Занятие в средней группе цифра 4. Конспект открытого занятия по фэмп в средней группе «число четыре. Музыка шагов или стук в дверь

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МКОУ «Иванинская СОШ»
Месторасположение: п. Иванино Курчатовский район Курская область

Конспект НОД по математике в средней группе на тему «Число 4. Четвероногие животные»

Цели: продолжить знакомство с числом и цифрой 4; закреплять умение считать в пределах 4; развивать память, умение мыслить логически; закреплять навыки раскрашивания; воспитывать желание высказывать свое мнение.

Материалы и оборудование: картинки с изображением времен года, кукла Незнайка, фигурки коровы, лошади, козы и зебры из наборов «Дикие животные», «Домашние животные», кукла из математического театра Царевна Четыре, видеопрезентация «Мои любимые животные», картинки с изображением разного количества предметов,картинки с изображением разных цифр.

Ход НОД

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку и скажите, какое сейчас время года?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Детям радость подарила

И на санках прокатила.

— Какие еще времена года вы знаете?

— Сосчитайте, сколько всего времен года?

Зима подарила вам вот такую красивую снежинку. Хотите, чтобы она порхала у нас в группе так же, как и на улице? Давайте вдохнем носиками и сильно подуем на нее.(Дыхательная гимнастика )

Входит Незнайка и здоровается с детьми.

Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Давайте с ним поздороваемся!

Незнайка: Я принес свои любимые игрушки, но не могу сосчитать их. Вы мне поможете?

Воспитатель : Сначала скажите, какие игрушки принес Незнайка? Можно ли их назвать одним словом - дикие или домашние?

Незнайка: Конечно! Это домашние животные! Они же у меня дома находятся!

Воспитатель : Не все так просто, Незнайка! Как вы думаете, ребята, кто из этих животных дикий? Кто домашний? Почему?

Каких животных больше -диких или домашних?

Как узнать, сколько игрушек у Незнайки?

По сколько ног у этих животных?

Покажите число 4 на пальчиках.(индивидуально )

Незнайка: Вот спасибо, ребята, что помогли мне сосчитать мои игрушки! Я не жадный и хочу поиграть своими животными вместе с вами.

Воспитатель : Незнайка,я предлагаю поиграть в игру «Что изменилось?»

Д/и. «Что изменилось?» Воспитатель расставляет 4 фигурки животных и предлагает детям запомнить их места. Воспитатель предлагает закрыть глаза и меняет животных местами.

— Какие животные поменялись местами? На каком месте они сейчас находятся?(игра повторяется 2-3 раза )

Незнайка: Мне пора бежать! До свидания, ребята! Можно, я к вам еще приду? (Уходит )

Воспитатель : Давайте немножко отдохнем!

Физминутка

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, и вниз, и вверх!

Кто поднимет выше всех?

Появляется Царевна Четыре.

Царевна Четыре: Здравствуйте! Вы меня узнали? Назовите, пожалуйста, то, что изображено на картинке.(Число 4 )

Давайте сосчитаем количество предметов на этих картинках.

— Я принесла вам маленький фильм о животных, которых я очень люблю. Хотите посмотреть?

Видеопрезентация «Мои любимые животные»

Воспитатель : Давайте выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Перед нами - елочка,

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Воспитатель : А теперь покажем Царевне Четыре, как мы умеем работать в тетрадях.

Работа в тетрадях Соловьевой «Моя математика»

Воспитатель: Что вам заинтересовало сегодня больше всего? На прощание Царевна Четыре предлагает вам послушать песенку «Веселый счет»

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №1557 (дошкольное отделение, корпус 517)

Конспект непосредственной образовательной деятельности

По теме: «Число и цифра 4»

Средняя группа

Подготовила:

Воспитатель группы №3

Васькова Анастасия Александровна

Москва, 2017

Цель:

1)сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до4, соотносить цифру 4 с количеством.

2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднения способом «спросить у того, кто знает»

3)развивать пространственную ориентировку, учить действовать по сигналу.

Материалы:

Демонстрационный:

    карточки с цифрами (1-4)

    вырезанные из картона деревья (10шт)

Раздаточный:

    карточки с цифрами (1-4)

    счетные палочки (10шт)

Игровой:

    обручи (4шт)

    листы с цифрами (1-4)

    билеты для пассажиров (по количеству детей)

    магнитофон (для проигрывания музыки во время игры)

Ход образовательной ситуации

1)Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей вокруг себя на ковре,

Ребята, скажите, а какие деревья вы знаете? (ответы детей)

А где у нас растут деревья? (ответы детей)

А хотите, мы с вами прямо здесь посадим деревья? (ответы детей)

2) Актуализация знаний

Посмотрите, у вас, у каждого на столе лежат карточки с цифрами, разложите их перед собой по порядку. Разложили? (ответы детей)

А теперь давайте посмотрим, какие цифры у нас на карточках, давайте их назовем? (1, 2, 3)

Ребята, а теперь давайте посмотрим на карточки внимательно, это ведь не простые карточки, а маленькие опушки, на которых мы будем сажать деревья. На каждой опушке для нас подсказка, сколько деревьев надо сажать на каждую. Давайте внимательно посмотрим и скажем, сколько деревьев мы с вами будем сажать на каждую опушку: на первую? На вторую? на третью ?(ответы детей)

А как вы догадались? (ответы детей)

Молодцы. Теперь я вам раздаю саженцы (каждому по 10 шт) , и мы с вами начнем сажать деревья. На первую опушку мы сколько посадем? На вторую? На третью? (дети вместе с воспитателем проговаривают и раскладывают деревья под карточками)

Молодцы ребята!

3) Затруднение в ситуации

Ребята, мы с вами посадили все деревья? (ответы детей)

Правильно, сколько осталось у вас саженцов? (четыре)

И у меня четыре. У меня на столе лежат еще карточки (воспитатель показывает их детям). Вы знаете, что этот за цифра? (ответы детей)

А почему не знаете? (потому что вы нам про нее не рассказывали)

А как вы можете узнать про нее ? (спросить у вас)

4)Открытие нового знания

Правильно (воспитатель раздает каждому ребенку карточку с цифрой 4, и себе вешает на доску). Посмотрите, теперь мы с вами можем посадить наши деревья на последнюю опушку (дети раскладывают палочки под последней карточкой)

Теперь, давайте посчитаем, сколько деревьев у нас на каждой опушке (дети считают вслух палочки)

5) Включение нового знания в системе знаний

Ребята, мы с вами посадили очень много деревьев, а теперь нам пора возвращаться домой. Нас с вами давно уже ждет поезд (на полу лежат 4 обруча, в каждом из них лежит лист бумаги с цифрой 1, 2, 3, 4) . Только для того, чтобы поехать на этом поезде, нам нужны билеты (воспитатель раздает детям билеты).

Посмотрите, на каждом билете указан номер вагона, в котором вы поедете. Теперь нам предстоит найти свой вагон пока играет музыка, как только музыка прекращается вы должны найти свой вагон и встать возле него (проиграть несколько раз).

6) Осмысление

Воспитатель собирает детей вокруг себя на ковре.

Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали? (ответы детей)

Скажите, а деревья нам нужны в городе? (ответы детей)

А зачем? От них же столько листьев осенью на земле. (ответы детей)

А осенью, когда сильные дожди? (ответы детей)

Ребята, значит мы должны беречь наши деревья? (ответы детей)

А как? (ответы детей)

Молодцы, ребята. Мы сегодня с вами не только посадили деревья, но и поняли, зачем они нам нужны и чем они важны.

Тема: «Нахождение закономерности и продолжение ряда. Число, цифра 4.»

Базовый учебник: Шевелев К.В. Занимательная математика. Рабочая тетрадь для дошкольников 4-75лет. / К.В. Шевелев. – М.: /Издательство «Ювента», 2013. – 40 с.: ил.
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию навыков по нахождению закономерности и продолжению ряда. Познакомить с образованием и называнием числа 4.
Практическая: содействовать формированию графических навыков при срисовывании предметов по клеткам.
Развивающая: продолжать развитие мелкой и общей моторики рук, зрительное восприятие, внимание, память, речь, логическое мышление, воображение.
Воспитательная: воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Тип урока: знакомство с новым материалом
Дидактический материал для педагога:
Для педагога: карточки с цветами, яблоки и божьи коровки, карточки с цифрами, литература.
Для учащихся: тетради по математике, карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, дети!

Педагог: На доске карточки с цветами, посмотрите внимательно, вспомните все цвета, давайте вместе повторим!
(на доске карточки с цветами, педагог показывает, дети называют цвета)
- Какую цифру мы проходили на прошлом уроке? Правильно цифру 3!
В тетради у вас написана цифра 3, попробуйте ее еще раз обвести по точкам, вспомним как пишется цифра 3. (работа в тетради, дети пишут цифру, педагог подходит к каждому ребенку и смотрит как он выполняет, если нужно помогает)

2. Основная часть.
Педагог: Молодцы, все справились с заданием! Давайте продолжим! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой цифрой! Эта цифра 4.
За тремя идет 4,
Острый локоть оттопыря!
(На доске висят карточки с цифрой 3 и 4. Под цифрами педагог выставляет три яблока и четыре божьих коровки.)
- Сколько яблок? (3)
- Сколько божьих коровок? (4)
- Чего больше? (божьих коровок)
- Что нужно сделать, чтоб яблок и божьих коровок стало одинаково? (добавить еще одно яблоко)

Педагог: Молодцы! Давайте теперь немножко отдохнем
Физкультминутка «Алые цветки»
Наши алые цветки
(ребенок соединяет ладони в форме тюльпана)
Распускают лепестки
(ребенок медленно раскрывает пальцы)
Ветерок чуть дышит дышит, лепестки колышет
(ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону)
Наши алые цветки закрывают лепестки,
(медленно закрывает ладони, имитируя форму цветка)
Головой качают, тихо засыпают!
(ребенок произвольно покачивает *головкой цветка*)

Педагог: Откройте тетради, попробуем в клеточках написать цифру 4.
(Ребята выполняют задание, педагог помогает)

Педагог: Умнички, справились с заданием! У нас с вами осталось последнее задание. Давайте посчитаем сколько у нас в тетради нарисовано овощей и напишем соответствующую цифру!
(Ребята выполняют задание, педагог помогает.)

Педагог: Молодцы! Устали? Отдохнем?!

Руки требуют заботы,
(руки вытягивают перед собой)
Ведь у них полно заботы:
Трудно целый день писать,
(сжимают и разжимают кулачки)
И лепить, и рисовать.
(хлопать в ладоши)
Потянулись вверх, потом
(поднимают руки вверх)
Руки шире разведем.
(разводят руки в стороны)
Вот и все. Конец зарядке.
Сели вновь за стол, ребятки.
3. Итог
Педагог: Ребята, расскажите, что нового вы сегодня узнали на нашем занятии? С какой новой цифрой мы сегодня познакомились?
Молодцы! Справились со всеми заданиями! На этом наше занятие заканчивается, до свидания!

Конспект ФЭМП

Тема занятия: «Образование числа 4»

Группа: средняя группа

Задачи:

образовательные:

    Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4:

    Расширить представление о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

    Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

развивающие:

    Развитие наглядно- образного и логического мышления, графических навыков, связной речи; расширение словарного запаса;

воспитательные:

    Воспитывать интерес к математическим фактам; стремление оказывать помощь другим.

Предметно-развивающая среда:

Демонстрационный материал: Костюм Маши, игрушки Медведь; 4 блюдца, 4 чашки, треугольник, квадрат, прямоугольник; 2 полоски- модели, контрастные по длине (одна полоска равна стороне квадрата и короткой стороне прямоугольника, другая – равна длинной стороне прямоугольника.

Раздаточный материал. Двуполостные карточки, листочки и цветочки (по4 шт. для каждого ребенка), конверты; предметы посуды, разрезанные на части (по 2 шт. для каждого ребенка)

Структура занятия:

    Организация детей

    Математическая разминка

    Математическая разминка

    Работа с демонстрационным материалом

    Игровое упражнение

    Математическая разминка

    Итог занятия

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы обучения, приемы

Интеграция ОО

1. Организация детей

Воспитатель входит в группу в костюме Маши (в группе кукла медведя)

Ребята посмотрите Вы меня узнали?

Сегодня я Мишка ждем гостей!

Слушают воспитателя

Дети: Маша и Медведь

Вопросы к детям

Социально-

коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

2.Математическая разминка

Воспитатель в роли Маши и медведя.

Маша ставит на стол 3 блюдца, и предлагает Мишке посчитать их: Сколько блюдец?

Мишка затрудняется. Маша просит помощи у детей.

Маша приглашает к себе ребенка и просит поставить на стол столько же чашек.

Задает вопрос:

C колько чашек? Сколько блюдце?

Что можно сказать о количестве блюдец и чашек?

Дети:3 блюдца.

Дети:3 чашки и 3 блюдца.

Одинокого.

Социально-

коммуникативное развитие

Речевое развитие

3.Математическая разминка.

Воспитатель –Маша, ставит еще одно блюдце и считает.

Как получили четыре блюдца?

Сколько у нас чашек?

Четыре блюдца и три чашки, что больше?

Три чашки и четыре блюдца, что меньше?

Как сделать так, чтобы блюдец и чашек стало поровну?

А давайте сделаем так чтоб блюдец и чашек стало по четыре, чтоб хватило всем гостям.

Молодцы теперь у всех гостей по комплекту ….

Дети три.

Дети четыре блюдца больше, чем три чашки.

Дети Три чашки меньше, чем четыре блюдца.

Дети 4.

Дети 3.

Дети обговаривают два варианта уравнивания.

Дети добавляют одну чашку, считают чашки, уточняют, сколько их стало и как получилось четыре чашки.

Игра.

Создание проблемной ситуации, ответы на вопросы.

Социально-

коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие.

4. Работа с демонстрационным материалом

«Листочки цветочки»

У каждого ребенка по 4 листочка и 4 цветочка. Воспитатель- Маша, Расположите на верхней полоске карточки три листочка, на нижней четыре цветочка. Воспитатель- Маша, посчитайте листочки и цветочки.

Сколько листочков?

Сколько цветочков?

Четыре цветочка и три листочка - сравните, что больше?

Три листочка и четыре цветочка – сравните что меньше?

Какое число больше: четыре или три?

Какое число меньше: три или четыре?

Сделайте так, чтобы листочков и цветочков стало поровну.

Дети: выполняют задание соответственно предложенным требованиям воспитателя.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Дети Четыре листочка больше, чем три цветочка)

Дети Три листочка меньше, чем четыре цветочка)

Дети 4.

Дети 3.

Познавательное развитие

Речевое развитие

3. Игровое упражнение.

«Поможем Мишке склеить посуду»

Воспитатель- Маша. У детей в конвертах предметы посуды, разрезанные на части.

Маша рассказывает, как не культурно в гостях вели себя волки и разбили посуду – «Мишке нужно помочь склеить посуду»

Молодцы! И с этим заданием справились.

Дети: берут части и восстанавливают целостность картинки соответственно правилам игры выполняют задание.

Предметно-практические и умственные действия, детей

Социально коммуникативное развитие

Познавательное развитие

4.Математическая разминка

Воспитатель- Маша, показывает Мишке прямоугольник, квадрат и треугольник. Уточняет название фигур у детей.

Сколько сторон?

Сколько углов?

Давайте сравним стороны квадрата и прямоугольника.

Показывает, что у квадрата все стороны равны, а прямоугольника равны только противоположные стороны.

С помощью полосок- моделей уточняет свойства квадрата и прямоугольника

Дети прямоугольник, квадрат и треугольник.

Дети считают.

Предметно-практические и умственные действия, Вопросы к детям, словесные отчеты детей

Социально-

коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие.

6.Рефлексия

Воспитатель -Маша благодарит детей за помощь. И спрашивает понравилось им накрывать стол для гостей?

Прощается и уходит.

Дети отвечают на вопросы Маши прощаются благодарят.

Ответы на вопросы.

Речевое развитие

Познавательное развитие.

Тема : Закрепление пройденного. Число и цифра 4.

Программное содержание:

  1. Упражнять в количественном и порядковом счёте, продолжать учить соотносить числительное с количеством предметов в группе;
  2. Закреплять умение различать цифры 1-4
  3. Закреплять представление детей о геометрических фигурах;
  4. Закрепить умение сравнивать количество предметов в группе;
  5. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по длине;
  6. Упражнять в счете, закреплять навыки счета по порядку;
  7. Продолжать учить уравнивать неравные группы предметов, чередовать предметы по цвету;
  8. Способствовать развитию мыслительных операций.
  9. Развивать положительные эмоции, способствовать двигательной активности детей на занятии;
  10. Воспитывать сдержанность, внимательность, умение дружно работать в коллективе.

Оборудование: паровозик из составленных стульев, диски-«кочки» с наклеенными цифрами, картинки: паровозик, вагончики с цифрами, соловьи (10 штук), деревья (береза, тополь, ель), царь Один, царица Два, принцесса Четыре и воин-победитель Три, набор картинок с определенным количеством предметов, ромашки и колокольчики (по 3шт.), эмблемки в сундучке, мячики-суджок по количеству детей, картинки к дидактическим играм: «Какой поезд длиннее», «Из каких геометрических фигур составлен поезд?», музыка из м\ф «Паровозик из Ромашково», «свист соловья», магнитофон.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент. Порядковый и количественный счет. Игра «Расставь по порядку вагоны», Игра «Рассади пассажиров».

— Ребята вы любите сюрпризы? Хотите мы сегодня отправимся в путешествие в сказочный лес. Я вам предлагаю путешествовать на паровозике из Ромашково.
Вспомните, какой любознательный и внимательный этот паровозик, и, мне кажется, он будет нашим помощником в путешествии.

Ой, а что случилось с ним на этот раз (на мольберте модель паровоза с рассыпанными вагончиками) мы не можем так ехать, нужно срочно помочь паровозику расставить вагоны попорядку.

Интересно, какой из вагонов должен стоять первым? Сосчитаем вагоны (четыре). Который будет первым? Вторым? Третьим? Последним? Посмотрите да мы не одни собрались ехать в путешествие. Кто тут с нами? (царь Один, царица Два, принцесса Четыре и воин-победитель Три) Как вы думаете в каком вагоне они поедут? А в каком вагоне поедут звери (1-мишка, 2 –зайчика, 3-белочки, 4-ежика).Дети пересчитывают число зверей на картинке и ставят картинку рядом с вагоном обозначающем число зверей.

  1. Игровая мотивация.

Теперь, когда все вагоны закрепили, всех рассадили, пора и нам отправляться. Давайте превратимся в пассажиров и сядем в вагончики! Занимайте места у окошек в волшебном паровозике.

Звуковая заставка: Внимание, внимание! Паровозик из Ромашково отправляется в сказочный лес! Поют песню паровозика из м\ф «Паровозик из Ромашково»

Хорошо на свете! Солнышко, свети,
Пожелай нам, ветер, доброго пути!
Доброго, доброго, доброго пути,
Самого, самого доброго пути!

  1. Ориентировка в пространстве. Дидактические игры: «Какой поезд длиннее», «Из каких геометрических фигур составлен поезд?»

— Пока мы сидим в вагоне нашего паровозика, давайте поиграем.

«Высоко! Низко! Далеко! Близко! Слева! Справа! Широко! Узко!»

  1. Остановка «Сказочный лес». Психогимнастика «Цветы»

Мы приехали на Поляну цветов. Какие цветы растут на этой поляне? (ромашки и колокольчики) А каких цветов больше? Давайте проверим. (раскладывают попарно цветы) Какой цветок остался без пары? Как сделать, чтобы васильков и колокольчиков стало поровну? (убрать ромашку или добавить колокольчик)

А теперь скажите: сколько цветов выросло на поляне? (8) Какого они цвета? Давайте попробуем сделать чередующуюся дорожку из цветов. (из ромашек и колокольчиков дети строят дорожку на полу)

А вы можете показать, как растут цветы?

Игра «Цветочек (Проводится психогимнастика. Звучит музыка. Дети изображают, как растут цветы.)

Сжать кулачки и приставить их друг к другу
Растет цветочек, поднимается
(выпрямляем пальцы)
Лепестки его раскрываются
(ладони ставим как чашу и раскрываем пальчики -лепестки)

  1. Игра «Послушай-посчитай-отсчитай»

Ребята вы слышите какие –то звуки? Кто так замечательно поет? (соловьи) (Подходят поближе к доске с изображением деревьев). Вы хотите узнать, сколько на дереве соловьев? Внимательно прослушайте сколько раз я хлопну, столько надо соловьев посадить на дерево. (повторяет 3 хлопка, 2 хлопка, 5 хлопков, дети садят птичек рядом с березкой, тополем, елью)

  1. Физкультминутка.

Паровозик очень просит нас сделать с ним физкультминутку.

Поезд мчится, поезд мчит — движения руками;

Тук — тук — тук — ходьба на месте;

Сердце радостно стучит — движения руками;

Тук — тук — тук – движения руками от сердца;

Поезд, поезд, торопись — движения руками;

Тук — тук — тук — ходьба на месте;

На перроне тормози

Тук-тук-стоп.

  1. Загадка. Массаж с мячиком- «ежиком»

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)

Посмотрите, сколько я ежиков на полянке нашла, (посчитать) давайте играть!

Ежик выбился из сил –

Яблоки, грибы носил. (катают в ладонях)

Мы потрем ему бока –

Надо их размять слегка, (делают разминание)

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко. (раскатывают по ладони)

А потом почешем брюшко,(нажимают на «колючки»)

Пощекочем возле ушка,

Еж в лесочек убежал,(катают в ладонях)

Нам спасибо пропищал.

  1. Последняя полянка. Сюрпризный момент.

(Подходят к кочкам с нарисованными цифрами и стрелкой)

Ребята, а куда ведет эта лесная тропка, через болотце. Надо пройти по кочкам правильно (пронумерованы до четырех), чтобы не увязнуть в болоте, перепрыгнуть ручеек. (шагают друг за другом, находят сундучок –там находятся эмблемки с нарисованным паровозиком). Молодцы, ребята! Все сегодня были дружными, хорошо занимались и даже клад нашли! Наше путешествие подходит к концу. Подумайте, почему нам пора возвращаться? Давайте вернемся в детский сад и там посмотрим, что в сундучке закрыто.

  1. Заключительная часть. Итог.

Звучит музыка «Песенка паровозика».

— Зачем паровозик нас в лес привозил. Что мы делали на лесной полянке? Вам понравилось наше путешествие?

Дети получают на память о путешествии эмблемки – помощников паровозика из Ромашково.