Золото карьер. Жизнь на "золотом" карьере: от верхнего края до самого дна. Добыча золота в России и мире

С древних времен золото применялось для производства ювелирных украшений и чеканки монет. В настоящее время роль драгоценного металла несколько изменилась: монеты из него уже не делают, но используют в качестве объекта инвестиций и одного из элементов золотовалютных резервов. Мировые запасы желтого металла составляют примерно 55 тысяч тонн, существенную долю которых представляют собой месторождения золота в России.

Добыча золота в России и мире

Наиболее крупными запасами драгметалла обладают несколько стран, в их числе: ЮАР, США, Канада, Австралия, Индонезия и Россия. В Российской Федерации запасы желтого металла учитываются по 372 коренным и 5000 россыпным месторождениям. Каждый год в мире добывается примерно 2,5 тысячи тонн золота, основная часть этого объема приходится на пятерку стран – США, ЮАР, Австралию, Россию и Китай. Наша страна по показателю добычи золота в годовом выражении занимает 4-5 место со значением в 200 тонн.

Добыча золота по странам в тоннах.

К самым большим месторождениям золота в мире относятся:

  • Pebble Deposit — США, Аляска, добыча не ведется;
  • Наталка – Россия, Колыма, добыча не ведется;
  • Grasberg – Индонезия, добыча ведется.

В пятерке крупнейших месторождений есть еще одно российское – Олимпиадинское (Олимпиада), расположенное в Красноярском крае, которое разрабатывается с начала 80-х годов 20 века.

Все запасы золота все России оцениваются примерно в 12,5 тысяч тонн драгметалла, из них более 60% составляют запасы промышленного значения, относящиеся к категориям A, В и С1 – детально разведанные, предварительно разведанные и запасы разведанных месторождений сложного геологического строения.

Для того чтобы представить, как размещены золотые месторождения по территории нашей страны, нужна карта с отмеченными золоторудными районами. К таким территориям относятся:

  • Восточная Сибирь – Енисейский, Бодайбинский, Приленский и Восточно-Забайкальский районы;
  • Якутия – Алданский и Верхоянский районы;
  • Районы Северо-Востока России;
  • Приамурье;
  • Территории Приморского края.

Основная часть российских золотых месторождений находится в Сибири и Дальнем Востоке.

Виды золотых месторождений

Золото в окружающем мире распространено достаточно обширно, металл в качестве химического элемента присутствует даже в человеческом организме. Но по содержанию в земной коре драгметалл находится только на 61 месте: его доля по массе составляет менее 0,000001%, причиной тому – его распыленное состояние в природе.

Крупнейшие месторождения золота, имеющиеся в мире, представляют собой места, где желтый металл обнаружен в больших концентрациях. В этих месторождениях сначала идут разведывательные геологические работы, затем строительство рудника и промышленная разработка имеющихся запасов.

Вся минерально-сырьевая база золотодобычи состоит из непосредственно золотых месторождений и комплексных месторождений, содержащих золото. Золотые месторождения бывают коренными и россыпными.

Что такое коренное месторождение?

Коренные месторождения образовались в земной коре благодаря магматическим процессам. В магме нашей планеты, в отличие от ее земной коры, концентрация золота гораздо выше. На протяжении многих веков в результате активности вулканов на поверхность Земли вырывались потоки раскаленной магмы. По своему содержанию, магма – расплав самых разных соединений. Температура плавления этих соединений различна, поэтому, когда магма остывала, первыми кристаллизовались тугоплавкие вещества. Внутри уже застывшей массы продолжалась циркуляция более легкоплавких элементов. Эти процессы в районе прорыва магмы на поверхность и способствовали появлению здесь месторождения золота.

Частички золота в коренном месторождении.

Расплав легкоплавких элементов через трещины застывшей магмы выстреливал наружу, формируя жилы, внутри которых продолжали циркулировать горячие растворы золотосодержащих солей. При полном остывании эти соли разрушались, а золото кристаллизовалось в образовавшихся жилах в чистом виде. При выбросе и застывании магмы протекало множество химических реакций, ход этого процесса мог отличаться, как и итоговый состав соединений.

Коренные месторождения золота могли образовываться разными путями, но всегда сопровождались магматическими процессами. Этим объясняется расположение первичных месторождений: они всегда находятся в горах, где порода складывалась в результате магматической активности.

Золото в таких месторождениях в чистом виде встречается очень редко, чаще всего в нем присутствуют другие металлы. Наиболее распространены сплавы с серебром и медью. Иногда встречаются залежи золота с содержанием платины и прочих элементов это группы.

Особенности россыпных месторождений

Месторождения россыпного характера называют вторичными, причиной тому – особенности процесса их формирования. Россыпные месторождения золота образуются из коренных в результате непрекращающегося воздействия физического и химического характера. Действие ветров, температурные перепады, осадки, движение подземных вод, жизнедеятельность микроорганизмов и растений на протяжении большого периода времени постепенно приводит к разрушению горной породы. Разрушающаяся порода высвобождает находящееся в ней золото: драгметалл начинает спускаться с гор в долину, где и образуется месторождение россыпного типа.

Основными факторами образования россыпей считаются:

  1. Действие воды – именно осадки и воздействие подземных вод способствует разрушению горного массива и
  2. Спуску золотосодержащей породы вниз;
  3. Химические свойства золото – металл не вступает в реакцию с водой, поэтому остается в изначальном виде без изменений;
  4. Физические свойства золота – благодаря своей плотности металл накапливался в тех местах, откуда водой вымывались более легкие элементы.

Месторождения золота россыпного типа бывают разными: они отличаются по размеру, территории и способу образования. Изменения земной поверхности происходили на протяжении миллионов лет, часто вместо первичного месторождения могло образоваться россыпное, причем на очень большом расстоянии от начальной точки выхода магмы наружу.

Золото в россыпях боле доступно, в коренных месторождениях его необходимо добывать из руды. Особенности расположения частиц драгметалла можно наглядно увидеть на фото фрагментов породы обоих типов месторождений.

Известные российские месторождения

Самые известные месторождения нашей страны относятся к коренному типу, большинство из них разрабатывается с советских времен.

Сухой Лог

Сухой Лог – российское месторождение золота, расположенное в Восточной Сибири, а именно на территории, относящейся к Бодайбинскому золотоносному району. Сухой Лог открыт в 1961 году, и на сегодняшний день все еще входит в число крупнейших месторождений желтого металла в России. Большие запасы золота в этих местах компенсируются его низким содержанием в руде.

После открытия месторождения в этих местах в 70-е годы велись разведывательные работы и технологические исследования, целью которых являлись меры по обогащению руды. Комплекс подготовительных работ был осуществлен уже в следующем десятилетии. В 80-х годах здесь построили ЛЭП, круглогодичную дорогу между соседними населенными пунктами, реконструировали аэропорт в близлежащем г. Бодайбо, начали строительство ГЭС.

Руды этого месторождения золота относятся к золото-сульфидно-кварцевому типу, основная часть металла ассоциирована с пиритом. Содержание драгметалла колеблется в интервале от 0,5 до 10 г/т, средний показатель равен 2,7 г/т. Рядом выявлено еще пять средних по объему запасов месторождений с небольшими показателями содержания элемента в руде. Три месторождения уже разрабатываются, по остальным пока ведется освоение.

Березовское

Березовское месторождение – это уникальное место добычи золота в нашей стране. Уникальность его связана с тем, что открыто оно было еще в 18 веке. Открытие связывают с крестьянином Ерофеем Марковым. Разработки на Березовском месторождении ведутся с 1748 года и не прекращаются по настоящее время.

Самородок из березовского месторождения.

Золото большей частью здесь мелкое и пылевидное. Для Березовского характерно неравномерное распределение драгметалла: вкрапления в сульфидах тонкие, имеют дисперсный характер. Иногда металл представлен крупными скоплениями в верхних горизонтах, еще реже – в виде маленьких самородков.

С начала работ в 18 веке здесь добыто более 140 тонн драгоценного металла.

Длительность промышленной эксплуатации месторождения позволяет сказать, что это место не имеет аналогов ни в России, ни в мире. Балансовые запасы категорий С1 и С2 составляют около 90 тонн золота.

Воронцовское

Воронцовское — известное месторождение золота в Свердловской области. Разведывательные работы здесь были начаты еще в середине 80-х годов прошлого столетия. Разработка золотого месторождения ведется с конца 2000 года. Золотое оруднение представлено двумя природными типами: окисленные руды (рыхлые) и первичные золото-сульфидные руды.

Карьер Воронцовского месторождения золота.

В Воронцовском месторождении преобладает свободное, тонкое золото в виде сростков с основными минералами породы. Размер золотин изменяется в диапазоне от мельчайших частичек до 0,5 мм.

Переработка руды ведется двумя способами: окисленные руды перерабатываются путем кучного выщелачивания, первичная руда перерабатывается методом «уголь в пульпе» на металлоизвлекательной фабрике близ месторождения.

Воронцовское месторождение – первое в России, где была испробована технология кучного выщелачивания в зимнее время. Положительные результаты проведенных работ позволили осуществлять добычу драгметалла круглый год вне зависимости от сезонных условий.

В канадском Ванкувере прошел финал Гран-при по фигурному катанию. Для России турнир сложился неудачно: ни один отечественный спортсмен не завоевал золотую медаль. Фигуристка-одиночница Алина Загитова , ехавшая в Канаду в ранге фаворита, стала второй. По мнению серебряного призера Олимпиады и хореографа Ильи Авербуха, Россия «проиграла этот бой».

В Канаде завершился заключительный турнир серии Гран-при по фигурному катанию сезона-2018/19. Среди российских спортсменов никто не смог завоевать золотую медаль. Лидеры отечественного катания Алина Загитова и Елизавета Туктамышева , выступающие в категории женщин-одиночниц, финишировали на втором и третьем местах соответственно. Помешала триумфу ученице Этери Тутберидзе ее главная соперница - 16-летняя японская фигуристка Рика Кихира.

Если Туктамышева ехала в Канаду просто наслаждаться катанием и своим успехом в текущем сезоне, то на Загитову действительно выпал огромный груз ответственности. Однако короткую программу олимпийской чемпионке откатать чисто не удалось, а затем были допущены грубые ошибки в произвольном номере. Кихира ошиблась единожды, завалив каскад тройной аксель + тройной тулуп. Судья сняли достаточно много баллов у японки, но все остальное было исполнено идеально.

Это косвенно подтвердила и Загитова после финала, заявив, что не сможет сейчас исполнять четвертные прыжки. Также Алина призналась, что ей было тяжело по ходу сезона из-за возросших ожиданий и давления прессы. Этот финал остался за Кихирой, но уже в ближайшем будущем ее конкуренция с Загитовой может стать главным противостояние женского фигурного катания.

21-летняя Туктамышева стала третьей - хороший для нее результат. Елизавета и перед финалом неоднократно повторяла, что не рассчитывает в Ванкувере на победу.

Еще одна представительница России Софья Самодурова показала пятый результат.

«Я прошла через многое, через взлеты и падения, приобрела опыт, отпустив волнение и поняв, для чего я катаюсь. В моем возрасте важно не соревноваться, а получать удовольствие от работы, любить свое дело», - цитирует Туктамышеву ТАСС.

Много вопросов оставило выступление танцевальных пар. Россияне Александра Степанова /Иван Букин ехали в Канаду главными претендентами на победу, однако столкнулись с судейским «хулиганством» в короткой программе, а наверстать в произвольном номере уже не смогли. Зато порадовали другие российские спортсмены Виктория Синицина и Никита Кацалапов . Пара набрала 201.37 балла по сумме двух программ и стала второй.

Примечательно и то, что молодые люди впервые в карьере преодолели планку в 200 баллов.

Так что серебро Гран-при Синицина и Кацалапов могут записать себе в актив. Еще одна отечественная танцевальная пара Тиффани Загорски/Джонатан Гурейро заработали 184.37 в сумме, заняв итоговое пятое место. С большой радостью судьи отдали золото американцам Мэдисон Хуббелл и Закари Донохью (205.35), которые так и не получили самый высокий уровень сложности. Судейство танцевальных пар в финале Гран-при, вероятнее всего, будет предметом обсуждения еще долго.

Настоящую сенсацию преподнесли спортивные пары. После провальной короткой программы французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре были только четвертым, однако в произвольном номере неожиданным для всех образом показали настолько качественный прокат, что взлетели аж на первую строчку.

Лидирующие после короткой программы китайцы Чэн Пэн и Цзинь Ян в итоге финишировали вторыми.

Российская пара Евгения Тарасова и Владимир Морозов ошибались много и часто. В коротком номере был завален тройной прыжок, а в произвольной фигуристы и вовсе допустили падение после выброса и завалили каскад из тройного и двух двойных прыжков. Как итог - только третье место. На четвертой строчке расположились

О том где и как можно посмотреть на настоящее природное золото рассказал один из читателей блога. Самый простой вариант это проехать на один из карьеров добывающий песчано-гравийную смесь. На песчано-гравийном карьере были добыты эти маленькие крупинки золота.

Кто то скажет это ерунда. Может быть и так если рассматривать в глобальном масштабе. Рассмотрим крупинки на фоне линейки с миллиметровыми делениями.


Кучкой смотрятся уже. Вроде как уже что то есть. Истинные размеры крупинок на следующей фотографии.

К сожалению в аллювиальных отложениях Подмосковья много песка, а как нам известно плотность золота выше чем плотность песка, и крупинки металла проваливаются сквозь песок не скапливаясь. При осматривании бортов необходимо найти пропластки с большим содержанием гравия и примесью глины. Пробы брать надо из разных мест и достаточно одного ведра. Задача стоит отмыть пробу до черного шлиха и не смыть золото. Техника промывки само по себе не сложна, но как любое дело требует повторить одно и то же движение много много раз и только тогда придет навык и умение. Черный шлих с целью сохранения и обработки в более комфортных условиях смыть в баночку.
Так вот выглядит черный шлих на обычном совочке для мусора.

Технологии далее разные существуют, но один из вариантов облегчающий дальнейшую работу это с помощью магнита убрать то что магнитится. Магнит предварительно поместить в пакет или же пластмассовую емкость и тогда достаточно магнит вынуть и металл обсыпится с внешней стороны защиты. Иначе с магнита очень нудно снимать магнитные крупинки.
Через некоторое время на совочке уже видны следы золота.

Сегодня утром продолжили беседу о добыче золота в Московской области. Обсудили вероятные места аллювиальных отложений. Один из районов как пример.

Карта тяжелая поэтому обсуждали маленький участок. Карты Московской облсти у меня есть. Масштаб как видите 1:200 000. Помогу разобраться. Есть так же разрезы и объяснительные записки. Кто заинтересовался пишите свой район и почту, а так же предпочитаемые места прогулок.
Через какое то время собеседник пишет, что прогуляется он до карьера и возьмет пробу, что бы на примере конкретного участка показать где и как надо брать пробы и что из этого может получиться.
Вот фотоотчет его выезда. Дорога к карьеру.

Сам карьер по добыче ПГС.

Ну к мусору любителям путешествовать не привыкать. Однажды в полутора километрах от мест где видел последние следы человека нашел остатки стиральной машинки. Разбитая стиральная машинка с барабаном из нержавеющей стали. Были находки недобитых унитазов. Не говорю о банках, бутылках и пакетах этот хлам повсеместно.

Это борт карьера где и следует брать пробы.

При приближении к обнажению видим слои. Это бывшая река несущая песок и гавий с крупинками металла.


Возможно кто то думал, что пробы берутся с выполнением какого то ритуала или же в присутствии духового оркестра. Ошибаетесь. Все тривиально до безобразия. Ведро для мусора и лом. Никакой романтики.

Осталось дождаться результатов промывки. Как только станут известны результаты сообщу.
Читатель любезно предоставил материал по дальнейшей промывке пробы. И еще раз напомню, что при пробе надо брать грунт так как есть для понимания сколько тонн надо перелопатить для достойного выхлопа. Затем следуют разделение пробы весом в 12.5 кг на фракции в результате чего получаем 9.5 кг гравия и 2.5 кг песка.

В гравии то же есть металл, но его надо пропустить через мельницу, но на данном этапе нет смысла этим заниматься хотя его может быть достаточное количество. Крупинки золота, имеющие плотность выше песка, лежат под песком на дне тазика.

А на поверхности блестят чешуйки гидрослюды, которые иногда вводят людей в заблуждение.

Промывая песок получаем шлих в котором преобладают тяжелые металлы. Вот результат промывки ведра гравия - 50 гр. шлиха. Где то в этом шлихе возможно есть крупинки золота.

Доводка шлиха самый ответственный момент. Если начали доводку то уже не останавливаться. Ни в коем случае нельзя допускать обсыхание шлиха. Чешуйки золота обсохнув могут стать плавучими и уплывут вместе с водой и поэтому во время доводки не допускайте обсыхание шлиха и доводочной поверхности. Доводочную поверхность можно сделать из обычного совочка для мусора. Поверхность надо пройти наждачной бумагой что бы снять глянец. Поверхность не должна иметь жирных пятен и следов масла, хорошо смачиваться водой. Вот так вот в домашних условиях можно начать доводку.

July 7th, 2016

Расположенный в западной части Австралии рудник Супер Пит (Super Pit) тоже является одним из самых крупных и известных. Своим владельцам, компаниям Ньюмонт Майнинг и Баррик Голд он ежегодно приносит более 780 000 унций золота. Супер Пит является самым крупным открытым рудником Австралии, длина его карьера составляет порядка 3 500 метров, а ширина порядка 1 500 метров. Глубина карьера тоже впечатляет, она составляет около 570 метров.

Давайте посмотрим на него подробнее...


Фото 2.

Непосредственно на территории рудника работает около 550 сотрудников, не считая специалистов, которые обслуживают транспортную систему промышленного района. Золотой прииск Супер Пит был открыт еще в конце 19 века, первоначально добыча драгоценного металла велась в небольших шахтах, без использования какой-либо специальной техники. В 2001 году шахты были объединены в единый промышленный комплекс, а к 2009 году строительство огромного рудника было полностью завершено.

Фото 3.

Добыча золота на руднике Супер Пит является не только самой масштабной, но и одной из самых сложных в Австралии. Все дело в том, что драгоценный металл в перерабатываемой породе содержится в форме теллурида. Этот минерал нельзя обрабатывать привычным способом очистки – цианированием, поэтому на его многоэтапную переработку и очистку золота от примесей тратится немало средств и сил.

Фото 4.

Добыча на Super Pit ведется карьерным методом, погрузчиками и грузовиками. За историю существования одного из самых больших в мире рудников отсюда было поднято наверх более 295 млн. кубометров породы.

Днем работают под палящим солнцем, ночью – в свете прожекторов. В темное время суток рудник похож на съемочную площадку фантастического боевика об очередном захвате Земли пришельцами. Большинство гигантских машин принадлежит золотодобывающей компании Kalgoorlie Consolidated Gold Mines (KCGM). И если на многих рудниках мира водители грузовиков работают в три смены, то здесь, в Калгурли, они проводят за рулем по 12 часов.

Фото 5.

Между тем за напряженной жизнью рудника со специальной смотровой площадки наблюдают сотни туристов, которые съезжаются сюда со всего света. Картина и в самом деле захватывающая: перемещающиеся по огромному карьеру гигантские грузовики с диаметром колес в два человеческих роста и кабиной водителя, расположенной на высоте четырехэтажного дома, отсюда, с площадки, кажутся маленькими игрушечными машинками.

Фото 6.

Caterpillar 797B, полная масса которого составляет 623 690 кг - этот гигант за один раз способен перевезти до 345 тонн груза. Если брать в расчет полную массу, то это самый тяжелый автомобиль в мире. Но CAT 797B примечателен не только массой и размерами. Он единственный из гигантских самосвалов использует традиционную трансмиссию с коробкой передач и подводом крутящего момента к колесам через главную передачу. У остальных гигантов – Liebherr, Terex, БелАЗ – для привода колес служит дизель-электрическая трансмиссия.

Фото 7.

Конструктивно 797-й – самый обычный автомобиль, разве что слегка гипертрофированный. Дизельный мотор объемом 117,1 литра (опечатки здесь нет) направляет убийственный крутящий момент к семиступенчатой гидромеханической планетарной коробке передач – самой большой в автомобильном мире! А оттуда ньютон-метры отправляются к другому грандиозному инженерному сооружению – главной передаче, где они возрастают в 21 раз, принимая по-настоящему астрономические значения. Конечное звено в этой цепочке – массивные сдвоенные задние колеса. Самые большие шины в мире, установленные на 63-дюймовых дисках, были разработаны компанией Michelin специально для этой модели. Поворачивает мастодонт, вращая передние колеса, как обычный автомобиль. Только не силой мышц, слегка усиленной гидроприводом, а гидравлическими моторами, приводящимися от основного ДВС. На случай, если дизель заглохнет, предусмотрены аварийные гидроаккумуляторы. С их помощью можно совершить до трех поворотов на 90 градусов при неработающем двигателе. Замедление осуществляется торможением двигателем, а также многодисковыми тормозными механизмами с принудительным масляным охлаждением.

Фото 8.

За пальму первенства с CAT 797B может поспорить лишь Liebherr T282B, самый большой в мире грузовик с электрической трансмиссией. Этот гигант может перевезти в своем ковше 363 тонны груза – на 18 тонн больше, чем Caterpillar. Когда самосвал длиной 14,5 м и шириной 8,8 м впервые показали широкой публике на Мюнхенской строительной выставке 2004 года, его сразу окрестили «восьмым чудом света». Главным образом не за внушительные размеры и грозный вид, а за то, что он способен перевозить груз в полтора раза больше собственного веса. По этому показателю, характеризующему уровень инженерного совершенства конструкции, Liebherr T 282 B обставляет все другие гигантские экземпляры. 20-цилиндровый 3650-сильный дизель грузовика объемом 90 литров раскручивает генератор переменного тока, который «питает» электромоторы задних сдвоенных колес. За счет особенностей электрической трансмиссии машина быстрее ускоряется, хотя и обладает чуть меньшей максимальной скоростью, чем CAT 797B. При торможении мотор-колеса работают здесь как генераторы, экономя ресурс рабочих тормозных механизмов. В качестве стояночного тормоза используют дисковые тормозные механизмы всех колес. Рулевое управление гидравлическое, примерно такое же, как у Caterpillar.

Фото 9.

Если в чем-то карьерные гиганты и уступают обычному автомобилю, так это в скорости. Однако лихачество им ни к чему. По территории карьера, где и проходит, собственно, вся их жизнь, они передвигаются с разрешенной скоростью 40 км/ч. При этом 797B имеет максимальную скорость около 68 км/ч, скорость Liebherr T 282 B примерно на 3 км/ч меньше. Успевая обернуться за 35–40 минут и вновь встать под ковш не менее гигантского карьерного гидравлического экскаватора (например, Komatsu PC8000 или PC8000-6), две трети этого времени тяжело нагруженный самосвал тратит на то, чтобы выбраться из карьера на поверхность. Всю свою трудовую жизнь эти гиганты проводят на рудниках. Ни при каких условиях такой грузовик не может добраться туда сам по обычной дороге, ведь от нее просто ничего не останется. Их доставляют на рудники по частям, в контейнерах, и собирают уже на месте. Разумеется, любой автомобиль – будь то крошечный Peel P50, самый маленький автомобиль в мире выпуска 1962 года, или гигантский Liebherr T 282 B – требует постоянного обслуживания. Его надо заправлять, проводить техобслуживание, ремонтировать. Каждый экземпляр, работающий в карьерах, обслуживают десятки грузовиков, поездов или вертолетов (как, например, на некоторых рудниках Южной Америки, где нет железнодорожного сообщения или соответствующих дорожных трасс). Это и доставка горючего, которое заливается в гигантские цистерны, расположенные стационарно на руднике, и техническое обслуживание, и огромные мастерские – все это вместе составляет чрезвычайно развитую, дорогостоящую инфраструктуру.

Фото 10.

Каждый из гигантских механизмов и сам стоит целое состояние. Средняя цена CAT 797, например, чуть меньше четырех миллионов американских долларов. Соответственно стоит и его обслуживание, а также запчасти к нему. Цена шины 59/80R63 XDR – около $200 000, ну а если, например, сгорает мотор, то на его замену потребуется около $1 миллиона. Единственный способ, которым эти массивные машины могут окупить свою стоимость, – это бесперебойная и безаварийная работа 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. Как только самосвал попадает на рудник, с первой же минуты все направлено только на одно – скорее окупить миллионные затраты; каждый раз, когда кузов гиганта наполняется рудой, он отрабатывает свою стоимость. Сразу же замечу: при стоимости самого самосвала в несколько миллионов долларов, расходах на доставку оборудования к месту работы, на развитие и поддержку инфраструктуры эти гиганты обычно окупают себя быстрее другой техники – менее чем за 12 месяцев! И немалую роль в этом играют именно их размеры. Ведь чем меньше поездок совершает грузовик, чем больше руды способен погрузить, тем быстрее он себя окупит. Перевозя по 300–360 тонн породы за один раз, гигант прекрасно справляется со своей задачей.

Фото 11.

Казалось бы, на этом можно поставить точку, ведь все мыслимые и немыслимо огромные механизмы уже изобретены, существуют, работают. Есть ли смысл продолжать работать в этом направлении? Где тот потолок, после достижения которого теряется смысл в разработке новых сверхгигантов и надо искать принципиально новые решения? Насколько громадным может быть чудище и не пора ли остановиться? Однако авторитетные эксперты утверждают: «Потолок еще не достигнут и в ближайшее время достигнут не будет. Дело в том, что при сегодняшних темпах развития механизации, новых перспективных технологиях, дальнейшем совершенствовании моторов, при постоянном развитии и повышении уровня современной электроники создание новых сверхгигантов вполне реально, а главное – экономически оправдано».

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

источники

В посте про Ан-24 с высоты 4000 м я на подлёте к Северо-Енисейску: один почти идеально круглый и глубокий, второй эллиптический и помельче глубиной. Теперь стоит осмотреть их и вблизи. И даже ненадолго влиться в их повседневную жизнь: спуститься на самое дно карьера, ощутить масштаб и биение его рабочего ритма. Стоит посмотреть и сверху и заодно оценить сложность управления такой махиной. Как вообще это делается и какими средствами?
Давайте вникнем поглубже в эту странную для горожан суровую горнопромышленную жизнь:)

Для начала - о том, кто вообще роет эти карьеры и что это за сущность.
Итак, перенесемся на полтысячи километров к северу от Красноярска - чуть восточнее Енисея, между Ангарой и Подкаменной Тунгуской.


В 1975 году тут было открыто крупное месторождение золота, которое назвали в честь будущих Олимпийских игр в Москве. Ещё через 5 лет, аккурат в год проведения Олимпиады-80, была создана артель старателей для разработки красноярских золотых приисков. Но пока старатели работали несколько в стороне. Детальная разведка месторождения была проведена в 1983-93 гг., после чего стало возможным защитить и зарегистрировать запасы и ресурсы в ГКЗ (Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых) и получить лицензию на разработку месторождения. Наконец, ещё через 3 года на базе "Олимпиады" началась реальная добыча золота - в 1996 г., и затем стал постепенно складываться горнопромышленный кластер, постепенно разрастаясь. Первая золотоизвлекательная фабрика (ЗИФ) появилась тогда же, затем вторая, третья и в 2010-м - четвертая ЗИФ. Цикл извлечения драгметалла постепенно усложнялся, масштабы добычи росли. Старатели на рубеже 90-х и "нулевых" превратились в мощную горнопромышленную группу "Полюс", которая сейчас стала крупнейшей золотодобывающей компанией в России и вторым по величине налогоплательщиком Красноярского края, после "Норильского Никеля". По размеру добычи золота "Полюс" занимает 8-е место в мире.

Сейчас на базе Олимпиадинского и расположенного поблизости Благодатного месторождения работает ГОК (горно-обогатительный комбинат), который добывает руду открытым способом и извлекает золото на четырех фабриках: ЗИФ-1, 2, 3, 4. Суммарная добыча золота (чистого) - более 45 тонн в год. Посёлок Еруда - вахтовый: здесь проживает примерно 5500 человек, периодически меняясь.

2. А мы едем с Северо-Енисейска на юго-восток, в район месторождения. Это примерно 80 км по тайге. Если из аэропорта можно приехать сюда и на ПАЗике (слева), то основной транспорт внутри территории ГОКа - это всепогодные вахтовки НЕФАЗ повышенной проходимости, на базе КамАЗов (справа).

3. Ночевали мы две ночи в вахтовом посёлке - в одной из многоэтажек ГОКа, превращённой в гостиницу. Первый этап - получение спецодежды, тут к этому относятся крайне серьёзно. Кстати говоря, это было первое, что меня сильно поразило - её качество. Ботинки выдали реально крутые - ходить по карьеру с крупными камнями или щебенке удобно и комфортно, протектор держит прочно даже на осыпи. Но и это ещё не всё: на внутренней территории "Полюса" (а это несколько кв. километров) обувь у всех одинаковая (!!!). Именно такая, как на фото. Мужчина или женщина, главный технолог или уборщица ЗИФа - неважно. Отличается только цвет канта: мужской вариант с белым кантом по прошивке, а женский - с сиреневым. Правда, в самом карьере я видел и вторую модификацию обуви, с высоким голенищем - у экскаваторщиков, например. Рабочий костюм тоже качественный и типовой. Своё одеяние, в котором я сюда приехал, пришлось целиком оставить в комнате; впрочем оно оказалось и хорошо. От себя добавлю, что я за двое суток настолько прикипел к форме, что было жалко её сдавать кастелянше комбината - особенно вот эти ботинки.

4. Следующий этап - инструктаж по технике безопасности в управлении ГОКа. Радиусы работы техники, чего опасаться, какие предметы опасны, чего не трогать, поведение откосов и отвалов и так далее. Показали даже целый фильм про это. Потом роспись в журнале.

5. Интересная деталь на входе. С обеих сторон от входа стоят вот такие ванночки с водой, где можно обмыть ботинки. Щетка штатно ставится в этот вертикальный цилиндр. Нужны эти ванны потому, что многие приезжают сюда с карьеров, с ЗИФов или других участков, где пыль и грязь. На фото, кстати, те самые типовые ботинки, что и на №3. В них я везде и ходил.

6. Главный пассажирский транспорт ГОКа - вахтовка НЕФАЗ. Их тут много - и как развозки, и как дежурные машины.

7. На вьездах в производственные зоны везде посты и достаточно жёсткие досмотры-проверки - и машин и пассажиров. Мышь просто так не проскочит. И это объяснимо: в цикле ГОКа - производства с химическими компонентами, взрывные работы и прочие зоны риска. Ну и конечно, золото:)

8. Проезжаем одну из ЗИФов (золотоизвлекательных фабрик) - там из руды весьма сложными процедурами извлекают золото. Впрочем, речь сейчас не о них, мы едем в карьер.

9. И вот, наконец, мы на месте. Карьер "Восточный" - та самая круглая "дыра" в земле, что была хорошо видна с самолёта.

9а. Вид с самолёта на карьер и комплекс ЗИФов.

10. Но и тут не всё так просто. Прежде чем смотреть сверху и ехать вниз, здесь тоже свой инструктаж по ТБ. Не общий, как в управлении ГОКа, а конкретный. Какая техника работает, какие у неё зоны безопасности, как себя вести при ЧП, если что. Потом расписываешься. Всё это происходит в диспетчерской карьера - красное здание за смотровой.

11. Мы внутри диспетчерской. С окна - визуальный обзор вниз, хотя всё дублируется и камерами.

12. Рабочее место диспетчера карьера. Всё компьютеризировано, на мониторах в реальном времени - работа всей техники. Движутся по экранам значки самосвалов, каждая машина оборудована геопозиционированием,. Есть связь по рации с экскаваторами, горными мастерами, взрывотехниками, буровиками. Понаблюдав минут 10 за работой диспетчера, я нашёл некоторую параллель с авиадиспетчерами. Нагрузка тут и правда немаленькая: всё время потоком идут разные команды, указания, оповещения.

13. Чтобы не фантазировать с параметрами карьера - отснял плакат в диспетчерской. Смотрите, справа всё расписано. Глубина карьера по состоянию на сейчас - около 480 м. Но будет значительно глубже, он пока в разработке. Нижние цифры - самые красноречивые: из карьера вывезено 117 млн. тонн рудной массы, а всего этот карьер дал на сегодня 541 тонну чистого золота. В цикле задействовано порядка 70 карьерных самосвалов. И ещё: работает карьер круглосуточно. Перерывов никаких нет - зима-лето, пурга-ливень-снег, неважно. Есть интервалы на взрывные работы, но это тоже часть производственного цикла.

Погодите, а как же традиционные золотомойные драги? Ими что, хуже добывать золото?
- Конечно, хуже. При их технологии извлекаемость золота ниже.
- И сильно?
- Практически вдвое ниже.
- А почему же тогда они существуют до сих пор?
- Так там россыпное золото, а не рудное. Это совсем иная технология, принципиально. Да и потом, нормальный карьер и его производственный цикл под силу только мощной производственной единице. Кто послабее экономически - моет драгами.

14. Другой плакат, оттуда же. Это про автоматизацию процесса. Высокоточное позиционирование техники в нынешнем виде внедрилось тут относительно недавно - года 3-4 как, судя по диаграмме. Следующая ступень - дистанционное управление. Интересная деталь: на карьерных самосвалах от 80 т и выше нет водителя. Есть оператор . Регистрируется вся эта техника не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре, но у всех есть номерные знаки. Однако права выезда на дороги общего пользования нет: слишком тяжелые машины.

15. Наконец, оба инструктажа пройдены и можно смотреть окружающий нас горнопромышленный мир. Вид с кромки диспетчерской на громадный карьер почти в полкилометра глубиной. Из золотых карьеров он второй в мире, после чилийского. Из обычных в России - в первой пятёрке. Но золотой карьер, как видите, гораздо чище угольного: здесь нет характерных для угольных пластов многочисленных "дымков". Видимость прекрасная.

16. Ещё интересный момент: дорога вниз идёт отнюдь не многочисленными спиралями по каждому откосу, а прорезает их более круто спускающейся вниз лентой. Вот тут это хорошо видно. Чтобы спуститься от диспетчерской на самое дно, самосвалу нужно проехать 8,5 км. Туда-обратно выходит уже 17, плюс время на загрузку породой. За смену получается 6-7 ходок.

17. Вид в полном облачении.

18. Тут же, неподалёку, разложены образцы пород в карьере. Из списка давайте посмотрим крупно помеченные галочками - №12 и №15.

19. О-12. Кварц-слюдистый метосоматит. Белый - это кварц.

20. О-15. Коричневый цвет - сульфидная минерализация. Затем из такой оболочки путём сложных манипуляций на ЗИФе "вынут" золото.

21. Горнопромышленные барышни Вера и Ирина. Так что тут есть не только мужчины:)

22. Теперь следующая задача - попасть на самое дно самого глубокого колодца карьера. Вот в это место, отмеченное красной рамочкой.

23. Спускаться вниз на полкилометра будем на безотказном НЕФАЗе-дежурке.

24. Откосы у карьера ступенчатые и довольно крутые. Один ярус высотой примерно 25 метров. То есть, если вниз упадёшь даже на одну ступень, шансов мало. Сам откос так аккуратненько нарезается специальной машиной - видите, там такие бороздки? Сперва бурят тонкие шурфы через равные промежутки и затем точно рассчитанной массой взрывчатки подрывают. Лишнее убирают. В итоге получается вот так аккуратно.

25. Достигли дна, подьезжаем. Вид с предпоследнего нижнего яруса.

26. Здесь как раз идёт выемка и погрузка руды на карьерные самосвалы. Они едут наверх и доставляют руду на ЗИФы.

Видео этого процесса:

27. На вывозе руды задействованы средние (136-тонные) и малые (90-тонные) самосвалы. Погрузку ведёт 10-кубовый экскаватор. Самосвалы импортные (в основном Terex и Caterpillar).

Расклад примерно такой: хорошая руда считается, если извлекаемость золота 3,5 - 3,8 г с 1 тонны. Значит, 136-тонный Катерпиллер везёт каждой ходкой наверх (по максимуму) примерно 500 грамм золота. Но это в идеале: в реальности содержание может быть и ниже - от 1,4 г на тонну. Порода разная.

Хм... А почему не БелАЗы?
- Слишком ненадёжные и геморроя с ними многовато.
- Ого...
- Да. У них весь ресурс меньше - и по двигателю, и по шинам, и надёжность пониже.
- А эти сильно дороже?
- Примерно в 2,5 раза от БелАЗа. Но если считать по полному жизненному циклу - с ними получается даже несколько дешевле.

28. Поодаль стоят буровые установки. Они бурят шурфы для закладки взрывчатки и потом её подрывают: получается или новый нижний ярус карьера, или расширение стенок существующего яруса, для беспроблемной работы экскаватора по выемке породы. Кое-где уже стоят красные вешки: там идёт или произведена закладка взрывчатки, работают взрывотехники. В общем, надо быть крайне осторожным: опасных мест внутри карьера очень много. Работа непростая: не зря нас наверху дважды напрягали инструктажами. Всё это не от вредности, а от необходимости.

29. Кое-где видны и трубы для откачки жидкости, спускающиеся ступенями вниз по откосам.

30. Отсюда открывается вид и на самое дно. А мы были ярусом выше, где стоит экскаватор.

31. Выезжаем со дна наверх. Тут тоже стоят предупреждающие вешки: очередное опасное устройство.

32. Едем на самую высокую точку карьера - перепад порядка 740 метров, если считать снизу.

33. Отсюда тоже хороший вид на карьер. Ровно напротив бледно-красная точка: это и есть диспетчерская, где мы проходили инструктаж по ТБ (фото 11-17).

34. На следующий день мы были на другом карьере ГОКа - "Благодатном".

35. Здесь сейчас идут более активные вскрышные работы, так что и самосвалы есть побольше - не только средние на 136 т, но и большие на 220 тонн.

36. Прибыли.

37. Тут нас тоже ждёт свой инструктаж по ТБ. На фото - рабочее место карьерного диспетчера полностью (в предыдущем показе на кадре №12 я не снял верхние экраны с он-лайн графиками).

38. Крупно - средний монитор нижнего ряда с точным позиционированием техники в карьере. Каждый самосвал имеет свой значок, который постоянно перемещается, так что карьерный диспетчер видит всю картину в динамике.

39. А здесь - верхний левый экран с текущими показателями работы дежурной смены.

40. Вид на карьер "Благодатный" от диспетчерской. Он не такой глубокий, как его старший брат "Восточный" - порядка 250 метров (пока). Будет, конечно, глубже со временем.

41. А сейчас едем на одну из погрузочных точек, где работают самые большие самосвалы.

42. Здесь уже работает 18-кубовый экскаватор Ижорского завода, почти в 2 раза больше того, что мы видели на "Восточном". Самосвалы тут большие - 220-тонные японцы "Комацу", самые любимые у операторов. Эти самосвалы ставят на вскрышные работы, где надо вынимать большие объемы пустой породы, прежде чем доберутся до пластов с золотоносной рудой.

43. "Комацу" в сравнении с НЕФАЗом дежурного горного мастера. Правда, вахтовка стоит чуть дальше, но всё равно контраст величин виден наглядно:)

44. Гружёный японец пошёл на вывоз породы.

Продолжение рассказа будет посвящено карьерным самосвалам и технике. Посмотрим их поближе и подробней.
Не переключайтесь! :)