией одного из самых значимых направлений работы современных дошкольных образовательных организаций – экологическое образование детей дошкольного возраста .

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования экологического сознания детей через общение с окружающим миром; становлении осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности; в отношении к себе, как части природы, понимании ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением , способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относи-тельной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.

В своей работе я рассматриваю вопрос воспитания экологической культуры через решение следующих задач :

Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира, сохранение природы) ;

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей ;

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности .

Развитие познавательного интереса к миру природы;

Формирование таких нравственных качеств личности дошкольников как доброта , сострадание, внимательность по отношению к природе;

Формирование трудовых природоведческих навыков;

- экологическое просвещение родителей через разные формы работы .

Одним из главных условий возникновения опыта заключается в том , что-бы :

Передать детям опыт отношений человека с окружающей природой;

Сформировать потребность в общении с природой, интерес к исследовательской деятельности для получения конкретных познавательных навыков : умение наблюдать, планировать работу , экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения;

Развивать эмоциональную сферу ребенка через общение с природой .

В процессе ознакомления детей с природой у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эмоционального и нравственного развития : активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении положительных эмоций. Таким образом, природа поможет ребенку развиваться всесторонне.

Основы экологического воспитания , отражены в образовательной области «Познавательное развитие» , где одной из задач является : формирование пони-мания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды – это еще одно условие возникновения опыты .

Изучение запросов родителей по отношению к экологическому образованию дошкольников показало , что 78 % родителей, считают главной задачей дошкольного учреждения «научить ребенка безопасному поведению в природе бережному отношению к ней».

Современное воспитание и образование также требует от ребенка не толь-ко высокого уровня умственного развития, но и умеющего приумножать и оберегать природу родного края и страны в целом.

При организации работы опиралась на следующие принципы :

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края, который позволяет формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения доступной природной среды и использовать полученную информацию в разнообразных видах практической деятельности .

Принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое .

Принцип научности и доступности понятий : на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания .

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным понятиям и представлениям, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя их.

Теоретическая база опыта

Опыт работы опирается на исследования значимости системы экологического воспитания дошкольников С . Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Е. И. Сергеенко П. Г. Саморуковой, Т. А. Серебряковой о роли экологического воспитания . Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что период дошкольного детства – наиболее благоприятен для закладки основ экологической культуры , экологического сознания как личностных образований, характеризующих специфику познания дошкольниками природы и отношения к ней.

Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой . В этом они видели средство всестороннего развития. К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день прино-сил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудес-ной красоте природы». (В. А. Сухомлинский) .

В опыте использованы педагогические идеи К. Д. Ушинского и А. С. Ма-каренко, некоторые теории и методики, предлагаемые авторами : С. А. Веретенниковой, О. А. Воронкевич,Н. Н. Кондратьевой, О. А. Соломенниковой.

Образовательная программа МДОУ ставит вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих детей ; нацелена на воспитание гуманной , социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия : Н. В. Коломиной «Воспитание основ экологической культуры в детском саду »; З. Ф. Аксёновой «Войди в природу другом» ; В. Н. Черняковой «Экологическая работа в ДОУ » ; Е. А. Свешниковой «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников »; В. А. Шишкиной, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу» и др.

Работая над данной проблемой, я разделяю позицию доктора биологических наук, автора программы экологической направленности «Надежда» Т. В. Потаповой : «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно таким щадящим и сберегающим образом».

Психологической методологией представленного опыта являются идеи Л . С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию , способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.

Технология опыта . Система конкретных педагогических действий, со-держание, методы, приемы воспитания и обучения

Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на её чувственном опыте . Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы . Основу содержания любой деятельности ребёнка составляют те представления, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой - одно из главных средств их всестороннего развития.

При формировании у детей целостного представления об окружающем ми-ре, большое внимание уделяю комплексному изучению природы. Природа окружает ребенка с самого рождения и своей необычностью, новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, вызывает радость, восторг, удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, направляю процесс восприятия ими природы , используя эффективные средства.

Назрела необходимость переосмыслить и продумать содержание работы в соответствии с новым утвержденным стандартом. Изменилась и система работы по экологическому образованию . Она требует обновленных подходов, использование современных технологий, методов и приемов, направленных на освоение основ экологической культуры .

Среди актуальных и эффективных методов является метод проектов . Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В. Ф. утверждает : «Метод проектов очень эффективен . Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения ».

Проектный метод предусматривает :

- работу с детьми по экологическому воспитанию в центрах природы группы и на прогулке. Основной формой воздействия на ребенка являются совместная деятельность детей и взрослых .

Проблемно-поисковые вопросы, проблемные ситуации.

Наблюдения. Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем рядом с ними, знакомятся с правилами поведения в при-роде, разучивают или вспоминают стихи, рассказы природоведческого характера, загадки о природе. После таких прогулок они изображают свои впечатления в рисунках, игровой и трудовой деятельности .

На территории детского сада создана экологическая тропа , объектами которой являются различные деревья, кустарники, лужайки, цветники, огород.

Экологическая тропа дает большие возможности для проведения систематических наблюдений, в процессе которых развивается эмоциональная сфера детей , формируются чувство единения с природой и умение сопереживать всему живому.

Одним из важнейших средств обучения являются игры (дидактические, сюжетно-ролевые, имитационные, игры-путешествия) . В игре ребенок психологически готовится к реальным ситуациям происходящих в природе, овладевает приемами общения со сверстниками, взрослыми, объектами природы.

Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования , следует также учитывать её связи с трудом детей в природе и организованной деятельностью .

Наиболее значимой является экспериментальная деятельность с песком , глиной, водой, воздухом, снегом, льдом, где дети на практике постигают неизведанный мир природы

Особенно эффективны театрализованные представления и экологические праздники , которые способствуют эмоциональному восприятию природы через собственные действия и переживания.

Таким образом, работа по воспитанию экологической культуры у дошкольников осуществляется через разнообразные виды деятельности . А взаимодействие с родителями способствует усилению качества усвоения материала, обогащению чувственного опыта и адаптации ребенка в социальном и природном окружении.

Технология опыта заключается в :

Определении целей и задач работы по ознакомлению дошкольников с природой ;

- разработке системы планирования НОД;

Нахождении и использовании новых технологий, методик и содержания работы с детьми , родителями;

Поиске эффективных, оптимальных для методов работы с детьми , родителями;

Прогнозировании, определении и анализе результатов.

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мной были проведены циклы заня-тий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Результативность опыта

Мною были выделены важнейшие показатели сформированности экологической культуры дошкольников :

– проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать ;

– готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности , способность к самостоятельному выбору объектов для наблюдения;

– потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

– наличие экологических представлений и навыков и потребности в их расширении;

– эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и т. д.

Освоение норм поведения в природном окружении;

Умение давать оценку действиям других людей по отношению к природе.

В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделен сознанием и своим трудом активно воздействует на природу.

Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников .

При взаимодействии с родителями проявилась :

Активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);

Желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с деть-ми;

Возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.

Главное – помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми – воспитание экологической культуры .

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями.

Во –первых, возможность общения с природой воспитанников нашего учреждения ограничена территориальными рамками, в основном для экскурсий, исследовательских работ используется близлежащая территория : огороды и цветники, экологическая тропа на участке ДОУ, небольшой луг и «центры при-роды» в группе.

Во –вторых, предметно-пространственная среда требовала совершенства в соответствии с ФГОС ДО;

В – третьих, подбор форм и методов работы требовал тщательного отбора индивидуально для каждого ребенка.

Адресная направленность

Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Опыт представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс : мини-проектами «Путешествие в мир природы» , «Наши шестиногие малыши» , «Красная книга Мордовии» , конспектами непосредственно – образовательная деятельности «Путешествие в «Грибное царство» , «Волшебница-Осень» и др., совместной деятельностью педагога с детьми (игры, наблюдения, опыты и эксперименты , прогулки, экскурсии, беседы, индивидуальная работа , взаимодействие с родителями.

Мой педагогический опыт обобщен и расположен на официальном сайте ДОУ (http://ds120sar.schoolrm.ru/) на международных образовательных порталах (http://www.сайт , http://nsportal.ru , http://prodlenka.org)/

Список используемой литературы

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.102013г. №155) // СПС Консультант Плюс.

2 Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001г. №1756-р) // СПС Консультант Плюс.

3 Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г, Михайлова, З. А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду , СПб., ООО «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2016. – 387 с.

4 Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . - М.: Мозаика - Синтез, 2014. – 64 с.

5 Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию ! СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2010. – 276 с.

6 Кондратьева Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников : проблема и некоторые подходы к её решению, СПб., Мозаика-Синтез, 2012. – 176 с.

7 Мир природы и ребенок : Методика экологического воспитания до-школьников / Л . А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 319 с.

8 Михайлова З. А, Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников , СПб, ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2012. – 177 с.

9 Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников М .: Просвещение, 2009. – 281 с.

10 Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание . – 1997. – № 7. – С. 58-60.

11 Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 165 с.

12 Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры у дошкольников , М, «ЛИНКА-ПРЕСС» , 2010. – 211 с.

13 Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольни-ков . Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию . – М.: Новая школа, 2012. – 189 с.

14 Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7 лет – Волгоград : Учитель, 2015. – 159 с.

15 Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду : книга для педагогов дошкольных учреждений , преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей / Н. А. Рыжова. – М.: Издательский дом «Карапуз» , 2011. – 432 с.

16 Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание . – 2005. – № 12. – с. 6 – 11.

17 Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфёнова Г. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Санкт – Петербург. Изд. РГПУ им. Герцена. Изд. «Союз» , 2011. – 234с.

18 Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ . – СПб., 2012. – 98 с.

19 Экологические проекты в детском саду . О. М. Масленникова, А. А. Филипенко. – Волгоград : Учитель, 2011.– 232 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Инновационные проекты «Путешествие в мир природы» , «Наши шестиногие малыши» , «Красная книга Мордовии» .

2. Конспекты непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в «Грибное царство» , «Волшебница-Осень» .

3. Видеозапись открытого занятия.