Беседа «Дружба начинается с улыбки» (средняя группа). Конспект занятия "дружба" в средней группе

Цель: Формирование понятий «Друг », «Дружба».

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с правилами (секретами, законами) дружеских отношений, закреплять знания пословиц.

Развивающие: обогащать словарный запас; закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения.

Воспитательные: учить понимать и оценивать чувства и поступки других; формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам.

Оборудование: аудиозапись песен «Настоящий друг», «Улыбка», чудо-дерево с вопросами, клубочек, сказочный персонаж кот Леопольд.

Предварительная работа: повторение стихотворений о дружбе, работа с пословицами.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поговорим об очень, очень важном. А о чем именно сейчас вы узнаете, послушав песню. (Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг ».) О чем пелось в этой песне? Вы согласны с этим? Почему? Кто же из вас догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (о дружбе, о вежливости, о взаимоотношениях).

А сейчас я расскажу вам сказку. Жила-была на земле девочка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место…

Пришла и видит: стоят пять красивых девочек, одна другой краше.

Вот выбирай, — сказал волшебник.

Одну зовут Радость, другую — Доброта, третью — Красота, четвертую -Печаль, а пятую -Дружба.

Они все прекрасны, — сказала Любовь. Не знаю, кого и выбрать…

Твоя, правда,- ответил волшебник,- но выбери только одну из них. Она будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девочкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Воспитатель: Ребята,а кого выбрали бы вы? Почему? (Дети объясняют свое мнение).

Любовь подошла к девочке по имени Дружба и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).

Какое чудесное слово « Дружба ». Давайте произнесем это слово вместе!

Ребята, вы любите сказки? А ведь в сказках сказочные персонажи тоже умеют дружить. Попробуйте угадать, кто с кем дружит.

1.Зеленый крокодил Гена и его друг… (Чебурашка)

2.Мальчик по имени Малыш и его друг …(Карлсон)

3.Смешной мишка Вини — Пух и его друг… (Пятачок)

Перед вами, ребята, стоит необычное дерево, так как у него необыкновенные цветочки. На цветочках этого дерева написаны вопросы. Давайте попробуем на них ответить.

  1. Олегу нужно обратиться к воспитательнице, а она в это время разговаривает. Что нужно сделать?
  2. Игорь столкнулся с Верой в дверях. Что он должен сделать?
  3. Маша принесла в группу новую куклу, а Оле хочется поиграть с Машиной куклой. Что должна сделать Оля?
  4. Мальчики из кубиков построили дом, Максим играл рядом и задел, дом сломался. Что должен сделать Максим?
  5. Ты пришел в детский сад и принес конфеты. Что с ними сделаешь?
  6. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает маленьких?
  7. Девочки играют в интересную игру, к ним подошла Света. Что скажут ей девочки?

Молодцы, ребята.А сейчас мы с вами проведем упражнение «Дружба начинается с улыбки », от которого вам станет весело и приятно. (Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем и с улыбкой. Например, Здравствуй, Машенька.)

Вот и пришло время разгадать нам секрет дружбы. (Да.) А секрет этот спрятан в одной песне. Давайте послушаем. (Звучит аудиозапись песни «Улыбка ».)

И с чего же начинается дружба? (с улыбки) Молодцы, вы очень быстро разгадали секрет дружбы.

Сегодня мы с вами говорим о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку. (Дети хором рассказывают заранее выученное стихотворение.)

Все мы дружные ребята.

Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо.

Будет радостно, светло.

О друзьях, о дружбе всегда приятно говорить. А знаете ли вы пословицы о дружбе? Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи пословицу».

1.Один за всех и все за одного.

2.Нет друга — ищи, а нашел – береги.

3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4.Новых друзей наживаю, а старых не забываю.

5.Старый друг лучше новых двух.

Так о чем же говорилось в этих пословицах? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вы еще только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать много законов. Например:

Доверять своему другу.

Не обманывать друга.

Не обижать друга.

Заступаться за друга.

Помогать друг другу.

А еще, какие законы вы знаете?

О чем мы с вами сегодня говорили?

Что такое дружба?

Вам понравилось занятие?

(Стук в дверь. Заходит сказочный персонаж — кот Леопольд.) Ребята, кто к нам в гости пришел? (кот Леопольд) Давайте с ним поздороваемся. (Здравствуйте.)

Леопольд: Я пришел не с пустыми руками, а с волшебным клубочком.Поиграем?(Да.) (Дети сидят на ковре по кругу. Леопольд передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит вежливое слово. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.) Ребята, вам понравилась игра? (Ответы детей.)

Воспитатель: Теперь мы с вами связаны одним клубочком, клубочком дружбы. А помните, что говорил кот Леопольд в мультфильме? Давайте мы все с вами встанем, возьмемся за руки, улыбнёмся, друг другу и еще раз скажем слова добрейшего кота Леопольда:

Ребята, давайте жить дружно!

Воспитатель: До свидания, Леопольд.

Дети тоже прощаются.

А напоследок мы с вами поиграем в игру «Эстафета дружбы. » (Взяться за руки и передавать эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: « Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец,снова возвращается ко мне) . Я чувствую,что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!

Анна Пилипец
Беседа «Дружба начинается с улыбки» (средняя группа)

Доброго времени суток! Получилось так, что надо было срочно подготовить занятие на тему "Дружба начинается с улыбки ". В голову ничего не приходило. Воспользовалась опытом коллег с Маам. Особую благодарность хочу выразить Надежде Ухловой, Юлии Варламовой, Ольге Кулиной, Расиле Минлебаевой. Их конспекты стали "отправной точкой" моего занятия. Вот что у меня получилось.

Беседа «Дружба начинается с улыбки » (средняя группа ) .

Цель : Развитие свободного общения со сверстниками и педагогом.

Задачи :

1. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг”, "дружба” .

2. Познакомить детей с эмоциями и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе .

3. Закрепить правила дружеских отношений .

4. Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки других в различных ситуациях.

5. Развивать коммуникативные навыки и умения.

6. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Материалы : Картинки с изображением «дружбы » и «ссоры» . Иллюстрации к русским народным сказкам «Заюшкина избушка» , «Крошечка Хаврошечка» , «Лиса и Журавль» «Лиса и Волк» , портрет Бабы Яги. Вырезанные из жёлтой бумаги небольшие смайлики (без улыбки , красные карандаши - по количеству детей. Запись песни В. Шаинского «Дружба начинается с улыбки » .

Предварительная работа : беседы о дружбе , друзьях, взаимовыручке; обсуждения конфликтных ситуация в группе и нахождение путей их разрешения; д/и «Угадай по голосу» , «Назови ласково» , «Комплименты» ; п/и «Мы – веселые ребята» ; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, в т. ч русских народных сказок; слушание и исполнение песен о дружбе .

Ход беседы.

1. К нам пришли гости. Давайте улыбнёмся им , поздороваемся, познакомимся. (Здороваемся, один ребенок очень кратко рассказывает о нашей группе ).

2. А теперь подойдите, пожалуйста, ко мне. Перед вами четыре картинки, как вы думаете, какая? Дети выбирают «лишнюю» картинку. В ходе обсуждения приходим к выводу : на трёх картинках изображены добрые, веселые дети, а на четвёртой – драчуны, поэтому она «лишняя» .

3. Сегодня я предлагаю вам поговорить о дружбе (дети садятся на стульчики, расставленные полукругом) .

ВОПРОСЫ К БЕСЕДЕ :

Как вы думаете, что такое дружба ?

Есть ли у вас друзья?

Зачем нам нужны друзья?

С кем можно дружить ?

Каким должен быть настоящий друг?

С какими ребятами хочется дружить , а с какими не хочется?

Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Вывод : дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба- это улыбки друзей . Друзья - это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба-это когда , умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить.

4. Перед вами иллюстрации к русским народным сказкам. Давайте разберемся, кого из сказочных персонажей можно назвать другом, а кого нет? Обсуждаем характеры героев, их поступки, с кем бы дети хотели дружить . Вывод : другом можно назвать Петушка из сказки «Заюшкина избушка» - он смелый, добрый, защитил слабого. Коровушку из сказки «Крошечка Хаврошечка» - она всегда помогает, выслушает, пожалеет. Зверей из сказки «Теремок» - они веселые, добрые, и тоже помогают друг другу. Нельзя назвать другом Лису из сказок «Лиса и Волк» , «Лиса и Журавль» - она хитрая, всегда обманывает, никогда не поможет и не пожалеет.

5. Показываю портрет Бабы Яги. А как вы думаете, у Бабы Яги много друзей? После ответов детей высказываю предположение о том, что у Бабы Яги нет друзей, потому что она не знает правил дружбы . Предлагаю детям поиграть в игру «Да – нет» и проверить их знания «Правил дружбы » . Правила игры : Если ответ «да» - хлопаем в ладоши и утвердительно киваем головой. Если ответ «нет» - топаем ногами и отрицательно машем головой. Гости оценивают правильность ответов детей.

Игра «Да - нет»

Надо вместе всем играть?

Другу надо помогать?

Друга нужно разозлить?

А улыбку подарить ?

Друга стоит обижать?

Ну а споры разрешать?

Друга чаем напоить?

Дружбой надо дорожить ?

Друга хорошо иметь?

Будем все мы дружить ?

(жюри подводит итог : все справились с заданием отлично)

6. Подводим итог нашей беседы . Делаем вывод о том, как важна дружба для каждого человека. О том, что дружбой надо дорожить и не обижать своих друзей, но для того что бы иметь хороших друзей нужно самому научиться быть хорошим другом.

7. В конце беседы задаю вопрос . С чего начинается дружба ? Ответ детей : С улыбки ! Давайте и нашу беседу закончим улыбкой . (Все улыбаются друг другу , под песню В. Шаинского «Дружба начинается с улыбки » дети рисуют «смайлики» и дарят их гостям, как символ начала дружбы ).

Программные задачи:

Образовательные: Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений; закреплять знание пословиц и стихов о дружбе.

Воспитательные: Учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы, продолжать развивать диалогическую речь, приобретать опыт в составлении творческих рассказов. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи, ценить и беречь дружбу.

Развивающие: Обогащать словарный запас детей глаголами и прилагательными, продолжать учить детей построению сложных предложений, закреплять умения вести короткие диалоги.

Предварительная работа: Изучение группы: наблюдение за общением детей, выявление особенностей общения.

Разучивание с детьми пословиц, стихов о дружбе;

Чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей.

Слушание аудиозаписи песен «Дружба начинается с улыбки» .

Материал и оборудование:

Аудиозаписи: «Дружба начинается с улыбки» (муз. В.Шаинского, слова М.Пляцковского)

Сюжетные картинки на тему «Как и кому можно помочь» , чудо-дерево, магнитофон, правила дружбы, солнышки, эмоции людей, коврик мира.

Ход занятия:

Здравствуйте, дети! Сегодня у нас с вами гости. Гости желают на вас полюбоваться, посмотреть какими вы стали.

Усаживайтесь поудобнее. (Звучит «Песня о дружбе» , пока дети усаживаются)

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.

В-ль: Когда вы рассаживались на места, звучала песня. О чем в ней пелось?

Дети: в песне пелось о дружбе, о друге, он в беде не оставит, всегда придет на помощь.

В-ль: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести беседу? (о дружбе, о настоящих друзьях)

В-ль: Да, мы будем разгадывать тайны дружбы. А чтобы их разгадать надо отвечать полным ответом, быть внимательным и соблюдать правила.

В-ль: Видите, сегодня наше чудо-дерево заскучало, а давайте мы разгаданные тайны дружбы будем дарить чудо-дереву? Вы согласны? Тогда оно повеселеет.

  1. Что такое дружба? (когда дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга...
  2. Это –друзья, это хороший поступок.
  3. Как можно познакомиться? Показ сцены знакомства.
  4. А ещё с чего начинается дружба? (с улыбки, так в песне даже поётся) .

В-ль: Вот так легко мы с вами разгадали первую тайну. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую тёплую улыбку. (Дети выполняют)

В-ль: – «Улыбку» поместим на наше чудо-дерево.

В-ль: Ребята, а у нас дети в группе умеют дружить? (умеют)

Кого можно назвать другом? (человека, который придет на помощь в трудную минуту, не бросит в беде, делится игрушками, может помочь, научить тому, что сам умеет, уступить. А если хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть каким? (хорошим другом, добрым, щедрым, честным, дружелюбным)

А если поссорились, что нужно сделать? (помириться) .

В-ль: Сейчас мы с вами будем учиться мириться.

Физминутка: Хватит ссориться и злиться (спиной)

Ну давай, живей мириться (поворачиваются и берутся за руки)

Всё, обида, уходи (машут руками)

Ждёт нас дружба впереди (обнимаются) . Молодцы!

Постараемся поменьше ссориться. Хорошо? Садимся.

В-ль: О друзьях говорить всегда приятно. Поэтому многие поэты пишут стихи о дружбе. Кто из вас помнит такие стихи?

Чтение стихов о дружбе детьми:

1. Всё с друзьями пополам, поделить мы рады

Только ссориться друзьям –никогда не надо!

2. Дружат в небе облака, дружит с берегом река

Ведь недаром говорят-что для дружбы нет преград!

3. Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить, запомнить это надо!

В-ль: Да, ребята, человеку всегда необходим кто-то близкий. Я думаю, что у вас у каждого есть друзья. Может кто-то желает рассказать о своем друге? (предлагается план рассказа)

Как зовут вашего друга

Во что с ним играете

Какой он ваш друг

Почему вы с ним дружите

(заслушиваю рассказы 1-2 детей.)

Можно сделать вывод, что жить без друзей скучно.

В-ль: Вот мы с вами разгадали вторую тайну дружбы – «Надо иметь кого?» Друзей. Поместим еще одну тайну на чудо-дерево.

Дети подходят к стенду, где находятся изображения человека, выражающего различные эмоции.

В-ль: Ребята, скажите, каким выглядит одинокий человек, т.е. человек у которого нет товарищей. (покажите)

(Грустным, печальным, безрадостным, угрюмым)

(тучкой, пасмурным небом, дождём, тающей сосулькой, увядшим цветком) .

В-ль: Каким выглядит человек, у которого много друзей?

(Весёлым, счастливым, радостным)

В-ль: С чем можно сравнить его настроение? (с солнышком, радугой, цветком) .

В-ль: А вы какие у нас? Дружные?

В-ль: Поиграем с пальчиками.

Физминутка: Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(пальцы обеих рук соединены в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ладони прижаты друг другу)

(подушечки пальцев постукивают друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.

(руки вниз, встряхивают кистями) . Молодцы!

Внесение сюжетных картинок «Помогаем друг другу»

В-ль: Посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, какие ребята изображены? Что вы можете рассказать о них? (рассказывают по картинкам)

В-ль: можно сказать, что они доброжелательные? Почему? (желают друг другу добра, девочка помогает бабушке, не ссорились во время игры…

В-ль: Вот мы узнали ещё одну тайну дружбы, какую? Быть доброжелательным. Поместим на чудо-дерево!

В-ль: Ребята, как вы думаете: Какая ещё одна тайна?

В-ль: Я вам подскажу – «Помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей»

В-ль: А теперь я предлагаю протянуть своим друзьям руки, и улыбнуться. И постарайтесь никогда не ссориться.

В-ль: Давайте подойдем сейчас к нашему чудо-дереву – оно так повеселело, как вы думаете почему? (потому что мы разгадали тайну как не ссориться) .

В-ль: А ещё я вам предлагаю вспомнить правила, которые мы очень часто обсуждаем в д/саду. (Схема-правила) .

В-ль: Ребята, что означают эти правила? (дети проговаривают их) . Молодцы!

В-ль: Но если кто-то из вас всё-таки нарушит эти правила, и кто-то кого-то обидит, у нас есть волшебный коврик. Мы будем садиться на него и мириться. Хорошо?

В-ль: Дети, вам было интересно? (ответы)

Я тоже очень рада, что всем вам было интересно. Хочу подарить вам волшебные солнышки, которые будут светить вам всегда, согревать вас. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться) . Всем спасибо!

Галина Павлова
Конспект занятия в средней группе на тему «Дружба»

МКДОУ д/с №10 «Солнышко» г. Приволжска

Конспект занятия в средней группе

на тему «Дружба »

Составила :

воспитатель Павлова Г. В.

Программные задачи :

1. Воспитательная

2. Развивающая

3. Образовательная дружбе

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку В. Шаинского «Когда мои друзья со мной» , встают полукругом.

Воспитатель : Гости к нам пришли сегодня

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, поздоровайтесь.

А теперь давайте улыбнемся друг другу. Возьмитесь за руки

«Я ТЕБЯ НАШЕЛ»

(Игроки стоят в парах лицом друг к другу по кругу

(показывая на соседа) – Я так долго тебя искал и нашел.

(разводя руками, удивляясь) - Почему ты так долго ко мне не шел?

(рукопожатие) – Очень видеть рад тебя,

(обнимаются) - Пообщаемся любя.

А теперь присаживайтесь на стульчики…

Музыка скайп

Видео звонок. Старуха Шапокляк плачет : «Что такое? Почему я всё одна и одна? Со мной никто не играет, доброго слова не скажет? Я не знаю что такое дружба и кто такие друзья

Воспитатель : Ребята поможем старушке? (ответы детей) Тогда давайте вспомним правила общения и дружбы , узнаем новые и отправим их старушке Шапокляк, а также мы с вами можем сделать и подарить ей Цветок дружбы Согласны ?. Дружба , удивительно волшебное слово, давайте хором повторим его! Дружба ! А как вы понимаете, что такое дружба ? (ответы детей) .

Воспитатель : Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют и не ссорятся. Друзья - это люди, с которыми нам интересно и хорошо ли еще говорят «комфортно» . Ребята, а вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да» или «нет-нет-нет» .

Игра : «Да-да-да» , «нет-нет-нет» .

Будем крепко мы дружить ?

(да-да-да)

Нашей дружбой дорожить ?

(да-да-да)

Мы научимся играть?

(да-да-да)

Другу будем помогать?

(да-да-да)

Друга нужно разозлить?

(нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

(да-да-да)

Друга стоит обижать?

(нет-нет-нет)

Чай с друзьями будем пить?

(да-да-да)

Будем крепко мы дружить ?

(да-да-да)

Молодцы! Справились с заданием.

Звучит песня В. Шаинского «Улыбка» .

Воспитатель : Ребята с чего начинается знакомство и дружба ? (ответы детей) Верно, потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Доброжелательный человек тот, кто желает вам добра. Вы тоже улыбнитесь друг другу, ведь улыбка-начало дружбы .

И мцы с вами начинаем создавать цветок дружбы .

Давайте прикрепим лепесток с улыбкой к нашему Цветку дружбы .

Ребята, как ладошки помогают нам дружить и общаться ? (ответы детей)

Воспитатель : Верно! А ещё ладошки помогают нам играть друг с другом, давайте поиграем? Нужно встать парами, лицом друг к другу и повторять за мной.

Физкультминутка «Ладошки»

Вот у нас игра какая :

Хлоп ладошка, хлоп другая

Правой, правая ладошка

Мы похлопаем немножко.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай

А потом, потом, потом

По коленкам шлёп-шлёп

По бокам себя похлопай

По плечам теперь пошлёпай

Можешь хлопнуть за спиной

Хлопни и перед собой.

Вправо можем, влево можем

И крест-накрест руки сложим

Похвалить детей.

А теперь на наш Цветок прикрепим ещё один лепесток с изображение ладошек.

сели на стульчики.

Воспитатель : Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей)

Воспитатель : Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей Мишка и Зайчика, каждый из которых хочет покататься на качелях, как помочь им не поссориться.

(Воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре, выдаёт соответствующие маски зверей, детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.)

В тихом лесу, средь кустов и дорожек ,

Жили два друга Зайчик и Мишка

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Мишка навстречу качелям шагнул

Заяц качели к себе потянул

Заяц : «Я первый!»

А Мишка : «Нет, я!»

Не уступают друг другу друзья.

Заяц обиделся : «Значит ты Миша,

Мне как товарищ совсем не хорош!»

Обсуждение проблемы, поиск путей её решения.

Воспитатель : Почему Заяц решил не дружить с Мишкой ? (ответы детей)

Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (ответы детей)

Как помирить друзей, сделать так чтобы так, чтобы ссоры не было? (ответы детей (Считалочка)

Давайте ещё раз прочитаем стихотворение, ну уже с весёлым концом, когда зайчик и медведь договорились.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек ,

Жили два друга Зайчик и Мишка

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Миша на встречу качелям шагнул

Заяц качели к себе потянул

Заяц сказал : «Покачаю тебя, мы ведь с тобою Миша друзья»

Воспитатель : Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться? (ответы детей : уметь договариваться) А как вы считаете каким должен быть друг? (ответы детей : добрым, внимательным, отзывчивым) Давайте прикрепим на Цветок дружбы лепесток доброты и отзывчивости в виде сердечка.

Воспитатель : Ребята очень важно уметь порадовать друга. Чем вы можете порадовать своих друзей? (ответы детей) .

Воспитатель : А ещё для друга можно рассказать стихотворение. А еще я знаю что вы много знаете стихов о дружбе . Давайте расскажем их для своих друзей (Дети читаю стихотворение) .

Воспитатель : Ребята, от ваших стихотворений у всех радостное настроение и давайте устроим для ваших друзей «Радостный салют» . Давайте подойдем к столу, я сейчас буду капать на бумагу разноцветные капли а вы будете на них дуть через эти разноцветные трубочки, (дети дуют в трубочки) . Хорошо, здорово, чудесно, прекрасно, получился замечательный салют. Давайте ещё один лепесток хорошего настроения прикрепим к Цветку дружбы .

Воспитатель : Мы вспомнили с вами и узнали главные правила общения и дружбы , посмотрите, какой замечательный получился у нас цветок, теперь мы можем послать его старухе Шапокляк.

Видеозапись. Старуха Шапокляк : «Спасибо друзья за ваш Цветок дружбы . Теперь я знаю, что главное в дружбе - это улыбка , умение договариваться, быть добрыми и внимательными, дарить друг другу хорошее настроение. До свидания»

Воспитатель : Ну что друзья давайте встанем в круг, возьмёмся за руки.

Расслабление : стихотворение «Давайте дружить »

Давайте люди

Дружить друг с другом

Как птицы-с небом

Как травы-с лугом

Как ветер - с морем

Поля - с дождями

Как дружит солнце - со всеми нами.

Воспитатель : Наше занятие подошло к концу , вы у меня молодцы! И в знак дружбы я хочу подарить вам…. Скажите гостям до свиданье и пойдем к ребятам…

Звучит песня В. Шаинского «Когда мои друзья со мной» . Дети выходят из зала.

Самоанализ образовательной деятельности по теме «Дружба »

В работе с детьми я ставила следующие цели :

1. Воспитательная : воспитывать справедливое отношение к друг другу, воспитывать доброжелательно отношение к сверстникам и взрослым.

2. Развивающая : развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также развитие навыков межвозрастного общения.

3. Образовательная : учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе , углублять представление детей о доброте, как едином неотъемлемом качестве человека, учить детей размышлять нравственной сутью поступков.

Все занятие было подчинено единому сюжету. Образовательная деятельность проведена в форме беседы, с использованием игровых приемов. В начале занятия создала положительный эмоциональный настрой детей (подарить улыбку друг, другу, гостям, игра на сближение «Я тебя нашел» )

Видеозапись способствовала заинтересованности детей. С помощью Шапокляк старалась поставила проблему «Почему с ней никто не дружит » и разобрать её с детьми.

Задания и упражнения соответствовали заданной теме и поставленным задачам. Упражнения выбраны с учетом возраста и особенностями индивидуального развития детей и в соответствии с образовательной программой дошкольного воспитания.

Составление цветка дружбы способствовало закреплению правил дружбы , использованию схем для запоминания.

Все части непосредственно образовательной деятельности имеют взаимосвязь. Особое внимание старалась уделять на развитие активного словаря детей, давала им возможность самостоятельно рассуждать, высказывать свои мысли. Использовала интеграцию образовательных областей : «Социально-коммуникативное» , «Познавательное развитие» , «Физическое развитие» , «Развитие речи» ,

Считаю что цели, поставленные мною на занятии , были выполнены. Ребята справились со всеми поставленными задачами. Работали с интересом. Эмоциональный настрой детей был положительным.

Анна Кантемирова
Конспект открытого занятия «Мы в мире, дружбе будем жить» (поликультура)

КОНСПЕКТ

организации образовательной деятельности

в старшей группе

«Мы в мире , дружбе будем жить »

Цель :

Продолжать формировать у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальностям, культуре других народов. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.

Образовательные задачи :

1. Объядинение опыта и знания детей для создания у них целостной картины многонациональности планеты Земля, России, города Саратова.

2. Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других национальностей.

3. Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

4. Обобщать знания детей о городах Росси; познакомить детей русским народом.

5. Воспитывать интерес к культуре своего народа и уважительное отношение к культуре других народов Поволжья.

Воспитательные задачи :

1. Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для

других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.

2. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности.

3. Воспитывать у детей сознание «человека мира» , чувство патриотизма и сопричастности ко всему, что происходит на Земле, России.

Развивающие задачи :

Формировать социальные способы поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения друг к другу.

Формировать понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.

Развивать музыкально – творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам музыкальной деятельности на занятии .

Оборудование :

Оформить группу по теме ООД. Аудиозаписи русской, казахской, татарской музыки. Национальные костюмы (русский, казахский, татарский.)

Предшествующая работа :

Тематические музыкальные занятия на тему : «Кругосветное путешествие» , «Что такое Родина» , «Главная песня страны» ,

«Разноцветный хоровод» .

Беседы на тему :» Что, значит дружить ?», «Пословицы и поговорки о дружбе » , «Младших надо защищать» , «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» .

Совместная музыкальная деятельность : слушание народной музыки, песен о дружбе народов , игра на народных музыкальных инструментах.

Организация выставок на тему : Национальные музыкальные инструменты», «Предметы и элементы костюмов народов мира» , фотоколлаж «Наш город» .

Физическая карта России, (на слайде) фонограмма песни.

Дети встают полукругом лицом к доске.

Воспитатель :

Тема нашей беседы «Мы в мире , дружбе будем жить »

Стихотворение

Каких народов только нет

В стране великой нашей.

Как пестрый солнечный букет

Калмыки и Чуваши.

Татары, Коми и Мордва,

Башкиры и Буряты -

Всем скажем добрые слова

Любому будем рады .

(Карта России.)

Воспитатель :

Посмотрите на карту.

Воспитатель :

Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая, и многонациональная. И хотя все люди разные и говорят на разных языках, у них один общий дом – Россия.

Воспитатель :

Наша страна очень большая. На многие километры протянулась она с севера на юг и с запада на восток

(показывает по карте.)

Когда на юге России (показывает указкой по карте г. Сочи) весной тепло, светит солнце, на севере (показывает указкой г. Мурманск) лежит снег; когда на Дальнем Востоке (показывает указкой г. Владивосток.) школьники идут в школу, в Москве еще полночь, люди спят.

Воспитатель :

Красивая и удивительная природа в России, много гор, озёр и рек.

Стихотворение

Прекрасен горный край Кавказа

Здесь разные народы

На крайнем севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне

Вот рыболов тунгусский

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно русских.

Воспитатель :

На берегу, какой реки стоит наш город?

Дети :

Наш город Саратов стоит на берегу реки Волга.

Воспитатель : Волга протекает с севера на юг. Территория, прилегающая к Волге, называется Поволжья. Где живут люди разных национальностей. На севере находиться Республика Татарстан, там живут татары. На юге Астраханская область и Республика Калмыкия, где живут казахи и калмыки. А в центре Поволжья основная часть населения русские.

Сегодня мы с вами поговорим о народах проживающих на территории Саратовской области и в городе Саратове.

(Русский национальный костюм.)

(Эвелина и Артем)

(Вместе кланяются на три стороны)

(Эвелина)

Встретиться я с вами рада, в этой горнице детсада,

Сколько здесь моих друзей – всех национальностей!

Внешне хоть и не похожи, для меня вас нет дороже,

Все красивы и умны, все талантливы, скромны,

Песни звонкие поют, ну а дружно ли живут ?

Дети : ДРУЖНО !

Воспитатель :

Посмотрите, какую красивую одежду носили в старину. Расскажите, нам о своей одежде.

Мы одеты в русские национальные костюма : косоворотку, штаны, белоснежная рубашка, сарафан с вышитым узором, а на голове кокошник и картуз.

Воспитатель :

Какой цвет преобладает в костюмах?

Дети : Красный.

Воспитатель :

Этот наряд считается праздничным. Красный цвет означает красивый. Из красной ткани шили праздничные костюмы.

(дети садятся на свои места)

Воспитатель :

А еще ребята на Руси люди украшали свои избы. Правильно украшенная Русская изба – залог покоя и гармония в доме.

Воспитатель :

Из чего строилась изба?

Дети : Из деревянных бревен.

(Дети походят к избе)

Воспитатель :

В Деревянных домах всегда было тепло и уютно. Посмотрите на убранство дома. Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте и найдите этот предмет внутри избы.

Загадка. Летом спит, зимой горит

Пасть открывает , что дают глотает. (Печь)

Воспитатель :

В каждой избе была русская печь, она являлось не только местом для приготовления пищи, и домашнего очага, но и воплощала идею благополучия в доме, так же печь была «героиней» Русских народных сказок. Назовите мне эти сказки :

Дети : «Гуси лебеди» , «Колобок» «По щучьему веленью» , «Волк и семеро козлят»

Воспитатель : Отгадайте вторую загадку.

Загадка : Ножек 4, а шляпа одна

Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)

Воспитатель :

В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.

Воспитатель :

По старой русской традиции на Руси,

встречают дорогих гостей – хлебом –солью.

Гость отламывает маленький кусочек хлеба,

Макает кусочек хлеба, его в соль и кушает.

Воспитатель :

Как вы думаете, что означает этот символ?

Артём : Этот символ гостеприимства, благополучия, достатка.

Эвелина : Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим! (Угощают гостей)

ФИЗ. Минутка. Хороводная игра «Четыре шага.»

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель :

Вторыми по численности населения в Саратовской области татары, они чтят и помнят свои традиции национальные праздники.

Послушайте, как звучит татарский язык в татарской песне. (Включается запись на мультимедийном экране)

На середину выходят дети, одетые в национальную татарскую одежду.

Воспитатель : «Исеммэсыс» !

Аня отвечает. «Исеммэсыс» это значит «Здравствуйте»

Воспитатель :

Наши дети одеты в национальные татарские костюмы. Татарский национальный костюм украшен мелкими оборками и воланами, рюшками, а на голове КАЛФАК и ТЮБЕТЕЙКИ – маленькие шапочки.

(Показывает на мультимидейном экране слайды)

Воспитатель :

У татарского народа существует свой орнамент.

- «Цветочно – растительный» .Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов : тульпана, ромашки, фиалки.

Таким видам орнамента украшались полотенца, занавески, фартук, платья, обувь, головные уборы (калфак, тюбетейка.)

Народные умельцы отдавали предпочтение насыщенным цветам :

Воспитатель : Каким?

Дети : Зеленому, желтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому.

Воспитатель : Украсьте полотенца и фартук простыми узорами и орнаментами татарского народа

(Творческая работа детей. 5-6 минут)

На мультимедийном экране. Показывается образцы (фартук и полотенца.)

Воспитатель :

Молодцы! Вы хорошо украсили свои работы. После хорошей работы люди отдыхают, веселятся. Давайте вспомним любимые весенние праздники татарского народа.

Праздник «Наурыз» отмечают в марте месяца, когда в природе наступает весна и день становиться длиннее.

В народе люди ходят друг другу в гости, угощаются сладостями. Хорошая традиция этого праздника сохранилась до наших времен. А еще татары весну встречали, за кличками.

Аня и Вадим.

Жаворонок, Жаворонок! Возьми себе зиму, а нам отдай весну.

Возьми себе сани, а нам отдай телегу.

Воспитатель :

Снова мы друзей хороших в гости позовем,

(На середину выходят дети одетые в казахскую национальную одежду.) Воспитатель : Салеметсизбе кадырле конактар.

Здравствуйте, уважаемые гости!

Наши дети одеты в казахские национальные костюмы.

Давайте посмотрим какими орнаментами

Украшены костюмы наших детей.

Одежда украшалось вышивкой из золотых ниток различными, завитками, зигзагами. Народные орнаменты в костюмах отличаются друг от друга, потому - что у каждого народа свой образ жизни,

Свои обычаи и традиции.

Ксюша. Мы друг друга уважаем, много нас сегодня тут,

Русские казахи, и татары.

Очень дружно мы живем , вместе пляшем и поем,

Помогаем мы друг другу, и не станем ссориться,

За друзей стоим горой, вместе дело спорится.

Воспитатель : Я предлагаю вернуться на свои места.

(Дети садятся на свои места.)

Единство

Саша. Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.

Но возьмем, к примеру, эти : слово «Я» и слово «Мы» .

«Я» на свете одиноко, в «Я» не очень много прока.

Одному или одной трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я» . Мы – семья, и мы - друзья.

Мы – народ, и мы – ЕДИНЫ.

Вместе мы непобедимы!

Воспитатель : Вот теперь – то я довольна! Вижу, дети, вы дружны !

Ведь раздоры, слёзы, войны людям вовсе не нужны!

На Земле, и в каждом доме пусть звучит веселый смех,

У Руси великой хватит, ласки и любви для всех!

Дружите , друг с другом и будьте счастливы!

Воспитатель : Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Спасибо за внимание!

Дети : До свидание!