Выбор пропорций. Золотое сечение и его применение в моде. Золотое сечение. Деление отрезков

Эффективный гардероб. Композиция костюма norub wrote in December 21st, 2016

Сегодня вторая часть довольно большой и сложной для осознания темы. Продолжает тему , композиция костюма.

От костюма и образа в целом нам хочется в первую очередь добитсья цельности.

Важным признаком цельности костюма является согласованность всех элементов костюма по трем принципам:

Контраст, нюанс и подобие

Контраст - резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала.

Нюанс выражается малозаметным изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме.

Подобие — повторение в различных вариациях одного и того же элемента.

Пропорции костюма

Закон пропорций определяет отношение частей целого друг к другу и к целому.

Пропорции выступают в виде различных математических отношений, как простых, так и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается золотое сечение, когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону, голова человека составляет 7 в длины тела, а линия талии делит его в пропорции 5: 8.

Сравнительная длина, ширина, объем деталей и т.п. влияют на зрительное восприятие фигуры в костюме.

Принцип золотого сечения (3: 5, 5: 8, 8: 13). Соблюдение этого принципа вызывает наиболее гармоничное восприятие. Пропорции строятся исходя из длины юбки, то есть сначала выбирается наиболее подходящая длина юбки, а затем по правилу золотого сечения рассчитывается длина жакета.

Контрастные пропорции (1: 4, 1: 5) - активно привлекают внимание окружающих.

Подобные пропорции (1: 1) — вызывают ощущение статичности, покоя.

Для установления желаемых пропорций в одежде важным является определение длины изделия и расположение линии талии.

Из сравнения фигур видно, что левая фигура производит впечатление более высокой, чем две другие, а правая кажется более приземистой. Такое восприятие одной и той же фигуры объясняется разным характером ее членения, т. е. разным положением линия талии платья при одинаковой длине.

Естественное членение пропорционально сложенной фигуры линией талии на две части выражается соотношением золотого сечения.

Если в одежде линию талии перемещают вверх или вниз, то соответственно меняют и длину платья, чтобы сохранить гармоничные пропорции.

Симметрия костюма

Симметричным считается костюм, состоящий из геометрически равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно вертикальной оси симметрии. Симметричная композиция создает впечатление устойчивости, равновесия.

Асимметрия в костюме — это отсутствие симметрии или отклонение от нее. Асимметрия говорит об отсутствии равновесия, нарушении покоя. Она акцентирует внимание зрителя на динамичности построения композиции, выявляя ее скрытую способность к движению. Если симметричная композиция всегда уравновешенна, то в асимметричной композиции равновесие зависит от распределения больших и малых величин, линий, цветовых пятен, использования контрастов.

Закон ритма

Основной признак ритма — повторение элементов и интервалов между ними.

Ритм всегда подразумевает движение. Ритм может быть активным, порывистым, дробным или плавным, спокойным, замедленным.

Ритм в костюме могут создавать такие элементы:
членение (линии конструктивные или декоративные),
цвет (полоски, клетка и пр.),
фурнитура (пуговицы и пр.).

По способу организации ритм в костюме может быть пяти видов:
горизонтальный (горизонтальные полоски);
вертикальный;
спиральный;
диагональный;
радиально-лучевой.

Выделение главного в составе целого

В композиции главное — композиционный центр. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого.

Композиционным центром называется тот предмет (часть предмета или группа предметов), который расположен в составе целого так, что первым бросается в глаза.

Предмет, выполняющий роль композиционного центра, не обязательно должен быть самым крупным — просто он должен привлекать внимание зрителя, приглушать отвлекающие контрасты и детали.

Центр композиции в костюме есть почти всегда. Если костюм одного цвета, центром композиции может быть прическа или макияж.

Если композиционный центр отсутствует, образ не читается или не отличается целостностью.

Иногда мы, не зная никаких теорий, смотрим в зеркало и видим, что в костюме чего-то не хватает. Или что-то лишнее. Или одна деталь не соответствует остальному. В тех случаях, когда мы сами не можем определить, что не так, помогает теория.

Сложно? Не сложно? Все понятно?

Золотое сечение - божественная мера красоты

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел Пифагор, древнегреческий философ и математик. Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. Высшую гармонию «золотого сечения» проповедовали и Леонардо да Винчи и Микеланджело... При этом ученые, вплоть до Эйнштейна, будут искать, но так и не найдут его точного числового значения. Бесконечный ряд после запятой — 1,618 0339887...

Итак, что же такое золотое сечение?
Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему отрезку.


Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете - посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно вашего тела, будет равно примерно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная... Садясь на скамейку, вы произвели «золотое сечение».



Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому. Неживая природа не знает, что такое «золотое сечение». Но вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле. Все живое и все красивое - все подчиняется божественному закону, имя которому - «золотое сечение».

Все процессы, от микро до макро, которые происходят во вселенной имеют фрактальную структуру.

Фрактал - это самоподобная фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба.

Золотой прямоугольник (то есть прямоугольник, стороны которых относятся в «золотом» соотношении)обладает многими необычными свойствами. Отрезав от золотого прямоугольника квадрат, сторона которого равна меньшей стороне прямоугольника, мы снова получим золотой прямоугольник меньших размеров. Продолжая отрезать квадраты, мы будем получать все меньшие и меньшие золотые прямоугольники.

В основе золотой спирали лежит золотое сечение - коэффициенты Фибоначчи

А золотая спираль лежит в основе всех процессов происходящих во вселенной, и даже спиральные галактики закручены по логарифмическим спиралям:


В конце 19 века немецкий профессор Цейзинг опубликовал свой труд "Эстетические исследования". Он объявил в нем пропорцию золотого сечения универсальной для всех явлений природы и искусства.

Цейзинг проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа - важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13: 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8: 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1: 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской.
Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела - длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.
Cправедливость своей теории Цейзинг проверял на греческих статуях. Подверглись исследованию также греческие вазы, архитектурные сооружения различных эпох, растения, животные, птичьи яйца, музыкальные тона, стихотворные размеры. Цейзинг дал определение золотому сечению, показал, как оно выражается в отрезках прямой и в цифрах.

Kогда цифры, выражающие длины отрезков, были получены, Цейзинг увидел, что они составляют ряд Фибоначчи. Вот начальная часть ряда: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 и т. д. Каждое последующее число сооттветствует сумме двух предыдущих чисел. А каждое число, деленное на предыдущее, и дает значение "золотой пропорции"...
Но это не просто игра с числами, а самое важное математическое выражение природных явлений из всех когда-либо открытых.

Cреди придорожных трав растет обычное растение - цикорий. Приглядимся к нему внимательно. От основного стебля образовался отросток. Тут же расположился первый листок.

Стебель растет, останавливается, выпускает листок, но уже короче первого, снова делает рывок роста, но уже меньшей силы, выпускает листок еще меньшего размера и снова - рост... Если первый "рывок" принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий - 38, четвертый - 24 и т.д. Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции. В росте, завоевании пространства растение сохраняло определенные пропорции. Импульсы его роста постепенно уменьшались в пропорции золотого сечения.

В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции - длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.

И в растительном, и в животном мире формообразующая тенденция природы - симметрия относительно направления роста и движения. И везде золотое сечение проявляет себя в пропорциях частей.

Посмотрим, как это выглядит на практике.


Одежда, которую носили наши предки, была живая. Почему живая? Потому что она была сшита по правилам золотого сечения - золотых пропорций . Т.е. при пошиве использовались меры длины, основанные на пропорциях человека: сажени, вершки, локти, пяди. Важной составляющей тут также была симметрия. Все в купе создавало энергетические волны, которые символично были отражены в орнаментах. Такая одежда гармонично и благотворно влияла на человека. Когда человек носил одежду, скроенную по золотому сечению, органы откликались на волны, создаваемые одеждой и организм оздоравливался и омолаживался. Говорят, что предки носили и зимой и летом тонкую льняную одежду. Благодаря тому, что она была сшита по золотым пропорциям человек чувствовал себя хорошо и комфортно, не мерз, когда холодно - тонкая ткань грела, да и жара не чувствовалась. В старину шубы и кафтаны носили только бояре, князья, да и то только для красоты. Еще одно правило золотых пропорций, объясняющее, почему мужчины в древности носили только порты (штаны), а женщины - только платья до пола. Дело в том, что мужская энергия закручивается по двум спиралям - ногам сверху от Космоса - и сходится в зоне бедер. А женская энергия - по одной спирали от Земли, и женщина подолом одежды собирала эту энергию.

Одежда должна соответствовать моменту нашей жизни т. е. быть вечерней или домашней, деловой или спортивной. Она может быть дорогой и качественной, может быть дешевой и менее качественной. Еще одежда бывает из натуральных, искусственных или синтетических материалов. Вот, пожалуй, и все различия и требования в современной одежде. А где же, в какой момент она становится «живой»? Хорошо если при изготовлении конкретной вещи мастер вложил частичку своей энергии, души, и тогда эта вещь радует и как говорится «согревает душу» владельца. Казалось бы, что еще можно ждать от вещей, которые мы носим. А чаще всего мы пользуемся вещами, к которым прикасались руки человека только на стадии упаковки и продажи. О какой душе может идти речь?

Поэтому так важно не только одежду, но и мебель, и дом строить по золотому сечению. То есть желательно, чтобы вокруг человека находилось как можно больше золотых пропорций. Отсюда и становится понятным, почему человек так комфортно чувствует себя на природе — там всё существует в золотых пропорциях! Каждый листочек, каждая травинка сотворены в великой гармонии!

«Живая» одежда это хорошо забытое, но необходимое нам сейчас, если мы сами выбираем Жизнь!

Легендарные кутюрье знают эту пропорцию и не отклоняются от нее никогда, потому что эта формула, как таблица умножения.

Коэф_зол_сеч1 = 1.618;

Коэф_зол_сеч2 = 0.618;

Коэф_зол_сеч3 = 0.382;

Но им легче, они просчитывают, а потом шьют, шьют по конкретным параметрам (своих моделей). А мы выбираем уже готовую одежду для себя. А потом складываем из нее «пазлы», то есть комплекты.

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг другу и к целому.

Пропорции выступают в виде различных математических отношений — простых и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается «золотое сечение», когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону голова человека составляет 1/8 длины тела, а линия талии делит его как 5/8.

Костюм будет выглядеть элегантно, если при его пошиве соблюдены следующие правила пропорций:

  • Принцип «золотого сечения» (3:5, 5:8, 8:13) — вызывает наиболее гармоничное восприятие, рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки. Выбирается наиболее подходящая длина юбки и по правилу «золотого сечения» рассчитывается длина пиджака (Рисункок 1). Математики и люди искусства хорошо знакомы с понятием "золотое сечение". "Золотая пропорция" или "божественная пропорция", число 1,618 считается формулой совершенной гармонии.

    Бельгийский гинеколог обнаружил золотую пропорцию в женской репродуктивной системе. Д-р Джаспер Вергутс (Jasper Verguts) из Университетской больницы Левен в Бельгии просмотрел и измерил пропорции 5000 маток женщин с помощью ультразвука. Согласно его данным, среднее соотношение длины матки по отношению к ее ширине составляет около 2-х при рождении, а затем постепенно это число уменьшается до 1,46 к старости женщины. Кроме того, доктор обнаружил, что когда женщина наиболее плодовита, то есть в возрасте от 16 до 20 лет, соотношение длины к ширине матки составляет 1,6 - то есть ту самую золотую пропорцию.

    Так что, глядя на матку женщины, врачи теперь смогут определять, есть ли у женщины трудности с зачатием или грозят ли ей какие-то проблемы во время беременности.


При проектировании одежды на фигуры с различными особенностями телосложения применяется принцип подравнивания конкретной фигуры под фигуру желаемых форм и пропорций с помощью одежды и аксессуаров . Эталоном для подравнивания индивидуальных фигур является фигура, модная на конкретный период времени. Фигуры малого объема требуется с помощью одежды сделать зрительно полнее и значительнее, фигуры среднего объема оставить по объему без изменения, а фигурам больших объемов – придать стройность.

Нужного эффекта в зрительном восприятии человека в одежде, которое может не совпадать с результатами обмера и взвешивания фигуры, можно добиться с помощью формы одежды, характера членения ее на части, рисунка, фактуры и цвета материала. Важным средством корректировки являются формоустойчивые каркасные элементы (плечевые накладки и т.п.) и корсетные изделия.

Первым этапом формирования гардероба должен быть правильный выбор корсетных изделий и белья. Первостепенное значение это имеет для фигур с излишними или недостающими объемами. Корсетные изделия придадут подтянутый вид фигурам с большой грудью, выступающим животом и развитыми ягодицами (надпись на упаковке “lift up”); лишат ощущения расслабленности и расплывчатости полную фигуру; добавят недостающие объемы фигурам с небольшой грудью и плоскими ягодицами (эффект “push up”).

Затем продумываются объем и форма одежды, общее композиционное решение. Форма одежды является наиболее активным средством, позволяющим изменить конфигурацию отдельных частей тела и фигуры в целом. Формой можно увеличить или уменьшить продольные и поперечные размеры тела, смягчить рельеф поверхности фигуры или сделать его более четким. Разработка эскиза модели на конкретную фигуру начинается с упорядочения элементов формы, создания системы горизонтальных и вертикальных членений, обусловленных определенными математическими связями: отношениями и геометрическими пропорциями.

В простых отношениях взаимосвязь частей и целого выражена повторением единого заданного размера, являющегося модулем. Такие отношения выражаются дробным числом: в числителе – количество взятых частей, в знаменателе – число, на которое делят целое. За целое принимают длину фигуры человека (рост), длину одежды (пальто, костюма, платья), частей одежды (лиф, рукав). Например, рукав 3/4 означает, что укороченный рукав составляет 3/4 длины обычного – до запястья. Длина костюма 7/8 значит, что видимая часть юбки равна 1/8 длины всего костюма.

В моделировании одежды наиболее гармоничными отношениями являются такие, при которых ясно видна соразмерность. Отношения больше восьми применяются редко: они трудно воспринимаются зрением.

Частным случаем геометрической пропорции является золотое сечение, получаемое путем деления отрезка на неравные части таким образом, что его меньшая часть относится к большей так же, как большая – к общей длине отрезка. Целое можно поделить на бесконечное множество неравных частей, но только одно из таких сечений отвечает золотой пропорции. Этот закон обнаруживается в пропорциях человеческого тела и животных, в закономерностях развития многих организмов и явлений, в музыке, архитектуре и выражается формулой: (Ö5+1)/2 = 1,6180339... У взрослого человека, сложенного пропорционально, уровень талии делит тело по золотому сечению, это является основанием для выбора таких же пропорциональных отношений в костюме по высоте. Соотношения частей одежды по ширине строятся по эмоционально ощутимым признакам (мерности, весомости, массе), поэтому применение геометрических пропорций по ширине ограничено.

Посредством организации пропорциональных отношений между частями формы, между формой в целом и ее деталями возникает соподчиненность целого и фрагментов. Пропорции в этом смысле являются главным, определяющим все остальное, средством композиции при проектировании костюма. Разные размерные соотношения по длине и ширине приводят к различному выражению формы, к разному ее эстетическому восприятию. Изменения в моде всегда несут новые пропорциональные отношения длин, горизонтальных членений, положений карманов, застежек. Для фигур, имеющих отклонения от типовых, пропорции одежды следует выбирать индивидуально с учетом роста и особенностей телосложения.

Эстетически целесообразные варианты пропорциональных отношений одежды по высоте разработаны Т.А.Кравцовой в имидж-центре ВГУЭиС. Схема определения пропорциональных отношений представлена на рис.6, а их численное значение – в таблице 2. Исходным параметром для расчета является проекционное расстояние между точкой основания шеи и уровнем высоты талии. В соответствии со стандартом на типовые фигуры выделено пять значений этого признака, так как он имеет только межростовую изменчивость (1,2 см), а по размерам и полнотам остается постоянным.

В таблице указаны пропорции для типовой равновесной фигуры. Для фигур неравновесного типа, высоких и низких, различных полнот расчет осуществляется таким же образом, так как проекционное измерение длины торса для фигур невысокого роста и долихоморфных варьирует от 36 см до 38 см, для пропорционально сложенных и брахиморфных – от 38 см до 42 см.

Точное соблюдение целочисленных отношений и геометрических пропорций работает на зрительное выравнивание фигуры, корректирует природную непропорциональность тела.

Для фигур невысокого роста, для полных фигур пропорции выбираются таким образом, чтобы центр тяжести силуэта визуально казался выше (рис. 7). Так, для стройной фигуры маленького роста рекомендуется короткий костюм в пропорции 1/1. Особенно эффектен этот костюм, если жакет и юбка одного цвета. На узко сложенных женщинах короткие жакеты-спенсеры контрастируют с нижней частью тела и создают иллюзию длинных ног. Соотношение 3/5 и 1/1, когда юбка достигает середины колена, является удачным вариантом для широкосложенных фигур невысокого роста.

Таблица 2

Пропорциональные отношения частей женской одежды

Схема пропорциональных отношений

Соотношение длин частей одежды
для роста

Окончание табл. 2

Длинные жакеты в костюмах с отношением 7/8 и 3/1 рекомендуются высоким фигурам, узко- и широкосложенным. При этом широкосложенные фигуры выглядят стройнее в жакетах с центральной (однобортной) застежкой, узкосложенным фигурам рекомендуется выбирать смещенную (двубортную) застежку (рис. 8).

Фигуры с выраженным прогибом по линии талии требуют акцента на талии в одежде из пластичных, драпирующихся материалов. Высоким стройным фигурам подходит силуэт-Х в пропорциях 1/1, 1/2, 1/3, 1/4 (рис. 9). Они могут подчеркнуть изящные пропорции горизонтальными линиями пелерины, кокетки, объемного воротника.

Угловатым стройным фигурам с нечетко выделенной талией и плоскими ягодицами рекомендуются простые и лаконичные прямые или слегка сужающиеся книзу силуэты. Такие женщины выглядят интереснее в одежде из плотных материалов, с жесткими складками (рис. 10).


Рис. 7. Пропорциональные отношения в одежде для невысоких фигур


Рис. 8. Пропорциональные отношения в одежде для высоких фигур


Рис. 9. Формы одежды для фигур с четким прогибом по линии талии


Рис. 10. Формы одежды для фигур с нечетким прогибом по линии талии


Выбор силуэта в одежде для полных также определяется особенностями фигуры. Полная фигура может быть: пропорциональной с равномерным развитием жироотложений; верхнего типа – с концентрацией жироотложений в верхней части тела; нижнего типа – с концентрацией жироотложений в нижней части тела. Разница в зрительном восприятии этих фигур требует различного подхода к выбору композиционных решений в одежде и дополнениях.

Одежда для фигур равновесных должна отличаться общей уравновешенностью пропорций, равномерным распределением объемов и композиционных решений. Предпочтительна одежда прямого и полуприлегающего силуэтов, не отрезная по линии талии, вертикальные линии (рис.11,12). Для полных женщин с пропорциональной фигурой, особенно высоких, выбор одежды гораздо шире, они могут смелее использовать предложения моды, соблюдая чувство меры. Высокие женщины могут носить платья отрезные по линии талии, можно, если они модны, носить и пояса.

Если пояса присутствуют в гардеробе, то предпочтительно в тон платья, узкие, тонкие, носят их свободно, опустив чуть ниже талии. В жилете спинку и бока можно присобрать кулиской. Не противопоказаны брюки с удлиненными куртками, жакетами, блузами навыпуск. Не рекомендуются слишком узкие брюки, плотно облегающие тело. Мягкость и женственность всего облика подчеркивается хорошо подобранной отделкой: изящными воротниками, шарфами-галстуками, шейными косынками.

Полным невысоким женщинам рекомендуется избегать крупных деталей и горизонтальных членений в одежде, тканей с крупным рисунком, рукавов объемной формы. Не следует подчеркивать талию. Необходимо отказаться от использования отрезной линии талии и поясов; не заправлять блузки, джемперы в юбку или брюки. Жакет, жилет желательно не застегивать, когда это позволяет ситуация. Блуза навыпуск под жакетом создает ощущение достаточно стройной талии. Основной способ зрительно скрыть полноту – в композиционном решении костюма использовать вертикальные линии. Полную руку зрительно сужают группы строчек, защипов на рукаве.


Рис. 11. Композиционные решения в одежде для полных равновесных фигур


Рис.12. Композиционные решения в одежде полных равновесных женщин


Среди полных женщин верхнего типа можно выделить две группы фигур в зависимости от их зрительного восприятия.

Фигуры женщин первой группы воспринимаются как фигуры с недостаточной шириной бёдер, которые необходимо расширить одеждой. Это в основном женщины высокие или среднего роста, средних и больших размеров. Для фигур этого типа наиболее уместны формы с гладким лифом и слегка расширенной по линии бедер юбкой. Хороши юбки ”годе”. Возможны слегка зауженные книзу юбки и платья, лучше в качестве внутреннего слоя комплекта прямого силуэта. Основные акценты располагаются на уровне бедер, чтобы уравновесить тяжелый верх: горизонтальные подрезы; складки, низко застроченные или выходящие из подреза; мягкие воланы; прорезные карманы, расположенные горизонтально или под углом; наклоненные к бёдрам вытачки или вертикальные рельефы, уходящие в боковые швы; мягко завязанный на бедрах пояс блузона; отделка низа жакета. Рукава могут быть втачные, реглан и полуреглан.

Фигуры женщин второй группы зрительно воспринимаются как фигуры с очень широкими плечами, ширину которых необходимо уменьшить одеждой. В эту группу входят женщины малых и средних ростов, больших и очень больших размеров. Расширение бедер здесь недопустимо, так как это зрительно утяжелит фигуру и придаст ей квадратную форму. Силуэты – прямой или чуть расширенный. Рукава прямые или зауженные любой длины.

Для женщин этой группы наиболее уместны модели платьев, не отрезных по талии. Модели с вертикальными линиями: удлиненными талиевыми и длинными диагональными вытачками, центральной застежкой. прорезными карманами, косо поставленными клапанами. умеренной отделкой (строчки, защипы, канты, бейки). Очень хороши неглубокие вырезы, невысокие, плоские, удлиненные воротники.

Женщинам верхнего типа необходимо категорически избегать нагромождения композиционных решений, особенно горизонтальных линий, в области груди и плечевого пояса (кокетки, подрезы, большие воротники, накладные карманы) т.к. эти элементы зрительно увеличивают и без того большой объем верхней части фигуры. Реглан-погон, рубашечный покрой рукава, драпировки, мягкие складки тоже расширяют плечевой пояс и увеличивают объем груди. Выступающий (при рассмотрении в профиль) живот, характерный для полных фигур верхнего типа, скрадывается применением многослойных комплектов в одежде в сочетании с различными аксессуарами (драпированные платки, шали), удлиненными воротниками, создающими дополнительные вертикальные и диагональные композиционные линии (рис. 13,14).


Рис. 13. Композиционные решения в одежде женщин верхнего типа


Рис.14. Композиционные решения в одежде женщин верхнего типа


Для фигур нижнего типа рекомендуются силуэты, в которые вписываются внешние контуры фигуры. К таким силуэтам относится полуприлегающий с небольшим расширением книзу, спокойная вытянутая трапеция с подкройными бочками, которая зрительно удлиняет фигуру. Особенно эффектно для данного типа фигур применение соответствующего цвета и рисунка ткани. Более светлый и более крупный рисунок следует располагать в верхней части костюма, а в нижней – более темные тона и менее выразительный рисунок.

Для фигур нижнего типа важно отвлечь внимание от уровня бедер, то есть перенести все композиционные решения вверх, на уровень плечевого пояса (рис. 15,16) Особенно внимательно следует отнестись к оформлению низа рукава- расширенный книзу рукав, отделка отворотами, меховыми манжетами подчеркнут ширину бедер.

При определении тактики корректировки у фигур нижнего типа целесообразно выделить две группы. В первую группу входят фигуры, у которых зрительно ощущается недостаточная ширина плеч. Это высокие полные женщины. Ко второй группе относятся женщины с избыточно широкими бёдрами.

Для фигур первой группы уместны модели с прямой юбкой и свободным мягким лифом. Хорошо скрадывает объем в области бедер силуэт “трапеция” с умеренным расширением книзу. Рукава мягкие, рубашечного покроя или цельнокроеные. Воротники широкие или переходящие в бант, галстук и т.п.

Для фигур второй группы уместен полуприлегающий силуэт. Юбки, слегка расклешенные книзу, или годе позволяют скрыть живот и располневшие бедра. Нижняя часть модели должна решаться просто и лаконично, с преобладанием вертикальных линий членений. Здесь уместны все элементы цветовых решений, направленные на зрительное уменьшение объемов бёдер. На лифе возможны горизонтальные или мысообразные членения по линии груди, рельефы, выходящие из проймы. Лиф небольшой, но плечевой пояс четко оформлен за счет плечевых накладок, кокеток, покроев рукава, так как у фигур этого типа чаще всего узкие, покатые плечи. Линия втачивания рукава в пройму должна быть вертикальна. Расширение плеч не должно превышать этих пределов. Рукава неширокие, втачные или комбинированного покроя.


Рис.15. Композиционные решения в одежде женщин нижнего типа


Рис.16. Композиционные решения в одежде женщин нижнего типа


Наиболее активно на зрительное восприятие фигуры действуют иллюзии острого угла. Используя эти иллюзии, можно добиться значительного расширения отдельных участков фигуры, например, плеч, бёдер и других; можно зрительно увеличить или уменьшить длину тела. Так, если линии на платье, идущие от горловины, расширены кверху, а от ног расширены книзу, фигура воспринимается более высокой, а если наоборот, то фигура кажется более низкой. Аналогичным образом можно зрительно изменить длину руки. Линии рукава, расширенные книзу, увеличивают длину рук, а расширенные кверху – уменьшают ее длину.

Форма выреза горловины и шейные украшения выбирают с учетом характера всей фигуры, овала лица, формы и длины шеи, формы подбородка. При выборе контура этой линии широко используют иллюзии контраста и подравнивания.

Если линии воротника повторяют очертания лица, они их подчеркивают, например, узкое лицо кажется еще уже при длинном узком вырезе. Поэтому женщинам, у которых лицо имеет слишком квадратную или круглую форму, рекомендуется вырез горловины овальной или удлиненной формы.

Тонкую длинную шею, удлиненное лицо зрительно укорачивают вырезы горловины, у которых ширина доминирует над глубиной, вырез по основанию шеи, цельновыкроенные воротники-стойки, высокие стояче-отложные воротники.

Проблемой полных женщин является располневшая шея и развитие жироотложений в области седьмого шейного позвонка. Глубокий вырез, особенно V-образный, узкий асимметричный лацкан, длинная нитка бус удлиняют короткую шею. Вырез “под горлышко”, короткое ожерелье и высоко повязанный бант даст обратный эффект. Выбирая конфигурацию выреза, нельзя забывать, как выглядит фигура в профиль и сзади. Модели без воротников подчеркнут жироотложения в области седьмого шейного позвонка и сутулость спины. Воротники позволяют маскировать проблемы ее боковой и задней поверхности.

Другим уязвимым участком крупной фигуры является пройма. Не следует носить платья без рукавов, если сверху не надет жакет. Длина рукава – не выше локтя. Это позволяет скрыть самые неэстетичные участки располневшей руки. Рука кажется длиннее, если рукав чуть укорочен и оставляет запястье открытым. Проймы удобные, углубленные.

Цвет, рисунок и фактура ткани оказывают решающее значение на стиль и силуэт. Все теплые цвета являются выступающими, активными и тяжелыми, а все холодные – отступающими, пассивными и легкими. Известно, что тона холодные, темные оптически уменьшают фигуру, а светлые и теплые – увеличивают. Черная обувь, например, скрадывает размер стопы. Многие полные женщины предпочитают одежду черных и коричневых оттенков, чтобы казаться стройнее. Но полную фигуру черный цвет слишком выделяет из пространства, подчеркивая все изъяны.

Теплые цвета обладают оформляющим действием – яснее вырисовывают фигуру. Синие и голубые тона неопределенно ограничены – создают ощущение растекания. Контраст плотной большой фигуры и голубого платья на ней создает ощущение массивности.

Фигура в платье с поперечными полосами кажется выше и уже, чем фигура в платье с продольными полосами, если полосы на ткани достаточно частые. Редкие продольные полосы (рельефы, подрезы) уменьшают ширину и увеличивают кажущуюся высоту. Редкие горизонтальные полосы, расположенные в различных областях, зрительно расширяют эти области.

На выявление объема фигуры оказывает влияние заполненность одежды рисунком или деталями. Необходимо избегать нагромождения деталей и элементов рисунка на той части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать. Если направить внимание на какой-нибудь предмет, он покажется больше, чем на самом деле. Крупным и миниатюрным женщинам противопоказаны чересчур крупные, яркие, контрастные, рельефные рисунки. Такие решения могут позволить себе только высокие худые женщины, остальным предпочтительнее мелкий, неяркий классический узор: горошек, полоска, “елочка”, мелкая клетка. Клетка может быть даже довольно крупной, но спокойной по цвету и раскроенной по косой. Расположение клетки или полоски по косой делает фигуру менее объемной Хорошо выглядят на полных платья в клетку или полоску с подрезными бочками, скроенными по косой нити.

Объем фигуры зрительно зависит от толщины и фактуры материала. Толстые, пушистые, рыхлые ворсовые или типа букле ткани полнят, т.к. не отражают свет, их очертания размыты. Учитывая это, можно продумать комплект, в котором гладкие ткани расположены на участках, где нужно сократить объем, рыхлые – там, где необходимо его увеличить. Полным следует очень осторожно использовать блестящие материалы, особенно трикотаж. Активная игра света создает впечатление еще большей полноты.

Тактика отвлечения внимания от проблемных зон (располневшей талии, широких бедер, некрасивых рук и др.) реализуется за счет умелого использования декоративных деталей и акцентов: лацканы, нагрудные карманы, канты, драпировка, вышивка, красиво завязанный шарф, бусы, брошь, притягивая к себе повышенное внимание, отвлекают его от корректируемых участков.

Старая поговорка, что человеческая личность состоит из трех частей: души, тела и платья, - нечто большее, нежели простая шутка. Мы в такой степени присваиваем платье нашей личности, что немногие из нас, не колеблясь ни минуты, дадут решительный ответ на вопрос, какую бы из двух альтернатив они выбрали: иметь прекрасное тело, облеченное в вечно грязные и рваные лохмотья, или под вечно новым костюмом скрывать безобразное, уродливое тело, - так высказался о роли одежды в нашей жизни классик мировой психологии У. Джеймс.

Создавая одежду, важно наделить ее не только функциональным, но и эстетическим содержанием - красотой, гармонией, соразмерностью частей целого. Красивый костюм обладает характерной для него композицией, т.е. правильно сгармонированным соотношением его элементов, частей и деталей.

Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ .

Композиция костюма — это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие:

  • форма,
  • материал и его свойства,
  • цвет,
  • конструктивные и декоративные линии.

В первую очередь человеком в костюме воспринимается:

  • общая форма одежды
  • цвет и составные элементы формы
  • детали и подробности

Придание композиции определенных свойств зависит от применения определенных средств композиции , к которым относятся:

  • пропорции
  • симметрия-асимметрия
  • нюанс и контраст
  • цветовое решение

В основе костюма можно встретить три основные геометрические формы и их видоизменения:

  • прямоугольник, (подразумевают стабильность, рациональность, деловитость)
  • овал и круг (олицетворяют замкнутость, спокойное движение, мягкость и легкость.)
  • треугольник. (создают ощущение движения, динамики, легкомыслия, романтики.)

От выбора формы костюма зависит впечатление, которое вы производите на окружающих. .

На основе этих простых геометрических фигур в современной женской одежде сформировались такие силуэты (силуэтные формы), как Мешок/Sacco , Прилегающий/Aderente , Трапеция/Ampia , Колокол/Сатрапа, Ампир/lmpero , Амфора/Anfora , Бал-лон /Palloncino , Мужской/Maschile (рис.1).

5 основных законов композиции костюма.

5 законов композиции костюма.

Первый закон композиции — цельность, или наличие целого.

Главное качество композиции — именно цельность . Художник объединяет отдельные части так, чтобы они образовали целое — будь это храм, скульптура, картина или платье. С цельностью связывают легкость восприятия форм. Закон цельности выражает неделимость целого.

Выразительную характеристику цельности дал художник Н.Н. Волков : Композиция — это такой состав и расположение частей целого, когда ничего нельзя изъять без ущерба для целого, ничего нельзя поменять местами, ничего нельзя присоединить.

Важным признаком цельности является согласованность всех элементов костюма по трем принципам — контраста, нюанса и подобия .

Контраст -это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала (рис. 1).

Нюанс — своего рода переходная величина от контраста к подобию; нюанс выражается малозаметным изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме (рис. 1) .

Подобие — повторение в различных вариациях одного и того же элемента (рис. 1).

Второй закон композиции — закон пропорций.

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг к другу и к целому.

Пропорции выступают в виде различных математических отношений, как простых, так и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается золотое сечение , когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону, голова человека составляет 7 в длины тела, а линия талии делит его в пропорции 5: 8.

Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по горизонтали. Чтобы украшать человека, костюм должен быть ему соразмерен. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, деталей — все это влияет на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерности.

Иногда и хорошо сшитая одежда не создает впечатления завершенности, целостности. Костюм будет выглядеть элегантно, если при его создании соблюдены следующие правила пропорций.

Принцип золотого сечения (3: 5, 5: 8, 8: 13). Соблюдение этого принципа вызывает наиболее гармоничное восприятие; рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки, то есть сначала выбирается наиболее подходящая длина юбки, а затем по правилу золотого сечения рассчитывается длина жакета (рис. 2).

Рис. 2 Пропорция «золотое сечение».

Контрастные пропорции (1: 4, 1: 5) -более активно привлекают внимание окружающих. Целесообразнее использовать их для вечерних костюмов (рис. 3).

Подобные пропорции (1: 1) — вызывают ощущение статичности, покоя; рекомендуются для повседневной и домашней одежды (рис. 4).

Для установления желаемых пропорций в одежде важным является определение длины изделия и расположение линии талии. На рис. 5 изображена одна и та же фигура в одном и том же платье, но с разными положениями линии талии.

На левой фигуре (рис. 5, а) линия талии платья находится выше ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 3.

На средней фигуре (рис. 5, б) расположение линии талии платья естественное; отношение частей 1 и 2 составляет 1: 2.

На правой фигуре (рис. 5, в) линия талик ниже ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 1.

Из сравнения фигур видно, что левая фигура производит впечатление более высокой, чем две другие, а правая кажется более приземистой. Такое разное зрительное восприятие одной и той же фигуры объясняется разным характером ее членения, т. е. разным положением линия талии платья при одинаковой длине.
Можно заметить, что естественное членение пропорционально сложенной фигуры линией талии на две части выражается соотношением золотого сечения. Приблизительно такая же пропорциональность и в членении платья, где линия талии совпадает с естественным расположением ее на фигуре, а длина—до колена.

Если в одежде линию талии перемещают вверх или вниз, то соответственно меняют и длину платья, чтобы сохранить гармоничные пропорции.

Платье на левой фигуре делится линией талии на меньшую и большую часть в контрастном отношении. Платье на правой фигуре разделено на две одинаковые части, образуя подобное отношение. На средней фигуре платье делится на меньшую и большую части в гармоничном отношении, так как это членение приближается к золотому сечению. Там, где отношение больших и малых частей платья выражено четко, ощущается динамика и ясность членения, платье в этом случае более выразительное. Если же мы имеем дело с подобным отношением частей платья, то создается впечатление однообразия, статичности (см. правую фигуру, где длина лифа, юбки и открытой части ног равны между собой).
При силуэте с выявленной талией пояс играет важную роль. Пояс как элемент композиции своим расположением — чуть выше, чуть ниже или значительно ниже естественной линии талии — обозначает особенности пропорций модели.

Третий закон композиции — закон симметрии.

Симметрия с давних пор считается одним из важных условий красоты формы. Закон симметрии обусловливает расположение частей целого.

Симметричным считается костюм, состоящий из геометрически равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно вертикальной оси симметрии. Симметричная композиция создает впечатление устойчивости, равновесия, величия, значимости, торжественности (рис. 6).

Асимметрия в костюме — это отсутствие симметрии или отклонение от нее. Асимметрия говорит об отсутствии равновесия, нарушении покоя. Она акцентирует внимание зрителя на динамичности построения композиции, выявляя ее скрытую способность к движению. Если симметричная композиция всегда уравновешенна, то в асимметричной композиции равновесие зависит от распределения больших и малых величин, линий, цветовых пятен, использования контрастов (рис. 7).

Четвертый закон композиции — закон ритма.

Важнейший признак ритма — повторение элементов и интервалов между ними. Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого.

Ритм всегда подразумевает движение. Ритм может быть активным, порывистым, дробным или плавным, спокойным, замедленным.

Частный случай ритма — метр , то есть геометрически правильный ритм. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки и представляет простейший способ пропорционирования (деления на равные части). Метр создает впечатление упорядоченности и уравновешенности.

Ритм в костюме могут создавать такие элементы:

  1. членение (линии конструктивные или декоративные),
  2. цвет (полоски, клетка и пр.),
  3. фурнитура (пуговицы и пр.).

По способу организации ритм в костюме может быть пяти видов:

  • горизонтальный (горизонтальные полоски);
  • вертикальный;
  • спиральный;
  • диагональный;
  • радиально-лучевой.

Последние три вида придают форме впечатление стремительного движения.

Метрическая организация в костюме может быть рядовая (складки) или осевая (пуговицы, карманы).

Пятый закон композиции — выделение главного в составе целого.

В дереве главное, вокруг чего объединяются все его части, — ствол; у животных — это позвоночник. В композиции главное — композиционный центр. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого.

Композиционным центром называется тот предмет (часть предмета или группа предметов), который расположен в составе целого так, что первым бросается в глаза.

Предмет, выполняющий роль композиционного центра, не обязательно должен быть самым крупным — просто он должен привлекать внимание зрителя, приглушать отвлекающие контрасты и второстепенные детали, подчиняя все главному.

В костюме роль композиционного центра обычно отводится деталям. Контраст делает образ костюма более ярким и выразительным (рис. 9). На рисунке 9 (а) центром композиции является огромный бант. В композиции платья, изображенного на рисунке 9 (в), доминируют рукава: они привлекают внимание необычной формой и массой. Акцент в костюме на рисунке 9 (б) поставлен на плече; контраст прямого облегающего платья и округлой детали создает классический и немного экстравагантный образ.

Центр композиции в костюме есть практически всегда. Если костюм полностью черного цвета, центром композиции может быть прическа или макияж. Если композиционным центром является какая-либо деталь (шляпа, перчатки, бант, рукава), то она должна отличаться цветом, формой, фактурой или массой, привлекать внимание интересным дизайном. В этом случае все другие детали и аксессуары служат фоном и призваны подчеркнуть центр, а не отвлекать от него внимание.

Если центр композиции расположен по центру фигуры, то он привлекает внимание к телу — к груди, талии, бедрам. Акцент, перенесенный в нижнюю часть, к ногам, придает образу устойчивость, основательность. Если композиционный центр отсутствует, то образ не читается, не выразителен, не запоминается или распадается, то есть не отличается целостностью.

При выборе одежды очень важно соблюдать пропорции, то есть соотношение частей костюма между собой и с фигурой человека.

На маленькой худенькой женщине довольно нелепо будут смотреться платья из ткани с крупным ярким рисунком цветов. Худым женщинам, особенно девушкам, небольшого роста с невысокой грудью подойдут платья с красивым широким поясом и пышной юбкой. Им следует продумать, как расширить линию плеч и увеличить объем в области груди. Это можно сделать, например, за счет маленького воротника и широкой короткой кокетки.

Миниатюрной женщине не следует носить одежду с очень мелкими деталями, это может сделать ее похожей на девочку. Маленьким женщинам не подходит длинный и узкий, приталенный жакет, им лучше выбрать короткий прилегающий жакет. Очень маленьким женщинам больше подойдет одежда в деловом стиле, а также ткани с «мужским» рисунком и фактурой (в полоску, в «елочку»). Однотонные ансамбли зрительно сделают фигуру выше.

Хрупким женщинам очень маленького роста подойдут брючные костюмы и короткие юбки, качественные жакеты из плотных тканей, костюмы-тройки. Летом — ткани со скромными рисунками или однотонные. Избегайте объемных и грубых тканей и больших подплечников, а также тканей с контрастными и крупными узорами.

Женщинам с треугольным силуэтом можно порекомендовать расширяющиеся книзу юбки и линии, расширяющиеся к плечам. Лучше, если одежда не будет изобиловать деталями и в ней будет подчеркнута талия. Им следует носить жакеты с остроугольными, направленными вверх лацканами, юбки с жесткими или заутюженными складками, с «перечными складками, с разрезами и шлицами. Для них будут идеальны ткани в полоску или горошек, с абстрактными геометрическими узорами или в клетку.

Женщинам с плоской грудью лучше носить пышные блузы, короткие жилеты, пелерины, одежду с карманами с клапанами в области груди, с оборками под горловиной и с жабо

Таким женщинам подойдет одежда с горизонтальными линиями и вертикальной отделкой на линии груди. Им следует отдавать предпочтение тканям с ярко выраженной фактурой, например, твиду. Верх одежды лучше сделать свободным. Для фигур с «круглым силуэтом и плоской грудью идеальны воротники с драпировкой.

Женщинам с прямоугольной фигурой всегда больше идут костюмы с юбками и брюками. При короткой талии лучше носить удлиненные жакеты с короткими юбками или с брюками. Не стоит надевать объемные юбки, разумнее выбирать длинные и облегающие наряды. С юбкой можно надеть пояс того же цвета, особенно если юбка черная.

Женщинам с длинной талией следует выбирать короткие жакеты и юбки, а также подчеркнуть талию с помощью ремня контрастного цвета для платья или того же цвета для юбок и брюк. На такой фигуре будут хорошо смотреться юбки до или чуть ниже колена. Платья – приталенные или в стиле «ампир», т. е. с завышенной линией талии.

Чем тоньше человек или часть тела, тем более пышным должен быть силуэт. Высоким худым женщинам идут пышные юбки, банты, пелерины, костюмы, широкие двубортные пальто, многослойные ансамбли и короткие жакеты. Им рекомендуется следить за оптическим разделением одежды с помощью, например, отстрочки швов, пуговиц, лацканов, карманов. Лучше носить пышную присборенную одежду с завязывающимся поясом, расширить линию плеч и углубить пройму. Таким женщинам идут контрастные цвета, расположенные по горизонтали, вырез «лодочкой» и самые разные кокетки. Блузка и юбка контрастных цветов сделают фигуру более широкой и низкой. Идеальны сборки, буфы и складки.

Высоким худым женщинам следует комбинировать ткани и узоры, использовать ткани с крупными узорами, а также объемные и плотные ткани. Одежду надо выбирать с горизонтальными строчками, накладными карманами, жакеты с двубортными застежками и большие воротники. Им лучше отказаться от подчеркнуто длинных и узких фасонов, от одежды с вертикальными линиями швов, облегающей или в форме шатра, а также от прозрачных тканей.

Очень высоким молодым женщинам идут короткие юбки. Им непременно нужно делить свой костюм на отдельные детали. Чем больше будет в фасоне мелких деталей (кокеток, отстрочек, украшений и т. п.), тем ниже будет казаться фигура.

Если у вас чересчур тонкие ноги выше колена, не носите обтягивающие или слишком широкие брюки. Женщинам с такой фигурой очень идет толстый трикотаж, джерси, шерстяные чулки или гетры, брюки с карманами на брючинах, брюки-бананы, шаровары. Им следует комбинировать узорные ткани и выбирать светлые или блестящие расцветки.

Женщинам с длинной и тонкой шеей лучше носить мягкий и высокий воротник, либо толстый воротник-гольф или закругленные воротнички. Им рекомендуются драпировка из шарфа пли шейный платок. Можно отделать вырез горловины бантом, складками или оборками. Им подойдут вырез «лодочкой» и полукруглый вырез горловины.

Таким женщинам не подходит У-образный вырез горловины, особенно без лацканов, а также длинные воротники с заостренными уголками.

Женщинам с длинными руками лучше всего подойдут модели со спущенными проймами, полудлинными рукавами и рукавами в три четверти длины, а также одежда с широкими или расклешенными рукавами. Оптически уменьшит длину рук покрой кимоно и «летучая мышь», широкие или длинные манжеты или закатанные рукава. Лучше всего выбирать ткани с поперечными полосками и с цветными прерывающимися пятнами. Длинноруким женщинам лучше отказаться от высоких подплечников, от одежды покроя реглан и с длинными узкими рукавами. Если у вас слишком худые руки, избегайте одежды без рукавов, а также слишком широких или длинных и, разумеется, обтягивающих рукавов. В этом случае лучше носить одежду из толстых тканей. Хорошо смотрятся рукава на три четверти длины и аппликации.

Женщинам с удлиненным туловищем подойдут пышные фасоны блузок, одежда с широкими поясами и швами, с кокетками, складками, воротниками, такие украшения, как платки в кармашке, ткани с поперечными полосами. Им подойдут жилеты, болеро, двубортные жакеты и жакеты длиной до талии, но не рекомендуется носить длинные простые жакеты.

Женщинам с удлиненной верхней частью туловища рекомендуется высоко расположенная линия талии, одежда в стиле «ампир», пояса цвета юбки и брюк, широкие планки-застежки, короткие жилеты. Таким женщинам не следует носить одежду в стиле 20-х годов, модели с лифами, заостренными книзу, а также свободно лежащие на бедрах пояса и юбки на бедрах.

За последние века у женщин талия стала менее узкой, а ноги — длиннее. Конечно, согласно современным представлениям об идеальной фигуре, ноги едва ли могут быть слишком длинными. Но все же, если вы наденете короткий жакет и брюки с вертикальными линиями, это создаст впечатление, что вы идете на ходулях.

Женщинам с длинными ногами очень идут брюки с широкими или расклешенными брючинами, брюки длиной три четверти, брюки-бермуды и брюки-капри. Красиво смотрятся юбки на бедрах, но при этом обратите внимание, не портят ли они форму туловища. На женщинах с длинными ногами очень хорошо выглядят также длинные жакеты, особенно в ансамбле с полудлинными сапожками. С жакетом и юбкой превосходно сочетаются высоко вырезанные туфли. Но если у вас большой размер ноги, не следует носить остроносые туфли, обувь с высоким и просто оформленным подъемом, а также низко вырезанную обувь. В этом случае больше подойдут модели с рельефными швами, слегка вырезанные или двухцветные туфли, например, с более темным каблуком. На широкоплечих плохо смотрятся узкие юбки и плотно прилегающие воротники. Им больше подойдут широкие юбки и V-образный вырез горловины. Подплечники должны быть плавно изогнутой формы.

Женщинам с узкими плечами нужно пришивать к одежде большие квадратные подплечники. Если вы выбрали модель с глубоким У-образным вырезом, пришейте подплечники, которые скомпенсируют эффект узости этого фасона.

Зрительно расширяют плечи погоны, вырез «лодочкой» и горизонтальные детали у плеч, а также мягкая драпировка на плечевых швах. Узкоплечим женщинам лучше отдавать предпочтение одежде со втачными рукавами и отказаться от покроя реглан и «летучая мышь».

Женщинам с узкими плечами и широкими бедрами особое внимание следует обратить на акцентирование верхней части фигуры. Одежда, в том числе жакеты, должна быть свободной в плечах. Верх сделайте заметным, с яркими деталями, такими как драпировки, шарфы, шали. Под жакет можно надеть жилет. Ни в коем случае не следует надевать широкие юбки или юбки, выкроенные по косой.

ЕслиI у вас разновысокие плечи или бедра, на более низкой стороне поместите драпировку, застежку или какую-либо цветную деталь.

Чем полнее человек или часть тела, тем более обтекаемым должен быть силуэт одежды. Полным женщинам подойдет одежда с продольными и диагональными фасонными линиями, свободного покроя, с вертикальными линиями, а также удлиненная одежда. Отлично смотрятся закругленные и струящиеся силуэты и мягкие натуральные формы, свободные юбки, воротники с драпировкой, воротники-шальки. Полным женщинам лучше выбирать жакеты без лацканов, юбки со вставками годе, а также широкие юбки, присборенные по талии, или юбки с вертикальными линиями. Акцент на талии можно сделать на широких юбках, но не на узких.

Если у вас длинные ноги, то вам подойдет длинный блейзер, если короткие — блейзер чуть ниже линии талии.

Полным женщинам лучше выбирать детали тон в тон. Из тканей можно порекомендовать смесовое джерси, шелковый или шерстяной креп, «мокрый» шелк, фланель, букле, шерстяные, плательные или рубашечные ткани пестрой расцветки с мелкими абстрактными рисунками, а также тонкие струящиеся ткани со сдержанными узорами. С помощью более светлых и темных тканей полные женщины могут подчеркнуть достоинства своей фигуры и сделать менее заметными недостатки. Того же эффекта можно добиться с помощью блестящих или узорных тканей. Тяжелые ткани смотрятся на полных оптимально. Но им, как правило, следует избегать большого количества блестящих тканей и ярких красок. В крайнем случае, можно взять темные блестящие ткани.

Полным женщинам лучше избегать прозрачных тканей, так как сквозь них просвечивает фигура. Ткани с крупными, бросающимися в глаза узорами или с броскими мелкими узорами тоже смотрятся на полных непривлекательно. Плохо выглядят на полных толстые пуловеры, простые ткани и грубые структуры. Блузка и юбка контрастных цветов делают фигуру более широкой и низкой. Полным следует отказаться от любых мини, а также от юбок-баллонов и юбок-тюльпанов. Не годится также и обтягивающая одежда, расклешенные брюки, брюки в стиле Марлен Дитрих (с широким брючинами с отворотами), сильно присборенные детали одежды и пышные фасоны, болеро, платья, брюки и юбки из трикотажа или джерси. Полным женщинам следует отказаться от поясов на некоторых слишком объемных частях тела, например, у живота или ягодиц. Соседние зоны лучше не подчеркивать поясами, карманами, складками и т. п. Полным женщинам не подойдет одежда с широким рукавом, с кокетками, оборками и манжетами. Им следует избегать больших карманов в области бедер, затянутых широких поясов, рукавов покроя реглан и обтягивающих юбок.

Женщинам с полной грудью подойдут юбки, слегка расширенные к нижнему краю, У-образные вырезы, отложные воротники, воротники-шальки.

Оптимальнее всего выбрать одежду с вертикальными линиями силуэта или свободного покроя. Хорошо смотрятся расстегнутые воротники, но следует избегать тесных лифов, слишком узкой одежды, одежды в стиле ампир, широких поясов и драпировок. Нижний край рукава не должен лежать на линии груди, там не должно быть карманов или других деталей, в том числе горизонтальных полос или платков в кармашках.

При короткой шее нежелательны воротники-стойки и горизонтальные вырезы «лодочкой», детские круглые воротники без стойки и шейные платки. Кроме того, следует отказаться от погон и отделки, имитирующей короткие бусы и цепочки. Таким женщинам не рекомендуется носить жакеты с маленькими короткими лацканами. Им больше подойдет удлиненный овальный вырез, V-образный вырез без лацканов или с длинными лацканами и вырез каре, а кроме этого — низко повязанные шарфы или банты и длинное ожерелье, заостренные воротнички и воротники, отстоящие от шеи.

Женщинам с короткими руками лучше всего выбирать одежду с рукавами-реглан, с втачными, длинными узкими или присборенными у проймы рукавами, с короткими манжетами. Им следует отказаться от моделей с приспущенными проймами, с короткими или полудлинными рукавами, с рукавами на три четверти, с отворотами или покроя «летучая мышь», а также с расклешенными рукавами и длинными манжетами. Не закатывайте рукава, не шейте одежду покроя кимоно, откажитесь от аппликаций, избытка пуговиц и не покупайте ткани с поперечными полосками и длинные перчатки.

Женщинам с полными руками больше всего подойдет одежда из струящейся или мягко ниспадающей ткани, с неширокими, но и не слишком узкими линиями. Не следует выбирать чересчур изящные и миниатюрные часы и украшения. Лучше отказаться от фасонов с расклешенными или узкими короткими рукавами, а также от одежды без рукавов.

Женщинам с полным туловищем и более тонкими руками и ногами, прежде всего, следует отказаться от узкой одежды, от поясов и складок. Не стоит делать акцент на бедрах или талии, например, там не должно быть накладных карманов или аксессуаров. Будьте осторожны с блестящими тканями. Лучше всего полное туловище замаскировать одеждой из тканей с неброскими узорами и прямых фасонов. Обращайте внимание на ширину плеч. При необходимости подчеркните их не очень большими подплечниками. Выбирайте жакеты с длинными лацканами, а также одежду с удлиненным верхом.

Женщинам с коротким туловищем лучше всего подойдут струящиеся ткани, а также одежда с однобортной или потайной застежкой, жакеты с длинными и узкими лацканами, простые воротники на стойке. Шейте юбки и брюки с узким поясом или носите юбки и брюки на бедрах. Хорошо будет смотреться одежда с вытянутой в длину талией с узкими линиями и с заостренным книзу лифом. Не следует делать акцент на линии талии, например, при помощи пояса, швов с отстрочкой и т. п. Лучше отказаться от блузонов и жакетов с поперечными швами.

Женщинам с коротким туловищем не подойдут аппликации и излишек украшений, в том числе большие платки в кармашке, а также одежда покроя кимоно, с рукавами «летучая мышь», с расклешенными рукавами, с широкими поясами. Пояса на юбках и брюках не должны быть высокими.

Женщинам с короткой верхней частью туловища лучше всего выбирать одежду с низко расположенной линией талии, в стиле 20-х годов. Им подойдут пояса в тон «верха» костюма, одежда с заостренным книзу лифом, пояса, свободно лежащие на бедрах. На таких женщинах прекрасно смотрятся юбки на бедрах, но от одежды в стиле «ампир» им следует отказаться. Плохо смотрятся также болеро, короткие жилеты, широкие пояса, пояса в тон юбки или брюк.

Женщинам с полными бедрами лучше не надевать костюмы с узкими жакетом и юбкой. Лучше выбрать короткий, слегка облегающий жакет, при этом длина юбки зрительно увеличит их рост. Верх одежды должен быть свободным. Можно порекомендовать блузу на выпуск, с прямой юбкой или фасоны с заниженной линией талии, например, низко спущенный пояс.

Хорошо смотрится юбка с вставками годе. Вообще, для юбок лучше использовать плотные ткани.

Женщинам с короткими ногами предпочтительнее выбирать струящиеся ткани и узкие фасоны. Им прекрасно подойдут короткие куртки и жакеты, узкие брюки, колготы и обувь, подобранные в тон брюкам или юбке, а также низко вырезанные туфли и обувь на каблуке. Женщинам с короткими ногами нужно отказаться от расклешенных брюк, от брюк с широкими брючинами, прежде всего из тяжелой ткани, от брюк-бананов, капри, брюк-гольф, от манжет на брюках, от длинных пиджаков и курток Лучше не сочетать туфли с высоким подъемом с юбкой. Плохо смотрятся полусапожки с юбкой и колготами разных цветов.

Для женщин с полными ногами очень важно определить в какой именно части у них полные ноги. Платье или юбка не должны заканчиваться на этом уровне. Следует выбирать темные колготы, а сапоги, туфли и чулки лучше носить в тон с остальной одеждой. Хорошо подходят длинные брюки. Не рекомендуются мини, а также узкие брюки или леггинсы и блестящие ткани.

Женщинам невысокого роста не рекомендуется разделять фигуру на отдельные зоны. Им лучше избегать комбинирования тканей, цветов и узоров и по возможности не использовать плотные ткани. Невысоким женщинам нужно тщательно подбирать в тон цвета колгот, обуви, брюк или юбок. Таким женщинам подходят тонкие ткани и сдержанные узоры, длинная и узкая одежда, тонкие пуловеры, брюки без манжет.

Очень крупным женщинам рекомендуется остановиться на простых стилях, четких рисунках, однотонных материалах хорошего качества. Одежда должна быть достаточно свободного и элегантного покроя. Им не стоит надевать тесные блузки, жакеты и юбки, одежду темных цветов ниже талии и ярких — выше, одежду из ткани в тонкую полоску или с вертикальными линиями. Лучше избегать тканей с рисунком ниже линии талии, пушистого трикотажа свободного покроя и мелких аксессуаров.

И ТАК,….

Внутренние линии одежды тоже изменяют зрительное восприятие одетой фигуры. Поэтому сначала вы должны выбрать подходящий для себя силуэт. Прежде всего, определите, от каких особенностей вашей фигуры одежда должна отвлекать взгляд.

Формы. Чем толще человек или часть туловища, тем более струящимся должен быть силуэт. Чем тоньше человек или часть тела, тем пышнее может быть силуэт.

Если какие-либо формы лица и туловища не идеальны, не стоит повторять их в одежде и прическе. Например, если у вас большая нижняя челюсть, то есть нижняя часть лица кажется квадратной, то квадратный вырез горловины только подчеркнет этот недостаток.

Если одна из форм тела не очень удачна, не выбирайте прямо противоположную форму одежды. Например, если у вас круглое лицо, не делайте слишком длинный V-образный вырез горловины, он только подчеркнет форму вашего лица.

Цвет. Запомните основные правила: светлое выделяет, а темное отодвигает на второй план. При сочетании узорного и однотонного, узорное притягивает взгляд. При сочетании светлого и темного притягивает взгляд светлое. Поэтому, если вы хотите подчеркнуть верхнюю часть туловища и отвлечь взгляд от нижней, то сделайте верхнюю часть ансамбля узорной или светлой, а нижнюю — однотонной или темной.

Если у вас слишком широкие плечи, расположите пуговицы на двубортном блейзере на равном расстоянии друг от друга снизу доверху.

Если подчеркнуть плечи, то полные бедра, толстые ягодицы или живот будут не так заметны. Но ярко выраженные очертания плеч на большинстве фигур будут казаться слишком громоздкими.

Детали. Строчки, аппликации и бижутерия на одежде всегда притягивают взгляд и поэтому не должны располагаться в неблагоприятном месте. Прежде чем делать отделку, приложите ее к платью и приглядитесь к ней критически. Возможно, вы вообще от нее откажетесь. Слишком большое количество аксессуаров и украшений в большинстве случаев перенапрягает и раздражает взгляд.

Внутренние линии. Вертикальные швы удлиняют фигуру за счет того, что разделяют ее ширину на части. Поэтому худым высоким женщинам не рекомендуется надевать костюмы с вертикальными линиями. Не только ритмичные, расположенные в продольном направлении линии удлиняют фигуру, крупные параллельные полосы на ткани тоже растягивают ее вверх.

Ритмичные, расположенные в поперечном направлении линии, «приземляют» фигуру. Крупные параллельные вертикальные полосы на одежде, наоборот, растягивают фигуру вширь. Поэтому если вы хотите казаться более худой, то крупные параллельные полосы на одежде нужно расположить горизонтально. Горизонтальные швы, кокетки, оборки создают впечатление массивности, визуально расширяя тот участок, на котором расположены. Таким образом, если у вас широкие бедра, избегайте жакетов, кончающихся на самом широком месте бедер.

Мелкие частые полоски выглядят однотонно и не воспринимаются как разделяющие линии. Учтите, что строго параллельные линии в костюме, как правило, диссонируют с естественной формой фигуры. Поэтому лучше, если силуэты одежды, в том числе и таких деталей, как карманы, не будут строго прямоугольными.

Диагональные линии вызывают ощущение движения. Это впечатление усиливается в том случае, если они асимметричны. Фигура будет выглядеть более стройной, если продольные лини в одежде будут повторять формы тела: расширяться к плечам, сближаться по направлению к талии, затем слегка расходиться. Или, например, плавно сходиться от низа к верху.