Возрастные анатомо-физиологические и психические особенности развития дошкольников. Консультация на тему: Консультация для воспитателей "Функциональные особенности строения организма детей дошкольного возраста"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности развития организма ребёнка от рождения до семи лет

1. Особенности развития систе м и органов ребёнка дошкольника

Первые шесть лет жизни ребенок интенсивно растет и развивается. Активно формируется костная и мышечная системы. Скелет ребенка отличается от скелета взрослого. Новорожденный имеет большую голову, массивное туловище и короткие руки и ноги. Длина нижнего отрезка туловища (до лонного сочленения), составляющая у новорождённого 38 % общей длинны тела, в три года увеличивается до 42 %, а у шестилетних достигает 49,5 %.

Костная система ребенка-дошкольника богата хрящевой тканью. Кости мягкие, гибкие, недостаточно прочные. В них содержится значительное количество воды и только 13 % минеральных солей. Суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия слабее и короче, чем у взрослых. Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается у детей 2-63 лет. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Однако поясничный столб очень эластичен и из-за неблагоприятных условий внешней среды возникают различные нарушения осанки.

Мышцы у детей дошкольного возраста развиты относительно слабо и составляют 20-25 % массы тела. Мышцы-сгибатели развиты больше, чем мышцы разгибатели, поэтому дети часто принимают неправильные позы: голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая. Развитие мышц происходит в определённой последовательности. Сначала развиваются крупные мышечные группы, позднее мелкие. Поэтому маленьким детям легче даются движения всей рукой. Утомление мышц у дошкольников наступает очень быстро.

Кожа ребенка значительно тоньше и нежнее, чем кожа взрослого. Она легче подвергается ранениям. Кровеносные сосуды кожи эластичны и вмещают большое количество крови. Через тонкую кожу кровь легко отдает свое тепло. Тепловое равновесие организма нарушается быстрее, чем у взрослого.

Сердечно-сосудистая система претерпевает в дошкольные период морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8г у 3-4 летнего до 92,3 у 6-летнего ребенка. Частота сердечных сокращений (ЧСС) колеблется у детей младшего и дошкольного возраста в пределах 85-105 уд/мин, старшего 78-99 уд/мин, причем у девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна замедляется, в период бодрствования-учащается. Отклонения в величине артериального давления встречаются сравнительно редко. В норме систолическое давление в возрасте трех лет составляет 103 мм рт.ст., 4 года-104, в 5 лет-105, в 6 лет-106 мм рт.ст.

Продолжительные физические и психические 5 напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка.

Особенностью развития отличается дыхательная система ребенка. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания, но к 6 годам еще не завершается строение легочной ткани. Верхние дыхательные пути относительно узкие, что ограничивает возможность легочной вентиляции. Грудная клетка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выходе так низко, как у взрослого, поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Через легкие у ребенка дошкольного возраста протекает значительно большее количество крови, чем у взрослого. Это удовлетворяет потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.

За период дошкольного детства осуществляется сложнейший процесс формирования нервной системы. Основная дифференцировка нервных клеток происходит до трех лет и концу дошкольного возраста почти заканчивается. По мере развития нервной системы формируется статические и динамические функции равновесия, однако сохраняется большая возбудимость, реактивность и высокая пластичность нервной системы. Важнейшей особенностью развития нервной системы дошкольника является преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоциональность, конкретность восприятия и мышления.

2. Формирование движ ений ребёнка первого года жизни

Двигательные функции ребенка закладываются задолго до его рождения, уже в утробе матери. Внутриутробное движение рук и ног приводит к тому, что в момент рождения ребенок начинает двигаться. Мышечное и структурное развитие, достигнутое в утробе, вкупе с нервным контролем позволяют младенцу осуществлять движения сразу при появлении на свет. В первые часы после рождения у ребенка наблюдаются: шагательный, хватательный, плавательный рефлексы, рефлекс ползания и др. Задатки перинатального внутриутробного движения плавно переходят в постнатальное (после появления ребенка на свет).

У новорожденного отсутствуют движения, направленные на сохранение определенной позы. У него преобладает тонус мышц-сгибателей. В состоянии покоя пальцы его обычно сжаты в кулачки, а ноги подтянуты к животу. Отдельные движения конечностей отрывисты и резки. Среди движений новорожденного преобладают:

1) беспорядочные хаотические движения типа синкинезий, т.е. движения представляют собой сочетание различных некоординированных, часто антагонистических актов;

2) безусловно-рефлекторные различного характера, которые отличаются упорядоченностью и строгой координацией составляющих их элементов.

Формирование движений у ребенка с самого начала происходит под контролем и при участии коры больших полушарий. Уже в первые дни существования ребенка для него выступает в качестве самостоятельной, хотя и второстепенной, задача овладения собственным телом. В первые месяцы ребенок обучается управлять своими первыми движениями, у него происходит образование условно-рефлекторных связей. В результате хаотичных движений, характерных для новорожденного младенца, у него накапливается опыт, необходимый для установления этих связей.

Изменения, происходящие у ребенка с возрастом, связаны с развитием центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Они создают предпосылки для развития определенных движений в каждом возрастном периоде. Реализация этих предпосылок происходит успешно при создании соответствующих условий физического воспитания ребенка.

Учитывая взаимосвязь и взаимозависимость развития движений и нервной системы ребенка, необходимо подчеркнуть, что под воздействием движений совершенствуется работа центральной нервной системы, которая тем самым улучшает двигательные действия ребенка. Для обеспечения развития движений ребенку первого года жизни необходимо использовать массаж и физические упражнения. Важно также стимулировать его самостоятельную двигательную активность: побуждать ребенка к смене позы, активному движению, чередуя двигательную деятельность с отдыхом, способствуя удовлетворению потребности в движении и не допуская утомления.

В первые 3 месяца у ребенка развивается умение держать головку в вертикальном положении и лежа на животе. При этом формируются изгибы позвоночника, укрепляются шейные и спинные мышцы, улучшается кровообращение головного мозга. Беспомощность ребенка в первые месяцы жизни побуждает его совершать первые интуитивные движения, обращать их к окружающим его взрослым, ставя на первый план общение. Первые движения ребенка - это, по существу, выразительные жесты, с помощью которых он пытается привлечь внимание окружающих к своим потребностям. Общение со взрослыми способствует развитию основных форм сосредоточения - слухового и зрительного восприятия. На основе зрительного и слухового сосредоточения у ребенка в 2-3 месяца возникает комплекс оживления, что свидетельствует об отношении ребенка ко взрослому. Значение комплекса оживления в том, что на его основе в дальнейшем формируются хватательные движения рук.

Во время реакции оживления ребенок выполняет многочисленные движения руками. Иногда, наталкиваясь на предметы, которые находятся поблизости от него, он захватывает их.

В 2,5-3,5 месяца у ребенка впервые возникают реакции, подготавливающие схватывание. Вначале ребенок ощупывает собственные руки, затем переходит к ощупыванию других предметов (пеленки, одеяла и др.). Примерно через 2-3 недели он начинает рассматривать свои руки, попавшие случайно в поле его зрения.

Позднее ребенок начинает тянуться к окружающим предметам, дотронувшись до них, ощупывает их под контролем зрения, фиксируя попеременно то предмет, то свою руку. Этот подготовительный период заканчивается появлением реакции захватывания предмета после его рассматривания и ощупывания. К 4-5 месяцам появляется настоящая реакция хватания. Она характеризуется приданием кисти и пальцам характерного полусогнутого положения, необходимого для быстрого и точного осуществления реакции. Хватание этого типа характеризуется как сенсомоторная реакция, способствующая установлению координации между зрительным раздражением, довольно нечетким и диффузным, и движением собственной руки. До конца первого года жизни хватание остается на начальной стадии своего развития. Значительно позднее, примерно К 15-му месяцу, хватание становится предметной реакцией, которая выражается в тонкой и богатой дифференцировке поз руки, готовящейся взять предмет определенной величины, формы и назначения.

Во втором полугодии первого года жизни ребенок начинает соучаствовать в действиях взрослого, возникает их совместная деятельность. Эта деятельность в основном разворачивается в связи с предметами, игрушками и простейшими обиходными вещами. Взрослый показывает ребенку игрушку, называет ее, прячет или протягивает ребенку. Подобное общение способствует тому, что ребенок оживляется, радуется появлению взрослого, протягивает к нему руки, вызывает криком внимание к себе. У ребенка формируется восприятие себя и предметов в точных координатах времени и пространства и соотношение их между собой. В этом возрасте со всеми предметами и игрушками ребенок ведет себя примерно одинаково. Физиологическую основу схватывания, бросания, метания составляет связь развития руки и функций коры головного мозга. Эти движения тесно связаны с развитием речи, формированием представления о схеме собственного тела. Таким образом, первая двигательная функция руки - схватывание. Оно вначале выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона). В 4-5 месяцев хватание предмета приобретает условно-рефлекторный характер и совершается с наложением всех пальцев и ладони. На 9-м месяце ребенок начинает брать предмет пальцами. К 11-12 месяцам он уже играет с мячиком. В овладении движениями рук огромную роль играет подражание. Различают три вида подражательных реакций:

1) повторение собственных движений;

2) повторение знакомых движений взрослого;

3) повторение новых движений.

Почти до пятимесячного возраста у ребенка наблюдаются лишь врожденные двигательные рефлексы. В этот период отчетливо можно наблюдать процесс кортиколизации движений руки и пальцев. При совершенствовании мануальных навыков у ребенка развиваются плечи, локти, туловище. Приобретая навык "сжать-разжать" кисти руки, ребенок пытается поднимать предметы, у него развивается мозг.

В 4-5 месяцев ребенок, манипулируя игрушкой, начинает поворачиваться со спины на бок, на живот, лежа на животе, опирается на выпрямленные руки, поднимает голову. Играя в положении лежа на животе, малыш тянется за игрушками, он быстрее начинает ползать. Несмотря на то что новорожденный ребенок ползает с момента рождения и в первый день после появления на свет может проползти до 30 см, во второй - до 60 см, в третий - 90 см, ползание как вид движения появляется у него лишь к 8-9 месяцам. Начало ползания является гигантским достижением в развитии ребенка. Ползание достигает своей кульминации, когда ребенок начинает ползать на четвереньках. У него появляются сложные перекрестные локомоторные движения. Первоначально ползающий на животе ребенок обнаруживает способность вставать на четвереньки и передвигаться вперед. В то время как ползание на животе - это движение ради движения, ползание на четвереньках - это целенаправленная деятельность, в выполнении которой участвуют не только рефлекторные, но и осмысленные функции.

Чтобы ползать на четвереньках, ребенку необходимо научиться по-новому координировать действия плеч, локтей, запястий и пальцев с действиями бедер, коленей, ступней и лодыжек. Особенно необходима координация локтей и коленей. Ползая на четвереньках, ребенок развивает равновесие, бинокулярное зрение, совершенствует познавательные процессы, изучает окружающий мир. У него формируются сложно координированные перекрестные движения, свидетельствующие о совершенствовании деятельности коры больших полушарий головного мозга.

Своевременное развитие ползания, переступания играет важнейшую роль в формировании движений ребенка. Усваивая ползание, ребенок овладевает навыком садиться. Это способствует формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц туловища и ног. Оно положительно сказывается на гармоничности психофизического развития ребенка.

Принято считать, что ребенок сначала учится сидеть, а затем уже начинает ползать. Ползание является первой локомоторной реакцией. К 8-9 месяцам ребенок научается влезать на ступеньки горки, перелезать через бревно, учится переступать и передвигаться вокруг манежа. К концу 1-го года жизни он начинает ходить. Ходьба включает в себя поддержание тела в равновесии при вертикальном его положении и при движении вперед. Подкорковые реакции переступания и опорные реакции (отталкивание ножками от опоры) постепенно угасают, так как они не являются начальным этапом прямо хождения. Предпосылкой формирования ходьбы является овладение ребенком позой стояния.

Стояние проходит в своем формировании следующие этапы:

1) поддерживаемый под мышки, ребенок не подгибает ног, нo сгибается в тазобедренном суставе;

2) если его тянуть, поднимается, держась за руки взрослого;

3) недолго стоит, если его держат за руки;

4) не подгибает ног и стоит прямо;

5) долго стоит, если его держат за руки;

6) сам поднимается, взятый за руку;

7) стоит, держась за перила;

8) встает на колени, цепляясь;

9) сам поднимается, цепляясь;

10) садится из вертикального положения;

11) пытается стоять без опоры руками;

12) стоит без опоры руками;

13) поднимается, не цепляясь;

14) приседает, стоя без опоры.

Окончательное оформление позы стояния и связанных с нею динамических реакций происходит у ребенка в 10-11 месяцев.

С развитием вставания и стояния связано и развитие ходьбы. Формирование ходьбы начинается с попыток переступать (примерно в 5 месяцев). К 8 месяцам дети уже хорошо переступают, делая большое количество шагов, если их поддерживать под мышки, затем они начинают ходить, держась двумя руками за перила, подвижный стул или поддерживаемые взрослыми. От 9 до 11 месяцев ходьба становится возможной и при поддержании ребенка только за одну ручку. К году, а иногда и позже они научаются ходить совершенно самостоятельно, делая сначала несколько шагов и, наконец, преодолевая большие расстояния. Сидение, стояние, вставание, ходьба представляют собой сложные двигательные акты, построенные по типу цепных рефлексов. Овладение ими и произвольное выполнение их ребенком свидетельствуют о больших успехах в развитии у него моторики.

На 1-м году жизни количество движений, выполняемых ребенком, резко возрастает, а общие особенности его моторики сильно изменяются: движения становятся более координированными, точными, приспособленными к внешним обстоятельствам и в результате этого - более произвольными.

Данные исследований развития движений ребенка 1-го года жизни свидетельствуют, что целенаправленное обучение ребенка взрослым не имеет особого значения в приобретении им новых действий. Они формируются в ходе практической деятельности малыша, в процессе которой движения полезные, успешные с точки зрения стоящих перед ним задач, закрепляются, а ненужные, не имея положительного подкрепления, затормаживаются. На 1-м году жизни это подкрепление может выступать как удовлетворение основных органических потребностей ребенка. Известно, что даже стихийные движения младенца способствуют улучшению функций его органов и систем, влияя на дыхание, кровообращение, пищеварение; оно также выполняет приспособительную роль, вызывая изменение неудобной позы тела, способствуя овладению ребенком своим телом.

Подкрепление движений на первом году жизни является формой удовлетворения потребности ребенка в общении. Оно играет важнейшую роль в развитии моторики младенца, возникающей при общении со взрослым. При формировании движений каждое предшествующее подготавливает мозг и опорно-двигательный аппарат к возникновению последующего, т.е. развивается кисть руки (хватание, бросание и т.п.), ползание, ходьба, бег, прыжки. Ежедневно во время бодрствования следует проводить с каждым ребенком игры-занятия для развития движений, пока эти движения не сформируются и не закрепятся. Для стимулирования активности используются врожденные безусловные рефлексы. Во втором полугодии жизни ребенка активность выполнения упражнений стимулируется применением условных раздражителей: зрительного, двигательного, слухового. Хотя слово в этом возрасте является для малыша слабым раздражителем, все действия ребенка должны сопровождаться ласковыми словами взрослого. При отсутствии противопоказаний ребенку 1-1,5 месяца назначают физические упражнения и массаж, которые хорошо сочетаются друг с другом.

Гимнастика и массаж в раннем возрасте способствуют оптимизации двигательной активности и правильному психофизическому развитию ребенка. Физиологическое обоснование методик проведения гимнастики и массажа основано на знании состояния и развития мускулатуры малыша.

В первые 3 месяца жизни у ребенка наблюдается гипертонус мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей. Постепенно нарастает уравновешивание их мышцами-антагонистами. Гимнастика и массаж способствуют развитию разгибателей и расслаблению мышц. На первом году жизни массаж рассматривается как вид пассивной гимнастики. Он охватывает все мышечные группы рук, плечевого пояса, спины, живота, ног, стоп. Для достижения наивысшего эффекта и дозирования мышечной нагрузки рекомендуется соблюдать следующие требования:

1. Массаж должен предшествовать физическим упражнениям и чередоваться с ними;

2. Упражнения проводятся последовательно сверху вниз: руки, плечевой пояс, туловище, ноги;

3. Упражнения для различных мышечных групп чередуются в процессе занятия;

4. Исходные положения массажа чередуются: лежа на спине, животе, боку, сидя, стоя;

5. Начинать следует с более легких упражнений, постепенно переходя к более сложным, и заканчивать снова более легкими;

6. Чередовать упражнения с отдыхом или массажем, который обеспечивает наименьшее напряжение мышц;

7. Физическая нагрузка повышается постепенно за счет частоты повторения упражнений, приемов массажа, увеличения длительности занятия с 5-6 минут в первые полгода жизни до 8-10 минут во второе полугодие.

Массаж и гимнастика должны стать неотъемлемой частью жизни ребенка с момента рождения. Массаж - это общение на подсознательном уровне, не имеющее словесных ограничений. Помимо физического воздействия массаж - это "невероятные волны эмоционального влияния и единения, порождаемые заботой и любовью. Легкое прикосновение к ребенку во время массажа способствует его расслаблению и повышению защитных сил организма. Массаж позволяет ребенку и взрослому лучше узнать друг друга, способствует укреплению связи между ними. Массажные движения проводятся с любовью. Массаж без любви станет просто набором повторяющихся механических движений".

Исходя из анатомо-физиологических особенностей ребенка 1-го года жизни, составляются комплексы физических упражнений. Они состоят из 5 периодов:

I - от 1,5 до 3 месяцев;

II - от 3 до 4 месяцев;

III - от 4 до 6 месяцев;

IV - от 6 до 9 месяцев;

V - от 9 до 12 месяцев.

Занятия физическими упражнениями и массаж проводятся ежедневно в одно и то же время, желательно в первой половине Дня, когда ребенок бодр и весел. С ребенком начинают заниматься спустя полчаса после кормления. Перед началом массажа необходимо вымыть руки теплой водой; снять кольца, часы и другие предметы; ногти должны быть коротко острижены. Прикосновение к нему взрослого должно быть нежным, ласковым, приятным. Массажные действия сопровождаются словами, музыкой, песенкой. Таким образом, с первых мгновений появления ребенка на свет необходимо уделять особое внимание развитию его движений, укреплять его тело, развивать психику.

3. Формирование движ ений ребёнка второго года жизни

Здоровый ребенок в возрасте старше одного года в периоды бодрствования находится, как правило, все время в движении. Движения ему просто необходимы. С каждым днем объем их нарастает. Подвижность, являясь стимулом развития ребенка, обеспечивает ему возможность на практике узнавать новое. Поэтому она оказывает положительное влияние на психическое развитие малыша, тонизирует его центральную нервную систему. Недостаток мышечной активности, наоборот, замедляет психическое развитие вашего малыша. Кроме того, мышечная работа, выполняемая при движении, снижает нервное напряжение.

К году малыш уже самостоятельно ходит, но может и падать. Если ребенок боится ходить сам, помогайте ему. Лучше дать малышу возможность подержаться за ваши указательные пальцы, а не просто держать его за руки. К 1 году 3 месяцам способен пройти не менее 20 шагов, не присаживаясь. В дальнейшем ходьба должна становиться боле уверенной, ее темп может переходить на бег и обратно. Следует постепенно ограничивать пребывание ребенка на прогулке в коляске, ведь от этого зависит совершенствование навыка ходьбы и ловкости.

Нужно побуждать детей самостоятельно вставать, не держась за окружающие предметы. При этом одним из ключевых моментов, говорящих о достаточной мышечной силе, ловкости и равновесии, должно стать вставание через асимметричную позу, когда ребенок поднимается, опираясь в начале движения сначала на одну согнутую ногу, подтягивая вторую.

Во время подвижных игр, меняя направление своего движения, провоцируйте малыша менять положение тела - поворачивать, пятиться, идти по кругу; огибая препятствия; нести в руках мяч, игрушки разного веса в двух руках. Если положить на полу рядом со стоящим ребенком интересующий его предмет, то ребенок приседает на корточки или наклоняется с согнутыми коленями, чтобы взять его, затем выпрямляется или самостоятельно встает из приседа. Ходите по лесенкам и лестницам, вначале ведите за ручку, постепенно предлагайте ему подниматься, держась за перила. Малыш этого возраста будет подниматься пока приставным шагом.

Нужно давать малышу возможность залезать, карабкаться на диваны и низкие кресла, сидеть и слезать с него обратно на пол. Он уже хорошо самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке; проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Детям очень нравится катать коляску, каталку, или при ходьбе тянуть игрушку за веревочку за собой. Дети с ранним развитием ходьбы начинают это делать уже к году. Используйте эти игры также для развития сюжетной игры или выполнения целенаправленных действий: перевезти в каталке кубики, покатать в коляске куклу или мишку.

Если нет противопоказаний к прыжкам (например, дисплазия тазобедренного сустава), используйте игры, в которых нужно прыгать. Конечно, ребенок не сразу научится это делать: вначале он начнет пружинить на ножках у опоры или держась за мамины руки; потом подпрыгивать, отрывая ножки поочередно, потом прыгать на месте, а затем перепрыгивать через палочку. формирование орган движение ребенок

Играйте с мячом, если быть точнее, играйте с разными мячами. На втором году совершенствуются навыки игры с ним: научите малыша бросать мяч вниз, вперед, вверх, двумя руками от груди, снизу, из-за головы, отбивать мяч одной рукой, перебрасывать мяч через препятствия, ловить мяч, брошенный с близкого расстояния, двумя руками, пинать его так сильно, чтобы он катился, катать мяч друг другу или сбивая кегли.

Пришло время подумать о трехколесном велосипеде: сидя на нем, ребенок будет отталкиваться ногами от пола, пытаться крутить педали.

Если говорить о мелкой моторике, то здесь тоже происходит много перемен: появляется указательный жест, ребенок активно пользуется указательным пальцем при нажимании кнопок, просьбе показать что-нибудь в книге. Мелкие предметы предлагайте ему захватывать указательным и большим пальцами (пинцетным захватом), детям очень нравится собирать мелкие цветные пуговицы, камешки, бусины в бутылочку. Учите малышей откручивать и закручивать крышку бутылочки, предлагайте игры в сухом бассейне, заполненном разными крупами или песком; можно искать в нем спрятанные маленькие игрушки или выбирать каштаны, фасоль.

Разнообразное творчество также помогает как развиваться мелкой моторике, так и развивает речь, мышление, воображение: можно предлагать малышу карандаш - он захватывает его всей кистью и может черкать им; пальчиковые краски, пластилин - ребенок отрывает маленькие кусочки, прилепляет их на рисунок, размазывает.

Подвижность ребенка не должна ни тревожить, ни раздражать родителей. Скорее, наоборот, волноваться нужно тогда, когда ребенок малоподвижен, длительно сидит на одном месте, тихо играя, и не рвется поскорее узнать окружающий мир. Ребенка второго года жизни уже не нужно катать в коляске, пусть он гуляет сам. Он станет бродить по окрестностям дорожки, карабкаться на попавшиеся там предметы, взбираться на ступеньки строений. Не следует его одергивать. Он просто исследует все, что попадается на пути. Сдерживать подвижность малыша следует не одергиванием, а переключением внимания на что-то другое, тоже занимательное, но не требующее такой двигательной активности.

Нужно быть очень внимательным к ребенку, когда он начинает самостоятельно ходить. В целях его безопасности еще более строго, чем раньше, проверьте все возможные маршруты передвижения и уберите все, что может нанести вред ребенку. Учитывая большую потребность в движениях детей второго года жизни и организуя для этого специальную обстановку, следует помнить, что двигательная активность не должна мешать формированию сосредоточенности, умения спокойно заниматься игрушками. Важно следить за правильным чередованием движений и спокойных занятий. Надо удовлетворять потребность детей в движениях, но так, чтобы это не шло в ущерб другим видам их деятельности.

4. Формирование движе ний ребёнка третьего года жизни

Как известно, для детей этого возраста несколько замедленный темп физического развития, но в то же время идет интенсивное окостенение скелета.

Несмотря на заметное развитие нервной системы, функциональные возможности ее невелики, и при малейшей перегрузке быстро наступает утомление. Условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные навыки движений непрочны и могут легко нарушаться.

Формирование двигательных навыков прежде всего связано с приучением ребенка правильно держать туловище и голову. Это требование является необходимым для формирования правильной осанки.

В ходьбе ребенка трех лет еще заметны неустойчивый темп, недостаточность координации рук и ног, неуверенность в ориентировке, в направлении движения, тенденция к сгибанию туловища. Однако, бегают дети значительно лучше и с достаточно хорошей координацией рук и ног. Этому способствует приспособленность самого тела к бегу: центр тяжести расположен ближе к передней части туловища, чем у взрослых.

Совершенно новым движением для ребенка трех лет являются прыжки. Это движение появляется еще в предыдущей группе, однако, вначале оно выражается лишь в форме пружинящего движения без отрыва ног от пола.

В три года дети уже хорошо начинают прыгать на месте, спрыгивать с небольшой высоты, перепрыгивать через шнур или две линии на расстоянии 15-20 см.

В процессе лазанья у некоторых детей отмечается еще приставной шаг и нечеткая координация рук и ног. Им труднее даются приемы метания, требующие обязательного чувства равновесия, но постепенно дети осваивают эти умения (бросание мяча на дальность, в горизонтальную цель).

Таким образом, дети третьего года жизни в процессе систематических занятий подводятся к усвоению правильной техники основных движений, подготавливающих их к овладению двигательными навыками и в последующих возрастных группах.

5. Формирование движени й ребёнка четвёртого года жизни

В условиях систематического руководства ребенок на четвертом году жизни совершенствует ходьбу, лазанье, начинает бегать. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движений и отдыха.

Систематические упражнения, игры под руководством педагога на физкультурных занятиях и вне их содействуют расширению двигательных возможностей, улучшению качества движений.

Для формирования разнообразных движений используются игрушки и физкультурные пособия, вызывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколесные велосипеды и др.

При ходьбе постепенно исчезают лишние, мешающие ребенку движения, что ведет к экономичности. Развивается самостоятельность пространственных ориентировок, умение и смелее и в то же время спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доски, дорожки и т.д.) В связи с развивающимся чувством равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния сложнее и разнообразнее становятся действия с предметами.

Ребёнок постепенно учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучается своевременно реагировать на сигналы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу и совсем прекратить движение и остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры.

Процесс усвоения нового в движении сохраняет прежнюю специфику-подражание. Однако, подражание изменяет свой характер: наблюдается больше осмысление предложенной ребенку задачи и в связи с этим более четкое ее выполнение.

6. Формирование дви жений ребёнка пятого года жизни

На пятом году жизни ребенок становится самостоятельнее, он очень подвижен и неутомим. В этот возрастной период совершенствуются психические процессы ребенка. Внимание и восприятие становятся более устойчивыми, развивается способность к пониманию существенных признаков предметов и явлений, причинных связей в явлениях, а также способность к некоторым обобщениям.

Все это облегчает педагогу руководство формированием движений в процессе систематического обучения детей. Ребенок понимает поставленную перед ним задачу, может осмыслить основные требования к выполнению движений. В связи с этим его движения начинают приобретать четкость, плавность, определённый темп, согласованность в коллективе. Знакомые движения дети уже могут выполнять в более сложных вариантах, более длительное время, с большей нагрузкой.

В процессе обучения новым движениям ребенок способен к наблюдению (за образцом упражнения) и вслед за этим к его воспроизведению с помощью словесных указаний взрослого.

7. Формирование движ ений ребёнка шестого года жизни

С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки:

· заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы;

· совершенствуется чувство равновесия;

· улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта;

· увеличивается сила мышц.

В ходьбе наблюдается координация движений рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. В беге, лазанье и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координация действий.

В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности:

· понимание учебной задачи;

· стремление к качеству ее выполнения;

· проявление любознательности и интереса к результату своих усилий;

· удовлетворение от достигнутого.

В связи с этим отмечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребёнок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания-легкий и быстрый бег.

8. Формирование движений ребёнка седьмого года жизни

Продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник более прочным. Эти изменения придают телу ребенка большую устойчивость и облегчают выполнение таких движений, как повороты туловища, стойка на одной ноге и т.п.

В движениях ребенка видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений как своих, так и товарищей.

К моменту перехода в школу у ребенка формируется достаточно прочные двигательные навыки, необходимые в жизни. Они являются основательным фундаментом для решения более сложных двигательных задач в школе.

Таблица. Диагностики параметров физического развития ребёнка дошкольного возраста

Наименование показателя

Бросок набивного мяча

Прыжок в длину с места

Наклон туловища вперед из положения стоя (см)

Бег на дистанцию 10 метров схода

Бег на дистанцию 30 метров

Челночный бег 3x10 метров

Бег зигзагом

Подъем туловища в сед за 30 сек. (количество)

Прыжки через скакалку

Бег на дистанцию 90,120,150 метров

Поднимание ног в положении лежа на спине

Литература

Основная:

1. Теоретические м методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / [Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др.]; под ред. С.О. Филипповой. - 4-е изд., перераб. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 304 с.

2. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей [Текст]: Программы диагностики и коррекции нарушений. - СП б.: Речь, 2001. - 166 с.

3. Физическое воспитание и развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. С.О. Филипповой. - М.: "Академия", 2010.

4. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований [Текст]: Методическое пособие / под общей ред. Микляевой Н.В. - М. УЦ "Перспектива", 2011.

5. Статьи по заявленной теме из журналов: "Дошкольное воспитание", "Обруч", "Ребенок в детском саду".

Дополнительная:

1. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. "Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду".

2. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. "Воспитатель по физической культуре в ДОУ". - М., 2004.

3. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. "Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста". - С. П., 2003.

4. Поляков С.Д., Хрущев С. В. "Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников" Методическое пособие. - М., 2006.

5. Степаненкова Э.Я. "Теория и методика физического воспитания и развития". - М., 2005.

6. Соломенникова О.А., Комарова Т.С. "Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу". - М - 2007.

7. Тарасова Т.А. "Контроль физического состояния детей дошкольного возраста". Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. - М., 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование строения, деятельности функциональных систем организма, особенности и принципы их организации. Теории изучения закономерностей развития организма ребенка и особенностей функционирования его физиологических систем на разных этапах онтогенеза.

    контрольная работа , добавлен 08.08.2009

    Строение и типы мышц. Изменение макро- и микроструктуры, массы и силы мышц в разные возрастные периоды. Основные группы мышц, их функции. Механизм мышечного сокращения. Формирование двигательных навыков. Совершенствование координации движений с возрастом.

    реферат , добавлен 15.07.2011

    Периоды развития зубов у детей. Морфологические особенности внутриутробного периода. Время от рождения до начала прорезывания молочных зубов, период формирования их прикуса. Сформированный молочный и сменный прикусы. Период прикуса постоянных зубов.

    презентация , добавлен 16.12.2015

    Утомление - защитная, охранительная реакция от чрезмерного истощения организма, особенности его развития у детей и подростков. Виды и признаки утомления и переутомления. Физиолого-гигиенические основы режима дня детей как восстановительная профилактика.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2014

    Анатомо-физиологические особенности органов дыхания, кровообращения у детей. Сердечно-сосудистая, мочевыделительная и нервная системы. Анализ развития опорно-двигательного аппарата в детском возрасте. Функции пищеварительной системы и системы крови.

    презентация , добавлен 28.12.2014

    Движение плода как один из первых важнейших признаков роста и развития эмбриона. Виды двигательной активности плода: висцеральная, нейромышечная. Значение компактных и размашистых типов движений эмбриона. Основные этапы развития дыхательной функции.

    презентация , добавлен 19.01.2013

    Возникновение геронтологии и ее проблемы на всем этапе развития. Особенности процесса старения человеческого организма. Способы продления физической жизни. Жизнь после смерти. Омоложение и восстановление организма. Взаимосвязь геронтологии и психологии.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2008

    Докембрийский этап развития Земли. Условия, необходимые для возникновения и начала развития жизни на Земле. Возникновение жизни согласно гипотезе академика А.И. Опарина. Первые формы жизни на планете. Основные теории появления и развития эукариот.

    реферат , добавлен 25.07.2010

    Система органов движения: кости (скелет), связки, суставы и мышцы. Характеристика костной ткани, состоящей из клеток и межклеточного вещества. Три периода развития черепа после рождения. Возрастные особенности позвоночника и скелетной мускулатуры.

    реферат , добавлен 06.06.2011

    Сущность, цели и задачи полового воспитания. Физиологические изменения и этапы полового созревания у девочек. Причины ускорения развития и созревания детей - явление акселерации. Особенности полового развития и смены интересов у мальчиков 13-14 лет.


Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.


Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами.


Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.


Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар").

Возрастные особенности развития детей 4-5 лет

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.

ПАМЯТЬ:
Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.

ВНИМАНИЕ:
Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.

РЕЧЬ:
Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

МАТЕМАТИКА:
Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:
Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

ОБЩАЯ МОТОРИКА:
Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.


Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

Возрастные особенности развития детей 6-7 лет
Готовность к школе

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры.

ПАМЯТЬ:
Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.
Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

МЫШЛЕНИЕ:
Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:
Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта.

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

  1. личностная готовность
    включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
  2. интеллектуальная готовность
    предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
  3. социально-психологическая готовность
    этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста

Все детки – абсолютно разные. И в то же время существуют особенности физиологического и психического развития, характерные для того или иного возраста. О чем мы? Например, малыши, которым исполнился годик, начинают ходить и пытаются овладеть первыми словами, пятилетки – милые почемучки, дети в десять лет смотрят на мир и окружающих уже другим, почти взрослым, взглядом. Естественно, каждому возрасту присущи свои достоинства и недостатки, ограничения, потери. Но давайте посмотрим на основные возрастные особенности детей, отличающие ту или иную группу.

Основными детскими возрастными периодами принято считать:

  1. младенческий возраст (0-1 год)
  2. ранний возраст (1-2 года)
  3. дошкольный возраст (3-5 лет)
  4. младший школьный возраст (6-11 лет)

Для младенческого возраста характерно эмоциональное общение, которое на данном этапе является ведущей деятельностью. Все, что делает новорожденный малыш, происходит неосознанно, на инстинктивном уровне: сосет грудь или бутылочку, плачет, когда ему голодно или холодно, производит движения руками или ногами. Пройдет совсем немного, буквально несколько месяцев, и он осознанно улыбнется, скажет свое первое «агу» в ответ на мамину улыбку, целенаправленно потянется за игрушкой. Важным моментом его психического развития является активное функционирование зрительного и слухового анализаторов. Достигнув шести- или восьмимесячного возраста, малыш начнет ползать и активнее исследовать окружающий мир. Теперь он уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В его словаре появляются первые слова. К концу первого года малыш демонстрирует желание общаться с другими людьми. При чем сейчас он показывает, кто ему нравится, а кого он предпочитает избегать.

Двухлетний малыш уже способен на самостоятельные действия: он кушает ложкой, может надеть штанишки. Ему нескучно со своими игрушками, поскольку у него уже проявляется склонность к фантазированию. Большое удовольствие доставляют ему простые групповые игры. Детки двух-трех лет очень подвижны: они бегают, прыгают, ходят на носках, могут сохранять равновесие на одной ноге. Купите малышу пальчиковые краски! Увидите, это занятие ему придется по душе.

Двухлетний малыш уже во всю «пишет» письма: оставляет на бумаге черточки, кружочки, закорючки. К трем годам «каллиграфия» совершенствуется, а рисунки становятся все более узнаваемыми. Вот солнышко, вот домик, а это – цветочек. Хвалите малыша! Пусть он видит, что смог порадовать вас. В дальнейшем это сыграет немаловажную роль и не даст малышу закрыться в себе и спрятать свои таланты.

В возрасте двух-трех лет дети проявляют интерес к книге и печатному слову. Они с удовольствием слушают стихи, сказки, потешки. Многие из них пересказывают услышанное, иногда сочиняют сами. Правда, бывает, что некоторые малыши только сейчас начинают разговаривать и пополнять свой словарный запас. Чтобы исключить, нет ли у ребенка каких-либо нарушений развития, обратитесь к логопеду и психологу. Они подскажут, есть ли повод для беспокойства.

После трех лет дети начинают «ясамкать». То и дело слышно: «Я сам»! И это – вполне закономерно. Сейчас малыш осознал, что он – личность, что ему что-то может нравиться, а что-то – нет. Именно сейчас родителям важно объяснить малышу, что в жизни бывают ситуации, когда «не хочется», но «надо», что у каждого есть свои обязанности. Поверьте, в таком возрасте малыш уже способен понять это.

В три года дети все так же активны и любознательны, овладевают целой системой разнообразных навыков и умений.

В четыре года малыш становится маминым помощником. Он очень старается, выполняя доверенное ему занятие, и очень радуется, когда его хвалят. Его крупная и мелкая моторика совершенствуется. Он с легкостью бросает мяч через голову, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу, прыгает на одной ноге, сохраняет равновесие при качании на качелях, обводит по контурам, копирует простые изображения. В этом возрасте малыши хорошо решают логические задачи. Поставьте перед ребенком три разноцветных кубика (например, красный, желтый и синий). Скажите ему: «Дай мне не красный и не синий кубик» или «дай мне кубик цвета солнышка». Задачу можно усложнить. Например, «дай мне кубик такого цвета, какого у нас шторы» (предположим, красного). Как правило, малыши с легкостью решают подобное. Четырехлетка без труда осваивает степени сравнений (самый близкий, самый большой), понимает время (использует прошедшее и настоящее время). Как минимум, считает до десяти. Некоторые дети уже умеют решать элементарные примеры типа «1+1», «2+1» и т.д. Как правило, ребенок четырех лет умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, правильно называет времена года, различает правую и левую руку.

В пять-шесть лет дети осознают, что скоро они идут в школу. Они особенно горды, что уже такие «взрослые», и это мотивирует их вести себя соответствующим образом. Они проявляют самостоятельность и инициативу. Они спорят со взрослыми, а иногда откровенно создают конфликтные ситуации, если желаемое не совпадает с действительностью.

Умения и навыки малыша усложняются: теперь он уже умеет кататься на двухколесном велосипеде или коньках, аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, собирает сложные пазлы, дополняет недостающие детали к картинке. Также совершенствуется речевое развитие ребенка: он использует синонимы, антонимы, слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К шести годам малыш знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, в которой формируется поведение, опосредованное образом другого человека.

У детей 6-7 лет свои возрастные особенности. Став первоклассником, такой ребенок перешел на существенно новую ступень развития. В процессе учебной деятельности ребенок не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Такой малыш способен запомнить ряд цифр на слух (например, 2 4 8 3 5 1 9). Нормой является, если ребенок повторит или все, или ошибется 1-2 цифрами. Также может запомнить 10 несложных слов. Например: стул, слон, мяч, пол, мыло, соль, шум, рука, весна, сын. После первого прослушивания ребенок должен вспомнить не менее 5 слов, после 3-4 прочтений взрослым – 9-10. Многие дети этого возраста самостоятельно читают текст и передают его содержание. В этом возрасте ребенок имеет представления о природе и ее явлениях. Пополняет запас географических знаний (о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах). Знает профессии людей, виды спорта.

С каждым последующим годом навыки и умения ребенка совершенствуются, знания – пополняются, опыт общения с окружающими обогащается. С 11-12 лет наступает принципиально новый возрастной этап – подростковый, который характеризируется своими особенностями, ведь ребенок уже становится взрослым по-настоящему. Как правило, подростковый период считается «кризисным». В первую очередь, это связано с происходящими в организме ребенка биологическими изменениями и половым созреванием.

Исходя из написанного выше, не забывайте, что у каждого возраста ярко проявляются свои особенности, открываются индивидуальные возможности и поэтому к воспитанию детей определенного возраста необходим особенный педагогический подход. Более того, имейте в виду, что воспитание детей не должно носить формального характера. Родители должны строить глубокие отношения, общаясь с малышами (с учетом возрастного потенциала), прислушиваться к их потребностям, принимать непосредственное участие в переживании, которыми озабочены дети.

Помните, сколько б не исполнилось вашему ребенку, он полноценный член семьи, а вовсе не ваша собственность. Уважайте ребенка, поощряйте, и тогда из него вырастет творческий, успешный, уверенный в себе, целенаправленный человек.

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо играть в словесные игры , так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме - образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний» - на картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, пассажирский транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.

«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение – символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть.

Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей или психолога выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника

Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Берегите психику детей!!!


Первые шесть лет жизни ребенок интенсивно растет и развивается. Активно формируется костная и мышечная системы. Скелет ребенка отличается от скелета взрослого. Новорожденный имеет большую голову, массивное туловище и короткие руки и ноги. Длина нижнего отрезка туловища (до лонного сочленения), составляющая у новорождённого 38 % общей длинны тела, в три года увеличивается до 42 %, а у шестилетних достигает 49,5 %.

Костная система ребенка-дошкольника богата хрящевой тканью. Кости мягкие, гибкие, недостаточно прочные. В них содержится значительное количество воды и только 13 % минеральных солей. Суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия слабее и короче, чем у взрослых. Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается у детей 2-63 лет. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Однако поясничный столб очень эластичен и из-за неблагоприятных условий внешней среды возникают различные нарушения осанки.

Мышцы у детей дошкольного возраста развиты относительно слабо и составляют 20-25 % массы тела. Мышцы-сгибатели развиты больше, чем мышцы разгибатели, поэтому дети часто принимают неправильные позы: голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая. Развитие мышц происходит в определённой последовательности. Сначала развиваются крупные мышечные группы, позднее мелкие. Поэтому маленьким детям легче даются движения всей рукой. Утомление мышц у дошкольников наступает очень быстро.

Кожа ребенка значительно тоньше и нежнее, чем кожа взрослого. Она легче подвергается ранениям. Кровеносные сосуды кожи эластичны и вмещают большое количество крови. Через тонкую кожу кровь легко отдает свое тепло. Тепловое равновесие организма нарушается быстрее, чем у взрослого.

Сердечно-сосудистая система претерпевает в дошкольные период морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8г у 3-4 летнего до 92,3 у 6-летнего ребенка. Частота сердечных сокращений (ЧСС) колеблется у детей младшего и дошкольного возраста в пределах 85-105 уд/мин, старшего 78-99 уд/мин, причем у девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна замедляется, в период бодрствования-учащается. Отклонения в величине артериального давления встречаются сравнительно редко. В норме систолическое давление в возрасте трех лет составляет 103 мм рт.ст., 4 года-104, в 5 лет-105, в 6 лет-106 мм рт.ст.

Продолжительные физические и психические 5 напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка.

Особенностью развития отличается дыхательная система ребенка. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания, но к 6 годам еще не завершается строение легочной ткани. Верхние дыхательные пути относительно узкие, что ограничивает возможность легочной вентиляции. Грудная клетка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выходе так низко, как у взрослого, поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Через легкие у ребенка дошкольного возраста протекает значительно большее количество крови, чем у взрослого. Это удовлетворяет потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.

За период дошкольного детства осуществляется сложнейший процесс формирования нервной системы. Основная дифференцировка нервных клеток происходит до трех лет и концу дошкольного возраста почти заканчивается. По мере развития нервной системы формируется статические и динамические функции равновесия, однако сохраняется большая возбудимость, реактивность и высокая пластичность нервной системы. Важнейшей особенностью развития нервной системы дошкольника является преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоциональность, конкретность восприятия и мышления.

По мнению Ю.А. Ермолаева дошкольный возраст охватывает период жизни от 3 до 6 - 7 лет. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые проходят непрерывно в определенной закономерной последовательности.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на воспитательный и образовательный процесс (1985).

Физиологические особенности детей дошкольного возраста

Первые 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, составляющими основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка.

Особенностью ЦНС ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга. Завершение этих процессов происходит в последующие годы под влиянием внешних и внутренних раздражителей.

Для нервной системы у детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Но длительное поддержание процесса возбуждения ещё не возможно, и дети быстро утомляются.

Для первых лет жизни детей характерна недостаточность межсистемных взаимосвязей в организме. При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. Произвольное же внимание очень кратковременно от 3 до 20 минут, поэтому большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность.

Особое значение в поведении ребёнка имеет развитие речи. До 6 лет у детей преобладают реакции на непосредственные сигналы, а с 6 лет начинают доминировать речевые сигналы (А.С. Солодков, 2005).

Развитие сенсорных систем в основном происходит на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Зрительная сенсорная система особенно быстро развивается на протяжении первых 3-х лет жизни, а затем продолжается её совершенствование. По мере роста ребёнка и улучшения взаимосвязи зрительной информации и двигательного опыта улучшается оценка глубины пространства. Поле зрения резко увеличивается с 6 лет.

Слуховая сенсорная система ребёнка имеет важнейшее значение для развития речи, обеспечивая не только восприятие речи посторонних лиц, но и играя формирующую роль системы обратной связи при собственном произношении слов. Её возбудимость на словесные сигналы особенно заметно повышается в возрасте 4 лет и продолжает увеличиваться к 6-7 годам. Повышается острота слуха и способность к дифференцировке звуков (Н.И. Обреимова, 2000).

Двигательная сенсорная система созревает у человека одной из первых. Формирование проприорецепторов -- мышечных веретён и сухожильных рецепторов начинается уже со 2 - 4 месяца внутриутробного развития и продолжается после рождения до 4 - 6 лет. Это резко улучшает возможность регуляции двигательной активности и выработки новых навыков.

Многие дети проявляют высокую вестибулярную устойчивость к вращениям и поворотам. Ранее возникновение контактов вестибулярной сенсорной системы с моторной системой и с другими сенсорными системами позволяет ребёнку к 2-3 годам освоить основной фонд движений и начинать занятия физическими упражнениями с первых лет жизни (А.С. Солодков, 2005).

В дошкольном возрасте идет интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата. К 5 - 6 годам форма позвоночника, как у взрослого, однако фиксация позвоночника еще несовершенна (Н.И. Обреимова, 2000). Содержание кальция в скелете увеличивается, поэтому идёт окостенение скелета, но все же в нем еще много хрящевой ткани. Интенсивность обмена в костной ткани снижается. В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ, поэтому кости гибкие, поэтому в этот период неправильные позы, непосильный труд, чрезмерные перегрузки при выполнении физических упражнений могут вызвать резкие нарушения осанки вследствие неправильного перераспределения тонуса мышечно-связочного аппарата (З.В. Любимова, 2003).

В первые годы жизни у детей тонус мышц-сгибателей превышает тонус разгибателей. Детям трудно длительное время сохранять вертикальную позу. Мышцы конечностей относительно слабее, чем мышцы туловища. Недостаточное развитие мышечно-связочного аппарата брюшного пресса может вызывать образование отвисшего живота и появление грыж при поднятии тяжестей. Сила мышц мальчиков дошкольного возраста равна силе мышц девочек (А.С. Солодков, 2005).

Постепенно нарастает масса мышечной ткани. В период с 4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответственно увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц, поэтому, согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой (1985) и др., упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возраста можно выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности.

Большое значение в обеспечении жизнедеятельности человека имеет кардиореспираторный аппарат. Детей дошкольного возраста отличают небольшие размеры сердца и слабость сердечной мышцы, которые в свою очередь определяют малый СОК, а в сочетании с высокой эластичностью и широким просветом сосудов - низкий уровень АД. С возрастом сердечнососудистая система становится более работоспособной. Увеличиваются масса сердца и сила сердечных сокращений, урезается ЧСС: в 3 года она составляет 105 ударов в 1 мин, в 5 лет -- 100 ударов в 1 мин, в 7 лет -- 85--90 ударов в 1 минуту. Величина ЧСС очень лабильна, легко меняется при любых внешних раздражениях (З.В. Любимова, 2003).

Легочная ткань ребенка мало растяжима, бронхиальное древо недостаточно сформировано. Грудная клетка конусовидна и имеет малую экскурсию, дыхательные мышцы слабы. Всё это затрудняет внешнее дыхание, повышает энерготраты на выполнение вдоха и уменьшает глубину дыхания. Дыхание у детей частое поверхностное. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при нагрузках и эмоциональных вспышках. В конце дошкольного возраста завершается формирование грудной клетки, появляется брюшной тип дыхания.

Энергетический обмен у детей дошкольного возраста значительно превышает уровень обмена у взрослых, снижаясь наиболее резко в первые 5 лет и менее заметно -- на протяжении всей последующей жизни. Суточный расход энергии растёт с возрастом.

В возрасте 6-7 лет наблюдается некоторое ускорение роста, т.н. первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Активное участие в этих процессах принимают такие железы, как щитовидная, надпочечники, гипофиз. Начинается «подготовка» половых желез к периоду полового созревания (Н.И. Обреимова, 2000).

Таким образом, на протяжении периода от 3 до 7 лет, выделяются третий, пятый и седьмой год жизни, когда происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций, при этом перестройка деятельности основных энергообеспечивающих систем предшествует таковой в двигательной функции, что создает предпосылки для целенаправленного воздействия в эти критические периоды средств физического воспитания. При этом доказано, что возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью развития.