Темная сторона внутреннего ребенка следующий шаг. Начало конца темной стороны внутреннего ребенка

Эта книга о том, как выйти за пределы трансов, устаревших стратегий и верований, созданных в детстве в попытке справиться с хаосом и неразберихой. В ней приводится множество примеров и целые россыпи великолепных упражнений по самопознанию и самоисцелению, которые помогут вам освободиться от трансов, управляющих вашей жизнью и не позволяющих быть самим собой. Это истинный процесс трас-ценденции, или выхода из транса. Надеюсь, что этот процесс принесет Вам радость. Данный вариант книги более применим на практике и адресован не только профессионалам (упражнения могут использоваться психотерапевтами при работе с пациентами), но и широкому кругу читателей.

    Предисловие 1

    Пролог 2

    Глава 1 - С чего это началось для меня 3

    Глава 2 - Начало конца темной стороны внутреннего ребенка 3

    Глава 3 - Философия возникновения трансов 5

    Глава 4 - Возрастная депрессия: "впасть в детство" 6

    Глава 5 - Уход в будущее 7

    Глава 6 - Отрешенность: вдали от себя и других 9

    Глава 8 - Вытеснение: не видеть того, что есть 13

    Глава 9 - Иллюзии: видеть, слышать и ощущать то, чего нет 15

    Глава 10 - Беспомощность 17

    Глава 11 - Сладкие грезы 18

    Глава 12 - Амнезия 19

    Глава 13 - Сенсорное искажение: я ничего не чувствую 20

    Глава 14 - Псевдодуховность 21

    Эпилог - Дао хаоса 26

    Приложение 1 - Триггер, или Смена кнопки 26

    Приложение 2 - Творческое использование трансов 28

    Приложение 3 - Творческий контекст: вы не есть ваша проблема 28

    Приложение 4 - Бракосочетание Востока и Запада 31

    Приложение 5 - Сорвать покровы: разрушение фобии 33

    Приложение 6 - Использование архетипов 33

    Литература 34

    Примечания 34

Стефен Волински
Темная сторона внутреннего ребенка
Следующий шаг

"ПРОБУЖДЕНИЕ" - вот оно, ключевое слово! Мы просыпаемся от сновидений, в которых мы видели мир с привычной точки зрения, в привычной перспективе. Все выглядит совершенно иначе… внезапно мы освободились от прежнего восприятия, и мир стал для нас другим. В чем же смысл твоего пробуждения? В том, что ты сам изменился.

Пир Валайат Инайят Кхан

Памяти Джона Леннона, поэта и певца квантового сознания

Кристи Л.Кеннен; Линн Бенефилд (корректора); Донну Росс и Брюса Картера (редакторов); Эрика Маркуса; Роберто Ассаджиоли, создавшего психосинтез и развившего концепцию субличностей; Фрица Перлза, создателя гештальт-терапии, за идею частей личностей, вступающих в диалог между собой; Эрика Берна, основателя тран-сактного анализа и создателя концепций внутренних родителя, взрослого и ребенка. Я благодарю также д-ра Альберта Эллиса, отца ра-ционально-эмотивной терапии (его мысли о пятнадцати типах искажений мыслительных процессов кратко изложены в 3-й главе этой книги); Мэтью Мак-Кея, Марту Дэвис и Патрика Фаннинга за их книгу "Мысли и чувства: искусство когнитивного вмешательства в стресс". Наконец, я хочу выразить особую благодарность Нилу Суини и его памяти за любовь, дружбу и консультации в течение почти двадцати лет.

Стефен X. Волински начал свою клиническую практику в Лос-Анджелесе, в Калифорнии, в 1974 году. Он проводил семинары по райхи-анской терапии и и гештальт-терапии в Южной Калифорнии. Он изучил также классический гипноз, психосинтез, психодраму и трансакт-ный анализ. В 1977 году он поехал в Индию, где провел около шести лет, изучая медитацию. В 1982 году он вернулся и возобновил клиническую практику в Нью-Мехико. Он начал обучать психотерапевтов эриксонианскому гипнозу, НЛП и семейной терапии, а также вести годовые обучающие курсы интегрального гипноза в психотерапии и семейной терапии. Доктор Волински - автор книг "Трансы, в которых живут люди: исцеляющие методы в квантовой психологии" и "Квантовое сознание: руководство по изучению квантовой психологии. Его четвертая книга называется "Дао Хаоса: квантовое сознание. Том 2". Он является одним из создателей семинаров по квантовому сознанию и, вместе с Кристи Л. Кеннен, основателем Института квантовой психологии (Quantum Psychology Institute).

(Примечание. К настоящему времени вышел еще ряд книг д-ра Волински: "Сердца в огне", "Путь человека", "За пределами квантовой психологии" и др.).

Предисловие

Я очень рад, что у меня есть возможность написать предисловие к книге д-ра Стефена Волински "Темная сторона внутреннего ребенка". Эта книга показывает, насколько важна и серьезна работа с внутренним ребенком. Д-р Волински помог мне лучше разобраться в моей собственной работе.

В течение многих лет меня поражала могучая "власть" внутреннего ребенка - но я никогда не понимал до конца, отчего она так сильна. В первой книге д-ра Волински "Трансы, в которых живут люди" некоторые детские способы выживания охарактеризованы как состояния гипнотического транса. Эта модель помогла мне понять, что мы застреваем в прошлом, потому что вновь и вновь создаем одни и те же трансы, защищающие нас от боли и страданий, испытанных в детстве. Воспоминания о прошлых травмах проявляются в многочисленных симптомах, которые принято называть "инфантильным синдромом".

Д-р Волински утверждает: так как мы сами создали защитные трансы, то сами же можем изменить их, когда осознаем, каким образом мы продолжаем создавать их. Процесс, который я называю возрождением внутреннего ребенка, - способ разгипнотизировать самого себя. Представляя себе свою беззащитную, уязвимую часть личности в виде внутреннего ребенка и продолжая оберегать его, взрослый внутри нас вынужден оставаться в трансе. Когда-то этот транс защищал нас; теперь он нас ограничивает. Я называю исцелением внутреннего ребенка способность жить здесь и сейчас; для этого мы должны вспомнить, какие стратегии мы использовали, чтобы подавить наши детские желания, чувства и потребности. Осознав эти стратегии, мы можем изменить их.

В "Темной стороне внутреннего ребенка" Волински предлагает нам множество средств, чтобы понять, как мы создаем защитные трансы, помогающие удерживать внутреннего ребенка в ригидном и застывшем состоянии.

Я всегда подчеркивал, что в трансформации прошлого опыта важнейшая роль принадлежит взрослой части нашей личности. Волински говорит о "наблюдателе". "Взрослый" и "наблюдатель" - по сути, один и тот же персонаж. Именно он когда-то создал защитные трансы. Этот наблюдатель является причиной того, что я - это я, а вы - это вы.

Как только мы поймем, что сами являемся источником собственной застывшей и ограниченной жизни, - мы обретем новую силу, мудрость и ответственность.

Работа д-ра Волински служит этой благородной цели - освобождению от устаревших и ограничивающих моделей, присущих внутреннему ребенку. Сознательно или бессознательно - мы всегда испытываем соблазн "объективировать" внутреннего ребенка, в результате чего он начинает жить свой собственной автономной жизнью. После этого мы его "идеализируем" и отдаем ему свою силу. Книга д-ра Волински не оставляет места для иллюзий на эту тему.

Внутренний ребенок - вовсе не чудесное и драгоценное создание. Продолжая использовать одни и те же инфантильные и устаревшие модели поведения, мы отрезаем себя от огромной области человеческого опыта. В этой области скрыты такие прекрасные качества, как любознательность, гибкость, творчество, изобилие и спонтанность. Волински называет ограничивающую функцию темной стороной внутреннего ребенка.

Мы остро нуждаемся в возрождении способности быть щедрыми, любознательными и открытыми. Эти качества присущи не внутреннему ребенку, а подлинной человеческой личности, живущей полной жизнью. Осознанно изменив наши прежние способы выживания (трансы внутреннего ребенка), мы обретем доступ к ресурсам, которые помогут справиться с "прошлыми травмами", трансформировать их и интегрировать в наш сегодняшний опыт. Лишь тогда мы заживем настоящей, полноценной жизнью.

Я не стану больше рассказывать о содержании книги, потому что надеюсь, что вы сами захотите прочитать ее. В ней содержатся целые россыпи великолепных упражнений по самопознанию и самоисцелению. Может быть, порой они покажутся вам слишком трудными - и я бы хотел вдохнуть в вас силы и мужество, которые помогут вам продолжать работу. Расширение сознания стоит затраченных на это усилий.

Я хочу поблагодарить д-ра Волински за его труд, способствующий нашему освобождению. Он объединяет лучшие и глубочайшие достижения восточной и западной мысли. Сейчас, когда потребность в самопознании и самоисцелении становится все более насущной, Волински может стать для нас самым желанным и долгожданным учителем.

Джон Брэдшоу

Стефен Волински

Темная сторона внутреннего ребенка

Следующий шаг

«ПРОБУЖДЕНИЕ» - вот оно, ключевое слово! Мы просыпаемся от сновидений, в которых мы видели мир с привычной точки зрения, в привычной перспективе. Все выглядит совершенно иначе… внезапно мы освободились от прежнего восприятия, и мир стал для нас другим. В чем же смысл твоего пробуждения? В том, что ты сам изменился.

Пир Валайат Инайят Кхан

Посвящение

Памяти Джона Леннона, поэта и певца квантового сознания

Я благодарю:

Кристи Л.Кеннен; Линн Бенефилд (корректора); Донну Росс и Брюса Картера (редакторов); Эрика Маркуса; Роберто Ассаджиоли, создавшего психосинтез и развившего концепцию субличностей; Фрица Перлза, создателя гештальт-терапии, за идею частей личностей, вступающих в диалог между собой; Эрика Берна, основателя тран-сактного анализа и создателя концепций внутренних родителя, взрослого и ребенка. Я благодарю также д-ра Альберта Эллиса, отца ра-ционально-эмотивной терапии (его мысли о пятнадцати типах искажений мыслительных процессов кратко изложены в 3-й главе этой книги); Мэтью Мак-Кея, Марту Дэвис и Патрика Фаннинга за их книгу «Мысли и чувства: искусство когнитивного вмешательства в стресс». Наконец, я хочу выразить особую благодарность Нилу Суини и его памяти за любовь, дружбу и консультации в течение почти двадцати лет.

Стефен X. Волински начал свою клиническую практику в Лос-Анджелесе, в Калифорнии, в 1974 году. Он проводил семинары по райхи-анской терапии и и гештальт-терапии в Южной Калифорнии. Он изучил также классический гипноз, психосинтез, психодраму и трансакт-ный анализ. В 1977 году он поехал в Индию, где провел около шести лет, изучая медитацию. В 1982 году он вернулся и возобновил клиническую практику в Нью-Мехико. Он начал обучать психотерапевтов эриксонианскому гипнозу, НЛП и семейной терапии, а также вести годовые обучающие курсы интегрального гипноза в психотерапии и семейной терапии. Доктор Волински - автор книг «Трансы, в которых живут люди: исцеляющие методы в квантовой психологии» и «Квантовое сознание: руководство по изучению квантовой психологии. Его четвертая книга называется «Дао Хаоса: квантовое сознание. Том 2». Он является одним из создателей семинаров по квантовому сознанию и, вместе с Кристи Л. Кеннен, основателем Института квантовой психологии (Quantum Psychology Institute).

(Примечание. К настоящему времени вышел еще ряд книг д-ра Волински: «Сердца в огне», «Путь человека», «За пределами квантовой психологии» и др.).

Предисловие

Я очень рад, что у меня есть возможность написать предисловие к книге д-ра Стефена Волински «Темная сторона внутреннего ребенка». Эта книга показывает, насколько важна и серьезна работа с внутренним ребенком. Д-р Волински помог мне лучше разобраться в моей собственной работе.

В течение многих лет меня поражала могучая «власть» внутреннего ребенка - но я никогда не понимал до конца, отчего она так сильна. В первой книге д-ра Волински «Трансы, в которых живут люди» некоторые детские способы выживания охарактеризованы как состояния гипнотического транса. Эта модель помогла мне понять, что мы застреваем в прошлом, потому что вновь и вновь создаем одни и те же трансы, защищающие нас от боли и страданий, испытанных в детстве. Воспоминания о прошлых травмах проявляются в многочисленных симптомах, которые принято называть «инфантильным синдромом».

Д-р Волински утверждает: так как мы сами создали защитные трансы, то сами же можем изменить их, когда осознаем, каким образом мы продолжаем создавать их. Процесс, который я называю возрождением внутреннего ребенка, - способ разгипнотизировать самого себя. Представляя себе свою беззащитную, уязвимую часть личности в виде внутреннего ребенка и продолжая оберегать его, взрослый внутри нас вынужден оставаться в трансе. Когда-то этот транс защищал нас; теперь он нас ограничивает. Я называю исцелением внутреннего ребенка способность жить здесь и сейчас; для этого мы должны вспомнить, какие стратегии мы использовали, чтобы подавить наши детские желания, чувства и потребности. Осознав эти стратегии, мы можем изменить их.

В «Темной стороне внутреннего ребенка» Волински предлагает нам множество средств, чтобы понять, как мы создаем защитные трансы, помогающие удерживать внутреннего ребенка в ригидном и застывшем состоянии.

Я всегда подчеркивал, что в трансформации прошлого опыта важнейшая роль принадлежит взрослой части нашей личности. Волински говорит о «наблюдателе». «Взрослый» и «наблюдатель» - по сути, один и тот же персонаж. Именно он когда-то создал защитные трансы. Этот наблюдатель является причиной того, что я - это я, а вы - это вы.

Как только мы поймем, что сами являемся источником собственной застывшей и ограниченной жизни, - мы обретем новую силу, мудрость и ответственность.

Работа д-ра Волински служит этой благородной цели - освобождению от устаревших и ограничивающих моделей, присущих внутреннему ребенку. Сознательно или бессознательно - мы всегда испытываем соблазн «объективировать» внутреннего ребенка, в результате чего он начинает жить свой собственной автономной жизнью. После этого мы его «идеализируем» и отдаем ему свою силу. Книга д-ра Волински не оставляет места для иллюзий на эту тему.

Внутренний ребенок - вовсе не чудесное и драгоценное создание. Продолжая использовать одни и те же инфантильные и устаревшие модели поведения, мы отрезаем себя от огромной области человеческого опыта. В этой области скрыты такие прекрасные качества, как любознательность, гибкость, творчество, изобилие и спонтанность. Волински называет ограничивающую функцию темной стороной внутреннего ребенка.

Мы остро нуждаемся в возрождении способности быть щедрыми, любознательными и открытыми. Эти качества присущи не внутреннему ребенку, а подлинной человеческой личности, живущей полной жизнью. Осознанно изменив наши прежние способы выживания (трансы внутреннего ребенка), мы обретем доступ к ресурсам, которые помогут справиться с «прошлыми травмами», трансформировать их и интегрировать в наш сегодняшний опыт. Лишь тогда мы заживем настоящей, полноценной жизнью.

Я не стану больше рассказывать о содержании книги, потому что надеюсь, что вы сами захотите прочитать ее. В ней содержатся целые россыпи великолепных упражнений по самопознанию и самоисцелению. Может быть, порой они покажутся вам слишком трудными - и я бы хотел вдохнуть в вас силы и мужество, которые помогут вам продолжать работу. Расширение сознания стоит затраченных на это усилий.

Я хочу поблагодарить д-ра Волински за его труд, способствующий нашему освобождению. Он объединяет лучшие и глубочайшие достижения восточной и западной мысли. Сейчас, когда потребность в самопознании и самоисцелении становится все более насущной, Волински может стать для нас самым желанным и долгожданным учителем.

Джон Брэдшоу

«Женщина, я знаю, ты понимаешь…

малыша, живущего в мужчине».

Джон Леннон, «Женщина»,

В 1985 году я сделал открытие, которое легло в основу моей первой книги «Трансы, в которых живут люди: исцеляющие методы в квантовой психологии». Я описал, какую роль в возникновении проблемы играет состояние транса. Я показал, как транс становится средством для того, чтобы создавать и поддерживать неадекватные реакции; затем они становятся привычными и обыденными способами общения с миром, являясь источником страданий и болезней. И, наконец, самое главное, - я рассказал, как можно разгипнотизировать себя и вернуть утраченную Самость.

Хотя книга и вызвала огромный интерес, я все же чувствовал, что нужен еще один вариант - более применимый на практике и адресованный не только профессионалам, но и обычным людям. Предыдущая книга была написана для психотерапевтов; эта книга предназначена как для них, так и для широкой публики.

Кое-что о внутреннем ребенке

Как я уже писал в моей первой книге, транс часто является результатом детского травматического опыта. Наблюдатель создает состояния транса в детстве, а затем использует их, чтобы защитить ребенка от боли, которую тот не в силах принять и осознать. Иными словами, трансы часто являются способом как-то выжить и наладить отношения с окружающим миром.

Однако то, что для потрясенного ребенка было средством выживания, для взрослого становится патологией. В отличие от чудесного внутреннего ребенка, столь популярного ныне среди терапевтов, раненый внутренний ребенок застрял в каком-то периоде своей жизни.

Москва СТАРКЛАЙТ 2004

Перевод с английского О. Асмановой

Эта книга о том, как выйти за пределы трансов, устаревших стратегий и верований, созданных в детстве в попытке справиться с хаосом, и неразберихой. В ней приводится множество примеров и целые россыпи великолепных упражнений по самопознанию и самоисцелению, которые помогут вам освободиться от трансов, управляющих вашей жизнью и не позволяющих быть самим собой – Это истинный процесс трансценденции, или выхода из транса. Надеюсь, что этот процесс принесет вам радость. Дачный вариант книги более применим на практике и адресован не только профессионалам (упражнения могут использоваться психотерапевтами при работе с пациентами), но и широкому кругу читателей.

Волински Стефен. Темная сторона внутреннего ребенка. Следующий шаг. Пер. с англ. / Стефен Волински – М.: СТАРКЛАЙТ, 2004. – 184 с.ISBN5-9633-0001-0 УДК 159.9 ББК 88.6 В67

«ПРОБУЖДЕНИЕ» – вот оно, ключевое слово! Мы просыпаемся от сновидений, в которых мы видели мир с привычной точки зрения, в привычной перспективе. Все выглядит совершенно иначе... внезапно мы освободились от прежнего восприятия, и мир стал для нас другим. В чем же смысл твоего пробуждения? В том, что ты сам изменился.

Пир Вилайат Инайят Кхан

Стивен Волински. Темная сторона внутреннего ребенка: Следующий шаг 1

Предисловие 6

Пролог 8

Кое-что о внутреннем ребенке 8

Внутренний ребенок 9

Квантовая психология 9

1. С чего это началось для меня 11

Новое понимание транса и гипноза 11

2. Начало конца темной стороны внутреннего ребенка 14

Откуда взялся внутренний ребенок? 14

Темная сторона внутреннего ребенка 15

3. Философия возникновения трансов 17

4. Возрастная депрессия: «впасть в детство» 20

Обвинение 21

Следующий шаг: Как справиться с возрастной регрессией 23

5. Уход в будущее 25

1. Воображение грядущей катастрофы 25

2. Фантазии 25

3. Планирование 27

4. «Объяснения» 27

5. «Ловушка любви» 28

Как возникают эти трансы? 28

Следующий шаг: Как справиться с «уходом в будущее» 28

6. Отрешенность: вдали от себя и других 32

1. Бесчувственность 32

2. Исчезновение 32

3. Я не есть мое тело 32

4. Слияние 33

Структурная и стратегическая семейная терапия 34

Семейные пары 35

Взаимодополняющие трансы внутреннего ребенка 35

Следующий шаг: Кок справиться с «отрешенностью» и «слиянием» 36

Как справиться с «долженствованием» 38

Откуда берется внутренний диалог? 39

Принцип 1 39

Принцип 2 39

Принцип 3 40

Следующий шаг: Как справиться с трансом внутреннего диалога 40

8. Вытеснение: не видеть того, что есть 42

Искаженное понимание 42

Вытеснение тела 43

Терапевтический подход 43

Принцип 4 44

Следующий шаг: Как справиться с вытеснением 44

9. Иллюзии: видеть, слышать и ощущать то, чего нет 46

Избирательные трансы 46

«Все чудесно!» или «Все ужасно!» 47

Иллюзии, уход в будущее, фантазии 47

Принцип 5 48

Взаимодополняющие трансы 48

Чтение мыслей 49

Принцип 6 49

Следующий шаг: Как справиться с иллюзиями 49

10. Беспомощность 51

Беспомощность и хаос 51

Принцип 7 51

Три типа беспомощности 52

1. Беспомощность от непосильной задачи 52

2. Сверхобобщение 52

3. Беспомощность в отношениях 52

4. Контролирующая беспомощность 53

Следующий шаг: Как справиться с беспомощностью 53

Как справиться с беспомощностью в отношениях 54

11. Сладкие грезы 55

Греза отождествления 56

Следующий шаг: Как справиться с трансовыми грезами 57

Как справиться с трансом отождествления 57

12. Амнезия 59

Робота с собой 59

Гипермнезия 60

Следующий шаг: Как справиться с амнезией 60

13. Сенсорное искажение: я ничего не чувствую 62

1. Эмоциональное сенсорное искажение 62

2. Гиперчувствительность 62

3. Сенсорное искажение, рассеивание энергии 63

Принцип 8 63

Принцип 9 63

Следующий шаг: Как справиться с сенсорным искажением 64

14. Псевдодуховность 65

Вступление 65

Первый уровень 66

Три основы первого уровня транса 66

Проблемные состояния взрослого 66

Проблемные состояния взрослого 67

Второй уровень 68

Проблемные состояния взрослого 68

Женщины и сила 68

Проблемное состояние взрослого 68

Третий уровень – собственно псевдодуховность 69

Проблемные состояния взрослого 69

Детский транс 69

Трансперсональный перенос 69

Сверхидеализация других людей 70

Идеализация системы 70

Перенос ценностей и убеждений 70

Перенос образа жизни 70

Псевдодуховность и рационализация 70

Трансперсональная взаимозависимость 71

Перенос образа Бога на возлюбленного 71

Перенос на гуру ответственности за собственный духовный рост 71

Изгнание из секты или духовной группы 71

«Я избран!» 71

Идеализация боли 72

Социальная духовная терапия: теория кармы 72

Псевдодуховность теории кармы 72

Обзор разновидностей сверхтрансперсональной псевдодуховной рационализации 72

Следующий шаг: Как справиться с псевдодуховностью 77

Домашнее задание 78

Эпилог. Дао хаоса 79

Приложение 1. Триггер, или Смена кнопки 81

Краткое изложение методов 84

Принцип 10 84

Принцип 11 85

Принцип 12 85

Приложение 2. Творческое использование трансов 86

Творческая анестезия 86

1. Символы 86

2. Различение 86

3. Отключение 86

4. Расширение ощущений 87

Сексуальная тантра 87

5. Интервалы между ощущениями 87

Приложение 3. Творческий контекст: вы не есть ваша проблема 88

Расширенный исцеляющий контекст 88

Прояснение целей и намерений 91

Выход за пределы субличности «терапевт» 92

Изучите ваш собственный транс 93

Упражнение 1 94

Упражнение 2 94

Упражнение 3 95

Приложение 4. Бракосочетание Востока и Запада 96

Закон парадоксального изменения 97

Приложение 5. Сорвать покровы: разрушение фобии 100

Приложение 6. Использование архетипов 101

Архетип матери 101

Архетип змеи 101

Архетип искателя 102

Литература 103


С чего это началось для меня

В течение шести лет я жил в монастыре в Индии. Перед этим я занимался психотерапией и проводил тренинги в Лос-Анджелесе. В Индии я понял, что медитация - это восточный способ освобождения от гипноза мыслей, чувств и эмоций.

Разгипнотизировав себя, я освободился от власти бесконечной мысленной болтовни.

Новое понимание транса и гипноза

Некоторые люди считают, что состояния транса и гипноза являются результатом некоего сильного внушения, повелевающего человеку что-то делать против собственной воли, причем источником внушения является другой человек (гипнотизер). Иногда гипноз считают чем-то вроде сна, наведенного гипнотизером с целью беспрепятственного воздействия на беззащитного субъекта. «Транс» определяется в словаре Вебстера, как «состояние частичной неспособности к действию, продолжительное погружение внутрь себя».

За годы психодуховной внутренней работы я убедился в том, что все мы уже находимся в трансе. Мы загипнотизированы. Большинство людей считают, что трансы несовместимы с нашим повседневным опытом, - но это заблуждение. Людям кажется, что в обычной жизни невозможно оставаться в трансе, - но в действительности транс способен поглотить и переварить любую ситуацию и любой жизненный опыт. В глубине тайны транса и гипноза лежит ключ к освобождению от них.

Я приведу примеры историй обычных людей, находящихся в состоянии «зачарованности».

Ребенок - субъект, мама и папа - гипнотизеры. Родители внушают ребенку: «Ты же не станешь этого делать!», «Порадуй меня - и я порадую тебя!», «Сделаешь то, что я приказываю, - получишь от меня любовь и признание; не сделаешь - не получишь». Ребенок (субъект) впадает в состояние транса, когда он просто поглощает и впитывает эти внушения и начинает верить утверждениям гипнотизеров-родителей. Затем ребенок прочно усваивает эти внушения и продолжает поддерживать их в душе взрослого. Такова темная сторона внутреннего ребенка, который, оставаясь в прошлом, продолжает держать под гипнозом взрослого в настоящем.

Проходят годы. Учитель или другое авторитетное лицо высказывает утверждения, напоминающие слова родителей. И вот субъект (ученик) впадает в тот же транс «страха», который он испытывал в детстве. Проходит еще какое-то время. Он становится взрослым, влюбляется и женится. И тогда супруга становится гипнотизером, удерживая внутреннего ребенка своего мужа в состоянии транса «страх агрессии» или «страх быть брошенным».

Когда внушения усвоены и человек живет в трансе - он больше не свободная личность. Он утратил свою свободу и целостность.

В нашей культуре мы все живем в состоянии транса, и почти в любых межличностных отношениях каждый из нас является и гипнотизером, и гипнотизируемым.

Цель этой книги - пробудить вас, пребывающего за пределами транса.

Самогипноз и транс происходят постоянно. Если вы некоторое время будете наблюдать за своими мыслями, то непременно обнаружите внушения: каким вам следует быть, что нужно делать, чем позволено обладать.

Например, когда вы влюблены, вы можете внушить себе: «Она на самом деле любит меня!», создав приятное и расслабленное «Она-на-самом-деле-любит-меня» - трансовое состояние. Вы можете также внушить себе: «Она никогда не даст мне того, что я хочу!», создав злобный транс. Вы можете внушить себе: «Я знаю, чего хочет мой босс; он хочет обмануть меня!», создав транс собственной правоты.

Все эти записи проигрывает внутренний ребенок в мозгу взрослого. Ребенок говорит голосами и словами родителей, и годы спустя он все еще держит взрослого под гипнозом.

Как это происходит? Обычно мы создаем трансы в детстве, чтобы справиться с непонятными и неподвластными нам ситуациями. Альберт Эллис называл это «созданием глубоких мастурбирующих убеждений с многочисленными доказательствами». Мы принимаем решение, что мы не можем, не должны и не способны справиться с этим. Это бессилие удерживает наше сопротивление происходящему. Склонность к мысли: «Так не должно быть!» оказывает огромное влияние на весь наш жизненный опыт. Альберт Эллис в шутку назвал такую склонность «мастурбацией».

Например, сверхзаботливые родители защищают ребенка от любых неприятных ситуаций. Если он привыкает к этому - он оказывается в трансе «отрешенности».

В любой неприятной ситуации он отключается и уходит в себя: в школе, на работе и в отношениях с другими.

Ребенок, выросший в семье алкоголиков, может использовать амнезию, чтобы забыть мучительное прошлое. Позже его амнезия, или забывчивость, доставят ему немало проблем в школе, на работе и в любви.

Ребенок, ставший жертвой инцеста, «отключается» от мучительной травмы. Позже он может отключать свои чувства во время сексуального акта. Женщина не в состоянии испытывать оргазм. Мужчина страдает от преждевременной эякуляции или импотенции.

Следует понять, что транс, созданный ребенком, - в действительности способность или умение, которое он использует, чтобы справиться с мучительной ситуацией. Проблемы возникают тогда, когда создание транса выходит из-под контроля и человек начинает реагировать чисто механически. Детский транс в душе взрослого автоматически вводит его в такое же состояние ступора, как и в детстве, даже если взрослый вовсе не желает находиться в ступоре. Все это происходит, пока наблюдатель спит.

Например, я работал с женщиной, которую так избивал отец, что ее тело ниже талии стало бесчувственным. Это очень вредило ее сексуальным отношениям с мужем. Она не испытывала сексуальных ощущений и не могла достичь оргазма.

Если вы когда-либо реагировали «автоматически» (эмоционально или вербально) - вы можете понять, как гипнотические внушения ребенка действуют на взрослого. Внутренний ребенок автоматически говорит вам слова, от которых вы входите в транс. Вы начинаете делать то, чего вовсе не желаете, или то, что было подходящим в момент детской травмы, но совершенно не имеет смысла здесь и сейчас.

Внутренний ребенок стал вашим гипнотизером, а взрослый - гипнотизируемым.

После возвращения из Индии в 1982 году я вернулся к психотерапевтической практике. Я начал исследовать трансы своих пациентов и обнаружил, что множество проблем было создано внутренним ребенком, гипнотизирующим взрослого. Этот внутренний ребенок жил отдельной жизнью своей собственной темной стороны.

Я начал разгипнотизировать себя самого. Я обнаружил, что долгие часы медитации непригодны для западной культуры - для них нужно слишком много времени. Кроме того, медитирующим грозила опасность оторваться от внешнего мира. Как будет показано дальше, медитация может стать способом диссоциации, который используется, чтобы забыть о травме и сопутствующих ей боли, страхе и злости.

Мне захотелось развить систему, которая включала бы в себя: а) способность разгипнотизировать себя самого; б) поддерживать связь с окружающим миром. Для создания такой системы я использовал основную концепцию квантовой физики: наблюдатель внутреннего опыта также участвует в создании этого субъективного опыта. В моей предыдущей книге «Квантовое сознание» это было исследовано достаточно глубоко. В сущности, наблюдатель травмы создает собственную реакцию на травму. Это часто рождает раненого, травмированного ребенка, который прячется в состояние транса (например, бесчувственности) для того, чтобы как-то выжить.

Мой внутренний ребенок тоже создавал множество стратегий, позволяющих справиться с трудностями. Проблема заключалась в том, что ребенок внутри моего взрослого занимался этим, когда я спал; естественно, эти стратегии непригодны для моей нынешней жизни.

В следующих главах будут подробно изучены различные трансы внутреннего ребенка. Этот внутренний ребенок, на которого так долго было принято чуть ли не молиться, - застывшее во времени творение наблюдателя. Иными словами - ваше.