Задания для детей по теме осень. Дидактические материалы на тему: Осень для детского сада. Игра "Отгадай ягоды"

Светлана Богомолова
Занятие для детей 5–6 лет на тему «Осень»

Педагог. Узнать время года вам поможет стихотворение :

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень )

О каком времени года пойдет речь? (Мы будем говорить про осень )

На доске появляется картинка "Осень ".

Как узнать, что наступила осень ? (Солнце светит мало. Листья падают с деревьев. Часто льют дожди. Птицы улетают на юг)

Упражнение на развитие мелкой моторики.

Дети получают лист, на котором нарисован контур листочка. Задача детей - вырезать листик точно по контуру.

Игра "Листопад"

Дет вместе с педагогом держат в руках листики, кружатся и произносят слова :

Листопад! Листопад.

Листья желтые летят.

Слова произносятся несколько раз, затем все подбрасывают листочки вверх.

Упражнение на внимание "Чего не хватает?"

Дети получают лист, на котором нарисованы два похожих листочка, только у второго несколько деталей не хватает.

Задача детей - дорисовать у второго листочка то, чего не хватает.

Игра на внимание "Какого цвета листья осенью ?"

Педагог показывает детям три листочка : красный, желтый, зеленый.

За каждым цветом закрепляется движение.

Красный- прыжки, желтый- приседания, зеленый- хлопки.

Упражнение на развитие восприятия

Дети получают лист, на котором нарисованы пять листочков, "зашумленные"

Упражнение "Счет. Предыдущее число"

Дети получают конверт, в котором лежат 6 листочков с одной стороны зеленого, а с другой желтого цвета.

Педагог. Положите перед собой листочки так : зеленый, желтый, зеленый, желтый.

Как вы думаете, какого цвета будет следующий листочек? (Зеленый)

Вторым по счету какого цвета листочек? (Желтый)

А предыдущий ему? Предыдущий- значит впереди идущий, перед ним. (Зеленый)

Какого цвета листочек третий по счету? (Зеленый)

А предыдущий ему? (Желтый)

Физминутка

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, подтягиваемся- руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперед- назад)

Ветки гнутся взад- вперед,

Ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью.)

Листопад! листопад!

Листья желтые летят!

(Приседают)

Упражнение на мышление "Поиск девятого"

Дети получают лист на котором нарисовано игровое поле с листочками в каждой клетке. Не заполнена лишь последняя девятая клетка. Вместе с педагогом дети ищут последний листик.

Развитие речи. Пересказ рассказа "Осень "

Дети садятся на коврике кружком. Педагог читает рассказ "Осень ".

"Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и моросит мелкий дождь. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь".

Несколько детей (по желанию) пересказывают рассказ.

Педагог. О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

Как узнать, что наступила осень ?

Чем занимаются люди осенью ?)Люди собирают урожай.)

Кто знает осенние месяцы ? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Публикации по теме:

Фотоотчет художественное творчество детей на тему «Осень». Птицы улетают в теплые края. Деревья стоят в праздничном наряде: красном, желтом,.

Программное содержание: Углублять и расширять знания детей об осени. Вспомнить и обобщить с детьми все сезонные изменения, которые происходят.

Ирина Акимова Интегрированное занятие по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему: «Осень» Цель: Расширять представления.

Цель: расширять представления детей об окружающей природе осенью. Задачи: развивать художественное и зрительное восприятие, мышление и.

Конспект НОД для детей старшей группы тему «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время года? (Осень). Воспитатель: Какие изменения происходят в природе с приходом осени?.

Описание материала: мой конспект рассчитан для проведения нетрадиционного занятия в первой или второй младшей группе. Цель: познакомить.

Краткосрочная образовательная программа по рисованию солью для детей 4–5 лет «Золотая осень» Пояснительная записка Рисование – самый популярный вид творчества у дошкольников. В этом возрасте дети рисуют охотно, чаще – по собственному.

Развивающие игры и занятия на тему осень для детей дошкольного возраста формиуют у детей наглядные представления об осеннем времени года, о характеристиках и сезонных особенностях природы осенью.

Занятия в игровой форме развивают наблюдательность, внимание, дети узнают о природе больше и учатся бережно относиться к ней.

Подходит в работе педагогам-воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям и всем любознательным детям.

Игра-занятие "Деревья"

Слушаем рассказ и выполняем различные движения

Летом ярко светило солнышко.

Тёплый ветерок обдувал деревья. (Машем на себя ладошками)

Тёплый дождик мыл зелёные листочки. (Кончиками пальцев трём щёчки)

А потом лето кончилось, пришла осень.

Холодный дождик стучал по листьям. (Стучим кончиками пальцев по щёчкам)

Холодный ветер раскачивал деревья. (Качаемся из стороны в сторону)

Листья пожелтели и упали на землю. (Приседаем, потом встаём)

Стало совсем холодно, и деревья заснули. (Кладём ладошки под щёчку)

Деревья проснутся весной.

Станет тепло, будет светить яркое солнышко. (Растопыриваем пальцы перед собой)

На деревьях вырастут новые листочки.

Тёплый дождик будет мыть зелёные листочки. (Трясём кистями рук)

Игра "Ветер и деревья"

Один из игроков - в роли ветра. Остальные - деревья. Они стоят, подняв руки вверх и немного разведя их в стороны. Ветер дует - слабо или сильно, и деревья качаются соответственно.

Игра-занятие "Осень"

Воспитатель рассказывает об осени и иногда намеренно ошибается. Если он говорит неправильно, дети должны хлопать в ладоши.

Осенью становится теплее, чем летом. (Хлопаем)

Осенью становится холоднее, чем летом.

Осенью появляются новые зелёные листья. (Хлопаем)

Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.

Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга. (Хлопаем)

Осенью некоторые птицы улетают на юг.

Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем)

Осенью медведь и ёжик засыпают.

Игра "Осенние загадки"

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

С неба пришёл,

В землю ушёл

(Дождик )

Дождь холодный моросит,

А медведь уснуть спешит.

Мышь запасы собирает.

Время года кто узнает?

(Осень )

Все цветы пропали,

Листья все опали.

Птицы улетают.

Когда это бывает?

(Осенью )

Игра-занятие "Ягоды"

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды

Сколько ягод в мире есть?

Всех, конечно, и не счесть!

Земляника, и клубника,

И крыжовник, и брусника,

А ещё смородина

Чёрная и красная.

Ох, варенье вкусное!

Ягода прекрасная!

Есть малина и черника,

Клюква есть и голубика,

А ещё есть виноград.

Винограду каждый рад!

Игра "На все цвета"

Воспитатель предлагает цвет. Дети должны вспомнить и назвать ягоду этого цвета. Варианты игры: называть фрукты, цветы.

Игра-занятие "Собираем сливы"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Вот в саду созрели сливы.

Они вкусны и красивы. (Выставляем руки вперёд и немного разводим в стороны)

Но все сливы высоко,

И достать их нелегко. (Поднимаем руки вверх)

Чтобы сливы нам сорвать,

Будем ветки наклонять. (Поднимаем руки вверх и прыгаем на месте)

Ничего не получилось,

Будем пробовать опять. (Повторяем прыжки с поднятыми вверх руками)

Принесли мы лестницу,

Лестницу-чудесницу.

На неё мы залезаем,

Сливы мы легко срываем.

Игра "Сливы"

Воспитатель показывает детям пять слив разного цвета - жёлтую, красную, бордовую, синюю, фиолетовую (овалы, вырезанные из бумаги). По команде дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну из слив или меняет её место, после чего просит детей открыть глаза. Они должны сказаь, что изменилось. В дальнейшем можно усложнять задание: производить одновременно два или три изменения.

Игра-занятие "Варенье"

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

Из чего сварить варенье,

Чтобы было угощенье?

Из крыжовника, малины,

Из смородины, калины,

Из рябины, из черники,

Из душистой земляники.

Из клубники и из груши

Тоже вас зовём покушать.

И из вишни вам дадим.

Приходите, поедим!

Игра "Отгадай ягоды"

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё название ягоды и бросает мяч воспитателю. Например:

Ви... (Вишня )

Ма... (Малина )

Клу... (Клубника )

Кры... (Крыжовник )

Смо... (Смородина )

1. Попросите ребенка назвать какое сейчас время года, какой месяц.

Помогите ребенку запомнить названия осенних месяцев.

2. Помогите ребёнку запомнить приметы осени:

– Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.

– Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают.

– Начался листопад.

– Исчезли насекомые.

– Собираются в стаи и улетают на юг птицы.

– Дни стали короче, а ночи длиннее.

– С полей и из садов убирают урожай.

– Люди стали теплее одеваться.

– Дети пошли в школу.

3. Объясните ребенку значение слова «листопад». Попросите ребенка произнести это слово по слогам.

4. Подберите вместе с ребёнком несколько сюжетных картинок об осени , наклейте их в тетрадь, помогите ребёнку придумать предложения по ним, запишите их под картинками.

5. Помогите ребёнку найти на прогулке листья клёна, дуба, берёзы, тополя, осины, рябины; рассмотрите их.

Помогите ребёнку нарисовать листья в тетради, подпишите их.

Ребёнок должен их различать.

6. Поиграйте с ребенком в игру «С какого дерева лист, веточка?»:

Лист березы – березовый;

Ветка березы – березовая и т.д.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

Дидактический материал для закрепления по лексической теме: "Осень".

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель - логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Цель: Обобщение знаний обучающихся о времени года – осени.
Задачи: Развивать связную речь, коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мышление;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Воспитывать любознательность.
Описание:
Известно, что хорошее владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности человека. Более приятное впечатление на окружающих производит тот, кто является интересным собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли.
Хорошее владение родным языком, речью – это искусство, которому надо учиться.
Для чего необходимо развивать устную речь?
- Уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях
- Выражать свои мысли и чувства
- Говорить красиво, правильно и приятно для слушателей.
Речь служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания. В связи с этим, важное значение приобретает умение детей пользоваться речью.
Каждый ребенок испытывает потребность в общении. Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность на основе этого анализа. И, конечно, детям хочется, чтобы их понимали. Дети часто испытывают затруднения при описании людей, предметов, явлений. Даже, несмотря на достаточный словарный запас, большинство детей не умеют правильно говорить, им трудно формулировать свои мысли, они не могут полноценно участвовать в беседе, вести диалог.
Формирование связной речи является главной задачей речевого воспитания. Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Предлагаемые задания направлены на закрепление материала по лексической теме: «Осень». Это своеобразное домашнее задание, которое интересно выполнять с детьми после логопедического занятия дома, на прогулке.
Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы, родителям, логопедам.

Задание:

«Читай, добавляй, предложения составляй».



Задание:

«Расположи слова по порядку, составь правильное предложение».

Сапоги, резиновые сапоги, обувь. (Резиновые сапоги – это обувь)


Задание:

"Любимые стихи"

Послушай стихотворение. Найди предложения. Прочитай выразительно.
Чтобы дать детям почувствовать красоту поэтического слова, взрослый сам должен чувствовать её и уметь передать в своём исполнении. Нельзя читать произведение монотонно, невыразительно.

Поспевает брусника.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!..
(А. Н. Майков)


Задание:
Прочитай стихотворение. Придумай название.



Задание:

«Уточним признаки»

Расскажи, что характерно для каждого осеннего месяца? Чем отличается осень от лета?


Согласование прилагательного с существительными:
Задание: Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, день, погода, деревья, трава, животные, птицы, насекомые.



Задание:
Подобрать антонимы к словам: тепло – холодно, пасмурный день – солнечный день, сухой – мокрый, длинный – короткий.

Задание:

«Проговори скороговорку».

Сначала проговори скороговорку вслух медленно два раза. Теперь про себя несколько раз – вначале медленно, потом всё быстрее. Научись быстро произносить скороговорки вслух.

«Все клены стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз все равно все рыжие
Кому какая разница!»


Задание:

«Учимся отвечать на вопросы»

В зависимости от того, какую задачу вы ставите перед ребенком, такой и требуйте ответ: полный или краткий. После прочтения текста ответы могут быть полные содержательные. Вопрос должен быть построен грамотно, четко, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние детали.
Послушай рассказ. Расскажи, о каком времени года идет речь?
Рассмотри картинки, какая из них соответствует рассказу?
Важно, чтобы текст, читаемый взрослым, был образцом правильного литературного построения предложения, был ярким, выразительным. Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит всё реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Разноцветные кораблики.

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт. Много ещё прилетит их сегодня, и завтра, и и послезавтра. А потом кончатся кораблики. И пруд замёрзнет.
(Д. Н. Кайгородов)
Расскажи, что за кораблики плавают на пруду. В какое время года бывают такие кораблики?
Раскрась эту картинку, составь по ней рассказ.




Поделитесь своими впечатлениями об осени. Спросите, а как вы относитесь к осени? Рассказ начните с таких слов:
Я люблю осень потому что…
Мне не нравится осень, потому что…



Составь по плану рассказ: "День знаний!"


Задание: «Что нам осень подарила».
Слова – помощники: сад, фрукты, овощи, огород, уборка, урожай, грибы, корзины, лес, собирать, созрели, заготавливать.



Игра: «Что растет в огороде?»
Вспомни, что растет в огороде. А что растет в саду? Посмотри на рисунки, сначала назови все овощи, потом все ягоды и наконец все фрукты.
Ответь на вопросы и объясни, почему на один и тот- же вопрос можно дать несколько правильных ответов.



Игра: «Я готовлю сам»
Покажи и назови овощи, из которых варят суп борщ, и фрукты для компота.
Мы сварим борщ из…
Мы сварим компот из…



Игра: «Я придумываю цвет»
Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе.
Салат (цвет какой?) – салатный.
Брусника (цвет какой?) – брусничный.
Свекла (цвет какой?) – свекольный.
Орех (цвет какой?) – ореховый.
Морковь (цвет какой?) – морковный.
Слива (цвет какой?) – сливовый.
Игра: «Какие бывают соки»
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный.
Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок.
Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок.
Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы - …
Сок из груш - …