Виды государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей Том числе детей сирот

В разных жизненных ситуациях ребенок может остаться без родителей и государство берет на себя ответственность по обеспечению таких детей, при этом каждый регион принимает решение самостоятельно.

Причины, по которым ребенок может остаться без родителей встречаются разные и в связи с этим таких детей подразделяют на: детей-сирот (у которых умерли оба или единственный родитель) и детей, оставшихся без попечения родителей, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей по причинам: лишение родительских прав, ограничение в правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными, объявлением их умершими, отбыванием родителями наказания в виде лишения свободы, если единственный родитель или оба родителя неизвестны и т.д.

Статус ребенка определяется на законодательном уровне, но при этом он получает при разных статусах одинаковую поддержку. Решение проблемы воспитания решается посредством: помещения ребенка в интернат или определения опекуна (для детей до 14 лет) или попечителя (для детей старше 14 лет). Рассмотрим какие гарантии и льготы предоставляются этой категории граждан со стороны государства.

Нормативное регулирование социальной помощи и поддержки детям-сиротам

Проживание и образование детей-сирот

Если ребенок лишается родителей, дальнейшее его существование определяется государством. В случае помещения ребенка в интернат он проживает на полном обеспечении, а в ходе обучения в интернате обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием по нормам и в порядке, устанавливаемым в соответствии с законодательством.

Государство в целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляет им дополнительные гарантии по праву на образование. Дети-сироты могут обучаться на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы и принимаются вне конкурса в образовательные учреждения СПО и ВО при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. При этом, они имеют право на получение второго начального профессионального образования без оплаты.

Дети-сироты, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях НПО и СПО, государственных и муниципальных образовательных учреждениях ВО и ВПО зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения и до достижения возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования.

Детям-сиротам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях, кроме полного государственного обеспечения выплачивается:

  • стипендия, размер которой должна быть увеличена не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в этом образовательном учреждении
  • 100% заработной платы, начисленной в период прохождения производственного обучения и производственной практики
  • ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии (осуществляемой за 30 дней до начала учебного года)

При предоставлении обучающимся (детям-сиротам) академического отпуска по медицинским показаниям сохраняется на весь период полное государственное обеспечение и выплачивается стипендия и образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дети-сироты обучающиеся в государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом:

  • на городском, пригородном, на внутрирайонном транспорте (кроме такси)
  • один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы

Дети-сироты (выпускники), за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего ПО, где они обучались, единоразово обеспечиваются:

  • одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, в соответствии с законодательством (по желанию выпускника может быть выдана денежная компенсация для их приобретения или перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ)
  • единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.

Медицинское обслуживание и оздоровительные мероприятия для детей-сирот

Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются:

  • бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном ЛПУ (в том числе диспансеризация, оздоровление, регулярные медицинские осмотры)
  • бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, при наличии медицинских показаний – в санаторно-курортные учреждения, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно

Решение жилищных проблем детей-сирот

Дети-сироты, имевшие жилое помещение, сохраняют право на него на весь период пребывания в образовательном учреждении независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ и на период нахождения в учреждениях лишения свободы.

Дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий 3 месяцев.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в соответствии с законодательством РФ и региона, площадью не ниже законодательством нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (12 кв.м на человека) и не более:

  • 33 кв.м – для одиноко проживающих детей-сирот
  • 42 кв.м – на семью из 2 человек, являющихся детьми-сиротами
  • 18 кв.м – на каждого члена семьи (детей-сирот) при ее численности 3 человека и более

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1 : Какие льготы имеют дети-сироты при обращении в центры занятости?

Ответ : Зарегистрированным в службе занятости в статусе безработного детям-сиротам выплачивается пособие по безработице в порядке, установленном законодательством РФ и органы службы занятости осуществляют профессиональную ориентацию, направляют на получение дополнительного профессионального образования, организовывают трудоустройство.

Вопрос №2 : Могут ли дети-сироты получить бесплатную юридическую помощь?

Ответ : Дети-сироты и их законные представители могут обратиться за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов детей.

Статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается Федеральным Законом №159 от «21» декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» далее ФЗ №159, а также Семейным Кодексом Российской Федерации .

Семейный кодекс Российской Федерации в статье 121 объединяет всех детей в одну категорию, как детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите, а ФЗ №159 делит их на две подкатегории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Существует мнение, что эти дети отличаются тем, что дети-сироты – это, как правило, дети из благоприятных семей, чьи родители внезапно погибли при трагических обстоятельствах, например, в автокатастрофе. И что такие дети более социализированы, образованы и т. п. Данное мнение, на наш взгляд является в корне не верным. Как такой вывод можно сделать о детях, которые потеряли родителей в возрасте полугода? Или как можно судить насколько была благоприятна обстановка в семье до гибели родителей? На наш взгляд такое деление является формальным, так как все эти лица имеют равные права на защиту государства и по нашему мнению это всего лишь дань традиции. Например, не до конца ясно, чем отличаются дети, чьи родители умерли, от детей, чьи родители признаны умершими по решению суда. Только тем, что у одних есть только свидетельства о смерти родителей, а у других решение суда и свидетельства о смерти родителей.

Рассмотрим более подробно, какие дети приобретают статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все указанные лица должны быть не старше восемнадцати лет.

  1. Лица, у которых умерли оба либо единственный родитель. Подтверждается свидетельством о смерти родителей, или решением суда об объявлении родителей умершими.
  2. Лица, родители которых лишены в их отношении родительских прав либо ограничены в родительских правах. Подтверждается решением суда о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав. Здесь следует учесть, что при ограничении родителей в родительских правах, если причины такого ограничения не были устранены, то в течение шести месяцев органы опеки и попечительства обязаны обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
  3. Лица, родители которых отсутствуют (неизвестны). Подтверждается свидетельством о рождении, решением суда о признании родителей безвестно отсутствующими.
  4. Лица, родители которых являются недееспособными либо ограниченно дееспособными либо находятся в лечебном учреждении . Подтверждается решением суда о признании недееспособными или ограниченно дееспособными. Как правило, ограниченно дееспособными признаются лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией, в таком случае они должны быть также лишены по этим основаниям родительских прав. И справкой из медицинского учреждения о заболевании родителей, препятствующем выполнению родительских обязанностей.
  5. Лица, родители которых находятся под стражей или в местах лишения свободы. Подтверждается справкой из мест заключения.

Кроме того Федеральный Закон №159 вводит понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. То есть это лица, которые в возрасте до 18 лет приобрели статус сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Данное определение используется только в рамках ФЗ №159 и в других законах не содержится. Такой возраст (23 года), установлен государством не случайно. Так как по достижении совершеннолетия люди обычно поступают в учебные заведения, и установление такого возраста позволяют человеку пройти обучение, и находиться при этом под дополнительной государственной защитой. А лица старше 23 лет уже являются социально зрелыми и могут обеспечивать себя самостоятельно.

.
Это лица, которые в период до 18 лет лишились своих родителей в силу:

  • их смерти;
  • лишения родительских прав;
  • отказа от ребенка после его рождения;
  • признания пропавшими без вести;
  • признания недееспособными;
  • отбывания наказания в местах лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это два разных термина. Последний предполагает наличие биологических родителей, которые живы, но уклоняются от исполнения своих обязанностей или не могут их выполнить в силу ряда объективных причин (например, лишение свободы).

Законы о социальных гарантиях сиротам

Основные законы, которые закрепляют за сиротами льготы и преференции – это:

  1. ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения» от 12 декабря 1996 года.

На основании этих документов сироты могут получать пенсию, ряд льгот и социальных выплат. Согласно ст. 5 ФЗ-159, все расходы, связанные с содержанием несовершеннолетних сирот, ложатся на региональный бюджет. Исключения делаются для тех, кто получают образование в учреждениях федерального значения.

Список гарантий во каждом регионе может отличаться . Он включает в себя все, указанное в федеральном законе, но на региональном уровне возможно оказание дополнительной поддержки. Все зависит от возможностей бюджета субъекта РФ.

Помощь и социальная защита данной категории граждан

Закон предусматривает всестороннюю помощь детям, которые оказались без попечения родителей. В частности, предусмотрены:

Льготы

В ФЗ-159 предусмотрено, что дети имеют право на получение льгот до момента получения ими диплома или аттестата об образовании (ст. 6 п. 3).

После этого выплаты и преференции перестают действовать . На сегодняшний день данная категория граждан имеет право на следующие льготы:

  • трудоустройство постинтернатным сопровождением;
  • право на получение дополнительного образования через службу занятости на бесплатной основе;
  • получение второго средне-специального или высшего образования;
  • бесплатный проезд в муниципальном транспорте;
  • бесплатные продукты питания во время обучения в муниципальных учреждениях;
  • сохранение стипендии при уходе в академический отпуск в результате заболевания;
  • предоставление льготных путевок в санаторно-курортные организации;
  • оплата проезда до санаториев из регионального бюджета;
  • оказание медицинской помощи бесплатно;
  • специальные условия для зачисления в образовательные учреждения;
  • иные льготы, которые регламентируются региональным законодательством.

Таким образом, существует обширный список действующих преференций. Необходимо знать о них для их использования.

Обычно органы опеки сами подают документы, но иногда сироте требуется самостоятельно или через своего законного представителя заявлять о своих правах. Это актуально для тех детей, которые живут не в интернате.

Также есть льготы для опекунов, которые решили усыновить ребенка . к ним относятся:

Оформлять эти пособия и льготы необходимо в отделе пособий и социальных выплат. Он находится в здании районной администрации.

ВАЖНО: если сирота является инвалидом, то он имеет право на получение дополнительных льгот. Для этого необходимо предоставить бумаги, подтверждающие инвалидность. Однако подтверждать такие преференции требуется каждый год, когда те, которые указаны в ФЗ-159, предоставляются до достижения совершеннолетия.

Не имеют право на государственную поддержку сироты, которые постоянно проживают не на территории РФ или у которых есть регистрация в России и в другой стране одновременно.

При выявлении данного факта все льготы, пенсии и иные пособия перестают действовать. При продолжении получения средств от государства по каким-то причинам ПФР может в судебном порядке заставить сироту вернуть полученные им деньги.

Пособия

Закон предусматривает предоставление нескольких , а именно:


В зависимости от региона , деньги могут выдаваться на покупку канцелярии, а может предоставляться компенсация. В последнем случае требуется сохранять все квитанции, счет-фактуры и чеки, свидетельствующие об оплате.

Предъявив их в отдел социальных выплат, можно получить компенсацию в установленные законом сроки. Этот способ социальной поддержки предпочтительнее, так как компенсация составляет 100%. А выплаты может не хватить на приобретение книг и канцерных принадлежностей.

Пенсии

Ребенок имеет право на получение только в том случае, если один из его родителей был официально трудоустроен. Если работают (работали) оба родителя, то выбирается тот, у кого зарплата больше. Это позволит получить большую сумму.

Произвольный текст Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

В целях реализации мер социальной поддержки, предусмотренных Законом города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве", и во исполнение п.5 постановления Правительства Москвы от 2 октября 2007 г. N 854-ПП "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа":

1. Создать Городскую межведомственную комиссию по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

2. Утвердить состав Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (приложение 1).

3. Утвердить Положение о Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (приложение 2).

4. Департаменту социальной защиты населения города Москвы совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы, Департаментом образования города Москвы, Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы в двухмесячный срок разработать и представить на утверждение первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецовой Л.И. регламент межведомственного взаимодействия при подготовке документов для Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Приложение 1

Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

Председатель комиссии:

Швецова Людмила Ивановна - первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы

Заместители председателя комиссии:

Комарова Наталия Юрьевна - заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы

Лешкевич Иван Александрович - заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы

Раздин Владимир Иванович - начальник управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы

Члены комиссии:

Алексенко Олег Владимирович - начальник отдела заключения и сопровождения договоров ГУП "Моссоцгарантия", дефектолог

Головань Алексей Иванович - уполномоченный по правам ребенка в городе Москве

Енакаева Регина Рустемовна - заведующая сектором Государственного учреждения "Психологическая служба помощи населению" Департамента семейной и молодежной политики города Москвы

Кожевникова Валентина Юлиановна - главный детский психиатр Департамента здравоохранения города Москвы

Крошонкина Алла Леонидовна - заместитель начальника Управления реализации программ обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

Куликова Любовь Ивановна - заместитель начальника отдела детства Департамента здраво охранения города Москвы

Лисенко Инна Николаевна - главный специалист Управления социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы

Митина Елена Васильевна - главный специалист управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы

Михальчук Светлана Ивановна - главный специалист отдела правовой экспертизы Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы

Мякотина Татьяна Юрьевна - главный специалист Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

Розенцвайг Владимир Михайлович - заместитель директора по медицинской части Психоневрологического интерната N 16

Яковлева Ирина Леонидовна - главный специалист управления науки и профессионального образования Департамента образования города Москвы

Приложение 2

ПОЛОЖЕНИЕ

о Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
1. Общие положения

1.1. Городская межведомственная комиссия по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее - Комиссия) образована с целью решения вопросов по определению возможности самостоятельного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по окончании пребывания их в коррекционных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стационарных учреждениях социального обслуживания, специализированных учреждениях для несовершеннолетних.

1.2. Комиссия в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
2. Задачи и функции Комиссии

2.1. Основной задачей Комиссии является определение возможности самостоятельного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа с целью дальнейшего решения вопроса о предоставлении в городе Москве благоустроенного жилого помещения в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы.

2.2. Комиссия осуществляет следующие функции:

2.2.1. По обращению Департамента образования города Москвы, Департамента социальной защиты населения города Москвы и иных заинтересованных органов исполнительной власти города Москвы рассматривает вопросы определения возможности самостоятельного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

2.2.2. Определяет возможность самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, указанных в п.1.1 настоящего положения.

2.2.3. Рассматривает конфликтные ситуации, возникающие между медицинскими учреждениями и законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам, связанным с определением возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

2.2.4. Готовит отчеты по итогам своей работы.

2.2.5. Рассматривает другие вопросы по предложениям членов Комиссии.
3. Права Комиссии

3.1. Комиссия вправе для выполнения возложенных на нее задач в пределах своих полномочий запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, а также организаций и должностных лиц документы и материалы, касающиеся решения вопросов по определению возможности самостоятельного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

3.2. Комиссия вправе создавать рабочие группы с целью выяснения, уточнения сведений по существу рассматриваемых вопросов.

3.3. На заседание Комиссии приглашаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа (выпускники коррекционных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стационарных учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних). В случае необходимости на заседании Комиссии приглашаются законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.4. В ходе работы Комиссии при выяснении или уточнении имеющих значение сведений по существу вопроса председатель Комиссии (заместитель председателя Комиссии) вправе давать контрольные поручения членам Комиссии по вопросам, связанным с их компетенцией, в том числе с указанием срока исполнения поручения.
4. Организация работы Комиссии

4.1. Заседания Комиссии проводятся по мере формирования повестки дня и считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины постоянных членов Комиссии.

4.2. Заседание Комиссии ведет председатель Комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя Комиссии.

4.3. Повестка дня формируется согласно спискам детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, представленными Департаментом образования города Москвы, Департаментом социальной защиты населения города Москвы и иными заинтересованными органами исполнительной власти.

4.4. Организационные мероприятия по подготовке, проведению Комиссии, а также оформлению необходимой документации возлагаются на Департамент социальной защиты населения города Москвы.

4.5. По итогам работы Комиссии оформляется протокол, к которому приобщается список лиц, в отношении которых принято решение о возможности/невозможности самостоятельного проживания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из их числа.

4.6. Решение оформляется на каждого из указанного списка и направляется для приобщения к личному делу ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из их числа.

4.7. Протокол Комиссии оформляется в трехдневный срок, утверждается председателем Комиссии, а в его отсутствие - заместителем председателя, рассылается членам Комиссии.

Выписки из протокола по конкретным рассмотренным вопросам при необходимости рассылаются или выдаются на руки лицам, в отношении которых принято решение, или их законным представителям.

4.8. Протоколы хранятся в Департаменте социальной защиты населения города Москвы в течение 6 лет, затем подлежат уничтожению в установленном порядке.

Поиск в тексте

Действующий

Название документа:
Номер документа: 61
Вид документа: Закон города Москвы
Принявший орган: Московская городская Дума
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 30 ноября 2005
Дата начала действия: 01 января 2006
Дата редакции: 05 июня 2019

ГОРОДА МОСКВЫ

О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве


Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 25 июня 2008 года N 25 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 39, 08.07.2008).
(Официальный сайт Московской городской Думы, www.duma.mos.ru, 02.12.2013) (распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" , в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года);
Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 36 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 30.06.2015);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 22.02.2019);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 13.06.2019).
____________________________________________________________________


Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулирует отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются понятия, определенные и Законом города Москвы от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве" .
(Статья в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2013 года Законом города Москвы от 6 ноября 2013 года N 60 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Категории граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии по социальной поддержке

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, имеющим место жительства в городе Москве (далее - дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Правовая основа дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовую основу дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляют Конвенция ООН о правах ребенка , Конституция Российской Федерации , Семейный кодекс Российской Федерации , Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" , иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы , настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты города Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 4. Полномочия органов исполнительной власти города Москвы в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

1. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, обеспечиваются органами исполнительной власти города Москвы.
Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

2. Органы исполнительной власти города Москвы в пределах своих полномочий:

1) реализуют государственную политику в сфере социальной поддержки и защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя;
Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

2) принимают правовые акты по вопросам, касающимся социальной поддержки и защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обеспечивают исполнение указанных актов и осуществляют контроль за их исполнением;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

3) создают государственные организации города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в том числе для детей, являющихся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, в целях получения ими доступного по состоянию здоровья образования, включая воспитание и профессиональное обучение;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

4) обеспечивают разработку и реализацию мероприятий, направленных на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, и осуществляемых в рамках отдельных государственных программ (подпрограмм государственных программ) города Москвы и непрограммных направлений деятельности органов исполнительной власти города Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 марта 2019 года Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 8 ; в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

5) обеспечивают поддержку негосударственных организаций, осуществляющих проведение социально-психологической адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе содействующих реализации мер по защите их прав и интересов, устройству на воспитание в семью, организации лечения, отдыха и оздоровления, профессиональной ориентации и трудоустройству, предоставляющих юридические услуги, а также оказывающих иные виды помощи и поддержки указанным категориям граждан.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

2. Дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных организациях, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и являются расходными обязательствами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

3. Размеры бюджетного финансирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются на основании расчетного норматива бюджетного финансирования на одного ребенка в соответствии с нормами питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, предметами хозяйственного обихода, личной гигиены, играми, игрушками, книгами, медицинскими препаратами, а также другими нормативными затратами на содержание и обслуживание указанных организаций, утверждаемыми уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

4. Порядок и размер выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 6. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на надлежащее воспитание и развитие

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

2. Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приоритетным и наилучшим образом обеспечивает интересы и потребности ребенка. Передача ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допускается только при невозможности устройства его на воспитание в семью.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

3. Опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа в соответствии с семейным законодательством и с учетом интересов ребенка принимают меры для сохранения его контактов с родителями и иными родственниками.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

4. Приоритетным критерием оценки эффективности деятельности органов опеки и попечительства, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются результаты их работы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

5. В государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны создаваться условия пребывания детей, максимально приближенные к семейным.

Статья 7. Единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка

На возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка в городе Москве усыновителю (одному из усыновителей) устанавливается единовременная компенсационная выплата в порядке и размере, установленных Правительством Москвы.

Статья 7.1. Гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные под надзор в государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении.

2. Нормы обеспечения питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, предметами хозяйственного обихода, личной гигиены, играми, игрушками, книгами, лекарственными препаратами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных под надзор в государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нормы расходов на каждого ребенка для проведения культурно-массовой работы, а также размер денежных средств на личные нужды указанных детей утверждаются уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы и не могут быть менее аналогичных норм обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных за счет средств федерального бюджета.

3. Выпускникам государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступившим на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджета города Москвы по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, предоставляются единовременная денежная компенсация в целях приобретения одежды и обуви и единовременное денежное пособие в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Москвы.

4. На выпускников государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением поступивших на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджета города Москвы по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, распространяются дополнительные гарантии, установленные частью 9 статьи 8 настоящего Закона.

5. На детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных уполномоченными органами в сфере опеки, попечительства и патронажа под надзор в негосударственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пребывающих (пребывавших) в этих организациях, распространяются дополнительные гарантии, установленные частями 1-4 настоящей статьи.

6. На детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в семье опекуна (попечителя), приемных родителей, патронатных воспитателей в связи с достижением возраста 18 лет распространяются дополнительные гарантии, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.
(Статья дополнительно включена с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24)

Статья 8. Дополнительные гарантии права на образование

1. Часть утратила силу с 24 июня 2019 года - . - См. предыдущую редакцию .

2. Часть утратила силу с 24 июня 2019 года - Закон города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию .

3. Часть утратила силу с 24 июня 2019 года - Закон города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию .

4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на прием на подготовительные отделения государственных образовательных организаций высшего образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , а также на прием для обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета города Москвы на подготовительные отделения государственных образовательных организаций высшего образования города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения и однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" . За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджета города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся за счет средств бюджета города Москвы по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, находятся на полном государственном обеспечении до завершения обучения по указанным образовательным программам. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, образовательными организациями, в которых они обучаются за счет средств бюджета города Москвы по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, предоставляется ежемесячная денежная компенсация в целях обеспечения питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем в порядке и размере, которые устанавливаются Правительством Москвы. Указанная денежная компенсация с согласия лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшего в период обучения обоих родителей или единственного родителя, может быть перечислена на счет или счета, открытые на имя указанного лица в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся за счет средств бюджета города Москвы по очной форме обучения в государственных образовательных организациях города Москвы по основным профессиональным образовательным программам, помимо полного государственного обеспечения выплачиваются государственная академическая стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов от размера стипендии, установленного для обучающихся по указанным образовательным программам в соответствующей государственной образовательной организации города Москвы, государственная социальная стипендия в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" , а также ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в порядке и размере, которые устанавливаются Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

8. Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств бюджета города Москвы по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в эти организации или в иные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо в организации, осуществляющие образовательную деятельность, по решению органов управления указанных организаций могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

9. Выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся за счет средств бюджета города Москвы по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, выпускники специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств бюджета города Москвы, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным образовательным программам за счет средств бюджета города Москвы, однократно за счет средств соответствующих государственных образовательных организаций обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, и единовременным денежным пособием в порядке и размере, которые устанавливаются Правительством Москвы. По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования. Указанные выплаты с согласия выпускника могут быть перечислены на счет или счета, открытые на его имя в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" размер возмещения по вкладам.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

10. Часть утратила силу с 24 июня 2019 года - Закон города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию .

11. При предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств бюджета города Москвы, академического отпуска по медицинским показаниям, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет за ними на весь период данных отпусков сохраняется полное государственное обеспечение и выплачивается государственная академическая стипендия и государственная социальная стипендия на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

12. На лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, достигших возраста 23 лет, принятых на очную форму обучения за счет средств бюджета города Москвы по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих до достижения ими возраста 23 лет, распространяются дополнительные гарантии, установленные частями 6, 7, 9 и 11 настоящей статьи, в полном объеме до окончания ими обучения по указанным образовательным программам.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

13. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение бесплатного дополнительного образования в финансируемых за счет средств бюджета города Москвы организациях дополнительного образования города Москвы, а также право на получение физкультурно-оздоровительных услуг и услуг по спортивной подготовке в финансируемых за счет средств бюджета города Москвы физкультурно-спортивных организациях города Москвы. Расходы организаций дополнительного образования города Москвы, связанные с получением детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, дополнительного образования, расходы физкультурно-спортивных организаций города Москвы, связанные с оказанием физкультурно-оздоровительных услуг и услуг по спортивной подготовке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

14. Часть утратила силу с 24 июня 2019 года - Закон города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию .

15. Отчисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из государственных образовательных организаций города Москвы возможно только с согласия уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

16. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств бюджета города Москвы по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, состоящим в браке с такими же лицами и имеющим детей, до окончания обучения предоставляется ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей в порядке и размере, которые устанавливаются Правительством Москвы. Данная выплата предоставляется также в случаях расторжения брака между указанными лицами, смерти одного из супругов, рождения ребенка одинокой матерью.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 9. Единовременная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна (попечителя), приемных родителей, патронатных воспитателей в связи с достижением возраста 18 лет предоставляется единовременная выплата в порядке и размере, которые устанавливаются Правительством Москвы
(Статья в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 10. Дополнительные гарантии права на льготный проезд

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся за счет средств бюджета города Москвы по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, обеспечиваются бесплатным проездом в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения, а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства, расположенному за пределами города Москвы, и обратно к месту обучения в порядке, установленном Правительством Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 11. Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение, отдых и оздоровление

(Название в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения бесплатно оказывается медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, предоставляется проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами по рецептам врачей.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

3. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатно путевки в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний), а также оплачивается проезд к месту лечения (отдыха) и обратно. Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, подведомственные органам исполнительной власти города Москвы, в первоочередном порядке. В случае самостоятельного приобретения путевок и оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно опекунами (попечителями), приемными родителями, патронатными воспитателями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им предоставляется компенсация стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно в порядке и размере, которые устанавливаются Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

4. Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, определяется Правительством Москвы.

Статья 12. Гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являющимся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества.

2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваются медицинской помощью, основанной на ранней диагностике, корригирующими и реабилитационными методами лечения, протезированием, находятся под наблюдением врачей-специалистов, при необходимости помещаются в установленном порядке в специализированные организации города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 13. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим место жительства в городе Москве, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации его рождения является город Москва;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;

3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находились на воспитании в семье (опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

2. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по их заявлению в письменной форме, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования или прохождения профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

3. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 5.1 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список). В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, которые достигли возраста 14 лет.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

4. Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым части 1 настоящей статьи. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа осуществляет контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимает меры по включению этих детей в список. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

5.1. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
(Часть дополнительно включена с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24)

6. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, установленных уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в

в) являющихся бывшими усыновителями этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если усыновление (удочерение) отменено;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

г) не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

д) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в наркологическом диспансере;

е) признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;

2) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

3) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

4) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тяжелой формы хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

5) утрата жилого помещения за время пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или на воспитании в семье вследствие сноса жилого дома, многоквартирного дома, а также сделок по отчуждению или обмену жилого помещения и отсутствия исполненного судебного решения по фактическому возврату жилого помещения.

7. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

8. Жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, соответствующих требованиям к благоустройству жилых помещений применительно к городу Москве, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи и включенным в список, с учетом их несовершеннолетних детей по норме предоставления площади жилого помещения, установленной законодательством города Москвы для договоров социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых в одном многоквартирном доме лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством. Жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

9. Договор найма специализированного жилого помещения заключается с лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, сроком на пять лет. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы принимает решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы и о заключении с лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, договора социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Москвы.

10. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

11. Оплата жилых помещений и коммунальных услуг детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимающими жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, производится по ставкам, ценам и тарифам, установленным для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по месту расположения жилого помещения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимающие жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения и признанные в установленном Правительством Москвы порядке малоимущими, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

12. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимающие жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, на время обучения по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих освобождаются от расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

13. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту нахождения жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, во взаимодействии с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы обязан осуществлять контроль за использованием и сохранностью указанных жилых помещений, распоряжением ими, обеспечением их надлежащего санитарного и технического состояния в порядке, установленном Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

14. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту нахождения жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при предъявлении иска о лишении родителей родительских прав или при решении вопроса о возвращении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилые помещения, откуда они были направлены в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или на воспитание в семью, рассматривает вопрос о предъявлении иска о выселении родителей, лишенных родительских прав, из занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно.

15. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы по месту нахождения жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организуют проведение ремонта указанных жилых помещений, замену кухонных плит, сантехнического и иного оборудования, а также проведение других необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по окончании пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или нахождения на воспитании в семье.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

16. В случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, то на время их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время получения профессионального образования по очной форме обучения они освобождаются от расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем).
. - См. предыдущую редакцию)

1. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывают содействие указанным лицам в подборе подходящей работы и трудоустройстве, организуют их профессиональную ориентацию в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

2. Впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия в связи с прохождением ими профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов государственной службы занятости населения выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

3. Условия и порядок квотирования рабочих мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 15. Иные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(Название в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также обучающиеся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

1) на внеочередное устройство в государственные образовательные организации города Москвы, реализующие образовательную программу дошкольного образования, и бесплатное пользование услугами этих организаций;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

2) на бесплатное питание в огосударственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

3) на бесплатное посещение организаций культуры, музеев, выставочных залов, картинных галерей, театров, кинотеатров, парков культуры и отдыха, зоопарка и иных учреждений культуры и физкультурно-спортивных организаций, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, а также культурно-массовых мероприятий, спортивных секций, спортивных соревнований (при наличии свободных мест) и других мероприятий, проводимых (организуемых) указанными организациями.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

2. Детям, чьи родители являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке и на льготных условиях предоставляются места в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Данная гарантия предоставляется также в случаях расторжения брака между указанными лицами, смерти одного из родителей, рождения ребенка одинокой матерью.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

3. Предоставление гарантий, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 16. Ответственность за неисполнение настоящего Закона

1. За неисполнение настоящего Закона должностные лица органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, организаций и учреждений города Москвы несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

2. Правовые акты органов исполнительной власти города Москвы, принятые с нарушением настоящего Закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействующими в установленном законодательством порядке.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2019 года Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года, за исключением статьи 7, частей 14 и 16 статьи 8 и статьи 9, которые вступают в силу с 1 июля 2006 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона нормативные правовые акты города Москвы, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона, предусматривающие дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. Предложить Правительству Москвы принять нормативные правовые акты в целях реализации настоящего Закона в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве (с изменениями на 5 июня 2019 года)

Название документа: О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве (с изменениями на 5 июня 2019 года)
Номер документа: 61
Вид документа: Закон города Москвы
Принявший орган: Московская городская Дума
Статус: Действующий
Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 71, 19.12.2005

Тверская, 13, N 154, 24.12.2005

Ведомости Московской городской Думы, N 1, 01.02.2006

Дата принятия: 30 ноября 2005
Дата начала действия: 01 января 2006
Дата редакции: 05 июня 2019